Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е НИ НС КОЕ З НАМЯ 13 марта 1988 I ШКОЛЕ-НОВЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ (Продолжение. Начало на 1-й стр.). В-руководстве этим в>’30м яе тощущается какого-либо заметного влияния Правобе­ режного .райкома КПСС и его первого секретаря А- В- Ле- бедедой. Возникает вопрос: почему же''Область, имеющая два' педагогических вуза и два педртилища, из. стен которых еж-€Ж'.одно выходит тысяча спздиадистов. не может обе- спеч»п^ себя кадрами учите­ лей?" Почему многие выпуск- - ННКИ-: с получением диплома утрачивают любовь к делу, к которому они готовились? Ответ здесь ' может быть один:, пока плохо продумана практика отбора ■ будущих студентов, недостаточна отг вете-тненяость преподавате­ лей.-вузов и училищ за вос- , питание у будущггх специа­ листов необходимых полити­ ческих, моральных и про-* . фесеиональных качеств- Ни- зсмр'спрос со .студентов за добросовестное отношение к учебй. хотя В. И- Ленин тре­ бовал, относиться к студен- та.«гкак к «лицам. зачис­ ленным на государственную службуз., "Партийным комитетам не­ льзя* недооценивать важнос­ ти работы по ■ повышению профессиональной подготовки преподавательского состава вузов Тем более, что у мно­ гих .Из них она нона недоста­ точна, а отсутствие -должной колшетентностн, замкнутость в ^копрофессионаяьных ра­ мках части преподавательс­ ких "кадров снижают дейст­ венность обучения и 'восяи- танд'Я студентов- Не выпол­ няются планы повышения квалификации преподавате­ лей! в политехническом ин­ ституте- Для подготовки спе- циаЗистов плохо использует­ ся, .щелевая аспирантура, хо­ тя -средний возраст работа.ю- ЩИ.Х--здесь профессоров 56,- а доцентов — 48 лег ' По существу такая же обстанов- • на: в Липецком и Елецком пединститутах- Бесспорно, , что опыт ветеранов —' боль­ шая-цениость., НО- он должен умело сочетаться с энерги­ ей , и инициативой" молодых • ученых, а их ряды ' пополня- ютса медленно- Есть и такая проблема в использовании научно-педа­ гогических кадров: сейчас в вузах области из 22 докторов наук кафедры :возглавляют .лишь 11 человек, а среди деканов факультетов нет ни одного доктора- руководителям вузов тт. С..Л, Ноцарю, В. В. Шахову. •В'-П. Кузовлеву, секретарям первичных парторганизаций М--Ш- Куприянову В в : Че­ рняеву, Т- А. Поздняк надо обеспечивать более энергич­ ное •руководство учебными заведениями, активнее устра- 'нять,;имеющиеся недостатки, приводить процесс обучени.ч и в.рспитания студентов в полное соответствие с требо­ ваниями перестройки- /Липецкому и Елецкому -горкомам КПСС необходимо •глубже вникать в жизнь вы­ сших учебных заведений, оказывать больше квалифи­ цированной помощи их кол-' л.ективам в . совершенствова­ нии учебно-воспитательного процесса и научнбгх исследо- ' Свои сложности имеются' в средних специальных уче­ бных заведениях. Здесь до . бО.проаентов преподавателей сод.цдисцйплин не имею^т пе­ дагогического образования, плохо знают методику пое- подавания, психологию мо­ лодых людей- Не во всех педагогических коллективах удвррдилась обстановка дру­ жной работы и высокой взы­ скательности за резкое' улз"- чшение обучения и воспита-* НИН -молодежи- Т а к , . напря­ жена морально-психологиче­ ская обстановка в Липецком ме-днцйнском училище- Бюро ■ Левобережного , райкома К-ЦСС вынуждено было объ­ явить строгий выговор- дире-. кхору медучилища Н • Д- Здан'ович за серьезные на-, рушения финансовой и штат­ ной- дисциплины- • ‘Большинство выпускников вузов и техникумов не обла­ дают-соответствующими зна- н-нямй Об организации рабо- ты 'о 'людьми- Год, а то и пбЭтора требуется - «шлифо- в'й'гь»- молодого епециалис- та’,'"чтобы он по-настоящему включился в трудовой про- аеее- Это недопустимая рос- '"Самого пристального вни­ мания заслуживает проблема интеграции науки и пронз- Бсшства, объединения вузов­ ских сил с силами отрасле­ вой науки- Пока же научные . силы вузов и имеющихся в области многочисленных,на­ учно-исследовательских учре­ ждений действуют разрознен­ но. в отрыве друг от друга- Опыт лучших учебных заве­ дений страны убеждает; пу­ ти решения про’блемы — в йббперации усилий, тесном взаимодействии высшей шко­ лы с отраслевыми института­ ми. предприя'гиями н объе­ динениями- Такая коопера­ ция, как подчеркивалось на Пленуме ПК КПСС, «должна стать в высшей школе преоб­ ладающей формой научных исследований и подготовки специалистов »- Много недостатков накопи­ лось в подготовке кадров среднего звена для сельского хозяйства Факты свидетель­ ствуют о то.м, ■что руководи­ тели районов нередко видят в сельскохозяйственны.х уче­ бных заведениях лишь про­ изводственные подразделе­ ния- В настоящее время ко­ лхозам и совхозам области требуется более 1000 руно- ■ водителей средней квалифи­ кации- Однако закрепляются молодые специалисты в хо­ зяйствах крайне слабо- Теку­ честь этих работников соста­ вила за прошедшую пятилет­ ку 55 процентов, а в Лебедя­ нском. Лев-Толстовском, До-. Лгоруковском, Краснинском районах еще больше. Област­ ной агропромышленный ко­ митет, районные сельскохо­ зяйственные органы неудов­ летворительно занимаются отбором молодежи .для , на­ правления ее в се.льскохо- зяйственные техникумы- В результате чего, .например, прием только в Конь-Коло- дезский совхоз'-техяикум на 50 процентов проводится за счет юношей и девушек из ■ДР7/ГИХ регионов .страны. Ру­ ководители аграрного секто­ ра экономики области прак­ тически не бывают в учеб- . , ных заветениях, не встреча­ ются е учащимися-. Област- .ному агропротлышленному комитету казкдый сельхозте­ хникум следует превратить в образцовое учебное заве­ дение, где обучение должно осуществляться в условиях', яепосредстденной- реализации интенсивных' технологий, пе­ редовых приемов организа­ ции производства. . Надо улучшить подготов­ ку специалистов для куль­ турно-просветительных учре- ’ягдений- Этих кадров в обла­ сти, не хватает, а уровень подготовки их в областном ‘культпросветучилшЦе (г-' За- донск). Елецком музыкаль-. ном училище 'все еще низок- 'Здесь нужно принимать се­ рьезные меры «ак управле­ нию культуры облисполкома, так И' партийным комитетам ■ я Советам народных депута- В число неотложных мёр, обеспечивающих новое каче­ ство образования, входит кардинальное . укрепление, учебной и производственной базы школ, профтехучилищ, техникумов .и вузов- Однако . во многих случаях положе­ ние дел на этом участке просто-напросто не выдержи- . вает. никакой критики. В, об­ ласти не хватает. 24.5 тысячи ученических мест, в 18 про­ центах школ занятия ведут­ ся в две смены- В пересчете . на одного школьника прихо­ дится технических средств 0 !бучения ■ на 56 .рублей, то есть в 2 раза меньше, чем требуется по .нормативам. Немало шкбл, где учитель «вооружен» лишь доской 'и . мелом. Правда, есть школы, где технических средств до­ статочно,' но они нередко- ле­ жат мертвым грузом, цото- -му что многие учителя не умеют ими пользоваться- . В жалком СОСТОЯНИЙ нахо­ дятся отдельные внешколь­ ные учреждения- Нет своих помещений у областных, ста­ нций юных техников и, нату­ ралистов. - В Хлевном Дом пионеров вместе со станцией юны:^ Натуралистов занима­ ю т 'в средней школе поме-, щение площадью 16 кв- мет- . ров- 12 профтехучилищ раз­ мещены , в приспособленных помещениях, 8 сельских проф­ техучилищ не имеют учебно- производственных. и лабора­ торно-практических корпусов. 1 ^ешение облисполкома от 15 января 1987 года по строительству объектов профтехобразования сорвано. Не выполняют своих зада­ ний Главлипецкстрой и -*Ли- пеЦкагропромстрой»- -Руко­ водители этих строительных организаций А- А- Лунев, И В. И- Жарко по-прежнему тяготеют к первоочередному строительству производствен­ ных объектов- Гораздо боль­ ше могли делать для школ и профтехучилищ Новолипец- кнй металлургический ком­ бинат и производственное объединение -«Липецкий тракторный завод»- Серьез­ ные претензии следует пре­ дъявить облисполкому, пер­ вому за-местителю его пред­ седателя М- Т. Наролину- В' 1987 году капитальные вло­ жения на строительстве объ­ ектов просвещения освоены на 90 процентов, а на воз­ ведении детских дошкольных учреждений —- на 86 про-" центов- Неудовлетворительная уче­ бно-материальная база совхо­ зов-техникумов, особенно в Усмани и Чаплыгине- Обла­ стной агропоомышлеиный ко­ митет не обеспечивает выпо­ лнения планов . строительст­ ва этих объектов По указа­ нию первого заместителя его -председателя В- И- Дементь­ ева все материально-техниче­ ские ресурсы для сельхоз­ техникумов, включая ли.миты на строительно-монтажные работы, переданы в РАПО, , которые часто используют их в других целях- То есть В И- Дементьев отмахнулся от нужд сельскохозяйствен­ ных учебных заведений- «Притчей во языцех» ста­ ло строительство нового ком- '■плекса Липецкого политехни­ ческого института. - которое ведется с . ' 1977 года- Из 7,3 миллиона рублей трес­ том «Жилстрой» освоено лишь 4,1. Управляющий-ЭТИМ трестом К, Д- Шиянов с во­ зложенными на него обязан ноетямй справляется слабо, по-прежнему продолжает де лить объекты на «выгодные» и «невыгодные», концентри рует трудовые и материаль ные ресурсы на тех из них где можно добиться повыше ния личного престижа- Инте­ ресы дела для него нередко отходят на второй план, К сожалению, такую практику организации строительства поддерживает. начальник Главлипёцкстроя А, А. Лу­ нев, смирился с ней и отдел' строительства об­ кома КПСС во главе с Н.. А. Клёенковым.: Дума­ ется, что на такие фак­ ты острее надо реагировать, второму секретарю обкома КПСС' О- А . Борискину, ко­ торый ведает вопросами ка­ питального строительства. На строительстве . объек­ тов .политехнического -инсти­ тута надо резко усилить темпы работ с тем, чтобы полностью сдать весь стро- ящийбя комплекс в 1989 го­ ду- При этом надо обеспе­ чить высокое качество строи­ тельства. - . В «долгострой» начинает превра 1 цатьсн и ■ строитель­ ство общежитий Липецкого пединститута, тогда как обе­ спеченность . студентов жиль- е.м в этом вузе составляет 50 процентов. Во многих учебных - заве­ дениях ёще -бёдна база для фицичес'кого развития .детей и юношества. • ..В половине сельских: школ нет спортив­ ных залов- Положение при- 'дется поправлять основате­ льно. Но, будем реалистами, дело 'это Не одного дня- На­ до использовать гораздо лу­ чше уже. ЙМ 0 ЮЩ.УЮСЯ - базу, тем более, что во многих школах, техникумах, проф­ техучилищах спортивные за­ лы во внеучебное время пу- Серьезную озабоченность вызывает оснащение .учебно­ го процесса вычислительной техникой- "В школах . пока имеется лишь 11 дисплейных классов и 1500 ми-крокаль- ■куляторов. Это. образно; то- Боря, капля в море — 10 процентов к .потребности. " Резкого улучшения требу­ ет организация питания уча­ щейся молодежи- Мало того, . что посадочных мест в сто­ ловых не хватает, само пи­ тание некачественное, и до­ рогое- Это отмечают почти все члены -и кандидаты в члены -обкома партии, -учает- в.овавшие в подготовке' дан­ ного пленума. Проведенной -неск-олько , м’ес.яцев назад проверкой было установлено, что в меню сельских школь­ ников отсутствовало .спивоч- , Ное масло, хотя фонды на , «его имелись- Оказалось,, что управление- общественного питания и его начальник В,- Д- Потапов, а также: ,обл­ потребсоюз и его председа­ тель Ю. И- Грезнев. считали, Что этим вопросом ' должен ваниматься облаотной отдел народного ббразования. а заведующий. этим отделом В. Е. Тонких и его замести­ тель В. И. Чеснокова, наоборот, ' думали, что здесь точка приложения сил - только работников торговли. Словом, ' ведом­ ственные задачи выяснили, а о детях забыли. Вот как облегченно, ^ззаббтно мо* тут относиться, к своему слу-ч жебному долгу руководители народного образования и то­ рговли- Заведующе 1 цу отде­ лом торговли и бытового .об­ служивания обкома КПСС А- Д- Бутеикр, заместителю председателя облисполкома А. С. Губанову,надо ужесто­ чить спрос со своих подчи­ ненных служб за организа­ цию полноцекног'о питания в учебных 'заведениях- Кро­ ме того, нужно знать я свою меру ответственности за это важное дело- В воспитании молодой смены нет вопросов и' дел малозначащих, второстепен­ ных, здесь все важно, все требует .повседневного и дея->' тельного внимания партий­ ных, советских, профсоюз­ ных, комсомольских органи­ заций,'школы, трудовых кол­ лективов. семьи- И все , же, когда речь идет о становле­ нии личности, умеющей, го­ воря словами В; И- Ленина, '«-действовать так, как того действительно коммунизм требует», то здесь наиваж­ нейшим всегда было, есть и будет формирование у детей и юношества марксистско-ле­ нинского мировоззрения. В этих целях надо под­ нять роль общественных дисциплин, рассматривая их как важнейшее ' сред­ с тво , политического воспита­ ния- В -условиях идейного противоборства двух систем важно привить иммунитет к буржуазной, идеологии, вое--, питать у молодежи умение противостоять -ч^ткдьш нам взглядам и нравам- В каж­ дом учебном заведении эта работа должна вестись ' на­ ступательно. целенаправлен- Обращаясь к истории на­ шего .социалистического го- ' сударства, мы не, скрываем, что советский народ прошел, и через горечь допускавших­ ся ошибок и временных по­ ражений- Это действительно было- Но есть главное — 70 лет Октября. Это торжество социалистического строя- Ни­ кто не сможет , зачеркнуть того факта, что именно за годы Советской власти и благодаря ей страна превра­ тилась в одного из мировых лидеров- Понимание' этого должно четко отложиться в сознании молодых людей-, Задача состоит в формирова­ нии у молодежи современно- 'го диалектического мышле­ ния, .умения с классовых по­ зиций оценивать обществен­ ные явления- Анализ состояния препо­ давания в школах и профтехучилищах области истории и обществоведе­ ния позволяет сделать вывод, что часть учителей слабо формирует историчес­ кое мьппление учащихся- 'У отдельных препо“давате.пей не­ удовлетворительно поставлена работа с первоисточниками, деятельность их сводится к- простому комментированию' нз.у.чаемь 1 х . тем- Недооцени­ вается роль краеведения в •воспитании. Многие ученики не приучены читать местную .периодическую печать,-, ред­ ко обращаются к книгам по истории родного края, не бывают в музеях- Работу с обществоведами надо , поднять на качествен­ но новый уровень- Отделу науки и , учебных заведений обкома, горкомам' и райко- 'мам КПСС след.ует предмет­ но проанализирова'ть препо­ давание общественных дисци­ плин, принять , необходимые мерт >1 для его улучшения, ук­ репить, где это - требуется, состав кадров- Имеются серьезные- упу­ щения в нравственном воспи- ’ танин учащихся н студентов- Социологическая лаборатория Липецкого политехнического института провела нсследо- вание в ряде школ, профтех­ училищ,. техникумов, вузов- Результаты показали, что 42 нроцента молодых людей -не видят . идеала в жизни, 40 процентов, опрошенных про- ■движение по слузцбе.'связы- вают с полезными связями и -знакомствами, 30 процен­ тов не осуждают нарушите­ лей трудовой и . -обществен­ ной дисциплины, правопоря-. дка- Дескать, с каждым та- цое .может случиться- Цифры в каной-то мере условные, но задумываться, заставляют- Медленно изживаются в молодежной среде, социаль­ ная инфантильность, ижди­ венчество, безответствен­ ность. Партийные, советские, профсоюзные и комсомоль­ ские организации, трудовые коллективы, общеетвенность, семья недостаточно работают, над тем, чтобы с младенчес- ■ких лет. воспитывать у' под- ' растающего поколения-, бла­ гоговейные чувства .к таким изначальным человеческим , ценностям, как честь, и че­ стность. порядочность,' скро­ мность. увансение старших- Среди подростков, молодежи возрос -процейт преступле­ ний, - связанных с ' кра.жами гос^;дарственного н личного имущества. Особен­ но неблагополучное положе­ ние сложилось в городах За-. донске и Ельце, а такнее в Чаплыгицском и Октябрь­ ском города Липецка рай- Партийные комйтеты этих н ряда других - городов и. 'районов- глубоко не анал'изи-- руют состояние профила.кти- ки правонарушений, не вскрывают ёпоеобствующие им причины и ’ условия, по- . этому и не принимают дос­ таточных мер по координа­ ции и, активизации работы правоохранительных органов, общественных организаций, трудовых коллективов." По- прежнему слабо ведется ра­ бота с родителями,-с семьей. И не. случайно только в прошлом году в нетрезвом виде задержано 105 школь­ ников, 328 учащихся проф­ техучилищ. . Словом, . работа - по нравственному воспита­ нию, нередко как бы рикошё-, ТИТ, скользит по поверхно­ сти.’ Между тем назначение нравственного воспитания — высвечивать все уголки внут- ■реннего мира человека, по­ могать ему избавляться от тех или иных социальных недугов. ■' ' Явно недооценивается значимость военно-патриоти­ ческого воспитания. Острие этой работы должно быть направлено . на обеспечение результативности, н а . реаль- •ное политическое и нравст­ венное воздействие на моло­ дежь. Этим, вроде бы, оза­ бочены и обком ДОСААФ, и военкомат, и спорткомитет. Но их роль сводится глав­ ным образом к контролю; а не к организации дела. Председате.чь обкома ДОСААФ . А. . П. Ельчани- нов, областной военный' ко­ миссар В. Ф. Белевцов, председатель комитета по' физкультуре я спорту А, С. Подоляк сузили свои обязан­ ности и явно недорабатыва­ ют. В итоге военно-патриоти-' , ческая работа ■нередко но- ' сит торжественно-ритуаль- 'ный, а то и казенный харак­ тер. «"Уроки ' мужества», ко­ торые проходят в школе, за­ частую формальны, мало что дают для ума и сердца. Мно­ гие учащиеся не умеют пла­ вать, метко стрелять, не мо­ гут подтянуться на перекла­ дине. Каждый., третий из при­ зывников не подтверждает нормы’ГТО, в отчетах же по физкультуре и спорту чуть ли не все молодые люди — значкисты и чемпионы.. Ор­ ганы народного образования как должное воспринимают факты приписок при оценке физкультурной работы в шко- В неразрывной связи с .идейно-нравственным, воен­ но-патриотическим воспита­ нием должно осуществ.чяться интернациональное воспита- ние. Долг школы, профтех­ училища, техникума, ву­ за — привить учащимся и' ; студентам качества истинных патриотов-интер- националистов. В области создана широкая сеть »клу- бов интернациональной дру­ жбы. ежегодно сотни юно­ шей и девушек участвуют в походах по местам револю­ ционной.. боевой и трудовой славы Коммунистической партии ‘И советского народа. Многие , партийные к 0 ! 4 тите- ты, ко.мёомольские организа­ ций к, ‘ этой работе умело привлекают 'бывших воннов- интернационалистов. В "шко- - лах городов Липецка, Ельца, Грязей, посёлка" Лев То.к-. стой ведут внег-слаосную ра- . боту “885 воинов запаса. Ио- так дело обстоит далеко не везде. Поэтому надо *■улуч- . шать военно - патриотиче­ ское и интернациональное воспитание, активизировать деятельность советов вои­ нов ■ - •' интернационалистов, исключить невнй.мательйое ■ отношение учреждений и организаций, должностных лиц к . товарищам, по­ лучившим. боевые-ранения и увечья, а также к семьям по­ гибших, к. их памятщ: - ' Интересы формирования духовно богатой; гармонично развитой личности , требуют, чтобы е раннего возраста де­ тям ' прививалось., ну в с тва , прекрасного.' Как же ведется эта работа? Скажем прямо: эстетика — практически не­ тронутая область школьной жизни. Особенно, , . если учесть, _что на уроки музы­ ки, :из 6 бразительного искус- . ства. отводится по, одному ча­ су в неделю. Во многих, шко-. лах .учителей этих предметов ■ нет вообще.- . Здесь, прежде - всего надо, -решать проблему .кадров. ■Один из. путей ви­ дится в том, чтобы готовить ' таких работников' за счет ' специализации учителей дру­ гих дисциплин, скажем, в Елецком пединституте. - За последние годы значи­ тельно ^потеснен интерес де­ тей к книге, хотя чтение — это самая активная, самая ра.звйваюгцая форма образо­ вания.- Однако часто литера­ тура.'воспринимается учащи­ мися через экран телевизо­ ра. Библиотечный книжный фонд области составляет 20 миллионов томов. Это огром- . ное .богатство. Но им-по су­ ществу никто не пользует­ ся.. Каждая книга находит в течение года толь ко, одного читателя. Читальные залы наполняются лишь' во - вре­ мя с'гуденческих сесойй. С - учето.м всего этого, нёобходи-. •'МО. усилить пропаганду кни- ' гй. кропотливо воспитывать у детей и подростков, у, всей . молодежи. потребность, в сй- сте.матнческом чтении. Поми­ мо, школы. культпросветуч- реждений, семьи упрек сле­ дует сделать -и областному" обществу книголюбов, -кото­ рое не справляется с :возлб- женными на него, _задачами. 'Эстетическое восоитание дело школыу /.семьи, -но не только -их. :Это дело и твор­ ческой интеллигенции. Но пока участие писателей, ху­ дожников, . архитекторов, журналистов- в чнкольной и студенческой жизни сводится в основном к почетному пред- ставительству на нразднич-. ных церемониях. Еще не ста­ ли центром -живого общения:- с детьми музеи, вртставоч- . ные залы , ; библиотеки. Тон всей этой работе дол­ жны задавать партийные ко­ митеты, первичные партий­ ные организации. На фев­ ральском . Пленуме ЦК не случайно подчеркнуто, " что. как политическая партия КПСС не собирается регла­ ментировать покрой одежды или устанавливать музыкаль­ ные ритмы. Но как полити­ ческая партия она должна и будет отстаивать опреде­ ленные мировоззренческие, нравственные и эстетические принципы. I : ■ Применительно к делам на­ родного образования хоте­ лось бы сказать о партий­ ном руководстве комсомо­ лом. Расширение и укрепле­ ние демократических начал должно повысить роль этой общественно - политической организации в улучшении ■ учебно - воспитательного про­ цесса. Секретариату и отде­ лам обкома КПСС необходи­ мо обеспечить, чтобы пар­ тийные .вожаки регулярно встречались с молодежью, го­ ворили по душам с ней на волнующие ее темы. Такая практика хорошо зарекомен­ довала себя в городе Липец­ ке, Липецком и Добровском районах, где первые секре­ тари партийных комитетов В. Н. Марков, Н. Д. Куди­ нов, В. Ф. Топорков неред­ ко встречаются с учащейся молодежью. Но , такие фак­ ты нечасты. Не 'испы­ тывают, например, потребно­ сти обсудить с молодежью волнующие ее проблемы ра­ ботники Данковского горко­ ма КПСС. Да и, что греха таить, еа- ми-то комсомольские работ­ ники секретари райкомов,' горкомов и обкома комсомо­ ла — редко бывают в пер­ вичных комсомольских орга- нйзациях И' молодежных кол­ лективах. Беспокойство вы­ зывает частая сменяемость освобожденных комсомоль­ ских работников. Состав се­ кретарей горкомов и райко­ мов ВЛКСМ по работе с уча­ щейся молодежью обновляет­ ся почти ежегодно. Непомер­ но высока сменяемость стар­ ших пионерских вожатых. Отделу оргпартработы об­ кома КПСС, горкомам и рай­ комам партии, обкому ко.м- сомола надо глубоко разоб­ раться в причинах „этих за­ мен и резко поправить здесь положение. Медленно перестраивает­ ся работа с пионерами и ок­ тябрятами. - В деятельности обкома комсомола больше вни.мания уделяется фор­ мальной стороне дела. При­ вычными стали отчеты о проведенных ' «неделях», «месячниках», «походах», В.место жн’вой работы — пухлые справки, альбомы, стенды. Поэтому надо актив­ нее нацеливать .комсомоль­ ские организации, обществен­ ность,. родителей, трудовые коллективы на оживление работы с пионерами и октяб­ рятами, сделать ее интерее- 'ной и сояержате.чькой, даю­ щей' церьезную пищу ДЛЯ' ума и сердца детей. Партийным комитетам ,сле­ дует .серьёзно изменить сво.н.. подходы к семье, к повыше­ нию ее ответственности . за воспитание, обучение и по» ведение детей.- В семье ре­ бенок получает свои, первые жизненные уроки. Его . пер-, вью учителя — отец и мать. В лучших семьях, -как яра- Бидо, .-царит культ труда и взаимного, уважения, об- щеетвенных интересов. Од­ ним .из лучших комбайнеров' совхоза «Боргшекий» Липец- •- кого района является комму- . лист .Порядин Василий Мак» симович- — кавалер орде­ нов Октябрьской Революции и «Знак По’чета». Вместе с женой Ниной Яковлевной он воспитал ’ четырех сыновей, все они стали хорошими хле» - бОробами, двое уяш члены КПСС. Члены дружной семьи Порядиных ежегодно добиваются высоких резу 'ль-- татов в труде, они приме'рно. .ведут себя н в обществе. Та-, них семей немало, в каждом ’ городе и селе. Но было бы неирав'"ильньш обойти молчанием и то, что есть родители, которые от­ равляют детей вирусом пот­ ребительства, . - . мещанского - эгоизма, пьянства, .наживы за счет хищений-с производ­ ства, ограждают подрастаю- - щее, поколение от каких-ли- . .бо. забот, даже, домащних^ по­ рождая привычку 'К работе налегке, к безделью. 'У сов­ ременной семьи немало и мо­ рально-этических, / проблем, ..которые зачастую приводят - к е'е распаду. В.прошлом го­ ду в области . заключено 12 тысяч браков, в 'то же вре­ мя зарегистрировано 4400 разводов. ' Год от года растет число детей В; детских домах, при­ чем 70- процентов из них ' -— ёироты при живых родите- Многие семьи невнима- ■ тёяьны к школе. Как пока­ зало изучение, до сорока процентов , родителей . не- хо­ дят на, родительские собра-. ния. Часть :-учителей обща­ ется 'с 'семьями по «перепис­ ке», через дневники :учащих» Не полностью использует-г ся большей воспитательный, потенциал,. залощенный в со­ вместной работе ■’школы, семьи и базовых, предприя­ ти е хотя некоторые положи­ тельные подвижки в этих во- -просах есть. Например, в партийньк организациях Но- . волнпецкого ме-галлургиче- ского ко.мбината, производст­ венного объединения «Ли-' пецкеантехника».. колхозов имени Орджоникидзе Липецг- кого, «Путь к коммунизму» Усманского', имени Чапаева Добрииского районов стали нормой систематические от-‘ ■четы коммунистов за воспи­ тание детей, оказание 'помо­ щи школе. Но, к сожале­ нию, это делается далеко не везде, хотя вопрос. об акти­ визации и обогащении содер­ жания работы с семьей вста­ ет с особой силой. В этом плане обязаны значительно прибавить в работе партий­ ные, профсоюзные и комсо­ мольские организации, мест­ ные Советы, органы народ­ ного- образования, советы ве- .теранов, женсоветы, детский фонд имени В. И. Ленина, Требуется постоянно усили­ вать внимание к дошкольно- . му воспитанию детей. В свете решений февраль­ ского Пленума ЦК КПСС ус­ ложняются задачи, которые предстоит решать учительст­ ву, резко возрастает его ответственность за поручен­ ное дело. Фигура учителя должна вновь обрести роман­ тический ореол, потому что за годы застоя рядом с учи- ■телем-новатором вырос и пе­ дагогический чинуша, испол­ нительный, но ■бездушный, не обладающий достаточным объемом, знаний, начисто ли­ шенный всякой инициативы. Поэтому партийные комите­ ты, Сове-гы народных депу­ татов, органы народного об­ разования должны позабо­ титься о том, чтобы школа не только учила, но и учи­ лась сама. Училась педаго­ гике сотрудничества, новым отношения.м с учениками и родителями, с общественно­ стью, училась, опираясь на демократию, гласность,» кри­ тику и самокритику.' В ре­ шении этих задач веское аю - во должны сказать Липецкий и Елецкий пединституты. Особую заботу надо про­ явить об улучшении жилищ­ ных. условий педагогических кадров. Пока неудовлетвори­ тельно решаются эти вопро­ сы в 'городах Липецке, Ель­ це,, Данкове. И уже совсем плохо, что в Добринском. Чаплыгинском,, ■Становлян- ском. некоторых других, рай­ онах часть учителей живет' щ частных квар-гирах. Секретариату, и отделам обкома, горкомам и райко­ мам партии надо оградить учебные заведения, прёжде всего 'ШКОЛЫ от. ненужных проверок и ревизий, ибо де­ ло здесь иногда доходит до абсурда.' Например, в сред­ ней школе № 2 города Ли­ пецка только за полтора ме­ сяца побывали по линии Со­ ветов, народных депутатов и органов народного образова­ ния 20 комиссий. Эффект от этих бесчисленных наездов нулевой.: В школе нет мае-. терских, столовой, . библиоте­ ки, актового:; зала, -ванятия ведутся в две смены. По это­ му -поводу уместно сказать руководителям облоно и Ли­ пецкого горисполкома; пере­ стройка требует от каждого из нас энергичных и . опера­ тивных действий, а не бю­ рократических • прогулок в школы. Реформа народного обра­ зования, необходимость ка­ чественного совершенствова­ ния всех его .звеньев опреде-. ляет особую ответственность партийных организаций учеб­ ных заведений. Партийная прослойка- среди преподава­ тельских кадров в целом по . области достаточно прочная. -Сейчас среди школьных учи­ телей каждый пятый, среди работников профтехучилищ ■ и 'техникумов' каждый тре»' тий , среди'' преподавателей вузов почти .половина явля- ■ ются членами КПСС. ' Однако здесь имеются и свои проблемы. З а после'д- ние. годы. сокр,атилось число школьных • парторганизаций. В их составе возросла доля пенсионеров. Многие школь­ ные ' парторганизации города Ельца, , Лев»Толстовскрго и некоторых других . районов ■ уменьшились численно. - Будем реалистами; в каж­ дой -отдельно взятой школе и в перспективе парторгани­ зация останется относитель- • но малочисленной. Горкомам и крайкомам КПСС в этой связи надо поставить дело ‘ так, чтобы воздействие на жизнь ,школы складывалось из усилий не только учите-, лей-партийцев, .ко -и партор­ ганизаций базовых пршдпри- . ятий, коммунистов - родите­ лей. Да ,н сами работники ■горкомов и райкомов КПСС должны основательно вклю­ читься в эту работу. Насущным остается воп­ рос повышения боевитости ■ партийных организаций учеб­ ных заведений. Как уж е ' от» мечалось, далеко не всегда негативные явления получав ■ ют принципиальную оценку педагоров»коммуннстов. Мед­ ленно, чтобы не сказать бо­ льшего, меняется их отноше» ние к критике и' самокрити-. ..не,- Дельные, . енраведливые замечания ■ воспринимаются подчас как покушение на ав­ торитет, личное 'ДОСТОИНСТВО, В партнйнЬк организациях с трудом, приживаются отчеты коммунистов о, соблюдении - уставных - требований, инди­ видуальные собеседования, другие фЬрмы активного воз­ действия, призванные повы­ сить ответственность партий-, цев, создать здоров.'ую нрав­ ственную атмосферу в кол­ лективах. ‘ Более того, в 12-й сред­ ней школе г. Липецка, ряде других ш кол . и учебных за­ ведений • персональные отчеЯ 'ты- коммунистов на . партий­ ных собраниях хотели за.ме- нить коллективными са.моот- - четами без попыток объек­ тивно.. оценить обстановку, выработать конструктивные решения. Такого рода .«бри­ гадный подряд», компромети­ рует саму идею Шерестройкн партийной работы. Явно недостаточную по-- мощь партийным организа- -ция.м учебных заведений оца- зывйют партийные комитеты предприятий, колхозов, сов­ хозов. Чашр всего они да­ леки ' от школьных дел и за­ бот, а ’коммунистов-.учите- лей, рассматривают лишь как безотказную идсо.чогическую силу для обеспечения разно­ го рода кампаний. При. этом нередко действуют по прин­ ципу: «Если:везет ■— нагру­ жай побольше». Вот пример на сей счет. Директором За-- мартыновской средней - шко­ лы Добровского района' ра­ ботает уважаемый . человек Мария Михайловна Маркова, отличник народного просве­ щения, награ'жденная орде­ ном Трудового Красного Зна­ мени. и медалью «За трудо­ вую доблесть».’ Она имеет девять различных поруче­ ний: избрана заместителем секретаря партийной органи­ зации колхоза, является де­ путатом районного и сель- •ского Советов, председателем комиссий по народному .обра­ зованию и культуре при ис­ полкомах районного и . сель­ ского Советов, председате­ лем комиссии сельского. Со­ вета по внедрению новых' рядов, председателем жен- еовета .при исполкоме сель­ ского Совета, лектором -рай­ онного общества «Знание», пропагандистом в школе. Сколько же .'СИЛ, энергии на­ до . иметь человеку, что­ бы добросовестно их выпол­ нить!- А ведь кроме дирек­ тора школы в селе .десятки дипломированных специали­ стов, живущих нередко по формуле «моя хата с краю». К сожалению, Добровский райксчч КПСС одобрительно отноейтся к таким .подходам к рабсяге. Серьезные упущения в ру­ ководстве органами народно­ го образования допускают и некото|)ые дпугие горкомы и райкомы КПСС. Так. . в За­ донском районе в педагоги­ ческих. коллективах Гнилу- шинской средней, 'У-ткинской 8 -летцей, .Задонской. вспомо­ гательной школ сложились нездоровые взаимоотношения между работниками. Отсюда постоянно идут жалобы в различные инстанции. . Рай­ ком КПСС ко всему этому отноейтся терпимо. Хуже то­ го, там допускается, осужден» ная в нашем обществе прак­ тика перестановки .скомиро- метяро-вавших себя работник _ КОВ' с одного места . на д р у - . ь , гое. Напри'мер, в 'Уткннскую. воеьмилетнюю школу .заву-? . чем был, назначен, т, Ермо» лаев, который ранее работал председателем . комнхет.а-, на­ родного, контроля и за зло­ употребления служебны?д,.по- . -ложением был исключен из рядов КПСС. ■ , Больше активности в ру­ ководстве народным'Образо­ ванием должны проявлять , Даяковский горком, Тербун- ский, ’Ь'^сманскнй ■райкомы партии и некоторые ' другие партийные комитеты.' Серьезного внимания за­ служивают вопросы дём'окра- тизации систе.мы народного образования.. В - настоящее время., успехи на этом уЧа-- стке более чем скромные. В самом деле, в целом- но об- ■ ласти голосованием избрано всего лишь 14 директоров школ и столько же завучей.-, Во многих районах "нет на-, стоящего резерва на -долж­ ности директоров. А -иметь надо. Необходимо повсемест- но обеспечить объективный, демократический .подбор луч- - ших из лучших педагогов и организаторов на эти . додж- ■ ноети, разумно и терпеливо учить их. Задачи по перестройке об­ щеобразовательной школы требуют резкого -улучшения деятельности органов народ­ ного образования-. Между тем, перестройка пока сла­ бо коснулась облоно, мно­ гих городских и. районных отделов. Их работники зача­ стую появляются в. школе не для того, чтобы привнести в педагогический коллектив - новый опыт, помочь в реше-, НИИ неотложных.задач, а за­ тем, чтобы составить никому ' не нужную справку. Заведу­ ющий облоно В'. Е. Тонких к решению . многих во'просов всё еще подходит робко, ма­ ло проявляет настойчивости ' в достижении цели, недоста­ точно ' требователен к подчи­ ненным. И не случайно стиль ' работы облоно харак- ' теризует ' неоперативность, тяга к бумагам. Только в 1987 году отсюда ушло в го­ родские и районные отделы полторы тысячи ■различных ■циркуляров. При такой бу­ мажной круговёрти , не до пп^олы. Сла& работает и ин- ртитут. усовершенстворания' . учителей. В исполкоме областного Совета, наро-дных --депутаток вопросы народного образова­ ния ведет замести'гель вред- седателя В. Е, Мельников. Дело свое он знает, но по- ■ рой обстановку в , школах, профтехучилищах, технику­ мах .оценивает недостаточно са.мокритшшо, слабо объеди­ няет усилия учебных заве­ дений, производственных тру'^ - довых. коллективов и обще­ ственности в целях улучше­ ния о'бучения, и воспитания подрастающего поколения н укрепления учебной базы. Больше внимания средней и высшей школе должен уде­ лять председатель обниспол- , кома В. В. Донских. - Нуж­ но поднять на должный уро- Х’ вень ответственность ' город­ ских и районных Советов за решение ' школьных проблем. Пока не проявляет себя долзкньш образом' в работе и отдел науки и учебных за- ведений обкома КПСС. Его аппарат слабо организует работу по повышению от- вётственности" работников системы народного об­ разования . за порученное • дело, недостаточно.зашшает- ся фюрмировакием и обуче­ нием резерва кадров, -обоб­ щением и распространением передового - педагогического /В большом долгу перед учебными, заведениями об.ча- стиая газета «.Ленинское зна­ мя». Она редко и .скорого­ воркой пишет о делах школ, црофтехучили!^, техникумов, о 'деятельности их парторга­ низаций. В освещении же ву­ зовской жизни газета и ее редактор И. М .. Бобков по» рой допускают посдешиость, поверхностное освещение фактов. Обязано повысить уровень руководства народньш, обра- щ Р аованием' бюро - обкома КПСС. . Оно недос'таточко ра­ ботает с. кадрами этой важ- нейшей сферы, не всегда иред'ьявляет должные т р е ^ вания к советским и хозяй­ ственным органам ш укреп­ ленна и развитие учебно-ма­ териальной базы. . . В составе бюро персональ» ная ответственность за -дея- ' тельность учебрых заведений возложена на секретаря об­ кома КПСС Р. Е. Злобину. Однако следует признать, что она недостаточно глубо­ ко . вникает' в жизнь ву­ зов и техникумов, .без долж­ ной-.,четкости решает многие вопросы на порученном ей ■участке работы,. Словом, бюро обкома в свете решений февральского Пленума ЦК КПСС надо круто менять подходы к средней и высшей школе, до­ биваясь; чтобы она на деле становилась колыбелью зна­ ний, ведущей силой форми­ рования гармонично разви­ той, общественно активной личности, фундаменто'м об­ новления и революционной перестройки; (Продолжение на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz