Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
19 февраля 1988 г., № 41 (18 038) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПБРЕСТРОЙКЕ-ИДЕОЛОГИЮ ОБНОВЛЕНИЯ (Окончавне. Начало на 1-й, 2-й стр.) Мне уже приходилось говорить о поисках и находках в строительстве жилья в Казахской ССР. Хорошо срабо тали строители Казахстана в минувшем году: годовая программа выполнена ими к 70-летию Великого Октяб ря. В итоге квартиры получила каждая пятая семья, стоя щая на очереди. Такие ^гспехи делают реальным решение новой задачи — к 1991 году ' обеспечить жильем всех тех трудящихся республики, которые поставлены на учет до^тчала 1987 года. Многоплановая работа' по развитик! социальной сфе ры проводится в Эстонии. Здесь из года в год стабиль но выполняют намеченные планы, достигнута самая вы сокая -в стране обеспеченность жильем, чему немало спо собствует умелое привлечение средств населения. Пла номерно решается другая важная задача — иметь в каждом хозяйстве на селе школу, детский сад-ясли, клуб, столовую, причем построить их современно и доброт но. Особенно хочется подчеркнуть, что успехи эстонских строителей опираются на опережающее развитие собст венной материально-технической базы. На июньском Пленуме ЦК руководители многих рес публик и областей были, как вы помните, подвергнуты критике за отставание в ' сооружении жилья. Такие явле ния имеют место и сейчас. Медленно' ведется жилищное и социальное строительство в Таджикистане, в ряде ре гионов Российской Федерации, особенно в СорькоЬской, ' Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Читинской обла стях и в Дагестане. Что же происходит? Каковы главные причины отстава ния? Если иметь в виду, что исходные условия у всех практически одинаковы, то ответ на этот вопрос надо искать прежде всего в рецидивах старой болезни — в разрыэе между словом и делом. Повсюду.разрабатьшают- ся неплохие программы, но далеко не везде их реализа ция подкрепляется нужной организаторской, хозяйствен ной работой. , ’ На днях Политбюро ЦК рассмотрело и одобрило по становление ЦК КПСС и Совета Министров СССР ■ по развитию индивидуального жилищного строительства в городах и сельской местности. Намеченными мерами сни маются существовавшие в прошлом неоправданные огра-' ничения и создаются благоприятные условия кредитова ния и строительства индивидуальных домов. Все это дол- . жно- стать весомым подспорьем в реализации наших со циальных программ. Дело 'за тем, чтобы местные органы уделили необходимое внимание индивидуальным застрой- щика.м и оказали им нужную помощь. В общем, товарищи,. меры, как видите, принимаются .разносторонние и сегодня нужно активнее их использо вать, чтобы быстрее решить жилищную проблему, соз дать лучшие условия для жизни советских людей. Да вайте, товарищи, будем бескомпромиссны в оценках: не выполнение планов жилищного и социально-культурного строительства — непростительно и ничем не может быть оправдано. Факты срыва заданий должны предаваться гласности повсеместно, а виновные в срыве важной со циальной программы — нести ответственность перед тру дящимися. - Серьезное беспокойство вызывает положение дел с производством товаров и оказанием услуг населению. Меры по ускорению развития производства товаров на родного потребления приносят определенные результа ты. За последние два года производство промышленных товаров для народа увеличилось на 16,5 миллиарда руб лей, или на 9.4 процента, в том числе в легкой промыш ленности — на 3,3 миллиарда рублей, или на 4 процен та. И все же положение на потребительском рынке ос тается напряженным, платежеспособный спрос населения не удовлетворяется.' В истекшем году промышленность произвела изделий для народа на 3,6 миллиарда рублей меньше, чем это предусматривалось плано.м. Причем бо льшое количество продукции недодали предприятия союз ных министерств, особенно изделий современного техни ческого уровня, пользующихся повышенным спросом’ у населения. 'Практически не произошло ощутимых из.ме- нений к лучшему в начестве товаров народного потреб ления. Особенно медленно наращивается материально- техническая база для расширения услуг населению. ■ Коренная перестройка управления экономикой страны, не снимая ответственности с отраслевых министерств, . перемещает именно в республики, края, области центр тяжести практической работы по удовлетворению потре^З- ностей людей в.товарах и услугах, обеспечению сбалан сированности денежных доходов, и расходов населения. Попытки под всякими предлогами уйти от .участия в ре шении -этих жизненно важных проблем должны получить острую оценку. Очевидно, надо задуматься и над таким вопросом; на сколько совершенен принятый нами экономический меха низм стимулирования трудовых коллективов и отраслей в наращивании производства товаров народного потреб ления? Тём более, что попытки решить проблему коли чества и- качества товаров и услуг лишь методами адми нистрирования до сих пор были мало эффективными. Нам нечего бояться признавать здесь допущенные промахи. Наоборот, чем быстрее они будут замечены и исправле ны, тем лучше, тем быстрее получим отдачу. Лишь одно требование должно оставаться неизменным, проблемы на до решать быстро, не откладывая в-«долгий ящик». Может быть, заслушав эту часть речи, кто-то задастся вопросом: а, собственно, какое это имеет отношение к идеологическим аспектам перестройки? Я думаю,, что связь здесь прямая — от того, как эти задачи будут ре шаться, во многом зависит самочувствие и сознание на ших'людей, их настроение, отношение к делу, к политике партии, к перестройке. Товарищи! Наша экономическая реформа, ' развитие процессов демократизации и гласности, обновление ду ховно-нравственной сферы, то есть все, что мы связыва ем о понятием революционной'перестройки, — это звенья одной цепи. Они находятся в тесной взаимосвязи и взаи-' мозависимости, требуют, чтобы, начав перестройку в, од ном из них, мы продолжали ее в другом. Поэтому вполне естественно, я бы сказал, логично мы подошли теперь к необходимости перестройки нашей по литической системы. .Речь идет, разумеется, не о замене действующей системы, а о том, чтобы внести в нее каче ственно новые структуры и элементы, придать ей новое содержание и динамизм, которые обеспечивали бы ус пешное развитие нашего общества. Эти вопросы уже широко и активно обсуждаются в стране. И не случайно. Перестройка идет вглубь. Она должна охватывать все сферы и, конечно, такую важнейшую сферу, как полити- ' ческая система общества. Как я уже говорил, нам надо еще до XIX партконфе ренции^ провести основательную работу по этим вопро- са.м. Главная проблема развития нашей политической системы — создание такого механизма власти и управ ления, где был бы четко налажен действенный демокра тический контроль, выработаны соответствующие право-. вые процедуры, которые бы серьезно уменьшили, а то и свели на нет элемент случайности в решении важней ших политических, государственных вопросов, исключили возможность субъективизма на . всех «этажах» нашей по литической системы. Нужно добиться, чтобы принципи альные решения разрабатывались и принимались с ак тивным участием народа. Это и будет соответствовать на-, шей социалистической демократии. Прежде всего речь должна идти о кардинальном повы шении роли Советов как стержня политической системы нашего общества, .ее государственного воплощения. Именно здесь, в формировании и функционировании Со ветов, должны быть в первую очередь реализованы демо кратические принципы социализма. В определенном смы- ' еле мы говорим сегодня о необходимости возрождения власти Советов в ее ленинском пони.мании. Надо рделать Советы всех уровней реально работающими, инициатив ными, ■полноправными центрами государственной власти и управления. Это, видимо, потребует того, чтобы лучше продумать, как должны формироваться Советы,- А значит, необходи мо усовершенствовать нашу избирательную систему, что бы процесс формирования органов власти обеспечивал бы активное участие народа и тщательный отбор людей, способных обеспечить деятельность Советов с учетом за дач перестройки. -Надо учесть в Советах все многообра зие нашей сграны, включая и национальные особенности. И. конечно мы не должны обойти вопросы деятельности Вер.ховного Совета СССР. Предстоит по-новому осмыс лить его роль в плане усиления эффективности работы, начиная с Президиума, сессий и кончая деятельностью комиссий и депутатов. , . , Коренной .вопрос реформы политической системы каса ется разграничения функций партийных и государствен ных органов. И здесь также в основу должны-быть поло жены ленинские идеи. Направляющая и руководящая роль партии — непременное условие- функционирования и развития социалистического общества. Партия теорети чески разрабатывает и корректирует политический курс. Она несет разработанную ею политику в массы, органи зует и сплачивает их на осуществление поставленных за дач, проводит соответствующую кадровую политику. Соб ственно, в этом и состоят основные функции партии как политического авангарда общества. Сейчас, в условиях пе рестройки, демократизации, ленинское учение о партии, ее деятельности в условиях социализма должно быть возро:-к- дено в полном объеме. С продуманными, -коллективно выработанными предложениями , по этим вопросам мы и должны прийти к Всесоюзной партконференции.. Создаваемую политическую, систему невозможно пред ставить себе также-без развитой системы общественных организаций, коренного изменения содержания я методов их работы. Она должна основываться'на понимании того, что за каждой общественной организацией стоят опреде ленные социальные слои со своими специфическими 'осо бенностями и интересами. И задача не в . том. чтобы их нивелировать, а, напротив, в том, чтобы с максимальной полнотой выявить, учесть и поставить на службу общест-, венному прогрессу. Главная задача общественных орга низаций — развивать социально-политическую активность, удовлетворять многообразные интересы, прививать ■ граж данам навыки -общественного самоуправления. Ду.мается, нам необходимо выдвинуть как задачу —- преодоление в общественных организациях засилйя плат ных функционеров, заорганизованности и бюрократизма на основе передачи части полномочий центральных орга нов низовым. Освободить низовые организации от необ ходимости согласовывать каждый свой шаг с вышестоя щим аппаратом. Ощущается потребность в развитии системы обществен ных структур, образовании ряда общественных формиро ваний, объединяющих людей по различным социальным, профессиональным и другим интересам. Видимо, стоило - бы расширить круг -вопросов, которые государственные органы могут решать только при участии общественных организаций. Социалистический демократизм ■— это многообразие форм социальной, поли'уической жизни, естественно, на базе наших социалистических принципов и ценностей. И эта идея должна быть заложена в основу решений, кото рые, на наш взгляд, призвана выработать Партийная кон ференция. Это касается и вопросов национальных отношений, на ционально-государственного строительства. Мы говорим сегодня о росте национального самосознания у всех на ций 'и народностей страны, о проявлениях национальных чувств (что подчас проявляется в деформированном ви де). Это все живые вопросы, и надо их решать, Предсто-. ИТ подумать и о формах дальнейшего развития связей между республиками, укреплении их прав, в том числе и’ по представительству в центральных государственных органах. ' -' Как видите, проблем накопилось много. И полу.мерами здесь не обойтись. Очевидно) перед нами стоит задача подготовки к предстоящей партийной конференции раз вернутых предложений по совершенствованию политиче ской системы, .которые базировались бы на идеях. XXVII съезда^ партии. Пленумов ЦК о социалистическом самоуп равлении народа, учитывали те процессы демократизации, которые происходят в обществе. _ Теперь, товарищи, о некоторых международных аспек т ах идеологии перестройки. Выстрадав, пропустив через свое сознание и души опыт и уроки прошлого, .мы поставили перед собой задачу; по. пять, изучить, разобраться с обществом, в котором' жи вем. Точно так же мы поставили вопрос и в международ ном плане; понять, разобраться, изучить окружающий мир, в котором живет страна. В результате объективно го анализа мы пришли к необходимости перестройки и нового политического мышления. Тем самым был сделан прорыв в научном познании современных реальностей, которое было трансформировано в новаторскую и дина мичную политику. Еще до съезда партии в Заявлении от 15 января 1986 года мы провозгласили программу продвижения к миру без ядерного оружия — как непременного условия выжи вания человечества. XXVII съезд КПСС дал развернутое толкование философии мирного сосуществования на ру беже веков и обосновал концепцию всеобъемлющей си стемы мира и международной безопасности. Наши ини циативы в области разоружения и другие конкретные ша ги на международной арене это теперь уже не импро визации, не просто реакция на те или иные* политические ходы и действия Запада, как это подчас бывало раньше. Они получили прочную, долговременную, научную базу. Так был пролояген путь к Женеве, потом в Рейкьявик и, наконец, в Вашингтон для подписания с Соединенны ми Штатами на высшем уровне первого соглашения о со кращении ядерного оруяшя — Договора по ракетам сред ней и меньшей дальности. Думаю, что оценивая его зна чение, все мы согласны в том, что он на деле поДтвер- ■ щдает правильность политики, начатой апрельским Пле нумом 1985 года, теоретически и политически обоснован ной на XXVII съезде. Мы говорим; договор, подписан ный в Вашингтоне, — это начало реального разоруже ния. Мы хоти.м. чтобы так было. И будем добиваться, чтобы у него было продолжение. Но это и итог. Итог усилий борьбы социалистических стран, других прогрессивных й миролюбивых государств, массовых общественных движений. Организации Объеди ненных Наций, движения неприсоединения против ядер- ,ной угрозы. Результат активности выдающихся дея телей науки, культуры, церкви, их консолидации и вза имопонимания. Это и следствие благоразумной и дея тельной позиции многих политиков, представителей дело вого мира, военных кругов. Договор — своеобразный показатель того уровня, ко торого достиг потенциал мира. Он свидетельствует и о том, что новое мышление не только овладевает умами, оно уже начало оказывать влияние на мировую политику. Выработка договора поучительна и накопленным опытом. Доказана плодотворность равноправных, пусть трудных, напряженных переговоров, в которых скрупулезно учи тываются взаимные интересы и обеспокоенности. •Однако подписание договора — не предлог для успо коения и благодушия. Оно открыло, можно сказать, оче редной этап борьбы за разорузкепие и мир, в том числе — борьбы идеологической. Очень скоро после первых дней эйфории противники нормализации отношений с СССР начали «трубить сбор», мобилизуя свои силы на борьбу против ратификации договора. Американская ад министрация держит слово, отстаивает договор. Но одно временно поддакивает крайне правым в антисоветской, ан тикоммунистической риторике. И не только на словах, а и определенными действиями в милитаристском стиле под тем же предлогом «растущей советской угрозы». Вновь мы столкнулись с провокациями у наших границ. Атмосфера, сложившаяся во время визита в США, явно кое-кого не устраивает. Заметно поднялся тонус милитаристской деятельности в европейенрй части НАТО. Спешат организовать «ком пенсацию» ракетам, подлежащим ликвидации по дого вору. Планируют модернизацию и наращивание «других» видов ядерных вооружений, особенно —на море и в воз духе, цинично ссылаясь на то,- что договором они не ох ватываются. Из Лондона, Парижа, из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе мы вновь услышали категорическое «нет» отказу от ядерного оружия хотя бы и в отдалён ном будущем. Слова одабрення в адрес договора и пеое- говоров СССР и США о сокращении стратегических во- ор.ужений сопровождаются заявлениями, что Франция и Англия оДнюдь не собираются прекращать наращивание ядерного орунсия. Совсем наоборот. Именно после под писания договора натовские государства демонстрируют повышенную активность в сфере двусторонней и мно госторонней военной интеграции. • Позитивные высказывания в устах высокопоставлен ных деятелей в отношении нашей перестройки опять пе ремежаются разглагольствованиями «об экспансии ком- муниз.ма», предупрезкдениями, что нельзя, мол, забывать, «с кем имеют дело», и что, раз нынешнее советское ру ководство не собирается менять свою систему,. то вызы вает подозрение и его «дипломатия улыбок». Вновь шу мят о бессмысленности любых переговоров с СССР, по скольку он-де вообще «не заслуживает доверия». ■ Иде'Т консолидация реакционных, крайне антисоветских сил. Всякого рода «аналитики» и кремленологи составляют устрашающие рекомендации правите.чьствам, засоряют мозги общественности, запугивают «катастрофическими» последствиями для Запада, если процесс разоружения бу дет продолжен. • Усилились попытки перенести идеологическую борьбу по вопросам перестройки я разоружения на нашу терри торию, в нашу среду. «Радиоголоса» распространяют про вокационные домыслы — об обострении борьбы в совет ском обществе, в советском руководстве, о том, что уже возникла и растет «оппозиция» к перестройке и внешне политическому курсу КПСС. Хотят посеять неуверенность, неверие в возможность достичь целей, поставленных пар тией. Этим центры антисоциалистических провокаций за нимаются не только в отношении Советского Союза —мы это хорошо, видим Они спешно вырабатывают новые при емы подрывной работы против других социалистических стран, где также идут динамичные процессы дальнейшеяю совершенствования социализ.ма. Для каждой из них они ищут специфические приемы, чтобы действовать, так ска зать, с учетом национальной специфики. .Мы знаем, почему они забеспокоились. Не только по тому, что разоругкение грозит прибылям военно-промыш ленного комплекса и доходам тех, кто возле него хорошо кормится. Но также и потому, что они боятся возрожде ния притягательной силы социалистических идей, роста престижа социализма как общества трудящихся. Их пуга- ■ ет, что вновь растут си.мпатии к нашей, стране, что про исходит новое «открытие» Советского Союза. Все это подрывает «образ врага», а значит, и идеоло гические основы антисоветской и империалистической по литики. Рушится, то, что так верно служило реакционе рам последние десятилетия. Вот -почему «правым» не нравитс'я инициативная, миролюбивая политика СССР. Вот почему они-хотят остановить поезд разоружения, ко торый набирает скорость. В нашей идеологической рабо- ,Т€ и пропаганде все это мы должны видеть и принимать соответствующие меры. ' . Товарищи! В период после предыдущего Пленума ЦК, наряду с Договором по РСМД, другим значительным со бытием международного характера являются шаги в ре шении афганской проблемы. Она давно глубоко и непос редственно затрагивает чувства советских людей, все на ше общество. После апрелмкого Пленума ЦК КПСС (1985 г.) По литбюро провело жесткий, нелицеприятный анализ ситуа- ■ ции и уже тогда начало искать выход из положения. Од нако практически решить проблемы, . позволяющие развязать главные узлы этого сложнейшего регионального конфликта, оказалось непросто. Возможности для этого открылись после выхода на политическую авансцену в Аф ганистане’ в конце 1986 года подлинно национальных,сил во главе, с Наджибуллой. Сложились и внешние предпо сылки для урегулирования конфликта таким образом, чтобы Афганистан был независимым, нейтральным, непрй- соедииившимся государством. Это отвечает интересам аф ганского народа. Эю отвечает и нашим государственным интересам. Заявление, опубликованное 10 дней назад, вы хорошо знаете. Там' собственно, сказано все — как мы будем поступать и на что рассчитываем. Оно встречено е пони манием и одобрением нашим иародо.м, нашими союзшна- ми и друзьями, широкими кругами мировой обществен ности. А тех, кто намерец и впредь эксплуати ровать афганскую проблему в корыстны.х целях, оно ста вит перед новыми реальностями, с которыми им придет ся считаться. Предстоящие месяцы ясно покажут истин ную позицию всех участников политического урегулиро вания ситуаций в. Афганистане. Разумеется, товарищи, наше участие в афганском кон фликте — проблема очень слоясная. затрагивающая мно гие аспекты того, что мы преодолеваем в ходе перестрой ки и последовательной трансформации нового мышления в практическую политику. Однако главное сейчас состоит в том, что Политбюро и в этом вопросе действует в стро гом соответствии с принципиальной линией XXVII съезда Вообще следует сказать, что и научная разработка про блем нового мышления, и их идеологическое обоснование находятся на начальной стадии. В обстановке ширящейся гласности работы тут не убавится. Естественным являет ся желание советских людей самим во всем разобрзгься, лучше понимать происходящее, те.м более — участвовать со знанием дела в общенародной борьбе против военной опасности, в международном общении. Именно поэтому создаются все необходимые условия, чтобы решительно поднять информационный и ннтеллек- туальньй' уровень ■ внешнеполитической пропаганды, разъ яснительной и комментаторской работы по международ ным вопросам. Это —очень ваясный участок нашей иде ологической деятельности. Ибо, как и в связи с нашими идеями и переменами внутреннего порядка, в понимании сущности нового мышления тоа^е кое у кого появилась сумятица в мозгах. И немудрено; проблемы слишком значительны, они будут нарастать, и вокруг них развер нулась борьба. Мы становимся свидетелями и участниками небывало го явления, своего рода парадокса, созданного великой ди алектикой мировой истории. Ускоренная интернационали- . зацня многих процессов в мировом масштабе сопро!вожда- ется умножением числа и своеобразия вариантов нацио нального и регионального развития стран и народов. Но и то и другое работает на скрепление целостности мира- Предстоит еще серьезно осваивать подобные вещи в тео рии и переводить в политику. Вот задача — и теорети ческая, и практическая. — которая имеет много ответв лений. Милитаристской доктрине, на которой основывается политика силы, мы противопоставили концепцию «балан са интересов» и взаимной равной безопасности. Наши го сударственные интересы не противоречат интересам наро дов, трудящихся масс в любом другом обществе. Без со хранения мира не будет вообще никакого прогресса, и говорить о чьих бы -го ни ' было интересах вне решения этой задачи — бессмысленно.. Борьба за исключение вой ны из мен^дународной политики — это борьба за спасе ние миллионов жизней, преяще ' всего — трудящи хся, которые раньше всех и больпге всех страдают от лю бых войн. Налаяшвание нормальных деловых отношений с государствами противоположной систе.мы, помимо всего прочего, расшатывает антисоветизм, а значит — антиком мунизм, тем самым ослабляя нажим реакции на демокра тические завоевания и устремления. Ликвидация милитаризма — о чем мы остро поставили вопрос и подходим к не.му по-деловому, реалистически— не только способствует обузданию наиболее реакционных сил, но и сулит увеличение рабочих мест повсюду. Поми-'- МО непосредственных выгод -для людей труда, это пове дет к расширению экономически н соцпально активной части трудящейся массы, т. е. социальной базы демокра тии и прогресса. Борьба за новый мировой экономический порядок и преодоление кричащих кризисных явлений в «третьем мире» означает в конечном итоге создание условий чело веческого существования для новых миллионов людей це лых кон'гинентов и включение их, в историческое творчест во. А это —важнейщий фактор и мирового прогресса, не зависимого развития, революционных преобразований. Сложности мировых процессов и непредсказуемость «ходов и поворотов» мировой политики, масштабность и неординарность предпринятого нами мирного наступле ния, получившего небывалый международный резонанс, сопротивление мощных сил, объективно^ не заинтересован ных в мирном сосуществовании, и, наконец, необходи мость быть правильно понятыми — все это на целый по рядок поднимает не только нашу- политическую, но и теоретическую ответственность. Коренной теоретичесшгй вопрос, актуально вставший и перед марксистами, и перед их оппонентами, —^.это вопрос о сочетании классового и общечеловеческого начал в реальном мировом развитии и. следовательно, — в политике. В докладе о 70-летии Октября были изложены прин ципиальные положения иа этот счет. Поставлена осново полагающая проблема: возможно ли на современном эта пе, при достигнутой к концу XX века взаи.мозависимости и целостности мира, такое воздействие на природу импе- риализ.ма, которое блокировало бы' наиболее опасные ее проявления? Обозначены критерии состязания различных социальных систем и возможности их сосуществования в таких формах, которые исключали бы вселенскую катаст рофу, Наша обществоведческая мысль начала смелее под бираться к анализу особенностей и основных признаков новой эпохи. Огромный массив мировой общественности считает на шу перестройку благом для всего человечества, позитив но, даже с си.мпатией огносится к начатым нами преоб разованиям и к нашей внешней политике, а многие — открыто и активно поддерживают ее. Во всем мире мы возродили надежду на будущее. Это—большой моральный капитал. И мы обязаны этим дорожить. И оправдаты доверие, которое Повсеместно чувствуем. Такова одна сторона дела, напрямую связанная с человеческим фак тором, но уходящая корнями в объективные процессы совре.менности. Другая сторона __ существенные изменения, которые претерпели монополистический капитал и общество, в ко тором он господствует. Кроме того, появились совершенно новые факторы, которые приобрели решающее значение для современного мирового развития: ядерная угроза, беспрецедентные социальные и международные последст вия революции в науке и технике, общая для всех эколо гическая опасность, принципиально иная ситуация в сфере информации и всех видов коммуникации. Обострение гло бальных пробле.м, осознание необходимости междуна-. родного сотрудничества в их решении — все. это работа ет в пользу мира и разоружения. Стойкое психологическое воздействие продолжают оказывать на людей во многих странах последствия страшного опыта фашизма и второй мировой войны. Все это меняет соотношение между «партией войны» и «партией мира» в рамках монополистического капитализ ма и его международно-политической надстройки, между, по словам Ленина, «грубо-буржуазным, агрессивно-буржу азным, реакционно-буржуазным» и «пацифистским лаге рем» господствующего на Западе класса. Словом, между народные условия, при которых мы вступили в новую, крупнейшую фазу нашей революции, существенно отли чаются от того, что было на прежних ее'этапах. Новое мышление это правильное понимание новых реальностей, подвергнутых анализу методом материали стической диалектики. Это — и выводы из такого анали за, сверенные с революционным ленинским опытом и с основными принципами марксизма-ленинизма. Должен танлш подчеркнуть: новое мышление опирается иа ле нинскую теорию империализма, исследование В. И. Ле ниным природы империализма, которая никогда «хоро шей» не станет. Центральное звено нового Д 1 ышления — новая роль общечеловеческих ценностей. На их значение указывали и К. Маркс, и В. И. Ленин. И это не было лишь общими соображениями, проистекающими из гуманистического начала их учения. Подчеркивая значение процессов ин тернационализации, идупщх в мире, наши великие учи теля вскрывали объективную основу общечеловеческих ценностей, диалектически объединяя их с социально классовыми. Теперь все это становится стержневой ли нией практической политики. И. такое требование к поли тике обусловлено как негативными, так и позитивными процессами современной эпохи; с одной стороны — нара станием небывалых опасностей для самого существова ния человеческого рода, с другой стороны ■— умноже нием роли Л13СС и общедемократического фактора во внутригосударственной и в мировой политике. А это требует и существенно иных международных от ношений. Каких именно? Какой принцип должен быть в - них исходным и неукоснительным? Мы назвали его. Ска зали о кем во всеуслышание и не перестаем повторять всем — от президента США до наших друзей-борцов за национальную независимость и за социализм. Принцип этот —. признание свободы социального и политического выбора каждым народом, каждой страной. В такой поста новке вопроса тоже.нет ни тени утопии, иллюзий. Мы прекрасно понимаем, что не дипломатическими любез ностями и ие пропагандой молено убедить Запад в необ ходимости признания этого принципа. Разумеется, никак нельзя преуменьшать значения на шей доброй воли, нового стиля 'нашей международной деятельности, нашего стремления к откровенному и ре зультативному диалогу ради достижения того минимума доверия, который возможен между представителями про тивоположных общественных систем, нашего искреннего отказа от идеологизации межгосударственных отношений, готовности к компромиссам на равных, без ущерба чьей- либо безопасности -— словом, всего того, что характеризу ет советскую внешнюю политику в период перестройки. Но главным «просветителем» в деле признания права народов жить по-своему, без вмешательства извне стано вятся — и чем дальше, тем больше — те самые реаль ности современного мира, о которых речь шла выше и которые находят отражение в новом мышлении. Кстати, именно потому, ч'го оно правильно отражает мир, мы его считаем пригодным не только для себя, но и для осталь ного мира. Они, эти реальности, заставляют считаться с собой кого угодно, поскольку в конечном счете ставка — вьш^ивание человечества, само существование цивилнза- Н важнейшая функция, я бы сказал, историческая мне? сИя сил социализма, демократии и прогресса как раз и со стоит в том, чтобы расширять и укреплять, а то и соз давать новые реальности, которые создали бы непреодо лимое препятствие для сил агрессии и интервенции. Мы, Советский Союз, создаем и упрочиваем эти реаль ности своей перестройкой. Хочется еще раз сказать; все наши внешнеполитические достижения и само дело сохра нения мира коренятся здесь —• в успехах перестройки, в нашей с вами работе, товарищи. Но важно, чтобы все на ши люди хорошо усвоили и обратную связь; успех перест ройки невозможен без внешней политики, основанной на новом мышлении. Товарищи! В такой диалектической взаимосвязи внутрен них и внешнеполитических аспектов предстают перед на ми идеологические проблемы перестройки, на новом ее этапе. И они вновь — но с удесятеренной силой — обра- цциот наше внимание на вопрос, который был так остро поставлен год назад на январском Пленуме ЦК, — вопрос о кадрах. В живой, динамичной, активно перестраивающейся ор ганизаторской, политической и идеологич'еской деятельцог сти теперь не должно быть места людям, подобным щед ринскому персонансу, который говорил: «Новых идей ие понимаю. Не понимаю даже того, зачем их следует цонН- мать-с». Беда, когда так мыслит наш современник. И трижды плохо, если подобными настроениями заражен член партии, руководитель-партиец. Еще и еще раз ска жу, пример демократизма должна показывать партия, каждый коммунист, какой бы пост он ни занимал. Вез этого процесс демократизации не пойдет. . Партия начала. перестройку с себя, со своих кадров. После январского Пленума ЦК КПСС в кадровой рабо те партии сделано немало. Главный критерий, которым мы руководствовались, — отношение к перестройкё. Только что завершились прошедшие ,во всех парторгани зациях отчеты выборных органов о руководстве перест ройкой. Отчеты показали, что коммунисты в своей массе не хотят мириться с бездеятельностью, безответствен ностью, инертностью, равнодушным отношением к пере стройке, не терпят фразеров и болтунов. В ходе собра ний, признана неудовлетворительной работа более 480б парткомов и партбюро, заменено свыше 89 тысяч членов выборных органов. Это — закономерный результат соз дания в партии обстановки более высокой требовательно сти к кадрам за дело перестройки. Нам надо последовательно продвигаться по этому пу ти. а значит — неустанно учиться демократизму, как этого требует время перестройки. Трудное это дело — ■ учиться демократизму. Но у нас есть надежные ориен тиры, надежный ленинский метод такой учебы. Это — безбоязненное развитие критики и само 1 фитякн. Это постоянное стремление быть в гуще иаос, в гуще самых жгучих жизненных проблем. Это — аккумулирование настроений, потребностей и насущных интересов трудятцихся, всех слоев общества. Это, наконёц. — повседневное утверждение ленинско го. делового стиля работы, главная черта которого — опора на массы. И, конечно же, демократизация должна пронизывать всю внутрипартийную жизнь — через повышение роли выборных органов, через решительное усиление боевито сти первичных партийных организаций. Мы обязаны помнить, что руководящая роль нашей партии не дана кем-то свыше на вечные, времена, а завб- евана несколькими поколениями коммунистов, их безза ветной борьбой за социализм, за интересы людей труда. И ныне — ежедневно и еишчасно — упорной работой во имя народа, во имя родной страны мы должны под тверждать и утвергкдать' свое право — быть в авангарде революционного обновления общества. Заканчивая, хотел бы отметить, товарищи, что почти за три года сделано уже немало, если сравнить нашу нынешнюю жизнь с те.м, что было до начала перестройки. Но сделано еще очень мало, если сравнить с тем, что мы нсдем от перестройки и на что способно наше общество. На пути к качественно новому состоянию советского об щества предстоит решить много трудных проблем. Мы идем навстречу XIX Всесоюзной партконференции. Нам предстоит основательно проанализировать принци пиальные итоги трех лет жизни и работы в условиях пе рестройки И-особенно первых месяцев действия Закона о предприятии. Определить, на какие рубежи вышли и вы ходят наша партия и общество, развернув процессы де мократизации, начав радикальную экономическую рефор му. Принять конкретные решения о совершенствовании нашей политической системы и о роли партии как поли тического авангарда на новом этапе развития страны. Тем самым будет дан новый мощный импульс нашей революционной перестройке. Итак, впереди — большая напряженная работа. Гро маден объем новаторских идей' и предложений, вознй кающих в партии и обществе в последнее время. Ве.лик и постоянно растет массив многочисленных конкретных вопросов. Как их решить? Нал этим нам надо работать сообща, продвигаясь шаг за шагом по намеченному пути. Искать творчески, смело и вместе с тем по-деловому, ответствен но. Словом, по-ленински, по-больЩевистски.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz