Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
I Ноября 1988 г., № 252 (18 249) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я В редакцию «Ленинского знамени» начали поступать письма с предложени ями и замечаниями по проектам Законов СССР о выборах народных депутатов СССР и е6 изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР. СеГ-одня под рубрикой: «К правовому социалистическому государст ву» мы публикуем первую подборку материалов на »ту тему. ^ ^ Приглашаем всех наших читателей принять активное участие в обсуждении (Нроектов Законов, откровенно высказать свое мнение о работе местных Со ветов, формировании депутатского корпуса. Все письма будут переданы в исполком областного Совета народных депутатов, который каждые «ять дней информирует о поступивших предложениях Президиум Веряевного Совета СССР, а наиболее интересные — опубликованы. Просим направлять свои замечания и дополнения к проектам Законов в отдел советского строительства и быта «ЛЗ». НУЖНЫ ГАРАНТИИ! Очень хорошо, что опубли кован проект Закона об изме нениях и дополнениях Консти туции СССР. Люди имеют возможность его изучить, ос- ■ ^ ^м слить и внести свой пред- ^*1^Икения. Это очень важный тта" на пути создания право вого государства. Наша повседневная практи ка изобилует {многочисленны ми примерами того, как несо вершенство наших законов, играет на руку преступникам, позволяет иногда уйти от от ветственности даже за совер шение таких тяжких преступ лений, как убийства и изнаси лования. В связи с этим хочу сказать о самом наболевшем. На мой взгляд, а он осно ван на изучении большого ко личества уголовных дел как . в Липецком районе, так и в других, в последние года народные суды стоящие инстанции стали про- "Являть бояань при разрешении сложных уголовных дел. И,' как следствие, принимают ре шения, которые позволяют ма терым. хитрым преступникам нзбега'й. уголовной ответст- Что в таких случаях имеет право и обязан сделать вро- курор? Он может и обязан принести частный или касса ционный протест в судебную коллегию по уголовным де дам областного или краевого суда. Но надо, наконец, ска зать правду.' Этот протест мы Приносим в тот самый орган, который борется за стабиль- ’ ность своих решений й под контрольных, и поднадзорных ему нижестоящих судов. Можно ли при такой расста новке сил рассчитывать, что прокурор чегрто добьется? При всем уважении к нашим народным судьям, и тем .более к областному суду, должен заметить; порой мы бываем бессильны. - Полагаю, что новое предло жение проекта об избрании судей на 10 лет не решит пррб- лемы, не исключит судебных ошибок. Достаточно и прежне- г» срока — 5 лет. А вот что бы действительно осущест влялась социальная справед ливость, на мой взгляд, нуж на отдельная правовая инстан ция, которая бы принимала окончательное решение по спорным вопросам, разрешала конфликты между народным Судом, адвокатурой и органа ми прокуратуры, рассматри вала бы жалобы адвокатов, ' потерпевших,. подсудимых и протесты прокуроров после рассмотрения их коллегией по уголовным делам областного суда. Избирать этот орган мОжно так же, как народных судей. Или поручить Советам народных депутатов утверж дать его состав, выдвигая ту да юристов, представляюпщх интересы различных право- *охранительных органов. Это повысит ответственность су дов за свои решения и станет реальной гарантией того, что ошибки в нашей работе будут исключены. Хотелось бы, чтобы новое законодательство больше уде лило внимания конституцион ному регулированию взаимо действия всей системы право охранительных органов стра- Н. ЧЕСНОКОВ, прокурор Липецкого района, советник юстшщи. ДАВАЙТЕ ВНЕСЕМ ЯСНОСТЬ с карандашом в руках вни мательно перечитал опублико ванные в печати прюекты За конов. Но чтобы как следует понять, осмыслить все - изме нения, потребуется еще ке один день.' Пока же можно сказать, что Много.е радует, отвечает линии на демократи зацию общественной жизни, но 1^огое и вызывает сомне ния. Считаю,^ что целый ряд статей сформулирован недоста точно четко, даёт основания для двойственного толкова ния. К чему эти бесконечные «в основном» и «как правргло»? А каковы исключения? Убеасден, что законы не должны содер жать никаких лазеек, иначе никогда не отомрет горькая народная присказка: «Закон — что дышло, куда повернул, ту да и вышло». Возьмем," к примеру, статью 9 Закона о выборах, где г ' рится, что «в избирательные бюллетени включается, как правило, большее число кан дидатов, чем имеется манда тов». А где гарантия, что зав тра Пе возвратится к нам пе чально памятное единогласие? Ведь у подхалимов и прихле бателей не пропадет тяга превозносить своих покрови телей, которые, конечно же, «самые достойные...» Глядишь, «как правило», станет поти хоньку исключением, а выдви гать будут своего — единст венного. Конечно, я не хочу верить, что такое случится. Но ^к он должен дать нам строгие гаран тии демократического решения всех важнейших вопросов. Н. ПЕТРОВ, г. Липецк. ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? В резолюции XIX конфе ренции КПСС «О демокра тизации советского общества и реформе политической си стемы» и в проектах 'Зако нов, вынесенных на всена родное обсуйсдение, наряду с комплексом других мер признано необходимым обра зовать в местных органах власти, кроме сельских и поселковых, постоянно дей ствующие президиумы, име ющие особый характер пол номочий. ‘Вызвано это тем, что ап парат исполкомов, соередо • див в своих руках законо тельные и исполнитель ские функции, стал по сути дела над выборными орга нами -— Советами, что серь езно сказалось на их деятель ности. . Возросло влияние ап парата, все большее разви тие получали бюрократиче ские формы руководства, нинское положение о - том, что «самодержавие народа» составляет сущность социа лизма, стало терять свое В организационном ^отно- ,,,-шении. у нас • образовалось своеобразное «двоевластие» —■хозяином положения явля ется аппарат исполкома, в то время, как им должен быть выборный Совета Это «двое властие» до сих. .пор являет ся одним из главных элемен тов «механизма- торможе- ^^ 'В м е с те с тем хотелось бы ЛЬ см отреть на положение Щ!гл- и с другой точки зре ния. Объективными обстоя тельствами исполкомы мест-' ных Советов поставлены в такие условия, когда им на до выполнять несвойствен ные функции. Положение . сложилось таким образом, что, кроме исполкома, неко му бьшо подготовить проек ты плана работы Советов, скоординировать их с дела-; ми самого исполкома, посто янных комиссий, партий ных органов, общественных организаций, мобилизовать общественное мнение на за щиту социальных интересов трудщцихся и т. д. Испол ком вынужден был в период между сессиями вместе с хо зяйственно - распорядитель ной деятельностью выпол нять и функции будущего президиума. При решении многих воп росов наряду с недостатками был выработан, и значитель ный, по нашему мнению, по ложительный опыт, который сегодня нельзя сбрасывать со счетов. ' Процесс этот получил осо бое развитие после апрёль- . ского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, когда в стране нача лись подлинно революцион ные преобразования в эко-. - номической и общественно- политической жизни. « 'Приведу несколько приме ров .из деятельности Липец кого горисполкома, секрета рем которого работаю, мно гие годы. Стремясь не дать разрас тись ненужным замашкам и амбиция.м, подключить к ре шению актуальных задач - всех депутатов, исполком добился, чтобы стали обы денными такие формы ра боты, как отчеты членов ис- полко.ма, заведующих отде лами, начальников управле ний и служб' непосредствен' но в трудовых коллективах и по месту жительства, на сессиях и совещаниях. Более требовательную позицию по отношению к аппарату за? няли постоянные комиссии городского Совета, в работе которых, как правило, участ вуют заместители председа теля, секретарь • горисполко ма и другие ответственные работники. Поучительными были ре; зультаты анкетирования де путатов перед последним от четом исполкома на сессии городского Совета. Как ис полкому в целом, так и пер сонально ряду его членов де путаты высказали ряд кри тических замечаний. Они ка сались стиля работы, разви- . тия производства товаров народного потребления, крм- ' плексности заст1зойки города, взаимоотношений с ведомст венными предприятиями и организациями. В ходе под готовки и проведения той сессии в адрес исполкома и его аппарата было сделано свыше восьмисот замечаний, предложений и пожеланий. Широкие дискуссий на сес сиях, собраниях в трудовых коллективах и микрорайонах позволили, например, при нять всесторонне обосно ванные решения по строи тельству в городе крупного киноконцертного зала. Двор ца пионеров, введению нор- . мативов на оплату за привле чение на работу в Липецк иногороднего населения. , о программе «Шилье-2000» и ряду других жизненных воп росов. Кстати, по ряду из этих вопросов точка зрения исполкома серьезно критико валась, уточнялась, допол нялась, принимая под воз действием общественности отвечающее всесторонним требованиям содержание., Все это, безусловно, не значит, что без нового орга на в Советах — преэидиу-; ,ма — можно обойтись,, по- прежнему совмещая зако-: нодательные и исполнитель ские функции в исполкоме. Не подлежит никакому сомнению, что, взяв на себя ряд важнейших функций, президиум высвободит ис полком для выполнения им непосредственных обязанно стей, связанных с хозяйст венно-распорядительной дея тельностью. По нашему мнению, ос новными направлениями ра боты президиума должны стать организация сессион ной деятельности Совета, принятие нормативных ак тов, контроль за выполне нием решений, наказов, пред ложений и критических за мечаний избирателей и де путатов. организация и про ведение избирательных кам; паний. В его обязанности должно входить прямое ру ководство исполкомом, по стоянными комиссиями Со вета, комитетом" народного контроля, президиумами ни жестоящих Советов. Президиум должен вы ступать как орган, через который Совет осуществля ет повседневные связи с об- щественньши организация ми, выражающими различные социальные интересы, осу- ' ществлять реализацию по ложений Программы КПСС о Советах, как главном зве не социалистического само управления народа. При этом важно, чтобы он не «растворился» в обилии «экстренных», «важнейших», «безотлагательных» дел, был сосредоточен на выполнении планов срциально-куль,- турного развития, углубле нии демократических начал.* Представляется возможным узаконить такие его демо кратические механизмы, как право вето председателя на .решения президиума и пре зидиума на решения Совета, право преостановления дей ствий ведомственных актов, если они в чем-то расходят ся с интересами н требова ниями населения района или города. Сейчас высказывается м н о гоп орой противоречй- вых, Что вполне понятно, мнений о функциях и соста ве президиумов. _ При некоторых их разли- ,ЧЙЯХ по ряду вопросов МНО-, гие СХОДЯТСЯ на том, и это нельзя поддержать, что в составе гфезидиумов должны быть грамотные, хорошо зна- юнще регион, имеющие опыт политического руководства люди. Состав президиума должен отличаться, прежде всего, высоким профессио- Основными критериями при их выборе должны стать компетентность, страстное желание работать, государ ственное мышление. Не беда, если в состав президиума по каким-либо причинам не войдет предсе датель исполкома, кто-то из руководителей постоянных . комиссий или других лиц, которым, по мнению авто ров некоторых публикаций, там надо быть обязательно. Это Гарантия того, что пре зидиум не будет подвержен обюрокрачиванию, станет отзьшчивее на народные нужды, меньше, чем испол ком, будет подвержен, влия нию «до вертикали», узко ведомственным интересай. Естественно, росту его авторитета, влияния, как ор гана власти, будет способ ствовать избрание на долж ность председателя первого секретаря партийного коми тета. Эта мера, вызвавшая кое-где споры и недоумения, сегодня, после здравых раз- мьпплений, признается един ственно правильной, особен но на нынешней, начальной стадии реорганизации поли тической системы. Применительно к услови ям нашего города (более 500 тыс. человек населения, че тыре административных рай она, высокий уровень про- мьппленного развития) наи более приемлемым был бы такой вариант состава пре зидиума. В него должны вой ти председатель (председа тель Совета), заместитель до вопросам экономическо го и социально-культурного развития,-заместитель, ве дающий контролем, секре тарь,' который организует деятельность аппарата и ру ководит организационно массовой работой, и 14—16 членов. Председателя президиума, его заместителей, секретаря, как и председателя исполко ма. следует, по-видимому, избирать тайным голосовани ем на сессиях. Других нов президиума можно из бирать открытым голосова нием с учетом мнений пар тийных групп, .постоянных комиссий,' после персональ ного обсуждения депутата- Процесс выборов должен отвечать демократическим требованиям, без каких-либо дополнительных усложнений. Что можно сказать о са мом аппарате президиума? Прежде всего он не дол жен быть громоздким, иметь материальные и другие воз можности использовать хо рошо подготовленных, опыт ных работников, а в необхо димых случаях—и экспертов для разработки наиболее важных перспективных воп росов. В его составе непре менно должны быть спе циалисты, владеющие анали зом экономики, методикой прогнозирования развития го рода и т. д. Необходим организацион ный отдел (за счет ликви дации его в исполкоме), где анализировалась бы работа постоянных комиссий, пре зидиумов нижестоящих Со ветов, осуществлялся КОН; троль за исполнением реше ний, поддерживалась связь с общественными организаци ями, формировались проек ты планов и т. д. ■ Практика показывает, на пример, что в значительном укреплении нуждается пра вовая служба Советов. Ведь сегодня, без преувеличения, в целом море законодатель ных и нормативных актов, изданных на разных уров нях, не всегда уверенно Чувствуют себя даже и опыт ные юристы. Поэтому во многих случаях в местных Советах не удается уйти от ошибок при принятии реше ний и издании распоряже- нЩ, в разрешении споров с ведомственными предприя тиями и- организациями. Заметим также, что мест ные Советы должны будут проводить' большую работу, вытекающую из задач, свя занных с формированием правового государства. По тому правовая служба в Со вете или цри президиуме должна отвечать самым сов ременным требованиям. Повседневную помощь президиуму’и его аппарат; должны будут оказывать де путаты, как правило, если не на весь (что делать не следует), то на какой-то пе риод, высвобождаемые от основной работы. Определенную, наиболее подготовленную их часть, вероятно, не следует в свя зи с этим привлекать к де лам постоянных комиссий, а лучше использовать как временных работников пре зидиума по основным нап равлениям его деятельности. -VТаковы, На наш взгляд, приблизительные контуры будущего нового органа Со ветов, создание которого, несомненно, даст новый им пульс реализации планов экономических и политике ских преобразований в отра- А. КУЗНЕЦОВ, секретарь Липецкого горисполкома. ИНФОРМАЦИЯ ДАЛЕКО ЛИ УШЛИМЫ ОТ «ОБРАЗАВРАГА»? В истории советско-акери- канских отношений психо логические факторы всегда занимали важное место. Нельзя, правда, сказать, что обе стороны с достаточной -объективностью относились к оценке друг друга. Так, если проанализировать их-взаимо отношения в послевоенный период, известный, как эпо-. ха «холодной войны», то напрашивается весьма пе чальный вывод; десятилетия ми и СССР, и США прикла дывали большие интеллекту-, альные пропагандистские и иные усилия для того, чтобы создать «образ врага», вок руг которого.. нагнетались эмоции, формировались иде ологические постулаты, а самое страшное — на его ос нове очень часто строилась реальная политика.. Именно она привела в рвые же послевоенные годы к ; фултонской речи Черчилля, доктрине, «отбра сывания- коммунизма», к концепции «ядерного устра шения», курсу экономиче ского и технологического остракизма в отношении ми рового социализма. Другие, случалось. отвечали но принципу «око за око, зуб за зуб». Вспомним хотя бы импульсивное хрущевское «мы вас закопаем». Бывали и иные несдержанные сказывания и акции, кое-ко му дававшие желанный по вод для обвинения в «крас ной опасности»' и .«коммуни стической экспансии». И вот здесь возникают два сугубо практических вопро са: а возможно ли вообще строить стабильные отноше- ' ния без отказа от застарелых стереотипов и «образов»? И что нужно сделать раньше „отказаться от них или' проводить политику, норма лизующую двусторонние от ношения? Мне представляется пра вильным, что демонтаж упсС- мянутых «образов» должен работать на опережение по литической деятельности — в конце концов йамые эф фективные внешнеполитиче ские мероприятия по разо- руженикх упираются в проб лему доверия. Еелн же со храняется пресловутый «об раз врага», если же сохра няется ощущение постоян ной угрозы и стремление одной стороны приобрести господство над другой, го ясно, насколько ограничен ными будут внешнеполитиче ские шаги в области разо ружения и ослабления меж дународной напряженности. Надо сказать, что послед ние 3—4 года были весьма плодотворны в этом отноше нии. Многое изменилось как ется сознание, отношение друг к другу русских и аме риканцев, психология отно шений, рушатся враждебные стереотипы. Никогда раньше между нашими странами не было столько контактов на уровне простых граждан. Всё это вместе создает- со вершенно новую ткань со ветско-американских отно шений. которая в будущем может стать страховочной сеткой от поворотов к кон фронтации на политическом уровне. И еще об одном феноме не последних лет — «народ ной дипломатии». Она нахо дится сегодня на одной па-' раллели с официальной Ди пломатией, иногда даже опе режает последнюю по. своей эффективности. Сегодня .со ветские люди живут в аме риканских семьях, а амери канцы — в советских. Мы располагаем и инструментом, который нам позволяет уз нать, чего нам удалось до биться, а чего нет. Хотя он и довольно относительный, но пока ничего другого нет, я имею в виду опросы об щественного мнения. Если судить по ним (а они про водятся регулярно в США), то за последние 3—4 года уровень ' благожелательно сти американцев по отноше нию к Советскому Союзу, можно сказать без преувели чения, резко возрос, и наши опросы — их уже было про ведена 2—3 — показьтают, что наша благожелательность к Соединенным . Штатам то же возросла. Все это закла дывает солидную основу для Советское ь ское общество стали более открытыми друг для друга. Вспомним в этой связи из вестный Договор по РСМД. ,В его практической реали зации мы пошли на такие проверочные меры, которые, на мой взгляд, выходят за рамки чисто технических производятся ракеты или нет, уничтожаются они или нет. Нет, они закладывают серьезнейшие основы для взаимного доверия. Трудно было бы представить всего лишь несколько лет назад группы американских ин спекторов в таком закрытом в свое время советском го роде, как Воткинск, а совег- ских — на секретнейших в прошлом американских объ ектах. Такие же инспектор ские группы работают ныне на территории целого ряда европейских стран. ...Наши дома все более и более освещаются изнутри,- и все меньше и меньше, как мне кажется, вызывают бес покойства у соседей. И хотя в каждом- нз них жители придерживаются своих идеа лов и ценностей, никому не дано право запрещать или отменять их, уклоняться от мирного противоборства, тем более, что в столкновении идей рождается истина. Глав ное — чтобы соперничество не было перенесено на аре ну, где победителей не бу дет. Р. БОГДАНОВ, доктор исторических наук, заместитель директора Института США и Канады АН СССР. (АПН)., « С Т Е Н А М И Р А» САН-ФРАНЦИСКО, 31 октября. (ТАСС). В Кали форнийском городе Беркли возведена «Стена мира» — возможно, первый в США монумент в защиту мира и жизни на земле. В строи тельстве мемориала, его фи: нансировании и отделке при няли участие десятки тысяч калифорнийцев, - жителей других американских шта тов и зарубежных стран. В сквере у здания муни ципалитета на проспекте Мартина Лютера Кинга не высокая — в пояс человеку — стена длиной 30 метров. На осеннем солнце блестят 1880 изразцовых плиток, по крывающих стену. Среди них нет ни одной одинаковой—на плитках рисунки, надписи или просто автографы. «Мы хотим мира», — написал на обычном фаянсе калифор нийский школьник. «Небо для всех», — вторит ему рисунок на плитке, сделан ной студентом из соседнего штата Невада. Рядом с ними — плитки из Советского Со юза. в том числе от участ ников 'советско-американ ских «ПрхоДов за мир». «Стену мира» строили' всей страной, — с волнени ем рассказывала корреспон денту ТАСС автор проекта, известный художник и скуль-. птор Кэролин Маркс. — Письма поддержки, пожерт вования шли отовсюду». С момента, когда в мастерской художницы был закончен макет будущей «Стены ми ра», до торжественного от крытия прошло более четы рех лет. 'Участники проекта провели более десятка кам паний в поддержку проекта, собирали подписи у магази нов, на бензоколонках, рын ках, оживленных уличных перекрестках. Они написали тысячи писем-ходатайств, без которых организаторам, по их собственному признанию, никогда бы не удалось «зы бить» у властей все необхо димые разрешения и справ- Цифры и факты ♦ КИТАЙ СЕГОДНЯ Заметно ■повысилась кон курентоспособность китай- товаров на мировом рынке. По сообщению Мн' внстерства легкой промьпп- ленностн КНР, объем ва лютных поступлений от экспорта продукции этой отрасли промышленности должен составить в нынеш нем году примерно 7,5—^^7,3 .миллиарда долларов (на 1 миллиард больше по срав- ненн]д с прошлым годом] В Китае действуют 828* иредпрштгай легкой про мышленностн, ориентвро ванных на экспорт. Их делил направляются в стран мира. К концу ны вешнего столетни предцола гается довести годовой объ 'ем экспорта потребитель ских товаров до 25 ьтлли-. ардов долларов. По данным Государст венного стати< управления КНР, продолжает число специализированных крестьянских, дворов — хо зяйств, ориентированных в основном на производство скохозяйственной продук ции (например, товарного зерна, мяса, рыбы яля ово щей) либо же занимающих ся строительствон тран спортными перевозками, торговлей н т. д. В конце 1 ЦЮШЛОГО года здесь насчи тывалось -уже 3 миллиона 986 тысяч таких дворов (на 290 тысяч болыпе но сравнению с нредыд-ущим годом), где было занято свыше одиннадцати мил лионов человек, в том числе около дч-ух миллионов На емных рабочих. Доходи спе- циализЕфовавных дворов, как правило, в несколько раз вьлпе, чем в обычвьк хозяйствах. В нескольких городах КНР в экспериментальном порядке введен новый ре жим работы для матерей. Начиная с периода бере- мениосга до поступления ребенка в начальную шко лу им предоставляется от пуск По желанию сроком до семя лет. Во время от пуска, который засчитыва ется в трудовой стаж, они поА-учают 70 процентов ^от основного заработка или определенное пособие , по договорениости с админи страцией. Государственный коми тет по делам просвещения КНР издал •недавно «Нор мы бытового покедевия учащихся средних и на чальных школ». В числе основных требований; само уважение н самолюбие, сер дечность и дружелюбие, дисциплина н трудолюбие, вежливость, почтительное отношение к родителям, соблюдевяе коллективной нравственности, внимание к своей внешности. - (Синьхуа — АПН). ПРЕПЯТСТВУЮТ ДОСТАВКЕ ПОМОЩИ МАНАГУА, 31 октября. Корр. ТАСС Игорь Пшенич ников передает; действую щие по приказам ЦРУ США банды контрас препятствуют доставке помощи населению, пострадавшему от урагана «Джоан» в Никарагуа. Как указывается в распростра ненном здесь коммюнике Ми нистерства обороны респуб лики, в субботу в департа менте Чонталес наемни1си обстреляли две, машины, ко торые везли продовольствие для крестьян, оставшихся без крова, В результате этой бандитской акции один чело век погиб, двое тяжело ра нены. В тот же день сомо- совцы напали на машину ан-Дель-Рио-Коко на севере Никарагуа и убили .9 кре стьян. Эти преступления совер шены через день после того. как президент Никарагуа Даниэль Ортега выступил с разоблачением планов ва шингтонской администрации использовать сложную об становку, сложившуюся в республике в результате стихийного бедствия, для ужесточения контрреволюци онного террора против мир ного населения и дестабили зации сандинистского прави тельства. Никарагуанский руководитель сообщил, что властщ располагают неопро вержимыми сведениями о- намерении контрас всячески препятствовать восстанови тельным работам после ура гана «Джоан» и распреде лению продовольствия и ме дикаментов среди пострадав ших от наводнений, ^ К настоящему моменту в ' убежищах в различных рай онах Никарагуа продолжают находиться около 60 тысяч человек, эвакуированных из зон наводнений. Власти пред принимают усилия по беспе ребойному снабжению их всем необходимым. ПАРУСА ДЛЯ МОДНИЦЫ Какой же бурный «ветер странствий» дол жен гулять в хорошенькой женской головке, которая захочет увенчать, себя вот такой шляп кой под парусами... Столь экстравагантная вы думка «простительна» разве только модельеру, пожелавшему во что бы то ни стало обогнать конкурентов. Вполне возможно, что так и слу чится: в Лондоне демонстрируются новейшие модели весенне-летнего сезона. МАШИНА БУДУЩЕГО? ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ^Перспективную мо дель автомобиля собирается представить на предстоящем международном автосалоне в Бирмингеме фирма Форд. Машина будущего «Проуб ж» имеет 16-цилиндровый двигатель с рабочим объемом двигателя 1,9 литра. По мнению компании, машина будет иметь более высокие аэродинамические характеристики, чем военный реактивный истребитель Ф-15. '■^1 Телефото Рейтер—ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz