Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З НАМ? 1 а п р ел я 1 »оо 1 Февральский Пленум ЦК КПСС выд^ваул широкую про- гражау КОМПЛИ 1 СНОГО 'Иреобразовавия системы вародвого иросвевдния. Перспективы обвовлевия школы — средней в высшей, профессиоаальяой в общеобразовательной были рас- смот^иы на Пленуме в контексте задач большой, революци онной перестройки, которая разворачивается сейчас во всем вашем обществе. ' Сщ-одвяшкий 1 ^ ц ^ ’'ск «ЛЗь —^ аСобеседнвк» посвящен раз- личвьгм асвектам восЕВтания актавнон жизненной позиции у молодежи. О роли а задачах комсомольской организации в училище размыш.\яет ж^-рналист. Будущий педагог вносят предложения о том. как повысить активность студентов в вузе. Продолжаем мы также разговор об организации досуга молодежи в ее эстетическом воспитании, аачатыв в преды дущих выпусках «Собеседника». КЛУБ „СОБЕСЕДНИК^ - « д з » ■ д л я ; М О Л О Д Е Ж И - Мы как-то беседовали с заведующим' отделом воспи тательной работы, областного управления профтехобразо вания Р. В . ' Каргашиным. Рассказывая о сво,их пробле мах. он .приводил цифры, ко торые свидетельствовали, что, контингент ребят, пополнив ш и хС ПТУ в нынешнем уче бном году, не лучше прошло годнего. Наоборот, гораздо больше пришло школьников с неудовлетворительными оценками и е отрицательны ми характеристиками. Из неблагополучных семей. . Со стоящих на .учете'- в милиции. Условно осужденных. И всем им надо дать хорошее обра зование. рабочую профессию. Р. В. Иаргашин называл формы старые и новые, ска зал,. что в основном рас считывает на своих педаго гов и мастеров, ну, и, конеч но, на шефов... _ О комсомоле вы забы ли? Это случайно или нет? — Комсомол как воспи тательная организация еще не проявил себя в профтех училищах. Много и заслу женно упрекают его. ну. а с другой стороны, что доверишь нашим пятнадцати-шестнад- цатилетним? 1 'де ‘ границы их самостоятельности? Непростой вопрос. Вспо минаю недавний рейд. Со лидные ' руководители под разделений Гяавлипецк- строя осматривали неухожен ные общежития подшефных ПТУ и см.ущенной улыбкой да слабы.м щитом самоиро- нии пытались скрыть ^свою неловкость и вину. Но не о них сегодня речь. Кто встре чал шефов? Хозяева, общ'ежи- тия — -учащиеся ПТУ? Пре- дЬтавитеяи совета общежи-' тйя. комитета, комсомола? Нет. Опять же коменданты, воспитатели, мастера. И это тоже- не . случайный штрих. • Самоуправление ■в общежи тиях ПТУ внедряется робко. Или такой факт. Пришел в одно из училищ новый ди ректор- и с горячей напорис тостью стал требовай) от треста (не просит^, как рань ше) настоящей заботы о сво их подопечных. А управляю щий трестом,— в амбицию... И далеко бы у них дело з.а- шло, если бы опять-таки пар- - тийные органы не помири.ли. -Д Е Л А И ЗАБОТЫ ПЕРВИЧНО Й - ИГРА В ПОДДАВКИ А ведь в самую пору' коми тету комсомола вмешаться; пригласить бы шефа-бюрокра- та на комсомольское собра ние. И выложйть напря мую, по-комсомольски все, что думают ребята про обу чение, которое производст-' венным назвать можно с очень больиюй натяжкой,; но об этом ни у администрации училища. ни у комитета В.ЛКСМ далге и мысли не возникло. , - Комсомол в ПТУ- до сих пор ходит в коротких шта нишках. То ли са.м серьезно- ■го дела робеет, то ли дове рием старших обойден? -В, какой-то мере!ответить на этот вопрос помогло знаком ство с Первичной организа цией СПТУ № 23. Это училище ничем особо не выделяется. В нем. как и в большинстве других, трудно составить кол лективный ребячий портрет. С одной стороны, перед гла зами — член комитета ВЛКСМ Юра Рогов, привык ший к самодисциплине, спор тсмен и хороший ученик, С другой — его тезка, перво курсник Юра С. — пеком- сомолец, совершенно ■равно душный к общественной ра боте и едва успевающий в учебе, его познания в род ном языке соответствуют .уровню начальной школы. С одной стороны, энергич ный комсорг-третьекурсник Сергей Зеленский, в чьей группе больше половины ком сомольцев. и. значит, есть с кем работать комсоргу, с другой — его- робкий кол лега Сергей Звягин, которо му до «активиста далеко, но... выбрали, поскольку в груп пе комсомольцев — он да еще один парнишка, кстати, недавно милицией взятый на Познакомилась я в СПТУ 23 также и с Борисом М. Он представляет тех подро стков, с кого в школе учите ля вроде бы и глаз не спу- О самоуправлении в профтехучилище екали: непременно набедоку рит. Иу, а когда чего-то очень ждут... Словом, Борис все- таки .«набедокурил» и в учи лище пришел с условной су-' ди-мостью. Но что-то с ним здесь произошло, в эти пос- - ледние два года. От преж ней компании отбился., в уче бе подтягивается, в турист ских походах — надежнее нет. А когда на сцену в кон-, -курсе, гитаристов вышел, мно гие из тех, кто «по поселку» прежде знавал его, не могли- скрыть, удивления: тот ли это Борька? .Ждет парень'; когда кончится срок судимости, хо чет подать заявление о при еме в члены ВЛКСМ. -V Как думаете, примут? — синие глаза смотрят • с надеждой. Но тут же вспоминаются другие глаза, бегающие, , не умеющие смотреть прямо— мальчихпек - первокурсников. Опоздав на урок, они без дела слонялись у доски с рас писанием. На мой вопрос -«- скептическая ' ухмылка: '— Да видели бы вы их' лица, — негодуют руково-, дителн. — даже после прос мотра ' ' драматичнейшего фильма «Иди ,и СМОТРИ»...' Или это внешняя беспеч ность? А с другой стороны, ■бьющая через край энергия, которая, ,к, сожалению, выли- ' вается в очередные конфлик-' ты во дворах, на улице. Чем ' отвлечь, объединить? Директор !и партийный сек ретарь рассудили: пусть «ше велить» ребят начнет комсо мол. Нужна комната для комитета — выбирайте лю бую и оборудуйте. И еще посоветовали: ' возьмнте-ка на себя анкетирование. Чего хотят ребята, какой - пред ставляют -внутреннюю жизнь в у«шлище? Главное предстоя ло понять (по этому пути по- — Нет, не комсомольцы и вступать не собираемся. А какая разница: комсомолец— некомсомолеп? Таких в училище пока большинство. ...Почти одновременно при шли в СПТУ № 23 молодые руководители; директор Н. А. Кибирев,' ' его заместитель, секретарь парторганизации С. И. Переведенцев и комсо мольский секретарь Ю. И. Яриков. Проблем перед ни ми шстало много, и поизно сившаяся материальная ба за. и нетвердые связи с ше фами... Словом, все. как и везде. Но решая, их, они пом- -йкли. что главный и самый тр.удный их .враг — ребячье, равнодушие. На вечера уча щиеся приходят не все, в со ревнованиях участвует деся ток-другой... шли в СПТУ № 23).' что же больше всего их трогает, вол- С этим, надо отметить, ра-/ зобрались отлично. Сейчас, спустя два года, ребята, -ка жется, имеют все. что им хо телось. /У них такая комсо мольская комната, какую ред ко встретишь в других учи лищах. Сами себе и рок-клуб- оборудовали. А в комнате, для спортивных занятий, в общежитии — редкие / и до рогостоящие тренажеры: ра ботают секции —игровые и атлетизма. Они гордятся сво им клубом «Рубеж» и побе дами в финале игры «Орле нок». Им, думаю, на. всю жизнь хватит воспоминаний о походах и 12-КйЛометровых пробегах в Двуречки, на ро дину Героя Советского Со юза Флерова. Среди новых традиций училища: -день ис кусств, день юнармейца, день пояитзнаний. Одновременно растет и ав торитет комсомольской ор ганизации. Единственное на стораживает: растат медлен но. и успехи ребята олицет- Хочу, чтобы меня правиль но поняли. Конечно каков с е к р е т а р ь __такова первич ная. !^о хорошо известно. Это, кстати, отлично понима- •ют и лучшие директора учи лищ. В Октябрьском райко ме комсомола мне рассказы вали. что директор СПТУ № 28 лично подбирает кан-; дидатуру секретаря комите та ■— по способности самос тоятельно и энергично раз вернуть работу. Ему 'это удается. Можно судить по работе комитета, . который глубоко владеет обстановкой в СПТУ, самостоятельна ре шает многие серьезные, про-^ блемы'. Комсомольцы знают' своих' комитетчиков, К сожа лению, подобного пока не скажешь о СПТУ № 23. Хо тя. повторяю, авторитет са мого секретаря очень высок. .Ребята говорят о нем с без граничным увдйсением. — Юра нам сразу сказал, что не даст сидеть рложа р'у- ки, — говорят в комитете — Я етюво держит. Мы силь но подтянули требования к само^ форме проведения, ком сомольских _ собраний. По Можно, конечно, годик- другой 'подождать, пока дело само собой сладится. Хотя и разладиться может — всякое бывает. Впрочем, послушаем самих комсо мольских активистов. встречается ми. хотя положение в ' груп пах знает порой . лучше мно гих из них.. Да,' Юре Ярикову удалось (главным образом, . личным примером) првестй за собой этот большой и довольно пе стрый коллектив. Вот толь ко доверие к комсомольской организации-. (права секре тарь Октябрьского райко ма ВЛКСМ Э. Плетнева) в СПТУ ' № '23 только склады- — На втором курсе, — вспоминает С. Зеленский, — мы занимались реконструк цией мастерских. Стеклили планшеты, - : ремонтировали станки. Работали с охотой, по нимали; . здесь — началЬ на шей профессии. Но той . ма лой помощью дело и кончи лось. А -МЫ, если бы довери ли, могли пойти и дальше; видим многое, что в мастер ских требуется улучшить, что бы удобнее и быстрее рабо талось. Можно придумать так, например, чтобы инстру мент находился у кшкдогр ' станка, да и вообще полови ну станков, строго говоря, давно* надо менять.' Завод прислал станок с автоматйзн- рованны.ч робототехническим управлением, но мы же ви дим; он недоукомплектован. .Теперь придется. заводские пороги обивать. Чья это за бота? . Разве только одного директора? И всегда так: ад министрация бьется одна над вопросами укрепления ' ма териальной базы, а. мы, ком сомольцы, равнодушно на это смотрим. — Слишком круто, зара нее ничего даже комитету не объяснив, взялась админист рация за дисциплину,^ — вступает в разговор Ю.' Ро гов. — Посыпались «репрес сии»: выговоры, лишение оти- пендий... Мы 'понимаем, что это вынужденные меры. А, может быть, .устаревшее ад министрирование? На наш взгляд, можно было сначала на комитете обсудить, а мы бы с ребятам!^ поговорили в сам актив, ли цо его тоже только склады ваются, — объяснянэт в учи- группах. Это — демократич нее. Да и на педсовете от нас присутствует только сек ретарь комитета. Можно бы выставить и представителей от групп. И еще. За экраном успеваемости комитет, ко нечно, следит, подводим ито ги соревнования, а вот ни разу не собрались, чтобы глубже .разобраться, почему «тройка» до сих пор — са мая ходовая оценка. — А нам бы, — высказал пожелание ■ электрик-перво курсник С, Звягин, — пос кольку комсомольцев в груп пе раз-два и обчелся, хоро шо бы со старшек\ рсниками- эяектриками подрунгиться.’ Лучшие- наши старшекурсни ки тоже могли бы стать не плохими помощниками ма стеров. ...Пу, что тут долго рас суждать. Это ответ на воп рос о границах самостоятель ности шестнадцати - семнад цатилетних. Комсомольский актив просто жаждет повы; ше закатать,рукава и... Н как же удивила - реакция гото вых (как-будто бы!) к са.мой крутой перестройке в комсо моле руководителей- ' СПТ'У Ай 23: «Доверить ребятам мастерскую? Какую? Газо сварочную или робототехни ки?! Ну, знаете ли!». Сильна даже над очень мо лодыми, как -видим, руково дителями профтехобразова ния власть привычных реше ний. готовых стереотипов. Судя да. всему, боязливо от носятся они к само?( воз можности расширения глав ного права комсомола, права на самостоятельность в ре шении собственных его про блем. То ли сами боятся, ушибиться, то ли за комсо мол страшно, но... Пока при вычнее поощряется инициа тива лишь в сфере* органи зации досуга:- комитет СПТУ № 23 создал и спортивный, и рок-клуб, а много ли авто ритета это. ему прибавило? Только-только удалось рас шевелить ребят. Что дальше? Продо'лжать развлекать их все- новыми формами досуга, играть в поддавки (выда вая инициативу администра ции за комсомольскую) или •■подключить, наконец, луч шую ччастВ воспитанников- комсомольцев ко- всем уча сткам -деятельности училища как равных и заинтересован ных младших друзей, — партнеров? Т. СПАССКАЯ. И З п о ч т ы «С О Й Е СЖ ДМ И КА » ЗОЛУШКИ или ФЕИ? «Хотите стать королевой?» 'обратилась'- к своим чи тательницам газгта «Лени нец». Пятьдесят претенден ток решили рискнуть и зая вили о своих правах на «трон». В канун Междуна родного женского дня ' во Дворце культуры дрофсою-. зов проходил финал..Восемь- девушек поднялись на спеяу. Зал взорвался аплодисмента ми. Еще бы! Первый кон- КУ.РС красоты в Липецке, третий в стране. (Вше не все знм и . что в Вильнюсе тоже выберут свою «королеву», правда, дне.м позже, вслед за Москвой, Одессой, Липе цком, как и го, насколько тяжелым моральным испыта нием будут для участниц ли пецкого конкурса эти - ■ три часа, проведенные на сцене пол ирисграстными - взгляда ми зоьтелей. жюри). Девушкам яв,но не хва тало не столько уверенности в себе, обаяния. сколько приличествующего королеве (а ею -'надеялась стать каж дая) антуража Одной — бо лее. эффектного - платья, другой — прически, греть- ей... Позже' организаторы признались; израсходовано ими всеуо триста рублей — на призы. Наряды, услуги парикмахера и так далее — за счет самих участниц, большинство из которых студштки, получают лишь скромную стипендию.. В ска зках все значительно проще. Там даже невыигрышный на ряд Золушки не мешает раз глядеть, кто есть кто, неог- ранеиные алмазы сияют . яр че бриллиантов. Когда >жаст- ницы липецкого конкурса прочтут о том, как все про ходило в Вильнюсе, удивят ся. Та-м, о-казызается, к ус лугам претенденток были и модельеры, и массажисты, и хореографы, и дизайнеры... Журналисты молодеж'ной газеты, методист - ДК и два работника райкома комсомо ла (вот, в общем-то, и все, кто организовывал конкурс!) естественно, не могли заме нить стольких специалистов С аэробикой яояруг-сопе рнип знакомила одна из уча стнни конкурса —студентка института, культуры. Дели лись ДРУГ с другом секрета ми-(Макияжа, кройки в шитья Это, конечно, очень спортив но. можно порадоваться за девушек. Но доставил ли конкурс радость им -самим? Многие явно были огорчены, чувствовали себя на сцене неуютно, а одна из претен- 'аенток скрылась за кулиса ми н долго не появлялась... Вместо одной «королевы» «коронованы» были сразу две. Так ,уж- вышло — набра ли равное количество бал лов. Зрители . продолжали спорить и в фойе: кто же «достойнее»? ...Что ..помешало ко-нкурсу красоты в Липецке стать по-настоящему ярким, раду ющим всех праздником? От сутствие интереса у липчан к подобным шоу? О, интере са, было с избытком! БиЛеты распродали .в течение считан- • ных' часов. Двери ДК охра няли оперативники и наряд милиции — так много ока залось -желающих попасть в зал. Зато... не. попасть в не го постарались все те. кто Мог бы помочь журналистам «молодежки», затеявшим конкурс, в его организации и . проведении. «А прави.дьно ли вас поймут?»' —• задавали; организаторам ойин и тот же вопрос в самых разных кабинетах. Похоже, далеко не всем было по душе, ска- ' жем, то, что конкурсантки появятся на сцене .в купаль никах. Как-то оно, того, не по сезону... Купальники в конце концов добьши и, к счастью, не той ' тра’урной тренировочной расцветки, ко торую первоначально предла гала администрация ДК,- Да- •чено не лучшее помещение было выделено е 1 о для пред варительного отбора участ ниц, репетиций. Оформление- зала, как говорится, «остав ляло-ж елать» .. Работниками Дворца . культуры- конкурс, похоже, был расценен как весьма заурядное, рядовое событие. Правда... принес шее солидную выручку, мно гократно перекрывшую сто имость призов и подарков. Все могло бы быть по- иному. заинтересуйся кон курсом' обком комсомола, другие организации, от ‘мне ния которых зависит очень многое. Но здесь решили не торопиться, посмотреть, что получится. Получилось? Во всяком случае, началась- цепная ре акция; своих «королев» хо тят врлбрать соседние горо да, районы. Придет время, и второй областной конкурс красоты, надо думать, состо ится уже на ином, «новоле нском» уровне.'.У него те перь есть мощная «подпит ка» :— общественное мне ние, симпатии липчан. О. АЛОВ. КАК ВЫРАСТИТЬ АРХИТЕКТОРА На февральском Плекуме ЦК КПСС подчеркивалось огром- во,е значение к<.мплексного под хода ко всемт делу воспита ния подрастающего поколения. - Большая РОЛЬ отводится и эс тетическому воспитанию учл- шяхея. ■«Эстетическое воспл- тание молодежи — это дело школы, семьи. Но не только их. Это — дело творческих со юзов х'йюжественяой йнтелли- геннии'. -Учреждений'КУЛЬТУРЫ», — отмеча-дось в докладе.' За последнее время особое место отводится'' детским шко лам ИСКУССТВ. Во дшогих горо дах начато интенсивное пре образование детских музы кальных художественных, школ 3 школы ИСКУССТВ П^ейм^^пества йШИ счевид- вы; ' лучше выявляются склов- . ности каждого школьнике к той или иной сфере искусства. Кроме -того на базе отделения изобрамттельяото искусства,— знакомство с архитектурой; ис тория ее возникновения, зна ние а-зов архитектурных сти лей упражнения развивающие комгеозитшонное мышление лепка деталей, обучение гра фике. И здесь большую по мощь могло бы оказать Ли пецкое отделение Союза архи текторов РСФСР, Союз ху дожников РСФСР> У нас в городе такую район ную детскую нЬсолу иокусств можно было бы открыть на базе художественной школы № 2 , расположенной в четвер том микрорайоне. Здесь есть все предпосылки для этого: но вое помешениё. резерв площа дей. наконец. энтузиазм .. са мого директора школы В. И. Миронова А надобность в такой ДШИ диктуется самим временем, са мим ДУХОМ перестройки нашей школы. Как известно, внеучебное эс тетическое воспитание в ДШИ является органическим про должением воспитательно! ра боты общеобразовательной шко лы. ДШИ призвана повышап обший уровень эстетического цикла; образно говоря, обше- -образовательная школа . дает обшее. наиравлёние. а ДШИ—- выявляет склонности школьни ка в той И.ДИ иной сфере ис- Сейчас же у нас в некото рых школах совершенно ис чезли кабинеты рисования и изобразительного искусства, а само преподавание ведется один урок в неделю; Нас, архитекторов, очень во лнует этот вопрос. Мы глубо ко убеждены, что приобретение, с детских лет архитектлгрных знаний, умений' и навыков, то есть всего того, что определя ет уровень профессиональной подготовки будущих архитек торов, — должно начинаться с ДЩИ. Сейчас все ^ворят, что НУЖНО создать ступенчатую си стему архитектурно-художест венного воспитания, ■начиная со школьной скамьи. Именно здесь должен превалировать эстети ческий ПИК.Л обучения, так как вестно, ЭТОМУ-ТО как ваз и уде ляется меньше всего внимания; захлестывают технипистск-ие тенденции. В нашем городе предстоит построить лтаожество прекрас ных зданий. Это и Дворец, пионеров, ДОМ молоде жи, дом досуга и им подоб ные. И здесь нужны уже не только грамотные строители, а строители-созидатели высо кого класса, подготовленные к вьшолнению высоких архитек- турно-художесгвенчых задач. Что греха таить, иапш строи тели сейчас дошли до такою упрощения, . что уже разучи лись даже читать наши черте жи, сводя зачастую всю' «ар хитектуру» к «петушкам» ■в кирпичных домах и раскраске фасадов смываемыми красками в панельных сооружение. На наш взгляд, воспитание художественного вкуса нужно начинать не только у будущих стуг^нтов тех или иных апхи- текАгрно-строительных вузов, но уже у детей, И совсем не-. обязательно, чтобы из них в буд-ушем выросли только ар хитекторы. Стране нужны и дизайнеры, и художники-леп щики архитектл'рных деталей, да и ПРОСТО специалисты ши рокого профиля, с хорошим ху дожественным: вкусом. В. ТЯГУИОВ. А. ДОЛГИХ, архитекторы. СТОИТ л и ВЫДЕЛКИ? Еще в 1985 году, когда проходил становление учебно производственный комбинат, м-ы предупреждали районо, отдел технического обучения ПЛМК и руководителей .Ле-. вобережного района, что ' бв- чияка, мягко говоря, не ст'о- ит выделки. И жизнь подт вердила нашу правоту. Оргф низованнйя без учета потреФ ностей производства. поже- ной им профессии/ Впустую ланий учащихся и родите- было обучено более ста че- лей подготовка лаборантов-' ловек. метим, что работа в лабора ториях НЛМК требует как минимум третьего разряда, но специалистов этой квали фикации и выше в системе УПК подготовить невозмож но. За все годы обучения вы- пумгников в лаборатории НЛМК пришло их лишь два человека, ребята отказыва ются работать по от общения с выпускника ми у нас-.остались весьма нелестные представления об уровне Их знаний и воспитан ности. Мы убеждены, что продолжать готовить .лабр-. рантов-хдшиков , дальше'. про сто не имеет смысла. Счита ем, пора прекратить пустую трату государственных навязан- средств в угоду чиновникам от народного об.чазования. химиков практически ниче го; не дала рн школьникам, ни базовым предприятиям — учредителям- УПК. Еще до его • организации мы выпускали десятиклас сников с удостоверениями «лаборант химического ана- .чи;за второго разряда». За- Мы приветствуем ориен тацию февральского Плену ма ЦК КПСС на укрепле ние самой общеобразователь ной школы, на формирова ние у учащихся любви к труду и повышение их об щей культуры, ллотому что .е . чулк овА , начальник' химической лаборатории ЦЛК, В. ГАЛКИНА, начальник г,чуппы ЦЛК , М. БУРЯКОВА, старший инженер химик и другие. ' Всего 14 подписей. ЧТО ПРИВНЕСЕМ МЫ НОВОГО? Сейчас многое меняется ‘в все время проводят в библио жизни страны, школы, хотя теке. Мы пишем много на- решительных -перемен ре-' учных работ, рефератов и.в форма все-таки пока не пда- Оказалось, что можно ка чественно улучшить програм- непрерывная •мы, учебники, издать массу методической литературы, итоге становимся неплохими специалистами - предметни ками. Но лишь недавно вве- педаго- рить о ее эффективности по- но очень трудно изменить рано. В загруженном уче- пейхологию учителя. Я часто вспоминаю слова одного школьника, — Вы, студенты, когда к нам приходите на практику, все такие добрые, отзывчи вые. Что же с вами потом происходит? „ - Мне кажется, молодой учи тель с годами приспосабли вается к метод'ам так назы- ■ваемого «педагогического воздействия»: использует'вы- зовы родителей, записи . в дневнике, бесконечные про бном плане чрезвычайно тру дно выкроить часы на педа гогическую работу. В прош лом году был единственный спецкурс по 'педагогике, где мы пытались моделировать ситуации, возможные при проведении родительского собрания, беседы со школь никами, родителями. Это бы ла своеобразная деловая иг ра. которая имела целью ирив 1 |ть навыки, раскрепос тить учителя. Много говорилось работки хотя видит, что это Рится о необходимости дать мало помогает. Но — так студент.у больше самостоя- легче. Думаю, что-то не Т®-?ьност учрть __научному так у нас в вузах с воспи- " танием внутреннего педагога — человека, спо собного сопе.чежнвать, со страдать. ' может быть, и потому еще, что мы между собой мало обпхаемся, редко бываем вме сте, . Помню, как сплотила на'с поездка (во внеурочное мышлению. Сейчас дело сдвинулось; сокращается чи сло лекций, студентам пре доставлено право заниматься л о индивидуальным планам.^ ...Мин.ут последние сту денческие месяцы, и мы пе реступим порог школы уже учителями, ■ воспитателями юных. Как сложится наша время) в Боринский детский работа? Не приспособимся дом. сколько дала новых мы- ли и мы, к рутинным мето- слей и чувств! Она вызвала дам «педагогического воздей- в д,уше. каждого глубокие и ствия»? Что нового с собой сильные педаживания, стрем- 'принесем?- А самое главное — ление оказать помощь... Но станем ли детям старшими это было 'ТОЛЬКО однажды, добрыми друзьями? - на первом курсе. Очень тру дно выкроить время даже для таких вот полезных дел. Студенты истфака почти Л. ДОЛДЗНИНА, студентка пятого курса ЛГПИ. расточвяк станко завода Андрей Шульта обраба-. тывает корпусные детали став ков с точностью до несколь ких микрон. НА СНИМКЕ; расточник А. Шульта. Фото А, 1Ц>"РйВА. СССР—Канада ЗА 84 -й ПАРАЕЛЮЬЛ « Итак. маршрутная груп па остановилась на двух дневный отдых. Лагерь со стоял из походной палатки, натянутой на 24-х лыжах, и снежного дома «иглу», по строенного ребятами. Во врб- мя отдыха было проведено тщательное медицинское об следование ;участников. Ког да провели взвешивание, то, к удивлению всех, оказалось, что ребята вместо ожидав- - мых двух килограммов поте- .ряли а весе от грех. до четы- - рех. Врачи сразу же поста вили задачу для всей груп пы; восстановить в^с, не ог раничивать себя в еде. По- запросу группы было сброше но еще два контейнера с продуктами, В ■ сублимиро- ' ванной (обезвоженной) пище есть и мясо, и масло, и мно го других калорийных - про дуктов. 'Все очень вкусно. Не повезло Лори Дексте ру; у него воспалились ;сухо жилия на ногах, и врачи усиленно проводят лечение, массанс. При очередном сбросе ре бята получили газеты, пись ма от родных и друзей, ра диограммы с пожеланиями благополучного перехода. Но самое большое удовольствие за время отдыха ребята, по-' лучили от бани, устроенной прямо в палатке. Выли вы несены все вещи, в центре установлены четыре приму- ■ са ,с кастрюлям^ наполнен ными водой. пе в палат ке температур ^ зднялась до плюцовой, и у пики груп пы, раздевшись,.каф.мачивали сйециальные антисептические моющие салфетки в' воде 'и обтирались ими.' Кстати, по добные салфетки ийпользугот время полета и космонав- После отдыха группа вы шла немного 1 ю,зже обыч- ' ■ного, сделав - за четыре пе рехода 24 километра. Про дукты питания распределе ны по рюкзакам. Участники экспедиции несут с собо^ также две надувные лодки, грузоподъемностью* по 700 килограммов. челнок-ялик, вмещающий 150 килограм мов. Т ак 'как нога Лори Дек стера еще не прошла, не- ■ смотря на его протесты, груз канадца был ча.стично .умень шен и распределен между другими участниками перехо- Рабочий день в группе увеличился, так как в Арк тику тоже пришли , весна, ■удлинился световой день. На .20 марта'группа проШла от места старта по прямой 288 километров. Трмпература воздуха — минус 3.6 граду- ' сов. З а чдень сделали девять, переходов. Лед пока хоро ший, небольшие трещины преодолевали без затрудне- 21 .марта пройден' 21 ки лометр, Уже шестой день Ричард Вебер не может из бавиться от насморка, и это. сказыйается на его общем самочувствии и выносливо сти. Пришлось ■рюкзак Ри чарда 17)же облегчать. Мель-; ников, Федяков и Малахов взяли , себе часть его груза. . Во время пятого перехода ребята пересекли 84-ю. па раллель и по этому поводу -сделали, как он^г ска:^ли, -^семейное» фото; ' ' А предстоит им пройти ют старта до по.люса 980 кило метров и о'т прлюса до - фи ниша 750 километров. Надежда и Николай ШАНИНЫ, специальные радиокор- респбндеиты «ЛЗ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz