Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
18 д е к а б р я 1988 г., № 289 (18 286 ) Л Е НИН С К О Е ЗНАМЯ НЕ ОСТАВИМ В БЕДЕ! трясении жители старинно го села Чернава, что в Из- малновском районе. Они собрали теплые вещи и де-. нежные пожертвования на семь тысяч рублей. Тысячу рублей перевел на счет братской помощи ■ колхоз «Россия». А арендатор это го хозяйства В. М. Савен ков перечислил 150 рублей. Сбор средств продолжается. М. АЛАДКОВ. О т в с е г о с е р д ц а в потоке сообщений об оказании помощи братской республике немало фактов и примеров истинной чело вечности и бескорыстия, про являемых тысячами и ты сячами липчан. Из редак ционной почты >мы отобра ли всего несколько писем, авторы которых пишут о личном вкладе в устране ние последствий стихийного бедствия. «Наща семья, — , ^пиш ет Р , И. Мещерякова,— ■зыраж ает соболезнование ^в с ем пострадавшим от зем летрясения. Материальной помощи, к сожалению, не имеем возможности ока зать. В нашей семье вос питываются четверо прием- _ ных детей, и мы с большим области. Первым желанием возьмем е^ще двух- нулс^я на беду Н а с ч е т 700412 в последних номерах га зеты мы назвали десятки трудовых- коллективов, ока зывающих всемерную по мощь братскому народу. В это благородное движение включаютм и кооператоры отклик- Армении кооператив «Гном», • пере числивший пострадавшим тысячу рублей и призыва ющий последовать примеру всех кооператоров области., В одной из наших публи каций подчеркивалось, что свой вклад в устранение последствий стихии вносят и дети. Еще один пример тому — пожертвования ^ а - щихся щколы № 40 Липец ка. Ее ученики уже пере числили на спецсчет 2500 рублей, заработанных на сельхозработах и благоуст ройстве. Сегодня по иници ативе ребят в школьной ма стерской налажено изготов-' ление посылочных ящиков, продолжается сбор тёплых вещей, часть из которых уже отпр!авлена в Ереван. Педагогический коллектив школы отдал пострадавшим свой однодневный зарабо ток в размере 600 рублей. С п а с и б о з а т е п л ы е в ещ и о том, насколько близко к сердцу приняли беду Ар мении, свидетельствует и та кой факт. Во в^'орник са молетом в братскую респуб лику отправлено, помимо других грузов, 15 тонн теп лых вещей, собранных жи- Говорят, разделенное горе телями города, становится меньше. Не ’— -но вывезли не все. — вернуть погибших, но об- говорит второй секретарь легчить участь живых ^ о - горкома комсомола Андрей „о оол тя« Костенко. — В Левобереж- родителей или без крова. На случай приезда обездоленных деты- шек в Липецк сообщаем свой адрес: г'. Липецк, ул .' Степанйщева, д. 15, кв. 48. Мещерякова Раиса Нванов- Чувством глубокого. со-^ страдания проникнуто пись мо и Н. Смольянова с ул. Московской. «Вся семья тяясело переживает траге дию армянского народа. И чтоб братьям нашим легче было перенести беду, мы, как и все честные и доб рые люди, внесли свою лепту в оказание помощи им; отправили добротную теплую одежду пострадав шим. Но душа моя скорбит по жертвам землетрясения. Я думаю, мое стихотворе ние приободрит всех остав шихся в живых .после зем летрясения». К своему пись му Н. Смольянов приложил полные екорби и надежды стихи. И в них есть такие - строки: ' Постигла страшная беда , Спитак, Артик, Ленинакан, Десятки сел. Мы не оставим никогда В беде одних друзей- армян! жет Каждый из нас. Так считает и семья персональ ного пенсионера Союзного значения Г. С. Зимина. «Мы с женой, — пишет Григо рий Семенович, — ном райкоме ВЛКСМ упа кованы и подготовлены к отправке еще 350 мешков с одеждой, обувью. Город-, ской комитет комсомола числйлй . девятого декабря благодарит всех липчан- за о ' рублей. Призываем че- заботу о пострадавших ' рез газету всех ветеранов труда, пенсионеров оказать помощь пострадавшим кто чем может». Тут уместно сообщить, к что отправляемые населе- " нием и организациями день- ‘ ги на счет 700412 прини маются во всех отделениях связи >;бесплатно.- Посылки, бандероли по адресу: Ере ван, республиканской ко миссии по борьбе с послед ствиями стихии, принима ются в любой упаковке, с допуском в превышений ве са и габаритов также бес платно. К а к с в о е г о р е Трудные трагические дни , переживает сегодня Арме ния. Но к . горю ее народа сообщает, что первоочеред ная потребность в теплых вещах' удовлетворена. В связи с этим приемка одеж ды, обуви, постельного белья в местйых комитетах ком сомола пока прифстановле- на. Прй возникновении не обходимости дополнитель ного сбора сообщим об этом в газетах и по радио. О т в е ч а е м ч и т а т е л я м — Действительно ли в областную детскую ^л ьни - цу ц пионерлагерь «Проме тей» прибудут дети из Ар мении? — спрашивают лип- чанка А. Б. Гончарова , и другие. Как нам сообщили из облбольницы, в этом лечеб ном учреждении готовв! осталисьбезучастны ,.принять детей на лечение, миллионылюдей во всеМ В «Прометее» также все мире. Как свою беду вое- подготовлено для размеще- приняли известие о земле- ния '200 ребятишек.^ «Последнем посетителе» И в современном, и в В. Дозорцева, вызывающих классическом, прежде всего сочувствие, сострадание, Ми- чеховском, репертуаре Янко «Триптихе для двоих» С. ' гармонии духа, показывает, которые В ЛИПЕЦКИЙ драматичес- альной перестройки застав- кий театр Михаил Леониде- ляет раньше мудреть, заду- вич Янко пришел двадцати мываться над вечным- воп- восьми лет. В том возрасте росом — каково твое назна- великих возможностей, ног- чение на земйе, что делаешь да все впереди, и все по си- ты для людей? Для Михаи- ______ ____ _ лам. Янко тогда уже опре- ла Леонидовича, как для лю- Злотникова, трогательного и трагедйю людей, делил, что театр — его су- бой думающей личности, ны- дьба. нешний период жизни — ...Позади ГИТИС, первая время тяжких раздуми!|, роль секретаря горкома в сомнений. Время ~ дела, ко- «Русских людях» К. Симо- тброму должен служить без- нова, шесть лёт хорошей заветно, самозабвенно, школы у талантливого ре- ‘ Почти полтора года рабо- жиссера В. А. Ефремовой в тали над спектаклем глав- Ульяновском театре, первые ный режиссер театра В. М, успехи и разочарования, ттол.,.....,, „ о п тт гг,. верное, вытекает из его. фи лософской позиции: надо уметь.быть счастливым. По везло во многом. В том, что родился и вырос в доброй, ласковой, понимающей ин- тел.гщгентной семье. Школь- Впереди — незнакомый зри тель, новая труппа и новые роли. Липецкие театралы, может \быть, помнят егр де бют в спектакле «Мои на дежды» М. Шатрова, где он играл, Олега Макарцева. А после целый ряд удачных и не всегда удачных работ. Постепенно М. Л. Янко ста новится одним из. тех, кто, как говорят в театре, ведет репертуар.,' В■одиннадцатом своем Те атральном сезоне в Липецке Михаил Леонидович высту пает в новом амплуа. Его пятидесятая с начала актер ской биографии роль . — се мидесятишестилетнего чело века в спектакле «Уходил старик от старухи» ро пье се Семена Злотникова. Почему в свои тридцать восемь актер берется за та кую роль? Герой пьесы -профессор, пишущий книгу о последних днях жизни л. Н. Толстого, в чем-то повторяющий судь бу великого старца, по свое- - „ „ гт„« му духу оказался близок Ян- движ ейиГГпоав те КЛ Т? чтпй ТТЬРГР аптигф ия- Ч0НКО О ДВИтбНИИ К ЦраВДв. шел необ^димое соответс^ вие своему нравственному состоянию,. своему душевно му настрою.* Принадлежащий, по его признанию, к инфантильно му поколению семидесятых годов, Михаил Леонидович получил и судьбу этого по коления — ускоренно взрос леть. Человеку и актеру Ян ко созвучны терзания старо го профессора своим несо вершенством, ; своей виной, быть может, без вины. Близ ка тема судьбы и ответст венности за все. Время сегодняшней соци- Пахомов и актеры С. П..По гребняк и М. Л. Янко. Сей час он вынесен на суд зри телей. Пьеса, сочетающая в себе богатую палитру оттен ков трагического, драматиче ского, комедийного, фарсово го, дает артистам большие возможности творческого са мовыражения. Молодым по возрасту актерам, играющим очень старых супругов, пред стояло, проникая в пласти ческий мир образов, добить ся предельной внешней вы разительности при внутрен ней сдержанности эмоций, убедительно, правдиво пере дать градацию чувств. Мне кажется, они в основном до стигают этого, хотя, конеч но, спектакль еще будет .на бирать силу, шлифоваться. ...Придя на сцену в семи-. •десятые годы, когда театр в общественной ситуации зас тойного периода маЛо что мог объяснить публике; ког да правильные сЛова, зву чащие в спектаклях, и даже робкие обличения ничего не .меняли, Янко следовал заве- ‘ щанию К. С. Станиславско- Штрихи к творческому портрету АКТБРСШШ жалкого, симпатичного и смешного, идеалиста й пош ляка Остапа Бендера и дру гих—до: потерявшего себя, иска.теченного-жизнью Алек сандра в спектакле М. Горь кого «Последние», наконец, до вершин мировой драма тургии — чеховских героев, ся ' во что бы то ни . стало Во всех этих' разных и В' жизненной достоверности об- чем-тб все-таки близких пер- раза. Точности социальной сонажах актер выражает характеристики, передавать с мироощущение данной инди- возможной полнотой душев- видуальной личности, ее не кую жизнь и характер ге- довольство собой, тонко рас- роя, вызывая у зрителя, ес ли не любовь и сочувствие к нему, то понимание. Широк актерский диапа зон М. Л. Янко. От наших современников — влюблед- ного в себя, самонадеянного, уверенного, что таланту все шюволено, Марка в розов- ских «Вечно живые», как будто перенесенного из жизни на сцену Ермакова в крывает внутреннюю логику характера. Если попытаться опреде лить основные свойства лучших ■ созданных Янко образов, то прежде всего их объединяет духовное, нравственное благоро'йство, чистота помыслов, горечь от сознания растраченной по пустякам, несостоявшейся жизни. могли многое совершить, нс не совершили. Выход на Чехова кажет ся подсказан самой логикой репертуара и театра и Янко. Сегодня гуманизм А. П. Че хова, его способность вып- -рямлять человеческие ду ши, его знание человеческой природы, доброта делают пьесы писателя особенно необходимыми и современ ными. Не . берусь судить, можно ли признать полной удачей его участие во всех поста новках Чехова в нашем . те атре. Но мне по сердцу его Астров, Тригорин, Смирнов, роль самого Антона Павло- Как артисту и человеку М. Л. Янко, конечно, повез ло в жизни. Впрочем, он признает, что вообще сча стливый человек, и это, на- ником был приглашен вы ступать на Воронежском те левидении в детской пере даче. Что точно определил профессию й дело, которому решил служить всю жизнь. Повезло с учителями,' ре жиссерами. С женой, актри сой Т. А. Фирсовой — еди номышленником ' и другом? которая, взяв на себя ос новные тяготы быта и за боты о дочери >и сыне, по зволяет всецело отдаться творчеству и сама стала са мым заинтересованным зри- ■телем, строгим критиком. Повезло гс понимающими то варищами по труппе, с та лантливым партнером С. П. Погребняк, умеющей щедро делиться запасом своих сил и эмоций и принимать от ветный заряд. ' ! Конечно, он «любимчик фортуны», если /уже в три дцать пять лет стал лауреа том Государственной премии за роль Астрова, сыгранную в «Дяде Ване»,; если в тридцать семь получил зва ние заслуженного артиста РСФСР. Только «любовь»— это, как и «везение», — плод постоянной большой работы актера над собой, целеустремленности и веч ной неудовлетворенности до стигнутым. Во время всеоб щего нравственного суда над собой эта неудовлетво ренность Янко, артиста и человека, понятна. Его убеждением, что Все начина ется с себя, 'с самосовер шенствования и самосоЗида- ния, логично объясняется и успех его ^лучших работ, и неудачи, и несостоявшиеся творческие; замыслы. ' • Он убежден, что сегодня ог его актерского дела тре буется не только мастер ство, темперамент и горе ние сердца, но еще и горе ние ума. Ч-Значит, нужны - всесторонние знания, по стоянная работа над собой. За кажущейся «всеядно стью» Михаила Леонидови ча, в «поглощении» различ ных. знаний, чтении всего, начиная от 1;ревних мысли телей и кончая. современны ми философами, социолога ми, психологами, просматри вается определенная целе направленность к познанию человека, его души. За ка жущимся распылением сил на радио, телевидение, на народный театр р Данкове, на поэтический театр при ДК профсоюзов, на встречу в цехах НЛМК — опять-та ки жажда лучше ■ узнать других людей, чтобы поз-' , нать себя ц своих героев, . обогатиться ^ жизненным опытом, п6лучи'1ь здоровый заряд. М. Л. Янко считает себя находящимся в процессе творческого становления. Но им навсегда избран главный путь — бескомпромиссной, гражданственности, тот путь, который не может не обес печить успеха.'' • Г. ШЕВЧЕНКО. НА СНИМКЕ; з а с аж е н ный артист РСФСР Липец- В ПОДАРОК ДИСПЛЕЙНЫЙ КЛАСС Многие годы существуют прочные связи между Липец- том в средней школой № Преподаватели вуза читают ле кции для учащихся, ведут кру жки технического творчества, помогают ребятам осваивать сложную технику в созданном при школе филиале вычислите льного центра института. А недавно учащиеся получили еще один пода^кж от коллжти- ва вуза: второй дисплейный класс, оборудованный компью терами «Искра». О. ХРУСТАЛЕВА. ПУТЕВКА ЗА ТРУД Из поездки в Ростов-на-Дону, Татащюг, Краснодон вщ>нулась недавно большая гр'ушта'учащи хся Троекуровской школы-ин- тервата Чаплыгинского района. В числе юных туристов были старшеклассники Наташа Бута- сова. Рая Шишкова, Светлана Мерзликвна, Виталий Воробьев, Виталий Сергеев и другие луч шие члены 'учеввчеоюй произ водственной бригады. Эта по ездка—награда ребятам за их труд на полях и фермах совхо зов «Троекуровегаш», «Петели- нсхий», колхоза вмени Каляни на, оплативших экскурсию. А. ГЛАДКИХ. Большим авторитетом сре,^м коллег в Трубетчин- ской средней школе Добровского района пользу ется учительница Галина Ивановна Васина., Педагог- коммунист, она принимала участие в работе XVII областной партийной конференции. НА СНИМКЕ: педагог Г. И. Васина. Фото А. ГИРЕВА. С КАЖДЫМ годом на доро гах области растет интенсив ность движения. Увеличение па- . рка машш заметно осложнило ситуацию на Автотрассах. В ав томобильных катастрофах еже годно гибнут десятки людей. Далеко не второстепенную роль тут играют дисциплина водите лей, состояние автотрасс, тех ническая исправность машин. Но трагедий было бы зна'чите- Пресс-пост ГАИ КОМУ ДОВЕРИТЬ РУЛЬ? имеем двухэтажное типовое здание, по признанию многих, , лучшее в области. К услугам меньше, если бы за рулем клиентов здесь имеется необ- каждого автомобиля сидел че ловек с высоким уровнем про фессиональной подготовки. Ка кова ж е .она в действительно сти, 'ЧТО нужно сделать для того, чтобы каждый водитель был профессионалом высокого класса? На эти вопросы корре спонденту «Ленинского знаме ни» отвечает начальник меж- р^бнного регистрациоюно-экза- менациояного отделения (МРЭО) ходимая наглядная агитация, справочный материал. Есть эк заменационный класс, оборудо ванный электронными ашарата- ми «Вятка» для оценки знаний. За шесть месяцев этого года в системе профтехобразования обслуживаемой нами зоны про шли обучение 366 человек. Из них сто одиннадцать не смогли сдать экзамены с первого раза. в подготовке водителей. Чем он тябрь» направил в филиал Ли- вызван? Прежде всего тем, что, пецкого -учебного ‘ комбината учить людей негде. В больший- при Лебедянсцой автоколонне стве -учебных точек вообще нет № 1497 неких Э. Ибрагимова, автодромов, а там, где есть, М. Ахмедова, М. Дорашова и они не соответствуют предъ- Б. Наврузова, которые времен- являемым к ним требованиям: но трудятся в хозяйстве по не имеют твердых покрытий, найму и вряд ли останутся в не оборудованы специальными колхозе работать водителями, элементами. Но Дело не только в этом. Гла- В некоторых учебных точках вное заключается в том, что не выдерживает никакой крити- колхоз щедро заплатил за об^ сама организация ■учебного чение приезжих, ~ - это броса- ^ процесса. ется в глаза в Да|1ковсжо(м лей. СПТУ-9. Как правило, полови- — ГАИ Данковского ЮВД подпол- убедительный и красноречивый, на курсантов посещает заня . ковник В. Ф. Юшин- Однако он наводаг на грустные —Владимир Федорович, одной размышления о том, что орга нз обязанностей вашей органи- визация подготоисн шоферов— зацин является регнстрахщя 1афофеесноналов и автомотолю- ------------- бнтелей—находится на крайне низком, уровне. — Согласен. В этом убежда ют не то7н>ко итеяй экзаменов, но и результаты проверок всех пятнадцати учебных точек, в которых готовят шоферов-про- фессионалов и ‘ автолюбителей. — Наше отделение обслужи- Такой контроль мы осуществ- вает пять районов: Данковский, ляем систематически, кроме то- Лебедянский, Краснинский, Ча- го, согласно графикам, оргаяи- плыгшекий, Лев-Толстовский. зуем прием экзаменов на мес- Зона большая. За год мы при- тах. Так что об организации нймаем по различным вопро- учебного процесса знаем не по- связаншлм с регастрахщей наслышке. Скажу без. преуве- транспорта, . Образно говоря, МРЭО — это своеобразный фильтр, препятс- твующвй лфовшшовенюа на до- рощ области недобросовест ных, неумелых водителей. Как это осуществляется на практи- трантаорта, сдачей и пересда чей жзайленов около семи ты сяч человек. Сами понимаете, для нормального обслу живания такой армии про- фессионВльвых шоферов и ав- томотолюбителед необходимы состаетствующие условия. Мы личеяия,^ подготовка водителы ското состава, во могих местах организована крайне плохо. - Серьезную озабочешюсть, например, вызывают на выки практического вож дения транспорта. Это, по- _ __ . . . _ жалуй, самый серьезный изъян дянский колхоз «Красный Ок- тия от случая к случаю. Не лужпе положение и черней группе. Удивляет нера зборчивость руководства учи лища в подборе контингента учащихся. В этой группе мож но увидеть бегШиков. детсада, представи телей других профессий, кото рые и не думают работать шо ферами. Учатся они лишь для того, чтобы со временем поме нять удостоверение , шофера- профессионала на удостовере ние автолгобйтеля. Это выгод-' нее, чем учиться в автошколе ДОСААФ , поскольку там надо платить за обучение евои кро вные. Понятно, что такие кур санты вовсе не горят желани ем получить глубокие знания. Главное для них — получить удостоверение на прАво вож дения Личного автомобиля. Такие факты, к сожалению, К примеру, лебе- автоа^лонне более тысячи р-уб- Владимир Федорович, жвая роль в подготовке авто- мотолюбвтелей отводится уче- же глухонемых. Неизвестно, каким образом оказались в группе люди, проживающие до вольно далеко от Лебедяни. Трое из них, к ггоимеру, про писаны аж в Тбилиси. И если в ближайшее время существенных улучшений произойдет, то эту учебную то чку ВДОАМ, видамо, следует сежратить. — Может лд МРЭО каким-то образом,повлиять на ■улучше ние работы учебных точгас по подготовке воднгельежого соста ва и как это осуществляется на Конечно, мы пытайся это бным точкам райсоветов делать. Во-первых,' системати- ВДОАМ. Как они с ней отрав- ческий контроль за ляются? процессом — это уже конкре- — Не хочу, да и не имею ос- тная помощь. Во-вторых, нований делать какие-то обоб- следам серье щающиё выводы. Но если су- отступлений дить по положению дел в -уче- стоятцие организации соответ- бной точке при Лебедянскгж , ствуюцще представления для райсовете ВДОАМ, то надо сведения и принятия мер. Та-' сказать, что и тут проблем код документ, к примеру, был предостаточно'. Взята условия для занятий. В специ ализированном классе всего К рабочих столов — в два раза меньше, чем нужно для разме щения гр'упп курсантов. Край не беден набор технических средств. Да и само оно своди тся в основном к штудированию ' фотокопий экзаменационных билетов, используемых Госав- тоинспекцией. В погоне за ко личеством курсантов, а точнее — за более крупной суммой взносов преподаватель Г. П. Кобзев принимает нА учебу да- направлен председателю обла стного совета ВДРАМ В. С. Г^юдасову. Получит ответ ди ректора областной школы Б. А. Аринина. Кое-какиё меры по улущпению дел в Лебедяни принимаются. И все же их яв но недостаточно. Вели же говорить откровен но, все эти наши предписания — всего лишь полумера. До- . биться настоящего улучшения в подготовке водительского со става можно лишь дружными усилиями заинтересованнь сторон. А МЕРЛЕВ, НАЙДИ СЕБЯ, УЧИТЕЛЬ! (Окончание. Начало на 1-й стр.). коллективов, кото рые старшие ребята между собой называют' • «ледовым побоищем». Окружающая нас действи тельность и проблемы, кото рыми мы все живем, год от года усложняютей. Значит и школа должна по мере сил отвечать - зовам современной жизни, всем социальным си туациям перестройки общест ва. Идет, к примеру, очище ние от бюрократических на слоений. Школа и бюрокра тия — несовместимы. Тогда почему молчат учителя, ме жду собой, осуждающие от жившие стереотипы своей работы?- — Знаете, куда уходит на ша профессиональная энер гия? — э то т .вопрос недавно задали мне молодые сельские учительницы. И сами ответи ли: — Вы думаете, в школе самое главное и святое —- урок? Ничего подобного. На шу урочную деятельность оценивают дилетантски, как правило, после единого «нас кока» администратора. НО! За уроки нас поругивают ре дко. Главное, по чему о нас судят, — это бюрократичес кие частности.. Посудите са ми: когда нам настраиваться на урок, передохнуть от тво рческой исповеди перед ребя тами? После первого урока надо бежать к завучу и.пись менно фиксировать тех учег ников, что не явились на за нятия, На перемене срочно явиться к той части коридо ра, что за тобой закреплена - - надзирать за поведением, записывать нарушителей и опять же сообщать завучу или директой^. На следую щей перемене построить класс и перевести в дю^гой кабинет, потом увести лара ми в столовую. Классная ко мната на 'четвертом этаже, столовая на первом,, поэтому все это делается бегом ,. в темпе угорелых кошек. По кормить ребят — поддела, главное—расписаться за обе- дующих, уточнить, сколько вьшито, сколько не выпито «любимого» горячего моло ка... И так далее, до конца «искоренении всех совеща ний», их стало больше. Чего стоят только еженедельные «оперативки» при директоре! На них идет, многочасовой разговор обо всем? в основ ном, 6 том. какие мы плохие. Ни новой мысли, ни новой идеи. Власть бумажки в школе остается' неуклонной. Мы все время пишем «объя снительные» то для директв" ра, .то для завуча, то, для профкома. Из какой мы шко- Тут я себя рстанавлшаю. Встречаются, конечно, , уни кальные случаи глупости и невежества. В конце концов,- они себя пройвят, и будут ликвидированы. А как быть с теми учителями, кто гене тически заражен .бюрократи змом? Бюронратическая де формация в школе — самая большая 0е опасность. Бюро кратичность может стать фо рмой сознания ребенка — тотда беда. Не отсюда ли те самые ни уму, ни сердцу по литинформации, линейки и дежурства? Стоит эдакий оту тюженный дежурный «на посту», закрыв лицо книгой. Ему чихать на все, что вок руг. Скодько таких «часовых» точек торчат по школе на не- ремрнкрх. Торчат, потому что их поставили. А нужен ли этот пост или нет, никого не касается. Скажете — «мелочи»! Нет в воспитаний и обучении ме лочей. Сегодня мы ищем но вые пути социализации лич ности школьника. Вроде бы поняли важнейшую роль для этого демократических начал внутри школы. Тогдц поче му продолжаем сами выби рать актив, сами рассажива ем ребят до рядам и партам, продолж ав раздавать гото вые тексты и сценарии и все • заранее репетировать? Поче му боимся разномыслия. де тей, боимся 'импровизации, дискуссии, диалога? Чуть что и знаменитая реплика: — Еще один вопрос — и ты у меня вылетишь на клас- Творческая Вселенная учи теля — дети. Они не могут ■вырасти свободными гражда нами в казарменных услови ях окриков, запретов, «пар ной педагогики». Ребятам на до вернуть Веру и Смысл то го, что мЫ‘ сейчас пытаемся возродить в обществе.. — Лично я перестраивать ся не собираюсь, да и мно гим опытным учителям это ни к чему, пусть молодые это делают. Я за порядок и дис циплину, и сесть себе на шею разным «рокерам» не позво лю, — такое завление я ус лышал на последнем семина ре классных руководителей. ■Приспособление , и равноду шие идут рука в руку. К ним обычно присоединяются и оправдания приспособления. Педагогика социализма обя зана быть повернутой, обра щенной к человеку, к его ду ховным и материальным пот ребностям. К своеобразию и неповторимости личности ка ждого школьника. Никто не призывает к анархии или к разрушению школьного поря дка. Но! Сегодня' за «поря док» ратуют те, кто разучил ся побуждать и воодуш'ев- лять, кто считает, что заста вить важнее. В воспитании всегда шло вечное единобор ство добра и зла. Уродливая сталинская эпоха поселила в школе чувства страха и бо язни. породила «отверточ- ную педагогику», обращен ную к винтикам' — детям. Интерес и терпеливое внима ние • к каждому ребенку ■— вот конкретное преломление перестройки школы. Сегодня всем нам необхо дим принцип сочувствия к де тям и друг другу. Способ ность встать на место ка — ньще учительское кре до. Новый моральный мат. в школе — главная ния фронта перестройки. Не льзя воспитьшать по коман де. Нельзя воспитывать то лько словами — не делом. Нельзя торопиться в воспита нии. Нельзя бояться любой детской гласности. Нельзя узурпировать свободы ребят, их права на 'ошибки, незна ние, неумение. А для тогог наверное, всем нам необхо димо научиться нормально му процессу борьбы с самими собой. Без этого ни мысли, ни намерения не, окрылить. Не имеем мы права назьшать себя учителями, если ценич- но относимся к ребенку, ко торый туго соображает, не хочет запоминать, не умеет учиться и хорошо себя вести. Он в этом не виноват. Реформа школы — это милосердие ко всем педагоги чески запущенным, «отпав шим», «ослабевшим» на шко льном пути. Если не мы, то- кто? К сожалению,, слишком много накопилось У нас, учи телей, злости, раздраженно сти; йервности и бессмыслен-' ной агрессии к детям. Вдумайтесь, дорогие - кол леги, в следующее. Сотни и тысячи наших выпускников пополняют «ряды» алкоголи ков, наркоманов, нечистьк на руку, несунов, родителей, разрушающих' семьи, ,и прос то бездуховных людей, «ма леньких Вер» и ей подобных. Вдумайтесь и в такой конкре тный факт; ежегодно сотни наших питомцев приходят в • Липецкий педвуз. И в тради ционных для первокурсников сочинениях «Мой любимый учитель» называют только одного — двух изо всех, кто их учил! Учителя делятся не на ста- жйстов и молодых, не на ме тодистов и рядовых, а на че стных, щедрых, мудрых и на приспособленцев, урокодате- _ лей, серых ремесленников. Пришло время творить себя и учеников одновременно. А перестройка школы это пре жде всего отказ от всего, что изжило, что лишено здраво го смьюла, что антигуманно по отношению к личности ре бенка. Революционное движение мысли в обществе привело к общему изменению климата нашей жизни. ,Так неужели мы. наставники людей, не способны честно и самежри- тично отличить истинное от • ложного, вооружиться не предвзятостью по отношению к детям и друг другу, отка заться от амбиций и высоко- .мерия,' возродить дух интел лигентности и вселить: его в шкрлу? Гласность и демокра тия в школе — это и есть новая форма свободы, без ко торых цели не достичь. С.удьба любого учителя — это кладовая судеб детей. Как же сегодня надо возвы ситься, чтобы не превратить ся в завуча-доносчика? Как же надо сегодня осознать ■государственность своего труда, чтобы перерасти стра;^ пб'ред любым начальствую щим чиновником и объеди ниться в «могучие кучки» единомышленников. Ради де ла. Ради детей. Ради общест- У замечательного советс кого педагога П. П. Блонс кого есть любопытное' обра щение к коллегам: «Учитель, . смотри же. Не являешься ли часто именно ты сам глав ным препятствием обновления школы». К этим словам нечего до- . бавить. С. ШМАКОВ, кандидат педагогических наук, делегат Всесоюзного съезда работников 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz