Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех стран,, соединяйтесь! Л енинское знамя Ш Ш Ш Орган Липецкого областного комитета КПСС 71-й год и областного Совета народных депутатов издания Пятница, 2 декабря 198б г. ^ №276(182731 Цена 3 коп. Внеочередная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР завершила работу- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО М. С. ГОРБАЧЕВА Товарищи депутат!^!!. Вне­ очередная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР, собравшаяся для решения вопросов, имеющих судьбоно­ сное значение для советских лю д е й , завершает свою ра- Я р ? у . Принятие проектов З а ­ конов откроет зеленый свет радикальным преобразовани-. ям политической системы, ко­ торые были определены ре­ шениями XIX партийной кон­ ференции, в которых Нужда­ ется наша страна. Состоявшееся в Верховном Совете СССР' обсуждение законопроеИтов — это круп­ ный- и важный политический разговор, ^ какого мы давно не. сльппалй на Сессиях вы­ сшего органа власти страны. Завершая всенародную дискуссию об измерении Кон­ ституции и новой избиратель­ ной системе, депутаты, на­ ряду с конкретными замеча­ ниями, ясно выразили свое отношение к самой идее по­ литической реформы, к пу­ тям ее осуществления на практике. И общий итог ра­ боты сессии-в этом смысле однозначен: реформа назрела и надо безотлагательно про­ водить ее в ЖИЗНЬ: Очень важно! что наше обсуждение вышло на гораз­ до более широкий заинтере­ сованный Разговор—о судь­ бах перестройки, о перспек­ тивах преобразований. осу­ ществляемых в экономике и других сферах общественной жизни. Соображения, кото­ рые высказывались в этой связи, станут хорошим заде­ лам развертьшания ра­ боты организованных на новой основе высших ор­ ганов власти страны. Много полезного найдут в высказы­ ваниях депутатов партийные органы, наши общественные организации, руководящие, кадре . 'М не хотелось, бы-,‘вы ­ ступая ’с этой, трибуны, при­ влечь их внимание к тому, что прозвучало в выступле­ ниях депутатов. В них много пищи для размьиилений о том, как нам нужно вести дело на нынешнем этапе пе­ рестройки. Среди большого многообра­ зия поставленных здесь во­ просов чаще всего звучали три темы. Это, прежде всего, соци­ ально - экономические проб­ лемы развития страны в целом и отдельных ее регио­ нов, улучшения условий жиз­ ни трудящихся. Решение этих насущных проблем депутаты справедливо связывают суг^ лублением перестройки, ис­ пользованием возможностей, открываемых переходом пред­ приятий на хозрасчет и са ­ мофинансирование, с разви­ тием кбопе]рации, с раскре­ пощением инициативы и пред­ приимчивости людей, с ши­ роким внедрением ‘ арендных отношений в отраслях народ­ ного хозяйства и в первую очередь на селе. Причем все это неразрьгено соединялось с* реформой политической, с демократизацией и глас­ ностью, с раскрытием твор­ ческого потенциала всего советского народа и' каждого нашето человека. Вторая тема, ставшая стер­ жневой в выступлениях депу­ татов, — это приоритетность перестройки, необходимость настойчиво, йродвигать впе­ ред жизненно важный для нашего народа процесс об­ новления социализма, обере­ гать его от всего наносного, случайного, вторичного, • от псвщтсж возводить перед ним искусственные препятствия, отвлекать внимание общества на побочные вопросы. Ну и, разумеется, от прямых на­ падок как справа, так и слева - на саму перестройку, на по­ литику перестройки. Только в- русле перестрой­ ки, только на ее путях мо­ жет быть найдено решение главных проблем, стоящих перед нашим обпщством, пе­ ред всеми народами, про­ живающими в нашей великой стране. Это, товарищи, очень важный вывод, политическая констатация, которая вьютра- даиа нами за три прошедших года. И она подтеерждена здесь общим мнением де- путатов Верховного. Совета. Наконец, третьей темой стало' совершенствование межнациональных отношений, разграничение полномочий Союза и республик. Это хо­ рошо и полезно уже потому, что Верховный Совет СССР, а с ним и вся страна могут четко сформулировать свою позицию по жизненно важ­ ным- вопросам, взвесить до­ воды наппйс товарищей, пред­ ставляющих высшие ортаны власти союзных и автоном- нь1х республик, других на­ циональных ббразбваний. Ни­ сколько не стремясь сгладить или свести к общему знаме­ нателю различные точки зре­ ния, которые прозвучали с -ЭТОЙ трибуны, хочется под­ черкнуть главное — высту­ павшие были едины в том, что интересам всех наших народой отвечает девиз: «Щх)чный Союз—это сильный центр и сильные республи­ ки». (Аплодисменты). При- . чем. Союз в нашем поаима- 'нии—это все республики вме. сте взятые, иными словами, их совместный интерес и коллективная воля, с кото­ рыми не может не считаться ни один член нашей феде­ рации. Думаю, товарищи^ будет цравильным сказать, что с этой сессии мы выйдем с окрепшим убеждением в,том, что надо не жалеть усилий, чтобы в нашем общем доме — Союзе Советских Социа­ листических •Республик все нации .н народности чувство­ вали с ^ я хорошо, имели воз­ можность свободно развивать свои советские национальные традиции, язык, культуру, укрепляли сотрудничество между собой во всех сферах жизни, берегли и множили ленинское наследие йнтерна- Все народы нашей страны должны быть уверены в том, что в Союзе ССР волную­ щие их проблемы будут ре­ шаться по-братски, на основе уважительности и взаимопо­ нимания. Причем, речь идет не р. каком-то отдаленном пе­ риоде. а о намерении фунда­ ментально рассмотреть эти вопросы на Пленуме ЦК в июне будущего года, д а й н а подходах к нему—ведь есть много проблем, которые дол­ жны решаться уже завтра, в последующие дни и месяцы, -т- а затем закрепить их в рамках вновь созданных го» сударственных структур. У нас только что состоял­ ся Президиум . Верховного Совета СССР. Эта тема там тоже обсуждалась в откры­ той форме и с горотей за­ интересованностью. Я сказал товарищам, что мы и в Цент­ ре, и в республиках должны освободиться от подозрений друг к другу.-В дискуссиях, встречах с товарищами, пред­ ставителями республик ч.ув- ствуется, что такие взаим­ ные подозрения есть. В рес­ публиках думцют о каких-то «тайнах- Кремля» по отноше­ нию к ним, а в центре не­ редко воспринимают поста­ новку вопросов с их стороны, как нечто неподходящее. От этого надо избавляться, то- Если мы с вами привер­ жены нашему выбору, кото­ рый сделали в Октябре, если мы хОтим продолжать нача­ тое тогда дело, обновлять нашу страну на принципах социализма, если мы за друж­ бу народов, основанную на ленинских принципах, за пе­ рестройку—то договоримся по всем вопросам и решим их. Это самое главное. Ну а если кто придерживается других позиций, тогда трудно рассчитывать, что он будет заботиться О нашем Союзе, о гармонизации отношений между центром и республи­ ками, о том, чтобы в нашей стране всем народам и на­ родностям и каждому чело­ веку любой национальности, где бы он ни жил, жилось хорошо. Таких мы должны поставить на место. (Аплоди- сменты). Особо следует сказать, что . вся работа на этом направ-’ лении будет вестись в тесном сотрудничестве центральных и республиканских партий­ ных и государственных ор­ ганов, общественных органи­ заций, ученьк, специалистов, широкой общественности, бу­ дет проходить гласно и от­ крыто. Чего греха таить, мы по­ лучили в центре хороший уров. “Думаю, и вы все его получили—из всегЬ того, что пережили при ’ обсуждении вопросов первого этапа ре- оомы. Знаете, без этого не обойтись. Будем получать, наверное, шишки и в других вопросах. Но важно оставаты ся на принципиальных пози­ циях, сохранять и углублять доверие между ,республиками и Союзом, а в каждой рес­ публике — между ■ всеми цроживающими в ней наро- Многого можно было избе­ жать и, как\показало об­ суждение, найти приемлемые для Верховного Совета- фор­ мулы, если бы, при подготов­ ке документов все было бы по-настоящему продумано. Это с однрй стороны. С дру­ гой же, многое из того, что воспринимается сегодня как приемлемое и даже необхо­ димое для продвижения про­ цесса демократизации в стра­ не, на первом этапе вызы­ вало вопросы. Почему? Пото­ му что мы не удосужились это как следует объяснить. Значит, над Центром дов. лела старая привычка: ни­ чего, ; все и так пройдет. Поэтому я пов:?оряю: всё мы проходим сейчас большую школу, и надо, чтобы все в ней Оказались успевагощй- Принятие Законов об изме­ нениях Конституции и выбо­ рах народных- депутатов от­ кроет новую полосу в раз­ витии советской государствен­ ности на основе демократиза­ ции и самоуправления на­ рода. В ник закладывается много новаций. Это необхо­ димо, поскольку сама перест­ ройка — время нестандарт- ', ных, непривычных решений, время поиска и ломки вче­ рашних догм. Это все мы дол­ жны. хо1юшо понимать, това­ рищи. В 'этом , видимо, и сек­ рет того, что новые моменты проектов — такие, как съез­ ды народных децутатов, цред- ставительство общественных организаций, - ностоявно дей­ ствующий -Верховный Совет, альтернативные кандидаты на выборах и ряд других — не сразу были поняты и под­ держаны. -Такава логика жиз­ ни, таков, удел новых ре­ шений. Вместе с тем мы убеясде- ны, что эти- решения нужны. Нужны потому, что'расковы­ вают энергию и инициативу- людей, позволяют каждому сказать свое слово в поли­ тической жизни, дают, возт можвость хюсударству лучше аккумулировать и выражать интересы народа. Конечно, все детали, все конкретности политичтекой реформы предвидеть сейчас трудно. И вчера, и позавчера депутаты правильно говори-, ли, что вряд ли мы с пер­ вого захода выйдем на иде­ альные. абсолютно совершен­ ные во всех отношениях до­ кументы. В такой переходный период, каким является пе­ рестройка, еще . и еще раз призюдят на ум слова Влади­ мира Ильича Ленина о том, что мы никогда «ие рассмат­ ривали нашу деятельность вообще и свою Конституцию в частности образцом совер­ шенства», пригодным! «на вФ ни вечные». Н если опыт по­ кажет необходимость! внести г ективы в организапщю ров, представительство общественных организаций, в работу палат или депутатов, в какие-то другие моменты — такая воэможностъ. ра­ зумеется, будет. ! Надо иметь в виду и то, что мы создаем новый, очень авторитетный представитель­ ный орган власти, который будет отражать все 1 нацио­ нальные, территориальные и социальные интересы общест­ ва, весь плюрализм мнений, взглядов, потребностей. И вполне естественно, что. та­ кой орган—съезд народных депутатов СССР—и !избран­ ный им постоянно действую- '1ций Верховный Совет смогут при необходимости уточнить, оптимизировать предлагаемый сегодня государственный' ме­ ханизм. Еще и ещ'е раз хочется повторить: сейчас важно на- .чать, двинуться”вперед,взять, разбег' в политической ре­ форме, намеченной XIX пар тийной конференцией, Приня тие законопроектов одновре менно означает, что мывсту паем в новый ее этап, за трагивающий вопросы гармо­ низации отношений центра и- союзных республик. Товарищи депутаты! Нынешний состав Верхов­ ного Совета СССР проводит свою последнюю сессию. Ко­ нечно, он будет вьшолнять свои функции до избрания съездом народных депутатов нового высшего органа влас­ ти страны, будут работать и действовать все депутаты. Но, если не возникнет необ­ ходимость в экстренном со­ зыве сессии Верховного Со­ вета СССР, сегодняшнее за­ седание — это заключитель­ ный акт его богатой поли­ тической биографии, Судить об итогах работы Верховного Совета — дело трудящихся, да и жизнь сама оценит то, что сделано этим составом депутатов. Оценки, как вы здесь слььшали, бьши неоднозначные. Откровенно окажу, некоторые вьгсказыва- ния по адресу этого* Верхов­ ного Совета >и . депутатов бы­ ли, думаю, не совсем кор­ ректными и даже задевали лично меня как депутата. Почему? Потому- что можно со всей определенностью ска­ зать: «а долю Верховного Со^ вета именно этого созыва вьюала великая ответствен­ ность принятия решений, свя­ занных с вступлением нашей страны на путь революцион­ ной' перестройки, обновления советского общества. И Цент­ ральный Комитет партии вы­ соко' ценит то, что депутаты активно поддержали курс XXVII съезда, многое сдела­ ли для того, чтобы пере­ вести его в плоскость прак­ тической под ликое дело. Достаточно напомнить Щ- кие фундаментальные наши решения, как Закон о госу­ дарственном социалистичес­ ком предприятии. Закон о кооперации, как сегодняшние законопроекты, которые да- ’ют мощный импульс полити- . ческой реформе. Этими важ­ ными вехами будет опре­ деляться значение. Вер­ ховного Совета! СССР один­ надцатого созыва в истории нашей страны. Позвольте мне выразить твердую уверенность, доро­ гие товарищи, 'ЧТО вы будете продолжать активно участво­ вать в политической жизни, бороться за осуществление задач перестройки, за вопло­ щение тех важнейших реше­ ний, которые мы принимали до сих нор и примем на этой сессии; (Аплодисменты). ПО ПУТИ ОБНОВЛЕНИН ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В течение трех дней депу­ таты, высшего органа госу- ^ ■ ^ т в е н н о й властц активно, ^ 1ршципйально, ' не обходя острых проблем, обсуждали пути развития страны, совет­ ского общества, углубления социалистической демократии, реформы политической си­ стемы. ,Всесторонне рассмотрены закойопроекты, которые в об­ становке щирокой гласности обсуждены миллионами гра- /ждан СССР. От имени и по воле избирателей депутаты внесли в них необходимые поправки и дойоляения, после чего документы были приня­ ты, стали законами СССР. Их назначение — обесдачить но­ вый шаг по пути перестрой­ ки, направленный на созда­ ние социалистического пра-, вового государства, воплоще­ ние в практику решений XIX партийной конференции. 1 декабря в Большом Крем. I продолжала цатая сессия Верховного Со­ вета СССР одиннадаатотосо- зыва. В 12 часов дня нача­ лось ' четвертое совместное заседание Совета Сшоза и Совета Национальностей. В нем принимали участие Гор­ бачев М. С., Воротников В. И., Зайков Л. Н„ Лига­ чев Е. К., Никонов В. П., Рыжков Й. И., Слюньков Н. Н., Чебриков В. М., Ше­ варднадзе Э. А., Щербкцкий В. В., Яковлев А. Н., Бирю­ кова А. П„ Власов А. В., “ 1 А. И., Маслюков Разумовский Г. П., Соловьев Ю. Ф., Талызин Н. В., Язов Д. Т-, Бакланов О. Д. Председательст в у ю щ и й ’ председатель Совета Союза Ю. Н. христораднов предо-- ставляет слово кандидагу в члены Политбюро ЦК -КПСС, секретарю ЦК КПСС, пред­ седателю Комиссии законода­ тельных предположений Со­ вета Союза. Г. П. Разумов- СССР в связи с нарушения­ ми полномочий республики ведомственными актами. Это предложение можно было бы учесть в пунктах 2 и ,4 ста- ;,тьи 125 конституционного проекта, включив в пере­ чень организаций, обладаю- Выступление Г. Я. РАЗУМОВСКОГО 'Уважаемые товарищи депу­ таты! По поручению Верховного Совета СССР комиссии за­ конодательных' предположе­ ний рассмотрели высказан­ ные на настоящей сессии предложения и замечания депутатов, касающиеся, про­ ектов Законов' об изменени­ ях и дополнениях Конститу­ ции СССР, и о выборах на- роднКге депутатов СССР. Итоги рассмотрения доложе­ ны Президиуму Верховного Совета СССР, который под­ держал вьшоды, сделанные комиссиями. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, чго все пред- ' ложения депутатов, а высту­ пило, как вы знаете, 37 че­ ловек, были проникнуты же­ ланием сделать законопроек- ^ ты более точными, более яс­ ными в отдельшлх положени­ ях с тем, чтобы они полнее отражали инте^юсы народа, идеи XIX Всесоюзной пар­ тийной конференции. С целым рядом поправок, дополнеянй комиссии счита-г ют возможным согласиться. Позвольте доложить кол­ лективно выработанное мне­ ние по коннретньш предло­ жениям депутатов. В докладе М. С. Горба­ чева. а также в выступлени­ ях некоторых депутатов под­ нимались .вопросы, связан­ ные , с работой депутатов в новом ВерхоБНок Совете СССР. Высказывались поже­ лания лучше учитьшать про­ фессиональные интересы депутатов, которые будут со-- четать обязанности членов Верховного Совета СССР с работой в трудовых коллек­ тивах. Поэтому в части вто­ рой статьи 124 проекта За­ кона об изменениях и допол­ нениях Конституции СССР предлагается записать, что народные депутаты, избран­ ные в Верховный Совет СССР, не освобождаются, как ЭТО говорилось раньше, а могут освобождаться от вьшолнения служебных или производственных обязан­ ностей на весь период сво­ их полномочий в Верховном Совете СССР. Сколько иметь освобожденных дету- татов — может быть, всех, а может, только часть — э то . решит будущий Верхов­ ный Совет. Как известно, многие де­ путаты в своих выступлени­ ях затрагивали вопросы обес­ печения суверенитета союз­ ных республик, расширения их’ прав. Так, депутаты В. С. Щетчевно, Г. П. Паллаев по­ ставили вопрос о закрепле­ нии права союзной респуб­ лики обращаться в Комитет конституционного надзора тьея в Комитет конституци­ онного надзора, высшие 01>- ганы государственной влас­ ти союзных республик. - При этом сам Комитет конститу­ ционного надзора наделяется правом законодательной ини­ циативы (статья 114). В выступлении Председа­ теля Президиума Верховно­ го Совета Латвийской ССР A. В. Горбунова был постав­ лен вопрос об учете интере­ сов _союзных республик при формировании Совета Союза Верховного Совета СССР. В этой связи предлагает­ ся вторую фразу части чет-. вертой статьи 111 еформу , лировать следующим обра?-' «С(жет Союза избирается из числа народттых депута­ тов СССР от территориаль­ ных избирательных округов и народных дещтатов СССР от общественных организа­ ций с ‘учетом гасленности избирателей в союзной рес­ публике или регионе». ,С учетом выступления де­ путата :Д. И. Патиапшили с просьбой об изменении ре­ дакции пункта 13 статьи 119 Конституции СССР было бы целесообразно в Конституции записать в пункте 13 статьи 119, что Президиум Верхов­ ного Совета СССР «в инте­ ресах защиты СССР и б ^о - пасности его граждан объяв­ ляет военное либо чрезвы­ чайное положение по всей стране, а 'такж е в отдельных Местностях — при обязате­ льном рассмотрении данного вопроса с Президиумом Вер­ ховного Совета соответству­ ющей союзной республики; может, вводить в указанных «случаях особые формы уп­ равления, ‘ осуществляемого государственными органами Союза ССР и союзных рес­ публик». Депутаты В. К. Месяц и B. А. Коптюг внесли пред­ ложение о предоставлении права Советам народных де­ путатов проводить региональ­ ные референдумы по вопро­ сам, относящимся к их ком­ петенции. Данное предложе­ ние отвечает интересам раз­ вития социалистической де­ мократии. Поэтому предлага­ ется часть первую статьи 91 изложить в следующей ре­ дакции: «Важнейшие вопро­ сы общесоюзного, республи­ канского и местного значе­ ния решаются на заседани­ ях съездов народных депу­ татов, сессиях '' Верховных Советов и местных Советов или ставщ'ся ймн на рефе­ рендумы».' Среди предложений, ко­ торые комиссии считают це­ лесообразным поддержать, — дополнение статьи 91 также указанием: «Любое должно­ стное лицо может быть до­ срочно освобождено от за­ нимаемой должности в слу­ чае ненадлежащего выполне­ ния им своих служебных обязанностей». Ряд товарищей высказы­ вали мнение, что избиратели должны голосовать там, где' они живут. В этой связи предлагалось отказаться от удостоверений на право го­ лосования. Вы понимаете, что устранение от голосова­ ния граждан, временно про­ живающих вне постоянного места жительства, фактичес­ ки лишило бы многие тыся­ чи людей избирательных прав, незаслуженно обиде­ ло бы их. * - ' ^ Вместе с тем комиссии считали бы возможным со­ гласиться с предложением не проводить голосования на крупных железнодорожных и двтомобильных станциях, в аэропортах, морских и реч­ ных портах, гостиницах, по­ ездах, поскольку такое голо­ сование действительно носит формальный характер. В этой, связи уточняются статьи 19, 20, 52 Закона о выборах народных депутатов СССР. Некоторые предложения депутатов уже получили от­ ражение в тех поправках, которые были ранее вне­ сены комиссиями в тексты проектов. Так, предложение депута­ та А. Н. Фадеева предоста­ вить право образовывать ок- руна?Ь1е избирательные ко­ миссии не только Советам, но и их президиумам, учте­ но в поправках к статьям 24, 26 и других проекта Закона о выборах народных депутатов СССР. Предложение депутата В. П. Ефремова о расшире­ нии состава-Комитета кон­ ституционного надзора СССР реализовано в поправках к , 125 Констйтущш Депутат И. И. Жирнов подчеркивал, как важно ак­ тивизировать первичные звенья общественных орга- нрйаций, усилить их влия­ ние начюдбор и выдвижение кандидатов. Это учтено в новой редакции статьи 100 конституционного проекта. Депутат С. Б. Татлиев считает необходимым отра­ зить в статье 94 Конститу­ ции СССР требование . об обязательности решений вы­ шестоящих .Советов для ни­ жестоящих. Этот принцип закреплен в статье 3 дей­ ствующей Конституции Что касается предложения депутата В. Д. Жиловского относительно вынесения про­ ектов законов на всенарод­ ное обсуждение, то это пре­ дусмотрено статьей 5 дей­ ствующей -Конституции Предложение депутата ■ Р. X. Хабибуллина относи­ тельно избрания должност­ ных лиц народными депута­ тами при условии прекраще­ ния ими своей служебной деятельности учтено в по­ правках к статье 40 проек­ та Закона о выборах - на­ родных депутатов СССР. Предложения депутатов В. И. Казакова, А. М. Ма- салиева, А. Н. Фадеева об , избрации народных депута­ тов СССР относительным большинством голосов час­ тично учтено. поскольку именно так определяются ре­ зультаты выборов при пов­ торном голосовании. Многие выступившие на сессии депутаты предлагали те , или иные поправки, вы­ ходящие з а рамки обсужда­ емых законопроектов. По мнению комиссий, эти пред­ ложения, большинство из которьщ имеют -четко выра­ женный конструктивный ха­ рактер, можно' и нужно учесть в дальнейшей зако­ нотворческой работе как Союза ССР, так и союзных республик. Депутаты В. С! Астраус- кас, Т. А, Жумаканов, Ю. Н. Прокопьев, Н. И. Попов. . Л. М. Данильченко, ' А. Г. Костенюк.и другие , стави­ ли вопросы о восстановле­ нии реального полновластия местных Советов. Речь, в частности, шла о том, что­ бы хозяйственная и соци­ ально-культурная деятель­ ность на соответствующей территории осуществлялась с согласия Совета. Предла­ галось расширить функции органов власти на местах, усилить роль сельских Со­ ветов, улучшить работу с Комиссии считают, что данные и другие ' аналогич­ ные предложения заслужи­ вают пристального внима­ ния и поддержки. Собст­ венно, вс е это еще раз под­ тверждает положение докла­ да: дело с подготовкой З а ­ кона СССР о местном са­ моуправлении и местном хо­ зяйстве нельзя затягивать. Тов. Горбунов А. В. го­ ворил о целесообразности дать союзным республикам право опротестовьивать акты Совета Министров СССР, союзных мйнистерсш и ве-, домств, противоречащие Конституции и ваконам республик; Это предложе­ ние частично учтено в статье 125, о чем уже говорилось. В целом же его следовало бы рассмотреть в совокуп-. ности с другими проблема­ ми. связанными с расшире- 1шем прав союзных рес1^б - Депутаты В. С. Мавликов, Н. П. Отке, Ю. Н. Прокопь­ ев, Г. П. Паллаев, Р. X. Ха- бибуллин ставили ряд воп­ росов о _ представительстве автономий в высшем ' орга­ не власти СС;СР, а также о правовом статусе автоном­ ных образований. Думается, что эти важные вопросы, как условились на сессии, следует "тщательно прора­ ботать в общем комплексе проблем нашего националь­ но-государственного устрой- Депутаты 3. П. Пухова В. С. Мавликов, А. М. Ма- салиев, В. И. Мироненко и другие поднимали ряд воп­ росов, касающихся органи­ зации и деятельности съез­ да народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, образуемых ими де­ путатских органов. Забота о полном демократизме го­ сударственной власти в центре, ее действенности понятна и обоснована. Ос- ногаые гарантии этого з а ­ ложены в изменениях и до­ полнениях Конституции СССР. Но депутаты — и ‘ комиссий считают это спра­ ведливым —• подчеркивали необходимость усиления этих гарантий. Многие предло­ жения на этот счет, по на­ шему мнению, могли бы получить закрепление в рег­ ламенте съезда народных де­ путатов и Верховного Сове­ та, в законодательных ак- ,тах о, комитетах Верховно-, го Совета и комиссиях па­ лат, о статусе народных де-. путатов в СССР; об отзыве народного депутата СССР и других. •Хотелось бы остановиться и на вопросах, по которым высказывались разные, по- рбй прот{ивоположные точ- В выступлениях некото­ рых депутатов'ставилась под сомнение целесообразность прямого. ' представительства на съездах народных депу­ татов от общественных ор­ ганизаций. ' В то же время, в выступлениях депутатов К. Ю. Лаврова, В. С. Шев­ ченко, . В, И. Мироненко, К Турысова, Н. И. Попова, Р. С. Бобовикова Ич ряда других подчеркивалось, что представительство от . тер- .риториальных округов и от общественных организаций расширит возможности съез­ да народных депутатов и Шрховного Совета СССР, позволит правильно выра­ жать разнообразие социаль­ ных интересов в обществе, осуществлять их согласова­ ние. . Эти высказывания от­ ражают м:-:ение большинст­ ва депутатов. Комиссии с этим мнением полностью со Депутат А. Ф. Рюйтель предлагал сохранить в Эс-- тошш в качестве высшего органа государственной власти Верховный Совет и не создавать съезда народ­ ных депутатов. Вопрос этот не локальный. Общность основных начал построения высших органов государст­ венной власти — существен­ ная гарантия единства Сове­ тов, залог прочности всего нашего союза. Естествен­ но, что конкретно определить компетенцию съезда народ­ ных депутатов республики — дело самой республики.' Это, кстати, учтено в по­ правках к конституционному проекту. Депутат А. М. Масалйев считает, что следовало бы сохранить за съездом на­ родных депутатов право от­ менять законодательные ак­ ты союзных и автономных республик в случае их не­ соответствия . Конституции СССР, что предусматрива­ лось в первоначальной , ре­ дакции проекта закона. Комиссии ' рассмотрели этот вопрос и считают, что статья 74 действзпощей Конституции СССР достаточ­ но обеспечивает верховен-, ство союзных законов на территории страны. Депутат Р. X. Хабибуллин сказал, что вряд ли целесо­ образно предоставлять час­ ти избирателей право нес­ кольких голосов, имея в виду членов выборных ор­ ганов общественных орга­ низаций. Речь идет о раз­ ных подходах, разных спо­ собах выборов. В одном случае гражданин — изби­ ратель, в другом — он вы­ ражает волю членов своей общественной организации и является голосующим. Так и записано 'в проекте зако- Были высказаны депутата­ ми и другие предложения. Все они тщательно рассмот- . Комиссии не ограничива­ лись обсуждение’м только тех предложений, которые были высказаны на настоя­ щей сессии. В ходе ее ра­ боты депутаты- В. Г. Афа­ насьев, Г. М. Гринева, П. А. Загребельный, И. А. Земчен- ков, А. К. Зитманис, В. Р. Лийв, А. А. Логунов, А. В. Маслова, Ю. Т. Почечуев. С. Л. Соколов, Т. В. Щегло­ ва, М. И. Фомичева переда­ ли замечания избирателей, ■крудовых коллективов, са­ модеятельных обществен­ ных .объединений, касаю­ щиеся законопроектов. Все они также были вниматель­ но рассмотрены. Значитель­ ная часть этих предложений в той или иной мере учтена в поправках к законопроек- Товйрищи! На итоговом йаседании комиссий законо­ дательных предположений был поднят вопрос, о котс^ , ром мне поручено вам доло- В статье 37, проекта За-, кона о выборах народных депутатов^ СССР ранее гово­ рилось, что кандидатами в депутаты как правило вы­ двигаются граждане, рабо­ тающие или проживающие в избирательных округах. . Сейчас в этой статье сло­ ва как правило сняты. Ряд депутатов усмотрели в этом ограничение возможности из­ бирателей самим решать, ко­ го они хотели бы видеть де­ путатом. ■' В частности, депутат С. А. Амбарцумян привел приме]^, что в течение многих созы­ вов депутатом Верховного Совета .СССР от Армении избирался известный воена- . чальник, маршал И. X. Баг­ рамян. постоянно проживав­ ший в г. Москве. Нужно ли нам создавать в законе Пре­ пятствия для исключений та­ кого рода, если они отража­ ют действительное волеизъ­ явление избирателей? Ко­ миссии единодушно высказа­ лись за сохранение первона­ чального текста этой статьи. (Окончаиве на 2-й стр.^).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz