Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

19 июня 1988 г.. № 142 (18 139) Л Р Н И Н С К О Е З Н А М Я Завершилось широкое общ ественное обсуж дение про ек та строительства киноконцертного з а л а в обл астном ц ен тре Волее двух лет продолжалась дискуссия о судьбе горо­ дища, расположенного в самом центре города'. Десятиле|ия до этого (включая дореволюционный период) этот район хаотически застраивался частными домовладениями, по­ крывался огородами, сараями, пргребами, выгребными ямами, свалками бытового мусора. Местцые жители про­ кладывали, где им удобнее, дороги, мостили их гравием, делали подъезды к домам... Город рос, развивался. Многоэтажные дома со всех сто­ рон окружили этот район. Но сам он по-прежнему оста­ вался своеобразной «резервацией», которую не тронул ветер перемен. Не случайно среди горожан за районом го­ родища закрепилось название «деревня в центре города». В расположенном по соседству драм^еатре ставили «Чай­ ку» Чехова, в политехническом институте, из окон ко­ торого видно городище, толковали о компьютеризаций про­ изводства, через дорогу—в областной научной библиотеке, проводили литературные беседы на английском языке, ,а здесь козу Машку привязывали за веревку к столбику, свидетельствующему о том, что она пасется на памятнике археологии, здесь квохтали куры, и хозяин озабоченно че­ сал затылок,' раздумывая, где бы ему вырыть в археоло­ гической толще очередную яму. Тишина этой, с позволения сказать, «идиллии» была на­ рушена лишь тогда, когда исполком городского Совета с целью социального развития центра Липецка, ликвидации этой «деревни» и имея в виду благоустройство городища с тем, чтобы сделать его доступным горожанам, предложил архитекторам проработать несколько вариантов размеще­ ния здесь крупного культл)ного объекта—кшшкондертно- го зала. Политика исполкома в дашюм случае была понят­ на, Просто яа благоустройство территории, включающее пе­ реселение многих семей из зоны сноса, государство пока не может выделить несколько миллионов рублей из-за понят­ ной на сегодшннний день напряженное ги бюджета. Иное дело — благоустройство в комплексе со строительством рентабельного объекта. Такова реальность, не учитывать которую сегодня нельзя. Однако предложение горисполкома вызвало резкое воз­ ражение со стороны ряда краеведов, литераторов, истори­ ков, пенсионеров. Они были не против строительства кино­ концертного зала, но — в другом месте. «Деревню» же предполагалось оставить нетронутой. Несколько общест-. венных обсуждений п^еднолагаеиого проекта позиций не сблизили, так как'его 'первый вариант с размещением за ла на вершине холма был явно неудачным. Мнения разде­ лились и в среде градостроителей. Как сообщил в письме в редакцию архитектор Ю. Д. Серов, при обсуждении это­ го вопроса на собраний Липецкой организации Союза ар­ хитекторов РСФСР против размещения зала в районе го родища выступило в полтора раза больше специалистов, чем тех, кто поддержал идею строительства. ■ ..^ Тогда решено было провести проектный семинар с уча­ стием архитекторов Москвы, Ленинграда, Ростова-на-До­ ну, Липецка. Жюри, рассмотрев представленные проекты, остановилось на варианте липчанки Л. А. Павловой, преду­ смотревшей размещение зала у подножия холма (об ито­ гах семинара сообщалось в «ЛЗ»), 19 мая этого года в «ЛЗ» в полосе «Форум» был опуб- . с к о в а н рисунэк кредполдг-юм^й реконструкции района городиыа и сбпшр.^ые к нс .ту поясиснил. Сообщалось так­ же, что гориспо.чком намерен нровести еще одно общест­ венное обсуждение прос-кта о .дироким участием в нем всех желающих лялчан. А в начале этого месяца в газете было опубликовано объявление, что городск-.й сход на эту тему состоится в большом зале Дворца культуры профсоюзов 10 тоня . Кроме того, горисполком передал телефонограм-' мы в общественные организации все.ч предприятий, чтобы депутаты, активисты довели информацию' о намечаемом схоДе до всех трудовых ко.члективов, чтобы каждый, име­ ющий свое мнение по данному вопросу, мог прийти и сво­ бодно высказаться, К началу работы схода зал был полон. Пришли рабочие я хозякственные руководители, профессора и студенты, партийные и советские работники, старшеклассники и ве­ тераны войны и труда, краеведы. Не было никаких зара­ нее подготовленных списков, выступить мог любой — до­ статочно было послать председательствующему записку. И на сходе, который продолжался без перерывов более трех -часов, выступило около тридцати человек. Сегодня мы публикуем с некоторыми сокращениями все выступ­ ления (за основу взяты стенограммы и магнитофонные за­ писи). Сокращения продиктованы тем, что практически все выступили, не пользуясь записями, а отсюда _ неко­ торая непоследовательность, повторы, ' уход от обсуждае­ мой темы. Кроме того, нельзя не учитывать и ограничен­ ность газетной площади. Но при сокращении и редакти­ ровании текстов редакция стремилась в каждом случае сохранить и не исказить главную мысль выступления. Сход кратким вступитель­ ным словом открыл предсе­ датель Липецкого гориспол­ кома В. И. Бородин. Главный архитектор города Б. П. Ка- нцане проинформировала со­ бравшихся о проекте строи­ тельства киноконцертного за­ ла и планах благоустройства городища. За'тем началось об­ суждение. - —Картинку, которая перед вами (имеется в виду рису­ нок, аналогичный опублико­ ванному в «ЛЗ». 19 мая. — Ред.), я увидел 10 мая впе­ рвые у председателя Гос­ строя РСФСР,-удивился и сказал, что хорошо написана картинка.'но это не так, это слишком утрировано и слиш­ ком, далеко от факта. Потому как она действительно созда­ ет впечатление, что городище вон' где, и его бульдозер со-' ' вершение }'е тронет. А ведь, ,надо сказать, ^ что двадцать 'Лет назад уже вгрызались в него экскаватор н бульдозер. Этот холм на какую-то часть уже обеск^'ражен; Теперь по поводу того, что эта картинка, как . специали­ сты говорят, серьезное дело. Рисунок этот дезориентирует липчан: написано у «подош­ вы». и «подножия». Фактиче- ' скн, до проекту, здание бу- ' дет вторгаться в . толщу- па­ мятника, его охранной зоны, утвержденной ■ академиком Рыбаковым, Министерством культуры. Она есть, эта ох­ ранная зона, но не ,принима­ ется во внимание. Ненадевто-' ргаться в городище г прев­ ращать его , в среду. Городи­ ще создала сама природа, и это красивое дет-ище. Сейчас оно запущено, там по.мойка по существу. А кто виноват? Отнюдь не краеведы, не ис- торйЕи, не специалисты. Мо- жно было бы давньш(давно переселить отсюда жителей в благоустроенные квартиры, дать возможность археологам . поработать, и тогда .мы име­ ли бы ПОЛНУЮ картину. И, те-м не менее, даже за счет шурфов 1959— 1961 гг. мы имеем •на городище много­ слойный памятник археоло­ гии. Здесь жизнь началась свыше трех тысяч лет назад. Зачем именно в районе горо­ дища надо строить? Разве нет - других подходящих мест? Решение может быть только одно: надо отказаться от рай- . она городища. .Липецк, — это один из древних городов времен Ки­ евской Руси. Очень большое значение представляет липе­ цкое городище, которое не подлежит никакой застройке. Этот памятник на учете в Центральном совете ВООПИ- , иК^ и Совете Министров. Совет Министров л ВООПИ- иК не дали согласия, чтобы памятник нарушить. Отделе­ ние истории Академии наук СССР считает застройку ли­ пецкого городища и окр,Ужа- юшей его территории недо­ пустимой. Липецкое городи­ ще является историческим и археологическим памятником большой ценности. Его зна­ чение определяется, прежде вдрго. тем, что оно представ- V ляет собой древнюю часть города — детинец. Есть мне­ ние специалистов: на том месте, где уже имеется кот­ лован. постооить диораму с показом первых , поселенцев на городите. Это будет од­ ним . из элементов задуман- ■ ного нами музея под откры­ тым небом. Городище — это такая страница истории, которую забывать грешно. Она не то­ лько страница истории Липе­ цка, но и всея Руси. А. П. УСАЧЕВ, директор завода «Свободный сокол»; —С довоенных времен знаю городище. И должен сказать, что в настоящее воемя оно имеет крайне неприглядный ,вид. Мы знаем, что центра города V нас пока нет. И. ду­ маю. что строительство на этом месте такого объекта, как киноконцертный зал, в какой-то мере по'может ре­ шить эту проблему. «Попутно будет решена и проблема го- родищенских «саклей». .Дей­ ствительно, эт'от ^айон надо благоустроить. И ' напрасно беспокойство по поводу ка­ кого-то вреда, который от стройки, получат археологи­ ческие слои. Проект, по-мо­ ему. достаточно продуман, и вреда городищу от него ' не будет. Во всяком случае, со- кольцы выступают за то. что­ бы на,этом месте.был'щостро- ен концертный зал. А. Ф. МАРТЫНОВ, кан­ дидат исторических наук; — Сегодня наша сходка свидете.'щщтвует о том,^ что мы' но1Гчаем тем, с чего надо было начинать несколько лет назай. Следовало бы, во-пер­ вых, вынести эту.идею на об­ суждение широкой общест­ венности. как только она по­ явилась. И, во-вторых, при согласий общественности об­ ратиться в Совет Министров РСФСР с просьбой о снятии памятника с учета и разре­ шении нового строительства на городище. И только при получении положительного ответа Совета Министров можно было на законном ос­ новании приступать’,к проек­ тированию киноконцертного зала. Вот такая последовате­ льность была бы разумной и законной. Но городские архи­ тектурные. строительные ор­ ганизации с пазрешения ,и при поддержке городского и областного ибполкомов, как говорится, впереди - лошади поставили телегу — самочин­ но приступили к разработке проекта строительства кино­ концертного зала на городи­ ще. А когда уже были сде.ча- ны все проектные расчеты, горархитектура , обнародова­ ла свои замыслы в газете «Ленинское знамя». Но не дремала обществен­ ность города. В различные инстанции столицы шли пи­ сьма с подписями десятков, сотен трудящихся. 8 октября 1986_года Центральный совет В001ШиК рассмотрел мате­ риалы Липецкого облисполко­ ма и письма общественности г. Липецка и высказался про­ тив снятия памятника с охра­ ны, т. е. отказал в разре­ шении нового -строительства на городиш,е. По заключению градостроительной комиссии Центрального Совета целесо­ образно определить другую подходящую площадку. Та­ кое же решение было приня­ то при рассмотрении этого вопроса совместно с Минис­ терством культуры РСФСР 26 сентября 1986 года. Пог том почему-то министерство стало колебаться в разные стороны... Более тридцати трех лет я занимаюсь изучением липе­ цкого края. Мне больно смо­ треть, как уничтожаются па­ мятники истории, культуры, архитектуры, памятники тру­ да, как стираются с липа ли­ пецкой земли неповторимые ценности, созданные трудом великого русского народа. Это уничтожение продолжа­ ется и в настоящее . время. Люди, привыкшие к волево­ му решению проблемы, не же­ лают отказываться от пре­ жних порочных методов рабо­ ты. Они вводят в заблужде­ ние вышестоящие организа­ ции и ведомства, официаль­ но заявляя, что строительст­ во зала планируется не на городище, а возле него, ря­ дом, у подножия- Н а . самом же деле планом предусмат­ ривается строительство на самом. городище, его осуще­ ствление неизбежно приведет к уничтожению памятника. Конкретное предложение; ни в коем случае не строить зал на городище, надо найти новое решение. А. И. ТЕПЛЕНИЧЕВ, се­ кретарь парткома Новолипе­ цкого металлургического ко­ мбината: — О том. строить или не строить зал, 1ю-моему, и спо­ рить нечего; конечно, надо строить! В городе очень мно­ го молодежи, а нам сейчас приходится проводить конце­ рты во. дворцах спорта, ко­ торые совсем для другого предназначены. Где с-роить? Этот вопрос очень серьезный. ГОРОДИЩУ НОВУЮ ЖИЗНЬ! Так решил общегородской <жод . липчан Не случайно сегодня сюда пришло столько людей, этот вопрос всех волнует. Я ска­ жу свое мнение и мнение ра­ бочих.с которыми мне приш-^ лось беседовать на эту тему. .Место, которое предлагают- нам архитекторы, выбрано очень удачно. Здесь и драм- театр, и Нижний парк, и но­ вый кинотеатр «Октябрь», и планируемое строительство у Комсомольского пруда куко­ льного театра, областной дет­ ской библиотеки... Я недавно специально хо­ дил на городище. Сейчас оно напоминает деревню тридца­ тых годов. Здесь некоторые выступающие говорили, что это памятник и что его надо беречь. Но пбчему его не бе­ регли до сих пор, почему мы не слышали вашего голоса раньше? Сегодня же. когда найдено умное . решение, вдруг появились возражения. Я счцтаю так; если мы на знамени* нашей партии напи­ сали «Все для человека», то строительство этого объекта и является конкретным воп­ лощением нашей политики. А. Ю. КЛОКОВ, зав. отде­ лом областного краеведческо­ го музея: — Мне вся эта обстановка несколько напоминает трид­ цатые годы. Тогда было то же самое: собирали сходы, писали письма, сносили хра­ мы в Липецке. Каганович ру­ шил Москву... Городище надо благоустраивать. Надо давать людям квартиры. Но не за счет строительства кинокон­ цертного зала. Ведь строите­ льство будет вестись на тер­ ритории памятника, и памят­ ник пострадает. Охранная зона городища доходит до трамвайной линии. Эта зона утверждена институ­ том археологии, есть план, он подписан и утвержден Мини­ стерством культуры. А проект искажает внешний вид памя­ тника. В Липецке практически нет парка, где бы мы могли отдыхать. Нижний парк — это > ярмарочная площадь, имени Скороходова — мал, негде старику сесть с газе­ той, почитать спокойно, нег­ де погудять С ребенком. Го­ родище — единственное та­ кое место, и с ним мы хотим поступить так же, как и ■ с Нижним парком. , Д киноконцертный зал мо- "^кно построить за 15-й , шко­ лой, за улицей Неделина, где стоял магазин, в котором сейчас прякимают шкурки кроликов... В. В. ШАХОВ, ректор Ли­ пецкого педагогического нн- ститута: — В решении схода надо записать; предоставить людям квартиры. Мы ' должны при­ нять государственное реше­ ние. Поэтому я призываю «от­ цов города» к человеческой мудрости; ■заводы Новолипец­ кий и «Свободный сокол» должны дать жителям горо­ дища квартиры, а на самом городище разместить. зеле­ ную зону. ' Мое личное мнение: Ли­ пецк древний город, поэтому все! святыни его должны со- храняться. Я думаю, что зда­ нию киноконцертного, зала можно найти другое место. В. М. ВАЖИНСКИИ, док­ тор исторических наук: — Полумиллионный Ли­ пецк растет очень бурно, но у нас нет цельности города, нет культурного и ад.минист- ративного центра. Нам нуж­ но использовать тот вариант, который предоставляет стро­ ительство киноконцертного зала даже на первых порах; снос частных домов, освобо­ ждение от домостроений поч­ ти всего района Каменного лога. В то же время я счи­ таю. что проект не нарушает сохранности городища. Более того, он поможет решить сра­ зу три задачи; город полу­ чит первоклассное учрежде­ ние культуры, люди получат квартиры, а само городигце освободится от строений для того, чтобы провести научные археологические изыскания. Ведь мы сейчас не изучили культурный .сло'й этого места капитально и изучить его из- за домостроений пока невоз­ можно. Но мы здесь решаем не только социальную задачу, но и градостроительную, эс­ тетическую, воспитательную и патриотическую. Сооружая киноконцертный зал рядом с городищем, мы тем самым соединяем древнюю культуру с культурой современной. То проектное решение, которое сегодня представлено, разум­ но, рационально вписывается в ландшафт. Мы можем соз­ дать здесь комплекс не то­ лько культурных заведений, но и зону отдыха, которая будет посещаемой. Мы мо­ жем создать здесь и истори ко-мемориальный комплекс. Те. кто выдвигает доводы против строительства зала, по- 1 Моему не имеют сами тве­ рдой \'веренности в доводах, к которы.м они - прибегают. .Несомненно, что на городище жили .люди с очень’ давнего времени Что же касается собственно Липецка, то он возник Б 1703 году и разви- ' вался вне городища. Там, во­ зможно. был сторожевой го­ родок или крепость. Мы не имеем по этому поводу точ* ных исторических данных. Но зато мы имеем историче­ ские ' данные о том, что Ли­ пецк возник, как слобода, в 1703 году, а стал городом в 1779-м. А если это так, то предстоит отмечать 300-летие Липецка в 2003 доду. Оста­ лось до этой дать! 15 лет. И мы должны подготовить го­ род к этому празднику, в то.м числе основательно пере­ строить центр, его ядро. А. И. ПАЩЕНКО, машн- ннст тепловоза НЛМК; — Я недавно про,читал книгу о Древней Руси. Липе­ цка там и в помине нет. По­ этому, думаю, что тащить сюда, « а городище, всю древ­ нюю историю страны тоже нельзя, неправильно это. Я не хочу умалить значение памя­ тника, только, по-моему, кро­ ме разговоров, не помешало бы и облагородить его окру­ жение. Д сделать это помо­ жет строительство зала. В конце концов почему мы не должны делать город, краси- Н. Н. ЛЫТКИН, бригадир треста «Жилстрой», Герой Социалистического Труда: — Вопрос, который поста­ влен сегодня, уже обсуждал­ ся год назад в горисполко­ ме. Прошел год, а мы все- говорим и говорим. А я счи­ таю. что давно уже строить надо! И строить на этом ме­ сте. Зачем же нам относить этот зал на окраину? Ему . место в центре. К нам люди приезжают из разных горо­ дов. из-за рубежа. И пря.мо- таки 5 ;столбенеют от удивле­ ния, увидев эту , деревеньку. Хорошо еще. что летом ее от дороги кусты прикрывают. Мы, строители, готовы поста­ раться на этой стройке, го­ рожане на нас в обиде не будут... И. П. КУПРИЯНОВ, пред­ седатель городского совета ветеранов, Герой Социалис­ тического Труда: — Надо строить. чтобы облагородить это священное место. Вот пишут письма в Москву, а когда приехали товарищи из Москвы, то, че­ стное слово, стыдно было по­ казывать и.м наш памятник. Никто городище не собира­ ется оазрушать, ч вот приве­ сти, его в порядок надо. _ Л стройка' — тому подспорье... И. И. ТРЕТЬЯКОВ, мае тер Липецкого тракторного завода; — Здесь до -меня ,ун;е .мно­ го сказали. Я только хочу спросить всех присутствую­ щих; нужен нам киноконцерт­ ный зал или нет? Из зала; Нужен, нужен! Тов. Третьяков; Допустили в данном случае беззаконие власти и архитектура? . , Из зала; Нет! Тов. Третьяков: Ну, а тог­ да и говорить не о чем; будем строить! Да и кто же этот зал построит, если не .мы? Не нарушили мы закона, не разрушим и городище. В. Г. НИКОЛАЕВА, брига- дир ДСК, лауреат Государ­ ственной премии СССР; — Я, как строитель, счи­ таю,что неправильно посту­ пил один -из выступающих, когда уничижительно назвал проект картинкой. Мне, на­ пример, он очень понравился: прекрасное здание, очень хо­ рошо сочетается с холмом. Когда все это будет осуществ­ лено, здесь появится один из са.мых красивых уголков Ли­ пецка. Если есть проект н отпущены деньги, то в чем яге дело? Надо строить... Б. М. ШАЛЬНЕВ, канди­ дат филологических наук: — Что мы знаем о городи­ ще? Из-за чего разгорелся сыр-бор? Почему страсти вспыхнули еще при первом обсуждении проекта два года назад? Речь шла о том, что Мы пока знаем из летопис­ ных источников. Из’ воспоми­ наний Радищева и Карамзина, из работ уважаемых истори­ ков: мы имеем дело с остан­ ками древнегр города, где семь с половиной веков назад липчане, предки наши, пош­ ли на бой с татаро-монголь­ ской ордой и потерпели пора­ жение. Город был предан ог­ ню и мечу, поэтому послед­ няя страница наших предков огненная, и под ногами у нас не позорная, а дозорная зем­ ля. Это действительно наша Поклонная гора. Это исток нашей. гражданственности, вот в чем ценность ее. Поэто­ му нравственно несовмести­ мы рядом городище и конце­ ртный зал. Но вопрос надо решать. Считаю, что здесь, на под­ ступах к городищу, можно построить Дом книги (кдмп- лекс библиотек). Дом зна­ ний, Дворец малыша (роди­ льный ДО.М). А где же можно поставить концертный зал? В зоне сноса, бывшего радиа­ торного завода. В. М. ЕГОРОВ, ветеран Великой Отечественной во! 1 - ны, инвалид второй группы: — Здесь некоторые высту-, пали поотив строительства концертнего зала,' особенно горячо два—три человека. Чего -же они добиваются? Разве они не видят, что поч­ ти все в зале не согласны с ними? Выходит.»что , одни стараются что-то сделать для людей, а другие хотят это сорвать. Мы-так расцени­ ваем такие выступления. Я предлагаю; киноконцертный зал надо строить , только здесь;, здесь и создать центр города. 3. И. БОЕВА, медсестра: — Вот мы сейчас слышим — городище, городище... Но вот ■сейчас, когда нашлись люди, готовые не языком, а делом взяться за п,14еобразо- вание городища, им ставят подножки. Кому-то хочется, чтобы наши дети росли и воспитывались в этом хламе. Я живу на городище, у меня пять детей. Я согласна; пусть моя семья навсегда останет­ ся там, как экспонат. 'Но с одним условием; пусть те, кто сегодня выступал против стройки, каждый- день по оче­ реди водят к нам экскурсии и смотрят Б глаза моим де­ тям. Сытый голодного не ра­ зумеет. Те, кто . выступает против стройки, живут в Хо­ роших квартирах. А мы что. не люди? Ради чего терпим? Ради красивых слов краеве­ дов? Говорят; историческое место, памятник... Какой па­ мятник? Он весь усыпан му­ сором! Нет. вы сделайте так, чтобы показать всем' настоя; щее лицо' городища, чтобы люди стремились сюда, а не бежали отсюда. Да только, я думаю, словами это лицо не очистишь. Два раза в год ми.мо- нас проходит ■демонст­ рация. и, мне кажется, что ее участники отворачиваются, проходя мимо этого, го'роди- ща. И вот сегодня, когда мы сльйпим, что действительно все может измениться, вновь . находятся противники. И кто? Да те, кто вообще ничего не хочет делать, не хочет дейст­ вовать. Если бы хотели, го за двадцать-то лет вполне .мог­ ли бы привести, как они го­ ворят, святое, место в прили­ чное состояние... Т. СПИРИДОНОВА, сту­ дентка политехнического ин­ ститута: ■ — 'Убеждена в том, что нам надо пока • задержать строительство. Нельзя сейчас строить зал - на этом месте, потому что у нас не готова к этому совесть, не готова наша душа. Если кто-то из присутствующих здесь не ви­ дел никогда» городища, не тронула его нога этого свя­ щенного места, это еще не значит, что весь город дол- ' жен лишиться этого места, а тем более — наши потомки. Студенты нашего институ­ та проводят экологические субботники по очистке Ка­ менного лога. Надо работать, как здесь было правильно замечено, а не превращать в помойку эти ценнейшие мес­ та. Они нам еще пригодятся. Л. П. ЗАХАРОВ, худож- — Тут многие говорили об .исторических ценностях горо­ дища. Но надо лшть самим и видеть жизнь народа. Мне стыдно, когда приезжают зна­ комые и спрашивают, где у вас городище? А оно у нас превратилось в место для распития спиртных' напитков. Понимаю, что память о пред­ ках, — дело -священное, но не дело, когда по свявденны.м местам с наступлением суме­ рек ходить небезопасно. Ког­ да осуществится строительст­ во зала, то у городища поя­ вится, если так можно выра­ зиться, новая лчизнь. Да еще. ■если через дорогу построить детскую областную библиоте- АКИНЬШИНА, сту­ дентка политехнического ин­ ститута; — Я думаю, что намечен­ ный к строительству кинокон­ цертный зал повысит куль­ туру всех горожан и прежде всего — напгей молодежи. Поэтому я от имени молоде­ жи политехнического инсти­ тута за даннйй проект. А. М., ШЛЯПНИКОВ, за- чиеститель начальника Глав- липецкетроя; — Я из выступлений неко­ торых товарищей так и не пойял, что же разрушается предлагаемым проектом? То ли городище, то ли частные дома на нем? Если первое, то никакие оазрушения ■горо­ дищу не грозят. А если второе, то такое разрушение, мне ка­ жется. все лишь приветству­ ют. Ведь культура заключа­ ется не в том, что если это • место святое, то оно обяза­ тельно должно быть только озеленено. Извечно на мес­ тах больших событий русский народ возводил церкви”и хра-' мы. Так почему сегодня не- льзя вблизи- такого места по­ строить киноконцертный зал? По-моему, давно уже надо прекратить все споры и начи­ нать строить. А. П. БЕЗРУКАВНИКО- ВА, врач: — Я целиком и полностью за этот проект. Все можно увязать — и старину, а со­ временность. Для этого надо лишь немного проявить фан­ тазии нашим архитекторам. Сейчас же это место просто ужасное. Как там живут лю­ ди? А ведь Это наш центр. Как же мы можем оставить его без внимания? Поэтому я призываю всех присутству­ ющих голосовать за этот про­ ект, который всем нам так нужен. и. Т. СОРОКИН, ншве- _ Я за строительства ки­ ноконцертного зала в этЬм месте, но и за сохранение памятника. Поэтому надо сделать единый проект для строительства вместе с бла­ гоустройством городища. ' Н .Г. ЗАГОРСКИИ, дире­ ктор Липецкого тракторного завода: — Ответ на вопрос строить или не строить, мо- ,жет быть' лишь один; надо строить. Если появилась во­ зможность и дали деньги,-то надо обязательно использо­ вать и то. и другое. А то.* боюсь, как бы за дискуссия­ ми мы не обТеряли бы и то­ го, и другого. Если мы заботимся о на­ ших предках, то мы, живу­ щие, давайте создадим зал- памятник не только нашим поколениям, но и предкам. A. ГРИШАЕВ, десятиклас­ сник школы № 5: — Говоря о Каменном ло­ ге и городище, основной ак­ цент делают на ' их неудовле- твориТеданое состояние. От­ сюда вытекает, что кинокон­ цертный зал нужно строить именно здесь. Но почему? Разве проблему городшца мо­ жно решить только путем со­ оружения какого-либо объек­ та? Я этого не пойму. Суще­ ствуют, наверное, другие пу­ ти благоустройства городи- ща. В комплексе с Камен- ' ным логом городище может представлять .своеобразную * зеленую зону — легкие для . нашего-города, так как у нас много предприятий, которые загрязняют воздух. Поэтому нам надо создать здесь лан- .дшафтный парк. B. Н. ЛОПАТИН, работ­ ник комбината художествен­ ной росписи: —Все мы, 180 человек - нашего .коллектива, за стро­ ительство киноконцертного зала. Почему? Да потому, что нам нравится такой вари- . ант застройки центра города. В. В. КУЧЕРОВ, началь- 1 Щк Главного управления ох- ■рапы, реставрации и исполь- . зовшшя памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР; .— Мне бы хотелось поблагодарить всех собрав­ шихся за внимание, которое они .проявили к истории сво­ его города, к проблеме сохра­ нения . историко-культурного наследия. Противоречие . то­ чек зрения при это 1 ^ вполне естественно. Я хотел бы остановиться на некоторых обсуждавшихся моментах. Липецкое городи­ ще является памятником ар­ хеологии , республиканского значения. Это так есть и так будет., Проблема памятника сегодня существует, потому. . что, он еще не изучен до крн- Каждый памятник должен иметь охранную зону. Но го­ родище охранной зоны не имеет. Отвечаю на вопрос о том, как положено по закРг ну. Закона на этот. счет .цет. Но есть инструкция по .ох­ ранным зонам. И эта инст­ рукция предусматривает, 'что подобная зона утверждает^ , горисполкомом. Но в данном случае такого решения пока Теперь о вопросе законно­ сти строительства на терри­ тории. охранной зоны, В от­ дельных случаях необходимо разрешать строить опреде­ ленные объекты в охранной зоне. Надо находить решения и таких проблем. В данном случае строительство возмеш- но” ПОТОМ.У что археологичес­ кие исследования частично проведены. Что нш касается охраны ПОДОШВЫ памятника — ли­ пецкого городища, то можно ПОЙТИ таким путем (и мы на нем будем настаивать); с т ^ ительные работы осуществ­ лять или при наблюдении ар- ° хеологов, или при предвари­ тельном обследовании пло­ щадки. Если будет принято окончательное решение о • строительстве, то археологи будут наблюдать за его хо­ дом, ни одна находка „не пропадёт. Липецкое городи­ ще, как памятник археологии, сохранится. Но прежде всего необходимо благоустроить эту территорию, снести дома и после этого произвести до- ' полнительные археологичес­ кие обследования. '^Если б,у- дут находки, то там можно организовать музей археоло­ гического раскопа. На этом сход решил прекратить обсуждение проблемы. В. И. Бородин, В. В. Кучеров, Б . П. Канцане и руководи­ тель группы архитекторов, работающих над проектом ки­ ноконцертного зала, В. С. Дмитриев ответили на ряд кон­ кретных вопросов. По требованию собравшихся итог обсуждения решено было подвести путем открытого голосования. В связи с этим С. П. Паню’акин выступил ,с заранее подготовлен, ным протестом... Протест сходом не был нринят. Итог го­ лосования: около 20 участников схода были против пред­ ложенного проекта строительства киноконцертного’ зала в районе городища, более 600—за. Б. СЕМЕНОВ. НА РИСУНКЕ: один из возможных вариантов оформ­ ления вершины городища после его благоустройства ('«к- рупненный фрагмент рисунка, опубликованного в «ЛЗ» 19 мая).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz