Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)

23 ноября 1988 г., ,№ 269 (18 266)' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я бота, ловьшение квалифика­ ции педагогов. Нетрадиционной была эта конференция. Во-первых, впервые собрала такой широкий круг представителен всех 111|ГЛПП учебных заведений области — от ву з а 'д о школы. Деле- гаты приехали с уже четкяки программами предложений ^ по проектам документов о новой школе, которые были З О О О Т О коллективно выработаны на общих собраниях педагогов, родителей, учащихся на районных и городских конферен- Незримая поддержка коллег, наверное, в немалой степени способствовала тому, что этот, завершающий об­ суждение документов о новой школе педагогический фо-. рум прошел энергично и конструктивно. Во-вторых, конференции предстояло избрать делегатов на Всесоюзный съезд работников народного образования. Наказы,, которые были даны делегатам, продиктованы стремлением выявить типичные «болевые точки» ньщеш- иего состояния школы. общества Пожалуй, как никогда, ощущаем мы сегодня нераз­ рывную связь школы с со­ циальными проблемами., И это следует учитывать уп­ равленческим органам. В проектах документов дана программа создания государ­ ственно-общественного ме­ ханизма управления школой. — Нас не может не бес­ покоить уровень и порядок материального .обеспечения мероприятий школьной ре­ формы, расплывчатое обос­ нование его в обсуждаемых документах, — сказала ди­ ректор Волчанской средней школы Елецкого района’ Н . . И. Карташова. — . Наме­ чаемые планы изгза этого по­ висают в воздух^ и подры­ вают веру в возможность су­ щественных перемен., Пред­ лагаем в законодательном порядке установить процент отчислений от прибыли ба­ зовых предприятий на счет своих школ. Неопределенны и правовые нормы взаимо- Елецкий завбд тракторных гидроагрегатов, трест «Жил- строй», «остаточный прин­ цип» обеспечения училищ, это приведет к плачевным результатам.. Требуется кардинальное изменение всей политики подготовки молодых рабочих, а для этого надо решить нес­ колько проблем. Ряд учи­ лищ расположены, в приспо­ собленных помещениях, ско­ пилось большое количество устаревшего оборудования; Сейчас подготовка кадров од­ них и тех же профессий ве­ дется в нескольких разнове­ домственных училищах. Это, ^зусловно , неэкономно, не- строить контрольные функ­ ции управления, используя контроль не как самоцель, а как путь к повышенщо ка­ чества и результативности рабрты учителя и ученика. Мы выделяем три основных направления; искать, изу­ чать и поддерживать про­ грессивные начинания педа­ гогов, координировать' все виды помощи школе. Участники- конференции, в своей резолюции внесли так­ же следующие предложения-. С целью освобождения руко­ водителей школ от. излишних хозяйственных хлопот преду­ смотреть при районных и го­ родских отделах народного Каким быть современному учител 10 ? Главным в обсуждении про­ ектных документов был воп­ рос о личности современного учителя. — ГЪрячую поддержку вы­ зывает та широта взглядов на учителя и ученика, кото­ рая предполагает освобожде- I аие школьного предмета от * нем духовности, теловеческой сущности, по­ ворот школы к ребенку, ува­ жение к его достоинству, — сказала учительница .Дол­ горуковской средней школы Н. Н. Кондратова. — Прос­ тор для творчества, экспери­ мента... Но почему же в ос­ новной массе учителей это-. |Ответ на этот вопрос не­ однозначен. Да, за последние годы профессия учителя не­ сколько потеряла свой ро­ мантический ореол. В период застоя рядом с педагогом-но- ватором появился педагог-чи­ нуша, что привело к засилию авторитарной педагогики, к ' утверждению администра­ тивно-командного стиля в уп­ равленческом аппарате. Необходимо вернуть школе ленинский принцип демокра­ тизация просвещения, утве|»- днть в ней педагогику сот -1 рудничества. Школа ждет инициативно­ го, неуспокоенного, педагога. Таких в нашей области нема­ ло. Опыт липецких учителей, когда^о прогремевший на всю' страну, дал хороший за­ ряд нынешнему поколению наставников юных. Но и ищу­ щему педагогу тоже необхо­ дима помощь. Очень нужна сейчас опера­ тивная, гибкая система о зн ^ комления со всем новым. Нужны специальные выпуски института усовершенствова­ ния учителей, содержащие опыт уроков и доходящие до самых глубинных школ. Мно­ го претензий у учителей к предметным журналрх. Нуж­ ны не только новые учебни­ ки, но и учебно-практичес-’ кие приложения к ним. Не . уиятяет наглядных пособий. Я к о р а бы давно покончить -с ^кустарщиной в оформлении кабинетов. К сожалению, отмечалось на конференции, ни один из документов о новой школе не ■ учел особенностей малоком- цлектных сельских школ, ко­ торых в области и стране не­ мало. Педагоги считают, что в законодательном порядке следует усилить внимание к материально - техническому развитню этих школ, обеспе­ чению их стабильными кад­ рами, созданию программ и учебников, методических по­ собий. Педагог сегодня чрезмер­ но перегружен. По данным ряда исследований, рабочая неделя учителя-филолога со- ставляе'г от 65 до 70 часов в неделю, а преподавателя ву­ за и того больше. « , — В концепции БНИКа, V- отметила учительница ли­ пецкой средней школы № 55 Т. И. Окорокова, — говорится о необ­ ходимости научйться це­ нить педагога как главного носителя культуры, о разви­ тии его личностного потенци­ ала. Но нет конкретных пред­ ложений; А ведь, не имея вре­ мени читать, знакомиться с памятниками искусства, за­ ниматься самообразоватаем, носителем культуры не ''с т а ­ нешь, как не^ станешь высо- ■' копрофессиональньш учите­ лем. Мы считаем интересны­ ми предложения по этому во- цросу, содержащиеся в раз­ деле «Современный учитель» альтернативного проекта кон­ цепции АПН, и нужно учесть их на предстоящем съезде при выработке единой кон­ цепции среднего образования. Остро волнует педагогов подготовка учительских! кад- — Ежегодно, у нас, - - ска- заV^а учительница липецкой средней школы № 38 В. Н. Захдренко, — . проходят ' практику студенты ЛГПИ. Что самЫ]м'трудным считают они? Работать классным ру­ ководителем! Предлагаем вве- с т в дедвузах нх специаль­ ную подготовку, продлить сроки педпрактики студентам последнего курса. К н о в о Й ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙШКОЛЕ Замет 1 си с областной* конференции работников народного образования Не удовлетворяет подготов­ ка молодой смены и препода­ вателей педвузов. Профессор' ЛГПИ Н. Н. Кузьмин, до­ цент С. А, Шмаков, ректор Елецкого пединститута В. П. Кузовлев изложили свои взгляды на совершенствова­ ние этой работы. В програм­ мах вуза неоправданно мало места отводится психологии и * педагогике. На филфаке и физмате они занимают лишь 9 процентов учебного времени, на начфаке — 11. И это в то время, когда одна из насущных проблем Фко- лы — психологическая сяу- Несовершенна система от­ бора в педвузы. / Часто, дав направление абитуриентам, роно и гороно начисто за­ бывают о них, вплоть до распределения, а иногда и в нем не участвуют. Надо бы­ стрее переходить на подго­ товку специалистов на до­ говорных основах, предло­ жил В. П. Кузовлев, Кста­ ти, такой опыт в области есть — в Липецком метал­ лургическом техникуме, в политехническом институте и других учебных заведениях. Нынешние студенты более подготовлены к восприятию нового. Надо смелее гинтенси­ фицировать учебный процесс, считает Н. Н. .Кузьмин; вво­ дить цикловые курсы, чаще ■практиковать дискуссии, ра­ ботать со студентами по осо­ бым планам,., учитывающим их индивидуальные способ- . — Пора.’наконец, отойти от «феминизированной шко­ лы», — сказал С. А. Шма­ ков. — Педвуз по-прежнему остается малопрестижным для юношей. В этом учеб­ ном году в липецкой средней школе № 24 впервые сов­ местно с ЛГПИ открыли педкласс: учиться в него при­ шли лишь четыре мальчика. Пединституты должны быть тесно связаны с повседнев­ ной жизнью школ, училищ. Путь к таким контактам на­ шли ельчане. Четвертая часть преподавателей вузд ведет в школах города предметные у|)оки, остальные руководят кружками, любительскими клубами, школами юного пе­ дагога, физика и математика. Сейчас на базе вуза создает­ ся научно-методический ком­ плекс. в который войдут до­ школьные учреждения, шко­ лы, ПТУ, “педучилища, ка­ бинеты института усовер-' шенствования учителей. С его помощью будет осуще­ ствляться профориентацион­ ная, научно-методическая ра- - Реальностью нашей жизни становятся общественные советы школ н советы по на- родйому образованию при районных, городских Советах народных дёшутатов. На них .мы возлагаем большие на­ дежды в радикальном пере-' устройстве системы народно­ го образования. В ряде районов деятель­ ность советов -школ уже да­ ет свои результаты. По .ре­ шению совета колхоз «Наша Победа» Усманского района построил для учащихся Из- легощинской восьмилетки столовую, учебные мастерс­ кие. ;а колхоз «Красное зна­ мя» благоустроил террито­ рию школы, отремонтировал здание. Успех дела обеспечит, ко­ нечно, инициатив^ членов школьных советов. Но на конференции . отмечалось и то, что пока неясны педаго­ гические полномочия сове­ тов, их административные и хозяйственные права. Насто­ ящую силу решения приоб­ ретут, если их правомоч­ ность подтвердят сессии ме­ стных .Советов народных де­ путатов. Широкие полномочия даны районным и городским сове­ там по народному •образова­ нию. Сейчас они созданы во всех районах. Их возглави­ ли авторитетные люди — секретари райкомов партии, председатели АПО, замести­ тели председателей райис­ полкомов, руководители хо­ зяйств, предприятий. Многое можно сделать, ес- ' ли объединить вокруг шко­ лы усилия базовых пред­ приятий, общественности. Интересным было выступле­ ние директора совхоза «Са­ фоновский» Добри'нского рай­ она А. С. Поздняковой, воз­ главившей районный совет по народному образованию. Еще недавно наша шко­ ла была местом «ссылки» провинившихся учителей. Рабочий день я и секретарь парткома начинали со звон­ ков в роно; кого пришлют нам заменить отсутствующих, учителей, математики, англий­ ского языка. Но недавно ре­ шили; хватит, надо строить новую школу на Централь­ ном отделении с квартира­ ми для учителей. И то, и другое теперь есть. Дело за становлением нового педаго­ гического коллектива, ведь сформирован он из недавних выпускников педвузов. В проектных документах необходимо конкретизировать реальную помощь школе. отношений школ и базовых предприятий. Кто поможет ПТУ? В ходе обсуждения горя­ чо затрагивались вопросы вбслитательной работы с уча­ щимися, особенно в ПТУ. — Не секрет, — отметит ла мастер производственно­ го обучения ГПТУ-10 Г. В. Горяйнова, — что пока шко­ лы «сплавляют» в ПТУ свой брак — трудных, *а чаще всего просто педагогрйески запущенных подростков. Ра^ ботать с ними сложно. Здесь особенно важны взаимопони­ мание,' единство педагогов с общественностью. Но оно’ бы­ вает не всегда. Задержан подросток в нетрезвом виде — работники милиции спе­ шат спустить, «вниз» бума­ гу; надо принять меры. Но почему же они не поинтере­ суются- причиной проступка подростка? А ведь чаще все­ го ниточка тянется к трудной семье, к анти- воопитывающей среде. Да и ■ трудовые коллективы порой не обращаю’! внима­ ния на то, как их рабочий относится к своим родитель­ ским обязанностям. А ведь порой бывает достаточно су­ рового, но доброжелательно­ го товарищеского спроса, чтобы изменить микроклимат неблагополучной семьи. Серьезной проблемой сов­ ременной школы, ПТУ оста­ ется трудовое обучение и вбапитание. Пока крайне робко школы переводят ра­ боту ученических производ­ ственных бригад на полный хозрасчет и самоокупае­ мость, хотя такой опыт дав­ но есть в Воловском, Лебе­ дянском, Долгоруковском, Елецком районах. В услови­ ях экономической реформы открываются возможности вовлечения школьников в семейный подряд, в коопе­ ративы. То новое, что появ­ ляется в жизни, должно прийти и- в школу. , в ' педагогических коллек­ тивах училищ, при' обсужде­ нии документов высказыва­ лась тревога о дальнейшем матернальнО - техническом обесПечешш в основном за счет базовых предприятий. В этом случае ПТУ попадают в полную зависимость от ад­ министрации предприятия, а, учитывая укоренившийся даже на таких крупных предприятиях, как производ­ ственное объединение «Ли­ пецкий тракторный завод». обходимо сконцентрировать их в одном-Двух, что позво­ лит собрать лучших масте­ ров и ' преподавателей, луч­ шее оборудование. Другими словами, настала пора меж­ отраслевых и отраслевых специализированных учи­ лищ, готовящих вместо 8 — 12 профессий 2 —4. Слабо иоподБзуютея мас­ терские ПТУ. На их осно­ ве можно ррсширигь вьшуск, полезной, преимущественно сложной продукции. Но нет материалов.. Где выход? С помощью управления мест­ ной промышленности следо­ вало бы рещи'гь вопрос вклю­ чения мастерских ПТУ в си­ стему предприятий местной промышленности. Еще одна большая проб­ лема —. обучение предмету «Основы информатики и вы-,' числительной техники» в школах и ПТУ остается без- машинным; мало микрокаль­ куляторов, кабинетов инфор­ матики, дисплейных классов, в этом году Министерство народного " образования РСФСР не выделило облас­ ти ни одного' дисплейного класса, несмотря на много- , числению заявки. Проблемы управления Новое стуйится и в две­ ри кабинетов управления на­ родным образованием. К со­ жалению, в области весьма напряженно решаются воп­ росы подбора аппаратов ро­ но, их методических служб высококвалифицированны м и кадрами. Проект Положения о районном совете по народ­ ному образованию, по мне­ нию педагогов, не поможет решить эту проблему, так как в .нем гово13ится, что за­ ведующий роно подбирает работников отдела на срок своих полномочий. Пойдут Ли лучшие учителя работать в отдел на такой срок? Учитель липецкой сред­ ней: ШКОЛЬ! № 55 А. П. (По­ лосин внес предложение о, нецелесообразности при на­ личии нескольких роно иметь в (областном центре еще в гороно. Совсем недавно в области создано управление народно­ го образования. Оно видит свою задачу, сказал его на­ чальник в. Е. Тонких, пре­ жде всего, в совершенствова­ нии подготовки и переподго­ товки педагогических кад­ ров, укреплении учебно-ма­ териальной базы. — Мы стремимся пере- работники народ­ ного образования считают, что., учебный год в цшолах (исключая начальные клас­ сы) следует начинать с пер­ вого октября, объявив сен­ тябрь — месяцем обществен­ но полезного труда. Конференция,., ’ отмечает крайне затянувшийся про­ цесс создания новых про­ грамм и учебников, что вно­ сит излишнюю неорганизо­ ванность в учебно-воспита­ тельный процесс. Необходи­ мо решить проблему методи­ ческого обеспечения перехо­ да на интенсивную систему обучения. З а счет совершен­ ствования программ и учеб­ ных планов ввести пяти­ дневную учебную неделю для всех учащихся, высвобо­ див субботу для внеклассных занятий цо интересам. , Для организации более целенаправленной индивиду­ альной работы с учащимися ввести в штат школы еди­ ницу психолога. Большинство делегатов считают, что форму дальней­ шего обучения учащихся пос­ ле окончания основной шко­ лы должен определять совет по народному образованию с учетом успеваемЭсти и про­ фессиональных склонностей ученика. в целях повышения ответ­ ственности учителя за свой труд целесообразно ввести дифференцированную опла­ ту труда на основе аттеста­ ции педагогов. Вопросы ведения аттестации передать на рассмотрение школьных советов. предлага­ ет разработать четкий меха­ низм выборов в советы по народному образованию, его юридические полномочия. Делегаты сочли нецелесо­ образным , в настоящее вре­ мя ликвидировать инспектор­ скую и методическую служ­ бы пр(и районе. На их взгляд, должна быть разработана "Четкая си­ стема взаимодействия учеб­ ных заведений и многочис­ ленных добровольных ществ и других организаций. В адрес конференции пос­ тупили и другие предложе­ ния по совершенствованию системы народного образова- Участники конференции из­ брали делегатов на Всесо­ юзный съезд работников на­ родного образования, кото­ рый состоится в декабре.' Л. ДУБИНА. НГ а СНИМКЕ: группа де­ легатов, избранных на Все­ союзный съезд работников народного образования (сле­ ва направо): профессор ЛГПИ Н. ,Н. Кузьмин, заве­ дующая Часто-Дубравским детским садом Липецкого района В. П. Родионова, учи­ тельница елецкой средней школы № 5 Н. А. Водопья­ нова, заведующий Елецкйм С. Д. Федюнин, учи- школы № 42 3 . Й. Свинцо- ДЕЛЕГАТЫ ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБАРЗОВАНИЯ КУАЛА-ЛУМПУР, 22 но­ ября. (ТАСС). Беспрерыв­ ные проливные ^дозкди выз­ вали наводнения в- восточ­ ных районах Малайзии. В штате Келантан вышли из берегов реки. В бушующих водных потоках и под об­ ломками домОв погибли 10 человек. Более 35 тысяч жи­ телей остались без крова. Большая часть дорог вот уже пятый день залита водой, в ряде мест прекращено же­ лезнодорожное сообщение, вышла из строя система электроснабжения. Населению, оказавшемуся в зоне, бедствия, оказывает- Н. Ф. Беляев, директор Ю. И. Исаев Директор неполной средней школы Дионова, заведующая Часто- ковского района; А. А. Са- СИТУ-17 Хлевёнского* рай- ИУУ; В ..П . Кузовлев, рек- № 35. Левобережного рай- Дубравским детсадом «Ичел- она: И. А . Водопьянова, учи- тор Елецкого пединститута: она; В. Е. Мельников, замес- ка» Липецкого района: А. И.‘ тельница елецкой средней •Н. И. Кузьмин, профессор титель председателя, облнс- Ролдугин, директор Лебедян- школы 5; В. Г. З а го р ск й , Липецкого пединститута; полкома; Т. И. Окорокова, ского завода с рМ ; И. В. директор Липецкого мащино- С. Л . Коцарь, ректор ЛПИ; учительница липецкой сред- Ряховский, директор Перех- --------- -------- . СТР<'’«'ельного техникума: В ф. Лнзнева, учительница ней школы № 55; В. И. Ро- вальской средней школы Дан- Смольянинова, заведующая кафедрой ЛГПИ. .) - препода­ ватель; СПТУ-2 г. Ельца; 3 . И. Свинцова, учительни­ ца средней школы № 42 Ок­ тябрьского района: " * Липецким- гороно; В. Е. Тон­ ких, начальник управления народного образования 'обл­ исполкома; С. Д. Федюнин, заведующий Елецким роно; С. А. Шмаков, заведующий С ТЕЛЕТАЙПНОЙ ЛЕНТЫ ТАСС НАВОДНЕНИЯ В МАЛАЙЗИИ ся помощь, В деревни, отре занные стихией от внешне го мира, вертолетами забра сывается продовольствие •прежде всего рис, медика менты, питьевая вода, одея ла. Часть йбстрадавших эва куирована ,в палаточные ла геря, развернутые в безопас ных районах. В спасатель ных работах принимают уча­ стие армейские подразДеле- Власти опасаются, что чи­ сло жертв в ближайшие дни может возрасти, так как си­ ноптики прогнозируют :про­ должение дождей. БЕЗРАБОТИЦА В МЕКСИКЕ МЕХИКО, 22 ноября. Корр. ТАСС Валерий Зад- ко передает: тяжелый эконо­ мический кризис, который переживает в последние го­ ды Мексика, вызван преж­ де всего огромной» внешней задолженностью и резким ^ падением цен на основную' статью экспорта — нефть. Об этом говорится в опуб­ ликованном здесь докладе одного из крупнейших проф­ союзных объединений стра­ ны — Конгресса т^)уда. В докладе отмечается, Что стране наблюдается свер­ тывание экономического про­ изводства, Кризис •сопровож­ дается массовыми увольне­ ниями трудящихся. Работы за последнее *время- лиши­ лось 14 процентов экономи­ чески активного населения. Анализируя причины рос1а безработицы, ^ мексиканские экономисты указывают, что миллиарды долларов. кото‘ рые правительство могло бы вкладывать в развитие ' эко-, номики, на роздание новых ’ рабочих мест, ежегодно «ухо­ дят» из страны в виде вьш- лат процентов по долгам. Кроме того, предоставляя кредиты, Международный ва­ лютный фонд (МВФ) требу­ ет вьшолнения своих реко­ мендаций, скорее похожих на диктат. Следуя жестким тре­ бованиям МВФ,' подчеркива­ ется, в докладе, .мексиканс­ кая экономика не может/ по­ ступательно развиваться. .. ЗАБАСТОВКА В МАНИЛЕ МАНИЛА, 22 ноября. (ТАСС). Начавшаяся вчера в Маниле во второй полови­ не дня забастовка водите­ лей маршрутных такси — джшни, грозцт перекинуться на другие районы стд>аны, еюли' правительство не при­ мет срочные меры. Водители джипни — самого распрост­ раненного- на Филиппинах вида общественного транс­ порта, требуют снижения цен товары повседневного спроса ,й детали для ремон­ та ' автомашин. Поводом для забастовки послужил указ президента о снижении пла­ ты за проезд нЯ транспорте. П о ' данным командованбя полицейскими войсками,, за­ бастовка парализовала до 80 процентов городского транс­ порта. После заявления ми­ нистра транспорта Рейнерио Рейес о том, что забастов­ ка является незаконной, вла­ сти арестовали нескольких ее организаторов, в том чис­ ле председателя крупнейше­ го в Маниле профсоюза во­ дителей джипни Медардо Ро­ да. -Президент Корасон Аки- , но выразила разочаровавие в связи с тем. что забастов- , ка начата несмотря на уси­ л и я урегулировать вопрос о, . ценах, предпринимаемые ее правительством. ' \ НОВЫЕ ПРОВОКАЦИИ ПРОТИВ НИКАРАГУА МАНАГУА, 22 ноября (ТАСС). Подразделения гон дурасской армии, предариня ли новые вооруженные про вокации на северной грани­ це Никарагуа. Как сообща­ ется в распространенной здесь сводке' министерства обороны республики, 18 ' но­ ября гондурасские солдаты дважды подвергли миномет­ ному и пулеметному обстре­ лу никарагуанский погранич­ ный пост «Мурупучй» непо­ далеку от населенного пунк­ та Теотекасинте в департа­ менте Нуэва-Сеговия. С августа этого года гон­ дурасская армия совершила около 40 провокаций на се­ верной границе Никарагуа. По данным правительства Никарагуа, при подстрекате­ льстве США ■Гондурас пы­ тается ■спровоцировать широ­ комасштабный, ■пограничный конфликт с Никарагуа, ко- : торщй может быть использо­ ван Вашингтоном против сан- динистского правительства. ВЗОРВАНА БОМБА КОЛОМЮ, 22 ^ноября. (ТАСС). Бойлба с часовым ме­ ханизмом взорвалась сегодня в одном из вагонов пригородно- презда, направлявшегося к станции М 1 ф 1 о-ама, в 50 киле» метрах к северу от ланкийской столицы. ■ , Взрыв произошод незадолго до пода'чи состава* для пасса­ жиров, которые напра 1 влялись ранним утром на работу в Ко­ ломбо. В результате этой тер­ рористической акции локомо­ тив и все десять вагонов сош­ ли с рельейв в нескольких де­ сятках метров/ от железнодо- рожнежо моста над рекой ,Ке- лани. Бригада машинистов не пострадала. Инцидент привел, Ьднако, к 'задержке движения поездов. В результате многие жители при­ городов Коломбо .не смогли вовремя добраться до работы. Федерация Малайзия находится в Юго-Восточной Азии, за­ нимает юг Малаккского полуострова и северную часть остро­ ва Калимантан. С образованием федерации начался новый отсчет времеаи в развитии страны, стремящейся обрести свое Самостоятель­ ное лицо. Щедры-щшродные ресурсы этой страны. Малайзии распо­ лагает богатейшими месторождениями олова, железной руды, бокситов, нефти. Крупные плантации отведены под каучу­ коносные деревья, рис, палыловое дерево, дающее пальмовс^ масло. Эти культуры, а также какао-бобы, ананасы, перец— доходная статья экспорта страны. Малайзия поддерживает дипломатические и торговые -отно­ шения с Советским Союзом в другими социалистическими странами. НА СНИМКЕ: богатая фауна прибрежной полосы кормит значительную часты месттюго населения, промышляющего разнообразными дарами моря. Жители, торгующие ва мпого- численвых рынках, охотно предлагают свой экзотический то- (Фотохроника ТАСС),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz