Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ■ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: КАК ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА- НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в минувшем году колхоз «Искра Ленина» недодал государству 60 тонн молока. За развал отрасли бюро райкома КПСС исключило из рядов партии теперь уже бывшего председателя Н. П. Воейкова и объявило стро гий выговор с занесением в учетную карточку секретарю парторганизации А. В. Пенькову. Виновных наказали, но есть ли гарантии, что и в те кущем году колхоз не провалит плана заготовок? Увы, таких гарантий нет. С наказанием руководителей' колхоза са.ми причины отста вания отрасли ведь не исчез- — Работу животноводов мы обсуждаем чуть ли не ежемесячно, но сдвигов нет. В чем причина, я не знаю, — заявил на бюро А. В. Пень- Заявил так Александр Ва сильевич, не найдя смелости признаться, что привык быть ■ у предшественника Н.- П. Во ейкова — А. • Н. Печен- кииа на подхвате. Че ловек энергичный и во левой,' тот замыкал на се бе все вопросы, и за широ кой его спиной беззабот на выдвинули на другую должность, и создалась ситу ация, о которой метко ска зала доярка А. В. Булгако ва:. «У нас в колхозе нико- му,йичего не нужно и никто ни за что не отвечает». Как же реагируют на из менившуюся ситуацию парт бюро и его вожак? Ровным счетом никак. Речей много, и все о деле, и нет главно го — самого дела. Еще в марте, прошлого 'года парт собрание ^потребовало от ру ководителей колхоза разра ботать мероприятия по раз витию молочного -ЖИВОТНО- ■ водства. И ЧТО же? Прошел год, но и поныне о принятом постановлении никто не вспомнил. Дважды за лето вопросы производства моло ка. обсуждались на заседани ях партбюро, 'щедро разда вались взыскания, но все разговоры, а с ними и приня-' тые решения ушли, как вода в песок. А ведь многообеща ющей быДа задумка: органи зовать вахтенный метод ра боты бригадиров фермы, ужесточить. круглосуточный .контроль -за . работой живот новодов, .Но оба бригадира, как 5 '-тверждает теперь А. В. ■ _Пеньков, «оказались недоб росовестными», затея заглох ла. Наконец, приняли реше ние о переводе с января 1988 года на двухсменку всех жи вотноводов. И снова осечка. Тут-то что помешало? — Не привьется она у нас, — пытается убедить меня парторг. — Народ на ферме престарелый, а- нагрузка и без тогб предельная. Пого ворили с доярками раз, дру гой и оте.тупились; Странная получается ситу ация. Решение ■ принимали коллегиально, отменил его А. В. Пеньков самолично, не посоветовавшись с членами Потом я беседовал с до ярками . М, П. Воробьевой, А . . В. Булгаковой. Обе они пенсионного возраста, но продолжают трудиться. По их мнению, виноваты вовсе не животноводы, а руководите ли; попытались ввести двух сменку наскоком, не создав материальных предоосылок. — Кто бы стал во.зражать, — говорила А. В. Булгако ва, —' если бы колхозные начальники позаботились о механизации, поточно-цехо-. вой системе, о кадрах, соз дали бы нормальные усло вия для быта и отдыха? Но ведь ничего этого не было сделано, и нас, же теперь об виняют. Сейчас при всяком удоб ном случае А. В. Пеньков, другие руководителя любят поплакаться на якобы ■ сва-' лившееся на колхоз несча- — Мы погубили сорок луч ших коров, не найдя замены ушедшей на пенсию доярке, — сетует Александр Василь евич. — Да и перекормили стадо свеклой. Перечисляет с убежденно стью пострадавшего, же до- ■ ■пуская мысли, что вся эта бесхозяйствеинреть — резу льтат его несостоятельности и беспринципности. Скажем, . А. В. -Пеньков винит специ алистов. А что предприняло партбюро в данном случае? Только перетасовало кадры. Взять А. Н. Чулгокова. ■Ра нее он уже возглавлял зоо техническую слуясбу, и не особо удачно. Перевели его в бригадиры. Но и тут специ алист не проявил элементар ного усердия. Тем не менее полтора месяца назад его - вновь выдвинули исполняю щим обязанности главного зоотехника. о второго захо да возглавил ферму А. С. Лолукароа...........Подготовкой кадров партбюро и правле ние себя не обременяют. По просил секретаря партбюро назвать молодых людей, по- полнивши.х за последние 'го ды коллектив фермы. Нет таких. Не идет мо лодежь' в животноводство; ■Ь'слышав ненароко.м этот наш разговор, доярка Л. А. Федорова бросила запальчи- — И не дождетесь. Неве лика радость — в грязи то- к^тъ. Вы .0 людях забыли. И последние разбегутся. Слова доярки для,- .вожака коммунистов. не были Откро вением. Работают животно воды в тяжелых условиях, не прекращается пьянство. Я застал, А. В.- Пенькова в восьмирядно.м коровнике. За сучив рукава, он с бригади ром ремонтировал мехдойку. : — Что остается делать? Слесарь четвертый день в пьяном загуле, инженер бо леет. Не бросать же ферму на произвол судьбы,- В ■отделе кадров мне по* казали список отъявленных выпивох, наказанных штра фом, выговорами. А парторг прокомментировал его; — По уровню дисциплины мы ■спустились ' к 1981 году. Все приходится начинать сначала. Но вот незадача; все эти начинания сводятся за ред ким исключением к ,админи стративным мерам,, не даю щим эффекта,' . Созданный 'когда-то совет доярок;оказал ся мыльным .пузырем. . Вот тут бы и опереться на эко номические методы .хозяйст вования, как' этого требует перестройка. Но 'все разго воры сводятся' опять-таки к благим поже.ланиям, и то.ль- ко. Попробовали внедрить коллективный подряд, но «за бастовали Доярки». В пусто словие вылились МНОГОЧИС-. ленные рещения о'.внедрении хозрасчета, чеков, цеховой структуры управления.' Где верх берет дилетанст- во, там фальшь, неискрен ность. чего от людей не скро ешь самыми пламенными призывами.. Так, руководите ли колхоза призывают жи* Ботноводов экономить корма, а сами рационы составляют на 'глазок, списывают фураж как заблагорассудится; в пол тора-два раза больше факти чески израсходованного на общественное стадо, -поощря ют бесхозяйственность, во ровство. На календаре март, а до ярки не приняли даже ■обя зательств на,. 1988 год. Вся гласность итогов работы све-^ лась к. выпуску эстафет, и те ’ заполняются через два' дня на третий. Меры поощрения доведены « в устной форме». Кстати, не лучше гласность и соревнования ремонтников. Вся наглядная агитация, что вывешена- в настуженном До ме механизаторов, посвяще на еще жатве хлебов и пахо» те зяби. I Попросил у парторга план массово-политической рабо ты, в ответ опять-таки изви-■ нения, ссылки на занятость: — Не составлял, все не- В ' аналогичном ракурсе строится агитационная рабо та. Поучительный > разговор состоялся у меня с библи отекарем А. В. Чулюковой, по мнению .'А. В. Пенькова, лучшим, агитатором. — Когда были на ферме? ■ ■— С месяц назад, может и больше... Какой-то боевой листок выпустила. К чему привело попусти тельство в развитии живот новодческой Отрасли, лучше сказать словами отчета парт бюро по руководству пере стройкой: «На ферме ■ нет порядка, ■ племработа' запу- нщна, контрольные дойки не проводятся с ноября поза прошлого года, удои с 2140 килограммов съехали до 1870. План заготовок молока выполнили на 93 процента...» Только что' коммунисты колхоза обсудили плачевные итоги начавшегося года, по традиции объявили взыска ния. Па том постановление собрания обрывается. На этом- можно было бы и поставить точку и нам. Но не дает покоя одна мысль. Как же так, при старом пред седателе был А. В. Пеньков хорош; а при новом вдруг стал- беспомощным и несосто- я-рельным как партийный ра ботник?. И потом, .откуда это в колхозе и в работе парт бюро такая страсть к нака заниям? Неуже,ли же РАПО н его специалистам, райко.му пар тии нужен был РОД, чтобы увидеть и разобраться, сколь безграмотно ведется в кол хозе животноводство? Ведь не может нее быть так, что за тод парторг пе реродился и стал бездельни ком, -что' партийная органи зация, ранее инициативная, вдруг стала безынициатив ной. И парторг, и парторга низация были такими и при старом председателе. Дело только в том, что все это прикрывалось процентами и тоннами, которые давались во.тею руководителя хо зяйства, и райком мало беспокоило, че.м .живут ком мунисты колхоза. А как гря нул'гром,, тут и вспомнили о них. Это еще раз говорит о поверхностном стиле руко водства первичными органи зациями района. Неужели райкому. нужно было ждать этого грома, чтобы в^друг об- й'аружить, что мероприятия цо подъему животноводства, утвержденные на партийном собрании,' остались . пустым звуком? А, может, благодат- ве'е было бы заранее прове рить. как они выполняются, в Ч6.М-Т0 помочь и-РАПО за ставить уделить этому хозяй ству больше внимания, а не ждать, пока сгустятся тучи. Неужели работникам райко ма; посещавшим это хозяйст во, год назад неясно было, что и соревнование доярок - организовано здесь из рук ' БОН плохо, и воспитательная работа никуда н е родится? ■При мне- инструктор рай кома А. И: Ишутин шепо том советовал А. В. Пенько ву, как поубедительнее оп равдаться, что .большинство протоколов заседаний . парт- 'бюро и собраний оказались неоформленными.. Вот на та ком 'уровне была помощь секретарю, йесмбтря на то, ЧТО', работники рай140ма. наез жали в колхоз часто. • Ну, исключили, -ИЗ партии председателя, наказали пар торга, а дальше что? В сущ- ’ности ведь это бюро райко ма расписалось в -.своих ошибках: председателя-то ре- ко.мендовало оно, оно же и парторга утверждало и ком мунистами. руководило-. А по лучается, наказав обоих, рай комовцы. как бы меры при няли, сняли . с себя ответст венность, А где гарантия, что у нового руководителя дело "пойдёт на лад? Наказа- ' ния не метод организации дела! гораздо удобнее и эко номичнее — но это труднее! — не ждать, пока гром гря нет, а снимать напряжение практической работой, дело вой помощью и 'со стороны- РАНО, и со стороны райко ма КПСС. Разнос — не помощь. Те перь становится понятным, откуда вот .такой стиль был привнесен и в работу партий ного бюро хозяйства. Разно сили, наказывали, но ничего практически не делали Для подъема отрасли и оказа лись у разбитого корыта. Е. КАРПУХИН, соб. ворр. «Ленгшекого знамени». ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ в прошлом году отдача пашни в нашем хозяйстве за метно возросла. Так, с гектара получено 27;4 центнера зерна, 242 •— сахарной свеклы и 386 центнеров кукуру зы на силос. И это не случайно. Стали 'более грамотно ■работать с удобрениями.' На одном из собраний посту пило предложение, что неплохо было бы создать свой отряд плодородия. Коммунис ты ухватились за эту идею, и он бьш создан. Каждый день отряд сейчас вывозит на поля по 300-^4СГ0 тонн органики.. По-ударному трудятся в нем коммунисты В. В. Черенков и В. П. Черенков. Оба: значительно-перевыполняют нормы выработки. На поля уже вывезено около десяти тысяч тонн на воза. Работы продолжаются. А. КУЗЬМИН, еекретарь парткома колхоза «Родина» Долгоруковского района. В НАЧАЛЕ ПУТИ Совсем недавно, после окончания СПТУ-21, пришла в научно - исследова’гель- ский отдел Липецкого трак торного завода комсомолка Елена Бочарова. Но она уже успела зарекомендовать ■себя исключительно с положитель ной стороны — все поручен ные задания выполняет точ но и й срок. Фото Д. ДРОБЫШЕВА. Т Р Е Щ И Н Ы Н А С О В Е С Т И (Оковчанне. о на 1-й стр.) во, что «развернулась» в стройиндустрии. ' . ^ Расскажу еще об одной острой ситуации, случившей ся одновременно в котловане ' главного корпуса пусковой. стройки. Правда, здесь пред ставителей стройиндустрии так и не дождалась бригада монтажников Э. Т, Бугро из ' «Юговостонстальконст- рукции-1». Пришлось-ей вер нуть- восвояси три ф е ^ ■МЫ новой серии со сквозной трещиной в верхнем поясе. Благо, брак явный, и никто не стал бы монтировать на верху эти ■двадцатитонные конструкции, которые не медленно обрушились бы. Беда в том, что мы по теряли по этой причине де сять смен и 50—60 тысяч рублей к февральскому пла ну. не считая почти тысячи руб.лей, выплаченных за про стой тяжелого крана, —объ яснял ■с’гарший прораб 'А . В. Красильников. — Я. трижды ездил к поставщикам, пыта-'. ясь понять, в чем; де.чо. Те уверяли, что фермы ломают ся в пути, а водители, тягачей с этим не соглашались. Ви дел я в цехе, как вынимали продукцию из форм. Стро повка неправильная, цепля ли двумя захватами вместо -четырех. Выкрошивалея. бе тон. оголялась арматура, по являлись тонкие трешины. Со ссылками на отсутствие схемы строповки и техноло гии транспортировки не мо гу согласиться. Нет схемы—■ требуйте, но безответствен ность, халатность в работе непростительна. Сейчас в стройиндустрия возвратились к старой серин ферм. Поломок не стало. Нб от старых, привычных ^ д е фектов не избавились. Каж дая третья Ферма приходит с неправильной маркировкой. Хорошо что выручает опыт бригады Бугро и его прора бов: монтаж ведут -примени тельно к месту, а не к пас порту изделия. — А кто нам заплатит за исправление дефек-Тов? — резонно спрашивают мон тажники. — Много времени теряем, чтобы такие изделия одно к другому приварить. А у нас жесткий график. Фер мы грязные, в мазуте и со лярке. Попробуй их забелить на высоте, когда ' сдавать объект будем. Маркировка приходят пу таная потому, как выяснили монтажники, что инженеры ОТК стройиндустрии не сле дят за тем, что закладывает ся в формы. Для смазки ос настки там используют не известковое ' молоко, как по ложено. а мазут и солярку, с которыми, меньше возни. О последствиях не заботятся. — Почему не представля ете документальных претен зий, за низкое качество из делий к своим поставщикам? _ спросили. прораба мон тажников В. Д. Дремина. . — Не дозовешься их. — Но вы же имеете пра во тогда и без них оформить — Понимаете, у постав щиков отработана система давления на строителей. Да и правоту свою нам трудно доказать, подсказывае-т прораб В. Я. Припадчев. — ХлоПот не оберешься. Проще как-нибудь самим вы крутиться, — .добавляет стар ший прораб А. В. Красиль ников.' Бригада Бугро с такой по зицией своих руководителей не согласна, нр решитель ных действий в Соответствии с Законом о .государствен- но.ч предприятии не пред принимает. Тоже свыклись. Этим и пользуются бракоде лы. Нельзя же всерьез гово рить, о дисциплинирующем факторе тех 28 актов на некачественные изделия, оформленных за весь прош-- лый' год липецкетроевцами, из которых лишь двенадцати дан ход. В итоге — пятьты- сяч рублей штрафа за год. ■укус комара для поставщи ков, не более. Казалось бы. теперь, с пе реходом- на полный хозрас чет экономическая необхо димость заставит салгах стро ителей I повести решительную борьбу с поставщиками, у ко торых не только на панелях, но, видно, и на совести из рядные трещины. Ничего по добного! За январь и фев раль подготовлено всего че тыре акта с претензиями. — Причина инертности на ших строителей — в уста ревших инструкциях,. — разъясняет заместите.ль на чальника строительной лабо ратории треста Н. И. Панич- кин. — Чтобы составить акт и довести его до конца, на до столько формальностей соблюсти, что у большинст ва .просто руки опускаются. Например, уложиться с оформлением надо в десяти дневный срок. Как это сде лать,' когда дефектная про дукция валом' валит? За всем не усмотришь. Впрочем, и в этих усло виях . некоторые управления ведут жесткую борьбу с вы крутасами поставщиков.. И. надо сказать, небезуспешно. Значит, дело не только в ин струкциях, но и в мягкотело сти иных строителей, согла шающихся на все. .лишь бы жилось спокойнее. Выяснить конкретную при чину, как родились те брако ванные панели, что грозят ныне обрушиться, сложно. Предполагают так; цеховой .мастер и представитель ОТК недосмотрели, не проверили, что- заложил в оснастку- фор мовщик. Не проконтролиро вали ход. важнейшей 'техно логической операции. Прене брегали своими прямыми служебными обязанностями. Как повели . себя поставщики дальше? Член комиссии В. И. Кутузов, вопреки обшем.у ре шению в свое.м особом мне нии. вписанном в документ, постарался откреститься от ответственности. Честь .мун- ' дира оказалась дороже ис тины. ^ 1ЕСЛОВ. — РЕШЕНИЯ, ЗОВУЩИЕ К ДЕЙСТВИЮ -------- ВУЗ: ГРАНИ САМОУПРАВЛЕНИЯ Как привлечь студентов к управлештю? Этот вопрос ши роко обсуждался в вузовской среде. Но'единой точки зрения между нами, преподавателями, долго Не было. И только фев ральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС дал определенньш ответ; Сегодня нужна, говорилось на Пленуме, современная концеп ция демократического \-прав.те- ния наро,» 1 Ным образованием. Речь идет, прежде всего, о максимально, широком развер тывании школьного и вузов ского самоуправления... Про фессорам и студентам, избран ным в ученые' советы, надле жит, как коллегам, совместно с общественными организация ми при 1 шмать непосредствен ное участие в управлении ву- Если взять эту хгроблему кру пным планом, то она, несом ненно, выросла из гуманисти ческого принципа педагогаки сотрудничества. И что особенно ■важно, является одним из спо собов умножения интел,текту- ального потенциала, развития социальной зрелости, активно сти. одновременно и студенче-. ского. коллектива, и самих пре подавателей. А социально-ак тивную личность, напомню, от личают и творческое' ■участие во всех основных видах обще ственной деяте.\ьности, и сво бодный, самостоятельный вы бор конкретных занятий, наи более соответствующих инди видуальным способностям и потребностям, и стремление к универсальн-ой самореализации. На практике же свободная самореалиэкщя или, иными словами, самоутверждение лич ности студента в учебном тру де (основу которой может со ставить • лишь осозн-анная за- .интересованность студента в овладении будущей специаль- ростыо) подменяется тем или иным, нередко п^шнуждающим, воздействием. Думаю, это и послужило основой утверж дения авторитарного «^учения и воспитаыия в вузе, ■с чем студенты все больше не согла шаются. Они вполне справед ливо хотят ■увелргчегшя количе ства -«степеней свободы» для себя в выборе объема и со держания ■ необходимых про фессиональных знаний, умений и навыков. Вот только как ре ализовать свои устремления, часто и не знают, и не умеют. Это действительно трудно в рамках слояшвшегос.ч в выс шей школе своеобразного сте реотипа, на который должны равняться как преподаватели, так и студенты. Нашример, есть учебный план. Выполнение его. строго об51зательно для студентов. Поэтому пропуски занятий строго запрещены, сво бодное посещение, по сущест ву, чуть ли Не каждым препо давателем с порога отаергает- А что арсявсходиг' е оостав- занятий? Уверен, студенты дол жны включаться в !■этот про цесс, в результатах которого они кровно заинтересованы. В частвост, студенты нашего факультета в массе своей про- гив второй смены, занятий, но до сих пор их требование пе- реомотреть расписание ректо ратом не удовлетворено. Что же касается нашей соб ственной позиции, то сразу после XX съезда ВЛКСМи по- становлекця Мютуза СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О пер- врочередных мерах по расши рению участия студетов в уп равлении высшими учебными заведениями» на историческом факу.\ьтете сделаны -первые шаги по развитию студенчес кой актввиостя и самостояте льности. По-деловов»у. натфямер. бы ло воспринято предложение об представителей в совете фа культета и стипендиальной ко миссии. Кстати, в совет факу льтета и института студентов рекомендовали и единогласно за них .проголосовали все ком сомольцы. Оно и понятно: уча стие в этих коллективных орга нах управления должно дать молодым больше возможностей самим решать вопросы: чему учиться, как учиться и у кого? Но каких-либо заметных нрояв- лешш с их стороны в этом на правлении не наметилось. Ду маю, здесь мы имеем дело с плода^р^ маогалетнего воздей ствия авторитарной хпколъиой педагогики. Будем сообща пре одолевать эти трудиости. В далытейшем нам предсто ит выработать общую котщео- цию решительного пово[юта от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода. Над тем, как лучше и быстрее это сделать, думаем сейчас сообща. Студент при водят немало аргументов в по льзу сокращения . аудиторной нагрузки, увеличения доли са мостоятельной работы, поиска совершенно новых форм индлЭ видуализировашюго обучения. С учетом их пожеланий уже введены часы самостоятельных занятий, а на старших. курсах — один «свободный д е т» для работы чад курсовыми и дип ломными работами. Но этого мало, да и преподаватели фа культета пока по-разному оце- шшзют новинки. Нам предстоит глубоко и се рьезно осмыслить первые ито ги деловото партнерства со сво ими восшгтаиниками. Считаю, здесь, в этом главном узле, ж возникает вопрос об объеме и границах студенческого само управления. Нам представАяегсщ чю по шли мы все-такц правильным путем — путем постепенного и все _большего доверия сту- . денческим коллективам, пере дачи отдельных, присущих то лько деканату функций управ ления, На факультете, по су ществу, изжиты случав, когда деканат принимал бы решения без предварительного согласия студенческих коллективов. Можно назвать ряд приме ров. Взять распределение стя- пендиального фонда. Этот воп рос уже второй год решается ' самостоятельно. Ныне он выз вал особый интерес: 50 л 25 процентов надбавки .за отлич ную и хорошую учебу нагляд но, материально пока.зали, что такое культ учебьь 27 отлич ников- по итогам зимней экза- иенащюнной сессии «съели» около половины стипендиаль ной суммы, выделенной на фа культет. Сзсолько тут возникло горячих, заинтересованных спо ров, как важен оказался одно временно принципиальный н вдумчивый подход. Ребята ана лизируют, спорят, решают... ■ Третий трудовой семестр.. Преподавателями факультет не богат, тем более, что почти все заня-т вплоть до 10—12 авгу ста в учебном процессе, а там — отпуск. Так вот,;без эвтузи- астов-студентов деканату и тут не обойтись. Представьте; к концу августа на уборку яблок в совхоз мы отправили отряд почти в сто человек, а препо даватель с ними один, и тот — с другого факультета. Впро чем, выход мы все же нашли; создали по принципу бригадно го подряда два молодежных коллектива, которые возглави ли студентки В. Александрейа и Л. Анисимова. Считаю, что только благода ря студщгческому самоуправле нию были вьшолнеаы и неко торые ремонтные работы в здании института. Без какого-либо участия пре подавателей отличщ> сработаля сгройртрядя «Русь-2» (второе место среди ССО обла- ,сти) — командир В.'Стрыгин, «Русь-1» (отряд проводников) — командир М. .Баранова, агит- отряд «Перикл» — командир И' наконец — общежитие. Распределение мест в нем про водится при- непосредственвож •участии студентов. Мало того! наш (|акультет делепгровал даже на должность комендан та старшекурсника Н. Навру»- бекова. Двое ребят там -же, в общежитии, работают дворни- Рассматривая проблему сту денческого самоуправлекая с точки зрения его границ и реаль- ных возможностей, следует обязательно сказать и о «пра ве запроса». Студенческие колс лектины, как нам кажется, должны иметь право требо вать официального, мотивиро- ваннрто ответа на некоторые вопросы, которые администра ция почему-либо решила без учета интересов самих сгудеи- тов. Так; со стороны будущих преподавателей истории был сделан запрос ректорату по поводу сменности занятий и о необходимости исключения од ного из студентов,' потерявше го моральное право обучиться профессии учителя. В резуль тате студент исключен из ня- ститута приказом ректора, а также дано разъяснение и по поводу сменности занятий. Многое уже в начале раб» ты вызывает удовлетворение. И веФтаки трудно согласиться с самими темпалщ развертыва ния студенческого самоуправ ления. Прав был старшекурс ник Ю. Котюков, когда на не давнем партсобрании ф^улъте- та. сказал, что нам всем здоро во надо этому у'шться, поло жительного опыта крайне мало. Поэтому необходима поддерж ка на деле, а не только на сло вах со стороны преподавате лей, и в особенвосга общест воведов. Надо учиться самям и учить этому сту'дентов. На ши выпускники все чаще жа луются на отсутствие знаний и навыков собственно упрввлеа- ческого труда. Следовала бы, на наш взгляд, 'этот а.спект не обходшъ молчанием в курсах общественно-политических дяс- циплиж. Больше внимания сто ит ему уделять и кафюдрай психолого-педагогического цик л а в особенности - в период педпрактики. Нетрудно пред положить и то, что в дальней шем школьное самоупразле- вке, безусловно, будет нахо диться во все большей в связи с вузовским, новые 'задачи и вопросы. А пока хотелось бы гюдчер- гнуть сущесгвехшое. В совре-' менных условиях действея- ность всех наших усилий, ж том числе в развитии демокра-; тических , основ управления;, все более зависит от личного примера каждого из нас. Имен но пример наставника оставля ет глубокий след в жизни ио- лодых людей, прямо влияя на всю .их последующую профес сиональную деятельность. Мы стараемся об этом не забывать, на факультете в поле зрения постоянно находится вопрос; наско-лько существужищая мо рально-психологическая атмос фера, демократизм, раскован ность позволяют коллективу преподавателей и студентов полнее раскрывать свои во» можности в учебном, науч но-исследовательском труде, в развитии общественных начал в процессе управления. Нам веобходшио, как этого требует от нас партия, создавать 'в кол лективах атмосферу родного дома, где мы за все отвечаем. А. ПОПОВ, ш. о. профессора, девая исторического факультет* Так называлась опувлякеваи- ная в «Лешпцжсж* эваменн* 8 января критическая коррес понденция. Напгамннм, о чей в ней шла речь. Работая, причем не первый год, на сборе я^лок в долгору ковском совхозе имени Ттши- рязева, студенты Задонского техникума механизации н элек трификации сельского хозяй ства обратили внимание на не соответствие моральной оцен ки их труда с его материаль ной оплатой. Проще говоря, на разрыв между словом и де лом. Почетные грамоты, благо дарственные писыиа райкома КПСС, дирекции и парткома хозяйства — это с одной сто роны. 8 , 6 , 2 ... рубля за более чем месяц работы — с другой. Такое, студентам понять было трудно. Тем более, что на уро ках политэкономии они хоро шо усвоили основной закон ■ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ «БЕСПРАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ» Побьшав на «месте провеше- ствия», наш корреспондент вь*- слушал немало теплых слов в адрес учащйж:я и от руково дителей совхоза, и от первых лиц района, часто бывавших в страдную пору в хозяйстве,. Тем неожиданнее оказались от веты. полученные на публика цию от первого секретаря Дол-, горуковского райкома КПСС В. В. Качапина и генерального директора объединения «Ли- пецксадп!ггомвик» В. Н. Щети нина. Какой там «честный удар ный труд», какая высокая «ор ганизованность При проведении уборочных работ» (эти слова — из почетных грамот, хранящих ся в техникуме). Из ответов явствует, что учащиеся чуть ля ае ваюловт то не заработали. «При .удержании стоимости питания на сумму 11852 рубля студентам причитается 1434 руб., а им выдали 2015 руб., — Еюдсчитывает В. Н. Щетиним ж делает вывод; — Сумма в 581 руб. пошла на убытки совхо за. Таким образом, студенты ОСТ€1ЛЛСЪ 5!^олжниками..> о . том же и в ответе В. В. Качжиша: «Ряд студентов ие смогли захиботатъ сумму,. не обходимую для того, чтобы оп латить стоимость питания. От сюда можно сделать вывод, что отношение к своим обя занностям у них было ра» ное. В итоге из-за неоплачен ного питания совхоз понес 581 рубль убытка». Может быть, молодые люди ж впрямь отошля от норм на шей марали, утратили идеоло гическую ориентацию, не по нимали и не понимают полити ческого значения лозунга «Все выращенное — убрать я со хранить!»? Разумеется. были среди них и любители пово- лынить, и даже разгильдяи бы ли. Можно даже согласиться с перечневкой фамилий на сей счет (проверяющие выявили ребят, не выполнявших нор мы), но зачем же всех-то чо хом записывать в бездельники? Большинство студентов хоро шо знают, что село нуждается в их помощи я готовы это де лать. Не случайно же из мно- нотклеавоА аршш сгудекто» учебных заведений офьасти г работало 2200 человек — -учащиеся За донского техникума традици онно занимают первые места- Что же тогда окажут долгорук концы об остальных своих по мощниках? Как-то вскользь, скороговеч)- кой говорится в ответах об ис тинных причинах низких зара ботков — невьшоляении совхо зом планов, слабом урожае плодов, опустевших в связи с этим фондах поощрения. Но при чем тут сгудепты и зачем валить с больной головы... Обошли' молчанием ответст венные товарищи и такой прин- грпшальный момент, как орга низация труда на договорной основе, по принципу бригадно го подряда. Между тем, из всей армии шефов бььло создано всего-навсего 10 зветев , рабо тавших на подряде. Кстати., все они значительно перевьщо.лни- АИ задание и прилично (в срав нении с остальными) заработа ли. Правда, руководители хо зяйства ' уверяют сегодня, что на договорную систему, перехо дили все. кто хотел. Понимать- это следует так: наше дело — сторона. Такая позиция имеет свое объяснение. В совхозе ни раньше, ни теперь не считали студентов за.., «серьезных» ра бочих, за реальную силу, за взрослых, наконец. Счита.ли, что им положено думать об а не о рублях. К то- — педагоги, с которых спросят я ' за практику, и за дисципли ну, и за план. И вдруг —- пи сьмо в га.зе'гу, возмущение! Раньше работали и ничего, до вольны были, а теперь, видите А чем, давайте сами себя спро сим, они должны быть доволь ны? Больше месяца ребята тру дились в совхозе, за это вре мя не только не заработали, но и износили, изорвали свою одежду (хозяйство спецодеж-, дой не обеспечивает), да еще услышали намек на то, что да ром, мол, их тут кормили. Работая на уборке яблок, восемь учебных грунт израс ходовали в общей сложности около двух тысяч часов, пред- назначееных для занятий. На 10 процентов, пришлось сокра тить теоре'гаческий курс и на столько же лабораторных за нятий. Эти потери в технику ме наверствают до сих пор. Неладная история вышла и е поощрением. Несмотря на свои претензии к студентам, В. Н. Щетинив закончил -ответ в ре дакцию такими словами: «За активное участие в уборке урожая плодов 1987 года об комом профсоюза работников АПК пере'числено Задонскому техникуму 1000 рублей для приобретения культинвентаря». Поблагодарить бы за заботу, да вот незадача; 'обещанная пре мия где-то застряла -и. до учеб ного заведения не дошла. Странно, читать ж' «пряэга» вне» секретаря райкома: «По четные грамоты и благодарст- веннь 1 е письма выдавались со гласно списку, представленному старшим преподавателем. При чем о моральном поощрении _ сгудвцтрв настойчиво просили - руководите^ техникума». Хо- 'йрши же пороки в ДоАтору- к^ском райкоме партии, если знаки ОТЛ 1 ГЧИЯ там «выдаются согласно списку». Что же это получается — вьшросили за- донцы себе грамоты? Но как тогда быть с первым местом я словами благодарности в ад- ■ рес помощников?" А ведь речь в той публнк» ции шла не о рублях с копен ками (не только о них во вся ком случае). Поднималась про блема, от которой не уйти ни сегодня, ни завтра совхозу имени Тимирязева, КаК, Впро чем, и осталытм хозяйствам ' тсио же профиля. Без тгс» эщи студектов' .— это, ясно! — им на уборке не обойтись. И не надо уводить разговор в рути ну демагогии и отговорОк, не надо демоАстрировать одну ,единственную решимость — не считаться с очевидными фак тами. Нужно уже сейчас, не откладывая в долгий ящик, ду мать над созданием экономи чески выверенных отношений с шефами, о взаимном деловом, партнерстве и взаимн<ж ува- Отдел гфопагацды «ЛЗ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz