Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
29 мая !988 г., № 125 (18 122) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ -С Е ГО Д Н Я -Д Е Н Ь ХИМИКА После технического училища пришла работать на азотно туковое производство НЛМК Валентина Дмитриевна Караваева. Было это двадцать три года назад. За время ра боты аппаратчицей на агрегате синтеза аммиака В. Д. Кара ваева стала высококвалифицированным специалистом. Ва.\ен- тииа Дмитриевна пользуется авторитетом в коллективе хи миков. Она член совета бригады. НА СНИМКЕ: аппаратчица В. Д. Караваева. Фото А. ЩУРОВА. -СЛОВО - УЧЕНОМУ - П04ЕМУ ЖИВУЧЕ ПЬЯНСТВО? В последнее время газе та неоднократно обсуждала проблемы и достижения в борьбе с пьянством' и алко голизмом. Можно со 1 ;ласить- ся с тем, НТО пока успе.тсхв в этом важном деле меньше, чем хотелось бы. Есть да ж е некоторое ухудшение, си туации. которое выразилось в усилении самогоноварения. Много справедливых ело® сказано н написало о недос татках нашей антиалкоголь ной пропаганды, о форма лизме в решении многих за дач антиалкогольного восий- тания и т. д. Но .мне кажется, что ана ли зу хода борьбы с пьянст- вом'.и алкоголизмом, утверж дению трезвого образа .ж и з ни не .хватает методологиче ского стержня. Нет полной ясности, в чем же корни пьянства, почему оно так а^ивуче. Причины, которые толка ют человека к бутылке, как зто ни парадоксально зву чит, те ж е , что ведут его и к ре.лигии. Не случ айно . К. Маркс говорил о религии как опиуме народа, а В. И. Ленин по зднее сра 1 В- нивал религию с «духовной сивухой». Классики марк сизма-ленинизма. хорошо ви дели основное назначение ал коголя н религии — увести чюловека в мир иллюзий, где его не будут волновать ни какие проблемы и заботы. А это означает, что ос новные причины пьянства — социальные. В нашем обще с тве— это нарушения принци па социальной справедливо сти,^ ощущение человека с е бя «ВИНТИКО.М», «сшшей в колесе» , с мнение.м которого никто не считается. Если это так, то ОСНОВНОЙ способ борь бы с пьянством — это вос становление личности, со з дание., условий, в которых физические и духовные воз можности человека подни мутся на высоту, которую заслужили наши советские лю ди .' Это’ возможно в у с л^ ВИЯХ современной перестрой ки, в процессе восстановле ния ленинской концепции, со циализма. Центральными звеньями концепции являют ся. как известно, лемокоа- тия. гуманизм, человеческая лнчносты . Если людям по: мочь обрести себя, помочь самоутвердиться, они способны горы свернуть, и алкогояв' нм уж е не нужен. Человек,--занятый интерес ным делом, очень редко тя нется к спиртному. Можно обратить внимание на то, что самых ощутимых успехов мы добились на пер вом этапе борьбы с пьянст вом в 1 9 8 5— 1986 годах. Постановление ЦК КПСС по этому вопросу было адресо вано к каждому человеку, вызвало бурю откликов. Лю ди почувствовали, что обра щаются к ним, иа них наде ются. К сожалению, в даль нейшем многие вопросы стаДи решаться уж е в традиционно бюрократическом духе . Фак тически и обтцество борьбы за трезвость, на которое воз лагались большие надежды, стало частью администра тивно-бюрократической . ма шины и мало что могло из менить в данной ситуации. Вторая группа причин — гносеологическая. Знания о вреде алкоголя, о возмож ных последствиях его упот ребления среди широких масс населения крайне низ ки или формальны. В зргачи- тельной- степени причина это го — недостаточно высокий уровень . на.учной культуры людей и очень слабое каче ство пропаганды. Можно об. наружитъ, например, что оди наковые лекции о вреде ал коголя читаются в совершен но равных аудиториях бе з учета возрастных, половых, профессиональных 'и психо логических особенностей лю дей. Психологические корни — зто одна из важнейших при чин существования питейных застолий . Еще В. И. Ленин указывал на привычки, тра диции как на страшно кон сервативную силу. Поэтому разрушение представлений о застолье как обязательно алкогольном, требует време ни, сия, поисков. Решение этих проблем — социальных, гносеологичес ких, психологических — дол- вшо стать стерлше.м воспи тания здорового, трезвого об- р.аза жизни. Оно потребует немало времени,' непосредст венно связано с совершенст- вование.м социализма. Ос мысление - с этих позиций причин существования пьян ства. употребления спиртно го позволит, как мне кажет ся, более точно с меньшими издержками, вести борьбу с этим социальным злом . Пленум облсовпрофа Вчера в Липе 1 Ц!:.е состоялся 'V пленум областного совета профессиональных союзов, ■рассмотревший' отчет прези диума облсовпрофа о работе по р^'к.оцодству перестройкой деятельности профсоюзных организаций в свете требова ний XXVII съезда КПСС, XVIII съезда профсоюзов СССР. С докладом выступил председатель , облсовпрофа Ю. И. Востриков. В обсуждении отчета при няли участие А. М. Ефаиов — шофер РТП «Хлевенское», А, П. Усачев — директор за вода «Свободный сокол», И. Ф. Проскуряков — председатель Воловского райкома просрсою- за работников АПК, С. И. Ве ригин — председатель проф кома НЛМК, М. с . Завертяе- ва — бригадир маляров уп равления «Отделстрой-1» треста «Липецкетрой», М, М. Мото рин — секретарь облсовпрофа, Л. Д. Филиппова — кранов щица ЛТЗ, И. Б. Дедяев — второй секретарь обкома ВЛКСМ ж другие. На пленуме выступил вто рой секретарь обкома КПСС В работе пленума принял Письмо в редакцию У З Н А Л И О С У Д Ь Б Е О Т Ц А Уважаемые товарищи! В га зете «Ленинское знамя» 6 мая была опубликована заметка «Поиск ведут следошлы». Ру ководитель группы краеве,дов из города Гомеля Е. Иванов рассказывал в ней о том, как белорусские товарищи уста навливают имена воинов, по гибших ■и захороненных в го ды Великой Отечественной вой ны в местных городах и се лах. В заметке есть такие стро ки; «Б старинном белорусском селе Дворище похоронены 1500 бойцов и командиров Совет ской Армии, павших в боях за Родину». На одной из гра нитных плит братской моги лы, сообщал далее автор, зо лотыми буквами . высечена .фа милия воина из Липецкой об ласти, рядового И. Н. Сереги- Иван Николаевич Серегин — наш отец. Мы, наконец, узна ли место, где покоится его С уважением дети И. Н. Серегина. Долгоруковский район. - На контроле «ЛЗ» —социальная программа- КУКИШ в КАРМАНЕ Полтора месяца назад газета забила тревогу по пово ду низких темпов сооружения Юго-Западной котельной («Подпись руководителя; гарантия или формальность?», «Л3»> от 14 апреля). Руководители Главлипецкетроя и УКСа ( горисполкома на критику в печати не отреаги ровали. Между тем, положение на' стройке продолжает ухудшаться... ■не (по крайней мере, в двад цатых числах мая .проект га зоснабжения все еще где-то уточнялся и дорабатывался). Псщятно, когда ультрасовре- мейные ■производства соору жаются параллельно с проек- ти'рованием. Но ведь мы име ем совсем иной случай: объ ект можно скорее отнести к стилю «ретро», чем «ульт ра». Вопрос, почему заказ чик — управление капиталь ного строительства гориспол кома — не занялся вплот ную двкумента(1И€Й пять лет назад, останется, по-виднмо- му, на века неразрешимой тайной. Еще один вопрос, связан ный. с долгостроем . Н еуж е ли за в с е эти годы нельзя было бе з сгфШ'Ки, бе з нерво- трелки собрать на складах УКСа все необходимое обо- рудоЕаш 1 е? Собрать все до внитика, до .болтика, до са мой последней прокладка? Ведь 'ЭТО не цех ванн, кото рый свалился на липецких строителей, как снег на го лову. Ведь, зто не завод КПД-2, . который при ГОДО- . •вам I рывке опережения пла новых сроков мы захлами ли устаревшим оборудовани ем и теперь мучаемся с ним, доводя до работоспособного состояния. На котельной-то никакого рывка не было. По чему же начальник УКСа Н. К. Матвеенко так орга низовал работу своей служ- .бы, что и сегодня на ооера- . тивках представители «Центр 1 »онтажавтомат и к и», «Юговостокэлектро м о н т а- жа-1», «Энергометаллург- монтажа», как козырные карты, бросают на стол длин ные списки отсутствующего разговоре мне пришлось услышать своеоб разное определение- деловых качеств человека, который, яо мнеиию собеседника, как воздух , нужен сегодняшней перестройке; он должен вы полнять порученную работу точно Б?.уеяовленный срок н с нрие34лемьш. качеством. 'И -все, больше п•ока^ ничего не . требуется, ибо даже такая программа-минимум ' после безалаберности , безответст- веякоети и безнаказанности' в наших производственных 0 Т 1 ЮЩ 6 ННЯХ уж е выглядит как крайне радикальный шаг на пути к необходимой ор- гаиЕзации дела.. На осущест вление этой ярограммы-ми- нимума брошены все; эконо мические рычаги, хозрасчет, .система материального поощ рения и штрафных санкций, решения, и . посхановлеиия, одйо другого праду.макней и лучше. И весь, этот громозд кий ме.ханкз-м наяравлвн на одно: заставить человека, ис правно по.лучающего 'в госу- .дарственной кассе деньги, н е зевать 8 потолок, а выпол нять порученную работу в условленный срок »,и ^с при емлемым качеством. Меха низм. скрежеща всеми сво ими шестеренками, пытается набрать обороты. » зеваю щий ! бездельник . непоколе бим. В этом можно убедить ся, заглянув на площадку, где сооружается Юго-Запад ная , котельная областного Котельная Ст'роится боль- •ше трех лет . Стало быть, как минимум, четыре года нзвад на этот объект долж на быть готова вся техниче ская 'документация.' В пол ном объеме ее нет и зюны- отерудовакия? А крыть карты ни тов. Матвеенко, ни главному инженеру УКСа С. М.' Рудневу , похоже , не чем. Разве сцециалисты УКСа не догад'ывались, что. для отделения подготовки во- ды потребуются трубы с хи мической -защитой? Допус тим, что понятия не имели. Но монтажники уж е давно пояснили, что бе з этих труб у них скоро работа остано вится. И вправду останови лась. Разве это не повод для того, чтобы в УКСе, сбросив е горячке пиджаки, обрыва ли -телефоны специализиро ванной организации с прось бой срочно восполнить эту промашку заказчика? Одна ко, судя - по обстано.вке на площадке, незаметно. чтобы телефоны в УКСе дьишлись. ■В<таникла идея усилить корпуса аккумуляторных ба ков, откуда горячая вода пойдет в квартиры .микрорай онов. Возможно, что усиле ние необходимо. Но в дан ном случае необходимо так же эко 1 р>всс-решенне. Как усиливать? Каким металлом? Где его взять? 0т8етс»в по ка нет. А время-то уходит безвозвратно... . ' Теперь —^ о времени, точ нее — о сроках. Как мы уж е сообщали, в начале го да строители пообещали, что котельную о т . пустят к на чалу отоннтельного сезона. . Срок несколько расплывча тый, требующий сегодня уточнения.: 15 октября. Прав да, еще в январе ра.здава- лись глухие намеки, что, мо жет быть, управятся и в с ет - тябре, то есть на целый квар тал раньше плановой даты. Сегодня о -сентябр е разгово ра нет. И дело тут не в лиш них двух «выторгованных» неделях. И далее не в осо бой любви строителей я мон тажников к жителям Юго- Заиадного жилого массива. Просто котельную лучше всего запускать при плюсо вой наружной температуре, нс уводя это мероприятие в тоябрглкие холода и де-наб- рьсяие морозы. Но д л я то го. чтобы намеченное из р а з ряда благих .пожеланий пе- рещло в раздел реальностей, необходимо оставшиеся 2 ,8 миллиона рублей освоить не за год. а всего за три квар- 0(к>рались по этому пово ду заинтересованные лица, составили протокол и скре пили его своими подписями (о чем подробно рассказано в публ-вкации от 14 апрел,я); Подписав доку-мент, все уча стники сскглашення. не его-; вариваясь, тут ж е дружно решили не обращать на не го никакого внимания и ; ве сти дело к тому, чтобы цус^ тить котельную, если вый дет, в декабре. Об этом' сви детельствовали результаты освоения ■средств в вервом квартале, это же подтверди ли данные и четырех меся цев. Вместо . 1 , 2 миллиона рублей осавоено всего 8 5 0 .ты сяч (если их у.мнощить на три. то н к декабрю полного освоения не получается). Кто. и как при этом . «отличал ся»; генеральный подряд чик . — трест «Лииецкметал- лургстрой» — 79 процентов, трест '«Спецстрой» — 73 , ор- .ганизадии .Мин,мш 1 тажслец- строя СССР — 63 процен та на!мечшных мероприятий по ускорению стройки. Что это — . недйсципли- нировавность, ■ неишолни- тельноеть, , наплева-тельское отнощейие к согласованному документу?- Возможно, что н первое, и второе, и третье... А , возможно, что и наобо рот; все указанные коллек тивы • приложили максимум усилий, чтобы выйти хотя бы на эти проценты, а то было бы еще хуже . Почелгу .нельзя однозначно упрекнуть строителей и моитажников в нерадивости? Да потому, что в ответ на любой упрек оин начинают размахивать уж е упоминавшимися списками. Практика свидетельству ет: и поныне каждая строй ка — это клубок компромис сов. Игра в поддавки начи нается с первого шага, е п е р - . вого колышка. Его строите- забивают, не имея пол ной’ документации на объект. Нарушают правила и поста новления. идут навстречу за казчику, А долг платежом красен, В острых ситуациях в свою о ч е ^ д ь заказчик проявляет снисходитель ность к подрядчику. А тот — в свою очередь... Так и ка- тится клубок, и з которого торчат десятки концов. И за который ни потяни — еще больше запутаешь дело и сам зешутаешься. Очень удобный клубочек. Герои —- все, виновные — тоже все— и никто. Ведь будь у УКСа все своевременно и ко-мплектно вьщано подрядчтгау. строите лей «прижать» не составляло бы труда (а. возможно, в этом -и не было бы необхо димости, график соблюдался бы строго). Но нет этой твердой позиции у заказчика, все шатко, все размыто. Н е т ' морального права строго спросить. . Па одной и з оперативок, проходившей ва площадке, где сооружается котельная, , заместитель начальника гла®-' ка А . М. .Шляпников пригр о -; зил; «В горком п ар тш но- ; жал^^ось». А что, мож ет-- быть, он был и прав? Важ- ■ нейшая д л я . города стройка теряет управлёнке. Руково-., дители-коммунисты . с т р о и тельных и монтажных иод-;'' разделений, УКСа .гориспол»- кома винят вокруг всех и вся, не торопясь признать (а главное — быстро исправить и устранить) собственные промахи и ошибки. Может быть, и стоит их собрать в горкоме, но не для -того, чтебы по-диснетчерски ош ределять очередные меро приятия, а для того, чтобы они по-партийному честно от ветили: будет ли к -ото-питель- вому сезону новая котель ная ' в Липецке или нет?- Именно честно. А не с той внутренней ухмылкой, с ку- - ки-шем -в кармане, с ксго- рым,- судя по результатам, подписывали 0 Ш 1 тот памят ный протокол в начале го- Б . СЕМЕНОВ. У КОГО только не при ходилось брать интер вью за годы журна листской работы! Но , в этот старинный двухэтаж ный особняк, «спря тавшийся» в глубине* одной из улиц Чаплыгина, я шел с осчэбым интересом и неко. .торым сомнением. За Несколько минут пути секретарь 1 »йком а цйртии Г. В. .Алтухова успела вкрат це рассказать историю. Ког. да-то расцолагалса зггтеь пе дагогический т ехн и к ум , , а потом — обычная школа. Теперь это филиал средней школы номер два. Но фили ал особый — он полностью отдан в распоряжение ше стилеток. Отчасти этим и был выз ван мой интерес к старому особняку, поп'росту именуе- мо.му в 1 'ороде домом шести леток. В.месге с тем была боязнь разочароваться: ведь нв.мало еще разговоров о том. что рискованно сажать за парту щестилёток. — Витя, ' — спрашиваем во время перемены светло голового мальчика, —■ где тебе больше нравится — в школе или -В детском саду? — .Дома, — ни сбжунды не раздумывая, о-гаечает первоклассник. — А чем здесь плохо? — Здесь тоже хорошо, яо дома все равно лучше. Ну что нее, отвег откро венный. и в общем-то пра. вильный, хотя и не совсем по теме. ■ Дома человеку всегда лучше, чем где:либо. — А мне в школе лучше, чем в детском саду, — тут ж е «вступает в дискуссию» с одноклассником-домоее- дом его бойкая соседка по парте. — В школе простор но, мы здесь учимся и иг раем. У нас игрушек много. А еще мы гуляем в саду с воспитательницей. Большое здание отдано в распоряжение 150 малы шей, хотя ржяьше здесь юти. л о ^ чуть ли не вдвое боль ше школьников. Сейчас в филиале создано пять ги''ип. шестилеток. Для каждой из них оборудованы учебный класс, спальня, игровая -ШКОЛЬНАЯ Р ЕФ О РМ А -В ДЕЙСТВИИ- ОСОБНЯК ДЛЯШЕСТИЛЕТОК ко.мната. И никаких совм-е. щеиий, когда н з-за тесноты приходится переделывать спальню в игровую комнату и наоборот. -, Обставлена школа соот- ■ ветствующей росту и, воз- ра-сту е е воспитаннико-в ме белью. Приобретены снеци- альные комплекты крова тей, паГт, столсш и стульев. ■Есть наборы игр, есди мож . но так сказать, целевого на значения, В отведенное для этого время ребятишки ста новятся 'учителями, библио текарями. медиками. Мо жет, такие игры и не назо . вешь одной из форм ранней профориентация, но все же есть в них глубокий смысл. Они дают детям первое представление о некоторых сферах чело 1 вече©кой дея , тсльности, знакомят с про фессиями. В комнатах достаточно и обычных игрушек; кукол, машин, различных материа лов для техничес'кр.го и ху дожественного творчества. Даже 'беглое зншгомсгво с поделками шестилеток, под тверждает широко распрост раненную мысль о том, что каждый ребенок — это по- тенциально талантливый кон структор. изобретатель, ху . дожнив. Хорошо, что в шко ле стре.мятся разбудить и ра;1'Вйть в детях эти способ- Подобран в школе хоро . ший штат поваров. Это ие просто настоящие мастера своего дела, но и люди с высоким чувством одаетст. врнности. «Других , мы про сто не имеем права дер жать, — говорили мне в школе. — Ведь иметь дело с шестилетними детьми -— значит, исключить ма лейшую возможность опло- шностн, неряшливости».. По тому претензий к качеству питания, разнообразию м е . ню у педагогов и родителей нет. А сами шестилетки на перебой рассказывали, как вкусно и .сытно их кормят. При школе есть спорт зал, и дети с удовольствн. ем после занятий бегаютс прыгают, кувыркаются в нем, играют с мячом. Од ним словом, есть где проя. вить бьющую через край энергию, удовлет-ворнть пот ребность в движении. Такова, попросту говоря, бытовая сторона ж и зш пи томцев -этой не совсем обы- чной школы. Ну, а каковы дела с учебой, насколько оправдьшается мнение скеп. тиков о том, что «гранит на уки» не по плечу шестилет. нам? Учитывая возраст и небольшой срок обучения, задаю своим собеседникам простенькие задачки; сколь ко будет, если к двум при бавить три. а из пяти вы честь два? Отвечают мгно. векно, дружно, правильно и после заслуженной похвалы с радостным выраясенне.м з глазах жад’т новых заданий. — Ну, что вы задаете нм такие детские вопросы? — смеется стоящая рядом учи . тельница Н. М. Гришкова, -г- Они у меня и посложней задачки решают. Нина Михайловна задает своим питомцам примеры с двухзначными цифра.ми. Но и они не ставят ребят в ту пик. Отвечают быстро и пра-'вильно. По всему видно; собой горды и весьма до вольны, что не подвели лю- бн-мую учительницу. Столь же успешно выдержали пер- воклашки-шестилеткн им. провизированный экзамен по русскому языку. Некоторых детей я поп росил показать тетради, и через минуту-другую в ру ках у меня оказалась такая кипа, что до конца пере.ме- ны я едва успел бегло про. смотреть их и раздать ком плименты. Веселый звонок прервал удивительно откровенное и благожелательное интервью. Ребята уселись за парты, а взрослый разговор п 1 юдол- жился в учительской. И был он © том. как и почему воз никла идея [Создать отдель ную школу шестилеток, что ' о н а .д а л а детям, их родите, лям, всему городу, оправда ла лн себя на практике. — . Решение создать' наш филиал р одил о сь , . конечно, не на пустом месте, — рас . сказывает его директор В. Г. Вадикова. — В позапрош лом году Б городе была сдана в эксплуатацию новая школа. Вот тогда-то и ро дилась идея отдать освобо дившееся здание под ны нешний филиал. • Правда, были и сомнения, и трудно, с ’ги. В са.мом деле, подобно, го опыта нет нигде в обла сти. Однако после серьезных размышлений в райкоме пар тии, в районо. в педагогиче ских коллективах были взве шены всё «за» и «против», и дело решилось в пользу филиала. Что он дал? Преж.де всего надо учитывать тот факт, что фи.чиал — это одновре. менн© и детский сад, и ш к о - , ла. Следовательно, условия для детей зд есь , можно ска. зать, идеальные. Ре;ким для учебы — тоже. •В обмшюй школе, где шестилетки как бы растворяются в. общей массе старшего возраста, его создать трудно. То же самое и в детском саду. Так нто, условия для обучения и во- едитания детей зд есь иаибо, лее благоприятные. И . это подтверждено практикой. Прошлогодний каш выпуск, те есть нынешние второ классники, пришли в- школы не поодиночке, а сплоченны, ми коллективами, что вна-’ чительно облегчило им адап тацию в новых условиях. Хорошая подготовка на на чальном этапе стала надеж , ным фундаментом успешно, го оф оенйя школьной пр о . граммы. . По - моему мнению, кон такт с родителями стал тес. нее. Они охотнее приходят в филиа-т, чем в детские -сады и ш колы ,, что идет на пользу- сотрудничеству пе . дагогов и родителей, а в ко нечном итоге на пользу воспитанию. В филиале больше воз можностей изучать цсихоло.' ГИЮ шестилеток, отрабаты вать методы. Более тесное общенх^е учителей н ач а т , , ных классов способствует повышению мастерства мо . лодых педагогов, И наконец, филиал можно считать сво- , еобразным методическим центром по работе с шести летками. Все но 1 Вое и луч шее, накапливаемое в этом центре, становится достоя нием школ района. Не.маловажен н тот факт ,, что создание филиала вы. свободило в детских садах города 150 мест и тем са , МЫМ позволило СТС1ЛЬ.КИМ ж е детям запять их места, которых раньше не хватало.. Есть ли проблемы? Ко, нечно, есть. В настоящее время, например, директора, филиала, районный отдел., народнево обр'азования за . ботит, мысль о том, как лучше организовать ремонт здания, спортивного зала, чтобы они стали веселее, уютней и нарядней. Непло. хо бы обновить н попол. нить запас игрушек. Д а м з - ло ли еще чего надо... И все эти «надо» иродинтова- ны исключительно самоот. верженной заботой о ш ести , летках . А коли так, значит, все необходимое со време нем будет. А . МЕРЛЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». В-выставочном зале обла- етноШ-.;цЙнтра . развернута т р с б Ш Ш Щ т вйстаэка про-. изведевШ;' липецкого живо писцу''*'^'"’ монументалиста, члена"'-- Союза художников СССР Виктора .Мефодьеви. ча Луза'нова, приуроченная к 5 (Ш Ж 1о со дня рождения и 23^ЕЩю творческой дея- тельдро'Ч,"автора. Более ста пр о г^ ед еяий , . представлен- ных- зрителям, характери- зутот-'Художника как чело-ве- к'а, безгранично увлеченного своим ..'делом, остро воспри нимающего и активно ■ос- мыс.д|ра,кш 1 его жизнь. Пасы- щепная, тематически разно образная экспозиция вызы вает- интерес посетителей к личности и творчеству -жи вописца.. Сегодня В. М. Лу- занов , - ' 7 наш собеседник. — Нетрудно заметить', Виктор Мефодьевич, что ос . новная часть ваших работ связана с прошлым и насто ящим нашего края. А ведь вы урож енец Белгородской области,.. — Половина моей жизни прошла на этой земле . Бук вально на глазах вырос Ли пецк. Захватывают я вол: нуют богатейшая история края, его сегодняшний день. ИНТЕРВЬЮ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ- БЫТЬ ПОНЯТЫМ— СЧАСТЬЕ Именно здесь сложились и мои професеиоиа.тьные уст ремления. Д о окончании Са ратовского художес гвенного училища я был направлен в Липецкую творческую ор ганизацию, где оказался ^ среде сильных художников, в атмосфере высокой взыс-- кательности, товарищеского участия, здоровой состя за тельности равноправных партнеров. Это ощущаю на протяжении всего творческо го пути как стимул актив ной рабочей фор.мы. Вот и выходит, что для меня, как художника, Липецк и есть родина. — Что в искусстве вы цените превыше всего? — Искренность, индиви. дуальность творческой кон цепции. Считаю, что очень важно почувств-овать и точно определить .собственное ме сто, познать свои воз.можно. сти, но всегда стремиться к совершенству. Только так можно чего-то достичь, ос таться в ладу с самнмюобой дений много картин истори ческого характера. Это серия «Годы испытаний», охваты вающая огромный период с середины восемнадцатого в е . ка до Великой Отечествен ной войны, а также — «Из родословной А . С. Пушки на». Чем привлекательна ис . торнческая тема? — Художник должен на поминать людям об их кор нях. .0 прош.том. Лишенный памяти —- убог. Кроме того, исторические сюжеты помо гают, на мой взгляд, будить в человеке сострадание. Сейчас это особенно необхо димо, все мы ощущаем д е фицит душевности,, сопере живания. Хотелось бы вос препятствовать этому. Мне особенно обидно, когда оста ются в безызвестности по ступки, в основе которых — ■самопожертвование во имя добра и справедливости. Кроеие того, я нахожу не мало созвучий между кон кретными историческими эпизодами и событиями, ны нешнего дня. — Целый ряд работ отме чен публицистнчиостью, зло бодневностью. Но не опаса етесь ля, что завтра эти кар тины уж е не будут актуаль- нь 1 , устареют? — Б ез идеи сюжет, дей ствительно, может назавтра умереть. В таком случае ты станешь художником одного дня. Идея должна жить дол го. Скажем, идея сочувствия, добра, сопричастности. При меров то-му в искусстве много. Форма должна быть совершенна. Синтез совер шенной .формы и большого содержания: и есть .искусст во. Стре-мление к этой 'цели -г- моя задача. Вопрос в том, как, в какой степени я эту задачу- решаю. Блок сказа.'), что точное следование Фак ту убивает искусство. Д ол жен быть домысел, работа воображения. Признаться, я всегда ощущал опасность внасть в излишнюю дублн- 1 Шстичность,- иллюстратив ность конкретного факта. Например, работая над кар тиной «Год 19 -й . Посвяща ется красному комиссару и поэту А . Вермищеву», я пы тался воплотить в ней идею борьбы добра и зла, жесто кости и милосердия. Обра щался к истории и искусст-ву прошлого, помнил о шестО| ких экзекуциях и казнях времен среднёаеновья. -Но, как мне кажется, эта карти на многими осталась пока не понятой. Определевные ка- , ионы отношения к искусст ву. существовавшие до не давнего врелтени, не давали ВОЗМОЯ 1 НОСТИ взглянуть на нес открыто. Теяерь у нее, надеюсь, есть шанс. — В связи с этим возни кает вопрос: ощущаете лн вь па себе перемены, проис. ходящие в нашем обществе? Изменились ли ваши требо вания к себе? , — Очень жаль, 'что эти перемены не начались на .много лет раньше. 'У меня уж е мало времени, чтобы избавиться»' от влияния пе режитого; годы застоя не пщипли бесследно, оставили рубцы в душе, -оказались на творческих возможностях. Некоторьш моим работам был закрыт путь в жизнь. мнс»рие за!мыслы так и не с.могли состояться, И я тем более рад, что мои карти. ны о проблемах современ ной деревни, картины с , яв ной критической установкой, сегодня уж е экспонируются, вызывают- самый живой ин терес у зрителей. Еще вче ра их не могло быть. В но вых условиях жизни и твор чества неизмерн.мо возраста ет ответственность за -то,- что ты несешь людям. Ек;,ли раньше мучил вопрос: будет ли на выставке твоя работа с «неудобной» для кого-то ■темой, то теперь, когда мы получили право говорить отк^рыто, в полный голос, художнику стыдно и недопу стимо оставаться безразлич ным к окружающей' жизни. — У вас за плечами 25 лет работы. Создано немало произведений, снискавших зас.чуженное признание. Вы участник республиканских и всесоюзных выставок. Ваши монументальные росписи широко известны, они укра шают интерьеры многих об- ществетаых зданий города и области. Могли бы вы наз вать наиболее важные собы тия творческой жизни? — Самые важные собы: тия? Это те, когда я нахо-^ яил понямание зрителя., — Среди работ есть осо бенно любимые? — Ие стану кривить ду- шой, что. .Ч0Л-, са.мая л,учшая моя картица еще впереди. Есть среди написанных ра бот ос-обённо .мне доро 1 -ие. В первую очередь, зто «Авто портрет с дочерью»,- 1976 года'. В нем состоялось как бы нахождение самого себя,, а это наиболее ценно. Ведь если ты не н-ашея себя, то . как тебя найдут другие? То, что я открыл для себя , ра- . ботая над этой картиной, да ло ключ к решению яоеледу- ,ющих задач, В трудный мо мент личной жизни она вер нула мне уверенность в се бе, помогла выйти из твор ческого тупика. А другую работу, о Вермишеве, я уж е называл. Она дорога тем, что положила начало целой с е рии, важнейшей для меня темы — исторической. — Вы нашли свой путь в искусстве. Вам знакомо" чув ство успеха. Можете лн ста- тать себя счастливым чело веком? . — . А что 'такое счастье? Есть тысячи разных ответов. Быть понятым — большое счастье. Счастье — иены- тать чувст'во исполненного до-тга... Вижу счастье и в том, чтобы выполнить в СИ ЛУ воз.можвостей свою зад а чу художника. К этому стремлюсь, этого себе же-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz