Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
г-б к пролетарии всех стран, соединяйтесь! Л енинское знамя Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 7 1 - й го д и з д а н и я С р ед а , 3 0 ноября 1988 г. ^ №274118 2711 Цена 3 коп. НА ВНЕОЧЕЕРДНОЙДВЕНАДЦАТОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОДИННАДЦАТОГО СОЗЫВА 29 н о ^р я в 10 часов у*ра в Больше»! Кремлевском дворце начала работу внеоч^ждная двенадцатая сессия Верховного Совета СССР одиннадцатого со- зьша. ,Ояа отмылась совмест-. яым заседанием Совета Союза я Совета Национальностей. ^Аялодисмеятами депутаты и встретили тсюарищей ^ р б а ч е в а М. С.> Воротникова В, И., Зайкора Л. Н., Лигаче ва Е. К., Медведева В. А., Ни конова В. П., Рыжкова Н. И., Слюнькова Н. И., ЧебрвкОва В. М., Шеварднадзе Э. А., Щербвцкого В: В., Яковлева А. Н., Б1фюкову А. П., Вла сова А. В., Лукьянова А. И., Маслюкова Ю. Д., Разумовско го Г. П., Сол0№ева Ю. Ф., Та лызина Н. В., Язова Д. Т., Бакланова О. Д. Единогласно утверждаются повестка дня сессии, предло женная Президиумом Верхов- «эго Совета СССР и одобренная Советами старейшин Совета Со юза и Совета Национальностей, а также порядок ее ра- ' боты. На обсуждение вы несены вопросы: 1. О мерах по осудествлению политической р>еформы в обла сти государственного строи тельства. 2. О выборах народных де путатов СССР. Вопросы внесены Централь ным Комитетом КПСС и Пре зидиумом Верховного Совета Слово д м доклада о мерах по осуществлению политичес- кой реформы в области госу дарственного строительства пре доставляется Генеральному секретарю ЦК КПСС, Предсе дателю Президиума Верховно го Совета СССР М. С. Горба чеву. Доклад был выслушан с вниманием и встречен продол жительными аплодисментами- Первой в прениях выступи ла Председатель Президиума Вержовного Совета Украетской ССР депутат Шевченко Она внесла гредложение щш- нять проекты Законов СССР с теми поправками и измене ниями, которые были внесены комиссиями палат Верховтюго Скжета СССР. I В жизни страны эта сессия займет исключительно важное место, подчеркнула депутат. Принятие проектов З ^ н с » бу дет означать крупный шаг по пути демократизации советско- ' обеспечения на родовластия Советов и Дания социалиствдеского пра вового . государства. Именно таких решений ждут от своих представителей в высшем ор гане власти страны миллионы избирателей. * В ходе всенародного обсуж дения проекты Законов Союза ССР получили поддержку по давляющего большинства наро да. Оратор подтвердила это данными по союзной республи ке. Всенародное обсуждение,' отметила она, тинном участии всех слоев <Л- щества, трудовых коллективов, отразило рост общественного Стабильность закона воспи- ттявает уважение к нему и не укоснительность его соблюде ния. Принятие обсуждаемых проектов, подчеркнула депутат; — лишь первый шаг на пути демократизатщи советского об щества. Но мы должны его сделать сегодня, немедленно. Так считает подавляющее боль шинство народа Украины, Оратор осудила тех., кто высказьшается против приня-^ тия этих важнейших законо проектов, пытаясь обособить ся, противопоставить узконатщ- ональное ,начало интернацио нализму нашего общества. За дача депутатов, всех Советов страны —- направить огромную политическую энергию трудя- (Окончавие на 3-й стр.). К ПОЛНОВЛАСТИЮ СОВЕТОВ И СОЗДАНИЮ СОЦИЛАИТСИЕЧСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Долкад N. С. ГОРБАЧЕВА на сесси Верховного Совета СССР 29 ноября 1988 г. , Товарищи депутаты! На нынешней внеощ^ ной сессий Верховного Сове та СССР нам предстоит с учетом итогов всенародного обсуждения рассмотреть и принять законопроекты о выборах и об изменениях и дополнениях Конституция Вместе с перестройкой в партии, призванной раскрыть ее потенциал как политиче ского авангарда общества, освободить от несвойствен ных функций и обеспечить разделение труда между пар тийными, советскими и хо зяйственными органами, — законопроекты; которые пред ставлены на рассмотрение Верховного Совета, выводят нас на широкую практичес кую работу по осуществле нию политической реформы, намеченной решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС. Тем самым дается но вый мощный импульс про цессу демократизации со- ^■ кк о го общества. ЧВкакое место занимают на мечаемые преобразования в общей программе революци онной перестройки? Если охарактеризовать со держание текущего периода в самом сжатом виде, дать, так сказать, его 'политичес кий портрет, то это — пере ход от стадии, когда осмыс ливалась ситуация, сложив шаяся к середине 80-х го дов, вьшашийался замысел и формировалась целостная концепция перестройки, к . стадии, когда идеи все боль ше приобретают характер по литических установок и за коноположений, а на первый план выходит дело, органи зация жизни по-новому. Пе риод и сложный, и в высшей мере ответственный. Перестройка — это глав ный приоритет нашей дея- ^ ^ н о с т и . В ней ключ и к ^■сранению и развитию под линных социалистических за воеваний, идеалов и принци пов, и к преодолению дефор маций, негативных явлений, доставшихся от прошлого, и к решению практических дел в каждой области, районе, трудовом коллективе. Поэтому необЪдимо дейст- вовать так, чтобы процесс ;зтот набирал силу, чтобы ни какое стечение обстоятельств, никакие частные проблемы и неясности не могли его за тормозить, а тем более поста вить под угрозу. Об этом, товарищи, надо помнить всем нам — каждому рабочему, крестьянину, интеллигенту, каждом.у советскому гражда- бсобенность же го момента состоит в том, что дальнейшее на^ше разви тие все больше упирается в несовершенство политических институтов. Мы это чувству ем на каждом шагу. Принятие Законов о госу- : дарственном предприятии и кооперации, создание усло- . ^ н й для широкого внедрения хозрасчета и самофинансиро вания, подряда и аренды от крыли путь к постепенному улучшению условий жизни Но многие инициативы .и •начинания трудящихся теря ются в бюрократических ла биринтах или даже наталки в ается на противодействие. Вот почему главньШ урок по следнего времени заключает ся в том, что ускорение вы хода из застойного состоя ния невозможно без демок ратизации всей нашей жиз ни, без возрождения Советов как представительных' орга нов власти и самоуправле ния народа. Здесь и ответ на вопрос, который приходится нередко слышать: а не преждевре менно ли мы взялись за по литическую реформу, не под ведя под нее материальный базис, не добившись перело ма в удовлетворении насущ ных нужд людей в продо вольствии. товарах, услугах, жилье? Нет. товарищи, об легченных путей не сущест вует. Мнё не раз приходи лось говорить, что только в сочетании экономической ре формы с политическими пре образованиями, демократиза цией и гласностью можно ре шить задачи, которые мы с вами поставили и на бли жайшее будущее, и на пер. спективу. Не подкрепим сейчас по литической реформой процес сы, начавшиеся в экономике, социальном переустройстве общества, оздоровлении ду ховной сферы,, не создадим соответствующую им цистему управления, не обновим ра дикально работу Советов, на ших кадров — все перест роечные процессы неи;йеж- но будут буксовать. Нас многому научил опыт не удавшихся в прошлом по пыток поправить положение дел в экономике, не мецяя ничего в политике, не осу ществляя •широкие демокра тические преобразования. По литическая реформа — это своего рода кислород,^ необ ходимый для жизнедеятель ности общественного орга низма. Ее цель — через де мократизацию всех сторон жизни соединить интересы личности с интересами кол лектива и всего общества, на деле утвердить человека тру да в положения хозяина и на производстве, и в государ с тв е , ' поставить его в центр- всего ,политического процес- Перестройка буквально взорвала царившую у нас в застойные годы призрач ную тишь да гладь, дала-им- яульс широкой и свободной дискуссии, подняла на по верхность, многие назревшие и даже болезненные вопро сы.' И необходимо, чтобы ог ромная энергия этого обще ственного гфоцесса не расте калась, не растрачивала се бя зря и тем более не выли валась в социальные и наци ональные междоусобицы, а была приложена к реальным делам, целиком обращена на достижение поистине рево- лющюнных созидательных Сейчас перед нами встали громадные и сложные задачи. Важно не растерять ся перед масштабами новиз ны, перед многообразием вы плеснувшихся наружу суж дений и эмоций. Все это ста ло ■возможным в результате перестройки и должнр содей ствовать дальнейшему раз витию процессов обновления нашего общества. Надо твердо и последователь но идти по пути, наме ченному XXVII съездом, XIX партийной конференцией, со здавать демократические, ин струменты для свободного выражения и согласования многообразных мнений и ин тересов. Все сказанное, товариш,и , депутаты, характеризует зна чение вопроса, рассматривае мого сегодня Верховным Со ветом СССР. Надо также ясно вадеть, какое место занимают пред- нринимаемые сейчас преоб разования в развитии совет ской государственности, взве сить их, как говорится, на весах истории. Вопрос о власти в любом обществе яэяяется главным. Но особое значение он при обретает в революционные периоды, когда происходят ломка старой и становление новой политической системы, утверждаются порядки и пра вила, по которым обществу предстоит жить и развивать ся целую историческую эпоху. Все вопросы большой по литики — место и роль пар тии, Советского государства, профсоюзов, комсомола, дру-- гих общёственных организа ций, порядок взаимоотноше ний между ними, принципы и нормы , ' регулирующие де ятельность управленческих органов и течение государст венной жизни, отношения ме жду государством и гражда нином — повторяю, все по литические вопросы должны решаться в условиях социа лизма, исходя из главного— интересов человека труда. В первый послеоктябрьский период, говоря словами Ле нина, сложилась единая, фе деральным союзом скреплен ная общегосударственная Со ветская власть. Регулярно сбзывались съезды Советов и сессии Центрального Ис полнительного Комитета, на которых в обгтановке свобод ной дискуссии рассматрива лись и решались важнейшие вопросы жизни страны. Че рез Советы на местах мил- лж>ны рабочих и крестьян втягивались в политическую жизнь, учились управлять своим государством. Работу аппарата бдительно контро лировали органы рабоче крестьянской инспекции. Конечно, на этой ранней стадии социалистического • строительства далеко не все ладилось в политическбм механизме. Но был . заложен фундамент социалистиче ской демократии, совершен ствовались ее институты, складывались традиции. Теперь ясно, какие ог ромные издержки чело веческие, политические, идейно-нравственные и не в последнюю очередь мате риальные — понесла наша страна в результате того, что этот процесс был прер ван и уже с начала 30-х годов укоренились автори тарные методы власти, ко- ' мандно-бюрократическая си стема управления, получили распространение массовые репрессии, другие наруше ния социалистической закон ности. Постепенное ' отчуждение трудящихся О’? реального участия в уйрквлеции госу дарственными и обществен ными делами, растущий раз рыв между официально про возглашенными демокра тическими принципами и практикой политического процесса, оттеснение пред ставительных органов аппа ратом и все большая' его бюрократизация, отрыв от масс — все это привело к окостенению политической системы. Из двигателя об щества она стала превра щаться в тормоз его разви- Правда, она не смогла полностью сковать народную энергию, рожденную' вели кой революцией, верой в идеалы социализма. Именно этой энергии, самоотвержен ному труду и борьбе' сотен Теперь об итогах всена родного обсуждения пред: ставленных законопроектов. Необычайный интерес, к ним проявленный, показал, насколько наши люди за-' интересованы в том, чтобы были правильно решены тысяч коммунистов, милли онов рабочих, крестьян, ин теллигентов мы обязаны превращением страны в од-' но из самых развитых и влиятельных государств ми ра, -победой в тяжелейшей войне, какую только знала мировая история. Но ущерб делу социализ ма был нанесен колоссаль ный. Сегодня мы намерены возродить ценности Октяб ря, воплотить в жизнь про возглашенные революцией лозунги свободы и демокра тии с учетом накопленного экономического, социально го, культурного, интеллекту ального потенциала. Фактор "огромного значения — ду ховный опыт нашего наро- Разумеется, реформа по литической Системы — за дача исключительной слож ности, которую невозможно решить, как говорится, в один присест. Поэтому важ но видеть весь объем и ха рактер ' предстоящей работы по реализации решений XIX партконференции о полити ческой реформе, установить рациональную . очередность ее задач. Основное содержание пер вого этапа реформы — об новление структуры Сове тов, порядка формирования и деятельности высших ор ганов власти, избирательной системы. На это ,и направ лены внесенные на рбеуж- дение настоящей сессии за конопроекты. - Следующий крупный этап политических преобразова ний будет связан с, гармо низацией отношений между Союзом ССР и входящими в его состав республиками. На этом этапе будут рассмот рены вопросы статуса со юзных республик, расшире ния их прав и возможностей в политической, социально- экономической и культурной жизни, упрочения на этой основе нашего федератив ного социалистического го сударства. То же относится ' к автономным образовани ям — республикам, облас тям, округам. Еще одним этапом ре формы явится реорганиза ция власти на местах. Не обходимо позаботиться о соз дании материальных' и пра-' вовых предпосылок для то го, чтобы Советы на деле решали все вопросы мест ной жизни, возродились как полновластные органы на родного самоуправления. Намечаемые на конец 1989 года выборы в мест ные Советы на основе но вой избирательной системы позволят выдвинуть иници ативных и энергичных лю дей, спрсобных в полной мере использовать новые возможности представитель ных органов. В р ам к а х ' политической реформы мы приступаем и к глубокой пёрестройке су дебно-правовой системы, к решению других вопросов, связанных с , формировани ем социалистического пра вового государства. На этом направлении нас ждет большой объем зако нодательной работы, направ ленной на дальнейшую де мократизацию советского об щества. вопросы организации цент ральной власти, как глубо ко трудящиеся понимают, что с эффективным, функци онированием верхнего эше лона поли'гической системы связана реализация • всех других задач перестройки. да и сами судьбы страны. Главный результат об- сузкдёния законопроектов состоит в том, что в нашем обществе находит широкое пониманиё жизненная не обходимость перемен, есть согласие по основным 'мо ментам предложенной кон цепции; Это принципиально важно. В целом можно ска зать, что проекты получи ли широкую поддержку, в них увидели знак перемен, которых долго ждали. , Со ветские люди одобряют глав ную идею документов — ук репление народовластия. Важно и то, что поддерж ка проектов не имела на сей раз ничего общего с формальным их одобрением. Напротив, их опубликование вызвало активный обмен мнениями, оживленные дис куссии, множество раалич- н®х предложений и попра вок. Если судить по пись мам в партийные и' государ ственные органы, выступле ниям в средствах массовой информации и на собраниях трудящихся',' в обсуждении приняли участие миллионы людей. Число замечаний и предложений по законопро ектам превысило 300 тысяч. Комиссии .законодатель ных предположений обеих палат внимательно рассмот рели все замечания — а это, товарищи,, много томов! Учтены сообра жения рабочей группы, в которой трудились видней шие наши специалисты в области правовой и полити ческой науки. В ре зультате в законопро екте о- выборах наррдных депутатов СССР предлага ется уточнить 32 из- 62 статей, в законопроекте об изменениях и дополнениях Конституции — 26 из 55 статей. Сюда включен ряд предложений, внёсенных де путатами Верховного Сове та СССР, Верховных Сове тов союзных и автономных республик. Обновленные про екты" у товарищей на руках. Прежде чем перейти к характеристике основных поправок, внесенных по ито гам всенародного обсужде ния, хотел бы остановиться на'некоторых общих его мо ментах. Один из вопросов, кото рый живо Iобсуждался, ка сается соответствия проектов рёшениям XIX конферен ции КПСС. Само по себе' это еще одно свидетельство того, что . выработанная на конференции программа по литической и правовой ре формы' нашла самую' широ кую поддержку. И в обще стве вьфажено удовлетворе ние те'М, что законопроекты идут в русле политических установок конференции. Конечно, одно дело — принципиальные политиче ские решения конференции, и другое — когда эти ре шения переводятся На язык правовых формул, детали- зируются^ Здесь появляет ся немало новых моментов, которые. естественно, ста новятся предметом дискус- Большинство суждений .было направлено на улуч- , шение законопроектов, уточнение тех или иных положений, развивало и обо-, гащало политические уста новки конференции. Но бы ли и такие, которые стави ли под сомнение соответст вие опубликованных законо проектов решениям конфе ренции. Однако для по добной оценки нет основа ний. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать основные элементы кон цепции политической рефор мы. определенные конфе ренцией. Это — учреждение си- стёмы съездов народных депутатов, преобразование Верховного Совета СССР в постоянно действующий ор ган, создание комитета кон- стит^щионного надзора, ра дикальная демократизация выборов, прямое представи тельство общественных ор ганизаций в высших орга нах власти. Все это нашло отражение в законопроектах. Поднимался вопрос и о сроках обсуждения законо проектов. Ряд товарищей сетовал на то, что месячно- гЬ срока недостаточно, что бы их основательно прора ботать. Прежде всего хотел бы сказать, что масштаб и характер состоявшегося об суждения,' его открытость, полная свобода высказывания мнений дают основание счи тать, что законопроекты под верглись тюательнбй всена родной экспертизе. Это во- янно ищем и открьшаем но- внести в Основной Закон вые грани решаемых проб- только те поправки, без ко лем, вынуждены то и дело торых невозможно начать поправлять, уточнять, кор- формирование новой струк- ректировать самих себя. По- туры Советов, дать старт этому сейчас предлагается политической реформе. • ш А во-вторых, я думаю, товарищи не. учитывают, что основные идеи, заложенные в законоцроектах, активно обсуждались и до конфе ренции КПСС, и на самой конференции, и по ее ито гам. Так что в общей слож ности мы уже длительное время обсуждаем круг воп- 'росов, по "которым теперь предстоит' принимать реше- Наконец, следует ^меть в виду, что задержаться с принятием законопроектов значило бы по сути дела- притормозить, преобразова ния во всех сферах нашей .жизни, осуществляемые' в рамках перестройки. Тем самым было бы отдалено и проведение мер, предусмот ренных вторым и последую щими этапами политической реформы. И еще об одном важном вопросе, поднятом в ходе всенародного обсуждения. Наряду • со многими кон кретными предложениями, предусматривающими те или иные поправки в зако нопроектах, многие выска зывания выходили за их рамки. Это в общем-то по нятно; интересы людей шире любых организацион ных рамок, а с политической систе 1 той так или иначе свя-. заны/все существенные сто роны общественной жизри. В ходе дискуссии подни мались вопросы хозяйствен ного механизма-и продоволь ственного обеспечения, эко логии и''работы правоохра нительных , органов, многие другие вопросы, затрагива ющие жизнь, быт, повсед невные потребности людей. Само собой разумеется, что все эти предложения долж ны быть внимательно рас следующими этапами поли тической реформы, !станет хорошим подспорьем для подготовки соответствую щих законоположений. Отдельно следует сказать о высказываниях в пользу более ' широких и далеко идущих изменений Консти туции СССР. Это касается радикальной переработки преамбулы, новой трактовки социалистической собствен ности, кооперации, самоуп равления, прав граждан и , других г^ажных вопросов. Действительно, многое в Конституции 1977 года уже нуждается в -обновлении. Но это дело .дальнейшей работы. Мы . ведь только вступили на путь радикаль ных реформ экономической и политической системы, духовного обновления, посто- Перейду теперь к оценке основного содержания за конопроектов, тех принци пиальных новшеств, кото рые призваны . создать ' не обходимые правовые усло вия для развертывания со циалистической демо.кра- тни и народного самоупраа- Анализируя трудностей и проблем, которыми пришлось столк нуться нашему обществу, мы вновь и вновь приходим к выводу, что главная из них — искажение принци пов социалистической госу дарственности, резкое ОС: лаблеНие контроля за орга нами власти и управления' со стороны народа. Истинно,е содержание и предназначение деятельно сти Советов во многом вы холащивалось, из органов народовластия они превра щались по сути дела и звенья ко>!андно - бюрократической системы, Решительно по кончить с таким положением вещей, вдохнуть в Советы новую жизнь — вот главная задача осуществляемой на ми сейчас реформы. При этом не только сохраняются, 'но и углубляются принципи альные черты, которые с са мого начала отличали со ветскую организацию, при дают ей самобытный и уни кальный характер, делают оптимальной формой соци алистической государствен ности и демократии. Это прежде всего единст во системы Советов < как представительных органов народной власти снизу до- В отличие от традицион ного: государственного уст ройства, при котором поли тическая власть сосредото чена в руках центрадьных органов’ — парламента и правительства, а на местах допускается лишь ограни ченное муниципальное уп равление," в основу Совет ского государства была за ложена . идея полновластия всех- звеньев Советов на их территории, где каждый .Со вет выступает как частица верховной власти. Сегодня мы восстанавливаем этот принцип, обеспечивая всем представительным органам властные полномочия.' В со ответствии ^ е требованием XIX конференций КПСС все наиболее существенные воп росы государственной, хо зяйственной и социально культурной жизни будут рассматриваться и решаться Советами. Верховенство представи тельной системы, ее цело стность и единство значи тельно укрепляются благо даря введению (такого важ ного элемента, как съезды Народных депутатов на об щесоюзном и республикан ском уровнях. Это новшество продиктовано прежде всего задачей исключить злоупот ребления властью на верх них этажах государственно го здания — задачей, кото рую в состоянии решить только орган, представляю щий все социальные -слоя и оттенки, общественного мне ния, пользующийся непрере каемым авторитетом высше го общенародного форума. Съезды народных депута тов, таким образом, воз рождают в новых условиях традицию съездов Советов, они призваны гарантировать то, что В. И. Ленин назы вал «полным демократиз-' мЬм центра». С ними непо средственно связана- реали зация другой принципиаль ной особенности Советой. |Я имею в виду их двойную природу как одновременно государственных органов и массовых организаций насе ления. рменно это качество, к сожалению, во многом ..ут раченное, позволяло Советам сохранить постоянный жи- цой контакт с трудящими ся, быть 'аккумулятором со циальной активности, соеди нить идею государственно сти с идеей народного само управления. Нам предстоит в полной мере возродить это первородное свойство Советов, и, важную роль здесь, несомненно, сыграют съезды народных депутатов, в которых будет сильно и прямо выражено общест венное начало. ' Наконец, принципиаль-'^ ная черта советской органи- йации состоит в том, что представительные органы народовластия при социали зме мыслились, говоря сло вами Маркра, как работаю щие корпорации. В прошлом у нас госу дарственный аппарат, ведом ства зачастую доминировали йад, Советами. . Депутаты. , особенно высших звеньев Советов, слабо влияли на проведение в жизнь прини маемых решений, да и уча-' стие их в законотворчестве носило во многом формаль ный характер. .Теперь поло жение должно измениться в корне. Депутатство стано вится постоянной законода тельной, управленческой, контрольной работой. В этой- связи следует об ратить особое внимание на то, что за съездом как выс шим органом власти оста ется , главное слово в реше нии наиболее важных кон ституционных вопросов, а кроме того — закрепляется право принять к своему рассмотрению любой вопрос государственной жизни, от несенный к ведению Союза ССР. Но съезд, который будет состоять из более чем двух тысяч депутатов и собираться, как правило, раз Б год, не сможет, конеч но, заниматься повседневной законодательной, распоря дительной, контрольной ра ботой. Эту функцию пртз- ван выполнять избираемый им из числа народных де путатов -постоянно действу ющий Верховный Совет. В ходе всенародного об суждения был проявлен большой интерес к новой организаций центральной власти. В частности, возник вопрос, насколько оправда но водаращенне ^ съездам и формирование нового Вер ховного Совета как посто- ' янно действующего органа. Думается, товарищи, мы на правильном пути, как бы возрождая то, что отличало ' систему Советов в ее ленин ском понимании и оправда ло себя сразу после револю ции, хотя* система Советов и не смогла полностью про явить свои огромные воэ- можности. {Продолжение на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz