Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
вОЕНИНСКОЁ^ВШ Я Орган Липецкого областного комитета КПСС 71- й и областного Совета народных депутатов * год издания Вторник, 19 января 1988 г. № 14 {18 01Ц Цена<3 кол. —— ----— НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ Обстановка гласности, открытости, сло жившаяся,в стр.ане, позволяет каждому чело веку проявлять свою гражданскую позицию, принимать активное участие в обсуждении и решении важных проблем общества. учителю, к школе эти установки отно сятся в первую очередь. Сегодня очень ост ро стоит проблема активизации всей систе мы нарюдного просвещения, углубления ее демократизма. Недавно издан ряд документов Министер ства просвещения СССР и РСФСР по даль нейшей демократизации в деятелыюетн уч реждении народного образования. Подготов лен проект «Типового полозкения о средней общеобразовательной школе». Педагогиче скому совету даются большие права; изб рания директора школы, периодического за- ся.ушивания его отчетов, досрочного отзы ва руководителя, не оправдавшего доверия коллектива... В области узке есть первый опыт исполь зования таких прав. -На собраниях трудовых коллективов избраны директора Липецкой средней школы № 63 О. Ф. Гордиенко, .за- до-нской, школы глухих В. А. Панарина, за ведующий отделом народного образования Советского райисполкома г. Липецка И. Г Вишневский. А всего демократическим пу тем назначено 26 директоров школ н их за местителей, 4 организатора внеклассной работы. В резерв руководителей учрежде ний народного образования вошло " более пятисот человек. Первый опыт показал, что коллективы серьезно отнеслись к выборам, предпочли тех людей, которые имеют боль шой опыт работы, энергичны, инициативны, требовательны, но справедливы. Они от вергли, кандидатуры тех коллег, которые имеют солидный опыт работы, даже руко водящей, но не всегда считаются с мнением других, не проявляют творческого подхода к работе. Предстоящие Пленум ЦК КПСС по на родному образованию и Всесоюзный съезд учителей дадут более четкие рекомендации, но уже сегодня ясно, что необходимо и дальше идти по пути выборности р.уководи- телей,- привлекая к этому и широкую роди тельскую общественность. В печати не раз сообщалось об интерес ном опыте, проводимом директором Инсти тута сердечной хирургии академиком Н. М Амосовым в своем трудово.м коллективе. Здесь ежегодно проводятся» анонимные оп росы, тайное голосование, где казкды-й мо жет вьфазить оценку руководителям отделе ний, лабораторий, различных служб, дирек ции. В случае, если пятая часть коллектива проголос.ует против, руководитель сразу же покидает коллектив. Органам народного об разования, видимо, необходимо смелее идти не только к выборности руководителей, ио и проводить «выборы доверия» директоров тех коллективов, в которых слозкился не нормальный морально-психологический мик роклимат. Если коллектив продлит «мандат на руководство» директору, то вместе с ним он обязан нормализовать положение, а ес ли не продлит, то выдвинет новую кандида туру. пользующуюся авторитетом и способ ную повести за собой коллектив. С расширением выборности демократии, гласности все в большей степени будет ут- , верждаться чувство социальной справедли вости. Выборность в значительной степени быстрее высвечивает способность или не способность руководителя управлять кол лективом, так как ответственность перед вышестоящим начальством, которое мозкно ввести в заблуждение хорошим рапортом, высоким «процентом успеваемости», допол няется ответственностью непосредственно перед избравшим его трудовым коллекти- Еще значительное количество .жалоб, направляемых в партийные и советские ор ганы. говорит о том, что администрация, прежде всего директора, часто субъективно подходят к оценке работы учителя, не всег да считаются с мнением партийных и проф союзных организаций, ссылаясь на заня тость хозяйственными делами, самоустраня ются от руководства учебно-воспитательным процессом. Некоте^зе директора школ посещают в год по ^ —70 уроков, вследствие этого не могут сделать глубокого анализа работы' учи телей, дать им конкретные рекомендации Отсюда субъективизм обиды учителя. Ме жду тем. Министерством просвещения РСФСР определено специальным приказом; инспектирование преподавания школьных предметов, выявление уровня знаний и вос питанности учащихся должны осуществлять ся руководителями школ. Работа эта при звана способствовать созданию условий для подлинного творчества учителя, повышеншо его мас'герства и развитию таланта. Она должна освобозкдать учителя от регламента ции его преподавательской деятельности. , Важной формой демократизации школь ной -ЖИЗНИ являются отчеты р.уководителей народного образования перед обществен ностью Но пока многие руководители слабо ИСПОЛЬЗУЮТ ЭТУ трибуну, с родителями пред почитают^ работать преимущественно в стенах школы, робко и редко выносят на партий ные и рабочие собрания, в трудовые коллек тивы вопросы улучшения воспитательной ра боты, трудовой подготовки, укрепления свя зи с семьей, повышения ответственности ро дителей за воспитание детей В целях дальнейшей демократизации школьной жизни Министерство просвещения СССР постоянно расширяет права руково дителей школ., Недавно им дано право под бирать кандидатуры своих заместителей, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, старших пионерских вожатых, принимать на работу и увольнять педагогов, военруков, учебно- вспомогатель ный и младший персонал, менять количест во должностей рабочих и слуншщих. Учре ждения народного образования буд,ут иметь больше прав в использовании предусмотрен ных сметой годовых ассигнований. Необходима коренная перестройка взаи моотношений учителя и ученика, то-есть от каз от «авторитарной педагогики». Только увагкением к ребенку можно научить его увамсать самого себя и других. В печати учительством и обществен ностью не раз высказывалось мнение о пе риодическом прюведении в школах закры того опроса учащихся, хотя бы среди стар шеклассников, о том. какого они< мнения о профессиональных и человеческих качест вах своих воспитателей. Такие опросы за ставили бы задуматься отдельных, не всег да контролирующих свои слова и поступки педагогов, пол^огли администрации сделать правильный и более объективный анализ при их аттестации. Директора школ знают, что конфликты с учащимися чаще всего во зникают у тех педагогов, которых дети не уважают за формализм, безаппеляцнонность, плохое знание своего предмета. При встре че с комсомольским активом школ партий ных и советских работников Советского рай она г. Липецка выяснилось, что в одной из школ возникли слоншые взаимоотношения учащихся и учителя из-за слабого, по их словам, знания педагогом своего предмета. Обращались к директору, но он уходит от решения этого вопроса, боясь обидеть .учи теля и не зная, как помочь .учащимся. Демократизация школьной жизни, измег пение .отношении .«учите.чь.— уненпк» бу дут прюходить не безболезненно. Не постра дает знающий, эрудированный, к.ультурный педагог, которому не н.ужно заигрывать с учащимися. С.тожнее будет учителю, знаю щему свой предмет только в радгках учебной программы, не пользующем.уся увангением ■ среди учащихся. Самоуправление в школе — очень непро стое дело. Если ученики понимают, что от них ничего не зависит, что все их идеи, предложения, мечты не’принимаются всерь ез — они никогда ничего не изобретут, не станут творческими личностями. «Автори тарная педагогика» приводит к тому, что воспитываются люди, не способные к ини циативе, не готовые брать на себя ответст венность. Удаление с уроков, выставление иногда оценок учителем не за знания, а за поведение на уроке — все это говорит' о низ 1 :ом уровне постановки са.моуправлеиия в школе. В период реформы многие педагогические коллективы стали настойчивее искать пути 1 >азвития активности учащихся. Начало бы ло положено партийными органами. В Ли пецке и ряде районов области вошли в пра ктику встречи членов бюро, секретарей парторганизаций с комсомольскн.м активом школ. Первая из них была проведена пер вым секретарем Липецкого горкома партии В, Н. Л1арковым. На таких встречах идет доверительный разговор о достижениях и проблемах, о работе комсомольских органи заций школ, состоянии трудовой подготовки и многих других вопросах. В ряде школ проводятся партийно-комсо мольские собрания, а такнсе планерки у директора с прнглашение.м комсомольского и пионерского актива. В летнем лагерю тру да и отдыха в совхозе «Дружба» создается совет бригадиров, который езкедневно под водит итоги работы бригад, выявляет пере довиков п отстающих. В кривополянскон средней школе № 2 Чаплыгинского района прюводятся совместные заседания педагоги ческого совета, комитета ко.мсомола, учко- ма. совета дружины по вопросам профилак тики правонарушений, укрепления дисцип- Самоуправление учащихся самым тесным образом ■связано с урювнв!^ взаимоотноше ний в педагогическом коллективе, микро климатом школы. Школа должна быть пре жде всего разновозрастным коллективом единомышленников, в которюм дети и взрюс- лые живут одними идеями, где есть общая деятельность и общая мера ответственности. На недавних январских совещаниях учи телей состоялся большой разговор о разви тии демократических начал в деятельнос ти учреждений народного образования, как одном из главных условий реализации р>е- шений XXVII съезда КПСС и последующих Пленумов, Они прошли в обстановке ширю- кой гласности и открытости. В принятых рекомендациях вывод единодушен; школа должна прочно встать на путь перестройки и демократизации. Н. КАЛГАНОВ, инструктор отдела науки и учебных заведений обкома КПСС. РОДИНА НАГРАЖДАЕТ ГЕРОЕВ КОСМОСА 18 января в Кремле А А .' Громыко ВРУЧИЛ высокие госу дарственные награды грухше героев-космовавтов. Орден Ленина получил дваж ды Герой Советского Ссяоза детчшгкосмонавт СССР Ю. В. '’оманенко, орден Ленина и вторую медаль «Золотая Звез да» — дважды Геоой Советско го Союза детчик-космонавт СССР А. П. Алжсандров. орде на Ленина, медали «Золотая Звезда» и нагрудные знаки «Летчик-космонавт СССР» — Героя Советского Союза лет чики-космонавты СССР А. И. Лавейкин и А, С. Левченко Сердечно поздравив космона втов с высокими государстген- ными наградами, председатель Президиума Верховного Совета СССР передал нм сердечные поздравления М. С. Горбачева. Герои-космонавты в своих выступлениях горячо поблагода рили ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР и Со ветское правительство за ока занную честь и высокое дове рие совершить космический по лет и за награды Родины. ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ В цехе товаров народного потреблеввя НЛМК налажива ется выпуск еще одного вида продукцин. Это будет мэталли- ческая оцинкованная плоская черпица увелв^^вного размера. До сих пор цех ■. Бьщускад кровельную черепицу трех ви дов и типоразмеров — гофри рованную оцинкованную, чер ную и оцинкоаванную плоскую. Теперь к ним прибавляется плоская оцинковаввая увели ченного размера. Ее производ ство начинается в ближайшие дни, запланировано выпустить уже в январе 80 тысяч штук. Ее заказщпси — сельские ко операторы, и продукция будет реализоваид в основном инди видуальным застройщикам.’ Такс» реальный вклад ново- липещогх металлургов в вы полнение широкой государст венной программы жилищного КОММУНИСТ, НАСТАВНИК Двадцать один год трудится в модельном цехе коммунист, наставник молодежи Александр Петрович Ушаков. Он специа лист высшей квалификации Многие модельищки на заводе «Центролит», да и на других Мали его мастерство. Гевнадвй Николаевич Стру- ков работает сейчас старшим мастером модельного цеха. Он тоже считает себя одиим щ учеников Александра Петровича Кстати, одну из' рекоменда ций в партию дал щиу А, П. Ушаков. На сщ 1 мкег А. П. Ушаков (слева) и мастер Г. Н. Струков. Фбтр А. ПГУФОВА. -КАК ГОТОВИМ ТЕХНИКУ К СЕВУ?- и в НОВОЙ МАСТЕРСКОЙ СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В колхозе «Гиг-ант» Тер- бунского района а канун но вого года сдан в эксплуата цию новый машинный двор. Здесь и пункт технического обслунгиванищ и мойка, и котельная,, и бетонированная площадка... — в вводом его в, строй, — -рассказывает главный инженер колхоза В. И. Ко ростелев, намного улуч шились условия обслужива ния и ремонта техники, ее сохранность. В пропшые го ды все машины находились под открытым небом, зимой так их заносило снегом, что нельзя было И' подступить ся. А сколько времени ухо дило на то, чтобы разогреть трактор? Теперь техника в добротных гаражах, считан ные ^шнуты затрачивают во дители на то, чтобы подго товить ее к работе. Новый машинный двор помогает решить и пробле му качества ремонта. К вос- с'гановлению техники здесь приступали обычно поздней осенью, после завершения полевых работ. А погода в это время ' неустойчивая; то подморозит, то сутками идут дожди. А когда за во рот льет — тут не до качества. И наши механи заторы зачастую рабо тали кое-как, стремились по быстрее «спихнуть» технику со двора. Ныне есть возмож ность восстанавливать ин вентарь- под крышей, в теп ле. И это сказалось; в ко роткий ‘срок' подготовили все сеялки, культиваторы, сцепы борон, плуги, широкозахват ные агрегаты для внесения аммиачной воды, автозагруз чики семян. - — В этом сезоне?, — вступает в разговор заведу ющий л 1 астерской В. М. На летов, — с опережением графика могли бы вести ре- ■монт тракторов, но не все от нас зависит. Не хватает запасных частей. Поступа ют в мастерскую они .несво евременно и в малом количе стве; одну деталь поставишь, за другой снова едешь в Тербуны. И не было случая, чтобы полностью удовлетво рялись заявки ремонтников. Особую тревогу вызывает подготовка к полевым рабо там энергонасыщенных трак торов. В колхозе из-за от сутствия нужных ' запчастей и аккумуляторов простаива ют мощные «Кировць!» и Т-150, которые нужны сей час для вывозки органики на поля, грузов с железно дорожной станции. Стоят на приколе тракто ры и по причине нехватки механизаторов. А бед хозя ина машина — сирота, с нее всяк, кому не лень, снимает узлы и детали. V Обоснованные претензии предъявляют ремонтники к руководству хозяйством, ко торое мало внимания уделя-- ет культурно-бытовым воп росам, На машинном дворе построен просторный Дом механизаторов. В нем баня с душевыми, парилкой и бассейном, выделены ком наты для крайнего уголка и буфета. Но.,., на дверях — огромный замок. — Устраняем недоделки строителей,— пояснил глав ный инженер. — В комна тах нет мебели, не закреп лен линолеум, нечем выка чивать воду из бассейна, не доделана канализация. Очень нужен насос и даже .не один. К тому, же не благоустроена территория... Словом, Дом механизато ров, сдан пока для отчета. Когда его откроют, никто в колхозе не знает. - Вызывает тревогу и под готовка семян. И дело не только а том, что пока их припасено к севу мало. Зна чительная часть семенного материала низкого, качества. Так, ячмень, горох и гречиха не кондиционны по влаясно- сти, а проса и вовсе нет. Спрашиваю у агронома по семеноводству, какие меры прини.маются по исиравлет нию ентуации,. будут ли ши роко использоваться пер спективные районированные — Некондиционного ячме ня, — говорит К. В. Шам- рин, — у нас было 270 тонн, сто тонн качественно го зерна завезли - из волов- ского совхоза «Набережан- >ский». 'А с влажнъщи семе нами не знаю, что и делать... Можно было бы просу^ шить их, но сушилка ■не ра ботает. Вся надежда на сосе дей; авось,.помогут. По все му видно, что . у .агронома- се.мековода нет четкого пред ставления о том, как колхоз будет выходить из трудного положения, какие семена бу дут к посевной. И еще об одном. В ны нешнем году колхрз: значи тельную часть сахарной свеклы, подсолнечника, ку курузы будет выращивать по индустриальной, а зерно бобовые — по интенсивной технологии. Вполне понятно, что ответственность механи заторов и полеводов резко возрастет. Они должны не только в совершенстве ■вла деть современными ■ маши нами, но и хорошо знать весь ко.мплекс агротехнических приемов. Успеха ■добьется знающий дело работник. В колхозе ясе «Гигант» по-нас тоящему не организована учеба кадров, о ней в хозяй стве пока лишь только, гово рят. Ио ведь сколько слов произнесено не будет, ни зерна, ни свеклы от этого не''прибавится. Нужно лю дей учить. С. БЕЗЛЕПКИН. ПОПОЛНЕНИЕ МЕХАНИЗАТОРОВ в усманском колхозе вме ни Кирова организован фили ал Октябрьского ОПТУ по мехш 1 изаторокому всеобучу. Руководит им заместитель диржтора профтехучилища В. В. Душкин. Занятия про водятся в красном уголке ме ханической мастерской. В распоряжении учащихся — наглядные пособия, учебная литература. Профессию меха низатора.здесь осваивают 37 человек — бригадирь!, учет чики, скотники — словом, все те, кто не имеет пока удосто верения тракториста. По устройству материаль= ной части .машин занятия проводит главный инженер колхоза А. Н. Наквасин, а занятия по агротехнике воз делывания . сельс14охозяйст- венных культур главный аг роном В. П. Смольянинов. Особый упор делается на изучение интенсивной техно логии. Курс об.учення предусмот рено завершить к посевной. Сейчас в хозяйстве одновре менно полным ходом ведется подготовка техники. Так что пополнение механизаторов ждут хорошо отремонтирован ные машины. В. КОБЗЕВ. СКОРО ЭКЗАМЕНЫ Успешно проходят занятия ' по подготовке механизаторов в С 11 ГУ-13 Елецкого района. Каждое хозяйство направило сюда еврих представителей. Всего их 80 человек. Сейчас на курсах идут практические занятия, на которых осваива ется современная технина. Занятия ведут опытные пре подаватели Н. В. Болгов. Т. И. Трубицьщ, ф . Т. Зай цев. Скоро пройдут экзамены и механизаторам будут вру чены свидетельства об окон чании курсов. Продолжается обучение на шестизиесячных курсах. С пе реходом на самофинансирова ние и полный хозрасчет всё хозяйства планируют заку пить новую технику. Поэтому возросла потребность в ква лифицированных работни- Т, ФАДЕЕВА. ПО НАУКЕ Земледельцы добрннского колхоза «Красный Октябрь» старательно готовятся к ве сеннему севу Все: семена в хозяйстве доведены до перво го класса, своевременно про травлены. Принимаются энер гичные меры по сортообнов- ленил). Уже завезен ячмень и горох первой репродукции. В добрых переменах, происхо дящих в семеноводстве, боль шая заслуга главного агроно ма И. А Романцова, стара ниями которого в хозяйстве настойчиво внедряется науч ная система земледелия. В. ИСКОРНБВ. ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ В РЕШЕНИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВСТРЕЧА М. С. ГОРБАЧЕВА С РУКОВОДСТВОМ «МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ЗА ВЫЖИВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Как уже сообщалось, 15 ян варя в Кремле состоялась' встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с членами руководства «Между народного фонда за выживаш 1 е и развитие человечества», соб равшимися в Москве на свое учредительное заседание.' Фонд, идея создания которо го выдвинута в феврале прош лого года в Москве н» Между народном форуме «За безъядер ный мир. за выживание чело вечества». будет оказывать содействие, в том числе мате риальное. осуществлению раз личных исследоютельских проектов в области проблем разоружения, экологии, куль туры. способствовать укрепле- щпо взаимопонимания и сот рудничества общественности различных стран. Обг>ащаясь к участникам встречи, видным представите лям науки, культуры, деловых и общественных крутхзв из раз личных стран, М. С. Горбачев сказал: Рад вас видеть и приветство вать вашу миссию — еще одно свидетельство позитивных пере мен, которые происходят в ми ре. Не просто дается каждый шаг в движении по пути мира, нормализации международной ситуации. Но процесс этот Не хочется быть ни песси мистом. ни этаким розовым оп тимистом. Надо быть реалис том. Это самое важное, особен но для политики. Поэтому мы в Советском Союзе, оценивая то, в каком направлений раз вивается международная си туация, думаем, что не произо шло еще коренного перелома к лучшему, хотя позитивные тенденции зародились на всех направлениях — и в сфере ра зоружения. и в сфере экономи ческого, и в сфере научного и культурного сотрудничества. Особенно хотелось бы под черкнуть, что всюду в мире очень активизировалась интел лигенция; ученЬ 1 е, писатели, деятели искусства. Это имеет огро.мное значение. учитывая рео.\ьный вес этих людей в об ществе. Мир устал от напря жения. подошел к такой черте, к такому ПУНКТУ в своем раз витии, когда уже стало ясно для всех, даже не искушенных в политике людей, что надо остановиться, надо подумать, что дальше делать. Могу вас заверить, что мы в Советском Союзе это осознали. И будем делать все для’оздо ровления международной об становки. для мира. На днях я встречался с пред ставителями нашей прессы и руководителями творческих со юзов. На этой встрече мы го ворили о нашей истории, о ее достижениях, о различных ее периодах — в том числе и тра гических. Пытались еще раз сопоставить наши оценки под ходы к различным периодам нашей истории, чтобы углубить ее изучение, понять всю слож ность ее диалектики. 13 каждом периоде были огромные усилия народа, который трудился во имя блага страны, двигал ее по пути шюгресса и социализма. Были большие приобретения, которые сделали эту огромную, многонатщоналшую, но в 1 ЕРОШЛОМ отсталую страну сов- ' ременным государством. Одна ко было и то, что сдерживало наше развитие. Больше тово, наносило огромный ущерб щ»- цессу развития социализма. Это — тоже факт. Из всего этого мы извлека ем уроки для сегодняшнего дня. когда мы ведем перестройку, хотим обновить наше общество на принципах демократизации. Для этого потребуются нема лые усилия. Нужна перестрой- Кл мышления. Все г определсннйй путь в этой я ни. Она нас подготешила к осо знанию необходимости яере- стройки. ■у вас есть интеллек туальные силы, которые спо собны повести общество по пу ти демежратизации. чтобы рас крыть потенциал вашего строя. (Окоячавие в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz