Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

7 февраля 1988 г., № 31 (18 028) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОГО СЕЛЬКОРА Эта поучительная, но в сущ­ ности банальная история ■— о том,, как секретарь партко­ ма поссорился Со своим ком­ мунистом. Об истинной по­ доплеке ссоры, о том, кто от этого выиграл, а кто проиг- рал. Мы сказкам попозже, а пока представим нашему чи­ тателю действующих, а вер­ нее, — противодействующих Итак, с одной стороны — коммунист Юрий Баркин, тридцати лет, студент-заоч­ ник сельхозинститута, при­ мерный ' семьянин, работал в колхозе художником-офор- мителем. Впрочем, разные он должности занимал: был секретарем комсомольской организации колхоза, полго­ да возглавлял ферму, - был дояром, исполнял обязаннос­ ти начальника участка, за­ купал у населения картошку. В общем, был доверенным и уполномоченным лицом у правления колхоза, парткома и сельсовета. Избирали его председателем головной груп­ пы народного контроля, ре- ' дактором колхозной стенга­ зеты «З а -урожай». Он неоднозначен, этот Юрий Баркин; словно весь соткан из одних обнаженных нервов. Вот как характери­ зуют его люди, хорошо его знающие. М. А. Якунина, секретарь Задонского райкома КПСС: — Баркина весь район зна­ ет. В райком он заходит за­ просто. Неплохой, одаренный малый. Я помню его с тех еще лет, когда он в детдомов­ ском оркестре играл. Нетер­ пим к любой несправедливо­ сти. за правду готов стоять до конца, Но' много в нем мальчящества, ' не хватает серьезности. Юрий Бухаров, зам. ре­ дактора районной газеты «Донская правда»: — Баркин —' один из луч ­ ших наших селькоров. На­ дежный помощник газеты. Берется за самые сложные, острые темы, не боится ис­ портить отношения с кем бы то ни было. Вез преувеличе­ ния могу сказать, что редак­ тируемая им колхозная стен­ газета «З а урожай» — одна из лучших в районе. Н. И. Неделина, инспс 1 Ггор отдела кадров хозяйства: — Баркин — хороший ху­ дожник, но творческие за ­ мыслы да конца не доводит. Эскизы, наброски, идеи, за­ думки — а красные уголки так и недооформил. В худо­ жественной- самодеятельно­ сти зшаствовал — бросил. З а любое дело берется горя­ чо, да скоро остывает. Н. Т. Кирсанов, начальник Юрьевского участка колхоза: — А что Баркин? Треплет-, ся он много, а толку мало. . Л. И. Ефаяов. мехаииза- — Надо бы самому поболь- 1 пе вкалывать, а не 'в газеты писать. 120 рублей получал, считай, задарма п все чем- то недоволен. Б колхозе на­ до жить по-ко.лхо.?,ному, а он вечно куда-то лезет, ' всех критикует. Секретарь парткома колхо­ за «Красный щ,-ть» В. С. Кравцов: — Таким, как Баркин, не место в партии.. 'Такую вот характеристику дали Варкину разные люди. Итак Юрий Варкин — с одной стороны. С другой ,— молодой секретарь парткома колхоза «Красный щ'ть» Ви­ талий Сергеевич .Кравцов. Думается, его характеризо-. вать столь подробно не­ обходимости нет. Скажем только, что немало энер­ гии Виталий Сергеевич прилагает к тому, чтобы в хозяйстве все было тихо и мирно. Собственно, Варкин и работал под его началом. И БОТ, поди ж ты, заслужил та­ кую немилость. Какая же ; кошка пробежала между ни- Баркин избирался членом правления . колхоза, возглав­ лял, как мы .уже говорили, головную группу народного контроля. Будучи ее предсе- дателе.м. так беспощадно вы-. смеивал и «разрисовывал»' специалистов и руководите­ лей, что некоторые перестава­ ли здороваться, рывало, ед­ кие карикатуры по материа­ лам рейдов, вывешенные Бар- киным, срывались в ю т же день. Но он находил все но­ вые и новые факты и дейст­ вовал напористо, как в быт­ ность свою се.кретарем ком­ сомольской организации. В конце концов обюкенным это надоело, и его «понизили»; он стал только заместителем председателя группы НК. Но остался редактором стен- га;зеты. В других колхозах стенгазеты выходят только по праздничным дата.м и с пу­ стыми, безликими статьями."а у Баркина по будням, да еще с едкими заметками. Р1о и этого ему мало, он дошел до того, что требовал принятия мер по критическим выступ­ лениям от главных специали­ стов и руководителей участ­ ков, настаивал, чтобы дава­ ли ему в стенгазету офици­ альные ответы. Тут бы Виталию Сергееви­ чу поддержать редактора, но он хотел и газету иметь хо­ рошую, и тишину сохранить, шу.ма не поднимать. Без поддержки партко.ма борьба ,за гласность результатов не приносила, недостатки, про­ тив которых выступал Бар­ кин, оставались. Стенная га­ зета эффекта не давала. И Баркин пишет в районн.уго. 27 октября «Донская прав­ да» напечатала его корреспон­ денцию «Люди ждут реаль­ ных дел». Автор поведал о неудовлетворительной рабо­ те депутатов Юрьевского сельского Совета. Публика­ ция вызвала отклики и... за­ поздалое опроверяшние. под­ писанное председателем ис- полкомр сельсовета А- И. Ро­ дионовым и председателем колхоза В. А. Лагутой. Они уличили автора в искажении всего Л!!шь одного фркта. Юрий Баркин со слов депу­ тата Р. Чистяковой написал, что мост в селе Нережа не построен, хотя на самом деле он был сдан в конце августа — начале сентября. Поло­ жившись на авторитет народ­ ного избранника, автор не стал утруждать себя ‘ про­ веркой факта и заработал свой первый за годы сотруд­ ничества с районкой «про­ кол». И опровергатели тут как тут; сам-де сменил шесть должностей и ни на о,дной не показал себя, а еще правду ищет, клевещет на людей. Позже в беседе с корреспон­ дентом председатель сельсо­ вета (один из опровергателей) А. И. Родионов скажет; — Признаться, не очень хотелось писать мне этот от­ вет в редакцию, в целом я считаю заметку Баркина пра­ вильной; слабо V нас еше ра­ ботают , депутаты. Да навер­ ное. .это- не только у нас. Вот это-то , и возмутило: везде плохо и никто не пишет, а у нас нашелся ка­ кой-то Баркин. который хо­ чет, чтоб было лучше, чем Но чашу терпения пере­ полнило письмо Баркина в Комитет партийного контро­ ля при ЦК КПСС. Он вывер­ нул жизнь колхоза наизнан­ ку и показал ее такой, как ока есть, а не такой, что предстает в гладких отче­ тах. Он доказывал, что за­ метных перемен в хозяйстве не происходит и все остается, как в голы застоя. Действуя в открытую, Баркин поста­ вил в известность о пись.Ме се>сретаря парт'кома. Н тут закрутилось колесо. 30 ноября на заседании партийного комитета В. С. Кравцов внес предложение о сокращении должности ху-. дожника-оформителя. Чле­ ны парткома поддержали. Правление не отказало, хотя не стало, по предложению, парткома, сокращать Варки- на как не справляющегося со своими обязанностями. 30 декабря состоялось пар­ тийное собрание яблоновско- го производственного участ­ ка. на котором было обсуж­ дено письмо Баркина. Судя по протоколу и по рассказам его участников, обсуждали не письмо, а самого автора. Его обвиняли в демагогии, в не­ желании работать п личным примером вовлекать колхоз­ ников в перестройку, в кле­ вете на парторганизацию. Большинством ГО.ЧОСОВ коммунисту Варкину объя­ вили выговор за фальсифика­ цию фактов и приняли реше­ ние ходатайствовать перед-ре- дакцней «Донской правды» о лишении его полномочий селькора. Из 21 члена пар­ тии трое голосовали против наказания, двое воздержа- Я читал объяснительную, которую дал В. С. Кравцов по поводу письма Баркина. Грубое белое шитво по чер­ ному так и сквозит из каж­ дой строки. Скажем, в пись­ ме говорится, что в колхозе СГНОИЛИ и ссыпали в пруд (с глаз долой) 50 тонн гороха. В. С. Кравцов опровергает: «В пруд высыпали около 10 тонн мертвых отходов. Эти отходы проходили через ве­ сы». Мертвые отходы — это земля, головки осота и про­ чее охвостье, образуемое при подработке зерна. Если это так. То зачем же валить му­ сор в пруд? Чтобы пруд за­ сорять? Да еще взвешивать. Баркин пишет о трех пав­ ших лошадях. В. С. Кравцов; «Виновные в гибели лошадей’ наказаны». Не наказан никто. Вита­ лий Сергеевич не знает даже имен «злоумышленников», да и бухгалтерия никаких до­ кументов не имеет о возме­ щении ущерба. Баркин пишет о просчетах в организации соревнования доярок — Кравцов находит оправдание; «Премия дояр­ кам не выплачивалась полто­ ра месяца ввиду ремонта кол­ хозной кассы!». (?!). И попыт­ ка кражи зерна была, и, если бы захотел секретарь, вора найти было легко. Но не за­ хотел, боялся шума, тихо свез три мешка ячлтеня ■ на ток н сделал вид, что ничего не произошло. Знали ли об этом комму­ нисты производственного уча­ стка, ГОЛОСУЯ за выговор и за отлучение селькора от И несколько соображений в заключение. Конечно. Баркин не святой, как и у всякого, у него есть свои !?едостатки. Но ведь и перестройку мы должны вести не с идеальны­ ми людьми, а с теми, какие есть. И человеческий фактор, вероятно, в том и состоит, чтобы дать возможно</ть, спо­ собствовать человеку раскры­ ться своими лучшими сторо­ нами. терпеливо сглаживая, приглушая негативные. И в это.м суть партийной работы с людьми. Вероятно, в дру' гой обстановке, в другом хо­ зяйстве. где перестраиваются не на словах, а на деле, не­ примиримость Юрия Варки- на ко лжи, несправедливос­ ти, очковтирательству, раз­ гильдяйству пошла бы на пользу дела. Со временем, глядишь, соскочкла бы с не­ го мальчишеская горяч­ ность, закончЕЛ бы он вуз, и вышел бы из кэго болеющий за дело спецкелпет, которые очень нужны сегодняшнему' селу. И-менно так бы и посту­ пил зрелый партийный во- Ыо не такая обстановка, не перестроечная атмосс,Ьера создалась в колхрзе. и ис о чести партийной организа­ ции заботился В. С. Кравцов, выпирая Баркина, а о своем безмятеяшем житье. Ради этого секретарь колхозного парткома пренебрег святым чувством партийного товари­ щества, правдой честью, со­ чиняя неискреннюю объясни­ тельную и вводя в .заблуж­ дение райком. Потому он и не поддерживал Баркина как редактора стенгазеты. Кон­ фликт назревал ' исподволь. Мешал Варкин и секретарю парткома, и специалистам, и тем, кто не прочь поншвить- ся за счет хозяйства, — и вот эта затхлая атмосфера, которой не коснулся ветер пе­ ремен. вытолкн'ша его из сво­ ей среды как что-то чуждое, неприятно беспокоящее, на­ весив на честного человека, искренне старавшегося при­ нести пользу делу, ярлык де­ магога и клеветника. М. ЛЫТКИН. спец. корр. «Ленинского знамени». ПРИХОДИЛОСЬ ли вам наблюдать за кон­ курсом бальных тан­ цев? Если- даже и нет, все равно постарайтесь представить: звучит чарую­ щая музыка, кружатся в танце пары, сверкают в све­ те прожекторов блестки ко­ стюмов... Завидуете? Хотели бы научиться двигаться так же, иметь такую же «коро­ левскую» осанку и не сму­ щаться, когда вдруг однаж­ ды на танцевальной площад­ ке или в гостях вас пригла­ сят на вальс? Тогда могу дать вам ад­ рес коллектива, в котором вас с радостью встретят и помогут открыть способно­ сти, о которых вы раньше и не подозревали. —- К нам зачастую " при­ ходят люди, которые еще не­ которое время назад и не помышляли о бальных тан­ цах, —- говорит Марина Не­ клюдова. Вместе с мужем Юрием она руководит ан- самбле.м «Вдохновение» в Липецко.м . политехническом институте. — Кто-то и вов­ се попадает в ансамбль со­ вершенно случайно, а потом оказывается,' что человек прямо-таки создан для заня­ тий хореографией. Однажды — мы иногда занимаемся в актовом зале вместе с «Зон- ".К1НЧ1 <, 1 Гра. П ) | р ' , | ’ ' 1 а Рсмре 1 ие мя цо'ишт;,, н на нашей репетиции. Побывала н л 1 . . 1 . 1 Ч, Тиир!. Ко I Л 1 е ЛЬ.! с’о ' \ ,.вал .. ю 111 лм , , ок'нь С| 1 ') 1 оГл, и дечмв а ПоЖа 1 Ш 1 . о К 1 -КДПЧ И’, | Ц Ч , 11.)4Ы1С-ЧНч\ Марпнл ч Юшш П( , Лч;шг.ы \1111,1Т С 1..1 |> 1 .' : 1лссь ;в', С 11 .ЧШ. 1 Г, 1'ч го')П- и , ",л ■ п т и П.1С НАШЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ И РОДЛИОЬС „ВДОХЕОЗБНИЕ" ребята —- Галя Захарченко, Андрей Ширяев, Володя По­ пов, Лена Чернышова, Во­ лодя Мозгунов, Вика и Ле­ ра Кузины... Все они разно­ го возраста, занимаются раз­ ными делами — не только студенты, но и школьники, и рабочие — но всех объе­ диняет любовь к прекрасно­ му, желание делить эту лю­ бовь с друзьями, — Мне здесь всегда ин­ тересно, привлекают и тан­ цы, и само общение, — го­ ворит один из «старожилов» ансамбля Владимир Иванни­ ков, начальник цеха завода ЖБИ-7. Он и его друзья по увле­ чению собираются по неско­ лько раз в неделю после за­ нятий или нелегкого рабоче­ го дня и даже во время сес­ сии. Репетиция продолжается не один час, а каждый ны­ нешний Или бывший сту- лент .знает, что такое литп- чи ,1 ЧчС ) 1 К 1 ме|Ц 1 М ч О,об11141) и ЦОС 4,1 ши ,1Р|1 . З а ш .киотся ри')Я!сЧ п по о и гВ. Пр'КИОСчб 10 1ЮМ Ж.Ш 1Л1ЩОраЧ Н' 1,111.1 б а и 1|1,и ПчПКП ИМ)' а .ы , и 0 1 ) ЛИВ),о ои-щаш>| г ).ыо,чЗЬ'‘ > 11 . 1 С нем ,.Т1) Г|рпбЛ0'1 по уы 1)0 1 дае-,и, 1 . - > . 1 Ы- бш ’-ся Марию По-'' ш, т в ’мер. ьоп ом ).1 г.шч ■ 1 л I )1ВчРМ С.'УИ по ом . ч-о в атс н.е эго сл .пп .ом доро, о. так много денег. Сейчас нам оказывают большую поддер­ жку, но средств все-таки не­ достаточно, приходится эко­ номить. Вот и сидим в Сво­ бодное время, нанизываем одну блестку за другой... Но и эти вынужденные «гюсиделки» приносят поль­ зу: именно здесь появляют­ ся новые идеи, возникают новые замыслы, обсуждают­ ся новые постановки танцев. Здесь, кстати, однажды ро>- дилось и название коллекти­ ва. Было это уже в незапа­ мятные времена, считают ре­ бята, — шесть лет назад. Сложился ансамбль из нес­ кольких самостоятельно су­ ществовавших танцевальных пар. которых в институте попросили выступить к оче­ редному празднику Октября. Так и отмечается теперь день рождения ансамбля вместе с днем рождения СТрричт ЧсТ)ван"р свое они вы боа.1,1 Н1 С.1^ 'а)'ИИ - 1)0 С(ЧР,=Т П\ 1',Л' мЮВРЩР ПР рр, 1 г.м и Т 10 ) 1 'П, 1 Яет выходить 1М СЛ',.ИЫ\ сн-1\ацип О) 'II. тр1,1Чо 11.1'.ОДИТ,. X. И.иЛ для ПЬП\||. 1 РЦ 1 Ш Т! тут коллективу повезло — ).'■ .) ш ри'с.,аи'.1 об „чсамб .,е ДК мьо.ы <Цен 1 ролнг> < крбытьш V -ЮДЦ|{> МУШ1- 1..и'1Ы 1П7ор-)'о 1. ■)(гтанавли ьоог и мспо,: 1 Я 1 ( 1 Т С’-арые, \ | 1 "Д пне ь проьчос мело.шп Па' .мы . ( ч , ] ) ' ' В О , и совместные выступления двух коллективов — пока их не очень много — уже поль­ зуются успехом. Исполняют они румбу, танго, квик-степ, медленный вальс. — А после каждого кон­ церта мы проводим разбор, отмечаем все сильные и сла­ бые их стороны, недоработ­ ки берем на заметку, — рассказывают участники ан- са.мбля. И снова репетиции, сно­ ва работа. .Шлифуется уме­ ние самодеятельных артис­ тов передать пластикой наст­ роение танца, способность увлечь зрителей, очаровать их красотой движений. И пусть пока у ансамбля нет ни дипломов, ни званий, ой' становится в городе все известнее — только в нояб­ ре ребята дали пятнадцать концертов. А кроме выступлений есть еще II ."гагттш г. кт- курсах (в Калинине и Обнин­ ске коллектив вышел в фи­ нал, недавно пришло пригла­ шение на конкурс из Старо­ го Оскола. Надеемся, удача и там будет сопутствовать танцорам), совместный от­ дых в лагере «Политехник», походы, празднование дней рождений и даже свадьбы — шесть пар соединил ансамбль за эти годы!. Наша последняя встреча с ансамблем ЛипПИ «Вдох­ новение» пришлась на пос­ леднюю перед поездкой в Ленинград (профком вуза поЬщрил танцоров путевка­ ми) репетицию. Снова акто­ вый зал, снова музыка, сно­ ва: «Раз-два-три, раз-два- три... Шагаем с носочка, го­ лову выше...» : Т. ДЕКА. НА СНИМКАХ; танцуют участники ансамбля «Вдох- НОВГКПЕ». С ЮМОРОМ и ИРОНИЕЙ -Липецкие театральные встречи^^——— Союз театральных деятелей (СТД) РСФСР, Институт мировой литературы имени М. Горького и ВНИИ искусствове-, дения Министерства культуры СССР при­ няли решение о регулярном цроведении в Липецке «Театральных встреч». Они за­ думаны не только Как подробное знаком­ ство с опытом работы Лгшецкого драмати­ ческого театра и Липецкой организации СТД РСФСР, но и как научно-практиче­ ская лаборатория, где коллеги из театров центральной зоны реепубликн, а также ве­ дущие искусствоведы и театральные дея­ тели смогут обсудить перспективы разви­ тия сценического искусства, различных его направлений, актуальных проблем. Первый сбор . «Липецких Театральных встреч» намечено провести с 17 по 21 февраля в связи со 128 летнем со дкя рождения А. П. Чехова. В программе; по­ каз всех спектаклей, поставленных по про­ изведениям А. П. Чехова на липецкой сце- В программке читаем: хомов. И да,тее; « Вечер ве- «Бенефис сегодня и вчера». . седого юмора и беспрерыз- Спектакль в двух действиях ного хохота! Везде фурор! по. сочииения.м Антона Че- Беспрерывный бис!» Да, в хова «Юбилей». «Свадьба», этом театре может быть и «Лебединая песня» с дивер- такой Чехов — остроумный, тисмрнтом. |Режиссер В. Па- ироничный, чуть гротескный. не, а также литературные чтения, в кото­ рых примут участие члены комиссии по изучению творческого наследия великого русского писателя , при Академии наук СССР во главе с ее председателем, пер­ вым заместителем главного редактора жур­ нала «Знамя», доктором. филологических наук В. Я. Лакшиным. С докладами выс­ тупят — главный эксперт СТД СССР, кан­ дидат исторических наук А. П. Свободин, доктор искусствоведения М. Строева, док­ тор филологических наук, старший науч­ ный сотрудник Института мировой лите­ ратуры АН СССР Э. А. Полоцкая, канди­ дат искусствоведения, старший сотрудник ВНИИ искусствоведения МК СССР Т. К, Шах-Азизова. Сегодня мы предоставляем слово участ­ нице чтений кандидату искусствоведения, корреспонденту отдела литературы н ис­ кусства газеты «Известия» М. А. Мл»зи- блестящий. - Загадка самого дарования личности Чехова в том, как соединились, со­ существовали в его таланте, в его мироощущении юмор, водевильность, гротеск и глубочайший драматизм, трезвое и мужественное по­ нимание исходного трагизма человеческого бытия. Сосу­ ществуют они и в эстетике Липецкого театра. В этой постановке нет по­ пыток «утяжелить» либо модернизировать старин­ ный, но на редкость живой жанр водевиля. Театр слов­ но спрашивает: а почему нет? Почему не вернуться к тем временам, когда ни один театральный вечер не обходился без водевиля, пре­ тендующего только на одно — ^^вызывать у зрителя Постановка откровенно театральна. Это как бы ре­ конструкция обычного бене­ фисного спектакля прошло­ го века, спектакля в провин­ циальном театрике. В этот вечер БЫ — «почтеннейшая публика»', а «господа акте­ ры» станут развлекать вас изо всех сил. Итак, празд­ ник водевиля! Бенефис! Яр­ кий аляповатый занавес с розочками и амурчиками. Ра­ ковина суфлерской будки. Упоённый собственной неот­ разимой артистичностью, ду­ рашливо-бодрый конфера.н- сье (с ясным пониманием жанра, остроумно работает в этой роли «весь вечер на сцене» .актер А. Елфимов). Все как положено — увер­ тюра перед началом пред­ ставления. Вполне провинци­ альный канкан под бренча­ щее фортепиано. И — «ди­ вертисмент», где солисты, он и она, исполнят публике романсы под аккомпанемент «всамделишних» 'музыкан­ тов во фраках. (Нельзя не отметить артистизм солиста Липецкой государственной филармонии заел. арт. РСЗФСР В. Радченко; он так значителен, так важно преподносит себя публике, так преисполнен «кипения страстей»!). Режиссер-постановщик и актеры обнаруживают в этом спектакле вкус к теат­ ральному празднику, к . лег­ кой иронии и самоиронни. Все происходит как бы не всерьез. Откровенно «теат­ ральные» декорации; рас­ писной яркий задник, изоб­ ражающий «залу», громозд­ кая фигура золоченого Амура... Чуть преувеличен­ ные приемы актерского ис­ полнения (пока, в особенно­ сти в «Свадьбе», не все ак­ теры тонко чувствуют стиль постановки, когда следует, на мой взгляд, существовать как бы в двух измерениях — в водевильном образе и в образе провинциального ак­ тера прошлого столетия, иг-. рающего ту же роль). С этой точки зрения «Юбилей» ра зыгран почти безупречно. Вспомним; Чехов более всего в жизни не восприни­ мал пошлости, и сам как че^. ловен и как художнйк был чужд ей абсолютно. В этом спектакле пошлЬеть откро­ венно высмеивается — пош­ лость театральная, пошлость н^итейская, пошлость люд­ ская. Театр вместе с нами вспоминает, воедращается в собственное прошлое и рас­ стается с ним на наших гла­ зах легко, с иронией и юмо- «Пр-р-редставление» • под­ ходит- к финалу. На темной опустевшей сцене появляет­ ся человек в белом, со све­ чой ^ усталый, немолодой. Третья часть . спектакля —• «Лебединая песня»,.. Бене­ фис актера Василия Василь-' евича Светловидова окончен,' отгремели овации и крики «браво!», все ушли из теат­ ра, забыв о своем любимце — бенефицианте. Человек, отдавший, жизнь театру, «почтеннейшей публике», те­ перь забыт в холодном пус­ том театре, как Фирс из «Вишневого сада» в заколо- ■ "ченном барском доме. Тем­ пераментно, органично ведет эту, уже не водевильную, родь П. Тямушев. К финалу спектакль приходит с груст­ ной нотой раздумья о нелег­ кой судьбе, доле артиста. В самом деле, кто он, актер? Игрушка «чун;ой праздно­ сти», щут? Или кумир • пуб­ лики, идеал ее, над нею воз­ вышающийся и ведущий ее за собой? Тан в этот шумный, ост­ роумный спектакль, благода­ ря четко выстроенной внут­ ренней «драматургии» при­ вносится и серьезная тема. Пока спектаклю не хватает стилистической выдержанно­ сти, цельности, но опыт этот, на мой взгляд, чрез­ вычайно интересен и своеоб­ разно развивает , чеховскую тему в Липецком театре. М. МУРЗИНА. ЕЕ ПРИВЕЛИ ко мне под конвоем. Она сидит с опу­ щенной головой, комкает в руках платок, вновь и вновь повторяя; «Если бы я не бы­ ла пьяна, я бы этого ни­ когда не сделала». Евдокия Семеновна до того, как выйти на пенсию, работала в колхозе. Муж ее трагически погиб несколько лет назад, в пьяном виде попав под трактор. Дети вы­ росли, разлетелись из род-, ного гнезда, и она осталась одна. Теперь тр,удно вспом­ нить, когда впервые потя­ нулась к рюмке. Вначале вы­ пивала редко, потом стала «обмывать» каждую пенсию, и все чаще односельчане ви­ дели ее пьяной. В тот злополучный день пришла к ней подруга, ко­ торую она, как в детстве, на­ зывает просто Шуркой, и позвала в гости: у соседки были именины. Вначале Ев­ докия Семеновна отказыва­ лась, но потом согласилась. Она знала, что в их селе многие готовили самогон, но у Прасковьи Васильевны так звали соседку — он всегда был отменный. . На этот раз к торжественному случаю именинница пригото­ вила хмельной напиток, сдобренный лавровым лис- Три женщины уселись за стол: Самогон разливали из чайника. Вспомнили моло­ дость, затянули песню. Вско­ ре, запьянев, именинница • упала со стула, и подруги уложили ее на сундук, а са­ ми продолжали застолье. Вот и чайник опустел. И тут показалось Евдокии Се­ меновне, что за столом с ней сидит вовсе не давняя подруга ее Шурка,, а какой- то мужик, переодетый в го­ лубую юбку. Сквозь туман в голове виделись ей мох­ натая рука, тянувшаяся за ножом, зловещая улыбка и длинные, как у волка, клы­ ки... Не помня себя, выско­ -СЛОВО ВРАЧУ- ПОСЛЕ ЗАС ТОЛЬЯ чила она в сенцы, схватила топор и со всего размаху ударила «чудище» по голо- Утром в доме нашли уби­ тую женщину. На столе стоя­ ли стаканы с недопитым са­ могоном, а на полу среди разбросанных вещей валял­ ся разбитый фарфоровый чайник... Из четырехсот пословиц и поговорок, собранных Влади­ миром Дале.м о пьянстве, всего лишь четыре говорят о пьянстве женщин. Приве­ ду их полностью, хотя по народной своей простоте они, пожалуй, излишне гру­ боваты; «Нет такого зелья, как жена (баба) с похмелья». «Пьяная баба — свиньям прибава», «Баба пьяна — вся чужа», «Муж пьет — полдома горит, жена пьет — весь дом горит». Трудно сказать, сколько домов «сгорело» из-за пьянства жены в прошлые века, но сейчас таких «го­ рящих» домов стало, прямо скажем, многовато. Если до войны среди больных алко­ голизмом на 20 мужчин при­ ходилась лишь одна женщи­ на, то теперь женский алко­ голизм возрос более чем в три раза. К тому же эти цифры приведены на осно­ вании учтенных больных. А сколько тех, кто скрывает свою болезнь? Раньше во времена засто­ лий, даже широких, женщи­ на позволяла себе для ви­ да пригубить рюмку с ви­ ном. Теперь же, чего греха таить, она нередко пытается сравняться в выпивке с муж­ чиной, а то и перещеголять его, теряя таким образом свое достоинство, красоту, женственность и нежность. Основная трагедия заключа­ ется в том, что женский ал­ коголизм протекает более тяжело, чем мужской. Жен­ щина быстрее привыкает к частому употреблению алко- В последнее время рас­ пространилось самогонова­ рение. Только в минувшем году продажа сахара в г. Липецке увеличидась на треть — это сотни тонн цен­ ного продукта, переработан­ ного на зелье. Так что са­ могоноварение — это под­ линное экономическое вреди­ тельство! Однако меня, по­ скольку я врач, волнует другая сторона проблемы. Обыватели часто считают, что самогон, поскольку он варится из доброкачествен­ ных пищевых продуктов, не опаснее очищенных фабрич­ ных напитков, а, наоборот, «полезнее» для здоровья. Об этом хочу сказать несколько подробнее, основываясь на глубоких и всесторонних ис- следоваш 1 ях ученых. Брага, различные виды са­ могона. кроме этилового (винного) спирта, который сам по себе является нарко­ тическим ядом, содержат множество примесей, крайне вредных для здоровья. При­ меси эти объединяют под названием «сивушное мас­ ло». В его состав входят побочные продукты углевод­ ного брожения — ядовитые высокомолекулярные спир-■ ты. ; Кроме того, сивушное масло включает в себя ток­ сические альдегиды, кетоны, эфиры. Особенно ядовит нзоамиловый спирт, состав­ ляющий до 60 процентов си­ вушного масла. Если человек регулярно пьет самогон, то происходит накапливание вредных ве­ ществ. представляющих бо­ льшую опасность для орга­ низма. Отсюда — все бо­ лее длительные опьянения с серьёзными нарушениями. Величайший врач древне­ го мира Гиппократ писал: «Пьянство — это умышлен­ ное и самовольно вызванное сумасшествие». 'Алкоголь ко­ варно действует на головной мозг. Возникая совершенно неожиданно, - иногда даже, при приеме небольших коли­ честв спиртных напитков, бо­ лезненное расстройство соп­ ровождается страхами, нап­ лывом мнимых образов, ко­ торые побуждают человека к страшным агрессивным по- ст>ч 1 кам против окружающих. Необходимо специаль­ но подчеркнуть, что наибо­ лее злокачественно протека­ ет опьянение, вызванное раз­ личными суррогатами и са­ могоном. Приведенный мною случай, происшедший недав­ но в одном из районов на­ шей области, лишнее тому доказательство. Ю. ГОЛУБЕВ, заведующий диспансерным отделением Липецкой облясихобольницы № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz