Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
28 апреля 1988 г., № 98 (1 8 0 9 5 ) шшшхж^т знхмя НЕ ОБХОДЯ ОСТРЫУХЛГОВ с пленума Краснинского райкома КПСС ма сред»..^«ительства райЪна щарилсь.. МШшенное оживле- 1 е. ВайМйо оно было не- шгчностги', повестки. Вое-, го (1988 Пленума КПСС»'-«©''«ояе перестройки среднейЗКвысшей школы и зздачаЖЮТРЛ'нн по ее осуще- ствленйШ“:8ак политическую выборжий'^рган парторраийаации должен был конкре'тиШровать эти задачи ■применШт1&но к местным условйам!^,-. В додатще, сделанном пер вым еризЕтарем ". райкома П. Н. Приходько, нашлось место позитивным момен там. Однако при атом под черкивалось, что плюсы не делают,' ’&де погоды. Накоп- ленный,.:пдаенанал крайне слабо 'трансформируется в конкретные- дела. Во многих ■ ния унадцЖхся нередко под меняется:, погоней за высокий • роцентотд:' Как показала про- е р к а _■сиециаяистам’и обло- ■ но К 1 ЖСня«еной, Епанчин- ской и ряда других, шкод, лишь пятнадцать процентов ■ учащихся .овладели в полном объеме 'программой по мате- - матике, в области этот по. казатель составил 79 про-- центов. Серьезно «хромает» преподавание общественных наук. О какие же преграды споткнулась в Красном, си стема народного образова- Участники пленума реши ли проанализировать причи ны застойных, явлений, как бы „^ '.изнутри, н'е обходя ортрых угйов. -На поверку выш-ЯО, Виноваты-то во многом рай ком и первичные •парторгаг- низации, советские и хозяй ственные органы на местах. . Прямо скажем, проглядели ШКОЛ.У. . Докладчик бросил реплику в адрес за.местите- . ля председателя райисполко ма В. В. Голощапова; 01 ,а- бо-де знает обстановку ■ в школах, бывает там наезда- . ми. Все так. И подоб-. ного упрека -заслуживают и'секретари, райкома, работ ники -его аппарата,^ Ва пос-, ледние два с полов'иной года'^ на бюро и плен,умах райко ма были рассмо.треиы де сятки вопросов,: касающихся жизни села, и не нашлось, в и г ряду места школе. ..Ана логичную «забывчивость» проявили -также первичные ■ парторганизации. Между тем причин, заслу шивающих их пристального внимания, скопилось ■ более чем -достаточно. Многие ора торы с .горечью говорили о бедности материальной ба-- зы. Каждая третья . школа ютится Б здании, построен ном еще до революции. От су тс т ву е т - современное тех ническое оборудование. П р а - . вда, в прошлой пятилетке ввели в -строй- чэтыре школь ных корпуса', на очереди строительство Краснинской' десятилетки. Но прогресс был бы ощутимее, если бы райком ./-‘'партии, . райисдолдо.м, райаг- ропром задействовали- в пол- ■ную силу возможности базо-, вых .предприятий и хозяйств. -Как заметил тот иге В. .В, Лк^олощапов, в минувшем го- ■ Ь у хозяйства района окаГвалн ^щ к о л ам п#моиш на 84,5 ты сячи рублей, И это от деся- ти-то миллионов' чистой при были! После этого можно по нять директора Дегтевской восьмилетки В. Г. •-Бармина, потребовавшего спрашивать с руководителей хозяйств и предприятий за/состояние на-, родного образования так же, как и за выполнение народ- ■ нохозяйственных планов. С чувством тревоги гово. «' рили -участники пленума о том, ч'то' .щкола замкнулась в своих четырех стенах, обосо билась; преподаватели не зна ют положения дел на,базовых предприятиях и в хозяйствах, Б свою очередь и та.м понас лышке осведомлены о нуж дах школ, ' Скажем, предсе датель колхоза имени Круп ской "О. Н. Куделькин • не ■ ' был в местной Ивдеинской десятилетке вот уже два го- Л а. Такая разобщенность па- ЧВА'бно сказывается, прежде всего,.' на эффективности вос питательного ппоцесса. ,В ча стности, остро стоит вопрос . о совершенствовании проф ориентации учащи.хся. Се годня в -районе не хватает - 4 § 2 9 мехШи'заторов. 110 жн- вотновбдоа:;. 1-90 строителей и других,- Щ?РЦиалистов массо- вь 1 х профессий. А между ■ тем.' из последних четырех выпусков на селе одтз- ‘ лось лишь 59 человек. ^ Тру довые Коллективы стареют. ■ Кому передать эстафету? На "плену-че подчеркива- ■ лось; трудовоеч воспитание и обучение носит сЬормальиый. близкий к кустаоному, харак тер В • большинстве кабине тов’ машиноведения- нет нуж ного оборудования. Выделя емые на производстве рабо чие места не отвечают эле ментарным требованиям эс. тетики. технике безопасно сти. Хромает, организация труда. Показательно на этот счет выступление шофеоа РТП «Краснинекое» А. А. Казьмина:' создали ' здесь ра- бочие места для старшеклас сников ‘ Краснинской деся- тилетки, а порядка нет. . Ре бята зачастую не имеют пра ктических .‘заданий, часами болтаются без дела. Словом, учатся не делу, а «убивать Самой пешулярной фермой обучения ,детворы трудовым навыкам пошрежнему оста ются отработки в поле, на фер.мах с тяпками и вилами., Вот вам и вся- агитация за сельскохозяйственный труд.' Трудовое воспитание сто порится и несовершенством законодательства/ Запомии- ласщ в связи с эти.м,'недоу мевающая. реплика механи затора колхоза имени Вави лова В . , И; Потапова. .Не сколько ■■лет его сьршшка штурвалил на. комбайне, а оказы вается^это нарушение законодательства, и к кому не- обращался, везде отказ: йе.дьзя.и.-.баста.. Так и бил сын. все лето баклуши. Ко му' от этого польза? Дельные мысли высказал и секретарь парткома совхоза «К 1 жснин- скай» Н. А. Труба.чев. По его разумению, руководите ли хозяйств и предприятий, партийные, профсоюзные и комсомольские вожаки, спе циалисты чаще должны встре- -чаться со школьниками, ин формировать ' их . .о , жизни се ла, перспективах его. разви тия. Вот ведь, понимает пар тийный вожак силу средине- ння теоретического обучения с' жизнью. Дело за инициа тивой. а .на нее-то и не хва тает духа. Разрыв межда/ школой ■и ' жизнью обедняет души ребят, плодит равноду шие к делам ' и заботам от цов и матерей-. На пЯещ/ме была приведена беседа со старшеклассниками Ябло-. невской десятилетки. Ребята разбираются в ультрасовре менной музыке, болеют за футбол и хоккей, и стыдли во опускают глаза, когда ■разговор заходит об эконо мике .родного колхоза. , С озабоченностью говори ли .участники пленума о про белах в нравственном воспи тании .учащейся ■ молодежи, вновь и вновь обращались к ленинским словам; «На од ной грамотности далеко не уедешь. Нам нужно громад'-- ное повышение культуры». В частности,старшеклассники Краснинской ■' десятилетки очень сДабо ориентир 5 /ются ,в таких понятиях, как граждан ственность, советский, образ жизни, активная жизненная позиция, зато разбираются в рок-музыке. Трудно, невозможно. в од ночасье . построить - новые школьные зданда и спо.ртив-. ные залы, выпустить новые учебники, и соответствующие духу времени учебные про граммы. Надо начинать, с то го, чтобы привести в двинсе- ние все возможности, кото рые имеются. И, в первую очередь, -поднять творческий, потенциал .учителя. Надо. как. метко выразилась. директор Малотроицкой средней шко лы О. П. Андрейчук, раз-' будить, в учителе учителя. С трибуны пленума, раздава лись призывы окружить учи теля заботой, решительно. поднять его престиж, устра нить все рогатки на путях новаторства, создать ус,ровня. для творческого, труда. Ве лика В этом, роль парторгани заций? В районе 63 учи теля-коммуниста.. Действуя через них, райкому, низовым, партийным комитетам следу ет усилить свое влияние на формирование стабильных педагогических коллективов, создание атмосферы творче ской деловитости и ответст венности. Пленум -констати ровал, что повышение учите лям зарплаты ке обернулось .адекватным повышением ка чества учебно-воспитатель ного процесса. Нельзя допу скать, убежден механизатор колхоза имени Крупской В. Н. Петров, чтобы учитель превращался в равнодушного урокодателя -и по^]^остью са моустранился от обществен ной жизни трудовых коллек тивов. Прозв.учало требова ние смелее .внедрять учени ческое самоуправление, вы борность руководителей школ. К сожалению, за последние ■три года был избран из двух кандидатур единственный ди ректор —' Епанчинской вось милетки. Это коайре мало. Большой резонанс вызвало выступление заведующей Гу- далоБской фермой колхоза «Заветы Ленина» ,3. Д. Фрм- киной, подчеркнувшей не обходимость резко поднять ' ответственность семьи за обучение и воспитание детей. 'Наше общество осуществля ет революционный переход к качественно новому состоя нию. Оно, как подчеркнул в речи на февральском Пленуме- НК КПСС М. С. Горбачев, нуждает ся в гражданине образован-, ном, убежденном, преданном социалийм.у, и вместе с тем — активном, ищущем.. уме ющем жить и-работать в__ус- ловнях демократии, хозяйст венной самостоятельности коллективов, 'в обстая.овке возрастающей экономической и социальной ответственности- за себя и страну. Эти осно вополагающие требования учитывали члены райкома, приняв, развернутое поста новление. Очередь — за кон кретными делами. н а пленуме выступил пер вый секретарь обко.ма пар тии Ю. А. Маиаенков. Е. КАРПУХИН, соб. корр. «Л риинского -Это событие прошло на заводе незамеченным. . Ну что, действительно. , удиви тельного; рабочий,, десятого цеха И. М. Дербуно'В стал' мастером? ,Прюце'сс выдви жения руководителей сред- ■ него звена, «сернщнтов ин дустрии», из рабочих естест венен и зак'ономерен. Но Игорь Михайлович по про фессии техник, а в рабочих д -0 этого ходил , по собствен ному желанию, упорно от казываясь о-т выдвижения. И вдруг согласился. Почему? •— Да это же -понятно, — ' пожимает плечами замести тель начальника цеха -Б. Б. Корягин. — Зарплату ИТР увеличили. -Сколько раньше получал мастер? Со всеми надбавками и премиями .хо рошо, если двести набегало. А нынче? В полтора раза больше! ■Так вот, подумайте, какой резон теперь Дербу- нову . оставаться в рабо чих, если диплом в карма не? В заработке уже не вы играет, а профессиональные знания, если и дальше в ра- . бочих рстанет'ся, растеряет. Так что прям-ой ему смысл применить .их на практике;- престиж, инженерного, труда у нас сейчас вырос. ' Много лет все мы говори ли и писали о девальвации инженерного звания, расто чительной практике псполь- зоваш 1 я на рабочих местах тпгженероа и техников, о не обходимости положить ко нец всему этому. Но дебаты дебатами, а дело не трога-- лось с мертвой точки: отда ча инженерног 9 труда все снижалась, все большее ко-. -Экономическая реформа: практика внедрения хозрасчета-------- ------------- ------ 2. КАЖДО^У-ПО ТРУДУ? ----------------------------- П исьм а с Елецкого элем ен тно го з а в о д а ----------- ^------------------ личество выпускников вузов в-техникумов уходило на ра бочие места, а то и в сфер^' обслужиаания. . Если в 1985 году средняя зарплата рабочих составляла на-элемевтн'о.м 191 рубль, а с выплатами йз фонда мате риального поощрения и"? тЬ - ' го больше 207 рублей,-то инженерно - технические ра ботники и служащие соот ветственно получали всего 153 и ,189 рублей.- То -есть, средняя зарплата инженеров и техников была почти на десять процентов ниже, чем у рабочих. Такое цроти’воес- . тественное положение .воз-. никло не сразу и не само по себе. Оно — следствие за стойных процессов в нашей эконо-.мике. Ставка на сню- ■ минутные результаты,., неже лание заглядывать , в ;. день" завтрашний, равнодушие к социальным 'ггуждам оберну лись' для заводских инженер но-технических работвийов пятнадцатияетним «замора живанием» . заработной пла- Последствия такой «поли тики» сказались, тяжелыми. Ведь что такое: электрохими ческое производство? Сов ременного здесь одно- н ^ - ваяне. А так: тяжелый, вы матывающий • душу труд,' грязь., испарения- ртути и ДРУП- 1 Х' химических (чаще всего вредных для здоровья) элементов. Казалось бы, ме -‘ хайизация, автоматизация здесь просто необходимы. И силы для этого немалые; конструетюр'ско - технологи ческое б ю ^ с сотнями ин женеров и техников, . отдел АМПП (автоматизация и ме- &низация -производственных процессов’) с персоналом в 80 .человек, службы главного конструктора, технолога, ме ханика, различные лаборато рии,. объединяющие еще де сятки человек. Всего чисто инженерным трудо.ч зани малось, таким образо.м, око ло ' пя'тисот человек —■ си лища. А отдача? В среднем, уровень механизации пропз-- в-одственных- процессов по вышался за год на доли про цента,- поистине черепашьи ми темпами.' Неужели одни неспособ ные лЪдя стояли за пульма нами? Например, бывший на чальник 'ОАМПП 8. ,Кш- Шр имеет степень кандида та технических наук, специа лист он,'ПО отзывам, толко вый, Талантливым, изобрета телем, н , рационализатором зарекомендшал себя его заместитель - Б. С. Зилотов, Яркие., творчески' мыслящие личности имелись в КТБ,. от- И в- песок — тож е ,; Ве-дь низкие оклады, ' бесперспек тивность, отсутствие .опроса и благодушие могут развра тить, отвернуть -ОТ настоя щего дела даже сильных, не говоря Уже О слабых. М по тому днями фыркал., чайник в конструкторском, часами длились «дискуссии» Б кори- Переходя на новые усло вия хозяйствования, заво,дча‘ не, разумеется, не могли та щить с собой груз прошло го. И потоаму в , числе дру гих наболевших вопросов ш повестку дня выдвинулся и такой: Повышение зарплаты инженерно- - техническим ра- ботникай! за счет резервов самого предприятия, . Они, эти ретервы, были, что называется, налицо. Уве- ' Дичав За два года объем производства на 11,5 глил- лиона рублей, электрохими- .ки лишь незначительно —- на 150 человек — подняли чйс- .ленность. Иными словами, львиная доля прироста объ ема пришлась на повышение производительности .. труда. ■Это и .поэвмнло увеличить зарплату ИТР (по сравнению с 1985 годом) на -27 процен тов и на 20 процентов — ра- .бочим. Правда, у некоторых, рабочих заработок все.-таки снизился на незначительную сумму. Почему?, —■' Наводим порядок в оп лате труда, — утверждает' ше у многих зарплата не бы л а ’по-настоящему заработан ной. Платили на глазок, с зшгаео.м, чтобы люди .не .раз бегались. Вот и получалось, что, заншиаясь малоквалифи- цированяьш трудом, люди порой получали по триста и больше, В: то: время как ин женеры' случалось-, и до по лутора сотен не дотягавали. Разве это правильно?' Но, подчеркиваю, сейчас часть повременщиков и сдельщи ков тоже стали получать больше, чем раньше, -Дума ется, справегщиво, каждому' —"по-груду!".''" В 1985'году завод «асчиты- в-ал- 953 инженера -и т-ехдака - и ^422 человека, относящихся к категории служащих.. Б этом году их стало: соответ ственно 1000 и 600, 150 ееть числе-цноеть увеличи.тась бо-. яее чем на 16 ■процентов. Нет ли- среди ИТР «лиш- 'Задал этот воррос тому же В .-Б . Корягину. По все-., му видать/ он не удйвил его. — Мы' уже ду'мали ^об этом! -Хотим произвести ко^- какие перемены в организа ции труда. Одного- мастера из двенадцати .сократим." Да 'в раньше, когда переходили на новые ставки и оклады, две вакаисни мастеров но оборудованию не стали .за полнять. Прекрасно обходим ся без них... . Так -жеоткровенен был й В. >3. Захаров; — Человек сто, пожалуй, можно бы сократит!.,,. Но уж ' очень неохотно идут,-на это начальники цехов и от делов! Причем, чуть не каж дый находит защиту у ди рекции или парткома, полу- чае'тся, аппарат. сл-овно хвост у-ящерицы; его отру баешь. 'а он света вы-раста- Трудно понять, и чем про диктована уравниловка яри повы-щении окладов ИТР. Напри-мер. ве ^1 12 масте рам десятого -цеха платят одинаково — 180 рублей. Но одинаково, ля они. работают? Зачем тогда- проводить а т - ' тестацию, если результаты ее не влияют на зарплату? Не приведет ли это к став- • шей ун(е привычной безот ветственности и равнодушии, только при более высоком ,' чем прежде, уровне окла- Впрочем, все эти . -вопро сы отныне ' в тоипетеиции. совета трудового коллектива. Совету виднее, как соотно сится система организации и оплаты труда с экономиче-' сними потребностями пред- ' приятия; конкретными усло виями хозяйствования. , О том, как действует с о -■ .вет трудового коллектива,' расскажем в заключительной!:- / ’ ■ А. КОЛЯДОВ, соб. корр. «Леиниского знамени». ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРТОЕСТА■ ВАШИНГТОН, 27 апреля. Корр. ТАСС Андрей Федя- шин передает: демонстрация протеста американских учителей про тив, курса рейгановекой ад министрации в области обра. зования состоялась напротив Белого дома в Лафайетт-пар- ке. Ее организатором высту пила влиятельная националь ная ассоциация образования, объединяющая в своих ря дах почти два миллиона пре подавателей школ и коллед жей США. ■ , Выступая перед участни ками митинга, председатель, ассоциации Мэри Фатреял прямо обвинила федеральные власти в забвении системы образования в США, -дрене-; бреженни ее нуждами, 'эконо мии средств на сам-о-м необ ходимом для будущего, Аме-; р 1 !ки -г- подготовке образ-о- ваНных граждан страны. «Будущее Америки находит ся под угрозой», — сказала протеста учителей проходило одновре- яенйо с церемонией в Белом домё, на которой министр образования США 'Уильям Беннет представил президен ту Рейгану специальный до клад о положении в области образования в США и ме рах, предпринятых админист рацией в этой области в по следние пять- лет, со. дня опубликования мини^^ст- вом доклада «Нация под уг- ■■». Ньшещнее исследо'. ванне-’ведомства получило... ■го же самое название. «Це-, ремония в Белом доме, — заявила в этой связи Мэри Фатрелл, — знаменует собой пять ■лет полнейшего прене брежения нуждами образова- Лмерики». ЛИДИРУЮТ М. ДУКАКИС и Д . БУШ НЬЮ-ЙОРК, ,2? апреля. (ТАСС).' Губернатор штата Массачусетс Майкл .Дукакис лидирует Со значительным от рывом от своего соперника в борьбе за выдвижение офшщ- альным кандидатом в прези денты от демокра-тачесжой пар тии негритянского политическо го деятеля Джесси Джексона на прошедших в штате Пенсиль вания первичных выборах. Со гласно предварительным резу льтатам, полученным при под счете голосов в 21 проц. из бирательных участков, он на брал 73 проц. голосов. В под держку -Джесси Джексонавы- оказался 21 проц. участников голосования. Несмотря на то, что сжончательиые итоги вы боров еше не подведены, аме- агентства и телевизионные ком пании предсказывают легкую победу губернатору Массачу сетса в .этом штате, отмечая, что ему достанется и офици альная поддержка демократи ческой партии на ее предсто ящем национальном съезде, У республиканцев победа в Пенсильвании вице-президента страны Джорджа Буша, явля ющегося сейчас фактичерки единственным кандидатом пар- тйи, не вызывает ни у кого ни Малейшего сомнения. По ело-" вам агентства ЮПИ, он смо жет добиться ее даже не при лагая к этому «никаких уси лий». По поступившим резуль татам из 21 проц. избирате.'/ь- ных участков, за него высказа лись 79 протт. голосовавших. ИНФОРМАПИЯ В о б ъ ект и в е — И н ди я Бомбей — один из крупнейших городов мира, важный промышленный центр и мор ской порт Индии. Более 20 лет Бомбей и Ленинград являются горцдами побратима ми. У того н другого города славное исто рическое прошлое. В городе па Неве семь десятилетий назад залп «Авроры» возвестил о начале нсвой эры. Л Бомбей тремя дссл- тилетиями позже стал центром борьбы за независимость, положившей конец колони альному господству в Индии. Н,А СНИМКЕ: на привокзальной площа ди в Бомбее. (Фотохрошка ТАСС). С Н О В А «ИРАНГЕЙТ»? ВАШИНГТОН, . 27 апреля. (ТАСС). Сенатский комитет по иностранным делам потребовал предоставить в его распоряже ние дневники бывшего сотруд ника совета национальной бе зопасности Оливера, Норта, од ного из руководителей тайных операций Белого дома по про даже оружия Ирану и перево ду части вырученных - средств никарагуанским контрас. ЗА УГЛУБЛЕНИЕ ДИАЛОГА С СССР ТОКИО. 27 „апреля;. (ТАСС). . За углубление диЭлогз и по-' с^упатедьное развитие связей с Советским Сргрзом’ в ра;здич-,. ных областях высказались уча- стннкц состодащеГОся . сеягОАнд-, в Токио XIV съезда, пар-ламен- такой , аосоциации японр-совет ской дружбьь 'Она ..объединяет более 350 деШтатов о т . всех гюЛитшгесзсах пар т^ , пред5:та'- влеипых в Высшем законбда- те:льйом ор 1 'ане страны. Мину вший .год,: етмвчади выст^а®.- пше на сьез-де,- отмечен в ме* ■ ждуяародных отношениях ва жными сдвигами в направле нии разрйдки и развития диа лога между Бостежом и Запа дом.' Позитивные сдвиги намё-. тя.шсь Б последнее время и . в . отношениях межДу Ионией й СССР, которые ■веобх-одвмо расширять и укреплять. Это. 6т- ■вечает интересам' обеих стран, делу мира и добрососедства в ' ' Азии, отметил .нредседатель нижней палаты' яповокого пар ламента Кэндзабуро Хара, В работе с’ьёзда приняла ■уча стие находжцаяся в Янешаи де- .легация парламентекой грушш СССР во главе с председате лем советско-японской секция парламентской грухшы СССР {4. И. Гладким. : РАЗРЫВ ДИПОТНОШЕНИЙ ЛОНДОН,,27 апреля. (ТАСС).' Королевство Саудовская Ара-г: вия 'разорвало дшьлона-шческие . отношения с Исламской Респу бликой'Иран. Об этом сообща ет агентство Рейтер .из Эр-Рия да-. Временному поверенному в делах Ирана в -Эр-Рияде, вы- званному!- во вторник в мини стерство даострапных дед, бы ло вручено /официальное заяв ление правительства. В, нем, в частности, говорится; «Са)удо 1 в- ская Аравия принта решение разорвать дипломатические.от ношения е Исламской Рееггуб- лВжой Иран в связи с вражде бной политикой этой страны по отношению' к королевству 'Са-удовская Аравия и псшытка- ; йя ' нанести: ущерб его нацио- налышм ннтересамзк На црЬтяж'енгш цослединх нескольких лет, указывает нн- формациошюе агентство Рей тер. отношения между эхами, государствами были «весьма напряженными». Они оеойй обострились на религиозной по-- ' чве в прошлом году, когда-в результате беспорядков в Мек-., ке погабли.около -490 паломни ков, .СаудО]Вская Аравия обви- 1 ш,\а ^ этом Иран, утверждая, что паломники ирибьии в свя- - щенную -Мекку не для совер шения . мо.мггвы, а с . провока ционными иамвренижми. Иран «РАБОЧИЕ В СТАЛЬНЫХ ВОРОТНИЧКАХ» : окажутся под угрозой потери рабочего - об этом рассказывает в своей статье «Соцяально- иоследствия роботизации ироизводства в США» кандидат экономических наук С. Зарецкая. Статья го товится к печати в журнале «Рабочий класс и современный мир» во втором номере за этот год. Мы предлагаем читате лям прочитать отрывки из этой статьи и поразмышлять вместе с автором о будущем научно-чехнического прогресса, связан ного с роботизацией. Одна из характерных для 80-х ‘"годов особенностей — быстрый рост применения про граммируемой а.втоматики, в том числе робототехники. В Соединенных Штатах, ,занима ющих в капиталистическом ми ре второе после Японии место по масштабам .роботизации производства, парк промыш ленных роботов- увеличился за 1980—1987 годы в 8 раз, до- I (за 1974—198.0 годы он возрос лишь в 3 раза); в 1985 году объем продаж робототехники составил 595 миллионов дол ларов (в 6,5 раза больше, чем в 1980 году). Роботы использу ются для автоматизаци-. как вспомогательных (транспорти ровка, погрузо-разгрузочные работы), так и основных про изводственных операций (свар ка, окраска, литье, . сборка). Ведущий по 1 ребите.\ь робото техники — автомобилестрое- нце, где в середине 80-х годов была сосредоточена треть всех установленных в США робо тов; они испо.\ьзуются в ави ационной промышленности, приборостроении, металлургии, металлообрабо'гке, текстильной и швейной промыш.\енности и ряде других отраслей. Высокие темпы роботизации прогнозируются и на ближай шие десягилегия. Расшипится круг отраслей, исполго-ующих^ эту технику; она будет более' активно применяться в обраба тывающей промышленности, в сельском хозяйстве, строитель стве, в сфере услуг. По некоторым оценкам, эко номия прямых трудовых зат рат в результате внедрения роботов на американских пред приятиях ■составляла в начале 80-х годов около 60 процентов всей экономии, получаемой от их использования. Применение робототехники ведет к сокра щению не только прямых, но и косвенных трудовых затрат, а также различных материальных затрат. Деловые круги США рассматривают роботизацию производства как один из- важ ных факторов укрепления кон курентных позиций американ ской промьппленности на мгфо- вом рьшке. Парк роботов в США пока еще о-гаоситеАьно невелик, од нако проблемы роботизации производства привлекают в 80-е годгд пристальное внимание профсоюзов, научно-академиче ских. деловых и политических кругов этой страны прежде '.Всего из-за очевидного «трудо вытесняющего» эффекта робо- .'тотехники. Прдчеркивая расту щую роль роботов в'.производ стве, западные эксперты стали все чаще на,зывать их «рабочи (по аналогаи с «сшгими» и «бе- ■лыми воротничками» —. терми нами, 'широко используемыми Для характеристики работников соответственно *и.зическцго и умственного труда), а ускорен ную роботизацию производст ва — «робототехнической ре волюцией». О вытеенрнии. рабочей силы, ликвидации рабочих мест вслед ствие роботизации на отдель ных заводах и в компаниях в целом свидетельетвугот данные многих обследований, прове денных в США. Один, робот . может замещать от одного до семи рабочих. ^ 'Увольняемым рабочим в качестае альтернати вы в ряде случаев ггредлагали «добровольный» досрочный вы ход на пенсию, занятость в те чение неполной рабочей неде ли, разделение рабочих мес 1 ; и т.. д. Установка робототехники приводит не только к увольне- са компаний на новую рабо- чую силу. Следует также учитывать, что профессионально-квалифи кационная структура ликвиди руемых рабочих мест и созда ваемых вновь существенно, раз личаются: вытесняются из про изводства полуквалифйгщрован- рабочие, возникает же спрос первую очередь на специали стов — инженеров и техников по роботам, программистов и т. д. Но профессиональную мо бильность не обеспечивают дей ствующие 9 США программы переобучения. Поэтому создание рабочих мест не может даже -частично «поглотить» вытес ненную в- результате внедрения робототехники рабочую силу. Страх перед увольнениями делает рабочих противниками роботов. Как показал опрос, проведенный олужйой ' Харри са, американские рабочие опа саются, что внедрение роботов вызовет увеличение безработи цы. Известны случаи, когда ра бочие саботировали установку роботов (например, на одном из епаернканских автомобильных заводов). ' ■ ' . . Кроме того, влияние робото техники на условия труда так- ■ же носит противоречивый ха рактер. С ..одной. стороны, она освобождает рабочих рт неко торых опасных, федиых, уто- ^мительныж видов оабот. С дру- ',гой стороны, во вдюгих случа/ ях .ее внедрение не только не улучшает, а, наяпотив, ухуд шает условия труда. Само ис пользование . роботов служит причиной несчастных . сл>-чаев на производстве, которые про исходят гораздо чаще, чем пои экептуатации других видов ав- томати’зированного оборудова ния. На‘американских предяри- ятиях наибольшее число несча стных случаев, связанных с ро бототехникой,- происходило во время ее установки или' репро- граммироваяия, а также при выходе её из строя . Происхо дят они и во время исяыганий 3100 техники и обучения об-» служивающего персонала, ре монтных работ. К началу 80-х годов в США были зафиксиро ваны 5 случаев, когда исполь зование роботов стало причи ной гибели рабочих. Неизбеж ными следствиями внедрения этой техники являются и ин тенсификация труда некоторых груяп рабочих (из-за / ■появле ния у них новых функций), учащение стрессов, сокращение возможности личных контак- . тов (и соотве'гственно рост изо ляции рабочих до-ут от друга), уменьшение свободы передвй- ж'ения в производственном-ПО' - мещении, возрастание мовотон- ' ноети -работы, увеличение шу» ' ' В связи с роботшацаей воз- ’ яйкают, проблемы педготоВки персонала для производства н обслуживания . робототехники:. В 80-е годы подготовке кадров- по робототехнике уделяется в США' растущее внимание ва ■ всех уровнях саотемы образо вания (в средних школах, в- двухгоднчных, и четырехгодич ных колледжах и университе-; тах), в промышленных фирмах и профессиональных общест- Профессиоав.льные ассоциа- цш органиэую'г . специальные • , конференции, семинары и про граммы подготовки Б области ' робототехники для инженеров ,и управляющих. Так, ассоци ация «Роботикс иатернэшя.\» ■ ежегодно, проводит примерно 500 ознакомительных курсов, - на которых обучается около 15 тысяч человек.. Плата за обучение на них высока, и они,- как правило, >посещаются ин женерами из крупнейших кор- порацьш, в 80-е годы социально-эконо мические последствия роботи зации производства в США только начали вроявляться. Бремя. отрицательных со 1 да- ально-экономических последст вий применения новейшей тех ники ложится на плечи трудя щихся, во все большей степе ни испытывающих давление ускоренного устаревания своей квалификации, роста . масшта бов ликвидации 'р.абочих мест и увольнений. («Рабочий класс п современный мир» — АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz