Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

12 марта 1 Ува г., Ла оУ о а и о о ) с; и »г 1 Д 1 ^ и с Р е ш е н и я , з о н ^ Ш 1 ^ и е к д е й с т в и ю V На февральском Пленуме ЦК КПСС выдвинута рабочая программа комплексного преобразования системы народного просвещения. Она побуждает педагогов, представителей общественкости критически по­ дойти к оценке всех факторов, тормозящих обновление школы, пред­ полагает широкое демократическое обсуждение наболевших проблем. Что мешает улучшить подготовку и переподготовку экономи­ ческих кадров для предприятий и организаций! Какие недостатки необ­ ходимо изживать в воспитательной, краеведческой работе с учащимися в школе! Об этом — в материалах ниже. , * ЭКОНОМИСТОМ . БЫТЬ О Б Я З АН Обязан каждый. Такрво ве­ ление времени, перестрошш, процесса ускорения социально- экономического развития стра­ ны. Раньше, прямо скажем, эта постановка вопроса не задева­ ла многих. И сейчас еще не­ мало людей, не имеющих эле­ ментарных экономических зна­ ний, пытающихся рнцать но­ вые задачи старыми методами. Беспечно еще живем. И что­ бы не быть голословным, по­ пытайтесь сами проверить се­ бя, ответить честно самому се­ бе на такой вопрос:' «Какова. прибы^ нашего предприятия в минувшем месяце и на что она потрачена?» Мне приходилось не раз за­ давать этот вопрос на различ- • вьпс уровнях, в разных аудите-^ риях, даже наших студенче­ ских, где, казалось бы, рабо­ тают люди на экономических должностях и .учатся у нас на ■экономистов, и не всегда по-' лучал ответ. К чему это при- 'водит, догадаться нетрудно. Незнание того, что заработано, что имеется «в кармане»,- "йо- рождает то негативное, с чем сталкиваемся в повседневной экономической , жизни.' Она сегодня, как никогда, на'сьпце- яа, пестра, а главное :— слож­ на. Сложна еще и потому, что переход на полный хозрасчет, самоокупаемость и самсфияан- сирование идет на ходу, внут­ ри старых форм управления, рецидивы которых. дают о се­ бе знать. В этих условиях иметь глу­ бокие ■эконо^ 1 ические знания ; просто необходимо кал^ому. Экономическая подготовка всех 'кадров требует принципиально­ го улучшения, К такому чрез­ вычайно важному выводу при­ шел февральский' (1988 г.) Пле- 'нум ЦК КПСС. На это обра­ щается внимание в постанов­ лении ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «О перестрой- ,ке' системы повышения квали­ фикации и переподготовки ру­ ководящих работников и спе­ циалистов народного хозяйст­ ва». Повьппение квалификации становится иртаой служебной обязанностью каждого _руково- дителя и специалиста. В стране создается стройная система подготовки и перепод­ готовки кадров. Важное ^е с то в ней отводится высшим и средним специа.льяым учебным заведениям. Реализуя постановление ЦК партии' преподавательский со­ став Липецкого факультета Всесоюзного заочного финаясо-, во-экономичес 1 сого института составил тематику лекций, соз­ дал •консультационный пункт в • помощь партийным комитетам по организации и проведению экономического всеобуча, при­ нял участие в учебе актива Правобережного райкома пар- ■тии. Липецкого горкома ком­ сомола, оказывает помощь в чтении лекций, проведении консультаций агропрому, тру­ довым коллективам города. Но основная задача факуль­ тета — это подготовка высо­ коквалифицированных специ­ алистов экономистов и .фи­ нансовых работников, главным образом для Липецкой в Там­ бовской областей. Сейчас на факультете облуча­ ется около 1400 студентов. Ежегодно институт окавчива-' ют 240—-250 человек, поступа­ ют учиться на первый курс 280—300. Многие его выпуск­ ники достойно ведут свое де- Успешно заканчивает в этом году институт студент- коммунист Анатолий Михай­ лович Марковии, работающий заместителем начальника авто­ колонны № 1415. Из двадцати, семи предметов, -которые он изучил в институте за пять лет, по двадцати четырем он сдал экзамен на «отлично». Высокие результаты имеют на- ' ча,\ьник цеха фабрики' «Ли­ пецкие узоры» Р. А. Мокрецо­ ва, инженер трамвайно-трол­ лейбусного управ-ления Т. В. Потапова, инженер МС-4 ЛТЗ А. В. Сапунов, начальник ОКСа объединени /1 «Липецкавто- транс» А. А. Астахов и дру-, Не отстают от вьшускяиков студенты других курсов. Трид­ цать человек из них сдали эк­ замены нынешней. зимней сес­ сии только на «отлргчяо». Б целом Успеваемость на факуль­ тете несколько возросла. Все это' радует. Однако и фактов для огорчения немало. Преподаватели озабочены тем, что все-таки студентов, имею­ щих посредственные, знания, еще много. Есть и такие, ко­ торые смотрят на заочной об­ разование. как на «упрощен­ ный путь получения диплома». Именно этим прежде всего объясняется факт неявки на зимнюю сессию, двадцати сту­ дентов первого курса. Не сумели люди проявить волю, настроить себя на серь­ езный учебный труд. В то же время и на предприятиях не поинтересо-вались их . учебой, не помогли. 'Среди неявивших- ся на первом курсе инженер бюро внешней приемки ЛТЗ В. М. Лукин, таксировщица фи­ нансового отдела трубного.-за­ вода .Т. А. Полетаева, брига­ дир ЛПП НЛ.МК И. Э. Лаза­ рева, мастер цеха «Облфото» Н. Ф. СиДоркина и другие. Мы столкнулись ц ду я с таким яЕле 1 да студенты пол-учают - опла: чиваёмый отпуск на сессию, но на экзамен не идут, или могут сдать один, два, предме­ та, а на третий не явиться. Так в этот раз поступили 27 человек второго курса, про­ живающие в разлишгых райо­ нах нашей я Тамбовской -об^ Итоги сессия рассматрива­ лись на совете факультета. Бы­ ло проведено открытое сов­ местное со студентами-комму- ниста.чи и активом партийное собрание. На не.м был сделан аналиэ, определены узкие, уе- ста, намечены меры по пере­ стройке учебно - воспитатель­ ного процесса. В этой большой и важной работе преподавате­ ли факультета рассчитывают также и на помощь трудовых коллективов, особенно тех, чьи люди учатся у нас. Пря­ мо скажем, что на местах не -всегда создаются условия для ■учебы, не всех студентов от­ пускают на занятия, нередки случаи, когда без особой не­ обходимости их отравляют в командировки. Все еще живуч взгляд, что учеба — частное дело- самого студента. Партийные и комсомольские организации не дают этим яв­ лениям принципиальной оцен- Сейчас факультет сосредото­ чивает свое внимание на но­ вом наборе. С 'учетом перест­ ройки и ускорения впервые вводятся такие, специальности, как «Ценообразование». «Эко­ номика и социология труд'о», «Экономическое и - социальное планирование». Подготовка бу-. дет осуществляться и по спе­ циальностям; «Экономика и ун- ра-вление производством», «Фи­ нансы и кредит»,>«Статистика», «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деяте­ льности». По-прежнему будут прини­ маться лица, имеюаще сред­ нее образование, без ограни­ чения возраста, но работаю­ щие по профилю избранной специальносга не менее года и проживающие в Липецкой и Та'мбо^кой областях. Форма обучения — заочная. Срок обучения — 5 лет. За­ явления принимаются с 20 ап­ реля. Остались те же вступи- телытые экзамены: по русско­ му языку и литературе (пись­ менно), мате.матике (устно), ис тории СССР (устно). Они про ­ водятся в два потока; первый— в середине мая, второй — в кон­ це августа. Подробную инфор­ мацию о поступлении ■в вуз можно получить в отборочной комиссии '(тел- 24-11-62). Для оказания помощи в подготов­ ке к вступительным экзаме­ нам для поступающих на'' фа­ культете работают краткосроч­ ные курсы. Пример ответешенного П)ОД- ' хода к подготовке и перепод­ готовке своих кадров показа­ ло финансовое управление обл­ исполкома. Начальник управле­ ния А. А. Зайцев вместе с на­ чальником кадров Л. С. Вино­ градской выявили вс ех ,' кому необxо,^имо учиться, пригласи­ ли на встречу с ними препо давателей нашего факультета Состоялся деловой, заинтере сованный разговор. Люди по няли, что сама -жизнь, эконо­ мическая ситуация не дают оснований останавливаться на' знаниях, получент 1 ых ,в техни­ куме. АДмияистрацйей была выработаны меры помощи для поступления на подготовитель­ ные курсы. Такая конкретная работа с Аюдькш. безусловно, даст ноложите-льные ^зульта-. Профессия экономиста, од на из самых важгпих сегодня. От компетентности, , предпри- имчивости и принципиально­ сти специалистов на предори- ятяях зависит очень многое, и, в первую очередь, — благопо­ лучие трудовых коллективов, а значит, и страны. И. ЗУБКОВ, декан Липецкого фаю/'Аьтета ВЗФЭИ. УРОКИ ИСТОРИИ Мой педагогический стаж — около пятидесяти лет. Многие годы До ухода на пенсию ра­ ботал историком и военруком Сырсдой средней школы Ли­ пецкого района. Проблема, о которой я хо- тел бы- сегодня" поговорить, и в мою бытность в школе бы­ ла нерешенной, остается. на мой' взгляд, такой и сейчас. Это — краеведческая работа, воеино • патриотическое вос­ питание школьников на мате- . риалах истории родного края. В Ъырской школе я. как ис­ торик.' старался широко- ис­ пользовать во внеклассной и внешкольной работе краеведе­ ние. Это и встречи ребят со многими интересрыми людь­ ми, работа с произведениями литературы о цодном крае, с . периодической печатью, , ма­ териалами архивов, похо­ ды по местам революци­ онной,* боевой и трудовой сла­ вы. Юные краеведы летом про­ шли по маршрутам 8 -й гвар­ дейской Краснознаменной ка­ валерийской дивизии. Митин­ ги, встречи в городах и по- С(^ках, в том числе и на ли- ифцкой земле.; сбор этногра­ фического материала, широкое использование фото- и зв-уко- вой техники, проведение твор­ ческих отчетов, участие в тео­ ретических конференциях, дис- Ц'утах, создание экспозиций для школьного -музея револю­ ционной. боевой я трудовой славЬ!, шефская связь с вои­ нами - местного гарнизона... Обо всем не расскажешь, да это и не главное. Главно^ — большая повседневная органи­ зационная работа с юными краеведами в рамках самоуп­ равления не могла пройти бесследно. -С^ама история Ро­ дины вхотла в ребячьи серд­ ца'. словно оживали страницы школьных учебников... Юные краеведы и юяармей- ия были участниками тр ех , Всесо.юзных финалов военно- спортивных игр- «Зарница» и «Орленок»., участниками Все­ российского фестиваля юных этнографов в Орджоникидзе,, об успехах ребят писали га­ зеты. говорили о них по ра­ дио я показывали по телевиде- '**Нашу работу в свое время одобряли, ставили в пример на различного оода педагогэте- ских совещаниях. Но... Шли годы а последователей что-то, во всяком случае в вашем районе, мы не видели. Прав­ да. в соседних, Ильинской и Борикской; средних школах бы­ ли созданы хорошие школьные музеи, собран большой крае- ''Ведческий материал, но через какоечо время музеи прекра­ тили свое Краеведческая работа в оо- Аьшнйстве ■школ области. К сожалению, заменена туриз­ мом. Даже при роно введена новая должность — Методист по туризму. И вот ребята ез­ дят по городам и весям стра­ ны, Сде только они не были за последние несколько лет — в Волгограде; Бресте, Астраха­ ни, Москве, Ленинграде.» Заведующая экскурсионным отделом Липещеого бюро пу­ тешествий и экскурсий Ираи­ да Семеновна Иванова дала мне такие цифры; из 229 ты­ сяч человек, обслуженных бю­ ро в 1987 году, 60 ероцентои составляют учащиеся школ и училищ. Можно себе предста­ вить. какие колоссальные день­ ги тратятся на поездки по ту- риспгческим путевкам. Хоро­ шо хоть, что ребята сами их зарабатывают! А разве эти средства болЬше не йа что ис­ пользовать? Кабинеты во мно­ гих школах плохо оснащены и оборудованы, необходимы материалы для технического творчества, ремонта наглядных пособий, на конструироваоте... В то же время, разговари­ вая со школьниками, видишь, что историю своего родного края они знают просто плохо. Недавно беседовал с семи­ классниками одной из школ. Выяснилось., что в обАастнеяи краеведческом музее из все­ го класса были только пятеро, а Дахшовском. ЕлеВ(Ком. и дру­ гих музеях — никто не был. Зато по турп-утевкам по го­ родам страны ездили все. Может, школьники лучше посещают областной краевед­ ческий ■музей? Увы! Из 100 тысяч посетителей 1986 года -учащиеся составляли лишь 2,6 процента, а в 198? году т - ме­ нее 2 процентов. В основном, это школьники, Липецка. К глубокому сожалению, эта статистика говорит сама за се­ бя: мы. учителя, те, кто по ДОЛГУ службы обязан исполь- ■зовать колоссальные воспита­ тельные возможности, I имею­ щиеся рядом с нами, в нашем крае, их не используем. Ни одна область в РС>?СР. кста­ ти. не может похвастаться та­ ким количеством , музеев: как а нашей области, а они под­ час пустуют. Чтобы быть объективным, приведу несколько приме­ ров. Часто-Дубравский музей революционной, боевой и тру­ довой славы, созданный на ба­ зе материалов сырских юных краеведов при самом актив­ нейшем участии председателя колхоза «Заветы Ильиче» А. А. Вишнякс^ва, судя по от зьгвам посетителей, уже за не полных четыре года существо­ вания приобрел довольно ши­ рокую известность. Как гово­ рят, в нем есть, чго посмот­ реть и что услышать. Его по­ сещают местные школьники с учителями, колхозники, про­ водятся политзанятия, шрихо- дят послушать музыкальные часы — песни революции, ре­ чи В. -И. Ленина, песни граж­ данской и Великой Отечествен­ ной войн, воспоминания вете- Но вот что удивляет, никто и никогда у нас не спросилу а как ж е используется му­ зей — ни работники райкома партии, ни роно. ни других организаций. Рядом с музеем находится СПТУ-18. Не пре­ увеличивая, скажу, большинст­ во учителей', воспитателей н мастеров со своими воспитан­ никами за все время его су­ ществования не посетили му­ зей. Уроки на еГо материалах, кроме педагога Лилии Тихо­ новны Поповой, никто из пе­ дагогов местной пшолы не про­ водит. Музей богат материа­ ла*» ' военно-патриотической тематики, но военр-уку учили­ ща они почему-то не нужны, во всяком случае, ни одного занятия в Стенах музея он то­ же не провел. А вот еще пример. В апре­ ле прошлого года для посеще­ ния музея в Частую Дубраву' прибыла группа студентов ино­ странного факультета во гла­ ве с преподавателем ЛГПИ. Вместо того, чтобы организ<1- вать молодежь для проведения экск-урсии, воспитатель пред­ почла первым делом сама по­ сетить... местные магазины. Следуя примеру старшего, раз­ бежались и многие" студенты. Экскурсия была сорвана. ' Наш музей часто посещают учащиеся городских школ. Эти экскурсии организует Липец­ кая областная детская туристи­ ческая станция. За все четы­ ре года, что существует му­ зей, мы не видели с ребята­ ми ни одного учителя. школ. Неужели -у них нет любопыт^ ства, заинтересованности в том, чтобы что-то дать детям, определить, что можно исполь­ зовать в учебном процессе, пе­ ренять опыт? Равнодушны, к ' нам и в ЛГПИ. Мною в ноябре прош­ лого года было направлено , пи- сьмо_ на имя ректора институ­ та б. В. Шахова о возможно­ сти и целесообразности исполь­ зования нашего музея в учеб­ но-воспитательном процессе, но до сих пор ответа нет, ^ В Липецке и области есть знтузиасты. которые м.чого сделали для воспитания уча- МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАПИЯ ФОТОВЫШВНА 1П0РТРЕТ СОВСЕКТГОО СОЮЗА» НЬЮ-ЙОРК. 11 марта. Корр. ТАСС А Шитов пере­ дает; «Объ.ектив —••дел.у ми­ ра» — такой девет выбрал известный амернк'анский фо­ тограф Майкл Рейган для новой выставки своих работ, открывшейся Б - помещешш Нью-Йоркского международ­ ного торгового центра. Экспо­ зиция «Портрет. Советского Союза», подготовленная по заказу телекомпании «Тэрнер Бродкастинг систем» (Тн-би- эс), вобрала в себя лучшие из -тысяч работ, которые автор привез летом прошлого года КЗ полуторамесячной поездки по СССР — от Балтики до Сибири. . , Довольны ли создатели вы­ ставки, которая после Нью- Йорка будет демонстрирова­ ться в таких крупнейших го­ родах США, как Чикаго, Дет­ ройт, Лос-Анджелес и Ат­ ланта, итогами своей работы? «Несомненно,, — отвечает на .этот вопрос корреспондента Т.АСС М. Рейган. — Поезд­ ка по вашей стране произве­ ла на меня колоссальное впе­ чатление. Каждый из 16 го­ родов. где я побывал, не по­ хож на другие, и все же все их объединяет тепло и раду­ шие живущих в них людей. Визитной карточкой выстав­ ки стал портрет грузинской девочки ~ удивительный об­ раз ребенка. Для меня это символ возрождения, пере живаемого вашей страной. Поколение этой девочки бу­ дет жить,,в условиях благо­ творных перемен, которые несут с собой перестройка и гласность». А каково мнетгае первых посетителей? «Выставка ве­ ликолепна! — по-русски вос­ клицает автор известной кни­ ги «Вверх по .лестнице, веду­ щей вниз» писательница и педагог Бел Кауф.ман. — Нам, американцам, очень нужны такие, ■ возможности познакомиться с жизнью .ва­ шей страны, о которой у нас до обидного, мало -знают. Каждый подобный мостик к укреплению взаимопонима­ ния и.меет неоценимое значе­ ние». «Глядя .на лица людей, запечатленных на снимках,— делится впечатлениями ар- -хитектор Альберт Марло, — я невольно задаюсь вопро­ сом; как могло случиться, что мы заочно считали друг друга соперниками, если не врагами? Ответа я не нахо­ жу, но твердо уверен- в од­ ном — наши.м народам нуж­ ны мир и дружба, а не кон­ фронтация*. Динь Ньо Лием, месгитель министра инострав- вых дел СРВ, встретил нас щихся, ■ среди них не, толь­ ко педагоги. Больш-ую поиско­ вую и научно-исследователь­ скую .работу йроводит клуб «Русь» при областном краевед­ ческом музее. Проведенная не так давно научная конферен­ ция получила высокую оценку липецких ученых. Многие )>а- боты ребят рекомендованы к Энтузиаст- краеведеши, уча­ стник войны, пенсионер Алек­ сандр Афанасьевич Голубев создает сейчас Тербуяскнй рай­ онный музей. Трудно переоце­ нить значимость работы таких общественников. Но умеем АН мы ее ценить? БЬи недавно в музее Лермон­ това в липецкой 41-й школе, организатором и создателем ко­ торого является педагог А. М. Шаталова. Ссбрая громадней­ ший материа-л. Цены ему нет! А му'зей приходит в упадок. Многие материалы эксяюзшщй надо приводить в порядок. Спрашиваю, в чем дело. Учи­ тельница с горечью, отвечает: «Нет помощников, нет после­ дователей, а я уже? не в си­ лах...» Уместно спросить р-уко- водсгво, коммунистов, комсо­ мольцев; учителей школы; не­ ужели им безразлична судьба их музея? Можно привести ш /фугие примеры недооценки вопросов организации и воспитания де ­ тей во внеурочное время. Воз­ лагать всё на родителей не­ справедливо: большинство из них трудятся на производстве, заняты общественной работой, много дел по дому. Д а родл- тела н не могут дать детям того, что могут и обязаны дать школа, -учитель, воспита­ тель и мастер. В этом отно- шении хорошо начали учзгге- ля Часто-Дубравской школы. На "Ьдном из педсоветов, на котором присутствовал и ак­ тив -учащихся, определили ос­ новные направления краеведче­ ской работы. 1 ? секций будут, работать на принципах ученн- ' ческого самоуправления. Среди них секции агрохимии, пчело­ водствамашиноведения сель­ ского хозяйства, природы и экологии. .Каждый учитель взял себе участок ]эаботы, как наставник и. научный руково­ дитель секции. Успех- дела те­ перь буде-г зависеть от органи­ заторских, способностей руко­ водства школы, комитета ком­ сомола, совета дружины, каж­ дого учителя. М, ВИЛЕНСКИЙ, директор Часто-Дубрав- ского му'зея рево.\юцион- вой боевой в трудовой И СНОВА ОТСТАВКА? РИМ, 11 марта. (ТАСр. Па­ лата депутатов итальянского парламента болыпивством голо­ сов одобрила в четверг проект финансового закона — доку­ мента. сшределяющего основ- направления развития эко- гки, и государственный бюджет на текущий год. 9 мар­ та документы, представ- ые на рассмотрение выс­ шего законодательного органа правительством христианского демократа Джованни Гориа, были одобрены в сенате. После голосования в палате депута-гов правительственные законопроекты приобрели си­ лу закона. Однако их обсуж­ дение в парламенте было со­ пряжено для кабинета Дж. Го­ риа с серьезными трудностями. Диск-уссия по проекту фииза- кона. и госуда]рственному бюд­ жету обнажила резкие проти­ воречия в рядах правящей в Италии- пятипартийной коали­ ции. После вступления в силу финансового закона и государ­ ственного бюджета партии, входящие в правительство, на­ мерены провести между со­ бой «выяснение отношений», ■ Местные наблюдатели подч®!)- в Москве, когда решался воп­ рос о строительстве ГЭС на реке Чиан при техническом со­ действии СССР. —- И вот первый блок элек­ тростанции, очень важной для нашей экономики, дает первый ток, — улыбается он. — И мне Особенно приятно поэто­ му Принимать в эти дня со­ ветских журналистов.' Мы • са,димся за ' низенький столик. Хозяин предлагает чай. Он не спешит начинать интервью, предлагая гостям, - как это положено на Востоке, сначала освоиться в обстаиоа- .— В ,эти дни у нас есть ш другой большой повод для ра­ дости, — говорит он. — Пят­ надцать лет назад в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восста­ новлении мира во Вьетнаме. Я тогда тоже находился во фран­ цузской стол.ице. помогал -вьет-^ намской делегации. После под- писания мы ;возвращались до­ мой через Москву, и я помню, какой прекрасный прием уст­ роили нам советские товари­ щи, как они поздравляли нас ' с победой; А победа эта бы­ ла действительно. трудной. Ни­ когда не забуду бомбардиро»- . ки Ханоя американской авиа­ цией в декабре 1972 года, не­ посредственно перед подписа- ниеы Парижских соглашений. США делали ставку на силу, стремились, подчинить нас сво­ ей воле, но потерпели пораже­ ние. Пойдемте, я покажу вам, где в Те дни работали мы, сотрудники МИДа... Динь Ньо Лием встает, к мы все вместе спускаемся вниз по лестнице в подваль- иоа помещение. Сейчас •здесь юбычная кладовая. А пятнад-. цатъ лет назад подвал был бункером, бомбоубежищем, толстые стены ко-яорого на­ дежно охраняли от бомбарди­ ровок вьетнамских дипломатов, работавших над проектом сог­ лашения о мире. , ' , — Ну вбт теперь, восле ма- -ленькой экскурсии, приступим к делу, улыбается Динь Ньо Лием. Мы .снова сидим ■ приемной, за низеньким сто­ ликом. Включаем диктофон. — В США часто говорят, что, не хотели бы «вто^го Вьетнама». Следовательно, на­ ша борьба чемутто научила ре­ акционные круги, в этой и дру­ гих странах. Реакционеры уже боятся вводить войска в дру­ гую стрёну, чтобы задушить- революцию. Хотя сегодня они действуют другими методами, ведут войну чужими руками. В декабре состоялся визит а СРВ президента Республики Афган.ястан НаджибулЛЫ. Я пр:?сутствоеал ' на переговорах сльнпал его подробный рас- скар о. поддержке междуна­ родной реакцией вооруженных формировагпай оппозицио а этой стране. — Нынешний год начался с визита американской делегв* ■цни в СРВ.' О чем шла речь на переговорах? — О. гуманной проблеме. Американцы видят ее в пояс­ ках следов солдат армия США, пропазтих без вести во вре­ мя агрессии во Вьетнаме. Мы заявили, что видим эту проб- вас гуманиая проблема Аёчнваиие рая войны, которые де сих пор продолжают кро­ воточить. (Проблему ‘ надо ре­ шать на двусторонней осяове,_ Это в полной мере относится к политике США в азиатско- тихоокеанском регионе. — Новое мышление в ядер- ный век. Какие причины, на ваш взгляд, побуждают стра­ ны Дзяи принять эту концеп­ цию » своей внешней полити­ ке? — Свижеаие иапряженно- спд разоружение ■— сегодня общая тенденция во всем ми­ ре, в том НисАе н в азиатско- тихоокеанском регионе. Аль-- ваннхз — гибель человечества. Еднаственяо верный путь для международной возможных путл. Перший — проведение конференция «а мир и безопасность в азиатско- тихоокеанском региове, кото­ рая заложила бы фундамент для решения ретиональных кон­ фликтов. Второй — создание систем безопасиоста я других районах мира неизбежно при­ ведет к создазяию такой систе­ мы и в нашем райсяе. И трс- , тий — совместные усилия во установлевяю мира ж безопа­ сности в АТР и во всем мрг ре.’ Нам кажется, что ноелвд- ний путь наиболее реален- Вьетнам полностью разделяет позицию СССР по этоит вои- росу, наложенную ; во владж- востоксхом выступАеяш| ЬЛт- хаила Горбачева, пзддеряЕЯяа- ем мы и Делийскую дехлара- цию, также обознагчившую путь к миру в ; славы, ветеран войны. I У 1 ТД 1 Й йсходеш станет отстаэ- ка правительства Дж . Гориа. {(ВЫ ТИЙМУ НЕОШОЛИМ ПРОЧНЫЙ МИР» — Каковы перспзд-пюы нор­ мализации отношеиий между тремя ' странами 1 - 1 ндокитая и государствами, — чдряами т - Социа.листичесэснй Вьет­ нам делает все от него зави­ сящее для нормализации .этих о-гношений. Мы особо привет­ ствуем заявление п)реаидеш'а Индонезии Сухарто на Сове­ щании глав государств .и Яра- вительств АСЕАН, призываю­ щее к -уничтожению блоков и созданию безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии, иесмогря на то, что камп-учийская про­ блема еще не реп1ена. Мы вся- чёСки стремимся ' способство­ вать решению этой проблемы. Важное значение имеют дого­ воренности, достигнутые в »го­ роде Хошимин^ .между Вьетна­ мом и Индонезией, и резуль­ таты переговоров между пред­ седателем Совета Министров НРК Хун Сеном и принцем Нородомом Сиануком. Овй от< крывают новый этап в поис­ ках урегулирования кампу­ чийской» проблемы. Одна де­ таль. Во время первой ветре- - чи в Париже пригщ Сианук попросил Хун Сева передать, привет нашему,, бывшему пре-' мьер-министру Фам Ван Донгу, с которым он знаком многие годы. Сианук вспоминал • овои поездки во Вьетнам, праздник - Тет (Новый год по лунному ка­ лена,арю), вспоминал теплое от^ ношение к нему вьетвамцев. Фам Ван Донг также нагш^сал Сийнуку письмо, в котором пе­ редавал привет его семье в желал успеха перег-оворам. —..Вьетнам желает -успешно­ го продолжения переговоров, — сказал Динь Ньо Лием. — Вьётна^^у необходим прочный мир, стабильность в Юто-Врс- точяов Азии. А. ЖЭЗИН, А. ПРАВОЕ, спшцюры АПК. гонка воору- жевий, не доктрина сдержнва- пия, а сокращение ядерного оружия, его по-ляая ликвида­ ция. Народы Азии никогда не забудут трагедий Хиросимы и Нагасаки. Стремительный про­ гресс яауки, техники, эконо- мвкв ставит новые проблемы 'не только перед народным хо­ зяйством. На первый план вы­ двигается и врпрос безопасво- ета. Поэтому 'яаро, 5 ы мира, в том числе я Азин, принима­ ют все более активное уча­ стие в борьбе против ядерно­ го оружия, тонки вооружений, зе мир, стабильность, безо­ пасность я экономическое раз- аатве. В взиатскоо-ихоокеан- ском регионе безъядерные тен-' денции быстро развиваются. Для нас -очейь важным было выступление во Владивостоке Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Оно открыло народам, прожи-, ваювдим в азиатско-тихоокеащ ском регионе,, новые горизон­ ты, стало М 01 ЦНЫМ . стиьгулом борьбы за мир, за развитие сотрудничества, Положитель­ но оценила прогрессивная об­ щественность нашего региона и подписанный недавно Дого­ вор между СССР и*США о .лпк- вядацка ракет средней и мень­ шей дальности. . — Что. на ваш взгляд,, не- обход]шо сделать для созда­ ния в Азии прочной системы международной безопасно­ сти? Каковы должны быть пер­ воначальные, долгосрочные ме- роориятия в этом направлении? — На протяжения всей ис­ тории XX века ■азиатско тихо- океажжнй регион был очень горячим. Здесь шла борьба на­ родов против колониализма, засилья западных монополий, за завоевавие независимости. Ь4ы Считаем с ^ д н г . необходи­ мым создать систему прочной беэопасаостй в регионе. Мы квдям в этом отношении три ИНТЕРВЬЮ Р. РЕЙГАНА ЛОНДОН. 11 марта. (ТАСС). Президент США Р. Рейган ДАл иктервыо английской телеком- П31ШИ Ай-ги-ви, в котором ос­ тановился ,на основных вопро­ сах разоружения и контроля над вооружениями^ Он выра­ зил мнение, что как США. так и Советский Союз хотят зак­ лючить соглашение о 50-прО- цевтном сокращении стр>атеги- ческих наступательных воор-у жений. Отвечая на вопрос, Рейгав сказал, что он отправится в Москву на советско-американ­ скую встречу в верхах. Даже если соглашение не будет го­ тово. Он отметил, что помимо контроля над вооруженизши имеются другие вопросы, ко­ торые требуют обсуждения. В их числе он назвал региональ­ ные проблемы, положение в Афганистане, Никарах-уа, .проб- лему прав человека. Рейган отказался ответить яа вопрос, собираются ли США укрепить свои ядерные воору- хюяшя в Вонзав после ликви- дащш ракет средней и мень- осга. Он повторил- позицию НАТО о некоем «превосходстве» стран ~ участниц Варшавско­ го Договора над НАТО' в об­ ласти обычных вооружений. Это утверждение не было под­ креплено никакими доказатель- Рейтая заявил, что «ядервую войну нельзя выиграть и ни- котда не следует развязывать». Вместе с тем он вновь подчерк­ нул свою решимость осуществ­ лять программу милитаризации космоса, изображая свою «стра­ тегическую -оборонную иншди- ативу». .чисто «оборонитель­ ной» я направленной на то, чтобы «сделать ядерное ору­ жие устаревшим» . Отвечая на вопрос, какой в е г он даст своему в Белом доме, пре­ зидент сказал: «Действовать с НАЦИОНАЛЬНОЕ . ПРИМИРЕНИЕ КАБУЛ, И марта, (ТАСС). Вооруженная оппозиционная 1 -руш 1 ировка, действовавшая в уезде Даман афганской, про­ винции Кандагар, прекратила боевые действия. От имени 250 своих подчияешхых командир группировки Ахмад Рашид за­ явил, что решение о прекра- щёнии конфронтации принято под воздействием последних иншщатив афганского и совет­ ского .руководства, направлен­ ных на скорейшую иормали- 301.ХИЮ обстановки мирными средствами. В другой афганской провин­ ции — Наигархаре — по прось­ бе населения было уничтоже­ но антиправительственное фор­ мирование. проникшее на тер­ риторию страны из Пакиста- Идеи национального прими рения проникают в самые’ труд недоступные районы Афггяи ВОКРУГ СВЕТА - ПРОГУЛКА ...ПОД ВОДОЙ Подводная лодка для п у тешествнй (на снимке), зака­ занная одной из туристических фирм Фянляидии, построена фиисзшмв корабелами. Эки­ паж будет состоять из двух человек. Первое подвЬдвое пу­ тешествие ф®вны смогут со­ вершить в одном из озер, рас­ положенных на севере страны, в конце мая. Как предполага­ ют в акционерном ойщгпь; «П>тешествия на шлво% 1 ! 1 ы лодке», такой енд отХ'-гха Г>\ дет пользоваться иопз тчрво стью среди туристов, 11 ('Э 11 >м\- уже в начале сезона б \ V ’ прогодить По девю ь вол водных рейсов в день Фото Прессфото— 1 \Г ' '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz