Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
л е н и н с к о е з н а м я „ЧЕГО НЕ УЛОВИШЬ ПРОЗОЙ» Поэтическую почту редакции обозревает член СП СССР Светлана Мекшен в нашей редакционной почте всегда много стихов. Их пишут люди самого разного возраста, разных профессий. Как правило, лучшие стихи, представляющие художест венный и общественный интерес, газета публикует. Но большей части авторов редакции отказывает в публика ции по самым разным причинам. Это касается стихов на чинающих авторов, пока хорошо не знакомых с т’'ебова- ннями к произведениям художественного творчества. Нередко бывает, что авторы, подучивигие отказ в пуб ликации, спрашивают редакцию, где они могли бы по лучить более профессиональную оценку. Учитывая ин терес читателей, редакция обратилась с просьбой отре цензировать поэтическую почту начинающих авторов ли пецкую поэтессу Светлану Мекшен. В обзоре мы решили не называть фамилии, посколь ку речь идет не столько об кндивидуальных недостат ках поэтических произведений сколько о типичных про счетах пробующих перо авторов. ■ Вначале обратимся к Ма стерам; что думали и что го ворили они а цнсательском труде, о литературе, о рабо те йад словом... «Грамотность еще не есть предел культуры для чело века, - писал поэт Нико лай Асеев в книге «Жизнь слова». Грамотность — лишь начало культуры., пер.. вая хтулень ее. фунд’амент ее 'развития. Грамотность стихотворная еще не есть, поэзия-; Она -лишь начало развития культуры поэтиче ской,. соединяющая в себе обширные знания о мире и обществе с- пониманием ос нов-языка.... ...Вот, исчерпывающее- оп ределение поэзии; «чего не уловишь прозой». . Каза лось бы, это сказано слиш ком общие, но- если поду мать, то это как раз и есть водораздел прозы; и поэзии. Если можно сказатВ о чем- либо прозой,- то ведь зачем снабжать это вькказываяие еще рифмами, размерять на строчки й строфы?» А -вот-что писал наринаю- щи!Й авторам Александр Твардовский (.книга «Письма о литературе»). Уместно при вести их. потому, чт-о- авто.-- ры писем- со-стихами,- рнск- нувшие-лослать.. их ...на- суд, известному поэту, и.еза.виси- мо от своего -возраста, обра зования, литературной под- - готовки, мало чём . отлича лись от . ..авторов . стихов, присланных .Сегодня в редак-. цию ' ©блас.тиой- газеты..; «Дорогой товарищ П.! Что я могу сказать о Ваших сти хах?- Это .добро{»овестные и в общем Литературно гра мотные упражнения на обще-' принятые темы ,. в . . них все, что. полагается. в стихах; ео-- блюден взятьрй размер.'., за рифмованы строчки, отчетли во выражено" незамысловатое содержание. Но Вы просите меня поступать со йсей с у - ' ровостью, и я, к сон4алению, только так н-могу поступать, чтоб не обманывать Вас; это нещоэзия. . ~ Выводы Вы- должны сде лать сами.. Но о печатании мр стихи попросту никуда не годятся... Мне кажется, что вообщ'е Вы напрасно за нялись этим делом в столь преклонном возрасте и свя зываете с этим занятйе.м на дежды определенного поряд ка. Литература дело суро вое,.„она; требует всей жиз ни чиловека, и в первую оче редь лучшей ее части ,— молодости, для образованин и труда, да Ш- то далеко не всегда опыты и усилия в. этой -области увенчиваются успехом: . Конечно, никто Вам не может запретить з а ниматься писанием . стихов, раз это >.доета®ляет Вам из вестную радость' на- Досуге, но я советовал- бы Вам по беречь свою старость и не вступать : -в пространную и безнадежную, полемику с ре дакциями и литконсультанта- ми, .справедливо, 'оцениваьр- щими Ваши стихи как не пригодные для печати». ...Читая ' Ш 1 С 1 ма со стиха ми, присланными в «Ленин ское знамя», -авторы- кото ры х '-^ пенсионеры и школь-' ники, рабочие, военные, вра чи, учителя, сельски^ трузке- ш-гки, приходишь к, выводу, что многие-из этих людей,,к сожалению, имеют, скажет прямо, легкомысленное -пред ставление о писательском труде, связывая его с запол- некнем пустоты в часы до суга; Иные из «начинаю щих»,. не успев дождаться, когда просохнут чернила на корявых . словах их. сочине ний, тут -■же, без всяческих сомнений в правильности и необходимости того, на что решились, то есть, <)бнарод-о- вания своих творений, уЖе прибавляют К' своим стихам требования: дескать, если что у меня не так, как на до,' ТО' вы там, в. газете, под- пра'зьте, доделайте — И пе чатайте. А почему? Да по тому,- что темы, на которые я пишу, очень актуальны: о патриотизме, о лг-обви к 'Ро дине, об охране природы, о перестройке, о культе лич ности и т. _д. Иные- намека ют: а также потому, что- я н е . просто автор ^ а, на пример-, учас-гник боев, за Сталинград, или — персо нальный пенсневгер, или — .-нет, -сомнения, что- каждый из нас готов ск,чдаить голову. перед зас- (луженными -наградами-, бое выми ранами,. ' сграданишщ человека... .Но- я уверена, что мы окажем плохую ус лугу ' СВОИМ', лжемилосеряй- ем, если ^начнем' потакать малограмотности, ' - если будем доводить «до конди ций» неуклюжую речь че ловека, крйчсак. склеившего свои слова на бумаге вмес то того,-чтобы пршш и о т кровенно направить челове ка в читальню, н научить, прежде всего, питать- а вчи тываться в ТО;-:- что .создано до него, вслушиваться в род ной язык, запоминать -пра вильность написания и про изношения родных Слов - и уж только потом,- может быть, пытаться писать само- Человек, не владеющий на- выкамй выпечки хлеба, шитья '.одежды, врачевали я больных, вряд ли возьмет на себя смелость демонстри- ровать своё йро'фёесёональ- яое неумение — как мы 'зна ем, . даасе К -проведению' про- фёссиональньи конкурсов тщатёльйо 'тотовятЬя, ещ'е -и еще ';^аз проверяя себя вда ли -от публичЕого'просмотри. Так почему же ягбди, ■кое- как состряпав словесное блюдо, ничуть не с.мущкясь, бегут 'ЭЙ 1 блюдо демонстри р о в а т ь . .И уже не 'странно, а- страшно,- что, .чем пишу щий безграмотнее, тем от кровеннее ’и 'беззастенчивее оф’спенулирувт ,на самом свя том. о. чем всуе не пфгнято. говорить: ^ на человеческих трагедиях, на любЬи к Оте-, ёеству, на разговорах о нравст'вениости и патриотиз ме, на- призывах к правде и совести. - . Я- не знаю, как бы отнес ся Вла;ршяр .Высоцнии ' к ироявдёнию любви, которую детрнстрируют некоторые авторы писем -в. редакцию, но. м огу . пре.;шол<щшты гчто он бы ГЭС просто-нааросто попросил засесть за изуче ние. словаря; Ведь если сам Высоцкий упорно и настой чиво искал нужные для вы- -ражения своих чувств и пе реживаний слова, точно знал, что означает То или другое понятие, образ, то в отличие от него те, кто посвя щает ему стихи, не долго'ду мают,-не сильно мучаются, а пищут,: как пишется,, напри- А был он вовсе не громила, .В нем-сил естественных не жуть. О'н сил духовных воротила. За что его в народе Вот стихоквогрение Друго го автора,' которое, он наз вал «Гласность». , Набор слов — «Вселенная». «Род ной. Сад», «Йланета», «Ра- . .'зум», «Россия», даяге' если эти слова автор написал с заглавной буквы, не дает права на самое существова- - ние такего рода .«стихов», -представляющих почти бес смыслицу, -Она набухала почкою. ^ . весенней и созревала в Род-ном ' ■ • .моем- Саду И. вот разверзлась-шрыврм над Вселенной, круша навек -холодную войну. К .сожалению,, .на таком же уровне написаны и дру гие--стихи ■ЭТОГО' автора, от носящиеся к защите приро- -Может, быть,. тем,, которых . немало.: среди, приславших .;в. газету письма, которые :.-хо- . тели бы получить литератур ный совет, услышать выска зывание по поводу своих пер вых стихов, может быть, имен но, им и помогут тс.Шйсь.ма Александра Твардовского из его книги «Письма о лите ратуре»,- которые ка’к -нел.ь-_. зя. лучше отвечают на все В'опросы начинающих писать. Слово, совет, строгость суж- дешга Мастера,, может, быть, многих нынешних пишущих поставят лицом к истине, от кроют км правду. на кото рую они так удова-ют, по-. рой не желая доверять прав де, если-она исходит из .уст работника редакции... Поэзия — не пасхальное •ЯИЧКО, разукрашенное во все цвета, имитирующее волкое слияние твоих лич ных чувств с общенародны^ мн — только потому, что в твой 'Поэтический словарь внесены такие слова, как- «Праздник Победы», «Весна и Маи», «Перестройка»... Да и это бы еще ничего*. Но, когда трагическое с . ко- .ническвм смешиваеТОя в опу сах, посвященных годам культа,, репрессиям, когда скороговоркой и ленивой ин тонацией обрамлены стихов -Творные изложения о траге- , днях во время последней войны, когда- автор перечис ляет совершенно . бесстраст но, как «пала на войну уй дет, и немцы принесут нам горе, и дом наш беленький сож гут,, оставят дым и се рый пепел, а ты возьмешь-, ся .вновь з а труд, -и дома те бя очень нущ"т такие малень кие дети». Мржно ли от та? кого, сорта стихов взволх-ю- ватьея, проникнуться негодо- ■ванием к врагу и сострада-, нием к униженньш « оскорб ленным? Такие стихи можно писать километрами. - они, как говорится, ни- уму, ни сердцу. Если не взволнован сам пишущий, если ему не чего сказать неожиданного. нового, лично своего, то от куда же возьмется в стихах то, к чему призывал Пуш кин; «глаголом жечь сердца людей»? Нет ничего безнравствен нее для нишущего, тем бо- лёё ' — пишущего стихи, в основе которых, я думаю, скрыта стихия, чем оставать ся . бесчувственныкн ■безраз личным к тому, чем ты ре шил заняться! Но ведь и чувства требу ют насыщения, обогащения, то есть, всего того, дето ча сто нет у наших пишущих: широты охвата виденного, глубины осмысления проис ходящего, четкости оценок своих собственных поступ ков и других. И в заключение сегодняш него разговора. о литерату ре хотелось бы всех, кто до верил редакции свои творе ния, и тех, кто еще только собирается их доверить, прежде всего попросить быть объективными и более - строгими по отношению к то му, что они -пишут, а так же и надеяться на то, что каждый из них с понимани ем и хоть какой-то пользой для себя отнесется к тому, о чем сегодня сказало. Нет ничего проще стать в шоу обиженного. Но зато какая радость ощущается, если те бе открывается тот путь в поисках познания,. который ты нска.ч, если ты прочитал те мысли в чужих высказы ваниях, которые так давно хотел прочитать... •Хочется надеяться, что в нашем общем разговоре мое обращение к Мастерам ли тературы, чьими высказыва ниями я воспользовалась в на чале своей статьи, помогут начинающим авторам в их поисках себя, в их отноше нии к поэзии, к литературе, ко всему, что свято и доро- ВЫШЕЛ в свет очередной,- третий Б этом году, . номер журнала «Подъем»., Он- цели ком составлен из произведе ний молодых литераторов. Мо лодежной тематикой прониза ны й все остальные публика ции номера. «Без преувеличения можно сказать: социально-экономи ческое, духовное развитие, нравственная атмосфера 'обще ства на р-убеже - тоетьего ты сячелетия во многом будет зависеть от трудовой, -общест- венно-гюлитической активно сти. тех, кто сегодня вступает в 'самостоятельную жизнь... Наркомания,- пьянство, -ярости- т-уция, бездуховность и аполи-. тичность.._, Долгие годы сред ства информации .и компетент ные учреждения стыдливо об ходили молчанием опасные, а значит, запретйые темы. Но ' явление, не перестает- быть яв лением, если ..даже не гово рить о нем...» Такими •словами- предвавяет- ся материал -«круглого -стола»,^' проведенного редакцией «Подъ ема», опубликованный в жур нале, Вдумчивый 0 заинтере- - сованный разговор на тему «Молодежь: наши проблемы» ведут ■ЛЮ.ДИ, непосредственно работающие с молодыми. — .доцент ВГУ, кандидат - фило софских -наук- А ;.’П- Дьяков, пведседатедъ народного суда Ленинского района Воронежа Г, В. Бессортов, командио .об ластного педотряда «Искра» млйо'р милиции С. Т. Гаври- СЛОВО м о л о ды м Вышел очередной номер ((Подъема» Публицистика ' представлена в номере также живым и по- настояц’,ему боевым репорта жем журналиста Ивайа" Щело- кова о телефонном -диалоге РК ВЛКСМ с молодежью в Эртидьском районе Воронеж ской области. . «Подъем» публикует расска зы воронежцев Вячеслава Дег- тева, ■Олега- Сысоева,. МЬгхаи- ла Коршунова, Вячеслава Мер кулова, ■белгородцев -Владими ра Бабрша и -Николая Мантро- ва. Одно из «отрфытш!» жур? нала — молодой прозаик из Воронежа Евгений . Коротких. Его. рассказ «Одет серый, дру гой белый» удивляет, (это пер вая публикация автора) своей 'ской ■глубиной,.. своеобразием лексики. Среди авторов номера — липчанин -Владимир, Петров. Родом он из села Замартынье, окончил Воронежский техноло- ■гический институт,. работает инженером ' . реставрационного участка _областного. . управле ния культуры,- Очерки, расска зы и повести В, Петрова уже печатались в , журралё «Пбдъ^ ем», в - коллективных ,,сбории- ках.' На этот раз .читатели мо гут познакомиться с его рас сказом «П-ут-ятиао...Уходящее...» Это гкороткий, но мягкйй - и неторопливый рассказ .об од ном из зимних вечеров в Пу тятине, этом «странном стеП-. ном селе на тракте,, позабы том теперь, -но когда-то ожив лённом»'. Сюжет незамыетоват. Собра.лись в одной из хат жен щины, ПЬЮТ чай, в -юто ^щ- раюг, колючими фразами пере брасываются, разные смешные истории рассказывают. ■А- се ло («медленно вымирающее», жители понемногу .- перебра лись на -центральную усадь бу, вот и собираются:бабы на свои посиделки, обсуждают уходящее, с грустью разм4,пи- ляют о будущем. Занимают йх и ((Серьезные» мысли. Вот, к примеру,--монолог- Анны—Про копьевны, «громкоголосой вы сокой ■одинокой старухи»; «,..Я намедни спрашиваю со седского Борьку — на кани кулы он приезжал, из- сту дентов, — правду ли говорят, что Земля крутится, ай ^нет? Да, отвечает, крутится) Тут я - ему ' .Ьопроеик — да не в бровь, а в глаз: я вот, мол, семой десшток, живу в этом доме. И родители, царствие им - небесное, ; в нем померли. Так ом хоть раз задом к . солнцу повёрщ"лся? Как солнышко в - одно ок но светило, так и све тит. А пошто бы ему с друга-- го-то 'бока не заг.лянуть, коли. земля вертится? Онтык-мык, да не туда! Орбита,. мол, не пу щает. А я ему •-— знаем мы орбиты ваши: один всю жизнь в почеГе йа богатстве кружат ся, и закон ему ншючем, а другой как- рыба об лед бьет ся!.-Что, орбита мешает, что?, бы и ему солнышко поласко вей -посветило?..»- Пронзитель ный, грустный '-рассказ- напи сал В, Петров. , -С' -интересвыми подборками стихов выстунили, в журнале белгородцы Геннадий Ураков-и Татьяна Ожйникова, ■к-урянин Вадим Корнеев. -. В номере напечатаны также. аналитическая статья критика Ирины -Слюсарезой «Построе ние яростоты» («опыт прочте ния» .романа, Ел. Набокова ((Защита Лужина»), рецензии; на сборники стихов Г. ..Руса кова'((Время птицы» и Л. А6-. дулииой «Пока- горит пресвет- лая звезда»• и.другие материа- Думается, что читателям, ин тересующимся творчеством мо-. додых- литераторов,- ■этот 'но мер..,журшла_ ..«ПяАЬем» .при дется по душе. А. и о ж и а -Н АШ И КОНСУЛЬТАЦИИ • ДОМ в. КРЕДИТ в .р.езуяь'тате реформы ба- иковской- систе.мы ■соецега"- тельные . кассы, , как -и-заест- . но, преобразованы в -учреж- денря Сберегательного 'бан ка. С 1-января .1.98Й .года, в дополнение к .прежним услу гам, они выдают - кредиты насел.ей.ию, : На .какие цели выдается кредит’ ■ - В сельской местности кре- ' ЗИТ выдается на стрви-тель- ство индивидуального .жи.до- го л-эма вместе с налвопны- ,. ми постройками — .д ^азме^ ре до 20 тысяч рублей с- пбгашение* в течение. 50 лет. начиная с третьего года после -исшдиения ссуды. - -Выдается также- ' кредит 30 4' хысядг рублей с погаше нием В 'те^енив 10 лет, на- щгная -е-трётьего года после I пол'учен-йё--ССУДЫ, на рекон- ' с.трукии-ю н капитальный ре- ■йЬят 'инди-ёндуальных шилъ'х дОмов с _надвор:- 1 ыми , . пр- сщойками- Д опустим , хозяин задумал провеетш' водопро вод, г.аз-, канализапйю или постгюить' погреб, сарай. Он вптаве обратиться к нам .и получить недостающую сум- -'Горошанин -тоже имеет право в-зять-кредит на стро ительство ■ индивидуального жилого дома-С щадворвыми постройками в размере до 20. тысяч рублей с погашением В течение 25 лет, а на реко нструкцию и капремонт —до 'трех тысяч рублей, с пога шением в течение Ю лет, начиная с тоетьего года по сле получения ССУДЫ. Кроме того, в городах, по селках городского типа и .с е льской местности'предусмот рена выдача кредита в , раз мере балансовой (остаточной) стоимости строений на их ПОКУПКУ, но не более 20 ты сяч рублей на срок до 25 .чет с погашением со следу ющего года после получения Ссуда может быть выдана в размере до’ тысячи рублей с погашением в течение 3 лет на приобретение обору го .жил, 0 Г 1 . дома- - , Первоочередным правом ПО',лучения кредита пользу ются граждане, доставленные на учёт для •V:лучшения жи лищных ■условий в исполко мах местных''Советов народ ных депутатов, на предприя тиях и в’органи3ациц?;.'3а‘.по- льзование кредитами на ука- заян-ые- ц-ели- гра-жданё-, -про живающие в сельской мест ности. уп-яачивают'Сбербан ку, 2 процента годовых, а . в . городах и поселках городско го-типа — -3 процента. Инвалиды и • участники Великой Отечественной вой ны, семьи по.г'ибашх в-оеано- служащих и приравненные к ним .яйца освобождаются от уплаты процентов за- пользо вание кредитом- Кроме того, указанные лица, я также многодетные матери -погаша ют- все ■вышеуказанные ссу ды начиная с 'пятого года после их-.пол\'чения- Если граждане, взяв кре-. дит, используют его не п-о целевому. яазна.чению, Сбер банку предоставлено право взыскивать досрочно, задол женность по ссудам,, с начи слением на всю сумму кре дита до 12 процентов годо- Многие спрашивают;» ка кие документы необходимы, чтобы по.ду) 1 Ить кредит? В Сберегательный банк нужно* представить ■ заявление о выдаче ссуды по установлен ной- форме и обязательство также по форме в двух эк- земпляра-х- .Указанные фор мы заявления и обязательств ■можно ПОЛУЧИТЬ в городском и районном отделениях Сбербанка, которые произ водят выдачу кредита. З а мечу, что филиалы и агент ства отделений Сбербанка' выдачей кредита не занима- Кроме того, требуется справка с места работы с указанием получаемой зара ботной платы 'и су"мы про изводимых и-з нее у;кржя ний- Если человек- не рабо тает, •то обязан ' предъявить пенсионное, ■удостоверение. Многодетные семьи предста-. вляют свидетельство, сведе ния из. которого проставля ются на -обязательстве. Наряду с -ЭТИМ представ ляются документы для полу? чения кредита; — строительство инди видуального жилого дома — справка- иедрлкома местного Совета народных депутатов о выделении земельного уча стка под застройку дома с указанием сметной стоимос- —. -на строительство над ворных построек для содер жания скота и птицы и хра нения ■ сельскохозяйственной продукции — справка мест ного Совета народных депу татов о том, что. заемщик яв- ,ляется в.дадельпем дома и .не имеет. надворных постро- . -На реконструкцию и капитальный ремонт индиви дуальных жилых домов с на дворными постройками, при соединение их к инженерным .сетям — справку местного Совета народных . депутатов о том, -что заемщик являет ся владельцем дома., с пере чнем работ, которые необхо димо -провести; — ' на покупку индивиду альных жилых домов — справку бюро технической инвентаризации о балансовой (остаточной) стоимости стро>- Выдача кредита по всем видам, кроме ссуд на инди видуальное жилищное строи тельство, может- производи ться как • в полном размере оформленной суммы, так и частями. Средства можно получить наличными деньгами и-дй в порядке перечисления на оп лату счетов .торговых, стро ительных и транспортных предприятий и организаций, а также чеками Сбефегательно- го банка СССР в пределах всей суммы открытого кре Если кто-то'получил ссу-: ду ,п.о ранее . действующему порядку и не'закончил 'стрв? ит.ельство, или капитальный ремрнтсвоего до!» 1 а, он мо- - жег'' при . необход-имости. по лучить дополаительную ссу ду с тем, чтобы общая., ее -сумма не превышала. 2.0, ты сяч. рублей на ст-рбйтельство жилого индивидуального дч4- ма, а на капитальный ре монт 4 тысячи рублей в. се- - льской местности и 3 тыся чи рублей в городах и по селках городского тйпа., В это.м ■-случае . обязательства заемщиков подлежат пере-, оформлению. в установлен ном порядке- Наряду с новыми видами кредита учреждения: Сбер-. банка продолжают выдавать населению ссуды до 5 тысяч рублей на застройку, и бла гоустройство садовых участ ков. с погашенрем в течение 10 лет, начиная е третьего года после получения. Такой кредит может получитд, то лько член садоводческого то варищества при условии, что у него на участке нет строе- . . Вьщаются ссуды на .при обретение коров до 1000 рублей сроком на 5 лет, на приобретение телок — до 500 рублей, сроком на 5 лет. Для. проживающих в сель ской местности предоставля ется кредит на приобретение средств малой механизации для выполнения работ . в личном подсобном хозяйстве до 1000 рублей с погаше-. нием в течение трех лет- На хозяйртвенное обзаве? дение молодым специалис там, ок-ончившим средние и ■высшие учебные заведения и направленны.м на работу в сельскую местность, -— до 1000 рублей сроком на 5 Необходимо иметь в .виду, что до 1 июля этого года ссуда на -указанные пели вы дается независимо от уста новленных лимитов* В даль нейшем же она .будет вы.да ваться в пределах выделен ных лимитов- Часть кредита может вы платить предприятие за сво его работника из фонда со циального развития- ^ _ Ф. КРИВОНОСОЕ, начальник управления Сбербанка. ЧТО МОЖЕТ ТЕРПСИХОРА.. Заметки о празднике бального танца в яркое, незабываемое зре лище вылился состоявшийся кедавно -в Липецке празднвж. ба.льного, тайца «Весенние фан- Первый день конкурса про ходил во Дворце культуры ЛТЗ, где состязались танцева льные пары городов II райо нов области. Во второй день- -во -Дворце спорта «Юбилей? ный» -демонстрировали свое мастерство - танцоры Москвы, Рязани, Липецка,- Воронежа, Ярославля и Калинина. Концертъ! ансамблей бально го танца пользуются, большой популярностью' у. липчан, и потому .желающих попасть на конкурс было много. Б'олее' 3,5 тысячи зрителей, собрав-, шнхея во Дворце спорта, слов но завороженные, почти ' че тыре часа ■не отрцтаясь сле дили за происходящим.на сце не. - Действительно, прекрасное не оставляет равнодуйшьш ни- когр. Это был настоящий фей ерверк танцев, ритмов, кра- . Рок, карнавального веселья. Сравнительно молодой жанр художественной самодеятель-. ности' —; бальные танцы — стал любимым -увлечением большого числа молодежи. А конкурсы в нашей стране на; чали проводиться с 1965 года. За это время усложнился и рисунок танца, обогатилась его композиция. Более элегант ными и подтянутыми выглядят исполнители.. А сколько фан- 'тазии в причудливых костю мах! За всем этим стоит ог ромный труд. . Наша липецкая, публика та кие конкурсы видит редко. И все же не могу не отметить, . что ведущ^ праздника Свет лана Середа ничуть не усту пала Авторам телевидения, а комментировала конкурс прос то блестяще. Много лет она отдала искусству бального тан- ' ца в ансамблях города, рабо тая учителем хореографии в детском санатории «Восход». Светлана настолько смогла проникнуться важностью се годняшнего мероприятия, что была, пожалуй, главным ре жиссером праздника. В конкурсе были представ лены разные по сттю и ма нере исполнения танцы евро пейской и латиноамериканской программы, это: медленный вальс, танго, .фокстрот, ча-ча ча — быстрый и етремитель ный танец-состязание: сам бо — королева бразильских карнавалов;, строгий и торже ственный с четким графиче ским - рисунком испанский- та нец — пасодобль и другие. Победителями первою? дня на областном- конкурсе стали танцоры из Липецка и Ельца Наташа -Долматова и Сергей Коростелев, Ольга Скопинцёва и Герман Ложков. Сельские районы были иредставлен-ы, -к сожалению, слабо. Не принй- ли зшастиё танцоры гЧаплыГин- ского, Хлевенского, -Лебедян ского, Добровского районов. Более многочисленным ока- .ся конкурс классам. «Д» Высокой поэзией и исполни тельским мастерством, сла- женнос'пда и взаимопонимЦи- ем в танце, пластикой Д'вижв- ющ покорили . всех. -Инна и Олег Куляевы из Рязани, за- йявшиё первое место и приз нанные самой элегантной па- Лирический дуэт Светланы и Ащдрея Киселевых из ансамб ля ■((Грация» . Липецкого науч но-методического центра то же не отставал от. гостей, особенно в латиноамерикан ских ■танцах, и, кажется, чле ны жюри несколько строже отнеслись к ним, присудив то лько второе место, а в евро пейской программе — третье. Их .соперниками в борьбе за второе и третье места ста ли Наталья Козлова и Миха ил Терехин из Ярославля,, от личившиеся искрометнбетью и темпераментностью исполни тельской манеры. В классе «Д» все три мес та были присуждены танце вальным парам цз ансамбля «Грация»; Инна Бортник и Максим Сороколетов, Света Смольянинова й Олег* Раздор- скйх, Наталья Черкашинё и Александр Корякин. ■Равных им не было. 'Праздник удалей на славу.- Но он навел и на грустные размышления. На протяжении всего конкурса не покидало чувство сожаления, что баль ные танцы все-таки все боль ше превращаются в сцениче- ежое искусство, доступное не всем. На танцплощадках — одно, а в ансамблях — сов сем другое, какая-то «высшая математика». ■ Что мы наблюдаем сейчас в залах дворцов ■культуры, на эстрадах парков? ' Как выгля-. тура? Для молодежи — диско тека, «для -тех, коку -за 30» — танкы под- духовой оркестр. В некоторых горо,дах проводят танцы «для тех, кому -за 50», Мож'ет, и есть в этом смысл. Но во времена Пушкина та кого разделения не было, и преблем воспитания танцеваль ной культуры и этики — то же, мамы" и дочки,- папы и' сыновья ходили •на одни и те же балы, что никого не сму щало. Можно сказать в - оп равдание, что, мол, народ не имел доступа на эти балы. Но что же мешает людям -сей- , ’^*'мение красиво танцевать само собой не приходит. А держатся пока бальные ■ тан цы у нас на группу энтузиас тов и- родителях, осаждающих в начале учёбного года студии и кружки нашего города, ста раясь записать в них св’оих де тей. И правильно делают, что бер-ут «штурмом», -потому что с детства*-необходимо ушить детей танц&м — -а ' это озна чает, прежде всего, нормаль ное физическое , развитие, ' а наравне с •ним эстетическое, музыкальное и даже нравст- Что же делается у нас, что бы танцевальная культура, культура общения* в местах массового отдыха, на- моло дежных ве-черах Стали выше? Пока ничего. Говорят, «затанцует школа, затанцует весь народ». При мер тому -работа прибалтий ских школ ’ по эстетическому воспитанию детей. Более, чем за .10 лет свое го существования, два крупней ших народных ансамбля" баль ного . танца нашего города *ч- «Грация». ОНМЦ и эстрадного «Ритм» Дворца культуры ироф- союзов научили сотни . юно шей И: девушек красиво тан цевать. Все они остались дру зьями этих- -коллективов, не пропускают, ни .одного концер та. Среди этих ребят нашлось бы много способных педаго гов по основам ритми:*«и и бальных танцев, которым дав но пора отвести необходимое место в системе эстетическо го воспитания в школах. А. МЫЗНИКОВА. НЛ СНИМКЕ; па праздни ке бального танца «Весешше фавтазич». I Фото А. ЩУРОВА. На лирической волне ❖ Б. ШЛЛЬНЕВ Б л а го д ар ени е ,л е с а к За песнями омытую зарю, ‘За таинство цветенья и рожде 11 ья, За щедрую науку одаренъя Тебя я, летний лес, благодарю. Когда же силы отданы борьбе. , Ни шащеи нет, ни песен...- Зябнут руки... За горький дым прощенья . и разлуки. Осенний лес, я'кланяюсь тебе. Под белым пеплом умерших В снегу каленом по колени стоя. За полные пригоршня жизнестоя 'Поклон тебе, бессмертный . ■ , зимний лес. И —“ шапку, оземь! .— круг замкнулся вновь. Весенний лес, поклон твоим обновам За .воскресенье .- . • праздничного слова, Зз жизнь,, за вдохновенье, ...за любовь. * * * ■ Есть редкое родство души и звука. Которым величается она. . «Есенин» *—- и начнут леса аукать, ■Откликнется -речная сторона. Светло березы выдохнут: «Есенин»—- И .клен листву нацедит Сама Весна .заплачет,- • ■ . - рассмеется. Пройдет- дождем и солнцем по Земле. И знак венчальный ' . в памяти сотрется — Прощалышй знак на' песенном челе; И. ХАРИН Ладит-брат дубовую соху. Я, тихонько прйё.лбяясь к окошку, ■ по совету старших, ; . . отдохну; . завтра перепахивать ' картошку. : 0 т воехо,да -. . до йаната д н я— ' в. той сохе; . ' • без суеты и крика, быть 'пай -вместо . . -чалого коня — всей семье, от мала - . до .велика... Обойгжет сердечко, . как огнем, мысль о том, что в -этом мире звонком стал я. сразу тягловым конем, так и не побегав. жеребенком... А. ТАМЕОКСКАЯ Детство На случай последний — ра злук уи горе - Оставьте лазейку мне- в старом ’заборе. Я плечи втяну', . я ссутулюсь, как мим. Чтоб ‘детство увидеть хотр г.лазом одним. Там реки небыстры и взгорья пологи, Там саженцы-дети стоят у дороги. - Там солште, тая ветер, ■ там чудо-трава. Там Валькина мать — , тетя Маня — Там плач,ут; не так и смеются иначе. Там, добрый тряпичник «а ласковой кляче На яркие к-раски меняет старье. Там мамийы сказки. там счастье мое.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz