Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
10 ноября 1988.г., № 259 (18 256) Л Е Н И Н С К О Е ' З Н А М Я Строки из писем ^ ♦ * ^ ЧИТАЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ... ...Ввести специальный статус (положение) о депутате Верхо вного Совета СОЗ*, в котором должно быть отражено основ ное — депутат Верховного. Со вета СССР после избрания ос вобождается от занимаемой до лжности и занимается депутат скими делами в своем избира тельном сжруге (ввести исклю чение для членов Политбюро 1Щ КПСС и Президиума Вер ховного Совета СССР, первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС). В 14-й пятилетке рас пространить это положение в На депутатов Верховного Сове та союзных республик. М. ...Утрать в статье 37 главы VI, что гражданин СССР мо-. жег быть депутатом только од ного Совета. Можно предусмот реть участие депутата вышестоя- тцего Совета с правом решаю щего голоса в работе нижесто ящего Совета, где находится его избирательный округ. Это дост возможность привлечь к управлешпо государством боль шее количество народных пред ставителей, раскрыть юс спо собности, и будет соответство вать ЛИВИИ На дальнейшую де мократизацию общества. В. куликов, секретарь Октябрьского ^ райисполкома Липецка. ...Дополнить, что не только избиратели. общественные органвзасщн, но и трудовые коллективы дают наказы своим депутатам. Н. ПОТАПОВ, учЕтель* . ...Уточнить в статье 100, что при выборах депутатов от из- бирательшах округов не просто мотуг, а должны проводаться окружные предвыборные соб рания для обсуждения канди датур. Это подчеркнет обязате льность проведения таких соб раний в целях более демокра тичного подбора кандидатов. ветеран войны и труда. К ПОЛНОВЛАСТИЮ СОВЕТОВ Глубокую заинтересован ность проекты Законов об из менениях и дополнениях Ко нституции СССР и о выборах народных депутатов СССР вызвали у актива и работни ков аппарата советских орга нов города Липецка. Документы расцениваются как глубинная, научно обос нованная программа демокра тизации нашей жизни, акти визации общественно-поли тической деятельности совет ского человека, решительно го повышения роли Советов. Вместе с тем вьюказьшает- ся немало замечаний й уточ нений. Формы и методы влияния местных Советов на деяте льность комитетов народнрго контроля остаются деклара тивными, и они нередко дей ствуют в отрыве от тех задач, над решением которых уси ленно работают местные ор ганы власти. Этот недостаток в какой-то мере был бы, уст ранен таким дополнением статьи 92 Закона об измене ниях и дополнениях Конститу ции: органы иародного конт роля проверяют ход выполне ния решений Со.вета, вносят на сессии свои прешожения по наиболее ак ту али ьш эко. комическим и социальным вопросам. Вызьшает неясность поло, жение одномандатных и многомая;^атных округах. В связи с этим статья 95 раз дела «Избирательная систе ма» должна ' быть, конкрети зирована уточнением: число одномандатных и многоманда-. тных избирательных окру гов оцределяется Советом, а в дальнейшем его президиу- Это не даст возможности свободно манипулировать этим положением Закона с тем, чтобы оградить от сопе рничества и испытаний демо кратией отдельных кандида тов в депутаты. Следует отметить, что в этом разделе не дается нуж ного импульса к развитию инициативы и активности са мого кандидата в депутаты в предвыборной кампании. И в том, и в другом проектах За конов он отмечается как не кая статичная ' фигура, которую «выдвигают», «под-. талвивают», «встречают» и т.- д. В статье 100 проекта Закона об изменениях в Ко нституции СССР и статье 38 проекта о выборах народных деп 5 ’татов СССР следует ко нкретно подчеркнуть, что ка ждый кандидат вы с :^ а е т на встречах со свбей програм мой, оценкой обстановки, вы- сказьшает отношение к пре дложениям и просьбам изби рателей. Демократичнее было' бы частично отказаться от дол жностного принципа форми рования президиума (это в будущем должно быть отне сено и к местным Советам). Наверное, надо предоставить возможность быть в его сос таве .и депутатам, не наде ленным каким-то конкретным поручением, но безусловно способным вьшолнять эти вы . сокие государственные Vобя занности. Поэтому статью 118 во втором абзаце сразу после слов «Председатели Совета Союза и Совета Националь ностей...» следовало. бы про должить в следующем из ложении: ...и д р ^ и е депута ты но предложению Комитета иародного контроля, постоян-. ных комиссий, палат и коми тетов Верховного Совета СССР. В целях более полного привлечения депутатов к ак тивной государственной дея тельности статьей 111-й на до было бы предусмотреть ежегодное обновление съез дом народных депутатов- со става Верхокного Совета СССР не до одной пятой, а, как-правило, в пределах од ной пятой. Это в практичес кой работе, будет иметь нема ловажное значение. Думается, есть смысл пол-, нее отразить права депутата и обязанности по отношению к нему тех, с кем ему приде Тея сотрудничать. Статья 124 в этом смысле будет выгля деть полнее и конкретнее с дополнением сразу после не. рвого абзаца; В других слу чаях организации и отдельные должностные лица дают на его обращения конкретные, всесторонне обоснованные от веты не позднее, йем в деся тидневный срок. И, наконец, о местных ор ганах власти. Статус йх в вынесенных на всеобщее об суждение документах ^ рас крыт недостаточно. Возмож. но, это будет предусмотрено' в д р ^ и х законодательных до кументах, йо, думается, и Основной Закон важнейшие положения должен отразить. Следует, например, четче и полнее сказать о местном самоуправлении, функциях, правах, обязанностях и взаи моотношениях председателя Совета, президиума, испол кома, постоянных комиссий. Документ выиграет,, если в нем будут конкретизирова ны порядок формирования состава президиума, демокра. тические принципы комплек тования руководящего соста ва отделов, управлений и слуай, сроки и формы их от четности перед руководящи ми органами и населением. В целом же обсуждаемые сегодня народом документы с достаточной полнотой отрд. жают пути повьиыения роли и укрепления авторитета Со ветов. И нет сомнений в том, что, обогащенные опытом и народной мудростью, они ста нут , надежным инструментом создания правового социалис тического государства. А. ПЕТРОВ. проекты Законов СССР об изменениях и •' дополнениях Конституции, о выборах на родных депутатов восприня ты в нашем обществе как со бытие огромнейшего значе ния. И это понятно, речь идет о самом важном ,для утверж дения Начатого после, апрель, ского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС процесса церестройки, обеспечения прав и свобод со ветских людей, утверждения демократии и гласности не как дего-то временного, а в качестве постоянной и защи щенной законом реальности. Не буду останавливаться на достоинствах проектов, они общеизвестны. Скажу лишь о том, что вызывает не. согласие. Нагшу 00 статьи 9 «Право выдвижения кандидатов в народные депутаты СССР». Читаю: «При проведений вы. боров народных депутатов число кандидатов в депутаты Не ограничивается; в избира тельные бюллетени включа ется, как правило, большее число кандидатов, чем имеет ся мандатов». Казалось бы, какая свобода; выдвигай ско- БОЛЬШЕ ДЕМОКРАТИИ лько хочешь кандидатов, — выбирай из них лучшего! По сравнению с ныне *действ.ую- щим положением о выборах, когда больше, чем’ . имеется- мест, кандидатов выдвигается лишь по многомандатным округам, это шаг вперед. Но и только. Ни о каких ради кальных переменах тут гово рить нельзя. Все сводит на нет осторожная вставка: «как правило». Иными словами, будут, и не столь уж редко (как часто исключения стано вятся правилом!), ситуации, когда' в бюллетенях будет фигурировать лишь фамилия одного кандидата. Какой же^ тут выбор? Сказать «да» или «нет»? Конечно, альтернати ва есть. Но она, эта альтер натива, ограничена строгими рамками: кандидатура буду щего депутата в таком слу чае не избирается, а, скорее, утверждается. А э'то —раз ные вещи. Потому, чтобы га рантировать действительно выборы достойнейшего, надо репштельно откйзаться от всяких исключений. Тогда окончание цитировавшегося выше абзаца звучало’ бы так: «...в избирательные бюллете ни включается большее чис ло кандидатов, чем имеется ■мандатов». Возразят, что это, дескать, затруднит продвиже ние в депутаты некоторым- ньшешним лидерам,’ для ко торых, судя по всему, делает ся оговорка «как правило». Но, спрашивается, какой же это лидер, ешга он боится вступить в гласное соревно'- вание с другими претендента ми? Перестройке нужны ис тинные, а не формальные во- Вызывает возражения и по рядок выборов народных де путатов от общественных ор ганизаций. Проект предусма тривает, что .это будет про исходить на съездах, конфе ренциях, либо пленумах их общесоюзных организаций. Эта неопределенность в вы боре органа, на котором бу. дет происходить голосование. не столь несущественна, как" может показаться. Одно де-. ло — выборы на съездах и конференциях, куда демокра тическим путем, хотя и через многоступенчатые выборы, выдвинут своих делегатов- вьгборщиков все члены той или иной общественной орга низации, то есть каждый — пусть опосредованно, но все же примет участие в выбо рах. Иное дело — выборы народных депутатов на пле нумах. Тут в выборах будет участвовать лишь узкий круг актива, воля остальных чле нов организации фактически проигнорируется. Так что предлагаю записать форму лировку окончания первой статьи Закона о выборах в такой редакции: «Выборы народных депутатов от обще-’ с^венных организаций прово дятся на их съездах и конфе ренциях». , Непонятны мотивы, пЪ ко торым проект изменений и дополнений к Конституции предусматривает отказ от сить в ь ^ ^ ы судей на сессии соотве'гствующих Советов, от- казьшая остальным гражда нам в праве на участие в вы борах, не что иное, как усту- йка адмйнистративной систе ме, слом которой стал насущ ной необходимостью. Вот поче му прямые всеобщие выборы народных судей гораздо пре* дпочтительиее, чем предлагае мая процедура. Причем, срок полномочий нельзя ограничи вать хотя бы и десятью года ми. Выбранные судьи долж ны быть несменяемы (отзыв возможен лишь в случае на-, рушения ими законов или злоупотребления властью). Только, тогда можно всерьез говорить о их независимости перед властями и подчинении Н. ПАНАРИН, председатель Нижневор- гольского сельского Совета Елецкого района. ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ НОВИЗНЫ Проект Закона рб измене ниях и дополнениях Консти туции (Основного Закона) СССР вызвал глубокий инте рес, и хочется высказать пе рвые впечатления по поводу выхода этого документа. Об народованный проект — ва жный шаг к воплощению на практике решений XIX Все союзной партийной конфере нции о политической ре<3х>р- ме нашего общества. Насы щенная бурными событиями перестройки жизнь оказалась столь богата и содержатель на, что Конституция 1979 года по ряду .положений уже не отвечает духу врем-ени, необходимость дополнений к ней стала очёвидной. В чем же мне видится при нципиальная новизна проёк- та? Прежде всего в системе Советов народных депутатов вводится новый высший ор ган — съезд народных депу татов. Это современная фор ма таких популярных при В. И. Ленине и созывавших ся ежегодно съездов Советов. Шределены также единые сроки полномочий Советов. В избирательной системе проек том предлагается использова ние давнего й хорошо зареко- мёндовавшего себя опы^'а со циалистических стран, кото рый в дополнение к ’общим выборам в трудовых коллек тивах предлагает выборы де путатов от Кошиунистической партии, профсоюзов, комсо мола и других массовых об щественных организаций. Кстати, в парламентах они образуют отдельные фракции (например, в Народной пала те Щ Р имеются фракции профсоюзов, федерации жен щин и другие). Думаю, бьмо бы логичным предусмотреть проведение рай в пять лет съезда депутатов области и председателей ис полнительных органов нидсе- стоящих Советов. Его можно рассматривать как коллекти вный форум по выработке стратегии местных органов государственной власти. В проекте определен’ круг лиц, которые не могут быть депутатами Советов, так как они подотчетны им в, силу занимаемой должности. Од нако не ясно, входят ли в него сегфетари исиолкомов. Необходимо уточнить, что се кретари исношомов являются служащими и не могут быть депутатами* Важньш нововведением яв ляется предоставление права законодательной инициативы общественным организациям. Академии наук. Определен перечень вопросов, входящих в прерогативу Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Вместе с тем необходимо че тче определить компетенцию исполкомов. Очевйдно, нужен специальный закон, который определил бы полномочия Со ветов н обязанности исполни тельных органов. Это было б ь ^ духе решений XIX парт- В проекте не предусмотре на ситуация, когда может вы быть в течение срока полно мочий председатель област ного (городского,' районного) Советов. Предлагаю преДусмо и временно делегирование на эти Должности лиц, не явля ющихся депутатами, на срок, остающийся до проведения новых выборов в данный Со вет. ДелехЩровать на дол жность председателя област ного Совета декретом Предсе дателя Верховного Совета, председателя городских рай онных Советов — решением президиума вышестоящего Совета. ^ Новой является для нас должность Председателя Вер ховного Совета СССР. Статьи 120, 121 определяют его по лномочия. Еще одно новшест во -А- Комитет конституцион ного надзора, который будет сформирован из числа специ алистов в области политики и права. Определены полно- -мочия Комитета, порядок его работы будет конкретизиро ван специальным законом. Изменены' статьи, регулиру- ' ющие деятельность <^УДов. Но в проекте есть ряд неопреде, ленностей; например, ничего не говорится о праве беспре пятственного посещения изби рателями сессий Советов. Очевидно, здесь требуются уточнения. Н. САЮРОВ, Доцент ЛипПИ. ЕСТЬ ТАКАЯ САУЖБА... Пзтрульмо-поеговая служба^ еозАанная всего три года назад в Ок тябрьском РОВД, сейчас одно из .лучших подразделений Липецка. Коман чует ею майор милиции Олег Кузьмич Доля. Этот опытный, требовательный офицер прекрасно разбирается в людях и умеет повести их за собой. В свое врг'лз он не побоялся взять на себя жесткие кадровые решения, и сегодня под его началом действует боевой, сплоченный коллектив. Ивициатийная работа . .патрульяо-постевой службы по поддержанию об щественного порядка в Октябрьском районе дзет хорршие результаты. И гпачкый тут показатель —• снижение числа нарушений. Налажен контакт с общее- ненчостью. Октябрьский район сложен для р^оты милиции. Здесь много новостроек — район растет. Но люди в милицейских 4иинелях справляются со своими нелегким^, обязанностями, действуют умело, оперативно. НА СНИМКАХ: (справа вверху) коммунист майор О. К. Допй и зам полит С. . А. Асеев; (слева) экипаж одной из лучших патрульных машин стар шина И. И. Мишин (справа) и водитель И. Н, Дьяконов; (внизу справа) в ка нун профессионального праздника старший сержант Игорь Романов наг ражден зкаком «Отличник милиции». Фото А. 1ДУРОВА. НА СТАРЖЕПОРЯДКА в канун Дня советской ми лиции наш корреспондент встреттшея с начальником уп равления внутренних дел обл. лиции В. М. Минаковым и попросил его ответить на во просы читателей. — Виктор Михайлович, по- зво.тьте поздравить вас, а зна чит, в весь личный состав ор. ганов внутренних дел облас ти с прсфешибнальньш пра здником, пожелать успехов в вашей нелегкой с л уж ^ , здо ровья и счастья. — Спасибо за теплые сло ва и добрые пожелания. маю, что все наши сотрудни ки, ветераны; добровольные помощники воспримут их с удовольствием. Ведь в после днее •время пресса не .часто жалует нас похвалой. Но мы не в обиде: на это есть осно вайия. И профессиональный шраздяик для нас — это пре жде всего очередная точка отсчета, подведение итогов сделанного, криютеский ана лиз, постановка задач. — К нам в редакцию пос- тзшают самые разные письма, касающиеся деятельности пра воохранительных органов и, в частности, милиции. Смысл их в основном сводится к сле дующему вопросу: происхо дят ли в последнее время ка кие-то сдвши в обеспечении общественного поря^ща в на шей облйстн? — Для правдивого, объек тивного !ответа на этот воп рос придется обратиться к анализу статистических пока. В этом го ;^ общая престу пность в среднем сократилась почти на 15 процентов. Но .это, я считаю, мнимый успех, поскольку реальная обстано вка не столь благополучна. Показатели улучшились в свяви с тем, что самогонова рение переведено разряда уголовно наказуемых прес туплений в разряд админист ративных правонарушений. Нас радует сокращение на одну пятую количества тяж ких преступлений, которые наносят значительный мате риальный и моральный В|рад. —- И вот что хочется отме тить: порой вас справедливо упрекают за неразворотлв- вость, но когда речь идет о таких уясйсных преступлени ях, как убийство, и подобных им, милиция действует сла женно н неотвратимо насти гает виновного. — Ну, слаженности ^ о как раз не всегда хватает, но целый ряд тяжких преступле ний, совершенных в послед нее время, успешно раскрыт. О некоторых фактах газета уже информи 1 Ювала чнтате- Несколько снизилась прес тупность среди несовершен нолетних. ао это также ни в коей мере не дает повода для успокоенности. Судите сами: только за 9 месяцев этого года было привлечено к уголовной ответственности более пятисот подростков, из них почти 80 процентов в возрасте шестнадцатич;емнад- цати лет. Думаю, коммента- Влагодаря профилактичес ким мерам в т е кш ем году удалось более чем в два раза сократить число гр а^ж ей го сударственного имущества. Снизилось число разбойных нападений, краж из общежи тий и . гостиниц, хищений ог нестрельного оружия, прес туплений, связанных с нарко- Вместе с тем отмечается роет количества преступле ний по линии уголовного ро- зьюка и, что наиболее трево жно, таких опасных преступ лений, как у б и ^ в о , тяжкие телесные повреждения. Ост ро стоит проблема п р ^ и л а - ктики краж, в том числе ,из магазинов, и личной собствен ности, граждан. Требуются безотлагатель ные меры по предупреждению аварийности на т1^нспйрте. Число дорожно-транспортцых происшествий увеличилось почти на четверть. Десятки людей погибли, сотни травми рованы. Возросло число • Пожаров в области и ущерб от них. В огне погибло 33 чежшека, и з ' них пятеро — дети. — В последнее время ста ло не редкостью встретить на улице, в общественном тран спорте нетрезвого- человека. И снова раздаются возмуще нные возгласы: «Куда же смотрит милшщя?». — Могу сообщить, что в этом году уже доставлено в медицинские вытрезвители более 20 тысяч человек. Все го же за нарушение антиал когольного указа наказана 51 тысяча вьшивох. Цифра как видите, внушительная и,’ к сожалению, превосходит про шлогоднюю. Но искать ответ только в том, что увеличено количество магазинов, торгу ющих спиртным, значит, пы таться упростить существу ющую проблему, притупить ее остроту. Ворьба с пьянст вом и алкоголизмом — дело сложное, требующее кроме решительности еще и гибко сти, умения прогнозировать ситуации,, своевременно ис правлять ошибки, принимать верные решения. Не случай но ЦК КПСС вновь рассмот рел Вопрос «О ходе вьшолне- ния постановлений по борь бе с пьянством и алкоголиз мом». Особую озабоченность вы зывает тот факт, что у нас в области практически не сни жается пьянство на произ водстве. Работниками мили ции уже выявлено 1325 та кта с лишаев, пшпем в зьптп. вках замешано* более сотни руководителей различного ра нга. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Но разве это наше дело — наводить порядок на произ водстве? Значительно возросло чис ло задержанных в нетрезвом состоянии учащихся ПТУ и средних школ. На треть' уве личилось количество дорож но-транспортных происшест вий по вине пьяных водите лей. Работники ГАИ вьщви- .ли почти шесть тысяч води телей, управлявших транспо ртом во хмелю. Все это говорит об остроте проблемы и необходимости общих.усилий в борьбе с пьянством. ~ На страницах газеты нам уже приходилось гово рить о низкой эффективнос ти лечения больших алкого лизмом в ЛТП. А как можно оценить результаты перенос- 1 питания преступников, отбы вающих наказание в местах лишения свободы? — Не секрет, что сущест вующая в органах внутрен них дел система перёвоспита ния осужденных не оправды вает себя. К сожалению, после отбы тия наказания почти- каждый ■третий снова соверияет пре ступления. Сейчас в исправи- тельно-тр)щовых учреждени ях происходит переоценка по зиций,, взглядов на сам про цесс исправления. Если до недавнего времени основным критерием было участие осу- нсденного в труде, вьшолне- ние им плановых показате лей, то сейчас на первое ме сто ставится вопрос его, пере- воспитания. ’И за основу бу дет браться такой критерий, как рецидивная преступность* — Предстоящая правовая реформа, по всей видимости, потребует еще больших изме нений в деятельнрети право охранительных органов. — Несомненно, И мы уже теперь ужесточили спрос за строжайшее соблюдение со циалистической законности нашими сотрудниками. Реши- те.чьно избавляемся от тех, кто чем-либо запятнал честь мундира, стремимся попол нить состав людьми достой ными, честными, обучаем свои кадры, воспитываем. Вместе с тем надо сказать и о том, что еще велико правовое бескультурье, порой и право вой нигилизм населения. По этому одной из важнейших задач, которую мы должны решать.вместе с вами — пе чатью, радио, —считаю прове дение правового всеобуча с тем, чтобы каждый гражданин знал требования закона к жил в соответствии с ними. Толь ко взаимное уважение к за кону служит гарантией демо кратизации нашего <х'!щества, правовой защищенности каж дого гражданина. Беседу вел Д. ПЕСКОВСКЙЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz