Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

13 марта 1988 г., № 60 (18 057)' Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ШКОЛЕ-НОВЫЙ НДЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ '(Продолжение . Начало на 1 -й, 2 -й стр.)- В АЖНОЕ место Пле­ нум Центрального Комитета уделил иде­ ологическим аспектам пере­ стройки ъ целом. В своей ре­ чи на Пленуме М. С. Гор­ бачев раскрыл происшедшие позитивные перемены на этом >шастке партийной ра­ боты, определил существую­ щие проблемы, наметил нон- кретяьге пути их решения. После _апреля ] 985 года и наша ' о'бластная партийная организация осуществила ряд мер по совершенствованию идеологической работы, бо-‘ лее тесному ее сопряжению с процессами экономической реформы.' демокоатизашш, гласности, с конкретными делами трудовых коллекти- Проведенная работа помог­ ла достичь. понимания боль­ шинством трудящихся остро­ ты пепенсиваемого момента, его переломного характера, необходимости коренных пре- образ.ований во всех сферах общественной жизни. Наме- . тилась перестройка мышле­ ния людей, переориентация общественного сознания на решение новых задач новы­ ми методами. Трудящиеся не только поддерживают пе­ рестройку, но я активно ра­ ботают над тем, чтобы она неуклонно продвигалась впе- Сейчас мы вступили в этап .конкретных действий по воплощению намеченного в жизнь. Начал действовать Закон ■ о государственном предприятии, в " новых усло­ виях необходимо усиливать работу по формировайиго соз­ нания людей, изменению их психологии и мышления в духе перестройки- С учетом . возрастающих масштабности и сложности решаемых про- б.тем, требования к идеоло­ гической, деятельности пар­ тийных 'комитетов, каждой партийной организации -повы­ шаются Материалы февраль­ ского .Пленума ЦК содержат по этому поводу четкие ус­ тановки. Основными, приоритетными направ.теннями политико-вос­ питательной деятельности яв­ ляются идео.логическое обес­ печение хозяйственной ре­ формы и демократизация- на­ шего общества, воспитание трудящихся в духе высокой идейности, сознательного от­ ношения , к труду и общест­ венной собственности, иско­ ренения пьянства и нравов, проткворечащих нашему об­ разу жизни. В об.тасти есть ооганизо- ванный.идеелогический меха­ низм; состоящий из штатно­ го партийного аппарата,. со­ ветских. профсоюзных, ком- сомо. 7 ьских органов, различ­ ных идеологических служб и учреждений, почти 50-тысяч­ ного идеологического актива. Как же используется эта сила? Прямо скажем, не очень эффективно. Не вез­ де соответствует современ­ ным требованиям политиче­ ская и экономическая учеба- коммунистов и беспартий­ ных. Нередко она далека от насущных проблем ускоре­ ния- Хозрасчет высве­ тил экономическую «мало­ грамотность» многих людей, которые привыкли, что им нередко платят зарплату вне зависимости от их реально­ го трулбвого вклада. А те­ перь им надо учиться по-на­ стоящему оценивать свою работу, чтобы понимать, сколько на самом деле они могут зарабатывать. Учеба эта даже сейчас не везде хо­ рошо организована. Напри- ,мер, в совхозе «Колыбель- скнй» Чаплыгинского района в школе ■основ . марксизма- ленинизма 41 слушатель с образованием от высшего до неполного среднего. Разве можно хорошо усвоить важ­ нейшие экономические кате­ гории и принципы при таком количестве . с.тушателей и разбросе их образования? На весь район создано' всего три производственно - эко­ номических школы-. Не отла­ жена система инфор.мирова- ння пропагандистов, оказа­ ния им методической по.мо- Слабо укрепляется мате­ риальная база политической ,и эконо.мической учебы, осо­ б енн о '" ' в Лебедянском, Лев-Толстовском,. в Ок- ^ тябрьском и Советском районах. - Как еще . раз подтверждено в пос'та- новлении ЦК КПСС «О пе­ рестройке систе.мы политиче­ ской и экономической учебы трудящихся», марксистско-ле­ нинское образование являет­ ся стержнем вс ей . идеологи­ ческой , работы. Следователь­ но, и отношение к нему со ' стороны партийных комите­ тов дбляшо быть исключите­ льно ответственное. Медленно разрушаются стереотипы в устной полити­ ческой агитации. Многие аги­ таторы, „лекторы слабо зна­ ют нужды и заботы людей, не готовы к дискуссий с нш ми, по-прежнему делают ■Ртавку .только на монолог. ■Во'всей работе по перест­ ройке неоценимую роль иг­ рают средства массовой ин­ формации. Печать и радио, если можно так выразиться, самый современный и быст­ родействующий колшьютер, который аккумулирует обще­ ственное мнение, собирает, анализирует, обобщает и распространяет опыт перест­ ройки, те.м самым активно влияя на ее рез,ультаты. В области выходят 38 га­ зет, в том числе две обла­ стные, одна городская, 18 районных и 17 многотираж­ ных. 450 тысяч экземпляров — таков их разовый тираж. Как видите, потенциа.чьные возможности прессы доволь­ но значительны. Улучшилась со.держательная часть печа­ ти. Во многих газетах пуб­ ликации стали- компетентнее,- глублш, острее. Но нельзя не видеть и того, что неко­ торые органы массовой ин­ формации не всегда' опера­ тивно и глубоко освещают актуальные процессы, проис­ ходящие в жи.зни. Оказались неготовыми своевременно и квалифицированно реагиро­ вать на многообразие пере­ строечных процессов редак­ ции Данковской, Добри.н- ской, Измалковс-кой. Станов- лянской районных газет, где редакторами работают В. А. Никитский, Т. А. Лебеден­ ко, В'. И. Михайлов, В: А. Рожнов. Прорабо51 перест­ ройки назвала областная га-- зета «Ленинское знамя» ре­ дактора задонской газеты ^Донская правда» В. Н. Пер- веева. Бюро же Задонского • райко.ма партии вынуждено было объявить ему строгий выговор с занесением:в учет- 1 ную карточку за допущенные ошибки в ■газете и неэтич- ность отдельных его- поступ­ ков. Поверхностные оценки нравственных аспектов пере­ стройки, взаимоотношений в молодежной среде нередко допускает, редакция молодеж­ ной газеты «Ленинец» и ее редактор В. В. Захаров. Не­ редко упрощенно трактуют­ ся проблемы перестройки, происходящие процессы об­ новления хозяйственного, ме­ ханизма в передачах област­ ного радио. Редакциям газет не хвата­ ет умения находить и обоб­ щать первые кр^шицы поло­ жительного опыта, появяя--' ющегося в ходе перёстрой- . ки, нестандартно писать о людях, показывающих образ-, цы самоотверженной работы в новых условиях. За эти недостатки ' непосредственно отвечают руководители средств массовой ииформа- , ПИИ, партийные- организации * редакционных- коллективов. Но ответственность несут и партийные комитеты, имею­ щие печатные органы. Ме.ж- ду тем они не всегда' квали­ фицированно руководят ре­ дакционными . коллективами. Встречаются еще попытки огго'роднться от критических высцщлений в печати, вве­ сти гласность в удобные рам- Конецно, этих н . других недостатков было бы значите­ льно меньше, если бы и от­ дел пропаганды и агитации обкома КПСС, его заведую­ щий. И. И, Бритвин глубже и оперативнее анализирова­ ли р а ! ^ у печати и радиове­ щания, предметнее оказыва­ ли помощь партийным .ко ­ митетам в их руководстве своими печатными органами.’ Отдел пропаганды и агита­ ции обкома, горкомы и райе комы партии допустили, что работа местного радиовеща­ ния В' целом ряде районов сведена к обзору районны.х В последнее время иеско- лькб возросла активность творческих организаций, их влияние на духовную жизнь области; З а . два минувших года литераторы выпустили в свет 16 книг. Появились новые живописные полотна у худоншинов, заслунсивающие внимания ироизведения у скульпторов, разнообразнеё стал репертуар драматическо­ го театра. Вместе с тем пог Прежне.му- не хватает произ­ ведений литературы, других видов искусства.. в которых на высоком идейно-худо­ жественном уровне были бы запечатлены современные процессы общественного развития, совре.мекный че­ ловек — главное действу­ ющее лицо перестройки. .Это одна сторона дела, вторая — это село. Творческая интел­ лигенция области ослабила свои . связи с сельскими жи­ телями. Коллектив дра.мтеат- р а скоро отметит годовщину последних гастролей на се­ ле. Пределами Липецка ■стре­ мится ограничить свою дея­ тельность областная органи­ зация художников, реже зна­ комят -теперь жителей села со своими произведениями и литераторы. Вряд ли такую позицию - руководителей и парторганизаций творчег ских коллективов можно при­ знать правильной. Следует отметить,, что до­ пускает благодушие при оценке положения дел, не реализует полезные инициа­ тивы, возникающие в культ- просветучреждениях. управ­ ление культуры облисполко­ ма. Перестройка здесь за­ метна пока слабо, серьез­ ные упущения имеются в ра­ боте ‘с кадра.ми. В учрежде­ ниях культуры свыше ста вакансий. Однако мирятся с таким положением исполко­ мы и областного, и город­ ских, и районных Советов народных депутатов. В области на обе'ноги хро­ мает физкультурнб - оздоро­ вительное дви}кение. Работ­ ники облепорткомитета. вновь созданного доброволь­ ного физкульт.урно - спортив­ ного общества профсоюзов действуют неоперативно, и.м недостает активности, а в ре­ зультате их влияние на проис­ ходящие в сфере физкульту­ ры и спорта процессы бо­ лее чем скромное. Недооце­ нивают социальную значи­ мость физического воспита­ ния многие партийные орга­ низации и хозяйственные ру­ ководители. В ходе урегу­ лирования хозяйственного механизма н упорядочения штатов на ‘заводах -«Свобод­ ный сокол», «Центролит», в ЦУМе, на домостроительном ко.мбинате ■первыми ' попали под сокращение ‘ методисты производственной гимнасти- Одним из слабых мест в системе воспитания являет­ ся работа .по . месту житель­ ства. Уже говорилось, что вне партийного и обществен­ ного влияния остаются со­ циально запущенные семьи, «трудные»,подростки. Факты пьянства в быту, самогонова­ рения, неуважительного от­ ношения к нормам . социали­ стического общежития не- выносятся на обсуждение жителей улиц, кварталов, микрорайонов,, сельских на­ селенных пунктов. Большин­ ство домовых, гкомитетов, со­ ветов общественности, терри­ ториальных партийных орга­ низаций не определи.пи по­ ка своего, места в решеини конкретных ■вопросов соци­ ально ,- экономического раз­ вития своих -территорий,, не концептрируют усилия на развитии коллективистских начал, товарищеском взаи- м-одействии населения, Горкомам, райкомам пар­ тии, партийным организаци­ ям, ндео.чогическим учрежде­ ниям .нужно. решительно по- в.ернуться ликом к полити­ ческой работе ■с лю.дьми по йеоту жительства, активнее развивать формы досуга, ут­ верждающие ■_ коллективизм, объединяющие, людей. Недавно члены обкома пар­ тии изучили, как' организо­ ван в Липецке досуг горо­ жан. в частности, молодежи.. В большинстве 'дворцов и д'омов культуры не удалось встретить - ни партийных.; ни советских, ни • комсомоль­ ских, ни профсоюзных работ­ ников. Хотя потом, оправды­ ваясь, все .они в один ГО.ЛОС заявили: «У н а сесть плэпы, мероприятия, графики». Они действительно • есть, толь­ ко цена нм невелйка. По.этому необходимо по- верн 5 ^ть со.этветствующие сяужоы, широкую общест­ венность к работе -по месту жительства, сделать ее эф­ фективной, гласной. В целях -дальнейшего уг­ лубления демократизации, повышения престижности че­ ловеческой личности уже в текущем году необходимо приступить к осуществлению юридического асеобуча ’насе-'' ления ,. расширить практику гласного обсуждения нару­ шений норм правопорядка и общественной морали. К этой работе партийные ко­ митеты должны привлечь всех имеющихся в области лиц е юридическим образо­ ванием, работников правоох­ ранительных. органов, депу­ татов местных ■•Советов.' профсоюзный и комсомоль­ ский актив, учителей,- вете-, ранов партии, войны и тру- Одним из важных усло­ вий успешной перестройки' идеологической работы- 'я в ­ ляется изучение обществен­ ного мнения. Только досто­ верная картина состояния мировоззрения людей, их на­ строения могут показать эф­ фективность всех принимае­ мых усилий, высветить наи- бо.тее бо.лезнеиные и тре­ вожные -моменты, понять, по­ чему нередко не отзывается наше слово так, как хотелось бы. По,этому при партийных комитетах надо . создавать группы, социологических ис- . следований. При внимании- к этому вопросу специалисты найдутся. Идеологическая работа, как никакая другая, — де­ ло живое, творческое, обя­ занное всегда быть в поис­ ке. Нельзя, управлять р а з - . видающимся процессом, если сам застыл, если постоянно отстаешь, запаздываешь, ищешь вчерашний день. Ма­ лая результативность воспи­ тательной работы во многом как ра.з- и объясняется сла­ бой подготовленностью час­ ти кадров и идеологического актива. Большинство пар­ тийных работников---- это специалисты с инженерно- техническим образованке.м. Им , порой не хватает обще- -политического кругозора, знаний по психологий, -соци­ ологии. Партийные же ра­ ботники- с гуманитарным об­ разованием нередко далеки / от проблем развития эконо­ мики, что с особой нагляд­ ностью показала недавно проведенная в обкоме КПСС научно - практическая кон­ ференция. Ни то, ни другое в современных условиях не­ приемлемо. Время властно .заставляет каждого коммуни­ ста, каждого челрвека, зани­ мающегося проблемами вос­ питания, учиться и переучи­ ваться, овладевать форм'ами диалога .с аудиторией. Нуж­ но самым решительным '.об­ разом' пресекать попытки иг­ норирования общественного мнения, ущемления критики, грубость и бестактность в общении. Как уже отмечалось, об­ ластная партийная организа­ ция имеет большой, идеоло­ гический аппарат. Придать ему больший' дийамизм на основе запросов современной жизни, потребностей концеп­ ции ускорения — прямая за­ дача всех партийных орга­ низаций и их выборных ор­ ганов. Но. этого мало. Идео- .логическая работа должна стать насущной потребно­ стью. практическим действи­ ем каждого коммуниста, лю­ бого „ работниь’а 'партийного комитета, - советского, проф­ союзного, комсомольского ор­ гана, Без этого, как отмеча­ лось на февральском Плену­ ме ЦК КПСС, процесс де­ мократизации не пойдет. . Особая ответственность здесь ложится на бюро*, всех членов обкома КПСС. Преж­ де всего мы должны показы­ вать пример перестройки. Мне. как первому секретарю обкома, следует быть более вии-мательным и к школе — средней и высшей, и к ду­ ховной жизни всех трудя­ щихся области, не позволять, чтобы какие-то другие аспек­ ты общественной практики заслоняли эту, важнейшую сферу партийной' деятельно­ сти. Мы долксны добиться, '"чтобы, перестройка имела главной ориентацией челове-' ка труда,■сплачивала людей, будила в них, лучшие чело­ веческие качества. Очень важно, также на ос­ нове положений кардиналь­ ной экономической реформы ускорять темпы хозяйствен­ ного строительства. Текущий год .— год XIX Всесоюзной конференции КПСС — боль­ шинство трудовых коллекти­ вов начали успешно. Планы первых двух месяцев по бо­ льшинству показателей вы­ полнены. Но и нерешешгых проблём остается не.мало. Не все коллективы пока справляются с .заданиями, медленно улучшается каче­ ство продукции. Кое-где на задворках остается , работа но внедрению прогрессивных форм организации и оплаты труда, прежде всего коллек­ тивного подряда- ' Здесь бюро обкома, горкомам и райкомам надо дей­ ствовать , четко. ; вдумчиво, более, результативно." Все, о чем идет речь на нашем пленуме — 'дело чрезвычайно важное и неотлокснсе, , — подчеркнул докладчик. — Наша обя­ занность — сосредоточить внимание . коммунистов, на практических, задачах, вытекающих и з . решений Пленума ПК КПСС как по вопросу .перестройки сред­ ней и высшей школы, раз! вития всего ; общеобразова­ тельного комплекса,-' так ' и по вопросам' перестройки в ■целом, ее идеологического обеспечения. Поставленньте Пленумом ЦК задачи следует в тече­ ние .марта-апреля обстоятель­ но обсудить на пленумах партийных комитетов или собраниях партийного актива в городах и района'х, а так­ же во всех перзачных ттар- тййных организациях. Тре­ буется выработать и утвер­ дить конкретные мероприя­ тия по выполнению устано­ вок Пленума ЦК примени- геяь-но к каждому -городу, району, к наньдому трудово­ му коллективу, учебному за ведению. Надо провести большую ра боту по пропаганде, разъяс нению и .лзучению материа­ лов Пленума ЦК КПСС. Б эту. работу должны активно включиться члены и канди­ даты в члены обкома, горко­ мов и райкомов партии, де- путаты Советов всех уоовней пропагандисты, лекГо^ы, пе­ чать, радиовещание, весь идеологический актив- . По­ ставленные. Пленумом. ЦК задачи должны быть до­ ведены - до глубокого созна­ ния коммунистов, каждого жителя области, всей обще- -ствеиности. Необходимо сде­ лать все-для того, чтобы ка­ ждый коммунист, каждый руководитель дело реформы народного образования, вос­ питания трудящихся' считал своим первейшим делом. Партийные организации об­ ласти, р.уководящие кадры н специалисты обладают . дос­ таточным' опытом н полити ческой волей, чтобы успеш но справиться с поставлен ны.ми февральским (1988 г Пленумом ЦК КПСС задача ми. достойно встретить пред­ стоящую XIX партнйн^о конференцию КПСС ‘ Но для этого всем нам надо работать смело, творчески, по-нова­ торски. , З АТЕМ начались пре­ ния по докладу- ■Еще не стйло обязан­ ностью ни школы, ни семьи воспитание трудо.м, — .ска­ зала бригади.р комплексной бригады треста «Промстрой» А. С- Дворникова. — А та­ кое воспитание -г- социаль­ ный заказ, вызванный потре­ бностями нашего общества- Во время недавнего посе­ щения . Липецкого пединсти­ тута я поинтересовалась хо­ дом его капитального ремон­ та, Деньги выделены нема­ лые, материалы дорогие, а выполнены работы неинтере­ сно, неэстетично- Ремонт бли.зится к концу, а крыши до сих пор текут. А почему бы не. отдать строительным студенческим отрядам хотя бы часть работ, да еще на подряд? Думается, что и ка­ чество ремонта от этого вы­ играло бы, и отношение к сделанному было бы дру­ гим. и чувство хозяина сво­ его дома у студентов появи- В плане этого года — строительство студенческих общежитий. Тресту «Жнл- строй» надо подумать о пе­ редаче части работ студен­ ческим строительным отря­ дам, пусть они.строят для себя, а не ездят искат!^ де­ ло за. тридевять земель- По­ мощь в решении этого воп­ роса должен -‘оказать зам­ председателя облисполкома М, Т- Наролин. Далее А- С. Дворникова внесла конкретные предло­ жения по улучшению трудо­ вого воспитания, производ­ ственной практики учащихся- профтехучилищ, . особенно строительного профиля- При­ ходят они зачастую на строй­ площадки на короткий срок, без производственных навы­ ков, к механизмам их допу­ скать нельзя. И бригада не. заинтересована в их работе, так как отдача Ът них не-‘ значительна. Мастера произ­ водственного обучения учи­ лищ приходят на ' саройку гостями, контролерами, на- ■строены иждивенчески. Об­ ластному управлению проф­ техобразования, его началь­ нику Г- С- Гревцеву необхо­ димо планировать и осуще­ ствлять .контроль за качест­ вом практики учащихся со своим аппаратом не из каби- - нетов и не по телефону. Следует- лучше организо­ вать производительный груд учащи.хся- Почему в одной школе ребята 'могут зарабо­ тать 13 тысяч рублей, а в другой, так-ай же — менее 2 тысяч рублей?- Приходит­ ся преодоленать очень юно­ го н а гр а д для ' оформления на работу в каникулы шко- .льников- О тделу науки и учебных заведений обкома партии необходимо, с эт^ми •«барьерами» разобраться' Нуждается в улучшении подготовка кадров на строи­ тельном факультете полите­ хнического института, рас­ пределение выпускников на рабочие места- Возникло про'тиворёчие в связи е пе­ реходом. треста «Промстрой» на хозрасчет- Предприятию экономически стало невыго­ дно иметь «лишние» детса­ ды. свободные места в .пио­ нерлагерях, которые запол­ няются другими коллектива­ ми. так как полученная при­ быль идет на их содержание. Получается выигрывает тот, кто не имеет своих дет­ садов, пионерлагерей. В этих условийх облисполкому надо разобраться с таким положе­ нием дел, поставить.решение вопроса на экономическую основу, , . О многих . нерешенных проблемах реализации рефор­ мы ш'юэлы 'говорил первый секретарь Грязинского гор- ■кома партии Н- М- Бобров­ ский. Так, осталось пока -что ка бумаге строительство Ко- робовской, Верхне-Телеяюй- ской, Песковатской школ. Не решена I проблема расшире­ ния .рабочих мест-для учащи­ хся- -Имеющаяся материаль­ ная база пока не отвечает современным требованиям, В городе отсутствует. учебно- . производственный комбинат для учащихся- Не потеряла остроту и кадровая пробле­ ма- Особенно, недост’ает- учи­ телей' в сельских школах- Не удовлетворяет ка.чест- венная подготовка педагогов. Как- правило, . большинство выпускников и педучилищ, и пединститутов имеют непло­ хие теоретические зишшя. но вот применить их на пра­ ктике ■не всегда умеют- Вы- цускшки' на первых порах с трудом ■проводят . воспитате­ льные мероприятия, не уме­ ют составлять поурочные пла-- ны. применять. • технические средства обучений. Видимо, и педагогическим вузам. и педучилищам необходим'о- не только давать, будущему учителю знания, •идец. и мы­ сли, но и научить его прев- • ращать - их в навыки и уме- Особое внимание надо уде­ лять ' воспитанию у бущ-щих учителей нравственности, гражданской и политичеекой зрелости, Без этих качеств ни один выпускник не ' мо­ жет стать настоящим воспи­ тателем- Нельзя доверять воспитание и обучешш детей людям некомпетентным, -лю- , дя.м случайным в педагоги­ ке и далеким от нее. Нель­ зя потворствовать бракоде;- лам в педагогике- Наверное,. пора более четко определить оценку ' деятельности педаго­ га, законодательно опреде­ лить меру его ответственнос­ ти за воспитание и обучение Нерешетаой остается про­ блема развития малокомпле- ■ктных школ- Облоно. его за­ ведующему В. Е- Тонких и педагогическим вузам при подготовке учителей надо учитывать специфику рабо­ ты в .таких школах. - надо воспитывать и прививать им чувство того, что они явля­ ются не только воспитателя­ ми, детей. но 'ДОЛЖНЫ вести просветительную работу сре­ ди взрослого населения, быть проводниками социалистиче­ ской культуры, искусства, спорта. Остра и проблема воспи­ тания детей-сиро'г- В горо- .'де имеется два интерната, ■один — № 9 —г железнодо­ рожный, другой №1 —-обло- но. Силами предприятий . и организаций к зданиям инте­ рнатов- подведено тепло, сде­ лана канализация,произведен внутренний ремонт всех по­ мещений- Все организации города и" села приняли учас­ тие в обор.удовании классных комнат, пионерской комнаты, спальных помещений и игро­ вых- Но этого мало. . Пред­ стоит ремонт кровли и фа сада-, надо провести благоуст­ ройство территории. Все это ■МЫ сделаем- Но, наверн-ое. пришла пора облисполкому и прежде всего зам- цредсе датедя облисполкома В Е Мельннкому, все вопро сы. ■ связанные с ре МОНТОМ и обеспечением ин .тернатов, решать более целе направ-Яенно, по-государст­ венному. Я имею в виду, что облисполком' должен в пла­ новом- порядке и с перспек­ тивой выделять для них . в достаточном количестве фи­ нансы, определять подрядчи- Мешает еще и межведом- ственность в народном (Обра­ зовании. .Поэтому педагоги­ ческие коллективы железно-’ дорожных .шко.ч просят пере­ дать их в подчинение обл- '— В области немало кол­ лективов учителей-единомыш- л.ёнников. которых объединя­ ет творческое, отношение к делу, обстановка деловито­ сти и взыскательности, уме­ лое сотрудничество с семьей и общественностью, — ска­ зал заведующий облоно В. Е. Но есть и другие .коллек­ тивы, где мало единства тре­ бований. зато много группов­ щины, склок, болезненного выяснения мелких вопросов и,, как результат, низкий уровень знаний,; умений, на­ выков и общей .культуры школьников. -Следует признать; что за последние годы органы на­ родного. образования, руково- дитеяй школ упустили из- под контроля вопросы укреп­ ления дисциплины и повы­ шения - ответственности учи­ теля за порученное дело. Поэтому почти -третья часть их не проявляет стремле­ ния коренным образом изме­ нить стиль своей работы, плохо готовится к урокам, слабо ориентируется в но- ' вейших- педагогических и пси­ хологических идеях, не вос- прини-мает замечаний коллег и руководителей — больше говорит о перестройке, не­ жели на. деле ее осуществля- Одна из причин этого не- гативноро явления в том, чтб долгое время стремящегося творчески 'работать учителя мы пытались держать в 'про-. нрустовом ложе инструкций, всячески сковывающих его инициативу и поиск. .Стре­ мились к высоким процент­ ным показателям . и по ним судили о работе учителя, школы и целых районов. Далее В- Е. Тонких наз­ вал слагаемые успешной ра­ боты коллектив'ов школ. Это — стабильность педагогиче­ ских кадров. Пока -неудовлет­ ворительно проводится отбор выпускников школ в педву­ зы области. Предприятия и хозкйотва практически.. не направляют на учебу своих стипендиатов. ' Не преодолены ведомст­ венные барьеры в. преемст- -венности работы детского са­ да й шко'лы. В области 80 процентов. дошкольных уч­ реждений веломственные. Велика текучесть кадров в школах. И одна из причин — 'отсутствие благоустроен­ ного жилья для, учителей. В улучшении, жилищных усло­ вий нуждаются •1700 чело­ век. Плохо пока организован , отдых .учителей'. Без помощи обдеовпрофа (Ю- И- -Востри- нрв) эту проблему не ре- Велина сменяемость руко-' водителей школ в .районах. 1 -^до признать, что пока и в облоно нет системы в рабо­ те с директорами школ. Вы­ борность- руководителей •школ .й резерва поможет из­ бежать ошибок в подборе’ кадров и повысить взаим­ ную, ответственность руково­ дителей и коллективов. В серьезном .усилении в?ш- мания, в' деловой, предмет­ ной помощи нуждаются шко­ ды в первую очередь со сто­ роны районных и городских комитетов . партии. Они мо­ гут и обязаны дойти до ка­ ждой школы с ее нуждами н проблемами. Наверное, не­ достатков ф> 1 ло бы меньше, если бы со стороны еекре- . таря обкома партии Р. Е. Злобиной, зав. отделом нау­ ки и гюбных заведений В. И. Курдовой оказывалась нам более предметная помощь. —' В осуществлении пере­ стройки школы, в мобилиза­ ции усилий учительского корпуса на повышение каче­ ства обучения и воспитания должна быть высоко подня­ та роль первичных партий­ ных организаций. — отмети­ ла заместитель диреетора Больше-Боевской школы Дол­ горуковского района Н. П. Чемисова. — в нашей шко­ ле она не.многочисленна — семь работающих . коммуни- стов из 20 педагогов, но ее значимость- определяется не числом членов партии, а ак­ тивностью их жизненной по-. Н. П. Чемисова поделилась опытом работы коммунистов школы. В педколлективе стало правилом заслушйва- йие учителей на партсобра­ ниях по. вопросам . общест­ венно - политической рабо- , ты. изучения нормативных документов, методических выставок и творческих отче­ тов, собеседования с комму­ нистами. Коммунистам постоянно приходится заниматься мно­ жеством самых различных дел, держать в поле зрения пшрокий круг вопросов, кру­ пных и мелких. 10 ле-т я избираюсь се­ кретарем первичной партор­ ганизации Больше-Боевской средней школы. По подчас мне недостает умения и гиб­ кости в решении партийных вопросов. Почему бы не ор­ ганизовать систематическую учебу секретарей школьных партийных организаций? Я подчеркиваю; ' систематиче­ ски, а не только один раз на' три йня в год всех нас надо собирать в областном центре, как это делают ра- ботинки отделов оргпартра- боты, науки' и учебных заве­ дений обкома КПСС. Особо хотелось бы ска­ зать о роли коммунистов- ■пенсйонеров в реализации школьной реформы.. Хоте­ лось, чтобы как можно боль­ ше'''пенсионеров- - коммуни­ стов в силу -своих, возмож­ ностей участвовали в школь­ ной жизни. В настоящее,вре­ мя многие из них оторваны от школы, редко бывают там, не йнтерес.уются учеб­ но-воспитательным процес- В школах должны быть свои новаторы. И они у нас есть! Считаю', что неза­ служенно забыты учителя- новаторы на страницах на­ шей областной газеты «Ле­ нинское знамя», как будто ее редактор И. М. Бобков, заведующий облоно В. Е. Тонких не знают, - что', об­ ласть богата педагогическим опытом, который иа.’м надо как драгоценные камни со­ бирать и шлифовать! Начальник областного уп­ равления проЛтехобоазова- ния Г- С. Гревцев, в частно­ сти,, сказал, что уровень под­ готовки выпускников ряда профте.хучилит не отвечает возросшим требованиям,' име­ ют место факты, когда часть :учащихся ■не допускается к экза.лгенам из за неуспевае­ мости но специальным пред­ метам, не изжит (^ормалйЗдМ при присвоении разрядов. В чем тут дело? Принимаемые меры по укреп.' 1 екию' материальной базы профтехучилищ : пока не дали ощутимых результа- ,то’в. Безынициативность н с а - ' моуспокоенность педагоги­ ческих коллективов, отсутст­ вие должрОй требовательно­ сти со стороны. . областного управления привели К’ том.у, что значительная часть обо­ рудования мастерских . мора­ льно и физически устарела.’ Беда еще и в том, что не. лый ряд постановлений об­ кома- КПС.С, облисполкома. Липецкого и Елецкого-. гор­ комов КПСС. Липецкого гор­ исполкома, мероприятий аг­ ропромышленного комитета и .Главлипецкетроя по разви­ тию профтехобразования в 1986—1988 годах так и ос­ тался на бумаге. Не сни­ мая ответственности с себя, следует сказать также, что недостаточно требовательны в этом плане к руководите­ лям базовых предприятий М. Т. Наролин, О. А. Бори­ скин, . отделы промышленно- транейортный, строительст­ ва и сельского хозяйства об- ко.ма КПСС. Постоянно сры­ ваются сроки сооружения объектов профтехучилищ, го­ товящих кадры для агропро­ мышленного , комитета объе­ динением «Липетдкагропром- строй» (В. И. Жарко) Для планомерного обеспе­ чения области- рабочими кад­ рами было ’&>!. целесообраз­ ным рассмотреть вопрос о создапии единого органа, ко­ ординирующего деятель­ ность профтехучилищ, .сред­ них .специальных учебных за- цедений и учебно - к^фсовых комбинатов. Таштм органом мог. бы стать межведомст- совет при облплане или от­ деле по труду й социальным вопросам облисполкома. Се­ годня же комплектование учебных заведений профтех­ образования вызывает серь­ езную озабоченность. Нам кажется, областной плановой комиссии, лично А. Ф Зз- болотнему необходимо ' уже­ сточить спрос за выполне­ ние доводимых заданий. Не проявляют должной заиите- рессшанности в комплектова­ нии СПТУ по направлениям хозяйств районные и обла­ стные агропромышленные ко- м’итеты. Областным управлением ве­ дется работа по обеспече­ нию работников профтехучи­ лищ жильем. Однако пробле­ ма эта остается острой. В связи с этим оратор ставит вопрос перед председателем облисполкома о строительст­ ве кооперативного жилья для работников профте.хучи- лищ Липецка. Выступивший с места ди­ ректор Липецкого металлур­ гического техникума Н. М. 1 орелкин поднял вопрос о неравноправных отношениях с базовыми предприятиями, что сказывается на подго­ товке специалистов. По его мнению, в это должны вме­ шаться зав. промышленно- транспортным отделом обко­ ма КПСС П. с. Смирнов и текретарь обкома партии О. А. Борискин. Оратор предложил подумать над со­ зданием систе.мы повышения ответственности семьи за воспитание детей. В своем выступлении, ска­ зал второй секретарь Липец­ кого горкома КПСС В. П. , Сирота, мне хотелось .бы ос­ тановиться на некоторых мо­ ментах, имеющих прннцши- альное значение.. Во-первых, это проблемы воспитания. Каждое время ждет своего специалиста. К сожалению, у выпускников наших учеб­ ных заведений все си.тьнее дает себя знать противоре­ чие . между уровнем образо­ ванности и воспитанности. Уровень специального обра­ зования сплошь и рядом вы­ ше культуры поведения, ку­ льтуры чувств, интеллекту­ альной культуры. Профессорско - преподава­ тельские коллективы и пар­ тийные организации , вузов особенно не тревожат фак­ ты пьянства, недостойного поведения отдельной’ части студенческой, молодежи. Нас не может ус'троить, товари­ щи Шахов и Черняев, уро­ вень подготовки учителей в вашем институте. Многие выпускники порой не умеют' работать самостоятельно; творче(:ки. Слаба пока ’ по­ мощь ученых педагогическим коллективам. Такое положе­ ние нужно в корне менять. Больше внимания следует—- уделять совершенствованию деятельности школьных пар- тийных организаций, а через,' них — педагогических кол 1 - лективов. Школа сегодня не; столько единая, сколько еди--.-- нообразная. Вдумайтесь, то--- варищи: в городе 1197 клас-.. - сов, из них всего лишь шесть с углубленным изучением-,-’, русского и иностранного;;, языков, истории, математи"-';;- ки, биологии, информатики-. ■: Это ли не при.мер .единооб-'-- разия! ,Во многих коллективах:,, ш'кол нездоровый морально- ■ - психологический климат. чтО " идет в ущерб главному — качеству обучения и воспи--. И последнее. Тфудно. все-. ,. рьез говорить о совершенст-" • -вованни /деятельности.. сред- т ней и высшей' школы без - . укрепления: ее материальной .- .базы. Меяеду тем мы серь- - езно отстаем с этим. Систе-.': магически не осваиваются"’ средства на строительстве-' металлургического' технику- .ма, медленно строится ком-- плекс политехнического йк-. - ститута. В этом прямая . ви-Г „ на городского комитета'пар.?; , тии. Но и Главлипецкетрою., .- его руководителю, члену об­ кома, партии А. А. Луневу пора прекратить строить объ-- , екты учебных заведений . - и- учреждений культуры п о . ос- .-, таточйорлу принципу. Школ пока не хватает. Ос-. новной вопрос тут — недс)с- таток капитальных влоэкё- ний. Сообща, под зкидой обл^.'- исполкома, уже со следую-... щего года следовало бы 'ре­ шить этот вопрос.. О проектах школ. Все . школьные здания у нас, как ' две капли, похожи одно’/на>- другоё. - Понимаю, от типо-- вых проектов не уйдем, но, думаю, сегодня необходимо разнбобразить типовые про- Остро стоит вопрос с обеспечением учителей жхтль- ’ем. Облисполкому , совмест* ■ но с областным советом- профсоюзов следует проду-’ мать решение этой профле- Выступивший затем пред-. .' седатель колхоза «Россия» Хлевенского района В. М .- Копаев заявил, что к шко­ лам должно быть'самое .вшх- мательное отношение всех, организаций и руководителей-.,: На практике же не всегда, это получается. Так, школь­ ная мебель очень низкого, качества. В прошлом году"в'" местную школу было завезе­ но четыре демонстрацион­ ных стола, в течение, полу­ годия они развалились.' Так ; же дело обстоит со столами для фнзкабинета, шкафами , для таблиц. ’ ' Много сейчас говорится о -компьютеризации, но до кон­ ца и этот вопрос не решает-' ея. Нашей школе еще' в на­ чале 1987 года облоно вы­ делило- десять компьютеров, но до сих пор К- ним нет щи­ та распределения. И лежат- они мертвым капиталом. " ■ В сельских школах слаба база для фиетческого воспи-' тания, у многих нет . епбр- 'тивного зала.-Мы эту проб-'- лему решим в ближайшее; время. Однако спортинвен-- тарь негде, купить. Видимо,;' эти вопросы областным спор­ тивным комитетом (т. Подо-' ляк) и облсовпрофом (т. Ка-' расйк) пущены на самотек. . Слаба материальная база и для, внеклассной работы.-■У нас даже в райцентре Дом- пионеров размещен в при-' способленном помещении. ' ' ' Задача состоит в том, ска- ' зал ректор Липецкого поли-' технического института С.'Л-’ Коцарь, чтобы резко повы­ сить качество подготовки специалистов. Все знают,- как это сделать. В частно­ сти, следует увеличить вре­ мя для самостоятельной ра­ боты студентов. Однако по­ мещений для этого не хва­ тает. Са.мое же ■главное, что; все еще не перестроились преподаватели, для которых главным’остается чтение лек-^ ций. Беда и в том, что нет культа учебы, что в в у з а х . ориентировались на средне­ го, а то и слабого студента,- Вольной вопрос отвле­ чения ■студентов на сельхоз­ работы.. Есть постановление,- согласно которому отвлекать их можно не более чем на месяц в году. А у нас в про- шло.м году' их держали в хо­ зяйствах' семь недель. В. заключение С. Л. Ко­ царь высказал беспокойство за ход -.строительства -нового ко.мпяекса института, внес ряд предложений. В. в. Полунин, оператор машинного доения колхоза «Заря коммуниз.ма» ’ Волов-, ского района, в своем выс­ туплении сказал; — У нас в районе созда­ на * неплохая материальная база воспитания детей. Дру­ гой вопрос, кто Их воспиты­ вает? Это проблема пробле.м, и. к сожалению, ей как сле­ дует не зани.маются ни об­ ластной, ни .районный отде­ лы •народного образования, ни руководители базовых предприятий. Чтобы не быть голословным, скажу, что то­ лько по. наше.м.у району из 53 воспитателей. дошколь­ ных 'учреждений лишь 30 имеют специальное образова- ,ние. Этот про.мах в 'р або т е надо, устранять, и чем бы­ стрее. уем лучше. (Окончание па 4,й стр ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz