Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

В дни моей мо лодости считано считать представителем шдь... Ч*. в фото­ объективе Неля по болтику разобрать серийный ш пропадшой трактор Т-140 на составляющие. ПОЛВЕНЯ В РЯБОЧЕМ СТРОЮ Н АШ Е ИНТЕРВЬЮ ЗАВОД ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ... В канун полувекового юбилея тракторного завода кор­ респондент многотиражной газеты «Кировец» М. Налнв- кнн встретился с генеральным директором производст­ венного объединения «ЛТЗ», заслуженным машиностро­ ителем РСФСР Н. Г. ЗАГОРСКИМ и попросил его рас­ сказать об истории становления коллектива, о ближай­ ших планах. — У коллектива нашего завода действительно славная трудовая история, — сказал Н. Г. Загорский. — Начина­ ли в довоенные тридцатые годы с небольшого литейно­ механического завода «Стан- кострой», а выросли в круп­ ное предприятие сельскохо­ зяйственного машинострое­ ния. Огромные трудности пере­ жил коллектив завода в во­ енное время, когда Липецк оказался прифронтовым го­ родом. В срочном порядке пришлось эвакуировать обо­ рудование в глубокий тыл, на Урал, а вместе с ним вы­ ехали и рабочие. Сотни за­ водчан ушли на фронт и храбро сражались с немецко- фашистскими захватчиками. В те суровые для нашей Родины дни партия и прави­ тельство, уверенные в окон­ чательной победе над врагом, нашли возможным создать в центре России Липецкий трак­ торный завод, продукция ко­ торого так необходима была для восстановления разру­ шенного войной сельского хозяйства. С марта 1943 го­ да началась новая веха в истории нашего коллектива. Строительство цехов трак­ торного производства и ре­ конструкция старых, монтаж оборудования велись в тя­ желейших условиях: не хва­ тало материалов, строитель­ ной техники, рабочих рук. Сотни юношей и девушек по комсомольским путевкам при­ бывали на завод' и осваива­ ли профессии. Полуголодные, они работали по двенадцать и более часов. Заслуженную славу в то время завоевали первые фронтовые комсо­ мольско-молодежные брига­ ды Василия Иванишева, ко­ торый и поныне работает на заводе и удостоен ордена Ле­ нина, Василия Долгова, Ни­ колая Леонова, Петра Анто- нщука и других. «Работать не только за себя, но и за товарища, сражающегося на фронте!» — таков был их девиз. Самоотверженный труд мо­ лодого коллектива позволил уже первого июня 1944 года собрать первый гусеничный трактор «Кировец-35» с бен­ зиновым двигателем. С этого дня, вслед за первенцем, на­ чался трудовой отсчет сотням, а затем и миллионам трак­ торов с маркой «ЛТЗ», внес­ ших заметный вклад в меха­ низацию сельскохозяйствен­ ного производства страны и обеспечивших заслуженную славу советской технике за рубежом. Конструкторы нашего за­ вода затем создали и освои­ ли в серийном производстве дизельный двигатель. В то время это было большой победой отечественного трак­ торостроения. И уже в 1947 году завод приступил к вы- . пуск* дизельного трактора КД-35 с двигателем собст­ венного производства. Затем, учитывая потребности сель­ ского хозяйства, заводские конструкторы разработали конструкцию пропашного трактора КДП-35, который стали выпускать с 1950 го­ да. Эта основная модель гу­ сеничного трактора, пользо­ вавшаяся большой популяр­ ностью у сельских механи­ заторов, сходила с конвейера модернизированной под мар­ кой Т-38 до 1973 года. ’ Одновременно с выпуском гусеничных машин работали над созданием универсально­ пропашного колесного трак­ тора Т-40 с двигателем воз­ душного охлаждения, Его производство началось в 1962 году. В ходе модерни­ зации Т-40 в 1973 году бы­ ли разработаны и освоены конструкции 50-сильных ма­ шин с передним ведущим мо­ стом. Для работы на горных склонах и в городском ком­ мунальном хозяйстве разра­ ботаны и выпускаются трак­ торы 'Низкоклиренсной и промышленной модифика­ ций. Эти марки машин схо­ дят с главного конвейера и в настоящее время. Липецкие тракторы зас­ лужили признание ц попу­ лярность во всех уголках на­ шей Родины, они работают во многих зарубежных стра­ нах и удостоены трех золо­ тых медалей международных выставок. О признании ли­ пецких тракторов говорят и такие факты. В канун юби­ лея завода наше предприя­ тие за активную и плодот­ ворную деятельность на ев­ ропейском рынке тракторов и сельхозмашин удостоено международного приза «За развитие экспорта в Европе». Наш коллектив также удос­ тоен международного ’при­ за «Золотой Меркурий». Отмечая полувековой юби­ лей предприятия, мы вправе сказать, что история нашего завода — интересная, увле­ кательная повесть трудового энтузиазма; творческого по­ иска коллектива, внесшего немалый вклад в развитие отечественного тракторост­ роения и имеющего свои славные традиции. Мы впра­ ве гордиться тем, что пер­ вый гусеничный трактор с ди­ зельным двигателем средней мощностью был создан на­ шими конструкторами. У нас впервые в стране были вне­ дрены биметаллические алю­ миниевые вкладыши, колен­ чатые валы без противове­ сов. Впервые в тракторостро­ ении для изготовления дета­ лей мы’ стали применять син­ тетические материалы. Наши конструкторы создали ди­ зельный двигатель с воз­ душным охлаждением для колесных тракторов, произ­ водство которых затем было освоено на Владимирском тракторном заводе. Многие наши новинки были приме­ нены на других родственных предприятиях. За последние годы внедре­ ны в производство комплекс автоматизированнЬй систе­ мы управления, автоматиче­ ские формовочные линии, участки станков с числовым программным управлением, механизированные склады. В цехах действуют станки-ав­ томаты и полуавтоматы. Рос завод, росли, набира­ ли опыта и люди. У нас вы­ росли замечательные кадры рабочих, инженеров, техни­ ков, служащих, способных решать большие и сложные задачи. Немало есть и та­ ких, которые стали учеными, кандидатами технических на­ ук. Самоотверженный труд многих тракторостроителей Родина отметила орденами и медалями. А слесарю-инстру­ ментальщику А. П. Боброву и слесарю - сборщику Г. В. Демедюку присвоено звание Героя Социалистического Труда. Мы гордимся, что на знамени коллектива нашего завода две высокие награды — орден Ленина и орден Георгия Димитрова. За вы­ сокие показатели во Всесо­ юзном социалистическом со­ ревновании завод награжден Ленинской юбилейной Почет­ ной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Со­ вета, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Решаются на заводе и со­ циальные вопросы. Рядом с предприятием вырос благоу­ строенный жилой район. Тракторостроители хозяйст­ венным способом построили трамвайную •линию, Дворец культуры, кинотеатр, боль­ ницу, десятки жилых домов. Завод имеет много детских садов, яслей, года три тому йазад построил одну из луч­ ших в городе среднюю школу. Создано и продолжает раз­ виваться подсобное хозяйст­ во, признанное недавно по­ бедителем Всесоюзного со­ циалистического соревнова­ ния. Сегодня главная задача— реконструкция предприятия и организация производства 150-сильного универсально­ пропашного трактора.’ Одно­ временно, уже в будущем го­ ду, нам предстоит перейти на выпуск серийных колесных тракторов с каркасной шу- мовиброизолированной ка­ биной, по условиям труда от­ вечающей современным тре­ бованиям. Вез преувеличения можно сказать, что Липецкий трак­ торный, а вместе с ним и станкоинструментальный за­ вод, механосборочное произ­ водство ныне переживают второе рождение. Завод прев­ ратился в огромную строите­ льную площадку. Чтобы пол­ нее представить себе мас­ штабы строительства, приве­ ду такие цифры: площадь второго прессово-сварочного корпуса составит около 70 тысяч квадратных метров. Тракторосборочный корпус с главным конвейером займет площадь около 112 тысяч квадратных метров. Соору­ жается много и других объ­ ектов. Что и говорить, па­ норама строительства впе­ чатляет, вызывает чувство гордости за будущее родно­ го предприятия. На основании принятых решений мы обязаны создать мощности для производства в 1989 году 10 тысяч, в 1990 году — 20 тысяч 150-силь­ ных универсально-пропаш­ ных тракторов. Задача эта нелегкая, но по силам мно­ готысячному коллективу тракторостроителей. На ее решение правительство выде­ лило 450 миллионов рублей. Много предстоит сделать и по строительству объектов социального и культурно- бытового назначения. Напри­ мер, в текущей пятилетке нам запланировано постро­ ить более 160 тысяч квад­ ратных метров жилья с уче­ том сноса. Заканчивается строительство объединенной поликлиники на 1600 посе­ щений. Ведется 4акже соору­ жение терапевтического кор­ пуса на 240 койко-мест, при­ стройки к действующему больничному корпусу. Наме­ чены строительство и рекон­ струкция других объектов соцкультбыта. Как видим, задачи перед нами стоят ответственные. И впереди у нас немало трудностей. Мы уверены, что сумеем достичь цели, впишем в историю завода новую яр­ кую страницу. Интервью вел М. НАЛИВКИН. К АКИМ в и д я т свей завод тракторостроители? На этот вопрос корреспонденту 3. Бессоновой отве­ чают слесарь-ремонтник завода гусеничных тяга­ чей, кавалер орденов Ленина и «Знак Почета» В. И. Ива- нищев, зуборезчик экспёриментального цеха Б. Д. Овсян­ ников н шлифовщица автоматного цеха Т. Карпова. среднего поколения тракто­ ростроителей, но по стажу,я уже ветеран — отдал заво­ ду 35 лет. Так что о заводе сужу не понаслышке. Когда в эксперименталь- лось как бы само собой ра­ зумеющимся, что хороший заработок придет со време­ нем, когда станет у тебя вы­ сокая квалификация. Вот и работали нынешние ветераны Василий Иванович ИВА- НИЩЕВ: — Я уже пенсионер. За­ воду отдал без малого 50 лет. Мне мой завод; его лю­ ди стали так же дообги, как и моя семья. И потому изме­ нения, происходящие в кол­ лективе, воспринимаю ост­ ро: хорошие — радуют, пло­ хие —- огорчают и* заставля­ ют задуматься. Мне, например, очень приятно, что в последние де­ сятилетия выросла общая и техническая грамотность ра­ ботников завода. Приходит парень из школы или учили­ ща и уже через два-три ме­ сяца осваивает дело, стре­ мится догнать в мастерстве ветеранов. Значит, чувствует уверенность в себе. Нам было гораздо труднее, умение при­ ходило к нам медленнее. И современные девчата тоже быстро осваиваются на про­ изводстве, начинают пода­ вать рацпредложения, да еще какие дельные! Однако огорчает меня, да и многих моих сверстников, что не так охотно нынеш­ ние тракторостроители участ­ вуют в общественной рабо­ те. Мы тоже были молоды, любили петь, плясать, играть в футбол, лапту, городки. И это свое умение показывали в кружках художественной самодеятельности, на спор­ тивных соревнованиях. К со­ жалению, сейчас и спорт, и самодеятельное творчество очень заорганизованы. Я бы сказал, что в наших начи­ наниях было больше души. Не могу не сказать о дис­ циплине. К сожалению, за последнее десятилетие она н [Е УСП ( Ш 1ЙВАТЬ * >с я ( 1А Д 0 С Т И М н ение ра бочих < ГН У Т О М ! э своем заводе сильно упала. Даже в нашем механосборочном производ­ стве, где всегда была очень высокая требовательность к людям и потому слыхом не слыхать было об опозданиях, прогулах или преждевремен­ ных уходах, за последнее время такие факты стали возможны. Уверен, что выражу общее мнение всех ветеранов-трак- торостроителей, если скажу: надо эффективнее прово­ дить работу по профориен­ тации старшеклассников, смелее привлекать выпуск­ ников профтехучилищ, уста­ навливать связи с армейской молодежью, но -зато закрыт^ на наш завод путь любителям легкой жизни. Много славных дел на счету коллектива липецких тракторостроителей было вчера, немало сегодня, но завтра их должно быть еще больше. Борис Дмитриевич ОВ­ СЯННИКОВ: — По возрасту меня мож- ном цехе начинается подго­ товка к выпуску новой мо­ дели липецкого трактора, это всегда волнующий и долго­ жданный момент. Знаю, что с такой же заинтересован­ ностью ждут обновления продукции и в других цехах предприятия, хотя всем это принесет новые трудности. Вот и сейчас, видя, как идет его реконструкция, расшире­ ние, все с нетерпением ждут начала серийного выпуска нынешнего трактора с моди­ фицированной кабиной. Все настойчивее мы поглядываем и туда, где будет сборочный корпус по выпуску новой пропашной машины. Сло­ вом, жива в коллективе доб­ рая традиция нё успокаи­ ваться на достигнутом, все время идти вперед. Годы несут за собой из­ менения не только в произ­ водстве, но и в самом завод­ ском коллективе. Например, очень заметной стала тяга людей к высоким заработ­ кам, причем достигнуть их многие, и особенно молодые, хотят как можно быстрее. десятилетиями на одном мес­ те, копя мастерство, с кото­ рым, действительно, прихо­ дил материальный достаток. Нынешние ребята ждать не хотят. Но одни избирают правильный путь — настой­ чиво учатся, дотошно вника­ ют в свое дело, берегут каждую рабочую минуту, а другие начинают в поисках хорошей' зарплаты метаться из одного цеха в другой* уходят даже с завода, а по­ том вновь возвращаются. Ле­ тунами их вроде бы назвать нельзя, но ясно, что еще не­ крепок в них жизненный стержень. Заметил я и еще одну осо­ бенность в жизни коллекти­ ва: как-то постепенно при­ терпелись мы к бракоделам, ’ нарушителям дисциплины, словом, к тем. кто не доро­ жит своей рабочей честью. Считаем их даже чуть ли не неизбежным злом. Но так быть не должно. Если отно­ ситься честно к своему делу, к рабочему коллективу, к се­ мье, тогда мы изживем и брак в работе, и опоздания, непонимание между родите­ лями й детьми. Я призываю тракторостроителей всех по- . колений и профессий жить ил работать по законам чести. Татьяна КАРПОВА: — Седьмой год я на за­ воде. Привыкла зДесь, полю­ била свою работу. Замет­ ные перемены к улучшему произошли в стране, косну­ лись они и нашего - завода. Что скрывать, в школьные годы мы много слышали, читали о рабочем классе, его высоком моральном облике. Но вот пришли на завод, и столкнулись с пьяницами, прогульщиками... Их, конеч­ но, немного, но__ впечатле­ ние неприятное. Основная масса наших старших това­ рищей — настоящие рабо­ чие люди, трудолюбивые, от­ зывчивые, дисциплиниро­ ванные. У них мы и стара­ емся учиться мастерству, умению по-настоящему забо­ титься об успехе коллек­ тива. Отрадно, что развернув­ шаяся в стране борьба про­ тив пьянства и алкоголизма, за укрепление дисциплины и порядка широко ведется на нашем заводе. В своем авто­ матном цехе мы уже давно обходимся без грубых нару­ шений дисциплины. И ,все же по-прежнему и в нашем, и в других цехах «больным» вопоосоМ остается высокая текучесть кадров, особенно молодых. Почему увольняются люди? Многие молодые заведут семью, а жить негде, очереди на жи­ лье на тракторном большие, вот и начинают искать, где можно быстрее получить квартиру. Тут есть над чем подумать. Хотелось бы, чтобы о мо­ лодых у нас проявлялось^ больше заботы не только в производственном плане, но и социально-бытовом. ЛИДЕРЫ Тракторостроители прове­ ли ряд смотров-конкурсов, по­ священных 50-летию завода. Среди них —■конкурсы на лучшее рационализаторское предложение по экономии ме­ талла, материалов и топливно- энергетических ресурсов, а также на лучшую постановку работы по оформлению заявок на изобретения. I В ходе смотров внедрено 767 новшеств. Они помогли снизить трудоемкость изделий более чем на 50 тысяч нормо-часов, сэкономить 187 тонн металла и 1,3 млн. киловатт-часов элект­ роэнергии. Лучших результа­ тов добились творческие кол­ лективы механосборочного производства, чугунолитейно­ го, кузнечного, цветнолитейно­ го, фасоннолитейного, терми­ ческого, модельного, теплоси­ лового и ремонтно-строитель­ ного цехов. Г. ТИТАЕВА. В 1943 году бои гремели совсем недалеко от Ли­ пецка. Мне воевать бы­ ло еще рано, и я поступил на тракторный завод. Учился и шоферить, щ слесарить, и да­ же на станках работать. Вре­ мя было такое, что нас не спрашивали,, хочешь ты вы­ полнять эту работу или нет. Делали все, что нужно в данный момент для производ­ ства. Но все чаще и чаще при­ ходилось мне сидеть за ба­ ранкой, возить людей на за­ вод — трамваи тогда не хо­ дили. Возил и грузы для пред­ приятия. И вот однажды (было это в июне 1944 года) вызывают ме­ ня в контору и говорят: — Коростелев, присмотре­ лись мы к тебе и твоей рабо­ те. Ездишь умело и осторож­ но. Поручаем тебе ответствен­ ное задание: на своей пяти­ тонке доставить в Москву на испытания наш липецкий трак­ тор. У меня даже мурашки по коже пробежали. Шутка ли, такое доверие мне, 18-летнему парню! Сборы в дорогу были осно­ вательными. В кузов моей ма­ шины поставили трактор, тща­ тельно его укрепили, погрузи­ ли пятилемешный п л у г , а при­ цеп автомобиля загрузили за­ пасом дизельного топлива. И рано-рано утром мы тронулись в дуть, т Москву, ПЕРВЫЕ «СМОТРИНЫ» Мы — это парторг ЦК КПСС на нашем заводе Таненбаум, главный конструктор завода Архангельский, один из заме­ стителей директора завода и я, водитель. Дороги оказались хуже не­ куда — все в рытвинах, во­ ронках от разрывов бомб, мин, снарядов. Больше 40—45 ки­ лометров в час нельзя было делать. А времени-то в обрез! Приходилось ехать не только днем, но и ночью, тогда скб- рость падала еще больше —■ светомаскировка (козырьки на фарах) создавала дополни­ тельные трудности. Спали не более 4 часов и вновь — в путь. При подъезде к Туле чуть было не попали под немецкую бомбежку — несколько фа­ шистских стервятников про­ рвались к городу и пытались его бомбить. Почти зсе они были сбиты нашими зенитчи­ ками, однако некоторые успе­ ли сбросить бомбы, и в Туле заполыхали пожары. В те дня Для въезда в Мос­ кву нужны были пропуска. В одном из городков Подмосковья тов. Архангельский позвонил в Москву, доложил о нашем прибытии, получил дальнейшие указания. Вскоре прибыла ма­ шина с провожатым для меня — в столицу я ехал впервые, и чтобы не тратил зря времени на поиски испытательного по­ лигона, мне и дали провожато­ го. Мы пытались скрыть волне­ ние друг от друга, когда чле­ ны правительственной комис­ сии прибыли для того, чтобы проверить работу липецкого трактора. По виденным ранее портретам я узнал Алексея Николаевича Косыгина, Анд­ рея Андреевича Андреева. Бы­ ли с ними и другие товарищи. Все они тепло поздоровались с нами и приступили к делу: внимательно ознакомились с внешним видом трактора, его устройством. Пояснения да­ вал Архангельский. Ему зада­ ли много вопросов. Потом трак­ торист пропахал на нашем тракторе пять борозд. Члены правительственной комиссии проверили глубину вспашки, определили скорость работы, поинтересовались расходом горючего. Я был тут, недалеко, все ви­ дел и слышал и всей душой, как и мои старшие товарищи, переживал за судьбу нашего трактора. Задав еще несколько воп­ росов главному конструктору, затем трактористу-испьгтате- лю, А. Н. Косыгин от имени всех сказал: — Что ж, липчане, стройте и дальше ваши тракторы! Правительственная комиссия дала «добро» нашему первен­ цу. Всем, кто прибыл с наше­ го завода в Москву, в том чи­ сле и мне, была объявлена благодарность министра сель­ ского хозяйства. Наш первый трактор оста­ вили в Москве. А мы верну­ лись в Липецк. Завод как бы замер в ожидании вестей от нас. Мы привезли радостные известия: липецкий трактор получил путевку в жизнь! ...С тех славных и незабы­ ваемых времен прошло более сорока лет. Я навсегда срод­ нился душой с Липецким трак­ торным заводом. Сейчас я уже на пенсии, но дела, успехи и проблемы тракторостроителей мне по-прежнему близки и дороги. И я желаю, чтобы кол­ лектив ПО «ЛТЗ» и во второй половине столетия своего су­ ществования радовал страну и народ такими же достижения­ ми. какими он прославил себя с самых первых дней. Ф. КОРОСТЕЛЕВ, ветеран труда. кий пропадшой трактор получится около четырех тысяч деталей! Что-то объединение получает по кооперации, но большая часть их производится, изготавливается на самом предприятии. Трактора выпускаются тысячами, деталей же надо сотая тысяч, миллионы. И все должны быть строго выдержаны по ГОСТам, отличаться высоким качеством. Профессия станочника в объединении — одна из самых распространенных и почетных. Здесь грудится немало мастеров своего дела, которых называют «ловцами микронов». На снимках: фрезеровщик экспериментального цеха В. Андреев (снимок слева); идет сборка но­ вой кабины повышенной комфортности серийного грактора; расточника Р. Карабелыцикова (справа внизу). Фото А. ЩУРОВА. П ОСЛЕ выхода в свет по­ становления Совета Ми­ нистров СССР о совер­ шенствовании управления внешнеэкономическими связя­ ми десятки промышленных предприятий страны получили самостоятельный выход на внешний рынок. В их числе— производственное объедине­ ние «Липецкий тракторный за­ вод имени XXIII съезда КПСС». Этому крупному событию, про­ исшедшему в год юбилея пред­ приятия, был посвящен День «ЛТЗ», проведенный в Москве в Центре международной тор­ говли и научно-технических связей с зарубежными страна­ ми. ...Световые табло на русском и английском языках извеща­ ли приглашенных в Центр го­ стей о возможностях широко­ го ознакомления с экспортной продукцией липецких тракто­ ростроителей. Среди них были представители двенадцати крупных торговых фирм, дип­ ломатические и торговые со­ ветники, а также зарубежные журналисты. На открытой площадке воз­ ле монумента «Меркурия» для всеобщего обозрения была вы­ ставлена продукция произ­ водственного объединения: тракторы новой серии с кар­ касной кабиной, «Супер» без кабины, а также 150-сильный энергонасыщенный трактор Т-142А «Русь», который гото­ вится к серийному производст­ ву. В зале конгресс-центра про­ шла пресс-конференция для советских и иностранных жур­ налистов, в которой принял участие генеральный директор ПО «ЛТЗ» Н. Г. Загорский, главный конструктор пред­ приятия В. В. Раевский, заме­ ститель министра сельскохо­ зяйственного и тракторного ма­ шиностроения В. М. Шабанов, коммерческий директор фирмы «Матреко» по продаже совет­ ских тракторов в Швеции X. Перссон и другие. Заместитель министра сель­ скохозяйственного и трактор­ ного машиностроения СССР В. М. Шабанов сообщил при­ сутствующим на пресс-конфе­ ренции, что получены хорошие известия из Франции, где проводятся испытания липец- ФИРМА С МАРКОЙ «ЛТЗ» кого трактора с каркасной ка­ биной. Подобная модель ма­ шины по всем параметрам устраивает французских фер­ меров. На пресс-конференции пред­ ставителям заводской делегации был вручен международный приз «За развитие экспорта в Европе» и символический ключ внешнеторговой фирме «ЛТЗ», которая вступила в права са­ мостоятельной административ­ ной единицы. Для нее разра­ ботан собственный торговый знак. В течение Дня «ЛТЗ» прошли деловые встречи и переговоры с представителями многих ино­ странных фирм, что позволи­ ло выявить их заинтересован­ ность в нашей' экспортной про­ дукции, развитии более тесных деловых отношений в будущем. К примеру, представитель вне­ шнеторгового общества КНДР проявил большой интерес к трактору Т-4050, так же, как и торговый советник посольст­ ва КНР в Москве. Энергонасыщенный пропаш­ ной трактор Т-142А «Русь» — будущая продукция завода — вызвал большой интерес у представителей Германской Демократической Республики. Сотрудник торгпредства ГДР сообщил, что машина подобно­ го класса создается в его стра­ не и выразил готовность к со­ вместному сотрудничеству по дальнейшему совершенствова­ нию конструкции трактора. Зарубежные гости интере­ совались также ходом перест­ ройки нашего народного хозяй­ ства, связывая это с перспек­ тивой расширения экспортно­ импортных связей. Бесспорно, что День «ЛТЗ», представление фирмы прошли ца высоком уровне и достиг­ ли цели. Мы сознаем, что фир­ ме предстоит непростой диа­ лог с нашими зарубежными партнерами, но сейчас ясно, что «лед тронулся». Наши во­ зможности для расширения эк­ спортных связей будут расти год от года. Порукой тому— коренная реконструкция про­ изводственного объединения. В. АНТОНОВ, , директор ( внешнеторговой фйрмы ПО «ЛТЗ». «ДИАГНОЗ» СТАВИТ МАЛЬЦЕВ В цехе сборки трансмиссий производственного объедине­ ния «ЛТЗ» параллельно конвей­ ерной ленте ровно выстроились обкаточные стенды. Круглые сутки шумят на них только что собранные трансмиссии. умы разные, по их характе­ ру опытные слесари-испыта­ тели и определяют качество сборки одного из ведущих уз­ лов трактора. Скажем, возник необычный звук работающих шестерен, скрежет шлицевых валов — насторожись: это сигнал неблагополучия. Тут же останавливают стенд, ищут причины ненормальных шу­ мов... Эту важную и тонкую ра­ боту слесаря-дефектчика вот уже много лет выполняет Александр Сергеевич Маль­ цев. Без приборов, как хоро­ ший музыкант, улавливает он «фальшивую ноту», мастерски устраняет неполадки. Сказыва-, ютея и большой опыт, и инту­ иция. И в этот раз Мальцев с ут­ ра был приглашен на участок тракторосборочного цеха, гд? в почти готовой к отгрузке ма­ шине обнаружился неестест­ венный шум трансмиссии. Пришел, внимательно осмотрел трактор, завел двигатель, плав­ но проехал по цеху. Манипу­ лируя оборотами двигателя, увеличивая нагрузки на узлы, Мальцев заставил трансмис­ сию «проявить себя» сильным шумом и треском. Диагноз не составил затруднений: «ша­ лит» ведущая шестёрня. И когда Александр Сергее­ вич подобрался к узлу, снял крышку, то убедился: прогноз верный. Большой опыт под­ сказал ему способ регулиров­ ки, и вскоре трактор смело можно было отправлять пот­ ребителю... О том, что Мальцев —• луч­ ший «лекарь» трансмиссий, я слышал давно, когда ему вру­ чали алую ленту «Почетного тракторостроителя». Но кто придет ему на смену? Ведь возраст берет свое — в буду­ щем году ему придет пора ухо­ дить на заслуженный отдых. Задаю Александру Сергеевичу деликатный вопрос о том, ко­ му он думает оставить . свое рабочее место. Мой собесед­ ник, улыбнувшись, ответил: - — Пусть руководство цеха не волнуется насчет смены, она есть. Хорошо, со знанием де­ ла испытывают у нас транс­ миссии и »устраняют дефекты Александр Иванович Скворцов, Василий Тихонович Плотников — им любой сложности рабо­ та по плечу... С чувством исполненного долга встречает Александр Сергеевич полувековой юби­ лей родного завода, с которым навсегда связал свою судьбу. Да и не только свою. Жена Варвара Михайловна на заво­ де работала с 1949 года, сей­ час на заслуженном отдыхе. Дочь Надежда трудится в от* деле главного конструктора, зять Анатолий Курдюков -— слесарь на станкостроительном заводе. Надежная дистанция — говорят о них на заводе. И это верно... Н. ИВАНОВ. Материалы этой стра­ ницы подготовлены коллективным коррес­ пондентом «ИЗ» — р е ­ дакцией многотираж ­ ной газеты «Кировец».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz