Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З НАМ? 1 а п р ел я 1 »оо 1 Февральский Пленум ЦК КПСС выд^ваул широкую про- гражау КОМПЛИ 1 СНОГО 'Иреобразовавия системы вародвого иросвевдния. Перспективы обвовлевия школы — средней в высшей, профессиоаальяой в общеобразовательной были рас- смот^иы на Пленуме в контексте задач большой, революци­ онной перестройки, которая разворачивается сейчас во всем вашем обществе. ' Сщ-одвяшкий 1 ^ ц ^ ’'ск «ЛЗь —^ аСобеседнвк» посвящен раз- личвьгм асвектам восЕВтания актавнон жизненной позиции у молодежи. О роли а задачах комсомольской организации в училище размыш.\яет ж^-рналист. Будущий педагог вносят предложения о том. как повысить активность студентов в вузе. Продолжаем мы также разговор об организации досуга молодежи в ее эстетическом воспитании, аачатыв в преды­ дущих выпусках «Собеседника». КЛУБ „СОБЕСЕДНИК^ - « д з » ■ д л я ; М О Л О Д Е Ж И - Мы как-то беседовали с заведующим' отделом воспи­ тательной работы, областного управления профтехобразо­ вания Р. В . ' Каргашиным. Рассказывая о сво,их пробле­ мах. он .приводил цифры, ко­ торые свидетельствовали, что, контингент ребят, пополнив­ ш и хС ПТУ в нынешнем уче­ бном году, не лучше прошло­ годнего. Наоборот, гораздо больше пришло школьников с неудовлетворительными оценками и е отрицательны­ ми характеристиками. Из неблагополучных семей. . Со­ стоящих на .учете'- в милиции. Условно осужденных. И всем им надо дать хорошее обра­ зование. рабочую профессию. Р. В. Иаргашин называл формы старые и новые, ска­ зал,. что в основном рас­ считывает на своих педаго­ гов и мастеров, ну, и, конеч­ но, на шефов... _ О комсомоле вы забы­ ли? Это случайно или нет? — Комсомол как воспи­ тательная организация еще не проявил себя в профтех­ училищах. Много и заслу­ женно упрекают его. ну. а с другой стороны, что доверишь нашим пятнадцати-шестнад- цатилетним? 1 'де ‘ границы их самостоятельности? Непростой вопрос. Вспо­ минаю недавний рейд. Со­ лидные ' руководители под­ разделений Гяавлипецк- строя осматривали неухожен­ ные общежития подшефных ПТУ и см.ущенной улыбкой да слабы.м щитом самоиро- нии пытались скрыть ^свою неловкость и вину. Но не о них сегодня речь. Кто встре­ чал шефов? Хозяева, общ'ежи- тия — -учащиеся ПТУ? Пре- дЬтавитеяи совета общежи-' тйя. комитета, комсомола? Нет. Опять же коменданты, воспитатели, мастера. И это тоже- не . случайный штрих. • Самоуправление ■в общежи­ тиях ПТУ внедряется робко. Или такой факт. Пришел в одно из училищ новый ди­ ректор- и с горячей напорис­ тостью стал требовай) от треста (не просит^, как рань­ ше) настоящей заботы о сво­ их подопечных. А управляю­ щий трестом,— в амбицию... И далеко бы у них дело з.а- шло, если бы опять-таки пар- - тийные органы не помири.ли. -Д Е Л А И ЗАБОТЫ ПЕРВИЧНО Й - ИГРА В ПОДДАВКИ А ведь в самую пору' коми­ тету комсомола вмешаться; пригласить бы шефа-бюрокра- та на комсомольское собра­ ние. И выложйть напря­ мую, по-комсомольски все, что думают ребята про обу­ чение, которое производст-' венным назвать можно с очень больиюй натяжкой,; но об этом ни у администрации училища. ни у комитета В.ЛКСМ далге и мысли не возникло. , - Комсомол в ПТУ- до сих пор ходит в коротких шта­ нишках. То ли са.м серьезно- ■го дела робеет, то ли дове­ рием старших обойден? -В, какой-то мере!ответить на этот вопрос помогло знаком­ ство с Первичной организа­ цией СПТУ № 23. Это училище ничем особо не выделяется. В нем. как и в большинстве других, трудно составить кол­ лективный ребячий портрет. С одной стороны, перед гла­ зами — член комитета ВЛКСМ Юра Рогов, привык­ ший к самодисциплине, спор­ тсмен и хороший ученик, С другой — его тезка, перво­ курсник Юра С. — пеком- сомолец, совершенно ■равно­ душный к общественной ра­ боте и едва успевающий в учебе, его познания в род­ ном языке соответствуют .уровню начальной школы. С одной стороны, энергич­ ный комсорг-третьекурсник Сергей Зеленский, в чьей группе больше половины ком­ сомольцев. и. значит, есть с кем работать комсоргу, с другой — его- робкий кол­ лега Сергей Звягин, которо­ му до «активиста далеко, но... выбрали, поскольку в груп­ пе комсомольцев — он да еще один парнишка, кстати, недавно милицией взятый на Познакомилась я в СПТУ 23 также и с Борисом М. Он представляет тех подро­ стков, с кого в школе учите­ ля вроде бы и глаз не спу- О самоуправлении в профтехучилище екали: непременно набедоку­ рит. Иу, а когда чего-то очень ждут... Словом, Борис все- таки .«набедокурил» и в учи­ лище пришел с условной су-' ди-мостью. Но что-то с ним здесь произошло, в эти пос- - ледние два года. От преж­ ней компании отбился., в уче­ бе подтягивается, в турист­ ских походах — надежнее нет. А когда на сцену в кон-, -курсе, гитаристов вышел, мно­ гие из тех, кто «по поселку» прежде знавал его, не могли- скрыть, удивления: тот ли это Борька? .Ждет парень'; когда кончится срок судимости, хо­ чет подать заявление о при­ еме в члены ВЛКСМ. -V Как думаете, примут? — синие глаза смотрят • с надеждой. Но тут же вспоминаются другие глаза, бегающие, , не умеющие смотреть прямо— мальчихпек - первокурсников. Опоздав на урок, они без дела слонялись у доски с рас­ писанием. На мой вопрос -«- скептическая ' ухмылка: '— Да видели бы вы их' лица, — негодуют руково-, дителн. — даже после прос­ мотра ' ' драматичнейшего фильма «Иди ,и СМОТРИ»...' Или это внешняя беспеч­ ность? А с другой стороны, ■бьющая через край энергия, которая, ,к, сожалению, выли- ' вается в очередные конфлик-' ты во дворах, на улице. Чем ' отвлечь, объединить? Директор !и партийный сек­ ретарь рассудили: пусть «ше­ велить» ребят начнет комсо­ мол. Нужна комната для комитета — выбирайте лю­ бую и оборудуйте. И еще посоветовали: ' возьмнте-ка на себя анкетирование. Чего хотят ребята, какой - пред­ ставляют -внутреннюю жизнь в у«шлище? Главное предстоя­ ло понять (по этому пути по- — Нет, не комсомольцы и вступать не собираемся. А какая разница: комсомолец— некомсомолеп? Таких в училище пока большинство. ...Почти одновременно при­ шли в СПТУ № 23 молодые руководители; директор Н. А. Кибирев,' ' его заместитель, секретарь парторганизации С. И. Переведенцев и комсо­ мольский секретарь Ю. И. Яриков. Проблем перед ни­ ми шстало много, и поизно­ сившаяся материальная ба­ за. и нетвердые связи с ше­ фами... Словом, все. как и везде. Но решая, их, они пом- -йкли. что главный и самый тр.удный их .враг — ребячье, равнодушие. На вечера уча­ щиеся приходят не все, в со­ ревнованиях участвует деся­ ток-другой... шли в СПТУ № 23).' что же больше всего их трогает, вол- С этим, надо отметить, ра-/ зобрались отлично. Сейчас, спустя два года, ребята, -ка­ жется, имеют все. что им хо­ телось. /У них такая комсо­ мольская комната, какую ред­ ко встретишь в других учи­ лищах. Сами себе и рок-клуб- оборудовали. А в комнате, для спортивных занятий, в общежитии — редкие / и до­ рогостоящие тренажеры: ра­ ботают секции —игровые и атлетизма. Они гордятся сво­ им клубом «Рубеж» и побе­ дами в финале игры «Орле­ нок». Им, думаю, на. всю жизнь хватит воспоминаний о походах и 12-КйЛометровых пробегах в Двуречки, на ро­ дину Героя Советского Со­ юза Флерова. Среди новых традиций училища: -день ис­ кусств, день юнармейца, день пояитзнаний. Одновременно растет и ав­ торитет комсомольской ор­ ганизации. Единственное на­ стораживает: растат медлен­ но. и успехи ребята олицет- Хочу, чтобы меня правиль­ но поняли. Конечно каков с е к р е т а р ь __такова первич­ ная. !^о хорошо известно. Это, кстати, отлично понима- •ют и лучшие директора учи­ лищ. В Октябрьском райко­ ме комсомола мне рассказы­ вали. что директор СПТУ № 28 лично подбирает кан-; дидатуру секретаря комите­ та ■— по способности самос­ тоятельно и энергично раз­ вернуть работу. Ему 'это удается. Можно судить по работе комитета, . который глубоко владеет обстановкой в СПТУ, самостоятельна ре­ шает многие серьезные, про-^ блемы'. Комсомольцы знают' своих' комитетчиков, К сожа­ лению, подобного пока не скажешь о СПТУ № 23. Хо­ тя. повторяю, авторитет са­ мого секретаря очень высок. .Ребята говорят о нем с без­ граничным увдйсением. — Юра нам сразу сказал, что не даст сидеть рложа р'у- ки, — говорят в комитете — Я етюво держит. Мы силь­ но подтянули требования к само^ форме проведения, ком­ сомольских _ собраний. По Можно, конечно, годик- другой 'подождать, пока дело само собой сладится. Хотя и разладиться может — всякое бывает. Впрочем, послушаем самих комсо­ мольских активистов. встречается ми. хотя положение в ' груп­ пах знает порой . лучше мно­ гих из них.. Да,' Юре Ярикову удалось (главным образом, . личным примером) првестй за собой этот большой и довольно пе­ стрый коллектив. Вот толь­ ко доверие к комсомольской организации-. (права секре­ тарь Октябрьского райко­ ма ВЛКСМ Э. Плетнева) в СПТУ ' № '23 только склады- — На втором курсе, — вспоминает С. Зеленский, — мы занимались реконструк­ цией мастерских. Стеклили планшеты, - : ремонтировали станки. Работали с охотой, по­ нимали; . здесь — началЬ на­ шей профессии. Но той . ма­ лой помощью дело и кончи­ лось. А -МЫ, если бы довери­ ли, могли пойти и дальше; видим многое, что в мастер­ ских требуется улучшить, что­ бы удобнее и быстрее рабо­ талось. Можно придумать так, например, чтобы инстру­ мент находился у кшкдогр ' станка, да и вообще полови­ ну станков, строго говоря, давно* надо менять.' Завод прислал станок с автоматйзн- рованны.ч робототехническим управлением, но мы же ви­ дим; он недоукомплектован. .Теперь придется. заводские пороги обивать. Чья это за­ бота? . Разве только одного директора? И всегда так: ад­ министрация бьется одна над вопросами укрепления ' ма­ териальной базы, а. мы, ком­ сомольцы, равнодушно на это смотрим. — Слишком круто, зара­ нее ничего даже комитету не объяснив, взялась админист­ рация за дисциплину,^ — вступает в разговор Ю.' Ро­ гов. — Посыпались «репрес­ сии»: выговоры, лишение оти- пендий... Мы 'понимаем, что это вынужденные меры. А, может быть, .устаревшее ад­ министрирование? На наш взгляд, можно было сначала на комитете обсудить, а мы бы с ребятам!^ поговорили в сам актив, ли­ цо его тоже только склады­ ваются, — объяснянэт в учи- группах. Это — демократич­ нее. Да и на педсовете от нас присутствует только сек­ ретарь комитета. Можно бы выставить и представителей от групп. И еще. За экраном успеваемости комитет, ко­ нечно, следит, подводим ито­ ги соревнования, а вот ни разу не собрались, чтобы глубже .разобраться, почему «тройка» до сих пор — са­ мая ходовая оценка. — А нам бы, — высказал пожелание ■ электрик-перво­ курсник С, Звягин, — пос­ кольку комсомольцев в груп­ пе раз-два и обчелся, хоро­ шо бы со старшек\ рсниками- эяектриками подрунгиться.’ Лучшие- наши старшекурсни­ ки тоже могли бы стать не­ плохими помощниками ма­ стеров. ...Пу, что тут долго рас­ суждать. Это ответ на воп­ рос о границах самостоятель­ ности шестнадцати - семнад­ цатилетних. Комсомольский актив просто жаждет повы; ше закатать,рукава и... Н как же удивила - реакция гото­ вых (как-будто бы!) к са.мой крутой перестройке в комсо­ моле руководителей- ' СПТ'У Ай 23: «Доверить ребятам мастерскую? Какую? Газо­ сварочную или робототехни­ ки?! Ну, знаете ли!». Сильна даже над очень мо­ лодыми, как -видим, руково­ дителями профтехобразова­ ния власть привычных реше­ ний. готовых стереотипов. Судя да. всему, боязливо от­ носятся они к само?( воз­ можности расширения глав­ ного права комсомола, права на самостоятельность в ре­ шении собственных его про­ блем. То ли сами боятся, ушибиться, то ли за комсо­ мол страшно, но... Пока при­ вычнее поощряется инициа­ тива лишь в сфере* органи­ зации досуга:- комитет СПТУ № 23 создал и спортивный, и рок-клуб, а много ли авто­ ритета это. ему прибавило? Только-только удалось рас­ шевелить ребят. Что дальше? Продо'лжать развлекать их все- новыми формами досуга, играть в поддавки (выда­ вая инициативу администра­ ции за комсомольскую) или •■подключить, наконец, луч­ шую ччастВ воспитанников- комсомольцев ко- всем уча­ сткам -деятельности училища как равных и заинтересован­ ных младших друзей, — партнеров? Т. СПАССКАЯ. И З п о ч т ы «С О Й Е СЖ ДМ И КА » ЗОЛУШКИ или ФЕИ? «Хотите стать королевой?» 'обратилась'- к своим чи­ тательницам газгта «Лени­ нец». Пятьдесят претенден­ ток решили рискнуть и зая­ вили о своих правах на «трон». В канун Междуна­ родного женского дня ' во Дворце культуры дрофсою-. зов проходил финал..Восемь- девушек поднялись на спеяу. Зал взорвался аплодисмента­ ми. Еще бы! Первый кон- КУ.РС красоты в Липецке, третий в стране. (Вше не все знм и . что в Вильнюсе тоже выберут свою «королеву», правда, дне.м позже, вслед за Москвой, Одессой, Липе­ цком, как и го, насколько тяжелым моральным испыта­ нием будут для участниц ли­ пецкого конкурса эти - ■ три часа, проведенные на сцене пол ирисграстными - взгляда­ ми зоьтелей. жюри). Девушкам яв,но не хва­ тало не столько уверенности в себе, обаяния. сколько приличествующего королеве (а ею -'надеялась стать каж­ дая) антуража Одной — бо­ лее. эффектного - платья, другой — прически, греть- ей... Позже' организаторы признались; израсходовано ими всеуо триста рублей — на призы. Наряды, услуги парикмахера и так далее — за счет самих участниц, большинство из которых студштки, получают лишь скромную стипендию.. В ска­ зках все значительно проще. Там даже невыигрышный на­ ряд Золушки не мешает раз­ глядеть, кто есть кто, неог- ранеиные алмазы сияют . яр­ че бриллиантов. Когда >жаст- ницы липецкого конкурса прочтут о том, как все про­ ходило в Вильнюсе, удивят­ ся. Та-м, о-казызается, к ус­ лугам претенденток были и модельеры, и массажисты, и хореографы, и дизайнеры... Журналисты молодеж'ной газеты, методист - ДК и два работника райкома комсомо­ ла (вот, в общем-то, и все, кто организовывал конкурс!) естественно, не могли заме нить стольких специалистов С аэробикой яояруг-сопе рнип знакомила одна из уча стнни конкурса —студентка института, культуры. Дели лись ДРУГ с другом секрета ми-(Макияжа, кройки в шитья Это, конечно, очень спортив но. можно порадоваться за девушек. Но доставил ли конкурс радость им -самим? Многие явно были огорчены, чувствовали себя на сцене неуютно, а одна из претен- 'аенток скрылась за кулиса­ ми н долго не появлялась... Вместо одной «королевы» «коронованы» были сразу две. Так ,уж- вышло — набра­ ли равное количество бал­ лов. Зрители . продолжали спорить и в фойе: кто же «достойнее»? ...Что ..помешало ко-нкурсу красоты в Липецке стать по-настоящему ярким, раду­ ющим всех праздником? От­ сутствие интереса у липчан к подобным шоу? О, интере­ са, было с избытком! БиЛеты распродали .в течение считан- • ных' часов. Двери ДК охра­ няли оперативники и наряд милиции — так много ока­ залось -желающих попасть в зал. Зато... не. попасть в не­ го постарались все те. кто Мог бы помочь журналистам «молодежки», затеявшим конкурс, в его организации и . проведении. «А прави.дьно ли вас поймут?»' —• задавали; организаторам ойин и тот же вопрос в самых разных кабинетах. Похоже, далеко не всем было по душе, ска- ' жем, то, что конкурсантки появятся на сцене .в купаль­ никах. Как-то оно, того, не по сезону... Купальники в конце концов добьши и, к счастью, не той ' тра’урной тренировочной расцветки, ко­ торую первоначально предла­ гала администрация ДК,- Да- •чено не лучшее помещение было выделено е 1 о для пред­ варительного отбора участ­ ниц, репетиций. Оформление- зала, как говорится, «остав­ ляло-ж елать» .. Работниками Дворца . культуры- конкурс, похоже, был расценен как весьма заурядное, рядовое событие. Правда... принес­ шее солидную выручку, мно­ гократно перекрывшую сто­ имость призов и подарков. Все могло бы быть по- иному. заинтересуйся кон­ курсом' обком комсомола, другие организации, от ‘мне­ ния которых зависит очень многое. Но здесь решили не торопиться, посмотреть, что получится. Получилось? Во всяком случае, началась- цепная ре­ акция; своих «королев» хо­ тят врлбрать соседние горо­ да, районы. Придет время, и второй областной конкурс красоты, надо думать, состо­ ится уже на ином, «новоле­ нском» уровне.'.У него те­ перь есть мощная «подпит­ ка» :— общественное мне­ ние, симпатии липчан. О. АЛОВ. КАК ВЫРАСТИТЬ АРХИТЕКТОРА На февральском Плекуме ЦК КПСС подчеркивалось огром- во,е значение к<.мплексного под­ хода ко всемт делу воспита­ ния подрастающего поколения. - Большая РОЛЬ отводится и эс­ тетическому воспитанию учл- шяхея. ■«Эстетическое воспл- тание молодежи — это дело школы, семьи. Но не только их. Это — дело творческих со­ юзов х'йюжественяой йнтелли- геннии'. -Учреждений'КУЛЬТУРЫ», — отмеча-дось в докладе.' За последнее время особое место отводится'' детским шко­ лам ИСКУССТВ. Во дшогих горо­ дах начато интенсивное пре­ образование детских музы­ кальных художественных, школ 3 школы ИСКУССТВ П^ейм^^пества йШИ счевид- вы; ' лучше выявляются склов- . ности каждого школьнике к той или иной сфере искусства. Кроме -того на базе отделения изобрамттельяото искусства,— знакомство с архитектурой; ис ­ тория ее возникновения, зна­ ние а-зов архитектурных сти­ лей упражнения развивающие комгеозитшонное мышление лепка деталей, обучение гра­ фике. И здесь большую по­ мощь могло бы оказать Ли­ пецкое отделение Союза архи­ текторов РСФСР, Союз ху­ дожников РСФСР> У нас в городе такую район­ ную детскую нЬсолу иокусств можно было бы открыть на базе художественной школы № 2 , расположенной в четвер­ том микрорайоне. Здесь есть все предпосылки для этого: но­ вое помешениё. резерв площа­ дей. наконец. энтузиазм .. са­ мого директора школы В. И. Миронова А надобность в такой ДШИ диктуется самим временем, са­ мим ДУХОМ перестройки нашей школы. Как известно, внеучебное эс­ тетическое воспитание в ДШИ является органическим про­ должением воспитательно! ра­ боты общеобразовательной шко­ лы. ДШИ призвана повышап обший уровень эстетического цикла; образно говоря, обше- -образовательная школа . дает обшее. наиравлёние. а ДШИ—- выявляет склонности школьни­ ка в той И.ДИ иной сфере ис- Сейчас же у нас в некото­ рых школах совершенно ис­ чезли кабинеты рисования и изобразительного искусства, а само преподавание ведется один урок в неделю; Нас, архитекторов, очень во­ лнует этот вопрос. Мы глубо­ ко убеждены, что приобретение, с детских лет архитектлгрных знаний, умений' и навыков, то есть всего того, что определя­ ет уровень профессиональной подготовки будущих архитек­ торов, — должно начинаться с ДЩИ. Сейчас все ^ворят, что НУЖНО создать ступенчатую си­ стему архитектурно-художест­ венного воспитания, ■начиная со школьной скамьи. Именно здесь должен превалировать эстети­ ческий ПИК.Л обучения, так как вестно, ЭТОМУ-ТО как ваз и уде­ ляется меньше всего внимания; захлестывают технипистск-ие тенденции. В нашем городе предстоит построить лтаожество прекрас­ ных зданий. Это и Дворец, пионеров, ДОМ молоде­ жи, дом досуга и им подоб­ ные. И здесь нужны уже не только грамотные строители, а строители-созидатели высо­ кого класса, подготовленные к вьшолнению высоких архитек- турно-художесгвенчых задач. Что греха таить, иапш строи­ тели сейчас дошли до такою упрощения, . что уже разучи­ лись даже читать наши черте­ жи, сводя зачастую всю' «ар­ хитектуру» к «петушкам» ■в кирпичных домах и раскраске фасадов смываемыми красками в панельных сооружение. На наш взгляд, воспитание художественного вкуса нужно начинать не только у будущих стуг^нтов тех или иных апхи- текАгрно-строительных вузов, но уже у детей, И совсем не-. обязательно, чтобы из них в буд-ушем выросли только ар­ хитекторы. Стране нужны и дизайнеры, и художники-леп­ щики архитектл'рных деталей, да и ПРОСТО специалисты ши­ рокого профиля, с хорошим ху­ дожественным: вкусом. В. ТЯГУИОВ. А. ДОЛГИХ, архитекторы. СТОИТ л и ВЫДЕЛКИ? Еще в 1985 году, когда проходил становление учебно­ производственный комбинат, м-ы предупреждали районо, отдел технического обучения ПЛМК и руководителей .Ле-. вобережного района, что ' бв- чияка, мягко говоря, не ст'о- ит выделки. И жизнь подт­ вердила нашу правоту. Оргф низованнйя без учета потреФ ностей производства. поже- ной им профессии/ Впустую ланий учащихся и родите- было обучено более ста че- лей подготовка лаборантов-' ловек. метим, что работа в лабора­ ториях НЛМК требует как минимум третьего разряда, но специалистов этой квали­ фикации и выше в системе УПК подготовить невозмож­ но. За все годы обучения вы- пумгников в лаборатории НЛМК пришло их лишь два человека, ребята отказыва­ ются работать по от общения с выпускника­ ми у нас-.остались весьма нелестные представления об уровне Их знаний и воспитан­ ности. Мы убеждены, что продолжать готовить .лабр-. рантов-хдшиков , дальше'. про­ сто не имеет смысла. Счита­ ем, пора прекратить пустую трату государственных навязан- средств в угоду чиновникам от народного об.чазования. химиков практически ниче­ го; не дала рн школьникам, ни базовым предприятиям — учредителям- УПК. Еще до его • организации мы выпускали десятиклас­ сников с удостоверениями «лаборант химического ана- .чи;за второго разряда». За- Мы приветствуем ориен­ тацию февральского Плену­ ма ЦК КПСС на укрепле­ ние самой общеобразователь­ ной школы, на формирова­ ние у учащихся любви к труду и повышение их об­ щей культуры, ллотому что .е . чулк овА , начальник' химической лаборатории ЦЛК, В. ГАЛКИНА, начальник г,чуппы ЦЛК , М. БУРЯКОВА, старший инженер химик и другие. ' Всего 14 подписей. ЧТО ПРИВНЕСЕМ МЫ НОВОГО? Сейчас многое меняется ‘в все время проводят в библио­ жизни страны, школы, хотя теке. Мы пишем много на- решительных -перемен ре-' учных работ, рефератов и.в форма все-таки пока не пда- Оказалось, что можно ка­ чественно улучшить програм- непрерывная •мы, учебники, издать массу методической литературы, итоге становимся неплохими специалистами - предметни­ ками. Но лишь недавно вве- педаго- рить о ее эффективности по- но очень трудно изменить рано. В загруженном уче- пейхологию учителя. Я часто вспоминаю слова одного школьника, — Вы, студенты, когда к нам приходите на практику, все такие добрые, отзывчи­ вые. Что же с вами потом происходит? „ - Мне кажется, молодой учи­ тель с годами приспосабли­ вается к метод'ам так назы- ■ваемого «педагогического воздействия»: использует'вы- зовы родителей, записи . в дневнике, бесконечные про­ бном плане чрезвычайно тру­ дно выкроить часы на педа­ гогическую работу. В прош­ лом году был единственный спецкурс по 'педагогике, где мы пытались моделировать ситуации, возможные при проведении родительского собрания, беседы со школь­ никами, родителями. Это бы­ ла своеобразная деловая иг­ ра. которая имела целью ирив 1 |ть навыки, раскрепос­ тить учителя. Много говорилось работки хотя видит, что это Рится о необходимости дать мало помогает. Но — так студент.у больше самостоя- легче. Думаю, что-то не Т®-?ьност учрть __научному так у нас в вузах с воспи- " танием внутреннего педагога — человека, спо­ собного сопе.чежнвать, со­ страдать. ' может быть, и потому еще, что мы между собой мало обпхаемся, редко бываем вме­ сте, . Помню, как сплотила на'с поездка (во внеурочное мышлению. Сейчас дело сдвинулось; сокращается чи­ сло лекций, студентам пре­ доставлено право заниматься л о индивидуальным планам.^ ...Мин.ут последние сту­ денческие месяцы, и мы пе­ реступим порог школы уже учителями, ■ воспитателями юных. Как сложится наша время) в Боринский детский работа? Не приспособимся дом. сколько дала новых мы- ли и мы, к рутинным мето- слей и чувств! Она вызвала дам «педагогического воздей- в д,уше. каждого глубокие и ствия»? Что нового с собой сильные педаживания, стрем- 'принесем?- А самое главное — ление оказать помощь... Но станем ли детям старшими это было 'ТОЛЬКО однажды, добрыми друзьями? - на первом курсе. Очень тру­ дно выкроить время даже для таких вот полезных дел. Студенты истфака почти Л. ДОЛДЗНИНА, студентка пятого курса ЛГПИ. расточвяк станко­ завода Андрей Шульта обраба-. тывает корпусные детали став­ ков с точностью до несколь­ ких микрон. НА СНИМКЕ; расточник А. Шульта. Фото А, 1Ц>"РйВА. СССР—Канада ЗА 84 -й ПАРАЕЛЮЬЛ « Итак. маршрутная груп­ па остановилась на двух­ дневный отдых. Лагерь со­ стоял из походной палатки, натянутой на 24-х лыжах, и снежного дома «иглу», по­ строенного ребятами. Во врб- мя отдыха было проведено тщательное медицинское об­ следование ;участников. Ког­ да провели взвешивание, то, к удивлению всех, оказалось, что ребята вместо ожидав- - мых двух килограммов поте- .ряли а весе от грех. до четы- - рех. Врачи сразу же поста­ вили задачу для всей груп­ пы; восстановить в^с, не ог­ раничивать себя в еде. По- запросу группы было сброше­ но еще два контейнера с продуктами, В ■ сублимиро- ' ванной (обезвоженной) пище есть и мясо, и масло, и мно­ го других калорийных - про­ дуктов. 'Все очень вкусно. Не повезло Лори Дексте­ ру; у него воспалились ;сухо­ жилия на ногах, и врачи усиленно проводят лечение, массанс. При очередном сбросе ре­ бята получили газеты, пись­ ма от родных и друзей, ра­ диограммы с пожеланиями благополучного перехода. Но самое большое удовольствие за время отдыха ребята, по-' лучили от бани, устроенной прямо в палатке. Выли вы­ несены все вещи, в центре установлены четыре приму- ■ са ,с кастрюлям^ наполнен­ ными водой. пе в палат­ ке температур ^ зднялась до плюцовой, и у пики груп­ пы, раздевшись,.каф.мачивали сйециальные антисептические моющие салфетки в' воде 'и обтирались ими.' Кстати, по­ добные салфетки ийпользугот время полета и космонав- После отдыха группа вы­ шла немного 1 ю,зже обыч- ' ■ного, сделав - за четыре пе­ рехода 24 километра. Про­ дукты питания распределе­ ны по рюкзакам. Участники экспедиции несут с собо^ также две надувные лодки, грузоподъемностью* по 700 килограммов. челнок-ялик, вмещающий 150 килограм­ мов. Т ак 'как нога Лори Дек­ стера еще не прошла, не- ■ смотря на его протесты, груз канадца был ча.стично .умень­ шен и распределен между другими участниками перехо- Рабочий день в группе увеличился, так как в Арк­ тику тоже пришли , весна, ■удлинился световой день. На .20 марта'группа проШла от места старта по прямой 288 километров. Трмпература воздуха — минус 3.6 граду- ' сов. З а чдень сделали девять, переходов. Лед пока хоро­ ший, небольшие трещины преодолевали без затрудне- 21 .марта пройден' 21 ки­ лометр, Уже шестой день Ричард Вебер не может из­ бавиться от насморка, и это. сказыйается на его общем самочувствии и выносливо­ сти. Пришлось ■рюкзак Ри­ чарда 17)же облегчать. Мель-; ников, Федяков и Малахов взяли , себе часть его груза. . Во время пятого перехода ребята пересекли 84-ю. па­ раллель и по этому поводу -сделали, как он^г ска:^ли, -^семейное» фото; ' ' А предстоит им пройти ют старта до по.люса 980 кило­ метров и о'т прлюса до - фи­ ниша 750 километров. Надежда и Николай ШАНИНЫ, специальные радиокор- респбндеиты «ЛЗ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz