Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 6 февраля 1988 г., № 30 (18 027> ПРОГРАММА «КАЧЕСТВО». ГОСПРИЕМКА: УРОКИ ГОДА В вовце возапрошлого года на дес№н вредорнятвях области завершали подготовку к переходу на госприемку продукции. Вневедомственный контроль уже «вел репе­ тицию», уже складывался какой-то опыт, вставали первые проблемы. Вот тогда и решили мы пригласить к нам в редакцию руководителей госприемкн, послушать их мне­ ние о новой практике работы. Такая встреча состоялась. И, может, потому, что не­ сколько особым был тогда интерес к полномочным госу­ дарственного контроля, многое запомнилось в ник самих, в нх высказываниях. Федор Васильевич Подкорытов, руководитель госпря- емки с Грязинского завода гидрооборудовання, привлек наше внимание какой-то веселой энергией, приподнятым настроением. Началом деятельности своего коллектива он был доволен, радовался, ^то контакты на предприятии сложились хорошие. И если уж говорил о проблемах, то касались они, в общем-то, лишь собственного благоустрой­ ства — что-то там недорешали с его кабинетом, стол был хороший нужен. За дело же Подкорытов не волновался: «По-настоящему работаем, по-партийному...» Владимир Иванович Чикни больше молчал. Всего на пару минут взял слово, считая, видимо, что в том горячем разговоре ему и сказать-то особо нечего. Однако удивил: у всех хлопот непочатый край, брак лавиной идет, а у них на цементном — ни одной рекламации, качество про­ дукции в ГОСТе. Кто-то еще пошутил, что повезло, мол, Чикину... ему накануне, буквально отрезал: «Не время сейчас для разговоров, работать надо». Был он очень озабочен: на комбинате Не Гладко складывалось с качеством, а масш­ табы производства огромны. Но зная, сколь высок на Новйлнпецком уровень специалистов, с какими профес­ сионалами имеет дело, Никокошев верил, что решат они ' проблемы... О разворачивающейся работе, хоть в успела она уже обнажить крутые пороги, говорили тогда все же с легким сердцем. Цель не казалась труднодостижимой. Думали, все зависит от старания. а иллюзия... ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, закончившаяся конфузом Первые впечатжвяя о Подкорытове не были ошибоч­ ны. Он и позднее, когда вновь встречались с ним. был все так же энергичен, с удовольствием рассказывал о ра­ боте, охотно откликнулся на 'наше предложение высту­ пить в газете. Ведь ладилось дело! Казалось, все дается ему легко. И со смежниками, уверял,, общий язык нахо­ дит, и тут, на заводе, госприемке почет. Понадобились испытательные стенды — смастерили без задержки, не хватало меритблей — обеспечили. Утряслось, конечно, н с кабинетом... . Н вдруг в этот кабинет потоком хлынули рекламации. К концу сентября число их по сравнению с первым квар­ талом возросло в 26 раз! Потребители — Львовский за­ вод фрезерных станков, .Харьковский и Лубеаский стан­ костроительные, другие предприятия — слали отчаянные депеши, которые неизменно начинались со слов «неиспра­ вно». В журналах госприемки в то же самое время неиз^ менно писали; '«Врана нет». ■ Да, все было именно так. И когда в октябре, прихва­ тив целую кипу жалоб от возмущенных потребителей, в Грязи выехала комиссия Госстандарта СССР, бодрые рассказы Ф. В. Подкорытова превратились в миф. Проверяла комиссия пристрастно, добралась даже до изделий со Знаком качества, И что же? Некоторые типы гидростанций, гидроаппаратуры не тянули не только на высшую категорию, но по ряду параметров вообще не соответствовали потребительским свойствам! В отобран­ ных со склада образцах (принятых, разумеется, госпри- емкой) обнаружились серьезные отклонения от требоваг. ний стандарта. Ну скажем, стр 50 кка с грязью 'в элект- рокоробкс — это уже так, по мелочам. Вот когда обрела свое истинное значение приукрашен­ ная беспринципность! Проверка подтвердила имеющиеся к грязинцам претензии. Установлено, например, что с ап­ реля до середины октября предприятие, реализовало недо­ брокачественной продукции более чем на 400 тысяч руб­ лей. Во Львове, на заводе фрезерных станков, за девять месяцев в полученной партии поставок оказалось около сорока процентов неработоспособных'гидроприводов! \ Так как же все^.это понимать? А где же работа «по-на- . стоящему, по-партййному»? , Объяснения лежат на поверхности. Львиная уДоля вы­ пускаемой. в течение месяца продукции —- более 70 прог . центов — предъявлялась госприемке в третьей декаде, чаще в самом ее конце. Когда начинались авралы, уже . было не до качества. И производственникам, и вневедом­ ственным контролерам. Однажды, судя по подписанным бумагам, одним махом «приняли» в день 14 тысяч изде- Объективность оценки качества не обеспечивали гео ттог 1 Т.Т 1 Э^тдгттМтЯТРТТТьКТ-эПа ГТРНПЫ. НИ СОбЛСТВа и змес хваленые испытательные стенды, ни средств рения,' находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Не бы­ ло должного контроля за деятельностью ОТК, за соблю­ дением технологических процессов. Не анализировались причины поступления рекламаций, не принимались по ним меры. Мало того, руководитель госприемки, как выясни­ лось, лично давал разрешения на производство продук­ ции с отступлением от нормативно-технической докумен­ тации... Что же заставило человека, по долгу я по должности призванного бороться за высокое качество заводских из­ делий, ■ закрыть глаза на брак, идти обходными путями? Не та ли легкость, не тот ли поверхностный подход к де­ лу, корда желанный кабинет и начальственное кресло —__ Й.ЛТТЛЛ /'л-гчт-лоттлй гтТПГкЙТТРМПЙ’. НРЖРЛИ ППЛОЖбНИв становятся более серьезно проблемой, нежели положение на ■ -предприятии? „ Впрочем, не будем упрощать. Толковый специалист, опытный производственник, Подкорытов, .конечно, мог наладить дело. Но ведь в гору надо было идти, собрав все силы, напрягаясь. Убеждать, требовать. Ссориться, наконец. Этого Федор Васильевич не смог. Вернее. не захотел, выбрав путь не вверх, а к подножию горы. Го «глубокое взаимопонимание» с администрацией завода, которым он так гордился, увы, не обернулось пользой для - дела. Руководитель госприемки стал покладистым, когда нужно было проявлять характер, стал беспринци­ пным, когда требовалась принципиальность. Потому, ко­ нечно, и пошли в ход елейные речи, потому и нужен был ему бравурный тон. , (Соглашательство не сослужило доброй службы. Реше­ нием коллегий Госстандарта СССР Ф. В. Подкорытов недавно ' освобожден от занимаемой должности. Тем же приказом Предприятию запрещено маркировать неско.ть- _____ ____1*«»т»тттхтх г<г\/»\гпаг1Г‘Т'йРННЫЛЯ ЗнйКОМ КЙ1- Э- найменований продукции государственным внаьом ка- ИСТОРИЯ ВТОРАЯ, герои которой оказались по разные стороны баррикад Николай Трофимович Никокошев с первых дней рабо­ ты в госприемке полагался на силу, опыт, мастерство но- волцпчан. на знания специалистов. Точные были ориенти­ ры! 'Однако... Не все действующие .силы учел руководи- ' тель гЬспрйемки. Не достучавшись до многих начальст­ венных дверей, познав горечь бесплодных усилий, понял, что недооценил обстановку. Недавно к нам в редакцию обратился за помощью. Что же так тревожит Николая Трофимовича? Прежде всего, сами результаты работы. Число рекла­ маций растет, и денежные расходы в связи с этим — то­ же. Если в позапрошлом году Новолипецкнн комбинат заплатил за брак, выявленный потребителем, 462 тыся­ чи рублей, то в прошлом году — более 630 тысяч. А начинали ведь, казалось, неплохо. Была приведена в порядок техническая документация, усилен контроль в цехах, прошли партийные и профсою-зцые собрания с ак­ туальной повесткой дня. Наличие необходимого оборудо­ вания обеспеченность сырьем и материалами, уровень квалификации ИТР и рабочих давали основания полагать, что будет сделан за.метный шаг вперед. Но случилась пробуксовка, и причины ее теперь очевидны. За много­ численными собраниями и изданными приказами не по­ следовало главного - - дела. Естественно, не раскрылись козможнбстн самоконтроля, распылились усилия, техниче- А можно ли назвать сегодня действенньпя трудовое соперничество, когда призовое место по-прежнему прису­ ждается тому, кто больше дал тонн св-ерх плана? Каче­ ство же... О нем, выходит, з^ы ваю т , иначе как могло случиться, что , в условиях ежемесячного 'Сореенования коллективов не оговорена их ответственность за брак, об­ наруженный у потребители? Об этих и других фактах не раз уже говорил с разных трибун Н- Т. Никокошев. Не констатировал — непремен­ но что-то предлагал. Скажем, по совершенствованию си­ стемы самоконтроля. Ведь если че.човек гарантирует ка-. честно продукции, и ОТК. госприемки, доверяя ему, ста­ вят свои штампы, без проверки, — это добрый опыт, пример активной гражданской позиции рабочих. Но вот в чем беда: никто на комбинате всерьез не занимается бри­ гадами, перешедшими на самоконтроль, не изучает их практику, не вникает в их проблемы. Николай Трофимович справедливо считает, что пришло время изменить в тгих систему оплаты труда. Например, у бригадира агрегата резки в третьем листопрокатном цехе 20 рублей из заработка —доплата за самоконтроль, . за гарантию качества, а остальное ■— за план. А почему бы не 50-—60 процентов заработка давать за качест­ во, н не только бригадиру, но и всей бригаде? Что же послужило поводом для того, чтобы «зарвав­ шихся» госприемщиков поставить на место? Коротко на­ помним. Когда руководитель госприемки В. И. Чикин обнару­ жил некоторые факты искажения информации в журна­ ле текущего контроля ЦЗЛ, он счел своим долгом поста­ вить об этом в известность руководителей ,предприятия. Ответ получил лишь через три недели, да и то от пред­ седателя, профко.ма. В нем Чикину напоминали, что, со­ гласно положению, «должностные лица государственной приемки не имеют права вмешиваться в служебную дея­ тельность администрации завода»... Затем последовали санкции: работников госприемки перестали допускать к контролю за проведением испытаний такого рода, а так-, -же к испытанию полуфабриката — клинкера. Клинкер, собственно, и стал камнем преткновения. Подстраховывая- марку продукцш-г, на предприятии без оглядки расходуют это ценное сырье. По некоторым под­ счетам, .от двух до четырех тысяч тонн его (а себестои­ мость десять рублей за тонну.) ежемесячно тратится на «гарантированный запас прочности». А если бы по-яасто- ящему экономили, если бы точнее до.аировали процессы на начальной стадии производства, могли бы выпускать в год до сотни тысяч тонн цемента дополнительно. Чикин мог бы, наверное, довольствоваться спокойной жизнью; вся продукция на заводе выпускается в соответ­ ствии со стандартами. Но он пошел глубже, утверждая, что технологический процесс недостаточно стабилен, что производство можно удешевить. Заводу такая самодея- ХАРАКТЕРЫ И ПРИНЦИПЫ Государственная приемка Продукция на Липецком станкостроительном заводе введена совсем недавно. Но с первых же ее шагов видно, что коллектив здесь подобрал­ ся 0 . 1 ЫГИЫЙ, неравнодушный; вневедомственные конгро- леры работают в тесном контакте с конструкторами, тех- нг.тогачн. Совместно решают спецналисты многие вопро­ сы связанные с повышением кач^тва продукции, в том числе и перспективные. На снимках: конструктор Н. Ф. Коробейников; провер­ ку готовых изделий ведет работник госприемки С. С. Ме­ лин, заранее беспокоятся о .чччсс'ве бул\щих станков спепиалиет 1>1 но проектированию И В. Выокопа В. А. Саидов, II В. Чижова. Фото -А. ГНРЕВ-Л. Или вот такое дредлоасение. Те.хническо.иу отделу и центральной лаборатории комбината передать часть сот­ рудников в службу качества, а остальным стать «правой рукой» главного инженера — обеспечивать предприятие "новыми технологиями, предложениями по обновлению ос­ новного оборудования, то есть работать на качество за- ’ втрашнего дня. __у .нас ведь до сих пор упорно искажается само псн нятие «качество», — с горечью говорит Николай Т.рофи- мович — В справки попадает любая мелочь, что «рабо­ тает» просто на ГОСТ, а выше планка не поднимается. Мирового уровня будто не существует! На мой взгляд, в пятилетяей программе «Качество» нет ни одного меро^ приятия, действительно повышающего качество .нашей продукции до современных требований. Выискиваем, за что отчитаться можно! Да у новолипчан сложился своеобразный взгляд на данную проблему. Здесь решили, что высшая категория вообще неприменима к металлургической продукции, до­ статочно, мол, и ГОСТа. Такая позиция шлейфом тянет за собой’ всевозможные послабления. Истинное состояние работы по повышению качества в цехах нередко вуали­ руется. И стараются, конечно, не класть рядом отчеты, составленные доброхотами, и письма, идущие с ВАЗа, КамАЗа, Волжского трубного завода, ведь в них сплошь —претензии. Вот за то и болит' душа у Никокошева. Горячо поддер- яшвают его товарищи по госприемке. Но даже все вмес­ те — более сотни опытнейших инженеров! — они оказа лись бессильны коренным образом улучшить качество потому что не чувствуют поддержки у ведущих специа­ листов и руководителей комбината, у парткома, где за целый год ни разу(!) не сочли нужным покушать г ^ - ппирмшикоБ. даже после неоднократных просьб фуково в о и : скйх служб, и -црежде всего по вине ведущих специали­ стов — "л. Н. Попова. В. И. Сорокина. приемшиков , даже после неоднократных ™ т м я А ведь обстановка на комбинате. мЬжно ск а зать чрезвычайн ая . Во зрос процент брака в первом кислород н^конверторном , электросталеплавильном , третьем лис топрокатном цехах , трудовые коллективы и з-за этого ли шлются средств материального поощрения, а исследова­ тельские службы комбината, руководимые кандидатами те х н и ч е ^ и х т ау к . ещ е не внесли ни одного(!) предложе­ ния по улучшению качества металла! В опросы поныне остаются открытыми. Когда же ПОЙМУТ на комбинате, что пришла пора бить во все ко­ локола? Когда осознают, что ведомственные амбиции ®“ щ ^ м Г Х 1 ж е т . А пока стоят «баррикады» между лю­ дьми, которые должны делать одно дело. ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ, В которой маневры хозяйственников похожи на стремление облегчить себе жизнь !о начале этой истории наши читатели уже знают. В одном .из декабрьских номеров газеты мы подробно рас­ сказали про конфликт с госприемкой, случившийся на Липецком цементном заводе. Да. да, на том са.мом, где работают без брака и никогда не получают реклаиацин™. тельность не понравилась, и в Москву направляется про­ никновенное письмо. В нем со ссылкой на мнения рабо­ чих и специалистов, совета трудового коллектива выска­ зывается просьба к •министерству и Госстандарту СССР передать функции госприемки отделу технического конт­ роля. Мотивировка подкупает деловитостью: «Активно участвуя в перестройке, мы не можем не видеть того, что бе'сполезное содернсаиие органа госприемки очень дорого .обходится государству»... Как видим, уж тут за­ бота об экономии средств — на первом месте! О том, что решили в Госстандарте и Министерстве иромстройматериалов СССР, редакция знает доподлинно —• на наши запросы присланы ответы. В обоих сообща­ ется, что специальная комиссия, выезисавшая на Липец­ кий цемзавод, выявила факты нестабильности технологий производства и сделала вывод о нецелесообразности пе­ редачи функций госпртемки отделу технического контро- В ответе Госстандарта обращает на себя вяямание еще и такое заключение; «Руководитель госприемки В. И. Чи­ кин . не- проявляет должной требовательности и не приме­ няет же.стких мер к нарушителям технологической дис­ циплины...» Позже всех поступил ответ с завода. Впечатляющий документ. Столько в нем страстей и эмоций! И понадо­ бились они для того, чтобы дать отпор автору статьи, ко­ торый «создает видимость объективности», «поворачива­ ет все с ног на голову», ну и, конечно, для того, чтобы «выдать» оценку работникам госприемки, от коих «не по­ ступило ни одного дельного предложения или идеи, кото­ рые представляли бы какой-либо интерес или экономиче­ ский эффект». Но веда в момент, когда составлялся ответ в редакцию, у его авторов — директора завода И. Потапенко и секре­ таря парткома Ю. Полоцкого — лежал на столе акт ко­ миссии Госстандарта! А до этого им работниками родного министерства в популярной форме было об'ьяснеио, что пока есть нарушения технологического регламента, не надо затевать разговоры о ликвидации госприемки... К со­ жалению. в свое.м административном раже цементники за­ шли так далеко, что даже министерских предостереже­ ний не слышат. С чего бы такое упрямство? Это только непосвященным может показаться, что за­ водская администрация якобы отстаивает государственные интересы, подсчитывая «бесполезные» расходы на содер­ жание «бесполезной» госприемки. Ведь если реализовать идеи Чикина, если стабилизировать производство, ужесто­ чить регламент, то станет очевидным, что у цементников имеются-резервы, о. которых сейчас ни одна душа за во­ ротами завода не подозревает и афишировать которые, понятно, не резон. Так что конфликт вспыхнул отнюдь не на пустом месте! А чем он кончится — еще неизвестно. Редакция во всяком случае была и остается на стороне госпрнемщя- ков. Как, впрочем; и Госстандарт СССР, и Главцемент. Недавно редакция совместно с промышленно-транспорт­ ным отделом обкома КПСС вновь пригласила на беседу за «круглым столом» работников госприемки. Понятно, не было на ней Подкорытова... За плохую организацию работы, низкую требовательность понижен в должности Л. М. Романов, возглавлявший вневедомственный конт­ роль на Елецком заводе медоборудования. Не было вожака партийной организации госприемки НЛМК В. Е. Савкина, ему еще раньше юва- рнщя заявилЕ «Не нужен нам секретарь, который занимается угодничеством, не может сцросихь с руково­ дителей, постоять за нас!'». Но те спецналисты, которые пришли, рассуждали о своих проблемах*- значитель­ но глубже, аргументированнее, а, главное, конструктив­ нее, чем год назад. Эмоций, впрочем, не ста­ ло меньше. Но и бурное проявление чувств не могло заслонить того факта, что идеи и наблюдения госпрйем- щнков стали. менее «фантастичными», но более призем­ ленными, приближенными к реальностям жизни. Что же теперь беспокоит их прежде всего? Как они сами оценивают обстановку, в которой работают, и в частности, те ситуации, о которых рассказано выше? ■ По мнению В. И. Чикнна, Н. Т. Никокошева, В. И,- Ро­ маненко, В. И. Фокина и других, те конфликты и недора- зумення, что случаются в коллективах, то, "что происхо­ дит на цементном и Новолипецком, это естественное , те­ чение яшзни. Все вполне объяснимо. В старый, разбол­ танный и плохо управляемый механизм качества дирек­ тивным порядком ввели новое звено — нечто вроде сита, через которое надо было пропустить всю продукцию. Для чего? Чтобы выявить негодную, определить потоки массо­ вого брака и наладить в итоге поступлеште во все сферы народного хозяйства доброкачественной техники, товаров, которые можно было бы безбоязненно приобретать нам самим н, не краснея за них, продавать за рубеж. Мера, разумеется, вынужденная — в сложившейся обстановке просто необходимо было сделать проверку качества вне­ ведомственной, объективной. Замечено, что еще полгода назад конфликты с произ­ водственниками у госприемки случались значительно ре­ же. На заводах все еще привьшали к своим авторитетным «кураторам», да н сами онн делали на первых порах оп­ ределенные послабления, ценимая, как сложно коллекти­ вам за короткий срок коренным образом улучшить каче­ ство. Но время ученичества кончилось. Тщательно вник­ нув в недостатки прснзводства, вневедомственные конт- ]юлеры ужесточили требования, начали спрашивать за брак строже и принципиальнее. Нередко отражалось это н на плане, н на материальном благополучии коллективов. .Госпрнемка стала «неудобной»... м1г Надо еще учесть, что минувший год был годом «пере­ ходным», годом непростых перемен в экономике. Фондо­ образующие показатели еще только вводились, хозрасчет только вживался. И некоторым хозяйственникам пока­ залось: период освоения затянется еще лет на пять, что , все это — полумеры, полуэксперименты, всего лишь вре­ менные новации, н кое-где рьяно взялись хулить и гос­ приемку, и хозрасчет, и тех людей, которые создали не­ который дискомфорт в привычном ходе вещей. Не все сумели разобраться в обстановке, до конца осознать, что именно глубокие, качественные изменения в труде стано­ вятся Главным критерием перестройки экономики. Про­ должали цепляться за старые методы хозяйствования, ко­ торые когда то их выручали. А потому, охотно осваивая модную терминологию, — бездействовали. Не влияли, как следует, на повышение качества и технического уровня продукции, не шли навстречу требованиям госприемки. Это одна из-главных причин того, что по существу ни на одном предприятии не удалось создать четкую и цельную систему контроля, единую «службу качества». В результате остались нерешенными серьезные пробле­ мы. Скажем, на Липецком тракторном заводе сейчас лишь чуть больше половины продукции, проходящей госприем­ ку, принимается, с первого предъявления, в течение года нрактячески не удалось снизить потери от брака — он так и остается Пока выше планируемого. Не уменьшается брак на Липецком заводе пусковых двигателей,' некото­ рых других предприятиях. К сожалению, адресов, где удалось добиться достаточ­ но ощутимых сдвигов в работе, пока немного.'Но они есть, н это радует. На Елецком элементном заводе, к примеру, в прошлом году по сравнению с 1986 годом объем заре- кламированной продукции уменьшился более чем на 160 тысяч рублей, потери снизились в два с половиной раза. Значительно сокращены затраты на устранение дефектов По принятым претензиям. Неплохой результат. Однако поводов для самоуспокоенности здесь не видят. Многое делается и на Новолйпецком металлургическом комбинате, на Лебедянском машиностроительном заводе, ряде других н вместе с тем — недостаточно. Требуют решения непростые вопросы. Заботясь о повы­ шении качества, на предприятиях вновь и вновь должны подумать о том, как лучше и по-хозяйски распорядиться имеющимися ресурсами, укрепить трудовую и технологи­ ческую дисциплину, поднять ритмичность работы, создать обстановку нетерпимости к бракоделам. Но это не все. Пока еще организация качественной работы во многом за­ висит н от контактов со смежниками. Поэтому остается необхоГдимость в ужесточении входного контроля, в нала­ живании по-настоящему действенного соревнования сквоз­ ных технологических цепочек по. принципу «рабочей эста­ феты» как внутри предприятия, так и е партнерами. Есть еще резервы и у госприемщиков. Они сами при­ знают, что, занимаясь в основном фиксированием отступ­ ления от нормативов, не всегда активно участвуют в отра- . ботке конструкторской и технологической документации, в проведении испытаний новой продукции. Не всегда да­ же анализируют совместно со специалистами предприятий первопричины брака... Словом, сдвиги еще только намечаются. Сделать пред­ стоит очень много. И в этой связи должны активизировать свою деятельность партийные комитеты, общественные организации. От них в немалой мере зависит, как будут понимать люди свою роль, 'свое место* в повышении эф­ фективности и качества работы. ...Разные вопросы, и очень больные, были затронуты на встрече. Но закончился разговор на оптимистичной но­ те. Сегодня, когда с внедрением хозрасчета на первое ме­ сто выступают экономические рычаги улучшения качества про1(укции, повышения ее технического уровня, у госпри- емщнков появляется надежное подспорье. И они верят, что борьба за честь рабочей марки станет плодотворнее, что в каждом колле 1 ;тиве будут держать равнение на подлинных мастеров. Г. КАИДАШКО, член редколлегии, зав. отделом промышленности и транспорта «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz