Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19 января 1988 г., № 14 (18 011) ЗАБОТЫ Ш К О Л Ы - З А Б О Т Ы ОБЩЕ СТ ВА Педагогические коллективы учебных заведений страны, вся общественность в преддверии Пленума ЦК КПСС по народному образованию горячо, заин тересованно обсуждаю т вопросы ре формы общ еобразовательной, профес сиональной и высшей школы. Наряду с демократизацией жизни общества и радикальной экономической реформой нарастающими темпами должна идти и перестройка системы народного об разования. Потребуется внести серь езные изменения в школьную рефор му с тем, чтобы максимально прибли зить ее к политике перестройки. Сегодня, перед Пленумом ЦК КПСС по народному образованию, в нашу редакцию поступает особенно много писем читателей, поднимающих целый ряд проблем работы школы. Мы решили из их потока отобрать те письма, в которых наши авторы — учителя и работники органов народно го образования, партийные и профсо юзные работники, родители размышля ют о путях обновления в народном образовании, вносят конкретные пред ложения по совершенствованию дея тельности школы, воспитательной ра боты с молодежью . Предоставляем им -СЛОВО УЧИТЕЛЯ- личность НАЧИНАЕТСЯ С УМЕНИЯ МЫСЛИТЬ в журнале «Юность» (.№а 7. 1986) опубликовала социаль но-трагическая поэма Анд рея Вознесенского «Ров». Читаешь ее и мурашкй по спине. Мурашки по душе. Двенадцать тысяч со ветских граждан расстреля но гитлеровцами над проти вотанковым рвом на десятом километре от Симферополя по Феодосийскому шоссе. Нашлись другие' «советские граждане», через сорок с лишним лет раскапывающие захоронения в' поисках брас летов, цепочек, золотых ко ронок в почерневших чере- Трудно поверить, но это факты. И самое страшное, что ведь эти преступники воспитывались рядом с на ми, в нашей школе. Как учитель, я считаю: давно настала пора гово рить о формировании нрав ственных навыков не с по зиций частных методик школьных предметов, а с по зиций методологии. С пози ций формирования духовного облика личности. , Разбросанность образова ния по отдельным щзедме- там порождает разбросан-, ность духовную. Вырастает невежда с- отрывочными зна ниями, не св'язанными об щей основой. А незнания не вежд т - бомбы бездуховно сти. Причем с замедленным: часовым механизмом. О взрыве одной из них и на писал Андрей Вознесен- Мы, учителя, — не тор говцы-^ мудростью. Наща цель ■— научить ученика владеть своши умом, своим духом в формировании соб ственного его мировоззре- Многие из нас живут в блаженном состоянии всеве-, дения и всезнания, смешны ми современному ученику. Ощущение «все знаю», усу губленное ежедневным пото ком информации «обо всем понемногу», оседающей в па мяти -без мыслительной об работки. есть признак полу- образованности. И упаси нас бог заразить ею наших уче- Кичлива и опасна полу- образованность в ' школе. Опасна в обеих своих край ностях; и в форме анархи ческого своеволия интеллек туального выскочки, упива ющегося авторитарной силой индивидуальнЬго опыта поз нания. способного «сочи нять» истину и не умеюще го выводить ее из сушества дела, и в форме, имитирую щей процесс мышления, а на самом деле вращающейся в замкнутом круге застывших представлений и понятий. .ПолуобразованнЬсть — это определенный принцип пове дения, - мышления. ско.ль угодно «образованного», но начисто лишенного совмест ного искания истины, само уверенного, некритичного и потому всегда категорично го. Человеку не внушили, что «учиться» означает мыс лить. ' превращаться в мыс лящего человека, движимо го потребностью познать - МИР и самого себя в нем. Никакие реформы школы не дадут эффекта, пока не будет донесена до всех учи телей мысль, что учение ре зультативно лишь тогда, ко гда ученик вступает в про тиворечие с самим собой, ко гда он знает драму рожда ющейся мысля, драму пре одоления заблуждений. По этому главной задачей фор мирования учебных навы ков является задача — на учить ученика мыслить. А представляем ли мы се бе сами, что это такое — учить мыслить? Умеем , ли Мы сами делать то, чему со бираемся научить доверен ных нам детей? На этот воп рос нам ответят уолько де ти. Обратимся к .фактам из жизни.. Двадцать третий год я рассказываю на уроках хи мии; что электроны движут ся в околоядерном простран стве атома и что электроны с определенными характери- стнка.ми могут сливаться по парно (принцип Паули). И еше ни один ученик не сп|)о- сил: «А почему электроны не падают на атомное ядро, ведь электрон заряжен от рицательно, а ядро положи тельно? Из физики же мы знаем, что разноименные за ряды притягиваются». Ни один не спросил также о-при чине попарного слияния электронов, хотя известно детям, что одноименные .за ряды отталкиваются. Когда я сам спрашивал ребят об .этом, то, в лучшем случае, онд пытались объ яснить эти парадоксы дви жением частиц, забывая о волновых свойствах, а в худшем — просто смот рели с недоумением, так как вопрос ставил их в ту- Они не могли ничего ска зать, исходя из имеющегося в их головах запаса форма- льно-логических схем. Уче ники в этом, конечно, не ви новаты. Виноваты учебники; частные методики и. мы ■—- учителя, забывшие (а, мо жет, никогда и не знавшие) диалектику с ее положения ми о дуализме . материи. Электрон не только частица, но и )волна. Ученики же упорно пытаются объяснить противоречия, рассматри вая электроны только как частицы. .Это и есть самый настоящий формализм, с ко торым школа призвана, по крайней мере так считает ся, бороться. Или зайдем на урок био логии в восьмом классе. Те ма, допустим. «Пищеваре ние». Спросим .учеников: «За- че,м человек ест?» Ответ будет — проверено на прак тике ■— таки-м; «Чтобы жить!» И только путем наво дящих вопросов Мы подве дем ребят к пониманию то-' го, что в пище «законсерви рована солнечная энергия». Не такими уж и глупыми были древние египтяне, пок лонявшиеся Солнцу. Микро косм-человек связан е ма крокосмом' и нельзя человека рассматривать в отрыве от среды обитация. Это одна система. Отсюда легко пере бросить .мостик к ранее изу чаемой ботанике, показав космическую роль растений. Вопросы-то все мировоззрен ческие! Не лучше обстоит дело и с гуманитарными предмета ми. Все ученики почему-то считают, что Великая Ок тябрьская. социалистическая революция — это последняя революция в обществе и что коммунизм есть какое-то ' за стывшее, конечное состоя ние общества. Ни один ' десятиклассник, изучая обществоведение, ие применяет здесь положение диалектики о том, что в лю бой системе накапливаются эволюционные и.змеиения, приводящие потом к револю ционным. Что мы и на блюдаем сейчас. Общест венное ■двинсение, в обоз- ри.мо-м бу.дуще.м, бесконеч но н, как любое, состоя ние материи, находится в 'развитии. «Закончен ные картины в природе не встречаются», — сказал Свои недочеты в препода- ванил иностранных языков. Дети так и говорят: -«Учи — не учи язык, а знать егоше будешь!» Не в детях, их не радивости здесь дело, и не столько в отсутствии языко вой среды, а сколько в ме тоде преподавания., Есть же по каждому языку частот ные словари. В них даны на иболее часто употребляемые слова. Почему бы сначала не вооружить' детей таким словарным запасом, а уж по том, на этой основе, углуб лять и совершенствовать язык? Примеров, показывающих «фор.мализм в действии», мо жно привести много. Поче му же, однако, он про!(вета- ет в школе и как с ним бо роться? Моншт быть, путем проб лемного обучения и эвристи ческого подхода к препода ванию? Все вернр. Но, чест ное слово, становится смеш но, когда, присутствуя на уроке, видишь, как учитель с помощью подобранных во просов загоняет учеников в лабиринт, по которому их мысль должна прийти к за ранее запланированному^ от вету. И что достойно' удив ления; единому для всех от- Что значит учить' учени ков мыслить? Не значит ли это, что на базе опорных, фундаментальных понятий науки, к тому же подтверж денных жизненным опытом самих ребят и опытом жив ших до них поколений, учить находить противоречия в предметах и явлениях? Находить, чтобы разрешать! Каждому по-своему. Только в этом случае обучение не будет формальным и будет органически связано с нрав ственностью. Да, мы преподаем в шко ле отдельные предметы, не связывая их воедино общи ми идея.ми. Или пытаясь объединить их так называе мыми межпредметными свя зями, забываем, что в посто янно меняющейся природе существуют не отдельные учебные предметы, а явле ния, и.меющие своей причи ной определенные сущности. • И к пониманию этих сущно стей, к разгадке их по наб людаемым явлениям и надо подводить учеников, сколь возможно. Подводить! А да - 1 льше пусть идут сами. Вот этого-то подхода и не хвата ет сейчас в школе. Марксистско, - ленинская диалектика методология науки. Хорошо ли мы,- учи теля, вооружены .этой мето дологией, чтобы верно пре подавать свой предмет, что бы видеть его в общем как единичное? Достаточно ли этому уделяется вни.мания в учебных планах пединститу тов? Недостаточно. Пока каждый предметник «свою копну молотит», а синтезировать, сводить все частности в общее, в единую систему взглядов на приро ду и общество предоставля ется самому зшенику. У.ме- ет ли .он_ это ,дедать? Есть л и ,в школе предмет или ч е - . ловек, пбмогающий е.му в. этом? Пока нет. Как видим, вопросов, жду щих неотложного разреше ния, накопилось много. Воп росов, затрагивающих самую сердцевину воспитания. В институтах усовершен ствования учителей читают ся лекции по предмету, его методике, педагогике, психо логии. По чему угодно, нет только главного; лекций и семинаров по методологии, где рассматривались бы фи лософские основы учебйого предмета, его роль в фор мировании системы взглядов подрастающего поколения граждан. Сейчас Институт истории естествознания и техники АН . СССР разрабатывает марксистско-ленинскую кон- ’.цепцию истории естествозна ния и современного его раз ви ти я /в связи с техникой'. Завершается - подготовка то ма тетралогии, посвященно го разработке указанной кон цепции развития естествозна ния в наше_ время (вторая — четвертая четверти XX ве ка). Этот труд с позиций мате]риалистической диалек тики отразит закономерности исторического движения ес тественно-научного познания, его диалектическую логику в связи с, НТР. .Это как раз тот подход, в котором нуж дается современная школа, что ей необходимо «для оду шевления» всех учебных предметов. Карл Маркс в 40-х годах XIX века выдвинул идею о слиянии разобщенных ес тественных и общес,тве»г- ных наук в единую нау ку , далекого будущего. Это- будущее должно осуще ствляться сейчас в нашей школе. Если прос,ледить тенден ции современного развития естествознания в аспекте на учно-технической революции, то- факты свидетельствуют о том, что -Бз.аимодействие и взаимосвязь между общест венными, ■естественными и техническими науками ■ воз растает с каждым годом, а потому можно утверждать, что уже в ближайшее время эта тенденция примет четко выраженные организацион ные формы. Где же ей при нимать их, как не в школе? С этим процессом в не посредственной связи -стоит необходимость разработки комплексного обучения, поз воляющего учителям рас сматривать частное в его не разделимом единстве с об щим. .Это не исключает спе циализации отдельных учеб ных предметов, не сливает все частные знания в одно неразличимое целое, но поз воляет углубляться в позна НИИ той или иной области, охватывая при этом всю дей ствительность в целом..Марк . систско-ленинская диалекти ка. как общий метод позна ния, будеу тогда поднята на более высокий уровень. В школе пока этого нет. А. ПОЛОСИН, учитель. НА СНИМКАХ: в компьютерном .классе Левобережного учебно-дронзводственного комбината; увлеченно работают учащиеся средней школы № 62 в своей оранжерее. фо-г-о А. ЩУРОВА. -СЕРДИТОЕ ПИСЬМО я работаю классным ру ководителем в восьмом клас се. В этом учебном году мне поручили вести обществен но полезный производитель ный труд, три часа в не делю. Если бы я пред полагал, насколько ока жется слояшым это поруче- Устроить ребят 'н а завод оказалось практически не возможным. Организовать ра боту в наших бедных школь ных мастерских — тоже. И я стал искать другие пути. Устрою, решил. 3—4'учащих- ся где-либо на штатную ра боту, а работать, будем всем -классом и заработок делить на всех. Пошел в ближайшее отде ление связи № 2. Может, нужны почтальоны и разнос чики телеграмм? — Очень нужны, — от вечают, — ио оформляет на работу отдел кадров почтам- — Ваших восьмиклас сников не возьмем, — огор чили работники почтамта. - - Во-первых, им ■нет 15 лет. Во-вторых, почту у нас раз носят 'С утра, а ребята в это время в школе. В-гретЬ- их, почтальоны носят денеж ные переводы, а их мы не можем доверить детям... Я пытался дока.зать, -что сейчас разрешено принимать на работу подростков с 14 лет, показывал постановле ние Госкомтруда РСФСР, (у них его нет), доказывал, что ребята очень ответственно относятся к труду, им мож но доверять, да" и" я лично за ними буду следить. Все ока- зал^ось напрасным. Не теряя надежды, пошел я в ЖЭУ-9 горЖилуправле- ния. Может быть, здесь:нуж ны дворники? Ребятам это по силам. ' . ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ ДВОРНИКОМ?. —- Конечно! — радостно приветствовал .меня началь- Вместе с ним и с ребята ми мы поехали в отдел кад ров горжилуправлеиия. ■Ох. чуяло мое сердце, что и здесь нас встретят сюрп-- ризы. Заведующая отделом • кадров Т. А. Водопьянрва приняла нас разцраже'нно, с . неприязнью. . И здесь мце пришлось знакомить: работ ников с постановлением Гос комтруда РСФСР о разре- ) шеиии приии.мать подрост- ; ков с 14 лет,- доказывать, что они многое могут... Не буду долго рассказы вать, но пришлось нам нес колько дней- ходить по кру гу. Были у -заместителя на-, чальника горжилуправлеиия В.^Т. Травина, двазкды у заместителя председателя горисполкома О. А, Кирса новой, были на комиссии по делам несовершеннолетних... Наконец, вернулся из от пуска начальник горжилуп- равления А. Н. Белкин и со брал по нашему ;вопросу, це лый, «консилиум», пригласив для разговора зав. отделом кадров, главного бухгалтер^, экономиста, зам. начальника ГЖУ. Конечно, сказал А. И. Велкин; опыт работы, уча щихся дворниками уже есть в других городах и нам мож но попробовать. Но.прини- ' мать- на работу мы ицкого не будем. Выделим три уча стка и заключим со школой " договор. За уборку ;этих уча стков ^ будем перечислять деньги, .'на счет школы в рай- бео, а уж он будет платить ребятам. Как? Это его де- Я было попросил не за тевать эстафету бесконечных перечислений, а платить сразу ребятам .по договору наличными, ио мое предло жение в ■ГН-СУ решительно отклонили — слишком хло потно! Ну ладно, мы реши ли начать работать. Ребята горячо приступи ли’ к делу. Сами изготови ли •,Метелки, лопаты, скреб ки — нехитрый дворницкий инструмент,. .Каждый день на выделенных трех участках работали по 2—3 школьни ка. Расписание работы сос- тавил.ч так, чтобы при этом не пострадали занятия в школьных и внешкольных кружках, спортивных секци ях, чтобы, конечно, ие бы ло ущерба учебе, Вначале; ребятам было трудновато, но уже через не делю освоились, втянулись. Все трудились хорошо, вы ручали друг друга, по-това рищески помогая. Нашу добросовестную ра боту б’ыстро оценили жиль цы домов, да и работники ЖЭУ-4, ' горжилуправлеиия. На школу пришл'и благодар ственные письма. Довольны и родители. Многие из них просят, чтобы их дети рабо тали не один, а 2—3 раза в неделю, чтобы у них мень ше времени оставалось «на шалости», чтобы они при учались к труду, ценили тру довую копейку," побольше бы ли на свежем воздухе. За- октябрь и ноябрь ре бята заработали более 830 рублей. Хорошо? Конечно! Но тут у нас возникла иная проблема — как рас порядиться этими деньгами? В бухгалтерии районе мне прямо дали понять, что вы плачивать ребятам деньги наличными со спецсчета они ие хотят; ^это ведь надо сог. ставлять 'ведомости, вести отчетность... Вообще, как я сделал вывод, в районо. от выкли отдавать ребятам за работанные йЯи деньги — на сельхозработах, за сбор макулатуры и металлолома, за такой труд, как наш. Эти . Деньги отдают прямо школе, и она ими полностью распо- рян^ается. Так ведется из года в год. Теперь даже не стали спрашивать у ребят, а согласны ли они отдать! за работанные, деньги школе? А ведь это нарушение по.тоже- , ния о школьной реформе. I — Не будем платить на личными,- и все,- —: ответи ла мне главный бухгалтер районо А. С, Крюкова. Но после долгих убежде ний согласилась, потребовав от нас бумаги из облоно и... от комитета ВЛКСМ школы. При чем здесь комйтет ком сомола? А просто так — а вдруг .КРУ когда-нибудь по требует такую справку... Вы гадаете, чем же кон чилось мое хождение за ну жной бумагой в облоно? Ни чем! Заведующая, планово финансовым отделом облоно И. А. Асташенко сначала ссь гласилась с обоснованностью доводов оплатить -труд ре бятам наличными, но спустя неделю... передумала. Неиз вестно, как платить. Такого же еще никогда не было... Свой спецсчет мы решили использовать, купив для ребят турпутевку. Но дело не в этом.. Видя, ка- •кие муки приходится мне, как классно.му руководителю, преодолевать, настроение у ребят заметно изменилось. — Никому мы не нужны... — Все от нас стараются Отделаться, — слышу я все чаще от них. Обидно, что их искренний порыв с первых шагов встре тил необоснованные препят ствия. Разве э т о , перестрой ка в школьном деле, разве это поощрение общественно полезного труда? Казалось бы, такие органы; как рай‘ оно, облоно, должны быть кровно заинтересованы в новшестве, исходящем от школы, а они,, наоборот, яв ляются в нем тормозом, са ми 1 ш в чем не идут навст- И вот я теперь думаю; по чему же учитель должен столько бегать по инстанци ям и доказывать очевидное? Это я один, а если все клас сные руководители, занятые организацией ребячьего тру- |Да, пройдут те л-:е круги не увязок? Сколько мытарств, сколы;© рабочего времени, потра.ченного попусту, сколь ко истраченных нервов. , Думаю, не все выдержат. А ведь от этого напрямую и зависит реализация рефор- А. ВОЛКОВ, секретарь партбюро, классный руководитель восьмого класса липецкой средней шко.ты № 19. -ВНОШУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ...- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — ЭТО ВЫБОР Хочу высказать свое отно шение к тому, как постав лена, у нас в школах проф ориентационная работа с учащимися. На Мой взгляд, неудовлетворительно. И вот почему. Сейчас каждая шко ла- закреплена -за своим ба зовым предприятием. Вот и проходят ребята подготовку по . профессиям,, нужным то лько этим коллект 11 Вам. .Ес ли, скажем, шефы -— строи тели, та все мальчики учат- (Ся- на каменщинов-плоткиков, а девочки .— осваивают, шту- катурно.-малярное дело. Их желания, собственно, • цикто и не енрашивает. Отсюда и результат. Гля дишь,^ окончат ребята шко лу. но ни один не. пойдет учиться дальше ' по .навязан ным специальностям. Кому нужна/ такая профориента- Лучший путь трудового обучения — межшкольиые учебно - производственные комбинаты, где есть широ кий выбор профессий. Но их в Липецке и в области мало. Нужно строить их бо льше за счет долевых взно сов базовых промышленных предприятий. И второе: надо лучше ис пользовать для обучения школьников производствен ные , мастерские профтехучи лищ. Не разделять нужно школу и ОПТУ (то есть, у каждого — своя учебная ба за). а объединять, сблин;ать, ведь у них одни задачи. И для государства так будет экономнее. А. КАЩЕНКО, машинист т е м о м з а РЯДОМ с НАМИ Недавно по радио я ус лыш ала, передачу «И прохо дили мимо» о с тр аш и^ тра гедии, .когда несовершен- но.тет'ниё' - юнцы убили свер стника. Непоправимое, не избывное горе для родите- Не зря народная послови ца говорит: «Как замесишь тесто, таков и пирог». . Ко нечно,' виноваты здесь - и школа, и комсомол, и ро дители. А в целом дело во многом в незанятости сво бодного времени подростков. Мне кажется, необходимо коренным образом улучшать досуг молодежи по месту жи тельства. Давайте посмот рим: чем могут заняться ре бята в нашем с вами дво ре? Да, кое-где есть хок кейные «коробки», но не. вез де 'Залиты катки. -Летом не оборудованы волейбольные и баскётбо.чьные площадки, или оборудованы, но все равно пустуют, так как нет !организаторов, которые мог ли бы увлечь детей, подро стков. "Через наши дворы вдоль и поперек беспрерыв но ездят автомашины, иной раз страшно выпустить ма лышей гулять одних.- . Надо наводить порядок во дворах города всем нам, со обща, А той в этом должны задать ' работники ЖЭКов при поддержке членов, дом комов. родителей. Надо под ключить к этой работе ком сомольские и пионерские ор ганизации школ по месту жительства, работников близ лежащих спортивных учреж- О. РУСИНОВА, медицинский работник, мать, бабушка. Сейчас учащиеся 9— 10-х классов обучаются ' различ ным профессиям на произ водстве.: Предприятия выде лили людей для этой цели, в их числе оказалась и я: Я «обучаю девушек' профес сии лаборанта химического анализа в центральной лабо ратории НЛМК .уже.'^ третий год, и вот с каким казусом сталкиваюсь в ходе' работы. На теоретических и прак тических занятиях нам при-, ходится решать множество аналитических задач. Уча щиеся должны производить - простейшие арифметические действия/ — умножение,:. де ление, сложение и вычита ние. И '^гто же? Я сделала неприятное «открытие» - - многие школьники не могут ■прЬвильйо сделать расчеты, ошибки . у них все -ариф- метичеекие. С.ловом, ■обна ружилось, что учащиеся про сто не знают таблицу умно жения,. СКОЛЬКО БУДЕТ ДБАЖДЫ ДБА? , Признаться, я была оше ломлена этим на первом го ду работы, подумала, что это просто группы такие по пались; Однако и на второй год в пяти группах учащих-', ся из восьми различных школ Липецка набралось не много ребят, кто всегда пра вильно мог сделать простей ший расчет.. А ведь к нам приходят из школ сильные учащиеся. Они могут решать химические уравнения и за дачи на уровне техникума и даже института. Логика у' большинства развита сильно. И как же досадно, обидно за них, что ошибки-то у них элементарные, ' которых не должно бы быть. Сами учащиеся не удив ляются этому. Они говорят, что в . школе на -такие ошиб ки не обращают внимания, там надо больше решать за дач и примеров, что прежде всего —- важен верный ход. расчетов, логика. Да и кро ме того, ведь у них же у всех есть калькуляторы — панацея от ошибок. В наше время, конечно, калькуляторов не было, мы обходились без них, надея лись только на себя, на свои знания. Может, поэтому и ■выучили эту таблицу умно жения. на всю жизнь. Что я;ё теперь, совсем не надо ее учить? Машина все за нас просчитает? Только что *5удут делать горе-специали сты, если калькулятор сло мается? Я не могу примириться с мыслью, что, при наличии ум ной вычислительной техни ки, в эпоху научно-техниче ского прогресса человек, да же со средним, не говоря уже о высшем образовании, ие знает азов. Мне кажет ся, школе надо этV проб лему решать, надо исправ лять брак в обоазовайии. , И. ТОРМЫШЕВА. -ИЗ ОПЫТА- ДРУЖИТ ЗАВОД СО ШКОЛОЙ Несколько лет уже наш цех дружит со школой № 31 . Связи эти проявляются во многом. Часто шефы быва ют в школе на уроках ми ра, на празднике знаний, на различных вечерах. В свою очередь ребята на вечере, посвященном 50-летию пред приятия, организовали яр марку-продажу своих поде лок, которые пользовались большим спросом. Комсомо льские организации школы и цеха проводят совместные спортивные соревнования. Но главной своей задачей мы считаем организацию. об щественно полезного труда школьников. С этой целью в само.м цехе организованы рабочие места для учащихся. Ребята выполняют разные работы. Школьники пятых- седьмых классов хорошо по могают в рассортировке из ■делий .по номенклатуре. Старшеклассники иод руко водством лучших рабочих цеха, инженеров - специали стов недавно собрали два трактора Т-40 «АМ». 1Это конкретное, живое дело осо беиио понравилось ребятам. Ведь, выполняя задание, они ощутили себя настоящими рабочи.ми, почувствовали, что их труд нужен и полезен. Такую практику совмещения учебной и производственной работы учащихся мы будем продолжать. В. ЛАВРИНОВИЧ, секретарь партбюро цеха сборки тракторов ПО «Липецкий тракторный завод». НУЖНЫ ХОРОШИЕ УЧЕБНИКИ Когда речь идет о коренной <■ перестройке школы, прежде всего говорят о личности учи теля, Ио не надо забьшать и о том, как нужны ему умные, хорошие позсг'дйевные помощ ники — -учебники. За последние десятилетия учебники стали самым боль- 1 ШМ вопросом в школе. Я мно го лет сама преподавала ино странные языки и знаю, что во многом учебные пособия оставляют желать лучшег'о. Еще в '1957 году профессор И. 'В. Рахманов писал: «Отсут ствие полноцешшх учебников больше всего препятствует ус пешному овладению школьни ками иностранныьш языками». Что изменилось с тех пор? Учебники французского языка, например, менялись много .раз, меняются и сейчас, но законо мерность одна; каждая, новая серия пособий хуже старой. Кто же виновн-ик всего это го? Видимо, дело в той самой образовавшейся над школой надстройке, которая плохо'зна-. ет реальную жизнь, практику, но во всех неудачах обвиня ет только учителя. Как появляются на свет иные учеб ники? В Министерстве просве щения утвердят авторский кол лектив из «своих», а иннциа- ^ тивз учителя-практика будет в очередной раз обойдена. , ^ К сожалению, я имею печа льный опыт работы, над новы ми учебниками. На основании тридццтилетнего преподавания в школе я подготови-та для цуб.ликащга учебники до фран- » цузскому языку для старших классов и для начинающих изучать язык. Они получили .только хорошие отзывы в из дательствах. Но идут -ГОДЫ, а книги так и не увидели свет. Мне кажется, надо поощрять тек, кто поддерживает ценный опыт учителей-новаторов. Это благородный и очень большой труд. Имена рецензентов и содержание рецензий на учеб ники необходимо доводить до сведения педагогов через ин ституты 'усовершенствования учителей. Необходимо система- тичеегш привлекать к обсуж дениям \-чебных пособий твор чески работающих учителет, в том числе и тех, кто сейчас на пенсии. Т. МАРКИНА, отличник народного просвещения, ветеран войны и труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz