Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ » ЗНАМЯ 9 декабря ,1988 г., Кз 282 (1§ 279) ------------ Хозрасчет: практика внедрения— ------- БЕЗ УРАВНИЛОВКИ Я ЧАСТО бываю в Ко* мандировках, встре­ чаюсь с коллегами. И чувствую, многих волнует, что проблема внедрения пол­ ного хозрасчета «в глубь» предприятий решается очень медленно. До насто­ ящего времени нет (по крайней мере, мы не знаем о них) разработанных эко­ номической наукой’ хотя- бы примерных положений или рекомендаций по этому вопросу. Поэтому каждый идет методом проб и оши­ бок., Думаю, что наш опыт может оказаться полезным другим рредпрйяткям, поэ­ тому расскажу, как ,мы -на липецком заводе «Центро- лит» распространяем пол­ ный хозрасчет на произ­ водственные подразделения. Сразу же хочу заметить, ч1'6 считаю ошибочными по­ иски многих экономистов в части совершенствования, видоизменения, ' услс^нения увязки внутрНзайодских хозрасчетных претензий с ‘показателями ' премирова­ ния. Это не только не полт ный, но вообще не хозрас­ чет. Хозяйственный рас­ чет — это сопоставление в стоимостном выражении ре­ зультатов работы каждого коллектива с затратами на ее выполнение' и последую­ щая прямая , увязка итогов сопоставления с материаль­ ным вознагражден 1 Шм это­ го коллектива. Первым нашим шагом, од­ новременно-* с переходом завода на полный хозрас­ чет и самофинансирование, было введение с 1 января 1988 года планирования и учета затрат в структурных подразделениях по полной себестоимости. По догово­ ру ' с Липецким политехни­ ческим институтом мы по­ лучили проект положения о хозрасчетных претензи­ ях. Группа ■ специалистов Липецкого филиала ВПТИ- литпром. разработала для нас оригинальную методи­ ку образования ФМП в це­ хах и службах завода. Прак­ тическое • переложение этих научных разработок на кон­ кретные условия предприя­ тия провели заводские эко­ номисты под руководством начальника планово-эконо­ мического отдела Н. С. Шев­ ченко. Одновременно, с са­ мым активным участием начальника бюро отдела организации труда и зара­ ботной платы С. М. Рос­ товцевой было разработано новое положение о преми­ ровании инженерно-техни­ ческих работников и слу­ жащих завода. •С самого начала -по^ск .новых форм 'хозрасчетных отношений проходил при активной поддержке парт­ кома завода, а с августа партком и организационно возглавил ее, приняв спе­ циальное постановление и, в частности, создав обще­ ственную творческую груп­ пу специалистов по разра­ ботке новых форм внутри­ заводских экономических взаимоотношений. ■ Состав этой группы комплектовал­ ся без какой-либо оглядки на должность, профессию, опыт, а прежде всего — с • учетом способностей мыс­ лить нестандартно и сме­ ло. Энергично, квалифици­ рованно руководит I начатой работой секретарь партко­ ма В. П. Долгих. В течение четырех меся­ цев шла подготовка в кол­ лективах цехов и служб. И вот в сентябре пакет доку-, ментов по заводской систе­ ме хозрасчета был утверж­ ден совместным решением администрации и- профкома завода с введением’ в дей­ ствие с первого октября. УТЬ новой системы С вспомогательные цехи, самос­ тоятельные участки, ОТК, ко­ мбинат коммунальных пред-, приятий, . заводоуправле­ ние всего 24 единицы-— становятся хозрасчетными структурными подразде­ лениями завода. Каждое из них имеет свой план поста­ вок (график производства работ, оказания услуг) и план ПС себестоимости (сме­ ту затрат). При выполне­ нии этих плановых показа­ телей подразделения полу­ чают в свое полное распо­ ряжение плановый фонд материального ‘ поощрения, включающий в себя 100 процентов заводской сметы по выплатам премии ИТР, служащим, рабочим, «три­ надцатой» зарплаты, поло­ вину премий по соцсоревно­ ванию и единовременного поощрения .за выполнение особо важных заданий, 72 процента сУмм, на • оказание материально^ помощи. Ито­ го 80 процентов общеза­ водского ФМП -отныне де-' централизуется. Второе. Фонд матери­ ального поощрения .подраз­ деления увеличивается на 5 процентов при стопроцент­ ном, выполнении поставок (планов работ, графиков подготовки и обслуживания производства), а -также при снижении себестоимости — по конкретным расчетным коэффициентам. Например, в 1988, году из каждых ста рублей снижения себестои­ мости (сметы затрат) ■под­ разделения получают в свой ФМП по 19 рублей 50 ко­ пеек. заводоуправление — 22 рубля из каждой тысячи- рублей сверхплановой при- Собтветственно, при не- ' выполнении плана поставок (работ, услуг) ФМП подраз­ деления снижается. Пробный рацчет ФМП .трех основных цехов за первое полугодие показал, что цех крупного литья получил .бы в него дополни­ тельно 245 рублей, цех мел­ кого литья — 15 тысяч рублей, а цех среднего литья не досчитался бы 8 тысяч рублей. Таким обра- 'зом, вступает в силу глав­ ный стимул Н0В0Й1 системы — Ликвидация уравнитель­ ности в материальном ■воз­ награждении. , Третье. Система хозрас­ четных претензий имеет целью максимально дис- тельств перед -смежниками. К подразделению-виновни- ку пострадавшая сторона предъявляет хозяйственный иск в сумме, во-.первых, штрафа, во-вторых, фак­ тически понесенных убыт­ ков, и в-третьих, недополу­ ченной прибыли; Внешние штрафы, пени, неустойки — уплаченные и полученные заводом — также относят­ ся целиком на хозрасчетные результаты деятельности соответствующих ^юдраз- делений. Предусмотрена и четкая система арбитража в спорных случаях. Итого­ вая сумма удовлетворен­ ных предъявленных и полу­ ченных претензий соответ- . ственно увеличивает или уменьшает фактические за­ траты и, следовательно, размер ФМП подразделе- Четвертое. Предусмотрен централизованный завод­ ской резерв фонда матери­ ального поощрения (7 про­ центов) для оказания воз­ вратной помощи подразде­ лениям, оказавшимся в «аварийном» положении со своим ФМП. Пятое. Размер премий ИТР и служащих подраз­ делений в процентах к дол­ жностному окладу перестал быть одинаковым и рас­ считывается теперь по ито­ гам каждого квартала как отношение разме{за соот­ ветствующей части своего цехового ФМП к размеру квартального фонда зара­ ботной платы этой катего­ рии работников подразделе Шестое. Не менее чет верти размера премий ра­ ботникам заводоуправленйя выплачивается при пись­ менном подтверждении щро изводственными цехами, в т. н. «встрёчном бегунке», что соответствующие служ­ бы действительно эффек­ тивно «служили» произ­ водству. • Н АЧАЛСЯ октябрь — й вдруг выяснилось, что новая система не работает, не ощугцают кол­ лективы цехов себя хозяе вами, не загорелйсь ини циативой не только рабо чие, но й ИТР, служащие Встречался я со многими горячо и, вроде бы убеди­ тельно доказывал широкие возможности новой систе­ мы, и не мог понять,- поче­ му отношения людей к де­ лу, и коллективов •— Меж­ ду собой остаются практи­ чески неизменными? Помог случай. Эконо­ мист одного из цехов при­ шел с просьбой «защитить» его от отдела труда, кото­ рый вопреки предложению цеха представил директору на утверждение штатное расписание с пониженным у этого экономиста должно­ стным окладом. Выяснилось, что у начальника цеха не хватило характера отстоять перед ООТиЗом право своего коллектива в преде­ лах ■выделенных фондов и лимитов ' самим оценивать уровень зарплаты того или иного работника. И тогда члены творческой группы по внедрению новых мето­ дов хозяйствования после очередного . скрупулезного исследования Закона СССР 6 государственном пред­ приятии подготовили проект Цриказа по заводу. Этот документ был обсужден на организованном парткомом семинаре, в котором при­ няли' участие руководители цехов и служб, секретари цеховых парторганизаций, председатели цеховых сове­ тов трудовых коллективов и комитетов профсоюза, многие бригадиры, все эконо­ мисты. нормировщики, бух­ галтеры завода. А содержание этого приказа следующее. «Хозрасчетным производственным подраз- делевйям — в пределах своих фондов заработной платы и материального по­ ощрения, с соблюдением установленного норматива соотношения между приро­ стом средней заработной! платы и производительно­ сти труда, по согласованию с советами трудовых кол­ лективов и комитетами .-профсоюза цехов, при отно­ сительном сокращении чис­ ленности' управленческого персонала и доли средств, направляемых на его со­ держание,. — предоставлено право самостоятельно; — определять общую численность работников, "^их профессиональный и квали­ фикационный состав, раз­ рабатывать и утверждать штаты; — определять формы и системы оплаты труда- ра­ ботников, не допуская урав­ нительности; * — устанавливать над­ бавки рабочим за профес­ сиональное мастерство, ру ководителям, специали-. стам и служащим — за высокие достижения в тру­ де и выполнение особо важ­ ной работы на срок ее про­ ведения; — ■вводить доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или уве­ личение объема выполняе­ мых работ — без ограни­ чения размеров этих доп- Здесь же,, на семинаре, главным бухгалтером заво- да^ начальниками отделов кадров и юридического бы­ ло разъяснено, что отныне перечисленные права кол­ лективов подразделений бу­ дут реализовываться путем издания цеховых приказов (со ссылкой на соответст­ вующие решения СТК, цех­ кома или собраний коллек­ тивов), завизированных на­ чальником бюро труда и зарплатьг (нормировщиком) и экономистом цеха, а так- "же юридическим отделом завода. Приказ направля­ ется в бухгалтерию, отдел кадров — для исполнения, а дощ^сведения — в ООТиЗ Теперь ■подразделения освобонсдаются от многих прежних плановых показа­ телей. Например, отпала необходимость планировать цехам и, естественно, тре­ бовать отчет по внедрению мероприятий НОТ, техни­ чески обоснованных норм,- снижению трудоемкости и т. д., и можно сосредото­ читься на главных, конеч­ ных задачах: выполнении договорных обязательств -и снижении затрат. Конечно, .еще много «подводных кам­ ней», окажется на пути ре­ ализации нашей системы, но есть убеждение, что ос­ новные тормоза сняты и рабочая хозяйственная ини­ циатива будет все быстрее набирать ход. • . В. СИДЕЛЬНИК, заместитель • директора завода «Центролит» по экономическим вопросам. ^— К Всесоюзному съезду учителей ----- ---- ПРИОРИТП личности — Зоя Ивановна, педагоги области очень активно обсуж­ дали и сейчас обсуж­ дают документы о новой шко­ ле. От предстоящего съезда ждут решения многих проб­ лем. Какую из них вы счи­ таете главной, первоочеред- — Проблему гуманизации школы. Конечно, она не мо­ жет быть решена в отрыве от гуманизации всего обще­ ства.’ Сегодня, мне кажется, никто так остро не радуется все.му новому, что появляется в нашей жизни после XXVII съезда партии, как мы, учи- ^ теля. Как хорошо, что к ■на.м, возвращаются в перво­ зданной, чистоте многие по­ нятия, которые в годы за­ стоя утратили рвое значение: честность, порядочность, доб­ росовестность, ответствен­ ность, уважение к личности... Вот и школа сейчас ут­ верждает, прежде всего, при­ оритет личности ребенка. Как подучилось, что ученик пе­ рестал чувствовать себя в школе комфортно, ощущать ее -домом ’радости, а не «от­ бываловки»? Над всеми на­ ми долгие годы довлел коман­ дный -с.*нль. Многие учителя привыкли общаться с деть­ ми на языке приказу, безо­ говорочного требования. Сей­ час и.м предстоит изменить себя, а если трудно, если не могут вовсе уйти из шко- Шкода сегодня должна це только обучать, но,, прежде всего, развивать ученика. Я часто вспоминаю ■ слова Песталоцци о том, что ре- бен рк ^н е сосуд, который на­ до заполнить, а факел, ко­ торый надо зажечь. Послед­ нее время мы только и дела-- ли, что заполняли головы ре­ бят знаниями. Не очень за­ ботясь об их душе. Переста­ ли видеть, в ребенке лич­ ность. А внимание к ней -и есть ключ к будущей лично- Одному «с лету» дается мате.матика, другой силен в русском'язьщ е. Нельзя всех равнять — у тебя хуже, у него — лучше, пользы это не приносит. Другое дело помочь максимально развить природные задатки. Поэтому я, ,как и мои коллеги, убеж­ дена: в школу должно войти многообразие учебных про­ грамм. Пус;гь дети, с нашей.’ конечно, помощью избирают ту, что им интереснее. Такой опыт уже есть в школах стра­ ны. В области ведется углуб­ ленное изучение отдельных предметов... В концепции об­ щего среднего образования ВНИКа говорится о праве учителя йа выбор программ. Для своего класса. Я — за такой подход. Ждем от съезда решения и самого острого вопроса: сло­ жно приходится учителю, ес­ ли у ' него сорок с ' лишним учеников. Тут трудно гово­ рить об индивидуальном.под- Сейчас в полный голос ста­ ли говорить о пятидаевке. В .московских школах, я знаю, -она уже введена; А вёдь о ней, кстати, первыми в стра­ не много лет назад заговори­ ли именно липецкие учителя. Помнится, как оживленно дискутировала ' «Литератур­ ная газета» опыт внедрения пятидневки в школах липец­ кого педагога К. А. Моска­ ленко, накую горячую под­ держку общественности по­ лучило это новшество. И что же? Несмотря на многие До­ воды «за», эксперимент был Министерством просвещения' РСФСР благополучно «за­ резан». Что же, спише.м все на годы застоя? Обидно... ■у нас в области опыт К. А. Москаленко не забыт, и сей­ час он используется цногими учителями начальных клас­ сов. Мы — за пятидневку. Шестой свободный деньсбли-- зит школу, семью, общест­ венность, Он даст возмож­ ность больше уделять вни­ мания эстетическому воспи­ танию детей , ' — Коль мы заговорили о сближении школы с семь­ ей... Ваши коллеги, Зоя Ива­ новна, отмечают, что у вас в классе замечательные ро­ дители: и кабинеты помогают оформлять, и цветы разводят, к кг'^тюмы для ребят по праздникам шьют... Как вам удается пробудить их актив­ ность? Кто ваши помощники, наверное, мамы, в основном? — Мамы, конечно, но я и палами очень довольна:, что. ни попросишь — пособие из­ готовить, полочки соорудить, — ни в чем отказа нет. И на собрания они ходят, а по­ следнее время, смотрю, ,§се чаще парами приходят. Это особенно приятно. 'У меня, собственно, осо­ бых секретов нет. Мы, учи-., теля, действительно, много и дружно в последние .годы жалуемся на семью. Да, бы­ вают и пьющие отцы, так называемые «бытовые алко­ голики», бывают семьи, где царит взаимонепонимание, ссоры, больно бьющие по детским душа.м. Но мы не-' редко не учитьшаем другого. На)прнмер^ самого элемен­ тарного педагогического не­ вежества родителей. Кон­ фликты с детьми часто по­ рождаются неумением пап и мам быть воспитателями. Вме­ сто того, чтобы выслушать, понять ребенка, папа хвата­ ется за ремень, мама перехо­ дит на крик... Сейчас многое меняется к лучшему. Телевидение вкело родительские субботы. «Учи­ тельская газета» выпускает «Родительскую газету», ко­ торую, знаю, читают все. Вы­ ходят фильмы один другого острее на темы воспитания. В такой обстановке интересным, наконец, становится и собст­ венный ребенок. Приходит осознание, что одеть-обуть его. сытно накормить — это еще' далеко не все, что тре­ буется. от отца или матери. ' Я никогда не зрву родите­ лей в школу для накачки, на собраниях никого не ругаю: замечания можно сделать и после, один на один. Работает у нас в школе родительский лекторий. Ре­ шили сообща п6дни.мать . ав­ торитет пап. Сейчас готовим конференцию отцов. Будет на ней и выставка ^.поделок, изготовленных ребятами, и специальная газета, и кон­ церт. Ищем родителей- умельцев, которые могли бы вести кружки технического творчества, рукоделия — По роду общественной деятельности, вы много за­ нимаетесь обобщением и распространением передового педагогического опыта. Об этой проблеме много говори­ лось н на недавней област­ ной конференции работников народного образования. Пе­ дагоги считают нецелесооб­ разным в настоящее время ликвидировать инспектор­ скую и методическую* служ­ бы при роно. Какова ваЩа по­ зиция? . — Разделяю такое мнение. Я считаю — ' не надо спе­ шить. Мы сейчас хотим пе­ ревернуть в народном обра­ зовании все сразу. Но, мо­ жет, что'-то надо решить кар­ динально^ а в чем-то и поэк­ спериментировать. Пвактика сама отсеет всё ненужное при одном условии; широкой демократизации школы. Что касается педагогического опыта, то в одном я твердо убеждена; вчерашний конт­ роль — диктат сверху учи- тейю сегодня не нужен. Ему нужен умный, компетентный, глуборо профессиональный совет. Особенно — молодым педагогам. Нужны открытые уроки, но не такие, когда цель их — больше показ формы, чем со-* держания. Нужны обычные открытые рабочие •уроки луч­ ших педагогов. Из практики я убедилась — у каждого творческого учителя есть своя «изюминка». Вот и надо собирать эти крупицы, фор­ мировать лицо школы. Не стоит копировать. Десятков тысяч Шаталовых или Лы- сенковых все равно не бу­ дет. Но можно взять у нова­ торов элементы опыта, до­ полнить его своим. Я рада тому, что в нашей школе царит Атмосфера об­ щения учителей: все чему-то учатся,' ходят на уроки' друг, к другу, активно обсуждают их. С удовольствием сама учусь у коллег — Надежды Ивановны Родионовой, Веры Ивановны, Чернышовой, Галины Ивановны Сироты.' Зои Александровны-Черкасо­ вой и других. Третий год я являюсь чле­ ном аттестационной комис­ сии при Октябрьском роно. Сложное ,это дело — опреде­ лять уровень профессиональ­ ного мастерства учителя. И конфликты случаются. В дальнейшем эти вопросы дол­ жны быть в компетенции со­ ветов ШКОЛ, Много сейчас спорят: а не возобла­ дают ли при этом симпатии или антипатии родителей, учащихся? Думаю, что все будет зависеть от микрокли­ мата в школе. — Зоя Ивановна, еще воп­ рос, немножко личяый. Знаю, что у вас две дочери. Стар­ шая Светлана — на первом курсе факультета начального обучения Елецкого пединсти­ тута. Знаю, что в вашей щко- ле немало вьшускников это­ го вуза. Они считают вас на­ ставницей. Что бы вы хоте­ ли пожелать молодым учите­ лям? Ведь им предстоит «строить» новую школу... — Во-первьш, избирать этот путь только по велению души, а не для того лишь, чтобы «заиметь диплом». Знаю, к сожалению, и такие случаи. Во-вторых, уже в ву­ зе или педучилище старать­ ся, как можно ближе быть к школе, привыкать к ней, к детям . Чем большей будет эта практика, тем менее труд­ ным будет' период адаптации ц школе. ,Стать настоящим учителем — 'это дается годами, а ино­ гда и всей жизнью. 'Учитель ский труд называют тяжелей шим, но он и самый счастли вейший; он озарен каждоднев ной детской радостью, кото рую ничех! нельзя омрачать Интервью вела Л. ДУБИНА. Уверенная поступь Стабильно работает в этом году коллектив Лебедянского коисервно . безалкогольного за­ вода. Досрочно выполнено одиннадцатимесячное задание По всем технико-экономичес­ ким показателям. С начала го­ да с предприятия отправлено в торговую сеть сверх задания на 120 тысяч рублей различной йродухции. За счет собственных , средств на заводе проводится реконст­ рукция производственных пло­ щадей. В этом году сдан в экс­ плуатацию новый плодоовощ­ ной цеХ, который уже выпус­ тил более 900 туб фруктовых и овощных консертов. На но­ вых площадях работает и без­ алкогольный цех, выработав­ ший свыше 60 тысяч декалит­ ров безалкогольных напитков. В. ВОЛОШИН. Новый ДОМ ЖИВОТНОВОАОВ Ежегодно во всех отделениях данковского совхоза «Барятин­ ский» •улучшаются условия тру. да и быта для работников мо лоцнотоварных ферм. В Ту жидовском отделении, напри ме, недавно сдан в эксплуата­ цию новый Дом животноводов, В нем душевая комната, крас­ ный уголок, комната для меди­ цинского работника. По современному проекту в пятс*м микрорайоне Ельца на улице Героев идут послед­ ние приготовления к сдаче в эксплуатацию нового декяти- этажного дома. А рядом стро­ ители начали закдадку коопера­ тивного 71-квартирного дома. Его хозяевами станут строите­ ли треста «Елецстрой». Сооружение жилья будет ве­ стись по сов.рем€нному проек­ ту, который предусматривает улущпенную. планировку, квар­ тир. Удачно выбрано место для строительства. Рядом три дет­ ских сада, школа, несколько Около дома — автобусная остановка. Все это удобно бу­ дет будущим жильцам, кото­ рые справят новоселье в День строителя 1989 года. ' Возводить ■дом поручено коллективу строительного уп­ равления № 1 треста «Елецст- Ш. 1ФРШЕНКО. Рабочий почерк звеньевого Анатолия Петровича Гамазина отличается особой основатель­ ностью. Даже в трудных а , ля строителей условиявр-зимы у него работа спорится. Сейчас он вместе с товарищами из СУ-10 треста «Липедрсстрой» трудится на объектах нового цеха полимерных покрытий НЛМК им. Ю. В. -Андропова. Фото А. ЩУРОВА. Отклики, суждения Из почты отдела пропаганды ИНСПЕКТОР в ЗАСАДЕ Проблема, о которой бы мне хотелось поговорить, взаимоотношения водителя и инспектора ГАИ. Сегодня они совершенно ненормальные. Первый, по-моему, постоянно испытывает страх перед на­ казанием. второй '— вечный азарт погони. Страдает же от этого часто" само дело —бе­ зопасность движения. . Право же, неприятно на­ блюдать, как молоденький се­ ржант распекает пожилого водителя, который в коИце концов усаживается с дрожа- щилми руками за руль авто­ мобиля. Кому это нужно? Почему малейшее нарушение часто становится поводом д л я . наказания на всю, кату­ шку?' Неужели в арсеналу ин­ спектора нет иных, менее жестоких и не оскорбляющих достоинства человека, средств? Поневоле поверишь в байку о том, будто инспек­ тору ежедневно выдают оп­ ределенное количество кви­ танций и по этому показате­ лю оценивают качество .его работы. Оштрафовал десдть человек — ты хороший, при­ вез один протокол, а все ос­ тальное — беседы, предуп­ реждения, то есть профила­ ктическая работа — плохой. Иначе чем объяснить то, что на ' водителей, будто на зве­ рей, устраиваются засады? Однажды ехал из ко­ мандировки по елецкой трас­ се. Впереди —- чадящий ГАЗ-52, развивавший кило­ метров 20—30 в час. Чтобы Не дышать гарью и не тяну­ ться, обогнал его и тут же Нарвалея на старшину 'в за­ саде. Не успел ничего объя­ снить, как в талоне предуп- -реждений появилась соответ­ ствующая запись. Не ?очу, чтобы этот пример расценили как жалобу. Просто прежде, чем наказывать, не мешало бы разобраться, имел ли я право обогнать автомобиль, двигавшийся со скоростью трактора. Опять же, почему водитель дымящего 'грузови* ка торжествующе проехал ми­ мо? Экология ГАИ не инте­ ресует? Нет смысла вспоминать все подобные ситуации. 'У каждо­ го водителя тут свой п е ч а т ­ ный опыт. И, думаю. мои коллеги подтвердят, что ин-’ спектор ГАИ пока—царь и бог на дороге. А разве это нормально,? Разве нормально то, что шофер, увидев на обочине человека в' милицей­ ских погонах, переживает • далеко не лучщие свод мину­ ты: вдруг к чему-нибудь, да придерется? А. СЕЧЕНОВ, водитель. ЛЕКЦИЯ РАДИ ЛЕКЦИИ Однажды по радио мы слушали передачу о лекторах, о том, что «живое слово» очень важно и нужно. Может быть. Но только какое слово? Если острое, .'эмоциональ­ ное. неравнод^ное , умное — пожалуйста. А если шаб­ лонное и откровенно скучное? Спрашивается, кому нуж­ ны такие лекций., А ведь и их читают. И нередко. Отбуб- йит .такой лектор текст, как^ пономарь, не отрываясь ’от написанного, приведет пару ‘штампованных примеров, отметит путевочку И отбудет с чувством исполненного долга; ' , - Но кому от этого лучше? Нам? Нисколько! Шаль бы­ вает потерянного времени. Поэтому и хотим сказать: ес­ ли присылать в коллективы лекторов, то только таких. = как Н; А. Привалов, владеющих словом и фактом, ярких, самобытных, и ни в коем случае не таких, для которых выступление перед нами как будто Постылая обязан­ ность. И, к сожалению, горе-лекторов пока хватает. На­ верное, потому что в их ряды бездумно записывают раз­ ного ранга руководителей. \ Многим выступающим часто не хватает элементарного знания жизни, и тогда лекции превращаются в сплош­ ную говорильню. Нас. например, постоянно убеждают в том, что сокращаются штаты различных сельскохозяйст­ венных контор, но почему никоГо не видно в колхозах и совхозах, где оседают эти «сокращенные штаты». Загад­ ке не только для нас, но и для руководящих лекторов. И дб тех пор, пока м й их будем 'загадывать, лекция так - и Останется дань1р традиции, а не настоятельной потреб­ ностью. КОНОВАЛОВА, СИТНИКОВА, члены КПСС. УМОЛЧАНИЕ ВМЕСТО Штины Если плюрализм мнений, который так усиленно про­ возглашается, 'не сказочка для ‘ непосвященных, то опублику­ йте и мою точку зрения на статью В. Фетисова «Путь к истине» , (см. номера «ЛЗ» от 26 и 30 октября). Я, как и. любой нормальный человек, не хочу, чтобы' «завершали разговор» за меня, не хочу, чтобы далеко не бесспорные рассуждения автора о рели­ гии и атеизме, снабженные претенциозным заголовком, действительно стали истиной в последней инстанции. Во-первых, не могу понять, зачем потребовалось самые простые вещи окутывать мра- :сом таинственности.' Чего, например, стоит вся- дидак­ тика об ■«узнике совести» М. Н. Серине, если автор за- бьшает сказать главное — за что тот осужден? Во-вто­ рых, удивляет пассаж по по­ воду того, как (задается во- просо.м автор) «Эмнисти Ин­ тернэшнл» стало известно имя М. Н. Серина. В конце концов, не за железным за­ навесом живем. Да и почему верующим в СССР нельзя ин­ формировать «братьев и сес­ тер» за рубежом обо .всем, что не составляет государст­ венной и военной тайны? В-третьих, Фетисов обвиняет некоторые зарубежные цер- ' ковные организации в анти­ советизме. Они-де публико­ вали материалы двадцати­ летней давности. Но вспом­ ним годы публикаций — 1975, 1982. 1983. Почему че­ стные люди Запада .должны . были, молча созерцать ста- - линские, хрущевские, бреж- * невские беззакония? Создается впечатление, что автор и не пытается ра­ зобраться в большинстве ре­ лигиозных проблем, 'а потому^ часто просто сбивается нЩк эмоциональную и бездоказг!^ тельную терминологию нре- мен застоя. «Ничего не бы- ло»_ и все тут! Ни гоне­ ний, ни преследований. А узники каким-то- непостижи­ мым образом оказывались 'В местах не столь отдаленных. Из Статьи невозможна по­ нять, откуда вообще берутся «узники совести». Может , быть, организованно' подают ? заявления с просьбой упечь ' их,куда-нибудь подальше? .Не случайно же автор восклица­ ет: «Неужели вера требует такую ■страшную _плату ■за возможность пребыва'гь в ней?». Чем объ,рснить свя­ тую наивность? ■Беспамятст­ вом? Но давайте тогда вспом­ ним, что в тридцатые годы ‘ , даже старые большевики пла- ‘'тили по самохму строгому сче­ ту за веру в коммунизм'. Ну, и наконец ’ главное:^ заявленный в подзаголовков разговор о вере и безверцй1Р предназначении человека в силу этих и других причин, получился не очень ясным. Ю. БЕРЕЖНОЙ, 24 года. о НРАВСТВЕННОСТИ Чедовек' не может не ду­ мать о вечных вопросах — о том. что нравственно и без­ нравственно, что морально и аморально. И особенно остро, и рбнаженно они (эти вопро­ сы) встают перед ним сегод­ ня. На них приходится пос­ тоянно' отвечать. И другим. И главное — себе. Все мы пб-ра'зному пред­ ставляем цели перестройки. Для одних главное. демок­ ратизация и гласность, для других куда важнее колбаса и импортные сапоги на при- лавдах магазинов. Не хоте­ лось бы искусственно проти­ вопоставлять одно другому. Однако я вижу, здесь проб­ лему. И серьезную. Мне ка­ жется, что люди, мечтающйе о товарном изобилии, начи­ нают постепенно, разочаровы­ ваться в перестройке, в тех нравственных ценностях, ко­ торые она возрождает. Мно-. гие с ностальгией вспомина­ ют застойные нремена, ког­ да- в обмен на сибирскую нщ)зть в торговую сеть псюту- пал ширпотреб 'с вонаделен- ными бирками «Майе 1“..;» и призывают расширять торгов­ лю сырьем и сегодня. Да, можно обвинить их в некомпетентности, непонима­ нии ситуации. Но стоит ли? В конце концов мы пожина­ ем плоды лицемерия, кото­ рым долгое время отличалась наша- идеологическая работа. Давно ли,считалось, что знать всю правду вредно о поло­ жении в нашем обществе, не мы ли провозглашали, будто великая цель оправдывает все средства? Всем нам давно пора 'по­ нять: с помощью негодных методов благой цели не до­ биться. Вот почему главный ло13унг сегодня: «Больше де­ мократии, больше социализ­ ма». Вот почему именно нравственное начало в осно­ ве многих ньшешних ре­ форм. Конечно, не- все они пока реализованы. Вообще процессы обновления идут очень непросто. Но другого пути у нас, нет.- Об этом го­ ворится с разных трибун. Од­ нако понимание необратимо­ сти перестройки зреет мед­ леннее, чем хотелось бы. Многие еще выжидают, на­ ходятся в плену вчерашних стереотипов, не понимая и не принимая сложности и длительности перемен в сфе­ ре экономики. С этими людь­ ми еще предстоит ра'ботать. Разумеется, газеты, радио, телевидение немало делают. Но и их усилий сеюдня недо­ статочно. Необходимо живое общение идеологических ра­ ботников, активный диалог по важнейшим прюбяемам. В че­ ловеке надо воспитывать творца перестройки,- органи­ ческую потребность в демок­ ратии, гласности, правде. В этом основная гарантия необ­ ратимости перестройки, того, что человек не заб5''дет горь­ ких уроков истории— прес­ туплений сталинщины и за­ стоя, не допустит формирова­ ния новых куль-гов и кульуи- Пона делаются первые ша­ ги. Естественно, -что и пере­ мен больше*'всего в- идеоло­ гической сфере. Время, отме­ ло казавщиеся незыблемыми неписаные запреты , на ми­ тинги и демонстрации. Но­ вые высоты и те.мы осваива­ ют художественная литера­ тура и публицистика. Мы, наконец-то, заговорили б приоритете общечеловечес­ ких ценностей над. любьши другими. Мы возвращаем до­ верие слову. Ну, а за словом, как известно, дело. А.-ЧЛОЯН, главный экономист треста «Жилстрой».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz