Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
22 м а р та 1988 г., Л»а 67 (18 064) Л Е Н ИН С К О Е З НАМЯ 1 •• Не^авво нсполвилось 100 лет с^ два р ож д еа ^ Л. С. Ма каренко (1888—1939), советского педагога и писателя. «ПрекрасЕое дело делаете Вы, оревасходиые плоды должно дать она... удивительный Бы человечище, и как раз из таких, в каких Русь нужддетеи» —^ писал Алексей Максимович Горький. ИА С(-Ш\|КАХ: книги А. С Мщедревко из собрания сочи нений; Москва. Новодевичье кладбище. Могила А. С, Мщтд- репко.' Фото р. СОБРОВННЛ. ПВДД ГО ГУ и ГРАЖДАНИНУ Галина Васильедиа Белая (на снимке) щ@щ|одает английскнй язык в двадцать первой школе Ливедаа. Ее педагогаческцй станс составляет четверть века. Опыт работы Галины Васильевны цбо^Щен и изучается коллегами. Фото А. Щурова. Феврц 1 В&екий Пленум ЦК КПСС поста вил п еред партийными оргаиизация.мн, пе дагогическими коллективами, всей общест- венвость» новьхе задачи до совершенетво- 8»ник» Ерсивтанвя в обучения подрастаю щего поколения. Шрола — это обществецный институт, нацеленный в будущ ее . Сегодня в ней вос питываются те. кому завтра продолнеатц дело перестройки. И от того, с кадими гращданрввми устремлениями, правственны- Ин донятвями, культурой и трудовой за калкой выйдут на дорогу жизни питомцы школы, 38ВПСКТ, каким будет общий ус пех преобразования, обновления нашего об щества. Школе тоже остро необходимо придать стратегию обновления. Как сделать? В преддверии своего пленума по народ- ,ному образованию Липецкий горком пар тии обратился к нашим читателям с прось бой принять участие в обсуждении вопро сов сорершенствовання работы щкрлы, вне сти срои цредловщния в адрес педагоги ческих коллекгйроэ, бззоры.ч пргдпркятий, общественных организаций, призванных по могать шкоде. На эту цросьбу откликнулись десятки липчан. Письма потоком прщли н непосред ственно в Липецкий горком партии, и в ре дакцию газеты. Сегодня мы публикуем лишь часть пи сем из нащей почты. Авторы их — роди тели, специалисты ра. 1 личных отраслей на родного хозяйства, педагоги, представители общественных организаций. ШКОЛЕ- СТРАТЕГИЮ ОБНОВЛЕНИЯ Письма читателей к пленуму Липецкого горкома КПСС по народному образованию мы ВСЕ В ОТВЕТЕ ЗА ДЕТЕЙ Первый этап . перестройки нашего общества выявил многие ' нрбодевшие нробле- мь 1 , и одн§ из них — вос питание, а вернее, перевос питание • молодежи, и не только ее. - Всем известно теперь, фон, ца котором воспитывались наши дети и внуки, быд не во веем благоприятным. -А тут еще шарахания от одной системы к другой, от адн'ой методики к новой, которая оназывалаеь хуж е 'прежней. . Жаль, что застойные явле ния коснулись и нашей нау ки, в том числе и педагоги- ческо^, Мы во многом пожинаем сегодня горькие цлоды. Я работаю экономистом по тру- , ду и зарплате на НЛМК. Не легко специалистам. Никто из рае,' даже молодые ра ботники, ' не проходили • а ин- етитутах того. Что им „при ходится делать сейчас. Слу чается тан, что молодой епе-, циалрет ив вник ещё в су щество старой системы хо- аяйетвовання и экономики, а .приходится внедрять новую, и не получается срав))вния, что хорошо, что пло.хо, -и - что лучше. Очень ялохо , что 1 с перестройкой хозяйствен ного механизма и аппарата управления у администрации не доходят руки до вопро сов экономики. Самое боль- вать!» ЗСгзрршо, если- на предприятии есть толковый главный экономист, кото рый сумеет скоординировать работу всех служб в новых условиях. Нашему комбина ту в ртом смысле повезло, а некоторым другим 'коллекти вам придется очень туго. Носпиташюе десятилетия ми потребятедьскре отноше ние к работе аппарата и ор ганов управления лишило многих хозяйственников ини циативы и экономического мышления. Сейчас нельзя действовать по принципу; «Цель оправдывает средст ва». или,, что еще хуже . — «Победителей не еудят». Многих из них теперь су дит история. ' Поэтому я и считаю, что главная задача сегодня — -воспитание и обучение мо лодежи, подготовка людей, которым предстоит заванчи-. вать перестройку, начатую Н-х радитедями. Если вопрос . обучения и перевоспитания старщи.х труден, то он архи- труден по отповденшо к де-, гям. Как сделать, чтобы вы- ' пуекдан шкалы, отрлужи? в ар.мии, вернулся • на произ водство и стал квалифициро- . вацным специалистом? Как лучше его учйэь? Как быть е подготовкой рабочих «не- преетижиых ч профессий»? Какой должна быть, система профтехобразования? Вопро сы зйают .вве. А ответы? На многие из них могла бы ответить компьютериза ция производства и управле ния. А для этого надо вве сти соответствующее обу чение в школе. Считаю, что для этой цели не следует, шалеть никаких средств, в. том числе и валюты. .Лучше ‘давдйте сократим в разум ных пределах импорт това ров потребления, резко уяуч- .щцв качество своих изделий. Иначе нам долго придется догонять японцев и 'ам ери канцев, которые за это вре-; мя сделают еще здаг вперед. Кедавнб разговорились- е з^аместнтелем директора по экономике В. А. Бреусом , и он признался. НТО у него «ру ки чешутся» написать школь ный учебник по компьютери зации. И вот я подумал; по чему бы Академии педагоги ческих ПЭУК не использовать должным образом богатый опыт экономистов промыш- лецности при подготовке та кого учебника, не отклады вая в долгий ящик? Большая беда шкоды — перегруженность учебных программ? У пае тоже в семье есть ученица, моя , внучка. Так в'бт я смотрю, у нее для «ечаетлнввго 'дет-.~ ства» нет времени'. Это еще прй условии, НТО ей мать и дед могут оказынать сущест венную помощь. Достать, например, нужные словари, справочники, литературу, ту, что нынче в «дефиците», по мочь решить задачу, прове рить ошибки. Недавно .зада ли ей сочинение о современ ной поэзии. Дед, то есть я, пошел в библиотеку. На або- нементё мне не дали стихов. Ни Рождествеиекого, ни Воз несенского, . ни Дементьева. В читальном зале , с- трудом упросил дать на. выходной день библиотеки том Возне сенского. И вот да этот день внучке нужно было прочи тать, переписать стихи и, са мое . главное, «полюбить» трорцество поата, чтобы на писать о нем хорошее сачи- нецие. Разве это не пробле ма? Уж чего другого, а кцнг для школы должно всегда хватать, школьные бкблноте- кп должны быть самыми луч шими, самыми богатыми. Но школе во многом при ходится быть просителем. Недавно узнал еще одну но вость; преподаватель началь ной военной подготовки в СШ № 51 , где учится внуч ка, слазал ребятам, что нуж ны деньги на патроны для стрельбы в т и р е . ' Неужели шефы школы не могут по мочь решить е1оль неслож ный вопрос? Необходимо серьезно по думать о досуге наших ре бят. Все-таки у ребят все меньше и меньше свободно го времени, а у учителей — д ля органи заири § торр досу га. Наша школьница вынуж дена, например, была пре кратить посещать бассейн, так как выкроить три часа ■два раза в неделю была ДЛЯ нее проблемой, загружена допоздна уроками. Удивля юсь, как же в наше довоен ное 5 ремя, учась в школе, я н мои товарищи успевали выступать за сборную- шко лы и "района по многим вн- .дам спорта, участвовать в самодеятельности и читать завоем книги из школьной и частных библиотек. Думая о щколыадм воспи тании, не надо забывать, что оно базируется на' здоровье нашего общества, Мце ка жется, что в последнее рре- мя мы несколько ослабили позиции в борьбе за трезвый образ жизни (аа наше.м ком бинате число тех, кто 'побы вал в медвытрезвителе, к со- жалещдо, почти не снижает ся). А ведь это тот самый фон, на-котором мы растим нашу смену. Г. ДЕРГЕС, старший инженер ОНОТиУ НЛМК. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ Образование-то у .нас ка кое? Народное, ■А", значит, воспитывать детей, приви вать им .любовь к труду , раз вивать из! сноообноети и та ланты мы должны всем ми ром. А у ПЭЛ и мам, деду шек -и бабушек верх берут- ИЖДИвенческие настроения; Iдескать, школа- вырастит и воспитает. Да в. том-тю и суть, что одна щкэла сделать этого не в сссто.хнпи. Многие наши беды в тох 1 и заклю чаются, что родители, ссы лаясь па зашчтость, очень мало внцмадая уделяют де тям. Редко увидищ^ родите лей, играющих во дворе со своими'дет,ьми в их ж е дет ские. игры. А разве, скажем, трудно заставить, ребятишек убрать и подмести за собой игровую площадку, навести, скажем, порядок в под-ьезде. Сказал как-то об этом одной маме. А в ответ услышал; са ма, дескать, работаю с дет ства, так пусть моя дочь «повольничает». Понимай это как побездельничает. И с подобным отношением стал киваешься сплошь и рядом. Не секрет и то, что авто ритет многих родиIелей у детей крайне низок. Не стес няются некоторые из них на глазах ребятииек выяснять отнош ения ,. сквернословить, пьянствовать, ' приносить ук раденное с прой'зврдства. А пото.м все удивляемся, от куда же берутся в нашем об- шестне хулиганы, влкогоди- . ки, несуны, лодыри? Дд мы. МЫ ш ш их такими вреяитэ- ЛИ. Мы подавали им дурные примеры, Ц они скопирова ли наш образ ншани, При кажете тшнить школу? Не согласен. Тут есть всем на.м —думать, КУЗЬМИЧЕВ, ветерад труда, ПОЗНАЮТ ЦЕНУ ТРУДУ я хочу высказаться по р д - . ному, может быть, узкому, но конкретному вопросу. Он, как мне кажется, отчасти касается . трудового, но в большей степени , граждан ского воспитания учащихся. Еш е Марке говорил, что в производительный труд дети долж-ны включаться с девя- ти.летиего возраста, и совета ский педагог Макаренко бле стяще реали зовал ' эту идею._ Об этом много сказано и на-' писано., а потому вряд ли есть необходимость повто ряться. К сожалению, липец кие педагоги, судя по все му, пока не готовы к прак тическому использованию опыта замечательного нова тора, хотя воспитание, огра- . ниченвое оамками урока, не было и не может быть эф- фе?яивны.м. Жизнь прекрас, но Убелила в этом. Очевидно, что постановка, трудового воспитания в Ли пецке (8 не трудового обу, ченияП с той результатив ностью с какой оно ДОСТИГ НУТО было у Макаренко, дело не близкого будущего, Оно требует решения слож ных организационных н кад ровых вопросов, да и нема лых средств. Но ведь и мед лить нельзя Слезозательно,- надо настойчиво искать сферу приложения сид уча щихся уже сейчас, не дожи даясь далекой перепек !ивы. И эта сфера у всех У нас перед глазами. Ьо-перрых, это содержа ние в образцовом состоянии ■ (объявить ' соревнование) подъездов жилых домов, ле стничных клеток. • лифтов. Ра.зве этот труд не по си лам учащимся? Ведь не сек рет. что ломают, бьют, ца рапают те. кого мы не мо- жем как следует .воспитать в школе. Поче.му? Да пото му, что не знают настоящую цену труду, так как ничегр в ж'изни не сделали полезно го своими руками. На мой взгляд, надо создать не большие по чнслениРСти бри гады . или отряды . по ре монту подъездов . Ребята могли бы шпаклевать стены дома, где -они ж и в у т . . кра сить, разумеется, дрд руко водством ' воспитателя, ра ботника Ж.ЭУ или кого-либо из родителей. А уж сделан ное "своимн руками вряд ли испачкаешь нлн исцара паешь, Работы можно было бы выполнять н е . только в дни каникул, но и в свобод ное от уроков время, Это был бы н» мифический «об щественно полезный» труд, а самый что ни на есть, на стоящий, которым ■ можно гордиться и любоваться. ^Кстати, ремонт .подъездов с привлечением учашихся ши роко практикуется в ГДР, Во-вторых, отряды уча щихся могли бы вести по садку зеленых насаждений, ухаживать за ними. И. в- трртьих, убирать территорию микрорайонов В некоторых городах, например, в Х ерсо не. на углу улиц можно уви деть габличкн е надписями, отвечает за ее уборку шко ла гакая-то. и рядом фами лия, имя, отчество ее ди ректора. Наш город стал бы чише, лучше и краше. Кто будет возрткать против та кого участия школьников в труде? С помощью его мож но воспитать настоящих пат риотов Липецка. Да и .преж де чем бросить бумагу цли ОКУрок на тротуар, человек трижды бы подумал, ведь Убирать за ним б.удут его же июле прошлого года вышло в свет постановление ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР о мерах по коренному улучшению вос питания. обучения, матери ального обеспечения детей- сирот - и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно во многом помогло и помогает решать проблемы сиротства в нашей стране и области. • Но вот с чем мы столкну лись недавно в городском ко митете народного контроля, проверяя липецкую школу- интернат № 1. Нет, мы. не ебнаружили ({юнтрв каких- либо финансовых наруше ний. злоупотреблений, ущем ления прав детей. Нас уст раивало и качество, и ассор тимент продуктов питания, добротность одежды и обу- Но мы обнаружили без различное отношение многих организаций и учреждений к школе-интернату. Дело в том. что это учебное заве дение как бы не по всем «па раметрам» подходит под ука-, занное выше постановление. Школа-интернат № 1 — об щеобразовательного профи ля. Здесь обучаются дети с В ПОЛОЖЕНИИ «ПАСЫНКА» 1 по 8 класс. Всего воспи танников ^ 305 , из них де тей. лишившихся попечения родителей — 35 и 7 детей- сирот. Многие — дети ма- терей-одиночек. из многодет ных семей или тех семей, . где кто-либо из родителей осужден . Большая часть — как бы сироты- при лкивых родителях. Это — неблаго получные семьи, где или отец, или мать, или оба вме сте пьют. « На эту школу многие льготы, как на другие дет дома и школы-интернаты, не распространяются. Хочется спросить гороно; чем дети в смысле заботы о воспитании и материальном обеспечении отличаются от детей-сирот интерната Ка .2 или детдо ма № 3? Школа-интернат № 1 ра'с- положена в типовом обще житии, Учебный корпус был когда-то. но пришел в яе- гойиость, и его снесли. Тес нота ощущается во всем. Не стало игровых комнат, ком нат гигиены, душевых. Мас терские и спортзал заняли Малы спальные комнаты, где ребята спят по 8 — 17 человек. Негде поставить тумбочки, не хватает шна- Мы мнО!Ю беседовали с пе дагогами. У них немало про блем. Взять, например, тру довое воспитание. К чести педколлектива. проиэводи- "^ельный труд ребят органи зован неплохо. Дети выпол няют заказы ремзавода,- БУМИЗа, летом работают в «Зеленстрое» , где зарабаты вают неплохие деньги. Но вот кабинет домоводства .укомплектован по меркам вчерашнего дня. Плохо обо рудована библиотека, нет нужных книжных стеллажей. Где взять? Кто сделает? Ва зовое предприятие? Вазовое предприятие — копровый' цех НЛМК. На чальник цеха В. И. рСоионов за последние три года лишь один раз был ' в интернате. Как-то срочно потребова- л(>еь заменить трубы -в ото плении. Долго ходили е про тянутой рукой по различным кабинетам комбината. В от деле по снабжению НЛМК педагогам ответили; «Мы не обязаны вам давать. Вы ^ из гороно». Нельзя ска зать ,. тгобы щколе-интериату вообще не уделялось внимания. Прош лым летом Советский рай ком партии собрал за «круг- лы.м столом» ряд руководи телей района, попросил их помочь в ремонте, оборудо вании помещений. В чем-то, спасибо, помогли. Но вот ба зовое предприятие снова не сделало ничего. Кстати, родители детей в интернате платят только за питание. Почему им такая льгота и за ' что? Ведь тако го поощрения не имеют да же передовики, производства, а . здесь родители, которые .воспитанием сына иди доче ри по сути не занимались, обычная школа от этих «трудных» избавилась, а,, те перь папа и мама все забо ты переложили на интернат. Школе нужно помочь транспортом, "^вогделить хотя бы микроавтобус. Если перечислить все, что нужно, и причем срочно, выйдет большой список. Д е ло сейчае в другом — най ти неравнодушных к школе- интернату № 1 людей. Цока это учебное заведение на ходится в городе как бы в в положении «пасынка». Следует помочь н самому педагогическому коллекти ву. Прекратить директор скую чехарду - - за послед ние годы здесь сменилось шесть руководителей. Прове сти квалифицированную ^ д е ловую аттестацию педагогов, пополнить ■ коллектив моло дежью. ИУУ и пединститут должны сделать школу своей подшефной, проводить там научную и практическую ра боту, Здес!, нужны и вос- пнтатели-обществепникп, и вожатые, и руководители кружков, секций, В, ЛИНКОВ, ззредующип рпештачпым отделом городского 1СИК. Я хочу поведать о бедст венном положении школы № 8 3 и обратить внимание на ситуацию со школами в Ок тябрьском районе, где быст ро сооружается жилье. Га зета уже писала о трудных условиях, в которых находит ся пятая детская поликлини ка. Но в поликлинику дети ходят не каждый день и да же месяц,, а вот в школу — ежедневно. Получают там зна ния и... теряют здоровье,- По судите сами, как может чув-' ствовать себя ребенок, при шедший на' занятия в 16 ча-, сов в ту классную ,комна ту. в которой уже проучи- .лиеь две смены. Она даже ' проветриться как следует не успела. А кайие знания по лучит, ребенок при такой ску- ПО-ПРЕЖНЕМУ В ПЛАНАХ?.. ценности? Хорошо, если ут ром родитгли помогут ему по нять пройденный материал, но ведь они с утра на работе. Ничего другого не остается, как заниматься с ребенком в 8 — 9 часов вечера, когда он уже изрядно устал и ему, как говорится, ничего не ле зет в голову. А учатся с 16 часов учащиеся третьих классов. Не отсюда Ли их от ставание в учебе? Моя дочь в будушем го ду станет семиклассницей. Уже известно, что , ее ждет вторая смена. Как здесь не волноваться? Ведь оечь-то идет о качестве знаний. Всем известно, школы в строящихся районах пере полнены. Мы мирились с этим до поры, до времени. Что поделаешь, если у нас такое планирование. «В пя тилетием плане экономиче ского н социального разви тия предусмотрело строитель ство и ввод школы Кв 35 в 20-м микрорайоне на 1176„ мест в 1989 году» — отве тил на мое письмо предсе датель горисполкома В. И. Бородин, Хорошо, мы сог ласны подождать, хотя, че стное слово, ЭТОМУ плану не верим. Ведь по тому же пла ну предусмотрен ввод 1пко- лы в новом 22-м микрорай оне в 1988 году. А п од 'н ее ' пока, если я не ошибаюсь, даже фундамента не заложи ли, хотя район уже начал прини.мать новоселов, И к 1 сентября там будет столько детей, что школа на 23-м микрорайоне, которая и без того перегружена, в .букваль ном смысле слова задохнет ся, как задыхается сейчас на ша школа Кв 63 . А что бу дет через год? Недавно в нашем микро районе состоялась встреча жителей с ответственными товарищами по ' вопросам коммунального обслужива ния, Был там и представи тель Октябрьского райиспол кома. Не удержалась, зада ла ему вопрос о школе. Он ответил, что ШКОЛУ в 22-м микрорайоне начали строить и строим ее якобы без средств. А потом добавил, дескать, у самих нет здания райисполкома вот уже вто рой год. Что оно. важнее, чем школа? Да и непонятным ос талось. как это без средств строится школа? я знаю, что газета брала под контроль сооружение об лаетной клинической боль ницы Не смогла бы она про контролировать и строитель ство школ в Октябрьском районе? Ведь время идет, а школы и поныне в планах... А . НОСОВСКАЯ. ОПЫТ плюс Й НЩ М Т И В А Прочитал 1 «Леиинскщя знамени» обращение к чц- тателя-м газеты принять учас'т'ре в подготовке к пле нуму горкояа парт*И — и сразу же сел за письмо. У меня 1 'есколько кошфСтНЫх нрсдлоиш.ний, касающихся - различных аспектов #щзчи Ш140ЛЫ. Первое. Я сам в о з г ^ л я ю партбюро ШКОЛЫ, и, конечно, .мрн.я интрррЕует опыт рабр- ты партийных органдзаднй в помощь учебным заведени ям. Лето.м прошлого года был на областном семинаре еекрстаре.й парторганнраднй щкол в Доме политпросве щения обкома партия. Сво им 'опытом реалиэадни ре формы школы поделился там еекре!арь Правобережно го райкома партий г, Липец ка Ц. А. Црпдрвчатыд, Мне н моим коллегам этот адч т показался весьма интерер- цы'м ц полезным. Райком партии ;«щреяил за 'каж.вдй школой кроме од ного базового предприятия еще по З - ^ б шефствующих организаций н предприятий. И.менно райком является ко ординирующим и кодтрелр- РУЮ 1 ДИМ центром по оказа нию помощи школам. П а р тнйные р зЕ щ т ш собирают руководителей бззовото и шефствующих предприятчй непосредственно в той и-аи иной шкоде и . вместе с др- ректором, педколлективом решают наболевшие вопросы; общественн» полезного тРУДЯ. устройства 1 га работу утщ- щихея, ремонта школы -и Секретарь райкома партии В. А; Н озд ) 1 еватых, как я понял из выступления, лич но следит за выполнением заданий в срок, сам почти все лето бывает в школах района. И результат налицо; к 1 сентября вее учебные заведеиия готовы к новому учебному году. Такой помощи можно только позавидовать. К ср- жалению, полезный опыт со седей что-то не очень быст ро распространяется, во вер ком случае, о Соаетскрм рай- ' оне этого не енджешь. Предлагаю горкому партии обобщить полезное иачниа- ииа п научить работать так же и дручих секретарей рай комов КПСС города. Второе. В шкода* города много групп продленного г-дц.Чу которые, что скрывать, дети часто называют не лестно, Такое отношение оправдано^ в болыцйнстве групп детям скучно, неин тересно, и.ч нечем заняться. Классы не оборудованы, не где и не во что детя.м по играть. они бегают по кори дорам школы, мешают заня тиям. . Родь воиштателей еведена к выполнению с р'е- бята-ми домашййх заданий - да редким походам в кино или на прогулку,- А ведь все можно орга низовать иначе. Предлагаю провести в одноц.двух шко лах горс,др зкицеримерт. В ШКОЛУ на четыре яррдлен- ных группы ирицдть четы рех учителей; математики или русского языка, музы ки, изобразитеДьдогн искус ства и физкультуры. Цаж- дый дусть курирует одну группу,. ■но занятия ео все- .«и ребятами пусть учителя ведут попеременно. Какое б.чаю — у 'детей будет час уроков, а затем часы м у зьь ’ ки, рксуцна, спорта 1 И воз духе' или в спортзале. Сло- ВО.М, продленка перестанет быть отбываловкой, наказа нием для ребят, они почув- ртвуют себя в школе своб'од- /по, непринужденно. На этих 'занятиях они научатся петь и разбираться в музыке, ри совать, лепить, они будут по сещать музей, выставочный зал, дворцы спорта, и все это под руководством учителей- енвциаяиотов. а н е . одного педагога, который и сам не все зпает 'в силу своей у з кой специализации. Почему бы не попробовать? И третье. Всем ясно — преподавание физкультуры в школе надо .улучщить, ши ре вовлекать ребят в сек ции, кружки. Но вот ведь проблема пет спортинвен- Спортобщества в 'городе снабжаются со своих баз да еще ухитряются все заби рать в оптовом магазине Лв 21 . Профте.хучилища тоже снабжаются централизован но. Школы же не имеют сред-ств, и если даже где-то «раздобудут» деньги, купить нечего. В 21-м магазине всегда нет самого необходи мого — футбольных и во- лейбольны.т мячей, канатов для лазания. Нет лыж. .а ес ли есть, го. по такой цене, . ЧТО . школе «не пе аубцм». Предлагаю: гороно совме стно с гортор! отделом долж ны согласовывать заявки, и хотя бы по разнарядке через магазин № 21 отпускать спортинвентарь каждой шко ле. Пусть учителя физкуль туры знают хоть не.много, но они обязательно что-то ку пят для ребят. Необходимо также изыс- ■кивать сйортйнвентарь для снабжения лагерей труда и' отдыха. Ведь порой выезжа ем в летние каникулы в сов хоз, а нет ни одного мяча. Сцрашивзетеа, чем ж е ре бят занимать в свободное А. ВОЛКОВ, учитель, секретарь партбюро средней школы ^'<в 19.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz