Ленинское знамя. 1988 г. (г. Липецк)
30 октября 1988 г., № 251 (18 248) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ На атеистические темы ПУТЬ к ИСТИНЕ? Завершаем разговор о вере и безвериИ| о предназначении чеповеко в днях минувших и сегодняшних, начатый в нашей газете 26 октября Ц Р Проповеди составляют по ’ тексту Евангелия, для объ яснения и уточнения ряда его положений. После собра-, ния — традиционная, спевка Во время моих посещений этого дома ни. представителей властей, ни сотрудников ми лиции рядом, в округе, и на самих собраниях не было. Никаких давлений руководи тели общины не испытывают. Насмешек, издевательств, преследований, просто косых взглядов в настоящее время не отмечают. Что же касает ся свободы посещения соб раний, то весной этого года (по утверждению членов об щины) в доме молитвы по- , бывали и зарубежные гости, студенты из Нигерии — еди новерцы; ■приезжали пред ставители общины из Брянс- Ц к ка . Сотрудники милиции, а |У т а к ж е уполномоченный Со вета по делам религий по Липецкой области их не соп ровождали. Добавлю, что все посещения, дома автор делал свободно, без предварительно го детального согласования с какими-либо инстанциями. О благотворительной дея тельности. Как отметил в своем интервью А. М. Быч ков, «кое-что в этом нап равлении уже делается. Е)сли раньше прйхожане были вы нуждены буквально проры- . ваться в детские дома, боль ницы. действовать в большин стве случаев полуофициаль но. то теперь ситуация посте пенно меняется...» Ситуация меняется не то лько по отношению к религи- озньш органиЗЕ^иям, но и в обществе в целом. Снова во зрождаются такие понятия, как милосердие, благотвори тельность, память. Читателю достато'чно вспомнить Дет. ский фонд имени Б. И. Лени на, благотворительные кон церты «звезд» эстрады, соз дание счета № 708 для стро ительства Центра реабилита ции воинов-интернационалис- тов и многое другое. Кстати, и Константин Ми хайлович Каратеев, пресвитер незарегистрированной общи ны евангельских христиан- баптистов, не отрицает учас тия Совета церквей в благот ворительной деятельности в ньшешней ситуации. Правда, в несколько другой форме, но именно в нынешних усло виях. Хотя пока только чис- ; то гипотетически. Меняется отношение к це ркви в обществе. Находят свое выражение новые фор мы закона. • УТОЧНЕНИЕ СЕДЬМОЕ «Вопрос. На встрече в Кремле с Патриархом и чле нами Синода Русской право славной церкви М. С. Горба- - чев сказал, что в настоящее время ведется разработка проекта Закона о свободе совести где будут отражены и интересы религиозных ор ганизаций. Что Бы могли бы сказать об этом? Ответ. Да, разработка та кого проекта ведетсй.;. Будет сделано все возможное, что бы не было неоправданной , затяжки в подготовке проек та такого закона. Вопрос. Собираются ли государственные органы Со ветского Союза в ходе под готовки Закона о свободе со вести обсуждать его с пред ставителями различных веро исповеданий с тем, чтобы по лучить их мнение, критиче- ^ ские замечания, учесть их ^ несогласия? Ответ. Конечно, если воп рос касается представителей церкви, то логично знать ее мнение не только после того, когда этот закон уже будет готов, но И в процессе его подготовки. Так что контак ты такого рода могут быть только полезны». (Из ответов А. А. Громы ко на вопросы участников юбилейных торжеств Русской православной церкви 11 ию ня 1988 года. «Правда», 13 июня 1988 года). Итак, закон изменится. И что тогда, спросит читатель? Точно такой же вопрос я за дал К. М. Каратееву. Его ответ: соединение невозмож но, ибо с такими лицами, как Бычков, мы ничего об щего иметь не можем, даже если изменится законодате льство о культах, потому что нас разделяют именно мора льные принципы. Приспособ, ленчество, лицемерие — это нечистота, от которой мы уходим. моральные принципы..^ О . них мы с Каратеевьш говори ли много, касаясь не только религиозных организаций. Позволю небольшое отступ ление. Наши беседы всегда имели как бы две стороны: ' теологическую и мирскую. И . всегда мой собеседник стре мился первую сторону подк- реггать фактами из второй. Б частности, много говорилось о нарушении принципов со циальной справедливости в обществе. Что ж, наше обще ство сейчас смело вскрйвает причины, их породившие, стремится создать систему общественно - политической защиты наших моральных принципов. Не все получает ся сразу. Кстати, мой собе седник является членом- со вета трудового коллектива и достаточно четко представля ет свою позицию в сегодня шнем дне. При всем этом, на мой взгляд, он делает догматиче ский вывод о возможности решить социальные проблемы через ту Истину, которой об ладает ТОЛЬКО’ община, -где Константин Михайлович ис полняет обязанности пресви тера. Эта община является частицей той организации, о которой уже упоминалось,— Совета церквей евангельских христиан-баптистов, О лидерах этой организа ции речь уже шла. Обратим ся к формам деятел ности некотррых из ее так называ емых «отраслей служения братства». Издательство «Христианин». (Зарубежное представитель ство Совета церквей). Выпу скает »(атериалы на русском, молдавском, белорусском, Згкраинском, немецком язы ках. Напечатало Евангелие — ледерина, 260 коленкора, желатин, картон, полиграфи ческая фольга». Многое из этого списка в торговую сеть не поступает и частным лицам не продает ся, тем более бумага, руло нами по шесть тонн. На вопрос — где все это можно взять? — последовал ответ; «Украсть или купить лее 25 лет назад. Щтаб-квар- тйра располагается в Лондо не. является вспомогатель ным звеном Центрального Немногословно, но впеча тляет, если, учесть, что из дательство работает у нас в стране нелегально. Но это внешняя сторона. Есть и внутренняя. Ее позволил ра скрыть рассказ о судьбе со трудницы издательства Софьи Петронны Бочаровой («Вест- нш{ Истины», № 1, 1981 г.). 'ш естидесятые годы. Рас кол баптизма. После первых посланий Инициативной груп пы ЕХБ началась работа йо размножению призывов к по каянию и посвящению,.- изда ний «Братских листков» гек тографическим способом...- УТОЧНЕНИЕ ВОСЬМОЕ Гектограф — простейший прибор для размножения те кста и иллюстраций. Дейст вие его основано на способ ности застывшего желатино вого слоя воспринимать спе циальную краску оригинала и затем передавать ее на прижимаемые листы бумаги. ...Спустя некоторое время Ини1;иативная группа ЕХБ приступила к изу-ченню оф сетной печати в жестких ра- .-мках конспирации. УТОЧНЕНИЕ ДЕВЯТОЕ При офсетной печати кра ска с печатной формы пере- ность, а с нее переносится на бумагу или другой мате риал. Технически сложный способ печатания;. Газета «Ленинское знамя», например, перешла на офсет ную печать только в 1988 Ш к утверждает журнал «Вестник Истины», «...мало кто знает, сколько дней про вели служители Инициатив ной группы в библиотеках, отыскивая необходимую, ли тературу по офсетной печати. Мало кто знает, что все это начиналось с бидона и ручки от мясорубки...» Насчет использования при офсетной печати би^(она и других запчастей к товарам ширпотреба — вопрос дово льно спорный. Особенно ес ли учесть, что з а время ра боты С. П. Бочаровой в не легальной типографии (12 лет) было выпущено около 400 тысяч экземпляров раз личной литературы. Хочу также напомнить чи тателю хронику одного уго ловного дела, о. котором рас сказали «Аргументы и фак ты» в №№ 4 —5 за 1986 год. '«...29 сентября, 1983 года с , Холмского целлюлознотбу- мажного комбината, что на Сахалине, в адрес управления Казснабпечать был отправ лен вагон высококачественной бумаги. По прибытии в Ал ма-Ату недосчитались 23 тонн этой бумаги. 22 ноября 1984 года на Актюбинском железнодорож ном вокзале двумя неизвест ными бьщи брошены сумки (т. к. испугались дежурнбго милиционера и скрылись), в которых оказалась 271 оф сетная матрица западногер- маяского пройзщрдства с тек стом религиозной книги, пре дназначенной дЯя обучения детей. Там же были обнару жены два паспорта на имя Николая и Екатерины Ламе- ртов, прописанных в городе Иссыке. Бо время розыска Н. Ламерта у его родствен ников, членов общины СЦ ЕХБ братьев Егора и Андрея . Вольфов, было найдено и изъято более шести тонн бу маги (из Сахалина), разоб ранный офсетный станок, пе реплетные приспособления, фототехническая пленка, ти пографская краска, 150. мет ров технической марлц, 200 И суд сделал вывод о яв ном нарушении уголовного законодательства по конкре тным пунктам. Так что' не все так просто «в датском , королевстве». И далеко здесь до распространения утверж дений, что иные из братьев и сестер «страдают за веру». Кстати, журнал «Вестник Истины» иуеет постояннл'ю рубрику «Страничка узника». ИнтереФю «перелистать» хо тя бы, несколько этих стра ниц. Попробуем это сделать... V. Община евангельских хри. стиан-баптистов. -Молельный ■дом с маленьким ухоженным двориком. Общий зал, тра диционная братская; пиани но, гитары для музыкального сопровождения хора или со ло. Чинная обстановка служ- Община адвентистов седь мого дня. Зал- молельного дома, имеется видеомагнито фон, сюжетные видеофил.-мы из ЖИЗНИ'братства... , Квартира пресвитера об щины СЦ ЕХБ. Скромная обстановка зала, музыкаль ные инструменты, настенные плакаты и картины религиоз ного содержания... Первые две общины заре гистрированы. третья —нет. Общины СЦ ЕХБ не призна ют законодательство о куль тах и не регистрируются. Причины этого объяснялиЬь выше. Здесь же хотелось ука зать на одну деталь: в своем структурном подразделении СЦ Е.ХБ имеет Совет родст венников узников. Цель его создания и суще ствования. на первый взгляд, проста; информационно-посре-' дническая. Совет передает информацию от «узников со вести» в СЦ ЕХБ и обратно. Ограничимся пока этой фо. рмулировкой и познакомимся с одним из «узников», с ко торые автору удалось встре титься. Произошло это так. Во время одной из бесед с Константином Михайловичем им была названа фамилия человека, который являлся членом общины СЦ ЕХБ в Ташкенте, был осужден и отбывал наказание в одном из соответствующих учреж дений нашей области. Мы с ним там и увиделись. Для беседы заместитель начальника по воспита тельной работе учрежде ния- любезно предоставил нам свой кабинет. Михаилу Николаевичу Се рину. в прошлом водителю одного из предприятий Таш кента, на вид около 50 лет. Из особенностей его харак тера я выделил бы умение слушать и спокойно вести беседу. Наша встреча продо лжалась более двух часов. — Михаил Николаевич,— спросил я собеседника, — как у вас складываются вза- тоотнош ения с администра- .Хорошо. Претензий нет. За- время моего пребывания здесь никаких осложнений не было. Просил освободить от строевой, администрация мою просьбу удовлетворила. — Имеете ли вы Библию? — Да. Библия у меня есть. — Нет ли притеснений со стороны других заключен- — Нет, Относятся хорошо. — Михаил Николаевич, применялись ли к вам спо-- собы физического воздейст вия со стороны администра ций? Заключение в штраф ной изолятор или в помеще ние камерного типа? ,— Нет. Подобных воздей ствий не испытывал.' Режим я не нарушаю. — Имеете ли вы возмож ность вести переписку, встре чаться с родными? — Да. Пишу им письма и получаю ответы. Имел вст речу с женой. Жду следую щего свидания. Не случайно я выбрал из нашего долгого разговора именно, эти моменты беседы. Недавно стало известно, что судьбой этого человека ннте- ресуются не только члены общины и семья, но и орга низация, расположенная да- - леко от Липецка. Имеется в ' виду так называемая «Эмни- сти Интернэшнл» — «Меж дународная амнистия»; . В сентябре 1987 года га зета «Тамбовская пра-вда» на печатала статью «Два лица «Змнисти» с подзаголовком «Об~узниках совести» в Та мбове й их защитниках за рубежом». В Тамбове еще год назад познакомились с посла ниями этой организации. «Эмнистй» была создана бо на — она отмечалась в на званной статье — «сконцен трировать внимание запад- , ной общественности» на «на рушениях» прав человека в СССР. Но можно задать вопрос: как данная организация уз нала о Михаиле Николаеви че Серине? И вот здесь выясняется еще одна ^роль «Совета род ственников узников». По ут верждению Г. К. Крючкова, Совет собирает информацию, которая... «проникает к на шим братьям и сестрам, жи вущим за пределами наш^й страны». К этим «братьям и сест рам» относятся члены зару бежного представительства Совета Церквей и • миссия «Фриденштимме». ИНФОРМАЦИЯ 20 июня 1979 года на со вещании Совета Церквей ЕХБ было принято решение об образовании Зарубежного представительства. Секрета рем его был избран Георгий Петрович Винс, высланный из СССР за действия, нано- . сящие ущерб престижу и го сударственной безопасности нашей страны. «В настоящее время За рубежное представительство осуществляет свою работу, проводя конференции с про поведями и разъяснениями о положении верующих в СССР. Точнсг такой же вклад в это дело вносит и миссия «Фриденштимме», состоящая из наших братьев-немцев, вы. ехавших на свою историчес кую родину». («Вестник Ис тины», 1984 год). Миссия «Фриденштимме» — «Голос мира». Во главе миссии стоят бывшие граж^ дане СССР Гамм и Горт. Миссия имеет две радиоста нции ,— «Мост к Родине» я «Перед рассветом». Она вы пускает периодичеокую бро шюру на немецком и русском языках «Вести, ,с полей пре следований». ' ' (Цель этой организации — оказание материальной и мо ральной помощи СЦ ЕХБ, добывание информации о по ложении верующих в СССР. Получается в общем очеш> интересная ситуация. С од ной стороны, четыре органи зации, причем три из них находящиеся за рубежом и претендующие на определе ние «менщународные», а с другой, «узники совести», которых, по логике вещей (исходя из суммы затрачен ных этими организациями сил и средств), должна быть В 1 .нашей стране не одна сот- «На август 1988 года в Местах лишения свободы от бывают наказание за антнсо- ветскую, антигосударствен ную деятельность 9 человек, столько же находятся в ссы лке. Причем в трех из выше перечисленных случаев Пре зидиумом Верховного Совета СССР в настоящее время рассматривается вопрос о досрочном освобождении». (Аргументы н факты», № 34, 1988,год). , В июне 1988 года Проку ратура СССР известила се мью Г. К. Крючкова о прек ращении по отношению к не му уголовного дела и его ро зыска. Исходя из всего этого, в чем же тогда смысл сущест вования, данных «междунаро дных» организаций? Видимо, в самом существовании; И как бы ни была абсурдна та кая мысль, она имеет свое подтверждение. На эту мысль автора натолкн.ул анализ не которых материалов «Вест ника Истины». Из них мож но сделать такой вывод; для того, чтобы «узники» в на шей стране не исчезли, их надо постоянно готовить. И готовят. Стремится внести в это дело свою лепту и жур нал Совета церквей^ Для это го используются своеЬбраз- ные приемы. Например, пе репечатка в «Вестника-" Ис тины» за восьмидесятые го ды материалов... 10- и 20- летней давности. «Наше братство живет сейчас в условиях необъяв ленного чрезвьпайного поло жения. Гонения на нас пре восходят всякую фантазию. Отнято множество молитвен ных домов, богослужебные собрания разгоняются. Веде'р- ,ся систематическая слежка за верующими...» Цуот текст из «Братского листка» № 1 за 1972 год по мещен в «Вестникё Истины» № 2 за... 1983 год. В номе ре 1 этого журнала за 1982 год опубликован «Отчет о встрече представителей СЦ н ВС», которая состоялась... в марте , 1966 года. 'Б № 1 за 1984 год «Вест ник Истины» поместил ма териалы «Братского листка» из номеров за 1975 год-под названием «Вопрос регист рации и судьба спасения». Речь шла в нем о нашем за конодательстве и рассматри вался вопрос о ‘ положении церкви... в 60-е годы. В 1982 году редакция жу рнала посчитала возможным сделать замечания, исходя из ситуации того же 1966 го^а: «...просим Вас оказывать Со вету церквей всестороннюю поддержку... Христос и Его Бодрствующая церковь (т. е. СЦ—В. Ф.) являются един ственной. надеждой всех еван гельских христиан-баптистов... Каждая община ЕХБ хоть се годня может... приобщиться к тому братству, которое хра нит 'принципы евангельского- .учения Христа, и в среде го нимой церкви она найдет сво их друзей...»/ Таким образом, в журнале постоянно лодчеркивалась■ мысль о неизменной жесткой позиции' СЦ ЕХБ к сущест вующему в СССР Закону о церкви и существующей вла сти. Причем фактологическая часть статей представлена со бытиями 10--15-летней дав ности. Через многочисленные ма териалы журнала проходнт и такая мысль: нарушить наш закон и ответить за это — не есть преступление, а есть благо гуа пользу н во имя церкви. Проще говоря, если ты не «гоним» и не «пресле дуешься», то ты вроде бьР и не «настоящий» верующий. В третьем номере «Вестни ка Истины» за 1983 год есть, например, такие строки: «Невольно перед мысленным взором молящихся встают образы дорогих страдальцев... и не иначе как с простерты ми в мольбе... руками, в на дежде, что Господь вышлет на смену им, уставшим, на дежную смену из молодых и сильных». В первом номере журнала за 1983 год приводится вы держка из религиозного там- «Е)сть радость в том, чтоб люди ненавидели. Добро считали злом, И мимо шли и слез твоих не .видели. Назвав тебя врагом. Есть радость в том. Чтоб вечно быть И как волна морей, Как тучка в небе И не иметь друзей». В статье «Лучшая участь» «Вестник Истины» (№ 2 за 1983 год) вещает; «Дети... обратидр свои преданные се рдца к отцам и заменили их на тюремных нарах... это но вое поколение детей — узни ков. Р ^ в е это не чудо?» Действительно, «не чудо» ли, когда детей сознательно толкают на нарушение зако на? Это не что иное. как Элементарное подстрекатель ство. Неужели вера требует такую страшную плату за во зможность пребывать в ней? Здесь уместно сослаться на состоявшийся еще в 1976 году отчет Г. К. Крючкова всесоюзному совещанию слу жителей Совета церквей. Он говорил: «Формы гонений .могут стать такими, когда и узников, не останется, а обсга- ноЕка будет создана такая, что трудно будет нести слу жение и тогда будет нужен Совет родственников узни ков, ...все равно он должен будет существовать». Получается так, как и сле довало предполагать:' узни ков не будет, а организация все равно нужна. Г. К. Крючков находится на нелегальном положении до сих пор, несмотря на из менения в его деле. Не могу без возмущения воспринять ситуацию, ‘ когда он, нахо дясь в «нелегалах», толкает молодых, еще по сути не на', ■чавших жить по-настоящему, «на крайнюю степень обще ственного бунта». Тем более сейчас, когда можно выра жать свою точку зрения от крыто, если, конечно, это не набор фактов двадцатилет. ней давности и не тщательно „замаскированная боязнь по-' терять власть. В истории церкви, баптиз ма было разное. Было и раз ное к ним отношение. Мы этого не скрьшаем. И готовы сейчас вести диалог на осно ве реального восприятия дей ствительности, с позиций и статуса гражданина своей страны. Не понять этого мо жет только тот, кто понять не хочет или уже не может..; ...Когда-то прозвучало Сло во. Сейчас время Дела. Не пора лн совместить эти два понятая? Совместить для то го, чтобы, живя в однощ го сударстве, иметь о бщ е е - право называться и быть ис тинным гражданином Союза Советских Социалистических Республик. В. ФЕТИСОВ. СОВЕТЫ ЖУРНАЛИСТАМ По ишщиативе объединен ного парткома цехов отдела главного механика НЛМК со стоялась встреча пропаганди стов, партийного н профсо юзного актлва, ведущих опе- циалистов ремонтной службы комбината е заместителем ре дактора газеты «Ленинское знамя» В. Савельевым. Со стоялся заинтересованный ра]аговор о ррли печати в про цессах переустройства обще ства, о деятельности коллек тива редакции газеты «Ле нинское знамя» по вьтолне- нию решений XIX Всесоюз ной партконференции, о не обходимости расширения и укрепления контактов редак ционного коллектива с тру довыми коллективамн. С критическими замеча ниями и пожеланиями в ад рес журналистов на встрече выступили начальник цеха по ремонту прокатного; оборудо вания А. Подлуцкий, предсе датель профкома этого цеха С. Му|Юакова, старший ' ин женер отдела главного ме ханика А. Чемериз, началь ник группы ОРМ П. Полозов, председатель йрофкома це хов ОГМ А. Громазин, заме ститель главного механика комбината В.. Карпов, стар ший мастер ремонтно - стро ительного цеха В. Татьянин, главный механшс НЛМК Предложения и замечания будут учтены в тематических планах редакции. в опустевших садах уж е во всю хозяйничает с^деный ве тер. Скоро закружит в ябло нях белая птица зимы. Садовод «...только теперь, когда весь сад завален снегом, вдруг всподшил, что забыл одно: полюбоваться им», — пи шет Карел Чапек в своей за мечательной, подвой мягкого юмора кш ге «Год . садовода». Долгими зимними вечерами у нас будет время поразмышлять о том, как помогает сад не только бюджету, разнообразно му питанию семьи, но' я ее. единению, если хотите — ду- . ховному возвышению. Редак ция будет рада, если в нашей почте, наряду с рассказами о вечных мытарствах садоводов, появятся письма и на эту, та кую важную тему. НАПОРОГЕ ЗИМЫ Поздняя осень. В предзимней дреме застыли сады. Но забот ливому хозяину не сидится на Не забудьте связать в пуч ки и пригнуть к земле мали ну. Этим вы предохраните ее от замерзания. Тем, кто промедлил с посад ками, придется повременить до весвы. Высажи;;ать молодые деревца уж е опасно. Прико пайте Их под углом тридцать градусов к почве с севервой стороны домика, сарая или вы сокой плотной изгороди. Са мое время заняться защитой штамбов стволов деревьев от псвреждевия мышами. Их мо жно обернуть толем, руберои дом старыми капроновы ми чулками. Неплохо защища ет также обвязка лапником хвойных деревьев. Перед обвязкой неплохо очис тить штамбы от мхов, лишай ников, мертвой коры, промыть раствором , медного купороса (200 граммов на ведро воды), за мазать раны садовым варом. Не мешает также побелить стволы. Иногда- опрыскивают крону из расчета пять стака нов хлористого калия на вед ро воды. Кто намерен заняться весной прививками, после первых мо розов может заготовить одно летние побеги семечковых в косточковых культур с хоро шо сформированными почками. Диаметр их должен быть не тоныпе карандаша. Черенки на до связать, обозначить сорт и хранить в подвале в опилках или песке срезами вниз, п^рн- Перед наступленвем устойчи-, вых морозов можно посеять морковь, петрушку, укроп, сельдерей, свеклу, редис, са лат.'Семена нельзя замачивать, и посадить их надо гл'уВже,. Многие, убирая ■урожай мор кови, оставляют часть корне плодов на грядке. После за- День за днем морозков срезают ботву и за сыпают на 15—20 сантиметров листьями или соАодюй, а свар ку назчЕжтают пленкой. Рав ней весной у них на столе бу дет свежая морковка. Под зиму сеют некоторые виды цветов. Например, аст ру, календулу, левкой, маки, космеи и некоторые другие. Посев обязательно надо при- к)рыть перепоем , смешанным с песком, и слоем листьев. Не позднее первой декады но^ ря начинайте укрывать теплолюбивее кустарники (ро зы, гортензию, рододендроды и др.) Ветви Их пригните к зем ле и пришпильте, основания ку стов надо окучить и засьшать листьями. Лозы клематисов сннм^ге с опор, сверните кольцами и уложите На землю. Основания кустов засыпьте торфом или опилками слоем не менее двад цати сантиметров. КАРАУЛ! ОБСЛУЖИВАЮТ... ч--Из .дае&имш,. шдо&ода' в любой компании ныне только и «А вы чем .айву удобряли?», «А что страш ней — колорадский жук или гниль?» ■Ура! Ура! Иаковец-то и я приобщился к пре красному братству л садами. Природа вокруг — залюбуешься. На участке — зелень.^Соседи заняты благодарным делом — обихаживают садовые домнки, «кол дуют» над деревьями. Теперь и я не буду чув ствовать себя «белой вороной». |1так, завожу два дневника. На обложке од ного шипу: «Сад». На обложке другого: «Дом». ги» нашей славной стройинду- Когда через двое суток шту- стрии. Заворачиваю за угол, катуры, ушли, я схватился за ОтрешеЩпям взором вижу мощ- голову. На полу стояли четы- ПО СЛЕДАМ СНЕЖНОГО ЧЕЛОВЕКА Июнь 1988 года. '4тобы под крепить свой ' нехитрый бюД' жет, решил взять ссуду на строительство в городском Сбербанке. Друзья подсунули репортаж, вырезанный из «Ле нинского знамени», в котором рассказывалось, как здорово государство помогает индиви дуальным застройщикам. Тем, кто строит жилой дом, выда ется ссуда — аж 20 тысяч с рассрочкой на десять лет. А кто хочет возвести не дом, а домик —* три тысячи. Вот и я, бодро оформив док-ументы, на правился на Первомайскую улицу в Липецке, предусмот рительно захватив «дипломат»: деньги-то куда прятать? Увы и ах! Сотрудники пос" мотрели на меня, как на снеж ного человека. —- Лимит кончился еще в мае. Заходите в будущем го- - Простите, зачем же • ные самосвалы. Водители рекуривают, изредка бросая косые взгляды на человече ский муравейник. Завидев ме ня. один цз шоферов броса- ' ет спасательный круг: — Куда раствор везти? — В Каниташцину. — Пара червонцев. За мень шую сумму никто не повезет. — Да, но как ж е взять раст- — Это уже Не ваша забо- Около ста рублей стала мне автомашина раствора, достав ленного прямо во двор. Доро говато, но... здоровье-то доро- ре пустые бутылки, а на сте нах красовались аляповатые узоры, на которые смотреть было тошно... СЕРВИС ЕЕРЕТ ЗА ГОРЛО Сентябрь 1988 года. Каких только чудес не услышишь, обшдясь с бладельцами садо вых домиков. Говорят, что в товариществе «Металлург» чле ны правления во главе с пред седателем ходят по домам, ин тересуются, какие у людей нужды. Предлагают различные удобрения, саженцы. А. у нас, в «Бытовике»... Ни председа теля, ни услуг. Крутись, как белка в колесе, доставай все из-под земли. Правда, изредка подъезжают' да вы даете объявления в мест- похождений, выпад,ающих Август 1988 года. Опускаю лихие водители, спрашивают; подробности того, как доста- — л „„ вал песок и цемент. Слишком большой том получился бы при описании всех мученических ной печати? — Не морочьте нам голову! Нас обязывают публиковать рекламу по оказанию услуг населению. Проходите, гражда нин, видите, сколько еще чу даков пришло за ссудой. Не мешайте работать!.. Ох-хо-хо! Как я мог забыть: ничто у нас не дается без борь бы. И объявления нужно чи тать между строк. Придется пойти с шапкой по друзьзш и знакомым... Июль 1988 года. Иду, пону рив голову, по заляпанному раствором бетонному узлу объединения «Липецкстройин- дустрия» и не знаю, что де лать. Опять попался на рек ламную удочку. «В широком выборе стройматериалы для дивидуалшого - - ^ долю застройщика. Опишу то лько самые яркие события. К таковым отношу штукатурку Прождав (Месяц мастеров из ремонтного управления горжил- управления, вынужден был об ратиться к меспшм ■умель цам. Точнее, они сами ко мне пришли. Мол, готовы быстро и качественно, относительно де шево сделать все на пять с *Навоз нужен? Доски нуж но, когда называют цены, у начинающего садовода голова начинает кружиться. Где же, черт их возьми, наши хва леные услуги населению? По- » чему печатное слово в вцде рекламных объявлений резке расходится с делом? Буквально на каждом шагу ждут застройщика садового до мика хитрые сюрпризы. Одна ко более приспособлё'нные и разворттливые люди не тра тят время на писание дневни ков и пустые сетования. Они и - гг плюсом. Два рубля квадратный ,Действуют. Круглые сутки метр. И качейво гар аХ руем . подходят автомашины „ различньк .типов, среди „ Пришлось согласиться. Осо- автобусы, груженные стройма- , бенно' подкупало т" териалами, й даже машины теров не нужно везти из горо- «скорой помощи». Идет лихб- Де- , „ . радочное движение туда-обрат- Дв, словно невзначай, но; худа — дары садов и ого- заметил главный штукатур, — -родов, оттуда — железо, пе- есть у нас еще одно условие, сок, горбыль, .черепица, опил- ЛЮДИ больные, поэтому ки. Идет товарообмен Автомашины «Трансагентства» .просцм, чтобы водка была. Мы по известному принципу; ты-^- доставят их по назначению “ ного не пьем. По маленькому мне_ д — тебе. А на объяв- стаканчику. Лечимся. И все. Иначе... — И он развел рука- быстро ; качественно!»., сюда того, кто' насочин'ял! Десятки людей — сбились в тесном вагончике доспетчера. Оказывается, вот уж е по нескольку суток ждут выписанный, загодя оплачен ный раствор. То растворный узел сломался, то песка нет, то 'автомашин «Трансагентство» выделило мало. Протисгшваюсь к стойке, рис- куя \не выбраться отсюда жи- — В чем дело? — спрашиваю диспетчера. — Почему не от пускаете раствор? — Еще один любознатель ный выискался! ;— огрызается девушка. Язык заболел от вечать! Машин нет! И вряд ли будут! В растерянности отправля юсь' домой, проклиная «услу- О, какое испытание уготови ла мне судьба на сей раз! Ока зывается, охотников подзарабо тать без выпивки дн ем , с ог нем не сыскать. 'У шабашни- ' ков весьма капризная муза: вдохновение посещает их ю - лько «под градусом». Делать нечего, раздобыл вод ку, закуску. Налива 10 масте рам по рюмке. Они выпивают и судорожными движениями, как в убыстренном кино, на чинают бросать раствор на стены и затирать. Однако с каждой минутой движения их становятся медленней и мед ленней. И пример’но через час — стоц-мащина! «Мастер»» выжидательно смотрят. — Хозяин, Горючее вьппло. Надо заправиться. Наливай! ления в газете давно уже ник то не смотрит, кроме, конеч но, молодых и наивных вла- ' дельцев садовых участков. Закрываю дневник. На дворе — октябрь, пора осенних по садок. Некогда больше писать. Говорят, что в Жердевском районе Тамбовской области меняют Саженцы на оцинко ванное железо, которое будп) бы продают в липецком мага зине «Сделай сам». По дороге можно будет приобрести у раз- ворютливых шоферов фанеру, за которую сосед по участку обещал провести в мое «бун гало» электропрюводку. Словом, спешу менять, доставать, ис кать. А обращаться к помощи сервиса, который берет заст- ройш.ика за горло, больше не Б. АЛЕКСЕЕВ. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz