Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Г«I С Е Г О Д Н Я - Д Е Н Ь З Н А Н И Й * ''Ш »>? ч х' '« ч, УЧ И Т Е Л Ь Ш трихи к портрету З ТОТ СНИМОК фотокор респондент сделал на недавно состоявшемся областном слете учи телей. Щелкнул затвор, а вот поговорить с сельским учите лем физики и математики Оль ховской средней школы Ле бедянского района Владими ром. Власовым нам удалось не сразу — слишком много у не го оказалось поручений на этом слете: он и сцену для про щального концерта оборудо вал, и репетировать коллегам помогал, и сам готовился петь, между прочим, песню собст венного сочинения. Сетуют, что В , наших шко л ах Маловато учителей-мужчин. Конечно, это так и есть, хотя за последние годы, годы ре формы, педагогический труд стал все чаще привлекать и юношей, о чем свидетельству ет возросший конкурс в Ли пецкий пединститут. Вот как интересно бывает: учились в Донской средней школе Задонского района у сельского учителя М. А. Зай кина два брата и сестра — Николай, Наташа и Владимир Власовы. И, видимо, так хоро шо Митрофан Акиндинович учил смышленых ребят, та кую любовь привил к точ ным, строгим наукам, что все они выбрали профессию учи теля физики и математики. В разные годы успешно окон чив Липецкий пединститут, онй сегодня трудятся: Нико лай — директором Бутырской средней школы Задонского рай она, Наташа — преподает в липецкой средней школе № 29, ну, а о Владимире мы уже сказали. В той же Ольховской школе работает учительницей и его жен а — Мария. Растут у Вла совых двое ребятишек. Как живется учителю на се ле? — спросили мы героя н а шего фотопортрета. Как рабо тается? Непросто, не скрыл Влади мир. Ведет он сразу три пред мета — к физике и математи ке недавно прибавился новый ■— основы информатики и вы числительной техники. Хоро шо, что он сам давно уже серь езно увлечен ЭВМ, легко ос воил методику. Но соответст вующей базы в сельской шко ле пока нет —- водит ребят на занятия в лебедянскую среднюю школу № 1. Сами обзавелись пока только микро калькуляторами. Но будет и у них все необходимое... Тут следует добавить, что уверенность Владимира зиж дется не на пустом месте. Учи тель он увлеченный, знающий. Иначе бы не дали ему право на участие в движении моло дых учителей «Эврика». Суть его в том, что лучшие педа гоги дают уроки в чужом клас се, с целью обмена опытом. Так вот, уже несколько та ких занятий по электронно-вы числительной технике Влади мир провел в лебедянской средней школе № 2 и в ли пецкой средней школе № ‘: 32. Уроки получили высокую оцен ку. Хочется еще сказать о том, как любят своего учителя се льские ребята, особенно стар шеклассники. Это с его при ездом были организованы в школе технические кружки «Юный техник», «Юный фи зик». Научил он школьников всему, что умеет сам — де монстрировать фильмы, нала жи вать музыкальную аппара т у р у и д аже играть на гита- Л. ИВАНОВА. Фото А. ЩУРОВА. РЕФОРМА-ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН Что нового внесла в жи зн ь вашего учебного заведения, ва шего коллектива реформа? Этот вопрос накануне Дня знаний мы задали участникам августовских конференции, педагогам области. По заводской программе Все, кто при езжает в наше СПТУ-2, — а гостей у нас бы вает немало, —• невольно обращают внимание, на плакат, ви севший у входа в учебные мастерские: «Помни — экономи ческая мощь Родины зависит и от твоего труда*. Может быть, кому-то покажется слишком громким такое обращение к учащимся, но мы сделали это специально: хотели, чтобы ре бята почувствовали серьезность дела, которым они заняты. Гостей удивляет техническая оснащенность мастерских. Да, действительно, не каждое училище располагает сегодня но выми станками с ЧПУ, такими совершенными инструмента ми и материалами. Оборудованы мастерские с учетом всех требований выпуска продукции базовыми предприятиями — елецкими заводами тракторных гидроагрегатов, «Гидропри вод», медоборудования. Наши ребята получают знания на живом, настоящем де ле: они выпускают по заказам предприятий настольно-свер лильные станки, детали для гядроцилиндров, очковые опра вы, а также товары народного потребления, пользующиеся спросом. Таким образом, мы стали как бы одним из подраз делений заводов. Ребятам нравится работать в мастерских в Составе бригад, в обстановке, близкой к обычной, цеховой. Спрос за каче ство продукции с них такой же, как и со взрослых, а труд их оплачивается по рабочим расценкам, что представляет со лидную прибавку к стипендии. Такая организация труда учащихся позволяет вести подго товку рабочих именно тех профессий, которые остро нужны базовым предприятиям. Училище уже направило на заводы группу наладчиков станков с ЧПУ, сейчас ойи работают на точно таком Же оборудовании, которое освоили в учебном цехе. В. ПОВААЯЕВ, старший мастер СПТУ-2. г. Елец. В Л ГП И—новая кафедра Наших выпускников часто й совершенно справедливо уп рекают в недостатке организаторских навыков, слабом зна нии основ педагогического ремесла. Думаю, в дальнейшем ос нований для критики будет меньше. В сентябре в ЛГПИ от крывается новая межфакультетская кафедра — методики вос питательной работы. Возглавит ее кандидат Педагогических на ук С. А. Шмаков. В помощь ему вуз определил лучших своих преподавателей—кандидата педагогических наук В. К. Рваче- ву и ассистента В, А. Кривцову. Вместе с облоно мы продол жаем работу по формированию состава кафедры, особенно присматриваемся к школьным учителям, имеющим хороший практический опыт, работающим с детьми ярко, интересно, с творческой выдумкой. У вуза уже есть традиции тесного сотрудничества с отдельными городскими и сельскими шко лами. Намерены их развивать, видим здесь основу успешной работы. В связи с появлением новой кафедры есть возмож ность открыть и новые специальности. Мы вошли с предло жением в министерство, считая, что н& художественно-гра фическом факультете можно с успехом готовить воспитате лей групп продленного дня, а на факультете иностранных языков — организаторов внеклассной работы. Станет состав ной частью новой кафедры и нащ факультет общественных профессий. В. ЧЕРНОВА, доцент, кандидат исторических наук, проректор по учебной работе ЛГПИ. Крепить союз с родителями У нас много интересных планов на новый учебный год. Намерены мы пополнить материальную базу по изучению вы числительной техники — откроем еще один класс информа тики, теперь для малышей. Вместе с шефами — домострои тельным комбинатом —- думаем расширить круг рабочих профессий для старшеклассников. До сих пор ребята прохо дили практику по специальностям плотник-столяр и маляр- штукатур, к ним прибавятся еще две — лаборант для за вода ЖЕИ-7 и сварщик. Ну, а главные усйлия хочется сосредоточить на работе с семьей, слить воедино три звен а: учитель, ученик и роди тели. Причем, на основе равного, взаимозаинтересованного партнерства. Есть планы, есть огромное желание всего кол лектива осуществить намеченное, но многие детали придется уточнять как бы по ходу д ел а.. Думаем, ведущей,, все-таки должна быть роль учителя. Но в какой степени и в какой форме? Старые стереотипы взаимоотношений с родителями тут не годятся, будем искать новое, свое, то, что только нам подходит. База для совместной работы есть: спортивный го родок, филиал городской СЮТ, неподалеку. Немало на при мете активных ребят-старшеклассников и толковых, уме лых родителей. Словом, надеемся, будет у нас плодотворная дружн ая работа в новом учебном году. П. КОЛЕСНИКОВ, директор школы №2 1 . г. Липецк. . , V Не в престиже дело Нашему СПТУ-17 почти четверть века. Педагогический коллектив работоспособный, слаженный, стабильный. Но пос ледние годы нас частенько ругали: училище ежегодно не выполняло план набора. Так было до тех пор, пока мы не собрались однажды на педсовет и решили: надо кончать с худой славой. СПТУ готовит кадры для села, многие про фессии в глазах юношей и девушек пока не очень престиж ны, но ведь все зависит от престижа самого училища. Начали с обновления материальной базы, трудились, не считаясь порой даже с личным временем, буквально все преподаватели и мастера. Никто не отказывался от черно вой работы. За три года реформы реконструировали обще житие, обновили коммуникации, ввели в эксплуатацию но вый корпус лабораторно-практических занятий, который до этого 8 лет был «замороженным» объектом. Приобрели и установили резервную электростанцию, отремонтировали столовую и спортзал. Заканчиваем, сооружение военно-спор тивного комплекса, уже сдали 25-метровый стрелковый тир. Ведем строительство актового зала на 250 мест. Критично посмотрев на свое учебное хозяйство, навели порядок и здесь: пополнили машинный парк, расширили учебное поле, которое сейчас насчитывает около пятисот гектаров пашни. В прошлом году доход от реализации по лученной продукции составил 104 тысячи рублей, а в этом, прикинули, получим около 130 тысяч. Мы считаем, именно эти перемены и сказались на том, что наше училище приобрело авторитет у выпускников. В прош лом году мы впервые выполнили план набора, правда, до кументы принимали д а 5. сентября. А в нынешнем —• и это принесло нам особое удовлетворение — план набора вось миклассников был завершен уже 20 июля. Думаю, сказалось на повышении престижа СПТУ и то, что хшгереснее стала сама жизнь в училище: лучше заработали кружки технического творчества, художественной самодея тельности, чаще стали проводить тематические вечера. Конечно, у нас есть еще много нерешенных проблем. Но первые шаги нас радуют, доброе начало — сделать свое училище не хуже передовых в области —- положено. Н. БЕЛЯЕВ, директор Хлевенского СПТУ-17. <1 ПРОФЕССИЕЙ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ Это чудо века можно уви деть в производственных мас терских СПТУ № 10. Конечно, это не те «железные' гуманои ды», с которыми мы часто сталкиваемся на страницах фантастических романов. Пе ред нами — промышленные ро боты, а точнее — целые робо тотехнические комплексы. Онй уже смонтированы и установ лены в технологическую це почку. Опытные специалисты проводят наладку оборудова ния. СПТУ № 10 —■единственной в своем роде профтехучилище в Липецке. Только здесь по заказу города готовят специа листов по таким специальнос тям, как слесарь КИП и авто матики, оператор станков с ЧПУ, наладчик роботов-мани- пуляторов. А ведь это — про фессии сегодняшнего и завт рашнего дня. — На предприятиях города и области Очень остро стоит вопрос обслуживания станков с ЧПУ и роботизированных систем, — объясняет ситуацию директор училища. В. Л. Ма- цак. — Из-за нехватки опыт ных специалистов простаива ет более 50 процентов робото техники, имеющейся на пред приятиях Ельца, на ЛТЗ и НДМК. И особо большой спрос на специалистов этого профи ля, конечно же, у базового предприятия училища — НЛМК. Видимо, поэтому на заседании облисполкома не так давно было решено на ба зе СПТУ-10 создать областной центр по подготовке операто ров- наладчиков станков с ЧПУ и роботов - машгаулятрров. В прошлом году училище впер вые объявило набор на эти но вые специальности на базе восьми классов. Первый вы пуск — 1989 года — должен в основном покрыть нужды но- волипчан в специалистах. В дальнейшем планируем удов летворить запросы и остальных предприятий. Чтобы готовить полноценные кадры, необходима крепкая материальная база, опытные преподаватели. Эти проблемы успешно решены совместны ми усилиями шефов и подшеф ных. Вся та техника, о кото рой говорилось вначале, была безвозмездно передана отде лом оборудования НЛМК для оснащения мастерских СПТУ- 10. Всего же металлурги пе редали училищу 3 робото- технических комплекса и 13 роботов-манипуляторов. Их монтаж и наладку осуществ ляет Орловский участок пуско наладочных работ. А обслужи вание систем берут На себя специалисты НЛМК и мастера производственного обучения самого училища. На новом оборудовании по заказам НЛМК будут изготав ливаться различные валы, ва льды, настольные сверлильные станки. С. РАЗБИРИН. ТКОЛА многое может. I Живой тому пример ■"*— события последних в Больше-Боевке. Еще начала школьной ре мы здесь „зменили под- к организации труда стар- лассников, разрешив им пенять совхозных живот- эдов. И результат не за лил сказаться: целый класс л ея работать в совхозе, ко- ,1Й построил ребятам и об-' штие, и новую ферму. Те- э что ни выпуск- — полу- хозяйство, добровольных ощников. [кола многое может. За то за эти четыре года по- одел совхоз «Большебоевс- »: стали чаще свадьбы иг- ,, ожил клуб, в детском са- » становится тесновато — шть новый собираются. Ый молодежный поселок ос. А самое главное — юмика постепенно креп- Проблем, конечно, еще го, но разве сравнить их =ми, четырехлетней давно- : Единственное, что доса- вызывает, местное это ус- ение начаться могло гора- раньше. Ведь сотрудниче- > на новом уровне школа то и не однажды предла- I совхозу. Да отмахнулся, кнув о дополнительных потах, бывший директор, аакомый, характерный для асторопных, недальновид- ■хозяйственников, жест. Но о них сегодня речь. А о )ле, которая доказала, что, ствительно, много может, ь не только выстояла Бо- юбоевская средняя в усло- х сковавшей экономику сов- а запущенности, но и наш- в себе силы помочь ему в дные дни. [ более того, большебоевс- учителя в отличие от IX своих коллег реформу многими ее проблемами речают без смятения и ра- рянности, без конфликтов и доров. Это дружный, ста- ъный коллектив. В сегод- зних его планах — внедре- : хозрасчета на школьном .е, освоение приемов и ме- ВСЕГД А РЯД ОМ тодов педагогики сотрудниче ства. Что способствует интен сивному творческому разви тию? Найти ответ на этот воп рос помогло недавнее знаком ство с Надеждой Петровной Чемисовой. Когда восемь лет назад ком мунисты школы впервые из брали ее своим секретарем, Чемисовой ясно дали понять, что именно ей под силу по мочь коллективу еще выше подняться в его устремлениях, повысить качество обучения. Хотя внешне «процент» обще- школьной успеваемости тревоги не вызывал. Но в большебоев- ской давно предпочитают дру гой критерий — детские гла за на уроке. Они все чаще вы зывали озабоченность отсут ствием столь желанной к аж дому учителю искорки жи во го интереса к предмету. О планах раздумывая, Надежда Петровна мысленно на «армию» свою оглянулась. Невелика она — всего-то семь работающих коммунистов. И она предложила особо расп ределить партийные поруче ния: самые нелегкие —1 тем, у кого «должности» повыше. С тех пор за трудо вое воспитание у болыиебоев- цев партийную ответственность несет директор, за учебно- воспитательную работу — за вуч, а остальные курируют те внутришкольные участки, ко торые более всего душевной потребности отвечают и где отдачу, следовательно, можно ожидать максимальную. Большое значение придает секретарь отчетам коммунис тов, считая, что они подтяги вают, позволяют вовремя про анализировать сделанное, ука зать на ошибки. Так было сб старшей пионервожатой, дол гое время предпочитавшей бу мажный стиль руководства. Взыскали по всей строгости — и словно пробудился человек: ожили отряды, рабочий ха рактер стали принимать пио нерские сборы. А недавно, ска жем, отчитывалась директор школы Р. Н. Меркулова. Тот ж е строгий спрос: да, есть успехи, но не все резервы для укрепления материальной базы трудового обучения ис пользованы... — У нас, — делится секре тарь, — давно утвердился де мократический стиль и в руко водстве, и во Взаимоотношени ях между учителями. Он дал свои плоды; охотно возвраща ются в школу после вузов н а ши выпускники, давно нет -«текучки». Мы добились ста бильности, при которой, ко нечно, легче работается: д ав но и хорошо знаем друг дру га. Но, чувствую, подстерега ет нас другая опасность: мож но незаметно скатиться к «се мейной» непритязательности. Вот почему сейчас особенно нужно повысить партийную требовательность. Она имеет право так ста вить вопрос, предъявляя стро гий счет товарищам по рабо те. Дело в том, что, когда во семь лет назад они впервые выбрали ее секретарем, реши ла: отныне и всегда быть впе реди любого из своих коллег, даже самого опытного, само го знающего. А к тому време ни ей было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР, звание учителя-методи ста, коих в районе считанные единицы. Ее можно было бы н азвать честолюбивой. Но ведь все эти усилия опять-таки не для себя — для других. Как завуч она обязана помогать учителю. Впрочем, это только ска зать легко: особинку учитель скую еще разглядеть требует ся. Всю свою работу подчи нила этой труднейшей цели — раскрытию талантов у коллег. Исходная точка — посещение уроков. До трехсот в год. Так, однажды все узнали, что у географа 3. Н. Антипо вой есть смысл поучиться про водить семинарские занятия. В другой раз разговор зашел об уроках-диспутах литерато ра Л. Я. Гришиной. А к ма тематику В. Ф. Меркуловой об щин интерес был прикован в связи с удачным применением коллективных форм обуче ния... Конечно, все это, в пер вую очередь, личные творчес кие победы, но в каждой есть доля труда Н. П. Чемисовой. Заботливость — эту черту ценя г товарищи по коллекти ву. А некоторые счастливые учительские судьбы могли бы и вовсе без нее не состоять ся. У молоденькой учительницы начальных классов Г. В. Бое вой был период, когда после первых же уроков вдруг при шло непрошенное смятение: а вдруг ошиблась в выборе? Но Надежда Петровна привычно взяла под свое крыло. — Посещала уроки так ча сто, — рассказывает Галина Викторовна, — что я уже и привыкать к присутствию На дежды Петровны стала. Если, случалось, нет ее — будто чего-то не хватало. Я по лицу ее научилась читать: гладко ли идет урок или я в чем-то ошиблась? От удач моих она буквально светлела, а если сбой — переживала. Вчерашний неуверенный но вичок, ныне Г. В. Боева — коммунист (по рекомендации опять-таки Надежды Петров ны), депутат сельсовета. А уроки музыки для малышей, между прочим, очень удачно проводит по системе Д. Б. Ка балевского. Как-то так вышло, что ря-.- М ят А? ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ дом в свое время «оказалась» Надежда Петровна и со шко льницей Р. Меркуловой: заме тила в девочке общественную струнку, на пединститут на целила. А спустя несколько лет уже наставляла, подбад ривала ее как директора своей школы перед первым — и потому особо ответственным — августовским педсоветом. При вычное для нее дело: доброе слово, умный совет... Так вышло: на уроках На дежды Петровны (она препо дает немецкий язык) побы вать не довелось. А хоте лось увидеть ее среди детей. Взаимоотношения с ними — вернейший показатель качест ва учительской работы. Поэто му, уезжая из Больше-Боевки, все-таки завернули мы в об щежитие, где в этот обеден ный час отдыхали юные жи вотноводы. Впрочем, в жи вот новодах они всего два месяца, а еще весной сидели за пар тами. Надежда Петровна у этих ребят была классным ру ководителем. — Мы, конечно, для учите-; НЕИСТРАЧЕННЫЙ ПО ТЕНЦИАЛ леи — не подарок, — смеют ся ребята. — Ох, и намучи лись они с нами, пока не при шла Надежда Петровна. Она сумела сплотить класс. Ста ралась всюду — и на свекле, и на конкурсе песни, и в ки но, и в туристической поездке — быть рядом и как бы на равных. И работала с нами, и пела, и фильмы обсуждала. Надежда Петровна, конечно, чувствовала и очень ценила это доверие ребят. Немного корит теперь себя: с назначе нием на должность завуча вынуждена была передать клас сное руководство другому учи телю. Хотя, как выяснилось, корить не за что: она по-преж нему — уже по чувству внут реннего долга — старалась быть рядом со «своими» ма льчишками и девчонками вплоть до выпуска. Т. СПАССКАЯ. Долгоруковский район. НА СНИМКЕ: Н. П. Чемя- сова. Фото А. ЩУРОВА. При зн аюсь, ехал я на от четно-выборное собрание в первичную парторган и зацию седьмого отделени я совхо за имени 15-летия Октября с надеждой услышать дело вой, заи н тересован ный р аз говор о месте коммуни ста в перестрой ке. Отделение это — лучшее в совхозе. По радовали полеводы, взя в на круг более 37 цен тн еров зе рна. Р астет продукти вн ость скота: за семь месяц ев удои от коровы перевали ли за 2 5 0 0 ки лограммов, п ревы шаются план овые н аметки по при весам скота. Словом, р аботает отд е ление с ускорени ем. А вот ожи даемого р азговор а не по лучи лось. На собрании без разд ел ьн о вл аствовал дух благодуши я. З ад ал а его се к ретарь парторгани зации К. Ф. Краси льни кова. Вы дав каждому коммуни сту л е стную характери сти ку, он а обошла остры е углы. В зн ак солидарности не реши ли сь на откровенн ую кри тику и коммунисты. Все свелось к кон статаци и дости гнутого. А если и разд авал и сь нот ки н едовольства, то носили они, как прави ло, безад рес ный хар ак тер и сводились к пожелани ям иметь побольше удобрений, ядохими катов, зап ч астей . Не было ск аза но главн ого: как перви ч н ая » п арторган и зац и я, к аж дый коммуни ст в отдельн о сти уч аствует в решении ко ренных экономических и со ци альных проблем хозя й ст венного п одразделен и я? Ко гда ж е принявший участи е в работе собрани я второй сек р етарь рай кома партии Н. Н. Б ел я ев вы ск азал по этому поводу недоумение, в ответ п розвуч ал а н едвусмы слен н ая реплика: — А что мы можем? Вот так, при кры ваясь соб ственной беспомощностью, и вбла партийную работу К. Ф. Краси льн и кова. Соб рание лишь бесстрастн о от рази л о сложи вшуюся в ор гани зации обстановку. Спору нет, коммуни сты от делени я (с принятым на этом собрании кан дидатом в члены КПСС механ и затором A. В. Бы ковски х их стало д евя ть), дей стви тельн о, по к азы ваю т пример в тРУДе - И это определяющий ф ак тор. Вы сок автори тет в кол лекти ве Г. А. Новикова, B. В. Хороши лова, П. Г. Фи л атова и других. В основном это молодые лю ди: механ и заторы , жи вотн о воды. Но в чем же их ор га н и зующая рол ь? Что и зм е нилось в жизни партгруппы в связи с перестройкой ? К. Ф. Краси льн и кова про информи ровала: за отчетный период проведено семь п арт собраний, т. е. почти вдвое мен ьше, чем положено по Ус таву. И те были приурочены в основном к очередной к ам пании. Готови ла собрани я сек ретарь н аспех. Решени я принимались малокоикрет- ные и, как правило, тут же забы вал и сь. Критические за мечания и предложения ком муни стов не находили под держки . Формал и зм порож дает равн одуши е. На п арт собрани я приходилось бук вальн о зазы вать коммуни с тов. Сл ушая убаюки вающий до клад и самодовольные вы ступления. подумалось: не ужели решены в отделении все проблемы органи зации труда, быта, отды ха? Сом нения р азвея л ди ректор совхоза Н. Д. Ерем еев, мно го лет возглавлявши й седь мое отделение и н емало сде лавший для его подъема. Все верно, по р езул ьтати в ности отдачи садов, полей и фермы коллекти в — в чи сле лучши х. Но р езер вы не исчерпаны, отделени е не н абрало ускорени я, которое бы соответствовал о имею щей ся базе. В частности , плохо вн едряются экон оми ческие методы хозя й ство вани я, и. в особенности, тру досберегающи е технологии. Взя ть, к примеру, свек ловичные плантации. Уро жай н ость зд есь из года в год составл я ет около 3 6 0 цен тн еров. Но какой це ной? Все еще допотопной тяпкой! Хотя, к ак утвержда- * ет Николай Дми три евич, в отделении есть все возм ож ности вы ращи вать сахарн ую свеклу без затр ат ручного труд а. Иди другой пример. Кто-то бросил реплику: Де скать, почему бы не п ере вести на двухсмен ку молоч ную ф ерму? Первой же н а сторожи л ась К. Ф. Краси- льни кова: — Что вы говори те, р аз ве наши доярки согл ася тся ?.. А почему нет? Эфф екти в ность двухсмен ки проверен а опытом свои х же. лебедян ских хозяй ств. Крайн е мно го ручного труд а в сад овод стве и кормопрои зводстве. В частности , так и не при вился в отделении прогресси вный метод прессовани я сен а, гру бых кормов. Поднимали сь ди эти и други е «бол ьн ы е» вопросы на партийных собран и ях? С кого спросили, что сд ел а ли ? Увы, парторган и зац и я . зан я л а позицию стороннего н аблюдателя, довери вши сь инициативе сверху. Ср аб а ты вает все тот ж е комплекс: «А что мы м ож ем ?» И это ответ на вопрос, почему, до кладчик и выступи вши е в прени ях обошли молчанием состояни е политической и воспи тательн ой работы , воп росы соц культбы та: мен ьше инициативы — мен ьше и спроса. Верн емся, однако, к х а рактери сти ке коммуни стов. Сек р етарь ск азал а о них: «Д обры е работн и ки ». Вер но,' но для коммуни ста од ного Добросовестного отн о шени я к прои зводствен ным обязан н остям крайн е недо статочн о. Он •— это еще и политический боец, п ри зван ный зан и мать акти вн ую ж и з ненную позицию. К сож а лению, практи чески е дей ст ви я иных партий цев не все гд а согласуются с уставны ми требовани ями . Попроси ли того же Г. А. Н ови кова р асск азать, чем зан и мается руководимая им времен н ая п артгруппа, и не усл ыша ли внятного ответа. Фор м а льно выполн яют партийные поручения и други е комму нисты. А как, ск аж ем , оценить такой поступок? В отделении создали подрядное звйно по вы ращи ван ию сахарн ой све клы и к укурузы , вклюнили в него партийцев. И что ж е? П ервым вышел из звен а ком мунист А. Д. Козлов, сос л авши сь, по его личному убеждению, на объекти вны е причины. А, верн ее ск азать, ушел от трудностей . Не и зжи ты и н арушени я дисциплины. В отчетном до кладе п ромелькн ула ф р аза: «П ерсон ал ьн ое дело Еж о ва». Б ри гади р тракторной бри га ды В. В. Еж ов, теперь уж е у бывший , сел за руль мото ци кла в н етрезвом виде и соверши л аварию. И вовсе непри ятное вп е чатлени е осталось от про цедуры и збрани я сек р етаря - и его зам ести тел я. К, Ф. Краси льн и кова еще в отчет ном докладе зая ви л а, что «у стал а от партийных д ел ». Начали п ерепи раться, лишь бы и збрать кого угодно, то лько не его. Уговорили-та- ки Г. А. Н ови кова. Механи затор он толковый и как то варищ надежный. Все бу дет зави сеть от того, сум е ет ли он понять всю ответ ствен н ость партийного вож а к а? А чтобы ожи дани я не за тянули сь, в помощь ему дол жен подключи ться партком совхоза. Пока его роль ч а ще всего своди лась к п ровер ке уплаты членских взн осов да поучи тельным н ак ач к ам .' Во всяком случае, перви ч н ая п арторган и зац и я д олж на зар аботать боевито, н а ступ ательн о, к ак требует этого время. Е. КАРПУХИН , соб. корр. «Ленинского знамени». У наших соседей СОХРАНИТЬ РЕЧКУ ПРА Спустив байдарки на воду, молодые исследователи и за щитники природы из Рязани, Москвы, Владимира, Волгогра да начали экспедицию «Пра- 87». Речка эта — невелика, не найти на большой карте. Но многие строки посвятил ей К. Паустовский. Он' писал: «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинст венную, чем Пра». Почти че рез сорок лет после посеще ния писателем этих мест, вы шли в путь экологи. Что же стало с речкой, как она себя чувствует, как хо зяйствует на ней человек? А главное: как сохранить ее пре лесть и неповторимость? Воп росов поставлено много. На них попытается ответить науч но-практическая экспедиция, потому обследование реки, ок ружающих ее территорий бу дет проводиться комплексное. Организаторы этого похода — Рязанский обком ВЛКСМ и редакция газеты «Рязанский комсомолец». Исследователь ские материалы, конкретные выводы и предложения станут деловым вкладок! молодежи в создание на территории Меще ры природного национального парка, идея которого широко поддерживается учеными, об щественностью, всеми, кому дорога родная русская приро да. (Корр. ТАСС). Рязань.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz