Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ШНСКОЕ ЗНАМЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС 71 - й и областного Совета народных депутатов * год издания Пятница, 19 февраля 1988 г. N2 {18 0381 Цена 3 коп. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о ПЛЕНУМЕ ЦЕНРТАЬЛНГОО КОМИТЕТА КОММУНСИТИЕЦСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 18 февраля 1988 года на Пленуме ЦК КПСС продол­ жалось обсуждение доклада члена Политбюро, секрета­ ря ЦК КПСС Е. К. Лигачева «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах |1артин по ее осуществ­ лению». В прениях выступили: т.т. Г. И. Марчук — президент Академии наук СССР, В. И. Зоркальцев — первый сек­ ретарь Томского обкома КПСС, А. Д. Лизичев — началь­ ник Главного политического управления Советской Ар­ мии и Военно-Морского Флота, Е. М. Чехарин — замес­ титель Председателя Совета Министров РСФСР, К. С. Демирчян — первый секретарь ЦК Компартии Армении, С. А. Шалаев —- председатель ВЦСПС, 3. И. Воровикова — первый секретарь Курганинского райкома КПСС Крас­ нодарского края, А, П. Думачев — председатель Госу­ дарственного комитета СССР по профессионально-тех­ ническому образованию. С большой речью на Пленуме выступил Генераль­ ный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Речь публикует­ ся в печати. Пленум принял по обсуждавшемуся вопросу раз­ вернутое постановление, которое будет опубликовано в печати. Пленум принял по выступлению т. Горбачева М. С. постановление, которое будет опубликовано в печати. На Пленуме рассмотрены организационные вопросы. Пленум избрал т. Мгслюиовз Ю. Д. кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Пленум избрал секретаря ЦК КПСС т. Разумовсхо- го Г. П. кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС Пленум избрал секретарем ЦК КПСС т, Баклано­ ва О. Д, Пленум освободил т. Ельцина Б. Н. от обязанностей кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС. Пленум перевел из кандидатов в члены ЦК КПСС ~~ заведующего Общим отделом ЦК КПСС, Геллерт Н. В. — механизатора совхоза имени Амангельды, Казахская ССР, Мироненко В. И. — первого секретаря ЦК ВЛКСМ. «рвого На этом Пленум ЦК КПСС закончил свою работу. революционной перестроине - идеологию обновления Речь Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. ГОРБАЧЕВА на Пленуме ЦК КПСС Щ февраля 1988 года Товарищи! ■Наш Пленум проходит в ответственный период пере­ стройки. Демократизаци 5 |^ общественной жизни, радикаль­ ная экономическая реформа .требуют от партии четкой перспективы действий. Именно этим руководствуется По­ литбюро, вадабатывая концепцию XIX Тпартийной кон ференции.. Она должна определить многое в стратегиче ской-работе партии. , Но с каких бы позиций мы ни подходили к опреде лению путей развития нашей экономики, культуры, со циальной и духовной жизни, решающим факторо.м всег да будет сам человек, его политический и интеллектуала ный облик, его мастерство, его патриотизм и интернацио­ нализм, его способность к творчеству, его гражданская позиция и активность. Нет никакого сомнения: вое, что касается школы, об­ разования и воспитания, напрямую связано с развитием социализма, с перестройкой. Более того, представляет собой ваяшейшее ее направление. ' ' Напомню,, что уже в первые, труднейшие послерево­ люционные годы В. И. Ленин считал строительство но- -вой советской школы юдним из самых неотложных дел партии. И это понятно, ибо от школы, от обучения и воспитания .нового человека зависело — ,_без всякого преувеличения — будущее социализма. Так стоит вопрос и сегоднц, когда наше общество осу­ ществляет революционный переход к качественно ново.му состоянию. Оно нуждается в гражданине образованном, убежденно.м, преданном социализму, и вместе с тем — активном, ищущем, умеющем жить и работать в услови­ ях демократии, хозяйственной самостоятельности кол­ лективов, в обстановке возрастающей экономической и социальной ответственности за себя и страну. О роли школы всех уровней в подготовке такого че­ ловека сказано в докладе товарища Лигачева Е. К.,, в выступлениях других товарищей. — повторять не буду. Но если мы такие-высокие требования предъявляем, к школе, то какой значительной, авторитетной фигурой долясен быть учитель! Каки.м обширным запасом, зна­ ний, каким педагогически.м даро.м и мастерство.м должен он обладать! Здесь, товарищи, — «основное звено» пе­ рестройки всей системы образования. , Конечно, нужны — и как можно быстрее — и новая организация образования, и новые программы, и мате­ риально-техническое обеспечение обучения, оснащение его компьютерами. Но без людей, отдающих свои знания ■ и свое сердце нашим детям, без Учителя с большой бук­ вы все это может остаться лишь формальными и доро гостоящими нововведениями, не дойти до живого дела Учитель- — важнейшее действующее лицо перестрой кн. Поддержит он нас убежденно, толково^и страстно — и перестройка получит много новых искренних сторон . ников и борцов, продолжателей, революционного социа В листического дела! Ну. а если поддер?кит формально, ос " танется равнодушным, нейтральным?/Кто возьмется пред­ сказать, каким социальным застоем, каким Попятным дви­ жением может обернуться такое равнодушие? Конечно, всегда есть надежда на саму жизнь; сегод­ ня она говорит языком перестройки — честным; откро­ венным языком правды, а это, наверное, и есть лучшая социальная педагогика. И все-таки — и это естествен­ но — надежды на будущее в значительной мере мы свя­ зываем ц работой нашей школы, с ее собственной пере­ стройкой, с педагогически.м' талантом и творческим поис­ ком советского учителя. , Отношение к учителю надо менять в корне, решите­ льно, без проволочек п колебаний. Избавить его от ме- , лочной опеки, снять подозрительность к поискам и на­ ходкам, Разгрузить от чуждых преподавательскому тру­ ду обязанностей, максимально освободить его время и силы для главного. Устранить все рогатки и барьеры на путях новаторства в педагогике, создать достойные Материальные ус-ловия для творческого труда учителя. Это — долг партийных й советских органов. В многонациональной советской школе работают за­ мечательные’ педагоги-новаторы, ищущие свои пути в обучении и воспитании детей. Имена их известны. Й чем ■ больше будет таких учителей высочайшей квалификации, чем чаше будут возникать самобытные педагогические коллективы единомышленников, тем быстрее освободит- - I ся наша школа .от'РУтины, формализма, духа застоя. От этого выиграют и наши дети, и наши внуки, и все дело революционной перестройки. Другое важнейшее направление работы — это мате­ риальная база средней и высшей школы. Я имею в виду все виды образования и обучения, все виды учебных за- 7 'Ведений..Очевидно, и впредь мы должны повсюду —и в центре, и на местах — изыскивать дополнительные воз­ можности для развития и укрепления базы образования. Здесь двух мнений у нас нет и быть не может. Наш Пленум рассмотрел вопросы реализации реформы образования с широких государственных позиций. Глав­ ное — мы обязаны довести реформу средней и высшей школы до конца и повсюду. Нельзя допустить промед.де- ния, полумер и недоговоренностей. Нужно действовать последовательно и целеустремленно. В эти два дня у нас состоялась весьма плодотворная дискуссия. Она еше раз показала, как много накопилось проблем, как упорно нам надо работать. Общая линия тут ясна; советская школа должна быть поднята на но­ вый качественный уровень. В этом мы едины. Но, думаю, было бы неправильно сейчас, на Пленуме, определять все конкретные пути, по которым пойдет об новление системы образования. Это — дело непростое. Здесь свое решающее слово должны сказать широкая общественность и прежде всего — специалисты: учите- \ ля, преподаватели, ученые. Пусть решения нашего Пле­ нума станут политической рекомендацией партии учитель­ ству, ко*торое готовится к своему очередному съезду. Пусть об этом подумают н работники высшего и сред­ него специального образования. Несомненно, что именно такой подход будет в духе демократизации, в духе пе­ рестройки. Товарищи! В своем выступлении я хотел бы остано­ виться на некоторых принципиальных -идеологических ас­ пектах перестройки. А именно; на идеологическом пре­ ломления совершаемых нами дел, ибо ничто не проходит мимо 'сознания человека, ничто не дел 1 ется без него. Хотел бы также использовать эту возможность, чтобы в предварительном порядке поставить некоторые вопро­ сы, которые надо продумать, обсудить в преддверии XIX Всесоюзной партконференции. . .- ■ Сейчас, когда мы вступили в решающий этап борьбы за воплощение в жизнь принятых решений, когда поли­ тика становится повседневной практикой, когда перест­ ройка вышла на широкий простор, она все глубже за­ трагивает жизненные -интересы, десятков миллионов лю­ дей, все общество. И вновь стали актуальными вопросы, на которые, как казалось, уже даны ответы. Люди хо­ тят лучше' уяснить смысл -начавшихся -в 'обществе пере­ мен. понять,, в чем суть и предназначение перестройки, к чему мы идем, на какие рубежи стремимся выйти, что поншмаем под тем новым качеством общества, которое- хотим, обреети. . Такое желание вполне- естественно; мы начали пере­ стройку форм общественной жизни, осваиваем новое, отказьгеаемся от сложившихся стереотипов. Перемены за­ трагивают сознание и психологию людей, их интересы, положение в обществе, в трудовых коллективах. Чего греха таить — даже многие хорошие, люди в прошлом как бы свЫклись с нарушениями и недостатками, стали равнодушными к ним, снизили свою соцна.тьную актив­ ность. Многиене сразу поняли, смысл начавшихся пре­ образований, не сразу увидели, что перестройка открыва­ ет. новые цели в жизни, поднимает их самих, что она пол­ ностью сЬответствует их материальным и духовным Ин­ тересам. Перестройка предъявляет особый счет к тем, кто жил не по труду, не по совадти, -кто работал плохо. Я уже не говорю о явных нарушителях законов и нрав­ ственности социалистического общества. Такова, я бы сказал, непростая политическая и идео­ логическая-ситуация^ ■ в которой на.м приходится дейст­ вовать. Партии приходится зачастую в буквальном смы­ сле вести борьбу за перестройку как на производстве, так и в духовной сфере. .Разумеется, эта борьба не при­ нимает у нас форму -классовых антагонизмов. Но мы ви­ дим, товарищи, как остро она протекает. -Идут жгу­ чие дискуссии о , тех препятствиях, на которые наталкивается перестройка, людей беспокоит, что медленно, с трудностями претворяются в жизнь новатор­ ские решения январского и июньского Пленумов ЦК КПСС. Впервые за многие десятилетия мы реально ощу­ щаем социалистический плюрализм мнений. И это тоже непривычно и оценивается неоднозначно, требует изуче­ ния, анализа, прояснения. Но за. всем этим мы должны видеть главное — нарастающую поддержку политики пе­ рестройки со стороны народа. Мы, говорим, что поддерживаем и будем поддеоживать то. что идет на Пользу социализму, отвергаем й будем отвергать все, что во вред интересам народа. Мы видим кое у кого возникла сумятица в ума.х;. не отступаем ’ ли мы с позиций социализма, особенно, когда вводим но^ вые, непривычные формы хозяйствования, общественной жизни, не подвергаем ли ревизии само марксистско^е- нинское. учение? Не .мудрено, что уже появились и « за ­ щитники» марксизма-ленинизма, плакальщики по социа­ лизму, считающие, что и то, и другое под угрозой. Откуда это идет? В чем причина подобных опасений? Дело, думается, в том. что сама перестройка понимает­ ся нередко по-разному. Одни видят в ней косметический ремонт, подкрашивание фасада, своего рода «подналад­ ку» существующего механизма, который худо-бедно, но работает, а из нового еще не известно, .что выйдет. Дру­ гие требуют демонтировать до основания саму систему социализ.ма, объявляют путь, по которому десятилетия­ ми шёл народ, ложным, ведущим в никуда, начисто от­ рицают ценности социализма, заимствуют альтернативы нм нз арсенала буржуазного либерализма и национализ­ ма. Третьи увлекаются' радикальной фразеологией, зовут к перепрыгиванию через этапы социалистического разви­ тия. игнорируя логику перестройки. Во всем, что я говорю, нет преувеличения, нет наро­ читого обострения проблемы. Да, все это имеет место. И рождена такая ситуация размахом перестройки, ее уг­ лублением, выходом на новые рубежи, когда большинст­ ву стало ясно,; что наши цели и планы реальны; что они, употребляя ленинское выражение, «всерьез и надолго». Нельзя не учитывать и те огромные трудности, с ко- торы.ми связана переориентация мышления в принципи­ альных вопросах. Такое уже бывало в нашей истории Разрабатывая свой кооперативный план, Ленин указы­ вал; «...Мы вынуждены признать-коренную перемену всей точки зрения нашей на, социализм». Но мы зна- е.м, какие усилия пришлось приложить для это­ го партии. Свидетельство то.му -т- дискуссии тех лет Потребовались авторитет и гений Ленина, чтобы новый подход к социализму получил поддержку в партии и в стране. Уроки того периода мы должны хорошо усвоить. Это на.м сейчас жизненно необходимо. Перестройка обязывает нас взглянуть по новому, на не­ которые, ставшие привычны.ми характеристики,, сопоста­ вить не только пройденный, но и предстоящий путь с те­ ми критериями прогресса, с теми целями строительст­ ва нового общества, которые сформулированы классика­ ми марксизма-ленинизма. Иными словами — сверить направления наших практических действий с главными маяка.ми, по которым вот уже больше века ориентиру­ ются коммунисты. И не просто повторить затверженные истины ради некоего ритуала, а искать самим ответ на многие вопросы, рожденные сложившейся ситуацией. Вот почему, товарищи, такое большое значение приоб­ ретают проблемы идеологической деятельности, вопросы теории -социализма и перестройки. Нельзя сказать, что идейно-теоретические вопросы оставались вне нашего вни- .мания. Они широко отражены в Политическом докладе Центрального., Комитета XXVII съезду партии, в новой редакции Программы КПСС, в материалах Пленумов ЦК. ряде других партийных документов. Сама постановка за­ дач перестройки в экономике, в политической, социаль­ ной и духовной сферах общества была бы невозможна без опоры на теорию, без идеологического обоснования. , В документах, связанных с 70-летием Сктября, мы стремились дать объективную, взвешенную оценку пу- ■ ти, про,йденного советским народо.м, ответить на многие сложные вопросы, волнующие советских людей. Но сей­ час — и это ^>адо подчеркнуть. - 7 - настоятельно ощуща­ ется потребность подойти к этим вопросам с учетом" но- , вых требований, поработать над ними осцовательно. Именно партия во ■ всеор^окии научного знания о прош­ лом и настоящем, о тенденциях; имеющих реальную перспективу развития, обязана возглавить процессы фор­ мирования в.общеотве социаянстнческого. сознания. Имен- !Ю партия может; и должна теоретически осветить новый этап социалистического-строителыШа. с учетом всей но­ визны,-доторую-вносит в него перестройка. Отобрать и постав-йтк на 'Го-ор^Ъкейие всего .о-5щес78й’"то, что действи­ тельно служит социализму, отвечает интересам его раз- вн-гия, продвигает нас к социалистическим, а не каким- либо чужим, «заемным» целям. К необходи,мости перестройки вас привело, конечно прежде всего стремление разрешить самые неотложные проолемы, вызванные застоем предшествующего перио­ да. Но чем шире разворачивается перестройка, тем по­ нятнее становятся ее более общий смысл и судьбонос­ ное значение для социализма. Сегодня утвердилось понимание, что перестройка — это ооъективно необходимый этап развития советского .Общества, суть которого ^ переход его к новому каче­ ственному состоянию. Мы должны обеспечить радикаль­ ные изменения в производительных силах и производст­ венных отношениях, революционное ' обновление общест­ венных и поли-тическнх структур, рост духовного- интел­ лектуального потенциала общества. Мы стремимся в сов­ ременных условиях возродить ленинский облик нового .строя, очистить его от наслоений и деформаций, освобо­ диться от всего того, что сковывало общество и не дава­ ло в полной мере реализовать по-генциал социализма. .И главное придать новое качество социалистическому об­ ществу с учетом всех реальностей современного мира. Суть социализма заключена, в утверждении власти тру­ дящихся. приоритета блага человека, рабочего класса, всего народа. В конечном счете задача социализма — по­ кончить с социальным отчуждением человека, характер­ ным для эксплуататорского общества, отчуждением от власти, от средств производства, ют результатов своего труда, от духовных ценностей. ' Октябрьская революция открыла путь к решению этой исторической задачи. Принципиальными шагами поворот­ ного значения были установление власти трудящихся-, от­ мена частной собственности на средства' производства ликвидация эксплуатации человека человеком. Это осно^ вополагающие завоевания социализма. На протяжении всех 70 лет наша партия н народ вдохновлялись идеей социализма и строили его Но в си­ лу и внешних, и внутренних причин мы не смогли дос­ таточно полно реализовать ленинские принципы нового общественного ^строя.. Серьезно помешали этому культ личности, сложившаяся в 30-е годы командно-админист­ ративная система управления, бюрократические, догмати- ' “ волюнтаристские .извращения, произвол, а в кон­ це 70-х начале 80-х годов —- безынициативность и тормозящие явления, приведшие к застою. Эти явления и то, что О.Т. НИХ осталось, и дош.тю до нашего времени ДОЛЖНЫ безвозвратно уйти в прошлое. . - * Здесь и ответ тем, кто высказывает сомнение — не отступаем ли .мы от социализма, от заложенных поко­ лениями советских, людей его фундаментальных усто­ ев, Нет, ОТ:социализма, от марксизма-ленинизма, от все­ го. что завоевано и создано народом, мы ни на шаг не отступаем Но мы решительно .отказываемся от дог.мати- ческого бюрократического- и волюнтаристского наслед­ ства. ибо оно не имеет ничего общего ни с марксизмом- лениниз.мо.м, ни с подлинным соДиализмом. Творческий марксизм-ленинизм — это всегда объек­ тивный, глуооко научный анализ', живой развивающейся действительности. Анализ критический, ни от’ чего не отворачивающийся, ничего. не скрывающий, не боящийся никакой правды. Только такой анализ работает на со­ циализм. Нет и не может быть никаких ограничений для подлинно научного, поиска. Вопросы теории не могут и не должны решаться никакими декретами, Нужно свободное соревнование умов. От этого только вы­ играет наша офцественная мысль, умножится ее прогно­ стическая сила, а значит — способность служить надеж­ ной основой для выработки политики партии. Марксизм-ленинизм — э.то научная база партийного подхода к познанию общественного развития, к практике ко.ммунистического строительства. Подхода. 'которому внутренне присуши гуманизм целей, творческое начало объективность и честность в оценке действительности, высокая треоовательность к себе и самокритичность. Мы хотим по-настоящему изучить, осмыслить наши достиже­ ния и накопившиеся проблемы и,извлечь уроки для ра- ооты в условиях перестройки и обновления советского об­ щества, Именно по этой причине мы так пристально об­ ращаем взгляд в свое советское прошлое, именно поэто­ му так волнуют нас вопросы истории. Что__ мы имее.м в виду, когда говорим о создании под­ линной. объективной истории партии и советского обще­ ства? Вопрос этот не сводится к тому, чтобы лишь наз­ вать те или иные имена, возда гь должное тем, кто был незаслуженно забыт, хотя это важная, неотъемлемая, я бы сказал, человеческая ч а сл этой щ-ромяой р а б о т . яапнеать цравдивую-н полйую н с торию, которая была бы историей жизни и борьбы на­ рода. Это основной вопрос марксистско-ленинской методо­ логии исторических исследований. Н.если следовать ей. то надо ярко показать, как жили. как трудились, во. что верили миллионы людей, как сое­ динялись победы и неудачи, открытия и ошибки, светлое н трагическое, революционный энтузиазм масс и нару­ шения (юциалистической законности, а подчас и преступ­ ления. Это и будет научным, материалистическим взгля- до.м на историю как на результат деятельности народных масс. Это и будет диалектическое ее понимание, чуждое одн^торонности. рассматривающее историю во всем мно- гоооразии, сложности н противоречивости, без гипертро- фированного выпячивания отдельных сторон. Марксистско-ленинский подход к анализу истории об­ щества предполагает упорную, напряженную и критиче­ скую работу мысли. Это требует времени,, таланта и от­ ветственности. Можно понять нетерпение общественности, желание поскорее взглянуть на закрытые страницы на­ шего прошлого. И тем не менее это не мозкет быть опра­ вданием скоропалительных выступлений, какой-либо то­ ропливое ги в оценках, которая.может приводить лишь к поверхностным выводам, не отражающим всю сложность происходивших процессов. Недопустимо, чтобы вместо действительно научных исследований на- широкую обще­ ственность выбрасывались конъюнктурные поделки, кото­ рые. скорее, зате.мняют, чем высвечивают истину. Нам надо избавляться от этого. В Центральный Комитет, в редакции средств массовой информацзги приходит много писем от людей, обеспокоен­ ных появивщимися в последнее время односторонними субъективистскими оценками нашей истории О событиях полувековой давности люди пишут горячо и страстно, как 0 сегодняшних проблемах. И в этом нет ничего удиви­ тельного. Речь идет о самом главном для нас — об от­ ношении к социализму, о понимании социализма, о том, как могло случиться, что наряду-с героическими’сверше! него*” стали возможными преступления против Что моадо сказать по этому трудному для всех нас вопросу/ Необходимо отдичать сущностные проявления социализма от его деформаций, то, -что обусловлено объ­ ективными причинами, от того, что порождено субъектив­ ным фактором. К великому сожалению, доказательное ис­ следование нашей истории с этих позиций не было про­ ведено до конца сразу после XX съезда КПСС в дальнейшем эти трудные вопросы вообще старались обходить. Но в идейной жизни не бывает пустоты Она заполнялась либо примитивными мифами, либо вообще чуждой идеологией. Главное сегодня — создать условия для спокойной, объективной работы, обеспечить гласиость ЭТОЙ работы, которая, помимо всего прочего способству­ ет активно.му участию самого народа в обсуждении вопро­ сов кашей истории, а значит — его воспитанию, форми­ рованию у него правильного исторического сознания. Товарищи, хочу еще раз подчеркнуть, что обращение к нашей истории продиктовано не просто интересом к прошлому. Оно нам жизненно необходимо для сегодняш­ ней работы, для решения задач перестройки. Мы провоз-’ гласили лозунг; «Больше социализма!» — и должны ра­ зобраться, какие ценности и принципы следует сегодня считать действительно социалистическими. Социализм вышел на яовьзе исторические рубежи об­ новления. Следовательно, обновляется все. И практика и теория. Перестройка одновременно — и результат всего нашего предшествующего социально-экономическое и ду­ ховного развития, и — своеобразная фаза «отрицания отрицания», когда мы освобождаемся от всего того, что превратилось в тормоз. Перестройка, если взять-ее духов­ ные измерения—это одна из решающих попыток в полной мере восстановить в глазах всех огро.мное значение социа­ листических ценностей, главная из которых—ориентация на человека труда. Надо снять с ценностей и идеалов со­ циализма ржавчину бюрократизма, очистить от ’ всего бесчеловечного, чем пытались их подменить, высвобо­ дить лучшие, созидательные силы человека, обеспечить духовный расцвет,личности. Перестройка предлагает обществу «деи, способные на деле ооъедннить. сплотить людей не путем выравнивания их. как для парада, а на основе разнообразия человече­ ских возмо;кностей, стремлений, интересов, способностей, 1(ерестройка рассчитана на знания, ум и опыт каждого. человека, на лучшие человеческие качества. Она открыва­ ет максимальные 'возможности для воспитания людей жизнью, личным опытом участия в общественных преоб­ разованиях. И не только открывает. Она требует, чтобы эти возможности использовались реально на деле В этом, собственно, суть перестройки. ’ , ' Как сейчас идут дела на этом главном ее направлении? Люди учатся практической экономике, учатся демократии, гласности. Учатся не пассивно, а реально участвуя в ос* воении новых методов хозяйствования. На партийных собраниях, через дискуссии и столкновение мнений в средствах массовой информации, на собственной практике люди постигают, что такое перестройка, каких действий она требует от них самих в тех конкретных условиях в которых они живут и трудятся. Сама жизнь постоянно ставит человека перед выбором Какие формы избрать, организуя работу бригады цеха всего коллектива предприятия? Как оплачивать труд кщ го выбрать руководителем, кому и что доверить? Как стро­ ить отношения со смежниками? Как относиться к НОВЫМ яв­ лениям в общественной жизни, литературе и искусстве? Или к явлениям старым, но у которых сегодня высвече- ны непривычные грани? Таких вопросов немало, и воз­ никают они перед человеком ежедневно. Сегодня’ необхо­ димость выбирать будит активность, самостоятельность (Продолженне ва 2-4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz