Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е НИН С К О Е З НАМЯ 30 апреля 1988 г., Л® 100 (18 097) Г О Р Ь К И Й В К У С ПОБЕ ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОР: ПОТЕРИ И ОБРЕТЕНИЯ В ПУТИ Н ЕОБХОДИМОСТЬ в ,150-сильном универсальном пропашном тракторе возникла давно. Среди тех, ■КТО взялся за его создание, были и конструкторы ЛТЗ. Они отказались от традиционной схемы компонов- ,кн- трактора, применяемой на липецком Т-40 и минском .МТЗ-80/82, разработали новую, прогрессивную схему, дозволяющую создать агрегаты для работы в 'совмещен­ ном режиме. Непросто воплощалась смелая идея. В ученом мире, ^Одаажды взявшись, годами продолжали спорить о то.м, тедая схема и конструкция трактора .лучше — традаци -. анная или новйя. Сил это. конечно, не прибавляло. Да ещ е , не проявило должной заинтересованности руковод- _ство-завода, привыкшее во всем полагаться на мнение Мщистерства. Потому медленно,' вяло решались, вопро­ сы^ связанные со снабжением, комплектацией модели, усилением опытно-шщпериментальной базы и ряда кон­ структорских групп. Специалистов отдела главного конст­ руктора, занятых именно этой машиной, частенько отко- .дшпдирсшывали в отстающие цеха «закрывать» план, ста­ вили их на сборочный конвейер. И даже в этих условиях. дело все же двигалось. Конструкторы работали самоот- в^женно-, и в коллективе экспериментального цеха, где собирали новый образец, стремились как можно лучше ■ воплотить их замыслы. ’ Первые свои шати ЛТЗ-143 делал на разных полях. ^-Мкхашйаторы Добринского района, к примеру, сразу же , .ловерили в него! Именно ■такая -машина была им нуж -. -Впереди, напри.мер, размещали 18-рядный культиватор, -сзади ■— 18-рядную сеялку, да еще подкормщик-оарыски- -^атель навешивали. Сразу три операции выполняла ,вся -эта техника: вносила гербициды,’ рыхлила почву, сеяла свеклу '— а шёл агрегат по полю, легко, плавно, будто ЯЕраючи. К а к .раз в те дни его засняли на кинопленку, И, когда, немного спустя, фильм показали на отраслевом -еовещашш, он стал невольной сенсацией. Буквально за­ быв о повестке дня, участники совещания дружно вопро­ шали: «Так где он, где этот трактор?» ” -Он приковывал к себе вни.мание -всюду. Ведь стако-зи- •лось ясно, что, имея такую технику, в хозяйствах зна- дательно . повысят (производительность труда земледель- ■цав, -резко сократят потребность в тракторах и механ-и- заторах. О качествах новинки уже в ту пору высоко отоз- -паяись и з ар з ^ж н ы е специалисты. Один из создателей -ЛТЗ-145, начальник конструкторско.го бюро трансмиссии •ОГК Владилшр Калистратоеич Скаргин вспо.минает такой -эпизод. Когда в Одессе про.ходили ведомстзенпые кспы- .таш я тракторов, там побцввала большая груш а машино­ строителей из стран СЭВ. Удивить их чем-либо было труд- СТОЯЛИ у кромки поля, пефеговариважщ, равнодушно ^юглядывали на работающую технику. Но -вот по полю двинулся липецкий трактор с разно­ образным прицепным инвентарем. Гости глянули на н,е^ 4-0-сначала из любопытства (вид-до. у .машины все же не- -обычный), но корда агрегат сделал разворот с, минималь- „ньш. .всего. в четыре метра радиусом; когда плавно про­ должил свой путь дальше, знатоки-иностранцы наперегон­ ки заспещнли за ним. .утопая в свежей пахоте:, не, жалея ни-- брюк, ни светлой обуви. Со всех сторон фотогфафи- -рбвали пыльный и забрызганный грязью трактор-. Все расспрашивали о не.м... А потом назначили сравнительные государственные ис­ пытания новых тракторов мощностью в 150 л. с. — мин­ ского, липецкого, нескольких зарубежных. Проводились они -в трех регионах страны, в разных климатических ус- Л0ЙИЯХ. Практически по -всем основным показателям под­ твердились тогда преимущества интегрального ЛТЗ-145 перед трактором традиционной схемы МТЗ-142. Липец­ кий образец превосходил своего конкурента. И абсолют­ ное ■большинство членов госкомиссии отдали ему пред­ почтение. Казалось, не могло быть двух мнений в вопро- .ее^.-о выборе конструкцией практ^^ра для проиэводетра,_-Од- -нако неожиданно проэвучала -Команда из министерства* (;,^Д1спытания тракторов ЛТЗ-145 и МТЗ-142 продолщить», ' Было .это восе.мь лет назад. > культуры, "на пойменные луга Сибири, где не обой "тиеь без нее кормозаготовителям... "В министерстве рыб '•рали другой путь. Начали оргаетзо'ВЫвать ежегодные про- 'Йежуточнме испытания. По-проету давали возможность ■минчанам «дотянуть» свою модель. Однако результаты Испытаний на поле не приносили желаемого эффекта; ЛТЗ-145 и в этих йеравных ус.товиях не уступал, а во ■многих случаях превосходил соперника, особенно на про­ пашных работах. Все повторилось снова и три года спустя, с той лишь разницей, что практически выровнялись показатели по произво-дительяости и расходу топлива на работах обще-- го назначения. Но даже и тогда здравый смысл утопили в потоке разноречивых бумаг, в волюнтаристских реше­ ниях и ведомственных амбициях,. Впрочем, баталии скоро были прекращены. Последовало «решающее» заключе- ^гке. министерства на конвейер. ЛТЗ.поставить минскую ЙИЯ.ТНННУ Липчанам -же-строго приказали: «Работы над но­ вым -трактором прекратить!- Образцы — в металлолом!» Вот так, всего лишь одной начальственной волей, хлад­ нокровно и споро разрешалось то, в чем воплотились не- -йеркий труд .и надежды многих людей. Рабочих, которые делали, по час'гичкам «складьшали» этот прекрасный ■трактор, теперь убеждали, что занимались они, мол, сов- - сея: не тем... Да ладно бы только министерские по-веле- . -НИЛ — но в унисон им звучал-голтс некоторых завод­ ских руководителей: «Кто за ЛТЗ-145, тому не место на заводе!»' —Не осталось на заводе места и новым машинам. Пять образцов вывезли с глаз долой на сошкинский'полигон и, едва накрыв брезентом, бросили... Т АК ПЫТАЛИСЬ загубить замечательную идею. Только одер,жимые могли не согнуться, не. отсту­ пить. Конструктор А. С. Дурманов, возглавлявший работы по созданию интегрального трактора,—из таких. В то трудное для Александра Сергеевича время, когда бес­ сонные ночи и переживания отнимали, казалось, послед­ ние силы, он умел еще поддержать товарищей, вселял в них ве|зу в добрые времена, старался убедить, что слу-. чилась «просто нелепость», что все непременно поправит- ,ся.' И действовал примером — аккуратно складывал в пачки выброшенные-чертежи своего трактора, хранил в надежных местах. Верил, что они, еще понадобятся. И хо­ тел чтобы верили его сподвижники. А их у него нема­ ло. ’ Над созданием перспективной модели рука ^ РУку с '■веДУ!ПИМ конструктором ТРУД 1 - 1 ДИСЬ А. Ф. Филатов, 2 . . ,^ 'Скаргйн. В. Ф.'Войтенков, М. А. Василенко, Н. С. Вобоовский, Н. М. Черкасов, В. М. Лебедев, В. А. Сюки-, яй-нен и другие. И о них он думал, когда решительно от­ клонял приглашения Аа.руководящие должности в Одес­ су- п Елабугу. Он остался на свое.м заводе, со своими то- воздаем мы сегодня должное. И о т е рабочим ве­ теранам экспериментального цеха П. И. Переверзеву, Н. Н. Александрову, В. И. Горностаеву Ф И Бачурину. Они, собравшие своими руками первые образцы -и видевшие преимущество машины, никак не могли смириться с .несправедливым решением. на конфликт,- писали, требовали; доказывали — и никакие уговоры не могли их поколебать... Не бездействовал тем временем и трактор. Образцы, которые были вывезены с завода приглядел механиза­ тор совхоза «Грязииский» И. А. Булычев. Отдавали их в хозяйство не без задней мысли; по^З-омают, мол, и выб­ росят. А вышло еовсем иначе. В надежные руки попали маЩйны, и вот уже четыре года исправно служат в под­ р я д о м звене, котороё возглавляет, Иван Александрович. В прошлом году три человека возделывали ими около пя- ?ийГт гектаров совхозных площадей - четверть того, что есть в тозяйстве. Прекрасно управились со 130 гек­ тарами сахарной свеклы, 200 гектарами кукур^^ы с пара-ми. Б зимний период вели ли" на поля удобрения. Летом ухаживают за растениями, ведут уборку урожая... Напомним; все это - втроем! Но с другим бы трактором, уверяют, так не суме- ’"” ча-'ть машин удалось передать другим хозяйствам. Так. 'в одном Г з колхозов Став^полья с 1983 года работали ТРИ 1ТЗ 145 Механизаторы сами освоили их, без участия заводчан птволнли техническое обслуживание и ремонт. А ' Йот<5М привезли с Всесоюзной научйо-исследователь , 4 о »™ н ц и и еше две списанные машины. «о<=” аяовили ИХ По заключению механизаторов и инженерной служ^' •колхоза трактора эти показали себя .с наилучшей сторс Двенадцать , липецких машин, из тех еще, первых, и сейчас верой и пра'вдой служат людям в р азны х .уголках страны. Когда даже упоминание о них строго .возбраня­ лось, они, презрев человеческие уловки, оставались в рабочем ст-рою. И доиазьюали, самим своим существова­ нием вновь и вновь доказывали, что побеждает- здравая идея, а 'не чьи-то -капризы и амбиции. И за эту идею с новой силой- вступались специалисты, ученые,- обществен­ ность. Тот же грязинский механизатор Булычев, проявив завидную настойчивость, добился приёма у самого ми- , нистра. Так хотелось сказать ему в верхах свое веское ми выставленные машины — вокруг липецкой весь пол уже истерли. Вот и я надолго задержалась -у «цехового» образца. Тоже ^кругом ходила, пока, не выдержал, наконец, води- ■тель-испытатель А. Л. Переверзев; — Ну, разве так смотрят — .что тут увидишь-то? . Распахнул дверь кабины, предложил подняться. Охот-- но сделала это, и даже я, никогда не знавшая так близ­ ко трактор, почув-ствовала, как удобно легли 'на руль ру­ ки, как широко открыт отсюда простор. Свежей струй­ кой воздуха дохнул в лиЦо кондиционер, из приемника тихонько полилась музыка... Думала, посижу лишь м-и- нуту-другую, да не спешил .вьшроваживать меня Александр Леонтьевич. Пристроившись на ступеньке, он охотно рас- Новый липецкий трактор — итог работы большого кол­ лектива энтузиастов, настоящих мастеров своего дела. Каждый из них трудился с душой, искал новое, стре­ мился как можно полнее реализовать общую идею. Как известно, серьезная работа сплачивает коллектив. И по­ тому ему многое оказалось по силам. На этих снимках лишь немногие из тех, кто создавал машину. Сегодня они снова в поиске... НА СНИМКАХ (слева направо): ветераны конструк­ торского корпуса М. А. Василенко, Н. М. Черкасов, Н. С. Бобровский, В. М. Лебедев, В. А. Сюкияйнен; токарь Игорь Кнутов и технолог Валерий Корабельщиков; испы- , татель двигателей Игорь Здшшк. Фото А; ЩУРОВ.Аи А мне хотелось слушать.: Потому что интересно, говорил Переверзев, с душой., Подумалось; ну разве -■таш е -вот . люди могли предать свою .машину, могли ушти от боя? К ОГДА ПРИШЛА к Александру Сергеевичу.Дур- манову, хозяина кабинета на Месте не оказалось. Его терпеливо, ожидали ,два оо<?етителя. Как .выяс­ нилось, оба они: приехали издалека и оба — решать вопро- Л сы по новому трактору, Ю. А. Тагин, старший научный ^ сотрудник Сибирского отделения НАТЙ, очень переживал из-за того, что, видимо, заберут у них скоро единственный ЛТЗ-145 для переоборудования.' Как без рук вед ь , ос­ танутся! Все трактора уж е ' опробовали в пойменных: лу- гах — и минский.: и харьковский', и волгоградский —- только, липецкий оказался тем единственным, который- ра- ботает на заготовке корз1ов без нарушения почвенного покрова. Устраи 1 вает он многим;, малым весо..м,. ун-ивер- ■сальностью, схемой двигателя. И очень нужен там, в .Сн.- бири, куда корма езде нередко доста-вляют северным мор­ ским путем... V . . . . . Юрий Александрович вынул из папки с отчетбм нес- . колько фотографий.:По;нтш легко судить, на каких зем­ лях используется трактор; сплошь кочки, кустарник, бо­ лота. Вот к олея 'от грузовика — не -прошел, «сел» на мост. Вот здесь, в прошлом' году работал . гусеничный трактор травы совсем не сютал-ось. Еще Сшг.Мок — мйнский трактор с утану-вишми передними колёсами... А наш, липецкий, как корабль по волнам ' идет. Пригоден он и на .ранневесенних полевых работах, в о-вощеводст- ве. ’на поливных пастбищах. Леонид Евгеньевич Бородай возглавляет одно, из под­ разделений 'В конструкторск-ом бюро производствейного объединения, «Днепропетровский комбайновый ' з.аэод». Здеск тоже очень -высоко отзываются ей интегральном тракто 1 рв'липчан и сейчас как раз определяют, какие опыт­ ные машины нужно разработать для агрегатирования с ^^Поттвился Дурманов. Подошли еще люди. Добрый' де­ сяток вопросов пришлось решать сразу, и все так или иначе были связаны с работами по новому трактору. Александр Се,ргеевич отвечал одному, другому, время от времени откликался на теле(|н>нные звонки ~ и за каж­ дым сяов-ом его чувствовалась уверенность, какая-то осо­ бая энергия, сила. Он жил своим любимым -делом, бук­ вально преображался в нем. Потом, когда освободился, спросил с улыбкой; . О че.м же с вами будем говорить? Времени у нас было немного, Александр Сергеевич собирался в командировку. Но и те недолгие -минуты он сумел сэкономить, рассказав лишь, о ' своих помощниках. О том, что самому довелось пережить, отстаивая ЛТЗ - , 145, не стал говорить вовсе. К вопросу о дальнейшей су­ дьбе машины отнесся философски: «Будем работать...» Да, работа впереди ждет большая. Надо срочно со­ бирать новые образцы машин,-и, осуществляя подготов­ ку производства, параллельно проводить их испытания и доводку. В сжатые сроки предстоит разработать конст- рукторюкую документ-аци'ю на ЛТЗ-155 для заказа тех­ нологического оборудования.. Надо продолжать реконст­ рукцию предариятия, строить жилье, вьшолнять обшир­ ную со-циальную програм.му. Весь заводской коллектив будет участвовать в этом. И -можно не соагневаться, что люди, которые столько лет ясдали призяаш я своего трак­ тора, постараются ускорить его выцуск. ...'Уходя из цеха, вновь'невольно замедлила шаг у мощ­ ного красавца ЛТЗ-155. Наверху, в кабине, хлопотал во­ дитель. Вот загудел мотор, весело мигнул поворотный А в -министерстве будто слух теряли; положительные отзывы о ЛТЗ-145 по-прежпёму не хотели принимать во внимание. Вновь подтвердил это и п-роведениый сов-- сем недавно конкурс на дучщий интегральный трактор. Нервотршка началась еще накануне его. Сборщикам ■экс- - периментального цеха' пришлось готовить модифициро­ ванную -машину в спешном порядке. Времени до, отправ­ ки образца оставалось в обрез — и они буквально не уходили из цеха. В выходные дни, даже в ноябрьские праздники не оставляли, свое детище. Кстати, коллектив конструкторов и экспёриментальщикеш; сам принял та­ кое решение. Пока готовились к конкурсу, успела прозвучать команда: «Трактор в. Москву не посылать». Из цеха, от рабочих, потоком пошли тревожные теле- грам.мы. «Добро» получили в самый последний момент. Потом всю ночь грузились.-в пять утра выехали... Такой подъем был у людей! Но... снова пошла игра в одни ворота. Представлен­ ный на конкурс МТЗ-142И имел настолько много недос­ татков, что как интегральный трактор ун^е не составлял конкуренции ЛТЗ-145. Но на этот раз министерство сде­ лало ставку па эскизный проект Камского тракторного завода. Идея иавнн 1 ки, возможно, и хороша, но ведь ее еще надо реализовать в живой машине! А тут получи­ лось, -что соперничали иа конкурсе, уже испытанный ли­ пецкий трактор и еще'несостоявшаяся камская мапшна, попросту говоря, макет, Волъпшиство из судей отдало предпочтение ЛТЗ-145, Однако победитель назван не был. А липчан утешили оче- . редным двусмысленным решением; «'Учитывая накоп­ ленный опыт, определить в качестве головной организа­ ции по разработке интегрального трактора (производств венное объединение ЛТЗ. При р а з р а ^ к е интегрального трактора использовать прогресетшные техшщеские реше­ ния, задоятенные в проектах ПО КамТЗ и ПО МТЗ—> Лишь .на днях судьба впервые повернулась к нашему трактору светлой стороной. И говорим теперь; как 'Новд- но! И больно вещь не только за то, что все эти годы 1 «>- му-то нравилось принижать престиж липецких конструк­ торов. Нетрльно думаешь и о другом:- а разве помшиш эти люди об интересах государства? Время само разрешило проблему. И если уж вспо­ минаем мы сегодня о к ^ ы х пбротах. стоявших на пу­ ти создателей ЛТЗ-145. то только затем, чтобы еще раз, пусть запоздало, признать силу нх характера, предан­ ность делу, траждаиокое мужество, О НИ ЗАНЯТЫ сейчас, в общем-то, своей привыч­ ной работой. Но чувствуется какой-то особый на­ строй в коллективе конструкторов, в эксперимен­ тальном цехе. В ОГК долго беседовала с Александром Филипповичем Филатовым, Владимирр>.м Калистратовичем Скаргиным, Валерием Федоровичем Войтенковым. По то­ му, как легко, непринужденно дополняют они друг друга, угадывается их давняя дружба. Рассказали -почти о каж­ дом, кто трудился над созданием перспективных моде­ лей.’ С инженером-конструктором Н. С. Бобровским, зна­ комили особенно тепло. Еще бы; дольше всех работает в отделе Николай Серафимович, более сорока лет. Прощ- лой весной ушел на пенсию. Сколько ни уговаривали его остаться — и слушать не стал. А вот недавно, как толь­ ко забрезжила надежда на свой трактор, вернулся. Зашел разговор о нынешних заботах. Беспокоятся кон­ структоры: так, двигатель воздушното охлаждения, пока­ завший отличные результаты в ходе прежних испыта­ ний, теперь заменяЕот на двигатель водяного охланаде- иия. Это, однако, не улучшает трактор, напротив, сни­ жает его эф(^ктивность, у машины падает коэффициент полезного действия, ухудшаются показатели. А зачем ухо­ дить от готового, апробированного в неизвестное? Что ж, н эту проблему предстоит решать, естественно, будет при­ нят лучший вариант. Свои хлопоты у рабочих и опециалистов эксперимен­ тального цеха-. В ближайшие месяцы здесь должны быть собраны два образца новой машины. Непросто, конечно, придется, но стимул в коллективе нашли надежный. Тот самый трактор, что собран недавно и стоит иона в цехе, говорят, здорово подзадо'оивает. В это поверить можно. Точно такой же красуется сейчас в Москве, во Всесоюз­ ном научно-исследовательском институте сельскохозяйст­ венного машиностроения. Т ак там недавно распоряди­ тели всерьез ' посоветовали периодически менять места­ сказывал о тракторе, все просил посмотреть яа тот или шюй узел повнимательнее. Так и личнухото обнову, по­ жалуй, не показывают — столько радости было в сло­ вах моего Собеседника. В который раз уже, окликали сни­ зу. «Спускайся, замучил человека!» Но он все говорил™ огонек... Скоро в путь тебе, новый трактор. Пусть в даль- ' нейшем твоя судьба будет счастливее, чем прежде... Мн е ни е с п е ц и а л и ст о в и . ЛЕУНОВ, директор ШШ — То.лько такая машину как ЛТЗ-145, позволит освоить под­ линно индустриальные техно­ логии и снизить ДО.ЛЮ ручного ■^уда в овощеводстве.» По су­ ществу, это уже не средство 'для тяги, а энергетический центр многоцелевого, легко пе­ рестраиваемого обрабатывающе­ го комплекса. Колеса .липец­ кого трактора ОАИнаковых раз­ меров,, все ведущие, все управ­ ляемые. При любых поворотах след задних колес точно копи­ рует след передних, глубина и ширина колеи меньше обыч­ ного, а поворотная полоса со­ ставляет всего .четыре метра. Он способен разворачиваться чуть ли не на Месте, а при на­ добности может двигаться и задним ходом, без всякого раз­ ворота. Липецкий трактор ус­ пешно будет работать на воз­ делывании всех пропашных культур. .И. 14АСЛО, директор Укра­ инского НИИ механизации и электрификации сельского хо­ зяйства: _ Наш институт уже много лет принимает участие в испы­ таниях трактора ЛТЗ-145 на возделывании пропашных куль­ тур. Мы установили, что кон­ структивно-компоновочная схе­ ма машины полностью отвеча­ ет требованиям интенсивных технологий их выращивания. По агротехническим и эксплу­ атационным показателям она имеет существенные преимуще­ ства перед традиционной схе­ мой увиверсадьного трактора.» Л. ПОГОРЕЛЫЙ, член-кор: респовдевт ВАСХНИЛ; — Наше мвевве однозвачцо: такая машина нужна, и воспри­ нимать ее надо 1 >еволюцирнно. Дело не только в экономично­ сти, .маневренности, прочих из­ вестных достоинствах. Если трактор стацет несущей систе­ мой, способной взвалить на свои плечи, скажем, кормоубо- рочяую технику, то металло­ емкость этой техники Снизится на тонну-полторы по каждой машине... В. БОРИСЮК, заместитель ге- перального директора НПО «Са­ харная свекла». ».Сегодня во всем мире ста­ раются применять такие техно­ логии на полях, которые иозво- ляют совмещать сразу нес­ колько операций. И мм рабо­ таем над этим. Есть уже хоро­ шие разработки. Но их освое­ ние в сельском хозяйстве тор­ мозится из-за отсутствия трак­ тора тина ЛТЗ-145... И. ДРОНТ, профессор: — Интегральная схема про пашного трактора ЛТЗ-145 обес­ печила ему ряд= преимуществ технического. агрономическо­ го ' и экономического характе­ ра... В настоящее время в ми­ ровом тракторостроении доста­ точно четко прослеживается тенденция к все более широ­ кому применению тракторов с одинаковыми колесами ин­ тегральной схемы. Эти маши­ ны, сохраняя все качества уни­ версально-пропашных тракто­ ров, лучше, приспособлены к ра­ боте в составе комбинирован­ ных агрегатов. -Кроме того, они не требуют балластных грузов для обеспечения продольной ус­ тойчивости, что позволяет сни­ зить расход топлива, умень­ шить уплотнение почвы и об­ легчить их эксплуатацию. Ши­ рокое использование тракторов на уборочных работах, к кото­ рым они хорошо приспособле­ ны, обеспечивает их более пол­ ную годовую загрузку, ■а зна­ чит, и снижает потребность в дорогостоящих специализиро­ ванных уборочных комбайнах. А. КОРСАКОВ, тракторист, Н. ЯГИНСКИЙ, главный инже­ нер колхоза имени Чапаева Ко- чубеевского района Ставро­ польского края. — Это именио такой трактор, который мы ждем давно... - Не можем не остановиться на пре­ имуществах липецкого тракто­ ра, с которыми, твердо убеж­ дены, согласятся все механи­ заторы. Прежде всего это удоб­ ство обслуживания, маневрен­ ность. Обзор из кабины отлич­ ный, высокая проходимость, простота конструкции, надеж­ ность. И еще одно достоинство — хорошая продольная устой­ чивость машины. Покшмо технических, надо отметить и агротехнические преимущества. Трактор ЛТЗ-145 очень хорошо вписы­ вается в технологию производ­ ства сахарной свеклы. Практи­ чески не оставляет за собой ко­ леи. На поворотных полосах гораздо меньше повреждает культурные растения, так как колеса заднего моста идут по следу передних колес. Хорошо агрегатируется трактор ЛТЗ-145 со многими мапшяами. Н. КАБАКОВ, заведующий лабораторией . ВИМа, кандидат технических наук. — В мировом тракторострое- яии интегральная схема лип­ чан получила не только приз­ нание, но уже воплощена в новых машинах целого ряда фирм. Имея приоритет в соз- дашш конструкции трактора нового типа, ваша страна <жа- залась на задворках техниче­ ского прогресса.» СООБЩЕНИЕ ИЗ СИБИР­ СКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВАСХНИЛ И НАТИ. — Мы проводили без уча­ стия завода-изготовителя испы­ тания на агротехническую про­ ходимость трактора ЛТЗ-145 на пойменных почвах совхоза «Чажемтовский» в Томской об­ ласти. Данные говорят о том, что этот трактор уже сейчас позволил бы увеличить в два раза площади кормозаготовок на пойменных лугах Сибири...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz