Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ■ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: КАК ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА- НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в минувшем году колхоз «Искра Ленина» недодал государству 60 тонн молока. За развал отрасли бюро райкома КПСС исключило из рядов партии теперь уже бывшего председателя Н. П. Воейкова и объявило стро­ гий выговор с занесением в учетную карточку секретарю парторганизации А. В. Пенькову. Виновных наказали, но есть ли гарантии, что и в те­ кущем году колхоз не провалит плана заготовок? Увы, таких гарантий нет. С наказанием руководителей' колхоза са.ми причины отста­ вания отрасли ведь не исчез- — Работу животноводов мы обсуждаем чуть ли не ежемесячно, но сдвигов нет. В чем причина, я не знаю, — заявил на бюро А. В. Пень- Заявил так Александр Ва­ сильевич, не найдя смелости признаться, что привык быть ■ у предшественника Н.- П. Во­ ейкова — А. • Н. Печен- кииа на подхвате. Че­ ловек энергичный и во­ левой,' тот замыкал на се­ бе все вопросы, и за широ­ кой его спиной беззабот­ на выдвинули на другую должность, и создалась ситу­ ация, о которой метко ска­ зала доярка А. В. Булгако­ ва:. «У нас в колхозе нико- му,йичего не нужно и никто ни за что не отвечает». Как же реагируют на из­ менившуюся ситуацию парт­ бюро и его вожак? Ровным счетом никак. Речей много, и все о деле, и нет главно­ го — самого дела. Еще в марте, прошлого 'года парт­ собрание ^потребовало от ру­ ководителей колхоза разра­ ботать мероприятия по раз­ витию молочного -ЖИВОТНО- ■ водства. И ЧТО же? Прошел год, но и поныне о принятом постановлении никто не вспомнил. Дважды за лето вопросы производства моло­ ка. обсуждались на заседани­ ях партбюро, 'щедро разда­ вались взыскания, но все разговоры, а с ними и приня-' тые решения ушли, как вода в песок. А ведь многообеща­ ющей быДа задумка: органи­ зовать вахтенный метод ра­ боты бригадиров фермы, ужесточить. круглосуточный .контроль -за . работой живот­ новодов, .Но оба бригадира, как 5 '-тверждает теперь А. В. ■ _Пеньков, «оказались недоб­ росовестными», затея заглох­ ла. Наконец, приняли реше­ ние о переводе с января 1988 года на двухсменку всех жи­ вотноводов. И снова осечка. Тут-то что помешало? — Не привьется она у нас, — пытается убедить меня парторг. — Народ на ферме престарелый, а- нагрузка и без тогб предельная. Пого­ ворили с доярками раз, дру­ гой и оте.тупились; Странная получается ситу­ ация. Решение ■ принимали коллегиально, отменил его А. В. Пеньков самолично, не посоветовавшись с членами Потом я беседовал с до­ ярками . М, П. Воробьевой, А . . В. Булгаковой. Обе они пенсионного возраста, но продолжают трудиться. По их мнению, виноваты вовсе не животноводы, а руководите­ ли; попытались ввести двух­ сменку наскоком, не создав материальных предоосылок. — Кто бы стал во.зражать, — говорила А. В. Булгако­ ва, —' если бы колхозные начальники позаботились о механизации, поточно-цехо-. вой системе, о кадрах, соз­ дали бы нормальные усло­ вия для быта и отдыха? Но ведь ничего этого не было сделано, и нас, же теперь об­ виняют. Сейчас при всяком удоб­ ном случае А. В. Пеньков, другие руководителя любят поплакаться на якобы ■ сва-' лившееся на колхоз несча- — Мы погубили сорок луч­ ших коров, не найдя замены ушедшей на пенсию доярке, — сетует Александр Василь­ евич. — Да и перекормили стадо свеклой. Перечисляет с убежденно­ стью пострадавшего, же до- ■ ■пуская мысли, что вся эта бесхозяйствеинреть — резу­ льтат его несостоятельности и беспринципности. Скажем, . А. В. -Пеньков винит специ­ алистов. А что предприняло партбюро в данном случае? Только перетасовало кадры. Взять А. Н. Чулгокова. ■Ра­ нее он уже возглавлял зоо­ техническую слуясбу, и не особо удачно. Перевели его в бригадиры. Но и тут специ­ алист не проявил элементар­ ного усердия. Тем не менее полтора месяца назад его - вновь выдвинули исполняю­ щим обязанности главного зоотехника. о второго захо­ да возглавил ферму А. С. Лолукароа...........Подготовкой кадров партбюро и правле­ ние себя не обременяют. По­ просил секретаря партбюро назвать молодых людей, по- полнивши.х за последние 'го­ ды коллектив фермы. Нет таких. Не идет мо­ лодежь' в животноводство; ■Ь'слышав ненароко.м этот наш разговор, доярка Л. А. Федорова бросила запальчи- — И не дождетесь. Неве­ лика радость — в грязи то- к^тъ. Вы .0 людях забыли. И последние разбегутся. Слова доярки для,- .вожака коммунистов. не были Откро­ вением. Работают животно­ воды в тяжелых условиях, не прекращается пьянство. Я застал, А. В.- Пенькова в восьмирядно.м коровнике. За­ сучив рукава, он с бригади­ ром ремонтировал мехдойку. : — Что остается делать? Слесарь четвертый день в пьяном загуле, инженер бо­ леет. Не бросать же ферму на произвол судьбы,- В ■отделе кадров мне по* казали список отъявленных выпивох, наказанных штра­ фом, выговорами. А парторг прокомментировал его; — По уровню дисциплины мы ■спустились ' к 1981 году. Все приходится начинать сначала. Но вот незадача; все эти начинания сводятся за ред­ ким исключением к ,админи­ стративным мерам,, не даю­ щим эффекта,' . Созданный 'когда-то совет доярок;оказал­ ся мыльным .пузырем. . Вот тут бы и опереться на эко­ номические методы .хозяйст­ вования, как' этого требует перестройка. Но 'все разго­ воры сводятся' опять-таки к благим поже.ланиям, и то.ль- ко. Попробовали внедрить коллективный подряд, но «за­ бастовали Доярки». В пусто­ словие вылились МНОГОЧИС-. ленные рещения о'.внедрении хозрасчета, чеков, цеховой структуры управления.' Где верх берет дилетанст- во, там фальшь, неискрен­ ность. чего от людей не скро­ ешь самыми пламенными призывами.. Так, руководите­ ли колхоза призывают жи* Ботноводов экономить корма, а сами рационы составляют на 'глазок, списывают фураж как заблагорассудится; в пол­ тора-два раза больше факти­ чески израсходованного на общественное стадо, -поощря­ ют бесхозяйственность, во­ ровство. На календаре март, а до­ ярки не приняли даже ■обя­ зательств на,. 1988 год. Вся гласность итогов работы све-^ лась к. выпуску эстафет, и те ’ заполняются через два' дня на третий. Меры поощрения доведены « в устной форме». Кстати, не лучше гласность и соревнования ремонтников. Вся наглядная агитация, что вывешена- в настуженном До­ ме механизаторов, посвяще­ на еще жатве хлебов и пахо» те зяби. I Попросил у парторга план массово-политической рабо­ ты, в ответ опять-таки изви-■ нения, ссылки на занятость: — Не составлял, все не- В ' аналогичном ракурсе строится агитационная рабо­ та. Поучительный > разговор состоялся у меня с библи­ отекарем А. В. Чулюковой, по мнению .'А. В. Пенькова, лучшим, агитатором. — Когда были на ферме? ■ ■— С месяц назад, может и больше... Какой-то боевой листок выпустила. К чему привело попусти­ тельство в развитии живот­ новодческой Отрасли, лучше сказать словами отчета парт­ бюро по руководству пере­ стройкой: «На ферме ■ нет порядка, ■ племработа' запу- нщна, контрольные дойки не проводятся с ноября поза­ прошлого года, удои с 2140 килограммов съехали до 1870. План заготовок молока выполнили на 93 процента...» Только что' коммунисты колхоза обсудили плачевные итоги начавшегося года, по традиции объявили взыска­ ния. Па том постановление собрания обрывается. На этом- можно было бы и поставить точку и нам. Но не дает покоя одна мысль. Как же так, при старом пред­ седателе был А. В. Пеньков хорош; а при новом вдруг стал- беспомощным и несосто- я-рельным как партийный ра­ ботник?. И потом, .откуда это в колхозе и в работе парт­ бюро такая страсть к нака­ заниям? Неуже,ли же РАПО н его специалистам, райко.му пар­ тии нужен был РОД, чтобы увидеть и разобраться, сколь безграмотно ведется в кол­ хозе животноводство? Ведь не может нее быть так, что за тод парторг пе­ реродился и стал бездельни­ ком, -что' партийная органи­ зация, ранее инициативная, вдруг стала безынициатив­ ной. И парторг, и парторга­ низация были такими и при старом председателе. Дело только в том, что все это прикрывалось процентами и тоннами, которые давались во.тею руководителя хо­ зяйства, и райком мало беспокоило, че.м .живут ком­ мунисты колхоза. А как гря­ нул'гром,, тут и вспомнили о них. Это еще раз говорит о поверхностном стиле руко­ водства первичными органи­ зациями района. Неужели райкому. нужно было ждать этого грома, чтобы в^друг об- й'аружить, что мероприятия цо подъему животноводства, утвержденные на партийном собрании,' остались . пустым звуком? А, может, благодат- ве'е было бы заранее прове­ рить. как они выполняются, в Ч6.М-Т0 помочь и-РАПО за­ ставить уделить этому хозяй­ ству больше внимания, а не ждать, пока сгустятся тучи. Неужели работникам райко­ ма; посещавшим это хозяйст­ во, год назад неясно было, что и соревнование доярок - организовано здесь из рук ' БОН плохо, и воспитательная работа никуда н е родится? ■При мне- инструктор рай­ кома А. И: Ишутин шепо­ том советовал А. В. Пенько­ ву, как поубедительнее оп­ равдаться, что .большинство протоколов заседаний . парт- 'бюро и собраний оказались неоформленными.. Вот на та­ ком 'уровне была помощь секретарю, йесмбтря на то, ЧТО', работники рай140ма. наез­ жали в колхоз часто. • Ну, исключили, -ИЗ партии председателя, наказали пар­ торга, а дальше что? В сущ- ’ности ведь это бюро райко­ ма расписалось в -.своих ошибках: председателя-то ре- ко.мендовало оно, оно же и парторга утверждало и ком­ мунистами. руководило-. А по­ лучается, наказав обоих, рай­ комовцы. как бы меры при­ няли, сняли . с себя ответст­ венность, А где гарантия, что у нового руководителя дело "пойдёт на лад? Наказа- ' ния не метод организации дела! гораздо удобнее и эко­ номичнее — но это труднее! — не ждать, пока гром гря­ нет, а снимать напряжение практической работой, дело­ вой помощью и 'со стороны- РАНО, и со стороны райко­ ма КПСС. Разнос — не помощь. Те­ перь становится понятным, откуда вот .такой стиль был привнесен и в работу партий­ ного бюро хозяйства. Разно­ сили, наказывали, но ничего практически не делали Для подъема отрасли и оказа­ лись у разбитого корыта. Е. КАРПУХИН, соб. ворр. «Ленгшекого знамени». ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ в прошлом году отдача пашни в нашем хозяйстве за­ метно возросла. Так, с гектара получено 27;4 центнера зерна, 242 •— сахарной свеклы и 386 центнеров кукуру­ зы на силос. И это не случайно. Стали 'более грамотно ■работать с удобрениями.' На одном из собраний посту­ пило предложение, что неплохо было бы создать свой отряд плодородия. Коммунис ты ухватились за эту идею, и он бьш создан. Каждый день отряд сейчас вывозит на поля по 300-^4СГ0 тонн органики.. По-ударному трудятся в нем коммунисты В. В. Черенков и В. П. Черенков. Оба: значительно-перевыполняют нормы выработки. На поля уже вывезено около десяти тысяч тонн на­ воза. Работы продолжаются. А. КУЗЬМИН, еекретарь парткома колхоза «Родина» Долгоруковского района. В НАЧАЛЕ ПУТИ Совсем недавно, после окончания СПТУ-21, пришла в научно - исследова’гель- ский отдел Липецкого трак­ торного завода комсомолка Елена Бочарова. Но она уже успела зарекомендовать ■себя исключительно с положитель­ ной стороны — все поручен­ ные задания выполняет точ­ но и й срок. Фото Д. ДРОБЫШЕВА. Т Р Е Щ И Н Ы Н А С О В Е С Т И (Оковчанне. о на 1-й стр.) во, что «развернулась» в стройиндустрии. ' . ^ Расскажу еще об одной острой ситуации, случившей­ ся одновременно в котловане ' главного корпуса пусковой. стройки. Правда, здесь пред­ ставителей стройиндустрии так и не дождалась бригада монтажников Э. Т, Бугро из ' «Юговостонстальконст- рукции-1». Пришлось-ей вер­ нуть- восвояси три ф е ^ ■МЫ новой серии со сквозной трещиной в верхнем поясе. Благо, брак явный, и никто не стал бы монтировать на­ верху эти ■двадцатитонные конструкции, которые не­ медленно обрушились бы. Беда в том, что мы по­ теряли по этой причине де­ сять смен и 50—60 тысяч рублей к февральскому пла­ ну. не считая почти тысячи руб.лей, выплаченных за про­ стой тяжелого крана, —объ­ яснял ■с’гарший прораб 'А . В. Красильников. — Я. трижды ездил к поставщикам, пыта-'. ясь понять, в чем; де.чо. Те уверяли, что фермы ломают­ ся в пути, а водители, тягачей с этим не соглашались. Ви­ дел я в цехе, как вынимали продукцию из форм. Стро­ повка неправильная, цепля­ ли двумя захватами вместо -четырех. Выкрошивалея. бе­ тон. оголялась арматура, по­ являлись тонкие трешины. Со ссылками на отсутствие схемы строповки и техноло­ гии транспортировки не мо­ гу согласиться. Нет схемы—■ требуйте, но безответствен­ ность, халатность в работе непростительна. Сейчас в стройиндустрия возвратились к старой серин ферм. Поломок не стало. Нб от старых, привычных ^ д е ­ фектов не избавились. Каж­ дая третья Ферма приходит с неправильной маркировкой. Хорошо что выручает опыт бригады Бугро и его прора­ бов: монтаж ведут -примени­ тельно к месту, а не к пас­ порту изделия. — А кто нам заплатит за исправление дефек-Тов? — резонно спрашивают мон­ тажники. — Много времени теряем, чтобы такие изделия одно к другому приварить. А у нас жесткий график. Фер­ мы грязные, в мазуте и со­ лярке. Попробуй их забелить на высоте, когда ' сдавать объект будем. Маркировка приходят пу­ таная потому, как выяснили монтажники, что инженеры ОТК стройиндустрии не сле­ дят за тем, что закладывает­ ся в формы. Для смазки ос­ настки там используют не известковое ' молоко, как по­ ложено. а мазут и солярку, с которыми, меньше возни. О последствиях не заботятся. — Почему не представля­ ете документальных претен­ зий, за низкое качество из­ делий к своим поставщикам? _ спросили. прораба мон­ тажников В. Д. Дремина. . — Не дозовешься их. — Но вы же имеете пра­ во тогда и без них оформить — Понимаете, у постав­ щиков отработана система давления на строителей. Да и правоту свою нам трудно доказать, подсказывае-т прораб В. Я. Припадчев. — ХлоПот не оберешься. Проще как-нибудь самим вы­ крутиться, — .добавляет стар­ ший прораб А. В. Красиль­ ников.' Бригада Бугро с такой по­ зицией своих руководителей не согласна, нр решитель­ ных действий в Соответствии с Законом о .государствен- но.ч предприятии не пред­ принимает. Тоже свыклись. Этим и пользуются бракоде­ лы. Нельзя же всерьез гово­ рить, о дисциплинирующем факторе тех 28 актов на некачественные изделия, оформленных за весь прош-- лый' год липецкетроевцами, из которых лишь двенадцати дан ход. В итоге — пятьты- сяч рублей штрафа за год. ■укус комара для поставщи­ ков, не более. Казалось бы. теперь, с пе­ реходом- на полный хозрас­ чет экономическая необхо­ димость заставит салгах стро­ ителей I повести решительную борьбу с поставщиками, у ко­ торых не только на панелях, но, видно, и на совести из­ рядные трещины. Ничего по­ добного! За январь и фев­ раль подготовлено всего че­ тыре акта с претензиями. — Причина инертности на­ ших строителей — в уста­ ревших инструкциях,. — разъясняет заместите.ль на­ чальника строительной лабо­ ратории треста Н. И. Панич- кин. — Чтобы составить акт и довести его до конца, на­ до столько формальностей соблюсти, что у большинст­ ва .просто руки опускаются. Например, уложиться с оформлением надо в десяти­ дневный срок. Как это сде­ лать,' когда дефектная про­ дукция валом' валит? За всем не усмотришь. Впрочем, и в этих усло­ виях . некоторые управления ведут жесткую борьбу с вы­ крутасами поставщиков.. И. надо сказать, небезуспешно. Значит, дело не только в ин­ струкциях, но и в мягкотело­ сти иных строителей, согла­ шающихся на все. .лишь бы жилось спокойнее. Выяснить конкретную при­ чину, как родились те брако­ ванные панели, что грозят ныне обрушиться, сложно. Предполагают так; цеховой .мастер и представитель ОТК недосмотрели, не проверили, что- заложил в оснастку- фор­ мовщик. Не проконтролиро­ вали ход. важнейшей 'техно­ логической операции. Прене­ брегали своими прямыми служебными обязанностями. Как повели . себя поставщики дальше? Член комиссии В. И. Кутузов, вопреки обшем.у ре­ шению в свое.м особом мне­ нии. вписанном в документ, постарался откреститься от ответственности. Честь .мун- ' дира оказалась дороже ис­ тины. ^ 1ЕСЛОВ. — РЕШЕНИЯ, ЗОВУЩИЕ К ДЕЙСТВИЮ -------- ВУЗ: ГРАНИ САМОУПРАВЛЕНИЯ Как привлечь студентов к управлештю? Этот вопрос ши­ роко обсуждался в вузовской среде. Но'единой точки зрения между нами, преподавателями, долго Не было. И только фев­ ральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС дал определенньш ответ; Сегодня нужна, говорилось на Пленуме, современная концеп­ ция демократического \-прав.те- ния наро,» 1 Ным образованием. Речь идет, прежде всего, о максимально, широком развер­ тывании школьного и вузов­ ского самоуправления... Про­ фессорам и студентам, избран­ ным в ученые' советы, надле­ жит, как коллегам, совместно с общественными организация­ ми при 1 шмать непосредствен­ ное участие в управлении ву- Если взять эту хгроблему кру­ пным планом, то она, несом­ ненно, выросла из гуманисти­ ческого принципа педагогаки сотрудничества. И что особенно ■важно, является одним из спо­ собов умножения интел,текту- ального потенциала, развития социальной зрелости, активно­ сти. одновременно и студенче-. ского. коллектива, и самих пре­ подавателей. А социально-ак­ тивную личность, напомню, от­ личают и творческое' ■участие во всех основных видах обще­ ственной деяте.\ьности, и сво­ бодный, самостоятельный вы­ бор конкретных занятий, наи­ более соответствующих инди­ видуальным способностям и потребностям, и стремление к универсальн-ой самореализации. На практике же свободная самореалиэкщя или, иными словами, самоутверждение лич­ ности студента в учебном тру­ де (основу которой может со­ ставить • лишь осозн-анная за- .интересованность студента в овладении будущей специаль- ростыо) подменяется тем или иным, нередко п^шнуждающим, воздействием. Думаю, это и послужило основой утверж­ дения авторитарного «^учения и воспитаыия в вузе, ■с чем студенты все больше не согла­ шаются. Они вполне справед­ ливо хотят ■увелргчегшя количе­ ства -«степеней свободы» для себя в выборе объема и со­ держания ■ необходимых про­ фессиональных знаний, умений и навыков. Вот только как ре­ ализовать свои устремления, часто и не знают, и не умеют. Это действительно трудно в рамках слояшвшегос.ч в выс­ шей школе своеобразного сте­ реотипа, на который должны равняться как преподаватели, так и студенты. Нашример, есть учебный план. Выполнение его. строго об51зательно для студентов. Поэтому пропуски занятий строго запрещены, сво­ бодное посещение, по сущест­ ву, чуть ли Не каждым препо­ давателем с порога отаергает- А что арсявсходиг' е оостав- занятий? Уверен, студенты дол­ жны включаться в !■этот про­ цесс, в результатах которого они кровно заинтересованы. В частвост, студенты нашего факультета в массе своей про- гив второй смены, занятий, но до сих пор их требование пе- реомотреть расписание ректо­ ратом не удовлетворено. Что же касается нашей соб­ ственной позиции, то сразу после XX съезда ВЛКСМи по- становлекця Мютуза СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О пер- врочередных мерах по расши­ рению участия студетов в уп­ равлении высшими учебными заведениями» на историческом факу.\ьтете сделаны -первые шаги по развитию студенчес­ кой актввиостя и самостояте­ льности. По-деловов»у. натфямер. бы­ ло воспринято предложение об представителей в совете фа­ культета и стипендиальной ко­ миссии. Кстати, в совет факу­ льтета и института студентов рекомендовали и единогласно за них .проголосовали все ком­ сомольцы. Оно и понятно: уча­ стие в этих коллективных орга­ нах управления должно дать молодым больше возможностей самим решать вопросы: чему учиться, как учиться и у кого? Но каких-либо заметных нрояв- лешш с их стороны в этом на­ правлении не наметилось. Ду­ маю, здесь мы имеем дело с плода^р^ маогалетнего воздей­ ствия авторитарной хпколъиой педагогики. Будем сообща пре­ одолевать эти трудиости. В далытейшем нам предсто­ ит выработать общую котщео- цию решительного пово[юта от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода. Над тем, как лучше и быстрее это сделать, думаем сейчас сообща. Студент при­ водят немало аргументов в по­ льзу сокращения . аудиторной нагрузки, увеличения доли са­ мостоятельной работы, поиска совершенно новых форм индлЭ видуализировашюго обучения. С учетом их пожеланий уже введены часы самостоятельных занятий, а на старших. курсах — один «свободный д е т» для работы чад курсовыми и дип­ ломными работами. Но этого мало, да и преподаватели фа­ культета пока по-разному оце- шшзют новинки. Нам предстоит глубоко и се­ рьезно осмыслить первые ито­ ги деловото партнерства со сво­ ими восшгтаиниками. Считаю, здесь, в этом главном узле, ж возникает вопрос об объеме и границах студенческого само­ управления. Нам представАяегсщ чю по­ шли мы все-такц правильным путем — путем постепенного и все _большего доверия сту- . денческим коллективам, пере­ дачи отдельных, присущих то­ лько деканату функций управ­ ления, На факультете, по су­ ществу, изжиты случав, когда деканат принимал бы решения без предварительного согласия студенческих коллективов. Можно назвать ряд приме­ ров. Взять распределение стя- пендиального фонда. Этот воп­ рос уже второй год решается ' самостоятельно. Ныне он выз­ вал особый интерес: 50 л 25 процентов надбавки .за отлич­ ную и хорошую учебу нагляд­ но, материально пока.зали, что такое культ учебьь 27 отлич­ ников- по итогам зимней экза- иенащюнной сессии «съели» около половины стипендиаль­ ной суммы, выделенной на фа­ культет. Сзсолько тут возникло горячих, заинтересованных спо­ ров, как важен оказался одно­ временно принципиальный н вдумчивый подход. Ребята ана­ лизируют, спорят, решают... ■ Третий трудовой семестр.. Преподавателями факультет не богат, тем более, что почти все заня-т вплоть до 10—12 авгу­ ста в учебном процессе, а там — отпуск. Так вот,;без эвтузи- астов-студентов деканату и тут не обойтись. Представьте; к концу августа на уборку яблок в совхоз мы отправили отряд почти в сто человек, а препо­ даватель с ними один, и тот — с другого факультета. Впро­ чем, выход мы все же нашли; создали по принципу бригадно­ го подряда два молодежных коллектива, которые возглави­ ли студентки В. Александрейа и Л. Анисимова. Считаю, что только благода­ ря студщгческому самоуправле­ нию были вьшолнеаы и неко­ торые ремонтные работы в здании института. Без какого-либо участия пре­ подавателей отличщ> сработаля сгройртрядя «Русь-2» (второе место среди ССО обла- ,сти) — командир В.'Стрыгин, «Русь-1» (отряд проводников) — командир М. .Баранова, агит- отряд «Перикл» — командир И' наконец — общежитие. Распределение мест в нем про­ водится при- непосредственвож •участии студентов. Мало того! наш (|акультет делепгровал даже на должность комендан­ та старшекурсника Н. Навру»- бекова. Двое ребят там -же, в общежитии, работают дворни- Рассматривая проблему сту­ денческого самоуправлекая с точки зрения его границ и реаль- ных возможностей, следует обязательно сказать и о «пра­ ве запроса». Студенческие колс лектины, как нам кажется, должны иметь право требо­ вать официального, мотивиро- ваннрто ответа на некоторые вопросы, которые администра­ ция почему-либо решила без учета интересов самих сгудеи- тов. Так; со стороны будущих преподавателей истории был сделан запрос ректорату по поводу сменности занятий и о необходимости исключения од­ ного из студентов,' потерявше­ го моральное право обучиться профессии учителя. В резуль­ тате студент исключен из ня- ститута приказом ректора, а также дано разъяснение и по поводу сменности занятий. Многое уже в начале раб» ты вызывает удовлетворение. И веФтаки трудно согласиться с самими темпалщ развертыва­ ния студенческого самоуправ­ ления. Прав был старшекурс­ ник Ю. Котюков, когда на не­ давнем партсобрании ф^улъте- та. сказал, что нам всем здоро­ во надо этому у'шться, поло­ жительного опыта крайне мало. Поэтому необходима поддерж­ ка на деле, а не только на сло­ вах со стороны преподавате­ лей, и в особенвосга общест­ воведов. Надо учиться самям и учить этому сту'дентов. На­ ши выпускники все чаще жа­ луются на отсутствие знаний и навыков собственно упрввлеа- ческого труда. Следовала бы, на наш взгляд, 'этот а.спект не обходшъ молчанием в курсах общественно-политических дяс- циплиж. Больше внимания сто­ ит ему уделять и кафюдрай психолого-педагогического цик­ л а в особенности - в период педпрактики. Нетрудно пред­ положить и то, что в дальней­ шем школьное самоупразле- вке, безусловно, будет нахо­ диться во все большей в связи с вузовским, новые 'задачи и вопросы. А пока хотелось бы гюдчер- гнуть сущесгвехшое. В совре-' менных условиях действея- ность всех наших усилий, ж том числе в развитии демокра-; тических , основ управления;, все более зависит от личного примера каждого из нас. Имен­ но пример наставника оставля­ ет глубокий след в жизни ио- лодых людей, прямо влияя на всю .их последующую профес­ сиональную деятельность. Мы стараемся об этом не забывать, на факультете в поле зрения постоянно находится вопрос; наско-лько существужищая мо­ рально-психологическая атмос­ фера, демократизм, раскован­ ность позволяют коллективу преподавателей и студентов полнее раскрывать свои во» можности в учебном, науч­ но-исследовательском труде, в развитии общественных начал в процессе управления. Нам веобходшио, как этого требует от нас партия, создавать 'в кол­ лективах атмосферу родного дома, где мы за все отвечаем. А. ПОПОВ, ш. о. профессора, девая исторического факультет* Так называлась опувлякеваи- ная в «Лешпцжсж* эваменн* 8 января критическая коррес­ понденция. Напгамннм, о чей в ней шла речь. Работая, причем не первый год, на сборе я^лок в долгору­ ковском совхозе имени Ттши- рязева, студенты Задонского техникума механизации н элек­ трификации сельского хозяй­ ства обратили внимание на не­ соответствие моральной оцен­ ки их труда с его материаль­ ной оплатой. Проще говоря, на разрыв между словом и де­ лом. Почетные грамоты, благо­ дарственные писыиа райкома КПСС, дирекции и парткома хозяйства — это с одной сто­ роны. 8 , 6 , 2 ... рубля за более чем месяц работы — с другой. Такое, студентам понять было трудно. Тем более, что на уро­ ках политэкономии они хоро­ шо усвоили основной закон ■ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ «БЕСПРАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ» Побьшав на «месте провеше- ствия», наш корреспондент вь*- слушал немало теплых слов в адрес учащйж:я и от руково­ дителей совхоза, и от первых лиц района, часто бывавших в страдную пору в хозяйстве,. Тем неожиданнее оказались от­ веты. полученные на публика­ цию от первого секретаря Дол-, горуковского райкома КПСС В. В. Качапина и генерального директора объединения «Ли- пецксадп!ггомвик» В. Н. Щети­ нина. Какой там «честный удар­ ный труд», какая высокая «ор­ ганизованность При проведении уборочных работ» (эти слова — из почетных грамот, хранящих­ ся в техникуме). Из ответов явствует, что учащиеся чуть ля ае ваюловт то не заработали. «При .удержании стоимости питания на сумму 11852 рубля студентам причитается 1434 руб., а им выдали 2015 руб., — Еюдсчитывает В. Н. Щетиним ж делает вывод; — Сумма в 581 руб. пошла на убытки совхо­ за. Таким образом, студенты ОСТ€1ЛЛСЪ 5!^олжниками..> о . том же и в ответе В. В. Качжиша: «Ряд студентов ие смогли захиботатъ сумму,. не­ обходимую для того, чтобы оп­ латить стоимость питания. От­ сюда можно сделать вывод, что отношение к своим обя­ занностям у них было ра» ное. В итоге из-за неоплачен­ ного питания совхоз понес 581 рубль убытка». Может быть, молодые люди ж впрямь отошля от норм на­ шей марали, утратили идеоло­ гическую ориентацию, не по­ нимали и не понимают полити­ ческого значения лозунга «Все выращенное — убрать я со­ хранить!»? Разумеется. были среди них и любители пово- лынить, и даже разгильдяи бы­ ли. Можно даже согласиться с перечневкой фамилий на сей счет (проверяющие выявили ребят, не выполнявших нор­ мы), но зачем же всех-то чо­ хом записывать в бездельники? Большинство студентов хоро­ шо знают, что село нуждается в их помощи я готовы это де­ лать. Не случайно же из мно- нотклеавоА аршш сгудекто» учебных заведений офьасти г работало 2200 человек — -учащиеся За­ донского техникума традици­ онно занимают первые места- Что же тогда окажут долгорук концы об остальных своих по­ мощниках? Как-то вскользь, скороговеч)- кой говорится в ответах об ис­ тинных причинах низких зара­ ботков — невьшоляении совхо­ зом планов, слабом урожае плодов, опустевших в связи с этим фондах поощрения. Но при чем тут сгудепты и зачем валить с больной головы... Обошли' молчанием ответст­ венные товарищи и такой прин- грпшальный момент, как орга­ низация труда на договорной основе, по принципу бригадно­ го подряда. Между тем, из всей армии шефов бььло создано всего-навсего 10 зветев , рабо­ тавших на подряде. Кстати., все они значительно перевьщо.лни- АИ задание и прилично (в срав­ нении с остальными) заработа­ ли. Правда, руководители хо­ зяйства ' уверяют сегодня, что на договорную систему, перехо­ дили все. кто хотел. Понимать- это следует так: наше дело — сторона. Такая позиция имеет свое объяснение. В совхозе ни раньше, ни теперь не считали студентов за.., «серьезных» ра­ бочих, за реальную силу, за взрослых, наконец. Счита.ли, что им положено думать об а не о рублях. К то- — педагоги, с которых спросят я ' за практику, и за дисципли­ ну, и за план. И вдруг —- пи­ сьмо в га.зе'гу, возмущение! Раньше работали и ничего, до­ вольны были, а теперь, видите А чем, давайте сами себя спро­ сим, они должны быть доволь­ ны? Больше месяца ребята тру­ дились в совхозе, за это вре­ мя не только не заработали, но и износили, изорвали свою одежду (хозяйство спецодеж-, дой не обеспечивает), да еще услышали намек на то, что да­ ром, мол, их тут кормили. Работая на уборке яблок, восемь учебных грунт израс­ ходовали в общей сложности около двух тысяч часов, пред- назначееных для занятий. На 10 процентов, пришлось сокра­ тить теоре'гаческий курс и на столько же лабораторных за­ нятий. Эти потери в технику­ ме наверствают до сих пор. Неладная история вышла и е поощрением. Несмотря на свои претензии к студентам, В. Н. Щетинив закончил -ответ в ре­ дакцию такими словами: «За активное участие в уборке урожая плодов 1987 года об­ комом профсоюза работников АПК пере'числено Задонскому техникуму 1000 рублей для приобретения культинвентаря». Поблагодарить бы за заботу, да вот незадача; 'обещанная пре­ мия где-то застряла -и. до учеб­ ного заведения не дошла. Странно, читать ж' «пряэга» вне» секретаря райкома: «По­ четные грамоты и благодарст- веннь 1 е письма выдавались со­ гласно списку, представленному старшим преподавателем. При­ чем о моральном поощрении _ сгудвцтрв настойчиво просили - руководите^ техникума». Хо- 'йрши же пороки в ДоАтору- к^ском райкоме партии, если знаки ОТЛ 1 ГЧИЯ там «выдаются согласно списку». Что же это получается — вьшросили за- донцы себе грамоты? Но как тогда быть с первым местом я словами благодарности в ад- ■ рес помощников?" А ведь речь в той публнк» ции шла не о рублях с копен­ ками (не только о них во вся­ ком случае). Поднималась про­ блема, от которой не уйти ни сегодня, ни завтра совхозу имени Тимирязева, КаК, Впро­ чем, и осталытм хозяйствам ' тсио же профиля. Без тгс» эщи студектов' .— это, ясно! — им на уборке не обойтись. И не надо уводить разговор в рути­ ну демагогии и отговорОк, не надо демоАстрировать одну ,единственную решимость — не считаться с очевидными фак­ тами. Нужно уже сейчас, не откладывая в долгий ящик, ду­ мать над созданием экономи­ чески выверенных отношений с шефами, о взаимном деловом, партнерстве и взаимн<ж ува- Отдел гфопагацды «ЛЗ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz