Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
23 ноября 1988 г., ,№ 269 (18 266)' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я бота, ловьшение квалифика ции педагогов. Нетрадиционной была эта конференция. Во-первых, впервые собрала такой широкий круг представителен всех 111|ГЛПП учебных заведений области — от ву з а 'д о школы. Деле- гаты приехали с уже четкяки программами предложений ^ по проектам документов о новой школе, которые были З О О О Т О коллективно выработаны на общих собраниях педагогов, родителей, учащихся на районных и городских конферен- Незримая поддержка коллег, наверное, в немалой степени способствовала тому, что этот, завершающий об суждение документов о новой школе педагогический фо-. рум прошел энергично и конструктивно. Во-вторых, конференции предстояло избрать делегатов на Всесоюзный съезд работников народного образования. Наказы,, которые были даны делегатам, продиктованы стремлением выявить типичные «болевые точки» ньщеш- иего состояния школы. общества Пожалуй, как никогда, ощущаем мы сегодня нераз рывную связь школы с со циальными проблемами., И это следует учитывать уп равленческим органам. В проектах документов дана программа создания государ ственно-общественного ме ханизма управления школой. — Нас не может не бес покоить уровень и порядок материального .обеспечения мероприятий школьной ре формы, расплывчатое обос нование его в обсуждаемых документах, — сказала ди ректор Волчанской средней школы Елецкого района’ Н . . И. Карташова. — . Наме чаемые планы изгза этого по висают в воздух^ и подры вают веру в возможность су щественных перемен., Пред лагаем в законодательном порядке установить процент отчислений от прибыли ба зовых предприятий на счет своих школ. Неопределенны и правовые нормы взаимо- Елецкий завбд тракторных гидроагрегатов, трест «Жил- строй», «остаточный прин цип» обеспечения училищ, это приведет к плачевным результатам.. Требуется кардинальное изменение всей политики подготовки молодых рабочих, а для этого надо решить нес колько проблем. Ряд учи лищ расположены, в приспо собленных помещениях, ско пилось большое количество устаревшего оборудования; Сейчас подготовка кадров од них и тех же профессий ве дется в нескольких разнове домственных училищах. Это, ^зусловно , неэкономно, не- строить контрольные функ ции управления, используя контроль не как самоцель, а как путь к повышенщо ка чества и результативности рабрты учителя и ученика. Мы выделяем три основных направления; искать, изу чать и поддерживать про грессивные начинания педа гогов, координировать' все виды помощи школе. Участники- конференции, в своей резолюции внесли так же следующие предложения-. С целью освобождения руко водителей школ от. излишних хозяйственных хлопот преду смотреть при районных и го родских отделах народного Каким быть современному учител 10 ? Главным в обсуждении про ектных документов был воп рос о личности современного учителя. — ГЪрячую поддержку вы зывает та широта взглядов на учителя и ученика, кото рая предполагает освобожде- I аие школьного предмета от * нем духовности, теловеческой сущности, по ворот школы к ребенку, ува жение к его достоинству, — сказала учительница .Дол горуковской средней школы Н. Н. Кондратова. — Прос тор для творчества, экспери мента... Но почему же в ос новной массе учителей это-. |Ответ на этот вопрос не однозначен. Да, за последние годы профессия учителя не сколько потеряла свой ро мантический ореол. В период застоя рядом с педагогом-но- ватором появился педагог-чи нуша, что привело к засилию авторитарной педагогики, к ' утверждению администра тивно-командного стиля в уп равленческом аппарате. Необходимо вернуть школе ленинский принцип демокра тизация просвещения, утве|»- днть в ней педагогику сот -1 рудничества. Школа ждет инициативно го, неуспокоенного, педагога. Таких в нашей области нема ло. Опыт липецких учителей, когда^о прогремевший на всю' страну, дал хороший за ряд нынешнему поколению наставников юных. Но и ищу щему педагогу тоже необхо дима помощь. Очень нужна сейчас опера тивная, гибкая система о зн ^ комления со всем новым. Нужны специальные выпуски института усовершенствова ния учителей, содержащие опыт уроков и доходящие до самых глубинных школ. Мно го претензий у учителей к предметным журналрх. Нуж ны не только новые учебни ки, но и учебно-практичес-’ кие приложения к ним. Не . уиятяет наглядных пособий. Я к о р а бы давно покончить -с ^кустарщиной в оформлении кабинетов. К сожалению, отмечалось на конференции, ни один из документов о новой школе не ■ учел особенностей малоком- цлектных сельских школ, ко торых в области и стране не мало. Педагоги считают, что в законодательном порядке следует усилить внимание к материально - техническому развитню этих школ, обеспе чению их стабильными кад рами, созданию программ и учебников, методических по собий. Педагог сегодня чрезмер но перегружен. По данным ряда исследований, рабочая неделя учителя-филолога со- ставляе'г от 65 до 70 часов в неделю, а преподавателя ву за и того больше. « , — В концепции БНИКа, V- отметила учительница ли пецкой средней школы № 55 Т. И. Окорокова, — говорится о необ ходимости научйться це нить педагога как главного носителя культуры, о разви тии его личностного потенци ала. Но нет конкретных пред ложений; А ведь, не имея вре мени читать, знакомиться с памятниками искусства, за ниматься самообразоватаем, носителем культуры не ''с т а нешь, как не^ станешь высо- ■' копрофессиональньш учите лем. Мы считаем интересны ми предложения по этому во- цросу, содержащиеся в раз деле «Современный учитель» альтернативного проекта кон цепции АПН, и нужно учесть их на предстоящем съезде при выработке единой кон цепции среднего образования. Остро волнует педагогов подготовка учительских! кад- — Ежегодно, у нас, - - ска- заV^а учительница липецкой средней школы № 38 В. Н. Захдренко, — . проходят ' практику студенты ЛГПИ. Что самЫ]м'трудным считают они? Работать классным ру ководителем! Предлагаем вве- с т в дедвузах нх специаль ную подготовку, продлить сроки педпрактики студентам последнего курса. К н о в о Й ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙШКОЛЕ Замет 1 си с областной* конференции работников народного образования Не удовлетворяет подготов ка молодой смены и препода вателей педвузов. Профессор' ЛГПИ Н. Н. Кузьмин, до цент С. А, Шмаков, ректор Елецкого пединститута В. П. Кузовлев изложили свои взгляды на совершенствова ние этой работы. В програм мах вуза неоправданно мало места отводится психологии и * педагогике. На филфаке и физмате они занимают лишь 9 процентов учебного времени, на начфаке — 11. И это в то время, когда одна из насущных проблем Фко- лы — психологическая сяу- Несовершенна система от бора в педвузы. / Часто, дав направление абитуриентам, роно и гороно начисто за бывают о них, вплоть до распределения, а иногда и в нем не участвуют. Надо бы стрее переходить на подго товку специалистов на до говорных основах, предло жил В. П. Кузовлев, Кста ти, такой опыт в области есть — в Липецком метал лургическом техникуме, в политехническом институте и других учебных заведениях. Нынешние студенты более подготовлены к восприятию нового. Надо смелее гинтенси фицировать учебный процесс, считает Н. Н. .Кузьмин; вво дить цикловые курсы, чаще ■практиковать дискуссии, ра ботать со студентами по осо бым планам,., учитывающим их индивидуальные способ- . — Пора.’наконец, отойти от «феминизированной шко лы», — сказал С. А. Шма ков. — Педвуз по-прежнему остается малопрестижным для юношей. В этом учеб ном году в липецкой средней школе № 24 впервые сов местно с ЛГПИ открыли педкласс: учиться в него при шли лишь четыре мальчика. Пединституты должны быть тесно связаны с повседнев ной жизнью школ, училищ. Путь к таким контактам на шли ельчане. Четвертая часть преподавателей вузд ведет в школах города предметные у|)оки, остальные руководят кружками, любительскими клубами, школами юного пе дагога, физика и математика. Сейчас на базе вуза создает ся научно-методический ком плекс. в который войдут до школьные учреждения, шко лы, ПТУ, “педучилища, ка бинеты института усовер-' шенствования учителей. С его помощью будет осуще ствляться профориентацион ная, научно-методическая ра- - Реальностью нашей жизни становятся общественные советы школ н советы по на- родйому образованию при районных, городских Советах народных дёшутатов. На них .мы возлагаем большие на дежды в радикальном пере-' устройстве системы народно го образования. В ряде районов деятель ность советов -школ уже да ет свои результаты. По .ре шению совета колхоз «Наша Победа» Усманского района построил для учащихся Из- легощинской восьмилетки столовую, учебные мастерс кие. ;а колхоз «Красное зна мя» благоустроил террито рию школы, отремонтировал здание. Успех дела обеспечит, ко нечно, инициатив^ членов школьных советов. Но на конференции . отмечалось и то, что пока неясны педаго гические полномочия сове тов, их административные и хозяйственные права. Насто ящую силу решения приоб ретут, если их правомоч ность подтвердят сессии ме стных .Советов народных де путатов. Широкие полномочия даны районным и городским сове там по народному •образова нию. Сейчас они созданы во всех районах. Их возглави ли авторитетные люди — секретари райкомов партии, председатели АПО, замести тели председателей райис полкомов, руководители хо зяйств, предприятий. Многое можно сделать, ес- ' ли объединить вокруг шко лы усилия базовых пред приятий, общественности. Интересным было выступле ние директора совхоза «Са фоновский» Добри'нского рай она А. С. Поздняковой, воз главившей районный совет по народному образованию. Еще недавно наша шко ла была местом «ссылки» провинившихся учителей. Рабочий день я и секретарь парткома начинали со звон ков в роно; кого пришлют нам заменить отсутствующих, учителей, математики, англий ского языка. Но недавно ре шили; хватит, надо строить новую школу на Централь ном отделении с квартира ми для учителей. И то, и другое теперь есть. Дело за становлением нового педаго гического коллектива, ведь сформирован он из недавних выпускников педвузов. В проектных документах необходимо конкретизировать реальную помощь школе. отношений школ и базовых предприятий. Кто поможет ПТУ? В ходе обсуждения горя чо затрагивались вопросы вбслитательной работы с уча щимися, особенно в ПТУ. — Не секрет, — отметит ла мастер производственно го обучения ГПТУ-10 Г. В. Горяйнова, — что пока шко лы «сплавляют» в ПТУ свой брак — трудных, *а чаще всего просто педагогрйески запущенных подростков. Ра^ ботать с ними сложно. Здесь особенно важны взаимопони мание,' единство педагогов с общественностью. Но оно’ бы вает не всегда. Задержан подросток в нетрезвом виде — работники милиции спе шат спустить, «вниз» бума гу; надо принять меры. Но почему же они не поинтере суются- причиной проступка подростка? А ведь чаще все го ниточка тянется к трудной семье, к анти- воопитывающей среде. Да и ■ трудовые коллективы порой не обращаю’! внима ния на то, как их рабочий относится к своим родитель ским обязанностям. А ведь порой бывает достаточно су рового, но доброжелательно го товарищеского спроса, чтобы изменить микроклимат неблагополучной семьи. Серьезной проблемой сов ременной школы, ПТУ оста ется трудовое обучение и вбапитание. Пока крайне робко школы переводят ра боту ученических производ ственных бригад на полный хозрасчет и самоокупае мость, хотя такой опыт дав но есть в Воловском, Лебе дянском, Долгоруковском, Елецком районах. В услови ях экономической реформы открываются возможности вовлечения школьников в семейный подряд, в коопе ративы. То новое, что появ ляется в жизни, должно прийти и- в школу. , в ' педагогических коллек тивах училищ, при' обсужде нии документов высказыва лась тревога о дальнейшем матернальнО - техническом обесПечешш в основном за счет базовых предприятий. В этом случае ПТУ попадают в полную зависимость от ад министрации предприятия, а, учитывая укоренившийся даже на таких крупных предприятиях, как производ ственное объединение «Ли пецкий тракторный завод». обходимо сконцентрировать их в одном-Двух, что позво лит собрать лучших масте ров и ' преподавателей, луч шее оборудование. Другими словами, настала пора меж отраслевых и отраслевых специализированных учи лищ, готовящих вместо 8 — 12 профессий 2 —4. Слабо иоподБзуютея мас терские ПТУ. На их осно ве можно ррсширигь вьшуск, полезной, преимущественно сложной продукции. Но нет материалов.. Где выход? С помощью управления мест ной промышленности следо вало бы рещи'гь вопрос вклю чения мастерских ПТУ в си стему предприятий местной промышленности. Еще одна большая проб лема —. обучение предмету «Основы информатики и вы-,' числительной техники» в школах и ПТУ остается без- машинным; мало микрокаль куляторов, кабинетов инфор матики, дисплейных классов, в этом году Министерство народного " образования РСФСР не выделило облас ти ни одного' дисплейного класса, несмотря на много- , числению заявки. Проблемы управления Новое стуйится и в две ри кабинетов управления на родным образованием. К со жалению, в области весьма напряженно решаются воп росы подбора аппаратов ро но, их методических служб высококвалифицированны м и кадрами. Проект Положения о районном совете по народ ному образованию, по мне нию педагогов, не поможет решить эту проблему, так как в .нем гово13ится, что за ведующий роно подбирает работников отдела на срок своих полномочий. Пойдут Ли лучшие учителя работать в отдел на такой срок? Учитель липецкой сред ней: ШКОЛЬ! № 55 А. П. (По лосин внес предложение о, нецелесообразности при на личии нескольких роно иметь в (областном центре еще в гороно. Совсем недавно в области создано управление народно го образования. Оно видит свою задачу, сказал его на чальник в. Е. Тонких, пре жде всего, в совершенствова нии подготовки и переподго товки педагогических кад ров, укреплении учебно-ма териальной базы. — Мы стремимся пере- работники народ ного образования считают, что., учебный год в цшолах (исключая начальные клас сы) следует начинать с пер вого октября, объявив сен тябрь — месяцем обществен но полезного труда. Конференция,., ’ отмечает крайне затянувшийся про цесс создания новых про грамм и учебников, что вно сит излишнюю неорганизо ванность в учебно-воспита тельный процесс. Необходи мо решить проблему методи ческого обеспечения перехо да на интенсивную систему обучения. З а счет совершен ствования программ и учеб ных планов ввести пяти дневную учебную неделю для всех учащихся, высвобо див субботу для внеклассных занятий цо интересам. , Для организации более целенаправленной индивиду альной работы с учащимися ввести в штат школы еди ницу психолога. Большинство делегатов считают, что форму дальней шего обучения учащихся пос ле окончания основной шко лы должен определять совет по народному образованию с учетом успеваемЭсти и про фессиональных склонностей ученика. в целях повышения ответ ственности учителя за свой труд целесообразно ввести дифференцированную опла ту труда на основе аттеста ции педагогов. Вопросы ведения аттестации передать на рассмотрение школьных советов. предлага ет разработать четкий меха низм выборов в советы по народному образованию, его юридические полномочия. Делегаты сочли нецелесо образным , в настоящее вре мя ликвидировать инспектор скую и методическую служ бы пр(и районе. На их взгляд, должна быть разработана "Четкая си стема взаимодействия учеб ных заведений и многочис ленных добровольных ществ и других организаций. В адрес конференции пос тупили и другие предложе ния по совершенствованию системы народного образова- Участники конференции из брали делегатов на Всесо юзный съезд работников на родного образования, кото рый состоится в декабре.' Л. ДУБИНА. НГ а СНИМКЕ: группа де легатов, избранных на Все союзный съезд работников народного образования (сле ва направо): профессор ЛГПИ Н. ,Н. Кузьмин, заве дующая Часто-Дубравским детским садом Липецкого района В. П. Родионова, учи тельница елецкой средней школы № 5 Н. А. Водопья нова, заведующий Елецкйм С. Д. Федюнин, учи- школы № 42 3 . Й. Свинцо- ДЕЛЕГАТЫ ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБАРЗОВАНИЯ КУАЛА-ЛУМПУР, 22 но ября. (ТАСС). Беспрерыв ные проливные ^дозкди выз вали наводнения в- восточ ных районах Малайзии. В штате Келантан вышли из берегов реки. В бушующих водных потоках и под об ломками домОв погибли 10 человек. Более 35 тысяч жи телей остались без крова. Большая часть дорог вот уже пятый день залита водой, в ряде мест прекращено же лезнодорожное сообщение, вышла из строя система электроснабжения. Населению, оказавшемуся в зоне, бедствия, оказывает- Н. Ф. Беляев, директор Ю. И. Исаев Директор неполной средней школы Дионова, заведующая Часто- ковского района; А. А. Са- СИТУ-17 Хлевёнского* рай- ИУУ; В ..П . Кузовлев, рек- № 35. Левобережного рай- Дубравским детсадом «Ичел- она: И. А . Водопьянова, учи- тор Елецкого пединститута: она; В. Е. Мельников, замес- ка» Липецкого района: А. И.‘ тельница елецкой средней •Н. И. Кузьмин, профессор титель председателя, облнс- Ролдугин, директор Лебедян- школы 5; В. Г. З а го р ск й , Липецкого пединститута; полкома; Т. И. Окорокова, ского завода с рМ ; И. В. директор Липецкого мащино- С. Л . Коцарь, ректор ЛПИ; учительница липецкой сред- Ряховский, директор Перех- --------- -------- . СТР<'’«'ельного техникума: В ф. Лнзнева, учительница ней школы № 55; В. И. Ро- вальской средней школы Дан- Смольянинова, заведующая кафедрой ЛГПИ. .) - препода ватель; СПТУ-2 г. Ельца; 3 . И. Свинцова, учительни ца средней школы № 42 Ок тябрьского района: " * Липецким- гороно; В. Е. Тон ких, начальник управления народного образования 'обл исполкома; С. Д. Федюнин, заведующий Елецким роно; С. А. Шмаков, заведующий С ТЕЛЕТАЙПНОЙ ЛЕНТЫ ТАСС НАВОДНЕНИЯ В МАЛАЙЗИИ ся помощь, В деревни, отре занные стихией от внешне го мира, вертолетами забра сывается продовольствие •прежде всего рис, медика менты, питьевая вода, одея ла. Часть йбстрадавших эва куирована ,в палаточные ла геря, развернутые в безопас ных районах. В спасатель ных работах принимают уча стие армейские подразДеле- Власти опасаются, что чи сло жертв в ближайшие дни может возрасти, так как си ноптики прогнозируют :про должение дождей. БЕЗРАБОТИЦА В МЕКСИКЕ МЕХИКО, 22 ноября. Корр. ТАСС Валерий Зад- ко передает: тяжелый эконо мический кризис, который переживает в последние го ды Мексика, вызван преж де всего огромной» внешней задолженностью и резким ^ падением цен на основную' статью экспорта — нефть. Об этом говорится в опуб ликованном здесь докладе одного из крупнейших проф союзных объединений стра ны — Конгресса т^)уда. В докладе отмечается, Что стране наблюдается свер тывание экономического про изводства, Кризис •сопровож дается массовыми увольне ниями трудящихся. Работы за последнее *время- лиши лось 14 процентов экономи чески активного населения. Анализируя причины рос1а безработицы, ^ мексиканские экономисты указывают, что миллиарды долларов. кото‘ рые правительство могло бы вкладывать в развитие ' эко-, номики, на роздание новых ’ рабочих мест, ежегодно «ухо дят» из страны в виде вьш- лат процентов по долгам. Кроме того, предоставляя кредиты, Международный ва лютный фонд (МВФ) требу ет вьшолнения своих реко мендаций, скорее похожих на диктат. Следуя жестким тре бованиям МВФ,' подчеркива ется, в докладе, .мексиканс кая экономика не может/ по ступательно развиваться. .. ЗАБАСТОВКА В МАНИЛЕ МАНИЛА, 22 ноября. (ТАСС). Начавшаяся вчера в Маниле во второй полови не дня забастовка водите лей маршрутных такси — джшни, грозцт перекинуться на другие районы стд>аны, еюли' правительство не при мет срочные меры. Водители джипни — самого распрост раненного- на Филиппинах вида общественного транс порта, требуют снижения цен товары повседневного спроса ,й детали для ремон та ' автомашин. Поводом для забастовки послужил указ президента о снижении пла ты за проезд нЯ транспорте. П о ' данным командованбя полицейскими войсками,, за бастовка парализовала до 80 процентов городского транс порта. После заявления ми нистра транспорта Рейнерио Рейес о том, что забастов ка является незаконной, вла сти арестовали нескольких ее организаторов, в том чис ле председателя крупнейше го в Маниле профсоюза во дителей джипни Медардо Ро да. -Президент Корасон Аки- , но выразила разочаровавие в связи с тем. что забастов- , ка начата несмотря на уси л и я урегулировать вопрос о, . ценах, предпринимаемые ее правительством. ' \ НОВЫЕ ПРОВОКАЦИИ ПРОТИВ НИКАРАГУА МАНАГУА, 22 ноября (ТАСС). Подразделения гон дурасской армии, предариня ли новые вооруженные про вокации на северной грани це Никарагуа. Как сообща ется в распространенной здесь сводке' министерства обороны республики, 18 ' но ября гондурасские солдаты дважды подвергли миномет ному и пулеметному обстре лу никарагуанский погранич ный пост «Мурупучй» непо далеку от населенного пунк та Теотекасинте в департа менте Нуэва-Сеговия. С августа этого года гон дурасская армия совершила около 40 провокаций на се верной границе Никарагуа. По данным правительства Никарагуа, при подстрекате льстве США ■Гондурас пы тается ■спровоцировать широ комасштабный, ■пограничный конфликт с Никарагуа, ко- : торщй может быть использо ван Вашингтоном против сан- динистского правительства. ВЗОРВАНА БОМБА КОЛОМЮ, 22 ^ноября. (ТАСС). Бойлба с часовым ме ханизмом взорвалась сегодня в одном из вагонов пригородно- презда, направлявшегося к станции М 1 ф 1 о-ама, в 50 киле» метрах к северу от ланкийской столицы. ■ , Взрыв произошод незадолго до пода'чи состава* для пасса жиров, которые напра 1 влялись ранним утром на работу в Ко ломбо. В результате этой тер рористической акции локомо тив и все десять вагонов сош ли с рельейв в нескольких де сятках метров/ от железнодо- рожнежо моста над рекой ,Ке- лани. Бригада машинистов не пострадала. Инцидент привел, Ьднако, к 'задержке движения поездов. В результате многие жители при городов Коломбо .не смогли вовремя добраться до работы. Федерация Малайзия находится в Юго-Восточной Азии, за нимает юг Малаккского полуострова и северную часть остро ва Калимантан. С образованием федерации начался новый отсчет времеаи в развитии страны, стремящейся обрести свое Самостоятель ное лицо. Щедры-щшродные ресурсы этой страны. Малайзии распо лагает богатейшими месторождениями олова, железной руды, бокситов, нефти. Крупные плантации отведены под каучу коносные деревья, рис, палыловое дерево, дающее пальмовс^ масло. Эти культуры, а также какао-бобы, ананасы, перец— доходная статья экспорта страны. Малайзия поддерживает дипломатические и торговые -отно шения с Советским Союзом в другими социалистическими странами. НА СНИМКЕ: богатая фауна прибрежной полосы кормит значительную часты месттюго населения, промышляющего разнообразными дарами моря. Жители, торгующие ва мпого- численвых рынках, охотно предлагают свой экзотический то- (Фотохроника ТАСС),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz