Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
вОЕШПСЕОЕЗШШЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС ^ 7*- й и областного Совета народных депутатов год издания Пятница, 26 февраля 1988 г. № 47 (18 044] Цена 3 коп. ПЕРЕСТРОЙКА И ШК О Л А Простор педагогическому творчеству открывают решения Пленума ЦК КПСС После хлеба дороже всего для народа — школа... Заповедь давня51, во 'Вьгсокая ее спра ведливость выве ощущается по-новому остро. Два дня в Кремле Пленум ЦК КПСС обсуж дал заботы в перспективы’ народного образо- Далеко ввдво с кремлевской трибуны — в такие Дни у каждого из нас будто расширя ется кругозор, умудряется взгляд. Во всех трудах и боях, выпавших на долю социализма, ваша нбсола была вместе с наро дом. Здесь наШе прошлое, здесь берут истоки слава и мощь страны, ее духовное богатство, . ственные ценности. Здесь ваше настоя щее. В^е мы родом из школы. За партой на- лись ваши достоинства и недостатки, все то, что нас сегодня радует и тревожит, дает опору иля вынуждает к борьбе. Школа н общество неразделимы. Сейчас в классах и аудиториях формируется наше бу дущее — ноколевне, которому в ближайшие годы предстоит активно включиться в пере стройку, осваивать новые скорости и качества развития экономики, продолжить преобразо вание общественных ошошеиий, взять на се- I'ответственность за судьбу социализма. С нарастающей тревоюй внде.ш мы, что школа идет в обозе общественной иерестрой- кп. Объявленная в 1984 году реформа абук- суег», вязнет в проблемах и нротиворечнях. Э 1 зер 1 'ия педагогических коллективов нарали- зуется косным бюрократическим управленне.м, произволом инспектуры, формализмом, «про центоманией». В результате решающие силы учитель, преподаватель, ученическое и сту денческое, сат^оуправлевие оказались вне борь оы За перестройку школы. На глазах падает престиж званий, качество обучения и воспи- А ведомства просвещения бесяринципно ка муфлировали прложевие дел благополучным нроцентом успеваемости, бодрыми докладны- ■■■■ о всеобщем охвате. Предостерегающие, кри тические выступления печати превебрежнтель- по. объясняли некомпетентностью, нездоровым воображеннем журналистов. К, чему это вело? В текущем учебном году органы юсинспекции проверила общеобразовательную подготовку 2 ? тысяч вузовских первокурсников — вьш;^с- ов школы и ПТУ. С контрольными задани ями не справились 25 нроцентов студентов и 45 процентов учащихся техникумов. Документы Пленума ЦК иартин учат преж де всею 1 л,овне анализа всех факторов, тор мозящих перестройку в сфере образования, дают пример смалою, открытого, незамутнен ного ст.-реотнпамн взтляда на реальность и бу дущее советскон школы. Отсюда и вродуман- аое многоооразнс нредаринимаемых мер, со-, ответствующнх логике жвзни, богатству воз можностей социализма. Отсюда н выверенная решительность действий. Кардвнальшае изменеввя, внесенные в ус- танбвгш реформы общевбразоватальной и про фессиональной школы, отвечают идеологии и практике развернувшейся перестройки общест ва, соответствуют ее общему знаменателю— новорогу к человеку, к его непосредствённым нуждам и интересам. Освобождаясь от пут единообразия, навязан ного догма гикатак. нашей школе предстоит, усилив общеобразовательную функцию, раз вивать ее првмевите.льно к ннАИвидуа.льности, 1 !;ать равные возможвосга каждому раскрыть свои дарования, дифференцировать оауче-ние. Единство целей и задач образовагшя до.лжно органически сочетаться с разнообразием шко.л, гибкостью учебных нланов и программ, опи раться на передозую педагогическую практи ку, новаторские методы обучения и воспита- Все заботы, все трудности народного обра зования глубоко осмыслены на Пленума 14 К. Сформулирована комплексная программа, вклю чающая масштабное техническое переоснащё- нае общеобразовательной. НАВСТРЕЧУ XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ВАРТКОН^ЕРЕНЩИН ПЕРВЕНСТВО ДЕРЖИТ В. ОРЛОВ Гг!тмичпая работа .'ипецкого цсмзаво,у1 за- Втчег.лтз — ветеран заво,\.т, п (03"ршрцстп:- вшит от !.<>( тлилоппй н 1.3(411ШК.1 - ГСПОРНО- В -.адост [(мшмщ, что II1:ечо1ает смл доби- III сырья. Ежодпемю шофер мо1Цш>’'о Ьгл-\.}1 ватьгя ззм тт-'-'Х \ гпехоз. В'тчсч лал Орлов .лпсгаглч.т на сырьезл'О Г.т- И \ СИИМКД'л- г. нтпогтняковстм карьере; зл Ь) 0—706 ЮНН навес 1НЯК.1 за смэнс, апачи- гагсрер Бячсс лав Орлов. тельно нср1-кры.!.1я ннрчл. срото В. СТРОКОВА. Не годы, а десятилетия пытались «1 сы» обкбрнать неретламентированную учитель скую мысль, подавшь любую внициативу, вы ходящую за рамки чиновничьих цредпнеавий. Сколько талантливых педагогов бросили шко лу по этой причине! Горько памятен с-лучай, когда перспективный оиьи учебного заведения нового тина (школы-комнлекса), о котором писала вся пресса, был вдруг безоговорочно осужден ОДШ 1 М канцеляристом: не вместился в его представление о принципе единства шко- •лы. Наказаны были и книга, готовая к выпус ку (рассыпан набор), и люди, причастные к ее подготовке. - Да, годы вяолзания в застой служат суро вым напоминанием: чем меньше альтернатив в создании новою, гем ббльше вероятность ошибок, тем уже зова прояилення таланта, инициативы, новаторства. Легко представить, с каким воодутпевлением будут изучаться документы партийного Пле- нутча в школьных учительских, на вузовских кафедрах. Какой взволнованной благодарностью ■ отзовется строгой и бережный партийный на каз: «Не. вытрав.лять, а всячески лелеять рост- )ки появившихся у нас школ, облик которых определяется деятельностью та.\антливых, ве- шаблонно мыслящих и преданных делу педа- В концепции непрерывного образования, пред ложенной Пленумом, общеобразовательной ншоле предназначена роль базового звена для последующей поД 1 ’отовка кадров квалнфшцгро- ванных рабочих и специалистов, всестороннего развития личности, самообразования в повыше ния квалификации. Впервые поставлена задача комплексного преобразования системы просвещения как цё- Аостного социоку льтуриого института в тесной, органической взаимосвязи всех его компонен тов. И эго — важнейшая сторона нового под- -хода к проблемам образования. Вторая, не ме нее важная сторона — взгляд на систему об- разоваяия как на одну из наиболее действен ных сил перестройки, развития общества. Во все времена школа была своего ро.да мо делью общества. Сегодвя она должна вернуть себе роль ускорителя, катализатора обшест- . венного развития. Дол>кна стать ведущей си лой формирования человеческого фактооа, дви- жушей частью того механизма, который обес печит необратимость революционной перестрой- и высшей школы, устранение ведомственных перегородок и проведение ва^деле единой го- су'дарственной политики в области народного образования, прочное взаимодействие всех ти пов учебных заведений, научных и производ ственных коллективов. Возвышается общественная значимость уче нического усердия. Труд познания нельзя обе сценивать побочными целями, не связанными с учебным процессом. Государственный ат тестат, диплом должны быть оплачены нолно- ценнымя званиями. Негоже, что уровень квалвфнкзцвв выпуск ников ПТУ сейчас зачастую отстает от техно логической динамики развития производства. Профессионально техническое . образование До лжно развиваться и укрепляться как единая государственная система подготовки высоко квалифицированных кадров, орвентированиая на завтрашний день. Ничем, кроме ушраиленческой неповоротли восга и близорукости, нельзя объяснить долго временную диспропорцию в обеспеченин на родного хозяйства инженерными кадрами. Со здаз переизбыток специалистов но ряду спе циальностей, вузы держат на голодном пайке электронику, приборостроение, автоматику, робототехнику, биотехнологию приоритет ные. ваправ.\ефая технического прогресса. Вы сшая школа стре^штельно обновляется. Пути ее перестройки разработаны с учето |1 новых подходов в экономике и социальном развитии. Намеченная программа преобразований долж на осуществляться комплексно, без перекосов. Урок такото подхода дает нам- партийный Пленум. В ходе его подготовки были мобили зованы широкие общественны® силы, собраны, проанализированы, обобщены сотни различных мнений, проектов, предложений. Отсюда — широта, масштабность выводов, конструктив ность выдвинутой программы, ее демократи ческий, поисковый характер. В принятых решениях Пленум Центрального Комитета партии обязал ЦК -компартии союз ных республик, крайкомы, обкомы, горкомы, ркйкомы партии реиштельно повысить уровень политаческого руководства сферой образова,- ния и воспитания учащейся молодежи, глубоко вникать в содержание работы учебных заве дений, комиетентно, по деловому решать воз- никюбщие проблемы. «В партийном руковод стве народным образованием, — говорится в постановлении, — нет дела, более ответствен ного, чем забота о педагогических кадрах, о возвышешш общественного авторитета учите- Все мы держали экзамен в эти дни. Сколь ко бы.\о высказано глубо'ких, тревожных раз думин! Сколько проявлено гражданской, чело веческой заинтересованности в судьбе школы — учительством, деяте.\ями науки и ку.тьту- рь 1 , производственниками, партийными и ветсквмй работниками разных уровней! то.тько одно, гепера-льное' педагогическое уч реждевие 6 езмолвс 1 вова.\о—Академия педаго гических науи. Она по-преж;иему жила в соци а,\ьно безвоздушном пространстве, ожидая ру коБо,\ящих у&азааий сверху. Общество так не доткдалось от АПН обещанной концепции ! общеобразовательной средней школы, как, | впрочем, и многих других концепций. ; гтз этого фак(и надлежит сде,\ать выводы. Ъмло бы арекрасиодушием и далее ожидать от нынешнего руководства А1тт1 сдвшов в сторону под.гиьаои иерестроики школы в не- датошческои науки. Ровно как и откладывать эту перестройку до трядущея реорганизацц акаде.лиш. Иеоо.лс.димо уже се.одая создать широкий межведоые-гиеьиый временный ис следовательский коллектив д\я разработки конкретной программы обковления школы и седаюгики, включив в него все лучшие неда готические ся.\ы. 1 акие, силы, живые и гы>у>- ческие, есть в немалом числе и в са.м(ти АПЯ СССР, Одной из первых задач этого кол.тек- тива должна стать расчистка педагогической теории от вросших в нее мадолбов догматиз ма, начетничества и консерватизма. РеволЮциониое обновление школы призвано устранить все, что мешает ее развитию, мак симально раскрыть ее внутренвне восяитате- льные в ооразовательные ресурсы, ее общест венно иреооразуЮщий, соцна,шстический по тенциал. Эю значит — дать путь смелому, тиирокому развитию педшотческого творчест ва, всемерному развертывавшо педагогического новаторства. В условиях обострения борьбы передовых и коясервативных сил, когда педа гогическая бюрократия активно осваивает пе рестроечный лексикон и пытается трансформи ровать на свой лад все и всяческие новшест ва, мы должны раучиться зорко различать со- д.чинное и мнимое новаторство в педагогичес кой теории и практике. Нас не обольстят |сегодня столь знакомые по прежним временам залихватские педагогичес кие почины, рождаемые в канцеляриях нар- образа. Не обманут и попытки некоторых «те оретиков» от педагогики протащить под углом новаторства замшелые. дискредитировавшие себя идеи авторитарной педагогики, «Особое значение, — подчеркивается в иостановлении, — Пленум придает развитию творческих начал Б деятельности советскою учительства, про фессоров и ареиодавателей, поддержке и подъ ему их общественной активности». Много дискуссий, полемик, сноров предшест вовало февра-льскому Пленуму ЦК КПСС. Мы все больше воспринимаем это как норму жи зни. Всевародвое обсуждение не ■ закрывается, а будет продолжено — на высоте идей, сфор мулированных Пленумом Но ваши споры должны служить делу. Мы обязаны довести перестройку школы до конца и повсюду, пре одолевая любые трудности и помехи. Теперь — время действий! Время упорной работы ” широкого педагогического творчества. «Правда», 24 февраля 1988 года. ПЕРВЫМ СОРТОМ Уверенно первевств>тот в рай онном социалистическом сорев новании в честь XIX Всесоюз ной партийной конференции животноводы лебедянского кол хоза «Рассвет». Они б.ЛЯЗКИ ' К въшоляению квартального плана по" произ водству молока. Вся продукция сдана государству только пер вым сортом. Жирность молока значительно выше базисной. До бились здесь и существенного снижения себестоимости: затра ты на один центнер продукции . составили- 27,5 рубля. • Достичь таких результатов удалось, благодаря крепкой кор мовой (базе. На ферме установ лена новая мел 5 >ница для, из мельчения- кормовой массы. Вторая причина успеха — под- ‘ ряд и хозрасчет, тетивно внед ряемые в животтюзодстве. Ударный ритм в работе под рядного коллектива задают до ярки И. Д. Шабанова, А. А. - Хромова, А. М. Кондрашова. Э, СЕРГЕЕВ. ПОЛУГОДОВОЙ- ДОСРОЧНО! Успешно начали третий год пятилетки животноводы красвииского колхоза «Заветы Ленина». Ош 1 одниьш из пер вых в районе, досрочно выполни-: ли полутодовое задание по продаж® мяса государству. • Весомый вклад в эту -трудо вую. победу внесли хозяйства, которые в подворьях откормили и сМЛН в заготовку -60-бычков. Причем упитанность сданного скота оказалась выше средней, а сда точный вес — 410 килограммов. Н. МАТВЕЕВ. ЕСТЬ ПЛАН КВАРТАЛА! Животноводы колхозов име ни Максима Горького и имени ХХП съезда партии Измалков- ского района первыми в рай оне выпо.лннли кварта.\ьный план по продаже мяса государ- Успех этих коллективов не случаен. Строгое соблюдение технологии кормления и- рас порядка дня, сбалансированные рационы и добросовестный уход — все это стало здесь нормой. ■ Наиболее высоких результа тов на откорме добились 3. Д. Дрокнна. В, А. Крылова из кол хоза имени Максима Горззкого, Ф. С. Кочегаров и А. А. Гурь- ез из коЛхоза имени ХХП съез- , да партии. Среднесуточные привесы в их группах состав ляют 600--—700 гаммов. Ссановоды задонского совхо за «Освобождение» взяли с на чала года хороший старт. Для того, чтобы выполнить задание первого квартала, им потребо валось всего полтора месяца. На -приемные пункты уже отпраз.лено 160 тонн мяса. При чем сроки откорма сокращены, что дало значительную эконо мию кормов Особенно хорошо поработали операторы П. Ф. Пичугин и И, Н. Панин. По их группам животных среднесуточные при весы скота превысили 400 грам- ТОВАРЫ ДЛЯ НАРОДА ДУМАТЬ О ПРИБЫЛИ Коллектив Липецкого опытно-экспериментального , заво да по итогам четвертого квартала прошедшего года стал победителем городского соревнования за увеличение вы пуска и расширение ассортимента товаров культурно-бы тового назначения. Ниже мы рассказываем о том, как ре шают на предприятии задачи по производству изделий но на о-жуп' иинистерстнам, торговым базам и самим предприятиям. Задумали на заводе- -ос. Боить в текущем году выпуск пластмассовых банок для .сыпучих продуктов, облицб- вочйой плитки. Обратились с просьбой в Министерство тракторного и сельскохозяй ственного машиностроения выделить, иластмасс^автомат- и полистирол. Но , получили категорический -отказ. \1ежду тем, по расчетам, эти два из делия дали бы прирост , на сто, тысяч 'рублей — ^потре бность в них, велика.‘Кон-еч- -но\ коллектив не' собирается сидеть сложа руки, будет ис кать другие пути. ' И здесь бо-льшкм подспорь ем , служит конкурс на вы пуск новых изделий, который ежегодно - проводится , ,на -за воде. Все предложения обсу- нщаются на заседаниях тех- совета, где; принимается око- нчатёлйное'рещение. Исходят из реальных \ ■ возможностей. Кстати, конкурс... подсказал, например, что будет иметь спрос ручка для мебели. Вы пуск ;ее уже налажен. Фут. •как говорится, цопали, в дег В ^первом году пятилетки •на-заводе., выпускалось изде лий Ширпотреба на 360 ты- Главный технолог завода ■ Е. И. Курицын при встрече поделился; —Хотелось бы выпускать сложную бытовую технику. - ведь в ней очень больщая потребность. Но где -взять металл, комплектующие де. .Почему' зашел такой раз говор? Н 1УУ2 году объе.м товаров ширпотреба на ЛОЭЗе должен достигнуть 1,7 ми.миона рублей. Иогому н. встал вопрос: в нако.м напра влении дальше . работать? Завод перешел на . полный хозрасчет, так что надо ду мать- о прибыли. Кто может поеоветоват-ь? . , С торговых баз присылают список,това ров неудов.тетворенного спро;- са, перечень в не.м большой.' Но это' сегодня. А - завтра? Подобные списки приходят и на другие предприятия: где гарантйя, что и там не возь мутся -за выпуск «сложной бытовой техники? Сколько уже ведется ра-з- ■ говоров о создании в стране единогса координационного центра, который бы мог то чно, ответить на' вопрос* что выпускать и в - каком коли честве. Такой центр можно бьмо- бы наделить - правами распределения особо дефи цитных материалов; Но цент- ра_до сих ,пор нет, все отда ло 700 тысяч рублей без уве личения производственных мощностей.! Пользуются по стоянным спросо.м спортив ные гранаты, баиковскрыва- тель, диск здоровья, трена жер и. другие.' -Совсем не просто, однако, дается все это. коллективу. Строительст во ведется хозспособом, обо рудование приобретается за счет основных фондов. За траты значительные, но на заводе-, понимают, что иного пути н е т ..Вед^ товары шир потреба идут наравне с ос новной продукцией. Вот почему предприятие поддерживает постоянную' связь с базами -«Роскульт,тор га», «Росхозторга», "«Роско- опторга», участвует в работе оптовых ярмарок. Все реко. мендации берутся па замет ку. Правда, не обходится без накладок. Посоветовали,. на пример, освоить выпуск зап частей ■к автомобилям. Обра тились специалисты на стан цию техобслуживания, попро сили дать чертежи деталей. Их не оказалось. Поехали на ВАЗ, там согласились.выде- ■ лить, оборудование, докумен тацию и поставили условия, что все выпущенные запчас ти будут идти в счет... выпо лнения плана автомобилис-- там. На это, конечно, не по- Непонятяы: порой и дейст вия работников торговых баз, которые за;клю.чают договоры на,- поставку тех же товаров. из „других областей,, возмож но,, хотят создать.: конкурен цию, хотя, изделия мало цем отличаются друг от • друга. .Взять тот же запорный кла пан для сливного бачка. Ес ли судить по спискам това ров неудрвлетворенНого. спро са, то их требуется 400 тысяч штук, торговля же со гласовывает поогавку только на 76'тысяч шту'к. В(^т и ; приходится заводу снижать объем производства, терять часть прибыли. -Разумно ли Поневоле . напрашивается ' мысль; может быть, самим- цаводчанам, минуя местные , торговЬге базы, поиейать р 1 [ 1 ~ ' нки сбыта?.Неплохо бы было ' установить прямые связи с коставщик 5 .ми сырья и ма териалов на взаимовыгодной основе. Нельзя же, надеятьей ' ТОЛЬКО; на благосклонность министерства! . Производство товаров мас сового спроса не терпит за- ,стоя, инертности: чуть отстал от требований - - окажешься в проигрыше. Вроде. бы. из делия пока еще пользуются . спросом покупателей," но н а ' заводе-уже чувствуют, что в скорцм/времени отдельные видь^ продукции прндетея снимать.' с производства. ' Скажем,, до недавнего .време- ни запрос на тренажер сос тавлял десять тысяч штук, а сейчас всего пятьсот шТук. Вновь надо искать ответы : на непростые вопросы. Кол лектив завода все же наде- , ется освоить •, производство сложной электробытовой ':?е- ' , хникц. Нашлись, бы-, мощнос- ' ти - г , требуется только по мощь заинтересованных ор-' каннзаций области, . миннсте- . В. БЕЛЕНКО,’ Поздравление министра Правительственная теле грамма из .Минмонтажепец- строя СССР пришла в адрес коллектива первого Липецко го управления треста «Метал- лургпрокатмонтаж». Министр поздравил монтажников с присуждением им второго ме ста по итогам Всесоюзного соревнования за 1987 год. В телеграмме содержится высо кая оценка мастерства и са моотверженного труда мон тажников: на крупных етрой ках года. Не терять ни минуты По такому принципу рабо тает бригада ,С. Г. Лунева из первого управления тре ста «Липецкетрой». После успешного завершения стро ительства аэровокзала в об ластном цен.тре, коллектив вернулся на площадку Ли пецкой Магнитки, Здесь ему поручили сооружение цеха , по приготовлению лакцвых покрытий для динамных ста- , За месяц бригада демон тировала старые, фундамен-■ ты, подготовила котлован и . уложила. первый бетон в ос- ■ нование нового об'ъекта. В марте, раньше срока,, строи тели обещйют ' передать но вые, фундаменты под монтаж сборных конструкций , цеха , В. ТЕСЛОВ. Не просто слова 60. бригад из всех подраз делений треста «Жилстрой» включились в . социалистиче ское соревнование по достой ной встрече XIX Всес-оюзной партийной конференции. Они решили к дню ее открытия выполнить .план, первого по лугодия. Одними из первых обяза лись это сделатьобригады, во г.лаве которых коммунисты, заслуженные строители рес публики Н. Н. Лыткин, В. Д. Скулков, В. И. Подгайнов, В. В. Филимонова, А. П. Ано- Итоги работы в январе по казали, что принятые соц обязательства не просто слова. Многие бригады уже сейчас работают,- со значя-. тельным опережением г.ра- В. БОГДАНОВ. Премии- новаторам Почти полмиллиона рублей сберегли рационализаторы треста «Липецкетрой» в про шлом году за счет внедрения Б производство предложений по экономии металла, цемен та и других строительных ма териалов, За наиболее эффек тивные новаторские идеи при суждены премии творческим группам рационализаторов, которые возглавляют инже неры М. И. Четверткова. И. Г. Черноивапова. Н. А. Андренчев и Н. .Я, Спечнов. С. ГОЛОВАНОВ. ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА в соогветствии с ' Договором между СССР и США о ликви дации их ракет средней, даль ности -и меньшей дальности, по дписанным 8 декабря 1987 г., .предусматривается и кйс- видфщя советских ракет меньшей дальности ОТР-22 (СС-12), которые размещены на территории ГДР и ЧССР в ка честве ответных мер на раз вертывание . американских ра кет средней дальности в ряде' стран Западной Европы. Советское правительство, ис ходя из договоренности, дости гнутой на совещании Полити ческого консультативного комиг тета государств —- участников Варшавского Договора в Бер лине в мае 1987 г., приняло ре шение вывести в порядке про явления доброй воли советские ракеты ОТР-22 (СС-12), их пу сковые установки и соответст вующее вспомогательное обо рудование с территории ГДР и ЧССР по' согласованию с пра вительствами- этих государств еще до вступления в силу До- говор |1 о ликвидации РСД и РМД. Они будут выведены в феврале—марте 1988 г. на тер риторию СССР в места, обозна ченные в меморандуме о дого воренности об установлении ис ходных данных в связи с ука занным Договором.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz