Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ; марта 1988 № 55.(18 052)' -УЧИМ СЯ ДЕМОКРАТИИ А МОГ ЛИ БЫТЬ ИНОЙ ИТОГ? ПОЧЕМУ МЕНЯ ИЕ ИЗБРАЛИ П ОСЛЕ ТОГО тобра- ния я не спал не од­ ну ночь. Как кинолен­ ту,- раз за разом прокр^^и- вал СБОЮ жизнь за последний год. Много в него вмести­ лось; и назначение начальни-. ком ЛМК. н работа «с над­ рывом», и освобождение от занимаемой должности. И, наконец, то самое рабочее собрание!в начале января,на котором ! меня не избрали и главным' инженеоом мехко- лойны, забаллотировали. Прошла'кандидатура - друго­ го специалиста, и я искрен­ не :'кслаю ему всяческих удач. Но сегодня мне важно понять самого себя и объяс­ нить, почему же так все вы­ шло, На том собрании испо­ веди не получилось — был нервный! разговор со взаим­ ными у го н ам и . Вот поэтому я и решился сесть за это письмо, чтобы спокойно, шаг з а шагом, проследить свой Задонскую ПМК «Мелио- водсхрой!» я принял в нояб­ ре 1986 года. До этого здесь сменилось столько начальни­ ков, что от, них, как шуЛ'или рабочие,, начало рябить в гла­ зах. Наследство досталось такое: 15 тысяч рублей убыт­ ков, перерасход зарплаты на, 21 тысячу рублей,- на теку­ щем счету 8 банке ни ко­ пейки. „Планы, само собой, трещали, по Швам. А тут — конец года, формирование плава на будущий. Трест, считая нашу организацию окончательно захиревшей, определяет объем строймон- тажа на год всего в 400 ты­ сяч рублей. Но это же по- силам даже простому ' про­ рабскому участку!. Кстати сказать, в лучшие свои годы Задонская ПМК выходила на миллион рублей стррймонта- жа в год. Начал просить у треста «добавки», доказы­ вал, что коллектив . -работо- ' способный, имеет подходя­ щую материальную базу. Вы-, просил — нашли для нас объекты в Елецком,- Крас- нинскоУ! районах. План вы­ рос до 840 тысяч рублей. Меня упрекали: зачем, дес­ кать. берешь лишний груз. Но больший объем — бо.ть- ше и прибыль, выше зара­ ботки и яснее перспектива. С Н. А. Роя%ковым, эконо­ мистом ПхМК. засели за ра­ счеты. Из всего многообра­ зие проблем выделили, две первоочередные; в мехколон- не было допущено превыше­ ние плановой Ушеленности ра- ботающи.у примерно на 40 человек и создан такой за ­ пас транспорта, который кар­ ман, вопреки пословице. Крепко тянул. Решить эти пробле.мы было необходимо - уже к маю, когда трест и все его подразделения переходи­ ли н а ' коллективный подряд. , Сокращение штатов — , всегда болезненный процесс. Но мы «переболели» без «ос­ ложнений», хотя недоволь­ ные такой политикой были. Ходили разговоры, (а потом об этом и жалобу написали), что я торгую те.хникой, раз­ базариваю ее. Но мы трати­ лись на амортизацию, а от­ дача от машин была низ­ кой. ' Хозрасчет не , простил бы таких «ножниц». Техни­ кой мы действительно, тор­ говали. продали все ненуж­ ное, а вырученные деньги легли на счет ПМК. Кстати, банк предупредил, что день­ ги на зарплату за декабрь он выдаст лишь в случае вы­ полнения плана четвертого квартала. И мы е.'-о, хотя и . с большими потугами. вы - ' ■полнили. Уверенно начали и новый год. Но тут ударили страшные морозы. Мы орга; низовали ночное дежурство, двигатели мощных роторных экскаваторов — «сорокатон- ников» не .глушили. В ре­ зультате — перерасходовали топливо. Од 11 ако план перво­ го квартала все же выполни­ ли. Большим событием для коллектива, моральной под­ держкой для всех нас бы ло , вручение бригаде, В. А. Ба­ ранова переходящего вымпе­ ла. учрежденного. газетой «Ленинокое знамя». Продолжали списание й пе­ рераспределение техники, из^ бавлялись от сверхнорматив­ ных (порой — трехкратных) запасов материалов, готови­ лись . к переходч иа новые ус­ ловия работы. Перспектива была ясной-.. Но :с|;али ме­ шать так называемые отвле­ чения людей. Начавшаяся в районе посевная отобрала у нас 14 механизаторов (15 процентов от всех работаю­ щих). Пробовал хитр-тть — посылал на село не самых лучших специалистов. Быст­ ро раскусили и дали понять. После сева — подготовка комбайнов к .уборке^ сама уборка, а там - - пахота зя­ би до «белых МУХ». Мы по­ считали; практически, девять месяцев в году десять меха- ■ низаторов на объектах ПМК не работали. Зарплату же им, хотя и со вздохом, бух­ галтерия ПМК начисляла ре­ гулярно. . Я не стал бы говорить об этом, понимая, что бёз по­ мощи города селу пока не обойтись. Но не могу согла­ ситься со сложившимися «пропорциями». Двенадцать ПМК нашего треста , со все­ ми вспомогательными слу­ жбами (да и сам трест) по­ теряли из-за подобных отвле­ чений людей свыше шести тысяч человеко-дней. Более двух ты-сяч ИЗ- них (третья часть!)' пришлась на Задонс­ кую мехколонну. Эти потери были оплачены '6730 рубля­ ми из фонда зарплаты. Ну разве э т о ' справедливо? А ведь у нас еще было 20 гектаров «своей» свеклы и, несмотря на то, что кол­ лектив уменьшился на одну треть, 5 гектаров еш.е и при­ бавили. Повторюсь: хозрасчет не терпит отвлечения средств и людей на работы, не связан­ ные, с планом. А коллектив' буквально .рвали на части. Наши люди работали на хле­ бозаводе, на колхозном рын­ ке, строили в ■городе детсад, жилой дом (объект КГСО «Задонская»),• ' водопр.овод. Забросили собственное жилье, зато помогали строителям в совхозе «Репецкий»,. . .Каж­ дый день Звонили из райко­ м а и райисполкома; туда-то пошлите двух человек, а там- то поставьте трех, В тресте знали об этой ситуации, * и однанеды, его управляющий А. И. Маслов ходил на пе­ реговоры в райисполком. Там обещали учесть' трудности ПМК и по возкошности не отвлекать специалистов от плановых объектов. Но куда там! ■Мы никогда не ' были против помощи городу, селу, только строиться она долж­ на — в этом я убежден твер­ до — на хозрасчетной осно­ ве. Желательно также, что­ бы она согласовалась в кон­ це концов и е планом кол­ лектива, ибо здесь — и эко­ номика, и заработок, и задел на будущее. Но в тот годнее было по-другому. .Мне гово­ рили: «Надо, построить во­ допровод в деревне Панари- но. финансирование, смета — все будет». И мы переб­ расывали технику, людей на . целых два месяца. А ОКС РАНО тем временем о ' доку­ ментации н не думал. , В таких условиях перейти на безнарядкч мы не могли. Руководству треста эта «тя­ нучка» не нравилась. В сентябре каша мехколон- на перешла-таки на безнаряд­ ную систему (я тянул до последнего, все думал; вот вернутся из села люди...). Но мы по-прежнему работали на свекле, на картошке. В один из воскресных дней в поле не вые.хали. И райисполком выразил мне, как руководи­ телю. недоверие. Позже по тресту был издан приказ. К тому времени и в самом кол­ лективе назрело недовольст­ во мной. С переходом на но-' вую систему; оплаты (в ус­ ловиях дефицита времени, рабочих рук. средств) упали заработки. 'Но прошло время, и меня не избрали и главным ин­ женером. ’• Много упреков высл>чпал ‘ я на том собра­ нии. В чем же вишу я свои ошибки? Главное в том, что пытался тянуть воз сам. Не опирался на партийную, профсоюзную организаций, если говорить честно — то недооценивал их.. Все сам старадаш- укрепить дисципли­ ну, требовал, а если не по­ нимали — увольнял. К пе­ реходу на новые условия оплаты тоже больше,, гото­ вился начальствующий со- -став, с рабочими не совето­ вались.- Не' смог найти себя в сложных взаимоотношени­ ях с районным и областным руководством. Жалею, что Закон о государственном предприятии не’ был принят раньше: много легче было бы работать. Упрекали ме­ ня и в грубости. Помню, приехал на объект, а там вся бригада «на взводе». Конеч­ н о , . распалился я тогда. Впр'оче.м, были, наверное, и другие случаи. ' И все-таки немного обид­ но. И непонятно готчего так быстро «сгорел»? Ведь хо­ тел работать и. кажется, ■ста­ рался все уделать, как луч- А. САЛТАНОВСКИИ, нн;кеяер по подготовке производства Задонской ПМК «Мелиоводстроя». САМ СЕБЯ ПОДВЕЛ... Это письмо мы попроси- ли прокомментировать чего .Задонской ПМК. члена партбюро мехколонны в . Шаранова, немало началь -1 ников повидавшего ка сво- ем веку, знающего рию Салтановского» 'Наслышке. А м о г ЛИ быть иной итог? По-моему, нет. Дело в том, что руководителей нам назначали, полагая, что наше дело только ко.зы- рять. Таким же , порядком пришел в начальственный кабинет и Анатолий Ана­ тольевич. Правда, совсем новым человеком для нас он не был, работая до этого .назначения в . нашей < же ПМК - мастером. Поэтому знал рабочих, их «плюсы» и «минусы», О «плюсах» го­ ворить не буду: то, что сде­ лано за. год — прямая за ­ слуга и коллектива, и его руководителя. А вот о том, 'что его подвелО;! скажу.* О склонности . Анатолия Анатольеяяча к ' грубости и заносчивости мы знали и ра.ньше, В должности же на­ чальника. э«и его ■качества еще больше «расцвели». Ду­ маю. случилось это как раз потому, что сам Салтанов- ский прекрасно знал: его к руководству «поставили», а рабочий коллектив тут. ни при чем. Поётому и не 'счи­ тался он с ним и не верил . в его силу. Вот написал он про «отвлече.ния», всю прав­ ду написал. А знал ли он По этому поводу мнение коллектива? А ведь мы мог­ ли бы по.мочь, поддержать руководителя и без вмеша- гельетва - (оказавшегося- к тому же -.бесполезным) уп­ равляющего, трестом. Нет, полного понимания меж нами не было. Нередко Салтановений отдавал коман­ ды, нимало не заботясь о том, что фронт работ не создан. «Я сказал — значит делай!» — фразу эту слы­ шали мы часто. А вот на объектах начальника видели О недооценке партийной, прЬфсоюзной . организаций сказано, пожалуй, слишком мягко. Руководитель .не яв­ лялся даже н а . партийные собрания, объясняя это вы­ зовами то в 'Липецк.,,- то в райисполком, а то и ничего вовсе не объясняя. И есть в таком поведении коммуни- •ста наша вина, членов пар­ тийного бюро, чюторые его вовремя не поправили. ‘ В двух словах о помощи треста. Не было ее раньше. — настоящей, конструктив­ ной, нет ее и сейчас. Посе­ тил нас в на’чале года--сам товарищ А. И. -Маслов, уп­ равляющий. Бурное , было с ним у рабочих объяснение,- А что изменилось? Во вся­ ком случае мы, рабочие, ни­ каких перемен не ощущаем. Г1о-прея{нему плохо с зап­ частями, в строю^ только один роторный .экскаватор (на котором, кстати, ' я рабо­ таю), самый древний в тре­ сте. .Неясно нам, какие меры принимает наше областное руководство по нашим кри­ тическим замечаниям, -I как думает выводить, — и’ ко­ нечно с нами! — Задбнекую ПМК из прорыва. 'У нас сейчас новый руководитель, он молод, горячо берется за дело. Но должна же история с его предшественником че­ му-то науйить всех нас!.. А. ШАРАНОВ, • ' экскаваторщик ПМК. «Мелиоводстрой». Рейд дозорных Проверка эта не планяюова- л&-сь. Она была вызвана тем,,, что в Правобережный комитет ' народного контро.\я поступило несколько тревожных сигналов — .в столовых предприятий и учреждений района плохо ста­ ло с организацией питания тру­ дящихся. Дозорные ПРИ этом однобреманно «накрыли» сто­ ловые' треста, общественного пи­ тания- на территориях заводов «Свободный сокол», цементного я пусковых двигателей. То, что предстало их глазам, не входи­ ло. как говорится, ни в какие рамки. Повсюду, как , о том за­ явил , внештатный инспектор районного- комитета народного контроля И. Г. Бойко, они на- тыкалнсь ' на недовесы, гру­ бейшие -нар-ушения технологии приготовления пищи, правил са­ нитарии, отсутствие должного контроля и учета. Бот столовая На 14, где пита- .ются цементники. Берем А-\я. пробы десять котлет, взвеши­ ваем. Вместо положенных по норме ?50 они тянут лишь 580' граммов, .К, тому же приготов­ лены котлеты с отступлениями от технологии, будто занима­ лись этим не мастера, а ре­ месленники. Все это, разумеет­ ся, раскусили рабочие, и свое возмущение они выражают в жалобной книге. С псгхоскей ситуацией дозор- БЕС ЛИ ПОПУТАЛ.? ные сто.«нулись и в сто.\овой N 8 23, что на территории за­ вода пусковых двигателей. Ре­ шив, например, ■.попробовать Еине 1 'рета, они обнаружн,Vи в нем 'столь .мизерные- кусочКи сельди, что просто диву да­ лись. Почему так, спросили по­ вара-бригадира Д. И. Матыци- на, а тот в ответ без тени смущения: мол. на раздаче чче-, ница стояла, по «незнанию за- низида норму. Вообще заметим, в ходе рейда дозорным часто*-.. доводилось слышать- — не зна« лн-де, сшиблись, бес попутал. Но странно, «бес путал» по- .чему-то не в по.дьзу рабочих, а все в пользу общепитовцев. Вот и в столовой № 25, что на территории завода «Свободный сокол», рабочим литейного це­ ха, занятым производством ото­ пительных приборов, подавали явно недостаточно промаслен­ ный винегрет, а кофе походил больше на суп , чем на напиток. Повар" Н. В. Сломинская в- объяснительной по этому по­ воду написала (стиль и орфог-: рафию сохраняем): «Мною был приготовлен кофе. Надо было его отдельно отварить, дать на­ стояться, а потом соединить с мо.доком, или просто процедить. Но началась раздача. Кофе бььд подан на раздачу. Виновата, ис­ правлюсь». Вот так, словно в детском саду. Надо сказать, сокоЛьцам осо­ бенно не повехло..' На День про­ верки ад в одной из-четырех столовых ;рорщш не соответ­ ствовали нормам. ' ,, , Как это ни странно, но не повезло в тот день и клиентам столовой, №■ 17,: что в модель- -но-инетрументальном цехе.«Сво­ бодного сокола». Столо-вая эта пользуется популярностью у ' рабочих. Готовят здесь, как правило. Вкусно, да .и меню бы­ вает разнообразным..А на этот раз, видно, и здесь работнйкс® попутал .бес. Вернее, бескон-г рольность: заведующая столо­ вой Л. Г. Майданник приболе­ ла, а подчиненные, почувство­ вав слабинку, подраспустились? Блюда отпуска-ти с недовесом. На ■ раздаче отсутствовали многие предусмотренные меню блюда. пХохо дело обстояло с качеством. Пышки- сметанные, что предлагались посетителям, оказались настолько подгорев­ шими, что их пришлось тут же изъять из продажи. Молоч­ ный суп за два часа, что нахо­ дился на раздаче, превратился в тестообразную массу, поджар­ ка свицая вместо положенного обжаренного лука с томатом от­ пускалась с жиром. Л. Г, Май- данник, понятно, расстрой- лась ото всего этого. Тем бо­ лее, что обнаружилась недостач ча мяса, предназначенного для беф-строганов. Но ведь извест­ но, хорош, преякде всего не тот руководитель, у которого же действуют и без него. Когда столь длинный список ■недовесов, обсчетов, обманов к др-угах «проколот» лег на- стол директора,треста общественно-. : го питания А. А. Термера, тот схватился за голову. Такого еще не бывало. Потому-то тут же н а , свет божий появился при­ каз N 8 16 о нарушении правил ■советской торговли на пред­ приятиях треста. В нем каж­ дому -из виновных воддавшаось должное. Одним объявлены вы­ говоры, другим замечания, третьи переведены на -нижеоп- лачиваемые должности, четветэ- 'тые 'лишены вознаграждений по итогам за месяц. Что ж, на­ казания серьезные; Но поло.ч<е- тае-то к лучшему меняется мед­ ленно. Очевидно, одного прика­ за мало. Его нужно бы подкре­ пить и серьезной организатор­ ской работой. А на это руко­ водителей треста пока не хва- По поручению рейдовой бригады М. ГОРЬКАЕВ, член комитета народного контро.ая Правобережного района г. Липецка. пятитысячницы минувшем году почтальовка Данковского районного узла связи Натааья Васильевна Сошина впервые прнЕЕяла участие в конкурсе профессионального мастерства и заняла призовое место. И это не случайно. Ее работу от.шчают высокие про­ фессиональные навыки, сноровка при обработке корреспоп- дсяцип. Наталья уБаевльевпа активно участвует в обществен­ ной рзбэте, она профгрупорг. НА СНИМКЕ: Н. В. Сошина. . Фото В. СИНЕВА. (Окончан е. Начало 1-й стр.у. ня, например, из 16 манипу­ ляторов только один после. додаивания отключается ав­ томатически. И бёда не столь­ ко в том, что нам хлопотнее работать, как в том, ч'го ста­ рыми аппаратами можно то­ лько испортить стадо. М. И. Фарафонова: А взять корма.' 'На первый взгляд, с ними у нас особых проблем нет — заготовлено в достат­ ке. На работу кормоцеха то­ же не ясалуемся. А вот сами рационы пока отстают от на­ учно обоснованных норм; На корову должно. приходиться до двадцати килограммов све­ клы, да по восемь' килограм­ мов сена, ■у. нас же сена во­ обще в этом году нет. все соломой стараемся заменить. Л. В. Селезнева: Эти про­ блемы лежат как бы на виду. Хотелось бы сказать, что не все у нас ладно и с органи­ зацией ‘груда. Подряд ' введен два -года назад, и результа­ ты, конечно, есть. Все стали, получать ,0т молока, повыси­ лась дисциплина, заинтерет. сованность. И все .же мы то­ лько учимся работать по-но­ вому. Споры наши ведутся в основном вокруг справедли­ вого распределения заработ­ ка. Суть -подряда в моем, по­ нимании, в том, чтобы каж-' дый стремился .работать . на общую пользу, подменять яруг друга,» получать от ко­ личества и качества труда. А ■у нас? Слесарь или тракто­ рист- может просидеть весь день, .в то время как скотник будет выбиваться из сил. К тому же у слесарей на один выходной 'больше, а получа; ют многие- не меньше доярок. Если у нас. КТУ-1,40, то у трактористов 1,35. .Раз- - ница фррмальная и не отра­ жает трудового участия каж­ дого работника.' Где к е тут справедливость? Давно назрела’ необходи­ м о с ть 'в ' перераспределении рабочей силы. Когда откры­ ли ‘комплекс, набрали обслу­ живающий персонал с запа­ сом. на перспективу. Сейчас, когда дальнейшее строитель­ ство' приостановлено. Можно безболезненно сократит^, трех слесарей, - трех трактористов, электрика. Все равно , зимой, они сидят и курят, а потом их забирают то на сев, то на - уборочную. Пора освободи­ ться: от балласта, тогда оста­ вшиеся слесари й тракторис­ ты .будут загружены в пол­ ную силу. Поднимется про­ изводительность труда и за­ рплата каждого, снизится-' себестоимость продукции. А главное, улучшится , .микр,о- климат в коллективе. Об этом мы не :раз говорили на собраниях -и , нанальетБО -нас поддерживало,- но реальных сдвигов никак не дождемся. С. В. Сигарева; Нельзя пока сказать, что соревнова­ ние у ,нас отлично налажено. Если между звеньями идет борьба, то внутри звена ■— уравниловка. Было бы боль; шё заинтересованности при индивидуальном учете моло­ ка. Так уже делали; с по- -мощью счетчиков определя­ ли количество и качество молока, полученного каждой дояркой. Но что-то слома­ лось, и опять все стало по- старому. А ведь сама мысль, что можешь в какой-то мо­ мент сработать в неполную. силу, расхолаживает; Л. В. Селезнева; Нам, конечно, грех жаловаться на .зарплату — получаем не­ плохо, Да и в звеньях меж­ ду собой стараемся по спра­ ведливости решать все воп­ росы. И все нее ,стимулы ну­ жны, иначе пропадет жела- 'ние завтра работать лучше, чем сегодня; 'У нас что про­ исходит? В этом году дали план надоить; по комплексу уже , по 5100 килограммов молока от коровы.' Если мьъ эту цифру перекроем, нам опять набавят, и тйк до бес­ конечности. А ведь - платят нам от выполнения-плана; Ио*. ■лучается, доярок ие-кусствей- но притормаживают; Особен­ но обидно, когда в' других-хгк зяйствах надаивают почти вдвое меньше, чек 'мы. а п6\ лучают такие же' 'де'ньги. О порочности -подоб'нОгб пла'йй-' рования и в газетах 'читаешь, и по телевизору .„сд^шишь. но в реальной жизни ничего' М. И. Фарафонова; Какие " бы проблемы ни стояли, у- нас есть все возможности к- концу пятилетки-‘••■достичь шес^итысячн^го рубежа. К этой заветной- цифре стре­ мятся многие, из нас. -Но ка­ кой ценой нам достаются эти килограм.мы?. Себестои-мость молока пока остается ■ высо­ кой и снижается медленно. Конечно, и мы еще не нау­ чились экономить. Но все же главная причина в тЪм, что сметная стоимость комплек­ са более шести . -миллионов ..рублей, что каждёё'?:; ското- адесто обошлось в ЗЭЗО руб-- лей. Необходимо быС1рее 'за­ вершить строителретдо ко­ торое тянется с 1980 ' года. Тогда здесь будет размеща­ ться не 488 голов, а вдвое_ втрое больше. Себестоимость молока снизится, и комплекс оправдает все затраты. нр недавно мы узнали,, что стро ' I ительство заморожено, как ' минимум до конца пятилет- С. В. Сигарева: в области много молочных комплексов, но . все они дают небольшую отдачу. А ошибка,, мы'счита­ ем, в том, -что в новые стены' загонялось старое стадо . Мы сумели избежать этой ошиб­ ки и добились хороших ]эе- зультатов. Чтобы выйти те­ перь на более высокие рубе­ жи, нужно совсем старое от­ бросить. Техника, и стадо, организация труда и плани­ рование -г- -все должно от­ вечать требованиям сегодня­ шнего дня. Без этого не мо- - же!: быть прогресса. ' Честное слово, жаль было расставаться с этими замена- ' тельными людьми, действи­ тельно. гроссмейстерами сво­ его дела. Нс спорю, условия труда II быта здешних жи­ вотноводов отличаются. Од­ нако завидовать им не стоит. Разве мало у нас примеров, когда только что введенный в эксплуатацию новый ком­ плекс или ферма через ко- рот 1 ме время зарастали гря­ зью н уже ничем не отлича­ лись от старых помещений? Здесь же подошли по-хозяй­ ски и даже сумели улучшить условия, особенно в социаль­ но-бытовом плане. Да и проб­ лемы местных мастеров, как выяснилось, мало чем отли­ чаются от тех, что волнуют доярок других хозяйств. Это и более рациональная орга­ низация труда, и справедли­ вое распределение заработ­ ка, и нежелание «кормить нахлеб1шкоЕ», и обеспокоен­ ность высокой себестоимо­ стью продукции. Есть и от­ личия. В первую очередь, это неуемное стремление к но­ вому, что характерно для всего коллектива I— от рядо­ вой доярки до главного спе­ циалиста. Совместными уси­ лиями они поставили ;< этот замечательный рекорд —ска­ залась и, кропотливая селек­ ционно-племенная работа, и добросовестное соблюдение технологии доярками, словом, здесь все стараются делать по науке. А люди на комплексе трз** Л дятся самые обычные, так | что не об особых условиях нужно вести речь, а об уме­ нии работать по-новому. Ес­ ли и другие пойдут по тако­ му пути, результаты не заме­ длят сказаться. Беседу вел И. СИЗОВ, керр. «Ленинского • знамени». К АЖДОМУ сегодня ясно, что от качества подго­ товки специалистов, особенно среднего звена, так сказать, «сержантов» производства, зависит выполне­ ние тех*храндиозных за'дач по ускорению научно-техническо­ го прогресса, которые входят в экономическ'ую стратегию пар­ тия по перестройке всего на­ родного хозяйства. Много лет я работал препо­ давателем Лгшецкого металлур­ гического'техникума. Последние пять лет был председателем Предметной к-омиссин литейного цикла Айпецкого вечернего ме­ ханического техник-ума. Так что сложились определенные- вы­ воды о состоянии подготовки специалистов среднего звена для весьма нелегкого литейно­ го производства. Хотелось бы поделиться мыслями о том, что мешает сегодня решению этой важной проблемы. Всем известно, что литейные цехи исйытывают острую нех­ ватку кадров. В то же время планы выпуска их из года в год выполняются. В чем же А причяна проста. Комисси­ ей нашего предметного цикла было установлено., что. напри- мер. за последние пять лет на производство по специаль­ ности ПРИШЛИ работать лишь 20 процентов наших выш'скников. Такое же положение и в дру­ гих техникумах, наш механи­ ческий — отнюдь не исключе- Получается. государство затрачивает на обучение спе­ циалистов огоомные средства, а полностью они не окупаются. Почему ,-же выпускники-ли- гейшики не хотят идти рабо­ тать по спедиальности? И как решить ЭТУ. кажшкуюся неуп­ равляемой, проблему? -РЕШЕНИЯ, ЗОВУЩИЕ К ДЕЙСТВИЮ КТО ПРИДЕТ ЗАВТРА В ЦЕХ Перестройка среднего специ- а,\ьного образования требует большой и кропотливой рабо­ ты. Во-первых, необходимо су­ щественно повысить творчес­ кий потенциал студентов. Уже в стенах учебного заведения юноши и девушки должны ов­ ладеть навыками настоящей на­ учно-исследовательской рабо­ ты, научиться мыслить самосто­ ятельно, относиться к делу инициативно. Для этого как мо­ жно шире надо использовать Договора с предприятиями на выполнение тех или иных за­ казов, необходимых проиэвод- Но для того, чтобы научить творчеству, нужны и соответ­ ствующие условия. Нуждается в существенном улл-чшенки материально-техни­ ческая база средних специаль­ ных учебных заведений. Эта старая проблема должна сегод­ ня решаться по-новому. Ведь на качество подготовки спецк- а,листа в немалой степени вли­ яет отсутствие, казалось бы; таких «мелочей», как приборы и приспособления для проведе­ ния лабораторных работ, вклю­ чая и материаль! для оснаше- ния кабинетов, для работы тво рческих кЦУЖков студентов. Сейчас преподавателю прихо­ дится «доставать» необходимое оборудовать кабинеты всеми правдйми и неправдами самому или с помощью студентоЕ-ве- черяиков. Об этих трудностях знают все педагоги-практики. так сказать, те, кто работает А вот знают ля о них «на­ верху», в Министерстве выс­ шего и среднего специального образования? Сколько и куда только МЫ; преподаватели, не писали, , например, о том, что нам крайне необходимы учеб­ ные фильмы по технологии ли­ тейного производства. До сих пор их нет. Складывается впе­ чатление, что Д о нас нет дела никому в различного ранга ме­ тодических учреждениях, они нас не слышат и слышать не Мы подытожили предложения большинства преподавателей, специалистов ' заводов, самих вьшускнйков и пришли к вы­ воду, что необходимо ввести след-ующие дополнительные сти­ мулы. Не секрет, что в литей­ ных цехах в силу'нехватки ка­ дров, работает ’немало специа- лйстов-практиков.’ Подчас ря­ дом, в одних и тех же усло­ виях работает и наш недавний выпускник, имеющий диплом литейщика и практик без ди­ плома, а вот зарплату он по­ лучает одинаковую. Мы счита­ ем! что это неправильно, зара­ ботная плата должна соответ- ' ствовать квалификации, быть на 30—35 процентов выше. Не­ обходимо -увеличить зарплату и тем дипломированным специа­ листам, которые связаны с ли­ тейным производством (ЦЗЛ, модельные цехи и т. д.). С большим вниманием надо отнестись и к студентам ве­ чернего обучения, находящим­ ся на практике. Де.до в том, что они за период преддиплом­ ной практики пол-ушают в.сего 30 рублей в месяц, то есть, в несколько раз меньше заработ­ ной платы по месту работы. А V .многих студентов-вечерников есть и семья, и дети. Естествен­ но, что они 'просто-напросто... не проходят преддип-домной практики. Мало оплачивается и время вьшо.днения самого дип­ ломного проекта. По этой при­ чине положенный дшьдомный отпуск не берут почти полови­ на студентов. Приказать ' им дирекция техникума не имеет права, а моральные увещевания не помогают. Кстати, некоторые р-уководитеди предприятий, где работают наши студенты, ино­ гда вообще не предоставляют им дипломнрш отпуск. Мы, преподаватели, считаем, что настало время ввести и ряд др-утих льгот студентам ве­ чернего обучения. Например, установить один оплачиваемый день отпуска в неде,дю не с . четвертого, как сейчас, а с пер­ вого курса; не направлять их на ‘ сельхозработы и в коман­ дировки во время_'учебного го­ да без согласования с дирекци­ ей техникума. Дипломированные специали- сты-литейшики пока не поль- з-уются особыми привилегиями и в получении жилья, обеспече­ нии детсадами, путевками са- наторво - курортного лече­ ния, в дома отдыха. А по ха­ рактеру и специфике тРУДа они должны иметь на это первооче­ редное право. В то же время необходимо, чтобы и сами студенты несли болыпую ответственность за учебу. Бывают случаи, - когда приходится по' решению пед­ совета исключать вечерника из учебного заведения в силу не­ успеваемости, шюпусков заня­ тий, случается, и по причине пьш 1 ства. В этом случае, мы считаем, "такой нерадивый сту­ дент должен возместить го­ сударству средства, затрачен­ ные на его обучение. Все эти меры, безусловно, бу­ дут способствовать более от-, ветственному отношению к учебе вечерников, и закрепле-- нию их на рабочих местах в литейном производстве после окончания техникума. При та­ кой системе станет меньше про­ цент случайных абитуриен­ тов, которые поступают в ваш техникум лишь*для того, чтобы пол-учить «корочки». Не во всем удовлетворяет нас, преподавателей, и состоя­ ние , методичевкой ,службы сре­ днего специального образова­ ния. Работа методистов в на­ стоящее время весьма далека от реа.\ьяой жизни учебных заве­ дений: они больше выдумыва­ ют всякие учебно-методические комплексы . предметов, «разра­ батывают» давнр разработан­ ные методы, уточняют давно известные типы уроков. Коро­ че, во многом работают впу­ стую. Выдвинули, к примеру, однажды , девиз: «Без второгод­ ников», хотя каждому здраво­ мыслящему человеку ясно, что это нереально. . Можно, ко­ нечно, добиться в гр-угше сто­ процентной успеваемости, ес­ ли отбирать , абитуриентов сплошь «вундеркиндов», оди­ наково легко усваивающих до­ вольно с,\ожную прогр-амму. Но в жизни все иначе. Практика показала, что девиз этот приво­ дит к очковтирательству. В основном по вине методш стов до сих пор не изжита из педагогической практики про­ центомания и показуха и. глав­ ное,, по их вине не -уменьшает­ ся бумаготворчество в виде вся­ кой, совершенно ненужной от­ четности. .Методисты, чтобы по- ка.зать, что они «работают», по­ дчас придумьшают такие мето­ ды ^ шарады, что и опытный педагог на них зубы сломает. Взять те же учебно-методиче­ ские .«комплексы» предметов, по.чвившиеся в 1983 году. По­ мню, с каким трудо-м приня­ лись было в нашем техникуме осваивать влк На что у меня за плечами был 25-летний пе­ дагогический опыт, и то я не разобрался, в чем же смысл э-птх «комплексов». Пошел за помощью к зав-учу. Не одолели премудростей и вдвоем- Позже я открыто говорил й на педсо­ ветах. и на партийных собра­ ниях, и даже при аттестации, что пресловутые «комплексы» не способствуют существенно­ му ул-учшению качества препо­ давания, что они идут не от жизни, а :взяты с потолка. Ес­ тественно, за свою прямоту по­ лучал «благодарности». А . чем же в конце концов заверши­ лось? Эти комплексы» еще долго ■гребова.аи с педагогов, -так 'как они -ксходиди «свер­ ху». Они »шого раз упроща­ лись, а сейчас и совсем отме­ нены. Только для нас, педаго­ гов, особенно тех, кто серьез­ но принимал это «новшество», до сих пор остается загадкой: почему поторопились внедрять в практику то, что вызывало явное ■сомнение в целесообраз­ ности? Теперь в понятие «ком­ плексы» входит , вообще обес­ печение урока; по-урочным пла­ ном, наглядными пособиями, учебниками, плакатами, диа­ фильмами и т. д. То есть, вер­ нулись к старой методике. Ес­ ли посчитать, сколько напрас­ но затрачено усилий, исписано зря бумаги, отнято драгоценно­ го рабочего времени, и, нако­ нец, здоровья, особенно у - тех молодых педагогов, которые еще не поняли п-одобной бю­ рократии в педагогике,.. И ни­ кто, кстати,, за такое «творче­ ство» не понес ответственно- Мето.дисты сегодня должны работать совершенно по-ново­ му. Кто. как не они, должны заниматься разработкой и уточ­ нением программ по пр ед т- там, особенно межпредметной увязки программ, обобщениетч методических п техникумов, разработкой наг- дядатых пособий, -ул-учшать учеб-' ники, рекомендовать необходи­ мую литератору, организоаы- - вать ■пункты переподготовки и т. д. Эго большая ж серьезная -работа, которую может вы­ полнять не скороиспеченный и шибко напичканный догмати­ ческими мето'дазш .специалист, а опытный работник, на голову выше рядового педагога, владев , ющий несколькими технически­ ми специальностями,' включая и методическую. Разумеется, таких людей маг ло, Но они есть. Надо активнее использовать опыт лучших ме­ тодистов, педагогов-пенсионе-,, ров, инженеровгпракгиков.^ Они могут, скажем, вести ка­ кие-либо разработки пр догово-. рам. Такой штат- методисте», даст много больше пользы шко-- - лам, училищам и -техник-умам; . чем весь ньшешний раздутый, штат методических-, служб. Пе­ дагоги на «низах» ждут., кон­ кретной ПОМОЩИ; а не общей . методы, приказов, решений . и ■ ВС.ЧКОГО рода постановленшй. • Вот такие -размышления вы­ зывает у меня время нерест- . , ройки работы техникума, го- . товящего «сержантов».., .-произ­ водства. Хотелеюь бы' услышать Дшения и др-угих цреподаватй!; лей по выдвив-утым предложе»--' ниям. Может, 1 МЫв чем-то и ив.- правы. но мы ищем пути с-ог,- вершенствования - подготовки*; кадров, повышения ■ качестваГ’. знаний будущих специалистов.-,;■ Мы думаем о том, что наш • выпускник .придет завтра в цех, станет командиром про- • изводства, возглавит рабочий * коллектив. Готов ли он к это­ му? До.\жея быть готов. И. БОГОМОЛОВ, преподаватель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz