Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
13 марта 1988 г., № 60 (18 057)' Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ШКОЛЕ-НОВЫЙ НДЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ '(Продолжение . Начало на 1 -й, 2 -й стр.)- В АЖНОЕ место Пле нум Центрального Комитета уделил иде ологическим аспектам пере стройки ъ целом. В своей ре чи на Пленуме М. С. Гор бачев раскрыл происшедшие позитивные перемены на этом >шастке партийной ра боты, определил существую щие проблемы, наметил нон- кретяьге пути их решения. После _апреля ] 985 года и наша ' о'бластная партийная организация осуществила ряд мер по совершенствованию идеологической работы, бо-‘ лее тесному ее сопряжению с процессами экономической реформы.' демокоатизашш, гласности, с конкретными делами трудовых коллекти- Проведенная работа помог ла достичь. понимания боль шинством трудящихся остро ты пепенсиваемого момента, его переломного характера, необходимости коренных пре- образ.ований во всех сферах общественной жизни. Наме- . тилась перестройка мышле ния людей, переориентация общественного сознания на решение новых задач новы ми методами. Трудящиеся не только поддерживают пе рестройку, но я активно ра ботают над тем, чтобы она неуклонно продвигалась впе- Сейчас мы вступили в этап .конкретных действий по воплощению намеченного в жизнь. Начал действовать Закон ■ о государственном предприятии, в " новых усло виях необходимо усиливать работу по формировайиго соз нания людей, изменению их психологии и мышления в духе перестройки- С учетом . возрастающих масштабности и сложности решаемых про- б.тем, требования к идеоло гической, деятельности пар тийных 'комитетов, каждой партийной организации -повы шаются Материалы февраль ского .Пленума ЦК содержат по этому поводу четкие ус тановки. Основными, приоритетными направ.теннями политико-вос питательной деятельности яв ляются идео.логическое обес печение хозяйственной ре формы и демократизация- на шего общества, воспитание трудящихся в духе высокой идейности, сознательного от ношения , к труду и общест венной собственности, иско ренения пьянства и нравов, проткворечащих нашему об разу жизни. В об.тасти есть ооганизо- ванный.идеелогический меха низм; состоящий из штатно го партийного аппарата,. со ветских. профсоюзных, ком- сомо. 7 ьских органов, различ ных идеологических служб и учреждений, почти 50-тысяч ного идеологического актива. Как же используется эта сила? Прямо скажем, не очень эффективно. Не вез де соответствует современ ным требованиям политиче ская и экономическая учеба- коммунистов и беспартий ных. Нередко она далека от насущных проблем ускоре ния- Хозрасчет высве тил экономическую «мало грамотность» многих людей, которые привыкли, что им нередко платят зарплату вне зависимости от их реально го трулбвого вклада. А те перь им надо учиться по-на стоящему оценивать свою работу, чтобы понимать, сколько на самом деле они могут зарабатывать. Учеба эта даже сейчас не везде хо рошо организована. Напри- ,мер, в совхозе «Колыбель- скнй» Чаплыгинского района в школе ■основ . марксизма- ленинизма 41 слушатель с образованием от высшего до неполного среднего. Разве можно хорошо усвоить важ нейшие экономические кате гории и принципы при таком количестве . с.тушателей и разбросе их образования? На весь район создано' всего три производственно - эко номических школы-. Не отла жена система инфор.мирова- ння пропагандистов, оказа ния им методической по.мо- Слабо укрепляется мате риальная база политической ,и эконо.мической учебы, осо б енн о '" ' в Лебедянском, Лев-Толстовском,. в Ок- ^ тябрьском и Советском районах. - Как еще . раз подтверждено в пос'та- новлении ЦК КПСС «О пе рестройке систе.мы политиче ской и экономической учебы трудящихся», марксистско-ле нинское образование являет ся стержнем вс ей . идеологи ческой , работы. Следователь но, и отношение к нему со ' стороны партийных комите тов дбляшо быть исключите льно ответственное. Медленно разрушаются стереотипы в устной полити ческой агитации. Многие аги таторы, „лекторы слабо зна ют нужды и заботы людей, не готовы к дискуссий с нш ми, по-прежнему делают ■Ртавку .только на монолог. ■Во'всей работе по перест ройке неоценимую роль иг рают средства массовой ин формации. Печать и радио, если можно так выразиться, самый современный и быст родействующий колшьютер, который аккумулирует обще ственное мнение, собирает, анализирует, обобщает и распространяет опыт перест ройки, те.м самым активно влияя на ее рез,ультаты. В области выходят 38 га зет, в том числе две обла стные, одна городская, 18 районных и 17 многотираж ных. 450 тысяч экземпляров — таков их разовый тираж. Как видите, потенциа.чьные возможности прессы доволь но значительны. Улучшилась со.держательная часть печа ти. Во многих газетах пуб ликации стали- компетентнее,- глублш, острее. Но нельзя не видеть и того, что неко торые органы массовой ин формации не всегда' опера тивно и глубоко освещают актуальные процессы, проис ходящие в жи.зни. Оказались неготовыми своевременно и квалифицированно реагиро вать на многообразие пере строечных процессов редак ции Данковской, Добри.н- ской, Измалковс-кой. Станов- лянской районных газет, где редакторами работают В. А. Никитский, Т. А. Лебеден ко, В'. И. Михайлов, В: А. Рожнов. Прорабо51 перест ройки назвала областная га-- зета «Ленинское знамя» ре дактора задонской газеты ^Донская правда» В. Н. Пер- веева. Бюро же Задонского • райко.ма партии вынуждено было объявить ему строгий выговор с занесением:в учет- 1 ную карточку за допущенные ошибки в ■газете и неэтич- ность отдельных его- поступ ков. Поверхностные оценки нравственных аспектов пере стройки, взаимоотношений в молодежной среде нередко допускает, редакция молодеж ной газеты «Ленинец» и ее редактор В. В. Захаров. Не редко упрощенно трактуют ся проблемы перестройки, происходящие процессы об новления хозяйственного, ме ханизма в передачах област ного радио. Редакциям газет не хвата ет умения находить и обоб щать первые кр^шицы поло жительного опыта, появяя--' ющегося в ходе перёстрой- . ки, нестандартно писать о людях, показывающих образ-, цы самоотверженной работы в новых условиях. За эти недостатки ' непосредственно отвечают руководители средств массовой ииформа- , ПИИ, партийные- организации * редакционных- коллективов. Но ответственность несут и партийные комитеты, имею щие печатные органы. Ме.ж- ду тем они не всегда' квали фицированно руководят ре дакционными . коллективами. Встречаются еще попытки огго'роднться от критических высцщлений в печати, вве сти гласность в удобные рам- Конецно, этих н . других недостатков было бы значите льно меньше, если бы и от дел пропаганды и агитации обкома КПСС, его заведую щий. И. И, Бритвин глубже и оперативнее анализирова ли р а ! ^ у печати и радиове щания, предметнее оказыва ли помощь партийным .ко митетам в их руководстве своими печатными органами.’ Отдел пропаганды и агита ции обкома, горкомы и райе комы партии допустили, что работа местного радиовеща ния В' целом ряде районов сведена к обзору районны.х В последнее время иеско- лькб возросла активность творческих организаций, их влияние на духовную жизнь области; З а . два минувших года литераторы выпустили в свет 16 книг. Появились новые живописные полотна у худоншинов, заслунсивающие внимания ироизведения у скульпторов, разнообразнеё стал репертуар драматическо го театра. Вместе с тем пог Прежне.му- не хватает произ ведений литературы, других видов искусства.. в которых на высоком идейно-худо жественном уровне были бы запечатлены современные процессы общественного развития, совре.мекный че ловек — главное действу ющее лицо перестройки. .Это одна сторона дела, вторая — это село. Творческая интел лигенция области ослабила свои . связи с сельскими жи телями. Коллектив дра.мтеат- р а скоро отметит годовщину последних гастролей на се ле. Пределами Липецка ■стре мится ограничить свою дея тельность областная органи зация художников, реже зна комят -теперь жителей села со своими произведениями и литераторы. Вряд ли такую позицию - руководителей и парторганизаций творчег ских коллективов можно при знать правильной. Следует отметить,, что до пускает благодушие при оценке положения дел, не реализует полезные инициа тивы, возникающие в культ- просветучреждениях. управ ление культуры облисполко ма. Перестройка здесь за метна пока слабо, серьез ные упущения имеются в ра боте ‘с кадра.ми. В учрежде ниях культуры свыше ста вакансий. Однако мирятся с таким положением исполко мы и областного, и город ских, и районных Советов народных депутатов. В области на обе'ноги хро мает физкультурнб - оздоро вительное дви}кение. Работ ники облепорткомитета. вновь созданного доброволь ного физкульт.урно - спортив ного общества профсоюзов действуют неоперативно, и.м недостает активности, а в ре зультате их влияние на проис ходящие в сфере физкульту ры и спорта процессы бо лее чем скромное. Недооце нивают социальную значи мость физического воспита ния многие партийные орга низации и хозяйственные ру ководители. В ходе урегу лирования хозяйственного механизма н упорядочения штатов на ‘заводах -«Свобод ный сокол», «Центролит», в ЦУМе, на домостроительном ко.мбинате ■первыми ' попали под сокращение ‘ методисты производственной гимнасти- Одним из слабых мест в системе воспитания являет ся работа .по . месту житель ства. Уже говорилось, что вне партийного и обществен ного влияния остаются со циально запущенные семьи, «трудные»,подростки. Факты пьянства в быту, самогонова рения, неуважительного от ношения к нормам . социали стического общежития не- выносятся на обсуждение жителей улиц, кварталов, микрорайонов,, сельских на селенных пунктов. Большин ство домовых, гкомитетов, со ветов общественности, терри ториальных партийных орга низаций не определи.пи по ка своего, места в решеини конкретных ■вопросов соци ально ,- экономического раз вития своих -территорий,, не концептрируют усилия на развитии коллективистских начал, товарищеском взаи- м-одействии населения, Горкомам, райкомам пар тии, партийным организаци ям, ндео.чогическим учрежде ниям .нужно. решительно по- в.ернуться ликом к полити ческой работе ■с лю.дьми по йеоту жительства, активнее развивать формы досуга, ут верждающие ■_ коллективизм, объединяющие, людей. Недавно члены обкома пар тии изучили, как' организо ван в Липецке досуг горо жан. в частности, молодежи.. В большинстве 'дворцов и д'омов культуры не удалось встретить - ни партийных.; ни советских, ни • комсомоль ских, ни профсоюзных работ ников. Хотя потом, оправды ваясь, все .они в один ГО.ЛОС заявили: «У н а сесть плэпы, мероприятия, графики». Они действительно • есть, толь ко цена нм невелйка. По.этому необходимо по- верн 5 ^ть со.этветствующие сяужоы, широкую общест венность к работе -по месту жительства, сделать ее эф фективной, гласной. В целях -дальнейшего уг лубления демократизации, повышения престижности че ловеческой личности уже в текущем году необходимо приступить к осуществлению юридического асеобуча ’насе-'' ления ,. расширить практику гласного обсуждения нару шений норм правопорядка и общественной морали. К этой работе партийные ко митеты должны привлечь всех имеющихся в области лиц е юридическим образо ванием, работников правоох ранительных. органов, депу татов местных ■•Советов.' профсоюзный и комсомоль ский актив, учителей,- вете-, ранов партии, войны и тру- Одним из важных усло вий успешной перестройки' идеологической работы- 'я в ляется изучение обществен ного мнения. Только досто верная картина состояния мировоззрения людей, их на строения могут показать эф фективность всех принимае мых усилий, высветить наи- бо.тее бо.лезнеиные и тре вожные -моменты, понять, по чему нередко не отзывается наше слово так, как хотелось бы. По,этому при партийных комитетах надо . создавать группы, социологических ис- . следований. При внимании- к этому вопросу специалисты найдутся. Идеологическая работа, как никакая другая, — де ло живое, творческое, обя занное всегда быть в поис ке. Нельзя, управлять р а з - . видающимся процессом, если сам застыл, если постоянно отстаешь, запаздываешь, ищешь вчерашний день. Ма лая результативность воспи тательной работы во многом как ра.з- и объясняется сла бой подготовленностью час ти кадров и идеологического актива. Большинство пар тийных работников---- это специалисты с инженерно- техническим образованке.м. Им , порой не хватает обще- -политического кругозора, знаний по психологий, -соци ологии. Партийные же ра ботники- с гуманитарным об разованием нередко далеки / от проблем развития эконо мики, что с особой нагляд ностью показала недавно проведенная в обкоме КПСС научно - практическая кон ференция. Ни то, ни другое в современных условиях не приемлемо. Время властно .заставляет каждого коммуни ста, каждого челрвека, зани мающегося проблемами вос питания, учиться и переучи ваться, овладевать форм'ами диалога .с аудиторией. Нуж но самым решительным '.об разом' пресекать попытки иг норирования общественного мнения, ущемления критики, грубость и бестактность в общении. Как уже отмечалось, об ластная партийная организа ция имеет большой, идеоло гический аппарат. Придать ему больший' дийамизм на основе запросов современной жизни, потребностей концеп ции ускорения — прямая за дача всех партийных орга низаций и их выборных ор ганов. Но. этого мало. Идео- .логическая работа должна стать насущной потребно стью. практическим действи ем каждого коммуниста, лю бого „ работниь’а 'партийного комитета, - советского, проф союзного, комсомольского ор гана, Без этого, как отмеча лось на февральском Плену ме ЦК КПСС, процесс де мократизации не пойдет. . Особая ответственность здесь ложится на бюро*, всех членов обкома КПСС. Преж де всего мы должны показы вать пример перестройки. Мне. как первому секретарю обкома, следует быть более вии-мательным и к школе — средней и высшей, и к ду ховной жизни всех трудя щихся области, не позволять, чтобы какие-то другие аспек ты общественной практики заслоняли эту, важнейшую сферу партийной' деятельно сти. Мы долксны добиться, '"чтобы, перестройка имела главной ориентацией челове-' ка труда,■сплачивала людей, будила в них, лучшие чело веческие качества. Очень важно, также на ос нове положений кардиналь ной экономической реформы ускорять темпы хозяйствен ного строительства. Текущий год .— год XIX Всесоюзной конференции КПСС — боль шинство трудовых коллекти вов начали успешно. Планы первых двух месяцев по бо льшинству показателей вы полнены. Но и нерешешгых проблём остается не.мало. Не все коллективы пока справляются с .заданиями, медленно улучшается каче ство продукции. Кое-где на задворках остается , работа но внедрению прогрессивных форм организации и оплаты труда, прежде всего коллек тивного подряда- ' Здесь бюро обкома, горкомам и райкомам надо дей ствовать , четко. ; вдумчиво, более, результативно." Все, о чем идет речь на нашем пленуме — 'дело чрезвычайно важное и неотлокснсе, , — подчеркнул докладчик. — Наша обя занность — сосредоточить внимание . коммунистов, на практических, задачах, вытекающих и з . решений Пленума ПК КПСС как по вопросу .перестройки сред ней и высшей школы, раз! вития всего ; общеобразова тельного комплекса,-' так ' и по вопросам' перестройки в ■целом, ее идеологического обеспечения. Поставленньте Пленумом ЦК задачи следует в тече ние .марта-апреля обстоятель но обсудить на пленумах партийных комитетов или собраниях партийного актива в городах и района'х, а так же во всех перзачных ттар- тййных организациях. Тре буется выработать и утвер дить конкретные мероприя тия по выполнению устано вок Пленума ЦК примени- геяь-но к каждому -городу, району, к наньдому трудово му коллективу, учебному за ведению. Надо провести большую ра боту по пропаганде, разъяс нению и .лзучению материа лов Пленума ЦК КПСС. Б эту. работу должны активно включиться члены и канди даты в члены обкома, горко мов и райкомов партии, де- путаты Советов всех уоовней пропагандисты, лекГо^ы, пе чать, радиовещание, весь идеологический актив- . По ставленные. Пленумом. ЦК задачи должны быть до ведены - до глубокого созна ния коммунистов, каждого жителя области, всей обще- -ствеиности. Необходимо сде лать все-для того, чтобы ка ждый коммунист, каждый руководитель дело реформы народного образования, вос питания трудящихся' считал своим первейшим делом. Партийные организации об ласти, р.уководящие кадры н специалисты обладают . дос таточным' опытом н полити ческой волей, чтобы успеш но справиться с поставлен ны.ми февральским (1988 г Пленумом ЦК КПСС задача ми. достойно встретить пред стоящую XIX партнйн^о конференцию КПСС ‘ Но для этого всем нам надо работать смело, творчески, по-нова торски. , З АТЕМ начались пре ния по докладу- ■Еще не стйло обязан ностью ни школы, ни семьи воспитание трудо.м, — .ска зала бригади.р комплексной бригады треста «Промстрой» А. С- Дворникова. — А та кое воспитание -г- социаль ный заказ, вызванный потре бностями нашего общества- Во время недавнего посе щения . Липецкого пединсти тута я поинтересовалась хо дом его капитального ремон та, Деньги выделены нема лые, материалы дорогие, а выполнены работы неинтере сно, неэстетично- Ремонт бли.зится к концу, а крыши до сих пор текут. А почему бы не. отдать строительным студенческим отрядам хотя бы часть работ, да еще на подряд? Думается, что и ка чество ремонта от этого вы играло бы, и отношение к сделанному было бы дру гим. и чувство хозяина сво его дома у студентов появи- В плане этого года — строительство студенческих общежитий. Тресту «Жнл- строй» надо подумать о пе редаче части работ студен ческим строительным отря дам, пусть они.строят для себя, а не ездят искат!^ де ло за. тридевять земель- По мощь в решении этого воп роса должен -‘оказать зам председателя облисполкома М, Т- Наролин. Далее А- С. Дворникова внесла конкретные предло жения по улучшению трудо вого воспитания, производ ственной практики учащихся- профтехучилищ, . особенно строительного профиля- При ходят они зачастую на строй площадки на короткий срок, без производственных навы ков, к механизмам их допу скать нельзя. И бригада не. заинтересована в их работе, так как отдача Ът них не-‘ значительна. Мастера произ водственного обучения учи лищ приходят на ' саройку гостями, контролерами, на- ■строены иждивенчески. Об ластному управлению проф техобразования, его началь нику Г- С- Гревцеву необхо димо планировать и осуще ствлять .контроль за качест вом практики учащихся со своим аппаратом не из каби- - нетов и не по телефону. Следует- лучше организо вать производительный груд учащи.хся- Почему в одной школе ребята 'могут зарабо тать 13 тысяч рублей, а в другой, так-ай же — менее 2 тысяч рублей?- Приходит ся преодоленать очень юно го н а гр а д для ' оформления на работу в каникулы шко- .льников- О тделу науки и учебных заведений обкома партии необходимо, с эт^ми •«барьерами» разобраться' Нуждается в улучшении подготовка кадров на строи тельном факультете полите хнического института, рас пределение выпускников на рабочие места- Возникло про'тиворёчие в связи е пе реходом. треста «Промстрой» на хозрасчет- Предприятию экономически стало невыго дно иметь «лишние» детса ды. свободные места в .пио нерлагерях, которые запол няются другими коллектива ми. так как полученная при быль идет на их содержание. Получается выигрывает тот, кто не имеет своих дет садов, пионерлагерей. В этих условийх облисполкому надо разобраться с таким положе нием дел, поставить.решение вопроса на экономическую основу, , . О многих . нерешенных проблемах реализации рефор мы ш'юэлы 'говорил первый секретарь Грязинского гор- ■кома партии Н- М- Бобров ский. Так, осталось пока -что ка бумаге строительство Ко- робовской, Верхне-Телеяюй- ской, Песковатской школ. Не решена I проблема расшире ния .рабочих мест-для учащи хся- -Имеющаяся материаль ная база пока не отвечает современным требованиям, В городе отсутствует. учебно- . производственный комбинат для учащихся- Не потеряла остроту и кадровая пробле ма- Особенно, недост’ает- учи телей' в сельских школах- Не удовлетворяет ка.чест- венная подготовка педагогов. Как- правило, . большинство выпускников и педучилищ, и пединститутов имеют непло хие теоретические зишшя. но вот применить их на пра ктике ■не всегда умеют- Вы- цускшки' на первых порах с трудом ■проводят . воспитате льные мероприятия, не уме ют составлять поурочные пла-- ны. применять. • технические средства обучений. Видимо, и педагогическим вузам. и педучилищам необходим'о- не только давать, будущему учителю знания, •идец. и мы сли, но и научить его прев- • ращать - их в навыки и уме- Особое внимание надо уде лять ' воспитанию у бущ-щих учителей нравственности, гражданской и политичеекой зрелости, Без этих качеств ни один выпускник не ' мо жет стать настоящим воспи тателем- Нельзя доверять воспитание и обучешш детей людям некомпетентным, -лю- , дя.м случайным в педагоги ке и далеким от нее. Нель зя потворствовать бракоде;- лам в педагогике- Наверное,. пора более четко определить оценку ' деятельности педаго га, законодательно опреде лить меру его ответственнос ти за воспитание и обучение Нерешетаой остается про блема развития малокомпле- ■ктных школ- Облоно. его за ведующему В. Е- Тонких и педагогическим вузам при подготовке учителей надо учитывать специфику рабо ты в .таких школах. - надо воспитывать и прививать им чувство того, что они явля ются не только воспитателя ми, детей. но 'ДОЛЖНЫ вести просветительную работу сре ди взрослого населения, быть проводниками социалистиче ской культуры, искусства, спорта. Остра и проблема воспи тания детей-сиро'г- В горо- .'де имеется два интерната, ■один — № 9 —г железнодо рожный, другой №1 —-обло- но. Силами предприятий . и организаций к зданиям инте рнатов- подведено тепло, сде лана канализация,произведен внутренний ремонт всех по мещений- Все организации города и" села приняли учас тие в обор.удовании классных комнат, пионерской комнаты, спальных помещений и игро вых- Но этого мало. . Пред стоит ремонт кровли и фа сада-, надо провести благоуст ройство территории. Все это ■МЫ сделаем- Но, наверн-ое. пришла пора облисполкому и прежде всего зам- цредсе датедя облисполкома В Е Мельннкому, все вопро сы. ■ связанные с ре МОНТОМ и обеспечением ин .тернатов, решать более целе направ-Яенно, по-государст венному. Я имею в виду, что облисполком' должен в пла новом- порядке и с перспек тивой выделять для них . в достаточном количестве фи нансы, определять подрядчи- Мешает еще и межведом- ственность в народном (Обра зовании. .Поэтому педагоги ческие коллективы железно-’ дорожных .шко.ч просят пере дать их в подчинение обл- '— В области немало кол лективов учителей-единомыш- л.ёнников. которых объединя ет творческое, отношение к делу, обстановка деловито сти и взыскательности, уме лое сотрудничество с семьей и общественностью, — ска зал заведующий облоно В. Е. Но есть и другие .коллек тивы, где мало единства тре бований. зато много группов щины, склок, болезненного выяснения мелких вопросов и,, как результат, низкий уровень знаний,; умений, на выков и общей .культуры школьников. -Следует признать; что за последние годы органы на родного. образования, руково- дитеяй школ упустили из- под контроля вопросы укреп ления дисциплины и повы шения - ответственности учи теля за порученное дело. Поэтому почти -третья часть их не проявляет стремле ния коренным образом изме нить стиль своей работы, плохо готовится к урокам, слабо ориентируется в но- ' вейших- педагогических и пси хологических идеях, не вос- прини-мает замечаний коллег и руководителей — больше говорит о перестройке, не жели на. деле ее осуществля- Одна из причин этого не- гативноро явления в том, чтб долгое время стремящегося творчески 'работать учителя мы пытались держать в 'про-. нрустовом ложе инструкций, всячески сковывающих его инициативу и поиск. .Стре мились к высоким процент ным показателям . и по ним судили о работе учителя, школы и целых районов. Далее В- Е. Тонких наз вал слагаемые успешной ра боты коллектив'ов школ. Это — стабильность педагогиче ских кадров. Пока -неудовлет ворительно проводится отбор выпускников школ в педву зы области. Предприятия и хозкйотва практически.. не направляют на учебу своих стипендиатов. ' Не преодолены ведомст венные барьеры в. преемст- -венности работы детского са да й шко'лы. В области 80 процентов. дошкольных уч реждений веломственные. Велика текучесть кадров в школах. И одна из причин — 'отсутствие благоустроен ного жилья для, учителей. В улучшении, жилищных усло вий нуждаются •1700 чело век. Плохо пока организован , отдых .учителей'. Без помощи обдеовпрофа (Ю- И- -Востри- нрв) эту проблему не ре- Велина сменяемость руко-' водителей школ в .районах. 1 -^до признать, что пока и в облоно нет системы в рабо те с директорами школ. Вы борность- руководителей •школ .й резерва поможет из бежать ошибок в подборе’ кадров и повысить взаим ную, ответственность руково дителей и коллективов. В серьезном .усилении в?ш- мания, в' деловой, предмет ной помощи нуждаются шко ды в первую очередь со сто роны районных и городских комитетов . партии. Они мо гут и обязаны дойти до ка ждой школы с ее нуждами н проблемами. Наверное, не достатков ф> 1 ло бы меньше, если бы со стороны еекре- . таря обкома партии Р. Е. Злобиной, зав. отделом нау ки и гюбных заведений В. И. Курдовой оказывалась нам более предметная помощь. —' В осуществлении пере стройки школы, в мобилиза ции усилий учительского корпуса на повышение каче ства обучения и воспитания должна быть высоко подня та роль первичных партий ных организаций. — отмети ла заместитель диреетора Больше-Боевской школы Дол горуковского района Н. П. Чемисова. — в нашей шко ле она не.многочисленна — семь работающих . коммуни- стов из 20 педагогов, но ее значимость- определяется не числом членов партии, а ак тивностью их жизненной по-. Н. П. Чемисова поделилась опытом работы коммунистов школы. В педколлективе стало правилом заслушйва- йие учителей на партсобра ниях по. вопросам . общест венно - политической рабо- , ты. изучения нормативных документов, методических выставок и творческих отче тов, собеседования с комму нистами. Коммунистам постоянно приходится заниматься мно жеством самых различных дел, держать в поле зрения пшрокий круг вопросов, кру пных и мелких. 10 ле-т я избираюсь се кретарем первичной партор ганизации Больше-Боевской средней школы. По подчас мне недостает умения и гиб кости в решении партийных вопросов. Почему бы не ор ганизовать систематическую учебу секретарей школьных партийных организаций? Я подчеркиваю; ' систематиче ски, а не только один раз на' три йня в год всех нас надо собирать в областном центре, как это делают ра- ботинки отделов оргпартра- боты, науки' и учебных заве дений обкома КПСС. Особо хотелось бы ска зать о роли коммунистов- ■пенсйонеров в реализации школьной реформы.. Хоте лось, чтобы как можно боль ше'''пенсионеров- - коммуни стов в силу -своих, возмож ностей участвовали в школь ной жизни. В настоящее,вре мя многие из них оторваны от школы, редко бывают там, не йнтерес.уются учеб но-воспитательным процес- В школах должны быть свои новаторы. И они у нас есть! Считаю', что неза служенно забыты учителя- новаторы на страницах на шей областной газеты «Ле нинское знамя», как будто ее редактор И. М. Бобков, заведующий облоно В. Е. Тонких не знают, - что', об ласть богата педагогическим опытом, который иа.’м надо как драгоценные камни со бирать и шлифовать! Начальник областного уп равления проЛтехобоазова- ния Г- С. Гревцев, в частно сти,, сказал, что уровень под готовки выпускников ряда профте.хучилит не отвечает возросшим требованиям,' име ют место факты, когда часть :учащихся ■не допускается к экза.лгенам из за неуспевае мости но специальным пред метам, не изжит (^ормалйЗдМ при присвоении разрядов. В чем тут дело? Принимаемые меры по укреп.' 1 екию' материальной базы профтехучилищ : пока не дали ощутимых результа- ,то’в. Безынициативность н с а - ' моуспокоенность педагоги ческих коллективов, отсутст вие должрОй требовательно сти со стороны. . областного управления привели К’ том.у, что значительная часть обо рудования мастерских . мора льно и физически устарела.’ Беда еще и в том, что не. лый ряд постановлений об кома- КПС.С, облисполкома. Липецкого и Елецкого-. гор комов КПСС. Липецкого гор исполкома, мероприятий аг ропромышленного комитета и .Главлипецкетроя по разви тию профтехобразования в 1986—1988 годах так и ос тался на бумаге. Не сни мая ответственности с себя, следует сказать также, что недостаточно требовательны в этом плане к руководите лям базовых предприятий М. Т. Наролин, О. А. Бори скин, . отделы промышленно- транейортный, строительст ва и сельского хозяйства об- ко.ма КПСС. Постоянно сры ваются сроки сооружения объектов профтехучилищ, го товящих кадры для агропро мышленного , комитета объе динением «Липетдкагропром- строй» (В. И. Жарко) Для планомерного обеспе чения области- рабочими кад рами было ’&>!. целесообраз ным рассмотреть вопрос о создапии единого органа, ко ординирующего деятель ность профтехучилищ, .сред них .специальных учебных за- цедений и учебно - к^фсовых комбинатов. Таштм органом мог. бы стать межведомст- совет при облплане или от деле по труду й социальным вопросам облисполкома. Се годня же комплектование учебных заведений профтех образования вызывает серь езную озабоченность. Нам кажется, областной плановой комиссии, лично А. Ф Зз- болотнему необходимо ' уже сточить спрос за выполне ние доводимых заданий. Не проявляют должной заиите- рессшанности в комплектова нии СПТУ по направлениям хозяйств районные и обла стные агропромышленные ко- м’итеты. Областным управлением ве дется работа по обеспече нию работников профтехучи лищ жильем. Однако пробле ма эта остается острой. В связи с этим оратор ставит вопрос перед председателем облисполкома о строительст ве кооперативного жилья для работников профте.хучи- лищ Липецка. Выступивший с места ди ректор Липецкого металлур гического техникума Н. М. 1 орелкин поднял вопрос о неравноправных отношениях с базовыми предприятиями, что сказывается на подго товке специалистов. По его мнению, в это должны вме шаться зав. промышленно- транспортным отделом обко ма КПСС П. с. Смирнов и текретарь обкома партии О. А. Борискин. Оратор предложил подумать над со зданием систе.мы повышения ответственности семьи за воспитание детей. В своем выступлении, ска зал второй секретарь Липец кого горкома КПСС В. П. , Сирота, мне хотелось .бы ос тановиться на некоторых мо ментах, имеющих прннцши- альное значение.. Во-первых, это проблемы воспитания. Каждое время ждет своего специалиста. К сожалению, у выпускников наших учеб ных заведений все си.тьнее дает себя знать противоре чие . между уровнем образо ванности и воспитанности. Уровень специального обра зования сплошь и рядом вы ше культуры поведения, ку льтуры чувств, интеллекту альной культуры. Профессорско - преподава тельские коллективы и пар тийные организации , вузов особенно не тревожат фак ты пьянства, недостойного поведения отдельной’ части студенческой, молодежи. Нас не может ус'троить, товари щи Шахов и Черняев, уро вень подготовки учителей в вашем институте. Многие выпускники порой не умеют' работать самостоятельно; творче(:ки. Слаба пока ’ по мощь ученых педагогическим коллективам. Такое положе ние нужно в корне менять. Больше внимания следует—- уделять совершенствованию деятельности школьных пар- тийных организаций, а через,' них — педагогических кол 1 - лективов. Школа сегодня не; столько единая, сколько еди--.-- нообразная. Вдумайтесь, то--- варищи: в городе 1197 клас-.. - сов, из них всего лишь шесть с углубленным изучением-,-’, русского и иностранного;;, языков, истории, математи"-';;- ки, биологии, информатики-. ■: Это ли не при.мер .единооб-'-- разия! ,Во многих коллективах:,, ш'кол нездоровый морально- ■ - психологический климат. чтО " идет в ущерб главному — качеству обучения и воспи--. И последнее. Тфудно. все-. ,. рьез говорить о совершенст-" • -вованни /деятельности.. сред- т ней и высшей' школы без - . укрепления: ее материальной .- .базы. Меяеду тем мы серь- - езно отстаем с этим. Систе-.': магически не осваиваются"’ средства на строительстве-' металлургического' технику- .ма, медленно строится ком-- плекс политехнического йк-. - ститута. В этом прямая . ви-Г „ на городского комитета'пар.?; , тии. Но и Главлипецкетрою., .- его руководителю, члену об кома, партии А. А. Луневу пора прекратить строить объ-- , екты учебных заведений . - и- учреждений культуры п о . ос- .-, таточйорлу принципу. Школ пока не хватает. Ос-. новной вопрос тут — недс)с- таток капитальных влоэкё- ний. Сообща, под зкидой обл^.'- исполкома, уже со следую-... щего года следовало бы 'ре шить этот вопрос.. О проектах школ. Все . школьные здания у нас, как ' две капли, похожи одно’/на>- другоё. - Понимаю, от типо-- вых проектов не уйдем, но, думаю, сегодня необходимо разнбобразить типовые про- Остро стоит вопрос с обеспечением учителей жхтль- ’ем. Облисполкому , совмест* ■ но с областным советом- профсоюзов следует проду-’ мать решение этой профле- Выступивший затем пред-. .' седатель колхоза «Россия» Хлевенского района В. М .- Копаев заявил, что к шко лам должно быть'самое .вшх- мательное отношение всех, организаций и руководителей-.,: На практике же не всегда, это получается. Так, школь ная мебель очень низкого, качества. В прошлом году"в'" местную школу было завезе но четыре демонстрацион ных стола, в течение, полу годия они развалились.' Так ; же дело обстоит со столами для фнзкабинета, шкафами , для таблиц. ’ ' Много сейчас говорится о -компьютеризации, но до кон ца и этот вопрос не решает-' ея. Нашей школе еще' в на чале 1987 года облоно вы делило- десять компьютеров, но до сих пор К- ним нет щи та распределения. И лежат- они мертвым капиталом. " ■ В сельских школах слаба база для фиетческого воспи-' тания, у многих нет . епбр- 'тивного зала.-Мы эту проб-'- лему решим в ближайшее; время. Однако спортинвен-- тарь негде, купить. Видимо,;' эти вопросы областным спор тивным комитетом (т. Подо-' ляк) и облсовпрофом (т. Ка-' расйк) пущены на самотек. . Слаба материальная база и для, внеклассной работы.-■У нас даже в райцентре Дом- пионеров размещен в при-' способленном помещении. ' ' ' Задача состоит в том, ска- ' зал ректор Липецкого поли-' технического института С.'Л-’ Коцарь, чтобы резко повы сить качество подготовки специалистов. Все знают,- как это сделать. В частно сти, следует увеличить вре мя для самостоятельной ра боты студентов. Однако по мещений для этого не хва тает. Са.мое же ■главное, что; все еще не перестроились преподаватели, для которых главным’остается чтение лек-^ ций. Беда и в том, что нет культа учебы, что в в у з а х . ориентировались на средне го, а то и слабого студента,- Вольной вопрос отвле чения ■студентов на сельхоз работы.. Есть постановление,- согласно которому отвлекать их можно не более чем на месяц в году. А у нас в про- шло.м году' их держали в хо зяйствах' семь недель. В. заключение С. Л. Ко царь высказал беспокойство за ход -.строительства -нового ко.мпяекса института, внес ряд предложений. В. в. Полунин, оператор машинного доения колхоза «Заря коммуниз.ма» ’ Волов-, ского района, в своем выс туплении сказал; — У нас в районе созда на * неплохая материальная база воспитания детей. Дру гой вопрос, кто Их воспиты вает? Это проблема пробле.м, и. к сожалению, ей как сле дует не зани.маются ни об ластной, ни .районный отде лы •народного образования, ни руководители базовых предприятий. Чтобы не быть голословным, скажу, что то лько по. наше.м.у району из 53 воспитателей. дошколь ных 'учреждений лишь 30 имеют специальное образова- ,ние. Этот про.мах в 'р або т е надо, устранять, и чем бы стрее. уем лучше. (Окончание па 4,й стр ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz