Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Прол етари и в се х ст , соеди н яй те РН И Н ГК П Г ОД АМ Я и П Ш и / А и и О П п М / 1 Орган Липецкого областного комитета К П С С и областного Совета народных депутатов 70-й год издания Вторник, I сентября 1987 г. I :♦ № 202 (17 899) Цена 3 коп. С Е Г О Д Н Я - Д Е Н Ь З Н А Н И Й ПО Д О Л Г У и с о в е с т : П Е Д А Г О Г А Н аверн ое, это зн акомо кажд ому уч и те­ лю: всякий р аз на пороге нового учебного года и спы ты ваешь треп етн ое волн ени е, сл о­ вно идешь на свой первый урок. Ш к ол а с ее н еутомимой суетой , трел ью звон ков, лю ­ бозн ательными . лицами ребят, обращен ны ­ ми к тебе, учи телю, имеет свою магию при ­ тяжен и я. Зд есь острее ощ ущ аешь стр еми ­ тельный бег времен и , жи ви тельны е п ереме­ ны, прои сходящи е в обществе, зд есь к аж ­ дый день од аряет нови зной открытий . Сегодн я к н ашей школе обращен о пои с­ тине всеобщее внимани е. Р азвешай те с тр а­ ницы газет, п ослушай те ради о, включи те экран тел еви зор а — всюду речь о школе в ее ши роком понятии. Идут горячи е, д аж е страстн ы е споры о том, почему «б у к су ет» р еф орм а, в чем причины столь медленной реал и зац и и н амеченного, кто вин оват в за- силии бюрок рати зм а и ф орм ал и зм а в шк о­ льн ом деле, в разобщен н ости педагогов й роди телей ... В канун нового учебного года эта вол н а и н тереса к состоянию н ародного п росвещ е­ ния в стране., мне к аж ется , дости гла не мен ьшей ампли туды , чем была, помнится, в дни обсуждени й п роекта реформы . Порой д умаешь: сколько же можно н и звергать ав­ тори тет школы , спи сы вать на учи теля все грехи ?.. Но это. если хоти те, п ервая р еак ­ ци я, бол ьше эмоци он альн ая, н а бескон еч ­ ные споры о школе. В самом гел е, не мн о­ говато ли их, л учше бы больше д ела, чем сл ов... А втор ая мы сль: хорошо, что ин терес к делу просвещен и я в н ашей стран е не п ад а­ ет. Так должн о быть, не пустые эуо слова: шк ол а — заб о та общества. Только в ши ро­ ком демократи ч еском пои ске он а смож ет обрести эн ергию твор ч ества, подн яться до зап росов времен и . В кан ун нового учебн ого года прошли ав­ густовски е п едсоветы , конференции. Н ем а­ ло п ол езных предложений легло в нашу общую п едагоги ч ескую копи лку на этот раз. Р астревож ен н ы е тези сами Мщшроса СССР , учи теля вы рази л и стремлен и е Достойно подготови ться к п ред стоящему Всесою зн о­ му съ езд у учи телей , на который во зл ага­ ются больши е н адежды по коренному об­ н овлению школы . Каждый педколлекти в оп редел яет для себя кон кретны е пути перестройки . В чем ви ди тся о-на мне,, учи телю, завуч у , п рора­ ботавшему в школе более тшгдцати л ет? П режд е всего, ск аж у о лйчности самого учи теля. Мой педагоги чески й путь н ачин ал­ ся в Усмаи ской школе-и н терн ате в 50-е годы. Р азве сравн и ть те услови я работы с нын ешними ? Н аш ин терн ат принял ребят р азн ы х детски х домов, с трудными , и зло­ манными судьбами . Н ед оставал о многого. Но почему же у мен я, тогда совсем моло­ дого п едагога, остал ась так ая благодарн ая п амять о том времен и ? Это был бурный пери од разви ти я и утверж ден и я липецкого уч и тел ьского опы та. Н ас не покида­ ло ч увство п од ъем а 'и радости от соп­ ри ч астн ости к этому поиску, от общени я с опытными коллегами . Мы учили сь у .них, н еутомимых, не боящи хся отстаи вать но­ вое, чутки х и вн имательных к детям М. Д. Кавери н ой , А. Н. Глотовой , В. Н. П ровоторовой и многих други х. Д умаю , ч то, осущ ествл я я коренную пе­ рестрой ку школы , н ел ьзя забы вать того, н аработан н ого сообща опы та липецкого уч и тел ьства. Творч ески е идеи педагогов- н оваторов н ам п редстои т р азви вать дальше. В каждой ли школе сегодн я сполн а ис­ п ол ьзуется творч ески й потенци ал уч и тел я? Уверен а, что нет. Н едавн о, н акан ун е 1 сен ­ тя бря , мне д овел ось п обы вать на областн ом слете учи телей . Н а него собрали сь педаго­ ги всех поколений. Конечно же, бурным и остры м был р азго вор за «к р угл ы м стол ом» о том, что н ам м ешает п родви гать реф ор­ му вп еред . Конечно, очень полезным ок а­ зал ся обмен опытом практи ческой работы по проблеме современ н ого урока. Но хочу ск азать и о другом. Три эти х н езабы ваемы х дня в «лесн ой республи ке» учи теля н аходи ли сь, так ск азать, в н ефор­ мальной обстан овке. И сколько же вмести ­ л ось и н тересн ого в этот срок —- и импро­ ви зи рован ны е кон ц ерты с собственными сти хами и песн ями , и «ры ц ар ск и е» турн и ­ ры, и веч ер сати ры и юмора. И все*— сами ! Как н еожи данно порой р аск ры вал ся в та­ кой атмосф ер е тал ан т учи теля, в'- каком блеске выдумки , н аходчи вости ' ф ан тази и п ред ставал “ он. И мне тогда, да, верн о, и не мне одной, п од ум ал ось— если бы такая ж е д обрая, отк ры тая , д руж еск ая обстан ов­ ка ц ари ла в каждой нашей школе, н аско­ лько бы богаче стал а ее повседн евн ая жи зн ь. Мне ск аж ут — ну, юто был своего рода п раздн и к. А в школе — будни , тут не до ф ан тази и . Н ет. не согл ашусь я с этим! Ш к ол а и будни н есовместимы , как р аз в ней важн ее всего общий доброж елател ьны й н астрой , дух творч еского п од ъ ем а— и к а­ ждый день! А вед ь, что ск ры вать, н ередко еше говорят о н еблагополучн ом дикрокли - мате в ином п едколлекти ве, о том. что з а ­ мучили его анонимки, проверки разл и ч ны х комиссий. Трудн о при ходи тся в такой шк о­ ле учи телю, вп устую растрач и вает он д у ­ шевны е силы и зд оровье. И уж н аверн яка в такой обстан овке не до детей ... В полный голос говорим мы сей час о педагоги ке сотрудн и ч ества. Один из путей овл ад ен и я ею вижу в создании творч ески х групп учи телей . Убеди ли сь в этом на своем опыте. Так ая групп а бы ла созд ан а в нашей школе п ять лет н азад . В нее вошли самы е опытные педагоги , ветераны труд а II. Д. Холи н а, В. А. М ак арова, Р. А. П ещерова, Т. В. Глинкина и други е. Они проводят откры ты е уроки , чи тают лекции , ведут се ­ ми н ары , ди спуты , конференции , я вл яются н аставн и ками молодых уч и тел ей ., Все это способствует гл авн ому — учи теля уч атся самоан ал и зу уроков и вн екл ассны х меро­ приятий, лучше ви дят свои ошибки в ср а­ внении, п ерен имают опыт коллег. Акти вен н аш педсовет, на его засед ан и я мы вы н о­ сим творч ески е отчеты п едагогов, р азби р а­ ем все конфли ктные или спорные ситуации, ищем сообща решен и я. Р аботать творч ески сегодн я — это зн а­ чит не п озвол я ть собственн ой душе лен и ть­ ся, п роя вл я ть больше самоуваж ен и я — стыдн о д оп ускать серы е, скучные уроки, н егоже при бегать к спаси тельным, но без­ н адежн о устаревши м штамп ам . Время тр е ­ бует реши тельн ой ломки старой п си холо­ гии, вн утренн ей потребности р аботать л уч ­ ше. Мне, к ак л и тератору, особенно бли зки и понятны положени я тези сов Минцроеа СССР о гуман и тари зац и и образован и я, об «оч ел овеч и ван и и » всех предметов. Всегд а с уд овол ьстви ем бы ваю на у р о­ к ах л и тератора Т. В. Глинкиной. Всп оми ­ н ается один и з них — диспут Д есяти клас­ сников по повести В. Якимен ко «Соч и н е­ н и е». Совсем по-новому отк ры л ся тогд а мир н аши х старшекл ассн и ков. Н еожи данными и глубокими были их суждени я о взаи моотн о­ шен и ях в семье, о л и д ерстве, формал ьн ом и подлинном, об отношении к школе, о п ре­ одолении себя. Когда п ри сутствуешь на таки х уроках, пон имаешь, к ак это важн о, когда ' рядом с ребятами думающий учи ­ тель, который умеет донести до их сердец общеч еловеч ески е проблемы ли тературн ого п рои зведен и я, сд ел ать его героев жи выми современ н и ками . Н о; к сожален ию, бы вает и по-другому. Н ередко при ходи тся н аблюдать, что урок, проведенный , к азал ось бы , методически грамотн о, не имеет «д уши », не обращен к р азум у и особенно к ч увствам детей . Бы л а как-то на уроке в третьем кл ассе, ребята чи тали отры вок из «П ошехон ск ой стари ны » Сал ты к ова-Щ ед ри н а, р асск аз о горькой и страшн ой уч асти крепостной девочки , под­ вергн утой жестокому н аказан ию . Все было п рави льн о на уроке: вступи тельн ое слово, беседа, разли чны е виды чтения. Но ровно и спокойно зву ч ал голос учи теля, столь же бесстрастным было чтение ребят. Урок родной л и тературы не дости г главн ого — соп ережи ван и я, в н ем начисто отсутство­ вал тот н еобходимый эмоцион альный всплеск, без которого н емыслимо восп и та­ ние добра, нен ави сти ко всякого рода зл у и т. д. Б е з личностного отношени я учи теля к и зуч аемому матери алу, без высокой эмо­ циональной кул ьтуры , без желан и я и ум е­ ния п отрати ть душевны е силы школьные предметы не смогут вый ти н а самы е вы со­ ки е н равствен ны е категори и . Ж и зн ь н ачин ает м ен яться .' Атмосф ера п равди вости , гласн ости , демократи заци и , еди н ства сл ова и д ела, созд ан н ая партией , горяч о п оддержан н ая н ародом, сп особству­ ет оздоровлен ию и н ашей школы , которую нередко н азы вают зер к ал ом общества. Сл е ­ дуя принципам педагоги ки сотрудн и ч ества, мы обязаны реши тельн о и змени ть укорен и ­ вшееся отношение к учен и кам, уви деть в каждом, и з них форми рующуюся личность, овл ад еть культурой общени я. Но н ередко и сейчас нет-нет и вспыхн ут затяж н ы е кон ­ фли кты с уч ащими ся, еще, увы , преобл а­ дает на уроках автори тарный тон, а подчас и откровен н ая грубость. Еще звуч и т сп а­ си тельный и удобный ар гум ен т, оп равды ­ вающий беспомощн ость педагога: «Я сделал все, что мог, вин оват во всем уч ен и к». По­ ра бы его уже и забы ть. Уже н есколько лет дей ствует в нашей школе пси хологи ческая служба. П едагоги ­ чески е консилиумы соби рают за' общим сто­ лом учи тельски е си лы не для того, чтобы «д о саж д ать» обвин ени ями ученика за его проступки , а для того, чтобы сообща, по- отечески мудро р азгл я д еть в нем ростки хорошего, светлого, доброго и оп ереться на них в воспитании. Какое это доброе и по­ л езн ое дело! С помощью этой службы шк о­ л а ц елен аправлен н ее стал а работать с р о­ ди телями , они охотнее стали п осещать со ­ бран и я, откл и каться на наши п р о сь бы .'З а такой службой — будущее, но надо, чтобы к аж д ая школа имела квалифици рованн ого п си холога, мы очень н уждаемся в их кон­ сул ьтац и ях, советах, практи ческой помощи. Сегодн я у нас праздни к. Мы вступ аем в сложный и ответственный учебный год — год Всесоюзн ого съ езд а учи телей . Хоч ется вери ть, что он будет годом обн овлени я бу­ квал ьн о для каждого и з нас. От всей души ж ел аю коллегам успехов в их н елегком труд е, творч еского горения, взаи моп он и ма­ ния, зд ор овья , счастья! Н. ПОТЕМКИНА, завуч липецкой средней школы № 17, отличник просвещения СССР . ПОДСПОРЬЕ ШКОЛЕ В к р уж к ах «Ум елы е р у к и », сольных мастерски х буду? ботать ори ги н альные д е­ вообрабаты вающи е стан- серийное п рои звод ство торы х н ач ато в Л ен и н град­ ом стан кострои тел ьн ом ъедин ении имени Д . М, Свер д л ова. Эта техн и ка по­ мож ет ребя там освои ть про­ фессии плотников, столя ров, к расн од еревщи ков. Сп еци а­ л и сты фи рмы снабдили но­ вин ку осн асткой , к оторая м е­ хан и зи рует техн ологи чески е проц ессы , устр ан я ет пыль при работе с деревян ными заготовками . Чтобы увели чи ть вып уск станков для уроков труд а, прои зводственни ки провели модерни зацию сборочного це­ ха, устан ови ли эффекти вный ин струмен т, и спы тательны е стенды. ТАСС. Сегодня — особый день — День знаний, начало занятий в школах, техникумах и вузах страны, отмечаемый в нашей стра­ не как всенародный праздник. Эти радостные ребята при­ шли сегодня в школу, чтобы продолжить путешествие в ув­ лекательную и прекрасную Страну знаний вместе со своими наставниками-учителями. Фото А. ЩУРОВА. РАННЯЯ ЗЯБЬ -ОСНОВА УРОЖАЯ НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ По оперативным данным на 31 августа, в области вспаха­ но 228,1 тысячи гектаров зя ­ би, или 21 процент плана. Суточная прибавка составила 19,1 тысячи гектаров. Наи­ более отстают в подготовке почвы под урожай -88 Станов- лянский, Задонский и Тер- бунский районы. Цифры в сводке показы вают про­ цент выполнения районами плана по вспашке зяби и паров. Усманский 36 Краснянский 30 Добринский 27 Добровский 27 Измалковский 23 . .Грязинский 22 11аплы ганский 21 Воловский 20 Хлевенский 20 . Долгоруковский 19 Лев -Толстовский 19 Лебедянский 19 Липецкий 19 Данковский 15 Елецкий 15 Терб.уиский 14 Задонский 14 . Становлянский 19 По-прежнему в большинстве районов темпы взмета зяби ос­ таются низкими. И хотя уборка хлебов завершается, механи за­ торы и техника высвобождают­ ся, минувшие сутки прибавили в областную «копилку» на 500 гектаров меньше, чем, к при­ меру, в пятницу. Основные при­ чины кроются в том, что в сло­ жной ситуации специалисты проявили беспечность и неуме­ ние организовать весь ком­ плекс полевых работ. Вот ха­ рактерный пример. На прошлой неделе суточная прибавка по Измалковскому району од­ нажды составила всего двести гектаров, после чего состоялся жёсткий разговор в райкоме партии с участием специалис­ тов АПК. В прошедшие выход­ ные суточный темп составил уже тысячу гектаров, а в За­ донском районе 1,5 тысячи по­ сле соответствующей проверки из обкома партии и облагропро- ма. Вывод — надо полнее ис­ пользовать резервы, резко по­ высить темпы и качество взме­ та зяби. СТАРОЙ ПРИВЫЧКЕ Задон ском районе н еоргани зованно вед ется осенняя п ахота Когда мы приехали в район, стоял теплый солнечный день. Природа, словно спохватившись, сменяла гнев на малость. Но надолго ли? И сегодня как ни­ когда важно использовать к аж ­ дый погожий час, чтобы уско­ рить темпы работ и наверстать упущенное. Но на деле этого не видно. Как же оценивают ситуацию в Задонском райаг- ропроме? — Из-за дождей у нас за­ держалась уборка, —- сетует Петр Михайлович Луценко, за­ меститель председателя РАПО по растениеводству. —- Но ос­ талось уже не так много. К первому сентября должны за­ кончить жатву, и тогда меха­ низаторы с комбайнов переся­ дут на тракторы. У нас в рай­ оне 488 пахотных тракторов. Таким мощным отрядом при хорошей организация труда к десятому октября мы вспашем всю зябь. Десятого октября. Поздно­ вато, дё и погода может вне­ сти поправки в эти расчеты. Пойдут дожди, и снова поя­ вится повод сослаться на н еб­ лагоприятные • погодные усло­ вия. Не лучше ли не отклады­ вать на завтра то, что можно сделать сегодня? Так поступа­ ют, например, в Усмапенсом районе, где вспахано зяби в пять раз больше, при тех же самых дождях. Значит, все д е­ ло в организации работ. В конце минувшей недели ни одно из задонских хозяйств не выполняло дневную норму, а в некоторых была сделана лишь десятая часть ее. Разве можно такими темпами наверстать упущенное? Например, в колхозе «Тихий Дон» вспахано всего три про­ цента от плана на август — чуть больше, чем нужно де­ лать ежедневно. И ссылка на дожди здесь звучит более чем странно: уже неделю стоит сухая погода. Есть в районе хозяйства, где сумели найти резервы, чтобы выполнять весь комплекс ра­ бот. Когда мы встретились с директором совхоза «Хмели - нецкий» Владимиром Василье­ вичем Беснерстых, он деловито и четко рассказал о том, что сделано для ускорения подъе­ ма зяби: — Сейчас у нас пашут И тракторов, два из которых энергонасыщенные. Вчера мы подняли 110 гектаров. В бли­ жайшие дни на помощь при­ дут еще девять тракторов, и тогда дневную прибавку до­ ведем до 224 гектаров. В совхозе есть все условия, чтобы справиться с этим за­ данием. Здесь издан приказ, который запрещает отвлекать технику и людей с пахоты иа другие работы. Тракторный от­ ряд работает в две смены, по­ стоянно дежурит радиофици­ рованная летуЧка. На поле мы встретились с трактористами В. Ф, Федоси­ ным и И. А. Ковыршиным. На обоих ДТ-75 красовались крас­ ные флажки лидеров соревно­ вания. — Пахота тяжелая: земля сухая, 4— Сказал Николай Ан­ дреевич, — но мы все-таки вытягиваем по 6,5 гектара при норме 4. Доведены ли условия оплаты и соцсоревнования до тракто­ ристов? Оказалось, что у к аж ­ дого имеется памятка по опла­ те. За качественную пахоту до­ плачивается 40 процентов, плюс за перевыполнение нормы —рубль за гектар. — Материальный стимул есть, — сказал Николай Ан ­ дреевич, — ' поэтому мы заин­ тересованы пахать и качествен­ но, и производительно. Но далеко не везде так ор­ ганизовано дело. По соседству с «Хмелинецким» расположился совхоз «Восход». Здесь совсем другая картина. Вспахано все­ го 50 гектаров, в то время как только дневная норма состав­ ляет на 10 гектаров больше. Поразительно, но главный агроном совхоза на вопрос. как идет взмет зяби, ответил спокойно: — Мы вообще не пашем. Аргументировал свои слова Виктор Григорьевич весьма про­ сто: все механизаторы сейчас заняты на уборке, закончим, мол, с* зерновыми и начнем п а­ хать. За сутки И тракторов будут поднимать по 130 гекта­ ров,^, и к концу сентября все сделаем. Не забыл Виктор Григорье­ вич традиционно посетовать на превратности погоды, расска­ зал, что в хозяйстве много уз­ ких мест. Проблем, действи­ тельно, много, но разве эт<* снимает ответственность техно­ лога полей за основной агро­ прием? Ведь зн ает 'ж е он: ущерб от неподнягой зяби воз­ местить ничем нельзя. Можно было найти возможности, ма­ неврируя техникой и людски­ ми ресурсами, хотя бы не­ сколько тракторов поставить на пахоту. — Нам невыгодно, если на пахоте будут работать 2—3 трактора, — сказал главный инженер. Вот такой аргумент. Много нельзя, мало невыгодно, лучше вообще не пахать. Сия странная логика бесхозяйственности идет от старого, от того времени, когда все грехи свои списыва­ ли на погоду. Времена те дав­ но минули, а привычка оста­ лась. * * * ОТ РЕДАКЦИИ : когда вер­ стался номер, из облагропро- ма поступило сообщение, что за минувший день, 80 авгу­ ста, в Задонском районе вспа­ хано 1,5 тысячи гектаров зя ­ би. Достигнут тот рубеж, ко­ торый надб закрепить и пре­ взойти в дальнейшем. Это будет надежной гарантией весомого урожая третьего го­ да пятилетки. И. СИЗОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». НА УРОЖАЙ ТРУДИЛИСЬ ВСЕ Хлеборобы Становлянеко- го района выполнили план продажи зерн а. В закрома государства засыпано 88 ,5 тысячи тонн хлеба. Наиболь­ ший вклад в общий успех внесли земледельцы колхо­ зов «Роди н а», имени XXII съезд а КПСС, «Ленинский путь», совхоза «Становлян- ский» и племзавода «Паль- на-Михайловский». Поставка хлеба государст­ ву продолжается. Становлянские земледель­ цы засыпали в полном объе­ ме семена со страховым фон­ дом, обеспечили скот фу­ ражным зерном, увеличили его продажу населению. О том, как убирали трудный, но щедрый хлеб, мы попро­ сили рассказать председате­ ля РАПО Г. И. Огурцова. — Геннадий Иванович, чем запомнилась нынешняя ж атва? — Ж атва легкой не бы ва­ ет. И нынешний хлеб поле­ водам рай он а пришлось по- н астоящему вы страд ать. Каждый помнит, как осен ью прошлого года зак л ады вал ась осн ова нын ешн его урож ая , почти 20 ты сяч гектаров ози мых было посеяно по ин­ тенсивной технологии . Но суровая зи м а и затя ж н ая весн а нанесли ущерб: на 10 ты ся ч ах гек таров озимые пришлось п ересевать. Тогда было решен о р азмести ть на Э’#их п лощадях ячмен ь и вы ­ р ащи вать его по и н тен си в­ ной технологии . Эта такти ка оп равд ал а себя: сей час в средн ем по рай он у урожай почти на п ять цен тн еров вы ­ ше, чем в преды д ущем го­ ду. В кол хозах «Л енин ский п у ть», имени Ленин а, име­ ни Ж д ан ова и в совхозе «М о­ сковски й » соби рают более 30 цен тн еров зерн а с гек та­ ра. Р оста урожай н ости доби­ ли сь полеводы совхоза «Ста- н овлян ски й », кол хозов «П а ­ мять И л ьи ч а», имени Ки ро­ ва, имени Л ермон това, име­ ни Мичурина, имени Свер д ­ л о ва и «Р о сси я ». — Что нового вы могли бы отметить в организации страды? — У н ас на урожай р а­ ботали буквальн о все. Б ол ь­ шую помощь ок азал и зем л е­ дельц ам коллекти вы ремон т­ но-технического предпри я­ ти я, агропромхимии , сн абж е­ нческой службы , П рои зошла реорган и заци я работы всей си стемы РАПО . Бы л а уси ­ лен а вед ущ ая роль хозя й ст­ венных орган ов, коммуни с­ ты взял и под свой кон троль ход страды . Это ск азал ось н а орган и зованн ости и ответст­ венности людей за судьбу урож ая . Среди п равофлан го­ вы х ж атвы нужно отмети ть механ и заторов Н. И. Почи- таева и И. Ф. Мешкова и з к ол хоза имени Ки рова, зве ­ но коммун и ста М. Г. Во­ р обьева и з « Пальна-Михай- л овск ого», д оби вши хся н аи ­ лучши х п оказател ей н а косо­ вице хлебов ца свал . М асте­ рами вы соки х н амолотов за ­ рекомен довали себя комбай ­ н еры к ол хоза имени Ленин а А. А. Л аухи н и М. В. Багла­ ев. Они на комбайн ах «Д он » выдали из бун керов почти по 8 ты сяч цен тн еров зерн а. Столько Же на личном сч ету и у комбайн ера к ол хрза «Л е ­ нинский п у ть» В. Е. Вы став- кина. — Несколько слов об уро­ ках страды.:. — Ж атва вы яви л а и серь­ езны е наши и зъяны . Многие хозяй ственни ки созд ал и ви ­ димость того, что до конца освоили ин тенсивную техн о­ логию,' но на самом деле д а­ же не подступили к ней. Р е ­ зер вов для роста ур ож ая в район е еще н емало. И д ля того, чтобы при вести их в дей стви е, сей час надо в ком­ плексе вести полевые работы . Беседу вел В. РОЖНОВ. . А С Р О К И У Х О Д Я Т В некоторых хозяйствах Грязинского района медленно сеют озимые Такова уж специфика труда земледельца:' завершая уборку урожая одного года, он должен тут же закладывать надежную основу следующего. На полях совхоза «Плеха­ новский» заканчивался обмо­ лот зерновых, а часть меха­ низаторов уже готовила пло­ щади под озимые. В числе тех, кто вел эту работу, был и опытнейший тракторист хо­ зяйства И. В. Ивашов, который на своем гусеничном тракторе с особым старанием дисковал участок поля, где ему пред­ стояло сеять рожь. За день несколько раз сюда приезжал главный агроном хозяйства Н. И. Моисеев, внимательно проверял качество, и торопил: — побыстрее заканчивайте, пора сеять... К вечеру массив в сто с лишним гектаров хорошо вы­ ровняли, было решено утром выводить на поле посевной агрегат. Начинать эту ответст­ венную работу доверили И. В. Ивашову и коллективу воз­ главляемого им трехсеялочно- го агрегата. С утра шофер М. К. Чуносов подвп3 к агре­ гату семена, помог засыпать их в сеялки. Работа началась. Однако после обеда небо потемнело, пошел дождь, на неделю, как и по всей окру­ ге. Пришлось остановиться и ждать хотя бы временного прояснения. — Погодные условия ослож­ нили своевременное проведе­ ние сева озимых, — заметил директор совхоза В. Н. Мер­ кулов. — Но наши механиза­ торы и полеводы использовали буквально каждый погожий час. План сева ржи земледель­ цы уже выполнили, семена легли в почву в срок. Сейчас два агрегата И. В. Ивашова и Н. И. Попова ведут сев ози ­ мой пшеницы. На всей пло­ щади почти в четыреста гек­ таров она будет выращивать­ ся по интенсивной технологии. К сожалению, далеко не во всех грязинских хозяйствах сев озимых ведется организо­ ванно и четко. В совхозе «Бутырский», к примеру, по­ годные условия были не хуже' и не лучше, чем у соседей, а вот с севом ржи и пшеницы здесь явно опоздали. Между тем, в этом хозяйстве под ози­ мые отведена довольно боль­ шая площадь — 700 гектаров. Но к 24 августа механизаторы' «Бутырского» только развер­ нули работы по подготовке одного из массивов под рожь. Почему не сделали этого рань­ ше? Встретившийся на току главный агроном хозяйства Н. И. Шевцов вразумительного ответа на этот вопрос так и не дал. По словам механи за­ торов, главный технолог зн а­ чительную часть рабочего дня занят рещением мелких теку-, щих вопросов и как следует не руководит отраслью. В ча­ стности, с подготовкой полей под озимые в совхозе опозда­ ли потому, что Шевцов загодя не позаботился о переброске на этот массив культиваторов, дисковых лущильников и бо­ рон. Вот и пришлось технику перебрасывать на дальнее по­ ле сейчас, терять погожие сол­ нечные дни. Стоит ли удивлять­ ся тому, что совхоз упустил сроки сева озимых. В этой связи трудно понять позицию руководства и специ­ алистов агрономической служ ­ бы Грязинского РАПО, кото­ рые отлично осведомлены о явно медленных' темпах сева озимых и в «Бутырском», и во многих других хозяйствах, а меры для наверстывания от­ ставания не принимают. Г. КОЛЕНЧУК, соб. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz