Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

25 д е к а б р я 1988 г., № 295 (18 292) Л Е НИНС К О Е ЗНАМЯ О Р К ЕС Т Р НАШ Д^^ХОВОЙ. . . Вот уже полвека звучит музыка духового оркест­ ра НЛМК. Участники кол­ лектива — сталевары и прокатчики, доменщики и агломератчики, люди са . мых разных профессий, а объединяет всех любовь к музыке. Тридцать лет руководит коллективом Иван Алексе­ евич Пастухов, заслужен­ ный работник культуры РСФСР. В репертуаре народно­ го коллектива и марши, и народные мелодии, и про. изведения Моцарта, Глин- НА СНИМКАХ: мы — из духового оркестра... ДОХОДЫ и РАСХОДЫ Что показало обследование семейных бюджетов Липецкой области скрро тридцать пять лет: Возраст ■ земли Липецкой — столе­ тия. И мы вправе гордить­ ся, что край наш дал Роди­ не немало имен, составивших цвет и славу русской лите­ ратуры. ...Даже гость, приехав­ ший впервые на Орловщину, знает, что это родная зем­ ля Тургенева, а вступивший ' на тульску1ю землю, — что это родина Льва Толстого. Каждый знает, что пензен­ ские края — это Тарханы ' Лермонтова, а в&ронежская земля — . это боль и радость Десен Кольцова и Никити­ на. Приехавшие в Орел мо ­ гут посетить музей писате- лей-орловцев. Точнее, быв­ ших орловцев, так как М. Пришвин, И. Бунин, Марко Возчок, Д. Писарев, о кото­ рых рассказывает эксрозиция этого музея, — наши земля­ ки. Бывший Елецкий ' уезд Орловской 1^бернии — роди­ на и истоки творчества этих писателей, — это территория нынешней Липецкой облас­ ти. Низкий поклон орловча- нам за- их многолетнее,' бе­ режное собирание материа­ лов о наших знаменитых земляках. Но пора уже и нам сказать свое слово: мы не Иваны, родства не помня­ щие. Знаем, помним и очень хотели бы, чтобы те, кто впервые- вступили на землю липецкую, тоже знали, что есть на ней святыни литера­ турные: и лермонтовское Кропотово, и пушкинская Кореневщина, и толстовское Бегичеве,, и пришвинцкое Хрущевб'.- 'и бунинские Озер­ к и и ещё много других мест, дорогих сердцу каж­ дого русского человека. Литературный музей в ЛипецкеНеобходимость его создания продиктована жиз­ нью. Уровень нашей гума­ МЫ ВПРАВЕ ГОРДИТЬСЯ! нитарной образованности ос­ тавляет желать лучшего. Не­ знание своих истоков, куль­ турных традиций порождает социальное зло, имя которо­ му — бездуховность. Нет ни­ чего страшнее пустой души. Равнодушие к ценностям, ра­ нее созданным человечест­ вом, оборачивается равноду­ шием ко всему, что созда­ ется сегодня. Да и пора уже Липецку стать центром не только экономической, но и культурной жизни края. В районах области, в музеях, государственных и . школь­ ных, в коллекциях краеве­ дов есть немало материалов о писателях-земляках. Но не каждому району сейчас Д1цд силу создать свой литфа^ турный музей, да и, есть ли В этом необходимость? Ни в коем случае, не отнимая прав, скажем, у ельчан или лебе- -дянцев; на создание своих литературных музеев, мы тем не менее считаем, что пора уже сделать в област­ ном ■центре литературный музей, объединяющий то бо­ гатое литературное наследие, что- -веками создавалось на­ родом' й теми писателями, чья жизнь и творчество свя­ заны с нашим краем. Это и фольклор, и пер­ вые летописные свидетельст­ ва о городах и селах, и по- этицескре слово автора «За- донщины» о сече русских с татарами на степных про­ сторах русской земли от Ку­ ликова поля до реки Краси­ вая -Меча, и «забытая муза» Анны Буниной, первой рус­ ской! профессиональной поэ­ тессы, члена Российской Академии наук, и сатира М. Милонова, предсказавшего рождение гения Пушкина: «...С величьем народа ро­ дится поэт», и сказ-о «бед­ ной, родной стороне» А. Ле­ витова, и правда «о продан­ ных детях» и «дцорянском оскудении» С. Терпигорева, и пореформенная Русь в ро­ манах и очерках А. Эртеля, и «живая душа» Марко Вов- чок, и кропотовские мотивы лирики Лермонтова, и неис­ товое слово Д. Писарева, и многое из того, что связа­ но с именем Льва Толстого, хотя и есть уже на н^шей земле музей — последний приют великого писателя на бывшей станции Астапово, и возвращенные, из забытья имена Е. Замятина и В. Ве­ ронского, и поэтическая песни о Родине П. .Шуби- Помним завет Козьмы Пруткова, что нельзя объять необъятное, и все-таки про­ должим: А. Липецкий (Ка­ менский), В. Ряховский, В. Кудашев, Л. Завадовский и 4. д. Кстати, происхождение Козьмы Пруткова тоже име­ ет самое, что ни на есть, прямое отношение к нашему краю. Есть среди этих имен великие, есть и не столь ве­ ликие, но ведь нет вершин без подножий. А все вмёс- Ш — это наша культура, на­ ше национальное достояние. , Каким быть литературно­ му музею в Липецке? Рабо­ та предстоит огромная. «Быть русским, любить Рос­ сию — это духовное состоя- нце». —- писал М. М. Приш­ вин. Вот такой душевный на­ строй должен быть в музее, такое состояние души долж­ но быть у тех, кто-посетит его в будущем. Музей'в перс­ пективе должен стать цент­ ром, который по мере на­ копления и изучения мате­ риалов даст жизнь литера­ турно-мемориальным музе­ ям на местах. Сейчас перед сотрудника­ ми музея сложнейшая зада­ ча: исследование и комплек­ тование, рабо.та в архивах и музеях страны, разработка ■концепции музея — его экс­ позиционного замысла. Сто­ ит заметить, что самая инте­ ресная литературоведческая концепция не всегда может стать музейной. Один из сложнейших вопросов — ар- , хитектурно - художественное решение экспозиции. От это­ го зависит степень эмоцио- наЛьного и эстетического воздействия ее на посетите­ ля. Много еще предстоит. Но есть главное: большое желание сделать этот музей притягательным очагом ку­ льтурной • жизни области, и есть помещение симпатич­ ный и уютный в стиле «мо­ дерн» (начало ХХ-го века) особняк в "центре Липецка, что напротив здания обла­ стного краеведческого музея, бывший дом аптекаря Вяж- линского, как называют его старожилы. И есть поддерж­ ка, на которую мы очень рассчитываем, со стороны всех творческих организаций области: писателей, художни­ ков. журналистов, архитекто­ ров. отделения Всероссийско­ го фонда культуры. Союза театральных деятелей и граждан наших историков — всех берем себе в помощни- Очень дорогая автору этих строк аудитория — ли­ пецкое учительство! К вам обращаемся с просьбой по,- мочь в создании музея. Ско­ лько вас работает в город­ ских и сельских школах, бескорыстных учителей-эн- тузиастов, таких, как И. С. Сосова из Лебедянц, А. М. Шаталова и Л. Г. Гончарен­ ко из |1ипецка, М. А. Сороки­ на из' Становлянского рай­ она и многие другие. Сколь­ ко людей, посвятивших себя" благородному делу — изу­ чению литературных традит ций нашего края! Среди них А. Дмитриев, И. Локтионов, А. Курков, елецкие краеве­ ды, настоящие подвижники, увлеченные люди. Музей с благодарностью примет сохранившиеся в личных коллекциях книги,. рукописи, документальные материалы, имеющие отно­ шение к нашим землякам- йисателям и к культурной жизни края. Музею нужна мебель, предметы быта, ин­ терьера. передающие дух времени и создающие осо­ бое настроение в каждом из залов, лампы, подсвечники, произведения изобразитель- ■ного и декоративно-приклад­ ного искусства, рамки для фотографий и картин, вазы для цветов, журналы, кни­ ги, газеты из круга чтения образованного русского об­ щества разных времен, , об­ разцы. буикаги 'Прошлых лет, чернильницы и чернильные приборы ИТ. д. И не только в дар. Музей имеет возмож­ ности для закупки экспона­ тов. Будем признательны вам, дорогие липчане, буду­ щие посетители нашего му­ зея, если вы сообщите нам известные вам «адреса» экс­ понатов. Адрес музея: 398050 г. Липецк, площадь Ленина, 4. С. КУРКАК, заведующая литературным музеем. Задачка для взрослых: сколько в рубле копеек? Не спешите со щкольным отве­ том. В жизни ’"— иначе, чем в учебниках по математике. Потому что давно уже рубль и вполовину не наполняется «нормативным» количест­ вом тех копеек, за каждой из которых должны стоять, материальные, то бишь то­ варные ценности. И все-таки этим, во мно­ гом девальвированным руб­ лем измеряем мы стоимость жизни — ' чем же-еще? Оно даже солидно выглядит — год от года лучше живем, за­ житочнее. В рублях, конеч­ но. Мысль эту подтвердили многие рабочие, служащие, колхозники, когда работники статистических органов. дета- -тьно обследовали их семей­ ные бюджеты. И вышло, что в 1970 году совокупный до­ ход на члена семьи соста­ вил 1.021 рубля, в 1987-м он поднялся до 1.720 руб­ ля. Рост последовательный — из года в год. Особенно заметен он среди колхозни­ ков — почти вдвое: с 697 до 1;346 рубля. Вообще, что такое сово­ купный доход? Считается, что это — сумма денежных и натуральных (в денежной, •конечно, оценке) доходов, которые семья получает от государственных и коопера­ тивных предприятий, органи­ заций, колхозов, от личного, подсобного хозяйства. Сюда включаются выплаты и льго­ ты из общественных фондов потребления. Суммы, как ви­ дим, растут. И вот резуль­ тат: в минувшем году чис­ ло тех. кто в среднем имел свыше ста рублей в месяц, выросло в 1,4 раза по срав­ нению с 1980 годом. А бо­ лее зажиточных, с дохода­ ми, превышающими 150 руб­ лей, стало в 1,9 раза боль- Откуда же люди берут деньги? Зарплата, конечно, в эти годы росла, однако ее доля в совокупном доходе семей рабочих и служащих не повышалась. Напротив, даже понемногу снижалась. Зато такие источники поступ­ лений в семейный бюджёт, как пенсии, стипендии, посо­ бия и другие выплаты, льго­ ты из общественных фондов потребления, становились все весомее. Правда, в среде колхозни­ ков решающее значение имел рост оплаты труда в обще­ ственном хозяйстве: ее до­ ля в семейном бюджете уве­ личилась за последние 17 лет д 44 до 52 процентов. Но "вот какая закономер­ ность еще выявилась в том бюджете. В 1970 году доход от личного подсобного хо­ зяйства превышал в нем треть, сейчас — упал ниже четвертинки. Увы, пока что никакие самые серьезные льготы и стимулы не в со­ стоянии приостановить упа­ док подворий. А ведь в них- то рождается -не бумажный товарный доход... Что и говорить, "солидно все выглядит в рублях. Впро­ чем, не только 'в денежных измерениях. Знакомство с основными показателями вы­ полнения заданий Продоволь­ ственной программы СССР убеждает', что и питаться мы стали... обильнее и сытнее. Взять хотя бы мясо и мясо­ продукты. В 1980 году сред­ нестатистическая душа насе­ ления съела их 57,6 кило­ грамма, в минувшем — аж 64,1 килограмма. Програм­ ма ориентировала на то, чтоб в 1985 году на душу приходилось ‘1 62, вышло почти столько же — 61,7 килограмма. Одно только не учитыва­ ется — что за мясо мы едим... Ведь не цифрами же,, не процентами питаемся. По цифрам, к ■примеру, чая натурального, согласно Про­ грамме, в 1985 году долж­ ны были произвести 230 ты­ сяч тонн, дали же — 259 тысяч, а в прошлом — 280 тысяч тонн. За него мы вы­ нуждены платить из того са­ мого семейного бюджета, ко­ торый неуклонно растет. Только чай-то при чем? Пить ведь приходится настой из фасованной массы, которую в народе метко прозвали «вениками». Но за ' ростом семейных денежных доходов — не то­ лько спад качества жизни. Не берусь подвергать сом­ нению методику, с помощью которой социологи «препари­ ровали» статьи расходов ра­ бочих и служащих, но, по их сведениям, выходило, что семнадцать, лет назад за метр тканей, к примеру, пла­ тили 2 рубля 35 копеек, сей­ час — 4.35, за штуку бель­ евого трикотажа тогда •— 3,61, сейчас — всего 3 руб­ ля 32 копейки. Или вот чул­ ки с носками объединили, получилось: в 1970 году — 1 рубль 61 копейка за па­ ру, нынче — 1 рубль 99 ко­ пеек. Помнится же, что в том не столь уж забытом се­ мидесятом году пара прос­ тых и вполне добротных муж­ ских носков стоила 30 копе­ ек, дорогие же не превы­ шали рубль. Сейчас на при­ лавках не найдешь и недав­ но распространенных полу- торарублевых. ‘Трешка за носки, которые через пару дней расползаются. Это — в жизни. А в ма­ териалах обследования — пара обуви стоила 11,43 руб­ ля, сейчас... 19 рублей. Ко­ нечно, в среднем. Но если породнить даже трехрубле­ вые детские пинетки со 150 , рублевыми мамиными сапож нами, все равно концы с кон цами.не сходятся.' Да, мож но поверить, что пара <кожа ной обуви в 1970 году стои­ ла (опять же в среднем) 14 рублей. Но кто подтвердит, что сейчас нормально купить ту же пару за 24 рубля 50 копеек? ^ - Или килограмм колбасы, либо мясокопченостей — за 3 рубля 58 копеек? Имен­ но такая цена выведена, по результатам обследования семейных бюджетов. А в 1970 году она была 2.44. С трудом веришь в такую «щадящую» динамику, даже если ■усреднить все цены в государственной, коопера­ тивной и рыночной торгов- Итак, МБ 1 стали богаче. В рублях. В сберегательном банке их храним болеё 285 миллиардов. ^.Не от хорошей жизни храним — отова­ рить нечем. Каждый четвер­ тый вкладчик из числа ра­ бочих и служащих признал­ ся, что надеется приобрести мебель. Это понятно: мебель — покупка, так сказать, стратегическая. Но ведь и каждый четвертый держит на книжке деньги для при­ обретения одежды — не сра­ зу достанешь такую вещь... Среди колхозников же по­ добные интересы занимают лишь 14— 15 процентов вкладчиков. Правда, почти каждый- третий из них ско­ пил средства для строитель­ ства, или покупки жилого до- , ма, гаража, стройматериа- Люди старшего и средне­ го поколения помнят назой­ ливые рекламные лозунги: «Храните деньги в сберега­ тельной кассе!» Сейчас рек­ лама поостыла, осеклась. Это понятно: пустые, мало­ обеспеченные суммы и обо­ рачиваются вхолостую, А со­ вокупные доходы все растут. В рублях. В. ПЕТРУНЯ, обозреватель ТАСС. НЕО БЫЧНЫЙ ЦЕХ На днях дирекция Новоли- пецкого металлургического комбината имени Ю .;В . Ан­ дропова приняла решение об образовании нового структур­ ного подразделения ^ цеха бытовых услуг НЛМК. Главной задачей этого не­ обычного для металлургиче­ ского предприятия цеха ста­ нет’ удовлетворение все воз­ растающих потребностей тру­ дящихся в бытовых услугах, начиная от' стирки и ремон­ та ‘Спецодежды до выполне­ ния заказов на транспорт­ ные перевозки, пощив одеж­ ды, ремонт квартир, приоб­ ретение продуктов питания и многое другое. Основное преимущество будущего це­ ха перед городской службой быта в том, что отныне ме­ таллурги. смогут, не выходя за пределы комбината, в од­ ном месте оформить заказы на выполнение мно'жества чанам высвободить значите­ льную часть времени для ак­ тивного отдыха,! учебы и вос­ питания детей. I В. ГРИГОРЬЕВ. Поэтическая р у б р и к а : Валерий СЕМЕНИХИН ПОЮЩИЙ КАМЕНЬ Меня бродяга^чародей согрел руками. А мать-землй, сыра земля я небо-батюшка вскормили сына-журавля — лети, журавушка! А яа меня легла тогда рука убийцы... Метнул без всякого труда в большую птицу. Загомонила даль, скорбя на белый пламень... • Чьи руки подберут тебя, поющий камень? Тоненькие ветки тополей В синем небе траурней и Небо надо мною тяжелей. На душе безбожнее и легче. Холод, холод... Стынь да холода. Это не беда, когда под утро зябко стынут-стонут провода, осьшая ейеговую пудру. Сердце екнет н воротит Никто и не эйает: как оно Ннкто и не видел будущий Философ смешон; он рядит он жизнь созидает нз правильных линий. Слепые щенята иа ржавой Бейся, сердце! Стука не унять. О судьба, старуха- нёвидимка... Было все. И тонко тополя вспарывали кружевное небо.. Десять, двадцать... Сколько лет, земля? Вот я был. И уже я не был.. радужный берег. Мы спорим с тобой о космическом доме, мы судим о звездах, глаголим о вере. А мимо проносятся страшные , войны, й кровью стекает растоптанный иней... Философу только спится спокойно, — он жизнь созидает из правильЕЫх ЛИВИЙ. Я болен, мама... Нет лекарства от этой хвори йа земле. В холодном равнодушном царстве мне хочется побыть в тепле. Среди толпы так одиноко! Я знаю сумрак наизусть. Глазницы освещенных окон ночную вспарывают грусть. Я в рабстве, мама... В этом царстве лишь сильные сцдят в седле. Я болен, мама... Нет лекарства от этой хвори на земле. Б л а г о с л о в е н н а я гласность сегодня со всей беспощадно­ стью оголяет недостатки нашей культурной жизни. В публицистических выступ­ лениях с экрана телевизора и различных трибун, на по­ лемических турнирах на раз­ ные лады перебираются по­ нятия «духовная культура», «бескультурье». Раздаются предупреждения о пагубно­ сти наступления массовой культуры с ее разновиднос­ тями поп-артоц и рока, об упадке в театре, кризисе в концертно - филармоничес­ кой жизни, пустующих му­ зеях, выставочных залах и Собственно, нет ника­ ких откровений. О том, что театру нужны перестройка, обновление, если он хочет, выстоять в борьбе с такими соперниками, как кинемато­ граф й телевидение, знали давно. Что филармонии и выставочные залы должны, кщ и театр, воспитывать своих слушателей и зрите­ лей с детства, тоже не но­ вость. Что следует искать живые формы музейной ра­ боты, говорено и лерегово Знали, говорили, но уж очень долго , полагались на естественную потребность самого человека в культуре и на то, что он «не ощибет- ся в ^ 1боре», а настоящее искусство пробьет себе доро­ гу (если не помешает чинов­ ник), И вот оказалось, что театральные, выставочные, музейные, фйлармоничёские / Залы пустуют. Наш Липецк не является и^ключение,^VI в этом плане. Какой Iподнимается ажио­ таж вокруг приезда сомни­ тельной , величины звезды кино или эстрады, а случа­ ется. и самозванной рок- группы! При этом незамет­ ными оказываются вЬгступле- ния знаменитых, с мировыми именами исполнителей серь­ езной классической и. совре­ менной музыки. Товарищи, сидящие в уч­ реждениях и органах, наз­ начение которых создавать духовную, культурную атмос­ феру города, нередко винят «немузыкальную», «нете- а'гральную», «нехудожест­ венную» публику, говорят об утрате традиций. Но ведь, как считал Бертольд Брехт, «общество должно стремить­ ся понимать искусство с по­ мощью общественного воспи­ тания». В нашем же .городе чув­ ствуется острый дефицит именно этого общественного Начать с того, что для полумиллионного населения очень невелик потенциал его рументальных ансамблей и рок-групп разного достоин­ ства, а то и халтурщиков, поющих под фонограммы — все залы профсоюзных двор­ цов и клубов, спортивные, Дворцы. Всемогучий хоз­ расчет действует. Как о «золотом веке» вспоминают любители высо­ кого искусства зыкальных коллективов и исполнителей. Только часто, администрация филармонии бывает вынуждена отказы­ ваться. Да и артист, однаж­ ды побывав в Липецке, как правило, не выражает жела­ ние приехать снова. Последний раз симфониче­ ский концерт у нас давал Харьковский оркестр три го­ В згляд на п р о б л ем у МУЗЫКА «В РЕЗЕРВАЦИИ» культуры: один профессио­ нальный драмтеатр, куколь­ ный театр, филармония без концертных площадок, крае­ ведческий музей, выставоч­ ный зал, музыкальное учи­ лище. девять кинотеатров и несколько десятков государ­ ственных да ведомственных библиотек. Есть еще проф­ союзные клубы.. Но полностью ли исполь­ зуется этот потенциал, спо­ собствует ли росту культу­ ры липчан?, Как, например, продвига­ ется к людям изобразитель­ ное искусство, если в • Ли­ пецке до сих пор нет кар­ тинной галереи? А выставоч­ ный зал — безлюден. Не помню случая, ^^тобы лип­ чане искали билетик на по­ каз известной, пусть одной картины, на демонстрацию произведений из ' фонда зна­ менитых галерей или част­ ной коллекции. Как защитить серьезную йузыку- ОТ потока серой раз­ влекательной, псевдосерь- езной, если даже негде, по­ слушать симфонический ор кестр, если камерные кон церты с классическим репер туаром проводятся на слу чайных площадках, знамени­ тые певцы, музыканты при­ нимаются в малопригодных залах? Зато к услугам мно­ гочисленных вокально-иист- когда в большом зале ДК новолипецких металлургов проходили циклы симфони­ ческой музыки в исполне­ нии воронежцев, а малый зал набивался до отказа на ве­ черах- квартета Д. Шостако­ вича, пианистов Г. Николае­ вой. Н. Щтаркмана, скрипа­ чей И. Безродного, В. Жу­ ка. мастера художественного слова Э. Кам'инки, гитарис­ та А. Иванбва-Крамского и ■ многих других прославлен­ ных исполнителей. Концер­ ты,. кстати, проводились си­ стематически. При полном аншлаге в круглом зале -До­ ма Советов, в драмтеатре пели крупнейшие представи- ■гели советского докального искусства С. Лемешев, 3. Долуханова, Г. Писаренко и другие, играли Э. Гилельс, В. Климов, Э. Грач, ан­ самбль скрипачей Большого театра. Я уж не говорю о концертах В зале бывшей филармонии, где выступали десятки знаменитостей, ко- Т01&1М, рукоплескал мир. И все это не такое уж отда­ ленное прошлое, чтобы с е ­ годня говорить об изчезно- вении музыкальных тради- ^ Счастливо расположедаый вблизи от Москвы и других культурных центров Липецк й сегодня получает, много предложений от лучших му­ да назад.- В нынешнем году Ульяновский сймфоничес- ;кий не был принят из-за то­ го, что не нашлось для не­ го концертного зала... В конце ноября липчане ждали встречи с лауреатом многих международных кон­ курсов, певицей, обладающей прекрасным меццо-сопрано Л. Курдюмовой. С великой неохотой администрация Дворца профсоюзов- согласи­ лась дать малый зал для ее одного вечера. Но певица не смогла приехать в назначен­ ный день. О переносе кон- цер-га публике , не сообщили (как это принято в подоб­ ных случаях). Липецкая фи­ лармония не нашла зала. Знаменитого скрипачЭ М. Кугеля принимали в музы­ кальной школе № 3. Прос­ лавленный московский квар­ тет арф — в холодном по­ мещении кинолектория. Единственной в мире широ- коГ' известной саксофонистке М. Шапошниковой недавно предложили лишь зал муз- учнлища. Ясно, при таком- пренеб­ режении ни у исполнителей, ни у слушателей нет удов­ летворения рт подобных встреч, А если принять во внимание еще из рук вон плохо поставленную рекла­ му, то понятно, почему про­ исходит «потеря» слушате- Серьезная музыка, служа­ щая средством обмена, ду­ ховных ценностей в общест­ ве. требует к себе уваже­ ния, нуждается в покрови­ тельстве. Почему же в Ли­ пецке для нее отводятся «резервации»? , Как вернуть серьезную музыку в Липецк? Прежде всего, конечно, дать ей .тра­ диционные свои концертные залы. Восёмь лет, как зак­ рыли,- признав аварийным, . зал старой филармонии (а в нем, даже заброшенном,- по признанию хозяев, ни один кирпич нё шелохнулся). В скорости по непонятным при­ чинам публику перестали до­ пускать и в круглый зал До­ ма Советов. Газета «Ленин­ ское знамя» несколько раз выступала с предложением восстановить традицию ' проведения в неМ"' камерных концертов. Город не имеет лучшего акустического зала, расположенного в ' центре, и долгое, время бывшего тра- , диционным, самым престиж­ ным местом' встречи с вы­ соким искусствсм. Перевод на хозрасчет ве­ домственных пр<х|)союзных дворцов культуры закрыл для малодоходной серьезной музыки и их залы. Выде­ ленный для концертов ма­ лый зал Дворца профсоюзов не в счет: публика игнори­ рует это неуютное, с плохой акустикой помещёние. Горисполком обещает нам новый концертный зал у подножья исторического хол­ ма. Только, судя по отпус­ каемым . средствам и темпам строительства, он откроется еще не-скоро. ■ Так не воспользоваться ли периодом демократизации и не снять ли побыстрее «зам­ кни с пустующих, залов в Доме Советов, Доме полит­ просвещения, в новом зда­ нии облсовпрофа? По всей стране, да и у нас в облас­ ти, административные, офи­ циальные, здания передаются на социальные нужды наро- Неужели ориентация кон­ цертных организаций, му­ зыкального искусства на хозрасчет, рентабельность означает гибель для серьез­ ной музыки? Сегодня, как никогда, на­ шей культуре в борьбе с масскультурой нужна по­ мощь менеджеров, антерпре- неров, которые |бы пропаган­ дировали, отстаивали истин­ ное искусство, организовыва­ ли концерты, выставки, ве­ ли просветительскую деяте­ льность. И они появляются даже в образе кооператоров. Чувствуя огромную важ­ ность воспитания эстетичес­ кого вкуса у населения, эн­ тузиасты — актеры, истори­ ки, искусствоведы, музыкан­ ты стремятся' сделать досто­ янием, и, особенно нового поколения, вершины дости­ жений мировой культуры, по­ мочь понять. воплощенные' в них идеалы. - Ради этого ис­ торик и искусствовед А, Ло­ моносов третий год читает высококвалифицирован н ы е лекции о живописи в клубе- любителей прекрасного, ..дей­ ствующем благодаря энтузи­ азму работников областной научной библиотеки.' Этому же клубу щедро отдают свое время артисты филар­ монии. В нем выступают очень многие знаменитости мира искусства, приезжаю­ щие в Липецк. Зажигает других и сам многое делает для воплоще­ ния идеи создания в Липец­ ке картинной галереи ста­ рейший наш краевед А. Я. Яблонский. Истинным праздником для любителей музыки стали встречи в гостиной краевед­ ческого музея. Специалисты признают, что по акустике гостиная не уступает: прос­ лавленной ротонде Юсупов­ ского дворца в Ленинграде. ■ Жаль, что лишь раз в ме­ сяц открывается эта гости­ ная. (В Пензенском музее — каждый вечер). Самозабвенно пропаганди: руют театральное искусство артисты драмтеатра С. А. Агеева, В. С. Бражник. Ю. И. Ганину, Н. П .'Чебы- кин, М. Л. Янко и другие. Ежедневно мы встаем пе^ ред выбором духовных ори­ ентиров. Помочь людям в этом — долг искусства. Г. ШЕВЧЕНКО. Редакция приглашает про­ должить разговор на эту те­ му всех наших читателей, любящих искусство, и, ко­ нечно, тех, кто сам по роду своей деятельности связан с пропагандой эстетических знаний, истинного высокого искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz