Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

24 июня 1988 г., 146 {18 143) Л Р Н ИН С К О Е ЗНАМЯ А Изъяны сервиса А Врач спешит на помощь Ч И Т Й Т Е Л Ь - Г Й З Е Т А А В бюрократическом омуте А Добрые пожелания -ПИСЬМА О ПЕРЕСТРОЙКЕ- НЕПОВОРОТЛИВАЯ СЛУЖБА в ходе перестровкн на наших глазах про­ исходят большие преобразоьания. Перестраи­ ваются все сферы жизни, меняется мышле­ ние людей, идет широчайшая демократизация общества. У людей повысилась ответствен­ ность, укрепилась дисциплина. Они теперь больше информированы, стали открыто су­ дить обо всем. ,А вот о службе быта подобного не ска­ жешь. Изменять прежний, неудобный для кли- вптов, стиль работы она будто и не соби­ рается, работает по старинке. В прошлом году мы произвели обмен квар­ тиры и, когда ремонтировали ее, вплотную по­ знакомились с некоторыми услугами бытови- Начну с обмена. В узком тесном коридор­ чике бюро по обмену жилья за (|>анерной пе­ регородкой вели прием инспекторы. В ожида­ нии очереди лтрдн разговори,\ись, обсуждая ход перестройки. Кто-то с возмущением гово­ рил о том, что нашего брата, просителя, ниг­ де не примет так, как положено, что клиент всюду пока остается жалким просителем. На это отреагировали инспекторы за перегород- — Кто там хочет, чтобы его приняли, как министра?! — спросила одна из инспекторов, — Все! — уже пошутил кто-то. Роптание на медлительность в перестройке бытовиков остановилось. Все притихли; Верх взяла боязнь; а вдруг инспектора начнут кап­ ризничать, застав^ 1 ^ по новой бегать с бумаж­ ками? ^ что ж тут удивительного: нас дол­ го приучали к молчанию. А ведь в бюро тоже есть что перестраи­ вать. Большие очереди, теснота, неудобства, много беготни, отдаленность сберкассы, в ко­ торую посылают вносить плату за обмев^ Будь министр — его-то инспектора нашли бы возможность обслужить... Такая уж у них псй- хология; коли начальство — так по первому классу, а рядовые — в очередь. Не минист- С переездом на новую квартиру предстоял срочный ремонт. Вместо помощи в ЖЭК № 2 УЖКХ НЛМК с нас потребовали црезв^ле все­ го написап заявление о том, что у нас нет претензий к домоуправлению. Чтобы не оби­ деть ребят-сантехников, скажу, что краны, унитаз, раковину, которые мы привезли с гог родской базы, они поставили. Спасибо им за помощь. А вот стекла для окон, дверей да и одну дверь мы заказывали в г. Грязи, в Липецке. Произвести побелку, вклейку обо­ ев нанимали частников, потому что в бюро услуг ремонт обещали только через два-три месяца. А ведь в домоуправлении были и две­ ри, и стекла. Есть и плотники, и маляры. Ес­ ли бы домоуправленцы были на хозрасчете, на бригадном подряде, считахи копейку, раз­ ве они упустили бы возможность взять день­ ги, которые их квартиросъемщик возил в Гря­ зи, в Липецк, платил частнику? Нет, конеч- Прошлым летом как-то забарахлил у нас телевизор. Аппарат новый, стоит на абояе- мевтвом обслуживании. Одной из косвенных причин неисправностей мы считали оторвав­ шуюся припайку антенного штеккера. Сдела­ ли заявку в телемастерской поселка. На дру­ гой день пришел молодой телемастер. Пово­ зился в аппарате пару минут, напомнил про неисправность антенны, но не подпаял щтек- кер. Уходя, сказал что в телевизоре вышел из строя какой-то блок (запамятовал назва­ ние), и телевизор надо принести в телемастер­ скую для замены блока... — Мы пенсионеры, старые радикулитчики, не дотащим такой груз, — взмолились мы с — А вы попросите у дворников тележку н привезите, — посоветовал он. Молодой, а на­ ходчивый! ПрнгоАось-таки отнесга телевизор в мастерскую. Опять показывает плохо. Вызвали мастера по антеннам. Он подклю­ чил телевизор к новой, общей антенне, по­ ставил новый штеккер, настроил, и вот уже почтя год он работает исправио. Зачем же исправный аппарат; сто5?ший ва абоиементпом обсАуживанин. телемастер ве.лел тащить нам в мастерскую? А ведь, если б он не стоял На льготном обслуживавии. небось, взяли бы и за ремонт, который можно в не делать. Много лет мы пользуемся широко разрекла­ мированным абонементным обслуживанием, но за все эти юды никогда телеателье не Дела­ ло оговоренный договором прсфилактический ремонт не только два, но даже и раз в год. Бюро услуг, расположенное на площади Победы, в которое мы обращались с заяв­ кой йа утепление двери, отличи^ вьш 6 лни.\о заказ. Огромвое спасибо тем, кто это сде­ лал. Но прежде, чем приняли заказ, было не­ мало мороки. Ведь дозвониться с поселка Ма- тырского до бюро, расположенвого в районе «Спутника», целая проблема. А нам, чтобы сделать «заявку, пришлось звонить десятки раз. И, всякий раз диспетчеры любезно вечали: поз:ояите через недельку или найди те еще клиента, а то, мол, посылать маете ров невьиодко. Но не проще ли самому бю ро согласовать заказы, чем клиенту подыски вать «напарника»? Между тем, торопили хо­ лода, а заявку все не принимали. Пришлось потратить день, съездить в бюро. Там заказ приняли без единого воэражевия. ' Но поче­ му его нельзя было принять по телефону? Это­ го вопроса мы в бюро все-таки не зад€ 1 ли. По­ боялись, что заставят приехать еще раз. При­ чин для этого можно найти много. Приходят­ ся всего опасаться. Хорошо, если сделают честь по чести, а то так заволокитят, что и не будешь знать, что делать,. кому пожало- В конце февраля у нас вышел.из строя хо­ лодильник. Поехали в «Рембытгехнику», сде­ лали заказ. Первого марта приехал мастер. Посмотрев аппарат, сказал, что вьппел из строя агрегат. — Сколько стоит этот ремонт? — поинтере­ совались мы у мастера. — Восемьдесят рублен. Это нас устраивало. Согласились. Думали, что мастер сразу же возьмет с собой агре­ гат, исправит или привезет новый, поставит — и все. Нам останется только оплатить услу- Но не тут-уо было! На деле все оказалось сложнее, запутавнее, да и много дороже. Вы­ яснилось, что вызов мастера, демонтаж аг­ регата, его доставка и возврат не входят в стоимость ремонта. Поэтому гместо 80 руб­ лей ремонт нам обошелся в 110. Почему же нас ввели в заблуждение? I 24 марта оплатили ремонт. Взамен вам вру­ чили гарантийный талон и пообещали привез­ ти агрегат 25 марта. Но не привезли, хотя мы ждали весь день. 6 апреля поехали к ре­ монтникам в четвертый раз. Ответили, что в назначенный день не нашли вату квартиру, так как кладовщица перепутала адрес. Заве­ рили, что привезут 8 щтреля. Йа >этот раз ма­ стер привез агрегат, но монтировать не стал, сказав, что забыл дрель и что приедет через неделю. 15 апреля он явился с дрелью. Смон­ тировал агрегат, но тот работать не стал. Ока­ зывается, невсправво старое реле, и мастер потребовал от нас новое', которое мы якобы должны были взять ва складе вместе с агре­ гатом. Но агрегат-то получал и доставлял ма­ стер. Откуда же клиенту, впервые столкнув­ шемуся с услугами «Рембыттехншш», знать все эти хитросплетения? Почему за реле дод­ жей ехать клиент? Ведь мы его все равно не установим. Нет же, клиента мытарят, как хо­ тят, обвиняя в бестолковости! Нет, не коснулась перестройка «Рембыттех- вики». На претензии по поводу волокиты, без­ ответственности. неразберихи в работе с кли­ ентом рядовые работвшш кивали на админи­ страцию. Никто из них ие поставил себя в положение клиента, не извинился за нерво­ трепку, ожидания, утраченное время, не ска­ зал о своих ошибках, упущениях. Не лучше поступили и старший мастер хо­ лодильного цеха' Н. В. Бдпэаков, к которому мы обращались дважды. Один раз были да­ же у зам. директора «Рембыттехники» А. Я. Комарова. Контроль за прохождением выпол- вечия заказов здесь отсутствует. Вот и стоит третий месяц неисправный ко- Ао,\ильник, за ремонт которого давно - упла- чево ПО рублей. С 24 марта есть и гаран­ тия. но ведь она не морозит и не греет. Что же делать нам, «не министрам»? И. ХОВАНСКИЙ, ветеран труда. З А Н О В О Й В Ы В Е С К О Й Сейчас так много организовывается всевоз­ можных кооперативов, что порой кажется, что тут просто отдается давь моде. Приведу конкретный пример На станции- техническо­ го обслуживания легко ых автомобилей, что на Елецком шоссе, работал пункт диагноста КП и рег>'лировки развала и схождения ко лес. Недавцо этот участок о 6 ъ!Шлеп коопера­ тивом. Работы теперь производятся за налич­ ные деньги. А что же изменилось? Как рань­ ше он работал с восьми утра, гак и сейчас работает. Те же услуги, то же государствен­ ное оборудование и помещение, те же очере­ ди на регулировку я по-прежнему низкое ка­ чество, отсутствие запасных частей. Другой только стала цена. Если раньше за регулиров­ ку платали 2 рубля 60 копеек, то теперь — 5 рублей. Спрашивается; кому нужен и ко­ му выгоден такой «кооператив»? Что он Дал автовладельцам? По-моему, переЕОД государ­ ственных предприятий — прибыльных —, в кооперативные в корне неверная, вредная практика, ибо она ие расширяет сферу услуг, а только выжимает лишние рубли из клиен­ туры при нейзмеино плохом уровне и каче­ стве услуг. В. ШИРЯЕВ, автолюбитель. НЕ СГЛАЖИВАТЬ О С Т РЫЕ У Г ЛЫ в «Ленияском знамени» была опубликована статья под заголовком «Что радует, что огор чает», в которой оассказыва.\ось о встречах работников редакции с читателями. Такой кон­ такт дал много полезного. Несмотря на кри таческие замечания, надо согласиться, что за последнее время авторитет газеты заметно возрос. Гёаета стала интересней, в ней поя­ вились новые рубрики, больше стало печа­ таться критических материалов. Я тоже хо чу высказать свои замечания журналистам. Надо обратить внимание на такой важный вопрос, как иовьппение ответственности 'уко водителей перед коллективами трудящихся. Несколько раз жители отдельных неблагоуст­ роенных улил Правобережного района проси­ ли исполком заасфальтировать проезжую часть, привести в порядок дорогу к детскому саду № 74. По этому поводу в «Ленинском зна мения даже была напечатана критаческая статья. Но до сих пор ничего не изменилось. В газете, на мой взгляд, недостаточно ос вещаются вопросы экологии и зашиты окру жаюшей среды. Липчане практически мало знают, какая проводится з этом направлении работа. В стороне от этого вопроса санэпи.\ станция общество охраны природы. Недавно мне пришлось быть в одном из цехов заво да «Свободный сокол». В каких же ужасиых условиях работают, там люди. То, что за­ газованность в Липецке превышает нормы — ни для кого ие секрет. Но почему же так спо­ койно смотрят на это те, кому по должности положево наводить порядок? Ведь речь идет о здоровье человека. Надо обязательно на страницах газеты об­ судить такой набо.\евший вопрос, как проб­ лема стоматологии. Люди годами ждут оче­ реди на иротезирование. В областной стома­ тологической поликлинике в настоящее время принимают только записавшихся в 1986 году. И положевие ее улучшается. Что думает по этому поводу областной отдел здравоохране ння?. Почему, если надо построить какой-ни­ будь промышленный объект, на него броса­ ют все? Газета и радио сообщают, как идет стройка, в чем задержка и г. д. Строитель ство же объектов здравоохранения на заднем плане. Надо следить за гем, чтобы производ­ ственная тематика не забивала социальную. ' Хочется, чтобы газета больше вскрывала не­ достатков, добиваясь их устранения Надо меньше сглаживать острые углы, уводить о» критики виновных, и особенно р^тсоводите С. БЕРЕЗИН. Рабочий труболитейного , цеха № 2 завода «Свобод­ ный сокол» В. А. Кирьянов ,с тоской смотрел на кучу угольной пыли, перемешан- _ной с комья.ми глины и сне- ‘ га. Он никак не мог йонять, что это и есть топливо для его ,семьи й ‘ 81 -летней ма­ тери, проживающей по со­ седству в собственном доме. «Уголь» доставили работни­ ки трансагентства из Липец: кого гортопа. . Кирьянов направился туда и высказал свое недоволь­ ство. Но ему сказали,- что ни директор, ни работ­ ники гортопа не виноваты в том, что привезли вместо топлива пыль с глиной, по­ советовали обратиться в «Трансагентство». Оттуда переадресовали в областное управление топливной , про- .мышлекяости^ Он просил создать комиссию, которая бы. убедилась в негодности «топлива». Но везде отка­ зали. Й только после ямеша; дельства профкома цеха^ гбртоп соизво.дил выслать комиссию, которая подтвер­ дила непригодность достав­ ленной смеси. Директор гор­ топа Н. Т. Золотарев дал НУ и НУ! Г Л У Х А Я С Т Е Н А указание забрать ее. Одна­ ко началась волокита. И опять рабочему челотеку пришлось обращаться в обла­ стное управление топливной промышленности. Его на­ чальник И. Е, Попов, воз­ мутившись-, притопнул ногой: — Забрать. Но «уголь» и по сей день лежит, там же. Оказывает­ ся. гортоп продает некаче­ ственное топливо систе.мати- чески. Одно время практи­ ковалась его замена. Потом топливные руководители за­ явили: ^ — Заменять не будем, потому что несем большие убытки. Вслед за этим .областное управление топливной про­ мышленности вообще прек­ ратило через гортоп' по кол­ лективному договору обеспе­ чивать углем рабочих заво­ да. На одном из собраний они прямо спросили руко­ водство предприятия, ' как теперь быть с топливом. Профсоюзный комитет заво- 'да пригласил И. Е, Попова и Н. Т. Золотарева. Те вновь отрезали: - — Другого угля у . нас нет- Торгуем тем, что по­ ставляют. , Проблема так и остается нерешенной. Аналогичное положение и у рабочих НЛМК, проживающих в соб­ ственных домах с печным отоплением, других пред­ приятий и сельских регио- ,нов. А между тем близится время заготовки топлива. А вот образчик прямо-т*- ки махрового бюрократизма; «В декабре 1987 года я и мои родители обращались к вам по ПОВОДУ' ремонта кры­ ши в нашем доме, — пи­ шет в редакцию липчанка Л. Д. Санжаровская (ул. Досмонавтов, дом 39 /2). Ре­ дакция тогда письмо напра­ вила в. Советский райиспол. ком,. Оттуда поступил ответ, что ремонт домов ЖСК-2 проводится через горплая. Но разве жильцов интересу­ ет это? Им важно знать, когда заделают крышу, п.> тому что даже в жаркие днч в квартиру Л. Д. Салжа)^з- ской и квартирь! соседей с потолка течет тягучая зеле- ная жидкость. У автора пись­ ма часто болеет дочка, врач сказала, что грибки, кото­ рые растут на потолке, очень вредны для здоровья ребен- Любопытно .что Санжа. ровская обращалась в рай­ ком КПСС и в горисполком цо нескольку ^аз. Но все жалобы приходят В' ЩСК-2. (йювом, глухая стена бюро­ кратизма. Кто же прошибет назад ЖКО предприятия- поставил на капитальный ремонт. Жителей пересели­ ли в дом обменного фонда,..:, который ^ не соответствует"' санитарным* нормам, там - один туалет на два этажа^. •- Пищу приходится готовить.*8... жилой комнате. Когда вы-., селяли квартиросъем'щиков,. им обещали закончить капи­ тальный ремонт за три—че«-': тыре месяца. Но увы. обе-»-- щания Остались обещанилг..,. ми. Хуже того, ремонтн??!?,:; работы прекращены. Скол^_._ ко будет продолжаться эта-- канитель, ие может сказать-— даже В. А. Плаксин, заме;;—- ститель директора ЛТЗ -по..„ 'Д оро гая редакция! общите, когда мы снова -- въедем в свои квартиры,. — пишут жильцы, — кто несет..-. ответственность за волоки­ ту?» А й в самом деле, кто ? , . А. КОНДАКОВ. -ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ- СТЕРЕГУЩИЕ ЖИЗНЬ В корреспонденции «Будни авиаторов» говорилось о том, что по инициативе врачей и летчиков на базе от­ деления санитарной авиации об.тастной мяогопрофилЬ. ной больницы создана не имеющая аналогов в стра­ не система по ока.занию помощи тяжелобольным «боль, ница — больница». Читатели просят подробнее рассказать об этом новшестве, перспективах его развития. Слово внештатному корреспонденту С. Рожманову. Санитарная авиация — это неп 1 юрьгвное ожидание тревожного сигнала. Спокой­ ных ночей не бывает, дней тоже. Все же А. А; Носов, руководитель отделения эк­ стренной и планово-кон. сультативной помощи, спи. тает, ' что днем спокой­ нее, На рабочих местах все специалисты. Фельдшеры- диспетчеры Т. Т. -Аверьяно­ ва, Л. В. Калинина, М. С. Волкова, А. В. Путилина В' постоянном, контакте' со ^все­ ми больницами области. Всег­ да наготове два . самолета, вертолет, несколько специ­ альных автомобилей и две­ надцать бортврачей. В слу­ чае необходимости они мо­ гут. привлечь на помощь -лю­ бого из самых опытных спе­ циалистов областного цент- — Экстренный вызов, да­ же если его постоянно ждешь, все равно как-то за­ стает врасплох. Привыкнуть к звонку, который кричит о чьей-то боли, невозможно, — говорят дежурные медики. ...Была глухая ночь, ког­ да на связь ВЫШ.ЧО Долгору- ково. Тяжелая авария. По­ страдал. четырнадцатилет­ ний Миша Крюков. Врачи районной больницы борются за его жизнь второй-час, но сильный шок не выпускает его из смертельных объя­ тий. Просят срочной, помо­ щи. Через несколько минут автомобиль, оборудованный специальной аппаратурой, с запасом крови для перели­ вания и медикаментами ' от­ правляется в путь. Врачи М, А. Буланов и Б. .М. Гор­ бунов торопят. У пострадавшего^ крити­ ческая потеря крови. По­ пытки вывести подростка из шокового состояния, сложная операция, повторные перели­ вания крови продолжались до полудня. К этому време­ ни кровотечение удалось ос­ тановить, появился проблеск надежды. Но было также ясно, что имеющейся аппа­ ратуры недостаточно. Нуж- но немедленно доставить пострадавшего в областной стационар. — Еще полгода назад, — сказал М. А. Буланов, —' наши усилия пропали бы да­ ром, так как о перевозке мальчика не могло быть и речи. Даже воспользовать­ ся самолетом было нельзя Дорогу к аэродрому он бы не выдержал. Именно для таких с.дуча- ев и держат вертолет. Дело не такое простое, как ка­ жется. на первый взгляд. Сел на лужок и взял боль­ ного. .Пришлось вблизи каж- ' дой центральной районной больницы и на территории областной построить верто­ летные площадки. Один из вертолетов переоборудовать под санитарный, установив' всю необходимую для под­ держания жизни аппаратуру, подготовить пилотов для не совсем обычных полетов. Не все сразу получалось, но те­ перь можно смело сказать, все отработано. , Вертолетчики А. В. Гу- левский и -В. М. Локтионов пбсадили МИ-2 у самых во- рот большщы. Мальчика ос­ торожно перенесли в салон и подключили к дыхатель­ ному аппарату. Обратная дорога заняла всего двад. цать минут. Быстрота и вы­ сокое качество первичцой помощи, щадящая транспор­ тировка, квалифицированное своевременное лечение в от­ делении сделали свое доб­ рое дело. Сейчас пациент выписан и, наверное, не до­ гадывается, благодаря чему остался жив. А Михаил Александро­ вич, сдав больного, не успел даже пообедать. Вертолет жда.ди в .Задонске, где в крайне опасно-м состоянии была отравившаяся двухлет­ няя Оля Крайнова. На под­ мену вызывать специалиста не оставалось ни минуты. Михаил Александрович молод. Он выпускник Астра, ханского медицинского института, работает всего шесть лет. По специальности детский реаниматолог, то есть специалист. имеющий дело с са.мьшш сложными, критическими состояниями организма. По должности бортовой врач. За этим зва­ нием ! стоит многое. Далеко не каждый способен мгно- венно принять самостоя­ тельное и единственно вер­ ное решение. В любую пого­ ду, днем ли. ночью, он дол­ жен быть готовы.м выехать, вылететь по тревожному вы­ зову. Отказов по погодным условиям здесь не бывает. Не так давно сильный ли­ вень и гроза не дали сесть вертолету в Усмани, где погибал от удушья месяч- ный ребенок Пришлось вер­ нуться. •Буланов тут же пе­ ресел на вездеход и все же успел оказать помощь. Та­ ких примеров много. Теплые слова хочется сказать о ма. стерстве и смелости водите­ лей, работающих здесь. От их умения зачастую зависит жизнь пациента и безопас­ ность врачей. — Всех специалистов, без­ заветно работающих «на нас», назвать невозможно, ■их около двухсот, — гово­ рит А. А. . Носов, —- но все же надо выделить А. И. Не­ чаева и К. В. Болотского, хирургов А. Н. Овчинш{Ко- ва, Н. Н. Олейникова и Л. В. Агафонова, инфекциониста В. С. Козлова, невропатоло­ га Н. М. Телышова. Особые слова уважения, конечно, в адрес нейрохирурга М. /В. Житкова. Не молод он. За спиной у него суровые годы войны. Но Михаил Василье­ вич’ наравне со своими мо. лодымн коллегами вылетает на помощь к пострадавшим, и благодаря его ■ блестяще выполненным операциям спа­ сены многие жизни. Однако сказать, что все прекрасно в санитарной ави­ ации, значило бы погрешить против истины. Если бы к энтузиазму персонала до­ бавить еще надежную мате­ риальную базу. Нет пока прямой связи с больницами. Соединения идут через междугородную станцию бе­ сконечным накручиванием диска телефона. Нужна соб­ ственная телефонная стан, цня, при помощи которой одним нажатием кнопки вы­ зывалось бы любое меди­ цинское учреждение' области и города. Насколько бы по­ высилась столь необходи­ мая оперативность. И, что любопытно, станция для этой цели медикам выделена, но она лежит мёртвым грузом. Нужен дефицитный кабель для ее подключения, но его не -могут достать. Недаром в начале беседы А. А. Носов заметил, что ночью работать труднее. Ка­ кое терпение надо, ' чтобы разыскать нужных врачей. Телефонов даже у са.мых необходимых из них нет. — И треб'уется-то десять —пятнадцать номеров, — с горечью замечает он. — Уй­ ма времени теряется, пока шофер ■поднимется на этаж, разбудит, подождет, пока врач соберется. А драгоцен­ ные, иногда решающие ми­ нуты уходят, . И еще, по его мнению, .для отделения нужен свой реанимационный пост с по­ стоянным штатом сотрудни­ ков. Чтобы доставленный тяжелобольной сразу попадал в руки специалистов, а не ожидал, пока решат, где его госпитализировать. В начале года ва Лнпецкий тракторный завод прибыла боль­ шая группа вьетнамских граждан, которые должны приобре­ сти здесь рабочие специальности машиностроительного профи-,:, ля: токаря, фрезеровпщка, шлифовщика, слесаря-ннструмен- тальщика и сборщика. После обучения ва курсах русского языка они пришли во многие цехи производственного объ­ единения. Здесь за ними закрепили наставников — опьгшей- ших рабочих, настоящих мастеров своего дела. Среди тех, кому доверено особое право обучать вьетнамских товарищей,-; и бригадир слесарей-ивструментаХьщиков Иван Алексаидро!. ВИЧ Сошвнн (яа снимке), чей стаж насчитывает более 20.. лет. Рядом его ученики — граждане ДРВ — Нгуен Као Хай... и Ву Вав Винх. фото А. ДРОБЫШЕВА. ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ ЛЕКАРСТВО И ЛЬГОТЫ Лекарство и льготы. Вопрос, волнующий сегодня мно­ гих наших читателей. Его часто задают они в своих письмах в редакцию. Липчан интересует, кто имеет пра­ во приобретать медикаменты бёёпЛатно или на льгот­ ных условиях. По просьбе редакции на эти и другие - вопросы Ътвечает начальник аптекоуправления облиспол-,, кома М. М. ШЕПЕЛЕВА. . — Майя Михайловна, как свидетельствует редакцион­ ная почта, больше всего воп­ росов о том, кто все таки пользуется льготами й какн- — Льготы бывают раз­ ными. Ну, например, с, двад­ цатипроцентной . скидкой лекарства приобретают пер­ сональные пенсионеры, с пятидесятипроцентной — участники Ве.пйкой Отечест­ венной войны, пенсионеры или инвалиды, получающие пенсии в минимальных раз­ мерах, дети, которым назна­ чена пенсия по случаю поте­ ри кормильца и размер ко­ торой минимален, инвалиды I—П-й группы с детства, люди, получившие инвалид­ ность I—II грушы вследст­ вие трудового увечья, про­ фессионального или 0 бщО 1 Ю заболевания, наконец, воен­ нослужащие и партизаны те- риода. гражданской и Вели­ кой (Отечественной войн, ставшие инвалидами вслед­ ствие общего заболевания, трудового увечья. Кроме то­ го, некоторые категории больных получают лекарст­ ва бесплатно. — Что это за категории? — Прежде всего инвали­ ды Великой Отечественной войны и приравненные к ним инвалиды, учаотники войны, впоследствии став­ шие инвалидами, Разумеет­ ся, за исключением тех случаев, когда инвалидность наступила в результате про­ тивоправных действий'. Бес­ платно получают медикамен­ ты также люди, страдающие гепатитом, бронхиальной аёт- мой, ревматоидным артри­ том, онкологическими, пси­ хическими, некоторыми тя­ желыми кожными заболева­ ниями. Все случаи здесь наз­ вать трудно. • — Допустет, в аптеку обратился больной или ин­ валид войны. Что ему необ­ ходимо, чтобы получит|, ле­ карство бесплатно? , .— Главное здесь — ре­ цепт. Только при его предъ­ явлении можно приобрести медикаменты на льготных условиях или бесплатно. Причем, рецепт остается в аптеке. Это отчетный док\'- мент. И еще одна деталь. Врач может выписать бес­ платно или на льготных ус­ ловиях только одно лекар­ ство — и не более, чем в двух экземплярах. — А вот, если к врачу обращается человек, получа­ ющий пенсию в минималь­ ных размерах, я болезнь его — самая обычная. На каком осиог^нии врач мо жет выписать этому больно му льготный рецепт? — В пенсионном удосто­ верении необходимо сделать запись «Имеет право на 50- пропентную скидку со стои­ мости лекарств» и заверить ее печатью и подписью ру­ ководителя- отдела социаль- ногб обеспечения. В доку­ ментах нового образца есть страница для «особых отме­ ток», в старых запись мож­ но сделать на последней . страшще. — Что, кроме медикамен­ тов, можно получить в ап­ теках на льготных условиях, н кто имеет на это право? — Инвалиды и- участники Великой* Отечественной вой- . ны. Первые бесплатно, а вторые с пятадесятипро- Центной скидкой могут при­ обретать лекарственные рас­ тительные средства, лечеб- ." ные минеральные воды (оп-‘ лачивается только стоимос.тВ; '■ посуды), предметы ухода .■азе/ больными, перевязочные ма-;, терналы. Кроме того, боль-_ ные сахарным диабетом, са­ мостоятельно девающие инъ-‘" вкции, получают этило-вый ” — Многим ветеранам врй-:_: ны приходится обращаться ,в магазины «Оптика». Есть ля ' здесь какие-то льготы? — Есть, но их немного. Бес-^" платно ОЧКИ’ для. коррекций' зрений могут получить толь-'; ко инвалиды войны, имею: , щие ранения с поврешдени-: ем орбиты глаза и прилега­ ющей к ней области'. На льготных основаниях — бес­ платно для инвалидов и .с пятидесятипроцентной скй'д: кой для участников вой-' ны — отпускаются телеско­ пические очки. Ну, а в ос­ новном очки для коррекции - зрения и инвалиды, и уча­ стники войны приобретают на общих Основаниях. — До сих пор йы гово­ рили об участниках Вели­ кой Отечественной. Ну, а воины ■ интернационалисты. Какими льготами пользую*: ся они? ....... • — Теми же. что преду­ смотрены для ин валидов - 'Я участников войны. ” - — Насколько известно, в последнее время появились новые льготы в приобрете­ нии лекарств для детей? - — Да. Если раньше эти- льготы получали лети в- возрасте до одного года, то с 1 января 1988 года право на это имеют дети до трех ' лет. Кроме того, бесплатно получают медикаменты (по рецептам врачей) дети-инва-. лиды до 16 лет. При этом размеры получаемой пенсии" или пособия не имеют зна­ чения. Основание — меди­ цинское заключение на ое- бенка (подростка), храняще­ еся в истории его развития.. И последний вопрос, Майя Михайловна. Вольно­ му, имеющему право на льготы, вьшисали рецепт, скажем, в Новосибирске, а он приехал в Липецк. — Ничего страшного. Ле­ карство по бесплатно.му или льготному рецепту можно получить во всех 'населен­ ных пунктах союзной рес­ публики. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz