Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

вОЕНИНСКОЁ^ВШ Я Орган Липецкого областного комитета КПСС 71- й и областного Совета народных депутатов * год издания Вторник, 19 января 1988 г. № 14 {18 01Ц Цена<3 кол. —— ----— НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ Обстановка гласности, открытости, сло­ жившаяся,в стр.ане, позволяет каждому чело­ веку проявлять свою гражданскую позицию, принимать активное участие в обсуждении и решении важных проблем общества. учителю, к школе эти установки отно­ сятся в первую очередь. Сегодня очень ост­ ро стоит проблема активизации всей систе­ мы нарюдного просвещения, углубления ее демократизма. Недавно издан ряд документов Министер­ ства просвещения СССР и РСФСР по даль­ нейшей демократизации в деятелыюетн уч­ реждении народного образования. Подготов­ лен проект «Типового полозкения о средней общеобразовательной школе». Педагогиче­ скому совету даются большие права; изб­ рания директора школы, периодического за- ся.ушивания его отчетов, досрочного отзы­ ва руководителя, не оправдавшего доверия коллектива... В области узке есть первый опыт исполь­ зования таких прав. -На собраниях трудовых коллективов избраны директора Липецкой средней школы № 63 О. Ф. Гордиенко, .за- до-нской, школы глухих В. А. Панарина, за­ ведующий отделом народного образования Советского райисполкома г. Липецка И. Г Вишневский. А всего демократическим пу­ тем назначено 26 директоров школ н их за­ местителей, 4 организатора внеклассной работы. В резерв руководителей учрежде­ ний народного образования вошло " более пятисот человек. Первый опыт показал, что коллективы серьезно отнеслись к выборам, предпочли тех людей, которые имеют боль­ шой опыт работы, энергичны, инициативны, требовательны, но справедливы. Они от­ вергли, кандидатуры тех коллег, которые имеют солидный опыт работы, даже руко­ водящей, но не всегда считаются с мнением других, не проявляют творческого подхода к работе. Предстоящие Пленум ЦК КПСС по на­ родному образованию и Всесоюзный съезд учителей дадут более четкие рекомендации, но уже сегодня ясно, что необходимо и дальше идти по пути выборности р.уководи- телей,- привлекая к этому и широкую роди­ тельскую общественность. В печати не раз сообщалось об интерес­ ном опыте, проводимом директором Инсти­ тута сердечной хирургии академиком Н. М Амосовым в своем трудово.м коллективе. Здесь ежегодно проводятся» анонимные оп­ росы, тайное голосование, где казкды-й мо­ жет вьфазить оценку руководителям отделе­ ний, лабораторий, различных служб, дирек­ ции. В случае, если пятая часть коллектива проголос.ует против, руководитель сразу же покидает коллектив. Органам народного об­ разования, видимо, необходимо смелее идти не только к выборности руководителей, ио и проводить «выборы доверия» директоров тех коллективов, в которых слозкился не­ нормальный морально-психологический мик­ роклимат. Если коллектив продлит «мандат на руководство» директору, то вместе с ним он обязан нормализовать положение, а ес­ ли не продлит, то выдвинет новую кандида­ туру. пользующуюся авторитетом и способ­ ную повести за собой коллектив. С расширением выборности демократии, гласности все в большей степени будет ут- , верждаться чувство социальной справедли­ вости. Выборность в значительной степени быстрее высвечивает способность или не­ способность руководителя управлять кол­ лективом, так как ответственность перед вышестоящим начальством, которое мозкно ввести в заблуждение хорошим рапортом, высоким «процентом успеваемости», допол­ няется ответственностью непосредственно перед избравшим его трудовым коллекти- Еще значительное количество .жалоб, направляемых в партийные и советские ор­ ганы. говорит о том, что администрация, прежде всего директора, часто субъективно подходят к оценке работы учителя, не всег­ да считаются с мнением партийных и проф­ союзных организаций, ссылаясь на заня­ тость хозяйственными делами, самоустраня­ ются от руководства учебно-воспитательным процессом. Некоте^зе директора школ посещают в год по ^ —70 уроков, вследствие этого не могут сделать глубокого анализа работы' учи­ телей, дать им конкретные рекомендации Отсюда субъективизм обиды учителя. Ме­ жду тем. Министерством просвещения РСФСР определено специальным приказом; инспектирование преподавания школьных предметов, выявление уровня знаний и вос­ питанности учащихся должны осуществлять­ ся руководителями школ. Работа эта при­ звана способствовать созданию условий для подлинного творчества учителя, повышеншо его мас'герства и развитию таланта. Она должна освобозкдать учителя от регламента­ ции его преподавательской деятельности. , Важной формой демократизации школь­ ной -ЖИЗНИ являются отчеты р.уководителей народного образования перед обществен­ ностью Но пока многие руководители слабо ИСПОЛЬЗУЮТ ЭТУ трибуну, с родителями пред­ почитают^ работать преимущественно в стенах школы, робко и редко выносят на партий­ ные и рабочие собрания, в трудовые коллек­ тивы вопросы улучшения воспитательной ра­ боты, трудовой подготовки, укрепления свя­ зи с семьей, повышения ответственности ро­ дителей за воспитание детей В целях дальнейшей демократизации школьной жизни Министерство просвещения СССР постоянно расширяет права руково­ дителей школ., Недавно им дано право под­ бирать кандидатуры своих заместителей, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, старших пионерских вожатых, принимать на работу и увольнять педагогов, военруков, учебно- вспомогатель­ ный и младший персонал, менять количест­ во должностей рабочих и слуншщих. Учре­ ждения народного образования буд,ут иметь больше прав в использовании предусмотрен­ ных сметой годовых ассигнований. Необходима коренная перестройка взаи­ моотношений учителя и ученика, то-есть от­ каз от «авторитарной педагогики». Только увагкением к ребенку можно научить его увамсать самого себя и других. В печати учительством и обществен­ ностью не раз высказывалось мнение о пе­ риодическом прюведении в школах закры­ того опроса учащихся, хотя бы среди стар­ шеклассников, о том. какого они< мнения о профессиональных и человеческих качест­ вах своих воспитателей. Такие опросы за­ ставили бы задуматься отдельных, не всег­ да контролирующих свои слова и поступки педагогов, пол^огли администрации сделать правильный и более объективный анализ при их аттестации. Директора школ знают, что конфликты с учащимися чаще всего во­ зникают у тех педагогов, которых дети не уважают за формализм, безаппеляцнонность, плохое знание своего предмета. При встре­ че с комсомольским активом школ партий­ ных и советских работников Советского рай­ она г. Липецка выяснилось, что в одной из школ возникли слоншые взаимоотношения учащихся и учителя из-за слабого, по их словам, знания педагогом своего предмета. Обращались к директору, но он уходит от решения этого вопроса, боясь обидеть .учи­ теля и не зная, как помочь .учащимся. Демократизация школьной жизни, измег пение .отношении .«учите.чь.— уненпк» бу­ дут прюходить не безболезненно. Не постра­ дает знающий, эрудированный, к.ультурный педагог, которому не н.ужно заигрывать с учащимися. С.тожнее будет учителю, знаю­ щему свой предмет только в радгках учебной программы, не пользующем.уся увангением ■ среди учащихся. Самоуправление в школе — очень непро­ стое дело. Если ученики понимают, что от них ничего не зависит, что все их идеи, предложения, мечты не’принимаются всерь­ ез — они никогда ничего не изобретут, не станут творческими личностями. «Автори­ тарная педагогика» приводит к тому, что воспитываются люди, не способные к ини­ циативе, не готовые брать на себя ответст­ венность. Удаление с уроков, выставление иногда оценок учителем не за знания, а за поведение на уроке — все это говорит' о низ 1 :ом уровне постановки са.моуправлеиия в школе. В период реформы многие педагогические коллективы стали настойчивее искать пути 1 >азвития активности учащихся. Начало бы­ ло положено партийными органами. В Ли­ пецке и ряде районов области вошли в пра­ ктику встречи членов бюро, секретарей парторганизаций с комсомольскн.м активом школ. Первая из них была проведена пер­ вым секретарем Липецкого горкома партии В, Н. Л1арковым. На таких встречах идет доверительный разговор о достижениях и проблемах, о работе комсомольских органи­ заций школ, состоянии трудовой подготовки и многих других вопросах. В ряде школ проводятся партийно-комсо­ мольские собрания, а такнсе планерки у директора с прнглашение.м комсомольского и пионерского актива. В летнем лагерю тру­ да и отдыха в совхозе «Дружба» создается совет бригадиров, который езкедневно под­ водит итоги работы бригад, выявляет пере­ довиков п отстающих. В кривополянскон средней школе № 2 Чаплыгинского района прюводятся совместные заседания педагоги­ ческого совета, комитета ко.мсомола, учко- ма. совета дружины по вопросам профилак­ тики правонарушений, укрепления дисцип- Самоуправление учащихся самым тесным образом ■связано с урювнв!^ взаимоотноше­ ний в педагогическом коллективе, микро­ климатом школы. Школа должна быть пре­ жде всего разновозрастным коллективом единомышленников, в которюм дети и взрюс- лые живут одними идеями, где есть общая деятельность и общая мера ответственности. На недавних январских совещаниях учи­ телей состоялся большой разговор о разви­ тии демократических начал в деятельнос­ ти учреждений народного образования, как одном из главных условий реализации р>е- шений XXVII съезда КПСС и последующих Пленумов, Они прошли в обстановке ширю- кой гласности и открытости. В принятых рекомендациях вывод единодушен; школа должна прочно встать на путь перестройки и демократизации. Н. КАЛГАНОВ, инструктор отдела науки и учебных заведений обкома КПСС. РОДИНА НАГРАЖДАЕТ ГЕРОЕВ КОСМОСА 18 января в Кремле А А .' Громыко ВРУЧИЛ высокие госу­ дарственные награды грухше героев-космовавтов. Орден Ленина получил дваж­ ды Герой Советского Ссяоза детчшгкосмонавт СССР Ю. В. '’оманенко, орден Ленина и вторую медаль «Золотая Звез­ да» — дважды Геоой Советско­ го Союза детчик-космонавт СССР А. П. Алжсандров. орде­ на Ленина, медали «Золотая Звезда» и нагрудные знаки «Летчик-космонавт СССР» — Героя Советского Союза лет­ чики-космонавты СССР А. И. Лавейкин и А, С. Левченко Сердечно поздравив космона­ втов с высокими государстген- ными наградами, председатель Президиума Верховного Совета СССР передал нм сердечные поздравления М. С. Горбачева. Герои-космонавты в своих выступлениях горячо поблагода­ рили ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР и Со­ ветское правительство за ока­ занную честь и высокое дове­ рие совершить космический по­ лет и за награды Родины. ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ В цехе товаров народного потреблеввя НЛМК налажива­ ется выпуск еще одного вида продукцин. Это будет мэталли- ческая оцинкованная плоская черпица увелв^^вного размера. До сих пор цех ■. Бьщускад кровельную черепицу трех ви­ дов и типоразмеров — гофри­ рованную оцинкованную, чер­ ную и оцинкоаванную плоскую. Теперь к ним прибавляется плоская оцинковаввая увели­ ченного размера. Ее производ­ ство начинается в ближайшие дни, запланировано выпустить уже в январе 80 тысяч штук. Ее заказщпси — сельские ко­ операторы, и продукция будет реализоваид в основном инди­ видуальным застройщикам.’ Такс» реальный вклад ново- липещогх металлургов в вы­ полнение широкой государст­ венной программы жилищного КОММУНИСТ, НАСТАВНИК Двадцать один год трудится в модельном цехе коммунист, наставник молодежи Александр Петрович Ушаков. Он специа­ лист высшей квалификации Многие модельищки на заводе «Центролит», да и на других Мали его мастерство. Гевнадвй Николаевич Стру- ков работает сейчас старшим мастером модельного цеха. Он тоже считает себя одиим щ учеников Александра Петровича Кстати, одну из' рекоменда­ ций в партию дал щиу А, П. Ушаков. На сщ 1 мкег А. П. Ушаков (слева) и мастер Г. Н. Струков. Фбтр А. ПГУФОВА. -КАК ГОТОВИМ ТЕХНИКУ К СЕВУ?- и в НОВОЙ МАСТЕРСКОЙ СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В колхозе «Гиг-ант» Тер- бунского района а канун но­ вого года сдан в эксплуата­ цию новый машинный двор. Здесь и пункт технического обслунгиванищ и мойка, и котельная,, и бетонированная площадка... — в вводом его в, строй, — -рассказывает главный инженер колхоза В. И. Ко­ ростелев, намного улуч­ шились условия обслужива­ ния и ремонта техники, ее сохранность. В пропшые го­ ды все машины находились под открытым небом, зимой так их заносило снегом, что нельзя было И' подступить­ ся. А сколько времени ухо­ дило на то, чтобы разогреть трактор? Теперь техника в добротных гаражах, считан­ ные ^шнуты затрачивают во­ дители на то, чтобы подго­ товить ее к работе. Новый машинный двор помогает решить и пробле­ му качества ремонта. К вос- с'гановлению техники здесь приступали обычно поздней осенью, после завершения полевых работ. А погода в это время ' неустойчивая; то подморозит, то сутками идут дожди. А когда за во­ рот льет — тут не до качества. И наши механи­ заторы зачастую рабо­ тали кое-как, стремились по­ быстрее «спихнуть» технику со двора. Ныне есть возмож­ ность восстанавливать ин­ вентарь- под крышей, в теп­ ле. И это сказалось; в ко­ роткий ‘срок' подготовили все сеялки, культиваторы, сцепы борон, плуги, широкозахват­ ные агрегаты для внесения аммиачной воды, автозагруз­ чики семян. - — В этом сезоне?, — вступает в разговор заведу­ ющий л 1 астерской В. М. На­ летов, — с опережением графика могли бы вести ре- ■монт тракторов, но не все от нас зависит. Не хватает запасных частей. Поступа­ ют в мастерскую они .несво­ евременно и в малом количе­ стве; одну деталь поставишь, за другой снова едешь в Тербуны. И не было случая, чтобы полностью удовлетво­ рялись заявки ремонтников. Особую тревогу вызывает подготовка к полевым рабо­ там энергонасыщенных трак­ торов. В колхозе из-за от­ сутствия нужных ' запчастей и аккумуляторов простаива­ ют мощные «Кировць!» и Т-150, которые нужны сей­ час для вывозки органики на поля, грузов с железно­ дорожной станции. Стоят на приколе тракто­ ры и по причине нехватки механизаторов. А бед хозя­ ина машина — сирота, с нее всяк, кому не лень, снимает узлы и детали. V Обоснованные претензии предъявляют ремонтники к руководству хозяйством, ко­ торое мало внимания уделя-- ет культурно-бытовым воп­ росам, На машинном дворе построен просторный Дом механизаторов. В нем баня с душевыми, парилкой и бассейном, выделены ком­ наты для крайнего уголка и буфета. Но.,., на дверях — огромный замок. — Устраняем недоделки строителей,— пояснил глав­ ный инженер. — В комна­ тах нет мебели, не закреп­ лен линолеум, нечем выка­ чивать воду из бассейна, не­ доделана канализация. Очень нужен насос и даже .не один. К тому, же не благоустроена территория... Словом, Дом механизато­ ров, сдан пока для отчета. Когда его откроют, никто в колхозе не знает. - Вызывает тревогу и под­ готовка семян. И дело не только а том, что пока их припасено к севу мало. Зна­ чительная часть семенного материала низкого, качества. Так, ячмень, горох и гречиха не кондиционны по влаясно- сти, а проса и вовсе нет. Спрашиваю у агронома по семеноводству, какие меры прини.маются по исиравлет нию ентуации,. будут ли ши­ роко использоваться пер­ спективные районированные — Некондиционного ячме­ ня, — говорит К. В. Шам- рин, — у нас было 270 тонн, сто тонн качественно­ го зерна завезли - из волов- ского совхоза «Набережан- >ский». 'А с влажнъщи семе­ нами не знаю, что и делать... Можно было бы просу^ шить их, но сушилка ■не ра­ ботает. Вся надежда на сосе­ дей; авось,.помогут. По все­ му видно, что . у .агронома- се.мековода нет четкого пред­ ставления о том, как колхоз будет выходить из трудного положения, какие семена бу­ дут к посевной. И еще об одном. В ны­ нешнем году колхрз: значи­ тельную часть сахарной свеклы, подсолнечника, ку­ курузы будет выращивать по индустриальной, а зерно­ бобовые — по интенсивной технологии. Вполне понятно, что ответственность механи­ заторов и полеводов резко возрастет. Они должны не только в совершенстве ■вла­ деть современными ■ маши­ нами, но и хорошо знать весь ко.мплекс агротехнических приемов. Успеха ■добьется знающий дело работник. В колхозе ясе «Гигант» по-нас­ тоящему не организована учеба кадров, о ней в хозяй­ стве пока лишь только, гово­ рят. Ио ведь сколько слов произнесено не будет, ни зерна, ни свеклы от этого не''прибавится. Нужно лю­ дей учить. С. БЕЗЛЕПКИН. ПОПОЛНЕНИЕ МЕХАНИЗАТОРОВ в усманском колхозе вме­ ни Кирова организован фили­ ал Октябрьского ОПТУ по мехш 1 изаторокому всеобучу. Руководит им заместитель диржтора профтехучилища В. В. Душкин. Занятия про­ водятся в красном уголке ме­ ханической мастерской. В распоряжении учащихся — наглядные пособия, учебная литература. Профессию меха­ низатора.здесь осваивают 37 человек — бригадирь!, учет­ чики, скотники — словом, все те, кто не имеет пока удосто­ верения тракториста. По устройству материаль= ной части .машин занятия проводит главный инженер колхоза А. Н. Наквасин, а занятия по агротехнике воз­ делывания . сельс14охозяйст- венных культур главный аг­ роном В. П. Смольянинов. Особый упор делается на изучение интенсивной техно­ логии. Курс об.учення предусмот­ рено завершить к посевной. Сейчас в хозяйстве одновре­ менно полным ходом ведется подготовка техники. Так что пополнение механизаторов ждут хорошо отремонтирован­ ные машины. В. КОБЗЕВ. СКОРО ЭКЗАМЕНЫ Успешно проходят занятия ' по подготовке механизаторов в С 11 ГУ-13 Елецкого района. Каждое хозяйство направило сюда еврих представителей. Всего их 80 человек. Сейчас на курсах идут практические занятия, на которых осваива­ ется современная технина. Занятия ведут опытные пре­ подаватели Н. В. Болгов. Т. И. Трубицьщ, ф . Т. Зай­ цев. Скоро пройдут экзамены и механизаторам будут вру­ чены свидетельства об окон­ чании курсов. Продолжается обучение на шестизиесячных курсах. С пе­ реходом на самофинансирова­ ние и полный хозрасчет всё хозяйства планируют заку­ пить новую технику. Поэтому возросла потребность в ква­ лифицированных работни- Т, ФАДЕЕВА. ПО НАУКЕ Земледельцы добрннского колхоза «Красный Октябрь» старательно готовятся к ве­ сеннему севу Все: семена в хозяйстве доведены до перво­ го класса, своевременно про­ травлены. Принимаются энер­ гичные меры по сортообнов- ленил). Уже завезен ячмень и горох первой репродукции. В добрых переменах, происхо­ дящих в семеноводстве, боль­ шая заслуга главного агроно­ ма И. А Романцова, стара­ ниями которого в хозяйстве настойчиво внедряется науч­ ная система земледелия. В. ИСКОРНБВ. ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ В РЕШЕНИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВСТРЕЧА М. С. ГОРБАЧЕВА С РУКОВОДСТВОМ «МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ЗА ВЫЖИВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Как уже сообщалось, 15 ян­ варя в Кремле состоялась' встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с членами руководства «Между­ народного фонда за выживаш 1 е и развитие человечества», соб­ равшимися в Москве на свое учредительное заседание.' Фонд, идея создания которо­ го выдвинута в феврале прош­ лого года в Москве н» Между­ народном форуме «За безъядер­ ный мир. за выживание чело­ вечества». будет оказывать содействие, в том числе мате­ риальное. осуществлению раз­ личных исследоютельских проектов в области проблем разоружения, экологии, куль­ туры. способствовать укрепле- щпо взаимопонимания и сот­ рудничества общественности различных стран. Обг>ащаясь к участникам встречи, видным представите­ лям науки, культуры, деловых и общественных крутхзв из раз­ личных стран, М. С. Горбачев сказал: Рад вас видеть и приветство­ вать вашу миссию — еще одно свидетельство позитивных пере­ мен, которые происходят в ми­ ре. Не просто дается каждый шаг в движении по пути мира, нормализации международной ситуации. Но процесс этот Не хочется быть ни песси­ мистом. ни этаким розовым оп­ тимистом. Надо быть реалис­ том. Это самое важное, особен­ но для политики. Поэтому мы в Советском Союзе, оценивая то, в каком направлений раз­ вивается международная си­ туация, думаем, что не произо­ шло еще коренного перелома к лучшему, хотя позитивные тенденции зародились на всех направлениях — и в сфере ра­ зоружения. и в сфере экономи­ ческого, и в сфере научного и культурного сотрудничества. Особенно хотелось бы под­ черкнуть, что всюду в мире очень активизировалась интел­ лигенция; ученЬ 1 е, писатели, деятели искусства. Это имеет огро.мное значение. учитывая рео.\ьный вес этих людей в об­ ществе. Мир устал от напря­ жения. подошел к такой черте, к такому ПУНКТУ в своем раз­ витии, когда уже стало ясно для всех, даже не искушенных в политике людей, что надо остановиться, надо подумать, что дальше делать. Могу вас заверить, что мы в Советском Союзе это осознали. И будем делать все для’оздо­ ровления международной об­ становки. для мира. На днях я встречался с пред­ ставителями нашей прессы и руководителями творческих со­ юзов. На этой встрече мы го­ ворили о нашей истории, о ее достижениях, о различных ее периодах — в том числе и тра­ гических. Пытались еще раз сопоставить наши оценки под­ ходы к различным периодам нашей истории, чтобы углубить ее изучение, понять всю слож­ ность ее диалектики. 13 каждом периоде были огромные усилия народа, который трудился во имя блага страны, двигал ее по пути шюгресса и социализма. Были большие приобретения, которые сделали эту огромную, многонатщоналшую, но в 1 ЕРОШЛОМ отсталую страну сов- ' ременным государством. Одна­ ко было и то, что сдерживало наше развитие. Больше тово, наносило огромный ущерб щ»- цессу развития социализма. Это — тоже факт. Из всего этого мы извлека­ ем уроки для сегодняшнего дня. когда мы ведем перестройку, хотим обновить наше общество на принципах демократизации. Для этого потребуются нема­ лые усилия. Нужна перестрой- Кл мышления. Все г определсннйй путь в этой я ни. Она нас подготешила к осо­ знанию необходимости яере- стройки. ■у вас есть интеллек­ туальные силы, которые спо­ собны повести общество по пу­ ти демежратизации. чтобы рас­ крыть потенциал вашего строя. (Окоячавие в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz