Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
вПЕНННСКОЕШИЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС 71- й и областного Совета народных депутатов год издания Воскресенье, 5 июня 1988 г. № 131 (18 128] Цена 3 коп. СПЕЦИАЛИСТ И ПЕЕРСТРОЙАК я работаю главным эноно- мистом в колхозе имени Свер длова и хо'^у поразмышлять в основном о роли сельских специалистов. Разумеется, о Ь той новой роли, которую они щ должны играть сейчас, в пе риод перестройки. Может быть, резковато . прозвучит, но, думаю, нам нужно избавляться от нера- . сторопн^хх специалистов, ру ководителей ' подразделений _ тех, кто и психологически не готов к самостоятельнос ти, и-Навыков не имеет,' а, главное, — желания. Ведь почему с таким тру дом пробивает себе дорогу, скажем, арендный подряд? Да потому, ■что он,- -нцк свезкая струя воды,, расчистит стояче'ё болото'. И он же — «смертный» приговор нера дивым агрономам,: бухгалте рам. Попросту не нужны бу- ■ дут рабочим их услуги, кон сультации, они Откажутся от Них. Но таким специалиста^!, конечно, спокойнее и прйвы- . чнее .идти по десятилетиями- наезженной колее: получать зарплату, порой неизвестно за А для того, чтобы аренд-' ный подряд жил, креп, нуж'- на не только инициатива и заинтересованность самих зе мледельцев и животноводов, но и квалифицированная под держка со стороны специа листов, нужны расчеты, эко номические анализы ' и про- ,гнозы. Однако многие не то ропятся, зная, что аренда ли шит и х .спокойной жизни, д а - . ставит по-нов&му . мыслить, по-настоящему работать ,с лю'дьми. ^ Но я все же не назову их ярыми врагами перестройки. Ведь не только их это вина: сознание определяет бытие. Многим, наверное, целому поколению специалистов ко гда-то обрезали крылья по стоянными одергиваниями: этого не: надо, это нельзя, а это делать только так, и не иначе. И люди привыкли жить и работать под диктов ку, а теперь и не умеют об ходиться без указки -^свер- ■: ху» и боятся отступать от циркуляров. Сколько раз сталкивалась с . такой пози цией: если нам велено, зна чит, будут проверять, а, зна- . чит, нужно делать. А —нет, то, как в детской песенке: «Это мы. не проходили, это нам не задавали». Правильно записано в Те зисах ЦК КПСС к XIX Все-, союзной партийной конфере нции: «В серьезнейший тор моз превратились командно- административные методы уп равления». Хотя, может, я и ’ не нрава, но, по-мое.му, ’ в нынешний период перехода к экономическому, самостоя- , тельному мышлению иногда и нужно если не админи стрировать, то направлять и контролировать обязательно. Не у всех вакь в кровь и плоть вошло новое мышле- • ние, особенно людей старой закалки. А пока в сознании каждого произойдет перево •. рот! Но дело-то' нужно де лать уже сейчас иначе пото пим мы свою перестройку в разговорах. _Но. разумеется, главный упор должен быть сделан на росте ‘ ■аинтересованноети 'коллективов в результатах своего труда, о чем также сказано в Тезисах. Как этого добиться? В работах В. И. Ленина есть мудрая мысль: интересы общественные дол жны совпадать с интереса.ми . отдельного человека, и, если мы будем забывать об этом. — многое потеряем. -Для на чала. по-моему, нужно прос то чаше говорить ,е людьми. Не только приказывать и давить, но и говорить — по- человеческ»; по-яоброму, знать интересы, заботы одно го, другого, тпетьего, чтобы сложились они потом в об щие интересы всей бригадв!, звена. Ведь один из основ ных моментов, определяю- » щих успех пРдпяда, — это психологическая ' совмести мость членов коллектива. Об этом поначалу много. говори ли. а сейчас забыли. Обеспе- . чить нормальный микрокли мат —' тоже задача всех специалистов, руководителей. Пришел, например, в бу хгалтерию тракторист или доярка — бросай все. а ре шай его вопросы. Нельзя нам забывать о цене их тру да, йельзя, чтобы чувствова ли они грань между собой и конторскими. Авторитет се- 'льейих специалистов’ доугжен быть подлинным, а не . ду тым, без чинопочитания. То лько тогда люди поверят те бе, поверят Б новшество,'* о котором ты им рассказывд-' ешь. Помню, скольких мне сил Ртоило убедить тракто- , рйстов, что на подряде они, сделают больше и больше заработают.'Не верили: нас, мол, всегда обманывали. Я "не знаю, кого так ува жают в нашем колхозе, как бригадира тоакторно-полевод- ческой бригады И. Р. Иван никова. Врт пример работы' с людьми, -УД1НОЙ, ТОНКОЙ] Он й приказать может, и защитить рабочего, н спросить с него. Не случайно в районе отме- .дили ЭТУ бфигаду, как . одну из лучших. И всем бы так! Но многие, 'специалисты, утонув в текуч ке. забывают, что -словом можно, в каждом пробудить- патриотйческую жилку, А . ведь без этого трудно взгля нуть дальше своего кармана, осмыслить, оценить масшта бы происходящих в стране перемен', определить в них свое место и роль. И, конечно же, сама эко номическая система должна будить интерес. Ведь суть любого подряда в том. что прежде всего именно произ водитель получает заработан-, ное. Не -должно быть зави стливо-испуганных _ возгла сов: «А не слишком ли.мщэ- го получит?» Людям нужно, во-пёрв.ых,- дать" возможность • заработать, а, во-вторых, вы платить все, что положено, с учетом конкретного ■труда каждого, бёз «потолков» и уравниловки. В‘ тезисах ЦК КПСС, в частности, говорится и" об «утяжеленной» структуре экономики с явно выра.жен- ным затратным характером. Верно, привыкли мы жить на широкую ногу, особенно, когда есть кредиты да над- ,банки.' Доходы и расходы производственники только сейчас начинают считать, а то. кроме бухгалтера и эконо миста. никому и дела не бы ло. А где не считали затраты ^ там и неорганизованность, и потери. Плюс причины, от колхозников не . зависящие. С одной стороны, мешает се льскому хозяйству несовер- ' шенстБО цен на. удобрения и технику, ЧТО бьет по карл^а- ну, а с другой —: оно жр и позволяет получать прибыли благодаря надбавкам госуда рства. В прошлом году у на шего колхоза был почти мил лион рублей прибыли. А стоило вычесть из него до тации --- ■и получилось, что год .закончили с минусом; Хотя при иной организации труда, причем не только ,у. нас —во всем аграрном сек торе; вполне бы обошлись без дотаций. «■утяжеленной» я бы- на звала и структуру управле ния. Нужно сокращать руко водящий аппарат, промежу точные звенья. Но для это го необходимо, в частности, в корне изменить . систему снабжения. Ведь чем зачас тую заняты бригадиры, ин женеры, завхозы? Достава ние.м! Сидят на рации и це лый день отыскивают по рай ону нужную запчасть. Агро номы «выбивают» удобрения зоотехники еше что-нибудь Сама система производствен ных связей- и отношений включающая не только кон кретное хозяйство, но и рай он, область, вынуждает по рой ’ держать лишних людей. И все же, конечно, нужно пересматривать штатные ра списания. Зачем хозяйству учетчики, объездчики, если в нем действует подлинный коллективный, арендный, под ряд? Зачем ферме не толь ко доярка, скотник, тракто рист, но и еще кто-то? Ведь эти «кто-то» сз^едают колхо зные деньги. Словом, Тезисы ЦК КПСС заставляют о многом заду маться. Они близки и понят ны своей конкретностью, це ленаправленностью. И я во спринимаю их как генераль ную линию партии, от кото рой мы не' должны отступать. Т. МАКОЕВА, главный экономист колхоза имени Свердлова Липецкий район. ВОСКРЕСНАЯ МОЗАИКА Началась страда сенокосная Одними из первых в Липец ком районе начали готовить витаминв^'ю муку механизатог ры птицефабрики «Липецкая». В этом сезоне им предстоит за готовить 900 тонн сенной му ки. Вот поэтому, только начи нается рассвет, . механизатор Георгий Георгиевич Иванов уже начинает косить зеленую мас су. Быстро доставляет зеленку на закрепленном тракторе мо лодой механизатор Николай Петров. АВМ расположена пря мо пз герриторин шицефаб- рики 1‘абтаюг на этом а!р‘'- 1 аге олььпис рабочие -мапшии с ЮМ С. К. ( о \1 ЗИРП, а 1 ран\ \я- тори(ико,м Н. И. Кровопчеков. Гжрдпеыю «течы эюи Орша ,ма цриготовляюг по 1.) топи ■''ОГО цениеншого витамин.). 1 ! \ СННМКЛХ: с \ева Ц. к с о.тсзпев, Бнизч - - Ни кочан Петров, справа — Г. Г. Фото Л. ГИГГВ\ ШОФЕРСКАЯ ПРЕМИЯ— ДЕТЯМ Трудовые коллективы ав- топредприятий объединения «Липецкстройтранс». регуля- ' рно направляют заработан ные средства, в Советский фонд мира.' А когда' был от крыт счет Советского детск'о- • го фонда имени В. И. Лени на, автомобилисты я . здесь не остались в стороне. Чув ство-сострадания к детям, добросердечность, отзывчи вость руксводилн водителя ми бригад^! в. И. Веремьева из -второго 'АТП, когда они единодашно решили перечи слить в Советский детский фонд свою премию 310 рублей.' ’ Очередной взнос, колле.к- тива объединения на счет но-. мер 707 составляет 7205 рублей. Именно такая сумма причиталась автомобилистам для индивидуального преми рования в первом квартале . нынешнего года по итогам ■ Всесоюзного соревнования. Нс по решению трудовых колле.г ктивов автотранспортных пре дприятий объединения эту премию получат дети. Деньги ’перечислены в Со ветский детешй фонд с целе вым назначением: подшеф ной областной санаторной школе-интернату № 3 в посе лке Дачный передано , 5000 рублей, детский дом № 3 Ли пецка получил 1605 рублей, а Елецкий детский дом—600. 'Забота автомобилистов о детях не ограничивается пе речислением денег. Комсомол льды и молодые рабочие объединения за последнее время несколько раз выезжа ли в поселок Дачный для проведения субботников на территории подшефной шко-. лы-интерната, организовыва ли там вечера отдыха, давали концерты художественной са модеятельности. А юные Фу тболисты и волейболистки Ли пецкого детского дома № 3,. пользуясь соседством ГОСТвт прйимных старших товари щей, постоянно ходят на т р ^ . нировки в споотнвный зал АТП-1. Там их всегда ждут опытные тренеры. Ю. ЛАХОВ; Орлятам из ОПТУ Вечером 31 мая многие жители Липецка стали сви детелями того, как по ули цам города в сторону ОПТУ № 6 буксировали самолет ЯК-40. Машина подарена авиационно . - спортивному клубу, который несколько месяце-в . назад создан при областно.м управленик проф- техоб!раз6вания Липецким объединенным авиаотрядом центральных районов. МГА. 'Расположен к л у б на территории ОПТУ X» 6. В создании его материальной базы активно участвуют коллективы Липецкого объе диненного авиаотряда и обко ма ДОСААФ. А для чего же понадобился ЯК-40? В ,его салоне разместится учеб ный класЪ, в котором юные покорители неба из проф техучилищ будут изучать историю развития авиации и космонавтики. * Р . КАРГДШИН. Липецкий крендель Чуть больше месяца рабо тает магазин «Горячий хлеб», открывшийся, на Октябрьс кой улице Липецка .в канун Первомая. Но ' популярность его за это время стала чрезвычайно широка. Мро- гие покупатели специально делают немалый «крюк», чтобы принести домой , хлеб, батоны, булки ' Прямо,', к4к говорится, с пылу- с жару. А на днях магазин пора до вал . своих покупателей фирменной новинкой -Ь-полу- торакилограммовым липецким кренделем.' -Вкусовые каче ства, по. отзывам тех, кто уже попробовал этот нрен- дель-гицант, отменны; от личное сдобное - тесто, изюм, дробленый миндаль... Гото^ вит новинку в маленькой пекарне. . организованной прямо при магазине, брига да мастериц ■— А. П. З а донских, Е. К. Знаменщи- кова. Л, А. Тимакова, Е. М. Апевалова... С утра они ставят тесто, а во второй половине дня, через каж дые полчаса, выдают в тор^ говый зал по 24 горячих ароматных И красивых крен- А. ИВАНОВ. ШКОЛА ВСЕСТОРОННЕГО Р А З В И Т И Я «Перестройка предполагает всестороннее развитие и ма ксимальное использование интеллектуального, духовного п'отенциала, заключенного в развитии науки, образования и культуры», — подчертшвается в Тезисах ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партконференции. Февральский Пленум ЦК КПСС поставил перед работ никами народного образования конкретную задачу— «раз вивать сеть специализированных школ и классов с углуб- леи 1 !ым изучением различных предметов». Конкретным делом решил ответить на задачи, постав ленные партией по перестройке школы, педагогнчес 1 :ий коллектив липецкой средней школы X» 44. В инициа тиве — сделать 44-ю специализированной — педагогам помогли ученый совею Липецкого политехнического инсти тута и совет трудового коллектива НЛМК. Сегодня об этом рассказывает редактор многотиражной газеты «По литехник», наш внештатный корреспондент Е. Мязина. Липецкая средняя школа (Ха 44 давно уже встала в ряд экспериментальных. Два м а тематических класса — в 9-м и 10-м — существуют здесь уже двадцать лет. (Каждый год 35—40 вьтускников этих классов ' поступают в Липец кий политехнический инети- ■тут и другие, вузы. Не надо и говорить, как выгодно :институту получать таких даровитых и работо способных студентов, прове ренных н а .физических,- мате матических олимпиадах, на научно-практических институ тских конференциях... Поэтому не вдруг и не случайно возникла у ученого совета ЛипПЙ, педагогичес кого совета средней школы Х'Ь 44 и совета трудового коллектива НЛМК интерес ная задумка: сделать 44-ю школу специализированной при Липецком политехничес ком институте и Нрволипец- ком металлургическом комби нате имени Ю. В. Андропова. Задумка претворилась в сов местное решение, которое утв.ерждено. во всех инстан- ■циях., И уже в этом учебном году в июне-г-августе будет произведен первый набор в специализированную школу. Выпускники 8-го класса любой липецкой школы, име ющие склонность к точным наукам, к физике, к химии, могут держать экзамен на право обучаться в . 44-й. По конкурсу будут набраны два класса по 26 учащихся. Пре дусмотрено углубленное изу чение математики, физикй; информатики, химии и ино странного языка.; Общ,ее ко личество учебных часов в не делю — ’3 8—39, то есть по 6—7 уроков елшдневно. Пра ктически это не превышает количества часов в пре:кнсм математическом классе, хотя часы на математику увеличи ваются. Откуда же берутся эти часы? Очень просто. Тот день, который пебята в пре жнем классе проводили на учебно-производственном ко мбинате, получая определен ную ■профессию, будет рас пределен на эти дополнитель ные занятия. Причем после окончания спецшколы вместе с аттестатом о среднем обра зовании ребята, получат и удостоверение о специально сти, например, программи- Вести занятия будут и учителя школы, и преподава тели ' политехнического ин ститута., Среди них профес сора, доктора технических наук Л. А. Кузнецов, Ю. Я. Филоненко, И. М. Шарша- ков, а также доктор физико- математических наук профес сор И. К. Мешков и кандидат технических наук Б. Л. Сы- лолетин и другие Из физико- технического центра Институ та ядерной физики СО АН В 10-х классах работают факультативы: по физике твердого тела, элементарных частиц и ускорителей, хими ческой кинетике и другие. В младших классах создаются различные технические кру жки, которые поведут аспи ранты и студенты. Заниматься ребята будут как в стёнах школы, так' и в институтских лабораториях, на Новолйпецком комбинате. Основы информатики изучать можно и в самой школе, где уже иолгода .существует ди сплейный класс, и в институ те — на вычислительном це- ,нтре. Кстати, институт берет, на себя обязанность органи зовать ■и оснасти'Гь еще два школьных дисплейных клас са, где можно было бы дать возможность большему, коли честву учащихся' щ старших, и младших классов познако миться с языком и возможно стями машин, поиграть в ЭВМовские игры. Что это мы все говорим слово «будет»? 'Уже сейчас многое есть! Недавно в ин ститутском дисплейном клас-,_ се я встретила старшеклас-’ сников из 44-й; они с боль шим увлечением набирали программу на «бейсике». Вот эта встреча больше всего и ■убедила в том, что такая ин тересно задуманная школа будет жить, и главным СТИ-' мулом обучения, в ней станет . огромный интерес ребят '■к получаемым знаниям, тяга их к вузовской насыщенной жизни. Ведь по совместной школьно-институтской.задум ке ученики с1'ановятся равно правными участниками -всех студенческих мероприятий и дел. КВНы, работа в строй отрядах, студенческий театр «Зонг»,. многотиражная пе чать — все ЭТО'коснется, и уже касается, ребят. 44-я школа давно славна своими трудовыми и культу рными традициями. Это са мая «театральная» школа го рода. Здесь создан и дейст вует школьный кинотеатр «Аврора», ставит спектакли драматический театр «Коло кольчик». Дети цосещают концерты серьезной музыки. Дружина 44-й школы .—пра- в(к|)ланговая в Правобереж ном районе, 'ебята отлично шефствуют над сельской шко лой в Кузьминских Отверж- ках, с удовольствием трудят ся на пришкольном участке... Словом, база для всёсторон-- него, разнообразного разви тия личности создана, подде- Много возможностей откро ется старшеклассникам (а в скором будущем и ученикам 7—8-х , специализированных классов) новой школы: пря мой контакт с институтом; '-с его лабораториями,, с вычис лительным центром, возмож ность заниматься научно- ис следовательской работой с последующим выходом ,в цеха комбината.. Выстраивается та 'долгожданная цепочка, о ко торой мы столько лет , гово рим, мечтая -усовершенство вать наше среднее, средне- специальное, высшее техий- ческое образование; школа-'— институт—предприятие, ил'и ученик .—студент—инженер, Целенаправленная подготовка для учебы в вузе, а потом для работы на конкретном предприятии, т. е. вплотную рещается задача, поставлен ная на февральском-:(1988 г.) Пленуме ЦК КПСС о форми ровании «всеобщего среднего образования как базового для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих-и специалистов, .все стороннего развития личное- Завтращние студенты '. (и даже уже; набора 1988-. года) будут учиться в новых кор пусах институтского ком плекса, что на елецко.м шос се (пока там стеньг обжива ют студенты-дипломники). Их ждут прекрасно оснзщенные аудитории,. лаборатории, сов ременно оборудованные, дис плейные классы. Словом., бу дет простор, для на.учного; и технического творчества, .А пока начинает .работать первое звено гшпш спепйаяй- знрованные классы. Главным критерием для отбора будет, помимо способностей,, отлич ных отметок, желание ребят учиться всерьез по трудной, насыщенной, но очень 'инте ресной, разнообразной про грамме, а также стремление юношей и девушек уже .сей час, сегодня соединять полу чаемые знания со своей бу дущей профессией. Е. МЯЗИНА РАБОТУ ИЩЕМ САМИ Жизнь в условиях хозра счета заставляет, как гово рят, держать себя в форме. А еще заставляет отказы ваться от вредных привычек. К таким я бы отнес, напри мер, непроизводительные ра сходы на транспорте в райо не. Как обстояло дело хотя бы с доставкой в хозяйства кислорода? Колхоз, совхоз, ' предприятие гоняли машину за двумя-тремя баллонами,, да и то не всегда удачно. На выручку .партнерам по агро- прому пришло год назад на ше ремтегйгредприятие, взяв шееся .за централизованную доставку кислорода; Порядок сегодня такой. До каждого хо зяйства доведен график. Спецмашина РТП в день об. . служивает в среднем четыре- пять хозяйств. Кроме того, на складе создан резерв при мерно из 20 ба.монов.. Выгоду , от; этой системы . село получило очевидную. Только по приблизительным подсчетам, хозяйства эконо мят в месяц 6,5 тонны горю чего. Прибавим к этому амо ртизацию техники и те объемы, которые вьшолняет освободившийся транспорт.. Эконо.чим и на людскйх ре сурсах, ведь прежде вместе с шофером в Борино отправ лялся , и экспедитор. : Расширили мы сферу ус луг и в таком важном деле, . как сбор металлолома. Его в районе немало, но габариты ■ не всегда устраивают Втор- чермет. К примеру, каркасы комбайнов под стандарт не подгонишь, их можно только резать. Для хозяйств эта задача не из простых: то ру^' ки не доходят, то сварщигг,, как говорится, нарасхват.'-С начала нынешнего года в ремтехпредприятии создана й успешно работает бригада разделки металлолома. В - её , составе водитель-слесарь-и газорезчик. Им выделена ма шина. оборудованная воем, необходимым. Помогаем мы прежде всего слабым хозяй ствам. Провели ревизию спй- санйой техники в районе, так что картцна теперь ясная. Бригада обслуживает зону примерно из , трех хозяйств. Темпы такие: месяц на один колхоз или совхоз. в новых условиях хозяй ствования нам, ремонтникам., приходится думать не только о. плане, но и о пошатнув шемся (что тут скрьшать?)'в последнее время авторитете службы. Раньше наши тран спортники особенно не цере монились в выборе клиентов — обслуживали всякого, Кт'о платил. Сегодня решительно повернулись лицом к селу." к главным СБОИМ партнерам. С янва^эя, напри.мер, помогаем хозяйствам в вывозке орга ники. Для этого создали три бригады, в каждой семь еди ниц техники. Первым «на очередь» в этом виде агро сервиса был. поставлен кол хоз «Наша Победа». На по ля хоаяйства вывезено уже более семи тысяч тонн нав:о- за. Приступили наши вОди- те.ди'к работе в совхозе «Ок тябрьский», колхозах име ни Фрунзе и и.мени Калйнн- И еще об одной новинке. По договору с агроснабом предполагаем , организовать сборку новой техники, Црй- цепного инвентаря. Специа листы и нужные площади для этого у нас имеются. Думаю, и' здесь выгода будет взаим- «Сами ищем себе работу», — рейлику ЭТУ услышал не давно от одного рабочего, причем недовольства в ней я ре уловил. Прав, рабочий— об интересах обшего дела .нужно думать самим. Ю. БЕЛКИН, начальник РТП «Усманское».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz