Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
А н д р е й Н О В И К О В Ш ахте ры В гл ухом мерцанья терриконов блуждает свет в изгибах штолен, Привычна здесь опасность зоны, Как, скажем, и а руке — мозоль. А на верху — в разгаре лето, над травами — медовый зной... Я угольную лаву эту сравнил бы с черною зимой. Порой походят лица, робы, Когда усталость недолга — На эти черные сугробы, На эти черные снега. То под йогой породы зыбки .- Не разобрать, где сам, где тень... И лишь забойщиков улыбки похожи так на светлый день. Р емон т Газетные листы «обойным» мажу клеем, Насвистывая в тон синицам попурри. Позднее: став на стул, приклеиваю, млея... Неспешно удалив тряпицей пузыри. Приятнейший почин — дня выходного ради, Имеет свой резон, как новый горизонт: В решетчатом окне некрашенной веранды Весенний голый лес, с намеком на ремонт, Он так ж е на меня посматривает зорко, И солнечно вокруг пылинками соря... Вот аппетитно кисть макается в ведерко, И в клее, верно, есть безумство янтаря! А половинный скрип житейской полон ласки. Ремонт, во всем ремонт! И надо же, с полос — Исчезнувший давно газетный зап ах краски, Приятно удивя, пощипывает нос! Р о м а н т и к а В который раз меня зовет Дощатый пирс, от влаги синий, Где яхты вмерзли в легкий лед, На леерах и мачтах иней. Сюда и летом, и зимой, Я убегал из дома часто. Глядел, как пенясь за кормой, Вода идет волной гривастой. И понял я, романтик — шкет, Что здесь тяжелая работа: Мне был тогда поручен шверт И стакселя тугие шкоты. Здесь не любили лишних слов, Я проходил мужскую школу Мы плавали до холодов, Когда припай на пляжах голых. Был ветер ледяной, как плеть, Да и вода теплей едва ли... Но, чтобы пальцы отогреть, Мы руки за борт опускали! Был похруст крошки ледяной На пластиковых скулах яхты, И свет колючий и рябой иа парусах... И тяжесть вахты... Встреч а С в е тл ан а М ЕКШ ЕН Невыносимы условности — в упряжке их Не пойдем. Не опуская подробности, / Гестно черту подведем. Гам — где на равных неравное™, мы, словно у^ва беглеца: я от нужды, ты от радости, — всмотримся в общность лица. Разве мы были похожими? Были бы... Да пронесло. Шаркать словами расхожими-^— нынче твое ремесло. Как водоем незарыбленный — твой мелкотравчатый вид. Был ты взъерошено вздыбленным. Стал ты улыбчиво скрыт. Все в тебе очень примерное: около, возле, чуть-чуть... Я-то уж знаю наверное этой примерности суть. Б непоказное, в запретное вторгнусь я. как водолаз: 4 ясность твою заповедную я взбаламучу сейчас. Чтобы от глуби до мелкости стало виднее вдвойне: сколько добра на поверхности, столико ж дерьма и на дне. Не потому ли, как вспомню я, ты потопил не скорбя тех, кто тебя недостойнее, * стало быть —- чище тебя. Как тебе надо надеяться выплыть у всех н а виду, чтобы влепиться и вклеиться даже в чужую беду. Самый высокий из выскочек выскочишь не наугад... Но как безжизненно выкачан твой утопающий взгляд! Раньше, чем думалось, квиты мы. С песней прощальной трубы ищешь зрачками размытыми горло предавшей судьбы. Все хорошо Все хорошо с углем и рудой. Все прекрасно с литьем металла. Плохо, что матери молодой я не запомнила, не увидала. Мы еще спали — она бегом к графикам сжатым, к планам ускоренным. Мы уже спали—она с трудом к полкам пустым и детям некормленным. Крепло Отечество. Мощь росла. Руки сводило. Гноило трещины. Но ведь мама — была, была очаровательной юной женщиной. Эта кудрявая голова... Эти глаза цвета неба ясного... Эти волнующие слова ; из Гумилева, Блока, Надсона... Сколько зигзагов то вверх, то вниз век навертел --- успевай прошагивать! Чтоб от восторгов прозрев, всю жизнь было что помнить, а вспомнив, вздрагивать. Где ты, завихренный Петроград, синематограф «Фурор» под музыку — детства я отрочества закат, в схватках со смертью — ученье мужеству. Мужеству встать над толпой и над стонущим сердцем, не вышла дамочка! — все, что досталось: ватник, мат, все, что осталось: бинокль да тальмочка. Но извлеченный из толщи лет вдруг поразит чистотою подлинной юного века мамин портрет всей красотою неизуродоваиной. В поисках д р у г а Изнываю по другу, по дружбе — не по той, что сгодится по службе, не по той, что — как столб на меже, приравнявший «еще» и «уж е». Где проверен — на случай отбоя —- между другом твоим и тобою, как бы чем бы не кончился спор, отношений нейтральных зазор. Не хочу, чтоб в друзья напросился тот, кто в недругах поизносился, кто готов возвести в идеал тех, в кого он недавно плевал. Не хочу, чтоб из разной мороки проявились бы други-поороки, и на все, что не этак, не так, был готов их безмерный колпак. И не нужно мне (хоть с перепутаП молчаливо прекрасного друга, что таинствен, как запертый шкаф, от которого — холод в кишках. Но я жду, чтоб однажды явился, кто б услышал, узнал, удивился: как не круглы края у земли — а мы все же друг друга нашли! Вопрошать. Понимать торопиться. Говорить бы -— не наговориться. Знать бы: вот он — твой час и его. Оглянулась... Вокруг — никого. Д ож д и Опять березки отжимают платья, Опять березки отжимают косы. Дожди, дожди... Ах, как они некстати — Настало время хлебного покоса. Проходят тучи низкие лениво Над желтою пшеницей и над рожью. Комбайнеры не покидают «Нивы»: Вдруг выдастся часок- друтой Погожий? Б о р и с Ц В ЕТ А ЕВ Утро Над землею проснувшейся круто Поднимается летнее солнце. Здравствуй, тихое сельское утро. С первой новостью у колодца, С легким звоном косы за рекою, Где густая трава еще в росах. Утро с терпким дымком над трубою, С криком чайки, Парящей у плеса. З ДЕ С Ь Б ЫВАЛ Л ЕВ ТОЛСТОЙ О самом знатном п ассажи ре, побывавшем на этой стан ции в конце прошлого века, теперь напоминает мемориаль ная доска на здании железнодо рожного вокзала, 26 марта 1894 года сюда иа станцию Митрофановка (Оль- гинская! при езжал великий русский писатель Лев Нико лаевич Толстой по пути на хутор Ржевск к В. Г. Чертко ву. Что привело писателя в степ ную глубинку, где он пробыл целую неделю? Десятилетняя * дружба с владельцем усадь бы, широко известным тогда издателем и публицистом, убежденным сторонником «толстовства». Ранее они не однократно встречались в Мо скве и Ясной Поляне. О том, что гостю понравидось на ху торе. свидетельствуют его письма Софье Андреевне. А о содержании их бесед можно догадаться по архивным ма териалам... губернского жан дармского управления В том Же голу оно завело аело но мер 24 «О распространении в Воронежской губернии лже учения графа Льва Толстого», где сказано: «По имеющимся сведениям, у Владимира Гри горьевича Черткова в имении его сосредоточен обширный материал для составления «И с т о ри и гонения на христиан в России». Вскоре начальник жандарм ского управления доносит в Департамент полиции: «Сейчас обыскан хутор Черткова, ото браны запрещенные издания Толстого, разные рукописи. «История гонения» не обнару жена, все увезено в Ясную Поляну». В годы Советской власти В. Г. Чертков являлся главным редактором полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, ?2 тома которого •— из 90 — бы ли подготовлены при его не посредственном участии. Вре мя, к сожалению, не пощади ло хутор. От былой барской усадьбы сохранились лишь рукотворные пруды, буйные здросли сирени да два могу чих, щедро плодоносящих каш тана, посаженные, по поеда нию, самим Львом Николае вичем. В, ЛЕЕВЛЕВ, корр. ТАСС. Воронеж. Л еся. Фотоэтюд Г. КОСТЫЛЕВА. В. Б У Т О В Комбайн ер В суконной кепке С праздничным отливом, В плечах сажень, Красив и кучеряв, Он поутру комбайн на поле вывел И ахнул — Взглядом горизонт объяв. Какая ширь! Литье небес какое!.. Пониже — рожь, В колосьях пар разлит. И накатилось на него такое, Что сердце, окрыляя, молодит. И будит мысль, И озаряет светом Года, — быть может, смысл особый в том Нет выше счастья жить, , сливаясь в этим Земли и небосвода, — Волшебством. Нести в себе высокие рассветы, В которых хлеб — Начало всех начал — Он построжел: А вдруг дожди и ветер.„ И положил ладони на штурвал. Комбайн пошел небыстро, угловато, Шуршал жнивьем и гнал за валом вал... Вставало солнце Шел рассвет крылатый И пламенел, И ведро обещал... с. Черкассы. Елецкий район, В. С е в ас ть я н о в а Н а море Так безмятежно солнышко светило! И море, как обычно в этот день, ва берег волны ласково катило, но вдруг на лица н абежала тень. Над берегом, где на песке вповалку лежали загорелые тела, с надрывным криком пролетела чайка, как будто бы на помощь позвала. То вверх взлетит, то упадет стрелою, ударится всей грудью о волну... Был мирный день над мирною землею, во этот крик напомнил мне войну. А, может, то была совсем не птица, а моряка убитого душа? Он до сих пор кому-то снится, снится, и годы боль никак не заглушат... ДВОРЕЦ КНИГИ КАУНАС. В крупном про мышленном центре Литвы, в старинном парке на берегу Нямунаса,. гостеприимно рас пахнул двери перед первыми посетителями новый Дворец книги. В его просторные и уютные помещения переехала Каунасская публичная библио тека имени Юстаса Палецки- са. В высотном краснокирпич ном здании, привлекающем лаконичностью архи тектур ных форм, кроме общих обо рудованы специализированные питательные залы, а так же аудитории и выстановчный зал. Хранилища рассчитаны на два миллиона томов. (Корр. ТАСС). I I I Страницы прошлого ТЕ РОК ОВЫ Е ПИСТО Л ЕТЫ ? .. АМ Б УА З (Ц ен тральн ая Фран ц и я). Корр. ТАСС Юрий Лопатин передает: при взгл яд е на этот экспо нат фран ц узского провин ци ального музея д елается не по себе, от горького вол нения п ерехваты вает горло. В витрине под стеклом — н ебольшой ящи к и з полиро ванного, потемн евшего от времени д ерева. В угл убле ниях ф утл я р а л еж ат д ва д у эльных пи столета. Между ними — медн ая табли ч ка с вы грави рован н ой на ней л а коничной н адпи сью: «О р у жи е, сл ужи вшее н а дуэли , н а которой был убит П уш кин в Сан кт-П етербурге в 1837 год у». Эта ви трин а н аходи тся среди други х в зал е М узея почты и п ассажи рского тран спорта н ебольшого городка Ам бу аз на берегу реки Л уа ры , в одном и з жи вопи сн ей ши х мест Ц ен тральн ой Франции . ...Д ула пи столетов — длин ные, гран ены е, с мелкими н асечками . Их стал ь м ато во отл и вает в свете весен него дня, п адающем и з ок на. Рукояти — дорогого де р ева тонкой работы , при чуд ли во вы резан ы . Курки , спу сковы е крючки , метал л и ч ес кие пластины, обрамл яющи е л ож а, п окры ты искусной кружевн ой грави ровкой . Са ми собой возн и кают воп ро сы: какому и з этих двух пи столетов вы п ал а рок овая роль на Черной реч ке? Что было бы, если бы в рук ах Д ан теса ок азал ся не этот, а какой-нибудь другой ? Пони маешь зап озд ал ую беспо лезн ость таки х вопросов пол тора век а спустя после тр а гедии, и не можешь уд ер ж аться . Вед ь стои ло п рок лятой пуле отклон и ться все го н а н есколько сан тимет ров... П ораж ают н еожи данность и явн ая н еуместн ость зд есь этого траги ческого экспон а та и сопровождающей его бесстрастн ой надписи. Как вообще попало сюда оружи е, остави вшее н а века кровото ч ащую ран у в сердц е русско го ч ел овек а? И причем тут п оч та? Как ая свя зь с Пуш киным? В музее п росл ежи вается одн обокая логи ка коллекци о н ера, увлеченного един ст венной страстью : по сосед ству с д еревян ным ф у тл я ром вы ставл ен а и повесть Пушкин а «Станционный смотри тел ь», вып ущен н ая во Франци и . В пространн ом вступлении от и зд ател я с професси он альн ой д оскон а льн остью опи сы вается сос тояние в п рошлом век е р ус ской почтовой службы . Именно эти сведени я и сос тавл ял и и сключи тельный ин терес осн ователя музея . По этому и к гению русской поэзии он подошел лишь с одной стороны ... Как к ис точнику информации о р ус ской почтовой станции прош лого век а. Все остал ьн ое ок азал ось вн е сф еры его внимани я... Это п одтверди ла коррес понденту ТАСС и завед ую щ ая культурн ой ч астью му зе я Анна Д ебалль. Музей почты , р асск азал а она, был созд ан муниципали тетом Ам бу аза в 1971 году на ос нове большой коллекции, со бранной за н есколько д е сятков л ет местным жи те лем Пьером Полем, ныне умершим. По имеющимся сведени ям, П. Поль приоб рел пи столеты на аукцион е в П ариже в 1950 году. Н е видимому-, счи тает А. Д е бал ль, они оставал и сь в се мье секун д ата Д ан теса, а затем были проданы кем-то и з его наследни ков. Есть ли гаран ти я, что пи столеты подлинные? — пе респроси ла А. Д ебал ль. — Честн о говоря, сомнений на этот счет у нас не возн и ка ло. Однако, конечно, для полноты гарантии н еобходи ма строгая н аучн ая экспер ти за и глубокое и зучени е ис тории пи столетов. К ак сообщили корреспон ден ту ТАСС в Л и тератур ном музее имени А. С. П уш кин а в Москве, на роковой дуэли были пущены в ход пи столеты фран ц узской фи р мы «Л е п аж », п ри н адл еж ав ши е Пушкину. Н а них, по описаниям очеви дц ев, было вы грави рован о по-фран ц уз ски: «П и стол еты П ушки н а». След их в н астоящее время утерян . И звестн о, что до первой ми ровой войны они п ри н адлежали частн ому ли цу, п рожи вавшему в П оль ше. П ЕЧ АЛ Ь Н АЯ весть за стал а Егор а н а д ал ь нем . Тюмен ском при иске, не так-то легко было вы бр аться и з этого болоти стого мед веж ьего угла: пока Егор а разы ск ал и , пока сн а рядили и езалади вши й вдруг везд еход , п ока вы зы вал и вер толет, минул день, и вы л е тел Егор лишь на следую щий , а там Москва зад е р ж ал а на сутки и з-за н ел ет ной погоды, и он понял, что безн адежн о оп оздал, как оп азды вал всю жи зн ь во всем что к асал ось матери . В самолете, в удобном аэроф л отовском кресле, от кинув голову на спинку и зак ры в гл аза, он с горечью думал, как н екстати о к а за л ась эта коман ди ровка, до сад овал на кабин етных к р ас н обаев, утопи вши х за три года в говори льн е и согл а сован и ях проект застр о й к и . поселка, и ему, Егору, при шлось взвал и ть все, вплоть до вы бора площадки , на се бя. Со стороны можно было подумать, что дремлет в к ресле усталы й , немолодой ч еловек, одетый с той и зя щ ной делови той простотой , какою отли чали сь всегда столи чные жи тели , и только жестко п одтян уты е губы , су р овая ск л ад к а на лбу, к а менно-серое, н еподвижное лицо вы д авал и его глубокую д ушевн ую боль. Егор при вык, что п ятьде сят с лишним л ет мать к ак бы с ним рядом была и, к а зал ось, будет всегд а, и о том, что одн ажды ее не ста нет, д умал ось как-то отвл е ченно, вне времени , как обычно говорят — все, мол, там будем, и сей час в душе не мог прими ри ться, что вот это «од н аж ды » пришло, и мгновени ями ему к азал ось, что это н еп оавд а, что ниче го не прои зошло, просто случи лась какая-то н елепая оши бка. Вед ь бы вают же ошибочные тел еграммы ! М о ж ет тел еграфи стк а что-ни будь не пон яла, н ап утала... Но это слабое утешен и е р а з веи валось, и при ходи ло я с ное понимание непоправимой беды, сердц е п рон зал а ост рая боль, и Егор, крепче сжимая зубы , чтоб не засто н ать, мысленно торопил н е движно, к азал ось, повисший над бескрайн ей , как тун д р а, сугроби стой равниной, л ай нер. ■ Он опоздал. Д ва дня, как мать похоронили, когда он объяви лся в Ольховке. Все р азъ ехал и сь, только мл ад шая сестра И ришкд зад е р ж ал ась.' — Егор ушк а, братк а! — в сл езах ки н улась она к н е му. — П ри ехал... А мы ждали — ждали , да и... Юли я ск азал а: видно, не д о шл а тел еграмм а... •— Она тут? — Юлн я-то? Н ет, вч ера уехал а. Ох, Егорушк а! Как жи ть-то? — Ну, ладно, Ри шь, будет тебе, — он глади л сестру по взд раги вавшей спине. — Не мал ен ьк ая вед ь... — Все п ор азъехал и сь —• тихо всхли пы вала Иоина, — пусто в доме. Я забуд усь и жду: вот сей час м ам а вой дёт и спросит: «И ри шк а, ты корову загн ал а, тел к а н апо и л а?» Так вот и приучила к к оровам на всю жи зн ь. Ох, да что ж е я! —■ сп охвати л ась она. — Ты ж с доро ги, чай. Я сей час... — Не надо, Р и ша... Пой дем лучше... Она без слов пон яла, к у да зовет ее Е*юр, и поспеш но н атян ул а п лащ и платок. Н а зар осшем деревен ском кладбище во всю буй ство вал а осень, было тесно от оградок, крестов, сварен ных и з ж ел еза, у зор ч аты х и к р а шеных почему-то только в голубой ц вет, просто хол ми ков, давн о затр авя н ев- ши х, а то „и п окры ты х м я г ким зел еным слоем к ук уш киного льн а. Егор подумал о том, что на этом п олуто рагектарн ом клочке земл и н ашла приют, н аверн ое, не одн а О л ьховка, и уже н е возможн о найти новое м ес то, не потревожи в п раха предков. Свеж евы топ тан н ая тропинка, п етл яя меж п а мятников и оград, при вела их к холму, аккуратн о н а кры тому пожухлой дерни- ' ной, грубо сварен н ая и з тол стого ли ста пи рами дка вен ч ал ась робким крести ком. Скол ько помнил Егор, мать п амяти , вы хваты вавшей ог ромные мозаи чны е куски . Но все ви делось полно и четко, словн о п рои зошло только вч ера... Вспомни ли сь длинцые июньские сумерки . От гус той росы ломи т ноги, и он, Егор к а, к утается с ногами в рван ую фуф ай ку. Н ам ая в ши сь, н аи гравши сь за длин ный день, они с сестрен кой , примолкши е, гл яд ят, к ак на востоке беззвуч н о и грают сухи е молнии, вспыхи вают зл овещ е коротко в одном месте, и Егорк е почему-то стан ови тся страшн о, хоч ется, чтобы скорее пришла мать, р азвея л а эти страхи и мир сн ова стал бы простым и понятным. Б абушк а Праня, подоив Комолку, готови т на костерке ужин, и вкусно пахн ет картошными пригар- ками . сон и реальный ми р сн ова ок руж ал Егор а: все тот ж е прохладный сумрак нетоп- ленного дома, дальний лай собак, отод ви гающееся к порогу пятно лунного света, постанывающи й скрип бу дильника, отстук и вавшего торопли вы е секунды. Смерть матери обостри л а ' у Егор а чувство времени , он почти фи зи чески ощущал , как этот старый будильник с беспощадной логикой бы ти я отщел ки вает каплю за каплей и его дни и а„зем л е , и как вместе с этими к ап л я ми уход ят, просачи ваются молодость и .си лы , и при дет день — упадет и его последн яя кап ля — секун да. Вспомни лось, как говари вал а бабк а Праня: «П р ол е тела жи зн ь, как един д ен ь»... В ту пору ей за восьмой де- Н . СИ З О В СТЯР ОМ Д О М Е Глава из повести не отл и ч ал ась особой н а божн остью, д аж е н апроти в, и крест скорее был дан ью традиции . Пи рами дка тоже была голубой и у ее осн ова ния, н а дернине, виднелись капли краски . Б ум ажн ы е венки успели уже п отуск неть, п ообтреп аться на вет ру. Егор сел на торчавши й и з земл и камен ь и сн ял шляпу. Вот и упокои лась, вечн ая хлопотун ья, печально поду мал он, так и не отпусти ла тебя земл и ц а-матушка. И острое ч увство ж алости и вины п ерехвати л о дыхани е, гл азам стало горячо. Ирина стоял а сбоку, положи в руку на плечо ему. Ладон ь взд р а ги вал а — И ришка тоже п лакала. Он не уди влялся вопросу, каким встрети л а его Ирина: ему и самому к азал ось, что со смертью матери утрати л он что-то важн ое, н еобходимое, что п ри давало ему в жи зни бол ь шую устой чи вость, уверен н ость, словн о отболел, от ломи лся главный корен ь, крепко держ авши й до сих пор его на земл е. Холодн ое солнце свал и лось за темн ую каменную гряду, потянул тугой н ап о ристый ветер, пробуя на зву к провода и сры вая ли стья е д еревьев. —- Пойдем, братк а, ■— Ирина потрясла Егора за плечо. — Что ж теп ерь... Сл езами ее оттуда не вы з волишь и горю не поможешь. Сп ал Егор в ту ночь или нет, он и сам понять не мог. И зломан н ое тело п ро сило покоя, а сон не шел. В н етопленном доме стоял а п рохладн ая вл аж н ая темн о та, ч у т ь рассеян н ая неяркой луной, и скоса загл я д ы вав шей в окно. П останы вал ста рый буди льник, и Егор, л е ж а с откры тыми гл азами , зан ово п ережи вал годы, что поошли под этой коышей . Каоти ны всплы вали не по попядку, а вразн обой , по к а кой -то непонятной прихоти Мать при бегает потемну, с облегчени ем ски ды вает две камен яо туги е вязан ки т р а вы ; Егорк а с т р у д о в вы та ски вает и з той, что она н ес ла за спиной, д еревян ны е грабли . — Ах, вы птенчики! — говори т мать с усталой л ас кой. — З аж д ал и сь, заж д а лись м амк у... — А ты , и п равд а, скоро и н оч евать там будешь, — ворчи т бабушка Праня. — Б абы -то д авешь на подво д ах при ехали . — Так в лесу мы оста ли сь... Травки вот... Там се но, сен а-то по л огам !... А это вам зай к а при слал. — И мать д остает и з торц а пе редней вязан ки два пучка души стой лесной ягоды и убегает на речку. А Егорка с Иришкой, смакуя, общи пывают ягодку,, за ягодкой. Как уди ви тельн о вкусн а и души ста клубни ка, как ост ро п ахуч а лесн ая трава! И ягодный зап ах сен а м еш ает ся с бли зким и родным м а теринским зап ахом , и на ду ше у Егорки , стан ови тся по койно и легко. П ри вали вши сь к вя зан к е, еще хран ящей м а мино тепло, они так и за с нут, н едощипав ягоду... П озже, п овзрослев, Егор уди вл ялся, как при тяжелой ноше с дальн его, верст за семь, покоса мать умуд р я л ась донести целыми эти пучки земляни ки . И зред к а в уставшем м о з гу все мешал ось, и тогда Егор ви дел мать, вроде бы уп рекавшую его за оп озд а ние. Он ви н овато оп равды вал ся, рад овал ся , что все- таки тел еграмм а ошибочн ая, но где-то в н езамутн енн ом уголке созн ан и я п ул ьси рова л а мы сл ь, что это всего лишь сон, что матери уже нет на свете и он, Егор, ни когда уж е не услыши т ни родного ее голоса, ни ш а гов. Мысль эта п роры вала ту'маннУю завесу сна и ппо- нзалч Егои а до ноющей бо ли О г р о м н о й черной бабоч кой бесшумн о всп архи вал сяток п еревали ло, и Егор смеялся: можно ль, п ро жи ть, считай, век без м ал о го, не зам ети в к ак ? — Так вот и не зам е тишь... — фи лософски о т веч ал а бабушк а Пран я. — Врод е вн ерась на свет гл аза откры ла, ан , глядь, — скоро и пятаки медные н а них по л ожат. Говорила она в раздумья, безо всякого сожаления, - видно, давн о при выкн ув к мысли о н еобходимости по кинуть этот мир. В сун дуч ке у нее давн о уж е л еж ал а вся сп рава на последний путь, к аж д ая вещь любовно отгл аж ен а, укладен а, точно не к п ечальн ому событию, а к праздн и ку какому п ред н азн ач алось. — Со стороны -то глядеть — так пожи ла я, грех оби ж аться . Правн уков д ож д а л ась, понянчила.' Твой-то, поди, за д евками скоро бе гать будет... А все же буд то вч ерась за д вадц ать верст поденно рож ь вя зать бега ла. И-и! Ш вы д к а на ногу была! Ох швы дка! В с т а т ь бы вало, чуть светом небо трон ется, а ко дню уже на месте. Теп ерь уж е и Егор у к а зал ось, что жи зн ь-то — как взд ох. Врод е вот н ед ав но все было: и «зай к и н а я год а», и войн а, и студ ен ческое время. Впереди , д у малось, вечн ость, и мин со з дан для тебя одного, и поя- ви лся-то в нем для какой -то роли и сключи тельной . А вот теп ерь, как ни крути , а л уч шая ч асть жи зни уж е п оза ди. а что на бал ан се? Ну. д етство, к ак детство: землю стели л — н ебом у к ры вал ся . А в студ ен ч естве? Б ескон еч н ая ч ереда ваго нов. целые составы с лесом, щебн ем, углем, кирпичом, мясом и еще черт зн ает чем, что при ходи лось нянчить на своем горбу, а после боать за грудки жул и коваты х про рабов. так и н о р о в и в ш и х п ри карман и ть студен ческую копейку. Потом были стройки, строй ки , а последние десять лет сплошн ая к арусел ь з а седаний, д оклад ов, отч етов... Скол ько времени впустую просижено! Сплошн ое сл о весн о-бумажн ое болото, пог лоти вшее не одного дельного мужи ка, не одну толковую идею. З ато каки м пышным ц ветом р асц вел а н а этом болоте м ахровая демагоги я. И ведь фи лософскую базу подвели : новое, де, всегд а рож д ается в муках. Стало бы ть, если хоч ешь чего до би ться, готовься, что легион лодырей будет вставл я ть тебе палки в колеса... Д а-а, д умал Егор... Ты Вот над покойницей подшу чи вал, на. ее грядки -хлопо ты смотрел как на пустячки , ч удач ество старч еское. Как же! Сам-то д ел а верши л д е рж авны е, ты сяч ами людей коман довал! Но можешь ли ты ск азать, что прожил жи зн ь н а пределе, не р ас слабл яясь ни на минуту, не д авая себе п облажки ? Так что ж , что она о куске хл е ба рад ел а денно и нощно? Н а том сломе времен это, может, и, было н аи держав- нейшее дело, потому к ак и д ерж аве самой надо было просто вы стоять, выжи ть... П росто... Не-т, не просто. Это сей ч ас модно р аск л ады вать, сколь справедли во было то время, каки е и за кем, и з вели ки х грехи чи слятся. Б ы ли грехи , были , и ж ертвы и злишни е... Но соль-то в том, что и , трудоден ь-палоч ка, и н алог с каждой кури цы, с каждого кусти ка — это ведь креди т н аши х м а терей н ам, сын овьям. А мы то, сож р ав его, возверн уть забыли . Р азлен и ли сь, р азве ли во всех теплых и темных угл ах всякую шелупон ь, пот ребляющую бл ага с насеко- мой прожорли востью ... И ч еловека-то стали цени ть, не по тому, сколько и что он д елает, а по тому, сколько и что он ж рет. А уж если ты кл ад ешь в рот один к у сок, а не два, и не три , то ты уже — н еудачник или просто дурак. Вон ведь как поверн улось! Егор поднялся, сунул ноги в туфли , н ашари л на подоконнике си гареты и спички, закури л. Голые п ле чи объял о холодом, и он, н акинув пиджак, сел у окна. Лун а уже заш л а за крышу хл ева и от пятн а света оста л ась ^узкая п олоска у само го порога. Зап ели редки е коч ета, на фон е посеревшего н еба чуть п роявлялся гори стый берег Дона. И это н а помин ало Егору о чем-то давн ем-давн ем, о каких-то светлы х ми н утах безотч ет ного сч астья, что и спытал он тут, в роди тельском доме. Что же это было? Когда? Ах, да! Стоя л а вот так ая же рассветн ая сутемь. Так же смутн о ви дн елась н адречн ая круч ь, а их всех переполо шил какой -то дальний гл у хой гром. «Господи , н еужто опять вой н а!» подскочила мать к окну, Егорк а с сест рен ками тоже. Там, за ого родом, на фоне вы тая вшего косогора, дви гали сь, ш еве лили сь каки е-то светлы е те ни, времен ами что-то р а з маши сто ухал о. «Д он по шел , — п ошеп тала мать. — До тепла .дожи ли ... Ишь, ишь к ак у хает- то»... Сестрен ки сн ова ушмыг- нули н а печку, а он все си дел и сидел V окна. Сумрак редел, все четче обозн ач а л ось движение на реке, ту ман над огородом розовел , и вскоре встал о над мигюм солнце, н еся людям тепло и н овые н адежды на сч астл и вы е п еремены .,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz