Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Р е ч ь т о в а п и ш а Г О Р Б А Ч Е В А N1. С (Продолжение. На ч а ло на 1-й стр.), станем, жильем, товарами народного потребления. Что удалось сделать на начальном этапе реализации социальной программы, раз работанной партией? За последние два года денежные доходы населения выросли примерно на 16 миллиардов рублей в сред негодовом исчислении. По вышены заработная плата врачам и учителям, стипен дии учащимся техникумов и студентам. Увеличены пен сии некоторым категориям трудящихся. В сфере продовольствия — среднегодовые показате ли за это же время по про изводству мяса увеличились почти на два миллиона тонн, молока — на 8,5 миллиона тонн, яиц — более чем на 7 миллиардов штук. Увеличи ваются сборы зерна, сахар ной свеклы и ряда других культур. На этой основе про исходят перемены к лучше му в потреблении продук тов питания. Они более зна чительны в тех областях и республиках, где лучше ра ботают колхозы и совхозы, умело используются воз можности личных подсоб ных хозяйств. Теперь ведь действует принцип: каждая республика, край, область имеют задание на пятилетку по поставке продукции в со юзный, республиканский фонд, А все остальное оста ется для нужд местного сна бжения. Поэтому все. что будет прибавлено за эти го ды к намеченному плану, все это останется на местах. Таким образом, стимулиру ется не только колхоз, сов хоз, трудовой коллектив, но в этом заинтересован и каждый район, каждый ре гион. Расширились масштабы жилищного строительства. В прошлом году за счет всех источников возведено жи лья на 6,8 миллиона квадрат- , ных метров больше, чем в 1985 году. За январь—ав густ нынешнего года только за счет государства сдано новых домов на 6,7 миллио на квадратных метров боль ше в сравнении с соответ ствующим периодом прошло го года. Значительно увеличены вложения 6 строительство школ и детских дошкольных учреждений, клубов и до мов культуры, больниц и поликлиник, спортивных сооружений. Хотя пока и медленно, с трудностями, но все же на чинает меняться дело с производством товаров на родного потребления. Рас ширяются услуги населению. Все отрасли народного хо зяйства наращивают вклад в создание потребительских товаров и услуг. Прямо ска жем, дело это идет с боль шими трудностями, и далеко не все еше поняли, что от решения этой важнейшей го сударственной задачи никто не может стоять в стороне. В прошлом году при со кращении продажи алко гольных напитков на 10,7 миллиарда рублей общий товарооборот возрос почти на 8 миллиардов рублей. Это значит, что мы справились с восполнением утраты зна чительной части «пьяных» доходов, но еще не обеспе чиваем в нужном объеме прирост покупательского спроса населения. За 8 ме сяцев нынешнего года, не смотря на меньший, чем в прежние годы, объем выруч ки от продажи алкоголя, то варооборот по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 5,8 миллиарда рублей. Так что сдвиги имеются, хотя, если оценивать в це лом ситуацию на потреби тельском рынке, надо от кровенно сказать: пока мы ещё очень далеки от корен ного перелома в этой сфере. Усилия ослаблять нельзя — ни в центре, ни на местах. Наоборот —- их надо нара щивать. И особенно это каса ется качества и ассортимента. Советские люди горячо поддерживают линию госу дарства на улучшение здоро вья народа. Сейчас на всена родное обсуждение вынесен документ большого социаль ного и гуманистического она. чения — Основные направ ления развития здравоохра нения в стране. Это крупней шая наша национальная про грамма. На ее реализацию будут 'направлены огромные ресурсы. Прямо скажу: мы готовы дополнительно вложить в здравоохранение, равно как и в сферу образования, мак симальную часть того, что произведем сверх планов. Уже сейчас на неотложные нужды здравоохранения изысканы дополнительные финансовые ресурсы в объ еме 5.6 миллиард! рублей на остающиеся три года пятилет ки. Словом, товарищи, наши перспективные планы и пла ны на ближайшее будущее в социальной сфере весьма от ветственны. Наш подход яс ный — больше заботы о людях, больше внимания к их труду и жизни. Но эти планы непосредственно связаны с ускорением раз вития экономики, улучшени ем работы каждого пред приятия, колхоза, совхоза, стройки, научного учрежде ния. лаборатории, конструк торского бюро и т. д. А это означает — экономика для нас — главное поприще перестройки. Мы прибавили в послед нее время в работе промыш ленности, аграрном секторе, в капитальном строительст ве. Но наряду с опреде ленными изменениями к лучшему есть и отставание, и прежде всего, в машино строении, химической, лег кой промышленности. Это нас беспокоит, особенно бес покоит положение в машино строении, где идет глубокая модернизация, и мы должны обязательно одолеть возник шие трудности и обеспечить успех дела. Таким образом, перемены в нашей экономике происходят, но перелома пока не прои зошло. Да и Несерьезно бы ло бы рассчитывать на то, что такие огромные цели мо гут быть достигнуты за ка кие-нибудь два-три года, что за такое время произойдет коренной перелом в решении этих действительно револю ционных задач. Для того, чтобы этот перелом произо шел, мы многое . обязаны сделать. В этом не должно быть иллюзий — ведь речь идет о перестройке здания,а не«подметании углов, пере крашивании стен. Главная работа у нас еще впереди. Часто спрашивают: а что надо делать? Отвечая на этот вопрос, скажу так: на первом этапе нам нужно было разобраться с положе нием дел в экономике, в отдельных ее отраслях, регионах определить, с чего надо начинать, осу ществить необходимые структурные сдвиги, изме нить политику капитальных вложений, определить прио ритеты. Ну, и конечно, надо было решить, как мы будем дальше вести дела в народ ном хозяйстве: какие фор мы управления, какой ме ханизм хозяйствования нам нужны сейчас, какие новые подходы нам следует теперь применить, какие стимулы задействовать с тем, чтобы подстегнуть инициативу тру довых и производственных, научных и конструкторских коллективов. Вот такую работу мы в основном завершили и при няли соответствующие до кументы. Они одобрены июньским Пленумом Цент рального Комитета партии. Главный среди них — Закон о государственном предприя тии. Теперь наступил следую щий этап. Надо все, что было решено, воплотить в жизнь, чтобы за нашими ре шениями последовали прак тические дела, причем в точном соответствии с тем, как мы решили. И начинать, товарищи, эту работу, если это еще не сде лано, надо с наведения по рядка, укрепления дисцип лины и организованности во всех производственных кол лективах, решительного по вышения ответственности каждого за добросовестное выполнение своих прямых обязанностей. Это первый пункт, с чего надо начинать каждому из нас — делать по совести свое дело. 'Простой ответ для всех нас, для каж дого, какой бы кто пост ни занимал, на каком бы месте ни трудился в нашем обще стве. Нерешенность этих проб лем, что касается порядка, организованности, дорого обходилась обществу в прош лом, и это тем более недо пустимо сейчас. На комбина те «Североникель» молодые рабочие правильно говорили, что все мы в общем-то осно вательно подразболтались. И поэтому надо везде, и навер ху порядок наводить, и "в республиках, и в областях, в районах, в трудовых коллек_ тинах. Везде, "товарищи. Это очень важно сейчас, когда мы осуществляем радикальную реформу нашей экономики, когда надо работать по- новому, когда требуется ини циатива, самостоятельность, высокая ответственность за решение научио-техийческих, технологических, организаци онных’ задач, за внедрение новых методов хозяйствова ния. Отсюда — первая и очень важная задача всех трудовых коллективов — решительное наведение порядка, органи зованности, укрепления дис циплины. развитие инициати вы трудящихся. Первую скрипку тут должны играть наши руководящие кадры и партийные организации. До сих пор многие из них кивали на верх — дескать, пусть еще там разберутся. Кстати, ссылку на «верхи» многие партийные органы, руководящие работники очень широко использовали для оправдания своей безде ятельности, пассивности. При чем, особенно тогда, когда трудящиеся наседали на них, требуя конкретных ша гов по перестройке, по изме нению положения дел, по решению тех проблем, кото рые накопились в каждом трудовом коллективе, в том или ином городе или районе. Принятые решения выбива ют почву из-под ног та ких работников. Уже бли жайшее время многое прояс-нит и покажет, кто чего стоит. Теперь надо ра ботать. Все установки поли тические имеются, решения приняты. Задачи определены. Действовать всем надо. Одним словом, те, кто еще находится в «окопах выжи дания», должны, не мешкая, оставлять эти окопы и пе реходить в наступление на недостатки, запущенность, на отставание. Сейчас мы особо рассчиты ваем на инициативу и актив ность, принципиальность трудящихся. Мы так ставим вопрос, и из этого должны исходить и хозяйственные органы, и наши руководящие кадры, партийные организа ции, — трудящимся до все го есть дело. Это их стра на, это их строй, это их об щество. Они хозяева. Пар тийные организации, кадры — на службе у народа, и партия вся — на службе у народа. А не наоборот. Чле ны трудовых коллективов должны чувствовать се бя и действовать на производстве, как настоя щие хозяева. Всякие по пытки — от кого бы они ни исходили — воспрепятство вать реализации этого пра ва, проявлению инициативы трудящихся Должны реши тельно пресекаться. Все, что направлено на улучшение дела, на устране ние всегр того, что мешает движению вперед, внедрению новых методов хозяйствова ния, всех новшеств, достиже ний научно-технического прогресса, —все это не только правомерно, но жиз ненно необходимо нашему обществу. Вовлечь всех трудящихся в реальный процесс наведе ния порядка и организован ности на предприятиях, в ру ководство производственной и социальной жизнью трудо вых коллективов — в этом смысл решений январского и июньского Пленумов ЦК КПСС. Это — главный замы сел и Закона о государст венном предприятии. Поэтому, товарищи, хочу сказать: не ждите больше указаний сверху. Политичес кие установки вам известны, соответствующие правовые документы приняты, и надо сейчас действовать, развора чивать инициативу снизу. Руководители и партийные организации должны все де лать для того, чтобы этот процесс быстрее разворачи вался и набирал силу. И знаете, какое приятное впечатление в связи с этой темой я выношу из посеще ния Мурманской области, из бесед. Инициатива людей, их желание быть настоящими хозяевами уже чувствуются. И как сказал мне первый секретарь обкома В. Н. Пти цын: если обобщить сегод няшнюю ситуацию в обла сти, то надо прямо сказать — трудящиеся основательно сейчас нажимают на кадры, на парторганизации. В хо рошем плане, в плане усиле ния. Если кого это пугает в хозяйственных, в советских органах, в партийных орга низациях, то это только от непривычки. Это ведь так и должно быть при социализ ме. Пройдет время, и вы са ми будете искать пути, как к любому вопросу привлечь внимание коллектива, как с его участием решать любой вопрос. Это главное средст во. И если тут получится на стоящий союз руководящих кадров, парторганизаций и трудовых коллективов, это станет решающей силой. Техника — это хорошо. Но если такого союза не будет, ничего не получится. Глав ное действующее лицо — народ. И главное средство, чтобы задействовать эту си лу, —-■демократия, новые ме тоды хозяйствования. Вот это и открыли январский и июньский Пленумы ЦК КПСС. Особо я хотел бы вот о чем сказать. Сейчас очень важно хорошо разобраться во всем, что касается Закона о предприятии, хозрасчета, коллективного подряда, во всем, что мы называем но вый хозяйственный меха низм. Это, товарищи, не так все просто. Я вспоминаю 1986 год, когда мы готови лись к первому этапу введе ния госприемки. Одни отно сились к этому серьезно, другие — самонадеянно. У первых с начала нынешнего года дела пошли хорошо, хотя и не без трудностей. А вторых начало лихорадить, да так лихорадить, что от этого кое-кто до сих пор не избавился. А ведь отступать нельзя, товарищи. Вот сегодня мы в порту беседовали. И нам говорили докеры: прислали им погруз чики, а они не работают. Почему? Качество низкое. Это один пример, а вот дру гие: взял телевизор — че рез несколько дней или ча сов он вышел из строя. При шел трактор в колхоз или комбайн на село — его на до еще месяц доводить до кондиции, чтобы он рабо тал. Так можем ли мы от ступить от качества, от гос приемки, товарищи? Тогда зачем мы отдаем свое рабо чее время, силы, сырье, энер гию, а в результате все это превращается в негодный ко нечный продукт. Я не хочу все чернить, многое делает ся в стране хорошего. Возь мите оборону. Тут мы ни в чем не уступаем. Значит, можем работать. Но там, я должен сказать, приемщики так работают, что жарко всем: и рабочим, и конст рукторам, и инженерам, и хозяйственникам. Вот так и должна работать гоеприемка. Тогда у нас будут и техника, и товары те, которые мы хотим. Если этого не будет, зачем нам нужны деньги, что на них покупать? Надо же вдуматься. И зачем мы идем тогда каждое утро на свое рабочее место? Во имя чего? Мы все, все наше об щество должны обдумать та кую ситуацию. Не можем мы отступить от госприемки. Я уже раз десять говорил от имени ЦК и выражал глу бокую признательность рабо чему классу за его понима ние, классовое понимание того, что нельзя отступить от линии на улучшение ка чества. И рабочий класс оказал нам огромную под держку в .этом отношении. А кое-кто из хозяйственных руководителей просто расте рялся. - Нам надо хорошо изучить опыт введения госприемки и работы наших предприятий в этих условиях, и извлечь правильные уроки, чтобы не оказаться в трудной ситуа ции, когда с 1 января 1988 года 60 процентов нашей экономики переводится на принципы хозрасчета, само финансирования и самооку паемости. Это дело еще бо лее глубокое, чем госприем- ка. Как и в случае с госпри- емкой, мы не можем отсту пить в вопросах внедрения хозрасчета, самофинансиро вания и самоокупаемости. Мы не можем отступить от всего, что мы начинали. Начали борьбу с пьянством — не можем отступить, хо тя многие и недовольны. И до нас доходят высказыва ния в адрес правительства в очередях за этим зельем. Мы это знаем. А кое-где на местах не выдерживают это го давления. Ничего, мы эго предвидели. Но ведь главиая-то масса людей —г за трезвость. Если мы дрог нем, начнем отступать, фронт нашей перестройки разрушится. Внедрится хозрасчет, из менится ситуация на пред приятиях,' пойдет вся эконо мика вперед, будут другими конечные результаты. А значит, товарищи, откро ются и новые возможности для решения всего комплекса социальных проблем. Нам ведь не сами по себе нужны тонны нефти, руды и кубо метры газа, не сами по се бе нужны кубометры леса, тонны чугуна, стали и т. д. Нам это нужно для того, что бы в конце концов был боль ший национальный доход, ко торый бы мы употребили на улучшение всех сторон жиз ни нашего общества, народа нашего. Кстати сказать, тонн у нас и сейчас много. Но на одну единицу национального дохода мы расходуем и энергии, и материальных ре сурсов в полтора-два раза больше, чем в развитых стра нах. Выходит, что на этих ресурсах, которые сегодня мы имеем, при правильном их использовании, на основе но вых технологий, на основе достижений научно-техниче ского прогресса иметь мож но в полтора-два раза наци онального дохода больше. Ка кие огромные возможности! Как же наше богатство нас всех развратило. Я уже го ворил об этом й повторяю, и буду повторять, потому что это так. Мы купаемся в ре сурсах. Это безобразие, как лты стали к ним относиться. Мы уже чувствуем, к чему это Приводит„ Вот и празд ничный я вам разговор уст роил, да? Но это по-ленински. Если говорить о хозрасче те, то ведь и работа при хоз расчете будет оплачиваться и поощряться соответствую щим образом. Это тоже надо помнить. Ведь хозрасчет, по просту говоря, в простых вы ражениях, без употребления политэкономических катего рий, терминов, сводится к простой вещи — это поощ рение хорошей работы и со ответствующая оценка пло хой. Я сейчас сознательно глу боко не вдаюсь в экономиче ский смысл хозрасчета. Но поскольку хозрасчет ставит в прямую зависимость доходы трудящихся, а значит, и их положение, благосостояние, от конечных результатов, то очень остро встает одна про. блема. Речь идет о том, что в условиях хозрасчета трудя щиеся, рабочий, трудовой коллектив крайне заинтере сованы в том. чтобы'во главе бригад, производственных участков, цехов , техничес ких служб и в целом того или иного предприятия сто яли компетентные, совре менные, способные работники, которым трудовой коллектив может вручить свою судьбу и на которых он может поло житься. А значит, подготов ка к работе в условиях хоз расчета включает обсужде ние и решение кадровых вопросов. Все должно дела ться так, как требует вре мя и как считают трудящие ся, — демократически. На этом трудном переход ном этапе на помощь пред приятиям должны прийти штабы отраслей, экономи ческие союзные ведомства. Сейчас для них — это са мая главная задача. И я с беспокойством услышал в эти два дня, находясь на мурманской земле, много замечаний в адрес мини стерств, прежде всего в свя зи с тем, что они задержи вают доведение новых эко номических нормативов до предприятия. А без этого нельзя развернуть подготов ку и переход на хозяйствен ный расчет. Еще раз хочу подчерк нуть, что нужно готовиться к работе в новых условиях со всей серьезностью, пони мая, что это касается мил лионов людей, это касается самой важной и решающей сферы нашего общества — экономики. Опыт, который мы нако пили за два с лишним года во всех отраслях по приме нению новых методов хозяй ствования, новых подходов, новых форм организации производства, -опыт, который получен в ходе всенародно го обсуждения Закона о го- сударственном предприятии, убеждает нас в том, что мы на правильном пути, что, несмотря на первоначальные трудности, это многообеща ющее дело для всех нас, то варищи, для всего нашего общества, для дела социа лизма. И мы должны решать все проблемы нынешнего этапа с чувством большой ответственности. Не все сразу может по лучиться. Будут, наверное, и просчеты, возможны даже отдельные ошибки. Но надо во веек разбираться спо койно, демократически, все народно, без паники, без демагогии, серьезно. Ведь все, что задумано, направ лено на ускорение социаль но-экономического развития страны, на улучшение жизни трудящихся. Это надо хорошо помнить. Все, что будет прирастать в экономи ке, в конечном счете пойдет на повышение жизненного уровня народа и прежде всего отразится на состоя нии социальной сферы на шего общества. Сейчас все эти вопросы широко обсуж даются в средствах массо вой информации — в печа ти, по .радио и телевидению. Это нормальный процесс. Он помогает нам во всем разоб раться и действовать созна тельно, уверенно, эффек тивно. Наряду с многими про блемами перестройки об суждается сейчас и вопрос о ценах — о ценах оптовых, закупочных, розничных. Ме ня многие у вас спрашива ют: «Как будет решаться эта проблема?» Что хоте лось бы. сказать по этому вопросу. Это важное звено нового хозяйственного меха низма, И нельзя решить за дачу перехода на новые ме тоды хозяйствования без то го, чтобы по-настоящему не разобраться с ценами. "И с оптовыми, и закупочными, и розничными. Но дискуссия о ценах вызвала, как пока зывают беседы в Мурман ске, Мончегорске и инфор мация, поступающая в ЦК КПСС и правительство, оп ределенное беспокойство среди трудящихся, всего на селения страны. Это понят но. Смысл этого беспокойства сводится к тому: а не соби рается ли нынешнее руко водство решить все пробле мы экономики за счет сни жения жизненного уровня народа? Мне уже приходи лось на этот счет высказы ваться и на съезде, и на Пленумах ЦК. Еще раз хо чу сказать: ценами нам придется заниматься, как придется заниматься и другими вопросами нового хозяйственного механизма. Но, во-первых, это долж но делаться с целью опять- такн ускорения развития на шей экономики, увеличения производства необходимых продуктов и товаров в стра не, наращивания националь ного дохода, роста благосо стояния трудящихся. Вот в чем смысл. И, во-вторых. Как мы по ступали на начальном этапе перестройки, после апрель ского Пленума ЦК, так бу дем действовать и в даль нейшем — гласно, всена родно обсуждать все глав ные вопросы жизни общест ва. И, конечно, вопрос о це нах, вопрос, который заде вает все общество, каждую семью. Когда он созреет для решения, он будет обяза тельно. вынесен на обсужде ние трудящихся. На этот счет должна быть внесена ясность и никакого беспо койства не должно быть. Знаете, что получилось с ценами? Для иллюстрации несколько примеров. Госу дарство платит колхозам и совхозам за поставляемую продукцию, в первую оче редь животноводческую, в полтора—два раза больше той цены, по которой она реализуется населению. В связи с этим уже в прошлом году дотации по продаже мяса, и молока составили 57 миллиардов рублей. А ведь многие и не чувствуют и не знают такого положе ния. А отсюда нет должной уважительности к' этим про дуктам. Да это вы и сами знаете. Ведь получается, что ребятишки играют бул ками в футбол. А сколько продукции выбрасывается в отходы. Или пример другого характера. Дамские сапожки стоят 120—130 рублей, и 62 килограмма мяса, кото рые приходятся сегодня в среднем на каждого челове ка, обходятся в такую же сумму, то есть годовое по требление мяса стоит пары сапожек. Такая ситуация возникает. Поэтому никто не экономит и бережно не относится к продовольствен ным товарам. Но самое главное еще вот в чем. Семьи с большим доходом больше потребляют мяса и молока и, следова тельно, они больше исполь зуют эти дотации. Вот ведь какие проблемы. Мы сейчас думаем, как подойти к этому вопросу. И вот чтобы показать, насколь ко у нас дело выглядит па радоксально по сравнению с другими развитыми странами, приведу такие примеры. Возьмем продукты одинако вой калорийности. Вот смот рите. Если цену хлеба в Со ветском Союзе взять за еди ницу, то его цена в Соеди ненных Штатах Америки превышает в 5,5 раза, в Великобритании — в 3,6 ра за, во Франции — в 4,1 ра за, в ФРГ — в 4,9 раза, в Венгрии — в полтора раза. Хлеб пшеничный. Та же картина по мясу, молоку и т. д. Так что проблема есть, ее надо решать, но надо найти подход такой, чтобы не снизить жизненный уро вень трудящихся. Вот я и хочу задать вам вопрос: мы размышляем в правильном направлении? Голоса: Правильно, пра-' ВИЛЬНО. Раз эти вопросы всплы вают, хочу еще раз сказать, чтобы у вас не сложилось такое впечатление, что ру ководство затевает какие-то «тайны мадридского двора». Нет, товарищи, нет. Это не наш метод, чтобы мы реша ли проблемы экономики за счет снижения жизненного, уровня трудящихся. Как я уже говорил, все задачи эко номики будем решать за счет лучшей работы всех нас, всех трудящихся страны. И еш,е вот о чем хотелось сказать на нашей встрече. Нам, товарищи, надо вести строгую линию на экономию. Надо экономить труд, на до экономить ресурсы, о чем я уже говорил, экономить денежные средства. У нас в этом много беспорядка. Хочу это подкрепить одним, но очень важным, сущест венным примером. Посколь- ку на протяжении многих десятилетий в руководстве экономикой, да и в целом обществом делалась ставка на централизацию, на исполь зование командно-админи стративных методов, это привело к большому разра станию аппарата управления — и государственного, и хо зяйственного, и аппарата об щественных организаций, и в какой-то мере партийного аппарата. В сфере управления у нас сейчас занято около 18 мил лионов человек, из них 2,5 миллиона — аппарат раз личных органов управления й порядка 15 миллионов че ловек — управленческий персонал объединений, пред приятий и организаций. Все это составляет 15. процент тов трудовых ресурсов стра ны. На каждые шесть-семь человек — управляющий. Теперь, когда мы идем по пути широкой демократиза ции, развития инициативы и ответственности трудовых коллективов, повышения их самостоятельности, перехо дим на экономические мето ды управления взамен адми нистративных, естественно, мы должны основательно подумать над тем, чтобы упростить непомерно раз бухший аппарат. Раньше, как только возникала какая- то проблема в сфере эконо мики, и вообще в обществе, так сразу вносилось предло жение создать такую-то ор ганизацию для ее решения. Можно было подумать, что это помогало. Ничего подоб ного. Но делать это будем весь ма ответственно и взвешен но, проявляя заботу о каж дом человеке, о его судьбе, о судьбе его семьи. Мы дол жны в этом случае все ре шать* по-социалистически. Работы у нас в стране мно го, и каждому найдется де ло. Очень много работы. Содержание всего аппара та управления — большая статья для экономии нацио нального дохода. Ведь сей час на это — на содержа ние, на оплату аппарата, численность которого я на звал, -— в год мы расходуем более 40 миллиардов руб лей', а приращиваем нацио нальный доход в последние годы в размере около 20 миллиардов рублей. Недавно ЦК КПСС и пра вительство приняли решение о переводе на хозрасчет на учных учреждений. Эта ме ра осуществляется с целью повышения отдачи накоп ленного в стране научного потенциала и с целью опять- таки экономии. Это все ме ры не только необходимые, но и справедливые. Вот вчера директор, ком бината «Североникель» то варищ Ермаков говорил: те перь в условиях хозрасчета мы науке оплачивать реальный эффект, который она нам даст. До сих пор, по скольку это шло за счет государства, мы подписыва ли договор независимо от того, что давала наука. А теперь не можем. Это наши деньги, мы должны обеспе чить хозрасчет и самофинан сирование. Поэтому работ ники научных учреждений тоже должны подумать, как вносить больше меда в наш социалистический улей. А тот. - кто не зарабатывает, пусть самораспускается. Это тоже демократично. Ведь социализм — это же опла та по труду. А если нет тру да, какая же оплата. Между прочим, решением Совмина мы закрыли уже два отрас левых института, которые за последние годы ничего существенного не дали эко номике. А сейчас принято решение о переводе всей науки на хозрасчет. Это диктуется интересами обще ства и самих научных ра ботников. Ведь, откровенно говоря, талантливые научные работники ставят остро воп рос, что Надо платить за реальный труд, за реальный вклад. Строго следовать принципам социализма: от каждого — по способностям, каждому — по труду. Мы будем и дальше при нимать решения, осуществ лять меры, нацеливающие всех на рачительное хозяй ствование. В этом — смысл реформы планирования и управления, одна из целей перестройки. Но и сознание, совесть человека тоже на до направить на беспощад ную борьбу с бесхозяйствен ностью. Сколько ее еще у нас! Во всех отраслях 'на родного хозяйства. Да что там отраслях — в каждом коллективе, на каждом ра бочем месте. Возьмите по тери при уборке и хранении сельскохозяйственной про дукции, при заготовке леса, строительстве. Наверное, каждый сидящий из вас в этом зале, не задумываясь с ходу назовет десятки при меров. которые подтвердят, что бесхозяйственность си дит у нас повсеместно. Это наш враг. Мы еще недопус тимо расточительны и не бережливы .Это мы должны осознать и изменить реши тельно все к лучшему в стране. Научимся хозяйствовать экономно, наведем должный экономический порядок каж дый в своих делах, на•своем рабочем месте — получим огромный эффект в хозяйст ве. Не надо будет строить десятки новых предприятий, вкладывать миллиардные капиталовложения. Ближе, осязаемее станут • результа ты перестройки. Не говоря уже о том, что всякая рас точительность предельно от рицательно влияет на нрав ственность человека. Изба виться от нее — значит еще больше оздооовить тот мо ральный климат, в котором мы живем, работаем, отды хаем. Следует подчеркнуть, то варищи, что с реализацией радикальной реформы эко номики наше общество всту пает в решающий этап пе рестройки. Вчера в беседе с хозяйственниками, представ ляющими горнорудный комп лекс Мурманской области, я сказал, что мы в Политбюро считаем: наступил критиче ский этап перестройки. Ус пех этого огромного истори ческого дела — в компе тентном политическом, хо зяйственном руководстве и высокой сознательности трудящихся; Вот две глав- ных предпосылки. Давайте действовать сообща, исходя из такого понимания нашей ответственной ситуации. Если где-то что-то не по лучается, дает неожидан ный, непредвиденный или нежелательный результат — это не повод для разочаро ваний, отказа от борьбы. Это повод для другого. Для того, и только для того, чтобы поставить вопрос единственно по-марксистски, по-социалистически, по-на учному: каковы причины то го, что не реализуется на меченное, сохраняется еще апатия, безынициативность, выжидание. А разобравшись в истоках той или иной си туации, действовать реши тельно, исправляя положе ние к лучшему. Конечно, нам еще долгое время придется преодолевать последствия застоя. Мы в известной степени привыкли к нему, психология наша .адаптировалась к его усло виям, требованиям, прояв лениям. Широкое распро странение у нас получили такие явления, как уравни ловка, иждивенчество. Я бы даже сказал, что застой психологически для многих был весьма удобен. Некото рые и по сию попу больны ностальгией по тому вре мени. Это надо видеть и понимать — такова реаль ность. И с учетом этой ре альности надо действовать. Но видеть подобную дей ствительность -— не означа ет мириться с ней, как гово рится, отдаться на волю со бытий. Для нас видеть и понимать — лишь первый шаг, необходимая предпо сылка к изменению такой ситуации. Только на пути экономических, социальных мер, на пути воспитания общей и политической куль туры мы сможем все это преодолеть. Причем в обста новке открытости, гласнос ти. И это, товарищи, очень серьезно скажется на мора ли человека, его граждан ской позиции. Одно ясно и твердо должны мы себе ска зать, что с обломовщиной социализму не по пути. В общем перестройка про должает наращивать и тем пы, и масштабы, обретая все более твердую поступь. И задача всех — придать этому движению последова тельность и должное уско рение. Хочу еще раз повто рить: все, что намечено, может быть осуществлено только нашим трудом. Ни какого чуда не произойдет и произойти не может. Об новление нашей жизни, в чем мы кровно все заинте ресованы, МЫ ДОЛЖНЫ СО- ;У творить своими руками! Вот и весь ответ. Товарищи! Через призму общих дел, задач перестрой ки в целом надо рассматри вать и положение в вашей, области. О вашем трудовом вкладе я уже сказал. Мы его высоко ценим. Но у ме ня есть и замечания по ва шей работе. Прежде всего я хотел бы сказать вот о чем. Живете вы на Крайнем Севере. Со став населения у вас осо бый, задачи — особые, в особых условиях они реша ются. Рабочее место многих жителей города — в море, за тысячи миль от дома. И естественно, что люди нуж даются в повышенной забо те, в социально-культурных условиях жизни. Подходя таким образом к вопросу, мне хотелось бы обратить внимание на низ кие темпы жилищного стро ительства, что создало ост роту с обеспеченностью жи льем, особенно рыбаков. Сейчас дело несколько из менилось. Но расчеты, кото рые сегодня имеются в об ластных организациях, а они базируются на данных тру довых коллективов, показы вают, что они не соответст вуют задаче решения жи лищной проблемы к 2000 году. Надо дело менять, темпы наращивать. Немало трудностей с обес печением детскими дошколь ными учреждениями, школа ми, медицинскими, культур ными и спортивными учреж дениями. Горько и обидно было слушать вчера замечания рабочих. За последние 6—7 лет в два раза увеличились мощности комбината «Севе роникель». Но в ходе реше ния таких огромных задач не хватило внимания, пар тийности, совести, в конце концов, ни у руководителей комбината, ни у руководите лей отрасли, чтобы позабо титься о людях, которые ре шают эти производственные задачи. Опять подход к со циальной сфере на основе остаточного принципа. Все, что останется. И в результа те неудобно нам было с то варищем Ермаковым Влади миром Николаевичем, с дру гими товарищами слышать вчера справедливые замеча ния: детей негде оставить, не хватает дошкольных уч реждений. Безобразие. И безрукость. Вообще безот ветственность. Конечно, товарищи, все эти задачи, о которых я го ворю, — непростые. Нужны решительные меры, ’надо лучше использовать мощно сти крупнопанельного домо строения. Надо основательно заняться в области развити ем производства строймате риалов. Ведь такие уникаль ные возможности редко где можно найти. Все может здесь быть. Однако цемент в Мурманскую область заво зят. Стройматериалов не хва тает. Кирпичный завод — Кильдинский, построенный в 1936 году, из-за ветхости . основных фондов снижает объем производства. Разве это не характери стика того, как относятся местные областные органи зации к этим проблемам, как относятся министерства к решению вопросов, связан ных с социальным переуст ройством области? А ведь здесь, на Севере, действуют предприятия крупных наших министерств. И что же — они для жителей сурового края не могут позаботиться о создании нормальных ус ловий? Мы поручим рас смотреть все эти вопросы в комплексе. Но я должен ска зать, что обкому партии и облисполкому надо тоже действовать решительнее. Под лежачий камень вода не течет. Или возьмите выпуск то варов народного потребления на душу населения. Этот по казатель у вас на 36 про центов ниже, чем в среднем по Российской, Федерации. Я понимаю, структура у вас особая, сырьевые отрасли. Но ведь можно и цемент из местного сырья выпускать и давать его народному хозяй ству как товар народного потребления для розничной торговли, для развитая ин дивидуального строительст ва, для садоводов. Можно решить вопрос? Можно! Не решается. Кстати, у вас уже появля ются избыточные трудовые ресурсы в Мурманской обла сти. Их надо занимать. Раз ве нельзя занять на произ водстве женщин? Особенно женщин из семей военнослу жащих. Это образованный, как правило, народ. Разве нельзя связаться с такими центрами, как Ленинград и Рига, и организовать здесь филиалы радиотехнической промышленности, электро ники? Это будет прибавлять потенциал. Здесь присутствует ми нистр судостроения И. С. Белоусов. Сколько делает это министерство автомати ки, приборов для себя. Раз ве здесь нельзя выпускать все это? Но нет, Игорь Сер геевич говорит: в Мурманске надо не только зарплату, но и еще коэффициент выпла чивать. Разве это разговор? (Окончание на 3-й стр,).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz