Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
12 июня 1988 г., № 137 (18 134) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ЛИТЕРАТ»'РНЛЯ СТРАНИЦА ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ стахотворений — очередной женеры, служащие. В эту подборку мы поме- творческнй отчет перед читателями нашей га- _______ зеты членов литературной студии, более пят- “ стахотвортине известного поэта надцати лет работающей при Дворце культу- ^^®кшен: ведь она тоже когда-то начинала ры НЛМК. Авторы — рабочие, мастера, ин- свой творческий путь с заводской студии... Сергей ЧЕБОТАРЕВ в юности Были Ночи коротки, Былй Дни тихи, летучи, И палатка у реки. Наша встреча — счастье, ) И для вас во всей красе Незабудки расцветали. ' И обнявшись, по росе Мы в туманы убегали. Нам в уюте кочевом Хорошо жилось и пелось, Кроме счастья ни о чем Больше .думать не хотелось. От костров вились дымы. Зори красные пылали. Что о жизни знали мы? Ничего еще не знали. И под ивой вековой Часто тихие гляделщ Как к болоту за рекой Гуси белые летели... Помню желтую дорогу, Яркий месяц в вышине, Озорную недотрогу Улыбнувшуюся мне. Помню розовые дюны, В дымке тонущий ру^ей, Помню как мы были юны, В эти несколько ночей. Вячеслав САПРЬШИН ЮБИЛЕЙ Мы, прошедшие голод ребята, к неизбежному в мыслях паря, ждали с трепетом, круглую славный день —' тридцать ^ет День погожий хотя и неяркий. Ветерок обдувает лицо. Нам сказали,- что будут подарки и втащили узлы на крыльцо. Бодро спел: «По военной дороге»... И раскланялся будто артист, на войне покалечивший ноги деревенский лихой гармонист. Снова сел, и, рисуясь немножко, он меха растянул широко... Мы впервые поем под гармошку и поется свобрдно, легко! Под украшенной флагами аркбй в блеске глаз, просветленьи нам колхозную тыкву — 'подарки вдохновенно вручали под туш. В октябре 1987 года исполнилось 90 лет со дня рождения советского писателя Василия Дмит риевича Ряховского. Уроженец села Перехваль, с раннего' детст ва узнавший нужду, он ценой великих трудов и лишений сумел получить образование, стать сельским учителем, участником революционных преобразований в деревне. Наблюдения за жизнью крестьян переполняли молодого учителя. ^^Сотелось рассказать людям о том, что мешает им стать подлинными хозяева- мй своей жизни и судьбы, показать им, к чему ^ стремиться, предостеречь, от ошибок. Он гово- ' рил с земляками, рассказывал, о будущем, спо рил с недругами. Но этого было мало; нужна была более широкая аудитория. Потому спи и стал писателем. На первых порах его тепло поддержива.\и А. М. Горький и А. С. Неверов. Именно Горький поддержал В. Д. Ряховского' в его сггремлёнии ваоисать историю своего села и вые!хать в рюдные места для этой работы. В пись ме А. М. Горького от 10 ноября 1936 года ска- ■НАШИ ПУБЛИКАЦИИ - зано; «Намерение Ваше написать «биографию» — т. е. историю села Перехваль горячо приветст вую... Перехваль будет у вас показателем типич ной история села, которое с юго-востока будут грабить кочевники, а с тыла — воеводы и боя ре... Горячо желаю Вам успеха в работе». В «данкоЕский период» (1935-^1937 годы) В. Д Ряховский написал на материале архивных изыс каний ромаа «Восстание», а на основе впечатле ний о колхозном строительстве и социвльвых из менениях в дёревие — роман «Молодой сад». Обе каиги тогда же были изданы в Воронеже, Частыми гостями в его доме в Данкове бьша колхозники, приходившие со своими вуждами и сомнениями. ' Война оторвала писателя от любимой работы. После войны, почти однозремевао с работой над квитов военных рассказов «Возвращение» в повестью «Евиатий Коловрат» Василий Дмитрие вич , продолжает писать повесть «Родная сторо- родных мест. Эта книга не задумывалась писа телем, как история села Перехваль; но те зна ния в впечатления, которые были приобрете ны во время работы в Данкове, ложились в ос нову фабулы и сюжетных линий. Большое мес то в романе отведено и историческим отступле ниям, где история как бы преломляется через призму воззрений и оценок современности. В заголовке рукописи стоит: «5. УП.47 Г. Ва силий Ряховский. Зе.\еный ш>та (роман)». А в конце ■— «20 августа 1951 года» в последние фра зы, оставшиеся незавершенными. Между двумя датами — громадный труд: 414 машинописных страниц неоконченной второй и 140 страниц (то же неоконченной!) первой части. Писатель хотел видеть земледельца умным и рачительным хозяином, а- не тупым исноляите- лем, действующим по указке. Счастливые люди на цветущей земле —^ об этом мечтал, этому он посвятил свой труд и свою жизнь. Василий РЯХОВСКИЙ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ УВЛЕЧЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК Когда у Александра Дмит риева спрашивают, как при шло к. нему увлечение твор-, чеством Ву 1 шна, он отвеча ет: «Все начиналось с люб ви к книге. Рано научился читать. Пошел работать — стал собирать книги. Прочел Бунина и захотел узнать о нем побольше; затем понял, что должен поделиться с дру гими всем, что узнал». К тому же родился и жил собиратель в Ельце, где ве ком раньше учи-лся в гим назии Ваня• Бунин и куда потом он часто наезжал. Собрание Дмитриева при ятно удивляет разнообрази ем. Это и сборники «Новое слово» и «Знание» с ранни ми рассказали! и стихами Бунина, и многотомное при ложение , к «Ниве.» аа 1915 год. Книги центральных и местных издательств и за- рубеждаЫ'Х — на бодгатском, польском, чешском... 'Книги не помещаются на полках и лежат, кубометровым штабе-., лем у стены. В углу, картон ные ящики,, в них "хранятся переписка, газетные вырезки и .журнальные публикации по причине - чрезвычайной тес- ■ ноты семья проживает в одной комнате, коммунальной квартиры. Статьи распреде лены . по папкам, к каждой своя каталожная карточка, что лозволяет быстро отыс кать нужный материал. Свою коллекцию Дмитри ев выставлял много раз. Не- которью из липчан, навер ное, _помнят выставку в об- ластаюм краеведческом му зее к 115-й годовщине со дня рождения ,И. А . Буни на. Тогда и прозвучала ста рая запись, сделанная навер. но, еще на фонографе. Бу- Б НИН читал свое стихотворе- " ние «Одиночество», И уди вительно было слышать раз меренный; чеканный голос Пятнадцать лет Дмитриев собирает свою ,, коллекцию. Все о Бунине. Он обменива ет книги, покупает. А воз можности что в Ельце, что в Л«шецке, где прожил он пос ледиие три года, небогатые Наши города не имеют об ширных букинистических ма газиков, подобных столич ным, в которых можно ку пить удивительные издания. Из случайного разговора Дмитриев, узнал, что подру га его знакомой - живет в Эдинбурге, вместе девушки учились- в университете, та . вышла замуж за англичави- . на и уехала с ним. А в Эдин бург перевезла в свое вре мя архив и личные вещи Бу нина профессор тамошнего университета Милица Грин. И вот по вызову подруги знакомая Дмитриева поеха ла в Эдинбург, ■прихватив с собой газетные статьи, как доказательство того, что кое- что из будущих экспонатов просят не с бухты барахты, а пбдготовительная' работа уже проведена —• в. Ельце открывается музей писателя. В хо.м самом Ельце, где про шли отрочество и юность Бу- . Нина, где . выстрадал, пере жил он первую любовь. Так появился в Ельце че- 'модан с личными вещами,Бу нина: очки, компас,- бритвен ный прибор.. фот.огрш^й и ручки, которыми он писал. Во вс.ем, чем бы ни зани мался страстный коллекцио нер, .ведет ли разговор ,с но вым знакомым, читает ли книгу или исследует доку менты Б об.тастно.м зр.хиве, где он сейчас работает, у.м его вылавливает все, что может иметь хоть какое-то отношение к любимому де- Дмитриев рад, что' поло жено начало музею, тому самом!-’, о создании которого он хлопотал печатно -к "уст- И лу’чшей, главной частью муцея Бунина- должен стать сам город. Хорошо бы вос становить- прежний облик церквей. лавок, ' постоя, лых дворов на бывших Тор говой и .Манежной, на Ор ловской к Успенской. Пусть эти улицы станут похожи ми на те, какими были на рубеже двадцатого века, ког да ходил-по ним Бунин. Н не только он. Но и Приш вин, и Розанов, и Семашко, и другие знатные земляки, творцы культуры, которыми мы гордимся сейчас. Поче му 'н е перенять укачный опыт у Великого Устюга? Вдоль широкой судоходной речки вытянулись две ули цы -с нарядными старинны ми домиками, каждый уютен, хорош и не похож на "сосед- Музей Бунина создается' в Ельце. А Дмитриев живет в Липецке. Бунинскую кол лекцию он пополняет'. Но есть у него и новое дело. Он собирает материалы для бу дущего литературного му зея писателей-земляков. Й опять тратит свое свободное время и личные средства. Как и у всех нас,' у него свободного времени мало, он зарабатывает - на жизнь - и воспитывает детей, ведет об щественную работу, как член совета музея Бунина, и' как член президиума областного отделения фонда культуры, и еще учится заочно. В зре- ЯО.М возрасте, точнее, пос ле сорока, и не с цервой-по пытки, ои стал -студентом, по полняет необходимые для любимой работы знания. Если бунинскую коллек цию он сейирает пятнадцать лет, то сколько же времени ему потребуется на вторую? И разве литературный му зей писателей-земляков . —- личное дело Александра Дмитриева? Музей нужен Липецку, области. Музей — общее дело всех любителей книги. Музей надо подш- 1 - мать .сообща. Литературное краеведение- — часть' обще го культурного и патриоти ческого воспитания, пробуж- деше. любви к своей малой родине. своему народу. Г. ЧАПЛЫГИНА, преподаватель политех нического института, г. Липецк.' . Перед закатом небо вдруг стало синее и выше, над из бами взвились стаи галок и под ногами захрустело так же стко и. недобро, что невольно подумалось, о том, что затяж ная зима подобрала запасы кормов и что посевная будет трудной. За ужином Марина сказала: — Теплу надо быть скоро. Куры нынче рано на нашест Павел Петрович посмотрел на белое темнобровое лицо же ны, на ее полную шею, охва ченную узкой тесемкой воро- — Причем тут куры? — Примета старинная. Бот, гляди, к утру ляжет туман. Ночью Павел Петрович раза два выходил на порог сеней. Ца вторых петухах с поля " и впрямь наволоюто тл'мана, ■он плотным облаком навис над деревней. Павел Петрович поправил на плечах, полушубок и усльпаал вдруг совсем рядом, где-то за плечами, а, может, 'и над го- {Отрывки из романа) невидных капель, .который можно усльпиать лини, в пер вую ночь внезапно нагрянув шей весны. Павел Петрович' улыбнулся, вошел в дом, скинул полушу бок и заснул так крепко-,' как не спал уже много ночей. Он проснулся, когда в избе стоял голубой неустойчивый полусумрак, что бывает в тот недоАгий час, когда утро сов сем близко,' но не наступ'ил еще чудесный дииг. озарения не ба, из-под зари еще не потяну-, ло острым ветерком и грач только готовится гаркнуть и возвестить конец ночному сну , Павел-Петровггч встал с кро вати и, ступая по ледяному полу босыми ногами, подошел к подоконнику, на котором ос тавлял кисет с ' табаком, что бы не^ соблазняться и не ку рить в посте.ли. Об этом его много лет назад попросила ста руха-мать, и он с тех пор ни разу не н.ар!'п 1 ил данного ей Сдираю- кору краснобайства, и мне открывается свет простой, как познанье, ■, всем смыслом своим -бесполезным. Читаю; «Ушел из жизни известный советский, поэт...»— И Знаю: ■ушел, чтоб стать / отньте совсем неизвестным. И вижу: -хлопочет, топочет, толчется, умильно мудрит на уровне., жадных затылков, ■ушей и грудей— особливо. Тут в чьих-то кружочках, в чьих-то дружочках парит. Светлана МЕКШЕН и все говорит, говорят, говорит... И — глядит сиротливо. Из горла и плечёк, застольный кузнечик, игрун, . сбивавший дыханье у тех и у этих на пересеченье. Певец фатова-тый, задушенный гимном искусственных струн. Пловец плутоватый, случайно попавший в большое теченье. Не жалко эпитета ради того, чтоб замедлить финал. Не жалко финала в своей завершенности неидеальной. Не жаль даже веры в об этом кузнечик не ‘знал,' Кузнечика жаль меж больших кузнецов — между молотом и наковальней. За любимым занятием. Уча щиеся детской художествен ной школы № 2 на этюдах. Фото А. ГИРЕВА, ...В это время мимо окна прошел кто-то, потом стукну ла наружная дверь, скрипнула,, и в ее размахе появился чело-1 век в заячьей шапке с распу щенными наушниками. Павел Петрович сразу узнал Афана сия Бурдина, бригадира из со седнего колхоза «Красная за ря». Не снимая шапки и не здороваясь, Афанасий обежал глазами избу и . шагнул к печ- — Несчастье у меня, Павел Петрович! Я, малый, лошадь утопил! Он вдруг сорвал с головы шаггку и в его маленьких, опу стошенных растерянностью глазах сверкнула крупная сле за, изломив клочковатую — И лошадь-то самую доро гую, товарищ, самую хоро шую! Помоги, может, еще вы зволим!.. ^ , ' — рня, — сказал Павел Петрович дочери, — крикни; Потапу или кого. увидишь, чтоб лошадь' закладывали в сани!.. — И бросил взгляд на Бурдина: — Где беда-то с то бой случилась?.. К Гнилой про токе, Оня, пусть один конюх верхом скачет, дожидается нас. Поняла? Анисья, набросив на голову шаль, 'выскочила в сени. Пока Павел Петрович оде вался, Бурдин — в мокрой длиннополой поддевке, расте рянный ■— топтался- возле, бессвязно рассказывая о не счастье, и все старался загля нуть в лицо Павлу Петровичу, шца сочувствия. . . Из его рассказа можно бы ло понять, что ездил он на почту, в санки заложил по родистую • кобылу, которой предстояло недели через три ожеребиться; поездка недале кая, без поклажи, а лошадь все равно прогуливать надо... С утра дорога держала хоро шо, а на обратном пути ока залось, чго Гнилую протоку, прорвало, кобыла загрузла, в мокрый снег по самую гриву и упада в ручей.' ' Выйдя на крыльцо, Павел Петровггч увидел, как верхом на сером жеребце проскакал младший конюх Федька; под брюхом жеребца мота,\ись сла бо подвязанные ' постромки. Потом от конюшни тронулась запряженнаЛ в новые розваль ни вороная кобыла «Палева». В розвальнях стоял на коле нях Митрофан. На выезде из переулка ос лепительно сверкнули поле вые снега. Кусты полыни и темного рябинника, что кача лись вдоль дороги, стояли слов но в белых чащах, края кото рых отражали, свет солнца. Нежная -голубисна неба отде лялась бт снещв черной'поло сой мелкого дубового леса и АЬфгчатыми очертаниями .дале кого села —' с садами, 'кры шами строений, над которыми возвышались тонкая колоколь- . ня и распластавший худые крылья ветряк. Снег н а ' пожел'гевшей доро ге шуршал полозьями и рас с тал ся , как песок. Грузная лошадь то и дело 'вяз.ла и мед ленно, хрипя животом, выби ралась па прочный каст. При всякой задержке Афа насий П-урдин соскакивал с розва-льней, пощ-кал лошадь и без нужды хватался за свой заюшй треух: — Ой, разве кобыла выдер жит долго?.. 0.на давно, не бось, погасла, бедная!.. Да по гоняй ты, Митрофан Сергее вич, пожалей ты мою душу... До опушки дубового леса, что выходил в поле могучими, как столы, пнями, от которых под нималась корявая поросль, до бирались долго. А-потом до рога пошла под изволок, ло шадь побежала трусцой. За леском открылась широкая равнина, далеко за селом скло нявшаяся в речную падь. От середиггы леса в поле выбега ла Гнилая ггротока, переходив шая под самым селом в глу^ бокий овраг с крутыми гли нистыми спусками. По краю ггротоки, ^ том ме сте, где ее пересекала проез жая дорога, метался на же ребце Федька. Он что-то кри чал, но полевая тишина скра дывала звуки. На другой сто роне ггротогси сбилось несколь ку подвод. Люди повылезли из саней и стояли по краю сггуска. Они размахивали ру ками, видимо, отвечая на кри ки Федьки. Потом стал различим чей-то сердитый голос: — Эй, вы там!.. Шевелитесь! Кричал неизвестный человек — большой, в долгой с рыжим воротником шуЦе. По осанке и смелому взмаху рук можно было догадаться, что кричав- шцй принадлежит к . числу начальников и привык распоря жаться. Митрофан,, стоя в самой го- ловашке саней, крутил над го ловой вожжами и орал на бежавшую изо всех сил кобы- ^— Но!.. Подхватывай! Ма- - ■Саженей за двадцать до протоки Павел Петрович со скочил с розвальней и побе- ' жал, проваливаясь в снегу, вслед за Бурдиным. Метельная зима набила про току снегом вровень с края ми. По всей ширине протоки •бежал р-учей. Воды -еще не пробили в'сей толщи снега, они бежали по мягкому ложу — нешумно, почти без зыби, — но была в их движении неис сякаемая сила. Поток, сияю щий от солнца, ледяной, неу держимый, с каждой минутой подН|Имался все выше, съедая Среди стоявших на той сто роне Павел Петрович узнал районного ветеринара . Хлудо ва ■ с изурованным копытом лошади лицом. Большой, в пышной. шубе оказался заме стителем председателя райис полкома Галкиным. Позади них топтались трое возчиков из Краснолщряй, с заплывши ми глазками и чуть выпя-' ченной нижней челюётью Гал- , кин закричал на подъехав- — Утопили лошадь, мерзав цы!.. Это вам так не пройдет! Павла Петровича обожгла обида, но для нее просто не было времени. Прямо . с хода он бросился к упавшей лоша- Ая, не слушая злобных криков Галкина. , Лошадь лежала поперек ручья, чуть ближе к этой сто роне. Высокие бока ее покры вал насытившийся водою снег, темный густой хвост относило водой, и он был похож' на большую ленивую рыбину. Вы ставив сухую горбоносую го лову с ковыльной челкой, ло шадь редко, с храпом, дыша ла. Один ее глаз был закрыт прядью челки, а другой, оста новившийся и ставший еще выпуклее, горел скипевшейся С ' помощью Федьки и сов сем растерявшегося от криков Афанасия Павел Петрович привязал петли постромок к хомутине утопающей лошади, и жеребец, вздыбив свинцовый хвост и вздрогнув текшей струной спины, потянул. Ле жавшая лошадь сдвинулась с места, зарылась в .рыхлый снег, который, начал закрывать ее вздрагивающие уши и чел ку. Жеребец сразу взмок в затряс гривастой толовой, опу- ' щенной почти до взрытых комьев снега. Постромки на тянулись,» как струны. Павел Петрович испуганно крикнул; Конюх отпустиА повод. Конь осел на задние нога. С темных губ жеребца упал рыжий клок Позабыв о своем ревматиз ме, Павел Петрович вошел в воду. Он видел, что несчаст ная лошадь, задыхаясь, судо рожно забила задними ногами. Егце один рывок, шлея обор вется и лошадь будет заду шена хомутом...-Стиснув све денные судорогой челюсти, Па вел Петрович перевязал пост ромки от хомутины к подпру ге и подсунул под голову ло шади деревянный щит, запас ливо положенный в сани .Мит рофаном и теперь переброшен ный ему. ■ — Тяни! — махнул он ру кой Федьке. Тот ожег жеребца по кру пу. Жеребец захрапел от гне ва, вскинулся и влет в ,хо- Через минуту лошадь Афа насия Бурдина лежала на плот ном снегу ^дороги. Бригадир бросился к лошади, обнял гор боносую голову и припал к ней лицом, Павел Петрович с трудом выбрался из вязкого снега, мокрый до пояса. Ощущение холода в ногах только еш,е воз никало, нбги сделались тверды ми и непослушными. Только теперь он испугался последст вий этого ледяного купанья; а исп^ггавшись, мелко задрожал. Холод тисками сдавил грудь, дыханье стало коротким и трудным, и словно огнем, ре занула пальцы ног. короткая боль. Позабыв про спасенную лошадь, про людей, что стол пились вокруг нее и шумели вразнобой, он принялся топ таться на месте, ■^ опая рука ми по бокам и ладонью о ла- Тем временем ветеринар, не обращая .внимания на продол жавшего шумно суетиться Гал кина, ,ощуйал голову лошади и — Соломенными жгутами растирать!.. Единственное сред- Лошадь лежала, высунув сквозь зубы серый язык, и то-, лько полные слез глаза да вздымавшийся живот говори ли о том, что .она еще жива. — Что . вам сказано?.. Жгу ты! — крикнул Галкин. Но -и без его крика Митро фан уже тащил из саней со лому. Наделав жгутов, подвод чики, ветеринар, Афанасий и Федька присели над лошадью и с торопливым усердием при-- нялись работать жг-утами, воз вращая к жизни великолепную широкозадую кобылу, которой так гордился колхоз «Красная заря». Лишь Галкин не снял перчаток и похаживал вокр-уг* работающих. Трескучий голос, не умолкая, звушал в полевой тишине. Наконец ветеринар, известный своей осторожно стью в обращении с началь ством, не выдержал: — Чем руками размахивать, помогли бы, товарищ Галкин. Тут командовать нечего... — Нечего? — заорал Гал кин. — Бас, чертей, воя сколь ко собралось!.. Начальство за вас работать будет? Сумели утопить, сумейте и преступ ление свое, исправить! Эй, ты!.. — гаркнул он Павлу Петрови чу, продолжавшему прыгать на месте в еле живому от все проникающего холода, ск'Ьвав- шего валенки и ватные брю ки в лубок. — Я тебе гово- —- ^&е?.. — остановившись, спросил Павел Петрович. — Слушаю. Под-ьехал на ро.звальнях Мит рофан и, чувствуя . надвигаю- вгуюся грозу, потянул Павла Петровича' за р-укав: — Поехали скорее, засты- — Тебе, тебе! — прод)влжа.т кричать Галкин, — И ипсуда вы не поедете: запрещаю! — Он подошел и, набычившись, стал перед мужиками. 'Узкие монгольские глаза его нырну ли под самые брови, — А ты, мокрая курица,' бери солому и растирай. Живо! - Люди,, растиравхпие лошадь, прекратили работу и вспутан- во смотрели в их сторону. Привыкший сдерживать на лю дях свои порывы, Павел Пет рович, решившийся было одер нуть зарвавшегося ■Галкина, шутливо бросил одеревенев-' шимн губами: — Меня самого впору соло-' мой растирать... — Привыкли тут чужими ру чками работать, — с тихой не навистью раздельно произнёс- Галкин. — .Кулачье недобитое! \ Сейчас тебе не двадцать вось мой год, а тридцать седьмой, , слава богу... Я на тебя упра-: ву найду. — Он перекосил рот' и вдруг яростно выкрик нул грязное ругательство. - Приступ- мгновенной темной ненависти заставил Павла Пет ровича забыть простуду, про боль в ногах, в глазах потем нело. Он почувствовал, что сей час произойдет ' отвратитель ное и об этом будут говорить колхозники — те, кого он нас- - тавляА и для кого хотел быть -примером. Мысли о них мгно венно отрезвили его. Он сдер жался и сказал прямо в крас- ■ — Депутат, а так себя ве дете. — И кивнул на .людей, сгрудившихся у лошади: — Колхозникц-ж видят, дорогой товарищ. К Галкину подскочил ветериг нар Хлудов, зашептал тому на ухо, и до слуха Павла Петро вича донеслось «член правле- ния». Он не спеша подошел к ' саням и. сказал Митрофану: — Едем. А -го и вправду за- : мерзну. Растерянно озиравшийся .на? Галкина пастух понятливо''кет- нул и уадергал вожжами, пог нукая лошадь. Что остановились?.. — ус- льппал Павел Петрович, ког да сани стали отъезжать. —- Растирайте, растирайте. — Го-' .‘ лбе Галкина повял, звучал уже не грозно, а просительно. Он уже явно думал о последст виях своего- поведения и ие- кал выход из неприглядного. положения, которое может не. понравиться «высшему» н а - : чальству. ■- - — Ловко ты его, — хмык- -пул Митрофан на подъезде к • лесной, опушке. — Я б ни -за что не утерпел. Меня, к нри- - меру, в матюки не возьмешь -~ враз смажу... — Остаяови-ка, — сказал Ба- вел Петрович, не поддержав начатого разговора. — Я, по- жалуй, отсюда сам дойду.' ,А ты возвертайся. Сани там нуж- ■ ны будут: лошадь на них .по ложите и в нашу конюшню да вайте: до «Красной зари», по- . жалуй, далековато будет. — Слушаю, Павел ПетрсК. ВИЧ, — сказал Митрофан и . развернул сани. На подходе к поселку Па вел Петрович с неимоверным трудом передвигал ноги. Впо ру было сесть прямо на снег и распахнуть на 'груди тесный пиджак. Но вместе с тем он чувствовал, как в ногах все ширились горячие волны, теп ло заглушало ломоту в кос тях, на груди и плечах иоя- вила'сь липкая испарина. «Ну, я еще не поддамся! — подумал он. —-'Крепка мужиц кая кость». Сознание силы и живучести своего тела подбод рило Павла Петровича, засло- . нило воспоминание о столкно вении с Галкиным, не ожидав шим отпора от людей, над ко торыми привык возвышаться. «Сколько таких Галкиных распоряжаются людьми, кото рых презирают, и землей, ко- . торую не любят», — с горечью подумал Павел Петрович. Он сдвинул со лба шапку и пос- ■ •мотрел на небо. Оно было :в - этот час высокое, пронизанное блистательнкм ' покоряющим- л светом, и по нему'была рас-- - кинуты легкие облака. СТАРЫЙ КАПИТАН Ходит хмурый старикан • В кожанке засаленной. Говорят, он капитан Плавания дальнего. Это в прошлом, а теперь, Горбясь от усталости. Бродят он, как в клетке зверь. Одряхлевший к старости. Шрам глубокий у виска. Веки покрасневшие. На лице у моряка — Бури отшумевшие. Семь шагов туда-сюда Возле дома-гавани — Вот и вся его вода, Все его и плаванье. Вместо Корсик, вместо Мальт Бухты Провидения — 'Узкой лентою — асфальт. Виктор ОСКОЛКОВ Сбоку '— грязь весенняя. Руку держит козырьком. Видит волны синие, То ли судно, -то -ЛИ дом За трамвайной линией, Ночью грезится в тоске Боля океанская, Бьется рыбой на песке Дума капитанская... ПОСЛЕ ДОЖДЯ Тягуч и свеж промытый возд>'х. Сквозит безбрежный окоем. Росинки — маленькие звезды- Искрятся солнечным огнем. Меня восторг пёрепо-лняет. Я по росе иду, как бог; ПЕЙЗАЖ Призавесился хмарью сумной. Кровяных облаков отрепья Льют на землй багровый сумрак. И, сквозя потаенным блеском. Выгибаясь, как лук татарский, Дон застыл — ни волны, ни всплеска, — Норов свой затаил бунтарский. Да,льний берег высок и черен, Тихо бродят огни.Б заречье, И кружится тревожно ворон, Словно помнит Ь страшной КУЛЬТУРНАЯ ХРОНИКА Дни литщ>атуры прошли в Добринском районе. Члены Со юза писателей СССР А. Вла димиров, В. Зорин, Л. Парпщ- кова провели творческие встре чи в коллективах совхоза «Добрввский», госилемзавода «Отрада», птицефабрики и других предприятий и оргавв- заций района. В райкоме КПСС состоялась беседа партийных работников и писателей о но вых процессах и проблемах в экономике, культуре, социаль ной в духовной жизни, о ве обходимости постоянных твор ческих контактов в работе, о подготовке литературного пра- .»АпаАа, и«л;15ХЩ«ННрГО |00*Ле- ткю СО Времени пребывания М Горького в Липецком крае, его работы на станции Доб- Традиционный — - ^ е деся тый по счету — Пушкинский день поэзии прошел ,в коллек тиве Липецкого тракторного завода. На агитплощадке куз нечно-прессового цеха высту ПН.ЛИ поэты И Завражвв и И Харин. Брд организовав боль- пюй книжный базар. В издательстве политиче ской литературы в серии «Ге рои Советской Родины» мас совым тиражом вышла доку ментально-художественная во-: весть А. Баюканского «Ее зва ли Володькой». Семнадцатилет няя Мария Щербак ушла на : фронт под именем своего стар шего брата Владимира, погиб шего в боях за Воронеж. О боевом пути и послевоенной судьбе этой удивительной жен щины, выве фельдшера Доб- ровского лесхоза, вредседате-- - ■ля районного совета ветера нов войпы. рассказывает кни-. га липецкого хшеателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz