Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ЕНИНСКОЕЗН&МЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС 71- й и областного Совета народных депутатов ^ год издания Суббота, 6 февраля 1988 г. № 30(18 0271 Цена 3 коп. ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ШКОЛА ЗАВТРА. КАКАЯ ОНА? Мы накануне большого события в нашей социальной жизни — на обсуждение Пле­ нума ЦК К1ШС вынесены вопросы просве­ щения. И сегодня о судьбе школы особен­ но много говорят и пишут; идут горячие дебаты, сталкиваются мнения, -порой .поле­ мически острые, спорные. Зто естественно, иначе и быть не может. Нет в нашем об­ ществе людей, так или иначе со школой не связанных, и все хотят видеть ее соответст­ вующей требованиям перестройки, которая идет в стране. Да, и не только в этом дело. В. -И. Ленин говорил, что воспитанием бу­ дущих поколений закрепляется все то, что завоевано революцией. Высока цена школь­ ных ошибок! О проектах перестройки школы много на­ писано. Но поскольку моя судьба вот уже более 35 лет связана с народным образова­ нием, молчать тоже не могу. Хочется по­ делиться мнением по тем проблемам, кото­ рые особенно сильно волнуют. , Первый вопрос: разрушать нынешнюю школу или ремонтировать ее? Разрушать легко, строить — всегда сложнее, много бывает недоделок. Не лучше ль начать ка­ питальный ремонт; убрать все то, что тор­ мозит, за.менить устаревшее, не бояться но­ вых решений. 1 йеня всегда удивляет игно­ рирование или незнание исторического опы­ та. в том числе и работниками просвещения. За 70 лет уже все было: ликвидация’ сред­ ней школы и замена ее семилетней, про­ фессионализация старших классов, превра­ щение их в техникумы, соединение общего и профессионального образования, трудо­ вая школа и школа без’ труда, с производ­ ственным обучением и без "него, средняя школа У-летняя, ■ 10 -, 11 -летняя. Уроки истории должны чему-то учить.; Рассмотрим вопрос о среднем образова­ нии, так как он вызывает наибольшие дис­ куссии; школа, дескать, выдает аттестат, о среднем ооразовинии, не обеспеченный дбл- нгным уровнем знаний. А виновато ли в этом само среднее образование’.-’ Ведь можно всех учить НС' 10 лет. а, скажем, семь, также выдавать соответствующий документ. а знания обеспечивать на уровне 5 классов... Надо искать причину, а не следствие. А причина общая — социальная, вызванная перекоса.мн застойного периода. Если . из ворот завода выталкивают руками новый трактор, так как своим ходо.м он двигать­ ся не может, а ОТН свидетельствует о его работоспособности, если четверть новых те­ левизоров возвращаются обратно, не пора­ довав покупателя ни одной картинкой, то, это явления одною и того же .порядка. Нельзя оправдать учителя, ставящего поло­ жительную оценку при отсутствии • каких бы то ни было знаний, но понять его мож­ но. Ведь его труд, да и деятельность всей школы, до последнего времени оценивали по двум показателям; по отсутствию неус­ певающих н По проценту, так называемого, «качества». Сейчас в стране создается благоприятная обстановка для оздоровления всех сторон жизни. В этих ус.'юзиях отказаться от ста­ рых мерок труда учи'геля не трудно; оце­ нивать его раооту нужно лишь по трудово­ му вкладу и реальным результатам. Цуо- положение должно быть закреплено в Уста­ ве школы. Но есть и более слоясные зада­ чи; напри.\ 1 ер, формирование у детей пра­ вильного, более отзотстЕенного отношения к учебе. Мне представляется, что надо решительно отказаться от порочной прак­ тики выставлять незаслуженные' оценки. Но что делать с ,ученнко.м, скажем, пере­ шедшим в б класс с двойкой по математи­ ке’.? С так”,ми ребята.ми можно заниматься допо;шнтельно, з а счет часов, отведенных _ факультатив, в 1 ;аникулы, а если неус­ певающих много, временно создавать класс «выравнивания», искать другие возможно­ сти. Это намного эффективнее, че.м ставить тройку и делать вид, что все в порядке. «Неуд» в свидетельстве за 8 класс или в аттестате о среднем образовании будет пре­ дупреждением для всех; пред.мет выпускник не .освоил. Позже он может сдать экзамен по -ЭТОМУ предмету экстерном в своей же школе или заниматься в вечерней. И еще. Наверное надо бы поменьше повторять те­ зис «главный труд ученика — учеба», ча­ сто понимая под эти.м лишь книишое уче­ ние, а создавать в школе интересную, раз­ нообразную, творческую, активную жизнь ученика, дать ему возможность всесторонне проявить себя в полезной деятельности.'^Тем самым мы неназойливо и естественно будем фюрмировать и правильное отношение к учению. Второй вопрос: быть или не быть у нас среднему всеобщему образованию? Я глубо­ ко убежден, что введение всеобщего сред­ него образования наша большая победа. И в нашей стране, и за рубежом давно- дока­ зано, что вложение средств в эту сферу дает большой экономический и социальный эффект. Вспомним в. И. Ленина. В 1919 году в Программе партии было записано; «Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования^ для детей обоего пола до 17 лет» . Неужели мы через 70 лет откажемся от того, что’ Ильич считал бесспорным’? Когда мы. говорим о среднем образовании для всех.мы как-то забываем о его огромной социальной рол# для общего .развития, :ф 6 рмирования высо­ кой культуры всего населения, духовности, широты мышления. Конечно, мы не достиг­ ли пока этой цели. Вооружая знаниямц, мы не стремились делать одновременно чело­ века знающим, воспитанным, умеющим .мы­ слить, со своей позицией, то есть не обра­ зовывали. Это относится ко всем учебным заведениям, в том числе и высшим. Вот на решении этой задачи и надо сосредоточить всеобщее вни.маняе. Всеобщее среднее мы излишне форсиро­ вали, не задумываясь о возникающих труд­ ностях. не предвидя препятствий. Мне пред ставляется, что обязательны,м его надо рас сматривать не как сиюминутную задачу В моем представлении наиболее опти мальный вариант ближайших лет; девяти летняя обязательная школа, дающая базо­ вое образование по основам наук. Старшие два класса сделать профилированными, с более .глубоким изучение!»* отдельных цик­ лов й минимальной програ.ммой по другим предметам. Профили могут,, быть; физико- математический, естественно-биологический, филологический, общественно-истерический п другие. Здесь же возможны и классы про­ изводственные для получения первоначаль­ ной профессиональной подготовки, для тех, кто не склонен пока продолжать общее об­ разование. Вместо ОПТУ . возможно, более целесо­ образно создать технические училища сро­ ком обучения 1—1,5 года, для подготовки выпускников средней щколы по сложным профессия.м , кроме того, осуществлять по­ вышение квйлификации, переподготовку. Наиболее слабое ’ место :— малокомплект­ ная сельская школа, в ней подобное трудно осуществить. Но возможно создание рай­ онных средних школ с .различными про­ филями старших классов. Можно найти и другие варианты. Наконец, последнее. Я работаю в пед­ вузе 30 лет, и вот что наблюдаю: число незаполненных учительских мест в школах, унщ после распределения выпускников, становится все больше, и это явление не не местное. Из школы чаще уходят, чем приходят. Уходят нередко наиболее ■ творче­ ские, активные, профессионально подгОтов» лен.чые. Причины разные. Но одна из них — не выдерживают бюрократического прес­ синга, формализма и, как ни странно, бесправия. «Сверху» спускается разнарядка ка_ многие десятки обязательных мероприя­ тий, об.чзательных для всех, без учета, нуж­ ны Ли они и.менно сейчас и для этого клас­ са. согласуются ли они с планами классного руководителя и самих ребят. Такое «руко­ водство» лишь наносит вред: бьет по рукам педагога, по детской инициативе..Надо заког> нодательно запретить вмешиваться в про­ фессиональную деятельность учителя кому 6 ь 1 то ни было, кроме руково'дителей ошо- лы, II то как исключение. Учитель может от­ вечать за конечные результаты только тог­ да; когда он работает по определенной си­ стеме. Помогать ему — пожалуйста, прове­ рять — проверяйте, но дайте возможность работать, а не «выполнять указания». Тог­ да можно и спросить, тогда” учитель будет чувствовать уверенность, удовлетворение от труда, тогда он побежит в:школу, но не от Н , КУ ЗЬМИН , в ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС Полетбюро ЦК КПСС на заседании 4 февраля обсу­ дило вопросы, связанные с проведением очередного Пле­ нума ЦК КПСС, который рассмотрит ход перестройки средней и высшей школы. На заседании были подве­ дены итоги проделанной в 1987 году раооты по пере­ стройке организационных структур центральных эконо­ мических органов, минис­ терств и ведо,мств СССН. разработке генеральных схем управления в союзных рес­ публиках. Отмечалось, что в соответствии с решениями XXVII съезда партии и июнь- СКЙГО (Ш37 г.) Пленума ЦК К11СС во многих отраслях производственной сферы осу­ ществляется переход на но­ вые' структуры управления. При этом уменьшается чис­ ло министерств и ведомств В' центре и в респуоликах. намечаегся сокращение уп­ равленческого персонала, идет процесс .создания но­ вых хозрасчетных производ­ ственных и научно-производ­ ственных ■ объединений. Преобразованы функции и аппарат плановых, снабжен­ ческих, финансово-банковс­ ких и других центральных органов управления. В про­ цессе 11 РОВОДИ.МОЙ перестрой­ ки создаются необходимые организационные условия для использования преиму­ щественно экономичееких ме­ тодов руководства. Обращено внимание на то, что в дальнейшей работе по соверщенствованию управле­ ния народным ХО.ЗЯЙСТВОМ как в центре, так и на ме­ стах необходимо неуклонно проводить в жи’знь принципы радикальной экономической реформы, строго соблюдать Закон о государственном пре­ дприятии, обеспечивать эффективное взаи.модейст- вие органов отраслевого и территориального управле­ ния. Щинистерства.м и ве- до.’йствам необходимо строго соблюдать права предприя­ тий в интересах максималь­ ного использования ими сво­ их возможностей в условиях полного хозяйственного рас­ чета и самофинансирования. Подчеркивалось, что разра­ ботка генеральных схем - з- равления должна быть под- чннена’' расширению самосто­ ятельности и повышению от­ ветственности союзных рес­ публик. за положение дел' в хозяйственном и культурном строительстве, ' Политбюро рассмотрело и одобрило предложение пра­ вительства об орт-анизации в СССР оптовой торговли продукцией производствен­ но-технического назначения за переводные рубли, полу­ чаемые . предприятиями от внешнеэкономической дея­ тельности со странами — членами СЭВ. Отмечена важ­ ность . , ее для расширения взаимовыгодного эконо.мичс- ского * сотрудничества с братскими странами. На :заседанин рассмотрен ход 'выполнения решений партии и правительства по вопросам улучшения Капи­ тального строительства и обеспечения его материаль­ ными- ресурсами. Отмечено, , что. инвестиционная полити­ ка , в строительстве, вырабо-' таниая XXVII'' съездом КПСС, в ряде случаев реа­ лизуется непоследевательно. Продолжается практика не­ обоснованного включения в планы большого количества вновь начинаемых строек производственного назначе­ ния. Объемы незавершенно­ го строительства еще вели­ ки, что замораживает круп­ ные материальные ресурсы, которых остро недостает для возведения жилья, объектов социального. и/ культурно-бы­ тового назначения, перво­ очередных строек индуст­ рии и агропромышленного комдлекеа. Медленно сни­ жается материалоемкость строительного- производства, слабо ведется работа п 6 экономии и, бевен;ливости. Госплану СССР, Госстрою СССР поручено разработать конкретные меры по измене­ нию и ужесточению норма­ тивной базы строительства, усилению воздействия • хо­ зяйственного : механизма на повышение - эффективности капитальных' вложений, со­ кращению сроков сооруже­ ния производственных мощ­ ностей и объектов. - Заслушав сообщение о хо­ де подготовки предложений, связанных с.,совершенствоБа- иием уголовного законода­ тельства Союза ССР н союз­ ных республик, Политбюро отметило важное значение последовательного шюведе- кия при этом принципов де­ мократизма, неотвратимос­ ти ответственности за пре­ ступление, справед:швостн и гуманизма. Определены основные направления про­ должения работы по изме­ нению действующего уго­ ловного законодательств'а с целью более четкого разгра­ ничения преступлений по степени их общественной опасности, а также расшире­ ния применения к лицам, со­ вершившим малозначитель­ ные преступления, мер на­ казания, не связанных с ли­ шением свободы.' Вместе с те.м подчеркнута необходи­ мость сохранения строгой ответственности для тех. кто совершает тяжкие преступ­ ления. - ., Политбюро одобрило ито­ ги оф)И 1 шальных визитов Э, А. Шеварднадзе в ФРГ и Испанию. С удовлетворе­ нием была от-мечена обоюд­ ная готовность открыть но­ вую страницу в отношениях между Советским Союзом и ФРГ, наполнить ее конст- РУКТИ6НЫ.М содержанием. Это относится как к области политического сотрудниче­ ства, включая, проблемы безопасности и разоружения, так н к вопросам дальней­ шего развития деловых и иных связей и контактов по всем направлениям двусто­ ронних отношений. Высокие рубежи _ На Елецкой ции по картофелю завершает­ ся ремонт тракторов. Механи­ заторы восстановили своими силами около ста единиц. От­ лично потру,4^1А ось на ремон­ те звено, возглавляет которое заведующий мехмастерской Н. Н. Ьурдуков. К весне разработаны также мероприятия по саегозадержа- шио и вывозке органики, В каждом отделении механизато­ ры вывели на поля снегопахи, а на озимых культурах ведет­ ся прикатка снега. Труженики опытной станцин уверенно начали год. Ими при­ няты высокие обязательства; получить по 25 центнеров с гектара зерновых и 200 цент­ неров с гектара картофеля. Уже сейчас все делается, что­ бы эти рубежи были взяты, Т. ФАДЕЕВА. С Е, Холодков—иеханвзатор совхоза «Борнсовекяв» Доб- ровского района работает в подрядном звене, которое вы­ ращивает сахарную свеклу в кормозЫе культуры. Звено успешно закончило гад и сейчас готовится к весенне­ му севу, тгцательно проверяет закрепленну'ю за ним технику, завозит тухн. Наш фотокоррес­ пондент сфотографировал С Е. ХоЛодкова На машинном дворе хозяйства. Фото А . ГИРИА. Переговоры в беседы в Мадриде подтвердили на­ личие благоприятных пред­ посылок для расширения подштических контактов с Испанией на всех уровнях, наращивания взаимовыгод­ ного сотрудничества в эко­ номической, . научно-техни­ ческой и култ^турной сферах. Было .подчеркнуто, что на современном этапе развития международных . отношении особое, ■ значение имеют дальнейшие коллективные усилия по, созданию клима­ т а доверия и сотрудничества Б Европе, углубление про­ дуктивного диалога и взаи- модействия с западноевро- цейскими, странами,- наце- ' ленное на закрепление здо- ровых тенденций к новой фазе разрядки на континен­ те. на снижение уровня во­ енного противостояния, со­ кращение, вооружений и разоружение. Одобрены итоги бесед н переговоров А. А. Громы­ ко. Е; К. Лигачева и Э А. Шеварднадзе с членом ЦК СЕПГ, министром иносг- ранных дел ГДР О. Фишером, состоявшихся в ходе его официального дружествен­ ного визита в СССР. На заседании Политбю­ ро ЦК КПСС обсуждены и приняты решения по неко- ■ горым другим вопросам пар­ тийного и грсударствешюго строительства; проведения в жизнь советской . внешней политики. Повышая плодородие Механизированный отряд об'ьединений « >сманьагро- пром» в эти дни выполняет комплекс зимних мероприятий по повышеншо плодородия зет мель. Закончено внесение азотных, калийных, фосфорных удобрений на семистах гекта­ рах полей в колхозе «Наша по­ беда». Минеральной смесью здесь заараНлены участки, от­ веденные под горох н подсса,- нечник. . - ’ На разбрасывании удобрений хорсяпо поработали механиза­ торы отряда В. В. Плотников, Б. Т. Богословский н В. С. Мехотряд провел в хозяйст­ ве также фосфоритование почв на площади 16э гектаров. Все подготовлено для тою , чтобы провести известкование. В. КОБЗЕВ. К севу готовы По-хозяйски готовятся к в е ­ сенне-полевым работам в ле­ бедянском колхозе «Рассвет». Здесь, уже выполнены все ос­ новные пункты комплексной программы зимних агромеро­ приятии; поставлен на линей­ ку готовности весь прицепной инвентарь, в том числе и свек­ ловичный. Ударных темпов и отлично­ го качесгва восстаысиления техники добзслись опытные ме­ ханизаторы ,А. В. Кобелев, В. Б. Сальников. Еще с осени в достатке за­ везены на поля колхоза орга­ нические удобрения. На них проведена работа по снегоза­ держанию. Особенно отличил­ ся на зимней пахоте один из лучших механизаторов колхо­ за Н. В. Барден. Он выполня­ ет сменные задания на 120— 130 процентов. С. ИВАНОВ. В Ф О Н Д М И Р А Теплые взаимоотношения свя- » зывают дворцы культуры Ли­ пецкого тракторного завода в елецкого завода «Эльта». А это, прежде всего, обмен опы­ том. передовыми методами ра­ боты. Но не только... Код*ектиБЫ самодеятельных артистов тракторостроителей, например, частые гости у ель- чан. Вот и недавнр во время проведения семейного дня от­ дыха для жителей Ельца Дво­ рец культуры завода «Эльта» пригласил принять в нем уча­ стие и цирковой коллектив липчан. Он продемонстрировал разно­ образную развлекательную программу и заслужил нема­ ло аплодисментов зрителей. Кстати, это было его первое платное выступление. Гонорар за него ребята решили пере­ числить в Фонд мира, С. ПОРЯДИН. к З И М Н Е М У С Т О Л У На минувшей неделе передо­ вая бригада совхоза «Теплич­ ный» под руководством Л. В. Кясе.левой закончила посадку помидоров на четырех гекта­ рах площади теплиц. Эта культура будет выращи­ ваться по новой технологии. На мягких стеллажах стебли томатов удлиняются/ в три— четыре раза, чем при обычной технологии. Сто тысяч растений посажено в светлых теплицах, С каждого корня работника хозяйства со­ бираются получить до семи ки­ лограммов овошей. Первые по­ мидоры липчане увидят на пршлавках наших магазинов в середине апреля, А на следую- шей неделе овошеводы начнут сбор огурцов выращиваемых на 50тектарной плантапии, , Ю. КЛЮЕВ. ВОТ ТАК И РЕМОНТИРУЕМ ... У инженеров забот всегда хватает, н зимний _день у них не легче, че.м летом. Тем оолее, что механизаторы сов­ хоза «ПокровЬ-Казацкии» поставили перед собой зада­ чу к началу февраля приве­ сти в полную готовность весь тракторный дарк. — С тех пор, как переш­ ли на коллективный подряд, люди по-иному относятся к технике, г-аньше как оыва- ло'.? Чуть деталь ’ поизноси­ лась — в металлолом. Те­ перь отправляем на рестав­ рацию. Восстанавливаем до 14 наименований деталей. Это хозяйское стношение, — заведующий мастерскими В. к . Былкин берет в руки счеты, — неза.иедлило ска­ заться на затратах. Прежде капитальный ремрнт гусенич. него трактора обходился в I ТОО рублей, сегодня — в 4 00—450. А к восстановле­ нию муфт и валов сцепле­ ния. звездочек ходовой ча­ сти, стаканов привлекаем то­ карей, кузнеца, слесарей. На­ ибольший вк.тад вносит, по­ жалуй, токарь Анатолий Ле- онтьевцч Кубышин. Девиз Куоышина: «Все. что делаешь, делай хорошо». На счету Анатолия Л,еонтье- вичз не перечесть добрых дел. Последнее сейчас оформля­ ется как ра'ционали-заторское предложение; списанные ком­ байны «Нива» он переобору­ дует так. что сни' становятся пригодны для... заготовки се. На месте бункера умелец устанавливает венти.Тятор. выбрасывает из зерноубороч- ны.х машин «внутренности», а в.место них крепит .метал­ лический желоб, по которо­ му пойдет в тележку под­ бираемая н просушиваемая масса. В прошлом году он , переоборудовал три комбай­ на. Сегодня —! столько же: все наглядно убедились в выгоде их, применения. Механизаторы сейчас ста­ раются повысить те.мпы вос- .становления тракторов. На­ иболее удачно идет капиталь­ ный ремонт, где помогает уз­ ловой метод. Раньше был со­ здан резерв трансмиссий, кареток и двигателей. Теперь этот резерв и выручает ре­ монтников. Для токаря В. А. Кирсанова, кузнеца ^ И. М . Каковкина. медника А. Д. Перова, слесаря по регули­ ровке топливной аппаратуры А. В. Петрухина прёдмето.м особой заботы является ка­ чество работы. Но и .чдесь, как говорится, в бочке меда оказалась лож­ ка дегтя: не ладится в совхо­ зе ■ дело с восстановлением зерновых и силосоуборочных комбайнов; на каждый ухо­ дит месяц. Хуже обстоит дело в сов­ хозе «Первомайский», хотя главный инженер А. И. Ры­ жих и утверждает, что ' нет оснований для беспокойства. — Тон задают механиза­ торы -второго отделения. — говорит Александр Иосифо­ вич. — Там применяют пе­ редовые. приемы - труда. Какие это приемы, мы вы­ яснили, побывав в отделе­ нии, 'У мастерской МТЗ-50 без головки блока цилиндров., Механизатор В. Э. Пиркл от­ ложил ключи и, погрев ды­ ханием руки, пояснил; — Вот так и ре.чонтиру- е.м — на улице. Ударит мо-’. роз градусов под пятнадцать’ — полчаса буду ремонтиро­ вать . 8 два — отогревать- В захудалой мастерской — МТЗ-80. — С утра загнал сюда трактор, чтобы оттаял, — рассказывает М. А. Куле­ шов. — Никто о нас не" за­ ботится. 1 'лавный инженер щедр на обещания, но 'за­ бывает о них так же быст- Г’ 10 , как и дает. Обещал вот поставить кран-балку — не поставил. — Где же ремонтируете гусеничные? — На улице,- под навесом. Но та.м умещается всего один трактор... Помощник бригадира Н .А . Соловьев не пытался опро­ вергать очевидные факты: — Получаем .сеялки, куль­ тиваторы, -жатки —- собира­ ем на току под открытым не- Добавлю: детали лежали навалом на Снегу и под сне­ гом. Мелкие немудрено ’ и » потерять, в таких условиях \ качественного ре.монта ожи­ дать трудно. ...Из отопительных трубо­ проводов центральной ма­ стерской, в беспорядке на­ ставленной автомашинами, гейзером хлещут пар,и вода. Еще один характерный штрих к картине общей бесхозяйст­ венности. И все-таки главный инженер стоял на своем. — В целом-то мы неплохо • готовим технику. ^ он вновь не избежал соблазна приук­ расить положение. Какое там неплохо, есть и неподготовленные тракторные косилки, пресс-подборщик, автомашины. силосоубороч. ная техника. В. АРКАДЬЕВ. Лебедянский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz