Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19 января 1988 г., № 14 (18 011) ЗАБОТЫ Ш К О Л Ы - З А Б О Т Ы ОБЩЕ СТ ВА Педагогические коллективы учебных заведений страны, вся общественность в преддверии Пленума ЦК КПСС по народному образованию горячо, заин­ тересованно обсуждаю т вопросы ре­ формы общ еобразовательной, профес­ сиональной и высшей школы. Наряду с демократизацией жизни общества и радикальной экономической реформой нарастающими темпами должна идти и перестройка системы народного об ­ разования. Потребуется внести серь­ езные изменения в школьную рефор­ му с тем, чтобы максимально прибли­ зить ее к политике перестройки. Сегодня, перед Пленумом ЦК КПСС по народному образованию, в нашу редакцию поступает особенно много писем читателей, поднимающих целый ряд проблем работы школы. Мы решили из их потока отобрать те письма, в которых наши авторы — учителя и работники органов народно­ го образования, партийные и профсо­ юзные работники, родители размышля­ ют о путях обновления в народном образовании, вносят конкретные пред­ ложения по совершенствованию дея ­ тельности школы, воспитательной ра­ боты с молодежью . Предоставляем им -СЛОВО УЧИТЕЛЯ- личность НАЧИНАЕТСЯ С УМЕНИЯ МЫСЛИТЬ в журнале «Юность» (.№а 7. 1986) опубликовала социаль­ но-трагическая поэма Анд­ рея Вознесенского «Ров». Читаешь ее и мурашкй по спине. Мурашки по душе. Двенадцать тысяч со­ ветских граждан расстреля­ но гитлеровцами над проти­ вотанковым рвом на десятом километре от Симферополя по Феодосийскому шоссе. Нашлись другие' «советские граждане», через сорок с лишним лет раскапывающие захоронения в' поисках брас­ летов, цепочек, золотых ко­ ронок в почерневших чере- Трудно поверить, но это факты. И самое страшное, что ведь эти преступники воспитывались рядом с на­ ми, в нашей школе. Как учитель, я считаю: давно настала пора гово­ рить о формировании нрав­ ственных навыков не с по­ зиций частных методик школьных предметов, а с по­ зиций методологии. С пози­ ций формирования духовного облика личности. , Разбросанность образова­ ния по отдельным щзедме- там порождает разбросан-, ность духовную. Вырастает невежда с- отрывочными зна­ ниями, не св'язанными об­ щей основой. А незнания не­ вежд т - бомбы бездуховно­ сти. Причем с замедленным: часовым механизмом. О взрыве одной из них и на­ писал Андрей Вознесен- Мы, учителя, — не тор­ говцы-^ мудростью. Наща цель ■— научить ученика владеть своши умом, своим духом в формировании соб­ ственного его мировоззре- Многие из нас живут в блаженном состоянии всеве-, дения и всезнания, смешны­ ми современному ученику. Ощущение «все знаю», усу­ губленное ежедневным пото­ ком информации «обо всем понемногу», оседающей в па­ мяти -без мыслительной об­ работки. есть признак полу- образованности. И упаси нас бог заразить ею наших уче- Кичлива и опасна полу- образованность в ' школе. Опасна в обеих своих край­ ностях; и в форме анархи­ ческого своеволия интеллек­ туального выскочки, упива­ ющегося авторитарной силой индивидуальнЬго опыта поз­ нания. способного «сочи­ нять» истину и не умеюще­ го выводить ее из сушества дела, и в форме, имитирую­ щей процесс мышления, а на самом деле вращающейся в замкнутом круге застывших представлений и понятий. .ПолуобразованнЬсть — это определенный принцип пове­ дения, - мышления. ско.ль угодно «образованного», но начисто лишенного совмест­ ного искания истины, само­ уверенного, некритичного и потому всегда категорично­ го. Человеку не внушили, что «учиться» означает мыс­ лить. ' превращаться в мыс­ лящего человека, движимо­ го потребностью познать - МИР и самого себя в нем. Никакие реформы школы не дадут эффекта, пока не будет донесена до всех учи­ телей мысль, что учение ре­ зультативно лишь тогда, ко­ гда ученик вступает в про­ тиворечие с самим собой, ко­ гда он знает драму рожда­ ющейся мысля, драму пре­ одоления заблуждений. По­ этому главной задачей фор­ мирования учебных навы­ ков является задача — на­ учить ученика мыслить. А представляем ли мы се­ бе сами, что это такое — учить мыслить? Умеем , ли Мы сами делать то, чему со­ бираемся научить доверен­ ных нам детей? На этот воп­ рос нам ответят уолько де­ ти. Обратимся к .фактам из жизни.. Двадцать третий год я рассказываю на уроках хи­ мии; что электроны движут­ ся в околоядерном простран­ стве атома и что электроны с определенными характери- стнка.ми могут сливаться по­ парно (принцип Паули). И еше ни один ученик не сп|)о- сил: «А почему электроны не падают на атомное ядро, ведь электрон заряжен от­ рицательно, а ядро положи­ тельно? Из физики же мы знаем, что разноименные за ­ ряды притягиваются». Ни один не спросил также о-при­ чине попарного слияния электронов, хотя известно детям, что одноименные .за­ ряды отталкиваются. Когда я сам спрашивал ребят об .этом, то, в лучшем случае, онд пытались объ­ яснить эти парадоксы дви­ жением частиц, забывая о волновых свойствах, а в худшем — просто смот­ рели с недоумением, так как вопрос ставил их в ту- Они не могли ничего ска­ зать, исходя из имеющегося в их головах запаса форма- льно-логических схем. Уче­ ники в этом, конечно, не ви­ новаты. Виноваты учебники; частные методики и. мы ■—- учителя, забывшие (а, мо­ жет, никогда и не знавшие) диалектику с ее положения­ ми о дуализме . материи. Электрон не только частица, но и )волна. Ученики же упорно пытаются объяснить противоречия, рассматри­ вая электроны только как частицы. .Это и есть самый настоящий формализм, с ко­ торым школа призвана, по крайней мере так считает­ ся, бороться. Или зайдем на урок био­ логии в восьмом классе. Те­ ма, допустим. «Пищеваре­ ние». Спросим .учеников: «За- че,м человек ест?» Ответ будет — проверено на прак­ тике ■— таки-м; «Чтобы жить!» И только путем наво­ дящих вопросов Мы подве­ дем ребят к пониманию то-' го, что в пище «законсерви­ рована солнечная энергия». Не такими уж и глупыми были древние египтяне, пок­ лонявшиеся Солнцу. Микро­ косм-человек связан е ма­ крокосмом' и нельзя человека рассматривать в отрыве от среды обитация. Это одна система. Отсюда легко пере­ бросить .мостик к ранее изу­ чаемой ботанике, показав космическую роль растений. Вопросы-то все мировоззрен­ ческие! Не лучше обстоит дело и с гуманитарными предмета­ ми. Все ученики почему-то считают, что Великая Ок­ тябрьская. социалистическая революция — это последняя революция в обществе и что коммунизм есть какое-то ' за­ стывшее, конечное состоя­ ние общества. Ни один ' десятиклассник, изучая обществоведение, ие применяет здесь положение диалектики о том, что в лю­ бой системе накапливаются эволюционные и.змеиения, приводящие потом к револю­ ционным. Что мы и на­ блюдаем сейчас. Общест­ венное ■двинсение, в обоз- ри.мо-м бу.дуще.м, бесконеч­ но н, как любое, состоя­ ние материи, находится в 'развитии. «Закончен­ ные картины в природе не встречаются», — сказал Свои недочеты в препода- ванил иностранных языков. Дети так и говорят: -«Учи — не учи язык, а знать егоше будешь!» Не в детях, их не ­ радивости здесь дело, и не столько в отсутствии языко­ вой среды, а сколько в ме­ тоде преподавания., Есть же по каждому языку частот­ ные словари. В них даны на­ иболее часто употребляемые слова. Почему бы сначала не вооружить' детей таким словарным запасом, а уж по­ том, на этой основе, углуб­ лять и совершенствовать язык? Примеров, показывающих «фор.мализм в действии», мо­ жно привести много. Поче­ му же, однако, он про!(вета- ет в школе и как с ним бо­ роться? Моншт быть, путем проб­ лемного обучения и эвристи­ ческого подхода к препода­ ванию? Все вернр. Но, чест­ ное слово, становится смеш­ но, когда, присутствуя на уроке, видишь, как учитель с помощью подобранных во­ просов загоняет учеников в лабиринт, по которому их мысль должна прийти к за­ ранее запланированному^ от­ вету. И что достойно' удив­ ления; единому для всех от- Что значит учить' учени­ ков мыслить? Не значит ли это, что на базе опорных, фундаментальных понятий науки, к тому же подтверж­ денных жизненным опытом самих ребят и опытом жив­ ших до них поколений, учить находить противоречия в предметах и явлениях? Находить, чтобы разрешать! Каждому по-своему. Только в этом случае обучение не будет формальным и будет органически связано с нрав­ ственностью. Да, мы преподаем в шко­ ле отдельные предметы, не связывая их воедино общи­ ми идея.ми. Или пытаясь объединить их так называе­ мыми межпредметными свя­ зями, забываем, что в посто­ янно меняющейся природе существуют не отдельные учебные предметы, а явле­ ния, и.меющие своей причи­ ной определенные сущности. • И к пониманию этих сущно­ стей, к разгадке их по наб­ людаемым явлениям и надо подводить учеников, сколь возможно. Подводить! А да - 1 льше пусть идут сами. Вот этого-то подхода и не хвата­ ет сейчас в школе. Марксистско, - ленинская диалектика методология науки. Хорошо ли мы,- учи­ теля, вооружены .этой мето­ дологией, чтобы верно пре­ подавать свой предмет, что­ бы видеть его в общем как единичное? Достаточно ли этому уделяется вни.мания в учебных планах пединститу­ тов? Недостаточно. Пока каждый предметник «свою копну молотит», а синтезировать, сводить все частности в общее, в единую систему взглядов на приро­ ду и общество предоставля­ ется самому зшенику. У.ме- ет ли .он_ это ,дедать? Есть л и ,в школе предмет или ч е - . ловек, пбмогающий е.му в. этом? Пока нет. Как видим, вопросов, жду­ щих неотложного разреше­ ния, накопилось много. Воп­ росов, затрагивающих самую сердцевину воспитания. В институтах усовершен­ ствования учителей читают­ ся лекции по предмету, его методике, педагогике, психо­ логии. По чему угодно, нет только главного; лекций и семинаров по методологии, где рассматривались бы фи­ лософские основы учебйого предмета, его роль в фор­ мировании системы взглядов подрастающего поколения граждан. Сейчас Институт истории естествознания и техники АН . СССР разрабатывает марксистско-ленинскую кон- ’.цепцию истории естествозна­ ния и современного его раз­ ви ти я /в связи с техникой'. Завершается - подготовка то­ ма тетралогии, посвященно­ го разработке указанной кон­ цепции развития естествозна­ ния в наше_ время (вторая — четвертая четверти XX ве­ ка). Этот труд с позиций мате]риалистической диалек­ тики отразит закономерности исторического движения ес­ тественно-научного познания, его диалектическую логику в связи с, НТР. .Это как раз тот подход, в котором нуж­ дается современная школа, что ей необходимо «для оду­ шевления» всех учебных предметов. Карл Маркс в 40-х годах XIX века выдвинул идею о слиянии разобщенных ес­ тественных и общес,тве»г- ных наук в единую нау­ ку , далекого будущего. Это- будущее должно осуще­ ствляться сейчас в нашей школе. Если прос,ледить тенден ции современного развития естествознания в аспекте на­ учно-технической революции, то- факты свидетельствуют о том, что -Бз.аимодействие и взаимосвязь между общест­ венными, ■естественными и техническими науками ■ воз­ растает с каждым годом, а потому можно утверждать, что уже в ближайшее время эта тенденция примет четко выраженные организацион­ ные формы. Где же ей при­ нимать их, как не в школе? С этим процессом в не­ посредственной связи -стоит необходимость разработки комплексного обучения, поз­ воляющего учителям рас сматривать частное в его не разделимом единстве с об щим. .Это не исключает спе циализации отдельных учеб­ ных предметов, не сливает все частные знания в одно неразличимое целое, но поз­ воляет углубляться в позна НИИ той или иной области, охватывая при этом всю дей ствительность в целом..Марк . систско-ленинская диалекти ка. как общий метод позна­ ния, будеу тогда поднята на более высокий уровень. В школе пока этого нет. А. ПОЛОСИН, учитель. НА СНИМКАХ: в компьютерном .классе Левобережного учебно-дронзводственного комбината; увлеченно работают учащиеся средней школы № 62 в своей оранжерее. фо-г-о А. ЩУРОВА. -СЕРДИТОЕ ПИСЬМО я работаю классным ру­ ководителем в восьмом клас­ се. В этом учебном году мне поручили вести обществен­ но полезный производитель­ ный труд, три часа в не­ делю. Если бы я пред­ полагал, насколько ока­ жется слояшым это поруче- Устроить ребят 'н а завод оказалось практически не­ возможным. Организовать ра­ боту в наших бедных школь ных мастерских — тоже. И я стал искать другие пути. Устрою, решил. 3—4'учащих- ся где-либо на штатную ра­ боту, а работать, будем всем -классом и заработок делить на всех. Пошел в ближайшее отде­ ление связи № 2. Может, нужны почтальоны и разнос­ чики телеграмм? — Очень нужны, — от­ вечают, — ио оформляет на работу отдел кадров почтам- — Ваших восьмиклас­ сников не возьмем, — огор­ чили работники почтамта. - - Во-первых, им ■нет 15 лет. Во-вторых, почту у нас раз­ носят 'С утра, а ребята в это время в школе. В-гретЬ- их, почтальоны носят денеж­ ные переводы, а их мы не можем доверить детям... Я пытался дока.зать, -что сейчас разрешено принимать на работу подростков с 14 лет, показывал постановле­ ние Госкомтруда РСФСР, (у них его нет), доказывал, что ребята очень ответственно относятся к труду, им мож­ но доверять, да" и" я лично за ними буду следить. Все ока- зал^ось напрасным. Не теряя надежды, пошел я в ЖЭУ-9 горЖилуправле- ния. Может быть, здесь:нуж­ ны дворники? Ребятам это по силам. ' . ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ ДВОРНИКОМ?. —- Конечно! — радостно приветствовал .меня началь- Вместе с ним и с ребята­ ми мы поехали в отдел кад­ ров горжилуправлеиия. ■Ох. чуяло мое сердце, что и здесь нас встретят сюрп-- ризы. Заведующая отделом • кадров Т. А. Водопьянрва приняла нас разцраже'нно, с . неприязнью. . И здесь мце пришлось знакомить: работ­ ников с постановлением Гос­ комтруда РСФСР о разре- ) шеиии приии.мать подрост- ; ков с 14 лет,- доказывать, что они многое могут... Не буду долго рассказы­ вать, но пришлось нам нес­ колько дней- ходить по кру­ гу. Были у -заместителя на-, чальника горжилуправлеиия В.^Т. Травина, двазкды у заместителя председателя горисполкома О. А, Кирса­ новой, были на комиссии по делам несовершеннолетних... Наконец, вернулся из от­ пуска начальник горжилуп- равления А. Н. Белкин и со­ брал по нашему ;вопросу, це­ лый, «консилиум», пригласив для разговора зав. отделом кадров, главного бухгалтер^, экономиста, зам. начальника ГЖУ. Конечно, сказал А. И. Велкин; опыт работы, уча­ щихся дворниками уже есть в других городах и нам мож­ но попробовать. Но.прини- ' мать- на работу мы ицкого не будем. Выделим три уча­ стка и заключим со школой " договор. За уборку ;этих уча­ стков ^ будем перечислять деньги, .'на счет школы в рай- бео, а уж он будет платить ребятам. Как? Это его де- Я было попросил не за­ тевать эстафету бесконечных перечислений, а платить сразу ребятам .по договору наличными, ио мое предло­ жение в ■ГН-СУ решительно отклонили — слишком хло­ потно! Ну ладно, мы реши­ ли начать работать. Ребята горячо приступи­ ли’ к делу. Сами изготови­ ли •,Метелки, лопаты, скреб­ ки — нехитрый дворницкий инструмент,. .Каждый день на выделенных трех участках работали по 2—3 школьни­ ка. Расписание работы сос- тавил.ч так, чтобы при этом не пострадали занятия в школьных и внешкольных кружках, спортивных секци­ ях, чтобы, конечно, ие бы­ ло ущерба учебе, Вначале; ребятам было трудновато, но уже через не­ делю освоились, втянулись. Все трудились хорошо, вы­ ручали друг друга, по-това­ рищески помогая. Нашу добросовестную ра­ боту б’ыстро оценили жиль­ цы домов, да и работники ЖЭУ-4, ' горжилуправлеиия. На школу пришл'и благодар­ ственные письма. Довольны и родители. Многие из них просят, чтобы их дети рабо­ тали не один, а 2—3 раза в неделю, чтобы у них мень­ ше времени оставалось «на шалости», чтобы они при­ учались к труду, ценили тру­ довую копейку," побольше бы­ ли на свежем воздухе. За- октябрь и ноябрь ре­ бята заработали более 830 рублей. Хорошо? Конечно! Но тут у нас возникла иная проблема — как рас­ порядиться этими деньгами? В бухгалтерии районе мне прямо дали понять, что вы­ плачивать ребятам деньги наличными со спецсчета они ие хотят; ^это ведь надо сог. ставлять 'ведомости, вести отчетность... Вообще, как я сделал вывод, в районо. от­ выкли отдавать ребятам за­ работанные йЯи деньги — на сельхозработах, за сбор макулатуры и металлолома, за такой труд, как наш. Эти . Деньги отдают прямо школе, и она ими полностью распо- рян^ается. Так ведется из года в год. Теперь даже не стали спрашивать у ребят, а согласны ли они отдать! за­ работанные, деньги школе? А ведь это нарушение по.тоже- , ния о школьной реформе. I — Не будем платить на­ личными,- и все,- —: ответи­ ла мне главный бухгалтер районо А. С, Крюкова. Но после долгих убежде­ ний согласилась, потребовав от нас бумаги из облоно и... от комитета ВЛКСМ школы. При чем здесь комйтет ком­ сомола? А просто так — а вдруг .КРУ когда-нибудь по­ требует такую справку... Вы гадаете, чем же кон­ чилось мое хождение за ну­ жной бумагой в облоно? Ни­ чем! Заведующая, планово­ финансовым отделом облоно И. А. Асташенко сначала ссь гласилась с обоснованностью доводов оплатить -труд ре­ бятам наличными, но спустя неделю... передумала. Неиз­ вестно, как платить. Такого же еще никогда не было... Свой спецсчет мы решили использовать, купив для ребят турпутевку. Но дело не в этом.. Видя, ка- •кие муки приходится мне, как классно.му руководителю, преодолевать, настроение у ребят заметно изменилось. — Никому мы не нужны... — Все от нас стараются Отделаться, — слышу я все чаще от них. Обидно, что их искренний порыв с первых шагов встре­ тил необоснованные препят­ ствия. Разве э т о , перестрой­ ка в школьном деле, разве это поощрение общественно полезного труда? Казалось бы, такие органы; как рай‘ оно, облоно, должны быть кровно заинтересованы в новшестве, исходящем от школы, а они,, наоборот, яв­ ляются в нем тормозом, са­ ми 1 ш в чем не идут навст- И вот я теперь думаю; по­ чему же учитель должен столько бегать по инстанци­ ям и доказывать очевидное? Это я один, а если все клас­ сные руководители, занятые организацией ребячьего тру- |Да, пройдут те л-:е круги не­ увязок? Сколько мытарств, сколы;© рабочего времени, потра.ченного попусту, сколь­ ко истраченных нервов. , Думаю, не все выдержат. А ведь от этого напрямую и зависит реализация рефор- А. ВОЛКОВ, секретарь партбюро, классный руководитель восьмого класса липецкой средней шко.ты № 19. -ВНОШУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ...- ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — ЭТО ВЫБОР Хочу высказать свое отно­ шение к тому, как постав­ лена, у нас в школах проф­ ориентационная работа с учащимися. На Мой взгляд, неудовлетворительно. И вот почему. Сейчас каждая шко­ ла- закреплена -за своим ба­ зовым предприятием. Вот и проходят ребята подготовку по . профессиям,, нужным то­ лько этим коллект 11 Вам. .Ес­ ли, скажем, шефы -— строи­ тели, та все мальчики учат- (Ся- на каменщинов-плоткиков, а девочки .— осваивают, шту- катурно.-малярное дело. Их желания, собственно, • цикто и не енрашивает. Отсюда и результат. Гля­ дишь,^ окончат ребята шко­ лу. но ни один не. пойдет учиться дальше ' по .навязан­ ным специальностям. Кому нужна/ такая профориента- Лучший путь трудового обучения — межшкольиые учебно - производственные комбинаты, где есть широ­ кий выбор профессий. Но их в Липецке и в области мало. Нужно строить их бо­ льше за счет долевых взно­ сов базовых промышленных предприятий. И второе: надо лучше ис­ пользовать для обучения школьников производствен­ ные , мастерские профтехучи­ лищ. Не разделять нужно школу и ОПТУ (то есть, у каждого — своя учебная ба­ за). а объединять, сблин;ать, ведь у них одни задачи. И для государства так будет экономнее. А. КАЩЕНКО, машинист т е м о м з а РЯДОМ с НАМИ Недавно по радио я ус­ лыш ала, передачу «И прохо­ дили мимо» о с тр аш и^ тра­ гедии, .когда несовершен- но.тет'ниё' - юнцы убили свер­ стника. Непоправимое, не избывное горе для родите- Не зря народная послови­ ца говорит: «Как замесишь тесто, таков и пирог». . Ко­ нечно,' виноваты здесь - и школа, и комсомол, и ро­ дители. А в целом дело во многом в незанятости сво­ бодного времени подростков. Мне кажется, необходимо коренным образом улучшать досуг молодежи по месту жи­ тельства. Давайте посмот­ рим: чем могут заняться ре­ бята в нашем с вами дво­ ре? Да, кое-где есть хок­ кейные «коробки», но не. вез­ де 'Залиты катки. -Летом не оборудованы волейбольные и баскётбо.чьные площадки, или оборудованы, но все равно пустуют, так как нет !организаторов, которые мог­ ли бы увлечь детей, подро­ стков. "Через наши дворы вдоль и поперек беспрерыв­ но ездят автомашины, иной раз страшно выпустить ма­ лышей гулять одних.- . Надо наводить порядок во дворах города всем нам, со­ обща, А той в этом должны задать ' работники ЖЭКов при поддержке членов, дом­ комов. родителей. Надо под­ ключить к этой работе ком сомольские и пионерские ор­ ганизации школ по месту жительства, работников близ­ лежащих спортивных учреж- О. РУСИНОВА, медицинский работник, мать, бабушка. Сейчас учащиеся 9— 10-х классов обучаются ' различ­ ным профессиям на произ­ водстве.: Предприятия выде­ лили людей для этой цели, в их числе оказалась и я: Я «обучаю девушек' профес­ сии лаборанта химического анализа в центральной лабо­ ратории НЛМК .уже.'^ третий год, и вот с каким казусом сталкиваюсь в ходе' работы. На теоретических и прак­ тических занятиях нам при-, ходится решать множество аналитических задач. Уча­ щиеся должны производить - простейшие арифметические действия/ — умножение,:. де­ ление, сложение и вычита­ ние. И '^гто же? Я сделала неприятное «открытие» - - многие школьники не могут ■прЬвильйо сделать расчеты, ошибки . у них все -ариф- метичеекие. С.ловом, ■обна­ ружилось, что учащиеся про­ сто не знают таблицу умно­ жения,. СКОЛЬКО БУДЕТ ДБАЖДЫ ДБА? , Признаться, я была оше­ ломлена этим на первом го­ ду работы, подумала, что это просто группы такие по­ пались; Однако и на второй год в пяти группах учащих-', ся из восьми различных школ Липецка набралось не­ много ребят, кто всегда пра­ вильно мог сделать простей­ ший расчет.. А ведь к нам приходят из школ сильные учащиеся. Они могут решать химические уравнения и за­ дачи на уровне техникума и даже института. Логика у' большинства развита сильно. И как же досадно, обидно за них, что ошибки-то у них элементарные, ' которых не должно бы быть. Сами учащиеся не удив­ ляются этому. Они говорят, что в . школе на -такие ошиб­ ки не обращают внимания, там надо больше решать за­ дач и примеров, что прежде всего —- важен верный ход. расчетов, логика. Да и кро­ ме того, ведь у них же у всех есть калькуляторы — панацея от ошибок. В наше время, конечно, калькуляторов не было, мы обходились без них, надея­ лись только на себя, на свои знания. Может, поэтому и ■выучили эту таблицу умно­ жения. на всю жизнь. Что я;ё теперь, совсем не надо ее учить? Машина все за нас просчитает? Только что *5удут делать горе-специали­ сты, если калькулятор сло­ мается? Я не могу примириться с мыслью, что, при наличии ум­ ной вычислительной техни­ ки, в эпоху научно-техниче­ ского прогресса человек, да­ же со средним, не говоря уже о высшем образовании, ие знает азов. Мне кажет­ ся, школе надо этV проб­ лему решать, надо исправ­ лять брак в обоазовайии. , И. ТОРМЫШЕВА. -ИЗ ОПЫТА- ДРУЖИТ ЗАВОД СО ШКОЛОЙ Несколько лет уже наш цех дружит со школой № 31 . Связи эти проявляются во многом. Часто шефы быва­ ют в школе на уроках ми­ ра, на празднике знаний, на различных вечерах. В свою очередь ребята на вечере, посвященном 50-летию пред­ приятия, организовали яр­ марку-продажу своих поде­ лок, которые пользовались большим спросом. Комсомо льские организации школы и цеха проводят совместные спортивные соревнования. Но главной своей задачей мы считаем организацию. об­ щественно полезного труда школьников. С этой целью в само.м цехе организованы рабочие места для учащихся. Ребята выполняют разные работы. Школьники пятых- седьмых классов хорошо по могают в рассортировке из ■делий .по номенклатуре. Старшеклассники иод руко­ водством лучших рабочих цеха, инженеров - специали­ стов недавно собрали два трактора Т-40 «АМ». 1Это конкретное, живое дело осо беиио понравилось ребятам. Ведь, выполняя задание, они ощутили себя настоящими рабочи.ми, почувствовали, что их труд нужен и полезен. Такую практику совмещения учебной и производственной работы учащихся мы будем продолжать. В. ЛАВРИНОВИЧ, секретарь партбюро цеха сборки тракторов ПО «Липецкий тракторный завод». НУЖНЫ ХОРОШИЕ УЧЕБНИКИ Когда речь идет о коренной <■ перестройке школы, прежде всего говорят о личности учи­ теля, Ио не надо забьшать и о том, как нужны ему умные, хорошие позсг'дйевные помощ­ ники — -учебники. За последние десятилетия учебники стали самым боль- 1 ШМ вопросом в школе. Я мно­ го лет сама преподавала ино­ странные языки и знаю, что во многом учебные пособия оставляют желать лучшег'о. Еще в '1957 году профессор И. 'В. Рахманов писал: «Отсут­ ствие полноцешшх учебников больше всего препятствует ус­ пешному овладению школьни­ ками иностранныьш языками». Что изменилось с тех пор? Учебники французского языка, например, менялись много .раз, меняются и сейчас, но законо­ мерность одна; каждая, новая серия пособий хуже старой. Кто же виновн-ик всего это­ го? Видимо, дело в той самой образовавшейся над школой надстройке, которая плохо'зна-. ет реальную жизнь, практику, но во всех неудачах обвиня­ ет только учителя. Как появляются на свет иные учеб­ ники? В Министерстве просве­ щения утвердят авторский кол­ лектив из «своих», а иннциа- ^ тивз учителя-практика будет в очередной раз обойдена. , ^ К сожалению, я имею печа­ льный опыт работы, над новы­ ми учебниками. На основании тридццтилетнего преподавания в школе я подготови-та для цуб.ликащга учебники до фран- » цузскому языку для старших классов и для начинающих изучать язык. Они получили .только хорошие отзывы в из­ дательствах. Но идут -ГОДЫ, а книги так и не увидели свет. Мне кажется, надо поощрять тек, кто поддерживает ценный опыт учителей-новаторов. Это благородный и очень большой труд. Имена рецензентов и содержание рецензий на учеб­ ники необходимо доводить до сведения педагогов через ин­ ституты 'усовершенствования учителей. Необходимо система- тичеегш привлекать к обсуж­ дениям \-чебных пособий твор­ чески работающих учителет, в том числе и тех, кто сейчас на пенсии. Т. МАРКИНА, отличник народного просвещения, ветеран войны и труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz