Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
14 апреля 1988 № 86 (18 083) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Помнится, на областном <кминаре учителей, состояв шемся в конце прошлого го да, зашел разговор о взаимо действии школ с творчески ми организациями и учреж дениями культуры. На встре чу с педагогами пришли пи- .сателн, художники, ат-еры , культработники... Беседа была спокойной, деловой до тех пор, пока не заговорили о связях школы V ; и учреждений культуры, осо- . бенно на селе. Претензий высказано было много. Учи теля отмечали: редко культ работники ' заглядывают в • школы, да и в клубах детя.м часто заняться нечем. , Что и говорить, все верно Невысок еще вклад культ' работников в эстетическое воспитание учащихся, И при чин тут мйого: и слабая ма териальная база сельской культуры, и низкий уровень ■ профессиональной подготов ки клубных специалистов, и острейшая нехватка в обла-. сти нужных кадров для раз вития-детских самодеятель ных талантов ■— хореогра фов, 'руководителей изосту дий, оркестров народных ин струментов. Но. к сожалению, бывает, что усилиями многих органи заций возвели, наконец, в том или ином хозяйстве настоя- , ищй дворец. культуры, а отдачи от Аего никакой. Как раньше пустовал старенький клуб, так и нынче пустуют большие залы дворца. В чем • тут-то дело? Начинаешь, от кровенно говорить с его ди ректором и слышишь... уже знуомы е мотивы: плохо по могает интеллигенция села. Учителя местной шкоды са ми в кино перестали ходить. Слушаешь взаимные упг ' реки работников школы клу бу, клуба — школе и дума ешь; и что им мешает вме сте, сообща найти золот 5 ^ю середину? Дело-то у них од- ...Признаюсь, ждала я при вычных претензий ко всем тем, кто обязан', но «плохо помогает» педагогам, начав . разговор с завучем—органи затором внек.яассной и вне школьной работы липецкой средней школы № 2-1 Ниной Леонидовной Маликовой. Но все тут было наоборот, на особицу. ' — .Н аш 15-й микрорайон, — пояснила она; — район- новостроек, многим обделен. ■ На кого жаловаться? Нет у , нас ни дома • культуры, ни кинотеатра, ,яи спортколш- ■лекса... - Начали почти с ну ля. Зато научились ценить вдвое то. что имеем. ...Чтобы понять, чем и как живет школа, что опре деляет, ее незримый мир ду ховности, лучше всего не .спе ша пройтись по ее классам, ^ коридорам. У" 21-й. — свое лицо.' И — .это отмечаешь не по особо му комфорту, хотя шефы из д е к помогают украсить интерьеры, до. образца шко ле все же далеко. Дело в другом. Прямо у входа — броский репертуар школьного кинотеатра «Раду-* ' га». На правах самоуправле ния он работает без выход ных, сюда можно прийти с родителями. Тут же, в ве стибюле. необычное для мно гих других школ объявление. Выпуск', «Новостей» инфор мирует..обо всем замет ном, интересном в культзф- ной жизни школы и родного 'города: о наборе в студии дворцов .культуры,. об ожи- . даемых спортивных праздни ках, о новых спектаклях в областном :драмтеатре... У - такого стенда поневоле за- ' . держишься, задумаешься — не слишком ли скучно жи- ; к вешь, когда вокруг столько ' Р событий? Школа не только инфор мирует,, но и предоставляет ребятам . большой выбор по лезных . занятий в свободное вре.мя. ...По ступенькам спускаем- . ся вниз и попадаем в спорт- ,зал; залитый светомг . — Сергей Петрович! Ког да в следующий раз? Мальчишки, еще возбуж денные от занятий, обступи ли педагога. . ' Тренер спортклуба «Юный богатырь» Сергей Нацвий с гордостью показывает свое хозяйство; вот зал для клас сической, борьбы, там нака чивают мышцы тяжелоатле- . ты... Гири, гантели, велотре нажеры, комплекс «Здо-. ровье» .— многое есть для. того,' чтобы растить, чемпи онов. Этот филиал спорт- ■клуба . «Новолнпецк». по явился -в-нодвал-; школы все- • го дща гона назад по, иници ативе недаюгов,. при ' помо- ши НЛМК. родителей, обще ственности микрорайона. Бы- ,^ло нелегко. Вьшосили на ру- Аа.х грунт, обш.ивали дере вом стены, да мало ли.. До сих пор' спортклуб развива ется, -не Б.се в яе.ч еше уст раивает. Б перспективе здесь будет -; восс-ановительный центр здоровья, но—д.ля это го надо'*, расширить помеще ние, построить -ауну. Но главное - спортклуб есть. Д л я . .все- открыты его^ двери, сюда ходят и -учащи еся ПТУ, студенты, но ос новной контингент — школь ники из 21-й ' ...А этот спорткласс по явился в самом'здании шко- ' 4 * " * " / ' ^ ШКОЛА; ПРЕДСТАВЛЯЕМ ОПЫТ- ПРАЗДНИКИ ВРАСПИСАНИИ в коллективах учебных заведений области проходит сейчас обсуждение решений февральского (1988 г.) Пле нума ЦК КПСС по проблемам народного образования, на мечаются конкретные планы по их реализации. Речь йдет о многих аспектах кардинального обновления высшей и средней школы; повышении качества знаний, ответствен ности ученика, студента за главный ежой труд —- учебу; дальнейшем улучшении материальной базы учебных заве дений; о проблемах, связанных с идейно-нравственным воспитанием подрастающего поколения... Словом, впереди большая творческая, созидательная работа, в которой есть где приложить силы, умение, зна ния и учителям, и руководителям учебных заведений, и работникам базовых предприятий, организаций и строек, общественности в целом. На этом пути к обновлению школы сейчас особен но важен опыт творчески работающего учителя или кол лектива, партийной организации, опыт взаимодействия школы, семьи и общественности, школы и базовых пред приятий. Важно заметить и рассказать о том позитивном, что будет рождаться и уже рождается в ходе перестрой работы учебных заведений. С этой целью мы и вво дим новую рубрику; «Школа: представляем опыт». Сегодня речь пойдет об опыте липецкой средней школы № 21, педагоги которой поставили перед собой цель — сделать школу центром культурно-воспитательной работы в своем микрорайоне. _ Мы надеемся, что новая рубртса привлечет внимание учителей области и что они, в свою очередь, со временем станут и нашими авторами. Ждем ваших предложений! Честно говоря, из квартиры, где разместились юные по вара и кондитеры, уходить не хотелось; такие вкусные аро маты там, витают, так празд нично за столом, .застелен ным красивой скатертью! А вот зал, где можно пехза- ниматься спортом, провести дискотеку для старшеклас сников. Танцевальные вече ра ■бывают и в ншоле, куда, кстати, пускают всех ребят микрорайона.' Но в дни кани кул ребята больше любят уют «Наденады». В клубе — самоуправление, школьники сами задумывают праздники, сами их готовят, сами следят за порядком на . вечерах. Сколько, фотографий они •показали мне из своего клубного «архива»; КВН и «Что, где, когда?», вечер бального танца и общие дни рождения. «Надежда» объе диняет более трехс'от маль чишек и девчонок- лы недавно, с доброго согла сия директора школы П.. М. Колесникова. Кое-что снесли, сделали пристройку, стены обили рейкой, вмонтировали, зеркала, оборудовали с по мощью ДЮСШ ЛЬ 3 класс для занятий боксом. Так и возник клуб «Виктория». Тренер Г. С. Ма-таков' и' учитель физкультуры В .И. Калмыков, оба ревностно любящие бокс, учат ребят мастерству, воспитывают бой цовский характер. — Отбоя нет от ' мальчи шек, — -говорит Геннадий Сергеевич, — но мы не вы бираем, принимаем в сех . ' Выло бы желание. Уже и первый стенд спортивной славы у «Викто рии» появился ребята ус пешно ■выступили на город ских соревнованиях. В стенах школы нашел приют и подростгювый клуб «Надежда».' по сути, уни версальный центр организа ции' досуга ребят. В нем че* тьфе секции. Хочешь — з а нимайся борьбой под руко7 водство.м кандидата в ма стера' спорта г 1 бмр и.' А. А. Торопцева. Любишь рисовать — иди в изосту дию учителя рисования Е. А . ' Глебовой, Мечтаешь на учиться красиво танцевать — поможет хореограф Дворца культуры профсоюзов В. В. Угловой. А'’ об. оперно-хоро вой студии хочется сказать особо. .Занимаются в ней под руководством преподавате лей детской музшколы X» 8 (она размещена в здании 21-й) самые маленькие, уче ники' 1-—4 классов. Не про сто поют — ставят спектак ли. Есть у них и сцена, и декорации, и настоящие те-' атральиые костюмы: их бес корыстно йощилн, .узнав о необычной *затее в соседней школе, девочки—учащиеся ОПТУ ЛЬ 28, Первая премь ера оперы «Репка» прошла н а «бис». То ли еще,будет... А теперь о досуге' ребят в микрорахйоае. В маленьком, кабинете завучаюрганйзато- ра Н. Л. Мал- ;:овой. когда собирается весь культурный «штаб», становится тесновато Сюда, приходят нй совет ра ботники Октябрьского Дома пионеров, профкома произ водственного , объединения «Липецкий тракторный за вод», ЖКО, преподаватели ДМШ ЛЬ 8. йзилиала город ской станции юных технн- Именно школа координи рует план культурно-воспи тательной работы с детьми во всем ■микрорайоне. Под . \ ее -руководством работает расположен'ньтц недалеко от школы подростковый . клуб «Эстафета». который воз главляет. педагог С. П. Сла- бухо. 250 квадратных ' мет ров первого ,этажа жилого' дома по улице .Водопьянова,, 16 представляют собой' госте приимный дом для ребят всех возрастов. Они могут здесь; освоить фотодело, на учиться резьбе по дереву., чеканке, макраме, вкус>«) го-' товить в клубе «Хозяюшка». он размещается в комнате школьника- Руководит им оедагог Т.' В. Мухина. Ребя та ведут поиоковую, работу, собирают материалы' о пер вых чекистах, краеведческий материал с ' целью открыть свой музей- Уже наладили связи с музеем с. Частая Дубрава, побывали летом в Данкове, Ельце. Школа и ее юные краевед ды .ртали инициаторами от крытия на одном из домов по' улице Водояьяно'ва мемо риальной доски в честь ге- роя-земляка. Предвижу вопрос чит^теля- скептика; столько кяуб- . ной, кружковой работы, да ..когда же справляются „ ' со всем этим и без того загру женные учителя? Да, в ос новном с ребятами работают учителя- Вот лишь' одна ци фра. В щколе действует 71 кружок. Некоторые из них перерастают в .студии. Неда вно, например, на базе лите ратурного кружка ро,дилась театральная 'студия под ру ководством Т- В. Папсеевой- и Г. ,Н. .Бауриной- Педагоги 21-й настроены на общение с детьми во вие- ' урочное время, и это опреде- щяет' их услех- В . начале -учебного года в школе про вели анкету: «Где бы ты хотел проводить свободное время?» Анкета многое дала. Некоторые классные руко- ;водители йо-новому .увидели своих «трудных». ’Как же так?. Считали мальчишку п-ассивны.м, -а он, .оказывает ся, на станции юных техни ков ходит в талантах? Немало неожиданного при несла и учителям, и родите лям.' общешкольная выставка рюбячьих поделок- Дети от- ' крывали взрослым свой со- .кровеняый мир.... Эта выставка подскадала; нужны общие праздники и в мшгрорай'ояе. Их инициато ром снова стала школа, пе- . дагоги. Сначала организова ли праздник с ярмвркой из делий, изготовленных уча щимися. с концертом юных артистов. Получилось-' Люди с удовольствием на него пришли н, главное, семьями. Затем провели большой но вогодний уличный карнавал- — Хотим, чтобы такие праидникй у нас в микроб- районе стали традицией, — говорит Нина Леонидовна. Что я;, станут. У школы много помощников-энтузиас- ' тов- Да, часть педагогов, тренеров, воспитателей руко водят кружками, студиями, секциями по- совместительст ву. Но, скажем .прямо, плата за труд их занятий с ребя тами ЧИСТО; символическая. Школа нашла нужных лю дей, сумела убедить их в важности дела В'Ьспитания детей, разбудила в них пр- трюбности в педагогическом творчестве- Монташшгк НЛМК Александр. Чеботарев занн.мается с р ентами фо- тодеяом, логопед А. Е. Ко*- зерез учит их искусству ма краме, воспитатель детсада И. П. Овчинникова ведет клуб «Хозяюшка». Поговорите с ними и поймете: не в двад цати-тридцати; рублях ' тут дело —- им самим, нравится нести ребятам радость, это — влечение Ш д>чня, а не обяза-нностъ. Мир детства щедро одаривает и их доб рыми чувствами- За последние два года в щколе . сократилось ш ело ■ правонарушений. Что спосо бствовало этому? Однознач но не ответишь. Конечно, это результат продуманной системы организации досуга ребят. Важно и то; что по рядок в школе и микрорай- сже наводят сами подростки, многие старпеклассниЕИ яв ляются членами оперативно го комоомолъсного отряда. Хорошие связи у педагогов с работниками милицщ{ —под* полковником А. В. Смирно вым, начальником.опорного пункта В. А. Ролдугиным и другими. 'Учителя ищут со- гозгогков в семье, среди ро дителей; проводят коиферш- ции отцов, рейды по провер ке занятости свободного вре- мепи ребят в вечернее вре- Как-то недавно подсчита ли: среди пап и мам 51 .ме дицинский работни.к, 32 юри ста, десятки инженерно-тех нических работников... Вот это актив. А у.меет ли шко'ла его как следует использо вать? Покалю всегда. А что делать с «трудны- .ми» .семьями? Ведь нем'зло таких; на производстве — передовик, дома же — хули ган и пьяница. ’В трудовом коллективе, и не догадыва ются подчас об этой «обра-т- ной стороне медали». А ведь влияние товарищей по рабо те на такого горе-родителя может быть очень сильным. Проблем не.мало. и их ре шение. нельзя' - откладывать на завтра. Досуг ребят, за нятости любимым делом — это их завтрашний духовный багаж, При^шатся они сегод ня ценить время, наполнять ■его умньш содержанием, . н завтра не разбазарят попус ту свою взрослую яшзнь, станут полезными обществу людьми, отзывчивыми на ■до бро и чуткими к красоте. Хорошшш станз^т ж дьми . ' Л. ДУБИНА. НА СНИМКАХ: в «лубе «Хозяюшка» сегодня нек>’Т блтшчики. Тут же пробу бе рут подруги, а угощает Ок* сана Простева (в центре); чеканщики Максим Шресто- ронин (слева) и Виктор Ша турни готовятся к выставке; Коля Быков уже вполне ос воил резьбу по дереву. Фото А. ЩУРОВА. Ветераны в строю Заслуженным автори тетом ноАьзуются в тру довом коллективе лебе дянского совхоза «Слава» нередовые доярки А. А. Зе^ряева. М. Ф Афана сова. 8. А. Текутьева в К. А. Глазунова. По четверти века отдала каждая из них совхозному животноводству. Наставни цы молодежи подготовили себе на фермах смену, пе редав свои знания и гастер- ство' молодым подр-угам. На торжественном собра нии трудового коллектива ' им вручены медали. «Вете ран труда». Тепло поздрави ли товарищи своих ветера нов. которые и сегодня за дают тон на 1’дарной вахте третьего года пятилетки, С; ИВАНОВ. Подведен состоялась' ная лекция о стратеган ускорения — «Пробле мы внедрения новых ме тодов хозяйствования». Ее прочитал кандидат эко номических наук, доцент МГУ Д. Е. Городецкий. Таким образом, подведен итог курсу экономической учебы, проелущанно.чу трак горостроителями и затро нувшему наиболее важные стороны жизни производст ва — хозяйственный расчет, самофинансирование, бри гадную форму организации На последней лекции рас сказано о тех трудйостях, с которыми сталкиваются предприятия,- осуществляя ' экономическую рег^рм.у. За тем — отв<*ты на вопросы е . ПОРЯДИн. МЕЖДУНАРОДНА » ИНФОРМАЦИЯ НАКАНУНЕ ПОДПИСАНИЯ ВАШИНГТОН. (ТАСС). Пре зидент Р. Рейган цб-ьявил в понедельтшк, что он .просил государственного секретаря Дж. Шульца представлять США на церемогаш подписания на этой неделе соглашений по по литическому -урегулировешию вокруг Афганистана, вырабо танных на афгано-пакистанских переговорах в Женеве через личного- представителя гене рального секретаря ООН Д Кордовеса. Это объявление было сделано после совеща ния президента со своим.и ве- д-ущими виешнеполитичее-кими советниками. Выст-уиая затем на пресс- конференции в .Белом доме, госсекретарь США охаракте ризовал, выработку женевских док-ументов как екругшый на циональный* и международный успех». Дж. Шульц кратко охарактеризовал суть соглаше ний, которые поедстоит подпи сать в Женеве. «Первый доку мент, — сказал он, — пред ставляет собой обязательство Пакистана и Афганистана стро ить своя отношения на осно ве установленных принципов невмешательства и отказа от агрессии. Второй документ представляет собой деклара цию, Котору подпишут Со единенные Штаты и Советский Союз в качестве гарантов с обязательством уважа-гь суве- ренитет Пакистана и Афгани стана, а также соблюдать обя зательства, которые Пакистан и Афганистан взяли на себя по первому соглашению. Третий док-умент имеет отношение к беженцам — в нем говорится об их добровольном возвраще нии и содержатся гарантии их прав на по.лноправное участие в решении дел Афганистана. Четвертый док-умент за' подпи- -сями Афганистана и Пакиста на при свидетелях в лице США и СССР представляет собой за- рый объединяет все это вме сте. И данный документ преду сматривает, что Советы начнут поэтапный вывод своих войск 15 мая и выведут 50 процентов своих войск в первые три ме- Приветствуя выработку согла- .шений, госсекретарь вместе с тем заявил, что США остав.\я- ют- за собой право осущест влять поставки «своим друзь ям» а Афганис-Гане, «когда бу дут считать это необходи- ПОСТАВКИ ОРУЖИЯ АФГАНСКОЙ ОППОЗИЦИИ ВАШИНГТОН, ТЗ апреля. Корр. ТАСС И. Игнатьев пе редает: с приближением даты подписания женевскюс догово ренностей о.политическом, уре гулировании вокруг Афганиста на резко увеличился поток оружия, перебрасываемый ав- типравителъственньш афган- • ским формированиям. Как сообщает газета «Крисчен сай- енс монитор», «в настоящее время Вашингтон направляет оппозиции дополнительные вооружения на несколько со тен миллионов долларов, что бы хорошо пополнить ее запаь сы на предстоящие месяцы». «Эти поставки включают обо рудование, которое никогда раньше не отправлялось»* отмечает она. Согласно сообщению газеты «Вашингтон тайме», ссылаю щейся на западные дипломати ческие источники в Ислаьщба- де, за последние два месяца оппозиция «впервые получила тяжелые вооружения и новей шее противотанковое оружие». Как пишет газета, «за послед ние несколько недель из Па кистана было доставлено око ло 350 зенитных ракет «Ствга- гер»,- Кроме тог -гельствепные силы сейчас ос ваивают новые минометы по- вьапенной точности. На состоявшейся во вторник в Белом доме встрече с пред ставителями правых кругов США президент Рейган заявил, что афганские автйправитель- ствшгаые формирования будут продолжать получать оружие. Подобная двусмысленная пози ция адмиицстрации, которая официально объявила о готов- пости стать 1 гарантом женев ских договоренностей, вызва ла шюгочисленные вопросы на очередном брифише, проведен ном во вторник помощником президента по связям с прес сой Марлином Фицуотеррм. Журналисты попросили его объяснить, каким образом Сое диненные Штаты собираются гарантировать невмешательство извне в дела Афганистана, ес ли они будут по-прежнему снабжать антиправительст- вецные формирования. Как заявил представитель Белого дома, администрация «не со бирается варуш-а-п- своего ело* ва. Мы дали обязательство поддерживать их и намерева емся его вьшолшт.». И4ПРШКЕНН0Е ПОЛОЖЕНИЕ В ШТАТЕ ПЕНДЛиВ ДЕЛИ, 13 апреля. (ТАСС). Напряженное положение, выз ванное нецрекращающимися вылазками сикхских сепарати стов, сохраняется в стратеги чески важном индийском шта те Пенджаб. По сообщениям информационных агентств ПТИ . я {ОНИ,, террористы, добива ющиеся при поддержке извне создания на основе Пенджа ба «независимого государства Халистан», в различгшх рай онах штата за последние дни убили 18 мирных жителей. Четьгре человека получила ра нения. В перестрелке е сила ми безопасности один экстре- •мист погиб, а другой, не же-, лая попадать в рука властей, покончил с собой. Полиция арестовала 40 человек по по дозрению в причастности к террористической деятельно сти, у некоторых при обыс ке было обнаружено оружие и боеприпасы. По свидетельству вгадийской печати, разгул терроризма в Пенджабе был бы невозможен без активной поддержки вне шних сил, враждебных единой Индии, в первую очередь ре жима Исламабада, а также спецслужб ряда : сударств. аАБАСТОВНД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ ЧИЛ1 ПАРИЖ, 13 апреля. (ТАСС). Б Чили во вторник объявлена общенациональная забастовка работников железнодорожно го ■транспорта. Как сообщает агентство Франс Пресс, реше ние о забастовке было приня то в знак протеста против увольнения 17 профсоюзных руководителей и 56 служат щах. Подобная забастовка на железных дорогах Чили, где занято 7200 человек, проводит ся впервые с момента прихода к власти диктаторского режи ма ГОшочета, Увольнения последовали пос ле того, как в прошедший чет верг на. 10 часов прекратилось движение на железных доро гах страны. Этой манифестаци ей было выражено несогласие с политикой денационализа- ции и решением администра ции об увольнении многих ра бочих и служащий. ЗАХВАЧЕННЫЙ АВИАЛАЙНЕР ПЕРЕЛЕТЕЛ В АЛЖИР АЛЖ1-1Р, 13 апреля. (ТАСХЗ. Кувейтский авиалайнер «Бо инг-747», захваченшяй на про шлой неделе группой терро ристов, перелетел минувшей ночью из кипрского города Даравка в столипу АлЖ5фа, где в настоящее время нахо- днтся в международном ааро- По сообщению агентства пять самолет, руководствуясь «гуманными соображениями». Сегодня рано утром в меж дународном аэропорту столи цы Алжира начались перего воры между угонщиками са молета и алжирской стороной. ПОСЛЕДНИЙ Э Т АЖ -Н ЕБ О ------------- Высотное строительство в СШ А --------- «Небоскребы вчера, сегодвщ, аактра» — тш статья преподавателей Московского архвтекгураого инсти тута А. К. Моргунова и М. Н.-. Туркатеахо, которая пол ностью публикуется в журнале«США; Экономика, политика, идеология» (№ 4, 1988 года). Предлагаем вагмавшо читате лей ее сокращенный варванх. Характерная черта сегодняш него дня в США — значитель ное увеличение кАдичества строящихся и проектируемых небоскребов. А еще 10—15 лет назад представлялось, что эко номический и энергетический кризисы на фоне- упадка круп ных городов нанесли смертель ный удар по небоскребам в они уходят в прошлое. Небоскреб, который долго ка.залс.я чисто американским явлением и часто воспринимал ся как нечто придуманное аме риканцами в рекламных целях, вслед за Латинской Америкой, Канадой, Австралией и некото рыми странами Азии становит ся неотъемлемым элементом панорамы крупных городов долго не сдававшейся Европы, Целесообрадность , небоскре бов как наиболее эффективной формы строительства на огра ниченной территории застави ла и здесь отказаться от огра ничений высоты застройки. Се годня небоскребы мирно ужи ваются с Биг-Беном и собором Св. Павла в Лондоне, с Эйфе левой башней в Париже, сред невековой застройкой Франк фурта на-Майне. История не боскребов больше не ограничи- вайгся Американским конти нентом, она стала всемирной. История небоскребов в США насчитывает примерно 100 лет. В последней четверти XIX века возникла совершенно кон кретная, потребовавшая не медленного решения проблема; как получить- максимум при былей с ограниченного про странства? Ответ был найден под влия нием в первую очередь таких факторов: был, изобретен и внедрен пассажирский лифт ‘ (впервые применен инженером Э. Оти сом в 1852 г. в одном из уни- терсальных ' магазинов Нью- нпони-мгг», возможности ши рокото применения чугунных, а затем стальных и железобетоя- ЯЬЕХ конструкций (с 1870 г. в США началось массовое про изводство стального проката)) ' общий уровень развития про мышленности США. предортав- АЯА в распоряжение американ ских инженеров и архитектог ров высококачественные стро- ителыше и отделочные мате риалы, а также наиболее со вершенные по меркам своего времени элементы инженерно го оборудования зданий. В э-пгх условиях у предпри имчивых, а энергичных амери канских строителей родился лозунг; « Небо — вот грагш- Салливея (1856—1924), один из наиболее известных американских архитекторов, выделил следующие основные элементы небоскребов; цоко льный этаж, в котором распо лагается техническое обору дование; первые этажи, отве- дешгые под -учреждения, тре бующие больших площадей, —- магазины, банки: уровни, за нимаемые контоцами, причем все конторы должны быть «идентичны, как соты одного улья»; последний, технический этаж, занятый под водогтровод- аые резервуары, трубопроводы, лифтовые подъемники и т. д. Постепенно цокольный этаж превратился в многоуровневое пространство. Так, к Всемирно му торговому центру в Нью- Йорке, куда перевозят ежед-» яевно 150 тысяч посетителей, подходят многочисленные подъ ездные пути: тс линии метро политена, автобусные маршру ты, скоростные и обычные ав томагистрали. В структуру цент ра включена стлщия железной дороги Траис-Гудзон-систем, что обеспечивает прямую связь с городами Дл ерси-Сити, Хо бокен и Ньюарк и с основны ми железными дорогами стра ны, Построена специальная подъездная дорога со стороны Западной авшыагистрали, свя- зыаагощей центр с мостаьшче рез реки Гудзон. Истр Ривер и 1 арлем. Имеется стоянка на 2 тысячи автомобилей. Все это привело к оюрмированию здесь одного из крупнешпих транс портно-коммуникационных уз лов города, включенного не посредственно в структуру двух башен небоскребов, образующих основную часть торгового цен- В структуре небоскребов ин тересно отражено решение про блемы сохранения комфортных городских иространета. В 1916 году был принят сначала в Нью-Йорке, а потом н в дру гих крупных городах США <оа- коа о зонировании», согласно которому фасад здааия не дол жен иметь высоту, более чем в 1,5 раза превышающую ши рину улицы; дальше этажи мо гли расти-вверх лишь уступа ми, вписаццыш в воображае мую гшоскость, соединяющую ось у.тицы и верхнюю грань фасада. Однако очень скоро выяснилось, что придание не боскребам уступчатой формы не может решить проблему сохранения улицы кок пеше ходной коммуникации и начи ная с высоты в 36—40 этажей становится нецелесообразным. И тогда городская улица н го родская площадь вошли внутрь небоскреоа, оставив прежние пространства только транспорт ным коммуникациям. Вместо первых этажей, занимаемых- у Л. Салливена магазшгамм и банками, сформировалщ:ь так называемая «плаза» —- много уровневое общественное об щегородское пространство, представляющее, собой факти чески систему тпадициовных го родских площадей с обслужи ванием, нанизанных на «ули цу» вертикальных коммуника- Сегодня такие «плазы», име- югцие искусственный климат и обладающие высоким качест вом среды, стали с^йзательным элементом поактическп всех вновь построенных цебоскре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz