Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

г 2 9 я н в а р я 1 9 8 7 г ., № 2 4 ( 1 7 7 2 1 ) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 «Л З » для молодежи О тклики , мнения, суждения П РОЧИТАВ статью «Кого зап и сать в актив?» ди алог корресп он ден та газеты «Л енинское знам я» с п ер вы м сек р етар ем Л ипецкого горком а ВЛКСМ С. Ч аукины м н а т ем у «К ом сомол и досуг», я рразу ж е реш и л написать в р едакц ию . М ногое и з того, о ч ем и д ет в статье речь, мне к а к старш ем у м етоди сту -обла­ стного научн о-м етодич еского ц ен тр а ку л ьтп р о светр аб о ты и народного тво р ч ества зн аком о. О рган и зац и ей свободного вре- * м ен и м о л о д еж и в городе мне п ри х о д и тся зан и м аться и са­ м ом у — р у к о в о ж у творч ески м объ ед и н ен и ем д и ск о тек «Улыб­ ка». Ч асто п ри ход и тся б ы вать в го р ко м е ком сом ола, хорош о зн ак о м ы мы и с С ергеем Ч ау ­ кины м , ценю его дел о вы е к а ­ чества. Н о с к а ж у откровенно; со многим, о чем говорил п ер ­ вы й сек р етар ь горком а ВЛКСМ и что к ас а ет ся улучш ен и я до­ суга м олод еж и , м не хотел о сь б ы посп ори ть. Вернее, не со­ гласи ться с некоторы м и его о ц ен к ам и этой п р о б л е с к Ч то я им ею в виду? П о с та ­ р аю сь о бъ ясн и ть. Г орком ВЛКСМ дей стви тельн о более п р ед м етн о стал зан и м аться о р ­ ган и зац и ей свободного врем ени м олод еж и , и кое-ч то ем у у д а ­ л о сь сделать. О днако, считаю , у р о в ен ь работы — вчераш ний . Н ач н у п о п о р яд ку . Д а, го­ р о д ск о й совет ди скотек создан, одн о вр ем я акти вн о работал, но сегодня его деятел ьн о сть стала ф орм альной . Заседан и я п р о х о д я т неинтересно, и п о это ­ м у у ж е давн о п ер естал и бы ­ вать на ни х м ногие р у к о в о д и - ~Т т сл и д и ск о тек города. С овет и сч ер п ал свои творч ески е в о з­ м ож н ости , тр еб ую тся новы е свеж и е идей, к ак о е-то обн ов­ лен ие, а его нет... Категоричное мнение УР 6 КН И Й НМР Ов Н «Как станов я т с я взрослыми» — «ЛЗ», 27 декабря 1986 г. Заслуженный учитель школы РСФСР В. И. Плот­ ников затронул в своей ста­ тье исключительно важную, можно сказать, государст­ венного значения проблему — о трудовом воспитании молодежи. Решать ее, как правильно, на мой взгляд, предлагает автор, нужно с перестройки работы первич­ ных комсомольских органи­ заций, райкомов ВЛКСМ. Доколе им «ходить» в джин­ совых штанишках и пробав­ л я т ь с я устройством диско­ течных развлекательств? По­ ра по-настоящему, засучив рукава руководить трудо­ вым воспитанием подрост­ ков. Да и не только трудо­ вым. Пока же. за редким ис­ ключением. наши комсомоль­ ские лидеры не знают ре­ альной жизни, не занимают­ ся будничной, черновой ра­ ботой. их бумажная актив­ ность не подкрепляется кон­ кретным делом, Взять хотя бы школы. Бывают ли там работники райкомов ВЛКСМ? Знают ли о процессах, про­ исходящих в среде учащих­ ся. об их интересах, увлече­ ниях наконец, о неформаль­ ных объединениях школьни­ ков'’ Объединения, равно как и интересы, разные ведь... Я живу рядом с 55-й шко­ лой. И ре раз наблюдал, как собираются здесь вечерами учащиеся, завешивают окна и « г у д я т » на самодеятельных дискотеках. В к у с ы - т о какие! Музыка, низкопробная, ни уму. ни душе Воспитывает ли она патриотизм, трудолю­ бие? Сомневаюсь... Зато све­ товых эффектов для «бал­ деющих» здесь в избытке. Под крики и визги и прохо­ дят подобные дискотеки. И наряду с этим такая деталь. Какое-то время на­ зад детишки младших клас­ сов собрали металлолом. Хо­ дили по дворам, искали же­ лезки. стаскивали их в школьный двор. Так он. этот металлолом, теперь здесь и валяется. Под снегом. Неко­ му его было п о г р у з и т ь в ма­ шины и отправить куда по­ ложено. Это ли не укор ком­ сомольцам. преподавателям. Советскому райкому ВЛКСМ? Это ли не анти­ урок трудолюбия? Может, > глядя на то. как относятся к результатам их труда, уча­ щиеся и растут такими рас­ точительными? Не раз заме­ чал. как они выбрасы'вают в о д в о р школы старые учеб­ ники, стенгазеты, тетради. На уроках в школе навер­ няка в целях воспитания го­ ворят о долге, обязательнос­ ти. ответственности, трудо­ любии. Но воспитывают щэежде всего не слова, а де­ ла. Вернее, их единство. А об этом комсомольские орга­ низации школ заботятся да­ леко не всегда А ВАСИЛЬЕВ, старший и н с т р ^ ’г^о п о л и т о т д е л а УВД. Т о ж е сам ое п рои сходи т с к о н курсом п олитической и во- енно.-патриотической песни «К расная гвоздика». Ещ е н е­ сколько л ет н а за д это бы л один из сам ы х автори тетны х см отров в городе, вы зы вавш и й ж и во й ин тер ес м олодеж и . А сейчас он п роход и т п р и п олу­ пусты х зал ах . П очем у? О твет воплощ ени е. П очем у? П отом у что п од готовкой п р азд н и ка з а ­ н и м ается очень узки й к р у г а к ­ тивистов. Н ет и хорош ей т ех ­ ни ческой базы , соврем енной ап п аратуры . К ак п рави льн о отм ечается в статье, ком сом ольские органи­ зации п о к а им ею т слабы е свя­ зи с у ч р еж д ен и ям и к ультуры вом — неф орм альны й, по сути, клуб д о л ж ен у клад ы ваться в «прокрустово ло ж е» н а п р я ж ен ­ ного распи сания работы Д вор­ ца. Всегда ли это удобно? К онечно, хорош о, что у нас в городе есть м олод еж н ое к а ­ ф е «К аскад». Н о надо со зд а­ вать в Л и пецке и другие м оло­ д еж н ы е к аф е п од эгидой гор- М О Л О Д Е Ж Н Ы Й Ц Е Н Т Р Н У Ж Е Н ! «Кого записать в актив!» — «ЛЗ», 27 декабря 1986 г . ----- тот ж е : устар ел а ф о р м а к о н ­ курса, вклю чаю щ ая в себя Т олько см отр вокальн о-и н ст­ р ум ен тальны х ансам блей. И п есен н ы й р е п ер ту ар и х н ебо­ гат, не очень р азн о о б р азен . Е сть возм о ж н о сть обновить этот к о н курс. П очем у бы, н ап р и ­ м ер, не вклю чить в него п о л и ­ ти ческую песню в стиле рок? Значени е р о к -м у зы к и в борьбе за мир общ еи звестн о, ее л у ч ­ ш ие образцы м огут отлично с лу ж и ть п атри оти ческом у в о с ­ питанию м олодеж и . Есть и' другие средства обн овления, но не только об этЬм сейч ас речь. ; Д ело в том, что м ногие м ас­ совы е м ероп риятия, связан ны е с досугом м олод еж и , надо п о д ­ ни м ать на новы й кач ествен н ы й уровен ь. Г орком ВЛКСМ , скаж ем , еж его д н о стар ается проводи ть Д ень м о л о д еж и к а к больш ой п раздн и к. Н о всяки й р аз хоро­ ш ая за д у м к а н аходи т слабое города. О д нако н еред ко бы вает и так, что ин ициати ва м олоде­ ж и к ультраб отн и кам и оцени­ в ается своеобразно. К ак-то С о­ ветски й рай ком ВЛКСМ об ра­ тился во Д ворец к ультуры проф сою зов с .п р ед л о ж ен и ем орган и зовать м олод еж н ы й клуб «Диалог». Р ебятам отдали ком ­ нату, ко то р ая бы ла в полном развале. К ом сом ольцы о тр е­ м онтировали ’ее. Н о после того, к ак п о р яд о к бы л наведен, р у ­ ководство Д ворца посчитало, что о тд авать ком н ату в по сто ­ янн ое п ользован и е м олод еж н о­ м у к л у б у — слиш ком больш ая роскош ь. В итоге клуб и м еет право соби раться лиш ь три р а ­ за в неделю . Э то вр ем я п о л ­ ностью исп ользуется, райком ВЛКСМ п ровел у ж е нем ало и н тересны х вечеров, и не толь­ ко д л я ком сом ольски х акти ­ вистов м икрорай он а, а и для старш еклассн и ков, м олоды х рабочи х. О д н ако стоит зад у ­ м аться н ад этим обстоятельст- ком а ВЛКСМ . О б э т о м .в е р н о говори тся в статье. О д нако п о ­ ра у ж е не о б су ж д ать эти воп­ росы , а действовать. И все-таки в чем я в и ж у главную при чин у того, что п р о ­ блем а досуга м олодеж и о ста­ ется нереш енной? Н ет п ока единой четкой системы в этой работе. Н ет единого к оорди ­ национного и м етоди ческого органа, которы й бы пом ог о б ­ новить ф орм ы досуга, пом ог к ач ествен н о повысить. его и д ей н о-худож ествен ны й и к у л ь­ ту р н ы й уровень. С ловом , Л и п ец к у н у ж ен м о ­ л о д еж н ы й культурны й центр, где м огли бы п олучить п ро п и с­ к у н еф орм альны е лю би тель­ ские объ ед и н ен и я общ егород­ ского м асш таба, техни ческие м астерские, ко н ц ер тн о -тан ц е­ вальны й ди скуссион ны й к о м п ­ лекс. В нем бы ла бы сосредо­ точена х орош ая м узы кально- тех н и ч еск ая база, п озволяю щ ая круглогодично п роводи ть об­ щ егородски е тем ати ч ески е ве­ чера. К ом плекс, конечно, дол­ ж е н дей ствовать н а основе с а ­ м оокупаем ости, хозрасч ета, что позволи т со д ер ж ать квал и ф и ­ ц и рованны х специалистов. О вы делении такого п ом ещ е­ ния, спец иально п р ед н азн ач ен ­ ного для органи зац ии досуга м олодеж и , у ж е давно идет речь. О б ком ВЛКСМ х о д атай ­ ствует о п ер ед ач е п о д м оло­ д еж н ы й центр п авильона «С тро­ ительство» в п ар к е им ени В. С короходова. Э то бы л бы п р екрасны й вари ан т о рган и за­ ции м олодеж н ого центра, к о ­ торы й мог бы действовать круглогодично, о б ъ ед и н яя все м олодеж н ы е клубы города, н а ­ п р авл яя и к он троли руя и х ■р а ­ боту. Н ем ал о важ н о и то, что он находи лся бы в ц ен тре го­ рода. М олод еж ны е ц ентры по д о­ сугу только начи наю т свою д еятельн ость в стране, но п ер ­ вы й опы т п о казы вает, что дело это п олезн ое и п ерсп екти вн ое. с . СОКОЛОВ, старш ий м етодист ОНМ Ц и ку л ьтп р о свет­ работы . ОТ РЕДАКЦИИ : Вопрос п од­ н ят С. С околовы м п р а ­ вильно. Б езусловно, го р аз­ до ш ире ком сом ол города до л ­ ж е н и спользовать д ля о рган и ­ зации досуга м о л о д еж и у ж е им ею щ ую ся б азу — дворцы и дом а культуры , залы учебн ы х заведени й, к аф е и т. д. Но вм есте с тем н у ж ен и ко о р д и ­ национно-м етодический центр по досугу м олодеж и , которы й мог бы раб отать на основе хо зр асч ета. Ч то дум аю т по этом у п оводу в горисполком е? Е сть ли в озм ож н ости р еал и зо ­ вать п р ед л о ж ен и е обком а ВЛКСМ? О Т Р А ЗГ 0 В 0 Р 0 В - К Д Е Л У —« Пусть сами создают себя» — «ЛЗ », 25 но ября 1986 г. С ПО РТ — это восп и тан и е личности. И м енно т ак м о ж н о сф орм ули ровать главн ую мы сль, вы сказан н ую вед ущ и ­ м и сп ортсм ен ам и области на п р и ем е в обком е ВЛКСМ . В заи н тер есо ван н о й и откровен н ой беседе, в которой у ч аст­ вовали т а к ж е с ек р е та р ь обком а КП СС Р. Е. Злобина, п ервы й с ек р е та р ь Л ипецкого го р ко м а КП СС В. Н . М арков, зам ести ­ тель п р ед сед ател я облисполком а В. Е. М ельников, п р ед сед а­ тель гори сп олком а В. И . Бородин, ответствен н ы е работн ики обком а ком сом ола, облсовпроф а, облспортком и тета, тренеры , бы ли п о д н яты м ногие в аж н ы е проб лем ы спорти вной и ф и з­ к у л ьту р н о й работы . А . ЛИТВИНОВ, м астер сп о р ­ та м еж д у н ар о д н о го к л асса по легкой атлети ке: Ч ем сегодня у влекаю тся 15— 17-летнке и их д р у зья чуть м о­ л о ж е и старш е? Д иско, хэви- метФл, б рей к-дан с — вот т е ­ мы, кото р ы е чащ е всего п од­ ним аю т ц ен тральны е м о л о д еж ­ ны е и здан и я и о « е м спорит «лестница» телеви зи он н ого «Д венадцатого этаж а» . Н ичего бы не им ел против, если бы это увлеч ен ие сущ ествовало н ар яд у с другим и. Н о в том - то и дело, что у нас ди скоте­ ки, тан ц залы и п лощ ад ки го­ р азд о п о п у ляр н ее дворцов спорта, в том числе и сам ого соверш енн ого и з ни х— л егк о ат­ лети ч еского м ан еж а. У никаль­ ный, один и з л учш и х в Евро­ п е — к ак и х только эп итетов мы не п ри дум ы вали. А толку от м ан еж а? П обы вала, н ап ри ­ м ер, ком ан да легкоатлетов об ­ л асти на сор евн о ван и ях в Р я­ зани. А л учш е бы н е ' ездила. Р езультаты о к азал и сь о ткр о ­ вен но слабы м и. Д а и не р а с ­ считы вали на больш ее. П росто непонятно, како й смы сл бы л собирать лю дей, ф ор м и р о вать ком анду, в конце концов, тр ати ть госуд арствен ­ ны е деньги, Т р ен и роваться вед ь надо дом а, теМ более, что у слови я для этого у нас л у ч ­ ш е, чем в Рязани. И этот «прокол», к со ж а л е ­ нию , не единственны й . П оп у­ ляр н о сть легкой атл ети ки в п о сл ед н ее врем я п ад ает. Н ел ь­ зя сказать, чтобы этого не за ­ м еч али руково д и тел и наш ей ф ед ерац и и . Ну, а к ак о ва их реакц и я? П роблем а о б с у ж д ае т ­ ся келейно, исклю чительно на адм ини стративном уровне, д а ­ ж е ведущ им сп ортсм ен ам на т ак и х засед ан и ях нет м еста. Б удто боятся . н азв ать вещ и своим и им енам и, усп окаи вая себя дуты м и ц и ф рам и «охва­ ченны х» и «привлеченны х». Д а, л егк ая атл ети к а д о л ж н а бы ть м ассовой, и я, б езуслов­ но, за органи зац ию м ассовы х групп здоровья. Н о хотелось, чтобы в Л и п ец ке р азв и в ал ся и больш ой спорт. В озм ож ности д л я этого у нас отличны е, их н у ж н о и спользовать. Н е до­ вольствоваться тем , что и м еем СПОРТ и л и ч н о с т ь сегодня, а восп и ты вать своих Б орзовы х, настойч ивее и скать их в ш колах, пом огать р еб я­ там зан и м аться спортом . И п у сть лиш ь единицы из них добью тся п о-н асто ящ ем у вы со­ к и х резу л ьтато в, наш а све р х ­ зад ача в д ругом — восп итани е личности не только в спорте, но и в ж изни . Б. СО ЛОМ АХА , м астер сп ор­ та ССС Р по акад ем и ч еской гребле: В оспитать ч еловека, лич­ ность... Все верн о. Э то глав­ н ая ц ель не то льк о спорта, но и ш колы . Вот только согласо­ ван н ости в дей стви ях часто нет. П о -п р еж н ем у с больш им трудом н аби раем р еб я т в на­ ш и секции, и не потом у, что ищ ем п отен ц и альны х олим пи й­ ски х чем пионов, п росто нет ж ел аю щ и х сер ьезн о зан и м ать­ ся спортом , и в частности греблей. И это н есм отря на то, что Л ипецк стал п р и зн ан ­ ны м центром академ ич еской гребли. П арад окс? Н ет. Д ело в том , что ти тулы л и п ец ки х спорт­ см енов, им ена тр ен ер о в и зв е ­ стны лиш ь спец иали стам , го­ р о ж ан е ж е , в том числе ш кольники, часто не им ею т д а ж е и н ф орм ац ии о к р уп ны х соревнованиях, п роводи м ы х у нас. Вот и п олуч ается, что с о ­ р евн ован и я о р ган и зу к й тя лиш ь д л я соревн ую щ и хся. А это не­ норм ально. М . РОДИОНОВ , ди р екто р С тан овлян ской д етско -ю н ош е­ ской спорти вной ш колы , п об е­ дитель, брон зовы й п р и зер чем ­ пи оната СССР по гиревом у спорту: В п ослед н ее в р ем я м ы м ного говорим о подготовленности, ф и зи ч еско й за к ал к е п р и зы вн и ­ ков в арм ию . С етуем ; вот, де­ скать, м о л о д еж ь пош ла, в н е ­ к о то р ы е род а войск и п о р еко ­ м ен довать некого. М ногие не в состоянии и р а за на т у р н и ­ к е п од тян уться, п р о б еж ат ь на вр ем я стом етровку. А чем у уди вляться? С ам и ж е ф о р м и ­ р у ем так о е н ео б язател ьн о е о т ­ нош ен ие к зан яти ям ф и зк у ль­ турой. П редставьте, что ш ко л ь­ н и к не сдал эк зам ен а п о ф и ­ зи к е или л и тер ату р е. И р о д и ­ тели, и п едагоги нем ед ленн о бью т тревогу. Н у, а не спра­ вился он с норм ам и к о м п л ек ­ са ГТО — эка важ ность! Т ак что восп иты вать, а точ­ нее, п ер ево сп и ты вать надо и роди телей, и учи телей ф и з­ ку л ьту р ы . П оследних особенно. М ногие из них и сам и тер яю т ф о р м у и, пон ятно, не м огут бы ть п ри м ером для своих вос­ питанников. Н едавно, кстати, позн аком и лся с таки м и р е б я ­ там и. З ан яти я в ш коле давны м - давно запусти ли , к нам в с е к ­ цию заглян ули из лю боп ы тст­ ва. Х отите поп робовать?— сп ра­ ш иваю . Реш ились. И за ними, дум аю , п р и д у т и другие р е б я ­ т а из чи сла т ак н азы ваем ы х трудны х. Н а это м ы и д о л ж н ы о р и ен ­ ти р о вать ш кольников. К он еч­ но, сегодня н у ж н ы не п р и зы ­ вы . И х и т ак бы ло слиш ком м ного. Н у ж н ы соревнования, сп артаки ад ы доп ри зы вн ой м о­ л о д е ж и на уро вн е хозяй ств, районов. И н ач е д л я чего мы так ш и роко р екл ам и р у ем со з­ даваем ы е сейч ас ку л ьту р н о ­ спорти вны е ком плексы ! Записал В. СТРАХОВ. У бригадира механи ческо­ го цеха Липецкого станко­ строительного завода А. А. Хрипункова авторитет насто­ яще го мастера своего дела. У него есть чему поучиться молодым станочникам. Алек­ сандр Александрови ч возгла­ вляет совет бригадиров заво­ да. Его пример для молодых особенно важен . Н А СНИМКЕ: наставник молодежи А. А. Хрипунков (крайний справа) с молоды­ ми станочниками. Фото А. ЩУРОВА . В статье С. А. Шмакова речь идет о том, что нас сейчас особенно "волнует. Да и не только нас. К решению проблем самоуправления, су­ дя но газетам, вплотную подступили многие вузы. Правда, пишут об этом край­ не мало. Надеялись почерп­ нуть для себя -полезное и из статьи .С. А. Шмакова: кому как не будущим педагогам задавать той в творческом поиске новых Форм студен­ ческого' самоуправления? Но, как свидетельствует публи­ кация, оно у них с трудом пробивает дорогу. Выходит, нечему нам поучиться V зем­ ляков. Досадно. Причем, вдвойне досадно, как поду­ маешь. цто нынешние стар­ шекурсники ЛГГШ завтра в школы придут: как же смо­ гут они прививать своим питомцам навыки самостоя­ тельности. если сами ими не овладеют? Тяжело работать со сту­ дентами. которых школа не научила быть хозяевами' ни собственной судьбы, ни того коллектива* членами которо­ го они стали. К тому. же школярский подход к воспи­ танию как-то незаметно про­ писался и в вузах: и здесь одни «учат», а другие «учатся». Студент за послед­ ние годы даже лишился, пра­ ва выбирать, решать — хо­ тя бы в пределах своей группы. Старост, в сущнос­ ти, назначают деканаты. Де­ лается это, разумеется, из самых лучших побуждений: выбирают тех, кто постарше, прошел воинскую службу и умеет последить за поряд­ ком, дисциплиной. Но часто их интересы просто не схо­ дятся с интересами товари­ щей. и старосты превраща­ ются в формальных лидеров. Нужно вернуть группе и право выбирать своих,истин­ ных лидеров, и право всем коллективом контролировать дисциплину, и право решать судьбу товарищей, пере­ воспитывая лентяев, хрони­ ческих «троечников»... Спра­ ведливо заметил С. А. Шма­ ков: учебная группа — про­ образ будущего трудового коллектива, жизнь которого сейчас повсеместно пере­ страивается на основе демо­ кратических принципов уп­ равления. Необходимость самоуп­ равления в вузах давно на­ зрела. В нашем институте на каждом факультете всег­ да были, да есть и теперь, хотя фы одна-две группы, ко­ торые организуют свою жизнь без помощи куратора. К примеру, была у нас группа строительного фа­ культета. которая сохранила полностью свой состав (дело в вузе нечастое) с первого до последнего курса, никто из ребят не был отчислен, была первой и на сельхозра­ ботах, и в учебе, и в само­ деятельности. И все это без куратора... С декабря решила жить по законам самоуправления группа нашего активиста Е. Двуреченской. Причем, кураторов это не обижает. Большинство правильно по­ нимает смысл перемен в сту­ денческой группе. Вот мне­ ние декана механического факультета В. Ф. Суханова: — Нигде в вузе не нако­ пилось столько проблем, нигде нет такой настоятель­ ной и немедленной нужды в, перестройке, как в организа­ ции всех сторон жизни сту­ денческой группы. Ростки самоуправления в нашем институте появились не сегодня. Студенты не пер­ вый год организуют и конт­ ролируют ход сельскохозяй­ ственных работ, управляют стройотрядами. Замечатель­ ные результаты дает внедре­ ние самоуправления в обще­ житии. Этому начинанию по­ мог случай: на место ушед­ шего в длительный отпуск коменданта студсовет поре­ комендовал четверокурсни­ ка, молодого коммуниста Н. Искандерова,- Неожидан­ ное назначение оказалось удачным. Студент-комендант показал себя прекрасным организатором. Подыскал из числа студентов же убор­ щиц и снял, таким обра­ зом, одну из «хронических» проблем. Завез он и новую мебель, провел частичный ремонт. А самое главное, удалось, наконец, устано­ вить тесную и деловую связь хозяйственной службы со студсоветом. Раньше их сов­ местные оперативки,, в луч­ шем случае, проводились раз в полгода, теперь они стали ежедневными. Это правило ввел опять-таки новый ко­ мендант. Нет у него недора­ зумений со студентами, во­ просы решаются быстро. Вот так в труде, быту, на отдыхе утверждается студен-- ческое самоуправление. А вот на учебный процесс рас­ пространяется ’ робко, хотя потребность в этом мы ощу­ щаем остро: в последние го­ ды заметно снизился общий уровень успеваемости в инс­ титуте. Свои меры предпри­ нимают преподаватели, целые кафедры. Чем можем помочь мы, комсомольцы? Наш ва­ риант перестройки — само­ управляющаяся группа. Из чего мы исходим? Прежде все­ го, из имеющегося опыта. Группы много могут, их кол­ лективная инициатива — большая воспитательная си­ ла. Нам помогло «положе­ ние» о такой группе, разра­ ботанное членом методсовета института М. Г1. Манаенко- вым, хотя его и не приняли студенты. Но это ведь тоже — урок! В очередной раз мы убедились, что даже хо­ рошая идея, но спущенная «сверху», не всегда может ответить всему многообразию интересов людей. Данное «положение», как мы пони­ маем, страдало излишней регламентацией, не учитыва­ ло учета специфики отдель­ ных коллективов. Теперь мы разработали новое, взяв на себя не совсем привычную роль методистов. Насколько это удалось, поможет понять широкое обсуждение нашей коллективной работы и опыт пока немногих групп, кото­ рые первыми начали экспе­ римент. Да, мы пока осторожны. У нас, конечно, будут ошиб­ ки, но хотелось, чтобы их было поменьше: не отпуг- нутд бы поверивших в начи­ нание ребят и оправдать до­ верие старших товарищей. О доверии хотелось бы сказать особо. Первые ша ги на пути самоуправления, о которых я упомянул, были бы невозможны без поддерж­ ка парткома и ректората, таких наших добровольных помощников, как проректоры В. А. Емельянов. В. II. Ло­ гинов, декан В. Ф. Суханов,' член парткома М, И. Самой­ лов, и других. Вообще мы не ощущаем трудностей,- свя­ занных, с неверием в наши силы и возможности, о ко­ торых пишет автор статьи «Пусть сами Создают себя». Нас больше беспокоит обо­ значившееся недоверие свое­ го же брата, студента. Дело в том, что существуют так называемые «средние» груп­ пы, в которых внешне все гладко, но от которых проку в нашей общей внутриинстй- тутской жизни очень мало. «Среднюю» группу, чувству-, ем, не очень-то радует сам Факт внедрения самоуправле­ ния. Кое-что предстоит пере­ смотреть в стиле комсомоль­ ской работы, 'Не секрет, на­ пример. что иные комсорги палец о палец самостоятель­ но не ударят, если не будет указаний ■«сверху» — от факультетского бюро, от ин­ ститутского комитета. Да мы их к этому сами приучили. Больше обязанностей по­ явится у старост: у них от­ ветственность в новых усло­ виях особая. Староста, мы полагаем, при самоуправле­ нии заменит преподавателя- куратора, а в дальнейшем лучшие из них войдут в со­ став студенческого деканата. Планы комитета ВЛКСМ одних увлекают, других пу­ гают. Некоторые старосты уже сейчас сдаются: не смо­ гу. Ч+о ж, возможно, со­ став их придется пересмот­ реть. Ну, а застрельщикам нового хочется помочь. Но у нас есть некоторые неясности, касающиеся рас­ пределения стипендий, взаи­ моотношений старосты и де­ каната, других форм сотруд­ ничества студентов и препо­ давателей. Мы сами ищем ответы на многие вопросы, действуем методом проб и ошибок, собираемся в коман­ дировки в другие вузы за опытом... Но разве то. чем мы занимаемся, необходимо только нам? Складывается впечатление, что ни горко­ му, ни обкому ВЛКСМ наш@ начинание не очень интерес­ но. Перед тем, как сесть за эту статью, я позвонил в об­ ком комсомола: есть ли там человек, который может про­ инструктировать нас по воп­ росам самоуправления? Мне объяснили: да вот. собираем­ ся выехать за опытом в Во­ ронеж. и тогда... А почему бы перед такой командиров­ кой не встретиться с нами и не выяснить, что у нас уда­ ется, а что не получается, а уж потом изучать опыт соседей. Выходит, наш соб­ ственный опыт — не в счет? На областной конференции мы критиковали обком ВЛКСМ за недостаточное внимание к проблемам вуза. И все же критика эта учиты­ вается пока слабо, Ю , ЧУНОСОВ, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ ЛицПИ. Н А С Т О ЯЩ И Й Л И В ОЖ А К ? «Право вест и за собой» — «Л3»г 27 декаб ря 1986 г. Считаем своим долгом вы­ разить мнение по поводу ' статьи «Право вести за со­ бой», где совершенно спра­ ведливо прозвучала критика в адрес бывшего секретаря комитета ВЛКСМ нашего завода Н. Гиндиной. Мы мо­ жем дополнить публикацию некоторыми 'фактами. За время своей комсо­ мольской работы II. Гнидина не только не стала настоя­ щим вожаком, но даже прос­ то нашим товарищем. Занос­ чивость. высокомерие, на­ чальственные указания типа «вы должны!» — на таких принципах строила она от­ ношения с комитетом ВЛКСМ. А с рядовыми ком­ сомольцами и вовсе не была знакома. Как правильно от­ мечалось .в статье, в цехах Нину Михайловну (только так ее звали на заводе) уви­ деть было невозможно, зато в президиумах различных совещаний и заседаний она пребывала с большой охотой. Какое бы мероприятие ни предлагал организовать ко­ митет. звучало пренебрежи­ тельное: «Это все не то!» По мнению Н. Гнидиной, «то» значило, поставить и снять с учета комсомольцев и вовремя отчитаться в рай­ коме. Кстати, были очень удивлены, что и второй сек­ ретарь обкома ВЛКСМ, как было сказано в публикации. считает именно это главным свидетельством успешной комсомольской работы. И, че­ стное слово, нам обидно бы­ ло слышать его же высказы­ вание о том, что не всегда рядовые комсомольцы могут дать объективную характе­ ристику деятельности своего вожака. Интересно, кто же, кроме нас, лучше знает, что вся работа Н. Гнидиной строилась на показухе? Отку­ да в обкоме комсомола могут знать, какой она комсорг, если работники аппарата очень редко бывают у нас на «Центролите»? Предвидим вопросы: а где же раньше был заводской комитет ВЛКСМ, почему речь обо всем этом зашла только сейчас, после выступ­ ления газеты? Справедливый упрек. Можем сказать толь­ ко, что и на заседаниях ко­ митета, и в личных беседах с Н. Гнидиной эти и другие претензии ей высказывались, немало критики в ее адрес звучало на комсомольских собраниях. Но вот довести это дело до конца, принци-, пиально и честно сказать: права вести за собой ты не имеешь — на это духу не хватало. Правда, накануне последней комсомольской конференции настроение на этот счет^ было' более реши­ тельным. это поняла и Н. Гнидина. Именно поэтому она единолично (!) сформи­ ровала список будущего ко­ митета ВЛКСМ завода почти из одних новичков, не знаю­ щих ее по совместной рабо­ те. К слову, и отчетный до­ клад перед конференцией она даже не удосужилась вынес­ ти на обсуждение комитета ВЛКСМ. Короче, комсомольский ак­ тив завода вздохнул с облег­ чением. когда пронеслась весть, что II. Гнидина уходит на работу в Октябрьский рай­ ком ВЛКСМ. Но после вы­ ступления газеты нам стало стыдно: кто же, если не мы, наконец, решительно скажет, что такие люди, как Н. Гни­ дина, просто не имеют права быть комсомольскими вожа­ ками? Заявляем это с полной ответственностью. которая подкреплена еще одним во­ пиющим Фактом. Уже буду­ чи первым секретарем Ок­ тябрьского райкома ВЛКСМ, Н. Гнидина в один из вы­ ходных дней приехала на за­ вод и взломала двери в ко­ митете комсомола, где ей что-то понадобилось. С этим ЧП разбирался партком предприятия, Н. Гнидина вроде принесла извинения за свой поступок. А вот сде­ лать хотя бы то же самое (уж не говоря об объясне­ ниях) в комитете комсомола ей и в голову не пришло. И еще несколько слов в заключение. До того, как на­ писать в газету, мы. побыва­ ли в горкоме комсомола. А вскоре к нам на завод приехали первый секретарь горкома ВЛКСМ С. Чаукин и заведующий организацион­ ным отделом обкома С. Ма­ лышев. Состоялся откровен­ ный разговор, и мы были полностью согласны с тем. что сами в первую очередь виноваты в том, что наш бывший комсорг совершенно незаслуженно пошла на по­ вышение. Но теперь-то мы хотим, хотя бы с опоздани­ ем, исправить собственную ошибку. Однако на разгово­ ре том, похоже, все и за­ кончится. Может быть, на публичное выступление в га­ зете горком и обком комсо­ мола прореагируют по-друго­ му? Сейчас, накануне XX съезда ВЛКСМ, комсомоль­ цы обсуждают проект свое­ го нового Устава. В нем осо­ бое внимание обращено на укрепление демократических начал. Целиком поддержи­ ваем это направление и счи­ таем свое письмо в редак­ цию практическим проявле­ нием этой поддержки. РОЛДУГИН . АКСЕНО­ ВА, ТОРШИН и другие комсомольцы завода «Центролит» .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz