Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
О р ган Липецкого областного комитета КП СС , 70 -й ^ Четверг, ^ н ° 24( 177 2 11 и областного Совета народных депутатов год издания 29 января 1987 г. ценазкоп. ИНФ О Р МАЦИ О НН ОЕ С ООБ ЩЕ НИЕ О П Л Е Н У М Е Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Г О К О М И Т Е Т А К О М М У Н И С Т И Ч Е С К О Й П А Р Т И И С О В Е Т С К О Г О С О Ю З А 28 января 1987 года на Пленуме ЦК КП СС продолжалось об суждение доклада Генерального секретаря ЦК К П СС М. С. Горба чева « О пе рестройке и кад ровой политике Па рт ии». В прениях выступили: тт. А. А. Громыко — П редседател ь П ре з идиума В ер ховного Совета СССР, В. С. Костин — бригадир комп лексной бригады шахты «Зиминка» П роко пьевского п ро и зводст венного объединения по добыче угля. Кеме ровская об ласть, Г. В. Колбин — первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, С. И. Ма- мякин — первый секретарь Ом ского обкома КП СС, Г. А. Ягодин— министр высшего и среднего специального образования СССР, Ф. В. Попов — пе рвый секретар ь Алтайско го к райкома КП СС, М. С. Соломенцев — председатель Комитета партийного контроля при ЦК К П СС, В. П. Тихомиров — токарь Московского электромехани ческого завода имени Владим ира Ильича, А. Ф. Понома рев — первый секретарь Белгородского обкома К П СС, В. М. Величко — минис тр э не р гетического машиност рое ния СССР, Д. И. Патиашви- лм — первый секретарь ЦК Компартии Грузии, М. А. Ульянов —■ председатель правления Союза театральных деятелей РСФСР, Д. К. Моторный — председатель колхоза имени Кирова Белозер ского района Херсонской области Украинской ССР, С. Л. Соколов — министр обороны СССР, Ю. А. Квицинский — Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Федеративной Республике Германии, Ф. Т. Моргун — первый секретарь Полтавского обкома Компа рт ии Ук ра ины , П. П. Гришкязичус — первый секретарь ЦК Компартии Литвы, В. К. Месяц — первый секретарь Московского обкома К П СС, И. Б. Усманходжаев — первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, В. И. Долгих — сек ретар ь ЦК КП СС, А. М. Масалиев —- первый секретарь ЦК Компартии Киргизии, В. И. Ситников — первый секретарь Иркутского обкома К П СС. С заключительным словом выступил Генеральный секретарь ЦК К П СС тов. Горбачев М. С. Пленум принял по обсуждавшемуся вопросу развернутое по становление, которое публикуется в печати. Пленум признал целесообразным одобрить в качестве основы проект Закона СССР о государственном предприятии (объедине нии), имея в виду в дальнейшем вынести его на всенародное об суждение. На Пленуме ЦК КП СС рассмотрены организационные вопросы. Пленум и збрал ка ндидата в члены Политбю ро ЦК КП СС тов. Слюнькова Н. Н. секретарем ЦК К П СС. Пленум и збрал секретаря ЦК КП СС тов. Яковлева А. Н. канди датом в члены Политбю ро ЦК КП СС. Пленум и збрал секретарем ЦК КП СС тов. Лукьянова А. И. Пр инято ре шение об освобождении тов. Кунаева Д. А. от обя за нностей члена Политбю ро ЦК КП СС в связи с его уходом на пенсию. Пленум освободил тов. Знмянмна М. В. от обя за нностей сек ре та ря ЦК КП СС в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья. На этом Пленум ЦК КП СС закончил свою работу. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМ И ТЕТА КОММ У НИСТИ ЧЕС КО Й ПАРТИИ СОВЕТС КОГО СО Ю ЗА о п е ре ст ройке и кадровой политике партии Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, заслушав и обсудив доклад Ге нерального секретаря ЦК КПСС тов. Горбачева М. С. «О перестройке и кадровой политике партии», полностью одобряет политические и практические выводы, сделанные Политбюро ЦК КПСС на основе анализа ситуации, сло жившейся в советском обществе в период, предшествовав ший апрельскому (1985 г.) Пленуму ЦК, принципиаль ную оценку хода перестройки и первых итогов выполне ния решений XXVII съезда партии, а также сформулиро ванные Политбюро ЦК задачи современной кадровой по литики КПСС, которые предстоит решать всем партий ным, государственным и общественным организациям. I . Центральный Комитет КПСС отмечает, что время, про шедшее после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК и XXVII съезда КПСС, подтвердило правильность и жизненную необходимость выработанного партией и поддерживаемого советским народом стратегического курса на ускорение социально-экономического развития, качественное преоб разование всех сторон жизни нашего общества. Достижения советского народа на путях социалистиче ского строительства почти за 70 лет после победы Вели кого Октября огромны и неоспоримы. Но эти успехи не должны заслонять того факта, что на рубеже 7 0—80-х годов страна стала терять темпы движения вперед. В эко номике, социальной и духовной сферах начали накапли ваться трудности и нерешенные проблемы, появились за стойные и другие чуждые социализму явления. При всей огромной работе партии, ее кадров ЦК КПСС, руководст во страны не смогли вовремя и в полном объеме оценить опасность нарастания негативных тенденций, выработать четкую линию на их преодоление. Отрицательное влияние на решение назревших социально-экономических вопросов оказывало ослабление внимания к развитию теоретической мысли, исследованию диалектики движущих сил и проти воречий развивающегося социализма. Серьезные недос татки накопились в функционировании институтов социа листической демократии, в практике планирования, стиле и методах управления. Многие партийные организации не смогли удержаться на принципиальных позициях, не уде ляли необходимого внимания строгому соблюдению ле нинских принципов и норм партийной жизни, не вели ре шительной борьбы с негативными явлениями, с ослабле нием дисциплины, распространением пьянства, с хищени ями,, взяточничеством. Не всегда давался должный отпор ведомственности и местничеству, националистическим про явлениям. Пленум отмечает чрезвычайно Еажное значение того', что в этой обстановке партия нашла в себе силы и му жество взять курс на перестройку, возглавить ее, органи зовать революционную по своему характеру работу, на правленную на решительное преодоление застойных явле ний, на создание надежного и действенного механизма ускорения социально-экономического развития страны. Другого пути, кроме перестройки, у нас просто нет, от ступать нам нельзя и некуда. Конечная цель перестройки — обновление всех сторон жизни нашего общества, придание социализму самых сов ременных форм общественной организации, наиболее пол ное раскрытие творческого потенциала социалистического строя. Проникая в глубинные пласты жизни, разворачи ваясь по всему фронту, перестройка оказывает все боль шее воздействие на обстановку в стране, обретает новые качественные черты. Общий политический итог состоит в том, что в жизни советского общества происходят заметные перемены, на бирают силу позитивные тенденции, складывается новая нравственная атмосфера. Все больше утвержда ются в качестве активно действующих принципов глас ность, правдивость, непримиримость к недостаткам, стремление улучшать дело. В первом году пятилетки на родное хозяйство по основным показателям превысило на меченные планом рубежи, созданы серьезные заделы для дальнейшего движения вперед. Однако не везде принимаемые меры и проводимая ра бота соответствуют масштабам и остроте накопившихся проблем, осуществляются с должной эффективностью и настунателыюстью. На ряде важнейших направлений, прежде всего в области эффективности и качества, раз вития науки и техники, в социальной сфере, перемены идут с большими трудностями. Медленно разрушается и сдает свои позиции сложившийся за многие годы меха н и з м торможения социально-экономического развития, €ще не потеряли силу и влияние консерватизм, инерция, устаревшее мышление. Важнейшей задачей Политбюро и Секретариата ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомов, об комов. окружкомов, горкомов, райкомов партии, партий ных, государственных и общественных организаций Пле нум считает дальнейшую активизацию работы по пере стройке, наращивание усилий по всем ее направлениям. Сегодня, на начальном этапе, очень важно стоять на пози циях реализма, объективной оценки сделанного, смотреть на достигнутое не только в сравнении с прошлым, а глав ное — исходить из разработанных и одобренных партией планов, настраиваться каждому коммунисту, каждому гражданину на продолжительную, напряженную, самоот верженную работу. Это — единственно правильный пар тийный подход. В эффективной, добросовестной работе всех без исключения — залог успеха перестройки. Следует настойчиво, шаг за шагом. без колебаний реализовать намеченный курс, не допуская разрыва меж ду принятыми решениями и их практическим осуществ лением, обеспечивать необратимость проводимых преобра зований. Успех перестройки будет в решающей мере определять ся тем, насколько быстро и глубоко наши кадры проник нутся пониманием необходимости революционных пере мен, насколько решительно, энергично и компетентно они будут действовать. Этим целям призвана служить актив ная, целеустремленная, основанная на ленинских прин ципах, отвечающая задачам перестройки кадровая поли тика партии. , Она обязана в полной мере отражать4 особенности современной обстановки, характер и за дачи переживаемого момента, обеспечивать высо кую дееспособность всех звеньев партии и госу дарства, -всего нашего общественного организма. Кадровая политика является решающим средством реализации про граммных целей КПСС, надежным инструментом, позво ляющим партии осуществлять политическое руководство обществом, вырабатывать и успешно проводить в жизнь стратегическую линию, отвечающую интересам народа, задачам укрепления и развития социализма. I I . 1. Пленум подчеркивает, что условием ускоре ния социально-экономического развития страны яв ляются все более полное раскрытие и использование ог ромных возможностей социализма как нового обществен ного строя, совершенствование его экономических основ, всестороннее развертывание социалистического демокра тизма, углубление самоуправления народа. На этой осно ве только и могут по-настоящему получить размах живое творчество трудящихся масс, их реальное участие в ре шении всех вопросов жизни общества, в полную силу про являть себя человеческий фактор. Одобряя конкретные шаги в этом направлении, пред принятые в соответствии с установками XXVII съезда партии, Пленум считает необходимым максимально ис пользовать возможности расширения социалистической демократии, развития советской политической системы, наполнять работу партийных, государственных органов, общественных организаций реальным демократическим содержанием, обеспечивать условия для значительного усиления воздействия трудящихся на подбор кадров и контроль за их работой. Следует добиваться, чтобы пер вичные партийные организации в полной мере выполняли уставную обязанность активно участвовать в проведении кадровой политики. 2. Первостепенное значение Пленум придает развитию демократии в. сфере производства, последрвательному внедрению самоуправления в жизнь трудовых коллекти вов, созданию условий, которые позволяли бы каждому трудящемуся чувствовать себя на деле хозяином свое го предприятия. На это должно быть направлено создание советов трудовых коллективов предприятий и объедине ний, наделение их, а также общих собраний коллективов решающими полномочиями по широкому кругу производ ственных, социальных и кадровых вопросов. Считать необходимым ввести выборность руководителей предприятий, производств, цехов, отделов, участков, ферм и звеньев, бригадиров и мастеров. Расширить практику и определить условия применения конкурсной системы под бора и замещения руководителей и специалистов. В новых условиях важное значение приобретает пра вильное понимание того, что выборность руководящих ра ботников в трудовых коллективах не только не подрыва ет. а, напротив, укрепляет единоначалие, повышает авто ритет руководителей и вместе с тем поднимает их ответ ственность за дело, создает атмосферу взаимной взыска тельности и требовательности в каждом коллективе. Ор ганическое сочетание единоначалия и участия коллекти вов в принятии решений по важнейшим вопросам углуб ляет и развивает принцип демократического централиз ма, планового руководства с опорой на коллектив. Пленум считает целесообразным одобрить в качестве основы проект Закона СССР о государственном пред приятии (объединении), имея в виду в дальнейшем вы нести его на всенародное обсуждение. 3. Следует полнее использовать широкие возможности развития инициативы и самодеятельности трудящихся, де мократизации управления экономикой и социальной сфе рой, которыми располагают колхозы и социалистическая кооперация в целом. Важно обеспечивать строгое соблю дение положений уставов колхозов и других кооператив ных организаций, внести в них изменения, способствую щие дальнейшему развитию активности членов коопера тивов, повышению их заинтересованности в коллективном труде и его реальных результатах для каждого члена ко оператива. Рекомендовать Совету Министров СССР, соответствую щим республиканским и местным органам принять меры к широкому распространению кооперативных форм орга низации общественного питания, бытового обслуживания и некоторых других сфер, непосредственно связанных с удовлетворением запросов и отвечающих интересам со ветских людей. 4. Одним из ключевых направлений демократизации общественной жизни, кадровой политики является совер шенствование советской избирательной системы. Важно избавить практику выдвижения и обсуждения кандидатов в депутаты Советов от элементов формализма, предоста вить избирателю возможность выражать свое отношение 'к большему числу кандидатур, эффективно участвовать в избирательном процессе на всех его стадиях. 5. Пленум поддерживает принципиальную постановку Политбюро ЦК КПСС вопроса о необходимости расшире ния внутрипартийной демократии, поиска эффективных путей оживления работы первичных партийных организа ций, конференций и пленумов, совершенствования меха низма формирования выборных партийных органов всех уровней в плане его дальнейшей демократизации. 6. Пленум придает важное значение усилению контро ля за деятельностью кадров «сверху» и особенно «сни зу», последовательной реализации ленинского требования о том, чтобы работа руководящих органов была откры той для всех, делалась на виду у массы. В этих целях должна обеспечиваться регулярная отчетность избирае мых и назначаемых должностных лиц перед трудовыми коллективами и населением с предоставлением трудящим ся права давать оценку деятельности руководителей, вплоть до постановки вопроса об освобождении не справ ляющихся со своими обязанностями или скомпрометировав ших себя работников. Необходимо создать четкую систе му контроля за работой руководящих кадров, используя для этого партийные, профсоюзные, комсомольские кон ференции, сессии Советов народных депутатов, пленумы партийных, профсоюзных и комсомольских комитетов, деятельность постоянных комиссий Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных рес публик, местных Советов народных депутатов, последова тельно расширяя практику депутатских запросов. Признать целесообразным принятие Секретариатом ЦК КПСС и Президиумом Совета Министров СССР мер по упорядочению существующей практики проверок и инс пекций на Предприятиях и в организациях, имея в виду, чтобы такие проверки помогали делу, а не были данью формализму, отвлекающему от дела большое число лю дей. Партийным организациям следует постоянно держать в поле зрения аттестацию руководящих 'кадров, специалис тов, работников аппарата государственных органов и об щественных организаций, рассматривая ее как действен ную форму коллективного контроля за работой кадров, стимулирования роста их деловой квалификации. 7. Пленум обязывает все партийные комитеты и парт организации принять дополнительные меры, направленные на расширение гласности, развитие критики и самокри тики, особенно критики снизу, в полной мере использо вать это испытанное оружие в целях воспитания кадров в духе непримиримости к недостаткам, здоровой неудов летворенности достигнутым, искоренения всякого рода от ступлений от норм социалистической нравственности. Нужно всегда исходить из того, что отношение к критике — это важный показатель политической зрелости кадров, их готовности к переменам, способности на деле осуще ствлять перестройку. В партии не может быть лиц, стоящих вне критики, равно как и лиц, не имеющих пра ва критиковать. Должны решительно пресекаться любые факты зажима критики, а также попытки клеветников чер нить честных, преданных делу работников, сводить лич ные счеты, прибегая к анонимкам и другим недостойным методам. 8. Учитывая, что подлинная демократия не существует вне закона и над законом. Пленум придает большое зна чение разработке и принятию новых законодательных ак тов, повышению роли советского суда, строгому соблю дению принципа независимости судей, решительному уси лению прокурорского надзора, совершенствованию рабо ты следственных органов, всех путей и средств охраны интересов советского государства, обеспечения прав и свобод граждан. Партия исходит из того, чтр со циалистическая демократия не имеет ничего общего с вседозволенностью, безответственностью, анархией. Она призвана реально служить человеку, коллективу и обще ству, развитию инициативы трудящихся, раскрытию творческого потенциала социалистического строя, укреп лению законности и справедливости, здоровой нравствен ной атмосферы в нашем обществе. Следует усилить пра вовое воспитание руководящих кадров, всего населения. 9. Пленум считает необходимым заботиться о последо вательном расширении социальной базы советской демо кратии, о более активном участии каждого гражданина, ветеранов и молодежи, представителей всех слоев насе ления в осуществлении перестройки, в государственной и общественной жизни. Нужно добиваться, чтобы на всех участках рука об ру ку с испытанными кадрами старших поколений трудились, набирались опыта, обретали закалку и смелее выдвига лись молодые, перспективные работники. Партийные ор ганизации обязаны умело направлять этот естественный процесс, рассматривая его как непременное условие обеспечения преемственности руководства, нашего поли тического курса, преодоления косности и застоя. Важно, чтобы доверие молодещи. развитие ее самостоятельности в организаций труда, учебы, быта, досуга сочетались с оказанием помощи, товарищеской критикой ошибок. Необ ходимо коренным образом улучшить работу по подготов ке надежного резерва кадров для выдвижения. ■В партийные, советские, профсоюзные, комсомольские органы, на руководящую работу надо больше рекомен довать достойных рабочих и колхозников.. Всячески по ощрять обучение их в высших учебных заведениях и тех никумах, кропотливо отбирать и воспитывать из них бу дущих руководителей. Следует активнее выдвигать на от ветственные посты хороших организаторов из числа бес партийных товарищей. Принципиально важным Пленум считает выдвижение женщин на руководящие посты на всех уровнях управления и во всех сферах жизнедеятель ности общества. 10. Пленум ЦК обращает внимание на необходимость строгого и последовательного осуществления в работе с кадрами требований ленинской национальной политики, всестороннего учета процессов углубляющейся интерна ционализации хозяйственной и общественной жизни стра ны. Во всем, что касается развития национальных отно шений, следует проявлять особую чуткость и осмотри тельность, партийную принципиальность, заботу об укреп лении дружбы и братства народов нашей страны, реши тельно преодолевать негативные явления в этой сфере, давать бескомпромиссный отпор любым проявлениям на ционализма и шовинизма, сионизма и антисемитизма, ме стничества, иждивенческим настроейиям. национальной: ограниченности и чванству, противопоставлять им по следовательный, выдержанный интернационализм. Обеспечивать надлежащее представительство в партий ных, государственных, хозяйственных органах, общест венных организациях всех наций и народностей страны, добиваться, чтобы состав руководящих кадров более пол но отражал национальную структуру населения. В целях усиления интернациональной закалки кадров, обогащения их опытом партийной и государственной работы необходимо активизировать обмен кадрами между республиками и регионами, между местными и центральными органами. II I. 1. Пленум одобряет принятые Политбюро и Секретари атом ЦК КПСС меры по преодолению последствий допу щенных в прошлом нарушений партийных принципов, ис кривлений в проведении кадровой политики. Приток к ру ководству новых сил, замена руководителей, которым но вые задачи оказались непосильными, кто скомпрометиро вал себя недостойным поведением, стали необходимой со ставной частью и важнейшим фактором перестройки. В свете решений XXVII съезда КПСС следует серьез но обновить кадровую политику, сделать ее по-настоящему современной, неразрывно связанной с ключевыми на правлениями борьбы за социально-экономическое ускоре ние, настойчиво добиваться, чтобы каждое звено партий ной, государственной, хозяйственной, общественной рабо ты возглавляли люди, преданные партии и народу, насто ящие новаторы, глубоко осознающие необходимость ка чественных перемен # нашем обществе, способные ло мать инерцию и рутину, творчески проводить линию пар тии. На основе всестороннего анализа уроков прошлого Центральный Комитет КПСС считает принципиально важ ным: в соответствии с ленинским пониманием кадровой по литики своевременно решать, на всех уровнях, начиная с ЦК КПСС ,и правительства, назревшие кадровые вопросы, обеспечивать постоянное пополнение состава руководящих кадров свежими силами с тем, чтобы процесс обновления не прерывался, преемственность не нарушалась; , усилить марксистско-ленинскую теоретическую подго товку, идейно-нравственную закалку, кадров, формировать у них высокую политическую и нравственную культуру, глубокое понимание сути курса партии на. ускорение и умение на каждом участке тесно связывать программные цели с повседневной организаторской, хозяйственной и воспитательной работой, настойчиво преодолевать прояв ления технократического подхода в деятельности партий ных комитетов, в. подборе кадров; обеспечить внимательное, вдумчивое, принципиальное отношение к кадрам при их подборе и замене, руковод ствуясь во всех случаях исключительно интересами дела. Здесь недопустимы как застой, так и необоснованная, по спешная сменяемость работников, администрирование, субъективизм, нетерпимость к самостоятельному мышле нию и инициативе; / постоянно повышать . ответственность кадров за пору ченное дело, создавать повсеместно обстановку взаимной требовательности, твердой дисциплины и организованнос ти, решительно пресекать проявления расхлябанности. На стоящая забота о кадрах не имеет ничего общего с благо душием и всепрощением, благотворительностью и заигры ванием; строго соблюдать и развивать принцип демократическо го централизма в кадровой политике, создавать необходимые политические и правовые предпосылки для того, чтобы выборные органы в партии и государст ве, профсоюзах, комсомоле и других общественных орга низациях в полной мере использовали предоставленные им права, осуществляли деловой контроль.-за исполни тельными органами, работой аппарата; утверждать в выборных органах обстановку подлинной коллективности, равенства, свободного и принципиального обсуждения вопросов. Каким бы ни было положение ру ководителя, оно не возвышает его над другими членами выборного органа, а лишь подчеркивает более высокую ответственность за строжайшее соблюдение партийных норм и принципов; осуществить практические меры по коренному улучше нию деятельности органов партийного, государственного и общественного контроля, усиливая их воздействие' на укрепление дисциплины, искоренение всякого рода нару- (Окон чание на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz