Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е НИН С К О Е З НАМЯ 30 апреля 1988 г., Л® 100 (18 097) Г О Р Ь К И Й В К У С ПОБЕ ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОР: ПОТЕРИ И ОБРЕТЕНИЯ В ПУТИ Н ЕОБХОДИМОСТЬ в ,150-сильном универсальном пропашном тракторе возникла давно. Среди тех, ■КТО взялся за его создание, были и конструкторы ЛТЗ. Они отказались от традиционной схемы компонов- ,кн- трактора, применяемой на липецком Т-40 и минском .МТЗ-80/82, разработали новую, прогрессивную схему, дозволяющую создать агрегаты для работы в 'совмещен ном режиме. Непросто воплощалась смелая идея. В ученом мире, ^Одаажды взявшись, годами продолжали спорить о то.м, тедая схема и конструкция трактора .лучше — традаци -. анная или новйя. Сил это. конечно, не прибавляло. Да ещ е , не проявило должной заинтересованности руковод- _ство-завода, привыкшее во всем полагаться на мнение Мщистерства. Потому медленно,' вяло решались, вопро сы^ связанные со снабжением, комплектацией модели, усилением опытно-шщпериментальной базы и ряда кон структорских групп. Специалистов отдела главного конст руктора, занятых именно этой машиной, частенько отко- .дшпдирсшывали в отстающие цеха «закрывать» план, ста вили их на сборочный конвейер. И даже в этих условиях. дело все же двигалось. Конструкторы работали самоот- в^женно-, и в коллективе экспериментального цеха, где собирали новый образец, стремились как можно лучше ■ воплотить их замыслы. ’ Первые свои шати ЛТЗ-143 делал на разных полях. ^-Мкхашйаторы Добринского района, к примеру, сразу же , .ловерили в него! Именно ■такая -машина была им нуж -. -Впереди, напри.мер, размещали 18-рядный культиватор, -сзади ■— 18-рядную сеялку, да еще подкормщик-оарыски- -^атель навешивали. Сразу три операции выполняла ,вся -эта техника: вносила гербициды,’ рыхлила почву, сеяла свеклу '— а шёл агрегат по полю, легко, плавно, будто ЯЕраючи. К а к .раз в те дни его засняли на кинопленку, И, когда, немного спустя, фильм показали на отраслевом -еовещашш, он стал невольной сенсацией. Буквально за быв о повестке дня, участники совещания дружно вопро шали: «Так где он, где этот трактор?» ” -Он приковывал к себе вни.мание -всюду. Ведь стако-зи- •лось ясно, что, имея такую технику, в хозяйствах зна- дательно . повысят (производительность труда земледель- ■цав, -резко сократят потребность в тракторах и механ-и- заторах. О качествах новинки уже в ту пору высоко отоз- -паяись и з ар з ^ж н ы е специалисты. Один из создателей -ЛТЗ-145, начальник конструкторско.го бюро трансмиссии •ОГК Владилшр Калистратоеич Скаргин вспо.минает такой -эпизод. Когда в Одессе про.ходили ведомстзенпые кспы- .таш я тракторов, там побцввала большая груш а машино строителей из стран СЭВ. Удивить их чем-либо было труд- СТОЯЛИ у кромки поля, пефеговариважщ, равнодушно ^юглядывали на работающую технику. Но -вот по полю двинулся липецкий трактор с разно образным прицепным инвентарем. Гости глянули на н,е^ 4-0-сначала из любопытства (вид-до. у .машины все же не- -обычный), но корда агрегат сделал разворот с, минималь- „ньш. .всего. в четыре метра радиусом; когда плавно про должил свой путь дальше, знатоки-иностранцы наперегон ки заспещнли за ним. .утопая в свежей пахоте:, не, жалея ни-- брюк, ни светлой обуви. Со всех сторон фотогфафи- -рбвали пыльный и забрызганный грязью трактор-. Все расспрашивали о не.м... А потом назначили сравнительные государственные ис пытания новых тракторов мощностью в 150 л. с. — мин ского, липецкого, нескольких зарубежных. Проводились они -в трех регионах страны, в разных климатических ус- Л0ЙИЯХ. Практически по -всем основным показателям под твердились тогда преимущества интегрального ЛТЗ-145 перед трактором традиционной схемы МТЗ-142. Липец кий образец превосходил своего конкурента. И абсолют ное ■большинство членов госкомиссии отдали ему пред почтение. Казалось, не могло быть двух мнений в вопро- .ее^.-о выборе конструкцией практ^^ра для проиэводетра,_-Од- -нако неожиданно проэвучала -Команда из министерства* (;,^Д1спытания тракторов ЛТЗ-145 и МТЗ-142 продолщить», ' Было .это восе.мь лет назад. > культуры, "на пойменные луга Сибири, где не обой "тиеь без нее кормозаготовителям... "В министерстве рыб '•рали другой путь. Начали оргаетзо'ВЫвать ежегодные про- 'Йежуточнме испытания. По-проету давали возможность ■минчанам «дотянуть» свою модель. Однако результаты Испытаний на поле не приносили желаемого эффекта; ЛТЗ-145 и в этих йеравных ус.товиях не уступал, а во ■многих случаях превосходил соперника, особенно на про пашных работах. Все повторилось снова и три года спустя, с той лишь разницей, что практически выровнялись показатели по произво-дительяости и расходу топлива на работах обще-- го назначения. Но даже и тогда здравый смысл утопили в потоке разноречивых бумаг, в волюнтаристских реше ниях и ведомственных амбициях,. Впрочем, баталии скоро были прекращены. Последовало «решающее» заключе- ^гке. министерства на конвейер. ЛТЗ.поставить минскую ЙИЯ.ТНННУ Липчанам -же-строго приказали: «Работы над но вым -трактором прекратить!- Образцы — в металлолом!» Вот так, всего лишь одной начальственной волей, хлад нокровно и споро разрешалось то, в чем воплотились не- -йеркий труд .и надежды многих людей. Рабочих, которые делали, по час'гичкам «складьшали» этот прекрасный ■трактор, теперь убеждали, что занимались они, мол, сов- - сея: не тем... Да ладно бы только министерские по-веле- . -НИЛ — но в унисон им звучал-голтс некоторых завод ских руководителей: «Кто за ЛТЗ-145, тому не место на заводе!»' —Не осталось на заводе места и новым машинам. Пять образцов вывезли с глаз долой на сошкинский'полигон и, едва накрыв брезентом, бросили... Т АК ПЫТАЛИСЬ загубить замечательную идею. Только одер,жимые могли не согнуться, не. отсту пить. Конструктор А. С. Дурманов, возглавлявший работы по созданию интегрального трактора,—из таких. В то трудное для Александра Сергеевича время, когда бес сонные ночи и переживания отнимали, казалось, послед ние силы, он умел еще поддержать товарищей, вселял в них ве|зу в добрые времена, старался убедить, что слу-. чилась «просто нелепость», что все непременно поправит- ,ся.' И действовал примером — аккуратно складывал в пачки выброшенные-чертежи своего трактора, хранил в надежных местах. Верил, что они, еще понадобятся. И хо тел чтобы верили его сподвижники. А их у него нема ло. ’ Над созданием перспективной модели рука ^ РУку с '■веДУ!ПИМ конструктором ТРУД 1 - 1 ДИСЬ А. Ф. Филатов, 2 . . ,^ 'Скаргйн. В. Ф.'Войтенков, М. А. Василенко, Н. С. Вобоовский, Н. М. Черкасов, В. М. Лебедев, В. А. Сюки-, яй-нен и другие. И о них он думал, когда решительно от клонял приглашения Аа.руководящие должности в Одес су- п Елабугу. Он остался на свое.м заводе, со своими то- воздаем мы сегодня должное. И о т е рабочим ве теранам экспериментального цеха П. И. Переверзеву, Н. Н. Александрову, В. И. Горностаеву Ф И Бачурину. Они, собравшие своими руками первые образцы -и видевшие преимущество машины, никак не могли смириться с .несправедливым решением. на конфликт,- писали, требовали; доказывали — и никакие уговоры не могли их поколебать... Не бездействовал тем временем и трактор. Образцы, которые были вывезены с завода приглядел механиза тор совхоза «Грязииский» И. А. Булычев. Отдавали их в хозяйство не без задней мысли; по^З-омают, мол, и выб росят. А вышло еовсем иначе. В надежные руки попали маЩйны, и вот уже четыре года исправно служат в под р я д о м звене, котороё возглавляет, Иван Александрович. В прошлом году три человека возделывали ими около пя- ?ийГт гектаров совхозных площадей - четверть того, что есть в тозяйстве. Прекрасно управились со 130 гек тарами сахарной свеклы, 200 гектарами кукур^^ы с пара-ми. Б зимний период вели ли" на поля удобрения. Летом ухаживают за растениями, ведут уборку урожая... Напомним; все это - втроем! Но с другим бы трактором, уверяют, так не суме- ’"” ча-'ть машин удалось передать другим хозяйствам. Так. 'в одном Г з колхозов Став^полья с 1983 года работали ТРИ 1ТЗ 145 Механизаторы сами освоили их, без участия заводчан птволнли техническое обслуживание и ремонт. А ' Йот<5М привезли с Всесоюзной научйо-исследователь , 4 о »™ н ц и и еше две списанные машины. «о<=” аяовили ИХ По заключению механизаторов и инженерной служ^' •колхоза трактора эти показали себя .с наилучшей сторс Двенадцать , липецких машин, из тех еще, первых, и сейчас верой и пра'вдой служат людям в р азны х .уголках страны. Когда даже упоминание о них строго .возбраня лось, они, презрев человеческие уловки, оставались в рабочем ст-рою. И доиазьюали, самим своим существова нием вновь и вновь доказывали, что побеждает- здравая идея, а 'не чьи-то -капризы и амбиции. И за эту идею с новой силой- вступались специалисты, ученые,- обществен ность. Тот же грязинский механизатор Булычев, проявив завидную настойчивость, добился приёма у самого ми- , нистра. Так хотелось сказать ему в верхах свое веское ми выставленные машины — вокруг липецкой весь пол уже истерли. Вот и я надолго задержалась -у «цехового» образца. Тоже ^кругом ходила, пока, не выдержал, наконец, води- ■тель-испытатель А. Л. Переверзев; — Ну, разве так смотрят — .что тут увидишь-то? . Распахнул дверь кабины, предложил подняться. Охот-- но сделала это, и даже я, никогда не знавшая так близ ко трактор, почув-ствовала, как удобно легли 'на руль ру ки, как широко открыт отсюда простор. Свежей струй кой воздуха дохнул в лиЦо кондиционер, из приемника тихонько полилась музыка... Думала, посижу лишь м-и- нуту-другую, да не спешил .вьшроваживать меня Александр Леонтьевич. Пристроившись на ступеньке, он охотно рас- Новый липецкий трактор — итог работы большого кол лектива энтузиастов, настоящих мастеров своего дела. Каждый из них трудился с душой, искал новое, стре мился как можно полнее реализовать общую идею. Как известно, серьезная работа сплачивает коллектив. И по тому ему многое оказалось по силам. На этих снимках лишь немногие из тех, кто создавал машину. Сегодня они снова в поиске... НА СНИМКАХ (слева направо): ветераны конструк торского корпуса М. А. Василенко, Н. М. Черкасов, Н. С. Бобровский, В. М. Лебедев, В. А. Сюкияйнен; токарь Игорь Кнутов и технолог Валерий Корабельщиков; испы- , татель двигателей Игорь Здшшк. Фото А; ЩУРОВ.Аи А мне хотелось слушать.: Потому что интересно, говорил Переверзев, с душой., Подумалось; ну разве -■таш е -вот . люди могли предать свою .машину, могли ушти от боя? К ОГДА ПРИШЛА к Александру Сергеевичу.Дур- манову, хозяина кабинета на Месте не оказалось. Его терпеливо, ожидали ,два оо<?етителя. Как .выяс нилось, оба они: приехали издалека и оба — решать вопро- Л сы по новому трактору, Ю. А. Тагин, старший научный ^ сотрудник Сибирского отделения НАТЙ, очень переживал из-за того, что, видимо, заберут у них скоро единственный ЛТЗ-145 для переоборудования.' Как без рук вед ь , ос танутся! Все трактора уж е ' опробовали в пойменных: лу- гах — и минский.: и харьковский', и волгоградский —- только, липецкий оказался тем единственным, который- ра- ботает на заготовке корз1ов без нарушения почвенного покрова. Устраи 1 вает он многим;, малым весо..м,. ун-ивер- ■сальностью, схемой двигателя. И очень нужен там, в .Сн.- бири, куда корма езде нередко доста-вляют северным мор ским путем... V . . . . . Юрий Александрович вынул из папки с отчетбм нес- . колько фотографий.:По;нтш легко судить, на каких зем лях используется трактор; сплошь кочки, кустарник, бо лота. Вот к олея 'от грузовика — не -прошел, «сел» на мост. Вот здесь, в прошлом' году работал . гусеничный трактор травы совсем не сютал-ось. Еще Сшг.Мок — мйнский трактор с утану-вишми передними колёсами... А наш, липецкий, как корабль по волнам ' идет. Пригоден он и на .ранневесенних полевых работах, в о-вощеводст- ве. ’на поливных пастбищах. Леонид Евгеньевич Бородай возглавляет одно, из под разделений 'В конструкторск-ом бюро производствейного объединения, «Днепропетровский комбайновый ' з.аэод». Здеск тоже очень -высоко отзываются ей интегральном тракто 1 рв'липчан и сейчас как раз определяют, какие опыт ные машины нужно разработать для агрегатирования с ^^Поттвился Дурманов. Подошли еще люди. Добрый' де сяток вопросов пришлось решать сразу, и все так или иначе были связаны с работами по новому трактору. Александр Се,ргеевич отвечал одному, другому, время от времени откликался на теле(|н>нные звонки ~ и за каж дым сяов-ом его чувствовалась уверенность, какая-то осо бая энергия, сила. Он жил своим любимым -делом, бук вально преображался в нем. Потом, когда освободился, спросил с улыбкой; . О че.м же с вами будем говорить? Времени у нас было немного, Александр Сергеевич собирался в командировку. Но и те недолгие -минуты он сумел сэкономить, рассказав лишь, о ' своих помощниках. О том, что самому довелось пережить, отстаивая ЛТЗ - , 145, не стал говорить вовсе. К вопросу о дальнейшей су дьбе машины отнесся философски: «Будем работать...» Да, работа впереди ждет большая. Надо срочно со бирать новые образцы машин,-и, осуществляя подготов ку производства, параллельно проводить их испытания и доводку. В сжатые сроки предстоит разработать конст- рукторюкую документ-аци'ю на ЛТЗ-155 для заказа тех нологического оборудования.. Надо продолжать реконст рукцию предариятия, строить жилье, вьшолнять обшир ную со-циальную програм.му. Весь заводской коллектив будет участвовать в этом. И -можно не соагневаться, что люди, которые столько лет ясдали призяаш я своего трак тора, постараются ускорить его выцуск. ...'Уходя из цеха, вновь'невольно замедлила шаг у мощ ного красавца ЛТЗ-155. Наверху, в кабине, хлопотал во дитель. Вот загудел мотор, весело мигнул поворотный А в -министерстве будто слух теряли; положительные отзывы о ЛТЗ-145 по-прежпёму не хотели принимать во внимание. Вновь подтвердил это и п-роведениый сов-- сем недавно конкурс на дучщий интегральный трактор. Нервотршка началась еще накануне его. Сборщикам ■экс- - периментального цеха' пришлось готовить модифициро ванную -машину в спешном порядке. Времени до, отправ ки образца оставалось в обрез — и они буквально не уходили из цеха. В выходные дни, даже в ноябрьские праздники не оставляли, свое детище. Кстати, коллектив конструкторов и экспёриментальщикеш; сам принял та кое решение. Пока готовились к конкурсу, успела прозвучать команда: «Трактор в. Москву не посылать». Из цеха, от рабочих, потоком пошли тревожные теле- грам.мы. «Добро» получили в самый последний момент. Потом всю ночь грузились.-в пять утра выехали... Такой подъем был у людей! Но... снова пошла игра в одни ворота. Представлен ный на конкурс МТЗ-142И имел настолько много недос татков, что как интегральный трактор ун^е не составлял конкуренции ЛТЗ-145. Но на этот раз министерство сде лало ставку па эскизный проект Камского тракторного завода. Идея иавнн 1 ки, возможно, и хороша, но ведь ее еще надо реализовать в живой машине! А тут получи лось, -что соперничали иа конкурсе, уже испытанный ли пецкий трактор и еще'несостоявшаяся камская мапшна, попросту говоря, макет, Волъпшиство из судей отдало предпочтение ЛТЗ-145, Однако победитель назван не был. А липчан утешили оче- . редным двусмысленным решением; «'Учитывая накоп ленный опыт, определить в качестве головной организа ции по разработке интегрального трактора (производств венное объединение ЛТЗ. При р а з р а ^ к е интегрального трактора использовать прогресетшные техшщеские реше ния, задоятенные в проектах ПО КамТЗ и ПО МТЗ—> Лишь .на днях судьба впервые повернулась к нашему трактору светлой стороной. И говорим теперь; как 'Новд- но! И больно вещь не только за то, что все эти годы 1 «>- му-то нравилось принижать престиж липецких конструк торов. Нетрльно думаешь и о другом:- а разве помшиш эти люди об интересах государства? Время само разрешило проблему. И если уж вспо минаем мы сегодня о к ^ ы х пбротах. стоявших на пу ти создателей ЛТЗ-145. то только затем, чтобы еще раз, пусть запоздало, признать силу нх характера, предан ность делу, траждаиокое мужество, О НИ ЗАНЯТЫ сейчас, в общем-то, своей привыч ной работой. Но чувствуется какой-то особый на строй в коллективе конструкторов, в эксперимен тальном цехе. В ОГК долго беседовала с Александром Филипповичем Филатовым, Владимирр>.м Калистратовичем Скаргиным, Валерием Федоровичем Войтенковым. По то му, как легко, непринужденно дополняют они друг друга, угадывается их давняя дружба. Рассказали -почти о каж дом, кто трудился над созданием перспективных моде лей.’ С инженером-конструктором Н. С. Бобровским, зна комили особенно тепло. Еще бы; дольше всех работает в отделе Николай Серафимович, более сорока лет. Прощ- лой весной ушел на пенсию. Сколько ни уговаривали его остаться — и слушать не стал. А вот недавно, как толь ко забрезжила надежда на свой трактор, вернулся. Зашел разговор о нынешних заботах. Беспокоятся кон структоры: так, двигатель воздушното охлаждения, пока завший отличные результаты в ходе прежних испыта ний, теперь заменяЕот на двигатель водяного охланаде- иия. Это, однако, не улучшает трактор, напротив, сни жает его эф(^ктивность, у машины падает коэффициент полезного действия, ухудшаются показатели. А зачем ухо дить от готового, апробированного в неизвестное? Что ж, н эту проблему предстоит решать, естественно, будет при нят лучший вариант. Свои хлопоты у рабочих и опециалистов эксперимен тального цеха-. В ближайшие месяцы здесь должны быть собраны два образца новой машины. Непросто, конечно, придется, но стимул в коллективе нашли надежный. Тот самый трактор, что собран недавно и стоит иона в цехе, говорят, здорово подзадо'оивает. В это поверить можно. Точно такой же красуется сейчас в Москве, во Всесоюз ном научно-исследовательском институте сельскохозяйст венного машиностроения. Т ак там недавно распоряди тели всерьез ' посоветовали периодически менять места сказывал о тракторе, все просил посмотреть яа тот или шюй узел повнимательнее. Так и личнухото обнову, по жалуй, не показывают — столько радости было в сло вах моего Собеседника. В который раз уже, окликали сни зу. «Спускайся, замучил человека!» Но он все говорил™ огонек... Скоро в путь тебе, новый трактор. Пусть в даль- ' нейшем твоя судьба будет счастливее, чем прежде... Мн е ни е с п е ц и а л и ст о в и . ЛЕУНОВ, директор ШШ — То.лько такая машину как ЛТЗ-145, позволит освоить под линно индустриальные техно логии и снизить ДО.ЛЮ ручного ■^уда в овощеводстве.» По су ществу, это уже не средство 'для тяги, а энергетический центр многоцелевого, легко пе рестраиваемого обрабатывающе го комплекса. Колеса .липец кого трактора ОАИнаковых раз меров,, все ведущие, все управ ляемые. При любых поворотах след задних колес точно копи рует след передних, глубина и ширина колеи меньше обыч ного, а поворотная полоса со ставляет всего .четыре метра. Он способен разворачиваться чуть ли не на Месте, а при на добности может двигаться и задним ходом, без всякого раз ворота. Липецкий трактор ус пешно будет работать на воз делывании всех пропашных культур. .И. 14АСЛО, директор Укра инского НИИ механизации и электрификации сельского хо зяйства: _ Наш институт уже много лет принимает участие в испы таниях трактора ЛТЗ-145 на возделывании пропашных куль тур. Мы установили, что кон структивно-компоновочная схе ма машины полностью отвеча ет требованиям интенсивных технологий их выращивания. По агротехническим и эксплу атационным показателям она имеет существенные преимуще ства перед традиционной схе мой увиверсадьного трактора.» Л. ПОГОРЕЛЫЙ, член-кор: респовдевт ВАСХНИЛ; — Наше мвевве однозвачцо: такая машина нужна, и воспри нимать ее надо 1 >еволюцирнно. Дело не только в экономично сти, .маневренности, прочих из вестных достоинствах. Если трактор стацет несущей систе мой, способной взвалить на свои плечи, скажем, кормоубо- рочяую технику, то металло емкость этой техники Снизится на тонну-полторы по каждой машине... В. БОРИСЮК, заместитель ге- перального директора НПО «Са харная свекла». ».Сегодня во всем мире ста раются применять такие техно логии на полях, которые иозво- ляют совмещать сразу нес колько операций. И мм рабо таем над этим. Есть уже хоро шие разработки. Но их освое ние в сельском хозяйстве тор мозится из-за отсутствия трак тора тина ЛТЗ-145... И. ДРОНТ, профессор: — Интегральная схема про пашного трактора ЛТЗ-145 обес печила ему ряд= преимуществ технического. агрономическо го ' и экономического характе ра... В настоящее время в ми ровом тракторостроении доста точно четко прослеживается тенденция к все более широ кому применению тракторов с одинаковыми колесами ин тегральной схемы. Эти маши ны, сохраняя все качества уни версально-пропашных тракто ров, лучше, приспособлены к ра боте в составе комбинирован ных агрегатов. -Кроме того, они не требуют балластных грузов для обеспечения продольной ус тойчивости, что позволяет сни зить расход топлива, умень шить уплотнение почвы и об легчить их эксплуатацию. Ши рокое использование тракторов на уборочных работах, к кото рым они хорошо приспособле ны, обеспечивает их более пол ную годовую загрузку, ■а зна чит, и снижает потребность в дорогостоящих специализиро ванных уборочных комбайнах. А. КОРСАКОВ, тракторист, Н. ЯГИНСКИЙ, главный инже нер колхоза имени Чапаева Ко- чубеевского района Ставро польского края. — Это именио такой трактор, который мы ждем давно... - Не можем не остановиться на пре имуществах липецкого тракто ра, с которыми, твердо убеж дены, согласятся все механи заторы. Прежде всего это удоб ство обслуживания, маневрен ность. Обзор из кабины отлич ный, высокая проходимость, простота конструкции, надеж ность. И еще одно достоинство — хорошая продольная устой чивость машины. Покшмо технических, надо отметить и агротехнические преимущества. Трактор ЛТЗ-145 очень хорошо вписы вается в технологию производ ства сахарной свеклы. Практи чески не оставляет за собой ко леи. На поворотных полосах гораздо меньше повреждает культурные растения, так как колеса заднего моста идут по следу передних колес. Хорошо агрегатируется трактор ЛТЗ-145 со многими мапшяами. Н. КАБАКОВ, заведующий лабораторией . ВИМа, кандидат технических наук. — В мировом тракторострое- яии интегральная схема лип чан получила не только приз нание, но уже воплощена в новых машинах целого ряда фирм. Имея приоритет в соз- дашш конструкции трактора нового типа, ваша страна <жа- залась на задворках техниче ского прогресса.» СООБЩЕНИЕ ИЗ СИБИР СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВАСХНИЛ И НАТИ. — Мы проводили без уча стия завода-изготовителя испы тания на агротехническую про ходимость трактора ЛТЗ-145 на пойменных почвах совхоза «Чажемтовский» в Томской об ласти. Данные говорят о том, что этот трактор уже сейчас позволил бы увеличить в два раза площади кормозаготовок на пойменных лугах Сибири...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz