Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ЕНИНСКОЕЗН&МЯ Орган Липецкого областного комитета КПСС 71- й и областного Совета народных депутатов ^ год издания Суббота, 6 февраля 1988 г. № 30(18 0271 Цена 3 коп. ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ШКОЛА ЗАВТРА. КАКАЯ ОНА? Мы накануне большого события в нашей социальной жизни — на обсуждение Пле нума ЦК К1ШС вынесены вопросы просве щения. И сегодня о судьбе школы особен но много говорят и пишут; идут горячие дебаты, сталкиваются мнения, -порой .поле мически острые, спорные. Зто естественно, иначе и быть не может. Нет в нашем об ществе людей, так или иначе со школой не связанных, и все хотят видеть ее соответст вующей требованиям перестройки, которая идет в стране. Да, и не только в этом дело. В. -И. Ленин говорил, что воспитанием бу дущих поколений закрепляется все то, что завоевано революцией. Высока цена школь ных ошибок! О проектах перестройки школы много на писано. Но поскольку моя судьба вот уже более 35 лет связана с народным образова нием, молчать тоже не могу. Хочется по делиться мнением по тем проблемам, кото рые особенно сильно волнуют. , Первый вопрос: разрушать нынешнюю школу или ремонтировать ее? Разрушать легко, строить — всегда сложнее, много бывает недоделок. Не лучше ль начать ка питальный ремонт; убрать все то, что тор мозит, за.менить устаревшее, не бояться но вых решений. 1 йеня всегда удивляет игно рирование или незнание исторического опы та. в том числе и работниками просвещения. За 70 лет уже все было: ликвидация’ сред ней школы и замена ее семилетней, про фессионализация старших классов, превра щение их в техникумы, соединение общего и профессионального образования, трудо вая школа и школа без’ труда, с производ ственным обучением и без "него, средняя школа У-летняя, ■ 10 -, 11 -летняя. Уроки истории должны чему-то учить.; Рассмотрим вопрос о среднем образова нии, так как он вызывает наибольшие дис куссии; школа, дескать, выдает аттестат, о среднем ооразовинии, не обеспеченный дбл- нгным уровнем знаний. А виновато ли в этом само среднее образование’.-’ Ведь можно всех учить НС' 10 лет. а, скажем, семь, также выдавать соответствующий документ. а знания обеспечивать на уровне 5 классов... Надо искать причину, а не следствие. А причина общая — социальная, вызванная перекоса.мн застойного периода. Если . из ворот завода выталкивают руками новый трактор, так как своим ходо.м он двигать ся не может, а ОТН свидетельствует о его работоспособности, если четверть новых те левизоров возвращаются обратно, не пора довав покупателя ни одной картинкой, то, это явления одною и того же .порядка. Нельзя оправдать учителя, ставящего поло жительную оценку при отсутствии • каких бы то ни было знаний, но понять его мож но. Ведь его труд, да и деятельность всей школы, до последнего времени оценивали по двум показателям; по отсутствию неус певающих н По проценту, так называемого, «качества». Сейчас в стране создается благоприятная обстановка для оздоровления всех сторон жизни. В этих ус.'юзиях отказаться от ста рых мерок труда учи'геля не трудно; оце нивать его раооту нужно лишь по трудово му вкладу и реальным результатам. Цуо- положение должно быть закреплено в Уста ве школы. Но есть и более слоясные зада чи; напри.\ 1 ер, формирование у детей пра вильного, более отзотстЕенного отношения к учебе. Мне представляется, что надо решительно отказаться от порочной прак тики выставлять незаслуженные' оценки. Но что делать с ,ученнко.м, скажем, пере шедшим в б класс с двойкой по математи ке’.? С так”,ми ребята.ми можно заниматься допо;шнтельно, з а счет часов, отведенных _ факультатив, в 1 ;аникулы, а если неус певающих много, временно создавать класс «выравнивания», искать другие возможно сти. Это намного эффективнее, че.м ставить тройку и делать вид, что все в порядке. «Неуд» в свидетельстве за 8 класс или в аттестате о среднем образовании будет пре дупреждением для всех; пред.мет выпускник не .освоил. Позже он может сдать экзамен по -ЭТОМУ предмету экстерном в своей же школе или заниматься в вечерней. И еще. Наверное надо бы поменьше повторять те зис «главный труд ученика — учеба», ча сто понимая под эти.м лишь книишое уче ние, а создавать в школе интересную, раз нообразную, творческую, активную жизнь ученика, дать ему возможность всесторонне проявить себя в полезной деятельности.'^Тем самым мы неназойливо и естественно будем фюрмировать и правильное отношение к учению. Второй вопрос: быть или не быть у нас среднему всеобщему образованию? Я глубо ко убежден, что введение всеобщего сред него образования наша большая победа. И в нашей стране, и за рубежом давно- дока зано, что вложение средств в эту сферу дает большой экономический и социальный эффект. Вспомним в. И. Ленина. В 1919 году в Программе партии было записано; «Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического образования^ для детей обоего пола до 17 лет» . Неужели мы через 70 лет откажемся от того, что’ Ильич считал бесспорным’? Когда мы. говорим о среднем образовании для всех.мы как-то забываем о его огромной социальной рол# для общего .развития, :ф 6 рмирования высо кой культуры всего населения, духовности, широты мышления. Конечно, мы не достиг ли пока этой цели. Вооружая знаниямц, мы не стремились делать одновременно чело века знающим, воспитанным, умеющим .мы слить, со своей позицией, то есть не обра зовывали. Это относится ко всем учебным заведениям, в том числе и высшим. Вот на решении этой задачи и надо сосредоточить всеобщее вни.маняе. Всеобщее среднее мы излишне форсиро вали, не задумываясь о возникающих труд ностях. не предвидя препятствий. Мне пред ставляется, что обязательны,м его надо рас сматривать не как сиюминутную задачу В моем представлении наиболее опти мальный вариант ближайших лет; девяти летняя обязательная школа, дающая базо вое образование по основам наук. Старшие два класса сделать профилированными, с более .глубоким изучение!»* отдельных цик лов й минимальной програ.ммой по другим предметам. Профили могут,, быть; физико- математический, естественно-биологический, филологический, общественно-истерический п другие. Здесь же возможны и классы про изводственные для получения первоначаль ной профессиональной подготовки, для тех, кто не склонен пока продолжать общее об разование. Вместо ОПТУ . возможно, более целесо образно создать технические училища сро ком обучения 1—1,5 года, для подготовки выпускников средней щколы по сложным профессия.м , кроме того, осуществлять по вышение квйлификации, переподготовку. Наиболее слабое ’ место :— малокомплект ная сельская школа, в ней подобное трудно осуществить. Но возможно создание рай онных средних школ с .различными про филями старших классов. Можно найти и другие варианты. Наконец, последнее. Я работаю в пед вузе 30 лет, и вот что наблюдаю: число незаполненных учительских мест в школах, унщ после распределения выпускников, становится все больше, и это явление не не местное. Из школы чаще уходят, чем приходят. Уходят нередко наиболее ■ творче ские, активные, профессионально подгОтов» лен.чые. Причины разные. Но одна из них — не выдерживают бюрократического прес синга, формализма и, как ни странно, бесправия. «Сверху» спускается разнарядка ка_ многие десятки обязательных мероприя тий, об.чзательных для всех, без учета, нуж ны Ли они и.менно сейчас и для этого клас са. согласуются ли они с планами классного руководителя и самих ребят. Такое «руко водство» лишь наносит вред: бьет по рукам педагога, по детской инициативе..Надо заког> нодательно запретить вмешиваться в про фессиональную деятельность учителя кому 6 ь 1 то ни было, кроме руково'дителей ошо- лы, II то как исключение. Учитель может от вечать за конечные результаты только тог да; когда он работает по определенной си стеме. Помогать ему — пожалуйста, прове рять — проверяйте, но дайте возможность работать, а не «выполнять указания». Тог да можно и спросить, тогда” учитель будет чувствовать уверенность, удовлетворение от труда, тогда он побежит в:школу, но не от Н , КУ ЗЬМИН , в ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС Полетбюро ЦК КПСС на заседании 4 февраля обсу дило вопросы, связанные с проведением очередного Пле нума ЦК КПСС, который рассмотрит ход перестройки средней и высшей школы. На заседании были подве дены итоги проделанной в 1987 году раооты по пере стройке организационных структур центральных эконо мических органов, минис терств и ведо,мств СССН. разработке генеральных схем управления в союзных рес публиках. Отмечалось, что в соответствии с решениями XXVII съезда партии и июнь- СКЙГО (Ш37 г.) Пленума ЦК К11СС во многих отраслях производственной сферы осу ществляется переход на но вые' структуры управления. При этом уменьшается чис ло министерств и ведомств В' центре и в респуоликах. намечаегся сокращение уп равленческого персонала, идет процесс .создания но вых хозрасчетных производ ственных и научно-производ ственных ■ объединений. Преобразованы функции и аппарат плановых, снабжен ческих, финансово-банковс ких и других центральных органов управления. В про цессе 11 РОВОДИ.МОЙ перестрой ки создаются необходимые организационные условия для использования преиму щественно экономичееких ме тодов руководства. Обращено внимание на то, что в дальнейшей работе по соверщенствованию управле ния народным ХО.ЗЯЙСТВОМ как в центре, так и на ме стах необходимо неуклонно проводить в жи’знь принципы радикальной экономической реформы, строго соблюдать Закон о государственном пре дприятии, обеспечивать эффективное взаи.модейст- вие органов отраслевого и территориального управле ния. Щинистерства.м и ве- до.’йствам необходимо строго соблюдать права предприя тий в интересах максималь ного использования ими сво их возможностей в условиях полного хозяйственного рас чета и самофинансирования. Подчеркивалось, что разра ботка генеральных схем - з- равления должна быть под- чннена’' расширению самосто ятельности и повышению от ветственности союзных рес публик. за положение дел' в хозяйственном и культурном строительстве, ' Политбюро рассмотрело и одобрило предложение пра вительства об орт-анизации в СССР оптовой торговли продукцией производствен но-технического назначения за переводные рубли, полу чаемые . предприятиями от внешнеэкономической дея тельности со странами — членами СЭВ. Отмечена важ ность . , ее для расширения взаимовыгодного эконо.мичс- ского * сотрудничества с братскими странами. На :заседанин рассмотрен ход 'выполнения решений партии и правительства по вопросам улучшения Капи тального строительства и обеспечения его материаль ными- ресурсами. Отмечено, , что. инвестиционная полити ка , в строительстве, вырабо-' таниая XXVII'' съездом КПСС, в ряде случаев реа лизуется непоследевательно. Продолжается практика не обоснованного включения в планы большого количества вновь начинаемых строек производственного назначе ния. Объемы незавершенно го строительства еще вели ки, что замораживает круп ные материальные ресурсы, которых остро недостает для возведения жилья, объектов социального. и/ культурно-бы тового назначения, перво очередных строек индуст рии и агропромышленного комдлекеа. Медленно сни жается материалоемкость строительного- производства, слабо ведется работа п 6 экономии и, бевен;ливости. Госплану СССР, Госстрою СССР поручено разработать конкретные меры по измене нию и ужесточению норма тивной базы строительства, усилению воздействия • хо зяйственного : механизма на повышение - эффективности капитальных' вложений, со кращению сроков сооруже ния производственных мощ ностей и объектов. - Заслушав сообщение о хо де подготовки предложений, связанных с.,совершенствоБа- иием уголовного законода тельства Союза ССР н союз ных республик, Политбюро отметило важное значение последовательного шюведе- кия при этом принципов де мократизма, неотвратимос ти ответственности за пре ступление, справед:швостн и гуманизма. Определены основные направления про должения работы по изме нению действующего уго ловного законодательств'а с целью более четкого разгра ничения преступлений по степени их общественной опасности, а также расшире ния применения к лицам, со вершившим малозначитель ные преступления, мер на казания, не связанных с ли шением свободы.' Вместе с те.м подчеркнута необходи мость сохранения строгой ответственности для тех. кто совершает тяжкие преступ ления. - ., Политбюро одобрило ито ги оф)И 1 шальных визитов Э, А. Шеварднадзе в ФРГ и Испанию. С удовлетворе нием была от-мечена обоюд ная готовность открыть но вую страницу в отношениях между Советским Союзом и ФРГ, наполнить ее конст- РУКТИ6НЫ.М содержанием. Это относится как к области политического сотрудниче ства, включая, проблемы безопасности и разоружения, так н к вопросам дальней шего развития деловых и иных связей и контактов по всем направлениям двусто ронних отношений. Высокие рубежи _ На Елецкой ции по картофелю завершает ся ремонт тракторов. Механи заторы восстановили своими силами около ста единиц. От лично потру,4^1А ось на ремон те звено, возглавляет которое заведующий мехмастерской Н. Н. Ьурдуков. К весне разработаны также мероприятия по саегозадержа- шио и вывозке органики, В каждом отделении механизато ры вывели на поля снегопахи, а на озимых культурах ведет ся прикатка снега. Труженики опытной станцин уверенно начали год. Ими при няты высокие обязательства; получить по 25 центнеров с гектара зерновых и 200 цент неров с гектара картофеля. Уже сейчас все делается, что бы эти рубежи были взяты, Т. ФАДЕЕВА. С Е, Холодков—иеханвзатор совхоза «Борнсовекяв» Доб- ровского района работает в подрядном звене, которое вы ращивает сахарную свеклу в кормозЫе культуры. Звено успешно закончило гад и сейчас готовится к весенне му севу, тгцательно проверяет закрепленну'ю за ним технику, завозит тухн. Наш фотокоррес пондент сфотографировал С Е. ХоЛодкова На машинном дворе хозяйства. Фото А . ГИРИА. Переговоры в беседы в Мадриде подтвердили на личие благоприятных пред посылок для расширения подштических контактов с Испанией на всех уровнях, наращивания взаимовыгод ного сотрудничества в эко номической, . научно-техни ческой и култ^турной сферах. Было .подчеркнуто, что на современном этапе развития международных . отношении особое, ■ значение имеют дальнейшие коллективные усилия по, созданию клима т а доверия и сотрудничества Б Европе, углубление про дуктивного диалога и взаи- модействия с западноевро- цейскими, странами,- наце- ' ленное на закрепление здо- ровых тенденций к новой фазе разрядки на континен те. на снижение уровня во енного противостояния, со кращение, вооружений и разоружение. Одобрены итоги бесед н переговоров А. А. Громы ко. Е; К. Лигачева и Э А. Шеварднадзе с членом ЦК СЕПГ, министром иносг- ранных дел ГДР О. Фишером, состоявшихся в ходе его официального дружествен ного визита в СССР. На заседании Политбю ро ЦК КПСС обсуждены и приняты решения по неко- ■ горым другим вопросам пар тийного и грсударствешюго строительства; проведения в жизнь советской . внешней политики. Повышая плодородие Механизированный отряд об'ьединений « >сманьагро- пром» в эти дни выполняет комплекс зимних мероприятий по повышеншо плодородия зет мель. Закончено внесение азотных, калийных, фосфорных удобрений на семистах гекта рах полей в колхозе «Наша по беда». Минеральной смесью здесь заараНлены участки, от веденные под горох н подсса,- нечник. . - ’ На разбрасывании удобрений хорсяпо поработали механиза торы отряда В. В. Плотников, Б. Т. Богословский н В. С. Мехотряд провел в хозяйст ве также фосфоритование почв на площади 16э гектаров. Все подготовлено для тою , чтобы провести известкование. В. КОБЗЕВ. К севу готовы По-хозяйски готовятся к в е сенне-полевым работам в ле бедянском колхозе «Рассвет». Здесь, уже выполнены все ос новные пункты комплексной программы зимних агромеро приятии; поставлен на линей ку готовности весь прицепной инвентарь, в том числе и свек ловичный. Ударных темпов и отлично го качесгва восстаысиления техники добзслись опытные ме ханизаторы ,А. В. Кобелев, В. Б. Сальников. Еще с осени в достатке за везены на поля колхоза орга нические удобрения. На них проведена работа по снегоза держанию. Особенно отличил ся на зимней пахоте один из лучших механизаторов колхо за Н. В. Барден. Он выполня ет сменные задания на 120— 130 процентов. С. ИВАНОВ. В Ф О Н Д М И Р А Теплые взаимоотношения свя- » зывают дворцы культуры Ли пецкого тракторного завода в елецкого завода «Эльта». А это, прежде всего, обмен опы том. передовыми методами ра боты. Но не только... Код*ектиБЫ самодеятельных артистов тракторостроителей, например, частые гости у ель- чан. Вот и недавнр во время проведения семейного дня от дыха для жителей Ельца Дво рец культуры завода «Эльта» пригласил принять в нем уча стие и цирковой коллектив липчан. Он продемонстрировал разно образную развлекательную программу и заслужил нема ло аплодисментов зрителей. Кстати, это было его первое платное выступление. Гонорар за него ребята решили пере числить в Фонд мира, С. ПОРЯДИН. к З И М Н Е М У С Т О Л У На минувшей неделе передо вая бригада совхоза «Теплич ный» под руководством Л. В. Кясе.левой закончила посадку помидоров на четырех гекта рах площади теплиц. Эта культура будет выращи ваться по новой технологии. На мягких стеллажах стебли томатов удлиняются/ в три— четыре раза, чем при обычной технологии. Сто тысяч растений посажено в светлых теплицах, С каждого корня работника хозяйства со бираются получить до семи ки лограммов овошей. Первые по мидоры липчане увидят на пршлавках наших магазинов в середине апреля, А на следую- шей неделе овошеводы начнут сбор огурцов выращиваемых на 50тектарной плантапии, , Ю. КЛЮЕВ. ВОТ ТАК И РЕМОНТИРУЕМ ... У инженеров забот всегда хватает, н зимний _день у них не легче, че.м летом. Тем оолее, что механизаторы сов хоза «ПокровЬ-Казацкии» поставили перед собой зада чу к началу февраля приве сти в полную готовность весь тракторный дарк. — С тех пор, как переш ли на коллективный подряд, люди по-иному относятся к технике, г-аньше как оыва- ло'.? Чуть деталь ’ поизноси лась — в металлолом. Те перь отправляем на рестав рацию. Восстанавливаем до 14 наименований деталей. Это хозяйское стношение, — заведующий мастерскими В. к . Былкин берет в руки счеты, — неза.иедлило ска заться на затратах. Прежде капитальный ремрнт гусенич. него трактора обходился в I ТОО рублей, сегодня — в 4 00—450. А к восстановле нию муфт и валов сцепле ния. звездочек ходовой ча сти, стаканов привлекаем то карей, кузнеца, слесарей. На ибольший вк.тад вносит, по жалуй, токарь Анатолий Ле- онтьевцч Кубышин. Девиз Куоышина: «Все. что делаешь, делай хорошо». На счету Анатолия Л,еонтье- вичз не перечесть добрых дел. Последнее сейчас оформля ется как ра'ционали-заторское предложение; списанные ком байны «Нива» он переобору дует так. что сни' становятся пригодны для... заготовки се. На месте бункера умелец устанавливает венти.Тятор. выбрасывает из зерноубороч- ны.х машин «внутренности», а в.место них крепит .метал лический желоб, по которо му пойдет в тележку под бираемая н просушиваемая масса. В прошлом году он , переоборудовал три комбай на. Сегодня —! столько же: все наглядно убедились в выгоде их, применения. Механизаторы сейчас ста раются повысить те.мпы вос- .становления тракторов. На иболее удачно идет капиталь ный ремонт, где помогает уз ловой метод. Раньше был со здан резерв трансмиссий, кареток и двигателей. Теперь этот резерв и выручает ре монтников. Для токаря В. А. Кирсанова, кузнеца ^ И. М . Каковкина. медника А. Д. Перова, слесаря по регули ровке топливной аппаратуры А. В. Петрухина прёдмето.м особой заботы является ка чество работы. Но и .чдесь, как говорится, в бочке меда оказалась лож ка дегтя: не ладится в совхо зе ■ дело с восстановлением зерновых и силосоуборочных комбайнов; на каждый ухо дит месяц. Хуже обстоит дело в сов хозе «Первомайский», хотя главный инженер А. И. Ры жих и утверждает, что ' нет оснований для беспокойства. — Тон задают механиза торы -второго отделения. — говорит Александр Иосифо вич. — Там применяют пе редовые. приемы - труда. Какие это приемы, мы вы яснили, побывав в отделе нии, 'У мастерской МТЗ-50 без головки блока цилиндров., Механизатор В. Э. Пиркл от ложил ключи и, погрев ды ханием руки, пояснил; — Вот так и ре.чонтиру- е.м — на улице. Ударит мо-’. роз градусов под пятнадцать’ — полчаса буду ремонтиро вать . 8 два — отогревать- В захудалой мастерской — МТЗ-80. — С утра загнал сюда трактор, чтобы оттаял, — рассказывает М. А. Куле шов. — Никто о нас не" за ботится. 1 'лавный инженер щедр на обещания, но 'за бывает о них так же быст- Г’ 10 , как и дает. Обещал вот поставить кран-балку — не поставил. — Где же ремонтируете гусеничные? — На улице,- под навесом. Но та.м умещается всего один трактор... Помощник бригадира Н .А . Соловьев не пытался опро вергать очевидные факты: — Получаем .сеялки, куль тиваторы, -жатки —- собира ем на току под открытым не- Добавлю: детали лежали навалом на Снегу и под сне гом. Мелкие немудрено ’ и » потерять, в таких условиях \ качественного ре.монта ожи дать трудно. ...Из отопительных трубо проводов центральной ма стерской, в беспорядке на ставленной автомашинами, гейзером хлещут пар,и вода. Еще один характерный штрих к картине общей бесхозяйст венности. И все-таки главный инженер стоял на своем. — В целом-то мы неплохо • готовим технику. ^ он вновь не избежал соблазна приук расить положение. Какое там неплохо, есть и неподготовленные тракторные косилки, пресс-подборщик, автомашины. силосоубороч. ная техника. В. АРКАДЬЕВ. Лебедянский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz