Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

28 апреля 1988 г., № 98 (1 8 0 9 5 ) шшшхж^т знхмя НЕ ОБХОДЯ ОСТРЫУХЛГОВ с пленума Краснинского райкома КПСС ма сред»..^«ительства райЪна щарилсь.. МШшенное оживле- 1 е. ВайМйо оно было не- шгчностги', повестки. Вое-, го (1988 Пленума КПСС»'-«©''«ояе перестройки среднейЗКвысшей школы и зздачаЖЮТРЛ'нн по ее осуще- ствленйШ“:8ак политическую выборжий'^рган парторраийаации должен был конкре'тиШровать эти задачи ■применШт1&но к местным условйам!^,-. В додатще, сделанном пер­ вым еризЕтарем ". райкома П. Н. Приходько, нашлось место позитивным момен­ там. Однако при атом под­ черкивалось, что плюсы не делают,' ’&де погоды. Накоп- ленный,.:пдаенанал крайне слабо 'трансформируется в конкретные- дела. Во многих ■ ния унадцЖхся нередко под­ меняется:, погоней за высокий • роцентотд:' Как показала про- е р к а _■сиециаяистам’и обло- ■ но К 1 ЖСня«еной, Епанчин- ской и ряда других, шкод, лишь пятнадцать процентов ■ учащихся .овладели в полном объеме 'программой по мате- - матике, в области этот по. казатель составил 79 про-- центов. Серьезно «хромает» преподавание общественных наук. О какие же преграды споткнулась в Красном, си­ стема народного образова- Участники пленума реши­ ли проанализировать причи­ ны застойных, явлений, как бы „^ '.изнутри, н'е обходя ортрых угйов. -На поверку выш-ЯО, Виноваты-то во многом рай­ ком и первичные •парторгаг- низации, советские и хозяй­ ственные органы на местах. . Прямо скажем, проглядели ШКОЛ.У. . Докладчик бросил реплику в адрес за.местите- . ля председателя райисполко­ ма В. В. Голощапова; 01 ,а- бо-де знает обстановку ■ в школах, бывает там наезда- . ми. Все так. И подоб-. ного упрека -заслуживают и'секретари, райкома, работ­ ники -его аппарата,^ Ва пос-, ледние два с полов'иной года'^ на бюро и плен,умах райко­ ма были рассмо.треиы де­ сятки вопросов,: касающихся жизни села, и не нашлось, в и г ряду места школе. ..Ана­ логичную «забывчивость» проявили -также первичные ■ парторганизации. Между тем причин, заслу­ шивающих их пристального внимания, скопилось ■ более чем -достаточно. Многие ора­ торы с .горечью говорили о бедности материальной ба-- зы. Каждая третья . школа ютится Б здании, построен­ ном еще до революции. От­ су тс т ву е т - современное тех­ ническое оборудование. П р а - . вда, в прошлой пятилетке ввели в -строй- чэтыре школь­ ных корпуса', на очереди строительство Краснинской' десятилетки. Но прогресс был бы ощутимее, если бы райком ./-‘'партии, . райисдолдо.м, райаг- ропром задействовали- в пол- ■ную силу возможности базо-, вых .предприятий и хозяйств. -Как заметил тот иге В. .В, Лк^олощапов, в минувшем го- ■ Ь у хозяйства района окаГвалн ^щ к о л ам п#моиш на 84,5 ты­ сячи рублей, И это от деся- ти-то миллионов' чистой при­ были! После этого можно по­ нять директора Дегтевской восьмилетки В. Г. •-Бармина, потребовавшего спрашивать с руководителей хозяйств и предприятий за/состояние на-, родного образования так же, как и за выполнение народ- ■ нохозяйственных планов. С чувством тревоги гово. «' рили -участники пленума о том, ч'то' .щкола замкнулась в своих четырех стенах, обосо­ билась; преподаватели не зна­ ют положения дел на,базовых предприятиях и в хозяйствах, Б свою очередь и та.м понас­ лышке осведомлены о нуж­ дах школ, ' Скажем, предсе­ датель колхоза имени Круп­ ской "О. Н. Куделькин • не ■ ' был в местной Ивдеинской десятилетке вот уже два го- Л а. Такая разобщенность па- ЧВА'бно сказывается, прежде всего,.' на эффективности вос­ питательного ппоцесса. ,В ча­ стности, остро стоит вопрос . о совершенствовании проф­ ориентации учащи.хся. Се­ годня в -районе не хватает - 4 § 2 9 мехШи'заторов. 110 жн- вотновбдоа:;. 1-90 строителей и других,- Щ?РЦиалистов массо- вь 1 х профессий. А между ■ тем.' из последних четырех выпусков на селе одтз- ‘ лось лишь 59 человек. ^ Тру­ довые Коллективы стареют. ■ Кому передать эстафету? На "плену-че подчеркива- ■ лось; трудовоеч воспитание и обучение носит сЬормальиый. близкий к кустаоному, харак­ тер В • большинстве кабине­ тов’ машиноведения- нет нуж­ ного оборудования. Выделя­ емые на производстве рабо­ чие места не отвечают эле­ ментарным требованиям эс. тетики. технике безопасно­ сти. Хромает, организация труда. Показательно на этот счет выступление шофеоа РТП «Краснинекое» А. А. Казьмина:' создали ' здесь ра- бочие места для старшеклас­ сников ‘ Краснинской деся- тилетки, а порядка нет. . Ре­ бята зачастую не имеют пра­ ктических .‘заданий, часами болтаются без дела. Словом, учатся не делу, а «убивать Самой пешулярной фермой обучения ,детворы трудовым навыкам пошрежнему оста­ ются отработки в поле, на фер.мах с тяпками и вилами., Вот вам и вся- агитация за сельскохозяйственный труд.' Трудовое воспитание сто­ порится и несовершенством законодательства/ Запомии- ласщ в связи с эти.м,'недоу­ мевающая. реплика механи­ затора колхоза имени Вави­ лова В . , И; Потапова. .Не­ сколько ■■лет его сьршшка штурвалил на. комбайне, а оказы вается^это нарушение законодательства, и к кому не- обращался, везде отказ: йе.дьзя.и.-.баста.. Так и бил сын. все лето баклуши. Ко­ му' от этого польза? Дельные мысли высказал и секретарь парткома совхоза «К 1 жснин- скай» Н. А. Труба.чев. По его разумению, руководите­ ли хозяйств и предприятий, партийные, профсоюзные и комсомольские вожаки, спе­ циалисты чаще должны встре- -чаться со школьниками, ин­ формировать ' их . .о , жизни се­ ла, перспективах его. разви­ тия. Вот ведь, понимает пар­ тийный вожак силу средине- ння теоретического обучения с' жизнью. Дело за инициа­ тивой. а .на нее-то и не хва­ тает духа. Разрыв межда/ школой ■и ' жизнью обедняет души ребят, плодит равноду­ шие к делам ' и заботам от­ цов и матерей-. На пЯещ/ме была приведена беседа со старшеклассниками Ябло-. невской десятилетки. Ребята разбираются в ультрасовре­ менной музыке, болеют за футбол и хоккей, и стыдли­ во опускают глаза, когда ■разговор заходит об эконо­ мике .родного колхоза. , С озабоченностью говори­ ли .участники пленума о про­ белах в нравственном воспи­ тании .учащейся ■ молодежи, вновь и вновь обращались к ленинским словам; «На од­ ной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громад'-- ное повышение культуры». В частности,старшеклассники Краснинской ■' десятилетки очень сДабо ориентир 5 /ются ,в таких понятиях, как граждан­ ственность, советский, образ жизни, активная жизненная позиция, зато разбираются в рок-музыке. Трудно, невозможно. в од­ ночасье . построить - новые школьные зданда и спо.ртив-. ные залы, выпустить новые учебники, и соответствующие духу времени учебные про­ граммы. Надо начинать, с то­ го, чтобы привести в двинсе- ние все возможности, кото­ рые имеются. И, в первую очередь, -поднять творческий, потенциал .учителя. Надо. как. метко выразилась. директор Малотроицкой средней шко­ лы О. П. Андрейчук, раз-' будить, в учителе учителя. С трибуны пленума, раздава­ лись призывы окружить учи­ теля заботой, решительно. поднять его престиж, устра­ нить все рогатки на путях новаторства, создать ус,ровня. для творческого, труда. Ве­ лика В этом, роль парторгани­ заций? В районе 63 учи­ теля-коммуниста.. Действуя через них, райкому, низовым, партийным комитетам следу­ ет усилить свое влияние на формирование стабильных педагогических коллективов, создание атмосферы творче­ ской деловитости и ответст­ венности. Пленум -констати­ ровал, что повышение учите­ лям зарплаты ке обернулось .адекватным повышением ка­ чества учебно-воспитатель­ ного процесса. Нельзя допу­ скать, убежден механизатор колхоза имени Крупской В. Н. Петров, чтобы учитель превращался в равнодушного урокодателя -и по^]^остью са­ моустранился от обществен­ ной жизни трудовых коллек­ тивов. Прозв.учало требова­ ние смелее .внедрять учени­ ческое самоуправление, вы­ борность руководителей школ. К сожалению, за последние ■три года был избран из двух кандидатур единственный ди­ ректор —' Епанчинской вось­ милетки. Это коайре мало. Большой резонанс вызвало выступление заведующей Гу- далоБской фермой колхоза «Заветы Ленина» ,3. Д. Фрм- киной, подчеркнувшей не­ обходимость резко поднять ' ответственность семьи за обучение и воспитание детей. 'Наше общество осуществля­ ет революционный переход к качественно новому состоя­ нию. Оно, как подчеркнул в речи на февральском Пленуме- НК КПСС М. С. Горбачев, нуждает­ ся в гражданине образован-, ном, убежденном, преданном социалийм.у, и вместе с тем — активном, ищущем.. уме­ ющем жить и-работать в__ус- ловнях демократии, хозяйст­ венной самостоятельности коллективов, 'в обстая.овке возрастающей экономической и социальной ответственности- за себя и страну. Эти осно­ вополагающие требования учитывали члены райкома, приняв, развернутое поста­ новление. Очередь — за кон кретными делами. н а пленуме выступил пер­ вый секретарь обко.ма пар тии Ю. А. Маиаенков. Е. КАРПУХИН, соб. корр. «Л риинского -Это событие прошло на заводе незамеченным. . Ну что, действительно. , удиви­ тельного; рабочий,, десятого цеха И. М. Дербуно'В стал' мастером? ,Прюце'сс выдви­ жения руководителей сред- ■ него звена, «сернщнтов ин­ дустрии», из рабочих естест­ венен и зак'ономерен. Но Игорь Михайлович по про­ фессии техник, а в рабочих д -0 этого ходил , по собствен­ ному желанию, упорно от­ казываясь о-т выдвижения. И вдруг согласился. Почему? •— Да это же -понятно, — ' пожимает плечами замести­ тель начальника цеха -Б. Б. Корягин. — Зарплату ИТР увеличили. -Сколько раньше получал мастер? Со всеми надбавками и премиями .хо­ рошо, если двести набегало. А нынче? В полтора раза больше! ■Так вот, подумайте, какой резон теперь Дербу- нову . оставаться в рабо­ чих, если диплом в карма­ не? В заработке уже не вы­ играет, а профессиональные знания, если и дальше в ра- . бочих рстанет'ся, растеряет. Так что прям-ой ему смысл применить .их на практике;- престиж, инженерного, труда у нас сейчас вырос. ' Много лет все мы говори­ ли и писали о девальвации инженерного звания, расто­ чительной практике псполь- зоваш 1 я на рабочих местах тпгженероа и техников, о не­ обходимости положить ко­ нец всему этому. Но дебаты дебатами, а дело не трога-- лось с мертвой точки: отда­ ча инженерног 9 труда все снижалась, все большее ко-. -Экономическая реформа: практика внедрения хозрасчета-------- ------------- ------ 2. КАЖДО^У-ПО ТРУДУ? ----------------------------- П исьм а с Елецкого элем ен тно го з а в о д а ----------- ^------------------ личество выпускников вузов в-техникумов уходило на ра­ бочие места, а то и в сфер^' обслужиаания. . Если в 1985 году средняя зарплата рабочих составляла на-элемевтн'о.м 191 рубль, а с выплатами йз фонда мате­ риального поощрения и"? тЬ - ' го больше 207 рублей,-то инженерно - технические ра­ ботники и служащие соот­ ветственно получали всего 153 и ,189 рублей.- То -есть, средняя зарплата инженеров и техников была почти на десять процентов ниже, чем у рабочих. Такое цроти’воес- . тественное положение .воз-. никло не сразу и не само по себе. Оно — следствие за ­ стойных процессов в нашей эконо-.мике. Ставка на сню- ■ минутные результаты,., неже­ лание заглядывать , в ;. день" завтрашний, равнодушие к социальным 'ггуждам оберну­ лись' для заводских инженер­ но-технических работвийов пятнадцатияетним «замора­ живанием» . заработной пла- Последствия такой «поли­ тики» сказались, тяжелыми. Ведь что такое: электрохими­ ческое производство? Сов­ ременного здесь одно- н ^ - ваяне. А так: тяжелый, вы­ матывающий • душу труд,' грязь., испарения- ртути и ДРУП- 1 Х' химических (чаще всего вредных для здоровья) элементов. Казалось бы, ме -‘ хайизация, автоматизация здесь просто необходимы. И силы для этого немалые; конструетюр'ско - технологи­ ческое б ю ^ с сотнями ин­ женеров и техников, . отдел АМПП (автоматизация и ме- &низация -производственных процессов’) с персоналом в 80 .человек, службы главного конструктора, технолога, ме­ ханика, различные лаборато­ рии,. объединяющие еще де­ сятки человек. Всего чисто инженерным трудо.ч зани­ малось, таким образо.м, око­ ло ' пя'тисот человек —■ си­ лища. А отдача? В среднем, уровень механизации пропз-- в-одственных- процессов по­ вышался за год на доли про­ цента,- поистине черепашьи­ ми темпами.' Неужели одни неспособ­ ные лЪдя стояли за пульма­ нами? Например, бывший на­ чальник 'ОАМПП 8. ,Кш- Шр имеет степень кандида­ та технических наук, специа­ лист он,'ПО отзывам, толко­ вый, Талантливым, изобрета­ телем, н , рационализатором зарекомендшал себя его заместитель - Б. С. Зилотов, Яркие., творчески' мыслящие личности имелись в КТБ,. от- И в- песок — тож е ,; Ве-дь низкие оклады, ' бесперспек­ тивность, отсутствие .опроса и благодушие могут развра­ тить, отвернуть -ОТ настоя­ щего дела даже сильных, не говоря Уже О слабых. М по­ тому днями фыркал., чайник в конструкторском, часами длились «дискуссии» Б кори- Переходя на новые усло­ вия хозяйствования, заво,дча‘ не, разумеется, не могли та­ щить с собой груз прошло­ го. И потоаму в , числе дру­ гих наболевших вопросов ш повестку дня выдвинулся и такой: Повышение зарплаты инженерно- - техническим ра- ботникай! за счет резервов самого предприятия, . Они, эти ретервы, были, что называется, налицо. Уве- ' Дичав За два года объем производства на 11,5 глил- лиона рублей, электрохими- .ки лишь незначительно —- на 150 человек — подняли чйс- .ленность. Иными словами, львиная доля прироста объ­ ема пришлась на повышение производительности .. труда. ■Это и .поэвмнло увеличить зарплату ИТР (по сравнению с 1985 годом) на -27 процен­ тов и на 20 процентов — ра- .бочим. Правда, у некоторых, рабочих заработок все.-таки снизился на незначительную сумму. Почему?, —■' Наводим порядок в оп­ лате труда, — утверждает' ше у многих зарплата не бы­ л а ’по-настоящему заработан­ ной. Платили на глазок, с зшгаео.м, чтобы люди .не .раз­ бегались. Вот и получалось, что, заншиаясь малоквалифи- цированяьш трудом, люди порой получали по триста и больше, В: то: время как ин­ женеры' случалось-, и до по­ лутора сотен не дотягавали. Разве это правильно?' Но, подчеркиваю, сейчас часть повременщиков и сдельщи­ ков тоже стали получать больше, чем раньше, -Дума­ ется, справегщиво, каждому' —"по-груду!".''" В 1985'году завод «асчиты- в-ал- 953 инженера -и т-ехдака - и ^422 человека, относящихся к категории служащих.. Б этом году их стало: соответ­ ственно 1000 и 600, 150 ееть числе-цноеть увеличи.тась бо-. яее чем на 16 ■процентов. Нет ли- среди ИТР «лиш- 'Задал этот воррос тому же В .-Б . Корягину. По все-., му видать/ он не удйвил его. — Мы' уже ду'мали ^об этом! -Хотим произвести ко^- какие перемены в организа­ ции труда. Одного- мастера из двенадцати .сократим." Да 'в раньше, когда переходили на новые ставки и оклады, две вакаисни мастеров но оборудованию не стали .за­ полнять. Прекрасно обходим­ ся без них... . Так -жеоткровенен был й В. >3. Захаров; — Человек сто, пожалуй, можно бы сократит!.,,. Но уж ' очень неохотно идут,-на это начальники цехов и от­ делов! Причем, чуть не каж­ дый находит защиту у ди­ рекции или парткома, полу- чае'тся, аппарат. сл-овно хвост у-ящерицы; его отру­ баешь. 'а он света вы-раста- Трудно понять, и чем про­ диктована уравниловка яри повы-щении окладов ИТР. Напри-мер. ве ^1 12 масте­ рам десятого -цеха платят одинаково — 180 рублей. Но одинаково, ля они. работают? Зачем тогда- проводить а т - ' тестацию, если результаты ее не влияют на зарплату? Не приведет ли это к став- • шей ун(е привычной безот­ ветственности и равнодушии, только при более высоком ,' чем прежде, уровне окла- Впрочем, все эти . -вопро­ сы отныне ' в тоипетеиции. совета трудового коллектива. Совету виднее, как соотно­ сится система организации и оплаты труда с экономиче-' сними потребностями пред- ' приятия; конкретными усло­ виями хозяйствования. , О том, как действует с о -■ .вет трудового коллектива,' расскажем в заключительной!:- / ’ ■ А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Леиниского знамени». ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРТОЕСТА■ ВАШИНГТОН, 27 апреля. Корр. ТАСС Андрей Федя- шин передает: демонстрация протеста американских учителей про­ тив, курса рейгановекой ад­ министрации в области обра. зования состоялась напротив Белого дома в Лафайетт-пар- ке. Ее организатором высту­ пила влиятельная националь­ ная ассоциация образования, объединяющая в своих ря­ дах почти два миллиона пре­ подавателей школ и коллед­ жей США. ■ , Выступая перед участни­ ками митинга, председатель, ассоциации Мэри Фатреял прямо обвинила федеральные власти в забвении системы образования в США, -дрене-; бреженни ее нуждами, 'эконо­ мии средств на сам-о-м необ­ ходимом для будущего, Аме-; р 1 !ки -г- подготовке образ-о- ваНных граждан страны. «Будущее Америки находит­ ся под угрозой», — сказала протеста учителей проходило одновре- яенйо с церемонией в Белом домё, на которой министр образования США 'Уильям Беннет представил президен­ ту Рейгану специальный до­ клад о положении в области образования в США и ме­ рах, предпринятых админист­ рацией в этой области в по­ следние пять- лет, со. дня опубликования мини^^ст- вом доклада «Нация под уг- ■■». Ньшещнее исследо'. ванне-’ведомства получило... ■го же самое название. «Це-, ремония в Белом доме, — заявила в этой связи Мэри Фатрелл, — знаменует собой пять ■лет полнейшего прене­ брежения нуждами образова- Лмерики». ЛИДИРУЮТ М. ДУКАКИС и Д . БУШ НЬЮ-ЙОРК, ,2? апреля. (ТАСС).' Губернатор штата Массачусетс Майкл .Дукакис лидирует Со значительным от­ рывом от своего соперника в борьбе за выдвижение офшщ- альным кандидатом в прези­ денты от демокра-тачесжой пар­ тии негритянского политическо­ го деятеля Джесси Джексона на прошедших в штате Пенсиль­ вания первичных выборах. Со­ гласно предварительным резу­ льтатам, полученным при под­ счете голосов в 21 проц. из­ бирательных участков, он на­ брал 73 проц. голосов. В под­ держку -Джесси Джексонавы- оказался 21 проц. участников голосования. Несмотря на то, что сжончательиые итоги вы­ боров еше не подведены, аме- агентства и телевизионные ком­ пании предсказывают легкую победу губернатору Массачу­ сетса в .этом штате, отмечая, что ему достанется и офици­ альная поддержка демократи­ ческой партии на ее предсто­ ящем национальном съезде, У республиканцев победа в Пенсильвании вице-президента страны Джорджа Буша, явля­ ющегося сейчас фактичерки единственным кандидатом пар- тйи, не вызывает ни у кого ни Малейшего сомнения. По ело-" вам агентства ЮПИ, он смо­ жет добиться ее даже не при­ лагая к этому «никаких уси­ лий». По поступившим резуль­ татам из 21 проц. избирате.'/ь- ных участков, за него высказа­ лись 79 протт. голосовавших. ИНФОРМАПИЯ В о б ъ ект и в е — И н ди я Бомбей — один из крупнейших городов мира, важный промышленный центр и мор­ ской порт Индии. Более 20 лет Бомбей и Ленинград являются горцдами побратима­ ми. У того н другого города славное исто­ рическое прошлое. В городе па Неве семь десятилетий назад залп «Авроры» возвестил о начале нсвой эры. Л Бомбей тремя дссл- тилетиями позже стал центром борьбы за независимость, положившей конец колони­ альному господству в Индии. Н,А СНИМКЕ: на привокзальной площа­ ди в Бомбее. (Фотохрошка ТАСС). С Н О В А «ИРАНГЕЙТ»? ВАШИНГТОН, . 27 апреля. (ТАСС). Сенатский комитет по иностранным делам потребовал предоставить в его распоряже­ ние дневники бывшего сотруд­ ника совета национальной бе­ зопасности Оливера, Норта, од­ ного из руководителей тайных операций Белого дома по про­ даже оружия Ирану и перево­ ду части вырученных - средств никарагуанским контрас. ЗА УГЛУБЛЕНИЕ ДИАЛОГА С СССР ТОКИО. 27 „апреля;. (ТАСС). . За углубление диЭлогз и по-' с^упатедьное развитие связей с Советским Сргрзом’ в ра;здич-,. ных областях высказались уча- стннкц состодащеГОся . сеягОАнд-, в Токио XIV съезда, пар-ламен- такой , аосоциации японр-совет­ ской дружбьь 'Она ..объединяет более 350 деШтатов о т . всех гюЛитшгесзсах пар т^ , пред5:та'- влеипых в Высшем законбда- те:льйом ор 1 'ане страны. Мину­ вший .год,: етмвчади выст^а®.- пше на сьез-де,- отмечен в ме* ■ ждуяародных отношениях ва­ жными сдвигами в направле­ нии разрйдки и развития диа­ лога между Бостежом и Запа­ дом.' Позитивные сдвиги намё-. тя.шсь Б последнее время и . в . отношениях межДу Ионией й СССР, которые ■веобх-одвмо расширять и укреплять. Это. 6т- ■вечает интересам' обеих стран, делу мира и добрососедства в ' ' Азии, отметил .нредседатель нижней палаты' яповокого пар­ ламента Кэндзабуро Хара, В работе с’ьёзда приняла ■уча­ стие находжцаяся в Янешаи де- .легация парламентекой грушш СССР во главе с председате­ лем советско-японской секция парламентской грухшы СССР {4. И. Гладким. : РАЗРЫВ ДИПОТНОШЕНИЙ ЛОНДОН,,27 апреля. (ТАСС).' Королевство Саудовская Ара-г: вия 'разорвало дшьлона-шческие . отношения с Исламской Респу­ бликой'Иран. Об этом сообща­ ет агентство Рейтер .из Эр-Рия­ да-. Временному поверенному в делах Ирана в -Эр-Рияде, вы- званному!- во вторник в мини­ стерство даострапных дед, бы­ ло вручено /официальное заяв­ ление правительства. В, нем, в частности, говорится; «Са)удо 1 в- ская Аравия принта решение разорвать дипломатические.от­ ношения е Исламской Рееггуб- лВжой Иран в связи с вражде­ бной политикой этой страны по отношению' к королевству 'Са-удовская Аравия и псшытка- ; йя ' нанести: ущерб его нацио- налышм ннтересамзк На црЬтяж'енгш цослединх нескольких лет, указывает нн- формациошюе агентство Рей­ тер. отношения между эхами, государствами были «весьма напряженными». Они оеойй обострились на религиозной по-- ' чве в прошлом году, когда-в результате беспорядков в Мек-., ке погабли.около -490 паломни­ ков, .СаудО]Вская Аравия обви- 1 ш,\а ^ этом Иран, утверждая, что паломники ирибьии в свя- - щенную -Мекку не для совер­ шения . мо.мггвы, а с . провока­ ционными иамвренижми. Иран «РАБОЧИЕ В СТАЛЬНЫХ ВОРОТНИЧКАХ» : окажутся под угрозой потери рабочего - об этом рассказывает в своей статье «Соцяально- иоследствия роботизации ироизводства в США» кандидат экономических наук С. Зарецкая. Статья го­ товится к печати в журнале «Рабочий класс и современный мир» во втором номере за этот год. Мы предлагаем читате­ лям прочитать отрывки из этой статьи и поразмышлять вместе с автором о будущем научно-чехнического прогресса, связан­ ного с роботизацией. Одна из характерных для 80-х ‘"годов особенностей — быстрый рост применения про­ граммируемой а.втоматики, в том числе робототехники. В Соединенных Штатах, ,занима­ ющих в капиталистическом ми­ ре второе после Японии место по масштабам .роботизации производства, парк промыш­ ленных роботов- увеличился за 1980—1987 годы в 8 раз, до- I (за 1974—198.0 годы он возрос лишь в 3 раза); в 1985 году объем продаж робототехники составил 595 миллионов дол­ ларов (в 6,5 раза больше, чем в 1980 году). Роботы использу­ ются для автоматизаци-. как вспомогательных (транспорти­ ровка, погрузо-разгрузочные работы), так и основных про­ изводственных операций (свар­ ка, окраска, литье, . сборка). Ведущий по 1 ребите.\ь робото­ техники — автомобилестрое- нце, где в середине 80-х годов была сосредоточена треть всех установленных в США робо­ тов; они испо.\ьзуются в ави­ ационной промышленности, приборостроении, металлургии, металлообрабо'гке, текстильной и швейной промыш.\енности и ряде других отраслей. Высокие темпы роботизации прогнозируются и на ближай­ шие десягилегия. Расшипится круг отраслей, исполго-ующих^ эту технику; она будет более' активно применяться в обраба­ тывающей промышленности, в сельском хозяйстве, строитель­ стве, в сфере услуг. По некоторым оценкам, эко­ номия прямых трудовых зат­ рат в результате внедрения роботов на американских пред­ приятиях ■составляла в начале 80-х годов около 60 процентов всей экономии, получаемой от их использования. Применение робототехники ведет к сокра­ щению не только прямых, но и косвенных трудовых затрат, а также различных материальных затрат. Деловые круги США рассматривают роботизацию производства как один из- важ­ ных факторов укрепления кон­ курентных позиций американ­ ской промьппленности на мгфо- вом рьшке. Парк роботов в США пока еще о-гаоситеАьно невелик, од­ нако проблемы роботизации производства привлекают в 80-е годгд пристальное внимание профсоюзов, научно-академиче­ ских. деловых и политических кругов этой страны прежде '.Всего из-за очевидного «трудо­ вытесняющего» эффекта робо- .'тотехники. Прдчеркивая расту­ щую роль роботов в'.производ­ стве, западные эксперты стали все чаще на,зывать их «рабочи (по аналогаи с «сшгими» и «бе- ■лыми воротничками» —. терми­ нами, 'широко используемыми Для характеристики работников соответственно *и.зическцго и умственного труда), а ускорен­ ную роботизацию производст­ ва — «робототехнической ре­ волюцией». О вытеенрнии. рабочей силы, ликвидации рабочих мест вслед­ ствие роботизации на отдель­ ных заводах и в компаниях в целом свидетельетвугот данные многих обследований, прове­ денных в США. Один, робот . может замещать от одного до семи рабочих. ^ 'Увольняемым рабочим в качестае альтернати­ вы в ряде случаев ггредлагали «добровольный» досрочный вы­ ход на пенсию, занятость в те­ чение неполной рабочей неде­ ли, разделение рабочих мес 1 ; и т.. д. Установка робототехники приводит не только к увольне- са компаний на новую рабо- чую силу. Следует также учитывать, что профессионально-квалифи­ кационная структура ликвиди­ руемых рабочих мест и созда­ ваемых вновь существенно, раз­ личаются: вытесняются из про­ изводства полуквалифйгщрован- рабочие, возникает же спрос первую очередь на специали­ стов — инженеров и техников по роботам, программистов и т. д. Но профессиональную мо­ бильность не обеспечивают дей­ ствующие 9 США программы переобучения. Поэтому создание рабочих мест не может даже -частично «поглотить» вытес­ ненную в- результате внедрения робототехники рабочую силу. Страх перед увольнениями делает рабочих противниками роботов. Как показал опрос, проведенный олужйой ' Харри­ са, американские рабочие опа­ саются, что внедрение роботов вызовет увеличение безработи­ цы. Известны случаи, когда ра­ бочие саботировали установку роботов (например, на одном из епаернканских автомобильных заводов). ' ■ ' . . Кроме того, влияние робото­ техники на условия труда так- ■ же носит противоречивый ха­ рактер. С ..одной. стороны, она освобождает рабочих рт неко­ торых опасных, федиых, уто- ^мительныж видов оабот. С дру- ',гой стороны, во вдюгих случа/ ях .ее внедрение не только не улучшает, а, наяпотив, ухуд­ шает условия труда. Само ис­ пользование . роботов служит причиной несчастных . сл>-чаев на производстве, которые про­ исходят гораздо чаще, чем пои экептуатации других видов ав- томати’зированного оборудова­ ния. На‘американских предяри- ятиях наибольшее число несча­ стных случаев, связанных с ро­ бототехникой,- происходило во время ее установки или' репро- граммироваяия, а также при выходе её из строя . Происхо­ дят они и во время исяыганий 3100 техники и обучения об-» служивающего персонала, ре­ монтных работ. К началу 80-х годов в США были зафиксиро­ ваны 5 случаев, когда исполь­ зование роботов стало причи­ ной гибели рабочих. Неизбеж­ ными следствиями внедрения этой техники являются и ин­ тенсификация труда некоторых груяп рабочих (из-за / ■появле­ ния у них новых функций), учащение стрессов, сокращение возможности личных контак- . тов (и соотве'гственно рост изо­ ляции рабочих до-ут от друга), уменьшение свободы передвй- ж'ения в производственном-ПО' - мещении, возрастание мовотон- ' ноети -работы, увеличение шу» ' ' В связи с роботшацаей воз- ’ яйкают, проблемы педготоВки персонала для производства н обслуживания . робототехники:. В 80-е годы подготовке кадров- по робототехнике уделяется в США' растущее внимание ва ■ всех уровнях саотемы образо­ вания (в средних школах, в- двухгоднчных, и четырехгодич­ ных колледжах и университе-; тах), в промышленных фирмах и профессиональных общест- Профессиоав.льные ассоциа- цш органиэую'г . специальные • , конференции, семинары и про­ граммы подготовки Б области ' робототехники для инженеров ,и управляющих. Так, ассоци­ ация «Роботикс иатернэшя.\» ■ ежегодно, проводит примерно 500 ознакомительных курсов, - на которых обучается около 15 тысяч человек.. Плата за обучение на них высока, и они,- как правило, >посещаются ин­ женерами из крупнейших кор- порацьш, в 80-е годы социально-эконо­ мические последствия роботи­ зации производства в США только начали вроявляться. Бремя. отрицательных со 1 да- ально-экономических последст­ вий применения новейшей тех­ ники ложится на плечи трудя­ щихся, во все большей степе­ ни испытывающих давление ускоренного устаревания своей квалификации, роста . масшта­ бов ликвидации 'р.абочих мест и увольнений. («Рабочий класс п современный мир» — АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz