Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

2 9 ноября 2988 г., № 273 (18 270) Л Ё М И Н с к о е З Н А М Я * ТОЧКА ЗРЕНИЯ * ТОЧКА ЗРЕНИЯ * ТОЧКА ЗРЕНИЯ - С № ЕЙЧАС на за­ воде, как изве­ стно, много вни­ мания уделяют модерниза­ ции серийного пропашного трактора Т-40, который в ближайшее время будет вы­ пускаться с каркасной шумо- виброизолированной кабн- 1 «ой. Об этой работе, о пер­ спективах производства * лучшённой модели недавно рассказывалось в нашей га­ зете. Ийформадня эта, од- вак%, вызвала разноречи­ вые мнения.. Некоторые на­ ши читатели прямо ставят вопрос: неужели судьба коллектива завода зависит от машины, выпускаемой уже десятки лет и практи­ чески не меняющей своих основных технико-эксплуа- тащюнных характеристик? Ваше мнение на этот счет, Александр Сергеевич? — Действительно, при­ меняемый ныне на тран- сиф т е и в животноводстве трактор Т-40 АМ изрядно устарел й требует немед­ ленной модернизации. ' На заводе ведется сейчас под­ готовка производства - но­ вой кабины, которая обеспе­ чит необходимые условия руда механизатора и улуч- , 1 ИТ внешний вид машины.* Будут выполнены также мероприятия по повышению технического уровня трак­ тора, направленные на под­ держание его конкренто- сдособности ,на зарубежном рынке. Однако более глубо­ кая модернизация его, оче­ видно, не оправдана, и вот почему. Оставаясь в том же классе, не имея собст­ венного ^шлейфа сельскохо­ зяйственных машин, Т-40 М/АМ не обеспечит ощути­ мого повышения производи­ тельности, и затраты на его усовершенствование могут не окупиться. А ведь завод находится на хозрасчете! Убежден, что дальнейшая судьба ЛТЗ зависит от ре­ шения перспективных задач 'по созданию новой манев­ ренной и . экономичной мо­ дели пропашного трактора для земледельцев. — В этом отношении, как мы знаем, гораздо боль­ шими возможностями рас­ полагает интегральный трак- дор ЛТЗ. Может, напомним немного о его достоинствах? — Результаты многолет­ них испытаний интеграль­ ных' тракторов в различных регионах страны подтверди­ ли их высокую универсаль­ ность и эффективность, . на самых различных работах. С помощью этой машины реально внедрение в полном смысле интенсивных техно­ логий возделывания,..абсо­ лютного большинства =куль­ тур. Кроме того, обеспечи­ вается производство боль­ шего количества сельскохо­ зяйственной продукции с меньшими‘ затратами; соб­ людаются экологические требования. Особенно эф­ фективен трактор в услови­ ях арендного и семейного подряда. Испытания в Западной Сибири показа- |л и , что использование на- ^ ших интегральных машин позволит, удвоить и довести до восьми миллионов гек­ таров площади убираемых, пойменных лугов. В насто­ ящее время эти площади не убираются из-за отсутствия тракторов требуемой прохо­ димости. Отличные данные получены в ходе испытаний ЛТЗ-1.45 на возделывании овощей- и зерновых культур по интенсивным технологи­ ям в Нечерноземной зоне реситблики... ' Эти и другие примеры из практики позволяют утвер­ ждать, что наш интеграль­ ный трактор способен едет лать революцию в сель­ ском хозяйстве. Прежде всего, благодаря внедрению новых ресурсосберегающих. почвозащитных' интенсив­ ных технологий. Немало­ важно и то, что резко со­ кратится разномарочность и ксличестдо применяемых ныне тракторов и самоход­ ных машин. Примечательно, что вы­ сокую оценку нашему ЛТЗ- 145 дали механизаторы, лю­ ди, которые непосредствен­ но .соприкоснулись с этой машиной. Только недавно, скажем, я получил письмо от В. А. Васильева из Оренбургской области. Не скрою, приятно было его читать. И больно. Вот что он пишет: «В начале вось­ мидесятых годов я впервые увидел эту машину — у нас еще не выпускалось по­ добных. И- мы все ста­ ли ждать > эту маши­ ну. Но проходили годы, а трактора не было.,. Как все это могло случиться? По­ чему новое и передовое по­ грязло в трясине бюрокра­ тизма? Из газет знаю, что сейчас дело выправляется. Но очень жаль, что столь­ ко потеряно времени. Ка­ кую бы пользу принесли стране ваши машины! Сколь­ ко бы механизаторов сказа­ ли спасибо вам и липецко­ му заводу. Мы просим: дай­ те нам быстрее чудо-трак­ тора. Делайте их больше, спрос на, них всегда б^- Я не прибавил ни слова / . — это, как говорится, самой жизни. разевание, возможности ор­ ганизованного отдыха и до- Для того, чтобы решить названные вопросы, по рас­ четам специалистов, нужно около 200 млн. рублей ка­ питаловложений, и л и 'ПО 20 ' млн. рублей ежегодно. Изы­ скать такие финансовые возможности может позво- 'лить либо устойчиво рабо- т;;ющее производство с вы­ соким уровнем рентабель­ ности, либо государствен­ ные ассигнования под рас­ ширение производства и выпуск нового трактора. И заводу была дана такая возможность. Начатая в 1983 году ре­ конструкция завода дозво­ лила построить немало жилья и объектов соцкульт- . На заводе руководство­ вались -решением партии и здравым смыслом, кото­ рый говорил за .то, чтобы, начав с МТЗ-142, перейти- на выпуск МТЗ-142А, а за­ тем уже на интегральный трактор ЛТЗ-145. Такова была стратегия. Создавав- • мые производственные мощ- . ности позволяли еде- . лать это не умозрительно, а , реально. Не надо забывать, что самое первое ре­ шение - было принято не се­ годня, а в условиях осуж­ денного застойного периода. Тогда вопросы решались без учета общественного называются в роли ярых консерваторов и противни­ ков родного детища — нц- тегрального трактора. И ни в одной не показана их роль в ускорении реконструкции, так же как и ставшая кам­ нем преткновения проблема двигателя. Да, 'как. ото ни парадоксально, к^ трактору,, о котором, не жалея красок и эпитетов, писали централь­ ные газеты, не ^казалось... -двигателя. Разработанный владимирскими конструкто­ рами дизель воздушного ох­ лаждения успешйо прошел в' 1983 году испцтания, но вместе с трактором не по- лу-чил путевки в жизнь.' Его постигла такая же пе- 1 асть. Забытый, чальная но устарел, не соответству­ ет современным требовани­ ям ни по расходу топлива, ни по угару масла, по ряду других 1 &раметров. Но это была бы половина беды, так как все это устранимо. Главное — в. отрасли нет мощностей для постановки даже доработанного в сжа­ тые сроки двигателя ■на НЕПРОСТИТЕЛЬНО МЕДЛИМ! Мнение главного конструктора •— Но лед, наконец, дей­ ствительно тронулся. Вес­ ной было принято решение о переориентации ЛТЗ на выпуск созданного здесь интегрального трактора. Бесперспективный МТЗ-142 сошел с арены. Какие же работы ведутся сейчас? — Практически за четыре месяца, в июле конструк­ торы выдали в подготовку йроизводетва и в экспери­ ментальный цех основную массу документации,- в ко­ торой- учтены замечания гос- испытаний 1983 года, пяти, лет эксплуатации, а также современные и перспектив­ ные --требования., Поначалу на заводе дружно приступа­ ли к технологической под­ готовке производства, но потом поостыли, и дело ста­ ло продвигаться недопусти­ мо медленно. В первом квартале будущего года мы должны изготовить для внешних испытаний четыре образца трактора. График работ очень напряженный: уже сейчас, вот в эти дни, надо бы начинать сборку трансмиссий, но дл я этого до сих пор не подготовлены корпусные^ детали из чугун­ ного литья. Не уложились в дроки чугунолитей­ ный и фасоннолитейный це­ хи. ряд других подразделе­ ний завода. Й итог, прямо ска&ем, никудышный: из необходимых двух с поло­ виной ты сяч" наименований, деталей для нового тракто-- ра мы имеем сегодня чуть более семисот. Для ряда деталей, в том чцсле ответ­ ственных, до сих пор от­ сутствуют заготовки, нет .отдельных видов оснастки для изготовления инструмен- Д 9 сейчас действовать?! До весенне-полевых работ на юге остается совсем немно­ го времени, а нам еще предстоит проверить узлы на ' собираемость, провести стендовые ' испытания, соб­ рать и обкатать тракторы перед отправкой их на внеш­ ние испытания. В связи с .этим очень бе­ спокоит одно обстоятельство. Малочисленная группа за­ действованных на ЛТЗ-145 конструкторов и эксперимен- тальщиков ничего не сможет сделать; если не будет дол­ жной поддержки. А люци, я понимаю, уже ус­ тали от шараханий, и что­ бы как следует организо­ вать подготовку новых об- ра’зцов, потребуются, веро­ ятно, и слова убеждения, и большее внимание к делу со стороны руководства, и строгий партийный спрос. Здесь яге хочу заметить, что полон^ение • усугубляет' неукомплектованность опыт­ ными специалистами отде­ ла главного конструктора и экспериментального цеха. Отрицательно сказывается отсутствие ряда необходи­ мых подразделений, низкая оснащенность • эксперимен- тально4испытательной „ ба­ зы. Надо, видимо, ускорить решение вопроса об органи­ зации ра ЛТЗ цеха мелких серий^ с гибким производст­ вом. Может, и другие пред­ приятия города и области окажут! помощь заводу в изготовлении опытных об­ разцов I трактора - и стендот вого оборудования? Очень дорого время, и сейчас нуж­ но использовать все воз­ можности, все резервы для тою, чтобы ускорить ход работ., Если же все у нас останется по-прежнему, как сегодня, то будут поставле­ на страницах нашей газеты неоднократно появ- пялись статьи, затрагивающие проблемы производ­ ства интегрального трактора' ЛТЗ. «Горький вкус победы» {«Ленинское знамя» от 30 апреля), «Ста­ рый «конь» колеи не испортит» (9 октября), «Ста­ рые указатели» (13 октября), «Вперед или назад)» (10 ноября), «Самостоятельность» (23 ноября) — в этих статьях' подробно рассказывалось о том, что мешает созданию новой техники. И все же инте-' рес к теме не иссякает. За последнее время в редак­ цию пришло немало писем, авторы которых просят продолжить разговор о судьбе машины, интере- суют!^я, какие акценты в технической политике д е ­ лают сегодня липецкие тракторостроители. Один из читателей, В. Н. Колпаков, даже сделал припис­ ку: «Пишу по поручению своих товарищей. Нас, за­ интересованных в вашей публикации, много...». Выполняя пожелания читателей, редакция подго­ товила интервью с главным конструктором: интег­ рального трактора А . С. Дурмановым. Но напеча­ тать его мы решили рядом с письмом, с которым в те же дни обратился в, редакцию секретарь парткома ЛТЗ Н. Н. Гугниж Тем более, что автор этого письма настаивал на его публикации под руб­ рикой «На трибуну, областной партконференциип. Таким образом, у читателей появится « ц е одна во­ зможность сопоставить различные точки зрения. о ГЛАСНОСТИ И ТРАКТОРЕ Мнение секретаря парткома ны под угрозу срыва под­ готовка образцов к испытани­ ям, своевремейная доработ­ ка конструкции трактора и постановка, его на произ­ водство. Этого нельзя до­ пустить. Мы не имеем пра­ ва обмануть тех, кто ждет интегральный трактор. Недавно я, будучи деле­ гатом городской партийной конференции, рассказал с ее трибуны обо всех этих проблемах. Мало того, предложил включить в -ре­ шение конференции отдель­ ный пункт: «Считать важ­ нейшей задачей городской партийной организации по‘- становку на производство на ЛТЗ интегрального трактора, способству­ ющего внедрению новых технологий возделывания сельскохозяйственных куль­ тур...» Это предложение бы­ ло принято делегатами: и оно вошла' в окончательный текст постановления конфе­ ренции. Беседу вела Г. КАИДАШКО. Н а р о д н а я муд­ рость гласит: семь раз отмерь,- а то- том... Жаль, что сегодня это проверенное жизнью прави­ ло многими в условиях гла­ сности и плюрализма мне­ ний оказалось забыто. Вооружившись модной идеей, звонкой фразой, за­ интересовав читателя детек­ тивной историей «с тайни­ ком в гараже»., бросаются некоторые «прорабы» пере­ стройки врукопашную Ь ее, зачастую выдуманными, вра-, гами и не видят, что послед­ ние находятся на той же стороне баррикады, не за­ думываются о здравом, смысле, реальных возмож­ ностях и общественном ре­ зонансе брошенных ими в горячке дискуссии обвине­ ний или предложений. Не могу похва^:тать солидным партийным стажем, но кри­ тику считаю обоюдоострым оружием и хочу сказать, что пользоваться им даже в условиях -плюрализма надо осторожно, вооружившись осведомленностью об обсуж­ даемом предмете. Не скрою, с удивлением прочитал в «Ленинском знамени» К» 259 от 10 но­ ября с. г; высказывания М. Паршина о проблемах ЛТЗ, с которыми автор зна­ ком лишь из газетных пуб­ ликаций. Да, в последнее время в печати, как цент­ ральной, так и местной, ак­ тивно начали рассматри­ ваться проблемы ' реконст- - рукции Липецкого трактор­ ного завода. Причем, рас­ сматриваться, на мой взгляд, чересчур однОбокб. Речь постоянно ведется только об одном из объектов ироиз- водствн — тракторе ЛТЗ- 155. Считаю, что это не совсем правильный подхрд. ЛТЗ — действующее производство, , и конечная цель реконструкций, как и начатой по инициативе пар­ тии перестройки, — чело­ век. Своей трудной полу­ вековой ’ историей, напря­ женной и ' самоотверженной работой 20 -тысячный кол­ лектив завода заслужил право на улучшение усло­ вий труда и быта. Создан­ ные в тяжелое предвоенное времяг и годы военного ли­ холетья основные фонды 'стали тормозом дальнейше­ го развития производства, т. к. площадь, занимаемая единицей оборудования, се­ годня уже в 2 раза меньше установленной нормы. .Обо­ стрились- проблемы и по другую сторону проходной. Очень остро встали вопро­ сы жилья — на очереди стоит- более 5 тысяч трак­ торозаводцев, ' причем пер­ воочередники — с^1964—66 года. Многие жители посел­ ка ЛТЗ не обеспечены ком­ мунальными удобствами. Отстали от требований жиз­ ни медицинское и торговое обслуживание, народное об- мнения и более категорич­ но, и от того, быть или не быть МТЗ-145 на ЛТЗ, за­ висела не судьба минской модели (ее все равно нача­ ли бы выпускать, т. к. это было предрешено) — зави­ села судьба коллектива .тракторостроителей. С уче­ том этого можно спросить- и ; Лесникова, выступившего в ,«Л З» 'о т 23 ноября с ре­ дакционной статьей «Само­ стоятельность», что могли противопоставить трудовой коллектив и заводская пар­ тийная организация полити­ ке Министерства сельскохо- хозяйственнбго и тракторно­ го машиностроения кроме такой тактики? К сожале­ нию, ответа на этот вопрос ни однй из газет; столь рьяно выступаввдих . защит­ никами липецкого трактора, до сих пор не дала. Другого пути у завода не было, и выбор был предоп­ ределен с учетом . развития города и области. Иначе бы тех' корпусов, которые уже сегодня в три раза превы­ шают по площади действую­ щее производство и л'аран- тируют будущее завода, не то что могло не быть, а однозначно скажем — не было бы! Не было бы и оборудования, комплекта­ цию которого мы закончим 3 1990 году, т. к. в даль­ нейшем мощности отечест­ венного станкостроения будут заняты созданием парка оборудования авто­ мобильного гиганта в Бла- буге. А значит, не могло бы быть сегодня и речи об ЛТЗ-155, так как имеющие­ ся на заводе мощности не позволяют даже фантазиро­ вать на эту тему. Во всех публикациях с одинаковой настойчивостью и тенденциозностью руко­ водство и партком ЛТЗ по- В этой связи, чтобы окон­ чательно не загубить трак- ■ тор говорильней об его • преимуществах, ’ было при­ нято -решение выпустить на испытания ЛТЗ-155 с дви­ гателем водяного охлажде­ ния. Попытки конструкторов выполнить .эту работу кон­ чились неудачей. За про­ шедшие 7 месяцев нами был обсужден ряд вариан­ тов, в том числе с участи­ ем зарубежных партнеров. И только буквально на днях был найден приемле­ мый дизель, ■ выпускаемый харьковским моторным за­ водом «Серп и молот». Ко­ нечно, необходима доводка двигателя, доработка трак­ тора. Но главное — двига­ тель есть, и проблема на­ шла свое трудное разреше­ н а повестке дня сегодня — вернуть реконструкции ЛТЗ утраченные темпы и подготовить к I кварталу 1989 года опытные образцы для испытаний. Обе эти проблемы постоянно в поле внимания партийного коми- ■тета, коммунистов подраз­ делений; завода. Редакцию газеты и ее читателей хателось бы по­ просить быть более терпе­ ливыми, не только словом, но и делом поддержать уси­ лия тракторозаводчан в ре­ шении стоящих перед ними проблей. Тогда интеграль­ ный трактор с липецкой маркой реально увидит пот­ ребителя не позднее' 1990— 91 года. ■убежден, . что областная партийная конференция най­ дет возможность строго спросить со строительных организаций города, в пер­ вую очередь трестов «Пром- строй» и «Жилстрой», ку­ рирующих их органов, за сорвананые планы реконст­ рукции. В этом сегодня главный тормоз на пути соз­ дания мощного отечествен­ ного пропашного трактора. Потерянного времени не вернешь, снятых по этой причине ассигнований тоже.. Хотелось бы также ус­ лышать принципиальную оценку вклада в • реконст­ рукцию ЛТЗ коллективного организатора, областной га- •зеты «Ленинское знамя», которая вспомнила о липец­ ком тракторе в этом году последней и до сих пор са­ мостоятельно не нашла воз­ можность побывать на Ли­ пецком тракторном заводе, хотя бы для того. чтобы глубже вникнуть в суть под- ' нимаемых читателями проб- Н. ГУГНИН, секретарь парткома ЛТЗ. И все-таки процессы демократизации положительно сказываются на нашей жизни! Раньше руководство объ­ единения «ЛТЗ» на критические выступления централь­ ной и местной прессы по поводу трудной судьбы липец­ кого интегрального трактора либо вовсе не отвечало, ли­ бо отделывалось невразумительными отписками, полагая, что главная политика делается в стенах родного мини­ стерства, а не на страницах газет. И вот — неожидан­ ные перемены. Недавно в газете «Труд» генеральный директор ПО «ЛТЗ» Н. Г. 'Загорский выступил со стать­ ей, объясняющей, по его мнению, истоки тупиковой си­ туации, в которой оказался коллектив тракторостроите­ лей. А вслед за тем — письмо секретаря парткома ЛТЗ Н. Н. Гугню » в редакцию нашей газеты, преследующее ту же цель: накануне областной партийной конференции объяснить ее делегатам, читателям и журналистам «Ле­ нинского знамени», что многие из них глубоко заблуж­ даются относительно истинных проблем, возникших при создании отечественного интегрального трактора. Редакционная коллегия «Ленинского знамени» с одоб- , рением встретила намерение Н. Н. Гугшша отыскать ис­ тину в открытом споре. Однако письмо его, напечатанное полностью и даже с сохранением авторского заголовка, достаточно полно отражающее характер и логику мно­ гих поступков, все-таки т|>ебует пояснений, так как не­ которые принципиальные моменты в нем изложены, мягко говоря, неточно. Прежде всего необходимо внимательнее разобраться в тонкостях «стратегия и тактики», выработанной парт­ комом и администрацией ЛТЗ. (На этом, кстати, посто­ янно настаивает в своих публичных выступлениях Н. Г. Загорский, доказывая, что мало кто в Липецке и' облас­ ти понимает его стратегические замыслы). Итак, по логике Н. Н. Гугнина, события развивались следующим образом. Заводу остро требовались средства для осуществления обширной социальной программы, но их могли выделить лишь в обмен на... отказ от борьбы за липецкий трактор. Выбора нет, я движимые, якобы, гу­ манными соображениями, беспокоясь за судьбу тысяч се­ мей тракторозаводцев, партком и администрация (созна­ вая, конечно, что затевают не совсем чистое дело) идут на тактическую уловку. Они принародно отрекаются от ЛТЗ-145, признают за благо неперспективную модель МТЗ-142, получают за свою уступчивость необходимые средства н разворачивают реконструкцию, намереваясь в перспективе вернуться к машине липецких конструкто­ ров... Путь долгий, извилистый, но он ведь принес тре­ буемый результат, считает нынешний секретарь партко­ ма ЛТЗ . Сколько уже построено всего на заводе и в жи­ лом микрорайоне! Как много заказано оборудования! И вот, пожалуйста, вместо блетодарностеЙ, вместо по­ мощи мудрых и дальновидных стратегов ЛТЗ несправед­ ливо укоряют, критикуют, назьшают людьми отсталыми в беспрнкципными. В версия Н. Н. Гугнина немало прцвдоподобня, пою- ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА —------------------Мнение редколлегии « Л З » --------------------- - му, видимо, Н находит она поддержку у людей доверчи­ вых, легковерных, которые, уповая на плюрализм мне­ ний, хотели бы тем не менее отбросить в сторону и за­ быть не только факты недавнего прошлого, но и нажить моральный капиталец одним лишь присутствием «на баррикадах» перестройки. Конечно, это личное дело Н. Н. Гугнина выбирать се­ бе сторонников и единомьппленников, но версия, кото­ рой его «вооружили» и которую он теперь с завидной убежденностью пропагандирует, рассыпается при одном лишь столкновении с реальной жизнью. Во-первых, со­ циальную программу можно было осуществлять при любом объекте производства, в этом смысле липецкая и минская модели тракторов конкурентами не являлись. Стало быть, записывать на счет администрации ЛТЗ но­ вые корпуса и объекты соцкультбыта монсно, но только без ложных утверждений, о том, что ничего этого не бы­ ло бы, не откажись липчане от своего трактора. Было бы, я даже в больших масштабах! Потому что физические и нравственные силы коллектива тракторозаводцев,, пот­ раченные на изнурительную борьбу с отмуштрованными Чинодралами, были бы с самого начала направлены на процессы творчества и созидания. Да и строители, при­ влеченные на объекты реконструкции ЛТЗ, действовали бы активнее, имея дело с надежным, стабильным парт­ нером, а не с нынешним заказчиком, у которого семь пятниц на неделе. Во-вторых, несостоятельны намёки секретаря парткома на «стратегическую» нацеленность технической политики администрации объединения. Про­ изводить ЛТЗ-145 во вторую очередь, после освоения выпуска нескольких моделей минского трактора — это миф, рассчитанный на простаков-дилетантов. Потому что такой переход, по единодушному мнению профессиона­ лов, технически невозможен! Липецкие инженеры в этом убедились еще в 1980 году, а минские конструкторы воо­ чию удостоверялись в ходе всесоюзного конкурса на лучшую модель интегрального трактора в 1987 году. Даже они, люди пристрастные, отказались сегодня от ошибочной идеи создания ЛТЗ-145 на базе минской мо­ дели. Но на самом липецком тракторном заводе, оказы­ вается, все еще любят покопаться в пронафталиненных сундуках, нагребая по сусекам хоть хилые, но «аргумен­ ты» в оправдание научно-технического банкротства, по­ стигшего руководителей ЛТЭ в компании с прежним ру- . ководством Минсельхозмаша. Однако изменились времена, и теперь кое-кому на ЛТЗ стало невыгодным демонстрировать свою бездумную позором за административный произвол, за игнориро­ вание государственных интересов. И с той же легкостью, с которой ранее в угоДу властолюбивому начальству был опорочен проект талантливых авторов, теперь в пух и прах разбивается то же самое, но уже не опасное, снятое с некоторых постов, начальство. Правда, теперь делает­ ся это уже 'В угоду гладко выстроенной версии о якобы невероятных трудностях, преодолеваемых руководите­ лями ЛТЗ в условиях глобального непонимаиия... Охотников клеймить позором застойные времена се­ годня предостаточно. Возмояшо, не лишним будет и в нашей истории поточнее квалифицировать роль влиятель­ ных лиц, которые с маниакальным упорством проталки- . вали на конвейер ущербную во многих отношениях, тех- . нйческн несовершенную машину. Не лишним будет запомнить, что их поведением руководило не только желание победить конкурентов, чтобы затем продвигать­ ся по службе, удостоившись разных почестей, званий и степеней. Не будем забывать, что в Минсельхозмаше все эти годы над созданием отечественного многоцелевого трактора вроде бы денно и нощно бились десятки тысяч сотрудников различных НИИ и «головных» конструктор­ ских бюро. Не создав ничего путного, разве могли они смириться с мыслью, что их способности поставлены под сомнение изобретателями провинциального завода? До интересов ли сельских механизаторов тут... Проще ока­ залось втянуть страну в лишние, траты, нежели уступить дорогу более талантливым и удачливым. К сожалению, Н. Н. Гугнин, на словах отмежевавшись от негодной политики министерства, даже не замечает, что руководствуется логикой им же обруганного застой­ ного времени. Кому-то нужны были почести и слава, а не трактор — это плохо. Но разве лучше позиция парт­ кома и администрации ЛТЗ, решивших отрезать от на­ родного пирога кусок побольше (на развертывание со­ циальной программы), совершенно точно зная, что в ито­ ге их маневров сельское хозяйство страны не получит хорошего трактора? Ведь если бы восторжествовала «стра­ тегия», прославляемая Н. Н. Гугниным, то завтра, в уСт ловнях повсеместного хозрасчета. Липецкий тракторный завод пришел бы к финансовому краху: МТЗ-142 из-за низкой универсальности и приспособляемости к совре­ менным технологиям, из-за несовершенства конструк­ ция мало кто стал бы покупать... И тогда наверняка тракторозаводцы лишились'бы шансов полностью реали­ зовать свою социальную программу.:. Но 'о таких тонкостях, о многовариантности перспек­ тивы Н. Н. Гугнин в своем письме предпочитает не рас­ суждать. Погрузившись в анализ прошлого, без его Свя­ зи с будущим, он приходит к выводу до удивления' пря­ молинейному: ни заводская парторганизация, ни трудо­ вой коллектив в. целом ничего бы не добились в отстаи­ вании государственных интересов. Ну, во-первых, капитулянтские Настроения секретаря парткома запоздали, как минимум, на целый год; здоро­ вые силы в коллективе никогда не складывали оружия и потому, как всем известно, они добились победы—трак­ тор ЛТЗ-145 будет сходить с .конвейера ЛТЗ! Во-вторых, пора бы отвыкать позицию меньшинства камуфлировать под мнение масс. Л сть заводская парторганизация и есть заводской партком. Их не надо путать. Если же Н. Н. Гугнин имеет в "виду некоторых членов парткома ЛТЗ, много лет руководимых А. А. Бельским), то, действи­ тельно, этот партком ничего не мог да просто и не желал противопоставлять что-либо политике министерства. Но нельзя обвинять в такой же бездеятельности и пассив­ ности всех коммунистов ЛТЗ! Они и без того натерпе­ лись всякого, а если и заслуживают упреков сегодня, то только за свою доверчивость, за безоглядные надежды на здравый смысл и государственную мудрость вьппесТоя- щих. Такие упреки в свой адрес готова принять и редак­ ция «Ленинского знамени»; положение местной газеты приучило нас иногда выжидать и больше прислуши­ ваться к мнению центральной прессы, хотя никто и ни­ когда не лишал нас права выходить с вопросами в те же министерства... И в заключение — об оптимистическом прогнозе сек­ ретаря парткома ЛТЗ на I квартал 1989 года, когда дол­ жны быть подгбтовлены для испытаний опытные образ­ цы новсто трактора. Этот оптимизм, как следует из бе-, седы нашего корреспондента с А: С. Дурмановьш, во многом напускной и такой же эфемерный, как и тактика г парткома прежних лет. «Держать в поле внимания» мож­ но какие угодно вопросы, но что до того истинным ра­ ботникам? Ведь нм, создателям ЛТЗ-145, еще до весны нужно проверить узлы, провести их стендовые испьтта- ния, потом собрать и обкатать трактор. А у них сегодня; в конце ноября, на половину деталей даже заготовок нет! Нам думается, что призывы к долготерпению в этой ситуации не только неуместны, но и вредны. Нужны действия — взвешенные, целенаправленные, могущие объединить усилия всех причастных к судьбе интеграль­ ного трактора подразделений. Может ли партком ЛТЗ выполнить ответственную мис­ сию организатора при столь зыбкой позиции своего сек­ ретаря? Сомнения есть, но время покажет. Зато убеж­ дены в другом: заводская партийная организация сде­ лает все необходимое для того, чтобы липецкий ин­ тегральный трактор как можно быстрее обре» ?аить. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz