Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 6 февраля 1988 г., № 30 (18 027> ПРОГРАММА «КАЧЕСТВО». ГОСПРИЕМКА: УРОКИ ГОДА В вовце возапрошлого года на дес№н вредорнятвях области завершали подготовку к переходу на госприемку продукции. Вневедомственный контроль уже «вел репе тицию», уже складывался какой-то опыт, вставали первые проблемы. Вот тогда и решили мы пригласить к нам в редакцию руководителей госприемкн, послушать их мне ние о новой практике работы. Такая встреча состоялась. И, может, потому, что не сколько особым был тогда интерес к полномочным госу дарственного контроля, многое запомнилось в ник самих, в нх высказываниях. Федор Васильевич Подкорытов, руководитель госпря- емки с Грязинского завода гидрооборудовання, привлек наше внимание какой-то веселой энергией, приподнятым настроением. Началом деятельности своего коллектива он был доволен, радовался, ^то контакты на предприятии сложились хорошие. И если уж говорил о проблемах, то касались они, в общем-то, лишь собственного благоустрой ства — что-то там недорешали с его кабинетом, стол был хороший нужен. За дело же Подкорытов не волновался: «По-настоящему работаем, по-партийному...» Владимир Иванович Чикни больше молчал. Всего на пару минут взял слово, считая, видимо, что в том горячем разговоре ему и сказать-то особо нечего. Однако удивил: у всех хлопот непочатый край, брак лавиной идет, а у них на цементном — ни одной рекламации, качество про дукции в ГОСТе. Кто-то еще пошутил, что повезло, мол, Чикину... ему накануне, буквально отрезал: «Не время сейчас для разговоров, работать надо». Был он очень озабочен: на комбинате Не Гладко складывалось с качеством, а масш табы производства огромны. Но зная, сколь высок на Новйлнпецком уровень специалистов, с какими профес сионалами имеет дело, Никокошев верил, что решат они ' проблемы... О разворачивающейся работе, хоть в успела она уже обнажить крутые пороги, говорили тогда все же с легким сердцем. Цель не казалась труднодостижимой. Думали, все зависит от старания. а иллюзия... ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, закончившаяся конфузом Первые впечатжвяя о Подкорытове не были ошибоч ны. Он и позднее, когда вновь встречались с ним. был все так же энергичен, с удовольствием рассказывал о ра боте, охотно откликнулся на 'наше предложение высту пить в газете. Ведь ладилось дело! Казалось, все дается ему легко. И со смежниками, уверял,, общий язык нахо дит, и тут, на заводе, госприемке почет. Понадобились испытательные стенды — смастерили без задержки, не хватало меритблей — обеспечили. Утряслось, конечно, н с кабинетом... . Н вдруг в этот кабинет потоком хлынули рекламации. К концу сентября число их по сравнению с первым квар талом возросло в 26 раз! Потребители — Львовский за вод фрезерных станков, .Харьковский и Лубеаский стан костроительные, другие предприятия — слали отчаянные депеши, которые неизменно начинались со слов «неиспра вно». В журналах госприемки в то же самое время неиз^ менно писали; '«Врана нет». ■ Да, все было именно так. И когда в октябре, прихва тив целую кипу жалоб от возмущенных потребителей, в Грязи выехала комиссия Госстандарта СССР, бодрые рассказы Ф. В. Подкорытова превратились в миф. Проверяла комиссия пристрастно, добралась даже до изделий со Знаком качества, И что же? Некоторые типы гидростанций, гидроаппаратуры не тянули не только на высшую категорию, но по ряду параметров вообще не соответствовали потребительским свойствам! В отобран ных со склада образцах (принятых, разумеется, госпри- емкой) обнаружились серьезные отклонения от требоваг. ний стандарта. Ну скажем, стр 50 кка с грязью 'в элект- рокоробкс — это уже так, по мелочам. Вот когда обрела свое истинное значение приукрашен ная беспринципность! Проверка подтвердила имеющиеся к грязинцам претензии. Установлено, например, что с ап реля до середины октября предприятие, реализовало недо брокачественной продукции более чем на 400 тысяч руб лей. Во Львове, на заводе фрезерных станков, за девять месяцев в полученной партии поставок оказалось около сорока процентов неработоспособных'гидроприводов! \ Так как же все^.это понимать? А где же работа «по-на- . стоящему, по-партййному»? , Объяснения лежат на поверхности. Львиная уДоля вы пускаемой. в течение месяца продукции —- более 70 прог . центов — предъявлялась госприемке в третьей декаде, чаще в самом ее конце. Когда начинались авралы, уже . было не до качества. И производственникам, и вневедом ственным контролерам. Однажды, судя по подписанным бумагам, одним махом «приняли» в день 14 тысяч изде- Объективность оценки качества не обеспечивали гео ттог 1 Т.Т 1 Э^тдгттМтЯТРТТТьКТ-эПа ГТРНПЫ. НИ СОбЛСТВа и змес хваленые испытательные стенды, ни средств рения,' находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Не бы ло должного контроля за деятельностью ОТК, за соблю дением технологических процессов. Не анализировались причины поступления рекламаций, не принимались по ним меры. Мало того, руководитель госприемки, как выясни лось, лично давал разрешения на производство продук ции с отступлением от нормативно-технической докумен тации... Что же заставило человека, по долгу я по должности призванного бороться за высокое качество заводских из делий, ■ закрыть глаза на брак, идти обходными путями? Не та ли легкость, не тот ли поверхностный подход к де лу, корда желанный кабинет и начальственное кресло —__ Й.ЛТТЛЛ /'л-гчт-лоттлй гтТПГкЙТТРМПЙ’. НРЖРЛИ ППЛОЖбНИв становятся более серьезно проблемой, нежели положение на ■ -предприятии? „ Впрочем, не будем упрощать. Толковый специалист, опытный производственник, Подкорытов, .конечно, мог наладить дело. Но ведь в гору надо было идти, собрав все силы, напрягаясь. Убеждать, требовать. Ссориться, наконец. Этого Федор Васильевич не смог. Вернее. не захотел, выбрав путь не вверх, а к подножию горы. Го «глубокое взаимопонимание» с администрацией завода, которым он так гордился, увы, не обернулось пользой для - дела. Руководитель госприемки стал покладистым, когда нужно было проявлять характер, стал беспринци пным, когда требовалась принципиальность. Потому, ко нечно, и пошли в ход елейные речи, потому и нужен был ему бравурный тон. , (Соглашательство не сослужило доброй службы. Реше нием коллегий Госстандарта СССР Ф. В. Подкорытов недавно ' освобожден от занимаемой должности. Тем же приказом Предприятию запрещено маркировать неско.ть- _____ ____1*«»т»тттхтх г<г\/»\гпаг1Г‘Т'йРННЫЛЯ ЗнйКОМ КЙ1- Э- найменований продукции государственным внаьом ка- ИСТОРИЯ ВТОРАЯ, герои которой оказались по разные стороны баррикад Николай Трофимович Никокошев с первых дней рабо ты в госприемке полагался на силу, опыт, мастерство но- волцпчан. на знания специалистов. Точные были ориенти ры! 'Однако... Не все действующие .силы учел руководи- ' тель гЬспрйемки. Не достучавшись до многих начальст венных дверей, познав горечь бесплодных усилий, понял, что недооценил обстановку. Недавно к нам в редакцию обратился за помощью. Что же так тревожит Николая Трофимовича? Прежде всего, сами результаты работы. Число рекла маций растет, и денежные расходы в связи с этим — то же. Если в позапрошлом году Новолипецкнн комбинат заплатил за брак, выявленный потребителем, 462 тыся чи рублей, то в прошлом году — более 630 тысяч. А начинали ведь, казалось, неплохо. Была приведена в порядок техническая документация, усилен контроль в цехах, прошли партийные и профсою-зцые собрания с ак туальной повесткой дня. Наличие необходимого оборудо вания обеспеченность сырьем и материалами, уровень квалификации ИТР и рабочих давали основания полагать, что будет сделан за.метный шаг вперед. Но случилась пробуксовка, и причины ее теперь очевидны. За много численными собраниями и изданными приказами не по следовало главного - - дела. Естественно, не раскрылись козможнбстн самоконтроля, распылились усилия, техниче- А можно ли назвать сегодня действенньпя трудовое соперничество, когда призовое место по-прежнему прису ждается тому, кто больше дал тонн св-ерх плана? Каче ство же... О нем, выходит, з^ы ваю т , иначе как могло случиться, что , в условиях ежемесячного 'Сореенования коллективов не оговорена их ответственность за брак, об наруженный у потребители? Об этих и других фактах не раз уже говорил с разных трибун Н- Т. Никокошев. Не констатировал — непремен но что-то предлагал. Скажем, по совершенствованию си стемы самоконтроля. Ведь если че.човек гарантирует ка-. честно продукции, и ОТК. госприемки, доверяя ему, ста вят свои штампы, без проверки, — это добрый опыт, пример активной гражданской позиции рабочих. Но вот в чем беда: никто на комбинате всерьез не занимается бри гадами, перешедшими на самоконтроль, не изучает их практику, не вникает в их проблемы. Николай Трофимович справедливо считает, что пришло время изменить в тгих систему оплаты труда. Например, у бригадира агрегата резки в третьем листопрокатном цехе 20 рублей из заработка —доплата за самоконтроль, . за гарантию качества, а остальное ■— за план. А почему бы не 50-—60 процентов заработка давать за качест во, н не только бригадиру, но и всей бригаде? Что же послужило поводом для того, чтобы «зарвав шихся» госприемщиков поставить на место? Коротко на помним. Когда руководитель госприемки В. И. Чикин обнару жил некоторые факты искажения информации в журна ле текущего контроля ЦЗЛ, он счел своим долгом поста вить об этом в известность руководителей ,предприятия. Ответ получил лишь через три недели, да и то от пред седателя, профко.ма. В нем Чикину напоминали, что, со гласно положению, «должностные лица государственной приемки не имеют права вмешиваться в служебную дея тельность администрации завода»... Затем последовали санкции: работников госприемки перестали допускать к контролю за проведением испытаний такого рода, а так-, -же к испытанию полуфабриката — клинкера. Клинкер, собственно, и стал камнем преткновения. Подстраховывая- марку продукцш-г, на предприятии без оглядки расходуют это ценное сырье. По некоторым под счетам, .от двух до четырех тысяч тонн его (а себестои мость десять рублей за тонну.) ежемесячно тратится на «гарантированный запас прочности». А если бы по-яасто- ящему экономили, если бы точнее до.аировали процессы на начальной стадии производства, могли бы выпускать в год до сотни тысяч тонн цемента дополнительно. Чикин мог бы, наверное, довольствоваться спокойной жизнью; вся продукция на заводе выпускается в соответ ствии со стандартами. Но он пошел глубже, утверждая, что технологический процесс недостаточно стабилен, что производство можно удешевить. Заводу такая самодея- ХАРАКТЕРЫ И ПРИНЦИПЫ Государственная приемка Продукция на Липецком станкостроительном заводе введена совсем недавно. Но с первых же ее шагов видно, что коллектив здесь подобрал ся 0 . 1 ЫГИЫЙ, неравнодушный; вневедомственные конгро- леры работают в тесном контакте с конструкторами, тех- нг.тогачн. Совместно решают спецналисты многие вопро сы связанные с повышением кач^тва продукции, в том числе и перспективные. На снимках: конструктор Н. Ф. Коробейников; провер ку готовых изделий ведет работник госприемки С. С. Ме лин, заранее беспокоятся о .чччсс'ве бул\щих станков спепиалиет 1>1 но проектированию И В. Выокопа В. А. Саидов, II В. Чижова. Фото -А. ГНРЕВ-Л. Или вот такое дредлоасение. Те.хническо.иу отделу и центральной лаборатории комбината передать часть сот рудников в службу качества, а остальным стать «правой рукой» главного инженера — обеспечивать предприятие "новыми технологиями, предложениями по обновлению ос новного оборудования, то есть работать на качество за- ’ втрашнего дня. __у .нас ведь до сих пор упорно искажается само псн нятие «качество», — с горечью говорит Николай Т.рофи- мович — В справки попадает любая мелочь, что «рабо тает» просто на ГОСТ, а выше планка не поднимается. Мирового уровня будто не существует! На мой взгляд, в пятилетяей программе «Качество» нет ни одного меро^ приятия, действительно повышающего качество .нашей продукции до современных требований. Выискиваем, за что отчитаться можно! Да у новолипчан сложился своеобразный взгляд на данную проблему. Здесь решили, что высшая категория вообще неприменима к металлургической продукции, до статочно, мол, и ГОСТа. Такая позиция шлейфом тянет за собой’ всевозможные послабления. Истинное состояние работы по повышению качества в цехах нередко вуали руется. И стараются, конечно, не класть рядом отчеты, составленные доброхотами, и письма, идущие с ВАЗа, КамАЗа, Волжского трубного завода, ведь в них сплошь —претензии. Вот за то и болит' душа у Никокошева. Горячо поддер- яшвают его товарищи по госприемке. Но даже все вмес те — более сотни опытнейших инженеров! — они оказа лись бессильны коренным образом улучшить качество потому что не чувствуют поддержки у ведущих специа листов и руководителей комбината, у парткома, где за целый год ни разу(!) не сочли нужным покушать г ^ - ппирмшикоБ. даже после неоднократных просьб фуково в о и : скйх служб, и -црежде всего по вине ведущих специали стов — "л. Н. Попова. В. И. Сорокина. приемшиков , даже после неоднократных ™ т м я А ведь обстановка на комбинате. мЬжно ск а зать чрезвычайн ая . Во зрос процент брака в первом кислород н^конверторном , электросталеплавильном , третьем лис топрокатном цехах , трудовые коллективы и з-за этого ли шлются средств материального поощрения, а исследова тельские службы комбината, руководимые кандидатами те х н и ч е ^ и х т ау к . ещ е не внесли ни одного(!) предложе ния по улучшению качества металла! В опросы поныне остаются открытыми. Когда же ПОЙМУТ на комбинате, что пришла пора бить во все ко локола? Когда осознают, что ведомственные амбиции ®“ щ ^ м Г Х 1 ж е т . А пока стоят «баррикады» между лю дьми, которые должны делать одно дело. ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ, В которой маневры хозяйственников похожи на стремление облегчить себе жизнь !о начале этой истории наши читатели уже знают. В одном .из декабрьских номеров газеты мы подробно рас сказали про конфликт с госприемкой, случившийся на Липецком цементном заводе. Да. да, на том са.мом, где работают без брака и никогда не получают реклаиацин™. тельность не понравилась, и в Москву направляется про никновенное письмо. В нем со ссылкой на мнения рабо чих и специалистов, совета трудового коллектива выска зывается просьба к •министерству и Госстандарту СССР передать функции госприемки отделу технического конт роля. Мотивировка подкупает деловитостью: «Активно участвуя в перестройке, мы не можем не видеть того, что бе'сполезное содернсаиие органа госприемки очень дорого .обходится государству»... Как видим, уж тут за бота об экономии средств — на первом месте! О том, что решили в Госстандарте и Министерстве иромстройматериалов СССР, редакция знает доподлинно —• на наши запросы присланы ответы. В обоих сообща ется, что специальная комиссия, выезисавшая на Липец кий цемзавод, выявила факты нестабильности технологий производства и сделала вывод о нецелесообразности пе редачи функций госпртемки отделу технического контро- В ответе Госстандарта обращает на себя вяямание еще и такое заключение; «Руководитель госприемки В. И. Чи кин . не- проявляет должной требовательности и не приме няет же.стких мер к нарушителям технологической дис циплины...» Позже всех поступил ответ с завода. Впечатляющий документ. Столько в нем страстей и эмоций! И понадо бились они для того, чтобы дать отпор автору статьи, ко торый «создает видимость объективности», «поворачива ет все с ног на голову», ну и, конечно, для того, чтобы «выдать» оценку работникам госприемки, от коих «не по ступило ни одного дельного предложения или идеи, кото рые представляли бы какой-либо интерес или экономиче ский эффект». Но веда в момент, когда составлялся ответ в редакцию, у его авторов — директора завода И. Потапенко и секре таря парткома Ю. Полоцкого — лежал на столе акт ко миссии Госстандарта! А до этого им работниками родного министерства в популярной форме было об'ьяснеио, что пока есть нарушения технологического регламента, не надо затевать разговоры о ликвидации госприемки... К со жалению. в свое.м административном раже цементники за шли так далеко, что даже министерских предостереже ний не слышат. С чего бы такое упрямство? Это только непосвященным может показаться, что за водская администрация якобы отстаивает государственные интересы, подсчитывая «бесполезные» расходы на содер жание «бесполезной» госприемки. Ведь если реализовать идеи Чикина, если стабилизировать производство, ужесто чить регламент, то станет очевидным, что у цементников имеются-резервы, о. которых сейчас ни одна душа за во ротами завода не подозревает и афишировать которые, понятно, не резон. Так что конфликт вспыхнул отнюдь не на пустом месте! А чем он кончится — еще неизвестно. Редакция во всяком случае была и остается на стороне госпрнемщя- ков. Как, впрочем; и Госстандарт СССР, и Главцемент. Недавно редакция совместно с промышленно-транспорт ным отделом обкома КПСС вновь пригласила на беседу за «круглым столом» работников госприемки. Понятно, не было на ней Подкорытова... За плохую организацию работы, низкую требовательность понижен в должности Л. М. Романов, возглавлявший вневедомственный конт роль на Елецком заводе медоборудования. Не было вожака партийной организации госприемки НЛМК В. Е. Савкина, ему еще раньше юва- рнщя заявилЕ «Не нужен нам секретарь, который занимается угодничеством, не может сцросихь с руково дителей, постоять за нас!'». Но те спецналисты, которые пришли, рассуждали о своих проблемах*- значитель но глубже, аргументированнее, а, главное, конструктив нее, чем год назад. Эмоций, впрочем, не ста ло меньше. Но и бурное проявление чувств не могло заслонить того факта, что идеи и наблюдения госпрйем- щнков стали. менее «фантастичными», но более призем ленными, приближенными к реальностям жизни. Что же теперь беспокоит их прежде всего? Как они сами оценивают обстановку, в которой работают, и в частности, те ситуации, о которых рассказано выше? ■ По мнению В. И. Чикнна, Н. Т. Никокошева, В. И,- Ро маненко, В. И. Фокина и других, те конфликты и недора- зумення, что случаются в коллективах, то, "что происхо дит на цементном и Новолипецком, это естественное , те чение яшзни. Все вполне объяснимо. В старый, разбол танный и плохо управляемый механизм качества дирек тивным порядком ввели новое звено — нечто вроде сита, через которое надо было пропустить всю продукцию. Для чего? Чтобы выявить негодную, определить потоки массо вого брака и наладить в итоге поступлеште во все сферы народного хозяйства доброкачественной техники, товаров, которые можно было бы безбоязненно приобретать нам самим н, не краснея за них, продавать за рубеж. Мера, разумеется, вынужденная — в сложившейся обстановке просто необходимо было сделать проверку качества вне ведомственной, объективной. Замечено, что еще полгода назад конфликты с произ водственниками у госприемки случались значительно ре же. На заводах все еще привьшали к своим авторитетным «кураторам», да н сами онн делали на первых порах оп ределенные послабления, ценимая, как сложно коллекти вам за короткий срок коренным образом улучшить каче ство. Но время ученичества кончилось. Тщательно вник нув в недостатки прснзводства, вневедомственные конт- ]юлеры ужесточили требования, начали спрашивать за брак строже и принципиальнее. Нередко отражалось это н на плане, н на материальном благополучии коллективов. .Госпрнемка стала «неудобной»... м1г Надо еще учесть, что минувший год был годом «пере ходным», годом непростых перемен в экономике. Фондо образующие показатели еще только вводились, хозрасчет только вживался. И некоторым хозяйственникам пока залось: период освоения затянется еще лет на пять, что , все это — полумеры, полуэксперименты, всего лишь вре менные новации, н кое-где рьяно взялись хулить и гос приемку, и хозрасчет, и тех людей, которые создали не который дискомфорт в привычном ходе вещей. Не все сумели разобраться в обстановке, до конца осознать, что именно глубокие, качественные изменения в труде стано вятся Главным критерием перестройки экономики. Про должали цепляться за старые методы хозяйствования, ко торые когда то их выручали. А потому, охотно осваивая модную терминологию, — бездействовали. Не влияли, как следует, на повышение качества и технического уровня продукции, не шли навстречу требованиям госприемки. Это одна из-главных причин того, что по существу ни на одном предприятии не удалось создать четкую и цельную систему контроля, единую «службу качества». В результате остались нерешенными серьезные пробле мы. Скажем, на Липецком тракторном заводе сейчас лишь чуть больше половины продукции, проходящей госприем ку, принимается, с первого предъявления, в течение года нрактячески не удалось снизить потери от брака — он так и остается Пока выше планируемого. Не уменьшается брак на Липецком заводе пусковых двигателей,' некото рых других предприятиях. К сожалению, адресов, где удалось добиться достаточ но ощутимых сдвигов в работе, пока немного.'Но они есть, н это радует. На Елецком элементном заводе, к примеру, в прошлом году по сравнению с 1986 годом объем заре- кламированной продукции уменьшился более чем на 160 тысяч рублей, потери снизились в два с половиной раза. Значительно сокращены затраты на устранение дефектов По принятым претензиям. Неплохой результат. Однако поводов для самоуспокоенности здесь не видят. Многое делается и на Новолйпецком металлургическом комбинате, на Лебедянском машиностроительном заводе, ряде других н вместе с тем — недостаточно. Требуют решения непростые вопросы. Заботясь о повы шении качества, на предприятиях вновь и вновь должны подумать о том, как лучше и по-хозяйски распорядиться имеющимися ресурсами, укрепить трудовую и технологи ческую дисциплину, поднять ритмичность работы, создать обстановку нетерпимости к бракоделам. Но это не все. Пока еще организация качественной работы во многом за висит н от контактов со смежниками. Поэтому остается необхоГдимость в ужесточении входного контроля, в нала живании по-настоящему действенного соревнования сквоз ных технологических цепочек по. принципу «рабочей эста феты» как внутри предприятия, так и е партнерами. Есть еще резервы и у госприемщиков. Они сами при знают, что, занимаясь в основном фиксированием отступ ления от нормативов, не всегда активно участвуют в отра- . ботке конструкторской и технологической документации, в проведении испытаний новой продукции. Не всегда да же анализируют совместно со специалистами предприятий первопричины брака... Словом, сдвиги еще только намечаются. Сделать пред стоит очень много. И в этой связи должны активизировать свою деятельность партийные комитеты, общественные организации. От них в немалой мере зависит, как будут понимать люди свою роль, 'свое место* в повышении эф фективности и качества работы. ...Разные вопросы, и очень больные, были затронуты на встрече. Но закончился разговор на оптимистичной но те. Сегодня, когда с внедрением хозрасчета на первое ме сто выступают экономические рычаги улучшения качества про1(укции, повышения ее технического уровня, у госпри- емщнков появляется надежное подспорье. И они верят, что борьба за честь рабочей марки станет плодотворнее, что в каждом колле 1 ;тиве будут держать равнение на подлинных мастеров. Г. КАИДАШКО, член редколлегии, зав. отделом промышленности и транспорта «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz