Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
7 февраля 1988 г., № 31 (18 028) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО СЕЛЬКОРА Эта поучительная, но в сущ ности банальная история ■— о том,, как секретарь партко ма поссорился Со своим ком мунистом. Об истинной по доплеке ссоры, о том, кто от этого выиграл, а кто проиг- рал. Мы сказкам попозже, а пока представим нашему чи тателю действующих, а вер нее, — противодействующих Итак, с одной стороны — коммунист Юрий Баркин, тридцати лет, студент-заоч ник сельхозинститута, при мерный ' семьянин, работал в колхозе художником-офор- мителем. Впрочем, разные он должности занимал: был секретарем комсомольской организации колхоза, полго да возглавлял ферму, - был дояром, исполнял обязаннос ти начальника участка, за купал у населения картошку. В общем, был доверенным и уполномоченным лицом у правления колхоза, парткома и сельсовета. Избирали его председателем головной груп пы народного контроля, ре- ' дактором колхозной стенга зеты «З а -урожай». Он неоднозначен, этот Юрий Баркин; словно весь соткан из одних обнаженных нервов. Вот как характери зуют его люди, хорошо его знающие. М. А. Якунина, секретарь Задонского райкома КПСС: — Баркина весь район зна ет. В райком он заходит за просто. Неплохой, одаренный малый. Я помню его с тех еще лет, когда он в детдомов ском оркестре играл. Нетер пим к любой несправедливо сти. за правду готов стоять до конца, Но' много в нем мальчящества, ' не хватает серьезности. Юрий Бухаров, зам. ре дактора районной газеты «Донская правда»: — Баркин —' один из луч ших наших селькоров. На дежный помощник газеты. Берется за самые сложные, острые темы, не боится ис портить отношения с кем бы то ни было. Вез преувеличе ния могу сказать, что редак тируемая им колхозная стен газета «З а урожай» — одна из лучших в районе. Н. И. Неделина, инспс 1 Ггор отдела кадров хозяйства: — Баркин — хороший ху дожник, но творческие за мыслы да конца не доводит. Эскизы, наброски, идеи, за думки — а красные уголки так и недооформил. В худо жественной- самодеятельно сти зшаствовал — бросил. З а любое дело берется горя чо, да скоро остывает. Н. Т. Кирсанов, начальник Юрьевского участка колхоза: — А что Баркин? Треплет-, ся он много, а толку мало. . Л. И. Ефаяов. мехаииза- — Надо бы самому поболь- 1 пе вкалывать, а не 'в газеты писать. 120 рублей получал, считай, задарма п все чем- то недоволен. Б колхозе на до жить по-ко.лхо.?,ному, а он вечно куда-то лезет, ' всех критикует. Секретарь парткома колхо за «Красный щ,-ть» В. С. Кравцов: — Таким, как Баркин, не место в партии.. 'Такую вот характеристику дали Варкину разные люди. Итак Юрий Варкин — с одной стороны. С другой ,— молодой секретарь парткома колхоза «Красный щ'ть» Ви талий Сергеевич .Кравцов. Думается, его характеризо-. вать столь подробно не обходимости нет. Скажем только, что немало энер гии Виталий Сергеевич прилагает к тому, чтобы в хозяйстве все было тихо и мирно. Собственно, Варкин и работал под его началом. И БОТ, поди ж ты, заслужил та кую немилость. Какая же ; кошка пробежала между ни- Баркин избирался членом правления . колхоза, возглав лял, как мы .уже говорили, головную группу народного контроля. Будучи ее предсе- дателе.м. так беспощадно вы-. смеивал и «разрисовывал»' специалистов и руководите лей, что некоторые перестава ли здороваться, рывало, ед кие карикатуры по материа лам рейдов, вывешенные Бар- киным, срывались в ю т же день. Но он находил все но вые и новые факты и дейст вовал напористо, как в быт ность свою се.кретарем ком сомольской организации. В конце концов обюкенным это надоело, и его «понизили»; он стал только заместителем председателя группы НК. Но остался редактором стен- га;зеты. В других колхозах стенгазеты выходят только по праздничным дата.м и с пу стыми, безликими статьями."а у Баркина по будням, да еще с едкими заметками. Р1о и этого ему мало, он дошел до того, что требовал принятия мер по критическим выступ лениям от главных специали стов и руководителей участ ков, настаивал, чтобы дава ли ему в стенгазету офици альные ответы. Тут бы Виталию Сергееви чу поддержать редактора, но он хотел и газету иметь хо рошую, и тишину сохранить, шу.ма не поднимать. Без поддержки партко.ма борьба ,за гласность результатов не приносила, недостатки, про тив которых выступал Бар кин, оставались. Стенная га зета эффекта не давала. И Баркин пишет в районн.уго. 27 октября «Донская прав да» напечатала его корреспон денцию «Люди ждут реаль ных дел». Автор поведал о неудовлетворительной рабо те депутатов Юрьевского сельского Совета. Публика ция вызвала отклики и... за поздалое опроверяшние. под писанное председателем ис- полкомр сельсовета А- И. Ро дионовым и председателем колхоза В. А. Лагутой. Они уличили автора в искажении всего Л!!шь одного фркта. Юрий Баркин со слов депу тата Р. Чистяковой написал, что мост в селе Нережа не построен, хотя на самом деле он был сдан в конце августа — начале сентября. Поло жившись на авторитет народ ного избранника, автор не стал утруждать себя ‘ про веркой факта и заработал свой первый за годы сотруд ничества с районкой «про кол». И опровергатели тут как тут; сам-де сменил шесть должностей и ни на о,дной не показал себя, а еще правду ищет, клевещет на людей. Позже в беседе с корреспон дентом председатель сельсо вета (один из опровергателей) А. И. Родионов скажет; — Признаться, не очень хотелось писать мне этот от вет в редакцию, в целом я считаю заметку Баркина пра вильной; слабо V нас еше ра ботают , депутаты. Да навер ное. .это- не только у нас. Вот это-то , и возмутило: везде плохо и никто не пишет, а у нас нашелся ка кой-то Баркин. который хо чет, чтоб было лучше, чем Но чашу терпения пере полнило письмо Баркина в Комитет партийного контро ля при ЦК КПСС. Он вывер нул жизнь колхоза наизнан ку и показал ее такой, как ока есть, а не такой, что предстает в гладких отче тах. Он доказывал, что за метных перемен в хозяйстве не происходит и все остается, как в голы застоя. Действуя в открытую, Баркин поста вил в известность о пись.Ме се>сретаря парт'кома. Н тут закрутилось колесо. 30 ноября на заседании партийного комитета В. С. Кравцов внес предложение о сокращении должности ху-. дожника-оформителя. Чле ны парткома поддержали. Правление не отказало, хотя не стало, по предложению, парткома, сокращать Варки- на как не справляющегося со своими обязанностями. 30 декабря состоялось пар тийное собрание яблоновско- го производственного участ ка. на котором было обсуж дено письмо Баркина. Судя по протоколу и по рассказам его участников, обсуждали не письмо, а самого автора. Его обвиняли в демагогии, в не желании работать п личным примером вовлекать колхоз ников в перестройку, в кле вете на парторганизацию. Большинством ГО.ЧОСОВ коммунисту Варкину объя вили выговор за фальсифика цию фактов и приняли реше ние ходатайствовать перед-ре- дакцней «Донской правды» о лишении его полномочий селькора. Из 21 члена пар тии трое голосовали против наказания, двое воздержа- Я читал объяснительную, которую дал В. С. Кравцов по поводу письма Баркина. Грубое белое шитво по чер ному так и сквозит из каж дой строки. Скажем, в пись ме говорится, что в колхозе СГНОИЛИ и ссыпали в пруд (с глаз долой) 50 тонн гороха. В. С. Кравцов опровергает: «В пруд высыпали около 10 тонн мертвых отходов. Эти отходы проходили через ве сы». Мертвые отходы — это земля, головки осота и про чее охвостье, образуемое при подработке зерна. Если это так. То зачем же валить му сор в пруд? Чтобы пруд за сорять? Да еще взвешивать. Баркин пишет о трех пав ших лошадях. В. С. Кравцов; «Виновные в гибели лошадей’ наказаны». Не наказан никто. Вита лий Сергеевич не знает даже имен «злоумышленников», да и бухгалтерия никаких до кументов не имеет о возме щении ущерба. Баркин пишет о просчетах в организации соревнования доярок — Кравцов находит оправдание; «Премия дояр кам не выплачивалась полто ра месяца ввиду ремонта кол хозной кассы!». (?!). И попыт ка кражи зерна была, и, если бы захотел секретарь, вора найти было легко. Но не за хотел, боялся шума, тихо свез три мешка ячлтеня ■ на ток н сделал вид, что ничего не произошло. Знали ли об этом комму нисты производственного уча стка, ГОЛОСУЯ за выговор и за отлучение селькора от И несколько соображений в заключение. Конечно. Баркин не святой, как и у всякого, у него есть свои !?едостатки. Но ведь и перестройку мы должны вести не с идеальны ми людьми, а с теми, какие есть. И человеческий фактор, вероятно, в том и состоит, чтобы дать возможно</ть, спо собствовать человеку раскры ться своими лучшими сторо нами. терпеливо сглаживая, приглушая негативные. И в это.м суть партийной работы с людьми. Вероятно, в дру' гой обстановке, в другом хо зяйстве. где перестраиваются не на словах, а на деле, не примиримость Юрия Варки- на ко лжи, несправедливос ти, очковтирательству, раз гильдяйству пошла бы на пользу дела. Со временем, глядишь, соскочкла бы с не го мальчишеская горяч ность, закончЕЛ бы он вуз, и вышел бы из кэго болеющий за дело спецкелпет, которые очень нужны сегодняшнему' селу. И-менно так бы и посту пил зрелый партийный во- Ыо не такая обстановка, не перестроечная атмосс,Ьера создалась в колхрзе. и ис о чести партийной организа ции заботился В. С. Кравцов, выпирая Баркина, а о своем безмятеяшем житье. Ради этого секретарь колхозного парткома пренебрег святым чувством партийного товари щества, правдой честью, со чиняя неискреннюю объясни тельную и вводя в .заблуж дение райком. Потому он и не поддерживал Баркина как редактора стенгазеты. Кон фликт назревал ' исподволь. Мешал Варкин и секретарю парткома, и специалистам, и тем, кто не прочь поншвить- ся за счет хозяйства, — и вот эта затхлая атмосфера, которой не коснулся ветер пе ремен. вытолкн'ша его из сво ей среды как что-то чуждое, неприятно беспокоящее, на весив на честного человека, искренне старавшегося при нести пользу делу, ярлык де магога и клеветника. М. ЛЫТКИН. спец. корр. «Ленинского знамени». ПРИХОДИЛОСЬ ли вам наблюдать за кон курсом бальных тан цев? Если- даже и нет, все равно постарайтесь представить: звучит чарую щая музыка, кружатся в танце пары, сверкают в све те прожекторов блестки ко стюмов... Завидуете? Хотели бы научиться двигаться так же, иметь такую же «коро левскую» осанку и не сму щаться, когда вдруг однаж ды на танцевальной площад ке или в гостях вас пригла сят на вальс? Тогда могу дать вам ад рес коллектива, в котором вас с радостью встретят и помогут открыть способно сти, о которых вы раньше и не подозревали. —- К нам зачастую " при ходят люди, которые еще не которое время назад и не помышляли о бальных тан цах, —- говорит Марина Не клюдова. Вместе с мужем Юрием она руководит ан- самбле.м «Вдохновение» в Липецко.м . политехническом институте. — Кто-то и вов се попадает в ансамбль со вершенно случайно, а потом оказывается,' что человек прямо-таки создан для заня тий хореографией. Однажды — мы иногда занимаемся в актовом зале вместе с «Зон- ".К1НЧ1 <, 1 Гра. П ) | р ' , | ’ ' 1 а Рсмре 1 ие мя цо'ишт;,, н на нашей репетиции. Побывала н л 1 . . 1 . 1 Ч, Тиир!. Ко I Л 1 е ЛЬ.! с’о ' \ ,.вал .. ю 111 лм , , ок'нь С| 1 ') 1 оГл, и дечмв а ПоЖа 1 Ш 1 . о К 1 -КДПЧ И’, | Ц Ч , 11.)4Ы1С-ЧНч\ Марпнл ч Юшш П( , Лч;шг.ы \1111,1Т С 1..1 |> 1 .' : 1лссь ;в', С 11 .ЧШ. 1 Г, 1'ч го')П- и , ",л ■ п т и П.1С НАШЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И РОДЛИОЬС „ВДОХЕОЗБНИЕ" ребята —- Галя Захарченко, Андрей Ширяев, Володя По пов, Лена Чернышова, Во лодя Мозгунов, Вика и Ле ра Кузины... Все они разно го возраста, занимаются раз ными делами — не только студенты, но и школьники, и рабочие — но всех объе диняет любовь к прекрасно му, желание делить эту лю бовь с друзьями, — Мне здесь всегда ин тересно, привлекают и тан цы, и само общение, — го ворит один из «старожилов» ансамбля Владимир Иванни ков, начальник цеха завода ЖБИ-7. Он и его друзья по увле чению собираются по неско лько раз в неделю после за нятий или нелегкого рабоче го дня и даже во время сес сии. Репетиция продолжается не один час, а каждый ны нешний Или бывший сту- лент .знает, что такое литп- чи ,1 ЧчС ) 1 К 1 ме|Ц 1 М ч О,об11141) и ЦОС 4,1 ши ,1Р|1 . З а ш .киотся ри')Я!сЧ п по о и гВ. Пр'КИОСчб 10 1ЮМ Ж.Ш 1Л1ЩОраЧ Н' 1,111.1 б а и 1|1,и ПчПКП ИМ)' а .ы , и 0 1 ) ЛИВ),о ои-щаш>| г ).ыо,чЗЬ'‘ > 11 . 1 С нем ,.Т1) Г|рпбЛ0'1 по уы 1)0 1 дае-,и, 1 . - > . 1 Ы- бш ’-ся Марию По-'' ш, т в ’мер. ьоп ом ).1 г.шч ■ 1 л I )1ВчРМ С.'УИ по ом . ч-о в атс н.е эго сл .пп .ом доро, о. так много денег. Сейчас нам оказывают большую поддер жку, но средств все-таки не достаточно, приходится эко номить. Вот и сидим в Сво бодное время, нанизываем одну блестку за другой... Но и эти вынужденные «гюсиделки» приносят поль зу: именно здесь появляют ся новые идеи, возникают новые замыслы, обсуждают ся новые постановки танцев. Здесь, кстати, однажды ро>- дилось и название коллекти ва. Было это уже в незапа мятные времена, считают ре бята, — шесть лет назад. Сложился ансамбль из нес кольких самостоятельно су ществовавших танцевальных пар. которых в институте попросили выступить к оче редному празднику Октября. Так и отмечается теперь день рождения ансамбля вместе с днем рождения СТрричт ЧсТ)ван"р свое они вы боа.1,1 Н1 С.1^ 'а)'ИИ - 1)0 С(ЧР,=Т П\ 1',Л' мЮВРЩР ПР рр, 1 г.м и Т 10 ) 1 'П, 1 Яет выходить 1М СЛ',.ИЫ\ сн-1\ацип О) 'II. тр1,1Чо 11.1'.ОДИТ,. X. И.иЛ для ПЬП\||. 1 РЦ 1 Ш Т! тут коллективу повезло — ).'■ .) ш ри'с.,аи'.1 об „чсамб .,е ДК мьо.ы <Цен 1 ролнг> < крбытьш V -ЮДЦ|{> МУШ1- 1..и'1Ы 1П7ор-)'о 1. ■)(гтанавли ьоог и мспо,: 1 Я 1 ( 1 Т С’-арые, \ | 1 "Д пне ь проьчос мело.шп Па' .мы . ( ч , ] ) ' ' В О , и совместные выступления двух коллективов — пока их не очень много — уже поль зуются успехом. Исполняют они румбу, танго, квик-степ, медленный вальс. — А после каждого кон церта мы проводим разбор, отмечаем все сильные и сла бые их стороны, недоработ ки берем на заметку, — рассказывают участники ан- са.мбля. И снова репетиции, сно ва работа. .Шлифуется уме ние самодеятельных артис тов передать пластикой наст роение танца, способность увлечь зрителей, очаровать их красотой движений. И пусть пока у ансамбля нет ни дипломов, ни званий, ой' становится в городе все известнее — только в нояб ре ребята дали пятнадцать концертов. А кроме выступлений есть еще II ."гагттш г. кт- курсах (в Калинине и Обнин ске коллектив вышел в фи нал, недавно пришло пригла шение на конкурс из Старо го Оскола. Надеемся, удача и там будет сопутствовать танцорам), совместный от дых в лагере «Политехник», походы, празднование дней рождений и даже свадьбы — шесть пар соединил ансамбль за эти годы!. Наша последняя встреча с ансамблем ЛипПИ «Вдох новение» пришлась на пос леднюю перед поездкой в Ленинград (профком вуза поЬщрил танцоров путевка ми) репетицию. Снова акто вый зал, снова музыка, сно ва: «Раз-два-три, раз-два- три... Шагаем с носочка, го лову выше...» : Т. ДЕКА. НА СНИМКАХ; танцуют участники ансамбля «Вдох- НОВГКПЕ». С ЮМОРОМ и ИРОНИЕЙ -Липецкие театральные встречи^^——— Союз театральных деятелей (СТД) РСФСР, Институт мировой литературы имени М. Горького и ВНИИ искусствове-, дения Министерства культуры СССР при няли решение о регулярном цроведении в Липецке «Театральных встреч». Они за думаны не только Как подробное знаком ство с опытом работы Лгшецкого драмати ческого театра и Липецкой организации СТД РСФСР, но и как научно-практиче ская лаборатория, где коллеги из театров центральной зоны реепубликн, а также ве дущие искусствоведы и театральные дея тели смогут обсудить перспективы разви тия сценического искусства, различных его направлений, актуальных проблем. Первый сбор . «Липецких Театральных встреч» намечено провести с 17 по 21 февраля в связи со 128 летнем со дкя рождения А. П. Чехова. В программе; по каз всех спектаклей, поставленных по про изведениям А. П. Чехова на липецкой сце- В программке читаем: хомов. И да,тее; « Вечер ве- «Бенефис сегодня и вчера». . седого юмора и беспрерыз- Спектакль в двух действиях ного хохота! Везде фурор! по. сочииения.м Антона Че- Беспрерывный бис!» Да, в хова «Юбилей». «Свадьба», этом театре может быть и «Лебединая песня» с дивер- такой Чехов — остроумный, тисмрнтом. |Режиссер В. Па- ироничный, чуть гротескный. не, а также литературные чтения, в кото рых примут участие члены комиссии по изучению творческого наследия великого русского писателя , при Академии наук СССР во главе с ее председателем, пер вым заместителем главного редактора жур нала «Знамя», доктором. филологических наук В. Я. Лакшиным. С докладами выс тупят — главный эксперт СТД СССР, кан дидат исторических наук А. П. Свободин, доктор искусствоведения М. Строева, док тор филологических наук, старший науч ный сотрудник Института мировой лите ратуры АН СССР Э. А. Полоцкая, канди дат искусствоведения, старший сотрудник ВНИИ искусствоведения МК СССР Т. К, Шах-Азизова. Сегодня мы предоставляем слово участ нице чтений кандидату искусствоведения, корреспонденту отдела литературы н ис кусства газеты «Известия» М. А. Мл»зи- блестящий. - Загадка самого дарования личности Чехова в том, как соединились, со существовали в его таланте, в его мироощущении юмор, водевильность, гротеск и глубочайший драматизм, трезвое и мужественное по нимание исходного трагизма человеческого бытия. Сосу ществуют они и в эстетике Липецкого театра. В этой постановке нет по пыток «утяжелить» либо модернизировать старин ный, но на редкость живой жанр водевиля. Театр слов но спрашивает: а почему нет? Почему не вернуться к тем временам, когда ни один театральный вечер не обходился без водевиля, пре тендующего только на одно — ^^вызывать у зрителя Постановка откровенно театральна. Это как бы ре конструкция обычного бене фисного спектакля прошло го века, спектакля в провин циальном театрике. В этот вечер БЫ — «почтеннейшая публика»', а «господа акте ры» станут развлекать вас изо всех сил. Итак, празд ник водевиля! Бенефис! Яр кий аляповатый занавес с розочками и амурчиками. Ра ковина суфлерской будки. Упоённый собственной неот разимой артистичностью, ду рашливо-бодрый конфера.н- сье (с ясным пониманием жанра, остроумно работает в этой роли «весь вечер на сцене» .актер А. Елфимов). Все как положено — увер тюра перед началом пред ставления. Вполне провинци альный канкан под бренча щее фортепиано. И — «ди вертисмент», где солисты, он и она, исполнят публике романсы под аккомпанемент «всамделишних» 'музыкан тов во фраках. (Нельзя не отметить артистизм солиста Липецкой государственной филармонии заел. арт. РСЗФСР В. Радченко; он так значителен, так важно преподносит себя публике, так преисполнен «кипения страстей»!). Режиссер-постановщик и актеры обнаруживают в этом спектакле вкус к теат ральному празднику, к . лег кой иронии и самоиронни. Все происходит как бы не всерьез. Откровенно «теат ральные» декорации; рас писной яркий задник, изоб ражающий «залу», громозд кая фигура золоченого Амура... Чуть преувеличен ные приемы актерского ис полнения (пока, в особенно сти в «Свадьбе», не все ак теры тонко чувствуют стиль постановки, когда следует, на мой взгляд, существовать как бы в двух измерениях — в водевильном образе и в образе провинциального ак тера прошлого столетия, иг-. рающего ту же роль). С этой точки зрения «Юбилей» ра зыгран почти безупречно. Вспомним; Чехов более всего в жизни не восприни мал пошлости, и сам как че^. ловен и как художнйк был чужд ей абсолютно. В этом спектакле пошлЬеть откро венно высмеивается — пош лость театральная, пошлость н^итейская, пошлость люд ская. Театр вместе с нами вспоминает, воедращается в собственное прошлое и рас стается с ним на наших гла зах легко, с иронией и юмо- «Пр-р-редставление» • под ходит- к финалу. На темной опустевшей сцене появляет ся человек в белом, со све чой ^ усталый, немолодой. Третья часть . спектакля —• «Лебединая песня»,.. Бене фис актера Василия Василь-' евича Светловидова окончен,' отгремели овации и крики «браво!», все ушли из теат ра, забыв о своем любимце — бенефицианте. Человек, отдавший, жизнь театру, «почтеннейшей публике», те перь забыт в холодном пус том театре, как Фирс из «Вишневого сада» в заколо- ■ "ченном барском доме. Тем пераментно, органично ведет эту, уже не водевильную, родь П. Тямушев. К финалу спектакль приходит с груст ной нотой раздумья о нелег кой судьбе, доле артиста. В самом деле, кто он, актер? Игрушка «чун;ой праздно сти», щут? Или кумир • пуб лики, идеал ее, над нею воз вышающийся и ведущий ее за собой? Тан в этот шумный, ост роумный спектакль, благода ря четко выстроенной внут ренней «драматургии» при вносится и серьезная тема. Пока спектаклю не хватает стилистической выдержанно сти, цельности, но опыт этот, на мой взгляд, чрез вычайно интересен и своеоб разно развивает , чеховскую тему в Липецком театре. М. МУРЗИНА. ЕЕ ПРИВЕЛИ ко мне под конвоем. Она сидит с опу щенной головой, комкает в руках платок, вновь и вновь повторяя; «Если бы я не бы ла пьяна, я бы этого ни когда не сделала». Евдокия Семеновна до того, как выйти на пенсию, работала в колхозе. Муж ее трагически погиб несколько лет назад, в пьяном виде попав под трактор. Дети вы росли, разлетелись из род-, ного гнезда, и она осталась одна. Теперь тр,удно вспом нить, когда впервые потя нулась к рюмке. Вначале вы пивала редко, потом стала «обмывать» каждую пенсию, и все чаще односельчане ви дели ее пьяной. В тот злополучный день пришла к ней подруга, ко торую она, как в детстве, на зывает просто Шуркой, и позвала в гости: у соседки были именины. Вначале Ев докия Семеновна отказыва лась, но потом согласилась. Она знала, что в их селе многие готовили самогон, но у Прасковьи Васильевны так звали соседку — он всегда был отменный. . На этот раз к торжественному случаю именинница пригото вила хмельной напиток, сдобренный лавровым лис- Три женщины уселись за стол: Самогон разливали из чайника. Вспомнили моло дость, затянули песню. Вско ре, запьянев, именинница • упала со стула, и подруги уложили ее на сундук, а са ми продолжали застолье. Вот и чайник опустел. И тут показалось Евдокии Се меновне, что за столом с ней сидит вовсе не давняя подруга ее Шурка,, а какой- то мужик, переодетый в го лубую юбку. Сквозь туман в голове виделись ей мох натая рука, тянувшаяся за ножом, зловещая улыбка и длинные, как у волка, клы ки... Не помня себя, выско -СЛОВО ВРАЧУ- ПОСЛЕ ЗАС ТОЛЬЯ чила она в сенцы, схватила топор и со всего размаху ударила «чудище» по голо- Утром в доме нашли уби тую женщину. На столе стоя ли стаканы с недопитым са могоном, а на полу среди разбросанных вещей валял ся разбитый фарфоровый чайник... Из четырехсот пословиц и поговорок, собранных Влади миром Дале.м о пьянстве, всего лишь четыре говорят о пьянстве женщин. Приве ду их полностью, хотя по народной своей простоте они, пожалуй, излишне гру боваты; «Нет такого зелья, как жена (баба) с похмелья». «Пьяная баба — свиньям прибава», «Баба пьяна — вся чужа», «Муж пьет — полдома горит, жена пьет — весь дом горит». Трудно сказать, сколько домов «сгорело» из-за пьянства жены в прошлые века, но сейчас таких «го рящих» домов стало, прямо скажем, многовато. Если до войны среди больных алко голизмом на 20 мужчин при ходилась лишь одна женщи на, то теперь женский алко голизм возрос более чем в три раза. К тому же эти цифры приведены на осно вании учтенных больных. А сколько тех, кто скрывает свою болезнь? Раньше во времена засто лий, даже широких, женщи на позволяла себе для ви да пригубить рюмку с ви ном. Теперь же, чего греха таить, она нередко пытается сравняться в выпивке с муж чиной, а то и перещеголять его, теряя таким образом свое достоинство, красоту, женственность и нежность. Основная трагедия заключа ется в том, что женский ал коголизм протекает более тяжело, чем мужской. Жен щина быстрее привыкает к частому употреблению алко- В последнее время рас пространилось самогонова рение. Только в минувшем году продажа сахара в г. Липецке увеличидась на треть — это сотни тонн цен ного продукта, переработан ного на зелье. Так что са могоноварение — это под линное экономическое вреди тельство! Однако меня, по скольку я врач, волнует другая сторона проблемы. Обыватели часто считают, что самогон, поскольку он варится из доброкачествен ных пищевых продуктов, не опаснее очищенных фабрич ных напитков, а, наоборот, «полезнее» для здоровья. Об этом хочу сказать несколько подробнее, основываясь на глубоких и всесторонних ис- следоваш 1 ях ученых. Брага, различные виды са могона. кроме этилового (винного) спирта, который сам по себе является нарко тическим ядом, содержат множество примесей, крайне вредных для здоровья. При меси эти объединяют под названием «сивушное мас ло». В его состав входят побочные продукты углевод ного брожения — ядовитые высокомолекулярные спир-■ ты. ; Кроме того, сивушное масло включает в себя ток сические альдегиды, кетоны, эфиры. Особенно ядовит нзоамиловый спирт, состав ляющий до 60 процентов си вушного масла. Если человек регулярно пьет самогон, то происходит накапливание вредных ве ществ. представляющих бо льшую опасность для орга низма. Отсюда — все бо лее длительные опьянения с серьёзными нарушениями. Величайший врач древне го мира Гиппократ писал: «Пьянство — это умышлен ное и самовольно вызванное сумасшествие». 'Алкоголь ко варно действует на головной мозг. Возникая совершенно неожиданно, - иногда даже, при приеме небольших коли честв спиртных напитков, бо лезненное расстройство соп ровождается страхами, нап лывом мнимых образов, ко торые побуждают человека к страшным агрессивным по- ст>ч 1 кам против окружающих. Необходимо специаль но подчеркнуть, что наибо лее злокачественно протека ет опьянение, вызванное раз личными суррогатами и са могоном. Приведенный мною случай, происшедший недав но в одном из районов на шей области, лишнее тому доказательство. Ю. ГОЛУБЕВ, заведующий диспансерным отделением Липецкой облясихобольницы № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz