Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

О р ган Липецкого областного комитета КП СС , 70 -й ^ Четверг, ^ н ° 24( 177 2 11 и областного Совета народных депутатов год издания 29 января 1987 г. ценазкоп. ИНФ О Р МАЦИ О НН ОЕ С ООБ ЩЕ НИЕ О П Л Е Н У М Е Ц Е Н Т Р А Л Ь Н О Г О К О М И Т Е Т А К О М М У Н И С Т И Ч Е С К О Й П А Р Т И И С О В Е Т С К О Г О С О Ю З А 28 января 1987 года на Пленуме ЦК КП СС продолжалось об­ суждение доклада Генерального секретаря ЦК К П СС М. С. Горба­ чева « О пе рестройке и кад ровой политике Па рт ии». В прениях выступили: тт. А. А. Громыко — П редседател ь П ре ­ з идиума В ер ховного Совета СССР, В. С. Костин — бригадир комп­ лексной бригады шахты «Зиминка» П роко пьевского п ро и зводст ­ венного объединения по добыче угля. Кеме ровская об ласть, Г. В. Колбин — первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, С. И. Ма- мякин — первый секретарь Ом ского обкома КП СС, Г. А. Ягодин— министр высшего и среднего специального образования СССР, Ф. В. Попов — пе рвый секретар ь Алтайско го к райкома КП СС, М. С. Соломенцев — председатель Комитета партийного контроля при ЦК К П СС, В. П. Тихомиров — токарь Московского электромехани­ ческого завода имени Владим ира Ильича, А. Ф. Понома рев — первый секретарь Белгородского обкома К П СС, В. М. Величко — минис тр э не р гетического машиност рое ния СССР, Д. И. Патиашви- лм — первый секретарь ЦК Компартии Грузии, М. А. Ульянов —■ председатель правления Союза театральных деятелей РСФСР, Д. К. Моторный — председатель колхоза имени Кирова Белозер­ ского района Херсонской области Украинской ССР, С. Л. Соколов — министр обороны СССР, Ю. А. Квицинский — Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Федеративной Республике Германии, Ф. Т. Моргун — первый секретарь Полтавского обкома Компа рт ии Ук ра ины , П. П. Гришкязичус — первый секретарь ЦК Компартии Литвы, В. К. Месяц — первый секретарь Московского обкома К П СС, И. Б. Усманходжаев — первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, В. И. Долгих — сек ретар ь ЦК КП СС, А. М. Масалиев —- первый секретарь ЦК Компартии Киргизии, В. И. Ситников — первый секретарь Иркутского обкома К П СС. С заключительным словом выступил Генеральный секретарь ЦК К П СС тов. Горбачев М. С. Пленум принял по обсуждавшемуся вопросу развернутое по­ становление, которое публикуется в печати. Пленум признал целесообразным одобрить в качестве основы проект Закона СССР о государственном предприятии (объедине­ нии), имея в виду в дальнейшем вынести его на всенародное об­ суждение. На Пленуме ЦК КП СС рассмотрены организационные вопросы. Пленум и збрал ка ндидата в члены Политбю ро ЦК КП СС тов. Слюнькова Н. Н. секретарем ЦК К П СС. Пленум и збрал секретаря ЦК КП СС тов. Яковлева А. Н. канди­ датом в члены Политбю ро ЦК КП СС. Пленум и збрал секретарем ЦК КП СС тов. Лукьянова А. И. Пр инято ре шение об освобождении тов. Кунаева Д. А. от обя ­ за нностей члена Политбю ро ЦК КП СС в связи с его уходом на пенсию. Пленум освободил тов. Знмянмна М. В. от обя за нностей сек ре ­ та ря ЦК КП СС в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья. На этом Пленум ЦК КП СС закончил свою работу. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМ И ТЕТА КОММ У НИСТИ ЧЕС КО Й ПАРТИИ СОВЕТС КОГО СО Ю ЗА о п е ре ст ройке и кадровой политике партии Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, заслушав и обсудив доклад Ге­ нерального секретаря ЦК КПСС тов. Горбачева М. С. «О перестройке и кадровой политике партии», полностью одобряет политические и практические выводы, сделанные Политбюро ЦК КПСС на основе анализа ситуации, сло­ жившейся в советском обществе в период, предшествовав­ ший апрельскому (1985 г.) Пленуму ЦК, принципиаль­ ную оценку хода перестройки и первых итогов выполне­ ния решений XXVII съезда партии, а также сформулиро­ ванные Политбюро ЦК задачи современной кадровой по­ литики КПСС, которые предстоит решать всем партий­ ным, государственным и общественным организациям. I . Центральный Комитет КПСС отмечает, что время, про­ шедшее после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК и XXVII съезда КПСС, подтвердило правильность и жизненную необходимость выработанного партией и поддерживаемого советским народом стратегического курса на ускорение социально-экономического развития, качественное преоб­ разование всех сторон жизни нашего общества. Достижения советского народа на путях социалистиче­ ского строительства почти за 70 лет после победы Вели­ кого Октября огромны и неоспоримы. Но эти успехи не должны заслонять того факта, что на рубеже 7 0—80-х годов страна стала терять темпы движения вперед. В эко­ номике, социальной и духовной сферах начали накапли­ ваться трудности и нерешенные проблемы, появились за­ стойные и другие чуждые социализму явления. При всей огромной работе партии, ее кадров ЦК КПСС, руководст­ во страны не смогли вовремя и в полном объеме оценить опасность нарастания негативных тенденций, выработать четкую линию на их преодоление. Отрицательное влияние на решение назревших социально-экономических вопросов оказывало ослабление внимания к развитию теоретической мысли, исследованию диалектики движущих сил и проти­ воречий развивающегося социализма. Серьезные недос­ татки накопились в функционировании институтов социа­ листической демократии, в практике планирования, стиле и методах управления. Многие партийные организации не смогли удержаться на принципиальных позициях, не уде­ ляли необходимого внимания строгому соблюдению ле­ нинских принципов и норм партийной жизни, не вели ре­ шительной борьбы с негативными явлениями, с ослабле­ нием дисциплины, распространением пьянства, с хищени­ ями,, взяточничеством. Не всегда давался должный отпор ведомственности и местничеству, националистическим про­ явлениям. Пленум отмечает чрезвычайно Еажное значение того', что в этой обстановке партия нашла в себе силы и му­ жество взять курс на перестройку, возглавить ее, органи­ зовать революционную по своему характеру работу, на­ правленную на решительное преодоление застойных явле­ ний, на создание надежного и действенного механизма ускорения социально-экономического развития страны. Другого пути, кроме перестройки, у нас просто нет, от­ ступать нам нельзя и некуда. Конечная цель перестройки — обновление всех сторон жизни нашего общества, придание социализму самых сов­ ременных форм общественной организации, наиболее пол­ ное раскрытие творческого потенциала социалистического строя. Проникая в глубинные пласты жизни, разворачи­ ваясь по всему фронту, перестройка оказывает все боль­ шее воздействие на обстановку в стране, обретает новые качественные черты. Общий политический итог состоит в том, что в жизни советского общества происходят заметные перемены, на­ бирают силу позитивные тенденции, складывается новая нравственная атмосфера. Все больше утвержда­ ются в качестве активно действующих принципов глас­ ность, правдивость, непримиримость к недостаткам, стремление улучшать дело. В первом году пятилетки на­ родное хозяйство по основным показателям превысило на­ меченные планом рубежи, созданы серьезные заделы для дальнейшего движения вперед. Однако не везде принимаемые меры и проводимая ра­ бота соответствуют масштабам и остроте накопившихся проблем, осуществляются с должной эффективностью и настунателыюстью. На ряде важнейших направлений, прежде всего в области эффективности и качества, раз­ вития науки и техники, в социальной сфере, перемены идут с большими трудностями. Медленно разрушается и сдает свои позиции сложившийся за многие годы меха­ н и з м торможения социально-экономического развития, €ще не потеряли силу и влияние консерватизм, инерция, устаревшее мышление. Важнейшей задачей Политбюро и Секретариата ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомов, об­ комов. окружкомов, горкомов, райкомов партии, партий­ ных, государственных и общественных организаций Пле­ нум считает дальнейшую активизацию работы по пере­ стройке, наращивание усилий по всем ее направлениям. Сегодня, на начальном этапе, очень важно стоять на пози­ циях реализма, объективной оценки сделанного, смотреть на достигнутое не только в сравнении с прошлым, а глав­ ное — исходить из разработанных и одобренных партией планов, настраиваться каждому коммунисту, каждому гражданину на продолжительную, напряженную, самоот­ верженную работу. Это — единственно правильный пар­ тийный подход. В эффективной, добросовестной работе всех без исключения — залог успеха перестройки. Следует настойчиво, шаг за шагом. без колебаний реализовать намеченный курс, не допуская разрыва меж­ ду принятыми решениями и их практическим осуществ­ лением, обеспечивать необратимость проводимых преобра­ зований. Успех перестройки будет в решающей мере определять­ ся тем, насколько быстро и глубоко наши кадры проник­ нутся пониманием необходимости революционных пере­ мен, насколько решительно, энергично и компетентно они будут действовать. Этим целям призвана служить актив­ ная, целеустремленная, основанная на ленинских прин­ ципах, отвечающая задачам перестройки кадровая поли­ тика партии. , Она обязана в полной мере отражать4 особенности современной обстановки, характер и за­ дачи переживаемого момента, обеспечивать высо­ кую дееспособность всех звеньев партии и госу­ дарства, -всего нашего общественного организма. Кадровая политика является решающим средством реализации про­ граммных целей КПСС, надежным инструментом, позво­ ляющим партии осуществлять политическое руководство обществом, вырабатывать и успешно проводить в жизнь стратегическую линию, отвечающую интересам народа, задачам укрепления и развития социализма. I I . 1. Пленум подчеркивает, что условием ускоре­ ния социально-экономического развития страны яв­ ляются все более полное раскрытие и использование ог­ ромных возможностей социализма как нового обществен­ ного строя, совершенствование его экономических основ, всестороннее развертывание социалистического демокра­ тизма, углубление самоуправления народа. На этой осно­ ве только и могут по-настоящему получить размах живое творчество трудящихся масс, их реальное участие в ре­ шении всех вопросов жизни общества, в полную силу про­ являть себя человеческий фактор. Одобряя конкретные шаги в этом направлении, пред­ принятые в соответствии с установками XXVII съезда партии, Пленум считает необходимым максимально ис­ пользовать возможности расширения социалистической демократии, развития советской политической системы, наполнять работу партийных, государственных органов, общественных организаций реальным демократическим содержанием, обеспечивать условия для значительного усиления воздействия трудящихся на подбор кадров и контроль за их работой. Следует добиваться, чтобы пер­ вичные партийные организации в полной мере выполняли уставную обязанность активно участвовать в проведении кадровой политики. 2. Первостепенное значение Пленум придает развитию демократии в. сфере производства, последрвательному внедрению самоуправления в жизнь трудовых коллекти­ вов, созданию условий, которые позволяли бы каждому трудящемуся чувствовать себя на деле хозяином свое­ го предприятия. На это должно быть направлено создание советов трудовых коллективов предприятий и объедине­ ний, наделение их, а также общих собраний коллективов решающими полномочиями по широкому кругу производ­ ственных, социальных и кадровых вопросов. Считать необходимым ввести выборность руководителей предприятий, производств, цехов, отделов, участков, ферм и звеньев, бригадиров и мастеров. Расширить практику и определить условия применения конкурсной системы под­ бора и замещения руководителей и специалистов. В новых условиях важное значение приобретает пра­ вильное понимание того, что выборность руководящих ра­ ботников в трудовых коллективах не только не подрыва­ ет. а, напротив, укрепляет единоначалие, повышает авто­ ритет руководителей и вместе с тем поднимает их ответ­ ственность за дело, создает атмосферу взаимной взыска­ тельности и требовательности в каждом коллективе. Ор­ ганическое сочетание единоначалия и участия коллекти­ вов в принятии решений по важнейшим вопросам углуб­ ляет и развивает принцип демократического централиз­ ма, планового руководства с опорой на коллектив. Пленум считает целесообразным одобрить в качестве основы проект Закона СССР о государственном пред­ приятии (объединении), имея в виду в дальнейшем вы­ нести его на всенародное обсуждение. 3. Следует полнее использовать широкие возможности развития инициативы и самодеятельности трудящихся, де­ мократизации управления экономикой и социальной сфе­ рой, которыми располагают колхозы и социалистическая кооперация в целом. Важно обеспечивать строгое соблю­ дение положений уставов колхозов и других кооператив­ ных организаций, внести в них изменения, способствую­ щие дальнейшему развитию активности членов коопера­ тивов, повышению их заинтересованности в коллективном труде и его реальных результатах для каждого члена ко­ оператива. Рекомендовать Совету Министров СССР, соответствую­ щим республиканским и местным органам принять меры к широкому распространению кооперативных форм орга­ низации общественного питания, бытового обслуживания и некоторых других сфер, непосредственно связанных с удовлетворением запросов и отвечающих интересам со­ ветских людей. 4. Одним из ключевых направлений демократизации общественной жизни, кадровой политики является совер­ шенствование советской избирательной системы. Важно избавить практику выдвижения и обсуждения кандидатов в депутаты Советов от элементов формализма, предоста­ вить избирателю возможность выражать свое отношение 'к большему числу кандидатур, эффективно участвовать в избирательном процессе на всех его стадиях. 5. Пленум поддерживает принципиальную постановку Политбюро ЦК КПСС вопроса о необходимости расшире­ ния внутрипартийной демократии, поиска эффективных путей оживления работы первичных партийных организа­ ций, конференций и пленумов, совершенствования меха­ низма формирования выборных партийных органов всех уровней в плане его дальнейшей демократизации. 6. Пленум придает важное значение усилению контро­ ля за деятельностью кадров «сверху» и особенно «сни­ зу», последовательной реализации ленинского требования о том, чтобы работа руководящих органов была откры­ той для всех, делалась на виду у массы. В этих целях должна обеспечиваться регулярная отчетность избирае­ мых и назначаемых должностных лиц перед трудовыми коллективами и населением с предоставлением трудящим­ ся права давать оценку деятельности руководителей, вплоть до постановки вопроса об освобождении не справ­ ляющихся со своими обязанностями или скомпрометировав­ ших себя работников. Необходимо создать четкую систе­ му контроля за работой руководящих кадров, используя для этого партийные, профсоюзные, комсомольские кон­ ференции, сессии Советов народных депутатов, пленумы партийных, профсоюзных и комсомольских комитетов, деятельность постоянных комиссий Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных рес­ публик, местных Советов народных депутатов, последова­ тельно расширяя практику депутатских запросов. Признать целесообразным принятие Секретариатом ЦК КПСС и Президиумом Совета Министров СССР мер по упорядочению существующей практики проверок и инс­ пекций на Предприятиях и в организациях, имея в виду, чтобы такие проверки помогали делу, а не были данью формализму, отвлекающему от дела большое число лю­ дей. Партийным организациям следует постоянно держать в поле зрения аттестацию руководящих 'кадров, специалис­ тов, работников аппарата государственных органов и об­ щественных организаций, рассматривая ее как действен­ ную форму коллективного контроля за работой кадров, стимулирования роста их деловой квалификации. 7. Пленум обязывает все партийные комитеты и парт­ организации принять дополнительные меры, направленные на расширение гласности, развитие критики и самокри­ тики, особенно критики снизу, в полной мере использо­ вать это испытанное оружие в целях воспитания кадров в духе непримиримости к недостаткам, здоровой неудов­ летворенности достигнутым, искоренения всякого рода от­ ступлений от норм социалистической нравственности. Нужно всегда исходить из того, что отношение к критике — это важный показатель политической зрелости кадров, их готовности к переменам, способности на деле осуще­ ствлять перестройку. В партии не может быть лиц, стоящих вне критики, равно как и лиц, не имеющих пра­ ва критиковать. Должны решительно пресекаться любые факты зажима критики, а также попытки клеветников чер­ нить честных, преданных делу работников, сводить лич­ ные счеты, прибегая к анонимкам и другим недостойным методам. 8. Учитывая, что подлинная демократия не существует вне закона и над законом. Пленум придает большое зна­ чение разработке и принятию новых законодательных ак­ тов, повышению роли советского суда, строгому соблю­ дению принципа независимости судей, решительному уси­ лению прокурорского надзора, совершенствованию рабо­ ты следственных органов, всех путей и средств охраны интересов советского государства, обеспечения прав и свобод граждан. Партия исходит из того, чтр со­ циалистическая демократия не имеет ничего общего с вседозволенностью, безответственностью, анархией. Она призвана реально служить человеку, коллективу и обще­ ству, развитию инициативы трудящихся, раскрытию творческого потенциала социалистического строя, укреп­ лению законности и справедливости, здоровой нравствен­ ной атмосферы в нашем обществе. Следует усилить пра­ вовое воспитание руководящих кадров, всего населения. 9. Пленум считает необходимым заботиться о последо­ вательном расширении социальной базы советской демо­ кратии, о более активном участии каждого гражданина, ветеранов и молодежи, представителей всех слоев насе­ ления в осуществлении перестройки, в государственной и общественной жизни. Нужно добиваться, чтобы на всех участках рука об ру­ ку с испытанными кадрами старших поколений трудились, набирались опыта, обретали закалку и смелее выдвига­ лись молодые, перспективные работники. Партийные ор­ ганизации обязаны умело направлять этот естественный процесс, рассматривая его как непременное условие обеспечения преемственности руководства, нашего поли­ тического курса, преодоления косности и застоя. Важно, чтобы доверие молодещи. развитие ее самостоятельности в организаций труда, учебы, быта, досуга сочетались с оказанием помощи, товарищеской критикой ошибок. Необ­ ходимо коренным образом улучшить работу по подготов­ ке надежного резерва кадров для выдвижения. ■В партийные, советские, профсоюзные, комсомольские органы, на руководящую работу надо больше рекомен­ довать достойных рабочих и колхозников.. Всячески по­ ощрять обучение их в высших учебных заведениях и тех­ никумах, кропотливо отбирать и воспитывать из них бу­ дущих руководителей. Следует активнее выдвигать на от­ ветственные посты хороших организаторов из числа бес­ партийных товарищей. Принципиально важным Пленум считает выдвижение женщин на руководящие посты на всех уровнях управления и во всех сферах жизнедеятель­ ности общества. 10. Пленум ЦК обращает внимание на необходимость строгого и последовательного осуществления в работе с кадрами требований ленинской национальной политики, всестороннего учета процессов углубляющейся интерна­ ционализации хозяйственной и общественной жизни стра­ ны. Во всем, что касается развития национальных отно­ шений, следует проявлять особую чуткость и осмотри­ тельность, партийную принципиальность, заботу об укреп­ лении дружбы и братства народов нашей страны, реши­ тельно преодолевать негативные явления в этой сфере, давать бескомпромиссный отпор любым проявлениям на­ ционализма и шовинизма, сионизма и антисемитизма, ме­ стничества, иждивенческим настроейиям. национальной: ограниченности и чванству, противопоставлять им по­ следовательный, выдержанный интернационализм. Обеспечивать надлежащее представительство в партий­ ных, государственных, хозяйственных органах, общест­ венных организациях всех наций и народностей страны, добиваться, чтобы состав руководящих кадров более пол­ но отражал национальную структуру населения. В целях усиления интернациональной закалки кадров, обогащения их опытом партийной и государственной работы необходимо активизировать обмен кадрами между республиками и регионами, между местными и центральными органами. II I. 1. Пленум одобряет принятые Политбюро и Секретари­ атом ЦК КПСС меры по преодолению последствий допу­ щенных в прошлом нарушений партийных принципов, ис­ кривлений в проведении кадровой политики. Приток к ру­ ководству новых сил, замена руководителей, которым но­ вые задачи оказались непосильными, кто скомпрометиро­ вал себя недостойным поведением, стали необходимой со­ ставной частью и важнейшим фактором перестройки. В свете решений XXVII съезда КПСС следует серьез­ но обновить кадровую политику, сделать ее по-настоящему современной, неразрывно связанной с ключевыми на­ правлениями борьбы за социально-экономическое ускоре­ ние, настойчиво добиваться, чтобы каждое звено партий­ ной, государственной, хозяйственной, общественной рабо­ ты возглавляли люди, преданные партии и народу, насто­ ящие новаторы, глубоко осознающие необходимость ка­ чественных перемен # нашем обществе, способные ло­ мать инерцию и рутину, творчески проводить линию пар­ тии. На основе всестороннего анализа уроков прошлого Центральный Комитет КПСС считает принципиально важ­ ным: в соответствии с ленинским пониманием кадровой по­ литики своевременно решать, на всех уровнях, начиная с ЦК КПСС ,и правительства, назревшие кадровые вопросы, обеспечивать постоянное пополнение состава руководящих кадров свежими силами с тем, чтобы процесс обновления не прерывался, преемственность не нарушалась; , усилить марксистско-ленинскую теоретическую подго­ товку, идейно-нравственную закалку, кадров, формировать у них высокую политическую и нравственную культуру, глубокое понимание сути курса партии на. ускорение и умение на каждом участке тесно связывать программные цели с повседневной организаторской, хозяйственной и воспитательной работой, настойчиво преодолевать прояв­ ления технократического подхода в деятельности партий­ ных комитетов, в. подборе кадров; обеспечить внимательное, вдумчивое, принципиальное отношение к кадрам при их подборе и замене, руковод­ ствуясь во всех случаях исключительно интересами дела. Здесь недопустимы как застой, так и необоснованная, по­ спешная сменяемость работников, администрирование, субъективизм, нетерпимость к самостоятельному мышле­ нию и инициативе; / постоянно повышать . ответственность кадров за пору­ ченное дело, создавать повсеместно обстановку взаимной требовательности, твердой дисциплины и организованнос­ ти, решительно пресекать проявления расхлябанности. На­ стоящая забота о кадрах не имеет ничего общего с благо­ душием и всепрощением, благотворительностью и заигры­ ванием; строго соблюдать и развивать принцип демократическо­ го централизма в кадровой политике, создавать необходимые политические и правовые предпосылки для того, чтобы выборные органы в партии и государст­ ве, профсоюзах, комсомоле и других общественных орга­ низациях в полной мере использовали предоставленные им права, осуществляли деловой контроль.-за исполни­ тельными органами, работой аппарата; утверждать в выборных органах обстановку подлинной коллективности, равенства, свободного и принципиального обсуждения вопросов. Каким бы ни было положение ру­ ководителя, оно не возвышает его над другими членами выборного органа, а лишь подчеркивает более высокую ответственность за строжайшее соблюдение партийных норм и принципов; осуществить практические меры по коренному улучше нию деятельности органов партийного, государственного и общественного контроля, усиливая их воздействие' на укрепление дисциплины, искоренение всякого рода нару- (Окон чание на 2-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz