Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

22 м а р та 1988 г., Л»а 67 (18 064) Л Е Н ИН С К О Е З НАМЯ 1 •• Не^авво нсполвилось 100 лет с^ два р ож д еа ^ Л. С. Ма­ каренко (1888—1939), советского педагога и писателя. «ПрекрасЕое дело делаете Вы, оревасходиые плоды должно дать она... удивительный Бы человечище, и как раз из таких, в каких Русь нужддетеи» —^ писал Алексей Максимович Горький. ИА С(-Ш\|КАХ: книги А. С Мщедревко из собрания сочи­ нений; Москва. Новодевичье кладбище. Могила А. С, Мщтд- репко.' Фото р. СОБРОВННЛ. ПВДД ГО ГУ и ГРАЖДАНИНУ Галина Васильедиа Белая (на снимке) щ@щ|одает английскнй язык в двадцать первой школе Ливедаа. Ее педагогаческцй станс составляет четверть века. Опыт работы Галины Васильевны цбо^Щен и изучается коллегами. Фото А. Щурова. Феврц 1 В&екий Пленум ЦК КПСС поста­ вил п еред партийными оргаиизация.мн, пе­ дагогическими коллективами, всей общест- венвость» новьхе задачи до совершенетво- 8»ник» Ерсивтанвя в обучения подрастаю­ щего поколения. Шрола — это обществецный институт, нацеленный в будущ ее . Сегодня в ней вос­ питываются те. кому завтра продолнеатц дело перестройки. И от того, с кадими гращданрввми устремлениями, правственны- Ин донятвями, культурой и трудовой за ­ калкой выйдут на дорогу жизни питомцы школы, 38ВПСКТ, каким будет общий ус ­ пех преобразования, обновления нашего об­ щества. Школе тоже остро необходимо придать стратегию обновления. Как сделать? В преддверии своего пленума по народ- ,ному образованию Липецкий горком пар­ тии обратился к нашим читателям с прось­ бой принять участие в обсуждении вопро­ сов сорершенствовання работы щкрлы, вне­ сти срои цредловщния в адрес педагоги­ ческих коллекгйроэ, бззоры.ч пргдпркятий, общественных организаций, призванных по­ могать шкоде. На эту цросьбу откликнулись десятки липчан. Письма потоком прщли н непосред­ ственно в Липецкий горком партии, и в ре­ дакцию газеты. Сегодня мы публикуем лишь часть пи­ сем из нащей почты. Авторы их — роди­ тели, специалисты ра. 1 личных отраслей на­ родного хозяйства, педагоги, представители общественных организаций. ШКОЛЕ- СТРАТЕГИЮ ОБНОВЛЕНИЯ Письма читателей к пленуму Липецкого горкома КПСС по народному образованию мы ВСЕ В ОТВЕТЕ ЗА ДЕТЕЙ Первый этап . перестройки нашего общества выявил многие ' нрбодевшие нробле- мь 1 , и одн§ из них — вос­ питание, а вернее, перевос­ питание • молодежи, и не только ее. - Всем известно теперь, фон, ца котором воспитывались наши дети и внуки, быд не во веем благоприятным. -А тут еще шарахания от одной системы к другой, от адн'ой методики к новой, которая оназывалаеь хуж е 'прежней. . Жаль, что застойные явле­ ния коснулись и нашей нау­ ки, в том числе и педагоги- ческо^, Мы во многом пожинаем сегодня горькие цлоды. Я работаю экономистом по тру- , ду и зарплате на НЛМК. Не­ легко специалистам. Никто из рае,' даже молодые ра­ ботники, ' не проходили • а ин- етитутах того. Что им „при­ ходится делать сейчас. Слу­ чается тан, что молодой епе-, циалрет ив вник ещё в су­ щество старой системы хо- аяйетвовання и экономики, а .приходится внедрять новую, и не получается срав))вния, что хорошо, что пло.хо, -и - что лучше. Очень ялохо , что 1 с перестройкой хозяйствен­ ного механизма и аппарата управления у администрации не доходят руки до вопро­ сов экономики. Самое боль- вать!» ЗСгзрршо, если- на предприятии есть толковый главный экономист, кото­ рый сумеет скоординировать работу всех служб в новых условиях. Нашему комбина­ ту в ртом смысле повезло, а некоторым другим 'коллекти­ вам придется очень туго. Носпиташюе десятилетия­ ми потребятедьскре отноше­ ние к работе аппарата и ор­ ганов управления лишило многих хозяйственников ини­ циативы и экономического мышления. Сейчас нельзя действовать по принципу; «Цель оправдывает средст­ ва». или,, что еще хуже . — «Победителей не еудят». Многих из них теперь су ­ дит история. ' Поэтому я и считаю, что главная задача сегодня — -воспитание и обучение мо­ лодежи, подготовка людей, которым предстоит заванчи-. вать перестройку, начатую Н-х радитедями. Если вопрос . обучения и перевоспитания старщи.х труден, то он архи- труден по отповденшо к де-, гям. Как сделать, чтобы вы- ' пуекдан шкалы, отрлужи? в ар.мии, вернулся • на произ­ водство и стал квалифициро- . вацным специалистом? Как лучше его учйэь? Как быть е подготовкой рабочих «не- преетижиых ч профессий»? Какой должна быть, система профтехобразования? Вопро­ сы зйают .вве. А ответы? На многие из них могла бы ответить компьютериза­ ция производства и управле­ ния. А для этого надо вве­ сти соответствующее обу­ чение в школе. Считаю, что для этой цели не следует, шалеть никаких средств, в. том числе и валюты. .Лучше ‘давдйте сократим в разум­ ных пределах импорт това­ ров потребления, резко уяуч- .щцв качество своих изделий. Иначе нам долго придется догонять японцев и 'ам ери­ канцев, которые за это вре-; мя сделают еще здаг вперед. Кедавнб разговорились- е з^аместнтелем директора по экономике В. А. Бреусом , и он признался. НТО у него «ру­ ки чешутся» написать школь­ ный учебник по компьютери­ зации. И вот я подумал; по­ чему бы Академии педагоги­ ческих ПЭУК не использовать должным образом богатый опыт экономистов промыш- лецности при подготовке та­ кого учебника, не отклады­ вая в долгий ящик? Большая беда шкоды — перегруженность учебных программ? У пае тоже в семье есть ученица, моя , внучка. Так в'бт я смотрю, у нее для «ечаетлнввго 'дет-.~ ства» нет времени'. Это еще прй условии, НТО ей мать и дед могут оказынать сущест­ венную помощь. Достать, например, нужные словари, справочники, литературу, ту, что нынче в «дефиците», по­ мочь решить задачу, прове­ рить ошибки. Недавно .зада ­ ли ей сочинение о современ­ ной поэзии. Дед, то есть я, пошел в библиотеку. На або- нементё мне не дали стихов. Ни Рождествеиекого, ни Воз­ несенского, . ни Дементьева. В читальном зале , с- трудом упросил дать на. выходной день библиотеки том Возне­ сенского. И вот да этот день внучке нужно было прочи­ тать, переписать стихи и, са­ мое . главное, «полюбить» трорцество поата, чтобы на­ писать о нем хорошее сачи- нецие. Разве это не пробле­ ма? Уж чего другого, а кцнг для школы должно всегда хватать, школьные бкблноте- кп должны быть самыми луч­ шими, самыми богатыми. Но школе во многом при­ ходится быть просителем. Недавно узнал еще одну но­ вость; преподаватель началь­ ной военной подготовки в СШ № 51 , где учится внуч­ ка, слазал ребятам, что нуж­ ны деньги на патроны для стрельбы в т и р е . ' Неужели шефы школы не могут по­ мочь решить е1оль неслож­ ный вопрос? Необходимо серьезно по­ думать о досуге наших ре­ бят. Все-таки у ребят все меньше и меньше свободно­ го времени, а у учителей — д ля органи заири § торр досу­ га. Наша школьница вынуж­ дена, например, была пре­ кратить посещать бассейн, так как выкроить три часа ■два раза в неделю была ДЛЯ нее проблемой, загружена допоздна уроками. Удивля­ юсь, как же в наше довоен­ ное 5 ремя, учась в школе, я н мои товарищи успевали выступать за сборную- шко­ лы и "района по многим вн- .дам спорта, участвовать в самодеятельности и читать завоем книги из школьной и частных библиотек. Думая о щколыадм воспи­ тании, не надо забывать, что оно базируется на' здоровье нашего общества, Мце ка­ жется, что в последнее рре- мя мы несколько ослабили позиции в борьбе за трезвый образ жизни (аа наше.м ком­ бинате число тех, кто 'побы­ вал в медвытрезвителе, к со- жалещдо, почти не снижает­ ся). А ведь это тот самый фон, на-котором мы растим нашу смену. Г. ДЕРГЕС, старший инженер ОНОТиУ НЛМК. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ Образование-то у .нас ка­ кое? Народное, ■А", значит, воспитывать детей, приви­ вать им .любовь к труду , раз­ вивать из! сноообноети и та­ ланты мы должны всем ми­ ром. А у ПЭЛ и мам, деду­ шек -и бабушек верх берут- ИЖДИвенческие настроения; Iдескать, школа- вырастит и воспитает. Да в. том-тю и суть, что одна щкэла сделать этого не в сссто.хнпи. Многие наши беды в тох 1 и заклю­ чаются, что родители, ссы­ лаясь па зашчтость, очень мало внцмадая уделяют де ­ тям. Редко увидищ^ родите ­ лей, играющих во дворе со своими'дет,ьми в их ж е дет­ ские. игры. А разве, скажем, трудно заставить, ребятишек убрать и подмести за собой игровую площадку, навести, скажем, порядок в под-ьезде. Сказал как-то об этом одной маме. А в ответ услышал; са­ ма, дескать, работаю с дет­ ства, так пусть моя дочь «повольничает». Понимай это как побездельничает. И с подобным отношением стал­ киваешься сплошь и рядом. Не секрет и то, что авто­ ритет многих родиIелей у детей крайне низок. Не стес­ няются некоторые из них на глазах ребятииек выяснять отнош ения ,. сквернословить, пьянствовать, ' приносить ук­ раденное с прой'зврдства. А пото.м все удивляемся, от­ куда же берутся в нашем об- шестне хулиганы, влкогоди- . ки, несуны, лодыри? Дд мы. МЫ ш ш их такими вреяитэ- ЛИ. Мы подавали им дурные примеры, Ц они скопирова­ ли наш образ ншани, При­ кажете тшнить школу? Не согласен. Тут есть всем на.м —думать, КУЗЬМИЧЕВ, ветерад труда, ПОЗНАЮТ ЦЕНУ ТРУДУ я хочу высказаться по р д - . ному, может быть, узкому, но конкретному вопросу. Он, как мне кажется, отчасти касается . трудового, но в большей степени , граждан­ ского воспитания учащихся. Еш е Марке говорил, что в производительный труд дети долж-ны включаться с девя- ти.летиего возраста, и совета ский педагог Макаренко бле­ стяще реали зовал ' эту идею._ Об этом много сказано и на-' писано., а потому вряд ли есть необходимость повто­ ряться. К сожалению, липец­ кие педагоги, судя по все­ му, пока не готовы к прак­ тическому использованию опыта замечательного нова­ тора, хотя воспитание, огра- . ниченвое оамками урока, не было и не может быть эф- фе?яивны.м. Жизнь прекрас, но Убелила в этом. Очевидно, что постановка, трудового воспитания в Ли­ пецке (8 не трудового обу, ченияП с той результатив­ ностью с какой оно ДОСТИГ­ НУТО было у Макаренко, дело не близкого будущего, Оно требует решения слож­ ных организационных н кад­ ровых вопросов, да и нема­ лых средств. Но ведь и мед­ лить нельзя Слезозательно,- надо настойчиво искать сферу приложения сид уча­ щихся уже сейчас, не дожи­ даясь далекой перепек !ивы. И эта сфера у всех У нас перед глазами. Ьо-перрых, это содержа­ ние в образцовом состоянии ■ (объявить ' соревнование) подъездов жилых домов, ле­ стничных клеток. • лифтов. Ра.зве этот труд не по си­ лам учащимся? Ведь не сек­ рет. что ломают, бьют, ца­ рапают те. кого мы не мо- жем как следует .воспитать в школе. Поче.му? Да пото­ му, что не знают настоящую цену труду, так как ничегр в ж'изни не сделали полезно­ го своими руками. На мой взгляд, надо создать не­ большие по чнслениРСти бри гады . или отряды . по ре­ монту подъездов . Ребята могли бы шпаклевать стены дома, где -они ж и в у т . . кра­ сить, разумеется, дрд руко­ водством ' воспитателя, ра­ ботника Ж.ЭУ или кого-либо из родителей. А уж сделан­ ное "своимн руками вряд ли испачкаешь нлн исцара­ паешь, Работы можно было бы выполнять н е . только в дни каникул, но и в свобод­ ное от уроков время, Это был бы н» мифический «об­ щественно полезный» труд, а самый что ни на есть, на­ стоящий, которым ■ можно гордиться и любоваться. ^Кстати, ремонт .подъездов с привлечением учашихся ши­ роко практикуется в ГДР, Во-вторых, отряды уча­ щихся могли бы вести по­ садку зеленых насаждений, ухаживать за ними. И. в- трртьих, убирать территорию микрорайонов В некоторых городах, например, в Х ерсо­ не. на углу улиц можно уви­ деть габличкн е надписями, отвечает за ее уборку шко­ ла гакая-то. и рядом фами­ лия, имя, отчество ее ди­ ректора. Наш город стал бы чише, лучше и краше. Кто будет возрткать против та­ кого участия школьников в труде? С помощью его мож­ но воспитать настоящих пат риотов Липецка. Да и .преж­ де чем бросить бумагу цли ОКУрок на тротуар, человек трижды бы подумал, ведь Убирать за ним б.удут его же июле прошлого года вышло в свет постановление ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР о мерах по коренному улучшению вос­ питания. обучения, матери­ ального обеспечения детей- сирот - и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно во многом помогло и помогает решать проблемы сиротства в нашей стране и области. • Но вот с чем мы столкну­ лись недавно в городском ко­ митете народного контроля, проверяя липецкую школу- интернат № 1. Нет, мы. не ебнаружили ({юнтрв каких- либо финансовых наруше­ ний. злоупотреблений, ущем­ ления прав детей. Нас уст­ раивало и качество, и ассор­ тимент продуктов питания, добротность одежды и обу- Но мы обнаружили без­ различное отношение многих организаций и учреждений к школе-интернату. Дело в том. что это учебное заве­ дение как бы не по всем «па­ раметрам» подходит под ука-, занное выше постановление. Школа-интернат № 1 — об­ щеобразовательного профи­ ля. Здесь обучаются дети с В ПОЛОЖЕНИИ «ПАСЫНКА» 1 по 8 класс. Всего воспи­ танников ^ 305 , из них де ­ тей. лишившихся попечения родителей — 35 и 7 детей- сирот. Многие — дети ма- терей-одиночек. из многодет­ ных семей или тех семей, . где кто-либо из родителей осужден . Большая часть — как бы сироты- при лкивых родителях. Это — неблаго­ получные семьи, где или отец, или мать, или оба вме­ сте пьют. « На эту школу многие льготы, как на другие дет­ дома и школы-интернаты, не распространяются. Хочется спросить гороно; чем дети в смысле заботы о воспитании и материальном обеспечении отличаются от детей-сирот интерната Ка .2 или детдо­ ма № 3? Школа-интернат № 1 ра'с- положена в типовом обще­ житии, Учебный корпус был когда-то. но пришел в яе- гойиость, и его снесли. Тес­ нота ощущается во всем. Не стало игровых комнат, ком­ нат гигиены, душевых. Мас­ терские и спортзал заняли Малы спальные комнаты, где ребята спят по 8 — 17 человек. Негде поставить тумбочки, не хватает шна- Мы мнО!Ю беседовали с пе­ дагогами. У них немало про­ блем. Взять, например, тру­ довое воспитание. К чести педколлектива. проиэводи- "^ельный труд ребят органи­ зован неплохо. Дети выпол­ няют заказы ремзавода,- БУМИЗа, летом работают в «Зеленстрое» , где зарабаты­ вают неплохие деньги. Но вот кабинет домоводства .укомплектован по меркам вчерашнего дня. Плохо обо­ рудована библиотека, нет нужных книжных стеллажей. Где взять? Кто сделает? Ва­ зовое предприятие? Вазовое предприятие — копровый' цех НЛМК. На­ чальник цеха В. И. рСоионов за последние три года лишь один раз был ' в интернате. Как-то срочно потребова- л(>еь заменить трубы -в ото­ плении. Долго ходили е про­ тянутой рукой по различным кабинетам комбината. В от­ деле по снабжению НЛМК педагогам ответили; «Мы не обязаны вам давать. Вы ^ из гороно». Нельзя ска зать ,. тгобы щколе-интериату вообще не уделялось внимания. Прош­ лым летом Советский рай­ ком партии собрал за «круг- лы.м столом» ряд руководи­ телей района, попросил их помочь в ремонте, оборудо­ вании помещений. В чем-то, спасибо, помогли. Но вот ба­ зовое предприятие снова не сделало ничего. Кстати, родители детей в интернате платят только за питание. Почему им такая льгота и за ' что? Ведь тако­ го поощрения не имеют да­ же передовики, производства, а . здесь родители, которые .воспитанием сына иди доче­ ри по сути не занимались, обычная школа от этих «трудных» избавилась, а,, те­ перь папа и мама все забо­ ты переложили на интернат. Школе нужно помочь транспортом, "^вогделить хотя бы микроавтобус. Если перечислить все, что нужно, и причем срочно, выйдет большой список. Д е ­ ло сейчае в другом — най­ ти неравнодушных к школе- интернату № 1 людей. Цока это учебное заведение на­ ходится в городе как бы в в положении «пасынка». Следует помочь н самому педагогическому коллекти­ ву. Прекратить директор­ скую чехарду - - за послед­ ние годы здесь сменилось шесть руководителей. Прове­ сти квалифицированную ^ д е ­ ловую аттестацию педагогов, пополнить ■ коллектив моло­ дежью. ИУУ и пединститут должны сделать школу своей подшефной, проводить там научную и практическую ра­ боту, Здес!, нужны и вос- пнтатели-обществепникп, и вожатые, и руководители кружков, секций, В, ЛИНКОВ, ззредующип рпештачпым отделом городского 1СИК. Я хочу поведать о бедст­ венном положении школы № 8 3 и обратить внимание на ситуацию со школами в Ок­ тябрьском районе, где быст­ ро сооружается жилье. Га­ зета уже писала о трудных условиях, в которых находит­ ся пятая детская поликлини­ ка. Но в поликлинику дети ходят не каждый день и да ­ же месяц,, а вот в школу — ежедневно. Получают там зна­ ния и... теряют здоровье,- По­ судите сами, как может чув-' ствовать себя ребенок, при­ шедший на' занятия в 16 ча-, сов в ту классную ,комна­ ту. в которой уже проучи- .лиеь две смены. Она даже ' проветриться как следует не успела. А кайие знания по­ лучит, ребенок при такой ску- ПО-ПРЕЖНЕМУ В ПЛАНАХ?.. ценности? Хорошо, если ут­ ром родитгли помогут ему по­ нять пройденный материал, но ведь они с утра на работе. Ничего другого не остается, как заниматься с ребенком в 8 — 9 часов вечера, когда он уже изрядно устал и ему, как говорится, ничего не ле­ зет в голову. А учатся с 16 часов учащиеся третьих классов. Не отсюда Ли их от­ ставание в учебе? Моя дочь в будушем го­ ду станет семиклассницей. Уже известно, что , ее ждет вторая смена. Как здесь не волноваться? Ведь оечь-то идет о качестве знаний. Всем известно, школы в строящихся районах пере­ полнены. Мы мирились с этим до поры, до времени. Что поделаешь, если у нас такое планирование. «В пя­ тилетием плане экономиче­ ского н социального разви­ тия предусмотрело строитель­ ство и ввод школы Кв 35 в 20-м микрорайоне на 1176„ мест в 1989 году» — отве­ тил на мое письмо предсе­ датель горисполкома В. И. Бородин, Хорошо, мы сог­ ласны подождать, хотя, че­ стное слово, ЭТОМУ плану не верим. Ведь по тому же пла­ ну предусмотрен ввод 1пко- лы в новом 22-м микрорай­ оне в 1988 году. А п од 'н ее ' пока, если я не ошибаюсь, даже фундамента не заложи­ ли, хотя район уже начал прини.мать новоселов, И к 1 сентября там будет столько детей, что школа на 23-м микрорайоне, которая и без того перегружена, в .букваль­ ном смысле слова задохнет­ ся, как задыхается сейчас на­ ша школа Кв 63 . А что бу ­ дет через год? Недавно в нашем микро­ районе состоялась встреча жителей с ответственными товарищами по ' вопросам коммунального обслужива­ ния, Был там и представи­ тель Октябрьского райиспол­ кома. Не удержалась, зада­ ла ему вопрос о школе. Он ответил, что ШКОЛУ в 22-м микрорайоне начали строить и строим ее якобы без средств. А потом добавил, дескать, у самих нет здания райисполкома вот уже вто­ рой год. Что оно. важнее, чем школа? Да и непонятным ос­ талось. как это без средств строится школа? я знаю, что газета брала под контроль сооружение об лаетной клинической боль­ ницы Не смогла бы она про контролировать и строитель­ ство школ в Октябрьском районе? Ведь время идет, а школы и поныне в планах... А . НОСОВСКАЯ. ОПЫТ плюс Й НЩ М Т И В А Прочитал 1 «Леиинскщя знамени» обращение к чц- тателя-м газеты принять учас'т'ре в подготовке к пле­ нуму горкояа парт*И — и сразу же сел за письмо. У меня 1 'есколько кошфСтНЫх нрсдлоиш.ний, касающихся - различных аспектов #щзчи Ш140ЛЫ. Первое. Я сам в о з г ^ л я ю партбюро ШКОЛЫ, и, конечно, .мрн.я интрррЕует опыт рабр- ты партийных органдзаднй в помощь учебным заведени­ ям. Лето.м прошлого года был на областном семинаре еекрстаре.й парторганнраднй щкол в Доме политпросве­ щения обкома партия. Сво­ им 'опытом реалиэадни ре­ формы школы поделился там еекре!арь Правобережно­ го райкома партий г, Липец­ ка Ц. А. Црпдрвчатыд, Мне н моим коллегам этот адч т показался весьма интерер- цы'м ц полезным. Райком партии ;«щреяил за 'каж.вдй школой кроме од­ ного базового предприятия еще по З - ^ б шефствующих организаций н предприятий. И.менно райком является ко­ ординирующим и кодтрелр- РУЮ 1 ДИМ центром по оказа­ нию помощи школам. П а р тнйные р зЕ щ т ш собирают руководителей бззовото и шефствующих предприятчй непосредственно в той и-аи иной шкоде и . вместе с др- ректором, педколлективом решают наболевшие вопросы; общественн» полезного тРУДЯ. устройства 1 га работу утщ- щихея, ремонта школы -и Секретарь райкома партии В. А; Н озд ) 1 еватых, как я понял из выступления, лич­ но следит за выполнением заданий в срок, сам почти все лето бывает в школах района. И результат налицо; к 1 сентября вее учебные заведеиия готовы к новому учебному году. Такой помощи можно только позавидовать. К ср- жалению, полезный опыт со­ седей что-то не очень быст­ ро распространяется, во вер­ ком случае, о Соаетскрм рай- ' оне этого не енджешь. Предлагаю горкому партии обобщить полезное иачниа- ииа п научить работать так же и дручих секретарей рай­ комов КПСС города. Второе. В шкода* города много групп продленного г-дц.Чу которые, что скрывать, дети часто называют не­ лестно, Такое отношение оправдано^ в болыцйнстве групп детям скучно, неин­ тересно, и.ч нечем заняться. Классы не оборудованы, не­ где и не во что детя.м по­ играть. они бегают по кори­ дорам школы, мешают заня­ тиям. . Родь воиштателей еведена к выполнению с р'е- бята-ми домашййх заданий - да редким походам в кино или на прогулку,- А ведь все можно орга­ низовать иначе. Предлагаю провести в одноц.двух шко­ лах горс,др зкицеримерт. В ШКОЛУ на четыре яррдлен- ных группы ирицдть четы­ рех учителей; математики или русского языка, музы­ ки, изобразитеДьдогн искус­ ства и физкультуры. Цаж- дый дусть курирует одну группу,. ■но занятия ео все- .«и ребятами пусть учителя ведут попеременно. Какое б.чаю — у 'детей будет час уроков, а затем часы м у зьь ’ ки, рксуцна, спорта 1 И воз­ духе' или в спортзале. Сло- ВО.М, продленка перестанет быть отбываловкой, наказа­ нием для ребят, они почув- ртвуют себя в школе своб'од- /по, непринужденно. На этих 'занятиях они научатся петь и разбираться в музыке, ри­ совать, лепить, они будут по­ сещать музей, выставочный зал, дворцы спорта, и все это под руководством учителей- енвциаяиотов. а н е . одного педагога, который и сам не все зпает 'в силу своей у з ­ кой специализации. Почему бы не попробовать? И третье. Всем ясно — преподавание физкультуры в школе надо .улучщить, ши­ ре вовлекать ребят в сек­ ции, кружки. Но вот ведь проблема пет спортинвен- Спортобщества в 'городе снабжаются со своих баз да еще ухитряются все заби­ рать в оптовом магазине Лв 21 . Профте.хучилища тоже снабжаются централизован­ но. Школы же не имеют сред-ств, и если даже где-то «раздобудут» деньги, купить нечего. В 21-м магазине всегда нет самого необходи­ мого — футбольных и во- лейбольны.т мячей, канатов для лазания. Нет лыж. .а ес­ ли есть, го. по такой цене, . ЧТО . школе «не пе аубцм». Предлагаю: гороно совме­ стно с гортор! отделом долж ­ ны согласовывать заявки, и хотя бы по разнарядке через магазин № 21 отпускать спортинвентарь каждой шко­ ле. Пусть учителя физкуль­ туры знают хоть не.много, но они обязательно что-то ку­ пят для ребят. Необходимо также изыс- ■кивать сйортйнвентарь для снабжения лагерей труда и' отдыха. Ведь порой выезжа­ ем в летние каникулы в сов­ хоз, а нет ни одного мяча. Сцрашивзетеа, чем ж е ре­ бят занимать в свободное А. ВОЛКОВ, учитель, секретарь партбюро средней школы ^'<в 19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz