Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

1 2 мая 1988 № ПО (18 107)' Л Е Н Р1Н С КО Е З НАМЯ В Линецком городском комитете народного контроля ♦ Транспорту— высокую эф ф ек ти в н о с т ь Городской комитет ИК проверил и обсудил на сво ем. заседании работу коллек тива станции Линевд. Отме чаяось, .что, несмотря на не которые сдвиги, у зкелезно дорозкхшков много проблем Из-за _ низкой ответственное ти, недисциплинированности работников етайции допуска Ю15СЯ большие простои вате нов до подачи их на разгруз ку, под грузовыми операци. ями, - до отправления порож­ н я ка . . На . станции есть все услоюя-для предварительной информации клиентов, и тем не менее информация о пос­ тупающих грузах не всегда ._осуществляется своевремен- Вагояы на контейнерной площадке по вине железнодо­ рожников, грузополучателей н работников автоколонны .N 9 й 143. простаивают дляте.- льное время. Тан. 25 апреля здесь скопилось 25 неразгру- ' Идейных.. вагонов.. Специаль­ ный. участок погрузки и вы­ грузки не справляется с объ­ емам работ, -машины и меха­ низмы здесь работают на из­ нос, часто, выходят из строя. - ■Руководство дистанции, несмотря на неудовлетвори­ тельное состояние станцион- . ны х , путей, мер по их заме­ не и ремонту не принимает. Территория станщш захлам­ лена, -высок уровень травма­ тизма и текучести .кадров. Основной причиной тенуч- ки яв.чяется неудовлетвоон- ■тельное решение социальных ворросов. Имевшиеся .ранее пблнклйника. красный уголок, баня- ликвидированы, а но­ вые- не построены, нз 35 ве-. домственных жилых домов часть построена в прошлом веке без .элементарных . удобств. Для 2,3 тысята желеэнодорожников нет дет­ ского сада, поликлишки, баз отдыха, совсем не строится жилье. Руководство Елецко­ го отделения дороги отделы­ вается обещаниями. З а серьезные иедостатки в производстве и создании со­ циальной базы комитет НК объявил 1 начальнику станции А. Ф. Щеглову выговор. Присутствовавший на засе­ дании начальник Елецкого от­ деления Ю.-В. 5 К.Д. Н. П. Озе- .ров заверил, что станции Липецк . и всему железнодо- .рожному.-узду будет оказана помощь в строительстве жи­ лья и объектов, соцкультбыта, в решения всех других воп­ росов цроизродственного ха­ рактера. Производству строительных материалов— повседневное внимание Комитет с большой трево­ гой н озабоченностью конс- ^гатйровал, что за, последние "15 лет производство кирпи­ ча на силикатном заводе снизилось с 293 до 267 млн. штук. А, как известно, в этом материале очень большую ■нужду' испытывают коллекти­ вы, строящие жилье подряд­ ным способом, и граждане, сооружающие гаражи, садо­ вые домики, личные дома; Намеченная на 1986“ 1990 гг. программа реконст­ рукции завода в основном направлена на замену изно­ шенного оборудования • почти не увеличивает мощно­ стей. ■Да. и сама программа выполняется неудовлетвори­ тельно. Так, за.мена автокла­ вов на новые во втором цехе, на.ме.ченная на текущий год, будет осушествлена не рань­ ше 1989'. года. Реконструк­ ция массо-заготовительного отделения первого цеха дли- ■лась на два года дольше пре­ дусмотренного срока. Авто­ матическое распределение силикатной массы планирова­ лось ввести в 1987 году, но оно не сделано и до сих пор. Такая же судьба постигла устройётво аспирационных установок от мельниц в по- ^ мольшм отделении иавтома- Р тическую установку закали- ^ вания кирпича. . Комитет за недооценку вопросов перевооружения и реконструкции .объявил вы­ говор директору# силикатного завода В. А'. Сазонову. Главному инженеру объе­ динения «Прометройматери- алы» Ю. А. Жигалову за ос­ лабление контроля за деяте­ льностью завода и неудов­ летворительный ход реконст­ рукции поставлено на вид. Учитывая особую важность программы «Жилье-2000», комитет решил установить постоянный I контроль за ра­ ботой этого'завода. ■ Отметив неудовлетворйте- льну^ю работу • руководства треста' «Спецстрой» .по борь­ бе с .пьянством и алкоголиз­ мом, комитет привлек к строгой ответетвенности за ­ местителя управляющего трестом А. С. К,узяеиова, Решено информировать партийные и профсоюзные органы о слабой работе по борьбе с пьянством общест­ венных организаций этого ВСТ СО СТАРОЙ КНИГОЙ В Липецке прореден базар букииистической литературы V '.» . О книжных развалах, столь любезных сердцу каждого ис­ тинного книголюба, мы теперь читаем лйшь з мемуарах ста­ рых москвичей. Какие там развалы, когда новинки, посту­ пающие в магазины, сметаются покупателями . с прилавков букваьтьно в считанные часы! Но это новинки. А ведь в каж­ дом книжном магазине есть еще отделы букинистической ли- .тературы, хранящие сотни книг прошлых лет издания, — и классику, и современных авторов.' Но покупатель часто про­ ходит мимо, скользнув равнодушным взглядом по иотуеккев- Ш 1 М корешкам томов. . А что если сделать для этих книг праздник, вынести их на солнечную весеннюю площадь, по­ мочь. «ветеранам» обрести новых хозяев-читателей? Такая < идея родилась в облкниготорге и сразу же воплотилась в Все книжные магазины областного центра, приня-ли участие в специализированном книжном базаре, состоявшемся на днях на- шлощади у Дворца спорта «Звездный». Тысяча книг были представлены на вновь .оживших развалах. И добрая треть..-из них сегодня заняла места на книжных полках до­ машних библиотек. Ведь многае покупатели приобрели в этот деть именно, то издание, которое безуспешно искали в течение кесколыких лет. . . . Как сообпщла заместитель директора облкниготорга Г. Г. Мещерякова, подобные специализировавнью базары решето сделать традиционными. Тема следующего--^ ..изобразительное искусство. Покупателям будут -предложены крузшоформатные репродукции с картин известных художников, наборы откры­ ток, альбомы, книжные издания но искусству. А. ИВАНОВ. Фото Ю. КЛЮЕВА. Для нынешнего переломного момента в жизни шко.\ы ха-- рактерно прежде всего повыт шенвое внимание к творчес­ кому потенциалу учите.\я. Но ни для кого не секрет, что для творческой работы нужны доверие и право на защиту от случайных оценок, чего дол-г гое время учитель был лишен. Как же сейчас поднять его самочувствие? Энергичная сельская учи­ тельница, создавшая лучший в об.ласти кабинет литературы, временами сетует: «Варюсь в собственном соку». «К сожа­ лению, мы очень плохо знаем друг друга», — считает моло­ дой педагог из Липецка. - И маститому, : и начинающему нужна общая питательная сре­ да, благоприятная для взаим­ но полезного профессиональ­ ного общения. Походы но разрозненным- адресам пере­ дового опыта массовой иници­ ативы не вызывают. Посетите­ ли видят, как правило, ре­ зультат — прекрасный, но воз­ можность подобного достиже­ ния для себя исключают; это, .мол, уровень «таланта», а я—‘ учитель' рядовой. - Развитию личной готовности к назревшим переменам мо­ гут- содействовать, по замыс­ лу органов народного образо­ вания Липецка, периодические встречи с творчески работаю­ щими учителями. Цикл таких встреч открыли словесники. Беда, если мимо проходит к л а с си к а — Мы в ответе за убеждения ученика. Надо добиваться, что­ бы и во взрослой жизни вы­ пускник не упрекнул бы учите­ ля литературы в духовной не­ догрузке, — с такими словами обратился в зал, к коллегам, заслуженный учитель школы РСФСР Б. С. Татуйко. А само­ му-то ему как удается спра­ виться- с этой сложной задачей? И Виктор Степанович привел пример. Был у него ученик Ва­ лерий Е. Троечник, но' отнюдь Ш КО ЛА : ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОПЫТ - ЛИЦА НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ в Липецке состоялась первая из намеченных органами ва- родпого образования встреч с творчески работающими -учи­ телями. Какую цель ирн этом ставили гороно, институт усо- оершенстБовавия учителей, педагогический инстатут? Какой по.лучЕли результат? Ответы на эти вонросы вы найдете в заметках старшего преаодввате.\я ЛГПИ Т. И. Распоповой. Рассказывая о встрече словесников города и трех липецких педатогах-подвнжниках, она размышляет и над некоторыми острыми проблемами, стоящими сегодня иеред , учителями. С б е с с тр аш и ем молодости не «серый». Из всех предметов признавал литературу, началь­ ную военную подготовку и труд, и чем меньше жаловали юношу другие нредметники, тем упорнее боролись з а .него словесник, 'военрук и трудо­ вик. Через несколько лет — письмо из Афганистана: «В,ы всегда нам говорили, что ли­ тература — сама жизнь, но э-го я воспринимал только те­ оретически. Теперь начинаю переосмысливать то, о чем шла речь на уроках; - что значит си­ ла добра, соперехсиван.ие, А помните, на- уроке по произве­ дению Ю.-Фучика «Репортаже петлей на шее» лгы определя­ ли суть подвига? Теперь я это понятие усвоил практически. Извините, что доставлял мно­ го неприятностей, но литерату­ ра не прошла мимо». Беда, если мимо проходит классика. Ведь именно к ней, как подлинной-ценности, бла­ годарно тянется взрослый чи­ татель, если он школьником преодо.\ел барьер «непонятно­ сти». Во всем, над чем труди­ тся Виктор Степанович, есть масштаб, значительно лре^вы- шаюнщй сиюминутные -учефвые хлопоты. Для его учащихся «сдать» Толстого яа зачетном уроке — вовсе не конечная цель. Гораздо важнее в.зять с собою в жизненнVго дорогу толстовок-ую нетерпимость к лжи и фальши, жажду истины и совершенства. Не обходит ся и трудностей, с котс^ыми столкнется юный Скорее всего это бу­ дет драматичесжое противоре­ чие между «там», где терзает- .ся мировыми проблемами 'Вас- кольников, героически прини­ мает смерть Сотников, и «здесь», где иравстаениое, пос- лаблевие стало едва ли не но» рмой поведения. Сегодняшние додростки, которых не мино- ва.ли недуги застойного време­ ни, переживают это проттео- ре*ше особенно мучительно. Значит, полезно вместе уяс­ нить, «кто виноват?» и, глав­ ное, «что делать?» — Если я, учитель, — рас­ суждает В. С. Татуйко, —дей­ ствительна осознаю себя «до- 8ера.яным лицом общества», я обязан сооредфрчшъся на вы­ полнении этого своего ирямото Виктор Степанович оберега­ ет воспитанников от всего, что глушит их собственное 'мыш­ ление. От мора.лизагорства. От преждевременного обращения. к критическим оценкам произ­ ведений. От готовых характе­ ристик литературных героев. Зато не ск-упится на вдумчи­ вое чтение, открьшающее в художественном вымысле гл-у- бочайшую жнзненн-ую цравду. Изучаются ли «Война и мир» или «Поднятая целина», уче­ никам предлагается проследить, как в крутые исторические мо­ менты, ' предоцреде,гяющне дальнейшую судьбу страны, че­ ловек выбирал, с кем быть и каким быть, и то, каких потерь и обретений стоил нрав- ЛГПИ н. Б. Семешо- ченко пришла в школу. У .нее было все, что так нужно шко­ де и что нередко, увы,' там не щрижащедось: солидная гума­ нитарная подготовка (диплом с .исследовательские способности, ятжо проявив­ шиеся в дипломной работе по прозе В, Ш-ухшина, разносто­ ронние художественные' -уме­ ния, острое чувство молодеж­ ных проблем. Начинающий учитель такого уровня сулит шкоде движение вперед^^ если, раззтмеется, по­ лучит простор для деятельно­ сти. Это хорошо понимала ди­ ректор А. И. Сиоотина, она очень помогла, тем, что... не мешала искать учительнице свой педагогический стиль. С бесстрашием молодости Наталья Викторовна нарушала каноны, повинуясь живым по­ требностям ребят. В само.м деле, почему, напри­ мер, решили современную со­ ветскую литературу в десятом классе изучать обзорно? К удо­ вольствию учащихся, она резко укрупнила этот раздел школь­ ного курса и стала практико­ вать уро!ш-Аисн-уты. Благода­ ря им в круге школьного чте­ ния прочное место заняли Н, Рубцов и В. Щ-укшин, Б. Быков и Ч. Айтматов, -а луч­ шие художественные и лите­ ратурно-критические новинки тут же вьшосшшсь на. обсуж- Почему на урохсе преоблада­ ют однообразные формы? Буд­ то . кто-то раз и навсегда за­ крепил за шгм типовые апализ произведений, тематику сочи- У Н. В. Семенюченко креп­ ло желание слить урок, фа­ культатив и, часы досуга в единую програмкл' занятий со всем составом своих -учеников. Идея объединения конкретизН" ровалась, когда Наталье 'Викто­ ровне пор-уийш эксцершиен- талышй факультатив «Основы театральной ' культуры». Две­ ри урока широко- распахну­ лись для театрально-творчес- тж приемов изучения' литера­ туры. В то же время драма­ тическая студия «Рит(м»., воз­ никшая как спутник факудь-га- тива, поставила ребят перед необходимостью- быть литера­ турно и искусствоведчески, об- разованными^ иметь, свою точ­ ку зрения на «вечные» вопро- ещ. Ро.лод на знании повернул студийцев лицом к уроку — теперь публицистически напо­ ристому, всячески щему авторитет- восприятия искусства. Вот только... Мне доводилехъ наблюдать учеников Натальи Викторовны на традиционных экзаменах и на «экзаменах» неофициальных (театра.льиых премьерах студии, зачетах и открытых уроках): ребята, вку­ сившие радость . творческого состояния, сникают в услови­ ях регламентированного эк­ заменационного опроса. Думаю, плоды педагошки сот­ рудничества нельзя старым методом. Для Натальи 'Викторовны, напри-- мер, естественнее были бы раз­ ного рода творческие отчеты (самостоятельно , составленные литературно-музыкальные ком­ позиции, инсценировки, их исполнительское воплощение, рег^нзии, рефераты и т. ц.). Насколько тБорчеогая итого­ вая работа педагогически весо­ мее обычного; экзаменацион­ ного ответа, свидетельствует пробный 'реферат И. Губина, над которым он тоудился в де­ сятом классе. Игорь взялся за тему «Влияние литературы и искусства в школе на нравст­ венное становление .личности», потому что она для иего — «своя». На конкретном примере, .к которому он имеет самое не­ посредственное отношение, ав­ тор показал, как литература и театр пробуждали у его това- ршцей яотребиость изучать и иропагандировагь искусство, «;^вражат|.» им других. Мне цосчастливилось по&я- вать на премьере спектакля «-Ирощай, овраг», -который |1горь подробно анализирует в рЦ!^ратв. Это был, действи- тельно, звездный час школьно­ го театра. у. Натальи Викторовны — целый архив -оригинальных ра­ бот учащихся. Многие из цвх посыла.шсь на выставки и кон­ курсы, но ни раз-у не нонедб- бились на выпускном экзаме-' К роднику родной речи Бывшие -ученики 44-й ппсолы -любят навещать А И. Борисо­ ву. С удивлением, остачавлива- ютея возле уютной полочки с ухоженными и выразительными игрушками, которых в их школыше годы тут не было. '— Фунтик й Шпунтик, То- тоижа, Пче.лка, Карлуша, — почтительно знакомит Алек­ сандра И-в'ановна, — друзья и помощники детей. — Почему они все с сумка­ ми и рюкзакам? —- А ты оставайся на урок... Гость остается," - и сначала скептически, а по-Том рее боль­ ше увлекаясь,' принимает усдо- вия урока. Тотошка неистопщм, на простые задания, сагиба сложные вопросы жди 'от ф и ­ тина и Шпуитика, Пчелка «.се- гда начеку, когда ребята вы­ полняют тренировочные уцраж" явИия... «Нас так не уцИАи», — позавидует гость. А иной, пос­ тарше, . добавит: «Но я хочу, чтобы ток -учили' мрего ребен- — -Да .маюсь л с этими иг­ рушками, как с джинов?, вы­ пущенным из бутьыки, Согше- ния берут. Во-первых, остано­ виться не можем. В четвертом классе я с радостью подхвати­ ла. эти придумки детей. Теперь они —• в шестом, но категори­ чески отказываготся выселять с урока любимцев детства. Кля­ нутся, 'гго до десятого класса н'е расставутся. Во-вторых, од- на-одинешенька я с ншаи во всем учительском миру. Кру­ гом обучают нормально, а ' у- меня — «тятюшки». Когда го-. вврю коллегам о методике; ко­ торую подсказали дети, они первым дедом еврапшвают; -не заслоняет ли игра науку? Идут на урок 'И убеждаются, что ни в. коем случае." Налицо преи­ мущество. -Уверена, что педагог должен в своей методике отфатъся на- запросы и самочувствие “ де­ тей. Наверное, поэтому мой опыт пользуется вниманием, даже фильм о нем снят ' не­ давно. Но, похоже, не распро­ страняется. Почему? По. сурттву, Алекса|ару Иваиоету волнует судьба.’ ре- даго 1 ^ёе,ких находок. И шире — насколько эффективны на- - ши обобщения инд,ивидуаАьно? го и 'коллективного опыта, об­ мены им, вдскйджо -квалифи­ цированны рекомендации до его испо.льзовашпо? В период реформы школы этот вопрос весьма значим, и, видимо, к ,нему следуё-т специально вер­ нуться на очередной учитель­ ской встрече. Практически ов упирается в культуру внедре­ ния передовою пеДагохмческогр опыта, к чему причастны и пе- ■дагог-ледер,- ' и матоДический корпус органов образова*В1Я, и каждый -учитель. Кр!А® сзудевт яля .учитель,' окрыленный,, выходит с урока за,сдужедябн учительницы ■щкоды РСФСР. А, И. 'нбрисо- .вдй,^. -унесем его от соблазна копирдйавйя. Ш если е<;ть 8 ищ х-удо.же.ственная жилка, ес­ ли .вдохновляет идея, црмо- Жем ему в сотворчестве сегр учениками найти свои гоЗэти- чесхи окрашенный облик. . Т. РАСПрЦОВА, старший преподаватель кафедры литерлтл-ры МЕЖДУНАРОДНА ж ИНФОРМАЦИЯ ФРГ. Ежегодно в одни из ве- В г ш ш т ь ЖЕРТВ и л ц и з л и во,»ится манифестация жертв нацистского произвола. Представители аятифдшастпсчх '■?" и демокрач'Ических ортавнзаний возлагают венки к мемориал Еоз.двигвутому в пригороде Бит- НА СНИМКЕ: у центральной фш’уры мемориала. Фото Г. КУЛЬБИЦКОГО. З А С Е Д А Н И Е П О Л И Т Б Ю Р О К П О Р П Ц ВАРШАВА, И мая. (ТАСС). Достижения и опыт претворения в жгшнь декла­ рации о советско-польеком со-грудничестве в области идеологии, науки и культуры подтверждают значение и актуальность основных .на­ правлений работы н важней­ ших задач в развитии друж­ бы и сотрудничества между Советским Союзом и Поль­ шей. Об этом говорится в со­ общении об очередном засе­ дании Политбюро ЦК ПОРП, на котором была обсуждена информация о ходе реализа­ ции положений декларации. Подчеркивается, что сущ­ ность задач развития поль­ ско-советской дружбы тесно связана с выполнением ре­ шений XX'V'П с'ьезда КПСС и X съезда ПОРП. Проанализировав общест- более энергитао претворять в жизнь решения 6 -го плену­ ма ЦК ПОРП, направленные на углубление демократичес­ ких преобразований, расши­ рение сферы пр!оявленйя иннциатав и общественной активности, развитие нацио­ нального согласия. Проходя­ щий' в необычайно трудных условиях процесс внедрения второго этапа экономической реформы долясен быть пред­ метом постоянного, тщатель­ ного анализа, который учи­ тывал бы, в частности, со­ циальные последствия ■прово­ димых изменений, говорится в сообщении. Политбюро озпако.лшлось с результатами обсуждения законопроекта о предостав­ лении правительству чрезвы­ чайных полномочий, подчерк­ нув, что они должны слу- венно-политическое и аконо- жить защите жизненного уро- мичеокое положение страны ход реализаций" реформ госу­ дарства и экономики. Полит­ бюро признало необходимь;»! вня трудящихся и наиболее полному претворению в жизнь второго этапа экономической реформы. НЬЮ-ЙОРК, и мая. Корр. ТАСС Андрей Шитов переда­ ет: губернатор штата Масса­ чусетс -Майкл Дукакис, веду- ггргй борьбу за выдвижение кандидатом демократической партии на ноябрьских прези­ дентских выборах, захватил лидерство в ходе первичных выборов • в штате Западная Вирджиния, Согласно первым результатам, ему отдали пред­ почтение более 70 процентов местных избирате.лей-демокра- тов. Единственный соперник Д-укакиса, известный негритя­ нский общественный" деятель тах, то, по даенке М. ДУКАКИС и Д. БУШ Л И Д И Р У Ю Т падной Вирджинии и Небрас­ ке, где во вторник также со- стоятсъ первичные выборы, зависит позиция делегате® этих штате®. На летнем общенацио­ нальном съезде демократичес­ кой. партии, ,на котором будет официально выдвинут ее кан- Среди республиканцев исход предварительного этапа прези­ дентской кампании по сущест­ ву уже решен. У вице-прези­ дента Джорджа Буша факти­ чески не осталось соперников, и, если не проетойдет ничего неожиданного, именно он бу- Джесси Джексон набрал пока около 15 процентов голосов. От итогов голосования в 3' дидат в президенты. Если, как дет представлять «пар-щю сло­ на» На президентских выборах. Сбгласно первьм результатам годосовецния в Зададяой Вирд­ жинии, Буш получил там под­ держку свыше избирателей-республвданцев. НИИ Эй-би-си, он наберет при­ мерно три четверти голосов делегатов съезда, необходи­ мых для выдвижения. П Л А Н И Р У Ю Т П Л А Т Е Ж И К О Н Т Р А С Н АЛ И Ч Н Ы М И НЬЮ-ЙОРК. 11 мая. Корр. ТАСС Владимир' Кшщло пере­ дает: администрация Рейгана планирует платить никарагу­ анским контрас наличными 450.000 долларов ежемесячно, сообщает со ссылкой на «ры- сокодоотавленного сотрудника правительства США» газета рюдного развития, — «поддер- ,жать контрас на период мир­ ных переговоров» с правитель- ство(м Никарагуа., Деньги пред­ полагается переправлять «спе­ циальными курьерами» сначала в Гондурас, а затем в Никара­ гуа, где, как ужазьгвает газета, «соедаты-мятежники смогли бы закупать на них продовольст­ вие у местного населения». Со ссылкой на официальных лиц «Филад,ельфия инкуайрер» пишет, что одобренная кон­ грессом 23 марта так назьшае- мая «гуманитарная» помоищ контрас в размере 48 млн. Долларов оказалась заблокиро­ ванной по вине самих же контрреволюционеров, которые противятся плану, поставок им продовольствия по каналам Красного Креста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz