Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран,, соединяйтесь! Л енинское знамя Ш Ш Ш Орган Липецкого областного комитета КПСС 71-й год и областного Совета народных депутатов издания Пятница, 2 декабря 198б г. ^ №276(182731 Цена 3 коп. Внеочередная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР завершила работу- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО М. С. ГОРБАЧЕВА Товарищи депутат!^!!. Вне очередная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР, собравшаяся для решения вопросов, имеющих судьбоно сное значение для советских лю д е й , завершает свою ра- Я р ? у . Принятие проектов З а конов откроет зеленый свет радикальным преобразовани-. ям политической системы, ко торые были определены ре шениями XIX партийной кон ференции, в которых Нужда ется наша страна. Состоявшееся в Верховном Совете СССР' обсуждение законопроеИтов — это круп ный- и важный политический разговор, ^ какого мы давно не. сльппалй на Сессиях вы сшего органа власти страны. Завершая всенародную дискуссию об измерении Кон ституции и новой избиратель ной системе, депутаты, на ряду с конкретными замеча ниями, ясно выразили свое отношение к самой идее по литической реформы, к пу тям ее осуществления на практике. И общий итог ра боты сессии-в этом смысле однозначен: реформа назрела и надо безотлагательно про водить ее в ЖИЗНЬ: Очень важно! что наше обсуждение вышло на гораз до более широкий заинтере сованный Разговор—о судь бах перестройки, о перспек тивах преобразований. осу ществляемых в экономике и других сферах общественной жизни. Соображения, кото рые высказывались в этой связи, станут хорошим заде лам развертьшания ра боты организованных на новой основе высших ор ганов власти страны. Много полезного найдут в высказы ваниях депутатов партийные органы, наши общественные организации, руководящие, кадре . 'М не хотелось, бы-,‘вы ступая ’с этой, трибуны, при влечь их внимание к тому, что прозвучало в выступле ниях депутатов. В них много пищи для размьиилений о том, как нам нужно вести дело на нынешнем этапе пе рестройки. Среди большого многообра зия поставленных здесь во просов чаще всего звучали три темы. Это, прежде всего, соци ально - экономические проб лемы развития страны в целом и отдельных ее регио нов, улучшения условий жиз ни трудящихся. Решение этих насущных проблем депутаты справедливо связывают суг^ лублением перестройки, ис пользованием возможностей, открываемых переходом пред приятий на хозрасчет и са мофинансирование, с разви тием кбопе]рации, с раскре пощением инициативы и пред приимчивости людей, с ши роким внедрением ‘ арендных отношений в отраслях народ ного хозяйства и в первую очередь на селе. Причем все это неразрьгено соединялось с* реформой политической, с демократизацией и глас ностью, с раскрытием твор ческого потенциала всего советского народа и' каждого нашето человека. Вторая тема, ставшая стер жневой в выступлениях депу татов, — это приоритетность перестройки, необходимость настойчиво, йродвигать впе ред жизненно важный для нашего народа процесс об новления социализма, обере гать его от всего наносного, случайного, вторичного, • от псвщтсж возводить перед ним искусственные препятствия, отвлекать внимание общества на побочные вопросы. Ну и, разумеется, от прямых на падок как справа, так и слева - на саму перестройку, на по литику перестройки. Только в- русле перестрой ки, только на ее путях мо жет быть найдено решение главных проблем, стоящих перед нашим обпщством, пе ред всеми народами, про живающими в нашей великой стране. Это, товарищи, очень важный вывод, политическая констатация, которая вьютра- даиа нами за три прошедших года. И она подтеерждена здесь общим мнением де- путатов Верховного. Совета. Наконец, третьей темой стало' совершенствование межнациональных отношений, разграничение полномочий Союза и республик. Это хо рошо и полезно уже потому, что Верховный Совет СССР, а с ним и вся страна могут четко сформулировать свою позицию по жизненно важ ным- вопросам, взвесить до воды наппйс товарищей, пред ставляющих высшие ортаны власти союзных и автоном- нь1х республик, других на циональных ббразбваний. Ни сколько не стремясь сгладить или свести к общему знаме нателю различные точки зре ния, которые прозвучали с -ЭТОЙ трибуны, хочется под черкнуть главное — высту павшие были едины в том, что интересам всех наших народой отвечает девиз: «Щх)чный Союз—это сильный центр и сильные республи ки». (Аплодисменты). При- . чем. Союз в нашем поаима- 'нии—это все республики вме. сте взятые, иными словами, их совместный интерес и коллективная воля, с кото рыми не может не считаться ни один член нашей феде рации. Думаю, товарищи^ будет цравильным сказать, что с этой сессии мы выйдем с окрепшим убеждением в,том, что надо не жалеть усилий, чтобы в нашем общем доме — Союзе Советских Социа листических •Республик все нации .н народности чувство вали с ^ я хорошо, имели воз можность свободно развивать свои советские национальные традиции, язык, культуру, укрепляли сотрудничество между собой во всех сферах жизни, берегли и множили ленинское наследие йнтерна- Все народы нашей страны должны быть уверены в том, что в Союзе ССР волную щие их проблемы будут ре шаться по-братски, на основе уважительности и взаимопо нимания. Причем, речь идет не р. каком-то отдаленном пе риоде. а о намерении фунда ментально рассмотреть эти вопросы на Пленуме ЦК в июне будущего года, д а й н а подходах к нему—ведь есть много проблем, которые дол жны решаться уже завтра, в последующие дни и месяцы, -т- а затем закрепить их в рамках вновь созданных го» сударственных структур. У нас только что состоял ся Президиум . Верховного Совета СССР. Эта тема там тоже обсуждалась в откры той форме и с горотей за интересованностью. Я сказал товарищам, что мы и в Цент ре, и в республиках должны освободиться от подозрений друг к другу.-В дискуссиях, встречах с товарищами, пред ставителями республик ч.ув- ствуется, что такие взаим ные подозрения есть. В рес публиках думцют о каких-то «тайнах- Кремля» по отноше нию к ним, а в центре не редко воспринимают поста новку вопросов с их стороны, как нечто неподходящее. От этого надо избавляться, то- Если мы с вами привер жены нашему выбору, кото рый сделали в Октябре, если мы хОтим продолжать нача тое тогда дело, обновлять нашу страну на принципах социализма, если мы за друж бу народов, основанную на ленинских принципах, за пе рестройку—то договоримся по всем вопросам и решим их. Это самое главное. Ну а если кто придерживается других позиций, тогда трудно рассчитывать, что он будет заботиться О нашем Союзе, о гармонизации отношений между центром и республи ками, о том, чтобы в нашей стране всем народам и на родностям и каждому чело веку любой национальности, где бы он ни жил, жилось хорошо. Таких мы должны поставить на место. (Аплоди- сменты). Особо следует сказать, что . вся работа на этом направ-’ лении будет вестись в тесном сотрудничестве центральных и республиканских партий ных и государственных ор ганов, общественных органи заций, ученьк, специалистов, широкой общественности, бу дет проходить гласно и от крыто. Чего греха таить, мы по лучили в центре хороший уров. “Думаю, и вы все его получили—из всегЬ того, что пережили при ’ обсуждении вопросов первого этапа ре- оомы. Знаете, без этого не обойтись. Будем получать, наверное, шишки и в других вопросах. Но важно оставаты ся на принципиальных пози циях, сохранять и углублять доверие между ,республиками и Союзом, а в каждой рес публике — между ■ всеми цроживающими в ней наро- Многого можно было избе жать и, как\показало об суждение, найти приемлемые для Верховного Совета- фор мулы, если бы, при подготов ке документов все было бы по-настоящему продумано. Это с однрй стороны. С дру гой же, многое из того, что воспринимается сегодня как приемлемое и даже необхо димое для продвижения про цесса демократизации в стра не, на первом этапе вызы вало вопросы. Почему? Пото му что мы не удосужились это как следует объяснить. Значит, над Центром дов. лела старая привычка: ни чего, ; все и так пройдет. Поэтому я пов:?оряю: всё мы проходим сейчас большую школу, и надо, чтобы все в ней Оказались успевагощй- Принятие Законов об изме нениях Конституции и выбо рах народных- депутатов от кроет новую полосу в раз витии советской государствен ности на основе демократиза ции и самоуправления на рода. В ник закладывается много новаций. Это необхо димо, поскольку сама перест ройка — время нестандарт- ', ных, непривычных решений, время поиска и ломки вче рашних догм. Это все мы дол жны. хо1юшо понимать, това рищи. В 'этом , видимо, и сек рет того, что новые моменты проектов — такие, как съез ды народных децутатов, цред- ставительство общественных организаций, - ностоявно дей ствующий -Верховный Совет, альтернативные кандидаты на выборах и ряд других — не сразу были поняты и под держаны. -Такава логика жиз ни, таков, удел новых ре шений. Вместе с тем мы убеясде- ны, что эти- решения нужны. Нужны потому, что'расковы вают энергию и инициативу- людей, позволяют каждому сказать свое слово в поли тической жизни, дают, возт можвость хюсударству лучше аккумулировать и выражать интересы народа. Конечно, все детали, все конкретности политичтекой реформы предвидеть сейчас трудно. И вчера, и позавчера депутаты правильно говори-, ли, что вряд ли мы с пер вого захода выйдем на иде альные. абсолютно совершен ные во всех отношениях до кументы. В такой переходный период, каким является пе рестройка, еще . и еще раз призюдят на ум слова Влади мира Ильича Ленина о том, что мы никогда «ие рассмат ривали нашу деятельность вообще и свою Конституцию в частности образцом совер шенства», пригодным! «на вФ ни вечные». Н если опыт по кажет необходимость! внести г ективы в организапщю ров, представительство общественных организаций, в работу палат или депутатов, в какие-то другие моменты — такая воэможностъ. ра зумеется, будет. ! Надо иметь в виду и то, что мы создаем новый, очень авторитетный представитель ный орган власти, который будет отражать все 1 нацио нальные, территориальные и социальные интересы общест ва, весь плюрализм мнений, взглядов, потребностей. И вполне естественно, что. та кой орган—съезд народных депутатов СССР—и !избран ный им постоянно действую- '1ций Верховный Совет смогут при необходимости уточнить, оптимизировать предлагаемый сегодня государственный' ме ханизм. Еще и ещ'е раз хочется повторить: сейчас важно на- .чать, двинуться”вперед,взять, разбег' в политической ре форме, намеченной XIX пар тийной конференцией, Приня тие законопроектов одновре менно означает, что мывсту паем в новый ее этап, за трагивающий вопросы гармо низации отношений центра и- союзных республик. Товарищи депутаты! Нынешний состав Верхов ного Совета СССР проводит свою последнюю сессию. Ко нечно, он будет вьшолнять свои функции до избрания съездом народных депутатов нового высшего органа влас ти страны, будут работать и действовать все депутаты. Но, если не возникнет необ ходимость в экстренном со зыве сессии Верховного Со вета СССР, сегодняшнее за седание — это заключитель ный акт его богатой поли тической биографии, Судить об итогах работы Верховного Совета — дело трудящихся, да и жизнь сама оценит то, что сделано этим составом депутатов. Оценки, как вы здесь слььшали, бьши неоднозначные. Откровенно окажу, некоторые вьгсказыва- ния по адресу этого* Верхов ного Совета >и . депутатов бы ли, думаю, не совсем кор ректными и даже задевали лично меня как депутата. Почему? Потому- что можно со всей определенностью ска зать: «а долю Верховного Со^ вета именно этого созыва вьюала великая ответствен ность принятия решений, свя занных с вступлением нашей страны на путь революцион ной' перестройки, обновления советского общества. И Цент ральный Комитет партии вы соко' ценит то, что депутаты активно поддержали курс XXVII съезда, многое сдела ли для того, чтобы пере вести его в плоскость прак тической под ликое дело. Достаточно напомнить Щ- кие фундаментальные наши решения, как Закон о госу дарственном социалистичес ком предприятии. Закон о кооперации, как сегодняшние законопроекты, которые да- ’ют мощный импульс полити- . ческой реформе. Этими важ ными вехами будет опре деляться значение. Вер ховного Совета! СССР один надцатого созыва в истории нашей страны. Позвольте мне выразить твердую уверенность, доро гие товарищи, 'ЧТО вы будете продолжать активно участво вать в политической жизни, бороться за осуществление задач перестройки, за вопло щение тех важнейших реше ний, которые мы принимали до сих нор и примем на этой сессии; (Аплодисменты). ПО ПУТИ ОБНОВЛЕНИН ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В течение трех дней депу таты, высшего органа госу- ^ ■ ^ т в е н н о й властц активно, ^ 1ршципйально, ' не обходя острых проблем, обсуждали пути развития страны, совет ского общества, углубления социалистической демократии, реформы политической си стемы. ,Всесторонне рассмотрены закойопроекты, которые в об становке щирокой гласности обсуждены миллионами гра- /ждан СССР. От имени и по воле избирателей депутаты внесли в них необходимые поправки и дойоляения, после чего документы были приня ты, стали законами СССР. Их назначение — обесдачить но вый шаг по пути перестрой ки, направленный на созда ние социалистического пра-, вового государства, воплоще ние в практику решений XIX партийной конференции. 1 декабря в Большом Крем. I продолжала цатая сессия Верховного Со вета СССР одиннадаатотосо- зыва. В 12 часов дня нача лось ' четвертое совместное заседание Совета Сшоза и Совета Национальностей. В нем принимали участие Гор бачев М. С., Воротников В. И., Зайков Л. Н„ Лига чев Е. К., Никонов В. П., Рыжков Й. И., Слюньков Н. Н., Чебриков В. М., Ше варднадзе Э. А., Щербкцкий В. В., Яковлев А. Н., Бирю кова А. П„ Власов А. В., “ 1 А. И., Маслюков Разумовский Г. П., Соловьев Ю. Ф., Талызин Н. В., Язов Д. Т-, Бакланов О. Д. Председательст в у ю щ и й ’ председатель Совета Союза Ю. Н. христораднов предо-- ставляет слово кандидагу в члены Политбюро ЦК -КПСС, секретарю ЦК КПСС, пред седателю Комиссии законода тельных предположений Со вета Союза. Г. П. Разумов- СССР в связи с нарушения ми полномочий республики ведомственными актами. Это предложение можно было бы учесть в пунктах 2 и ,4 ста- ;,тьи 125 конституционного проекта, включив в пере чень организаций, обладаю- Выступление Г. Я. РАЗУМОВСКОГО 'Уважаемые товарищи депу таты! По поручению Верховного Совета СССР комиссии за конодательных' предположе ний рассмотрели высказан ные на настоящей сессии предложения и замечания депутатов, касающиеся, про ектов Законов' об изменени ях и дополнениях Конститу ции СССР, и о выборах на- роднКге депутатов СССР. Итоги рассмотрения доложе ны Президиуму Верховного Совета СССР, который под держал вьшоды, сделанные комиссиями. Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, чго все пред- ' ложения депутатов, а высту пило, как вы знаете, 37 че ловек, были проникнуты же ланием сделать законопроек- ^ ты более точными, более яс ными в отдельшлх положени ях с тем, чтобы они полнее отражали инте^юсы народа, идеи XIX Всесоюзной пар тийной конференции. С целым рядом поправок, дополнеянй комиссии счита-г ют возможным согласиться. Позвольте доложить кол лективно выработанное мне ние по коннретньш предло жениям депутатов. В докладе М. С. Горба чева. а также в выступлени ях некоторых депутатов под нимались .вопросы, связан ные , с работой депутатов в новом ВерхоБНок Совете СССР. Высказывались поже лания лучше учитьшать про фессиональные интересы депутатов, которые будут со-- четать обязанности членов Верховного Совета СССР с работой в трудовых коллек тивах. Поэтому в части вто рой статьи 124 проекта За кона об изменениях и допол нениях Конституции СССР предлагается записать, что народные депутаты, избран ные в Верховный Совет СССР, не освобождаются, как ЭТО говорилось раньше, а могут освобождаться от вьшолнения служебных или производственных обязан ностей на весь период сво их полномочий в Верховном Совете СССР. Сколько иметь освобожденных дету- татов — может быть, всех, а может, только часть — э то . решит будущий Верхов ный Совет. Как известно, многие де путаты в своих выступлени ях затрагивали вопросы обес печения суверенитета союз ных республик, расширения их’ прав. Так, депутаты В. С. Щетчевно, Г. П. Паллаев по ставили вопрос о закрепле нии права союзной респуб лики обращаться в Комитет конституционного надзора тьея в Комитет конституци онного надзора, высшие 01>- ганы государственной влас ти союзных республик. - При этом сам Комитет конститу ционного надзора наделяется правом законодательной ини циативы (статья 114). В выступлении Председа теля Президиума Верховно го Совета Латвийской ССР A. В. Горбунова был постав лен вопрос об учете интере сов _союзных республик при формировании Совета Союза Верховного Совета СССР. В этой связи предлагает ся вторую фразу части чет-. вертой статьи 111 еформу , лировать следующим обра?-' «С(жет Союза избирается из числа народттых депута тов СССР от территориаль ных избирательных округов и народных дещтатов СССР от общественных организа ций с ‘учетом гасленности избирателей в союзной рес публике или регионе». ,С учетом выступления де путата :Д. И. Патиапшили с просьбой об изменении ре дакции пункта 13 статьи 119 Конституции СССР было бы целесообразно в Конституции записать в пункте 13 статьи 119, что Президиум Верхов ного Совета СССР «в инте ресах защиты СССР и б ^о - пасности его граждан объяв ляет военное либо чрезвы чайное положение по всей стране, а 'такж е в отдельных Местностях — при обязате льном рассмотрении данного вопроса с Президиумом Вер ховного Совета соответству ющей союзной республики; может, вводить в указанных «случаях особые формы уп равления, ‘ осуществляемого государственными органами Союза ССР и союзных рес публик». Депутаты В. К. Месяц и B. А. Коптюг внесли пред ложение о предоставлении права Советам народных де путатов проводить региональ ные референдумы по вопро сам, относящимся к их ком петенции. Данное предложе ние отвечает интересам раз вития социалистической де мократии. Поэтому предлага ется часть первую статьи 91 изложить в следующей ре дакции: «Важнейшие вопро сы общесоюзного, республи канского и местного значе ния решаются на заседани ях съездов народных депу татов, сессиях '' Верховных Советов и местных Советов или ставщ'ся ймн на рефе рендумы».' Среди предложений, ко торые комиссии считают це лесообразным поддержать, — дополнение статьи 91 также указанием: «Любое должно стное лицо может быть до срочно освобождено от за нимаемой должности в слу чае ненадлежащего выполне ния им своих служебных обязанностей». Ряд товарищей высказы вали мнение, что избиратели должны голосовать там, где' они живут. В этой связи предлагалось отказаться от удостоверений на право го лосования. Вы понимаете, что устранение от голосова ния граждан, временно про живающих вне постоянного места жительства, фактичес ки лишило бы многие тыся чи людей избирательных прав, незаслуженно обиде ло бы их. * - ' ^ Вместе с тем комиссии считали бы возможным со гласиться с предложением не проводить голосования на крупных железнодорожных и двтомобильных станциях, в аэропортах, морских и реч ных портах, гостиницах, по ездах, поскольку такое голо сование действительно носит формальный характер. В этой, связи уточняются статьи 19, 20, 52 Закона о выборах народных депутатов СССР. Некоторые предложения депутатов уже получили от ражение в тех поправках, которые были ранее вне сены комиссиями в тексты проектов. Так, предложение депута та А. Н. Фадеева предоста вить право образовывать ок- руна?Ь1е избирательные ко миссии не только Советам, но и их президиумам, учте но в поправках к статьям 24, 26 и других проекта Закона о выборах народных депутатов СССР. Предложение депутата В. П. Ефремова о расшире нии состава-Комитета кон ституционного надзора СССР реализовано в поправках к , 125 Констйтущш Депутат И. И. Жирнов подчеркивал, как важно ак тивизировать первичные звенья общественных орга- нрйаций, усилить их влия ние начюдбор и выдвижение кандидатов. Это учтено в новой редакции статьи 100 конституционного проекта. Депутат С. Б. Татлиев считает необходимым отра зить в статье 94 Конститу ции СССР требование . об обязательности решений вы шестоящих .Советов для ни жестоящих. Этот принцип закреплен в статье 3 дей ствующей Конституции Что касается предложения депутата В. Д. Жиловского относительно вынесения про ектов законов на всенарод ное обсуждение, то это пре дусмотрено статьей 5 дей ствующей -Конституции Предложение депутата ■ Р. X. Хабибуллина относи тельно избрания должност ных лиц народными депута тами при условии прекраще ния ими своей служебной деятельности учтено в по правках к статье 40 проек та Закона о выборах - на родных депутатов СССР. Предложения депутатов В. И. Казакова, А. М. Ма- салиева, А. Н. Фадеева об , избрации народных депута тов СССР относительным большинством голосов час тично учтено. поскольку именно так определяются ре зультаты выборов при пов торном голосовании. Многие выступившие на сессии депутаты предлагали те , или иные поправки, вы ходящие з а рамки обсужда емых законопроектов. По мнению комиссий, эти пред ложения, большинство из которьщ имеют -четко выра женный конструктивный ха рактер, можно' и нужно учесть в дальнейшей зако нотворческой работе как Союза ССР, так и союзных республик. Депутаты В. С! Астраус- кас, Т. А, Жумаканов, Ю. Н. Прокопьев, Н. И. Попов. . Л. М. Данильченко, ' А. Г. Костенюк.и другие , стави ли вопросы о восстановле нии реального полновластия местных Советов. Речь, в частности, шла о том, что бы хозяйственная и соци ально-культурная деятель ность на соответствующей территории осуществлялась с согласия Совета. Предла галось расширить функции органов власти на местах, усилить роль сельских Со ветов, улучшить работу с Комиссии считают, что данные и другие ' аналогич ные предложения заслужи вают пристального внима ния и поддержки. Собст венно, вс е это еще раз под тверждает положение докла да: дело с подготовкой З а кона СССР о местном са моуправлении и местном хо зяйстве нельзя затягивать. Тов. Горбунов А. В. го ворил о целесообразности дать союзным республикам право опротестовьивать акты Совета Министров СССР, союзных мйнистерсш и ве-, домств, противоречащие Конституции и ваконам республик; Это предложе ние частично учтено в статье 125, о чем уже говорилось. В целом же его следовало бы рассмотреть в совокуп-. ности с другими проблема ми. связанными с расшире- 1шем прав союзных рес1^б - Депутаты В. С. Мавликов, Н. П. Отке, Ю. Н. Прокопь ев, Г. П. Паллаев, Р. X. Ха- бибуллин ставили ряд воп росов о _ представительстве автономий в высшем ' орга не власти СС;СР, а также о правовом статусе автоном ных образований. Думается, что эти важные вопросы, как условились на сессии, следует "тщательно прора ботать в общем комплексе проблем нашего националь но-государственного устрой- Депутаты 3. П. Пухова В. С. Мавликов, А. М. Ма- салиев, В. И. Мироненко и другие поднимали ряд воп росов, касающихся органи зации и деятельности съез да народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, образуемых ими де путатских органов. Забота о полном демократизме го сударственной власти в центре, ее действенности понятна и обоснована. Ос- ногаые гарантии этого з а ложены в изменениях и до полнениях Конституции СССР. Но депутаты — и ‘ комиссий считают это спра ведливым —• подчеркивали необходимость усиления этих гарантий. Многие предло жения на этот счет, по на шему мнению, могли бы получить закрепление в рег ламенте съезда народных де путатов и Верховного Сове та, в законодательных ак- ,тах о, комитетах Верховно-, го Совета и комиссиях па лат, о статусе народных де-. путатов в СССР; об отзыве народного депутата СССР и других. •Хотелось бы остановиться и на вопросах, по которым высказывались разные, по- рбй прот{ивоположные точ- В выступлениях некото рых депутатов'ставилась под сомнение целесообразность прямого. ' представительства на съездах народных депу татов от общественных ор ганизаций. ' В то же время, в выступлениях депутатов К. Ю. Лаврова, В. С. Шев ченко, . В, И. Мироненко, К Турысова, Н. И. Попова, Р. С. Бобовикова Ич ряда других подчеркивалось, что представительство от . тер- .риториальных округов и от общественных организаций расширит возможности съез да народных депутатов и Шрховного Совета СССР, позволит правильно выра жать разнообразие социаль ных интересов в обществе, осуществлять их согласова ние. . Эти высказывания от ражают м:-:ение большинст ва депутатов. Комиссии с этим мнением полностью со Депутат А. Ф. Рюйтель предлагал сохранить в Эс-- тошш в качестве высшего органа государственной власти Верховный Совет и не создавать съезда народ ных депутатов. Вопрос этот не локальный. Общность основных начал построения высших органов государст венной власти — существен ная гарантия единства Сове тов, залог прочности всего нашего союза. Естествен но, что конкретно определить компетенцию съезда народ ных депутатов республики — дело самой республики.' Это, кстати, учтено в по правках к конституционному проекту. Депутат А. М. Масалйев считает, что следовало бы сохранить за съездом на родных депутатов право от менять законодательные ак ты союзных и автономных республик в случае их не соответствия . Конституции СССР, что предусматрива лось в первоначальной , ре дакции проекта закона. Комиссии ' рассмотрели этот вопрос и считают, что статья 74 действзпощей Конституции СССР достаточ но обеспечивает верховен-, ство союзных законов на территории страны. Депутат Р. X. Хабибуллин сказал, что вряд ли целесо образно предоставлять час ти избирателей право нес кольких голосов, имея в виду членов выборных ор ганов общественных орга низаций. Речь идет о раз ных подходах, разных спо собах выборов. В одном случае гражданин — изби ратель, в другом — он вы ражает волю членов своей общественной организации и является голосующим. Так и записано 'в проекте зако- Были высказаны депутата ми и другие предложения. Все они тщательно рассмот- . Комиссии не ограничива лись обсуждение’м только тех предложений, которые были высказаны на настоя щей сессии. В ходе ее ра боты депутаты- В. Г. Афа насьев, Г. М. Гринева, П. А. Загребельный, И. А. Земчен- ков, А. К. Зитманис, В. Р. Лийв, А. А. Логунов, А. В. Маслова, Ю. Т. Почечуев. С. Л. Соколов, Т. В. Щегло ва, М. И. Фомичева переда ли замечания избирателей, ■крудовых коллективов, са модеятельных обществен ных .объединений, касаю щиеся законопроектов. Все они также были вниматель но рассмотрены. Значитель ная часть этих предложений в той или иной мере учтена в поправках к законопроек- Товйрищи! На итоговом йаседании комиссий законо дательных предположений был поднят вопрос, о котс^ , ром мне поручено вам доло- В статье 37, проекта За-, кона о выборах народных депутатов^ СССР ранее гово рилось, что кандидатами в депутаты как правило вы двигаются граждане, рабо тающие или проживающие в избирательных округах. . Сейчас в этой статье сло ва как правило сняты. Ряд депутатов усмотрели в этом ограничение возможности из бирателей самим решать, ко го они хотели бы видеть де путатом. ■' В частности, депутат С. А. Амбарцумян привел приме]^, что в течение многих созы вов депутатом Верховного Совета .СССР от Армении избирался известный воена- . чальник, маршал И. X. Баг рамян. постоянно проживав ший в г. Москве. Нужно ли нам создавать в законе Пре пятствия для исключений та кого рода, если они отража ют действительное волеизъ явление избирателей? Ко миссии единодушно высказа лись за сохранение первона чального текста этой статьи. (Окончаиве на 2-й стр.^).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz