Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

П ар т и й н ая ж и зн ь : о т ч е т ы и выборы В ДОВЕРИИ ОТКАЗАНО Не прошло и двух лет, хак одно из подразделений бывше­ го сельского строительного комбината — Аргамаченский завод ЖБИ передали в веде­ ние Минавтодора РСФСР. Те­ перь это опытно-эксперимен­ тальный завод мостовых кон­ струкций объединения «Рос-1 дорстройматериалы». Имея весьма изношенную материаль­ ную базу, понеся значительные кадровые потери при передаче из одной организации в дру­ гую, завод по сути дела начи­ нался на пустом месте. Заново создавалась здесь и партийная организация, которая пришла ныне ко второй в своей исто­ рии отчетно-выборной кампа­ ния. Мне довелось побывать на предыдущем собрании, и пбтому было любопытно сопо­ ставить, что изменилось после него на заводе, какие выводы сделали дирекция и партийная организация из критики, проз­ вучавшей на собрании. Увы, изменения не столь велики. Да, план восьми меся­ цев по большинству показа­ телей — производству продук­ ции, реализации ее, произво­ дительности труда — перевы­ полнен. Но, как самокритично отмечали докладчик секретарь парторганизации 3. И. Астахо­ ва, выступавшие в прениях, это произошло не столько под влиянием экономических ры­ чагов, сколько просто в резу­ льтате наведения элементарно­ го порядка, дисциплины. Ска­ зался и относительно невысо­ кий уровень производства, с которого начинался опытно­ экспериментальный завод: он заранее ставился как бы в теп­ личные условия (свидетельст­ во Нему плановая убыточность предприятия), которые в даль­ нейшем, при переходе на пол­ ный хозрасчет, самоокупае­ мость и самофинансирование, будут просто неприемлемы. Так что это обстоятельство требовало от коммунистов не обольщаться достигнутым, а трезво, критично подойти к оценке обстановки. Казалось бы, разговор т е л именно в этом русле. Но имен­ но — казалось. На самом же деле и критика, и самокрити­ ка носили поверхностный, де­ журный (словно для виду) ха­ рактер. К примеру, доклад­ чик касается острейшей про­ блемы — невыполнения (при­ чем хронического) плана до­ говорных поставок- Тут бы проанализировать, почему это стало возможным, какие ры­ чаги нужно привести в дейст­ вие, чтобы полностью удов­ летворить потребности смежни­ ков, Но нет... 3. И. Астахова ограничивается ремаркой: «Сказывается плохая организа­ ция снабжения». Еще больше благодушия высказывает В прениях директор завода И. В. Фролов: дескать, ничего страш­ ного, наверстаем к концу го­ да. Но «ничего страшного» — для кого? Если для ельчан, то с натяжкой еще можно со­ гласиться: ну, недополучат сколько-то премии — потерпят. А каково потребителям целый год ждать необходимую про­ дукцию? Ведь от этого их план уже точно затрещит по швам... Или взять ту же убыточность предприятия. Об этом опять- таки помянули на собраний скороговоркой: мол, ничего не поделаешь. А ведь впору встревожиться не на шутку: убытки не только не сократи­ лись по сравнению с тем же периодом прошлого года, но даже возросли на семь тысяч рублей. За восемь месяцев они составили 11? тысяч. Да­ ли о себе знать простои обо­ рудования, недостатки в ис­ пользовании вагонов и другие факторы производственного ха­ рактера, в частности устарев­ шая, неэкономичная техника. Откровение ли все это для коммунистов завода? Разумеет­ ся, нет. Помнится, еще на предыдущем собрании рабочие 6. А Иванов, А. С. Паршин, механик В. И. Меренков упо­ минали о слабой организации производства, низком уровне технической оснащенности предприятия. Взял нынче сло­ во В. А. Иванов и опять же ссылался на отсутствие сов­ ременного оборудования, пре­ обладание ручного труда, за­ держку с реконструкцией це­ хов. Но кто конкретно вино­ ват в этом, он не сказал. Так же и И. В. Фролов предпочел не касаться этого щекотливого вопроса, ограничившись со­ общением о подготовке тех­ нического проекта реконструк­ ции Но разве это новость? Ведь еще на прошлогоднем собрании называлась сумма, в которую обойдется реконструк­ ция — 6,5 миллиона рублей. Мало того, высказывалась мысль о создании хозрасчетно­ го строительного участка для проведения реконструкции соб­ ственными силами. Ныне об этом речи уже не шло. Вы­ ходит, отказались коммунисты от своей задумки, сочтя ее слишком хлопотной? А, мо­ жет, нашли иной вариант? Как бы там ни было, проблема ос­ талась открытой... Между тем, нужда в строй­ участке большая. Как отмеча­ ли на собрании мастер В. В. Дякин и составитель вагонов И. П- Атаманов, зароду край­ не необходимо депо для теп­ ловоза. Требует ремонта и расширения путевое хозяйство. Однако единственное, что сде­ лано пока, — расчищена пло­ щадка под депо. Если дело пойдет так и дальше, зимой возникнут немалые сложности с вывозкой продукции. Еще более серьезными последст­ виями грозит задержка с пус­ ком котельной. А все необхо­ димые материалы для этого, признался заместитель директо­ ра И. А. Воробьев, есть, не­ обходимо приложить лишь ру­ ки. Однако инициативы, от­ ветственности администрации, инженерным службам явно не хватает. Смирилась с недостатками, отмечали на собрании рабочий В- Т. Михалев, заведующий промышленно - транспортным отделом горкома КПСС Ю. Н. Соболев и другие выступаю­ щие, партийная организация. Не I ощущается с ее стороны достаточной требовательно ти к кадрам, настойчивости в реализации собственных по­ становлений. Не вошло в прак­ тику заслушивание отчетов руководителей о выполнении ими служебных обязанностей и партийных поручений, прове­ дение собеседований с комму­ нистами. Не налажена эконо­ мическая, партийная учеба, недостаточное внимание уде­ ляется политико-воспитатель­ ной работе, в результате чего «хромает» трудовая дисципли­ на. не изжито пьянство. Нет заботы о пополнении партий­ ных рядов, хотя база роста у организации есть (на заводе около 30 комсомольцев). Немалая вина в том, отме­ чал мастер В. В. Дякин. сек­ ретаря парторганизации 3. И- Астаховой. В ее адрес были высказаны серьезные замеча­ ния на предыдущем собрании (в частности, в устранении, от решения производственных во­ просов, упущениях в постанов­ ке идеологической работы), но, как показало время, она не сделала для себя выводов. Так работать сейчас, в период пе­ рестройки, просто нельзя. Оценку работы партийной организации, данную в прени­ ях, подтвердили результаты вы­ боров секретаря и его замес­ тителя. На ту и другую дол­ жность было предложено по несколько кандидатов. Выборы проводились тайным голосова­ нием. Большинством голосов секоетарем парторганизации избран В. И Павлов, замести­ телем секретаря П. М- Игна­ тов. А. КОАЯДОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». В областном к омитете народног о к онтроля КАК РАЗВИВАЮТСЯ ПОДВОРЬЯ В ОКТЯБРЕ—НОЯБРЕ РЕШЕНО ПРОВЕСТИ ПРОВЕР КУ ТОГО, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРО­ ИЗВОДСТВА МЯСА В ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХО­ ЗЯЙСТВАХ В соответствии с постанов­ лением КНК СССР от 29 мая 198? года в области в октябре — ноябре решено провести массовую проверку, как вы­ полняется указание партии и правительства о наращивании производства мяса в личных подсобных хозяйствах граж­ дан. Проверка будет осуще­ ствляться силами внештатных отделов КНК — организаци­ онного. торговли и сельского хозяйства, а также групп на­ родного контроля при сель­ ских и поселковых Советах совместно с постоянными ко­ миссиями по сельскому хозяй­ ству Советов народных депу­ татов. Намечено изучить динами­ ку численности поголовья ско­ та и птипы в личных подсоб­ ных хозяйствах граждан; вы­ полнение планов получения молодняка в колхозах и сов­ хозах, на инкубаторных стан­ циях и других сельскохозяй­ ственных предприятиях для продажи населению; обеспече­ ние подворий разнообразными кормами, оказание помощи в строительстве надворных по­ строек, выделение молодым семьям на льготных началах коров и телок, предоставление кредита на эти цели; выпол­ нение потребкооперацией за­ даний по закупкам мяса у населения, оказание транспорт­ ных услуг для перевозки про­ дукции, использование выделяе­ мых райпо комбикормов для встречной продажи сдатчикам скота , рост производства и закупок скота; состояние учета спроса и предложений. Городские, районные и про­ изводственные комитеты на­ родного контроля обязаны ре­ зультаты проверки рассмот­ реть на своих заседаниях, о принятых мерах проинформи­ ровать партийные и советские органы, СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Тысячи слушателей займут сегодня места в кабинетах политпросвета, аудиториях. Им предстоит продолжить по­ литическое и экономическое образований, обрести более глубокие, системные знания по проблемам ускорения со- Циально-Бкономического развития страны, изучить идей­ но-теоретическое наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Усиления марксистско-ленинской теоретической подго­ товки, идейно-нравственной закалки кадров, формирова­ ния у советских людей высокой политической культуры, современного экономического мышления требует партия. В принятом недавно постановлении ЦК КПСС «О пере­ стройке системы политической и экономической уче­ бы трудящихся» перед пропагандистами поставлена за­ дача: «Неуклонно повышать практическую отдачу и влия­ ние учебы на все стороны жизни партийных, профсоюз­ ных, комсомольских организаций, трудовых коллективов, на создание в них обстановки творческого настроя на ра­ боту по-новому, высокой ответственности каждого за по­ рученное дело и взаимной требовательности, энергичного поиска резервов ускорения, непримиримости к недостат­ кам, ко всему, что мешает движению вперед». В связи с этим требуются серьезные изменения в ра­ боте школ, коренное повышение качества и результатив­ ности занятий, применение передовых форм и методов, современных технических средств обучения. Об этом се­ годня размышляют пропагандисты области, выступления которых мы публикуем. ПЕДАГОГ, ПСИХОЛОГ. Перестройка политучебы невозможна без подготовки пропагандиста нового типа педагога, психолога, органи­ затора и воспитателя, кото­ рый должен не просто давать слушателям сумму знаний, а добиваться превращения этих знаний в убеждения. И мы многого добились. Если пять лет назад в системе партий­ ной учебы высшее образова­ ние имели 93 процента про­ пагандистов, а в комсомоль­ ской — лишь 80 процентов, то теперь все пропагандисты коммунисты с высшим об­ разованием. Примерно у 40 процентов их — и выс­ шее политическое образова­ ние. Не забыли мы и о резерве. Перспективные специали­ сты учатся в университете марксизма-ленинизма, прохо­ дят стажировку в качестве заместителей пропаганди­ стов. Стало традицией перед началом учебного года про­ водить индивидуальные бе­ седы с каждым из пропаган­ дистов. Цель бесед не в том, чтобы дагь наставления по организации учебы. Они поз­ воляют выяснить настроение, творческие планы людей. В результате мы все реже и реже слышим от пропаган­ дистов, что они работают без желания. Ну, а хороший настрой — это уже полдела. Есть он, значит, можно научить слушателей творче­ ски мыслить, помочь им осознать остроту пережива­ емого момента, мобилизо­ вать их на решение конкрет­ ных задач. Конечно, и пропагандистов надо постоянно учить. Мы удовлетворены тем, что за­ нятия в университете марк­ сизма-ленинизма, областные семинары становятся все бо­ лее проблемными, на них поднимаются вопросы, вол­ нующие пропагандистов и слушателей, внедряются ак­ тивные формы обучения. Совершенствуются фор­ мы работы с пропагандиста­ ми и в районе. В частности, меняется форма проведения районных семинаров. Сегод­ ня для нас главное •— не утерян ли пропагандистами интерес и вкус к политиче­ скому самообразованию, к самостоятельной работе? Ведь ни в средней школе, ни в вузе будущие пропаганди­ сты не приобретали навыков политического самообразо­ вания. А разве может быть настоящим пропагандистом человек, который не забо­ тится о повышении своих знаний, мало времени уде­ ляет подготовке к занятиям, изучению литературы? ^Оче­ видно, что никакой пропагаш дистский семинар, никакая методическая конференция, самая лучшая публикация в печати не могут заменить са­ мостоятельную работу. Конечно, не всегда отве чал требованиям и сам ха­ рактер нашей работы с про­ пагандистами. Содержание и формы семинаров нередко отбивали у них охоту читать, размышлять, искать. Мы сплошь и рядом 'занимались «натаскиванием» по очеред­ ной теме курса. И люди к этому привыкли: дайте под робный план, вопросы, текст лекции, методические ука­ зания, в которых все будет от «а» до «я». И на семина­ ры они приходили слушать, они и внутренне были наст­ роены лишь на восприятие готовой информации, а не на серьезную самостоятель ную работу. В прошлом учебном году произошли перемены. На семинары теперь выносятся актуальные темы. Пропа гандисты готовятся к дело вой игре, собеседованию, дис­ куссии, изучают теоретиче­ ские вопросы, понятия, опре­ деления. Принимают участие в дискуссиях секретари, за ведующие отделами райко ма, советские и хозяйствен­ ные работники. Пропаганди­ стам такая форма проведе­ ния семинаров нравится, нас она тоже удовлетворяет. В результате резко по­ высилось качество проводи- имоотношения с пропаганди- ются новые формы работы с ними. А. ЛУПАРЕВА, зав. кабинетом политпро. свешения Долгопуковско- , го райкома КПСС, Инженера Н. Н. Маклакова на Липецком станкострои­ тельном заводе знают многие. Начинал он ровно двадцать лет разад учеником токаря. Здесь стал коммунистом. Сей­ час он заместитель начальни­ ка цеха. Кроме того, Николай Николаевич умелый пропаган­ дист в системе комсомольской учебы. Фото А. ЩУРОВА. ШКОЛА НОВАТОРОВ Технический прогресс — ядро интенсификации произ­ водства, важнейшее условие перестройки. Но как его стимулировать? Ждать от машиностроения новой тех­ ники — долго, а поднять творческую активность рабо­ чих, инженеров и техников можно уже сейчас. Это в наших силах. Такую задачу мы себе и поставили. Кое-кто подумает: не мно­ го ли на себя взяла школа конкретной экономики? Но Ведь в числе ее слушателей 33 руководителя среднего звена: начальники участков, старшие мастера и мастера всех цехов железнодорожно­ го транспорта НЛМК — лю­ ди опытные, квалифициро­ ванные, ищущие. С первых дней для шко­ лы характерна творческая направленность учёбы. Глав­ ное здесь экономический ана­ лиз «узких мест», практиче­ ская разработка, внедрение и освоение новой техники. Экономическая учеба по­ могла убедить людей, осмы­ слить, по-новому взглянуть на многие операции, сделала слушателей активными авто­ рами и проводниками ново­ го. Регулярность занятий и встреч (не только по распи­ санию) позволила экономиче­ ской школе стать организа­ ционным центром создания новой техники. И это не игра в изобре­ тательство, а очень нужная предприятию работа. Силами слушателей четыре путеочи­ стительных поезда переобо­ рудованы в самоходные, что ежегодно дает 41 тысячу рублей экономии. Произво­ дительность новой техники возросла в три раза. Сейчас продолжаем подготовку по­ ездов для снегоуборки. По­ высим скорость их движения в два раза. Кроме того, по предложению слушателей был изготовлен высокоэф­ фективный снегоочиститель «Ветерок-3», О важности разработки свидетельствует то, что Мин- чермет издал специальный приказ о повсеместном изго­ товлении таких устройств. В активё слушателей шко­ лы также реконструкция землеуборочной машины, ко­ торая ржавела 14 лет. Пу­ тейцы получили механизи­ рованный комплекс, позволя­ ющий содержать междупутья в хорошем состояний. Сей­ час в тепловозном депо за­ канчивается создание нового энергонасыщенного мотово­ за — электростанции для цеха пути. Заканчивается ра­ бота в кислородно-конвертор­ ном цехе № 1 по внедрению полуавтоматической тран­ спортировки жидкого чугуна электротягачом «Прогресс»* что позволит сталеплавиль­ щикам снизить транспортные издержки более чем на пол­ миллиона рублей в год. Не все удалось сделать сразу. Были сомнения, спо­ ры, иногда переставали ве­ рить в задуманное, но в кон­ це концов продолжали ис­ кать. И в эпицентре всех дел был пропагандист. Сценарист и режиссер, арбитр и ком­ ментатор, организатор — вот далеко не полный перечень его обязанностей. И в наших условиях это было наиболее важным, существенным. Не беспредметный разговор по поводу вклада в ускорение, а сам вклад. Но поиск, безусловно, сти­ мулирует идея. И в связи с этим очень важные задачи стоят перед пропагандистом,- который обязан перевести ре­ шения партии на язык пов­ седневной работы, воздейст­ вуя на сознание слушателей, доказывая и убеждая своей работой, примером. А. БУЛАТОВ, зам. главного инженера УЖДТ НЛМК, пропаган­ дист школы конкретной экономики. ВСЕМ АРСЕНАЛОМ СРЕДСТВ . . . Нам, пропагандистам, пред­ стоит немало поработать, что­ бы развить у слушателей каче­ ства, необходимые для прак­ тической реализации курса партии на ускорение. Во гла­ ве угла должен быть строгий, скрупулезный анализ состоя­ ния дел в коллективе, выявле­ ние и использование резервов повышения качества продук­ ции, экономии сырьевых и материальных ресурсов, раз­ вития социальной сферы- Необходимо так организо­ вать занятия, чтобы слушате­ ли искали пути улучшения дел на своем заводе, в цехе, бригаде, добивались бы кон­ кретных результатов, способ­ ствовали повышению эффек­ тивности производства. И нам многое удалось сделать. Коммунисты Ю. А. Бу­ ряков, А. П- Фимаев, напри­ мер, внесли предложение по автоматизации контроля кор­ пусных деталей. Это позволи­ ло переложить на плечи ма­ шин труд нескольких контро­ леров. Выйти на новый уровень и проведении занятий возмож­ но лишь при условии, если мы учтем масштаб и глубину происходящих перемен. Меня­ ется хозяйственно-экономи­ ческая ситуация, разрушают­ ся привычные стереотипы, все больше вовлекаются в про­ цессы управления рядовые члены коллектива, которые начинают чувствовать себя хозяевами не на словах, а на деле. Происходят и другие обна­ деживающие перемены. Глас­ ность, углубление демократи­ зации общества оказывают су­ щественное влияние на пере­ стройку сознания, способству­ ют повышению активности, за­ нятия становятся интереснее. Слушатели предпочитают выс­ казаться, а не отмолчаться- Конечно, перемены намети­ лись не сегодня. Так, уже на протяжении ряда лет бригади­ ры у нас избираются на об­ щих собраниях трудовых кол­ лективов- Это правило расп­ ространилось и на командиров среднего звена, на начальников участков и цехов. В этом го­ ду в результате конкурсного отбора утвержден начальник отдела комплектации и коопе­ рированных поставок. Сила коллектива — в твор­ ческом отношении каждого к делу. Сегодня для нас это особенно важно. Предстоит увеличить выпуск станков с числовым и программным уп­ равлением, обрабатывающих центров, превосходящих по техническим характеристикам зарубежные аналоги. Это требует рациональной перестройки многих сфер про­ изводства, сознания людей. Думается, коллектив поверил в реальность поставлешшх !*&• лей. Ведь сегодня предприятие интенсивно, обновляется, ре­ конструируется, Уже в нынеш­ ней пятилетке предстоит пост­ роить и ввести в действие кор­ пус товаров народного потреб­ ления мощностью 7,8 млн- руб­ лей, новый инструментальный цех, начать строительство кор­ пуса сборки модулей и авто­ матических линий. Ускоренными темпами раз­ вивается социальная сфера. Это способствует стабилизации трудового коллектива. Уровень текучести кадров по заводу не превышает шести процен­ тов, что значительно ниже среднеобластного. Немалая за­ слуга в этом и пропагандистов* но впереди еще более слож­ ные задачи. $ С 1 января 1988 года завод переходит на полный хозрас­ чет и самофинансирование. Се­ годня каждый работник заво­ да знает, что его материаль­ ные и социальные блага нахо­ дятся в прямой зависимости от результатов труда. Предметный разговор Ц' «бо всем этом не однажды ^ шел на занятиях. Готовили мы лю­ дей и к переходу на новую систему оплаты труда. При самом непосредственном уча­ стии партийных, профсоюзных и других общественных орга­ низаций проведена аттестация рабочих и ИТР, в результате которой упорядочены должно­ стные оклады и тарифные ставки. Установлена диффе­ ренцированная оплата труда работников с учетом их кон­ кретного вклада в обществен­ ное производство, деловых ка­ честв- Это покончило с уравнилов- * кой, активизировало трудовую деятельность людей, заставило посмотреть на свое место в производственном процессе с позиций це потребителя, а со­ зидателя. Серьезные изменения про­ исходят и в системе партийной учебы. В этом году у нас бу­ дут действовать комплексные школы, руководителем одной из которых буду я. Они пре­ дусматривают учебу комму­ нистов вместе с комсомольца­ ми. Претерпели изменения учебные программы. Будут со­ вершенствоваться методы и формы проведения занятий. При этом мы понимаем, что путь к сердцам слушателей лежит не через констатацию общеизвестных фактов. Созда­ ние проблемных ситуаций, ди- . алог, острые споры и живое обсуждение насущных вопро­ сов •— вот что надо брать на вооружение пропагандисту. А. ЛАПШИН, пропагандист школы основ марксизма-ленинизма Ли­ пецкого станкостроительно­ го завода. ОВЛАДЕВАТЬ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ДИАЛЕКТИКОЙ, КРЕПИТЬ СВЯЗЬ УЧЕБЫ С ПРАКТИЧЕСКИМИ ДЕЛАМИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) Постановлением ЦК КПСС восстанавливается принцип, в соответствии с которым пар­ тийные комитеты осуществля­ ют политическое руководство экономической учебой, опреде­ ляют основные направления ее развития. В настоящее время эта работа возлагается на Эко­ номический и отраслевые от­ делы ЦК КПСС, ЦК компар­ тий союзных республик, край­ комы, обкомы, горкомы, рай­ комы партии. Вся же практи­ ческая, конкретная работа по планированию и организации экономической учебы в отрас­ ли, повышению ее качества и результативности, укреплению материально-технической ба­ зы возлагается на соответству­ ющие министерства и ведом­ ства, хозяйственных руководи­ телей. Координация их деяте­ льности в этом вопросе пору­ чается Бюро Совета Минист­ ров СССР по социальному раз­ витию. Речь по существу идет о том, чтобы, говоря ленински­ ми словами, «...на основе пра­ вильного политического реше­ ния провести — вернее: про­ водить — длительную, система­ тическую, настойчивую, тер­ пеливую, разностороннюю, пов­ торную производственную про­ паганду, проводить ее в госу­ дарственном масштабе, от име­ ни и под руководством госу­ дарственного учреждения». (Ле­ нин В. И. Поли, собр соч., т. 42, с. 296. Подчеркнуто. Ред) В ходе перестройки эконо­ мической учебы необходимо решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, соединить экономическую учебу с произ­ водственной (профессиональ­ ной), создав на этой основе массовую производственно­ экономическую учебу. Основ­ ными формами этой учебы должны стать школы социали­ стического хозяйствования, производственно - экономиче­ ские семинары и университе­ ты технико - экономических знаний. Систематическая учеба тру­ дящихся в массовых формах непрерывного производствен­ но-экономического образова­ ния непосредственно на пред­ приятиях, в объединениях, уч­ реждениях и организациях дол­ жна дополняться повышением квалификации и периодической переподготовкой рабочих, ин­ женерно - технических работ­ ников и служащих в учебно­ курсовых комбинатах (учеб­ ных пунктах), технических школах, профессионально-те­ хнических училищах, на кур­ сах, факультетах и в институ­ тах повышения квалификации, других специальных учеб­ ных заведениях. Это позво­ лит уже к концу текущей пя­ тилетки обеспечить переход от периодического к непрерывно­ му обучению, дать возможность трудящимся постоянно обнов­ лять и пополнять экономиче­ ские и научно-технические знания, повышать свое про­ фессиональное мастерство. Существенно повышается роль ВЦСПС, центральных ко­ митетов и советов профсою­ зов, профсоюзных комитетов предприятий, организаций, кол­ хозов и совхозов. Перед ни­ ми поставлена задача в тес­ ном взаимодействии с хозяй­ ственными органами органи­ зовать учебу рабочих и кол­ хозников в школах социалис­ тического хозяйствования, других формах массовой про­ изводственно - экономической учебы. Подбор и обучение ру­ ководителей занятий, укрепле­ ние материально - технической базы, подготовка рекоменда­ ций по изучению передового производственного опыта, со­ вершенствование работы групп и кружков качества, научно- технических обществ, школ передового опыта и др. •— вот далеко не ' полный перечень дел, где профсоюзы должны сказать свое решающее сло­ во. Во-вторых, не ослабляя об­ щественных начал ,в организа­ ции этой работы, включить производственно - экономичес­ кую учебу в государственную систему повышения квалифи­ кации и переподготовки кад­ ров. Естественно, что эта задача не может быть решена в один год. Она потребует значитель­ ного укрепления материально- технической базы учебы, до­ полнительных финансовых ре­ сурсов. Но и медлительность здесь недопустима. Успех де­ ла на местах будет зависеть от инициативы, творчества тру­ довых коллективов, четкой ко­ ординации усилий хозяйствен­ ных и профсоюзных органов. Реализация задач по перест­ ройке политической и эконо­ мической учебы требует су­ щественного повышения уров­ ня партийного руководства. ЦК КПСС осудил факты без­ различного, пренебрежитель­ ного отношения к учебе кад­ ров, призвал решительно по­ кончить с ее недооценкой. Партийные комитеты, подчер­ кивается в постановлении ЦК КПСС, должны рассматривать политическую учебу и произ­ водственно - экономическое об­ разование как взаимодополня­ ющие стороны идейно-теорети­ ческой и профессиональной подготовки трудящихся, сос­ тавную часть кадровой поли­ тики партии- Речь, таким об­ разом, идет о том, чтобы осу­ ществление конкретного, пов­ седневного руководства этим важнейшим участком идеоло­ гической деятельности пар­ тии становилось делом всего партийного комитета, его кол­ легиальных органов — плену­ мов и бюро. Персональная от­ ветственность за теоретическую подготовку и идейно-нравст­ венную закалку кадров воз­ ложена на первых секретарей партийных комитетов. Основным звеном в работе по повышению эффективности и качества политической и эко­ номической учебы становятся первичные партийные орга­ низации- Они должны усилить требовательность к коммунис­ там за повышение их идей­ но-политического уровня, вы­ полнение требований Устава КПСС. Повышенные требования предъявляются к пропагандист­ ским кадрам. Пропагандистс­ кий корпус должен пополнять­ ся людьми знающими, твор­ ческими, преданными делу партии, умеющими аналити­ чески и нестандартно мыс­ лить, аргументированно от­ стаивать коммунистические идеалы. Наряду с партийны­ ми, советскими, профсоюзными, хозяйственными руководите­ лями к этой работе следует активно привлекать ученых и специалистов, деятелей лите­ ратуры и искусства, передови­ ков и новаторов производства. Шире использовать опыт и знания ветеранов войны и тру­ да. В новых условиях значи­ тельно возрастает роль уни­ верситетов марксизма-лениниз­ ма, которые по решению ЦК КПСС объединяются с дома­ ми политического просвеще­ ния партийных комитетов. Этим создается единая систе­ ма подбора, качественной под­ готовки и использования про­ пагандистских кадров- Наряду с подготовит про­ пагандистских кадров в уни­ верситетах марксизма-лени­ низма необходимо в этих це­ лях широко использовать двух­ недельные ■ курсы с отрывом от производства при домах поли­ тического просвещения, ин­ ститутах и курсах повышения квалификации, постоянно дей­ ствующие семинары, проводи­ мые местными партийными, хо­ зяйственными и профсоюзными * органами. Успех перестройки во мно­ гом будет зависеть от совер­ шенствования учебно-методи­ ческого обеспечения учебы. Документами ЦК КПСС по­ ставлена задача создать прак­ тически новые программы, учебники и учебные пособия. Они должны быть написаны живым, образным языком, в полной мере соответствовать обновленному содержанию политической учебы, ее но­ вой логике. В значительном укреплении нуждается материально-техни­ ческая база домов и кабине­ тов политического просвеще­ ния. Надо оснастить их необ­ ходимой множительной, ви­ деопроекционной и телевизион­ но-дисплейной техникой, ки­ нофотолабораториями и матери­ алами, осуществить меры по компьютеризации. Особое вни­ мание следует уделить каби­ нетам политического просве­ щения сельских райкомов пар­ тии и партийных комитетов. Перестройка учебы — слож­ ный и многоплановый про­ цесс. Принятие Документов за­ вершает только начальный, подготовительный этап — этап разработки концепции пере­ стройки системы политической и экономической учебы, ос­ новных ее направлений. Впе­ реди — не менее ответствен­ ные задачи. Предстоит переве­ сти идеи перестройки учебы в плоскость практических дел. Многое нужно сделать уже в 1987/88 учебном году. Важ­ нейшая его особенность за­ ключается в том, что он сов­ падает с подготовкой и празд­ нованием 70-летия Великой Октябрьской социалистичес­ кой революции, проведением XIX Всесоюзной партийной конференции. Документы пар­ тии, связанные е юбилеем Октября, необходимо в Пол­ ной мере использовать для дальнейшей актуализации со­ держания учебы, усиления ее идейно - теоретического уров­ ня. Этой же цели должно служить и продолжение изу­ чения курсов «Ускорение со­ циально - экономического раз­ вития страны — стратегическая линия КПСС» и «Интенсифи­ кация производства». В конце нового учебного \ го­ да будут подводиться итоги работы народного хозяйства страны в первой половице две­ надцатой пятилетки. Чтобы эти итоги были весомее, необходи­ мо усилить трудовое напря­ жение, максимально повы­ сить творческую отдачу каж­ дого коллектива. Уже сейчас нужно позаботиться 6 том, чтобы политическая и эконо­ мическая учеба способствовала максимальному изысканию резервов производства, раз­ витию процессов демократи­ зации, гласности, самоуправ­ ления. Первое занятие во всех формах учебы рекомендуется провести по теме «Практичес­ кими делами углублять пере­ стройку»- В наступающем учебном году многое предстоит сделать по подготовке к переходу с 1988/89 учебного года на новую систему учебы. Документы, принятые ЦК КПСС, дают принципиальные ориентиры для перестройки политической и экономической учебы. Жизнь, практический опыт будут углублять наши представления о наиболее эф­ фективных путях решения по­ ставленной задачи. На этом пу­ ти будет немало новых проб­ лем, сложностей, будут й ошибки. И все же самая глав­ ная ошибка, как подчёркивал М. С. Горбачев, — это боязнь ошибиться. Необходимо сме­ лее идти на, ломку устояв­ шихся стереотипов и привы­ чек, обогащать практику уче­ бы конструктивными предло­ жениями, учитывающими ре­ зультаты экспериментов, ин­ тересы трудящихся, превра­ щать знания в убеждения и жизненные принципы, теоре­ тические положения — в реа­ льные дела. Только таким об­ разом можно рассчитывать на успех перестройки учебы. («Правда», 29 сентября 1987 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz