Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 30 ноября 1988 г., № 274.(18 271) К ПОЛНОВЛАСТИЮ СОВЕТОВ И СОЗДАНИЮ СОЦИЛАИТСИЕЧСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА рантии, чтобы была исклю- рамках демократизации чена возможность выхода из- шего общества. При . этом ра- Но речь идет не просто о возвращении к опыту съездов Советов, ВЦИКа и ЦИКа. К этому нас подвела и сов ременная практика. Ведь по сути дела каждой сессии Верховного Совета предшест вует привлечение несколь ких сотен депутатов для основательной ' проработки вопросов, выносимых на обсуждение. Причем уже сейчас привлекаются они на довольно длительные сроки — до месяца, а то и больше. Верховный Совет не может -полнокровно рабо тать, если роль депутатов . сводится к голосованию. И -в будущем рго члены смо гут взять в Свои руки под готовку законов на всех под контроля народа и представителей какого-либо звена государственного ме ханизма. Внимательное прочтение проектов, представленньк Верховному Совету, позволя ет видеть, что прийцип под контрольности пронизывает всю систему власти и управ ления. Начать с того, что высшей контрольной инстан цией страны выступает сам съезд народных депутатов. Эту функцию он выполняет, прежде всего, избирая или утверждая высших должност ных лиц — Председателя Верховного Совета, главу ‘ правительства и других. В ходе обсуждения вноси лось предложение, чтобы съшд мог отзывать всех циональное распределение полномочий между союзны- • ми и республиканскими -ор ганами власти— это важней шее условие прочности на шего многонационального го сударства, а если говорить шире, — то и всего разви тия советского социалистиче ского общества. ■ В объединении усилий, в общих интересах кро ются огромные возмож ности нашего роста, повышения благосостояния всех народов страны. Поэто му все республики кровНо заинтересованы, в сильном центре, способном обеспечи вать решение общенародных задач. И с такой же опреде ленностью следует сказать, что сила Союза должна опи раться на силу входящих в ------------------------ - ------ ---------------------------- л ------- - — 1л^1тддягр07тх ХТ0Р0 т у д у и с х с аилпхи'АССпиги у у этапах -этого сложного про- избранных и назначенных им него республик как суверен- вания отношений собствен- ководства в том и состоит, ТТРГГЯ — ПЯЯ^МЙРТГЯ г О-ЦКОВПЛИ'ГРЛРЙ РРЛСТ пни НР нмтг рпния нрнип ишишспиы ___ и _____ . V______ , мике настолько переплете но,- настолько взаимозависи мо, что стоит , одному ■— двум предприятиям остано виться, как это влечет це лую цепь нарушений ритма производства, приносит ог ромные убытки, всему на родному хозяйству. С учетом . всего этого предстоит решать и вопрос о введении республиканско го хозрасчета. Многие вы сказанные в этой связи предложения бесспорны, вписываются в общую кой- цепцию радикальной эконо мической реформы. Причем это ,о,тносится не только к республикам, но и к краям, областям, - другим террито риальным формированиям. Вместе с тем нельзя со гласиться с предложениями отказаться от единства . за конодательного регулиро- средств на местные нужды. Возрождение полновлас тия Советов предполагает реорганизацию руководства .местными делами на прин ципах самоуправления, са мофинансирований само обеспечения, согласования местных интересов с обще государственными. Надо • дать местным органам власти политический- им пульс, настраивать на само стоятельную работу с твер. дым пониманием того, что за них никто решать вопро сы теперь не будет. Всячески помочь укреп лению самостоятельности Советов —‘ вот одна ий са мых важных на нынешнем этапе перестройки задач партийных организаций. Мудрость политическо о ру- руководителей, если обеспечивают выполнения возложенных на них обязан ностей. Это учтено в проек- Совета — законодатели обя^ цесса ' разумеется, привлечением специалистов, учреждений и ведомств, с учетом мнения широкой общественности. В ходе дискуссии тема организации работы нового Верховного Совета обсужда- между палатами ЛасЬ довольно оживленно. — ча^пч Причем тут не. обошлось и без полярных суждений. Од ни считают, что в общем-то нам не надо копирсжать буржуазный парламент и иметь освобожденных депу татов. По мнению других, наоборот, новый Верховный Совет сможет выполнять свои широкие обязанности только при условии полного освобождения всех его, чле нов ют другой деятельности. Я думаю, нам сейчас важно определить принци пиальный подход. признав необходимым, чтобы опре деленная часть членов Вер ховного Совета СССР и Вер ховных Советов союзных и автономных республик пол ностью сосредоточилась на работе в органах власти. Какая именно часть —да вайте посоветуемся. Это, очевидно, правильно и в от ношении председателей ко миссий в местных Советах. В целом же этот вопрос во всех деталях может ре шить практика вновь соз данных органов власти. ных социалистических госу дарств, их самостоятель ность, инициативу, активное участие в общих делах.-Ибо успех каждой республики — это важнейшая предпосылка успеха всего нашего федера тивного государства. 'Это значит, что для партийной конференции, ва жно изменить статус, союз ных республик с учетом но вых задач, закрепить в Кон ституции СССР и реально< в обеспечить'их права. Именно сверхцентрализм, который заны предусмотреть и такой как и было подчеркнуто поворот событий. За ним за- --------- ’ креплено право .отменять за конодательные акты, приня тые Верховным Советом Контрольные функции полной мере будут присущи самому Верховному Совету. Это и бюджетный контроль, и проверка - работы мини- с т е ^ т в й ведомств, особен но в тех случаях, когда по ступают сигналы о неблаго- получий, путатов. _ оно,, наверняка, будет регу- ля{шо; использоваться. За служивает поддержки пред ложение ужесточить требо вательность в отношении ве- ности, бюджетно-финансо вой системы - и некоторых других ключевых вопросов жизни нашего общества. Повторяю, настроения и пожелания в пользу расщи.' рения"прав республик в об ласти экономики вполне оп равданы и закономерны. Та кая -задача давно назрела. Она целиком отвечает кон цепции перестройки. Мы уже не раз. и самым реши тельным образом осуждали на таких подходах формиро вались дополнения к Кон ституции. -'Очевидно —- это, мы те перь знаем, — некоторые из положений законопроектов сформулированы не совсем I право Эапроса де- точно и вызвали немало кри- В новьщ условиях тйческйх замечаний в ходе обсуждения. На основе Их тщательного изучения в комиссиях зако нодательных предположений Верховного Совета СССР бы- сковывал инициативу мест. Нелепо, когда работники в московских кабинетах ре шали конкретные вопросы, связанные с положением в республиках, в которые з а частую они и ногой не сту пали. Но нельзя впадать в противоположную. край ность. Для обеспечения республиканского, . да и местного хозрасчета нужны общие законодательные ос нования, нужно, как мини- чтобы включать в активную работу все силы: общества, полагаться на их инициати ву и самодеятельность, действовать ,не приказом, а авторитетом правильного курса, методами убеждения. Этим искусством партий ные комитеты начинают ов ладевать. Хочу еще раз подчерк нуть то,, о чем уже говори лось на . XIX конференции КПСС: восстановление пол новластия Советов-ни в ко ей мере .не означает отхода партии от своего места в по литической системе социа лизма. ' Партия выступила с ини циативой _перестройки, она является с€годня"\ двигате лем обновления и сама об новляется на ленинских принципах. Только партия с ее авторитетом и возможно стями способна выполнять объединяющую роль. участных порученцев. От нюдь нет. Сильный Совет заинтересован, чтобы в про ведении решений ему дей ственно помогали хоро шо подобранные, квалифи цированные, инициативные Центральная задача ук- ления власти Советов создание прочной мате- . льно-фннансовой базы, высвобождение их хозяйс кой энергии и повышение ответственности за обеспече. ние населения всем необхо димым. Надо вырваться из закол дованного круга, когда проб лему финансового обеспече ния Советов пытаются ре шать путем механического перераспределения средств между различными бюдже тами. Это, как показал опыт, ни к чему хорошему •не приводит, а лишь ухуд шает и без того, сложное финансовое положение госу дарства. .Решение проблемы. видит ся только на экономической основе. Представляется не обходимым. передать в уп равление Советов предприя тия, производящие продук цию и услуги для местного рынка, объекты аТропро- мьппленного комплекса, жи лищно-коммунального хо зяйства и других отраслей социальной сферы, а так же обеспечивающие форми рование общехозяйствен ных условий развития на территории. Надо ускорить переход И самофинансированию терри торий, использованию хоз. расчетньгх принципов, эко номически обоснованных Экономисты связано с возрождением новых условиях ленинских традиций советской системы. В чем бьша главная бенность этой системы, личающая ее от всех преж них форм организации сударственной власти? В прямой и притом постоянной связки с трудящимися. Сове- дителей той или иной обще ственной организации. Отмечу, что такие о п а ^ В ния возникали и на ранних стадиях подготовки’ законо проектов. Именно поэтому бьшо отклонено предложе ние, чтобы выдвижение. кан дидатов и выборы проводи лись на одних и тех же 'засе- ‘ даниях съездов, конферея- ' ций или пленумов обществен- ты 'й их съезды работали ных организаций —' в таком как широкие ;народные соб рания, а не как органы, ко торые вершат дела от имени К сожалению, эта черта была во многом утрачена. Теперь положение радикаль но меняется , благодаря, с одной стороны, восстановле нию подлинно демократиче ского характера выборов по территориальньш и нацио нально-территориальным ок ругам, а с другой — допол нению их выборами от об щественных организаций. случае действительно невоз можно было бы обеспечить серьезное обсуждение канди датур. По итогам, обсуждения 'в законопроект внесено еще одно уточнение, а именно: при выдвижении кандидатов общесоюзные органы долж ны учитывать предложения, поступившие -от местных ор ганов, -низовых коллективов Что дает эта Во-первых, трудящиеся в лице их общественных ор ганизаций получают еще один канал прямого воздей ствия на деятельность госу- и членов ЭТИХ общ&твенных организаций. , .Надо также иметь в вищ , что после выдвижения 1 ш | | | дидатов будет. проводитьсу^Р последняя течение достаточно длитель ного срока, скажем, месяца —двух, публичное обсужде- ходе его свое мнение могут высказать не только члены данной организации. говоря, в новых условиях и новым путем восстанавлива ется в правах уникальная черта советской системы. Во-вторых, - предлагаемое нововведение не отменяет традиционных демократиче ских форм, которые уже укоренились в наших усло виях, а существенно их обо гащает. Представительство общественных домств, в адрес которых на- до сочтено необходимым мум, чтобы его одинаково тике многообразные, подчас плату и за природные можность ' более ТТ&ПVТЯ'ГпКИР. ЙЯП- -------- пг^мгтмяпхт ГПТПЯНМР 1 Т ПРГ- __________________ ____ и ТТЭУЛОВЫе Т)еСУ1ЭСЫ. _________ тегрироватьф ед^ой 'поли- с ч ™ ^ « -„общ и н .. зож правляются депутатские зап- учесть ряд замечаний и внес- они али союзные росы. -- ти в проект дополнений к публиканские органы. Толь- С учетом поступивших Конституции довольно суще- ко в этом случае он предложений в проекте ука- ственные коррективы Они будет 'опираться на единую теперь на пр,аво касаются уточнения положе- систему расчетов, создавать П-------- Г-Г..Г.Г, ний, .которые.были воспри- равные для всех республик няты как ограничение прав условия и возможности. ? вопро- ' То же . относится к охране ' Теперь о полномочиях па лат Верховного Совета СССР. При сохранении их полного равноправия, вклю чая одинаковую численность, каждая, из них обретает спе цифические функции соот- вететвенно своему' названию й предназначению. Такой пот дход в ходе обсуждения' встретил одобрение и поддер жку. Если что и бьшо пред метом дискуссии, то прежде всего порядок формирования палат под углом главного’ требования — обеспечения лучшего представительства союзных республик в Совете Национальностей. Думается,' можно было бы несколько увеличить чирло их представителей по срав нению с тем, что намечецов проекте, — скажем, с 7 до 11 членов Совета Нацио нальностей от каждой союз ной республики, сохранив при зывается ___ , _ Верховного Совета СССР отменять указы и постанов ления Президиума, распоря жения Председателя Вер ховного Совета, устанавлива ется обязательная отчетность правительства перед' Верхов ным Советом — не реже од ного раза, в год. Серьезно укрепляется ав торитет Комитета народного контроля. Ему предоставля- противоречивые социальные интересы. Только партия, вернувшая себе , свойство передовой революционной силы, постоянно : подтверж- дающая свое право идти в авангарде общества, может обеспечить продвижение на- сах законодательства, опре- окружающей среды. Респуб- шей страны на новые ру- ТТРТТАНиО ЛГРФ-ПГ\Й'/''ГТ>0 « ^Ьтт/чп * • __ . __ ___ - ■_ _ ______ ___ деления устройства и основ ных направлений деятельно сти республиканских ор ганов. их компетенции в области социаль но-экономического и культур ного строительства. Приняты также предложе- лики и вправе, и обязаны бежи прогресса. право законодательной ния о том, чтобы в составе инициативы, а его председа тель становится по должнос ти членом ' Президиума Вер ховного Совета СССР. Коми тет сможет при необходимос- вносить- вопросы на рас- Комитета ' конституционного надзора были представители всех союзных республик, не которые другие поправки. Президиум Верховного Со вета-СССР на своем заседа- самостоятельно решать ответствующие вопросы, на своей территории. Но эта сфера просто не может не быть предметом регулиро вания и союзных органов. ^ Да и как иначе, если эко логические проблемы требу ют в наше время комплекс- решения, причем Но именно для того, что бы и партия, и Советы могли эффективно выпол нять свою роль в политиче- скЬй системе, необходимо четкое разделение функций партийных и советских ор ганов. Работа в этом нап равлении. начата. За срав нительно короткий срок. трудовы р сурсы. Много интересных пред ложений, касающихся ма териальных и финансовых возможностей Советов, было высказано в ходе обсужде ния законопроектов,- пред ставленных сессии. ^Все они требуют внимательного и непредвзятого изучения; Особо хочу сказать о не обходимости энергично про кладывать путь местному самоуправлению как сово купности всех форм пред ставительной и непосредст венной демократии под ----- дарственной власти. Инате граждане, Ц --------- - — - лишь после всего этого на съезде или очередном Пле нуме тайньш голосованием будут избираться депутаты. Словом, все произойдетна виду у общества, А это зна чит,. что будет. ;сведена к ми нимуму возможность выбора людей, не пользующихся до статочной народной щоддерж- Таковы- аргументы в поль- _____ - г*— предлагае. мого ■- порядка открывает как бы еще один гтредставительства общест- канал,народовластия наряду ®®нных организаций в орга- „ • ------------------------- нах власти.’, Думае^'ся, . что его введение будет означать серьезный прорьш к новому качеству нашей социалисти ческой демократий. Конечно, дело это непри вычное;, не имеющее по сво им масштабам и ’ характеру аналогов в м ^о в ой практи ке. Давайте здесь,'на сессии, еще раз обменяемся мнения ми, по этому врпррсу. При полно учесть конкретные инт'ере. сы, чаяния и запросы всех классов и социальных слоев нашего общества. Если хо тите, это — социалистичес кий плюрализм действии. „ Наконец, в-третьих, ____ вый порядок призван оказать иметь в виду и только в рамках отдельных црощедщий цоеле конферен- стран, но и континентов, ц^л, разработаны и начали ют волнующие их пробле- бЛаготворное влияние .. „„ сами .общественные организа ции как звенья советской политической системы, спо собствовать преодолению пассивности в их работе. Ведь получая право на представительство в органах дой местных ^Советов. Пусть власти, каждая из них долж- проводятся референдумы, Г 1 а будет четко выразить ин- важно начать, собрания и сходы, на кото- тересы объединенньк ею Некоторые участники ' об- рых граждане сообща реша-' лю д ^ , свою политическую суждения выс'казьшали опа- то,^ что практика, опыт” пот ребуют внести какие-то уточ нения в порядок избрания депутатов.............. Новый закон должен пока зать себя в работе. Если мы увидим, что он нуждаетоя в поправках, то за этим дело, конечно, не станет. Сейчас смотрение' Верховного Сове- нии 26 ноября с. г. поддер- ------ 1 ------ ддд изменения. Все это получило одобрение на со стоявшемся вчера Пленуме ЦК КПСС. Весь же комплекс вопро сов, связанных со статусом республик, расширением их прав и возможностей, пред полагается. как известно, рас смотреть на Пленуме ЦК КПСС по проблемам межна циональных отношений. Прит нятое недавно постановление та и его палат. Таким образом, все влия ние высших органов власти будет использоватьея- для восстановления справедли вости там, где она нарушена, или профилактики нежела тельных явлений. < С одобрением встречено в ходе всенародной дискуссии предложение о создании Ко-, митета конституционного над- даже. мира в целом. Государства сейчас доб ровольно делегируют часть своих прав международным организациям, которые от их общего имени вводят раци-’ овальные нормы природо- этом предлагаемое число зора. Все мы хотйм видеть ЦК по этому вопросу преду- представителей от автоном- в нем и авторитетный, и ных образований. А в связи здесь уместно упртребить та- с этим — соответственно уве - , личить и численный ’состав Совета Союза. При определении новых функций Президиума Вер ховного Совета СССР и обя занностей Председателя Верховного Совета СССР в - проекте закона предлагается установить порядок, при ко- , тЪром председатель имел бы кое слово беспристраст ный орган, стоящий на стра же Конституции,, установлен ных ею, основополагающих Высказывалось сомнение, нужно ли избирать членов комитета сроком ш десять лет. Думаю, нам надо обес печить максимальную неза висимость членов комитета т какого-либо воздействия, а сматривает проведение фун даментальной подготовитель ной работы с участием союз ных и республиканских йар- тийных и государственных ор ганов, ученых, специалистов, широкой общественности. При подготовке к- Плену- ■му не должен быть обойден ни один из тех вопросов, которые поднимались в хо де обсуждения рассматрива- емых_ сегодня законопроек- проводи-ться в жизнь меры ■по прекращению дублиро вания государственных ор ганов партийными, по . ре конструкции аппарата, пе- - реключению основного вни мания партийных организа ций всех уровней на выпол нение функций политичес кого руководства. Повышение роли Советой предполагает и значитель ное улучшение работы ис полнительных комитетов. Мы с 1 ЩЛИЫМ основанием выдви 1 |ули требование по кончить с диктатом аппара та, безусловно подчинить его народным представите лям. Но это, разумеется, не означает, что нужно поста вить специалистов, работаю- Словом, со всеми этими вопросами следует основа тельно разобраться. Нам предстоит многое сделать, чтобы оздоровить всю атмо сферу межнациональных отношений на ленинских интернационалистских прин' чипах. Надо сказать, что в ходе обсуждения законопроектов было высказайо немало дру гих предложений, . заслужи вающих самого пристально го внимания. В частности, предлагалось вернуться к ' практике первых послеок- ’у ! тябрьских лет, когда в мес тах компактного прожива ния национальных мень- Товарищи! Не будет йре- нуто не менее двух кандида- шинств существовали наци- увеличением сказать, что тов. Были однако, и тоже опальные районы и сельсо- проект закона о выборах на- немалочисленные, и органы самодеятельности на местах уже активно про являют себя в заботе 6 де тях и инвалидах, ''В охране природы, цамятников исто рии, благоустройстве терри торий. Они вовлекают в уп равление ,и самоуправление миллионы людей, А это нам и нужно.. Словом, надо'смелее брать ся за дело, не ожидая ука заний и директив. Но нужен и ■хороший закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве. Такой закон сей час разрабатывается, й его следовало бы рассмотреть уже На первой сессии нового Верховного Совета СССР. платформу. мы. Обсуждение этой плат- ' Общественные движения .формы и внутри ' организа- Ции, и во всем обществе поз волит выявить недостатки и консолидировать ряды в ходе избирательной кампа- сение, что депутаты от об- - щественных организаций бу дут отстаивать т о й к о .. уз кие, так сказать. 'цёховы’ё 'ин тересы своей- организации. Но ведь аналогичную ПЕ& тензяю можно в таком ■е я В чае предъявить Любому путату, поскольку он обязан выражать волю тех, кто из брал его в орган власти. Иначе говоря, представи-. приток свежих сил в ”Со- определен- веты и в сами-общественные стаив ан^ их организации, специфических НИИ выдвинутся новые кад ры, повысится активность рядовых членов.. Словом, можно ожидать, I следствием этого будет тетьство стаивание ____ ___ ^ потребностей —~'дело' Теперь давайте рассмот. тественное и законное. Без & ‘Г о " н Т л ™ и й адя ° ; = н ь К " хотел особо НОД- “ об эТомТы гоГофйли й^даых деййхатТ““^ с 6 6 р , = Г з Т Й Г п т е б ы ’ г^Йй^а^й. С ™ доТ^^^^^ п^ликГиКро^^^^^^^^ отн-анизапии работы Верхов- черкнуть, товарищи. и на конференции. Полагаю, выносимый- на ваше рас- ничивать права избирателей нельзя согласиться. Некоторые товарищи, вы ступавшие в ходе обсужде ния, считали неприемлемьш, что у нас часть людей будет представлена только депута тами, избираемыми по тер риториальным и Националь- следовательноГнесет"ответо^ но-территориальным округам, венность уж е не только пе- а интересы других б,удут за- ред своими избирателями, но щищать,. помимо этого, и де- и перед всем народом. Кого БЫсказы- , путаты от общественных ор- бы он ни предсТм.тял «О Г^Г'-ПО- гяничатигй Р ОФТ хтмт ттгчтэлгглия ....... ... этого представительная стема потеряДа бы всякий смысл. Но это лишь одна сторона вопроса. Другая, не менее . важная, заключается в 'том,' ■ что каждый депутат участву-. ет в решении проблем обще государственного значения и. рга ц ного : Совета, его Црезидвд’- ма, и в то же время исклю чалась бы чрезмерная кон центрация власти в одних Иначе говоря, сохраняет ся традиционная для совет ской системы коллегиаль ность при решении ключевьк государственных! проблем. Тем самым отпадают основа ния для опасений, которые высказывали некоторые уча- послужит дополнительной гарантией 'в этом отношении. Представляется правиль ным предложение тех -това рищей, которые считают, что комитет не должен ограничи-: ваться анализом соответст вия принимаемых законов на шей Конституции. Он может также выступать с инициати вой разработки и принятия законов, отсутствие которых стники всенародного обсуж- препятствует реализации йон- дения. Кстати, такой подход ституционных требований, было бы правильно распрост- Таким образом, товарищи, ранить на председателей всех можно сказать, что у нассо- Советов. здается своя, социалжтиче- Перейду к такому важней- ская система -«сдержек и лрр? шему вопросу, как подвонт- тивовесов», которая призва- рольность власти. Наш, мож- на предохранить общество но сказать, исторический долг от любых нарушений социа- на современном этапе рево- листической законности на люционной перестройки — высшем ' государственном создать, все необходимые га- уровне. IV , . ■у наших людей всех на циональностей, населения всех республик должна быть полная уверенность в том, что проблемы, которые их волнуют, независимо от то го, относятся ли они к эко номическим, политико-пра вовым, культурным потреб ностям сегодняшнего дня или касаются неясностей, «белых пятен» в историчес ком прошлом,. — повторяю, все эти проблемы должны найти справедливое разре шение в рамках перестрой ки методами демократичес кого обсуждения и выработ ки согласованных общих позиций. Особешю важно найти оп тимальное соотношение компетенции Союза ССР и союзных республик в обла сти экономики. Задача эта очень непроста и имеет многоплановый характер. ■у нас сложился единый народнохозяйственный ком плекс, в рамках которого Товарищи депутаты! На рого этапа политической ре- удовлетворяются ^ потрюбно- XIX конференции КПСС от- формы. Но поскольку в ходе мечалось, что многое в струн- обсуждения были выдвинуты туре и организации работы серьезные возражения по от- высшего органа власти Сою- дельным статьям, в которых за ССР приемлемо и для говорится о полномочиях со- . . . ------ --------- юзных органов, мы обязаны уже сейчас опредрлить свою позицию по этому вопросу. Высказывалось Синение, что в законопроект о дополнени ях и изменениях Конститу ции заложена тенденция верховных органов власти республик, будет способство вать повышению их роли и авторитета; У нас единая система Со ветов. Такое единство сло жилось исторически, оно со здает необходимые политиче ские и организационные пред посылки для слаженной ра боты всего государственного механизма нашей федерации. Конкретное решение воп росов устройства высших рес публиканских органов вла сти 'должно составить, — что в республиках, областях подумают над этим вопро сом и выскажут свои. сооб ражения. Вообще, товарищи депу таты, видимо, было бы пра вильным поручить Президи уму Верховного .Совета СССР и комиссиям законо дательных предположений палат создать специальную рабочую группу, включив в нее депутатов, представля ющих все союзные респуб лики. Эта группа с участием специалистов — экономис. тов, социологов, юристов — могла бы пункт за пунктом проштудировать всю исто рию развития полномочий Союза ССР и . республик, проанализировать идущие в этой сфере процессы и вы работать такое разграниче-. ние компетенций республик и Советской Федерации в целом, которое максимально соответствовало бы задачам дальнейЩего развития стра ны и гармонизации, межна- - . циональвых • отношений в сти всех республик в сырье условиях идущей перестрой- и .топливе, в машинах и ки советского общества, приборах, продовольствии и Если это будет поддержа- т о в а р ^ народного потребце- до — такое решение можно " - принять на данной ^сессии. смотрение; представляет ’ со бой в полном смысле этого слова . . . ние нашей системы. И новый закон, и вся ны нешняя атмосфера полити ческой жизни в стране рантируют реальное ( ществление тех норм, кото рые официально провозила шались и до сих пор, но частую не соблюдались на практике. Самая важная особен ность нового избирательного закона в том, что он преду- риториальный округ ИЛИ'Т! рческий союз - это нар( ный депутат, и в органах влаГ сти он выступает не просто как рабочий, колхозник, уче ный, а прежде всего’ как' по литический деятель. У нас в ' стране, да мандатных избирательных округах, где будут выдви гаться несколько кандида тов. Таким образом, откры вается возможность действи тельного выбора. Как эта возможность будет использо вана, чтобы сфорщровать полноценный депутатский корпус, способный управ лять страной в условиях пе рестройки, —^^вот в чем сей час- вопрос . первостепенной важности. Нам надо максимально , самим решать вопрос о ко- Вдумаемся, ведь общест- лнчестве кандидатов. С уче- венные организации охваты- том этого в проект закона вают практически все насе- внесено уточнение: в изби- ление страны: Это Коммуяй- рательный бюллетень может стическая партия с ее почти быть включено любое число 20 миллионами членов; Ле- кандидатов. ■ нинский комсомол, насчй- Понятно, что при этом тывающий в своих рядах 36 всем мире, известны ймеиа могут возникнуть и ослож- миллионов юношей и деву- ряда крупных советских пи- нения. Каждый коллектив шек: профсоюзы, в которых сателей и ученых,'которые будет стремиться продвигать состоят практически все рабо- били в колокол, привлекая своих представителей, и ес- лие и служащие; кооперати- внимание общества к необ- ли не предусмотреть регули. вы, то есть все наше кол- ходимости принятия срочных рования этого процесса, то хозное- крестьянство плюс « р по спасению Байкала, вместо сознательного выбо- члены потребительских, щю- Предположим, соответству- ра мы рискуем получить не- мысловых и иных вновь сбз- ющие организации решат йз- разбериху. Поэтому в проек- даваемыз^ кооперативных то- брать их народными депута те предусмотрено предвари- вариществ; женсоветы, приз- тами. Неужели эти людисве- тельное, обсуждение . канди- ванные отстаивать интересы дут свою деятельность к за- советских женщин; со- щите узких профессиональ- в,ет ветеранов, , за которым ных интересов писательско- стоят более чем 50 миллио- го клана или Академии наук? нов пенсионеров и вообще ЛЮ- дей старшего поколения; творческие союзы, объединя ющие деятелей советской культуры всех национально стей, объединения научных работников и другие. Проще опросить, когр не датур на окружном предвы борном собрании, которое наделяется правом пред ставлять кандидатов для ре гистрации в соответствую щую избирательную комис сию. Без такого звена изби рательной системы нам, оче видно, не обойтись. Наибольший разброс в мнениях вызвало записан ное в проекте, в соответст вии с решениями XIX кон ференции, положе.ние Конечно же, нет! Подлинный охватьгоаг^ общественные ор- своих изби))ателей с нужда- ганизапии? И ппавильно ____ - _. _" патриот всег да живет заботами всего оте чества. Призвание политиче ского деятеля, удостоенного доверия народа, и состоит, в первую очередь, в умении органично увязать интересы ц р дет оказать, что через использовать имеющиеся борах одной трети' народных так, же как и через террито- пл.чмпмтпгти гг.пя т п т итп- ____________________________ ............................Г.____ ______ НИЯ. Все В советской эконо- Одна из важнейших з а дач осуществляемой нами политической реформы — чрезмерной централизации кардинальное обновление и тем самым допущено ступление от политических установок XIX партийной конференции. Должен ска зать. что это явное недора зумение. Я думаю, всем нам сегодня ясно, что воп- __ _____ _ _________ ___ рос о еоотнощен]^ Союза и .................______________ уже говорилось, основное со- республик д о л ж ^ , решаться держке местных властей, держание следующего, вто- в контексте, п е р е ^ о й к и , в В свою очередь самоуп- работь! местных Советов. В это сейчас во многом упи рается весь дальнейший ход перестройки. Ведь хоз расчет предприятий, удов летворение социальных нужд трудящихся возмож ны лишь при активной под- равление на уровне трудо вых коллективов тесно свя зано с самоуправлением территорией. Словом, всем нужен силь ный и, позвольте мне упот ребить такое выражение, состоятельный местный Со вет. А он у нас пока оста ется во многом бесправным и бедным, неспособен про тивостоять ведомствам, вы нужден - существовать на скудном- пайке остаточного возможности для ого, бы каждый избиратель познакомиться с ■ми. На собрания, старайся, всех не соберешь. Здесь большую роль могут сыграть радио, телевидение, печать. Ведь что может быть нагляднее, чем публичные дебаты, в ходе которых кан дидаты отвечают на задавае мые им вопросы, знакомят дедутатов СССР от общест венных организаций. Одни восприняли это с горячим одобрением, у других воз никли сомнения, а третьи даже увидели здесь отступ ление от общедемократиче ских начал избирательной системы. Вопрос это, принципиаль- то ный. Речь идет о крупном нововведении в нашей поли- ми всего народа, „ _____ развития всего общества, ю'г* ' решения которых, в конечкол^ счете, зависит-'И благососто яние каждого из нас. 'Каждый новый день пе рестройки выявляет таких людей из всех ‘слоев общест- Далее. Немало участников ва. И мы надеемся, что в дискуссии, одобривших 'сам новые органы власти выдви- риальные и национально-тер риториальные округа, в ор ганах власти будут представ лены все советские со своими взглядами, если тической жизни, и очень хотите, показывают, кто, че- важно, чтобы хпли мы на не го стоит. > го сознательно, с высокой Многие участники обсуж- степенью общественного принцип представительства общественных организаций, в же время сочли недемок ратичным предложенный по рядок избрания депутатов. ' Они полагают, что это сле дует делать непосредственно в низовых организациях или даже избирательных округах. нут своих лучших предста вителей рабочий класс, крестьянство, страны. интеллигенция Впереди у нас одна из са мых непростых, но и самых важных за всю историю Со ветской власти избирате-ль- дения высказались за поп- гласил. Остановлюсь поэтому иначе вся процедура примет ных кампаний; когда на но- равку, согласно которой вы- нанемпрдробнее. бюрократический характер и вой основе будут проходить боры могут состояться толь - Необходимо учитывать, сведется к утверждению в ко при условии, если выдви- что представительство об- качестве депутатов руково- (Окончание на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz