Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е НИ НС КОЕ З НАМЯ 13 марта 1988 I ШКОЛЕ-НОВЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ (Продолжение. Начало на 1-й стр.). В-руководстве этим в>’30м яе тощущается какого-либо заметного влияния Правобе режного .райкома КПСС и его первого секретаря А- В- Ле- бедедой. Возникает вопрос: почему же''Область, имеющая два' педагогических вуза и два педртилища, из. стен которых еж-€Ж'.одно выходит тысяча спздиадистов. не может обе- спеч»п^ себя кадрами учите лей?" Почему многие выпуск- - ННКИ-: с получением диплома утрачивают любовь к делу, к которому они готовились? Ответ здесь ' может быть один:, пока плохо продумана практика отбора ■ будущих студентов, недостаточна отг вете-тненяость преподавате лей.-вузов и училищ за вос- , питание у будущггх специа листов необходимых полити ческих, моральных и про-* . фесеиональных качеств- Ни- зсмр'спрос со .студентов за добросовестное отношение к учебй. хотя В. И- Ленин тре бовал, относиться к студен- та.«гкак к «лицам. зачис ленным на государственную службуз., "Партийным комитетам не льзя* недооценивать важнос ти работы по ■ повышению профессиональной подготовки преподавательского состава вузов Тем более, что у мно гих .Из них она нона недоста точна, а отсутствие -должной колшетентностн, замкнутость в ^копрофессионаяьных ра мках части преподавательс ких "кадров снижают дейст венность обучения и 'восяи- танд'Я студентов- Не выпол няются планы повышения квалификации преподавате лей! в политехническом ин ституте- Для подготовки спе- циаЗистов плохо использует ся, .щелевая аспирантура, хо тя -средний возраст работа.ю- ЩИ.Х--здесь профессоров 56,- а доцентов — 48 лег ' По существу такая же обстанов- • на: в Липецком и Елецком пединститутах- Бесспорно, , что опыт ветеранов —' боль шая-цениость., НО- он должен умело сочетаться с энерги ей , и инициативой" молодых • ученых, а их ряды ' пополня- ютса медленно- Есть и такая проблема в использовании научно-педа гогических кадров: сейчас в вузах области из 22 докторов наук кафедры :возглавляют .лишь 11 человек, а среди деканов факультетов нет ни одного доктора- руководителям вузов тт. С..Л, Ноцарю, В. В. Шахову. •В'-П. Кузовлеву, секретарям первичных парторганизаций М--Ш- Куприянову В в : Че рняеву, Т- А. Поздняк надо обеспечивать более энергич ное •руководство учебными заведениями, активнее устра- 'нять,;имеющиеся недостатки, приводить процесс обучени.ч и в.рспитания студентов в полное соответствие с требо ваниями перестройки- /Липецкому и Елецкому -горкомам КПСС необходимо •глубже вникать в жизнь вы сших учебных заведений, оказывать больше квалифи цированной помощи их кол-' л.ективам в . совершенствова нии учебно-воспитательного процесса и научнбгх исследо- ' Свои сложности имеются' в средних специальных уче бных заведениях. Здесь до . бО.проаентов преподавателей сод.цдисцйплин не имею^т пе дагогического образования, плохо знают методику пое- подавания, психологию мо лодых людей- Не во всех педагогических коллективах удвррдилась обстановка дру жной работы и высокой взы скательности за резкое' улз"- чшение обучения и воспита-* НИН -молодежи- Т а к , . напря жена морально-психологиче ская обстановка в Липецком ме-днцйнском училище- Бюро ■ Левобережного , райкома К-ЦСС вынуждено было объ явить строгий выговор- дире-. кхору медучилища Н • Д- Здан'ович за серьезные на-, рушения финансовой и штат ной- дисциплины- • ‘Большинство выпускников вузов и техникумов не обла дают-соответствующими зна- н-нямй Об организации рабо- ты 'о 'людьми- Год, а то и пбЭтора требуется - «шлифо- в'й'гь»- молодого епециалис- та’,'"чтобы он по-настоящему включился в трудовой про- аеее- Это недопустимая рос- '"Самого пристального вни мания заслуживает проблема интеграции науки и пронз- Бсшства, объединения вузов ских сил с силами отрасле вой науки- Пока же научные . силы вузов и имеющихся в области многочисленных,на учно-исследовательских учре ждений действуют разрознен но. в отрыве друг от друга- Опыт лучших учебных заве дений страны убеждает; пу ти решения про’блемы — в йббперации усилий, тесном взаимодействии высшей шко лы с отраслевыми института ми. предприя'гиями н объе динениями- Такая коопера ция, как подчеркивалось на Пленуме ПК КПСС, «должна стать в высшей школе преоб ладающей формой научных исследований и подготовки специалистов »- Много недостатков накопи лось в подготовке кадров среднего звена для сельского хозяйства Факты свидетель ствуют о то.м, ■что руководи тели районов нередко видят в сельскохозяйственны.х уче бных заведениях лишь про изводственные подразделе ния- В настоящее время ко лхозам и совхозам области требуется более 1000 руно- ■ водителей средней квалифи кации- Однако закрепляются молодые специалисты в хо зяйствах крайне слабо- Теку честь этих работников соста вила за прошедшую пятилет ку 55 процентов, а в Лебедя нском. Лев-Толстовском, До-. Лгоруковском, Краснинском районах еще больше. Област ной агропромышленный ко митет, районные сельскохо зяйственные органы неудов летворительно занимаются отбором молодежи .для , на правления ее в се.льскохо- зяйственные техникумы- В результате чего, .например, прием только в Конь-Коло- дезский совхоз'-техяикум на 50 процентов проводится за счет юношей и девушек из ■ДР7/ГИХ регионов .страны. Ру ководители аграрного секто ра экономики области прак тически не бывают в учеб- . , ных заветениях, не встреча ются е учащимися-. Област- .ному агропротлышленному комитету казкдый сельхозте хникум следует превратить в образцовое учебное заве дение, где обучение должно осуществляться в условиях', яепосредстденной- реализации интенсивных' технологий, пе редовых приемов организа ции производства. . Надо улучшить подготов ку специалистов для куль турно-просветительных учре- ’ягдений- Этих кадров в обла сти, не хватает, а уровень подготовки их в областном ‘культпросветучилшЦе (г-' За- донск). Елецком музыкаль-. ном училище 'все еще низок- 'Здесь нужно принимать се рьезные меры «ак управле нию культуры облисполкома, так И' партийным комитетам ■ я Советам народных депута- В число неотложных мёр, обеспечивающих новое каче ство образования, входит кардинальное . укрепление, учебной и производственной базы школ, профтехучилищ, техникумов .и вузов- Однако . во многих случаях положе ние дел на этом участке просто-напросто не выдержи- . вает. никакой критики. В, об ласти не хватает. 24.5 тысячи ученических мест, в 18 про центах школ занятия ведут ся в две смены- В пересчете . на одного школьника прихо дится технических средств 0 !бучения ■ на 56 .рублей, то есть в 2 раза меньше, чем требуется по .нормативам. Немало шкбл, где учитель «вооружен» лишь доской 'и . мелом. Правда, есть школы, где технических средств до статочно,' но они нередко- ле жат мертвым грузом, цото- -му что многие учителя не умеют ими пользоваться- . В жалком СОСТОЯНИЙ нахо дятся отдельные внешколь ные учреждения- Нет своих помещений у областных, ста нций юных техников и, нату ралистов. - В Хлевном Дом пионеров вместе со станцией юны:^ Натуралистов занима ю т 'в средней школе поме-, щение площадью 16 кв- мет- . ров- 12 профтехучилищ раз мещены , в приспособленных помещениях, 8 сельских проф техучилищ не имеют учебно- производственных. и лабора торно-практических корпусов. 1 ^ешение облисполкома от 15 января 1987 года по строительству объектов профтехобразования сорвано. Не выполняют своих зада ний Главлипецкстрой и -*Ли- пеЦкагропромстрой»- -Руко водители этих строительных организаций А- А- Лунев, И В. И- Жарко по-прежнему тяготеют к первоочередному строительству производствен ных объектов- Гораздо боль ше могли делать для школ и профтехучилищ Новолипец- кнй металлургический ком бинат и производственное объединение -«Липецкий тракторный завод»- Серьез ные претензии следует пре дъявить облисполкому, пер вому за-местителю его пред седателя М- Т. Наролину- В' 1987 году капитальные вло жения на строительстве объ ектов просвещения освоены на 90 процентов, а на воз ведении детских дошкольных учреждений —- на 86 про-" центов- Неудовлетворительная уче бно-материальная база совхо зов-техникумов, особенно в Усмани и Чаплыгине- Обла стной агропоомышлеиный ко митет не обеспечивает выпо лнения планов . строительст ва этих объектов По указа нию первого заместителя его -председателя В- И- Дементь ева все материально-техниче ские ресурсы для сельхоз техникумов, включая ли.миты на строительно-монтажные работы, переданы в РАПО, , которые часто используют их в других целях- То есть В И- Дементьев отмахнулся от нужд сельскохозяйствен ных учебных заведений- «Притчей во языцех» ста ло строительство нового ком- '■плекса Липецкого политехни ческого института. - которое ведется с . ' 1977 года- Из 7,3 миллиона рублей трес том «Жилстрой» освоено лишь 4,1. Управляющий-ЭТИМ трестом К, Д- Шиянов с во зложенными на него обязан ноетямй справляется слабо, по-прежнему продолжает де лить объекты на «выгодные» и «невыгодные», концентри рует трудовые и материаль ные ресурсы на тех из них где можно добиться повыше ния личного престижа- Инте ресы дела для него нередко отходят на второй план, К сожалению, такую практику организации строительства поддерживает. начальник Главлипёцкстроя А, А. Лу нев, смирился с ней и отдел' строительства об кома КПСС во главе с Н.. А. Клёенковым.: Дума ется, что на такие фак ты острее надо реагировать, второму секретарю обкома КПСС' О- А . Борискину, ко торый ведает вопросами ка питального строительства. На строительстве . объек тов .политехнического -инсти тута надо резко усилить темпы работ с тем, чтобы полностью сдать весь стро- ящийбя комплекс в 1989 го ду- При этом надо обеспе чить высокое качество строи тельства. - . В «долгострой» начинает превра 1 цатьсн и ■ строитель ство общежитий Липецкого пединститута, тогда как обе спеченность . студентов жиль- е.м в этом вузе составляет 50 процентов. Во многих учебных - заве дениях ёще -бёдна база для фицичес'кого развития .детей и юношества. • ..В половине сельских: школ нет спортив ных залов- Положение при- 'дется поправлять основате льно. Но, будем реалистами, дело 'это Не одного дня- На до использовать гораздо лу чше уже. ЙМ 0 ЮЩ.УЮСЯ - базу, тем более, что во многих школах, техникумах, проф техучилищах спортивные за лы во внеучебное время пу- Серьезную озабоченность вызывает оснащение .учебно го процесса вычислительной техникой- "В школах . пока имеется лишь 11 дисплейных классов и 1500 ми-крокаль- ■куляторов. Это. образно; то- Боря, капля в море — 10 процентов к .потребности. " Резкого улучшения требу ет организация питания уча щейся молодежи- Мало того, . что посадочных мест в сто ловых не хватает, само пи тание некачественное, и до рогое- Это отмечают почти все члены -и кандидаты в члены -обкома партии, -учает- в.овавшие в подготовке' дан ного пленума. Проведенной -неск-олько , м’ес.яцев назад проверкой было установлено, что в меню сельских школь ников отсутствовало .спивоч- , Ное масло, хотя фонды на , «его имелись- Оказалось,, что управление- общественного питания и его начальник В,- Д- Потапов, а также: ,обл потребсоюз и его председа тель Ю. И- Грезнев. считали, Что этим вопросом ' должен ваниматься облаотной отдел народного ббразования. а заведующий. этим отделом В. Е. Тонких и его замести тель В. И. Чеснокова, наоборот, ' думали, что здесь точка приложения сил - только работников торговли. Словом, ' ведом ственные задачи выяснили, а о детях забыли. Вот как облегченно, ^ззаббтно мо* тут относиться, к своему слу-ч жебному долгу руководители народного образования и то рговли- Заведующе 1 цу отде лом торговли и бытового .об служивания обкома КПСС А- Д- Бутеикр, заместителю председателя облисполкома А. С. Губанову,надо ужесто чить спрос со своих подчи ненных служб за организа цию полноцекног'о питания в учебных 'заведениях- Кро ме того, нужно знать я свою меру ответственности за это важное дело- В воспитании молодой смены нет вопросов и' дел малозначащих, второстепен ных, здесь все важно, все требует .повседневного и дея->' тельного внимания партий ных, советских, профсоюз ных, комсомольских органи заций,'школы, трудовых кол лективов. семьи- И все , же, когда речь идет о становле нии личности, умеющей, го воря словами В; И- Ленина, '«-действовать так, как того действительно коммунизм требует», то здесь наиваж нейшим всегда было, есть и будет формирование у детей и юношества марксистско-ле нинского мировоззрения. В этих целях надо под нять роль общественных дисциплин, рассматривая их как важнейшее ' сред с тво , политического воспита ния- В -условиях идейного противоборства двух систем важно привить иммунитет к буржуазной, идеологии, вое--, питать у молодежи умение противостоять -ч^ткдьш нам взглядам и нравам- В каж дом учебном заведении эта работа должна вестись ' на ступательно. целенаправлен- Обращаясь к истории на шего .социалистического го- ' сударства, мы не, скрываем, что советский народ прошел, и через горечь допускавших ся ошибок и временных по ражений- Это действительно было- Но есть главное — 70 лет Октября. Это торжество социалистического строя- Ни кто не сможет , зачеркнуть того факта, что именно за годы Советской власти и благодаря ей страна превра тилась в одного из мировых лидеров- Понимание' этого должно четко отложиться в сознании молодых людей-, Задача состоит в формирова нии у молодежи современно- 'го диалектического мышле ния, .умения с классовых по зиций оценивать обществен ные явления- Анализ состояния препо давания в школах и профтехучилищах области истории и обществоведе ния позволяет сделать вывод, что часть учителей слабо формирует историчес кое мьппление учащихся- 'У отдельных препо“давате.пей не удовлетворительно поставлена работа с первоисточниками, деятельность их сводится к- простому комментированию' нз.у.чаемь 1 х . тем- Недооцени вается роль краеведения в •воспитании. Многие ученики не приучены читать местную .периодическую печать,-, ред ко обращаются к книгам по истории родного края, не бывают в музеях- Работу с обществоведами надо , поднять на качествен но новый уровень- Отделу науки и , учебных заведений обкома, горкомам' и райко- 'мам КПСС след.ует предмет но проанализирова'ть препо давание общественных дисци плин, принять , необходимые мерт >1 для его улучшения, ук репить, где это - требуется, состав кадров- Имеются серьезные- упу щения в нравственном воспи- ’ танин учащихся н студентов- Социологическая лаборатория Липецкого политехнического института провела нсследо- вание в ряде школ, профтех училищ,. техникумов, вузов- Результаты показали, что 42 нроцента молодых людей -не видят . идеала в жизни, 40 процентов, опрошенных про- ■движение по слузцбе.'связы- вают с полезными связями и -знакомствами, 30 процен тов не осуждают нарушите лей трудовой и . -обществен ной дисциплины, правопоря-. дка- Дескать, с каждым та- цое .может случиться- Цифры в каной-то мере условные, но задумываться, заставляют- Медленно изживаются в молодежной среде, социаль ная инфантильность, ижди венчество, безответствен ность. Партийные, советские, профсоюзные и комсомоль ские организации, трудовые коллективы, общеетвенность, семья недостаточно работают, над тем, чтобы с младенчес- ■ких лет. воспитывать у' под- ' растающего поколения-, бла гоговейные чувства .к таким изначальным человеческим , ценностям, как честь, и че стность. порядочность,' скро мность. увансение старших- Среди подростков, молодежи возрос -процейт преступле ний, - связанных с ' кра.жами гос^;дарственного н личного имущества. Особен но неблагополучное положе ние сложилось в городах За-. донске и Ельце, а такнее в Чаплыгицском и Октябрь ском города Липецка рай- Партийные комйтеты этих н ряда других - городов и. 'районов- глубоко не анал'изи-- руют состояние профила.кти- ки правонарушений, не вскрывают ёпоеобствующие им причины и ’ условия, по- . этому и не принимают дос таточных мер по координа ции и, активизации работы правоохранительных органов, общественных организаций, трудовых коллективов." По- прежнему слабо ведется ра бота с родителями,-с семьей. И не. случайно только в прошлом году в нетрезвом виде задержано 105 школь ников, 328 учащихся проф техучилищ. . Словом, . работа - по нравственному воспита нию, нередко как бы рикошё-, ТИТ, скользит по поверхно сти.’ Между тем назначение нравственного воспитания — высвечивать все уголки внут- ■реннего мира человека, по могать ему избавляться от тех или иных социальных недугов. ■' ' Явно недооценивается значимость военно-патриоти ческого воспитания. Острие этой работы должно быть направлено . на обеспечение результативности, н а . реаль- •ное политическое и нравст венное воздействие на моло дежь. Этим, вроде бы, оза бочены и обком ДОСААФ, и военкомат, и спорткомитет. Но их роль сводится глав ным образом к контролю; а не к организации дела. Председате.чь обкома ДОСААФ . А. . П. Ельчани- нов, областной военный' ко миссар В. Ф. Белевцов, председатель комитета по' физкультуре я спорту А, С. Подоляк сузили свои обязан ности и явно недорабатыва ют. В итоге военно-патриоти-' , ческая работа ■нередко но- ' сит торжественно-ритуаль- 'ный, а то и казенный харак тер. «"Уроки ' мужества», ко торые проходят в школе, за частую формальны, мало что дают для ума и сердца. Мно гие учащиеся не умеют пла вать, метко стрелять, не мо гут подтянуться на перекла дине. Каждый., третий из при зывников не подтверждает нормы’ГТО, в отчетах же по физкультуре и спорту чуть ли не все молодые люди — значкисты и чемпионы.. Ор ганы народного образования как должное воспринимают факты приписок при оценке физкультурной работы в шко- В неразрывной связи с .идейно-нравственным, воен но-патриотическим воспита нием должно осуществ.чяться интернациональное воспита- ние. Долг школы, профтех училища, техникума, ву за — привить учащимся и' ; студентам качества истинных патриотов-интер- националистов. В области создана широкая сеть »клу- бов интернациональной дру жбы. ежегодно сотни юно шей и девушек участвуют в походах по местам револю ционной.. боевой и трудовой славы Коммунистической партии ‘И советского народа. Многие , партийные к 0 ! 4 тите- ты, ко.мёомольские организа ций к, ‘ этой работе умело привлекают 'бывших воннов- интернационалистов. В "шко- - лах городов Липецка, Ельца, Грязей, посёлка" Лев То.к-. стой ведут внег-слаосную ра- . боту “885 воинов запаса. Ио- так дело обстоит далеко не везде. Поэтому надо *■улуч- . шать военно - патриотиче ское и интернациональное воспитание, активизировать деятельность советов вои нов ■ - •' интернационалистов, исключить невнй.мательйое ■ отношение учреждений и организаций, должностных лиц к . товарищам, по лучившим. боевые-ранения и увечья, а также к семьям по гибших, к. их памятщ: - ' Интересы формирования духовно богатой; гармонично развитой личности , требуют, чтобы е раннего возраста де тям ' прививалось., ну в с тва , прекрасного.' Как же ведется эта работа? Скажем прямо: эстетика — практически не тронутая область школьной жизни. Особенно, , . если учесть, _что на уроки музы ки, :из 6 бразительного искус- . ства. отводится по, одному ча су в неделю. Во многих, шко-. лах .учителей этих предметов ■ нет вообще.- . Здесь, прежде - всего надо, -решать проблему .кадров. ■Один из. путей ви дится в том, чтобы готовить ' таких работников' за счет ' специализации учителей дру гих дисциплин, скажем, в Елецком пединституте. - За последние годы значи тельно ^потеснен интерес де тей к книге, хотя чтение — это самая активная, самая ра.звйваюгцая форма образо вания.- Однако часто литера тура.'воспринимается учащи мися через экран телевизо ра. Библиотечный книжный фонд области составляет 20 миллионов томов. Это огром- . ное .богатство. Но им-по су ществу никто не пользует ся.. Каждая книга находит в течение года толь ко, одного читателя. Читальные залы наполняются лишь' во - вре мя с'гуденческих сесойй. С - учето.м всего этого, нёобходи-. •'МО. усилить пропаганду кни- ' гй. кропотливо воспитывать у детей и подростков, у, всей . молодежи. потребность, в сй- сте.матнческом чтении. Поми мо, школы. культпросветуч- реждений, семьи упрек сле дует сделать -и областному" обществу книголюбов, -кото рое не справляется с :возлб- женными на него, _задачами. 'Эстетическое восоитание дело школыу /.семьи, -но не только -их. :Это дело и твор ческой интеллигенции. Но пока участие писателей, ху дожников, . архитекторов, журналистов- в чнкольной и студенческой жизни сводится в основном к почетному пред- ставительству на нразднич-. ных церемониях. Еще не ста ли центром -живого общения:- с детьми музеи, вртставоч- . ные залы , ; библиотеки. Тон всей этой работе дол жны задавать партийные ко митеты, первичные партий ные организации. На фев ральском . Пленуме ЦК не случайно подчеркнуто, " что. как политическая партия КПСС не собирается регла ментировать покрой одежды или устанавливать музыкаль ные ритмы. Но как полити ческая партия она должна и будет отстаивать опреде ленные мировоззренческие, нравственные и эстетические принципы. I : ■ Применительно к делам на родного образования хоте лось бы сказать о партий ном руководстве комсомо лом. Расширение и укрепле ние демократических начал должно повысить роль этой общественно - политической организации в улучшении ■ учебно - воспитательного про цесса. Секретариату и отде лам обкома КПСС необходи мо обеспечить, чтобы пар тийные .вожаки регулярно встречались с молодежью, го ворили по душам с ней на волнующие ее темы. Такая практика хорошо зарекомен довала себя в городе Липец ке, Липецком и Добровском районах, где первые секре тари партийных комитетов В. Н. Марков, Н. Д. Куди нов, В. Ф. Топорков неред ко встречаются с учащейся молодежью. Но , такие фак ты нечасты. Не 'испы тывают, например, потребно сти обсудить с молодежью волнующие ее проблемы ра ботники Данковского горко ма КПСС. Да и, что греха таить, еа- ми-то комсомольские работ ники секретари райкомов,' горкомов и обкома комсомо ла — редко бывают в пер вичных комсомольских орга- нйзациях И' молодежных кол лективах. Беспокойство вы зывает частая сменяемость освобожденных комсомоль ских работников. Состав се кретарей горкомов и райко мов ВЛКСМ по работе с уча щейся молодежью обновляет ся почти ежегодно. Непомер но высока сменяемость стар ших пионерских вожатых. Отделу оргпартработы об кома КПСС, горкомам и рай комам партии, обкому ко.м- сомола надо глубоко разоб раться в причинах „этих за мен и резко поправить здесь положение. Медленно перестраивает ся работа с пионерами и ок тябрятами. - В деятельности обкома комсомола больше вни.мания уделяется фор мальной стороне дела. При вычными стали отчеты о проведенных ' «неделях», «месячниках», «походах», В.место жн’вой работы — пухлые справки, альбомы, стенды. Поэтому надо актив нее нацеливать .комсомоль ские организации, обществен ность,. родителей, трудовые коллективы на оживление работы с пионерами и октяб рятами, сделать ее интерее- 'ной и сояержате.чькой, даю щей' церьезную пищу ДЛЯ' ума и сердца детей. Партийным комитетам ,сле дует .серьёзно изменить сво.н.. подходы к семье, к повыше нию ее ответственности . за воспитание, обучение и по» ведение детей.- В семье ре бенок получает свои, первые жизненные уроки. Его . пер-, вью учителя — отец и мать. В лучших семьях, -как яра- Бидо, .-царит культ труда и взаимного, уважения, об- щеетвенных интересов. Од ним .из лучших комбайнеров' совхоза «Боргшекий» Липец- •- кого района является комму- . лист .Порядин Василий Мак» симович- — кавалер орде нов Октябрьской Революции и «Знак По’чета». Вместе с женой Ниной Яковлевной он воспитал ’ четырех сыновей, все они стали хорошими хле» - бОробами, двое уяш члены КПСС. Члены дружной семьи Порядиных ежегодно добиваются высоких резу 'ль-- татов в труде, они приме'рно. .ведут себя н в обществе. Та-, них семей немало, в каждом ’ городе и селе. Но было бы неирав'"ильньш обойти молчанием и то, что есть родители, которые от равляют детей вирусом пот ребительства, . - . мещанского - эгоизма, пьянства, .наживы за счет хищений-с производ ства, ограждают подрастаю- - щее, поколение от каких-ли- . .бо. забот, даже, домащних^ по рождая привычку 'К работе налегке, к безделью. 'У сов ременной семьи немало и мо рально-этических, / проблем, ..которые зачастую приводят - к е'е распаду. В.прошлом го ду в области . заключено 12 тысяч браков, в 'то же вре мя зарегистрировано 4400 разводов. ' Год от года растет число детей В; детских домах, при чем 70- процентов из них ' -— ёироты при живых родите- Многие семьи невнима- ■ тёяьны к школе. Как пока зало изучение, до сорока процентов , родителей . не- хо дят на, родительские собра-. ния. Часть :-учителей обща ется 'с 'семьями по «перепис ке», через дневники :учащих» Не полностью использует-г ся большей воспитательный, потенциал,. залощенный в со вместной работе ■’школы, семьи и базовых, предприя ти е хотя некоторые положи тельные подвижки в этих во- -просах есть. Например, в партийньк организациях Но- . волнпецкого ме-галлургиче- ского ко.мбината, производст венного объединения «Ли-' пецкеантехника».. колхозов имени Орджоникидзе Липецг- кого, «Путь к коммунизму» Усманского', имени Чапаева Добрииского районов стали нормой систематические от-‘ ■четы коммунистов за воспи тание детей, оказание 'помо щи школе. Но, к сожале нию, это делается далеко не везде, хотя вопрос. об акти визации и обогащении содер жания работы с семьей вста ет с особой силой. В этом плане обязаны значительно прибавить в работе партий ные, профсоюзные и комсо мольские организации, мест ные Советы, органы народ ного- образования, советы ве- .теранов, женсоветы, детский фонд имени В. И. Ленина, Требуется постоянно усили вать внимание к дошкольно- . му воспитанию детей. В свете решений февраль ского Пленума ЦК КПСС ус ложняются задачи, которые предстоит решать учительст ву, резко возрастает его ответственность за поручен ное дело. Фигура учителя должна вновь обрести роман тический ореол, потому что за годы застоя рядом с учи- ■телем-новатором вырос и пе дагогический чинуша, испол нительный, но ■бездушный, не обладающий достаточным объемом, знаний, начисто ли шенный всякой инициативы. Поэтому партийные комите ты, Сове-гы народных депу татов, органы народного об разования должны позабо титься о том, чтобы школа не только учила, но и учи лась сама. Училась педаго гике сотрудничества, новым отношения.м с учениками и родителями, с общественно стью, училась, опираясь на демократию, гласность,» кри тику и самокритику.' В ре шении этих задач веское аю - во должны сказать Липецкий и Елецкий пединституты. Особую заботу надо про явить об улучшении жилищ ных. условий педагогических кадров. Пока неудовлетвори тельно решаются эти вопро сы в 'городах Липецке, Ель це,, Данкове. И уже совсем плохо, что в Добринском. Чаплыгинском,, ■Становлян- ском. некоторых других, рай онах часть учителей живет' щ частных квар-гирах. Секретариату, и отделам обкома, горкомам и райко мам партии надо оградить учебные заведения, прёжде всего 'ШКОЛЫ от. ненужных проверок и ревизий, ибо де ло здесь иногда доходит до абсурда.' Например, в сред ней школе № 2 города Ли пецка только за полтора ме сяца побывали по линии Со ветов, народных депутатов и органов народного образова ния 20 комиссий. Эффект от этих бесчисленных наездов нулевой.: В школе нет мае-. терских, столовой, . библиоте ки, актового:; зала, -ванятия ведутся в две смены. По это му -поводу уместно сказать руководителям облоно и Ли пецкого горисполкома; пере стройка требует от каждого из нас энергичных и . опера тивных действий, а не бю рократических • прогулок в школы. Реформа народного обра зования, необходимость ка чественного совершенствова ния всех его .звеньев опреде-. ляет особую ответственность партийных организаций учеб ных заведений. Партийная прослойка- среди преподава тельских кадров в целом по . области достаточно прочная. -Сейчас среди школьных учи телей каждый пятый, среди работников профтехучилищ ■ и 'техникумов' каждый тре»' тий , среди'' преподавателей вузов почти .половина явля- ■ ются членами КПСС. ' Однако здесь имеются и свои проблемы. З а после'д- ние. годы. сокр,атилось число школьных • парторганизаций. В их составе возросла доля пенсионеров. Многие школь ные ' парторганизации города Ельца, , Лев»Толстовскрго и некоторых других . районов ■ уменьшились численно. - Будем реалистами; в каж дой -отдельно взятой школе и в перспективе парторгани зация останется относитель- • но малочисленной. Горкомам и крайкомам КПСС в этой связи надо поставить дело ‘ так, чтобы воздействие на жизнь ,школы складывалось из усилий не только учите-, лей-партийцев, .ко -и партор ганизаций базовых пршдпри- . ятий, коммунистов - родите лей. Да ,н сами работники ■горкомов и райкомов КПСС должны основательно вклю читься в эту работу. Насущным остается воп рос повышения боевитости ■ партийных организаций учеб ных заведений. Как уж е ' от» мечалось, далеко не всегда негативные явления получав ■ ют принципиальную оценку педагоров»коммуннстов. Мед ленно, чтобы не сказать бо льшего, меняется их отноше» ние к критике и' самокрити-. ..не,- Дельные, . енраведливые замечания ■ воспринимаются подчас как покушение на ав торитет, личное 'ДОСТОИНСТВО, В партнйнЬк организациях с трудом, приживаются отчеты коммунистов о, соблюдении - уставных - требований, инди видуальные собеседования, другие фЬрмы активного воз действия, призванные повы сить ответственность партий-, цев, создать здоров.'ую нрав ственную атмосферу в кол лективах. ‘ Более того, в 12-й сред ней школе г. Липецка, ряде других ш кол . и учебных за ведений • персональные отчеЯ 'ты- коммунистов на . партий ных собраниях хотели за.ме- нить коллективными са.моот- - четами без попыток объек тивно.. оценить обстановку, выработать конструктивные решения. Такого рода .«бри гадный подряд», компромети рует саму идею Шерестройкн партийной работы. Явно недостаточную по-- мощь партийным организа- -ция.м учебных заведений оца- зывйют партийные комитеты предприятий, колхозов, сов хозов. Чашр всего они да леки ' от школьных дел и за бот, а ’коммунистов-.учите- лей, рассматривают лишь как безотказную идсо.чогическую силу для обеспечения разно го рода кампаний. При. этом нередко действуют по прин ципу: «Если:везет ■— нагру жай побольше». Вот пример на сей счет. Директором За-- мартыновской средней - шко лы Добровского района' ра ботает уважаемый . человек Мария Михайловна Маркова, отличник народного просве щения, награ'жденная орде ном Трудового Красного Зна мени. и медалью «За трудо вую доблесть».’ Она имеет девять различных поруче ний: избрана заместителем секретаря партийной органи зации колхоза, является де путатом районного и сель- •ского Советов, председателем комиссий по народному .обра зованию и культуре при ис полкомах районного и . сель ского Советов, председате лем комиссии сельского. Со вета по внедрению новых' рядов, председателем жен- еовета .при исполкоме сель ского Совета, лектором -рай онного общества «Знание», пропагандистом в школе. Сколько же .'СИЛ, энергии на до . иметь человеку, что бы добросовестно их выпол нить!- А ведь кроме дирек тора школы в селе .десятки дипломированных специали стов, живущих нередко по формуле «моя хата с краю». К сожалению, Добровский райксчч КПСС одобрительно отноейтся к таким .подходам к рабсяге. Серьезные упущения в ру ководстве органами народно го образования допускают и некото|)ые дпугие горкомы и райкомы КПСС. Так. . в За донском районе в педагоги ческих. коллективах Гнилу- шинской средней, 'У-ткинской 8 -летцей, .Задонской. вспомо гательной школ сложились нездоровые взаимоотношения между работниками. Отсюда постоянно идут жалобы в различные инстанции. . Рай ком КПСС ко всему этому отноейтся терпимо. Хуже то го, там допускается, осужден» ная в нашем обществе прак тика перестановки .скомиро- метяро-вавших себя работник _ КОВ' с одного места . на д р у - . ь , гое. Напри'мер, в 'Уткннскую. воеьмилетнюю школу .заву-? . чем был, назначен, т, Ермо» лаев, который ранее работал председателем . комнхет.а-, на родного, контроля и за зло употребления служебны?д,.по- . -ложением был исключен из рядов КПСС. ■ , Больше активности в ру ководстве народным'Образо ванием должны проявлять , Даяковский горком, Тербун- ский, ’Ь'^сманскнй ■райкомы партии и некоторые ' другие партийные комитеты.' Серьезного внимания за служивают вопросы дём'окра- тизации систе.мы народного образования.. В - настоящее время., успехи на этом уЧа-- стке более чем скромные. В самом деле, в целом- но об- ■ ласти голосованием избрано всего лишь 14 директоров школ и столько же завучей.-, Во многих районах "нет на-, стоящего резерва на -долж ности директоров. А -иметь надо. Необходимо повсемест- но обеспечить объективный, демократический .подбор луч- - ших из лучших педагогов и организаторов на эти . додж- ■ ноети, разумно и терпеливо учить их. Задачи по перестройке об щеобразовательной школы требуют резкого -улучшения деятельности органов народ ного образования-. Между тем, перестройка пока сла бо коснулась облоно, мно гих городских и. районных отделов. Их работники зача стую появляются в. школе не для того, чтобы привнести в педагогический коллектив - новый опыт, помочь в реше-, НИИ неотложных.задач, а за тем, чтобы составить никому ' не нужную справку. Заведу ющий облоно В'. Е. Тонких к решению . многих во'просов всё еще подходит робко, ма ло проявляет настойчивости ' в достижении цели, недоста точно ' требователен к подчи ненным. И не случайно стиль ' работы облоно харак- ' теризует ' неоперативность, тяга к бумагам. Только в 1987 году отсюда ушло в го родские и районные отделы полторы тысячи ■различных ■циркуляров. При такой бу мажной круговёрти , не до пп^олы. Сла& работает и ин- ртитут. усовершенстворания' . учителей. В исполкоме областного Совета, наро-дных --депутаток вопросы народного образова ния ведет замести'гель вред- седателя В. Е, Мельников. Дело свое он знает, но по- ■ рой обстановку в , школах, профтехучилищах, технику мах .оценивает недостаточно са.мокритшшо, слабо объеди няет усилия учебных заве дений, производственных тру'^ - довых. коллективов и обще ственности в целях улучше ния о'бучения, и воспитания подрастающего поколения н укрепления учебной базы. Больше внимания средней и высшей школе должен уде лять председатель обниспол- , кома В. В. Донских. - Нуж но поднять на должный уро- Х’ вень ответственность ' город ских и районных Советов за решение ' школьных проблем. Пока не проявляет себя долзкньш образом' в работе и отдел науки и учебных за- ведений обкома КПСС. Его аппарат слабо организует работу по повышению от- вётственности" работников системы народного об разования . за порученное • дело, недостаточно.зашшает- ся фюрмировакием и обуче нием резерва кадров, -обоб щением и распространением передового - педагогического /В большом долгу перед учебными, заведениями об.ча- стиая газета «.Ленинское зна мя». Она редко и .скорого воркой пишет о делах школ, црофтехучили!^, техникумов, о 'деятельности их парторга низаций. В освещении же ву зовской жизни газета и ее редактор И. М .. Бобков по» рой допускают посдешиость, поверхностное освещение фактов. Обязано повысить уровень руководства народньш, обра- щ Р аованием' бюро - обкома КПСС. . Оно недос'таточко ра ботает с. кадрами этой важ- нейшей сферы, не всегда иред'ьявляет должные т р е ^ вания к советским и хозяй ственным органам ш укреп ленна и развитие учебно-ма териальной базы. . . В составе бюро персональ» ная ответственность за -дея- ' тельность учебрых заведений возложена на секретаря об кома КПСС Р. Е. Злобину. Однако следует признать, что она недостаточно глубо ко . вникает' в жизнь ву зов и техникумов, .без долж ной-.,четкости решает многие вопросы на порученном ей ■участке работы,. Словом, бюро обкома в свете решений февральского Пленума ЦК КПСС надо круто менять подходы к средней и высшей школе, до биваясь; чтобы она на деле становилась колыбелью зна ний, ведущей силой форми рования гармонично разви той, общественно активной личности, фундаменто'м об новления и революционной перестройки; (Продолжение на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz