Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
г|У*л Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 70 -й год издания Четверг, I октября 1987 г. № 227 (17924) Цена 3 коп. ОВЛАДЕВАТЬ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ДИАЛЕКТИКОЙ, КРЕПИТЬ СВЯЗЬ УЧЕБЫ С П Р А К Т И Ч Е С К И М И Д Е Л А М И Мартовский и апрельский Пленумы ЦК КПСС 1985 го да начали отсчет нового этапа 'социалистического развития — . этапа качественных преобразо ваний всех сфер общественной жизни. XXVII съезд КПСС закрепил намеченный курс, выработал разностороннюю программу ускорения социаль но-экономического развития страны, которая стала для партии, всех трудящихся ос новополагающей. Два послед них Пленума ЦК — январский и июньский — подвели итоги двух лёт практической рабо ты, активного теоретического поиска, перевели идеи ускоре ния в практическую плос кость, заложили фундамент нового хозяйственного и обще ственного комплекса, в кото ром нам жить и работать в предстоящие десятилетия. Перестройка вошла в нашу повседневность, стала ее , не отъемлемой частью. Развер тываются процессы демокра тизации всех сторон жизни советского общества. Вместе с тем революционные преобра зования осуществляются в про тиворечиях, в борьбе с рути ной, косностью, бюрократиз мом. Перестройка до многих мест реально еще не дошла. По ряду направлений она ве дется низкими темпами, не последовательно. Немало фак тов, когда в отдельных ре гионах, трудовых кол лективах важные решения по крупным вопросам политиче ской и экономической жизни реализуются вполсилы, не в полном объеме. Для преодоления тормозя щих силНщнерции, отживших традиций и консерватизма, для придания перестройке ус корения и действенности не обходимо, чтобы революцион ные процессы охватили массы и все сферы жизни. По су ществу речь идет о том, что бы перестроить сознание со ветских людей, поднять его на новый уровень образова ния и общей культуры, ин формированности и кругозора. Действенным рычагом пере стройки общественного со знания, мощным средством формирования целостного марксистско-ленинского ми ровоззрения, надежным по мощником партии в осуществ лении ее курса на перестрой ку и обновление призвана стать политическая и экономи ческая учеба трудящихся. В опубликованном постановле нии ЦК КПСС «О перестройке системы политической и эко номической учебы трудящих ся», а также в «Основных на правлениях перестройки систе мы политической и экономиче ской учебы трудящихся», утвержденных ЦК КПСС с учетом их широкого обсуж дения, дана объективная оцен ка состояния мапксистско-ле нинского образования трудя щихся, четко определена роль политической и экономической учебы в певолюционных про цессах, пооисходящих в обще стве, намечены конкретные пути перестройки этого важ нейшего участка идеологиче ской деятельности партии. По существу, в них сформулиро вана концепция марксистско- ленинского образования на нынешнем переломном этапе развития советского общества. Определяя го'ти перестройки системы политической и эко номической учебы трудящих ся, Центральный Комитет пар тии обращает внимание пар тийных, профсоюзных, комсо мольских комитетов, хозяйст венных органов на комплекс ное решение ряда взаимосвя занных задач. Главная из них — коренное обновление содержания по литической и экономической учебы, повышение ее идейно теоретического уровня. Пере стройка — время фундамен тальных перемен, продолжение в новых истооических услови ях дела Октября. Она потре бовала объективного анализа состояния дел г советском обществе, в мировом развитии по всем коренным проблемам бытия человека и человечест ва. КПСС, отвечая на вызов времени, на самые жгучие во просы, волнующие советских людей, все мировое сообщество, выдвинула новые теоретиче ские положения о перелом ном характере нынешнего эта па истории о тенденциях и противоречиях современной эпохи, движущих силах обще ственного прогресса, об объ ективной необходимости и не обратимости перестройки, о закономерностях движения социалистического общества к новому качественному состоя нию, о диалектике постепен ного перехода к коммунизму. Эти положения, отраженные в Программе КПСС, материалах XXVII съезда партии, январ ского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС, и будут составлять содержание поли тического и экономического образования. В центр всей учебы вы двигается концепция ускоре ния как крупнейшее достиже ние современной марксист ско-ленинской мысли, как тео ретическое и практическое выражение, объективных тре бований современного этапа развития общества. направ ленное на результативное об новление социализма на всех его уровнях. Все изучаемые курсы бази руются на идейно-теоретичес ком наследии К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, богатейшем историческом опы те КПСС, братских партий. Живая связь времен, полити ки, революционных традиций, их созвучие с сегодняшними делами должны стать основой и действенным средством ос мысления современности, про никновения в будущее. Наряду с проблемами, рас крывающими различные ас пекты ускорения, поставлена задача разработать и ввести специальные курсы: «Марксизм- ленинизм — научная ос нова революционного преоб разования общества», «Истори ческий опыт КПСС и совре менность», «Марксистско-ле нинская философия и социаль ный прогресс», «Политическая экономия и проблемы эффек тивности социалистического производства», «Научный ком мунизм и актуальные пробле мы совершенствования социа лизма», которые позволят на иболее полно удовлетворить за просы коммунистов и беспар тийных в системном и целост ном усвоении теории марксиз ма-ленинизма в единстве всех его составных частей, дадут возможность правильно судить о современном этапе социали стического строительства. о социализме как реальности на шей жизни, о месте, роли и вкладе каждого конкоетного человека в совершенствование социализма на деле. КПСС исходит из того, что верность марксистско-ленин скому учению не в своевре менной ссылке на то или иное положение классиков, не в «подгонке» цитат под имею щиеся факты. Схоластика, на четничество и догматизм всег да были путами для действи тельного приращения зна ний. Эту очевидную истину еще раз подтвердили после дние годы, когда изучение реального, живого социализма во всей его динамике и проти воречивости развития подменя лось зачастую конструировани ем умозрительных моделей. Политическая учеба была об ращена в прошлое, вращалась преимущественно вокруг азов марксизма-ленинизма, много кратного повтопения давно из вестных «основ», а радость от крытия, красота и увлекатель ность революционной теории — этого величайшего интеллек туального капитала человека— превращались в нечто скучное, казенное, (формальное. Отсюда важнейшее требо вание, заказ времени — изме нить саму логику учебы. Не обходимо возподить диалекти ческий, по-ленински творче ский подход к пониманию це лей и средств социалистичес ких преобразований, изучать — кропотливо и вдумчиво — реальные противоречия, нахо дить эффективные пути их ре шения. Идти не от заранее сформулированных принци пов к фактам жизни, а от ре альностей бытия, действитель ных процессов, протекающих в советском обществе и мире в целом, к теоретическим обоб щениям, выводам, осознанному осмыслению и переосмысле нию классического наследия, многих привычных представле ний и концепций: плановости, централизма, демократии, глас ности, социальной справедли вости и до. Не назад к прош лому, пройденному, даже хо рошо зарекомендовавшему се бя в иных исторических усло виях, а вперед,' не отбрасывая положительное, а развивая и совершенствуя его. Вперед с Лениным, с марксистско-ле нинской диалектикой. В этом суть и смысл коренного обно вления содержания политиче ской и экономической учебы. Обновленное содержание уче бы создает реальные предпо сылки для укрепления ее свя зи с жизнью, с решением кар динальных проблем ускорения социально-экономического раз вития страны. Необходимо не уклонно повышать практичес кую отдачу и влияние учебы на все стороны жизни партий ных, профсоюзных, комсо мольских организаций, трудо вых коллективов. Каждое за нятие должно помогать созда нию обстановки творческого настроя на работу по-новому, высокой ответственности, энер гичного поиска резервов уско рения, способствовать решению задач двенадцатой пятилетки. Умное и правдивое слово про пагандиста должно быть орга нично соединено с решением практических задач. Учебу не обходимо направить на то, что бы повышалась организация груда, строго соблюдались по рядок и дисциплина на произ водстве, шла решительная борь ба с пьянством, тунеядством, преступностью. Принципиальное значение ЦК КПСС придает учебе ком мунистов. Основная цель пар тийной учебы заключается в формировании высокой идей ности и сознательности чле нов КПСС, развитии у каждо го из них качеств политйчес- кого бойца и организатора масс, активного проводника в жизнь генеральной линии пар тии, воспитании готовности под чинить личные интересы об щественным, беззаветно слу жить народу. Каждый ком мунист, особенно коммунист- руководитель, должен овладеть марксистско-ленинской диа лектикой, разбираться в за конах общественного развития, творчески осмысливать сегод няшнюю действительность, чтобы успешно решать постав ленные задачи. В соответствии с требовани ями XXVII съезда партии, XX съезда ВЛКСМ должна быТь пе рестроена комсомольская по литическая учеба. В современ ных условиях она призвана формировать у юношей и де вушек коммунистическое ми ровоззрение, высокие моралью ные качества, ответственность за судьбы социализма, мира, за будущее нашей Родины. По литическое образование ком сомольцев должно быть тесно сопряжено с практическими де лами* учитывать Возросшие ду ховные запросы молодежи, способствовать ее активному включению в процессы обнов ления и демократизации обще ства. Содержание комсомоль ской учебы определяется кур сами, рекомендованными для партийной учебы, а также спе циальной молодежной проб лематикой, определяемой ЦК ВЛКСМ. ЦК КПСС поставил задачу — привести Формы политичег ской учебы в полное соответ ствие с ее содержанием. Уче бу коммунистов и беспартий ного актива намечается сосре доточить в политических шко лах, политических и методоло гических семинарах и универ ситетах марксизма-ленинизма; комсомольцев и молодежи —• в комсомольских политических школах и семинарах, полити ческих дискуссионных клубах. Смысл этой задачи состоит не в том, чтобы одни школы и семинары заменить други ми или старым формам дать новое название. Примеры та кого рода уже были. Главное заключается в том, чтобы эти формы учебы, наполненные новым содержанием, стали ме стом духовного общения тру дящихся. коллективного поис ка ответов на многочисленные и непростые вопросы, которые постоянно ставит жизнь, дей ственным средством политиче ского воспитания масс. Во всех школах и семинарах сле дует создавать атмосферу от крытости, гласности, широ ких, ответственных дискуссий, пронизанных заботой о нуж дах народа, о судьбах госу дарства и общества. В новой системе особое зна чение придается самостояте льной учебе по индивидуаль ным планам. Предстоит пре одолеть практику, при кото рой эта форма самообразова ния превращалась в ширму, использовалась как прикрытие для тех, - кто вообще не учил ся. Организуя учебу по ин дивидуальным планам, пар тийные организации должны исходить из того, что эта фор ма учебы в нынешних усло виях по существу новое нап равление и его нужно созда вать на иной основе Для занимающихся самостоятельно следует организовывать консуль тационные пункты, постоянно действующие лектории, полити ческие клубы, проводить на учно-практические конфе ренции. Всесторонняя помощь должна сочетаться с повыше нием ответственности и уси лением контроля. Перестройка политической учебы предполагает широкое развитие ее демократических принципов. По сути дела речь идет о претворении в жизнь новой концепции демократиз ма учебы, предусматривающей решительную ломку практи ки, когда одни «вещают», из рекают истины, а другие лишь «внемлют». Свободное, откро венное высказывание собст венного мнения, уважительный диалог, живое обсуждение са мых животрепещущих проб лем — тот рычаг, с помощью которого можно сломать шко лярские методы учебы, воз родить интерес к теории, обе спечить формирование высокой политической культуры масс. Новая система учебы пре доставляет трудящимся ши рокие возможности для по полнения политических, эко номических, социальных, пра вовых и других знаний. Пар тийным организациям пред,ос тавлено право выбирать тот курс, который в наибольшей степени соответствует запро сам слушателей, потребностям данного трудового коллектива, идеологической обстановке в ре гионе, решаемым социально- экономическим задачам. При необходимости слушатели школ и семинаров могут изучать и курс, не включенный в пере чень рекомендованных. Он вводится при условии надле жащего его учебно-методичес кого обеспечения. Важно подчеркнуть, что все рекомендованные формы уче бы являются примерными, не раз и навсегда данными- В зависимости от конкретных ус ловий партийная организация мелеет выбирать любую фор му учебы трудящихся, в том числе и ту, которая не вхо дит в перечень рекомендован ных у Главное при этом, чтобы поиск новых форм не приво дил к формотворчеству, го лому экспериментированию, а служил конечному результату, т. е. в полной мере обеспечи вал высокую эффективность учебы. Демократизм — это и прин ципиальное изменение подхо дов к формированию системы. Теперь политические школы, политические и методологичес кие семинары могут комплек товаться как за счет коммуни стов, так и за счет комсомоль цев и беспартийного актива. Там, где это необходимо, учеб ные группы системы полити ческой учебы могут создавать ся на базе первичных произ водственных подразделений, т. е. включать в себя всех членов бригады, участка, фер мы Переход из одной формы учебы в другую должен осу ществляться таким образом, чтобы в полной мере учесть запросы людей, обеспечить на иболее эффективную и целе сообразную для данной кате гории слушателей политичес кую и экономическую. подго товку. Рациональная структура учебы, количество ее форм, состав слушателей в них и т. д. в каждом конкретном трудовом коллективе определя ются партийной организацией совместно с профсоюзным и комсомольским комитетами и администрацией. Прц этом не обходимо учитывать наличие высококвалифицированных про пагандистов, возможности ма териально-технической базы учебы, характер производствен ной и общественной работы трудящихся, уровень их обра зования, политической, эконо мической и профессиональной подготовки. Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что не пременным условием успешной перестройки управления на родным хозяйством является повышение экономических знаний кадров, умение управ лять экономическими методами в обстановке демократии и широкой гласности. В связи с этим предстоит кардинально перестроить экономическое об' разование трудящихся. В условиях преимуществен но административных методов- управления экономикой, сло жившихся в стране в послед ние десятилетия, произошло искусственное разделение эко номической и профессиональ ной учебы. Министерства и ведомства, хозяйственные ру ководители переложили заботу об экономической подготовке кадров на плечи партийных комитетов. В сущности многие годы этим занимались только отделы пропаганды и агита ции, дома и кабинеты полити ческого просвещения. К чему это привело, хорошо известно. Слабая экономическая грамот ность кадров стала повсемест ным явлением. (Окончание на 2-й стр.). К 7 0 -л е т ию В ел и к о г о О к тя бр я . и. , .................................................................................................................... ...................... —........... .................... .................. .............. .............................. --------------- УСКОРЕНИЕ НА ТВОЕМ РАБОЧЕМ М ЕС ТЕ ----------------- - ПЯТИЛЕТКУ-ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА На днях «молния» сообщила о том, что бригады ста ночников модельно-инструментального цеха завода «Свободный сокол» В. И. Карелина и В. Д. Волкова од новременно, на три с половиной месяца раньше срока, выполнили план двух лет пятилетки. Тогда, четыре года назад, решение Валентина Дмит риевича соревноваться с бригадой Василия Ивановича у многих в цехе вызвало улыбку: станочники у Каре-' лина — опытные, мастера своего дела, а у Волкова в бригаде в основном нович ки. Сергей ФарасЬонов, к примеру, к станку пришел из слесарей, Ольга Чернова по образованию агроном, а Вла димир Кузьмин на рабочую спецовку- сменил милицей скую форму... Одним словом, в бригаде собрались те, у кого кроме желания работать не было ничего. Но желание было настолько горячим, что помогло Валентину Дмитри евичу в короткое время соз дать стабильный коллектив. Не последнюю- роль сыграли опыт бригадира и его уме ние настроить людей, » по мочь молодежи поверить в свои силы. В полной мере были использованы и возмож ности социалистического со ревнования, которое с пер вого дня приобрело в брига дах особый смысл: столкну лись опыт и азаот, делови тость и горячность. И успех пришел: бригады Волкова и Карелина стали попеременно занимать пер вую строчку в списке пере довых, никому другому ее не уступая. С новой силой соперничество разгорелось год назад, когда стало из вестно, что Василий Ивано вич Карелин со своей брига дой, решив выполнить план двух лет двенадцатой пяти летки к 7 ноября, стал ини циатором заводского сорев нования в честь 70-летия Ве ликого Октября. Первыми этот почин поддержала бри гада В. Д. Волкова. Казалось бы, что нового можно привнести в работу токаря или фрезеровщика? Свое слово сказали рациона лизаторы: предложили ■кон струкцию поводкового цент ра для станков с числовым программным управлением, изменили конструкцию ходо вого вала токарного станка РТ-148, разработали оправ ку для рихтовки сверл, штамп для отливки литниковых чаш... А творческих замыс лов еще немало. И каждое из рацпредложений обернет ся сэкономленной минутой, сбереженным часом, которые в конечном итоге помогают уверенно опережать время. А это для них очень -важно: планы двенадцатой пятилет ки станочники соревную щихся бригад решили выпол нить за четыре года. — Конечно, задача эта не из легких, — замечает В. И. Карелин, —но справиться с ней у нас есть все возмож ности. Сейчас мы уже созда ли «запас времени», а за ос тавшиеся месяцы увеличим его. Идет поиск и других пу тей. Сейчас в стадии испы таний находится кассетный резцедержатель, внедрение которого позволит не только сократить воемя на обра ботку деталей, но и улучшить качество Из делий. А продукция их тре бует особой точности, ведь они изготовляют оснастку и инструмент для литейного цеха ковкого чугуна и цеха по производству отопитель ных приборов. Поэтому слу чись брак, он неизменно при ведет к браку при формовке радиаторов. — Но брака попросту не бывает, — говорит замести тель начальника цеха В. К. Лунин. В этих бригадах многие сдают продукцию с первого предъявления. Тон задают сами бригади ры. Опытные мастера, на ставники, они награждены орденами Трудовой Славы. Есть у бригад общая чер та — стремление работать так, чтобы каждый день приносил радость. : М. ГОРЬКАЕВ. V тжшжвштжж жШ шшт шШШШШ Ш мтШ ш / т т м . шт. Штт ШШт Шжт тш%ш Около года назад на Данковской швейной фабрике производственного объединения «Кос мос» был создан женсовет. Председателем его избрали швею-мотористку пятой бригады Н. Ю. Иволину. С первых дней члены женсовета активно включились в общественную работу. Их в пер вую очередь волнуют вопросы повышения производительности труда, тарифная реформа, создание бытовых помещений, строительство -----— О КО РМ АХ , И НЕПОГОДА жилья, обеспечение работниц топливом. Женсовет организует конкурс на звание «Лучший по профессии», «День лучшего ку линара», где работницы делятся секретами по варского искусства. В общем, вся работа женсовета ведется под девизом: «Больше внимания и заботы работ ницам». НА СНИМКЕ: идет заседание женсовета. Фото В. СИНЕВА. К А К О НЕ НА КАРТОФЕЛЬНЫХ ПЛАНТАЦИЯХ В силу неблагоприятных по годных условий и недостаточ но организованной работы убо рочного конвейера, обстановка на картофельных плантациях продолжает оставаться сложной. Темпы копки по-прежнему низки, а земледельцам и их помощникам-горожанам еще предстоит убрать более трети урожая. В частности, очень не удовлетворительно идут дела в главном картофелеводческом районе — Данковском, где еще не убрана и половина площа дей. По сравнению с данков- чанами и становлянцами, неп лохо выглядят краснинцы, не убравшие еще около пятой ча сти плантаций. Но и им нуж но ускорить темпы: на дворе — октябрь, и вот-вот ударят заморозки. Цифры в сводке показывают процент выполнения районами '•плана по закупкам картофеля. Данные облстатуправления на 28 сентября. Липецкий 162 Добровский 111 Долгоруковский 101 Лев-Толстовский 100 Тербунский 99 Воловский • 92 Чаплыгинский 92 Хлевенский 87 Задонский 81 Грязинский 78 Краснинский 74 Измалковский 71 Лебедянский 68 Становлянский 66 Усманский 63 Елецкий 49 Добринский 48 Данковский 44 Не первый год заготовкой кормов у нас занимается спе циальная бригада, за кото рой закреплена пашня и не-' обходимая техника. Теперь она, как и все земледельцы, на коллективном подряде. Поэтому в нынешнем году особое внимание обращалось на качество кормов. План по заготовке сена перевы полнен, причем все оно пер воклассное, а значительная часть затюкована и уложена в новом сенохранилище. Как всегда, особенно нап ряженно ведется уборка и си лосование кукурузы. В ны нешнем году под эту кульг ■туру было отведено 613 гектаров, урожай выращен хороший. Для заготовки си лоса был организован ме ханизированный отряд, за которым закрепили три са моходные косилки, необхо димое количество транс портных единиц. В первые недели «зеленой жатвы» кол лектив мехотряда работал от зари до зари. С начала сен тября уборка осложнилась: все чаще и чаще стали пере падать дожди, похолодало. — Завтра переводим мех- отряд на дальнее поле, — сообщил в конце августа на наряде бригадир кормодобы вающей бригады Н. И. Попов. — Теперь для транспорти ровки зеленой массы надо удвоить число колесных тракторов... Николай Николаевич от лично понимал, что в ре зерве у правления нет ни одной машины, но «забрасы вал удочку» на всякий слу чай: а вдруг помогут? Одна ко тут же было принято ре шение: силосовать кукурузу прямо у плантации в курган. Тем более, что опыт заклад ки силоса таким образом мы накопили солидный. Несмотря на неблагопри ятную погоду, механизаторы трудились с большим стара- ХЛЕБЕ ПОМЕХА нием. Особенно высокой вы работки на косовине кукуру зы добивается И, Ф. Череш- иев. На доставке кукурузной массы от поля до кургана трудно кого-либо выделить, так как и И. А. Сафонов, и И. Н. Сущевский, и Г. К. Сдвижков, и И. Н. Шуваев работают споро, с азартом, стремясь не уступить первен ства товарищам. Сейчас в траншеях и кур ганах у нас уже хранится более сем:и тысяч тонн си лоса. Механизаторы убира ют кукурузу уже на послед нем поле. Они наметили не только выполнить в ближайшее вре мя задание по закладке си лоса,' но и запасти сверх пла. на не менее трех-четырех тысяч тонн высококачествен ного корма. А. ПОПОВ, председатель колхоза имени Первого мая Добровсцого района. О т л е т т о в а р ищ а ГОРБАЧЕВА М. С. в Мурманск 30 сентября из Москвы в Мурманск отбыл Генераль ный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. * исполкома ГО. 3. Балакшин, На аэродроме в Мурман- члены бюро обкома партии, ске его встречали. первый представители общественно- секретарь обкома КПСС В. Н. сти> Птидын, председатель обл- ’ (ТАСС). СЕГОДНЯ НА СМЕННЫХ СТРАНИЦАХ Сегодня, как и каждый чет верг, «АЗ» выходит со смен ными страницами. Сельский выпуск на сей раз посвящен проблемам культуры. В неад рассказывается о «роднико вой свадьбе», смотре агит бригад, деятельности сельско го клуба. Горожанам предла гается очередная подборка «Липецк. Ритмы города».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz