Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ; марта 1988 № 55.(18 052)' -УЧИМ СЯ ДЕМОКРАТИИ А МОГ ЛИ БЫТЬ ИНОЙ ИТОГ? ПОЧЕМУ МЕНЯ ИЕ ИЗБРАЛИ П ОСЛЕ ТОГО тобра- ния я не спал не од ну ночь. Как кинолен ту,- раз за разом прокр^^и- вал СБОЮ жизнь за последний год. Много в него вмести лось; и назначение начальни-. ком ЛМК. н работа «с над рывом», и освобождение от занимаемой должности. И, наконец, то самое рабочее собрание!в начале января,на котором ! меня не избрали и главным' инженеоом мехко- лойны, забаллотировали. Прошла'кандидатура - друго го специалиста, и я искрен не :'кслаю ему всяческих удач. Но сегодня мне важно понять самого себя и объяс нить, почему же так все вы шло, На том собрании испо веди не получилось — был нервный! разговор со взаим ными у го н ам и . Вот поэтому я и решился сесть за это письмо, чтобы спокойно, шаг з а шагом, проследить свой Задонскую ПМК «Мелио- водсхрой!» я принял в нояб ре 1986 года. До этого здесь сменилось столько начальни ков, что от, них, как шуЛ'или рабочие,, начало рябить в гла зах. Наследство досталось такое: 15 тысяч рублей убыт ков, перерасход зарплаты на, 21 тысячу рублей,- на теку щем счету 8 банке ни ко пейки. „Планы, само собой, трещали, по Швам. А тут — конец года, формирование плава на будущий. Трест, считая нашу организацию окончательно захиревшей, определяет объем строймон- тажа на год всего в 400 ты сяч рублей. Но это же по- силам даже простому ' про рабскому участку!. Кстати сказать, в лучшие свои годы Задонская ПМК выходила на миллион рублей стррймонта- жа в год. Начал просить у треста «добавки», доказы вал, что коллектив . -работо- ' способный, имеет подходя щую материальную базу. Вы-, просил — нашли для нас объекты в Елецком,- Крас- нинскоУ! районах. План вы рос до 840 тысяч рублей. Меня упрекали: зачем, дес кать. берешь лишний груз. Но больший объем — бо.ть- ше и прибыль, выше зара ботки и яснее перспектива. С Н. А. Роя%ковым, эконо мистом ПхМК. засели за ра счеты. Из всего многообра зие проблем выделили, две первоочередные; в мехколон- не было допущено превыше ние плановой Ушеленности ра- ботающи.у примерно на 40 человек и создан такой за пас транспорта, который кар ман, вопреки пословице. Крепко тянул. Решить эти пробле.мы было необходимо - уже к маю, когда трест и все его подразделения переходи ли н а ' коллективный подряд. , Сокращение штатов — , всегда болезненный процесс. Но мы «переболели» без «ос ложнений», хотя недоволь ные такой политикой были. Ходили разговоры, (а потом об этом и жалобу написали), что я торгую те.хникой, раз базариваю ее. Но мы трати лись на амортизацию, а от дача от машин была низ кой. ' Хозрасчет не , простил бы таких «ножниц». Техни кой мы действительно, тор говали. продали все ненуж ное, а вырученные деньги легли на счет ПМК. Кстати, банк предупредил, что день ги на зарплату за декабрь он выдаст лишь в случае вы полнения плана четвертого квартала. И мы е.'-о, хотя и . с большими потугами. вы - ' ■полнили. Уверенно начали и новый год. Но тут ударили страшные морозы. Мы орга; низовали ночное дежурство, двигатели мощных роторных экскаваторов — «сорокатон- ников» не .глушили. В ре зультате — перерасходовали топливо. Од 11 ако план перво го квартала все же выполни ли. Большим событием для коллектива, моральной под держкой для всех нас бы ло , вручение бригаде, В. А. Ба ранова переходящего вымпе ла. учрежденного. газетой «Ленинокое знамя». Продолжали списание й пе рераспределение техники, из^ бавлялись от сверхнорматив ных (порой — трехкратных) запасов материалов, готови лись . к переходч иа новые ус ловия работы. Перспектива была ясной-.. Но :с|;али ме шать так называемые отвле чения людей. Начавшаяся в районе посевная отобрала у нас 14 механизаторов (15 процентов от всех работаю щих). Пробовал хитр-тть — посылал на село не самых лучших специалистов. Быст ро раскусили и дали понять. После сева — подготовка комбайнов к .уборке^ сама уборка, а там - - пахота зя би до «белых МУХ». Мы по считали; практически, девять месяцев в году десять меха- ■ низаторов на объектах ПМК не работали. Зарплату же им, хотя и со вздохом, бух галтерия ПМК начисляла ре гулярно. . Я не стал бы говорить об этом, понимая, что бёз по мощи города селу пока не обойтись. Но не могу согла ситься со сложившимися «пропорциями». Двенадцать ПМК нашего треста , со все ми вспомогательными слу жбами (да и сам трест) по теряли из-за подобных отвле чений людей свыше шести тысяч человеко-дней. Более двух ты-сяч ИЗ- них (третья часть!)' пришлась на Задонс кую мехколонну. Эти потери были оплачены '6730 рубля ми из фонда зарплаты. Ну разве э т о ' справедливо? А ведь у нас еще было 20 гектаров «своей» свеклы и, несмотря на то, что кол лектив уменьшился на одну треть, 5 гектаров еш.е и при бавили. Повторюсь: хозрасчет не терпит отвлечения средств и людей на работы, не связан ные, с планом. А коллектив' буквально .рвали на части. Наши люди работали на хле бозаводе, на колхозном рын ке, строили в ■городе детсад, жилой дом (объект КГСО «Задонская»),• ' водопр.овод. Забросили собственное жилье, зато помогали строителям в совхозе «Репецкий»,. . .Каж дый день Звонили из райко м а и райисполкома; туда-то пошлите двух человек, а там- то поставьте трех, В тресте знали об этой ситуации, * и однанеды, его управляющий А. И. Маслов ходил на пе реговоры в райисполком. Там обещали учесть' трудности ПМК и по возкошности не отвлекать специалистов от плановых объектов. Но куда там! ■Мы никогда не ' были против помощи городу, селу, только строиться она долж на — в этом я убежден твер до — на хозрасчетной осно ве. Желательно также, что бы она согласовалась в кон це концов и е планом кол лектива, ибо здесь — и эко номика, и заработок, и задел на будущее. Но в тот годнее было по-другому. .Мне гово рили: «Надо, построить во допровод в деревне Панари- но. финансирование, смета — все будет». И мы переб расывали технику, людей на . целых два месяца. А ОКС РАНО тем временем о ' доку ментации н не думал. , В таких условиях перейти на безнарядкч мы не могли. Руководству треста эта «тя нучка» не нравилась. В сентябре каша мехколон- на перешла-таки на безнаряд ную систему (я тянул до последнего, все думал; вот вернутся из села люди...). Но мы по-прежнему работали на свекле, на картошке. В один из воскресных дней в поле не вые.хали. И райисполком выразил мне, как руководи телю. недоверие. Позже по тресту был издан приказ. К тому времени и в самом кол лективе назрело недовольст во мной. С переходом на но-' вую систему; оплаты (в ус ловиях дефицита времени, рабочих рук. средств) упали заработки. 'Но прошло время, и меня не избрали и главным ин женером. ’• Много упреков высл>чпал ‘ я на том собра нии. В чем же вишу я свои ошибки? Главное в том, что пытался тянуть воз сам. Не опирался на партийную, профсоюзную организаций, если говорить честно — то недооценивал их.. Все сам старадаш- укрепить дисципли ну, требовал, а если не по нимали — увольнял. К пе реходу на новые условия оплаты тоже больше,, гото вился начальствующий со- -став, с рабочими не совето вались.- Не' смог найти себя в сложных взаимоотношени ях с районным и областным руководством. Жалею, что Закон о государственном предприятии не’ был принят раньше: много легче было бы работать. Упрекали ме ня и в грубости. Помню, приехал на объект, а там вся бригада «на взводе». Конеч н о , . распалился я тогда. Впр'оче.м, были, наверное, и другие случаи. ' И все-таки немного обид но. И непонятно готчего так быстро «сгорел»? Ведь хо тел работать и. кажется, ■ста рался все уделать, как луч- А. САЛТАНОВСКИИ, нн;кеяер по подготовке производства Задонской ПМК «Мелиоводстроя». САМ СЕБЯ ПОДВЕЛ... Это письмо мы попроси- ли прокомментировать чего .Задонской ПМК. члена партбюро мехколонны в . Шаранова, немало началь -1 ников повидавшего ка сво- ем веку, знающего рию Салтановского» 'Наслышке. А м о г ЛИ быть иной итог? По-моему, нет. Дело в том, что руководителей нам назначали, полагая, что наше дело только ко.зы- рять. Таким же , порядком пришел в начальственный кабинет и Анатолий Ана тольевич. Правда, совсем новым человеком для нас он не был, работая до этого .назначения в . нашей < же ПМК - мастером. Поэтому знал рабочих, их «плюсы» и «минусы», О «плюсах» го ворить не буду: то, что сде лано за. год — прямая за слуга и коллектива, и его руководителя. А вот о том, 'что его подвелО;! скажу.* О склонности . Анатолия Анатольеяяча к ' грубости и заносчивости мы знали и ра.ньше, В должности же на чальника. э«и его ■качества еще больше «расцвели». Ду маю. случилось это как раз потому, что сам Салтанов- ский прекрасно знал: его к руководству «поставили», а рабочий коллектив тут. ни при чем. Поётому и не 'счи тался он с ним и не верил . в его силу. Вот написал он про «отвлече.ния», всю прав ду написал. А знал ли он По этому поводу мнение коллектива? А ведь мы мог ли бы по.мочь, поддержать руководителя и без вмеша- гельетва - (оказавшегося- к тому же -.бесполезным) уп равляющего, трестом. Нет, полного понимания меж нами не было. Нередко Салтановений отдавал коман ды, нимало не заботясь о том, что фронт работ не создан. «Я сказал — значит делай!» — фразу эту слы шали мы часто. А вот на объектах начальника видели О недооценке партийной, прЬфсоюзной . организаций сказано, пожалуй, слишком мягко. Руководитель .не яв лялся даже н а . партийные собрания, объясняя это вы зовами то в 'Липецк.,,- то в райисполком, а то и ничего вовсе не объясняя. И есть в таком поведении коммуни- •ста наша вина, членов пар тийного бюро, чюторые его вовремя не поправили. ‘ В двух словах о помощи треста. Не было ее раньше. — настоящей, конструктив ной, нет ее и сейчас. Посе тил нас в на’чале года--сам товарищ А. И. -Маслов, уп равляющий. Бурное , было с ним у рабочих объяснение,- А что изменилось? Во вся ком случае мы, рабочие, ни каких перемен не ощущаем. Г1о-прея{нему плохо с зап частями, в строю^ только один роторный .экскаватор (на котором, кстати, ' я рабо таю), самый древний в тре сте. .Неясно нам, какие меры принимает наше областное руководство по нашим кри тическим замечаниям, -I как думает выводить, — и’ ко нечно с нами! — Задбнекую ПМК из прорыва. 'У нас сейчас новый руководитель, он молод, горячо берется за дело. Но должна же история с его предшественником че му-то науйить всех нас!.. А. ШАРАНОВ, • ' экскаваторщик ПМК. «Мелиоводстрой». Рейд дозорных Проверка эта не планяюова- л&-сь. Она была вызвана тем,,, что в Правобережный комитет ' народного контро.\я поступило несколько тревожных сигналов — .в столовых предприятий и учреждений района плохо ста ло с организацией питания тру дящихся. Дозорные ПРИ этом однобреманно «накрыли» сто ловые' треста, общественного пи тания- на территориях заводов «Свободный сокол», цементного я пусковых двигателей. То, что предстало их глазам, не входи ло. как говорится, ни в какие рамки. Повсюду, как , о том за явил , внештатный инспектор районного- комитета народного контроля И. Г. Бойко, они на- тыкалнсь ' на недовесы, гру бейшие -нар-ушения технологии приготовления пищи, правил са нитарии, отсутствие должного контроля и учета. Бот столовая На 14, где пита- .ются цементники. Берем А-\я. пробы десять котлет, взвеши ваем. Вместо положенных по норме ?50 они тянут лишь 580' граммов, .К, тому же приготов лены котлеты с отступлениями от технологии, будто занима лись этим не мастера, а ре месленники. Все это, разумеет ся, раскусили рабочие, и свое возмущение они выражают в жалобной книге. С псгхоскей ситуацией дозор- БЕС ЛИ ПОПУТАЛ.? ные сто.«нулись и в сто.\овой N 8 23, что на территории за вода пусковых двигателей. Ре шив, например, ■.попробовать Еине 1 'рета, они обнаружн,Vи в нем 'столь .мизерные- кусочКи сельди, что просто диву да лись. Почему так, спросили по вара-бригадира Д. И. Матыци- на, а тот в ответ без тени смущения: мол. на раздаче чче-, ница стояла, по «незнанию за- низида норму. Вообще заметим, в ходе рейда дозорным часто*-.. доводилось слышать- — не зна« лн-де, сшиблись, бес попутал. Но странно, «бес путал» по- .чему-то не в по.дьзу рабочих, а все в пользу общепитовцев. Вот и в столовой № 25, что на территории завода «Свободный сокол», рабочим литейного це ха, занятым производством ото пительных приборов, подавали явно недостаточно промаслен ный винегрет, а кофе походил больше на суп , чем на напиток. Повар" Н. В. Сломинская в- объяснительной по этому по воду написала (стиль и орфог-: рафию сохраняем): «Мною был приготовлен кофе. Надо было его отдельно отварить, дать на стояться, а потом соединить с мо.доком, или просто процедить. Но началась раздача. Кофе бььд подан на раздачу. Виновата, ис правлюсь». Вот так, словно в детском саду. Надо сказать, сокоЛьцам осо бенно не повехло..' На День про верки ад в одной из-четырех столовых ;рорщш не соответ ствовали нормам. ' ,, , Как это ни странно, но не повезло в тот день и клиентам столовой, №■ 17,: что в модель- -но-инетрументальном цехе.«Сво бодного сокола». Столо-вая эта пользуется популярностью у ' рабочих. Готовят здесь, как правило. Вкусно, да .и меню бы вает разнообразным..А на этот раз, видно, и здесь работнйкс® попутал .бес. Вернее, бескон-г рольность: заведующая столо вой Л. Г. Майданник приболе ла, а подчиненные, почувство вав слабинку, подраспустились? Блюда отпуска-ти с недовесом. На ■ раздаче отсутствовали многие предусмотренные меню блюда. пХохо дело обстояло с качеством. Пышки- сметанные, что предлагались посетителям, оказались настолько подгорев шими, что их пришлось тут же изъять из продажи. Молоч ный суп за два часа, что нахо дился на раздаче, превратился в тестообразную массу, поджар ка свицая вместо положенного обжаренного лука с томатом от пускалась с жиром. Л. Г, Май- данник, понятно, расстрой- лась ото всего этого. Тем бо лее, что обнаружилась недостач ча мяса, предназначенного для беф-строганов. Но ведь извест но, хорош, преякде всего не тот руководитель, у которого же действуют и без него. Когда столь длинный список ■недовесов, обсчетов, обманов к др-угах «проколот» лег на- стол директора,треста общественно-. : го питания А. А. Термера, тот схватился за голову. Такого еще не бывало. Потому-то тут же н а , свет божий появился при каз N 8 16 о нарушении правил ■советской торговли на пред приятиях треста. В нем каж дому -из виновных воддавшаось должное. Одним объявлены вы говоры, другим замечания, третьи переведены на -нижеоп- лачиваемые должности, четветэ- 'тые 'лишены вознаграждений по итогам за месяц. Что ж, на казания серьезные; Но поло.ч<е- тае-то к лучшему меняется мед ленно. Очевидно, одного прика за мало. Его нужно бы подкре пить и серьезной организатор ской работой. А на это руко водителей треста пока не хва- По поручению рейдовой бригады М. ГОРЬКАЕВ, член комитета народного контро.ая Правобережного района г. Липецка. пятитысячницы минувшем году почтальовка Данковского районного узла связи Натааья Васильевна Сошина впервые прнЕЕяла участие в конкурсе профессионального мастерства и заняла призовое место. И это не случайно. Ее работу от.шчают высокие про фессиональные навыки, сноровка при обработке корреспоп- дсяцип. Наталья уБаевльевпа активно участвует в обществен ной рзбэте, она профгрупорг. НА СНИМКЕ: Н. В. Сошина. . Фото В. СИНЕВА. (Окончан е. Начало 1-й стр.у. ня, например, из 16 манипу ляторов только один после. додаивания отключается ав томатически. И бёда не столь ко в том, что нам хлопотнее работать, как в том, ч'го ста рыми аппаратами можно то лько испортить стадо. М. И. Фарафонова: А взять корма.' 'На первый взгляд, с ними у нас особых проблем нет — заготовлено в достат ке. На работу кормоцеха то же не ясалуемся. А вот сами рационы пока отстают от на учно обоснованных норм; На корову должно. приходиться до двадцати килограммов све клы, да по восемь' килограм мов сена, ■у. нас же сена во обще в этом году нет. все соломой стараемся заменить. Л. В. Селезнева: Эти про блемы лежат как бы на виду. Хотелось бы сказать, что не все у нас ладно и с органи зацией ‘груда. Подряд ' введен два -года назад, и результа ты, конечно, есть. Все стали, получать ,0т молока, повыси лась дисциплина, заинтерет. сованность. И все .же мы то лько учимся работать по-но вому. Споры наши ведутся в основном вокруг справедли вого распределения заработ ка. Суть -подряда в моем, по нимании, в том, чтобы каж-' дый стремился .работать . на общую пользу, подменять яруг друга,» получать от ко личества и качества труда. А ■у нас? Слесарь или тракто рист- может просидеть весь день, .в то время как скотник будет выбиваться из сил. К тому же у слесарей на один выходной 'больше, а получа; ют многие- не меньше доярок. Если у нас. КТУ-1,40, то у трактористов 1,35. .Раз- - ница фррмальная и не отра жает трудового участия каж дого работника.' Где к е тут справедливость? Давно назрела’ необходи м о с ть 'в ' перераспределении рабочей силы. Когда откры ли ‘комплекс, набрали обслу живающий персонал с запа сом. на перспективу. Сейчас, когда дальнейшее строитель ство' приостановлено. Можно безболезненно сократит^, трех слесарей, - трех трактористов, электрика. Все равно , зимой, они сидят и курят, а потом их забирают то на сев, то на - уборочную. Пора освободи ться: от балласта, тогда оста вшиеся слесари й тракторис ты .будут загружены в пол ную силу. Поднимется про изводительность труда и за рплата каждого, снизится-' себестоимость продукции. А главное, улучшится , .микр,о- климат в коллективе. Об этом мы не :раз говорили на собраниях -и , нанальетБО -нас поддерживало,- но реальных сдвигов никак не дождемся. С. В. Сигарева; Нельзя пока сказать, что соревнова ние у ,нас отлично налажено. Если между звеньями идет борьба, то внутри звена ■— уравниловка. Было бы боль; шё заинтересованности при индивидуальном учете моло ка. Так уже делали; с по- -мощью счетчиков определя ли количество и качество молока, полученного каждой дояркой. Но что-то слома лось, и опять все стало по- старому. А ведь сама мысль, что можешь в какой-то мо мент сработать в неполную. силу, расхолаживает; Л. В. Селезнева; Нам, конечно, грех жаловаться на .зарплату — получаем не плохо, Да и в звеньях меж ду собой стараемся по спра ведливости решать все воп росы. И все нее ,стимулы ну жны, иначе пропадет жела- 'ние завтра работать лучше, чем сегодня; 'У нас что про исходит? В этом году дали план надоить; по комплексу уже , по 5100 килограммов молока от коровы.' Если мьъ эту цифру перекроем, нам опять набавят, и тйк до бес конечности. А ведь - платят нам от выполнения-плана; Ио*. ■лучается, доярок ие-кусствей- но притормаживают; Особен но обидно, когда в' других-хгк зяйствах надаивают почти вдвое меньше, чек 'мы. а п6\ лучают такие же' 'де'ньги. О порочности -подоб'нОгб пла'йй-' рования и в газетах 'читаешь, и по телевизору .„сд^шишь. но в реальной жизни ничего' М. И. Фарафонова; Какие " бы проблемы ни стояли, у- нас есть все возможности к- концу пятилетки-‘••■достичь шес^итысячн^го рубежа. К этой заветной- цифре стре мятся многие, из нас. -Но ка кой ценой нам достаются эти килограм.мы?. Себестои-мость молока пока остается ■ высо кой и снижается медленно. Конечно, и мы еще не нау чились экономить. Но все же главная причина в тЪм, что сметная стоимость комплек са более шести . -миллионов ..рублей, что каждёё'?:; ското- адесто обошлось в ЗЭЗО руб-- лей. Необходимо быС1рее 'за вершить строителретдо ко торое тянется с 1980 ' года. Тогда здесь будет размеща ться не 488 голов, а вдвое_ втрое больше. Себестоимость молока снизится, и комплекс оправдает все затраты. нр недавно мы узнали,, что стро ' I ительство заморожено, как ' минимум до конца пятилет- С. В. Сигарева: в области много молочных комплексов, но . все они дают небольшую отдачу. А ошибка,, мы'счита ем, в том, -что в новые стены' загонялось старое стадо . Мы сумели избежать этой ошиб ки и добились хороших ]эе- зультатов. Чтобы выйти те перь на более высокие рубе жи, нужно совсем старое от бросить. Техника, и стадо, организация труда и плани рование -г- -все должно от вечать требованиям сегодня шнего дня. Без этого не мо- - же!: быть прогресса. ' Честное слово, жаль было расставаться с этими замена- ' тельными людьми, действи тельно. гроссмейстерами сво его дела. Нс спорю, условия труда II быта здешних жи вотноводов отличаются. Од нако завидовать им не стоит. Разве мало у нас примеров, когда только что введенный в эксплуатацию новый ком плекс или ферма через ко- рот 1 ме время зарастали гря зью н уже ничем не отлича лись от старых помещений? Здесь же подошли по-хозяй ски и даже сумели улучшить условия, особенно в социаль но-бытовом плане. Да и проб лемы местных мастеров, как выяснилось, мало чем отли чаются от тех, что волнуют доярок других хозяйств. Это и более рациональная орга низация труда, и справедли вое распределение заработ ка, и нежелание «кормить нахлеб1шкоЕ», и обеспокоен ность высокой себестоимо стью продукции. Есть и от личия. В первую очередь, это неуемное стремление к но вому, что характерно для всего коллектива I— от рядо вой доярки до главного спе циалиста. Совместными уси лиями они поставили ;< этот замечательный рекорд —ска залась и, кропотливая селек ционно-племенная работа, и добросовестное соблюдение технологии доярками, словом, здесь все стараются делать по науке. А люди на комплексе трз** Л дятся самые обычные, так | что не об особых условиях нужно вести речь, а об уме нии работать по-новому. Ес ли и другие пойдут по тако му пути, результаты не заме длят сказаться. Беседу вел И. СИЗОВ, керр. «Ленинского • знамени». К АЖДОМУ сегодня ясно, что от качества подго товки специалистов, особенно среднего звена, так сказать, «сержантов» производства, зависит выполне ние тех*храндиозных за'дач по ускорению научно-техническо го прогресса, которые входят в экономическ'ую стратегию пар тия по перестройке всего на родного хозяйства. Много лет я работал препо давателем Лгшецкого металлур гического'техникума. Последние пять лет был председателем Предметной к-омиссин литейного цикла Айпецкого вечернего ме ханического техник-ума. Так что сложились определенные- вы воды о состоянии подготовки специалистов среднего звена для весьма нелегкого литейно го производства. Хотелось бы поделиться мыслями о том, что мешает сегодня решению этой важной проблемы. Всем известно, что литейные цехи исйытывают острую нех ватку кадров. В то же время планы выпуска их из года в год выполняются. В чем же А причяна проста. Комисси ей нашего предметного цикла было установлено., что. напри- мер. за последние пять лет на производство по специаль ности ПРИШЛИ работать лишь 20 процентов наших выш'скников. Такое же положение и в дру гих техникумах, наш механи ческий — отнюдь не исключе- Получается. государство затрачивает на обучение спе циалистов огоомные средства, а полностью они не окупаются. Почему ,-же выпускники-ли- гейшики не хотят идти рабо тать по спедиальности? И как решить ЭТУ. кажшкуюся неуп равляемой, проблему? -РЕШЕНИЯ, ЗОВУЩИЕ К ДЕЙСТВИЮ КТО ПРИДЕТ ЗАВТРА В ЦЕХ Перестройка среднего специ- а,\ьного образования требует большой и кропотливой рабо ты. Во-первых, необходимо су щественно повысить творчес кий потенциал студентов. Уже в стенах учебного заведения юноши и девушки должны ов ладеть навыками настоящей на учно-исследовательской рабо ты, научиться мыслить самосто ятельно, относиться к делу инициативно. Для этого как мо жно шире надо использовать Договора с предприятиями на выполнение тех или иных за казов, необходимых проиэвод- Но для того, чтобы научить творчеству, нужны и соответ ствующие условия. Нуждается в существенном улл-чшенки материально-техни ческая база средних специаль ных учебных заведений. Эта старая проблема должна сегод ня решаться по-новому. Ведь на качество подготовки спецк- а,листа в немалой степени вли яет отсутствие, казалось бы; таких «мелочей», как приборы и приспособления для проведе ния лабораторных работ, вклю чая и материаль! для оснаше- ния кабинетов, для работы тво рческих кЦУЖков студентов. Сейчас преподавателю прихо дится «доставать» необходимое оборудовать кабинеты всеми правдйми и неправдами самому или с помощью студентоЕ-ве- черяиков. Об этих трудностях знают все педагоги-практики. так сказать, те, кто работает А вот знают ля о них «на верху», в Министерстве выс шего и среднего специального образования? Сколько и куда только МЫ; преподаватели, не писали, , например, о том, что нам крайне необходимы учеб ные фильмы по технологии ли тейного производства. До сих пор их нет. Складывается впе чатление, что Д о нас нет дела никому в различного ранга ме тодических учреждениях, они нас не слышат и слышать не Мы подытожили предложения большинства преподавателей, специалистов ' заводов, самих вьшускнйков и пришли к вы воду, что необходимо ввести след-ующие дополнительные сти мулы. Не секрет, что в литей ных цехах в силу'нехватки ка дров, работает ’немало специа- лйстов-практиков.’ Подчас ря дом, в одних и тех же усло виях работает и наш недавний выпускник, имеющий диплом литейщика и практик без ди плома, а вот зарплату он по лучает одинаковую. Мы счита ем! что это неправильно, зара ботная плата должна соответ- ' ствовать квалификации, быть на 30—35 процентов выше. Не обходимо -увеличить зарплату и тем дипломированным специа листам, которые связаны с ли тейным производством (ЦЗЛ, модельные цехи и т. д.). С большим вниманием надо отнестись и к студентам ве чернего обучения, находящим ся на практике. Де.до в том, что они за период преддиплом ной практики пол-ушают в.сего 30 рублей в месяц, то есть, в несколько раз меньше заработ ной платы по месту работы. А V .многих студентов-вечерников есть и семья, и дети. Естествен но, что они 'просто-напросто... не проходят преддип-домной практики. Мало оплачивается и время вьшо.днения самого дип ломного проекта. По этой при чине положенный дшьдомный отпуск не берут почти полови на студентов. Приказать ' им дирекция техникума не имеет права, а моральные увещевания не помогают. Кстати, некоторые р-уководитеди предприятий, где работают наши студенты, ино гда вообще не предоставляют им дипломнрш отпуск. Мы, преподаватели, считаем, что настало время ввести и ряд др-утих льгот студентам ве чернего обучения. Например, установить один оплачиваемый день отпуска в неде,дю не с . четвертого, как сейчас, а с пер вого курса; не направлять их на ‘ сельхозработы и в коман дировки во время_'учебного го да без согласования с дирекци ей техникума. Дипломированные специали- сты-литейшики пока не поль- з-уются особыми привилегиями и в получении жилья, обеспече нии детсадами, путевками са- наторво - курортного лече ния, в дома отдыха. А по ха рактеру и специфике тРУДа они должны иметь на это первооче редное право. В то же время необходимо, чтобы и сами студенты несли болыпую ответственность за учебу. Бывают случаи, - когда приходится по' решению пед совета исключать вечерника из учебного заведения в силу не успеваемости, шюпусков заня тий, случается, и по причине пьш 1 ства. В этом случае, мы считаем, "такой нерадивый сту дент должен возместить го сударству средства, затрачен ные на его обучение. Все эти меры, безусловно, бу дут способствовать более от-, ветственному отношению к учебе вечерников, и закрепле-- нию их на рабочих местах в литейном производстве после окончания техникума. При та кой системе станет меньше про цент случайных абитуриен тов, которые поступают в ваш техникум лишь*для того, чтобы пол-учить «корочки». Не во всем удовлетворяет нас, преподавателей, и состоя ние , методичевкой ,службы сре днего специального образова ния. Работа методистов в на стоящее время весьма далека от реа.\ьяой жизни учебных заве дений: они больше выдумыва ют всякие учебно-методические комплексы . предметов, «разра батывают» давнр разработан ные методы, уточняют давно известные типы уроков. Коро че, во многом работают впу стую. Выдвинули, к примеру, однажды , девиз: «Без второгод ников», хотя каждому здраво мыслящему человеку ясно, что это нереально. . Можно, ко нечно, добиться в гр-угше сто процентной успеваемости, ес ли отбирать , абитуриентов сплошь «вундеркиндов», оди наково легко усваивающих до вольно с,\ожную прогр-амму. Но в жизни все иначе. Практика показала, что девиз этот приво дит к очковтирательству. В основном по вине методш стов до сих пор не изжита из педагогической практики про центомания и показуха и. глав ное,, по их вине не -уменьшает ся бумаготворчество в виде вся кой, совершенно ненужной от четности. .Методисты, чтобы по- ка.зать, что они «работают», по дчас придумьшают такие мето ды ^ шарады, что и опытный педагог на них зубы сломает. Взять те же учебно-методиче ские .«комплексы» предметов, по.чвившиеся в 1983 году. По мню, с каким трудо-м приня лись было в нашем техникуме осваивать влк На что у меня за плечами был 25-летний пе дагогический опыт, и то я не разобрался, в чем же смысл э-птх «комплексов». Пошел за помощью к зав-учу. Не одолели премудростей и вдвоем- Позже я открыто говорил й на педсо ветах. и на партийных собра ниях, и даже при аттестации, что пресловутые «комплексы» не способствуют существенно му ул-учшению качества препо давания, что они идут не от жизни, а :взяты с потолка. Ес тественно, за свою прямоту по лучал «благодарности». А . чем же в конце концов заверши лось? Эти комплексы» еще долго ■гребова.аи с педагогов, -так 'как они -ксходиди «свер ху». Они »шого раз упроща лись, а сейчас и совсем отме нены. Только для нас, педаго гов, особенно тех, кто серьез но принимал это «новшество», до сих пор остается загадкой: почему поторопились внедрять в практику то, что вызывало явное ■сомнение в целесообраз ности? Теперь в понятие «ком плексы» входит , вообще обес печение урока; по-урочным пла ном, наглядными пособиями, учебниками, плакатами, диа фильмами и т. д. То есть, вер нулись к старой методике. Ес ли посчитать, сколько напрас но затрачено усилий, исписано зря бумаги, отнято драгоценно го рабочего времени, и, нако нец, здоровья, особенно у - тех молодых педагогов, которые еще не поняли п-одобной бю рократии в педагогике,.. И ни кто, кстати,, за такое «творче ство» не понес ответственно- Мето.дисты сегодня должны работать совершенно по-ново му. Кто. как не они, должны заниматься разработкой и уточ нением программ по пр ед т- там, особенно межпредметной увязки программ, обобщениетч методических п техникумов, разработкой наг- дядатых пособий, -ул-учшать учеб-' ники, рекомендовать необходи мую литератору, организоаы- - вать ■пункты переподготовки и т. д. Эго большая ж серьезная -работа, которую может вы полнять не скороиспеченный и шибко напичканный догмати ческими мето'дазш .специалист, а опытный работник, на голову выше рядового педагога, владев , ющий несколькими технически ми специальностями,' включая и методическую. Разумеется, таких людей маг ло, Но они есть. Надо активнее использовать опыт лучших ме тодистов, педагогов-пенсионе-,, ров, инженеровгпракгиков.^ Они могут, скажем, вести ка кие-либо разработки пр догово-. рам. Такой штат- методисте», даст много больше пользы шко-- - лам, училищам и -техник-умам; . чем весь ньшешний раздутый, штат методических-, служб. Пе дагоги на «низах» ждут., кон кретной ПОМОЩИ; а не общей . методы, приказов, решений . и ■ ВС.ЧКОГО рода постановленшй. • Вот такие -размышления вы зывает у меня время нерест- . , ройки работы техникума, го- . товящего «сержантов».., .-произ водства. Хотелеюь бы' услышать Дшения и др-угих цреподаватй!; лей по выдвив-утым предложе»--' ниям. Может, 1 МЫв чем-то и ив.- правы. но мы ищем пути с-ог,- вершенствования - подготовки*; кадров, повышения ■ качестваГ’. знаний будущих специалистов.-,;■ Мы думаем о том, что наш • выпускник .придет завтра в цех, станет командиром про- • изводства, возглавит рабочий * коллектив. Готов ли он к это му? До.\жея быть готов. И. БОГОМОЛОВ, преподаватель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz