Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ » ЗНАМЯ 9 декабря ,1988 г., Кз 282 (1§ 279) ------------ Хозрасчет: практика внедрения— ------- БЕЗ УРАВНИЛОВКИ Я ЧАСТО бываю в Ко* мандировках, встре чаюсь с коллегами. И чувствую, многих волнует, что проблема внедрения пол ного хозрасчета «в глубь» предприятий решается очень медленно. До насто ящего времени нет (по крайней мере, мы не знаем о них) разработанных эко номической наукой’ хотя- бы примерных положений или рекомендаций по этому вопросу. Поэтому каждый идет методом проб и оши бок., Думаю, что наш опыт может оказаться полезным другим рредпрйяткям, поэ тому расскажу, как ,мы -на липецком заводе «Центро- лит» распространяем пол ный хозрасчет на произ водственные подразделения. Сразу же хочу заметить, ч1'6 считаю ошибочными по иски многих экономистов в части совершенствования, видоизменения, ' услс^нения увязки внутрНзайодских хозрасчетных претензий с ‘показателями ' премирова ния. Это не только не полт ный, но вообще не хозрас чет. Хозяйственный рас чет — это сопоставление в стоимостном выражении ре зультатов работы каждого коллектива с затратами на ее выполнение' и последую щая прямая , увязка итогов сопоставления с материаль ным вознагражден 1 Шм это го коллектива. Первым нашим шагом, од новременно-* с переходом завода на полный хозрас чет и самофинансирование, было введение с 1 января 1988 года планирования и учета затрат в структурных подразделениях по полной себестоимости. По догово ру ' с Липецким политехни ческим институтом мы по лучили проект положения о хозрасчетных претензи ях. Группа ■ специалистов Липецкого филиала ВПТИ- литпром. разработала для нас оригинальную методи ку образования ФМП в це хах и службах завода. Прак тическое • переложение этих научных разработок на кон кретные условия предприя тия провели заводские эко номисты под руководством начальника планово-эконо мического отдела Н. С. Шев ченко. Одновременно, с са мым активным участием начальника бюро отдела организации труда и зара ботной платы С. М. Рос товцевой было разработано новое положение о преми ровании инженерно-техни ческих работников и слу жащих завода. •С самого начала -по^ск .новых форм 'хозрасчетных отношений проходил при активной поддержке парт кома завода, а с августа партком и организационно возглавил ее, приняв спе циальное постановление и, в частности, создав обще ственную творческую груп пу специалистов по разра ботке новых форм внутри заводских экономических взаимоотношений. ■ Состав этой группы комплектовал ся без какой-либо оглядки на должность, профессию, опыт, а прежде всего — с • учетом способностей мыс лить нестандартно и сме ло. Энергично, квалифици рованно руководит I начатой работой секретарь партко ма В. П. Долгих. В течение четырех меся цев шла подготовка в кол лективах цехов и служб. И вот в сентябре пакет доку-, ментов по заводской систе ме хозрасчета был утверж ден совместным решением администрации и- профкома завода с введением’ в дей ствие с первого октября. УТЬ новой системы С вспомогательные цехи, самос тоятельные участки, ОТК, ко мбинат коммунальных пред-, приятий, . заводоуправле ние всего 24 единицы-— становятся хозрасчетными структурными подразде лениями завода. Каждое из них имеет свой план поста вок (график производства работ, оказания услуг) и план ПС себестоимости (сме ту затрат). При выполне нии этих плановых показа телей подразделения полу чают в свое полное распо ряжение плановый фонд материального ‘ поощрения, включающий в себя 100 процентов заводской сметы по выплатам премии ИТР, служащим, рабочим, «три надцатой» зарплаты, поло вину премий по соцсоревно ванию и единовременного поощрения .за выполнение особо важных заданий, 72 процента сУмм, на • оказание материально^ помощи. Ито го 80 процентов общеза водского ФМП -отныне де-' централизуется. Второе. Фонд матери ального поощрения .подраз деления увеличивается на 5 процентов при стопроцент ном, выполнении поставок (планов работ, графиков подготовки и обслуживания производства), а -также при снижении себестоимости — по конкретным расчетным коэффициентам. Например, в 1988, году из каждых ста рублей снижения себестои мости (сметы затрат) ■под разделения получают в свой ФМП по 19 рублей 50 ко пеек. заводоуправление — 22 рубля из каждой тысячи- рублей сверхплановой при- Собтветственно, при не- ' выполнении плана поставок (работ, услуг) ФМП подраз деления снижается. Пробный рацчет ФМП .трех основных цехов за первое полугодие показал, что цех крупного литья получил .бы в него дополни тельно 245 рублей, цех мел кого литья — 15 тысяч рублей, а цех среднего литья не досчитался бы 8 тысяч рублей. Таким обра- 'зом, вступает в силу глав ный стимул Н0В0Й1 системы — Ликвидация уравнитель ности в материальном ■воз награждении. , Третье. Система хозрас четных претензий имеет целью максимально дис- тельств перед -смежниками. К подразделению-виновни- ку пострадавшая сторона предъявляет хозяйственный иск в сумме, во-.первых, штрафа, во-вторых, фак тически понесенных убыт ков, и в-третьих, недополу ченной прибыли; Внешние штрафы, пени, неустойки — уплаченные и полученные заводом — также относят ся целиком на хозрасчетные результаты деятельности соответствующих ^юдраз- делений. Предусмотрена и четкая система арбитража в спорных случаях. Итого вая сумма удовлетворен ных предъявленных и полу ченных претензий соответ- . ственно увеличивает или уменьшает фактические за траты и, следовательно, размер ФМП подразделе- Четвертое. Предусмотрен централизованный завод ской резерв фонда матери ального поощрения (7 про центов) для оказания воз вратной помощи подразде лениям, оказавшимся в «аварийном» положении со своим ФМП. Пятое. Размер премий ИТР и служащих подраз делений в процентах к дол жностному окладу перестал быть одинаковым и рас считывается теперь по ито гам каждого квартала как отношение разме{за соот ветствующей части своего цехового ФМП к размеру квартального фонда зара ботной платы этой катего рии работников подразделе Шестое. Не менее чет верти размера премий ра ботникам заводоуправленйя выплачивается при пись менном подтверждении щро изводственными цехами, в т. н. «встрёчном бегунке», что соответствующие служ бы действительно эффек тивно «служили» произ водству. • Н АЧАЛСЯ октябрь — й вдруг выяснилось, что новая система не работает, не ощугцают кол лективы цехов себя хозяе вами, не загорелйсь ини циативой не только рабо чие, но й ИТР, служащие Встречался я со многими горячо и, вроде бы убеди тельно доказывал широкие возможности новой систе мы, и не мог понять,- поче му отношения людей к де лу, и коллективов •— Меж ду собой остаются практи чески неизменными? Помог случай. Эконо мист одного из цехов при шел с просьбой «защитить» его от отдела труда, кото рый вопреки предложению цеха представил директору на утверждение штатное расписание с пониженным у этого экономиста должно стным окладом. Выяснилось, что у начальника цеха не хватило характера отстоять перед ООТиЗом право своего коллектива в преде лах ■выделенных фондов и лимитов ' самим оценивать уровень зарплаты того или иного работника. И тогда члены творческой группы по внедрению новых мето дов хозяйствования после очередного . скрупулезного исследования Закона СССР 6 государственном пред приятии подготовили проект Цриказа по заводу. Этот документ был обсужден на организованном парткомом семинаре, в котором при няли' участие руководители цехов и служб, секретари цеховых парторганизаций, председатели цеховых сове тов трудовых коллективов и комитетов профсоюза, многие бригадиры, все эконо мисты. нормировщики, бух галтеры завода. А содержание этого приказа следующее. «Хозрасчетным производственным подраз- делевйям — в пределах своих фондов заработной платы и материального по ощрения, с соблюдением установленного норматива соотношения между приро стом средней заработной! платы и производительно сти труда, по согласованию с советами трудовых кол лективов и комитетами .-профсоюза цехов, при отно сительном сокращении чис ленности' управленческого персонала и доли средств, направляемых на его со держание,. — предоставлено право самостоятельно; — определять общую численность работников, "^их профессиональный и квали фикационный состав, раз рабатывать и утверждать штаты; — определять формы и системы оплаты труда- ра ботников, не допуская урав нительности; * — устанавливать над бавки рабочим за профес сиональное мастерство, ру ководителям, специали-. стам и служащим — за высокие достижения в тру де и выполнение особо важ ной работы на срок ее про ведения; — ■вводить доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или уве личение объема выполняе мых работ — без ограни чения размеров этих доп- Здесь же,, на семинаре, главным бухгалтером заво- да^ начальниками отделов кадров и юридического бы ло разъяснено, что отныне перечисленные права кол лективов подразделений бу дут реализовываться путем издания цеховых приказов (со ссылкой на соответст вующие решения СТК, цех кома или собраний коллек тивов), завизированных на чальником бюро труда и зарплатьг (нормировщиком) и экономистом цеха, а так- "же юридическим отделом завода. Приказ направля ется в бухгалтерию, отдел кадров — для исполнения, а дощ^сведения — в ООТиЗ Теперь ■подразделения освобонсдаются от многих прежних плановых показа телей. Например, отпала необходимость планировать цехам и, естественно, тре бовать отчет по внедрению мероприятий НОТ, техни чески обоснованных норм,- снижению трудоемкости и т. д., и можно сосредото читься на главных, конеч ных задачах: выполнении договорных обязательств -и снижении затрат. Конечно, .еще много «подводных кам ней», окажется на пути ре ализации нашей системы, но есть убеждение, что ос новные тормоза сняты и рабочая хозяйственная ини циатива будет все быстрее набирать ход. • . В. СИДЕЛЬНИК, заместитель • директора завода «Центролит» по экономическим вопросам. ^— К Всесоюзному съезду учителей ----- ---- ПРИОРИТП личности — Зоя Ивановна, педагоги области очень активно обсуж дали и сейчас обсуж дают документы о новой шко ле. От предстоящего съезда ждут решения многих проб лем. Какую из них вы счи таете главной, первоочеред- — Проблему гуманизации школы. Конечно, она не мо жет быть решена в отрыве от гуманизации всего обще ства.’ Сегодня, мне кажется, никто так остро не радуется все.му новому, что появляется в нашей жизни после XXVII съезда партии, как мы, учи- ^ теля. Как хорошо, что к ■на.м, возвращаются в перво зданной, чистоте многие по нятия, которые в годы за стоя утратили рвое значение: честность, порядочность, доб росовестность, ответствен ность, уважение к личности... Вот и школа сейчас ут верждает, прежде всего, при оритет личности ребенка. Как подучилось, что ученик пе рестал чувствовать себя в школе комфортно, ощущать ее -домом ’радости, а не «от бываловки»? Над всеми на ми долгие годы довлел коман дный -с.*нль. Многие учителя привыкли общаться с деть ми на языке приказу, безо говорочного требования. Сей час и.м предстоит изменить себя, а если трудно, если не могут вовсе уйти из шко- Шкода сегодня должна це только обучать, но,, прежде всего, развивать ученика. Я часто вспоминаю ■ слова Песталоцци о том, что ре- бен рк ^н е сосуд, который на до заполнить, а факел, ко торый надо зажечь. Послед нее время мы только и дела-- ли, что заполняли головы ре бят знаниями. Не очень за ботясь об их душе. Переста ли видеть, в ребенке лич ность. А внимание к ней -и есть ключ к будущей лично- Одному «с лету» дается мате.матика, другой силен в русском'язьщ е. Нельзя всех равнять — у тебя хуже, у него — лучше, пользы это не приносит. Другое дело помочь максимально развить природные задатки. Поэтому я, ,как и мои коллеги, убеж дена: в школу должно войти многообразие учебных про грамм. Пус;гь дети, с нашей.’ конечно, помощью избирают ту, что им интереснее. Такой опыт уже есть в школах стра ны. В области ведется углуб ленное изучение отдельных предметов... В концепции об щего среднего образования ВНИКа говорится о праве учителя йа выбор программ. Для своего класса. Я — за такой подход. Ждем от съезда решения и самого острого вопроса: сло жно приходится учителю, ес ли у ' него сорок с ' лишним учеников. Тут трудно гово рить об индивидуальном.под- Сейчас в полный голос ста ли говорить о пятидаевке. В .московских школах, я знаю, -она уже введена; А вёдь о ней, кстати, первыми в стра не много лет назад заговори ли именно липецкие учителя. Помнится, как оживленно дискутировала ' «Литератур ная газета» опыт внедрения пятидневки в школах липец кого педагога К. А. Моска ленко, накую горячую под держку общественности по лучило это новшество. И что же? Несмотря на многие До воды «за», эксперимент был Министерством просвещения' РСФСР благополучно «за резан». Что же, спише.м все на годы застоя? Обидно... ■у нас в области опыт К. А. Москаленко не забыт, и сей час он используется цногими учителями начальных клас сов. Мы — за пятидневку. Шестой свободный деньсбли-- зит школу, семью, общест венность, Он даст возмож ность больше уделять вни мания эстетическому воспи танию детей , ' — Коль мы заговорили о сближении школы с семь ей... Ваши коллеги, Зоя Ива новна, отмечают, что у вас в классе замечательные ро дители: и кабинеты помогают оформлять, и цветы разводят, к кг'^тюмы для ребят по праздникам шьют... Как вам удается пробудить их актив ность? Кто ваши помощники, наверное, мамы, в основном? — Мамы, конечно, но я и палами очень довольна:, что. ни попросишь — пособие из готовить, полочки соорудить, — ни в чем отказа нет. И на собрания они ходят, а по следнее время, смотрю, ,§се чаще парами приходят. Это особенно приятно. 'У меня, собственно, осо бых секретов нет. Мы, учи-., теля, действительно, много и дружно в последние .годы жалуемся на семью. Да, бы вают и пьющие отцы, так называемые «бытовые алко голики», бывают семьи, где царит взаимонепонимание, ссоры, больно бьющие по детским душа.м. Но мы не-' редко не учитьшаем другого. На)прнмер^ самого элемен тарного педагогического не вежества родителей. Кон фликты с детьми часто по рождаются неумением пап и мам быть воспитателями. Вме сто того, чтобы выслушать, понять ребенка, папа хвата ется за ремень, мама перехо дит на крик... Сейчас многое меняется к лучшему. Телевидение вкело родительские субботы. «Учи тельская газета» выпускает «Родительскую газету», ко торую, знаю, читают все. Вы ходят фильмы один другого острее на темы воспитания. В такой обстановке интересным, наконец, становится и собст венный ребенок. Приходит осознание, что одеть-обуть его. сытно накормить — это еще' далеко не все, что тре буется. от отца или матери. ' Я никогда не зрву родите лей в школу для накачки, на собраниях никого не ругаю: замечания можно сделать и после, один на один. Работает у нас в школе родительский лекторий. Ре шили сообща п6дни.мать . ав торитет пап. Сейчас готовим конференцию отцов. Будет на ней и выставка ^.поделок, изготовленных ребятами, и специальная газета, и кон церт. Ищем родителей- умельцев, которые могли бы вести кружки технического творчества, рукоделия — По роду общественной деятельности, вы много за нимаетесь обобщением и распространением передового педагогического опыта. Об этой проблеме много говори лось н на недавней област ной конференции работников народного образования. Пе дагоги считают нецелесооб разным в настоящее время ликвидировать инспектор скую и методическую* служ бы при роно. Какова ваЩа по зиция? . — Разделяю такое мнение. Я считаю — ' не надо спе шить. Мы сейчас хотим пе ревернуть в народном обра зовании все сразу. Но, мо жет, что'-то надо решить кар динально^ а в чем-то и поэк спериментировать. Пвактика сама отсеет всё ненужное при одном условии; широкой демократизации школы. Что касается педагогического опыта, то в одном я твердо убеждена; вчерашний конт роль — диктат сверху учи- тейю сегодня не нужен. Ему нужен умный, компетентный, глуборо профессиональный совет. Особенно — молодым педагогам. Нужны открытые уроки, но не такие, когда цель их — больше показ формы, чем со-* держания. Нужны обычные открытые рабочие •уроки луч ших педагогов. Из практики я убедилась — у каждого творческого учителя есть своя «изюминка». Вот и надо собирать эти крупицы, фор мировать лицо школы. Не стоит копировать. Десятков тысяч Шаталовых или Лы- сенковых все равно не бу дет. Но можно взять у нова торов элементы опыта, до полнить его своим. Я рада тому, что в нашей школе царит Атмосфера об щения учителей: все чему-то учатся,' ходят на уроки' друг, к другу, активно обсуждают их. С удовольствием сама учусь у коллег — Надежды Ивановны Родионовой, Веры Ивановны, Чернышовой, Галины Ивановны Сироты.' Зои Александровны-Черкасо вой и других. Третий год я являюсь чле ном аттестационной комис сии при Октябрьском роно. Сложное ,это дело — опреде лять уровень профессиональ ного мастерства учителя. И конфликты случаются. В дальнейшем эти вопросы дол жны быть в компетенции со ветов ШКОЛ, Много сейчас спорят: а не возобла дают ли при этом симпатии или антипатии родителей, учащихся? Думаю, что все будет зависеть от микрокли мата в школе. — Зоя Ивановна, еще воп рос, немножко личяый. Знаю, что у вас две дочери. Стар шая Светлана — на первом курсе факультета начального обучения Елецкого пединсти тута. Знаю, что в вашей щко- ле немало вьшускников это го вуза. Они считают вас на ставницей. Что бы вы хоте ли пожелать молодым учите лям? Ведь им предстоит «строить» новую школу... — Во-первьш, избирать этот путь только по велению души, а не для того лишь, чтобы «заиметь диплом». Знаю, к сожалению, и такие случаи. Во-вторых, уже в ву зе или педучилище старать ся, как можно ближе быть к школе, привыкать к ней, к детям . Чем большей будет эта практика, тем менее труд ным будет' период адаптации ц школе. ,Стать настоящим учителем — 'это дается годами, а ино гда и всей жизнью. 'Учитель ский труд называют тяжелей шим, но он и самый счастли вейший; он озарен каждоднев ной детской радостью, кото рую ничех! нельзя омрачать Интервью вела Л. ДУБИНА. Уверенная поступь Стабильно работает в этом году коллектив Лебедянского коисервно . безалкогольного за вода. Досрочно выполнено одиннадцатимесячное задание По всем технико-экономичес ким показателям. С начала го да с предприятия отправлено в торговую сеть сверх задания на 120 тысяч рублей различной йродухции. За счет собственных , средств на заводе проводится реконст рукция производственных пло щадей. В этом году сдан в экс плуатацию новый плодоовощ ной цеХ, который уже выпус тил более 900 туб фруктовых и овощных консертов. На но вых площадях работает и без алкогольный цех, выработав ший свыше 60 тысяч декалит ров безалкогольных напитков. В. ВОЛОШИН. Новый ДОМ ЖИВОТНОВОАОВ Ежегодно во всех отделениях данковского совхоза «Барятин ский» •улучшаются условия тру. да и быта для работников мо лоцнотоварных ферм. В Ту жидовском отделении, напри ме, недавно сдан в эксплуата цию новый Дом животноводов, В нем душевая комната, крас ный уголок, комната для меди цинского работника. По современному проекту в пятс*м микрорайоне Ельца на улице Героев идут послед ние приготовления к сдаче в эксплуатацию нового декяти- этажного дома. А рядом стро ители начали закдадку коопера тивного 71-квартирного дома. Его хозяевами станут строите ли треста «Елецстрой». Сооружение жилья будет ве стись по сов.рем€нному проек ту, который предусматривает улущпенную. планировку, квар тир. Удачно выбрано место для строительства. Рядом три дет ских сада, школа, несколько Около дома — автобусная остановка. Все это удобно бу дет будущим жильцам, кото рые справят новоселье в День строителя 1989 года. ' Возводить ■дом поручено коллективу строительного уп равления № 1 треста «Елецст- Ш. 1ФРШЕНКО. Рабочий почерк звеньевого Анатолия Петровича Гамазина отличается особой основатель ностью. Даже в трудных а , ля строителей условиявр-зимы у него работа спорится. Сейчас он вместе с товарищами из СУ-10 треста «Липедрсстрой» трудится на объектах нового цеха полимерных покрытий НЛМК им. Ю. В. -Андропова. Фото А. ЩУРОВА. Отклики, суждения Из почты отдела пропаганды ИНСПЕКТОР в ЗАСАДЕ Проблема, о которой бы мне хотелось поговорить, взаимоотношения водителя и инспектора ГАИ. Сегодня они совершенно ненормальные. Первый, по-моему, постоянно испытывает страх перед на казанием. второй '— вечный азарт погони. Страдает же от этого часто" само дело —бе зопасность движения. . Право же, неприятно на блюдать, как молоденький се ржант распекает пожилого водителя, который в коИце концов усаживается с дрожа- щилми руками за руль авто мобиля. Кому это нужно? Почему малейшее нарушение часто становится поводом д л я . наказания на всю, кату шку?' Неужели в арсеналу ин спектора нет иных, менее жестоких и не оскорбляющих достоинства человека, средств? Поневоле поверишь в байку о том, будто инспек тору ежедневно выдают оп ределенное количество кви танций и по этому показате лю оценивают качество .его работы. Оштрафовал десдть человек — ты хороший, при вез один протокол, а все ос тальное — беседы, предуп реждения, то есть профила ктическая работа — плохой. Иначе чем объяснить то, что на ' водителей, будто на зве рей, устраиваются засады? Однажды ехал из ко мандировки по елецкой трас се. Впереди —- чадящий ГАЗ-52, развивавший кило метров 20—30 в час. Чтобы Не дышать гарью и не тяну ться, обогнал его и тут же Нарвалея на старшину 'в за саде. Не успел ничего объя снить, как в талоне предуп- -реждений появилась соответ ствующая запись. Не ?очу, чтобы этот пример расценили как жалобу. Просто прежде, чем наказывать, не мешало бы разобраться, имел ли я право обогнать автомобиль, двигавшийся со скоростью трактора. Опять же, почему водитель дымящего 'грузови* ка торжествующе проехал ми мо? Экология ГАИ не инте ресует? Нет смысла вспоминать все подобные ситуации. 'У каждо го водителя тут свой п е ч а т ный опыт. И, думаю. мои коллеги подтвердят, что ин-’ спектор ГАИ пока—царь и бог на дороге. А разве это нормально,? Разве нормально то, что шофер, увидев на обочине человека в' милицей ских погонах, переживает • далеко не лучщие свод мину ты: вдруг к чему-нибудь, да придерется? А. СЕЧЕНОВ, водитель. ЛЕКЦИЯ РАДИ ЛЕКЦИИ Однажды по радио мы слушали передачу о лекторах, о том, что «живое слово» очень важно и нужно. Может быть. Но только какое слово? Если острое, .'эмоциональ ное. неравнод^ное , умное — пожалуйста. А если шаб лонное и откровенно скучное? Спрашивается, кому нуж ны такие лекций., А ведь и их читают. И нередко. Отбуб- йит .такой лектор текст, как^ пономарь, не отрываясь ’от написанного, приведет пару ‘штампованных примеров, отметит путевочку И отбудет с чувством исполненного долга; ' , - Но кому от этого лучше? Нам? Нисколько! Шаль бы вает потерянного времени. Поэтому и хотим сказать: ес ли присылать в коллективы лекторов, то только таких. = как Н; А. Привалов, владеющих словом и фактом, ярких, самобытных, и ни в коем случае не таких, для которых выступление перед нами как будто Постылая обязан ность. И, к сожалению, горе-лекторов пока хватает. На верное, потому что в их ряды бездумно записывают раз ного ранга руководителей. \ Многим выступающим часто не хватает элементарного знания жизни, и тогда лекции превращаются в сплош ную говорильню. Нас. например, постоянно убеждают в том, что сокращаются штаты различных сельскохозяйст венных контор, но почему никоГо не видно в колхозах и совхозах, где оседают эти «сокращенные штаты». Загад ке не только для нас, но и для руководящих лекторов. И дб тех пор, пока м й их будем 'загадывать, лекция так - и Останется дань1р традиции, а не настоятельной потреб ностью. КОНОВАЛОВА, СИТНИКОВА, члены КПСС. УМОЛЧАНИЕ ВМЕСТО Штины Если плюрализм мнений, который так усиленно про возглашается, 'не сказочка для ‘ непосвященных, то опублику йте и мою точку зрения на статью В. Фетисова «Путь к истине» , (см. номера «ЛЗ» от 26 и 30 октября). Я, как и. любой нормальный человек, не хочу, чтобы' «завершали разговор» за меня, не хочу, чтобы далеко не бесспорные рассуждения автора о рели гии и атеизме, снабженные претенциозным заголовком, действительно стали истиной в последней инстанции. Во-первых, не могу понять, зачем потребовалось самые простые вещи окутывать мра- :сом таинственности.' Чего, например, стоит вся- дидак тика об ■«узнике совести» М. Н. Серине, если автор за- бьшает сказать главное — за что тот осужден? Во-вто рых, удивляет пассаж по по воду того, как (задается во- просо.м автор) «Эмнисти Ин тернэшнл» стало известно имя М. Н. Серина. В конце концов, не за железным за навесом живем. Да и почему верующим в СССР нельзя ин формировать «братьев и сес тер» за рубежом обо .всем, что не составляет государст венной и военной тайны? В-третьих, Фетисов обвиняет некоторые зарубежные цер- ' ковные организации в анти советизме. Они-де публико вали материалы двадцати летней давности. Но вспом ним годы публикаций — 1975, 1982. 1983. Почему че стные люди Запада .должны . были, молча созерцать ста- - линские, хрущевские, бреж- * невские беззакония? Создается впечатление, что автор и не пытается ра зобраться в большинстве ре лигиозных проблем, 'а потому^ часто просто сбивается нЩк эмоциональную и бездоказг!^ тельную терминологию нре- мен застоя. «Ничего не бы- ло»_ и все тут! Ни гоне ний, ни преследований. А узники каким-то- непостижи мым образом оказывались 'В местах не столь отдаленных. Из Статьи невозможна по нять, откуда вообще берутся «узники совести». Может , быть, организованно' подают ? заявления с просьбой упечь ' их,куда-нибудь подальше? .Не случайно же автор восклица ет: «Неужели вера требует такую ■страшную _плату ■за возможность пребыва'гь в ней?». Чем объ,рснить свя тую наивность? ■Беспамятст вом? Но давайте тогда вспом ним, что в тридцатые годы ‘ , даже старые большевики пла- ‘'тили по самохму строгому сче ту за веру в коммунизм'. Ну, и наконец ’ главное:^ заявленный в подзаголовков разговор о вере и безверцй1Р предназначении человека в силу этих и других причин, получился не очень ясным. Ю. БЕРЕЖНОЙ, 24 года. о НРАВСТВЕННОСТИ Чедовек' не может не ду мать о вечных вопросах — о том. что нравственно и без нравственно, что морально и аморально. И особенно остро, и рбнаженно они (эти вопро сы) встают перед ним сегод ня. На них приходится пос тоянно' отвечать. И другим. И главное — себе. Все мы пб-ра'зному пред ставляем цели перестройки. Для одних главное. демок ратизация и гласность, для других куда важнее колбаса и импортные сапоги на при- лавдах магазинов. Не хоте лось бы искусственно проти вопоставлять одно другому. Однако я вижу, здесь проб лему. И серьезную. Мне ка жется, что люди, мечтающйе о товарном изобилии, начи нают постепенно, разочаровы ваться в перестройке, в тех нравственных ценностях, ко торые она возрождает. Мно-. гие с ностальгией вспомина ют застойные нремена, ког да- в обмен на сибирскую нщ)зть в торговую сеть псюту- пал ширпотреб 'с вонаделен- ными бирками «Майе 1“..;» и призывают расширять торгов лю сырьем и сегодня. Да, можно обвинить их в некомпетентности, непонима нии ситуации. Но стоит ли? В конце концов мы пожина ем плоды лицемерия, кото рым долгое время отличалась наша- идеологическая работа. Давно ли,считалось, что знать всю правду вредно о поло жении в нашем обществе, не мы ли провозглашали, будто великая цель оправдывает все средства? Всем нам давно пора 'по нять: с помощью негодных методов благой цели не до биться. Вот почему главный ло13унг сегодня: «Больше де мократии, больше социализ ма». Вот почему именно нравственное начало в осно ве многих ньшешних ре форм. Конечно, не- все они пока реализованы. Вообще процессы обновления идут очень непросто. Но другого пути у нас, нет.- Об этом го ворится с разных трибун. Од нако понимание необратимо сти перестройки зреет мед леннее, чем хотелось бы. Многие еще выжидают, на ходятся в плену вчерашних стереотипов, не понимая и не принимая сложности и длительности перемен в сфе ре экономики. С этими людь ми еще предстоит ра'ботать. Разумеется, газеты, радио, телевидение немало делают. Но и их усилий сеюдня недо статочно. Необходимо живое общение идеологических ра ботников, активный диалог по важнейшим прюбяемам. В че ловеке надо воспитывать творца перестройки,- органи ческую потребность в демок ратии, гласности, правде. В этом основная гарантия необ ратимости перестройки, того, что человек не заб5''дет горь ких уроков истории— прес туплений сталинщины и за стоя, не допустит формирова ния новых куль-гов и кульуи- Пона делаются первые ша ги. Естественно, -что и пере мен больше*'всего в- идеоло гической сфере. Время, отме ло казавщиеся незыблемыми неписаные запреты , на ми тинги и демонстрации. Но вые высоты и те.мы осваива ют художественная литера тура и публицистика. Мы, наконец-то, заговорили б приоритете общечеловечес ких ценностей над. любьши другими. Мы возвращаем до верие слову. Ну, а за словом, как известно, дело. А.-ЧЛОЯН, главный экономист треста «Жилстрой».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz