Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 30 ноября 1988 г., № 274.(18 271) К ПОЛНОВЛАСТИЮ СОВЕТОВ И СОЗДАНИЮ СОЦИЛАИТСИЕЧСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА рантии, чтобы была исклю- рамках демократизации чена возможность выхода из- шего общества. При . этом ра- Но речь идет не просто о возвращении к опыту съездов Советов, ВЦИКа и ЦИКа. К этому нас подвела и сов­ ременная практика. Ведь по сути дела каждой сессии Верховного Совета предшест­ вует привлечение несколь­ ких сотен депутатов для основательной ' проработки вопросов, выносимых на обсуждение. Причем уже сейчас привлекаются они на довольно длительные сроки — до месяца, а то и больше. Верховный Совет не может -полнокровно рабо­ тать, если роль депутатов . сводится к голосованию. И -в будущем рго члены смо­ гут взять в Свои руки под­ готовку законов на всех под контроля народа и представителей какого-либо звена государственного ме­ ханизма. Внимательное прочтение проектов, представленньк Верховному Совету, позволя­ ет видеть, что прийцип под­ контрольности пронизывает всю систему власти и управ­ ления. Начать с того, что высшей контрольной инстан­ цией страны выступает сам съезд народных депутатов. Эту функцию он выполняет, прежде всего, избирая или утверждая высших должност­ ных лиц — Председателя Верховного Совета, главу ‘ правительства и других. В ходе обсуждения вноси­ лось предложение, чтобы съшд мог отзывать всех циональное распределение полномочий между союзны- • ми и республиканскими -ор­ ганами власти— это важней­ шее условие прочности на­ шего многонационального го­ сударства, а если говорить шире, — то и всего разви­ тия советского социалистиче­ ского общества. ■ В объединении усилий, в общих интересах кро­ ются огромные возмож­ ности нашего роста, повышения благосостояния всех народов страны. Поэто­ му все республики кровНо заинтересованы, в сильном центре, способном обеспечи­ вать решение общенародных задач. И с такой же опреде­ ленностью следует сказать, что сила Союза должна опи­ раться на силу входящих в ------------------------ - ------ ---------------------------- л ------- - — 1л^1тддягр07тх ХТ0Р0 т у д у и с х с аилпхи'АССпиги у у этапах -этого сложного про- избранных и назначенных им него республик как суверен- вания отношений собствен- ководства в том и состоит, ТТРГГЯ — ПЯЯ^МЙРТГЯ г О-ЦКОВПЛИ'ГРЛРЙ РРЛСТ пни НР нмтг рпния нрнип ишишспиы ___ и _____ . V______ , мике настолько переплете­ но,- настолько взаимозависи­ мо, что стоит , одному ■— двум предприятиям остано­ виться, как это влечет це­ лую цепь нарушений ритма производства, приносит ог­ ромные убытки, всему на­ родному хозяйству. С учетом . всего этого предстоит решать и вопрос о введении республиканско­ го хозрасчета. Многие вы­ сказанные в этой связи предложения бесспорны, вписываются в общую кой- цепцию радикальной эконо­ мической реформы. Причем это ,о,тносится не только к республикам, но и к краям, областям, - другим террито­ риальным формированиям. Вместе с тем нельзя со­ гласиться с предложениями отказаться от единства . за­ конодательного регулиро- средств на местные нужды. Возрождение полновлас­ тия Советов предполагает реорганизацию руководства .местными делами на прин­ ципах самоуправления, са­ мофинансирований само­ обеспечения, согласования местных интересов с обще­ государственными. Надо • дать местным органам власти политический- им­ пульс, настраивать на само­ стоятельную работу с твер. дым пониманием того, что за них никто решать вопро­ сы теперь не будет. Всячески помочь укреп­ лению самостоятельности Советов —‘ вот одна ий са­ мых важных на нынешнем этапе перестройки задач партийных организаций. Мудрость политическо о ру- руководителей, если обеспечивают выполнения возложенных на них обязан­ ностей. Это учтено в проек- Совета — законодатели обя^ цесса ' разумеется, привлечением специалистов, учреждений и ведомств, с учетом мнения широкой общественности. В ходе дискуссии тема организации работы нового Верховного Совета обсужда- между палатами ЛасЬ довольно оживленно. — ча^пч Причем тут не. обошлось и без полярных суждений. Од­ ни считают, что в общем-то нам не надо копирсжать буржуазный парламент и иметь освобожденных депу­ татов. По мнению других, наоборот, новый Верховный Совет сможет выполнять свои широкие обязанности только при условии полного освобождения всех его, чле­ нов ют другой деятельности. Я думаю, нам сейчас важно определить принци­ пиальный подход. признав необходимым, чтобы опре­ деленная часть членов Вер­ ховного Совета СССР и Вер­ ховных Советов союзных и автономных республик пол­ ностью сосредоточилась на работе в органах власти. Какая именно часть —да­ вайте посоветуемся. Это, очевидно, правильно и в от­ ношении председателей ко­ миссий в местных Советах. В целом же этот вопрос во всех деталях может ре­ шить практика вновь соз­ данных органов власти. ных социалистических госу­ дарств, их самостоятель­ ность, инициативу, активное участие в общих делах.-Ибо успех каждой республики — это важнейшая предпосылка успеха всего нашего федера­ тивного государства. 'Это значит, что для партийной конференции, ва­ жно изменить статус, союз­ ных республик с учетом но­ вых задач, закрепить в Кон­ ституции СССР и реально< в обеспечить'их права. Именно сверхцентрализм, который заны предусмотреть и такой как и было подчеркнуто поворот событий. За ним за- --------- ’ креплено право .отменять за­ конодательные акты, приня­ тые Верховным Советом Контрольные функции полной мере будут присущи самому Верховному Совету. Это и бюджетный контроль, и проверка - работы мини- с т е ^ т в й ведомств, особен­ но в тех случаях, когда по­ ступают сигналы о неблаго- получий, путатов. _ оно,, наверняка, будет регу- ля{шо; использоваться. За­ служивает поддержки пред­ ложение ужесточить требо­ вательность в отношении ве- ности, бюджетно-финансо­ вой системы - и некоторых других ключевых вопросов жизни нашего общества. Повторяю, настроения и пожелания в пользу расщи.' рения"прав республик в об­ ласти экономики вполне оп­ равданы и закономерны. Та­ кая -задача давно назрела. Она целиком отвечает кон­ цепции перестройки. Мы уже не раз. и самым реши­ тельным образом осуждали на таких подходах формиро­ вались дополнения к Кон­ ституции. -'Очевидно —- это, мы те­ перь знаем, — некоторые из положений законопроектов сформулированы не совсем I право Эапроса де- точно и вызвали немало кри- В новьщ условиях тйческйх замечаний в ходе обсуждения. На основе Их тщательного изучения в комиссиях зако­ нодательных предположений Верховного Совета СССР бы- сковывал инициативу мест. Нелепо, когда работники в московских кабинетах ре­ шали конкретные вопросы, связанные с положением в республиках, в которые з а ­ частую они и ногой не сту­ пали. Но нельзя впадать в противоположную. край­ ность. Для обеспечения республиканского, . да и местного хозрасчета нужны общие законодательные ос­ нования, нужно, как мини- чтобы включать в активную работу все силы: общества, полагаться на их инициати­ ву и самодеятельность, действовать ,не приказом, а авторитетом правильного курса, методами убеждения. Этим искусством партий­ ные комитеты начинают ов­ ладевать. Хочу еще раз подчерк­ нуть то,, о чем уже говори­ лось на . XIX конференции КПСС: восстановление пол­ новластия Советов-ни в ко­ ей мере .не означает отхода партии от своего места в по­ литической системе социа­ лизма. ' Партия выступила с ини­ циативой _перестройки, она является с€годня"\ двигате­ лем обновления и сама об­ новляется на ленинских принципах. Только партия с ее авторитетом и возможно­ стями способна выполнять объединяющую роль. участных порученцев. От­ нюдь нет. Сильный Совет заинтересован, чтобы в про­ ведении решений ему дей­ ственно помогали хоро­ шо подобранные, квалифи­ цированные, инициативные Центральная задача ук- ления власти Советов создание прочной мате- . льно-фннансовой базы, высвобождение их хозяйс­ кой энергии и повышение ответственности за обеспече. ние населения всем необхо­ димым. Надо вырваться из закол­ дованного круга, когда проб­ лему финансового обеспече­ ния Советов пытаются ре­ шать путем механического перераспределения средств между различными бюдже­ тами. Это, как показал опыт, ни к чему хорошему •не приводит, а лишь ухуд­ шает и без того, сложное финансовое положение госу­ дарства. .Решение проблемы. видит­ ся только на экономической основе. Представляется не­ обходимым. передать в уп­ равление Советов предприя­ тия, производящие продук­ цию и услуги для местного рынка, объекты аТропро- мьппленного комплекса, жи­ лищно-коммунального хо­ зяйства и других отраслей социальной сферы, а так­ же обеспечивающие форми­ рование общехозяйствен­ ных условий развития на территории. Надо ускорить переход И самофинансированию терри­ торий, использованию хоз. расчетньгх принципов, эко­ номически обоснованных Экономисты связано с возрождением новых условиях ленинских традиций советской системы. В чем бьша главная бенность этой системы, личающая ее от всех преж них форм организации сударственной власти? В прямой и притом постоянной связки с трудящимися. Сове- дителей той или иной обще­ ственной организации. Отмечу, что такие о п а ^ В ния возникали и на ранних стадиях подготовки’ законо­ проектов. Именно поэтому бьшо отклонено предложе­ ние, чтобы выдвижение. кан­ дидатов и выборы проводи­ лись на одних и тех же 'засе- ‘ даниях съездов, конферея- ' ций или пленумов обществен- ты 'й их съезды работали ных организаций —' в таком как широкие ;народные соб­ рания, а не как органы, ко­ торые вершат дела от имени К сожалению, эта черта была во многом утрачена. Теперь положение радикаль­ но меняется , благодаря, с одной стороны, восстановле­ нию подлинно демократиче­ ского характера выборов по территориальньш и нацио­ нально-территориальным ок­ ругам, а с другой — допол­ нению их выборами от об­ щественных организаций. случае действительно невоз­ можно было бы обеспечить серьезное обсуждение канди­ датур. По итогам, обсуждения 'в законопроект внесено еще одно уточнение, а именно: при выдвижении кандидатов общесоюзные органы долж­ ны учитывать предложения, поступившие -от местных ор­ ганов, -низовых коллективов Что дает эта Во-первых, трудящиеся в лице их общественных ор­ ганизаций получают еще один канал прямого воздей­ ствия на деятельность госу- и членов ЭТИХ общ&твенных организаций. , .Надо также иметь в вищ , что после выдвижения 1 ш | | | дидатов будет. проводитьсу^Р последняя течение достаточно длитель­ ного срока, скажем, месяца —двух, публичное обсужде- ходе его свое мнение могут высказать не только члены данной организации. говоря, в новых условиях и новым путем восстанавлива­ ется в правах уникальная черта советской системы. Во-вторых, - предлагаемое нововведение не отменяет традиционных демократиче­ ских форм, которые уже укоренились в наших усло­ виях, а существенно их обо­ гащает. Представительство общественных домств, в адрес которых на- до сочтено необходимым мум, чтобы его одинаково тике многообразные, подчас плату и за природные можность ' более ТТ&ПVТЯ'ГпКИР. ЙЯП- -------- пг^мгтмяпхт ГПТПЯНМР 1 Т ПРГ- __________________ ____ и ТТЭУЛОВЫе Т)еСУ1ЭСЫ. _________ тегрироватьф ед^ой 'поли- с ч ™ ^ « -„общ и н .. зож правляются депутатские зап- учесть ряд замечаний и внес- они али союзные росы. -- ти в проект дополнений к публиканские органы. Толь- С учетом поступивших Конституции довольно суще- ко в этом случае он предложений в проекте ука- ственные коррективы Они будет 'опираться на единую теперь на пр,аво касаются уточнения положе- систему расчетов, создавать П-------- Г-Г..Г.Г, ний, .которые.были воспри- равные для всех республик няты как ограничение прав условия и возможности. ? вопро- ' То же . относится к охране ' Теперь о полномочиях па­ лат Верховного Совета СССР. При сохранении их полного равноправия, вклю­ чая одинаковую численность, каждая, из них обретает спе­ цифические функции соот- вететвенно своему' названию й предназначению. Такой пот дход в ходе обсуждения' встретил одобрение и поддер­ жку. Если что и бьшо пред­ метом дискуссии, то прежде всего порядок формирования палат под углом главного’ требования — обеспечения лучшего представительства союзных республик в Совете Национальностей. Думается,' можно было бы несколько увеличить чирло их представителей по срав­ нению с тем, что намечецов проекте, — скажем, с 7 до 11 членов Совета Нацио­ нальностей от каждой союз­ ной республики, сохранив при зывается ___ , _ Верховного Совета СССР отменять указы и постанов­ ления Президиума, распоря­ жения Председателя Вер­ ховного Совета, устанавлива­ ется обязательная отчетность правительства перед' Верхов­ ным Советом — не реже од­ ного раза, в год. Серьезно укрепляется ав­ торитет Комитета народного контроля. Ему предоставля- противоречивые социальные интересы. Только партия, вернувшая себе , свойство передовой революционной силы, постоянно : подтверж- дающая свое право идти в авангарде общества, может обеспечить продвижение на- сах законодательства, опре- окружающей среды. Респуб- шей страны на новые ру- ТТРТТАНиО ЛГРФ-ПГ\Й'/''ГТ>0 « ^Ьтт/чп * • __ . __ ___ - ■_ _ ______ ___ деления устройства и основ­ ных направлений деятельно­ сти республиканских ор­ ганов. их компетенции в области социаль­ но-экономического и культур­ ного строительства. Приняты также предложе- лики и вправе, и обязаны бежи прогресса. право законодательной ния о том, чтобы в составе инициативы, а его председа­ тель становится по должнос­ ти членом ' Президиума Вер­ ховного Совета СССР. Коми­ тет сможет при необходимос- вносить- вопросы на рас- Комитета ' конституционного надзора были представители всех союзных республик, не­ которые другие поправки. Президиум Верховного Со­ вета-СССР на своем заседа- самостоятельно решать ответствующие вопросы, на своей территории. Но эта сфера просто не может не быть предметом регулиро­ вания и союзных органов. ^ Да и как иначе, если эко­ логические проблемы требу­ ют в наше время комплекс- решения, причем Но именно для того, что­ бы и партия, и Советы могли эффективно выпол­ нять свою роль в политиче- скЬй системе, необходимо четкое разделение функций партийных и советских ор­ ганов. Работа в этом нап­ равлении. начата. За срав­ нительно короткий срок. трудовы р сурсы. Много интересных пред­ ложений, касающихся ма­ териальных и финансовых возможностей Советов, было высказано в ходе обсужде­ ния законопроектов,- пред­ ставленных сессии. ^Все они требуют внимательного и непредвзятого изучения; Особо хочу сказать о не­ обходимости энергично про­ кладывать путь местному самоуправлению как сово­ купности всех форм пред­ ставительной и непосредст­ венной демократии под ----- дарственной власти. Инате граждане, Ц --------- - — - лишь после всего этого на съезде или очередном Пле­ нуме тайньш голосованием будут избираться депутаты. Словом, все произойдетна виду у общества, А это зна­ чит,. что будет. ;сведена к ми­ нимуму возможность выбора людей, не пользующихся до­ статочной народной щоддерж- Таковы- аргументы в поль- _____ - г*— предлагае. мого ■- порядка открывает как бы еще один гтредставительства общест- канал,народовластия наряду ®®нных организаций в орга- „ • ------------------------- нах власти.’, Думае^'ся, . что его введение будет означать серьезный прорьш к новому качеству нашей социалисти­ ческой демократий. Конечно, дело это непри­ вычное;, не имеющее по сво­ им масштабам и ’ характеру аналогов в м ^о в ой практи­ ке. Давайте здесь,'на сессии, еще раз обменяемся мнения­ ми, по этому врпррсу. При полно учесть конкретные инт'ере. сы, чаяния и запросы всех классов и социальных слоев нашего общества. Если хо­ тите, это — социалистичес­ кий плюрализм действии. „ Наконец, в-третьих, ____ вый порядок призван оказать иметь в виду и только в рамках отдельных црощедщий цоеле конферен- стран, но и континентов, ц^л, разработаны и начали ют волнующие их пробле- бЛаготворное влияние .. „„ сами .общественные организа­ ции как звенья советской политической системы, спо­ собствовать преодолению пассивности в их работе. Ведь получая право на представительство в органах дой местных ^Советов. Пусть власти, каждая из них долж- проводятся референдумы, Г 1 а будет четко выразить ин- важно начать, собрания и сходы, на кото- тересы объединенньк ею Некоторые участники ' об- рых граждане сообща реша-' лю д ^ , свою политическую суждения выс'казьшали опа- то,^ что практика, опыт” пот­ ребуют внести какие-то уточ­ нения в порядок избрания депутатов.............. Новый закон должен пока­ зать себя в работе. Если мы увидим, что он нуждаетоя в поправках, то за этим дело, конечно, не станет. Сейчас смотрение' Верховного Сове- нии 26 ноября с. г. поддер- ------ 1 ------ ддд изменения. Все это получило одобрение на со­ стоявшемся вчера Пленуме ЦК КПСС. Весь же комплекс вопро­ сов, связанных со статусом республик, расширением их прав и возможностей, пред­ полагается. как известно, рас­ смотреть на Пленуме ЦК КПСС по проблемам межна­ циональных отношений. Прит нятое недавно постановление та и его палат. Таким образом, все влия­ ние высших органов власти будет использоватьея- для восстановления справедли­ вости там, где она нарушена, или профилактики нежела­ тельных явлений. < С одобрением встречено в ходе всенародной дискуссии предложение о создании Ко-, митета конституционного над- даже. мира в целом. Государства сейчас доб­ ровольно делегируют часть своих прав международным организациям, которые от их общего имени вводят раци-’ овальные нормы природо- этом предлагаемое число зора. Все мы хотйм видеть ЦК по этому вопросу преду- представителей от автоном- в нем и авторитетный, и ных образований. А в связи здесь уместно упртребить та- с этим — соответственно уве - , личить и численный ’состав Совета Союза. При определении новых функций Президиума Вер­ ховного Совета СССР и обя­ занностей Председателя Верховного Совета СССР в - проекте закона предлагается установить порядок, при ко- , тЪром председатель имел бы кое слово беспристраст­ ный орган, стоящий на стра­ же Конституции,, установлен­ ных ею, основополагающих Высказывалось сомнение, нужно ли избирать членов комитета сроком ш десять лет. Думаю, нам надо обес­ печить максимальную неза­ висимость членов комитета т какого-либо воздействия, а сматривает проведение фун даментальной подготовитель­ ной работы с участием союз­ ных и республиканских йар- тийных и государственных ор­ ганов, ученых, специалистов, широкой общественности. При подготовке к- Плену- ■му не должен быть обойден ни один из тех вопросов, которые поднимались в хо­ де обсуждения рассматрива- емых_ сегодня законопроек- проводи-ться в жизнь меры ■по прекращению дублиро­ вания государственных ор­ ганов партийными, по . ре­ конструкции аппарата, пе- - реключению основного вни­ мания партийных организа­ ций всех уровней на выпол­ нение функций политичес­ кого руководства. Повышение роли Советой предполагает и значитель­ ное улучшение работы ис­ полнительных комитетов. Мы с 1 ЩЛИЫМ основанием выдви 1 |ули требование по­ кончить с диктатом аппара­ та, безусловно подчинить его народным представите­ лям. Но это, разумеется, не означает, что нужно поста­ вить специалистов, работаю- Словом, со всеми этими вопросами следует основа­ тельно разобраться. Нам предстоит многое сделать, чтобы оздоровить всю атмо­ сферу межнациональных отношений на ленинских интернационалистских прин' чипах. Надо сказать, что в ходе обсуждения законопроектов было высказайо немало дру­ гих предложений, . заслужи­ вающих самого пристально­ го внимания. В частности, предлагалось вернуться к ' практике первых послеок- ’у ! тябрьских лет, когда в мес­ тах компактного прожива­ ния национальных мень- Товарищи! Не будет йре- нуто не менее двух кандида- шинств существовали наци- увеличением сказать, что тов. Были однако, и тоже опальные районы и сельсо- проект закона о выборах на- немалочисленные, и органы самодеятельности на местах уже активно про­ являют себя в заботе 6 де­ тях и инвалидах, ''В охране природы, цамятников исто­ рии, благоустройстве терри­ торий. Они вовлекают в уп­ равление ,и самоуправление миллионы людей, А это нам и нужно.. Словом, надо'смелее брать­ ся за дело, не ожидая ука­ заний и директив. Но нужен и ■хороший закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве. Такой закон сей­ час разрабатывается, й его следовало бы рассмотреть уже На первой сессии нового Верховного Совета СССР. платформу. мы. Обсуждение этой плат- ' Общественные движения .формы и внутри ' организа- Ции, и во всем обществе поз­ волит выявить недостатки и консолидировать ряды в ходе избирательной кампа- сение, что депутаты от об- - щественных организаций бу­ дут отстаивать т о й к о .. уз­ кие, так сказать. 'цёховы’ё 'ин ­ тересы своей- организации. Но ведь аналогичную ПЕ& тензяю можно в таком ■е я В чае предъявить Любому путату, поскольку он обязан выражать волю тех, кто из­ брал его в орган власти. Иначе говоря, представи-. приток свежих сил в ”Со- определен- веты и в сами-общественные стаив ан^ их организации, специфических НИИ выдвинутся новые кад­ ры, повысится активность рядовых членов.. Словом, можно ожидать, I следствием этого будет тетьство стаивание ____ ___ ^ потребностей —~'дело' Теперь давайте рассмот. тественное и законное. Без & ‘Г о " н Т л ™ и й адя ° ; = н ь К " хотел особо НОД- “ об эТомТы гоГофйли й^даых деййхатТ““^ с 6 6 р , = Г з Т Й Г п т е б ы ’ г^Йй^а^й. С ™ доТ^^^^^ п^ликГиКро^^^^^^^^ отн-анизапии работы Верхов- черкнуть, товарищи. и на конференции. Полагаю, выносимый- на ваше рас- ничивать права избирателей нельзя согласиться. Некоторые товарищи, вы­ ступавшие в ходе обсужде­ ния, считали неприемлемьш, что у нас часть людей будет представлена только депута­ тами, избираемыми по тер­ риториальным и Националь- следовательноГнесет"ответо^ но-территориальным округам, венность уж е не только пе- а интересы других б,удут за- ред своими избирателями, но щищать,. помимо этого, и де- и перед всем народом. Кого БЫсказы- , путаты от общественных ор- бы он ни предсТм.тял «О Г^Г'-ПО- гяничатигй Р ОФТ хтмт ттгчтэлгглия ....... ... этого представительная стема потеряДа бы всякий смысл. Но это лишь одна сторона вопроса. Другая, не менее . важная, заключается в 'том,' ■ что каждый депутат участву-. ет в решении проблем обще­ государственного значения и. рга ц ­ ного : Совета, его Црезидвд’- ма, и в то же время исклю­ чалась бы чрезмерная кон­ центрация власти в одних Иначе говоря, сохраняет­ ся традиционная для совет­ ской системы коллегиаль­ ность при решении ключевьк государственных! проблем. Тем самым отпадают основа­ ния для опасений, которые высказывали некоторые уча- послужит дополнительной гарантией 'в этом отношении. Представляется правиль­ ным предложение тех -това­ рищей, которые считают, что комитет не должен ограничи-: ваться анализом соответст­ вия принимаемых законов на­ шей Конституции. Он может также выступать с инициати­ вой разработки и принятия законов, отсутствие которых стники всенародного обсуж- препятствует реализации йон- дения. Кстати, такой подход ституционных требований, было бы правильно распрост- Таким образом, товарищи, ранить на председателей всех можно сказать, что у нассо- Советов. здается своя, социалжтиче- Перейду к такому важней- ская система -«сдержек и лрр? шему вопросу, как подвонт- тивовесов», которая призва- рольность власти. Наш, мож- на предохранить общество но сказать, исторический долг от любых нарушений социа- на современном этапе рево- листической законности на люционной перестройки — высшем ' государственном создать, все необходимые га- уровне. IV , . ■у наших людей всех на­ циональностей, населения всех республик должна быть полная уверенность в том, что проблемы, которые их волнуют, независимо от то­ го, относятся ли они к эко­ номическим, политико-пра­ вовым, культурным потреб­ ностям сегодняшнего дня или касаются неясностей, «белых пятен» в историчес­ ком прошлом,. — повторяю, все эти проблемы должны найти справедливое разре­ шение в рамках перестрой­ ки методами демократичес­ кого обсуждения и выработ­ ки согласованных общих позиций. Особешю важно найти оп­ тимальное соотношение компетенции Союза ССР и союзных республик в обла­ сти экономики. Задача эта очень непроста и имеет многоплановый характер. ■у нас сложился единый народнохозяйственный ком­ плекс, в рамках которого Товарищи депутаты! На рого этапа политической ре- удовлетворяются ^ потрюбно- XIX конференции КПСС от- формы. Но поскольку в ходе мечалось, что многое в струн- обсуждения были выдвинуты туре и организации работы серьезные возражения по от- высшего органа власти Сою- дельным статьям, в которых за ССР приемлемо и для говорится о полномочиях со- . . . ------ --------- юзных органов, мы обязаны уже сейчас опредрлить свою позицию по этому вопросу. Высказывалось Синение, что в законопроект о дополнени­ ях и изменениях Конститу­ ции заложена тенденция верховных органов власти республик, будет способство­ вать повышению их роли и авторитета; У нас единая система Со­ ветов. Такое единство сло­ жилось исторически, оно со­ здает необходимые политиче­ ские и организационные пред­ посылки для слаженной ра­ боты всего государственного механизма нашей федерации. Конкретное решение воп­ росов устройства высших рес­ публиканских органов вла­ сти 'должно составить, — что в республиках, областях подумают над этим вопро­ сом и выскажут свои. сооб­ ражения. Вообще, товарищи депу­ таты, видимо, было бы пра­ вильным поручить Президи­ уму Верховного .Совета СССР и комиссиям законо­ дательных предположений палат создать специальную рабочую группу, включив в нее депутатов, представля­ ющих все союзные респуб­ лики. Эта группа с участием специалистов — экономис. тов, социологов, юристов — могла бы пункт за пунктом проштудировать всю исто­ рию развития полномочий Союза ССР и . республик, проанализировать идущие в этой сфере процессы и вы­ работать такое разграниче-. ние компетенций республик и Советской Федерации в целом, которое максимально соответствовало бы задачам дальнейЩего развития стра­ ны и гармонизации, межна- - . циональвых • отношений в сти всех республик в сырье условиях идущей перестрой- и .топливе, в машинах и ки советского общества, приборах, продовольствии и Если это будет поддержа- т о в а р ^ народного потребце- до — такое решение можно " - принять на данной ^сессии. смотрение; представляет ’ со­ бой в полном смысле этого слова . . . ние нашей системы. И новый закон, и вся ны нешняя атмосфера полити ческой жизни в стране рантируют реальное ( ществление тех норм, кото рые официально провозила шались и до сих пор, но частую не соблюдались на практике. Самая важная особен­ ность нового избирательного закона в том, что он преду- риториальный округ ИЛИ'Т! рческий союз - это нар( ный депутат, и в органах влаГ сти он выступает не просто как рабочий, колхозник, уче­ ный, а прежде всего’ как' по­ литический деятель. У нас в ' стране, да мандатных избирательных округах, где будут выдви­ гаться несколько кандида­ тов. Таким образом, откры­ вается возможность действи­ тельного выбора. Как эта возможность будет использо­ вана, чтобы сфорщровать полноценный депутатский корпус, способный управ­ лять страной в условиях пе­ рестройки, —^^вот в чем сей­ час- вопрос . первостепенной важности. Нам надо максимально , самим решать вопрос о ко- Вдумаемся, ведь общест- лнчестве кандидатов. С уче- венные организации охваты- том этого в проект закона вают практически все насе- внесено уточнение: в изби- ление страны: Это Коммуяй- рательный бюллетень может стическая партия с ее почти быть включено любое число 20 миллионами членов; Ле- кандидатов. ■ нинский комсомол, насчй- Понятно, что при этом тывающий в своих рядах 36 всем мире, известны ймеиа могут возникнуть и ослож- миллионов юношей и деву- ряда крупных советских пи- нения. Каждый коллектив шек: профсоюзы, в которых сателей и ученых,'которые будет стремиться продвигать состоят практически все рабо- били в колокол, привлекая своих представителей, и ес- лие и служащие; кооперати- внимание общества к необ- ли не предусмотреть регули. вы, то есть все наше кол- ходимости принятия срочных рования этого процесса, то хозное- крестьянство плюс « р по спасению Байкала, вместо сознательного выбо- члены потребительских, щю- Предположим, соответству- ра мы рискуем получить не- мысловых и иных вновь сбз- ющие организации решат йз- разбериху. Поэтому в проек- даваемыз^ кооперативных то- брать их народными депута­ те предусмотрено предвари- вариществ; женсоветы, приз- тами. Неужели эти людисве- тельное, обсуждение . канди- ванные отстаивать интересы дут свою деятельность к за- советских женщин; со- щите узких профессиональ- в,ет ветеранов, , за которым ных интересов писательско- стоят более чем 50 миллио- го клана или Академии наук? нов пенсионеров и вообще ЛЮ- дей старшего поколения; творческие союзы, объединя­ ющие деятелей советской культуры всех национально­ стей, объединения научных работников и другие. Проще опросить, когр не датур на окружном предвы­ борном собрании, которое наделяется правом пред­ ставлять кандидатов для ре­ гистрации в соответствую­ щую избирательную комис­ сию. Без такого звена изби­ рательной системы нам, оче­ видно, не обойтись. Наибольший разброс в мнениях вызвало записан­ ное в проекте, в соответст­ вии с решениями XIX кон­ ференции, положе.ние Конечно же, нет! Подлинный охватьгоаг^ общественные ор- своих изби))ателей с нужда- ганизапии? И ппавильно ____ - _. _" патриот всег­ да живет заботами всего оте­ чества. Призвание политиче­ ского деятеля, удостоенного доверия народа, и состоит, в первую очередь, в умении органично увязать интересы ц р дет оказать, что через использовать имеющиеся борах одной трети' народных так, же как и через террито- пл.чмпмтпгти гг.пя т п т итп- ____________________________ ............................Г.____ ______ НИЯ. Все В советской эконо- Одна из важнейших з а ­ дач осуществляемой нами политической реформы — чрезмерной централизации кардинальное обновление и тем самым допущено ступление от политических установок XIX партийной конференции. Должен ска­ зать. что это явное недора­ зумение. Я думаю, всем нам сегодня ясно, что воп- __ _____ _ _________ ___ рос о еоотнощен]^ Союза и .................______________ уже говорилось, основное со- республик д о л ж ^ , решаться держке местных властей, держание следующего, вто- в контексте, п е р е ^ о й к и , в В свою очередь самоуп- работь! местных Советов. В это сейчас во многом упи­ рается весь дальнейший ход перестройки. Ведь хоз­ расчет предприятий, удов­ летворение социальных нужд трудящихся возмож­ ны лишь при активной под- равление на уровне трудо­ вых коллективов тесно свя­ зано с самоуправлением территорией. Словом, всем нужен силь­ ный и, позвольте мне упот­ ребить такое выражение, состоятельный местный Со­ вет. А он у нас пока оста­ ется во многом бесправным и бедным, неспособен про­ тивостоять ведомствам, вы­ нужден - существовать на скудном- пайке остаточного возможности для ого, бы каждый избиратель познакомиться с ■ми. На собрания, старайся, всех не соберешь. Здесь большую роль могут сыграть радио, телевидение, печать. Ведь что может быть нагляднее, чем публичные дебаты, в ходе которых кан­ дидаты отвечают на задавае­ мые им вопросы, знакомят дедутатов СССР от общест­ венных организаций. Одни восприняли это с горячим одобрением, у других воз­ никли сомнения, а третьи даже увидели здесь отступ­ ление от общедемократиче­ ских начал избирательной системы. Вопрос это, принципиаль- то ный. Речь идет о крупном нововведении в нашей поли- ми всего народа, „ _____ развития всего общества, ю'г* ' решения которых, в конечкол^ счете, зависит-'И благососто­ яние каждого из нас. 'Каждый новый день пе­ рестройки выявляет таких людей из всех ‘слоев общест- Далее. Немало участников ва. И мы надеемся, что в дискуссии, одобривших 'сам новые органы власти выдви- риальные и национально-тер­ риториальные округа, в ор­ ганах власти будут представ­ лены все советские со своими взглядами, если тической жизни, и очень хотите, показывают, кто, че- важно, чтобы хпли мы на не­ го стоит. > го сознательно, с высокой Многие участники обсуж- степенью общественного принцип представительства общественных организаций, в же время сочли недемок­ ратичным предложенный по­ рядок избрания депутатов. ' Они полагают, что это сле­ дует делать непосредственно в низовых организациях или даже избирательных округах. нут своих лучших предста­ вителей рабочий класс, крестьянство, страны. интеллигенция Впереди у нас одна из са­ мых непростых, но и самых важных за всю историю Со­ ветской власти избирате-ль- дения высказались за поп- гласил. Остановлюсь поэтому иначе вся процедура примет ных кампаний; когда на но- равку, согласно которой вы- нанемпрдробнее. бюрократический характер и вой основе будут проходить боры могут состояться толь - Необходимо учитывать, сведется к утверждению в ко при условии, если выдви- что представительство об- качестве депутатов руково- (Окончание на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz