Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
19 июня 1988 г.. № 142 (18 139) Л Р Н И Н С К О Е З Н А М Я Завершилось широкое общ ественное обсуж дение про ек та строительства киноконцертного з а л а в обл астном ц ен тре Волее двух лет продолжалась дискуссия о судьбе горо дища, расположенного в самом центре города'. Десятиле|ия до этого (включая дореволюционный период) этот район хаотически застраивался частными домовладениями, по крывался огородами, сараями, пргребами, выгребными ямами, свалками бытового мусора. Местцые жители про кладывали, где им удобнее, дороги, мостили их гравием, делали подъезды к домам... Город рос, развивался. Многоэтажные дома со всех сто рон окружили этот район. Но сам он по-прежнему оста вался своеобразной «резервацией», которую не тронул ветер перемен. Не случайно среди горожан за районом го родища закрепилось название «деревня в центре города». В расположенном по соседству драм^еатре ставили «Чай ку» Чехова, в политехническом институте, из окон ко торого видно городище, толковали о компьютеризаций про изводства, через дорогу—в областной научной библиотеке, проводили литературные беседы на английском языке, ,а здесь козу Машку привязывали за веревку к столбику, свидетельствующему о том, что она пасется на памятнике археологии, здесь квохтали куры, и хозяин озабоченно че сал затылок,' раздумывая, где бы ему вырыть в археоло гической толще очередную яму. Тишина этой, с позволения сказать, «идиллии» была на рушена лишь тогда, когда исполком городского Совета с целью социального развития центра Липецка, ликвидации этой «деревни» и имея в виду благоустройство городища с тем, чтобы сделать его доступным горожанам, предложил архитекторам проработать несколько вариантов размеще ния здесь крупного культл)ного объекта—кшшкондертно- го зала. Политика исполкома в дашюм случае была понят на, Просто яа благоустройство территории, включающее пе реселение многих семей из зоны сноса, государство пока не может выделить несколько миллионов рублей из-за понят ной на сегодшннний день напряженное ги бюджета. Иное дело — благоустройство в комплексе со строительством рентабельного объекта. Такова реальность, не учитывать которую сегодня нельзя. Однако предложение горисполкома вызвало резкое воз ражение со стороны ряда краеведов, литераторов, истори ков, пенсионеров. Они были не против строительства кино концертного зала, но — в другом месте. «Деревню» же предполагалось оставить нетронутой. Несколько общест-. венных обсуждений п^еднолагаеиого проекта позиций не сблизили, так как'его 'первый вариант с размещением за ла на вершине холма был явно неудачным. Мнения разде лились и в среде градостроителей. Как сообщил в письме в редакцию архитектор Ю. Д. Серов, при обсуждении это го вопроса на собраний Липецкой организации Союза ар хитекторов РСФСР против размещения зала в районе го родища выступило в полтора раза больше специалистов, чем тех, кто поддержал идею строительства. ■ ..^ Тогда решено было провести проектный семинар с уча стием архитекторов Москвы, Ленинграда, Ростова-на-До ну, Липецка. Жюри, рассмотрев представленные проекты, остановилось на варианте липчанки Л. А. Павловой, преду смотревшей размещение зала у подножия холма (об ито гах семинара сообщалось в «ЛЗ»), 19 мая этого года в «ЛЗ» в полосе «Форум» был опуб- . с к о в а н рисунэк кредполдг-юм^й реконструкции района городиыа и сбпшр.^ые к нс .ту поясиснил. Сообщалось так же, что гориспо.чком намерен нровести еще одно общест венное обсуждение прос-кта о .дироким участием в нем всех желающих лялчан. А в начале этого месяца в газете было опубликовано объявление, что городск-.й сход на эту тему состоится в большом зале Дворца культуры профсоюзов 10 тоня . Кроме того, горисполком передал телефонограм-' мы в общественные организации все.ч предприятий, чтобы депутаты, активисты довели информацию' о намечаемом схоДе до всех трудовых ко.члективов, чтобы каждый, име ющий свое мнение по данному вопросу, мог прийти и сво бодно высказаться, К началу работы схода зал был полон. Пришли рабочие я хозякственные руководители, профессора и студенты, партийные и советские работники, старшеклассники и ве тераны войны и труда, краеведы. Не было никаких зара нее подготовленных списков, выступить мог любой — до статочно было послать председательствующему записку. И на сходе, который продолжался без перерывов более трех -часов, выступило около тридцати человек. Сегодня мы публикуем с некоторыми сокращениями все выступ ления (за основу взяты стенограммы и магнитофонные за писи). Сокращения продиктованы тем, что практически все выступили, не пользуясь записями, а отсюда _ неко торая непоследовательность, повторы, ' уход от обсуждае мой темы. Кроме того, нельзя не учитывать и ограничен ность газетной площади. Но при сокращении и редакти ровании текстов редакция стремилась в каждом случае сохранить и не исказить главную мысль выступления. Сход кратким вступитель ным словом открыл предсе датель Липецкого гориспол кома В. И. Бородин. Главный архитектор города Б. П. Ка- нцане проинформировала со бравшихся о проекте строи тельства киноконцертного за ла и планах благоустройства городища. За'тем началось об суждение. - —Картинку, которая перед вами (имеется в виду рису нок, аналогичный опублико ванному в «ЛЗ». 19 мая. — Ред.), я увидел 10 мая впе рвые у председателя Гос строя РСФСР,-удивился и сказал, что хорошо написана картинка.'но это не так, это слишком утрировано и слиш ком, далеко от факта. Потому как она действительно созда ет впечатление, что городище вон' где, и его бульдозер со-' ' вершение }'е тронет. А ведь, ,надо сказать, ^ что двадцать 'Лет назад уже вгрызались в него экскаватор н бульдозер. Этот холм на какую-то часть уже обеск^'ражен; Теперь по поводу того, что эта картинка, как . специали сты говорят, серьезное дело. Рисунок этот дезориентирует липчан: написано у «подош вы». и «подножия». Фактиче- ' скн, до проекту, здание бу- ' дет вторгаться в . толщу- па мятника, его охранной зоны, утвержденной ■ академиком Рыбаковым, Министерством культуры. Она есть, эта ох ранная зона, но не ,принима ется во внимание. Ненадевто-' ргаться в городище г прев ращать его , в среду. Городи ще создала сама природа, и это красивое дет-ище. Сейчас оно запущено, там по.мойка по существу. А кто виноват? Отнюдь не краеведы, не ис- торйЕи, не специалисты. Мо- жно было бы давньш(давно переселить отсюда жителей в благоустроенные квартиры, дать возможность археологам . поработать, и тогда .мы име ли бы ПОЛНУЮ картину. И, те-м не менее, даже за счет шурфов 1959— 1961 гг. мы имеем •на городище много слойный памятник археоло гии. Здесь жизнь началась свыше трех тысяч лет назад. Зачем именно в районе горо дища надо строить? Разве нет - других подходящих мест? Решение может быть только одно: надо отказаться от рай- . она городища. .Липецк, — это один из древних городов времен Ки евской Руси. Очень большое значение представляет липе цкое городище, которое не подлежит никакой застройке. Этот памятник на учете в Центральном совете ВООПИ- , иК^ и Совете Министров. Совет Министров л ВООПИ- иК не дали согласия, чтобы памятник нарушить. Отделе ние истории Академии наук СССР считает застройку ли пецкого городища и окр,Ужа- юшей его территории недо пустимой. Липецкое городи ще является историческим и археологическим памятником большой ценности. Его зна чение определяется, прежде вдрго. тем, что оно представ- V ляет собой древнюю часть города — детинец. Есть мне ние специалистов: на том месте, где уже имеется кот лован. постооить диораму с показом первых , поселенцев на городите. Это будет од ним . из элементов задуман- ■ ного нами музея под откры тым небом. Городище — это такая страница истории, которую забывать грешно. Она не то лько страница истории Липе цка, но и всея Руси. А. П. УСАЧЕВ, директор завода «Свободный сокол»; —С довоенных времен знаю городище. И должен сказать, что в настоящее воемя оно имеет крайне неприглядный ,вид. Мы знаем, что центра города V нас пока нет. И. ду маю. что строительство на этом месте такого объекта, как киноконцертный зал, в какой-то мере по'может ре шить эту проблему. «Попутно будет решена и проблема го- родищенских «саклей». .Дей ствительно, эт'от ^айон надо благоустроить. И ' напрасно беспокойство по поводу ка кого-то вреда, который от стройки, получат археологи ческие слои. Проект, по-мо ему. достаточно продуман, и вреда городищу от него ' не будет. Во всяком случае, со- кольцы выступают за то. что бы на,этом месте.был'щостро- ен концертный зал. А. Ф. МАРТЫНОВ, кан дидат исторических наук; — Сегодня наша сходка свидете.'щщтвует о том,^ что мы' но1Гчаем тем, с чего надо было начинать несколько лет назай. Следовало бы, во-пер вых, вынести эту.идею на об суждение широкой общест венности. как только она по явилась. И, во-вторых, при согласий общественности об ратиться в Совет Министров РСФСР с просьбой о снятии памятника с учета и разре шении нового строительства на городище. И только при получении положительного ответа Совета Министров можно было на законном ос новании приступать’,к проек тированию киноконцертного зала. Вот такая последовате льность была бы разумной и законной. Но городские архи тектурные. строительные ор ганизации с пазрешения ,и при поддержке городского и областного ибполкомов, как говорится, впереди - лошади поставили телегу — самочин но приступили к разработке проекта строительства кино концертного зала на городи ще. А когда уже были сде.ча- ны все проектные расчеты, горархитектура , обнародова ла свои замыслы в газете «Ленинское знамя». Но не дремала обществен ность города. В различные инстанции столицы шли пи сьма с подписями десятков, сотен трудящихся. 8 октября 1986_года Центральный совет В001ШиК рассмотрел мате риалы Липецкого облисполко ма и письма общественности г. Липецка и высказался про тив снятия памятника с охра ны, т. е. отказал в разре шении нового -строительства на городиш,е. По заключению градостроительной комиссии Центрального Совета целесо образно определить другую подходящую площадку. Та кое же решение было приня то при рассмотрении этого вопроса совместно с Минис терством культуры РСФСР 26 сентября 1986 года. Пог том почему-то министерство стало колебаться в разные стороны... Более тридцати трех лет я занимаюсь изучением липе цкого края. Мне больно смо треть, как уничтожаются па мятники истории, культуры, архитектуры, памятники тру да, как стираются с липа ли пецкой земли неповторимые ценности, созданные трудом великого русского народа. Это уничтожение продолжа ется и в настоящее . время. Люди, привыкшие к волево му решению проблемы, не же лают отказываться от пре жних порочных методов рабо ты. Они вводят в заблужде ние вышестоящие организа ции и ведомства, официаль но заявляя, что строительст во зала планируется не на городище, а возле него, ря дом, у подножия- Н а . самом же деле планом предусмат ривается строительство на самом. городище, его осуще ствление неизбежно приведет к уничтожению памятника. Конкретное предложение; ни в коем случае не строить зал на городище, надо найти новое решение. А. И. ТЕПЛЕНИЧЕВ, се кретарь парткома Новолипе цкого металлургического ко мбината: — О том. строить или не строить зал, 1ю-моему, и спо рить нечего; конечно, надо строить! В городе очень мно го молодежи, а нам сейчас приходится проводить конце рты во. дворцах спорта, ко торые совсем для другого предназначены. Где с-роить? Этот вопрос очень серьезный. ГОРОДИЩУ НОВУЮ ЖИЗНЬ! Так решил общегородской <жод . липчан Не случайно сегодня сюда пришло столько людей, этот вопрос всех волнует. Я ска жу свое мнение и мнение ра бочих.с которыми мне приш-^ лось беседовать на эту тему. .Место, которое предлагают- нам архитекторы, выбрано очень удачно. Здесь и драм- театр, и Нижний парк, и но вый кинотеатр «Октябрь», и планируемое строительство у Комсомольского пруда куко льного театра, областной дет ской библиотеки... Я недавно специально хо дил на городище. Сейчас оно напоминает деревню тридца тых годов. Здесь некоторые выступающие говорили, что это памятник и что его надо беречь. Но пбчему его не бе регли до сих пор, почему мы не слышали вашего голоса раньше? Сегодня же. когда найдено умное . решение, вдруг появились возражения. Я счцтаю так; если мы на знамени* нашей партии напи сали «Все для человека», то строительство этого объекта и является конкретным воп лощением нашей политики. А. Ю. КЛОКОВ, зав. отде лом областного краеведческо го музея: — Мне вся эта обстановка несколько напоминает трид цатые годы. Тогда было то же самое: собирали сходы, писали письма, сносили хра мы в Липецке. Каганович ру шил Москву... Городище надо благоустраивать. Надо давать людям квартиры. Но не за счет строительства кинокон цертного зала. Ведь строите льство будет вестись на тер ритории памятника, и памят ник пострадает. Охранная зона городища доходит до трамвайной линии. Эта зона утверждена институ том археологии, есть план, он подписан и утвержден Мини стерством культуры. А проект искажает внешний вид памя тника. В Липецке практически нет парка, где бы мы могли отдыхать. Нижний парк — это > ярмарочная площадь, имени Скороходова — мал, негде старику сесть с газе той, почитать спокойно, нег де погудять С ребенком. Го родище — единственное та кое место, и с ним мы хотим поступить так же, как и ■ с Нижним парком. , Д киноконцертный зал мо- "^кно построить за 15-й , шко лой, за улицей Неделина, где стоял магазин, в котором сейчас прякимают шкурки кроликов... В. В. ШАХОВ, ректор Ли пецкого педагогического нн- ститута: — В решении схода надо записать; предоставить людям квартиры. Мы ' должны при нять государственное реше ние. Поэтому я призываю «от цов города» к человеческой мудрости; ■заводы Новолипец кий и «Свободный сокол» должны дать жителям горо дища квартиры, а на самом городище разместить. зеле ную зону. ' Мое личное мнение: Ли пецк древний город, поэтому все! святыни его должны со- храняться. Я думаю, что зда нию киноконцертного, зала можно найти другое место. В. М. ВАЖИНСКИИ, док тор исторических наук: — Полумиллионный Ли пецк растет очень бурно, но у нас нет цельности города, нет культурного и ад.минист- ративного центра. Нам нуж но использовать тот вариант, который предоставляет стро ительство киноконцертного зала даже на первых порах; снос частных домов, освобо ждение от домостроений поч ти всего района Каменного лога. В то же время я счи таю. что проект не нарушает сохранности городища. Более того, он поможет решить сра зу три задачи; город полу чит первоклассное учрежде ние культуры, люди получат квартиры, а само городигце освободится от строений для того, чтобы провести научные археологические изыскания. Ведь мы сейчас не изучили культурный .сло'й этого места капитально и изучить его из- за домостроений пока невоз можно. Но мы здесь решаем не только социальную задачу, но и градостроительную, эс тетическую, воспитательную и патриотическую. Сооружая киноконцертный зал рядом с городищем, мы тем самым соединяем древнюю культуру с культурой современной. То проектное решение, которое сегодня представлено, разум но, рационально вписывается в ландшафт. Мы можем соз дать здесь комплекс не то лько культурных заведений, но и зону отдыха, которая будет посещаемой. Мы мо жем создать здесь и истори ко-мемориальный комплекс. Те. кто выдвигает доводы против строительства зала, по- 1 Моему не имеют сами тве рдой \'веренности в доводах, к которы.м они - прибегают. .Несомненно, что на городище жили .люди с очень’ давнего времени Что же касается собственно Липецка, то он возник Б 1703 году и разви- ' вался вне городища. Там, во зможно. был сторожевой го родок или крепость. Мы не имеем по этому поводу точ* ных исторических данных. Но зато мы имеем историче ские ' данные о том, что Ли пецк возник, как слобода, в 1703 году, а стал городом в 1779-м. А если это так, то предстоит отмечать 300-летие Липецка в 2003 доду. Оста лось до этой дать! 15 лет. И мы должны подготовить го род к этому празднику, в то.м числе основательно пере строить центр, его ядро. А. И. ПАЩЕНКО, машн- ннст тепловоза НЛМК; — Я недавно про,читал книгу о Древней Руси. Липе цка там и в помине нет. По этому, думаю, что тащить сюда, « а городище, всю древ нюю историю страны тоже нельзя, неправильно это. Я не хочу умалить значение памя тника, только, по-моему, кро ме разговоров, не помешало бы и облагородить его окру жение. Д сделать это помо жет строительство зала. В конце концов почему мы не должны делать город, краси- Н. Н. ЛЫТКИН, бригадир треста «Жилстрой», Герой Социалистического Труда: — Вопрос, который поста влен сегодня, уже обсуждал ся год назад в горисполко ме. Прошел год, а мы все- говорим и говорим. А я счи таю. что давно уже строить надо! И строить на этом ме сте. Зачем же нам относить этот зал на окраину? Ему . место в центре. К нам люди приезжают из разных горо дов. из-за рубежа. И пря.мо- таки 5 ;столбенеют от удивле ния, увидев эту , деревеньку. Хорошо еще. что летом ее от дороги кусты прикрывают. Мы, строители, готовы поста раться на этой стройке, го рожане на нас в обиде не будут... И. П. КУПРИЯНОВ, пред седатель городского совета ветеранов, Герой Социалис тического Труда: — Надо строить. чтобы облагородить это священное место. Вот пишут письма в Москву, а когда приехали товарищи из Москвы, то, че стное слово, стыдно было по казывать и.м наш памятник. Никто городище не собира ется оазрушать, ч вот приве сти, его в порядок надо. _ Л стройка' — тому подспорье... И. И. ТРЕТЬЯКОВ, мае тер Липецкого тракторного завода; — Здесь до -меня ,ун;е .мно го сказали. Я только хочу спросить всех присутствую щих; нужен нам киноконцерт ный зал или нет? Из зала; Нужен, нужен! Тов. Третьяков; Допустили в данном случае беззаконие власти и архитектура? . , Из зала; Нет! Тов. Третьяков: Ну, а тог да и говорить не о чем; будем строить! Да и кто же этот зал построит, если не .мы? Не нарушили мы закона, не разрушим и городище. В. Г. НИКОЛАЕВА, брига- дир ДСК, лауреат Государ ственной премии СССР; — Я, как строитель, счи таю,что неправильно посту пил один -из выступающих, когда уничижительно назвал проект картинкой. Мне, на пример, он очень понравился: прекрасное здание, очень хо рошо сочетается с холмом. Когда все это будет осуществ лено, здесь появится один из са.мых красивых уголков Ли пецка. Если есть проект н отпущены деньги, то в чем яге дело? Надо строить... Б. М. ШАЛЬНЕВ, канди дат филологических наук: — Что мы знаем о городи ще? Из-за чего разгорелся сыр-бор? Почему страсти вспыхнули еще при первом обсуждении проекта два года назад? Речь шла о том, что Мы пока знаем из летопис ных источников. Из’ воспоми наний Радищева и Карамзина, из работ уважаемых истори ков: мы имеем дело с остан ками древнегр города, где семь с половиной веков назад липчане, предки наши, пош ли на бой с татаро-монголь ской ордой и потерпели пора жение. Город был предан ог ню и мечу, поэтому послед няя страница наших предков огненная, и под ногами у нас не позорная, а дозорная зем ля. Это действительно наша Поклонная гора. Это исток нашей. гражданственности, вот в чем ценность ее. Поэто му нравственно несовмести мы рядом городище и конце ртный зал. Но вопрос надо решать. Считаю, что здесь, на под ступах к городищу, можно построить Дом книги (кдмп- лекс библиотек). Дом зна ний, Дворец малыша (роди льный ДО.М). А где же можно поставить концертный зал? В зоне сноса, бывшего радиа торного завода. В. М. ЕГОРОВ, ветеран Великой Отечественной во! 1 - ны, инвалид второй группы: — Здесь некоторые высту-, пали поотив строительства концертнего зала,' особенно горячо два—три человека. Чего -же они добиваются? Разве они не видят, что поч ти все в зале не согласны с ними? Выходит.»что , одни стараются что-то сделать для людей, а другие хотят это сорвать. Мы-так расцени ваем такие выступления. Я предлагаю; киноконцертный зал надо строить , только здесь;, здесь и создать центр города. 3. И. БОЕВА, медсестра: — Вот мы сейчас слышим — городище, городище... Но вот ■сейчас, когда нашлись люди, готовые не языком, а делом взяться за п,14еобразо- вание городища, им ставят подножки. Кому-то хочется, чтобы наши дети росли и воспитывались в этом хламе. Я живу на городище, у меня пять детей. Я согласна; пусть моя семья навсегда останет ся там, как экспонат. 'Но с одним условием; пусть те, кто сегодня выступал против стройки, каждый- день по оче реди водят к нам экскурсии и смотрят Б глаза моим де тям. Сытый голодного не ра зумеет. Те, кто . выступает против стройки, живут в Хо роших квартирах. А мы что. не люди? Ради чего терпим? Ради красивых слов краеве дов? Говорят; историческое место, памятник... Какой па мятник? Он весь усыпан му сором! Нет. вы сделайте так, чтобы показать всем' настоя; щее лицо' городища, чтобы люди стремились сюда, а не бежали отсюда. Да только, я думаю, словами это лицо не очистишь. Два раза в год ми.мо- нас проходит ■демонст рация. и, мне кажется, что ее участники отворачиваются, проходя мимо этого, го'роди- ща. И вот сегодня, когда мы сльйпим, что действительно все может измениться, вновь . находятся противники. И кто? Да те, кто вообще ничего не хочет делать, не хочет дейст вовать. Если бы хотели, го за двадцать-то лет вполне .мог ли бы привести, как они го ворят, святое, место в прили чное состояние... Т. СПИРИДОНОВА, сту дентка политехнического ин ститута: ■ — 'Убеждена в том, что нам надо пока • задержать строительство. Нельзя сейчас строить зал - на этом месте, потому что у нас не готова к этому совесть, не готова наша душа. Если кто-то из присутствующих здесь не ви дел никогда» городища, не тронула его нога этого свя щенного места, это еще не значит, что весь город дол- ' жен лишиться этого места, а тем более — наши потомки. Студенты нашего институ та проводят экологические субботники по очистке Ка менного лога. Надо работать, как здесь было правильно замечено, а не превращать в помойку эти ценнейшие мес та. Они нам еще пригодятся. Л. П. ЗАХАРОВ, худож- — Тут многие говорили об .исторических ценностях горо дища. Но надо лшть самим и видеть жизнь народа. Мне стыдно, когда приезжают зна комые и спрашивают, где у вас городище? А оно у нас превратилось в место для распития спиртных' напитков. Понимаю, что память о пред ках, — дело -священное, но не дело, когда по свявденны.м местам с наступлением суме рек ходить небезопасно. Ког да осуществится строительст во зала, то у городища поя вится, если так можно выра зиться, новая лчизнь. Да еще. ■если через дорогу построить детскую областную библиоте- АКИНЬШИНА, сту дентка политехнического ин ститута; — Я думаю, что намечен ный к строительству кинокон цертный зал повысит куль туру всех горожан и прежде всего — напгей молодежи. Поэтому я от имени молоде жи политехнического инсти тута за даннйй проект. А. М., ШЛЯПНИКОВ, за- чиеститель начальника Глав- липецкетроя; — Я из выступлений неко торых товарищей так и не пойял, что же разрушается предлагаемым проектом? То ли городище, то ли частные дома на нем? Если первое, то никакие оазрушения ■горо дищу не грозят. А если второе, то такое разрушение, мне ка жется. все лишь приветству ют. Ведь культура заключа ется не в том, что если это • место святое, то оно обяза тельно должно быть только озеленено. Извечно на мес тах больших событий русский народ возводил церкви”и хра-' мы. Так почему сегодня не- льзя вблизи- такого места по строить киноконцертный зал? По-моему, давно уже надо прекратить все споры и начи нать строить. А. П. БЕЗРУКАВНИКО- ВА, врач: — Я целиком и полностью за этот проект. Все можно увязать — и старину, а со временность. Для этого надо лишь немного проявить фан тазии нашим архитекторам. Сейчас же это место просто ужасное. Как там живут лю ди? А ведь Это наш центр. Как же мы можем оставить его без внимания? Поэтому я призываю всех присутству ющих голосовать за этот про ект, который всем нам так нужен. и. Т. СОРОКИН, ншве- _ Я за строительства ки ноконцертного зала в этЬм месте, но и за сохранение памятника. Поэтому надо сделать единый проект для строительства вместе с бла гоустройством городища. ' Н .Г. ЗАГОРСКИИ, дире ктор Липецкого тракторного завода: — Ответ на вопрос строить или не строить, мо- ,жет быть' лишь один; надо строить. Если появилась во зможность и дали деньги,-то надо обязательно использо вать и то. и другое. А то.* боюсь, как бы за дискуссия ми мы не обТеряли бы и то го, и другого. Если мы заботимся о на ших предках, то мы, живу щие, давайте создадим зал- памятник не только нашим поколениям, но и предкам. A. ГРИШАЕВ, десятиклас сник школы № 5: — Говоря о Каменном ло ге и городище, основной ак цент делают на ' их неудовле- твориТеданое состояние. От сюда вытекает, что кинокон цертный зал нужно строить именно здесь. Но почему? Разве проблему городшца мо жно решить только путем со оружения какого-либо объек та? Я этого не пойму. Суще ствуют, наверное, другие пу ти благоустройства городи- ща. В комплексе с Камен- ' ным логом городище может представлять .своеобразную * зеленую зону — легкие для . нашего-города, так как у нас много предприятий, которые загрязняют воздух. Поэтому нам надо создать здесь лан- .дшафтный парк. B. Н. ЛОПАТИН, работ ник комбината художествен ной росписи: —Все мы, 180 человек - нашего .коллектива, за стро ительство киноконцертного зала. Почему? Да потому, что нам нравится такой вари- . ант застройки центра города. В. В. КУЧЕРОВ, началь- 1 Щк Главного управления ох- ■рапы, реставрации и исполь- . зовшшя памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР; .— Мне бы хотелось поблагодарить всех собрав шихся за внимание, которое они .проявили к истории сво его города, к проблеме сохра нения . историко-культурного наследия. Противоречие . то чек зрения при это 1 ^ вполне естественно. Я хотел бы остановиться на некоторых обсуждавшихся моментах. Липецкое городи ще является памятником ар хеологии , республиканского значения. Это так есть и так будет., Проблема памятника сегодня существует, потому. . что, он еще не изучен до крн- Каждый памятник должен иметь охранную зону. Но го родище охранной зоны не имеет. Отвечаю на вопрос о том, как положено по закРг ну. Закона на этот. счет .цет. Но есть инструкция по .ох ранным зонам. И эта инст рукция предусматривает, 'что подобная зона утверждает^ , горисполкомом. Но в данном случае такого решения пока Теперь о вопросе законно сти строительства на терри тории. охранной зоны, В от дельных случаях необходимо разрешать строить опреде ленные объекты в охранной зоне. Надо находить решения и таких проблем. В данном случае строительство возмеш- но” ПОТОМ.У что археологичес кие исследования частично проведены. Что нш касается охраны ПОДОШВЫ памятника — ли пецкого городища, то можно ПОЙТИ таким путем (и мы на нем будем настаивать); с т ^ ительные работы осуществ лять или при наблюдении ар- ° хеологов, или при предвари тельном обследовании пло щадки. Если будет принято окончательное решение о • строительстве, то археологи будут наблюдать за его хо дом, ни одна находка „не пропадёт. Липецкое городи ще, как памятник археологии, сохранится. Но прежде всего необходимо благоустроить эту территорию, снести дома и после этого произвести до- ' полнительные археологичес кие обследования. '^Если б,у- дут находки, то там можно организовать музей археоло гического раскопа. На этом сход решил прекратить обсуждение проблемы. В. И. Бородин, В. В. Кучеров, Б . П. Канцане и руководи тель группы архитекторов, работающих над проектом ки ноконцертного зала, В. С. Дмитриев ответили на ряд кон кретных вопросов. По требованию собравшихся итог обсуждения решено было подвести путем открытого голосования. В связи с этим С. П. Паню’акин выступил ,с заранее подготовлен, ным протестом... Протест сходом не был нринят. Итог го лосования: около 20 участников схода были против пред ложенного проекта строительства киноконцертного’ зала в районе городища, более 600—за. Б. СЕМЕНОВ. НА РИСУНКЕ: один из возможных вариантов оформ ления вершины городища после его благоустройства ('«к- рупненный фрагмент рисунка, опубликованного в «ЛЗ» 19 мая).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz