Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Г«I С Е Г О Д Н Я - Д Е Н Ь З Н А Н И Й * ''Ш »>? ч х' '« ч, УЧ И Т Е Л Ь Ш трихи к портрету З ТОТ СНИМОК фотокор­ респондент сделал на недавно состоявшемся областном слете учи­ телей. Щелкнул затвор, а вот поговорить с сельским учите­ лем физики и математики Оль­ ховской средней школы Ле­ бедянского района Владими­ ром. Власовым нам удалось не сразу — слишком много у не­ го оказалось поручений на этом слете: он и сцену для про­ щального концерта оборудо­ вал, и репетировать коллегам помогал, и сам готовился петь, между прочим, песню собст­ венного сочинения. Сетуют, что В , наших шко­ л ах Маловато учителей-мужчин. Конечно, это так и есть, хотя за последние годы, годы ре­ формы, педагогический труд стал все чаще привлекать и юношей, о чем свидетельству­ ет возросший конкурс в Ли­ пецкий пединститут. Вот как интересно бывает: учились в Донской средней школе Задонского района у сельского учителя М. А. Зай­ кина два брата и сестра — Николай, Наташа и Владимир Власовы. И, видимо, так хоро­ шо Митрофан Акиндинович учил смышленых ребят, та­ кую любовь привил к точ­ ным, строгим наукам, что все они выбрали профессию учи­ теля физики и математики. В разные годы успешно окон­ чив Липецкий пединститут, онй сегодня трудятся: Нико­ лай — директором Бутырской средней школы Задонского рай ­ она, Наташа — преподает в липецкой средней школе № 29, ну, а о Владимире мы уже сказали. В той же Ольховской школе работает учительницей и его жен а — Мария. Растут у Вла­ совых двое ребятишек. Как живется учителю на се­ ле? — спросили мы героя н а­ шего фотопортрета. Как рабо­ тается? Непросто, не скрыл Влади­ мир. Ведет он сразу три пред­ мета — к физике и математи­ ке недавно прибавился новый ■— основы информатики и вы ­ числительной техники. Хоро­ шо, что он сам давно уже серь­ езно увлечен ЭВМ, легко ос­ воил методику. Но соответст­ вующей базы в сельской шко­ ле пока нет —- водит ребят на занятия в лебедянскую среднюю школу № 1. Сами обзавелись пока только микро­ калькуляторами. Но будет и у них все необходимое... Тут следует добавить, что уверенность Владимира зиж ­ дется не на пустом месте. Учи­ тель он увлеченный, знающий. Иначе бы не дали ему право на участие в движении моло­ дых учителей «Эврика». Суть его в том, что лучшие педа­ гоги дают уроки в чужом клас­ се, с целью обмена опытом. Так вот, уже несколько та­ ких занятий по электронно-вы­ числительной технике Влади­ мир провел в лебедянской средней школе № 2 и в ли­ пецкой средней школе № ‘: 32. Уроки получили высокую оцен­ ку. Хочется еще сказать о том, как любят своего учителя се­ льские ребята, особенно стар­ шеклассники. Это с его при­ ездом были организованы в школе технические кружки «Юный техник», «Юный фи­ зик». Научил он школьников всему, что умеет сам — де­ монстрировать фильмы, нала­ жи вать музыкальную аппара­ т у р у и д аже играть на гита- Л. ИВАНОВА. Фото А. ЩУРОВА. РЕФОРМА-ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН Что нового внесла в жи зн ь вашего учебного заведения, ва­ шего коллектива реформа? Этот вопрос накануне Дня знаний мы задали участникам августовских конференции, педагогам области. По заводской программе Все, кто при езжает в наше СПТУ-2, — а гостей у нас бы­ вает немало, —• невольно обращают внимание, на плакат, ви­ севший у входа в учебные мастерские: «Помни — экономи­ ческая мощь Родины зависит и от твоего труда*. Может быть, кому-то покажется слишком громким такое обращение к учащимся, но мы сделали это специально: хотели, чтобы ре­ бята почувствовали серьезность дела, которым они заняты. Гостей удивляет техническая оснащенность мастерских. Да, действительно, не каждое училище располагает сегодня но­ выми станками с ЧПУ, такими совершенными инструмента­ ми и материалами. Оборудованы мастерские с учетом всех требований выпуска продукции базовыми предприятиями — елецкими заводами тракторных гидроагрегатов, «Гидропри­ вод», медоборудования. Наши ребята получают знания на живом, настоящем де­ ле: они выпускают по заказам предприятий настольно-свер­ лильные станки, детали для гядроцилиндров, очковые опра­ вы, а также товары народного потребления, пользующиеся спросом. Таким образом, мы стали как бы одним из подраз­ делений заводов. Ребятам нравится работать в мастерских в Составе бригад, в обстановке, близкой к обычной, цеховой. Спрос за каче­ ство продукции с них такой же, как и со взрослых, а труд их оплачивается по рабочим расценкам, что представляет со­ лидную прибавку к стипендии. Такая организация труда учащихся позволяет вести подго­ товку рабочих именно тех профессий, которые остро нужны базовым предприятиям. Училище уже направило на заводы группу наладчиков станков с ЧПУ, сейчас ойи работают на точно таком Же оборудовании, которое освоили в учебном цехе. В. ПОВААЯЕВ, старший мастер СПТУ-2. г. Елец. В Л ГП И—новая кафедра Наших выпускников часто й совершенно справедливо уп­ рекают в недостатке организаторских навыков, слабом зна­ нии основ педагогического ремесла. Думаю, в дальнейшем ос­ нований для критики будет меньше. В сентябре в ЛГПИ от­ крывается новая межфакультетская кафедра — методики вос­ питательной работы. Возглавит ее кандидат Педагогических на­ ук С. А. Шмаков. В помощь ему вуз определил лучших своих преподавателей—кандидата педагогических наук В. К. Рваче- ву и ассистента В, А. Кривцову. Вместе с облоно мы продол­ жаем работу по формированию состава кафедры, особенно присматриваемся к школьным учителям, имеющим хороший практический опыт, работающим с детьми ярко, интересно, с творческой выдумкой. У вуза уже есть традиции тесного сотрудничества с отдельными городскими и сельскими шко­ лами. Намерены их развивать, видим здесь основу успешной работы. В связи с появлением новой кафедры есть возмож­ ность открыть и новые специальности. Мы вошли с предло­ жением в министерство, считая, что н& художественно-гра­ фическом факультете можно с успехом готовить воспитате­ лей групп продленного дня, а на факультете иностранных языков — организаторов внеклассной работы. Станет состав­ ной частью новой кафедры и нащ факультет общественных профессий. В. ЧЕРНОВА, доцент, кандидат исторических наук, проректор по учебной работе ЛГПИ. Крепить союз с родителями У нас много интересных планов на новый учебный год. Намерены мы пополнить материальную базу по изучению вы­ числительной техники — откроем еще один класс информа­ тики, теперь для малышей. Вместе с шефами — домострои­ тельным комбинатом —- думаем расширить круг рабочих профессий для старшеклассников. До сих пор ребята прохо­ дили практику по специальностям плотник-столяр и маляр- штукатур, к ним прибавятся еще две — лаборант для за­ вода ЖЕИ-7 и сварщик. Ну, а главные усйлия хочется сосредоточить на работе с семьей, слить воедино три звен а: учитель, ученик и роди­ тели. Причем, на основе равного, взаимозаинтересованного партнерства. Есть планы, есть огромное желание всего кол­ лектива осуществить намеченное, но многие детали придется уточнять как бы по ходу д ел а.. Думаем, ведущей,, все-таки должна быть роль учителя. Но в какой степени и в какой форме? Старые стереотипы взаимоотношений с родителями тут не годятся, будем искать новое, свое, то, что только нам подходит. База для совместной работы есть: спортивный го­ родок, филиал городской СЮТ, неподалеку. Немало на при­ мете активных ребят-старшеклассников и толковых, уме­ лых родителей. Словом, надеемся, будет у нас плодотворная дружн ая работа в новом учебном году. П. КОЛЕСНИКОВ, директор школы №2 1 . г. Липецк. . , V Не в престиже дело Нашему СПТУ-17 почти четверть века. Педагогический коллектив работоспособный, слаженный, стабильный. Но пос­ ледние годы нас частенько ругали: училище ежегодно не выполняло план набора. Так было до тех пор, пока мы не собрались однажды на педсовет и решили: надо кончать с худой славой. СПТУ готовит кадры для села, многие про­ фессии в глазах юношей и девушек пока не очень престиж­ ны, но ведь все зависит от престижа самого училища. Начали с обновления материальной базы, трудились, не считаясь порой даже с личным временем, буквально все преподаватели и мастера. Никто не отказывался от черно­ вой работы. За три года реформы реконструировали обще­ житие, обновили коммуникации, ввели в эксплуатацию но­ вый корпус лабораторно-практических занятий, который до этого 8 лет был «замороженным» объектом. Приобрели и установили резервную электростанцию, отремонтировали столовую и спортзал. Заканчиваем, сооружение военно-спор­ тивного комплекса, уже сдали 25-метровый стрелковый тир. Ведем строительство актового зала на 250 мест. Критично посмотрев на свое учебное хозяйство, навели порядок и здесь: пополнили машинный парк, расширили учебное поле, которое сейчас насчитывает около пятисот гектаров пашни. В прошлом году доход от реализации по­ лученной продукции составил 104 тысячи рублей, а в этом, прикинули, получим около 130 тысяч. Мы считаем, именно эти перемены и сказались на том, что наше училище приобрело авторитет у выпускников. В прош­ лом году мы впервые выполнили план набора, правда, до­ кументы принимали д а 5. сентября. А в нынешнем —• и это принесло нам особое удовлетворение — план набора вось­ миклассников был завершен уже 20 июля. Думаю, сказалось на повышении престижа СПТУ и то, что хшгереснее стала сама жизнь в училище: лучше заработали кружки технического творчества, художественной самодея­ тельности, чаще стали проводить тематические вечера. Конечно, у нас есть еще много нерешенных проблем. Но первые шаги нас радуют, доброе начало — сделать свое училище не хуже передовых в области —- положено. Н. БЕЛЯЕВ, директор Хлевенского СПТУ-17. <1 ПРОФЕССИЕЙ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ Это чудо века можно уви­ деть в производственных мас­ терских СПТУ № 10. Конечно, это не те «железные' гуманои­ ды», с которыми мы часто сталкиваемся на страницах фантастических романов. Пе­ ред нами — промышленные ро­ боты, а точнее — целые робо­ тотехнические комплексы. Онй уже смонтированы и установ­ лены в технологическую це­ почку. Опытные специалисты проводят наладку оборудова­ ния. СПТУ № 10 —■единственной в своем роде профтехучилище в Липецке. Только здесь по заказу города готовят специа­ листов по таким специальнос­ тям, как слесарь КИП и авто­ матики, оператор станков с ЧПУ, наладчик роботов-мани- пуляторов. А ведь это — про­ фессии сегодняшнего и завт­ рашнего дня. — На предприятиях города и области Очень остро стоит вопрос обслуживания станков с ЧПУ и роботизированных систем, — объясняет ситуацию директор училища. В. Л. Ма- цак. — Из-за нехватки опыт­ ных специалистов простаива­ ет более 50 процентов робото­ техники, имеющейся на пред­ приятиях Ельца, на ЛТЗ и НДМК. И особо большой спрос на специалистов этого профи­ ля, конечно же, у базового предприятия училища — НЛМК. Видимо, поэтому на заседании облисполкома не так давно было решено на ба­ зе СПТУ-10 создать областной центр по подготовке операто­ ров- наладчиков станков с ЧПУ и роботов - машгаулятрров. В прошлом году училище впер­ вые объявило набор на эти но­ вые специальности на базе восьми классов. Первый вы­ пуск — 1989 года — должен в основном покрыть нужды но- волипчан в специалистах. В дальнейшем планируем удов­ летворить запросы и остальных предприятий. Чтобы готовить полноценные кадры, необходима крепкая материальная база, опытные преподаватели. Эти проблемы успешно решены совместны­ ми усилиями шефов и подшеф­ ных. Вся та техника, о кото­ рой говорилось вначале, была безвозмездно передана отде­ лом оборудования НЛМК для оснащения мастерских СПТУ- 10. Всего же металлурги пе редали училищу 3 робото- технических комплекса и 13 роботов-манипуляторов. Их монтаж и наладку осуществ­ ляет Орловский участок пуско­ наладочных работ. А обслужи вание систем берут На себя специалисты НЛМК и мастера производственного обучения самого училища. На новом оборудовании по заказам НЛМК будут изготав­ ливаться различные валы, ва льды, настольные сверлильные станки. С. РАЗБИРИН. ТКОЛА многое может. I Живой тому пример ■"*— события последних в Больше-Боевке. Еще начала школьной ре­ мы здесь „зменили под- к организации труда стар- лассников, разрешив им пенять совхозных живот- эдов. И результат не за­ лил сказаться: целый класс л ея работать в совхозе, ко- ,1Й построил ребятам и об-' штие, и новую ферму. Те- э что ни выпуск- — полу- хозяйство, добровольных ощников. [кола многое может. За­ то за эти четыре года по- одел совхоз «Большебоевс- »: стали чаще свадьбы иг- ,, ожил клуб, в детском са- » становится тесновато — шть новый собираются. Ый молодежный поселок ос. А самое главное — юмика постепенно креп- Проблем, конечно, еще го, но разве сравнить их =ми, четырехлетней давно- : Единственное, что доса- вызывает, местное это ус- ение начаться могло гора- раньше. Ведь сотрудниче- > на новом уровне школа то и не однажды предла- I совхозу. Да отмахнулся, кнув о дополнительных потах, бывший директор, аакомый, характерный для асторопных, недальновид- ■хозяйственников, жест. Но о них сегодня речь. А о )ле, которая доказала, что, ствительно, много может, ь не только выстояла Бо- юбоевская средняя в усло- х сковавшей экономику сов- а запущенности, но и наш- в себе силы помочь ему в дные дни. [ более того, большебоевс- учителя в отличие от IX своих коллег реформу многими ее проблемами речают без смятения и ра- рянности, без конфликтов и доров. Это дружный, ста- ъный коллектив. В сегод- зних его планах — внедре- : хозрасчета на школьном .е, освоение приемов и ме- ВСЕГД А РЯД ОМ тодов педагогики сотрудниче­ ства. Что способствует интен­ сивному творческому разви ­ тию? Найти ответ на этот воп­ рос помогло недавнее знаком­ ство с Надеждой Петровной Чемисовой. Когда восемь лет назад ком­ мунисты школы впервые из­ брали ее своим секретарем, Чемисовой ясно дали понять, что именно ей под силу по­ мочь коллективу еще выше подняться в его устремлениях, повысить качество обучения. Хотя внешне «процент» обще- школьной успеваемости тревоги не вызывал. Но в большебоев- ской давно предпочитают дру­ гой критерий — детские гла­ за на уроке. Они все чаще вы­ зывали озабоченность отсут­ ствием столь желанной к аж ­ дому учителю искорки жи во­ го интереса к предмету. О планах раздумывая, Надежда Петровна мысленно на «армию» свою оглянулась. Невелика она — всего-то семь работающих коммунистов. И она предложила особо расп­ ределить партийные поруче­ ния: самые нелегкие —1 тем, у кого «должности» повыше. С тех пор за трудо­ вое воспитание у болыиебоев- цев партийную ответственность несет директор, за учебно- воспитательную работу — за­ вуч, а остальные курируют те внутришкольные участки, ко­ торые более всего душевной потребности отвечают и где отдачу, следовательно, можно ожидать максимальную. Большое значение придает секретарь отчетам коммунис­ тов, считая, что они подтяги­ вают, позволяют вовремя про­ анализировать сделанное, ука­ зать на ошибки. Так было сб старшей пионервожатой, дол­ гое время предпочитавшей бу­ мажный стиль руководства. Взыскали по всей строгости — и словно пробудился человек: ожили отряды, рабочий ха­ рактер стали принимать пио­ нерские сборы. А недавно, ска­ жем, отчитывалась директор школы Р. Н. Меркулова. Тот ж е строгий спрос: да, есть успехи, но не все резервы для укрепления материальной базы трудового обучения ис­ пользованы... — У нас, — делится секре­ тарь, — давно утвердился де­ мократический стиль и в руко­ водстве, и во Взаимоотношени­ ях между учителями. Он дал свои плоды; охотно возвраща­ ются в школу после вузов н а­ ши выпускники, давно нет -«текучки». Мы добились ста­ бильности, при которой, ко­ нечно, легче работается: д ав­ но и хорошо знаем друг дру­ га. Но, чувствую, подстерега­ ет нас другая опасность: мож ­ но незаметно скатиться к «се­ мейной» непритязательности. Вот почему сейчас особенно нужно повысить партийную требовательность. Она имеет право так ста­ вить вопрос, предъявляя стро­ гий счет товарищам по рабо­ те. Дело в том, что, когда во­ семь лет назад они впервые выбрали ее секретарем, реши­ ла: отныне и всегда быть впе­ реди любого из своих коллег, даже самого опытного, само­ го знающего. А к тому време­ ни ей было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР, звание учителя-методи­ ста, коих в районе считанные единицы. Ее можно было бы н азвать честолюбивой. Но ведь все эти усилия опять-таки не для себя — для других. Как завуч она обязана помогать учителю. Впрочем, это только ска­ зать легко: особинку учитель­ скую еще разглядеть требует­ ся. Всю свою работу подчи­ нила этой труднейшей цели — раскрытию талантов у коллег. Исходная точка — посещение уроков. До трехсот в год. Так, однажды все узнали, что у географа 3. Н. Антипо­ вой есть смысл поучиться про­ водить семинарские занятия. В другой раз разговор зашел об уроках-диспутах литерато­ ра Л. Я. Гришиной. А к ма­ тематику В. Ф. Меркуловой об­ щин интерес был прикован в связи с удачным применением коллективных форм обуче­ ния... Конечно, все это, в пер­ вую очередь, личные творчес­ кие победы, но в каждой есть доля труда Н. П. Чемисовой. Заботливость — эту черту ценя г товарищи по коллекти­ ву. А некоторые счастливые учительские судьбы могли бы и вовсе без нее не состоять­ ся. У молоденькой учительницы начальных классов Г. В. Бое­ вой был период, когда после первых же уроков вдруг при­ шло непрошенное смятение: а вдруг ошиблась в выборе? Но Надежда Петровна привычно взяла под свое крыло. — Посещала уроки так ча­ сто, — рассказывает Галина Викторовна, — что я уже и привыкать к присутствию На­ дежды Петровны стала. Если, случалось, нет ее — будто чего-то не хватало. Я по лицу ее научилась читать: гладко ли идет урок или я в чем-то ошиблась? От удач моих она буквально светлела, а если сбой — переживала. Вчерашний неуверенный но­ вичок, ныне Г. В. Боева — коммунист (по рекомендации опять-таки Надежды Петров­ ны), депутат сельсовета. А уроки музыки для малышей, между прочим, очень удачно проводит по системе Д. Б. Ка­ балевского. Как-то так вышло, что ря-.- М ят А? ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ дом в свое время «оказалась» Надежда Петровна и со шко­ льницей Р. Меркуловой: заме­ тила в девочке общественную струнку, на пединститут на­ целила. А спустя несколько лет уже наставляла, подбад­ ривала ее как директора своей школы перед первым — и потому особо ответственным — августовским педсоветом. При­ вычное для нее дело: доброе слово, умный совет... Так вышло: на уроках На­ дежды Петровны (она препо­ дает немецкий язык) побы­ вать не довелось. А хоте­ лось увидеть ее среди детей. Взаимоотношения с ними — вернейший показатель качест­ ва учительской работы. Поэто­ му, уезжая из Больше-Боевки, все-таки завернули мы в об­ щежитие, где в этот обеден­ ный час отдыхали юные жи ­ вотноводы. Впрочем, в жи вот­ новодах они всего два месяца, а еще весной сидели за пар­ тами. Надежда Петровна у этих ребят была классным ру­ ководителем. — Мы, конечно, для учите-; НЕИСТРАЧЕННЫЙ ПО ТЕНЦИАЛ леи — не подарок, — смеют­ ся ребята. — Ох, и намучи­ лись они с нами, пока не при­ шла Надежда Петровна. Она сумела сплотить класс. Ста­ ралась всюду — и на свекле, и на конкурсе песни, и в ки­ но, и в туристической поездке — быть рядом и как бы на равных. И работала с нами, и пела, и фильмы обсуждала. Надежда Петровна, конечно, чувствовала и очень ценила это доверие ребят. Немного корит теперь себя: с назначе­ нием на должность завуча вынуждена была передать клас­ сное руководство другому учи­ телю. Хотя, как выяснилось, корить не за что: она по-преж­ нему — уже по чувству внут­ реннего долга — старалась быть рядом со «своими» ма­ льчишками и девчонками вплоть до выпуска. Т. СПАССКАЯ. Долгоруковский район. НА СНИМКЕ: Н. П. Чемя- сова. Фото А. ЩУРОВА. При зн аюсь, ехал я на от­ четно-выборное собрание в первичную парторган и зацию седьмого отделени я совхо­ за имени 15-летия Октября с надеждой услышать дело­ вой, заи н тересован ный р аз­ говор о месте коммуни ста в перестрой ке. Отделение это — лучшее в совхозе. По­ радовали полеводы, взя в на круг более 37 цен тн еров зе ­ рна. Р астет продукти вн ость скота: за семь месяц ев удои от коровы перевали ли за 2 5 0 0 ки лограммов, п ревы ­ шаются план овые н аметки по при весам скота. Словом, р аботает отд е­ ление с ускорени ем. А вот ожи даемого р азговор а не по­ лучи лось. На собрании без­ разд ел ьн о вл аствовал дух благодуши я. З ад ал а его се­ к ретарь парторгани зации К. Ф. Краси льни кова. Вы ­ дав каждому коммуни сту л е­ стную характери сти ку, он а обошла остры е углы. В зн ак солидарности не реши ли сь на откровенн ую кри тику и коммунисты. Все свелось к кон статаци и дости гнутого. А если и разд авал и сь нот­ ки н едовольства, то носили они, как прави ло, безад рес­ ный хар ак тер и сводились к пожелани ям иметь побольше удобрений, ядохими катов, зап ч астей . Не было ск аза­ но главн ого: как перви ч­ н ая » п арторган и зац и я, к аж ­ дый коммуни ст в отдельн о­ сти уч аствует в решении ко­ ренных экономических и со­ ци альных проблем хозя й ст­ венного п одразделен и я? Ко­ гда ж е принявший участи е в работе собрани я второй сек р етарь рай кома партии Н. Н. Б ел я ев вы ск азал по этому поводу недоумение, в ответ п розвуч ал а н едвусмы ­ слен н ая реплика: — А что мы можем? Вот так, при кры ваясь соб­ ственной беспомощностью, и вбла партийную работу К. Ф. Краси льн и кова. Соб­ рание лишь бесстрастн о от­ рази л о сложи вшуюся в ор­ гани зации обстановку. Спору нет, коммуни сты от­ делени я (с принятым на этом собрании кан дидатом в члены КПСС механ и затором A. В. Бы ковски х их стало д евя ть), дей стви тельн о, по­ к азы ваю т пример в тРУДе - И это определяющий ф ак ­ тор. Вы сок автори тет в кол­ лекти ве Г. А. Новикова, B. В. Хороши лова, П. Г. Фи л атова и других. В основном это молодые лю­ ди: механ и заторы , жи вотн о­ воды. Но в чем же их ор га­ н и зующая рол ь? Что и зм е­ нилось в жизни партгруппы в связи с перестройкой ? К. Ф. Краси льн и кова про­ информи ровала: за отчетный период проведено семь п арт­ собраний, т. е. почти вдвое мен ьше, чем положено по Ус­ таву. И те были приурочены в основном к очередной к ам ­ пании. Готови ла собрани я сек ретарь н аспех. Решени я принимались малокоикрет- ные и, как правило, тут же забы вал и сь. Критические за ­ мечания и предложения ком­ муни стов не находили под­ держки . Формал и зм порож ­ дает равн одуши е. На п арт­ собрани я приходилось бук­ вальн о зазы вать коммуни с­ тов. Сл ушая убаюки вающий до­ клад и самодовольные вы ­ ступления. подумалось: не­ ужели решены в отделении все проблемы органи зации труда, быта, отды ха? Сом­ нения р азвея л ди ректор совхоза Н. Д. Ерем еев, мно­ го лет возглавлявши й седь­ мое отделение и н емало сде­ лавший для его подъема. Все верно, по р езул ьтати в­ ности отдачи садов, полей и фермы коллекти в — в чи­ сле лучши х. Но р езер вы не исчерпаны, отделени е не н абрало ускорени я, которое бы соответствовал о имею­ щей ся базе. В частности , плохо вн едряются экон оми ­ ческие методы хозя й ство­ вани я, и. в особенности, тру­ досберегающи е технологии. Взя ть, к примеру, свек ­ ловичные плантации. Уро­ жай н ость зд есь из года в год составл я ет около 3 6 0 цен тн еров. Но какой це­ ной? Все еще допотопной тяпкой! Хотя, к ак утвержда- * ет Николай Дми три евич, в отделении есть все возм ож ­ ности вы ращи вать сахарн ую свеклу без затр ат ручного труд а. Иди другой пример. Кто-то бросил реплику: Де­ скать, почему бы не п ере­ вести на двухсмен ку молоч­ ную ф ерму? Первой же н а­ сторожи л ась К. Ф. Краси- льни кова: — Что вы говори те, р аз­ ве наши доярки согл ася тся ?.. А почему нет? Эфф екти в­ ность двухсмен ки проверен а опытом свои х же. лебедян ­ ских хозяй ств. Крайн е мно­ го ручного труд а в сад овод ­ стве и кормопрои зводстве. В частности , так и не при вился в отделении прогресси вный метод прессовани я сен а, гру­ бых кормов. Поднимали сь ди эти и други е «бол ьн ы е» вопросы на партийных собран и ях? С кого спросили, что сд ел а­ ли ? Увы, парторган и зац и я . зан я л а позицию стороннего н аблюдателя, довери вши сь инициативе сверху. Ср аб а­ ты вает все тот ж е комплекс: «А что мы м ож ем ?» И это ответ на вопрос, почему, до­ кладчик и выступи вши е в прени ях обошли молчанием состояни е политической и воспи тательн ой работы , воп­ росы соц культбы та: мен ьше инициативы — мен ьше и спроса. Верн емся, однако, к х а ­ рактери сти ке коммуни стов. Сек р етарь ск азал а о них: «Д обры е работн и ки ». Вер ­ но,' но для коммуни ста од­ ного Добросовестного отн о­ шени я к прои зводствен ным обязан н остям крайн е недо­ статочн о. Он •— это еще и политический боец, п ри зван ­ ный зан и мать акти вн ую ж и з­ ненную позицию. К сож а­ лению, практи чески е дей ст­ ви я иных партий цев не все­ гд а согласуются с уставны ­ ми требовани ями . Попроси ­ ли того же Г. А. Н ови кова р асск азать, чем зан и мается руководимая им времен н ая п артгруппа, и не усл ыша­ ли внятного ответа. Фор м а­ льно выполн яют партийные поручения и други е комму­ нисты. А как, ск аж ем , оценить такой поступок? В отделении создали подрядное звйно по вы ращи ван ию сахарн ой све ­ клы и к укурузы , вклюнили в него партийцев. И что ж е? П ервым вышел из звен а ком­ мунист А. Д. Козлов, сос­ л авши сь, по его личному убеждению, на объекти вны е причины. А, верн ее ск азать, ушел от трудностей . Не и зжи ты и н арушени я дисциплины. В отчетном до­ кладе п ромелькн ула ф р аза: «П ерсон ал ьн ое дело Еж о ва». Б ри гади р тракторной бри га­ ды В. В. Еж ов, теперь уж е у бывший , сел за руль мото­ ци кла в н етрезвом виде и соверши л аварию. И вовсе непри ятное вп е­ чатлени е осталось от про­ цедуры и збрани я сек р етаря - и его зам ести тел я. К, Ф. Краси льн и кова еще в отчет­ ном докладе зая ви л а, что «у стал а от партийных д ел ». Начали п ерепи раться, лишь бы и збрать кого угодно, то­ лько не его. Уговорили-та- ки Г. А. Н ови кова. Механи ­ затор он толковый и как то­ варищ надежный. Все бу­ дет зави сеть от того, сум е­ ет ли он понять всю ответ­ ствен н ость партийного вож а­ к а? А чтобы ожи дани я не за ­ тянули сь, в помощь ему дол­ жен подключи ться партком совхоза. Пока его роль ч а­ ще всего своди лась к п ровер­ ке уплаты членских взн осов да поучи тельным н ак ач к ам .' Во всяком случае, перви ч­ н ая п арторган и зац и я д олж ­ на зар аботать боевито, н а­ ступ ательн о, к ак требует этого время. Е. КАРПУХИН , соб. корр. «Ленинского знамени». У наших соседей СОХРАНИТЬ РЕЧКУ ПРА Спустив байдарки на воду, молодые исследователи и за­ щитники природы из Рязани, Москвы, Владимира, Волгогра­ да начали экспедицию «Пра- 87». Речка эта — невелика, не найти на большой карте. Но многие строки посвятил ей К. Паустовский. Он' писал: «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинст­ венную, чем Пра». Почти че­ рез сорок лет после посеще­ ния писателем этих мест, вы­ шли в путь экологи. Что же стало с речкой, как она себя чувствует, как хо­ зяйствует на ней человек? А главное: как сохранить ее пре­ лесть и неповторимость? Воп­ росов поставлено много. На них попытается ответить науч­ но-практическая экспедиция, потому обследование реки, ок­ ружающих ее территорий бу­ дет проводиться комплексное. Организаторы этого похода — Рязанский обком ВЛКСМ и редакция газеты «Рязанский комсомолец». Исследователь­ ские материалы, конкретные выводы и предложения станут деловым вкладок! молодежи в создание на территории Меще­ ры природного национального парка, идея которого широко поддерживается учеными, об­ щественностью, всеми, кому дорога родная русская приро­ да. (Корр. ТАСС). Рязань.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz