Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ШНСКОЕ ЗНАМЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС 71 - й и областного Совета народных депутатов * год издания Пятница, 19 февраля 1988 г. N2 {18 0381 Цена 3 коп. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о ПЛЕНУМЕ ЦЕНРТАЬЛНГОО КОМИТЕТА КОММУНСИТИЕЦСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 18 февраля 1988 года на Пленуме ЦК КПСС продол жалось обсуждение доклада члена Политбюро, секрета ря ЦК КПСС Е. К. Лигачева «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах |1артин по ее осуществ лению». В прениях выступили: т.т. Г. И. Марчук — президент Академии наук СССР, В. И. Зоркальцев — первый сек ретарь Томского обкома КПСС, А. Д. Лизичев — началь ник Главного политического управления Советской Ар мии и Военно-Морского Флота, Е. М. Чехарин — замес титель Председателя Совета Министров РСФСР, К. С. Демирчян — первый секретарь ЦК Компартии Армении, С. А. Шалаев —- председатель ВЦСПС, 3. И. Воровикова — первый секретарь Курганинского райкома КПСС Крас нодарского края, А, П. Думачев — председатель Госу дарственного комитета СССР по профессионально-тех ническому образованию. С большой речью на Пленуме выступил Генераль ный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Речь публикует ся в печати. Пленум принял по обсуждавшемуся вопросу раз вернутое постановление, которое будет опубликовано в печати. Пленум принял по выступлению т. Горбачева М. С. постановление, которое будет опубликовано в печати. На Пленуме рассмотрены организационные вопросы. Пленум избрал т. Мгслюиовз Ю. Д. кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Пленум избрал секретаря ЦК КПСС т. Разумовсхо- го Г. П. кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС Пленум избрал секретарем ЦК КПСС т, Баклано ва О. Д, Пленум освободил т. Ельцина Б. Н. от обязанностей кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС. Пленум перевел из кандидатов в члены ЦК КПСС ~~ заведующего Общим отделом ЦК КПСС, Геллерт Н. В. — механизатора совхоза имени Амангельды, Казахская ССР, Мироненко В. И. — первого секретаря ЦК ВЛКСМ. «рвого На этом Пленум ЦК КПСС закончил свою работу. революционной перестроине - идеологию обновления Речь Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. ГОРБАЧЕВА на Пленуме ЦК КПСС Щ февраля 1988 года Товарищи! ■Наш Пленум проходит в ответственный период пере стройки. Демократизаци 5 |^ общественной жизни, радикаль ная экономическая реформа .требуют от партии четкой перспективы действий. Именно этим руководствуется По литбюро, вадабатывая концепцию XIX Тпартийной кон ференции.. Она должна определить многое в стратегиче ской-работе партии. , Но с каких бы позиций мы ни подходили к опреде лению путей развития нашей экономики, культуры, со циальной и духовной жизни, решающим факторо.м всег да будет сам человек, его политический и интеллектуала ный облик, его мастерство, его патриотизм и интернацио нализм, его способность к творчеству, его гражданская позиция и активность. Нет никакого сомнения: вое, что касается школы, об разования и воспитания, напрямую связано с развитием социализма, с перестройкой. Более того, представляет собой ваяшейшее ее направление. ' ' Напомню,, что уже в первые, труднейшие послерево люционные годы В. И. Ленин считал строительство но- -вой советской школы юдним из самых неотложных дел партии. И это понятно, ибо от школы, от обучения и воспитания .нового человека зависело — ,_без всякого преувеличения — будущее социализма. Так стоит вопрос и сегоднц, когда наше общество осу ществляет революционный переход к качественно ново.му состоянию. Оно нуждается в гражданине образованном, убежденно.м, преданном социализму, и вместе с тем — активном, ищущем, умеющем жить и работать в услови ях демократии, хозяйственной самостоятельности кол лективов, в обстановке возрастающей экономической и социальной ответственности за себя и страну. О роли школы всех уровней в подготовке такого че ловека сказано в докладе товарища Лигачева Е. К.,, в выступлениях других товарищей. — повторять не буду. Но если мы такие-высокие требования предъявляем, к школе, то какой значительной, авторитетной фигурой долясен быть учитель! Каки.м обширным запасом, зна ний, каким педагогически.м даро.м и мастерство.м должен он обладать! Здесь, товарищи, — «основное звено» пе рестройки всей системы образования. , Конечно, нужны — и как можно быстрее — и новая организация образования, и новые программы, и мате риально-техническое обеспечение обучения, оснащение его компьютерами. Но без людей, отдающих свои знания ■ и свое сердце нашим детям, без Учителя с большой бук вы все это может остаться лишь формальными и доро гостоящими нововведениями, не дойти до живого дела Учитель- — важнейшее действующее лицо перестрой кн. Поддержит он нас убежденно, толково^и страстно — и перестройка получит много новых искренних сторон . ников и борцов, продолжателей, революционного социа В листического дела! Ну. а если поддер?кит формально, ос " танется равнодушным, нейтральным?/Кто возьмется пред сказать, каким социальным застоем, каким Попятным дви жением может обернуться такое равнодушие? Конечно, всегда есть надежда на саму жизнь; сегод ня она говорит языком перестройки — честным; откро венным языком правды, а это, наверное, и есть лучшая социальная педагогика. И все-таки — и это естествен но — надежды на будущее в значительной мере мы свя зываем ц работой нашей школы, с ее собственной пере стройкой, с педагогически.м' талантом и творческим поис ком советского учителя. , Отношение к учителю надо менять в корне, решите льно, без проволочек п колебаний. Избавить его от ме- , лочной опеки, снять подозрительность к поискам и на ходкам, Разгрузить от чуждых преподавательскому тру ду обязанностей, максимально освободить его время и силы для главного. Устранить все рогатки и барьеры на путях новаторства в педагогике, создать достойные Материальные ус-ловия для творческого труда учителя. Это — долг партийных й советских органов. В многонациональной советской школе работают за мечательные’ педагоги-новаторы, ищущие свои пути в обучении и воспитании детей. Имена их известны. Й чем ■ больше будет таких учителей высочайшей квалификации, чем чаше будут возникать самобытные педагогические коллективы единомышленников, тем быстрее освободит- - I ся наша школа .от'РУтины, формализма, духа застоя. От этого выиграют и наши дети, и наши внуки, и все дело революционной перестройки. Другое важнейшее направление работы — это мате риальная база средней и высшей школы. Я имею в виду все виды образования и обучения, все виды учебных за- 7 'Ведений..Очевидно, и впредь мы должны повсюду —и в центре, и на местах — изыскивать дополнительные воз можности для развития и укрепления базы образования. Здесь двух мнений у нас нет и быть не может. Наш Пленум рассмотрел вопросы реализации реформы образования с широких государственных позиций. Глав ное — мы обязаны довести реформу средней и высшей школы до конца и повсюду. Нельзя допустить промед.де- ния, полумер и недоговоренностей. Нужно действовать последовательно и целеустремленно. В эти два дня у нас состоялась весьма плодотворная дискуссия. Она еше раз показала, как много накопилось проблем, как упорно нам надо работать. Общая линия тут ясна; советская школа должна быть поднята на но вый качественный уровень. В этом мы едины. Но, думаю, было бы неправильно сейчас, на Пленуме, определять все конкретные пути, по которым пойдет об новление системы образования. Это — дело непростое. Здесь свое решающее слово должны сказать широкая общественность и прежде всего — специалисты: учите- \ ля, преподаватели, ученые. Пусть решения нашего Пле нума станут политической рекомендацией партии учитель ству, ко*торое готовится к своему очередному съезду. Пусть об этом подумают н работники высшего и сред него специального образования. Несомненно, что именно такой подход будет в духе демократизации, в духе пе рестройки. Товарищи! В своем выступлении я хотел бы остано виться на некоторых принципиальных -идеологических ас пектах перестройки. А именно; на идеологическом пре ломления совершаемых нами дел, ибо ничто не проходит мимо 'сознания человека, ничто не дел 1 ется без него. Хотел бы также использовать эту возможность, чтобы в предварительном порядке поставить некоторые вопро сы, которые надо продумать, обсудить в преддверии XIX Всесоюзной партконференции. . .- ■ Сейчас, когда мы вступили в решающий этап борьбы за воплощение в жизнь принятых решений, когда поли тика становится повседневной практикой, когда перест ройка вышла на широкий простор, она все глубже за трагивает жизненные -интересы, десятков миллионов лю дей, все общество. И вновь стали актуальными вопросы, на которые, как казалось, уже даны ответы. Люди хо тят лучше' уяснить смысл -начавшихся -в 'обществе пере мен. понять,, в чем суть и предназначение перестройки, к чему мы идем, на какие рубежи стремимся выйти, что поншмаем под тем новым качеством общества, которое- хотим, обреети. . Такое желание вполне- естественно; мы начали пере стройку форм общественной жизни, осваиваем новое, отказьгеаемся от сложившихся стереотипов. Перемены за трагивают сознание и психологию людей, их интересы, положение в обществе, в трудовых коллективах. Чего греха таить — даже многие хорошие, люди в прошлом как бы свЫклись с нарушениями и недостатками, стали равнодушными к ним, снизили свою соцна.тьную актив ность. Многиене сразу поняли, смысл начавшихся пре образований, не сразу увидели, что перестройка открыва ет. новые цели в жизни, поднимает их самих, что она пол ностью сЬответствует их материальным и духовным Ин тересам. Перестройка предъявляет особый счет к тем, кто жил не по труду, не по совадти, -кто работал плохо. Я уже не говорю о явных нарушителях законов и нрав ственности социалистического общества. Такова, я бы сказал, непростая политическая и идео логическая-ситуация^ ■ в которой на.м приходится дейст вовать. Партии приходится зачастую в буквальном смы сле вести борьбу за перестройку как на производстве, так и в духовной сфере. .Разумеется, эта борьба не при нимает у нас форму -классовых антагонизмов. Но мы ви дим, товарищи, как остро она протекает. -Идут жгу чие дискуссии о , тех препятствиях, на которые наталкивается перестройка, людей беспокоит, что медленно, с трудностями претворяются в жизнь новатор ские решения январского и июньского Пленумов ЦК КПСС. Впервые за многие десятилетия мы реально ощу щаем социалистический плюрализм мнений. И это тоже непривычно и оценивается неоднозначно, требует изуче ния, анализа, прояснения. Но за. всем этим мы должны видеть главное — нарастающую поддержку политики пе рестройки со стороны народа. Мы, говорим, что поддерживаем и будем поддеоживать то. что идет на Пользу социализму, отвергаем й будем отвергать все, что во вред интересам народа. Мы видим кое у кого возникла сумятица в ума.х;. не отступаем ’ ли мы с позиций социализма, особенно, когда вводим но^ вые, непривычные формы хозяйствования, общественной жизни, не подвергаем ли ревизии само марксистско^е- нинское. учение? Не .мудрено, что уже появились и « за щитники» марксизма-ленинизма, плакальщики по социа лизму, считающие, что и то, и другое под угрозой. Откуда это идет? В чем причина подобных опасений? Дело, думается, в том. что сама перестройка понимает ся нередко по-разному. Одни видят в ней косметический ремонт, подкрашивание фасада, своего рода «подналад ку» существующего механизма, который худо-бедно, но работает, а из нового еще не известно, .что выйдет. Дру гие требуют демонтировать до основания саму систему социализ.ма, объявляют путь, по которому десятилетия ми шёл народ, ложным, ведущим в никуда, начисто от рицают ценности социализма, заимствуют альтернативы нм нз арсенала буржуазного либерализма и национализ ма. Третьи увлекаются' радикальной фразеологией, зовут к перепрыгиванию через этапы социалистического разви тия. игнорируя логику перестройки. Во всем, что я говорю, нет преувеличения, нет наро читого обострения проблемы. Да, все это имеет место. И рождена такая ситуация размахом перестройки, ее уг лублением, выходом на новые рубежи, когда большинст ву стало ясно,; что наши цели и планы реальны; что они, употребляя ленинское выражение, «всерьез и надолго». Нельзя не учитывать и те огромные трудности, с ко- торы.ми связана переориентация мышления в принципи альных вопросах. Такое уже бывало в нашей истории Разрабатывая свой кооперативный план, Ленин указы вал; «...Мы вынуждены признать-коренную перемену всей точки зрения нашей на, социализм». Но мы зна- е.м, какие усилия пришлось приложить для это го партии. Свидетельство то.му -т- дискуссии тех лет Потребовались авторитет и гений Ленина, чтобы новый подход к социализму получил поддержку в партии и в стране. Уроки того периода мы должны хорошо усвоить. Это на.м сейчас жизненно необходимо. Перестройка обязывает нас взглянуть по новому, на не которые, ставшие привычны.ми характеристики,, сопоста вить не только пройденный, но и предстоящий путь с те ми критериями прогресса, с теми целями строительст ва нового общества, которые сформулированы классика ми марксизма-ленинизма. Иными словами — сверить направления наших практических действий с главными маяка.ми, по которым вот уже больше века ориентиру ются коммунисты. И не просто повторить затверженные истины ради некоего ритуала, а искать самим ответ на многие вопросы, рожденные сложившейся ситуацией. Вот почему, товарищи, такое большое значение приоб ретают проблемы идеологической деятельности, вопросы теории -социализма и перестройки. Нельзя сказать, что идейно-теоретические вопросы оставались вне нашего вни- .мания. Они широко отражены в Политическом докладе Центрального., Комитета XXVII съезду партии, в новой редакции Программы КПСС, в материалах Пленумов ЦК. ряде других партийных документов. Сама постановка за дач перестройки в экономике, в политической, социаль ной и духовной сферах общества была бы невозможна без опоры на теорию, без идеологического обоснования. , В документах, связанных с 70-летием Сктября, мы стремились дать объективную, взвешенную оценку пу- ■ ти, про,йденного советским народо.м, ответить на многие сложные вопросы, волнующие советских людей. Но сей час — и это ^>адо подчеркнуть. - 7 - настоятельно ощуща ется потребность подойти к этим вопросам с учетом" но- , вых требований, поработать над ними осцовательно. Именно партия во ■ всеор^окии научного знания о прош лом и настоящем, о тенденциях; имеющих реальную перспективу развития, обязана возглавить процессы фор мирования в.общеотве социаянстнческого. сознания. Имен- !Ю партия может; и должна теоретически осветить новый этап социалистического-строителыШа. с учетом всей но визны,-доторую-вносит в него перестройка. Отобрать и постав-йтк на 'Го-ор^Ъкейие всего .о-5щес78й’"то, что действи тельно служит социализму, отвечает интересам его раз- вн-гия, продвигает нас к социалистическим, а не каким- либо чужим, «заемным» целям. К необходи,мости перестройки вас привело, конечно прежде всего стремление разрешить самые неотложные проолемы, вызванные застоем предшествующего перио да. Но чем шире разворачивается перестройка, тем по нятнее становятся ее более общий смысл и судьбонос ное значение для социализма. Сегодня утвердилось понимание, что перестройка — это ооъективно необходимый этап развития советского .Общества, суть которого ^ переход его к новому каче ственному состоянию. Мы должны обеспечить радикаль ные изменения в производительных силах и производст венных отношениях, революционное ' обновление общест венных и поли-тическнх структур, рост духовного- интел лектуального потенциала общества. Мы стремимся в сов ременных условиях возродить ленинский облик нового .строя, очистить его от наслоений и деформаций, освобо диться от всего того, что сковывало общество и не дава ло в полной мере реализовать по-генциал социализма. .И главное придать новое качество социалистическому об ществу с учетом всех реальностей современного мира. Суть социализма заключена, в утверждении власти тру дящихся. приоритета блага человека, рабочего класса, всего народа. В конечном счете задача социализма — по кончить с социальным отчуждением человека, характер ным для эксплуататорского общества, отчуждением от власти, от средств производства, ют результатов своего труда, от духовных ценностей. ' Октябрьская революция открыла путь к решению этой исторической задачи. Принципиальными шагами поворот ного значения были установление власти трудящихся-, от мена частной собственности на средства' производства ликвидация эксплуатации человека человеком. Это осно^ вополагающие завоевания социализма. На протяжении всех 70 лет наша партия н народ вдохновлялись идеей социализма и строили его Но в си лу и внешних, и внутренних причин мы не смогли дос таточно полно реализовать ленинские принципы нового общественного ^строя.. Серьезно помешали этому культ личности, сложившаяся в 30-е годы командно-админист ративная система управления, бюрократические, догмати- ' “ волюнтаристские .извращения, произвол, а в кон це 70-х начале 80-х годов —- безынициативность и тормозящие явления, приведшие к застою. Эти явления и то, что О.Т. НИХ осталось, и дош.тю до нашего времени ДОЛЖНЫ безвозвратно уйти в прошлое. . - * Здесь и ответ тем, кто высказывает сомнение — не отступаем ли .мы от социализма, от заложенных поко лениями советских, людей его фундаментальных усто ев, Нет, ОТ:социализма, от марксизма-ленинизма, от все го. что завоевано и создано народом, мы ни на шаг не отступаем Но мы решительно .отказываемся от дог.мати- ческого бюрократического- и волюнтаристского наслед ства. ибо оно не имеет ничего общего ни с марксизмом- лениниз.мо.м, ни с подлинным соДиализмом. Творческий марксизм-ленинизм — это всегда объек тивный, глуооко научный анализ', живой развивающейся действительности. Анализ критический, ни от’ чего не отворачивающийся, ничего. не скрывающий, не боящийся никакой правды. Только такой анализ работает на со циализм. Нет и не может быть никаких ограничений для подлинно научного, поиска. Вопросы теории не могут и не должны решаться никакими декретами, Нужно свободное соревнование умов. От этого только вы играет наша офцественная мысль, умножится ее прогно стическая сила, а значит — способность служить надеж ной основой для выработки политики партии. Марксизм-ленинизм — э.то научная база партийного подхода к познанию общественного развития, к практике ко.ммунистического строительства. Подхода. 'которому внутренне присуши гуманизм целей, творческое начало объективность и честность в оценке действительности, высокая треоовательность к себе и самокритичность. Мы хотим по-настоящему изучить, осмыслить наши достиже ния и накопившиеся проблемы и,извлечь уроки для ра- ооты в условиях перестройки и обновления советского об щества, Именно по этой причине мы так пристально об ращаем взгляд в свое советское прошлое, именно поэто му так волнуют нас вопросы истории. Что__ мы имее.м в виду, когда говорим о создании под линной. объективной истории партии и советского обще ства? Вопрос этот не сводится к тому, чтобы лишь наз вать те или иные имена, возда гь должное тем, кто был незаслуженно забыт, хотя это важная, неотъемлемая, я бы сказал, человеческая ч а сл этой щ-ромяой р а б о т . яапнеать цравдивую-н полйую н с торию, которая была бы историей жизни и борьбы на рода. Это основной вопрос марксистско-ленинской методо логии исторических исследований. Н.если следовать ей. то надо ярко показать, как жили. как трудились, во. что верили миллионы людей, как сое динялись победы и неудачи, открытия и ошибки, светлое н трагическое, революционный энтузиазм масс и нару шения (юциалистической законности, а подчас и преступ ления. Это и будет научным, материалистическим взгля- до.м на историю как на результат деятельности народных масс. Это и будет диалектическое ее понимание, чуждое одн^торонности. рассматривающее историю во всем мно- гоооразии, сложности н противоречивости, без гипертро- фированного выпячивания отдельных сторон. Марксистско-ленинский подход к анализу истории об щества предполагает упорную, напряженную и критиче скую работу мысли. Это требует времени,, таланта и от ветственности. Можно понять нетерпение общественности, желание поскорее взглянуть на закрытые страницы на шего прошлого. И тем не менее это не мозкет быть опра вданием скоропалительных выступлений, какой-либо то ропливое ги в оценках, которая.может приводить лишь к поверхностным выводам, не отражающим всю сложность происходивших процессов. Недопустимо, чтобы вместо действительно научных исследований на- широкую обще ственность выбрасывались конъюнктурные поделки, кото рые. скорее, зате.мняют, чем высвечивают истину. Нам надо избавляться от этого. В Центральный Комитет, в редакции средств массовой информацзги приходит много писем от людей, обеспокоен ных появивщимися в последнее время односторонними субъективистскими оценками нашей истории О событиях полувековой давности люди пишут горячо и страстно, как 0 сегодняшних проблемах. И в этом нет ничего удиви тельного. Речь идет о самом главном для нас — об от ношении к социализму, о понимании социализма, о том, как могло случиться, что наряду-с героическими’сверше! него*” стали возможными преступления против Что моадо сказать по этому трудному для всех нас вопросу/ Необходимо отдичать сущностные проявления социализма от его деформаций, то, -что обусловлено объ ективными причинами, от того, что порождено субъектив ным фактором. К великому сожалению, доказательное ис следование нашей истории с этих позиций не было про ведено до конца сразу после XX съезда КПСС в дальнейшем эти трудные вопросы вообще старались обходить. Но в идейной жизни не бывает пустоты Она заполнялась либо примитивными мифами, либо вообще чуждой идеологией. Главное сегодня — создать условия для спокойной, объективной работы, обеспечить гласиость ЭТОЙ работы, которая, помимо всего прочего способству ет активно.му участию самого народа в обсуждении вопро сов кашей истории, а значит — его воспитанию, форми рованию у него правильного исторического сознания. Товарищи, хочу еще раз подчеркнуть, что обращение к нашей истории продиктовано не просто интересом к прошлому. Оно нам жизненно необходимо для сегодняш ней работы, для решения задач перестройки. Мы провоз-’ гласили лозунг; «Больше социализма!» — и должны ра зобраться, какие ценности и принципы следует сегодня считать действительно социалистическими. Социализм вышел на яовьзе исторические рубежи об новления. Следовательно, обновляется все. И практика и теория. Перестройка одновременно — и результат всего нашего предшествующего социально-экономическое и ду ховного развития, и — своеобразная фаза «отрицания отрицания», когда мы освобождаемся от всего того, что превратилось в тормоз. Перестройка, если взять-ее духов ные измерения—это одна из решающих попыток в полной мере восстановить в глазах всех огро.мное значение социа листических ценностей, главная из которых—ориентация на человека труда. Надо снять с ценностей и идеалов со циализма ржавчину бюрократизма, очистить от ’ всего бесчеловечного, чем пытались их подменить, высвобо дить лучшие, созидательные силы человека, обеспечить духовный расцвет,личности. Перестройка предлагает обществу «деи, способные на деле ооъедннить. сплотить людей не путем выравнивания их. как для парада, а на основе разнообразия человече ских возмо;кностей, стремлений, интересов, способностей, 1(ерестройка рассчитана на знания, ум и опыт каждого. человека, на лучшие человеческие качества. Она открыва ет максимальные 'возможности для воспитания людей жизнью, личным опытом участия в общественных преоб разованиях. И не только открывает. Она требует, чтобы эти возможности использовались реально на деле В этом, собственно, суть перестройки. ’ , ' Как сейчас идут дела на этом главном ее направлении? Люди учатся практической экономике, учатся демократии, гласности. Учатся не пассивно, а реально участвуя в ос* воении новых методов хозяйствования. На партийных собраниях, через дискуссии и столкновение мнений в средствах массовой информации, на собственной практике люди постигают, что такое перестройка, каких действий она требует от них самих в тех конкретных условиях в которых они живут и трудятся. Сама жизнь постоянно ставит человека перед выбором Какие формы избрать, организуя работу бригады цеха всего коллектива предприятия? Как оплачивать труд кщ го выбрать руководителем, кому и что доверить? Как стро ить отношения со смежниками? Как относиться к НОВЫМ яв лениям в общественной жизни, литературе и искусстве? Или к явлениям старым, но у которых сегодня высвече- ны непривычные грани? Таких вопросов немало, и воз никают они перед человеком ежедневно. Сегодня’ необхо димость выбирать будит активность, самостоятельность (Продолженне ва 2-4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz