Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ЕНИНСКОЕ ЗМ Н Я Орган Липецкого областного комитета КПСС ^ и областного Совета народных депутатов 71-й год издания Четверг, 18 февраля 1988 г. № 40 118 037] Цена 3 коп. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о ПЛЕНУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 17 февраля 1988 года начал работу очередной Пле нум Центрального Комитета КПСС. Пленум открыл Ге керальный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. На рас смотрение Пленума внесен вопрос «О ходе перестрой ки средней и высшей школы и задачах партии по ее осу ществлению». С докладом по этому вопросу выступил член Полит бюро, секретарь ЦК КПСС Е. К. Лигачев. На заседании в прениях по докладу выступили тт. В. И. Ситников — первый секретарь Иркутского обко ма КПСС, Ф. Т. Моргун — первый секретарь Полтавско го обкома Компартии Украины, Н. М. Ершова — налад чица производственного объединения «Машиноетрои> тельный завод имени Ф.^ Э. Дзержинского», г. Пермь, В. И. Мироненко — первый секретарь ЦК ВЛКСМ, В. Т. Сайкин — председатель исполкома Московского город ского Совета народных депутатов, В. А. Коптюг — вице- президент Академии наук СССР, председатель Сибир ского отделения АН СССР, К. М. Багиров — первый сек ретарь ЦК Компартии Азербайджана, К. Г. Вайно — пер вый секретарь ЦК Компартии Эстонии, Г. А. Ягодин — министр высшего и среднего специального образования СССР, В. С. Шевченко — председатель Президиума Верховного Совета Украинской ССР, Н. А. Назарбаев •— председатель Совета Министров Казахской ССР, В, Г. Ко лесников — министр электронной промышленности СССР, Г. М. Марков — председатель правления Союза писателей СССР, Ю. Ф. Соловьев — пер вый секретарь Ленинградского обкома КПСС, Е. Е. Соколов — первый секретарь ЦК Компар тии Белоруссии, А. В. Власов — министр внутрен них дел СССР, Д. И. Патиашвили — первый секретарь ЦК Компартии Грузии, А. А. Логунов — вице-президент Академии наук СССР, ректор Московского государствен ного университета имени М. В. Ломоносова, Г. И. Усма нов — первый секретарь Татарского обкома КПСС. 18 февраля Пленум ЦК КПСС продолжит свою работу. О ХОДЕ ПЕРЕСТРОЙКИ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ЗАДАЧАХ ПАРТИИ ПО ЕЕ 0СУ1ДЕСТВЛЕНИЮ Доклад члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС Е. К. ЛИГАЧЕВА в повестку дня нынешнего Пленума, Центрального Ко- . митета вынесен один из важнейших вопросов качествен ного обновления нашего социалистического общества. Речь идет об углублении начатой нами реформы систе мы народного образования, ,, ' Сегодня в советской ’ школе всех ступеней и профилей овладевают грамотой и мастерство.м, проходят курс наук 57 миллионов учащихся и студентов. Это статистика. А в переводе на язык политики та же цифра означает, что именно в классах и аудиториях растет'сейчас и формиру ется поколение, на плечи которого в недалеком будущем ляжет значительная часть работы по реализации полити ки ускорения и обновления, общественных преобразова ний, начатых в апреле 1985 года. Какой будет общеобра зовательная и профессиональная подготовка этого поко ления, какие .мировоззренческие понятия и нравственные ценности оно усвоит — отжатого в решающей степени зависят выполнение Программы , КПСС, принятой , на XXVII съезде, буд^чцее страны, са.ма судьба социализма. Перестройка проходит и через школу. Вот почему по- ' •ложение дел в нашей школе, ее перспективы Централь ный Комитет рассматривает как вопрос большой полити ки и считает необходимым привлечь к нему вни.мание всей партии, всего народа. ' . . В руководящих органах, в активе партии, в ш!гроких кругах общественности сложилось ясное понимание, что без серьезных перемен в системе народного образования, без поворота всего общества к назревч 1 им здесь пробле мам нам не набрать высоких темпов созидания, не -взять круто в гору. I. Народному образованию— новый качественный урове.нь Начатая нами -реформа школьного дела, высшего и . среднего специального образования —■ закономерный от вет общества на вызов времени, на требования перест ройки. Что можно было бы отнести к положительным итогам пройденного этапа? В первунз очередь то. что партийные, советские, хозяйственные органы в иент-ое и на местах стали предметнее заниматься всем кругом вопросов на родного образования. Происходят' определенные по.зитив- нше изменения в содержании и ' методах образования, в трудовом воспитании школьников. Усиливается интегра ция выспзей школы с производством и наукой. Произош ли перемены в практике йзинансирования школы. Уходит в прошлое остаточный подход к выделению средств со циально-культурной сфере. Меняется отношение • к мате риальным нуждам школы со стороны местных органов и отраслей народного хозяйства. Словом, подытоживая пройденный за годы реформы ПУТЬ, было бы неправильным не замечать происшедшие и.эменения. Однако остается актуальным вывод, сделан ный М. С. Горбачевым на XXVII съезде КПСС, , что «темпы и глубина реализации предусмотренных рефор мой мер еше не могут удовлетворить нас». Это каса ется главного — содержания образования, методов обу чения и воспитания. Пока дело здесь ограничивается ма- лозначительными подвижками. Очевиден разрыв между нынешним состоянием средней и высшей школы и'атмос ферой динамизма, все более захватывающей страну. Лю ди чувствуют это и бьют тревогу. С наибольшими трудностями сталкивается реформа общеобразовательной и - профессиональной школы Ре форма школы, которая рождалась до апреля 1985^ года, представляет собой попытку перемен только в одной сфе ре социальной жизни — в сфере -образования. И даже не всего образования, а лишь его начальной ступени. С позиций накопленного опыта перестройки в стране от четливо видны недостаточность намеченных реформой мер. стре.мление реализовать их сгары.ми методами. Во-первых, эволюционный характер рефор.мы вошел в противоречие с революпиовдой сутью начатой партией перестройки общества.' В этом один из главных источни ков возникающих проблем. Во-вторых, концепция реформы сориентирована ■ на экстенсивные подходы к. выполнению школой своей со циальной задачи.,Она подтолкнула общеобразовательную школу К' развертыванию массовой прбфессионаяьяой под готовки старшеклассников по ■ простейшим специально стям. Такой подход противоречит нынешней социально- экономической реальности, в которой становятся все бо лее высокими требования именно к уровню, и качеству подготовки работника. ' ' В-третьи.х, реформой не была задана программа глубо кой демократизации системы народного образования. Она не была подкреплена созданием механизмов вовлечения в процесс перестройки школы всего общества. . «Пробуксовка» школьной перестройки обусловлена и вялостью организаторской работы по продвижению на меченных . преобразований. Сказа^юсь отсутствие едино го центра руководства реформой. Управление школой со стороны Минпроса, Госпрофобра СССР ведётся преиму щественно бюрократическими методами, в консерватив ном духе. Далеко не все отраслевые министерства -наш ли в себе силы отрешиться от психологии «благодетет лен» школы. • . ' Охарактеризовав широкую дискуссию, которая ведется в нашем обществе по ходу перестройки средней и выс шей школы, ■ докладчик отметил, что, наряду с многими конструктивными предложениями' высказывался и ряд неприемле.мЫх позиций. В чем состоят конструктивные пути 'действенной пе рестройки народного образования? Прежде всего есть ос нования для внесения кардинальных изменений в уста новки реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Изменений, отвечающих идеологии и практике перестройки общества в цело.м. В принципиальном пла не они должны предопределить: — формирование и реализацию концепции всеобщего среднего образования молодежи как базового для после дующей подготовки по всем каналам кадров квалифици рованных рабочих и специалистов; — .масштабное техническое переоснащение средней, прюфессиональной и высшей школы, переход на норма тивное планирование развития отраслей народного обра зования и создание в перспективе условий для их частич ной самоокупаемости; — устранение ведомственных перегородок и проведе ние на^деле единой государственной политики в области народного образования, прочное, взаимодействие всех тн- . пов учебных заведений, научных и производственных коллективов в интересах эффективного использования ма териальных ресурсов и интеллектуального потенциала об щества; •— отказ от командных методов управления народны.м образованием, повышение самостоятельности и ответст- • венности коллективов учебных заведений, максимальную передачу полномочий им, а также местным Советам ра- родных депутатов и территориальным органам управле ния; включение через механизмы демократии в процесс обновления и развития народного образования всех об щественных сил страны: — коренное преобразование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, реорганизацию на учно-исследовательской работы в области народного об разования с ориентацией ее на задачи перестройки сред ней и высшей шкоЛы. Нет сомнений, что наша шкб.ча есть и остается еди ной.-Единой в с.мьгсле. идейно-воспитательной направлен ности, одинаковой для всех стартовой площадки, которая, дает равные возможности каждо.му раскрыть свои даро вания, свое общественное предназначение. Нет сомнений, что советская шко.да есть и во все бо льшей степени призвана быть трудовой. То есть с малых лет учить своих питомцев трудиться коллективно, на де ле воспитывать громадное уважение к труду и людям тру да. Важно, чтобы школьный труд был целесообразным, общественно полезным. Нет сомнений, что наша школа сможет продуктивно ра-звиваться. оставаясь школой политехнической. Это оз начает необходимость знакомить мчащихся в теорий и на практике со все.ми главньшй отрасля.ми 'производства. С принципами единой, трудовой и политехнической' школы согласны все. Но на деле мы их невероятно спря мили и заформализовали. Истинный социализм, бескомпромиссно отстаивающий свои ценности, не имеет ничего общего со стандартизаци-,. ей форм и способов ведения дела, -с унификацией мыр-' леи, поведения, действия. Больше социализма — это и больше многообразия, многоголосой действительности, когда истина не; диктуется, а выясняется демократиче скими, средствами в открытом и честном сопоставлении позиций и аргументов, проверяется социалистической практикой. ■ Преобладающая точка зрения состоит в том, что в пер вую очередь следует обеспечить становление общеобразо вательной школы как подлинно' базового звена в системе непрерывного образовання граждан нашего общества. Она призвана давать-качественное среднее образование всем юношам и девушкам. А затем .предоставлять им. возмож-. кость с учето.м личных и общественных интересов, с уче том индивидуальных ■ склонностей и уровня ■ подготовки' осознанно выбирать; поступать в вуз или техникум, пойти учиться в профессионально-техническое учи.чище или по лучить профессию: иепосредственно'на производстве. ' На первый п.чан выдвинуть качество знаний. Сейчас этот критерий; оттеснен на вторрстепенные позиции. Оче виден разрыв между провозглашенным всеобщим обяза тельным средним образованием и фактическим уровнем подготовки большинства учащихся. Устранение этого раз рыва станет одыи.м из важнейших условий оздоровления всей обстановки в системе просвещения. Необходимо -решительно интенсифицировать учебно- воспитательный процесс, интегрировать учебные курсы, сократив число предметов, дифференцировать обучение, развивать стремление учащихся овладевать знаниями сверх, обязательных программ. Словом,; уделять главное внимание развитию индивидуальных способностей уча щихся. В современном мире — это ключевое направление продвижения вперед школьного, а также и вузовского де- , ла. С этим же связан и еще один чрезвычайно важный вопрос — об организации и отладке системы профессио нальной.ориентации. . В интересах повышения качества общего образования необходимо еще раз взвесить, целесообразно ли продол жать в стенах средней школы массовую профессиональ ную подготовку учащихся. Практика свидетельствует, что для больших надежд здесь нет оснований. Есть поэ-, то.му логика в том. чтобы снять с нашей школы обязан ность массовой профессиональной подготовки рабочих кадров для народного хозя 1 |с.тва и дать ей возможность' сконцентрировать свой потенциал на обеспечении самого -высокого качества общего образования и' трудового вос питания молодежи. Разумеется, там, где позволяют ус ловия, профессиональную подготовку школьников можно было бы и продолжать. , Подлинной К-узницей рабочих кадров, сказал далее док ладчик, стала у нас система профессионально-техническо го образования. Но с высоты современных ориентиров очевидно, что пока она все же не поспевает за развитием производства. Отсюда возникает потребность в постановке профессионально-технического обучения преимущественно на базе общего среднего образования. Приводя далее веские аргументы в пользу этого, Е. К. Лигачев отметил, что определенная часть юношей и де вушек по тем или иным причинам не сможет завершить учебу в общеобразовательной школе. С учетом этого’ целесообразно, сохранить профтехучилища, в которых они могли бы получить профессию, а там.' где есть крепкая педагогическая база, — и среднее образование. В: интересах повышения качества профессиональной подготовки учащихся, лучшего использования материаль ной базы надо всемерно обогащать спектр профтехучилищ. Перспективное направление — создание, прежде всего в крупных городах, специализированных училищ, способ ных готовить со 8 .ременных квалисЬицированных рабочих по сложным и интегрированным профессиям, превраще ние таких ПТУ в территориально отраслевые и межотрас левые учебные заведения, . • Большие задачи время ставит перед высшей школой.' На ней лежит ответственность за пополнение: рядов -на родной интеллигенции представителями- всех классов и социальных групп, всех наций 'и народностей страны. Прошедший год полоншл начало крупны.м изменениям в деятельности высшей школы.. Основные направления ее перестройки раз'работаны с учетом новых подходов в экономике, социальном развитий,, во всех сферах-нашей жизни. Принципиальная. особенность принятых докумен тов — их комплексный характер, позволяющий значи тельно продвинуться в реализации ленинской мысли об интеграции образования, производства и науки.. Это- — главное. И на это надо направить все силы. Тесная кооперация с акаде.мическими и отраслевыми институтами, предприятиями и объединениями додакна стать в высшей школе преобладаюц{ёй формой научных исследований и подготовки специалистов. Важно при- этом^ убрать ведомственные перегородки. - Вопрос стоит так: если организовать в стране тесное взаимодейстБне высшей школы, академических и отрасле вых институтов, то общество за счет этого и без крупных затрат получит огромное приращеийе научного потенци ала, высокий уровень подготовки п переподготовки спе циалистов по важнейшим направлениям науки и техники. Время диктует широкий спектр такой интеграции от временных научно-технических коллективов и стажировки преподавателей вузов в академических институтах до на учно-исследовательских институтов и лабораторий двой- .ного подчинения , (акаде.мий и Минвуза) и филиалов ка федр вузов в организациях академий на.ук. Пока . же многие вузы одиноки, как деревце в степи. Не -изменить это. положение — значит не достичь ничего принципиаль но нового в высше.м образовании. , • ' Перестройка о'бщественной жизни страны, ускорение научно-технического прогресса с небывалой остротой ста вят проблему повышения квалификации и переподготов ки кадров. Задача в том, чтобы создать . разветвленную сеть,* многогранную систему учебных центров, : которые обеспечивали бы ,воз.можность постоянного квалификаци онного роста не миллионов, а десятков миллионов работ ников всех уровней, рангов и положений. И к тому же добивались не только количественного охвата, но И каче ственного приращения знаний: и умений. Как известно, ЦК КПСС и Совет Министров'СССР оп ределили конкретные меры, чтобы серьезно поставить такую работу в общегосударственном масштабе. В целом речь идет о созданий всеохватывающей систе.мы непре рывного образования. Она органически соединит в себе дошкольное воспитание, общеобразовательную подготов ку, профессиональное обучение, высшее образование, по- - стоянное обогащение знаний и повышение уровня квали фикации рабочих и специалистов. Докладчик подробно проанализировал состояние мате риального .'обеспечения народного образования. Достичь здесь прорыва к новому качеству, заявил он, возможно, только проявив к нуждам средней и высшей школы об щенародное внимание. Надо откровенно признать, что, несмотря на принимаемые в последние годы меры, мате риальная база школ с позиций совре.менных требований находится в тян:ело.м положении. В общеобразовательной школе для снижения числа учащихся в классах до установленного норматива, завер шения.перехода к обучению с шести лет, замены аварий ных и приспособленных зданий, а также для ликвидации в основном сменности занятий необходимо в 1990—2000 годах ввести порядка 28 миллионов'ученических мест, то есть по сравнению с текущей пятилеткой (7,4 миллиона мест) ввод и в тринадцатой, и в четырнадцатой пятилет ках должен возрасти примерно вдвое. В эти пятилетия необходимо поддерживать строителвство дошкольных уч реждений на уровне четырех миллионов мест в каждом. Потребуется при.мерно в два раза увеличить'капиталовло жения как для удовлетворения нужд просвешения, так и для расширения до норм учебных площадей, решения первоочередных социально-культурных задач высшей _ и средней специальной школы. - ' Общая проблема всей школы — от детских садов и до вузов — заключается в низкой технической оснащенно- (Окончание на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz