Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Прол етари и в се х ст , соеди н яй те РН И Н ГК П Г ОД АМ Я и П Ш и / А и и О П п М / 1 Орган Липецкого областного комитета К П С С и областного Совета народных депутатов 70-й год издания Вторник, I сентября 1987 г. I :♦ № 202 (17 899) Цена 3 коп. С Е Г О Д Н Я - Д Е Н Ь З Н А Н И Й ПО Д О Л Г У и с о в е с т : П Е Д А Г О Г А Н аверн ое, это зн акомо кажд ому уч и те лю: всякий р аз на пороге нового учебного года и спы ты ваешь треп етн ое волн ени е, сл о вно идешь на свой первый урок. Ш к ол а с ее н еутомимой суетой , трел ью звон ков, лю бозн ательными . лицами ребят, обращен ны ми к тебе, учи телю, имеет свою магию при тяжен и я. Зд есь острее ощ ущ аешь стр еми тельный бег времен и , жи ви тельны е п ереме ны, прои сходящи е в обществе, зд есь к аж дый день од аряет нови зной открытий . Сегодн я к н ашей школе обращен о пои с тине всеобщее внимани е. Р азвешай те с тр а ницы газет, п ослушай те ради о, включи те экран тел еви зор а — всюду речь о школе в ее ши роком понятии. Идут горячи е, д аж е страстн ы е споры о том, почему «б у к су ет» р еф орм а, в чем причины столь медленной реал и зац и и н амеченного, кто вин оват в за- силии бюрок рати зм а и ф орм ал и зм а в шк о льн ом деле, в разобщен н ости педагогов й роди телей ... В канун нового учебного года эта вол н а и н тереса к состоянию н ародного п росвещ е ния в стране., мне к аж ется , дости гла не мен ьшей ампли туды , чем была, помнится, в дни обсуждени й п роекта реформы . Порой д умаешь: сколько же можно н и звергать ав тори тет школы , спи сы вать на учи теля все грехи ?.. Но это. если хоти те, п ервая р еак ци я, бол ьше эмоци он альн ая, н а бескон еч ные споры о школе. В самом гел е, не мн о говато ли их, л учше бы больше д ела, чем сл ов... А втор ая мы сль: хорошо, что ин терес к делу просвещен и я в н ашей стран е не п ад а ет. Так должн о быть, не пустые эуо слова: шк ол а — заб о та общества. Только в ши ро ком демократи ч еском пои ске он а смож ет обрести эн ергию твор ч ества, подн яться до зап росов времен и . В кан ун нового учебн ого года прошли ав густовски е п едсоветы , конференции. Н ем а ло п ол езных предложений легло в нашу общую п едагоги ч ескую копи лку на этот раз. Р астревож ен н ы е тези сами Мщшроса СССР , учи теля вы рази л и стремлен и е Достойно подготови ться к п ред стоящему Всесою зн о му съ езд у учи телей , на который во зл ага ются больши е н адежды по коренному об н овлению школы . Каждый педколлекти в оп редел яет для себя кон кретны е пути перестройки . В чем ви ди тся о-на мне,, учи телю, завуч у , п рора ботавшему в школе более тшгдцати л ет? П режд е всего, ск аж у о лйчности самого учи теля. Мой педагоги чески й путь н ачин ал ся в Усмаи ской школе-и н терн ате в 50-е годы. Р азве сравн и ть те услови я работы с нын ешними ? Н аш ин терн ат принял ребят р азн ы х детски х домов, с трудными , и зло манными судьбами . Н ед оставал о многого. Но почему же у мен я, тогда совсем моло дого п едагога, остал ась так ая благодарн ая п амять о том времен и ? Это был бурный пери од разви ти я и утверж ден и я липецкого уч и тел ьского опы та. Н ас не покида ло ч увство п од ъем а 'и радости от соп ри ч астн ости к этому поиску, от общени я с опытными коллегами . Мы учили сь у .них, н еутомимых, не боящи хся отстаи вать но вое, чутки х и вн имательных к детям М. Д. Кавери н ой , А. Н. Глотовой , В. Н. П ровоторовой и многих други х. Д умаю , ч то, осущ ествл я я коренную пе рестрой ку школы , н ел ьзя забы вать того, н аработан н ого сообща опы та липецкого уч и тел ьства. Творч ески е идеи педагогов- н оваторов н ам п редстои т р азви вать дальше. В каждой ли школе сегодн я сполн а ис п ол ьзуется творч ески й потенци ал уч и тел я? Уверен а, что нет. Н едавн о, н акан ун е 1 сен тя бря , мне д овел ось п обы вать на областн ом слете учи телей . Н а него собрали сь педаго ги всех поколений. Конечно же, бурным и остры м был р азго вор за «к р угл ы м стол ом» о том, что н ам м ешает п родви гать реф ор му вп еред . Конечно, очень полезным ок а зал ся обмен опытом практи ческой работы по проблеме современ н ого урока. Но хочу ск азать и о другом. Три эти х н езабы ваемы х дня в «лесн ой республи ке» учи теля н аходи ли сь, так ск азать, в н ефор мальной обстан овке. И сколько же вмести л ось и н тересн ого в этот срок —- и импро ви зи рован ны е кон ц ерты с собственными сти хами и песн ями , и «ры ц ар ск и е» турн и ры, и веч ер сати ры и юмора. И все*— сами ! Как н еожи данно порой р аск ры вал ся в та кой атмосф ер е тал ан т учи теля, в'- каком блеске выдумки , н аходчи вости ' ф ан тази и п ред ставал “ он. И мне тогда, да, верн о, и не мне одной, п од ум ал ось— если бы такая ж е д обрая, отк ры тая , д руж еск ая обстан ов ка ц ари ла в каждой нашей школе, н аско лько бы богаче стал а ее повседн евн ая жи зн ь. Мне ск аж ут — ну, юто был своего рода п раздн и к. А в школе — будни , тут не до ф ан тази и . Н ет. не согл ашусь я с этим! Ш к ол а и будни н есовместимы , как р аз в ней важн ее всего общий доброж елател ьны й н астрой , дух творч еского п од ъ ем а— и к а ждый день! А вед ь, что ск ры вать, н ередко еше говорят о н еблагополучн ом дикрокли - мате в ином п едколлекти ве, о том. что з а мучили его анонимки, проверки разл и ч ны х комиссий. Трудн о при ходи тся в такой шк о ле учи телю, вп устую растрач и вает он д у шевны е силы и зд оровье. И уж н аверн яка в такой обстан овке не до детей ... В полный голос говорим мы сей час о педагоги ке сотрудн и ч ества. Один из путей овл ад ен и я ею вижу в создании творч ески х групп учи телей . Убеди ли сь в этом на своем опыте. Так ая групп а бы ла созд ан а в нашей школе п ять лет н азад . В нее вошли самы е опытные педагоги , ветераны труд а II. Д. Холи н а, В. А. М ак арова, Р. А. П ещерова, Т. В. Глинкина и други е. Они проводят откры ты е уроки , чи тают лекции , ведут се ми н ары , ди спуты , конференции , я вл яются н аставн и ками молодых уч и тел ей ., Все это способствует гл авн ому — учи теля уч атся самоан ал и зу уроков и вн екл ассны х меро приятий, лучше ви дят свои ошибки в ср а внении, п ерен имают опыт коллег. Акти вен н аш педсовет, на его засед ан и я мы вы н о сим творч ески е отчеты п едагогов, р азби р а ем все конфли ктные или спорные ситуации, ищем сообща решен и я. Р аботать творч ески сегодн я — это зн а чит не п озвол я ть собственн ой душе лен и ть ся, п роя вл я ть больше самоуваж ен и я — стыдн о д оп ускать серы е, скучные уроки, н егоже при бегать к спаси тельным, но без н адежн о устаревши м штамп ам . Время тр е бует реши тельн ой ломки старой п си холо гии, вн утренн ей потребности р аботать л уч ше. Мне, к ак л и тератору, особенно бли зки и понятны положени я тези сов Минцроеа СССР о гуман и тари зац и и образован и я, об «оч ел овеч и ван и и » всех предметов. Всегд а с уд овол ьстви ем бы ваю на у р о к ах л и тератора Т. В. Глинкиной. Всп оми н ается один и з них — диспут Д есяти клас сников по повести В. Якимен ко «Соч и н е н и е». Совсем по-новому отк ры л ся тогд а мир н аши х старшекл ассн и ков. Н еожи данными и глубокими были их суждени я о взаи моотн о шен и ях в семье, о л и д ерстве, формал ьн ом и подлинном, об отношении к школе, о п ре одолении себя. Когда п ри сутствуешь на таки х уроках, пон имаешь, к ак это важн о, когда ' рядом с ребятами думающий учи тель, который умеет донести до их сердец общеч еловеч ески е проблемы ли тературн ого п рои зведен и я, сд ел ать его героев жи выми современ н и ками . Н о; к сожален ию, бы вает и по-другому. Н ередко при ходи тся н аблюдать, что урок, проведенный , к азал ось бы , методически грамотн о, не имеет «д уши », не обращен к р азум у и особенно к ч увствам детей . Бы л а как-то на уроке в третьем кл ассе, ребята чи тали отры вок из «П ошехон ск ой стари ны » Сал ты к ова-Щ ед ри н а, р асск аз о горькой и страшн ой уч асти крепостной девочки , под вергн утой жестокому н аказан ию . Все было п рави льн о на уроке: вступи тельн ое слово, беседа, разли чны е виды чтения. Но ровно и спокойно зву ч ал голос учи теля, столь же бесстрастным было чтение ребят. Урок родной л и тературы не дости г главн ого — соп ережи ван и я, в н ем начисто отсутство вал тот н еобходимый эмоцион альный всплеск, без которого н емыслимо восп и та ние добра, нен ави сти ко всякого рода зл у и т. д. Б е з личностного отношени я учи теля к и зуч аемому матери алу, без высокой эмо циональной кул ьтуры , без желан и я и ум е ния п отрати ть душевны е силы школьные предметы не смогут вый ти н а самы е вы со ки е н равствен ны е категори и . Ж и зн ь н ачин ает м ен яться .' Атмосф ера п равди вости , гласн ости , демократи заци и , еди н ства сл ова и д ела, созд ан н ая партией , горяч о п оддержан н ая н ародом, сп особству ет оздоровлен ию и н ашей школы , которую нередко н азы вают зер к ал ом общества. Сл е дуя принципам педагоги ки сотрудн и ч ества, мы обязаны реши тельн о и змени ть укорен и вшееся отношение к учен и кам, уви деть в каждом, и з них форми рующуюся личность, овл ад еть культурой общени я. Но н ередко и сейчас нет-нет и вспыхн ут затяж н ы е кон фли кты с уч ащими ся, еще, увы , преобл а дает на уроках автори тарный тон, а подчас и откровен н ая грубость. Еще звуч и т сп а си тельный и удобный ар гум ен т, оп равды вающий беспомощн ость педагога: «Я сделал все, что мог, вин оват во всем уч ен и к». По ра бы его уже и забы ть. Уже н есколько лет дей ствует в нашей школе пси хологи ческая служба. П едагоги чески е консилиумы соби рают за' общим сто лом учи тельски е си лы не для того, чтобы «д о саж д ать» обвин ени ями ученика за его проступки , а для того, чтобы сообща, по- отечески мудро р азгл я д еть в нем ростки хорошего, светлого, доброго и оп ереться на них в воспитании. Какое это доброе и по л езн ое дело! С помощью этой службы шк о л а ц елен аправлен н ее стал а работать с р о ди телями , они охотнее стали п осещать со бран и я, откл и каться на наши п р о сь бы .'З а такой службой — будущее, но надо, чтобы к аж д ая школа имела квалифици рованн ого п си холога, мы очень н уждаемся в их кон сул ьтац и ях, советах, практи ческой помощи. Сегодн я у нас праздни к. Мы вступ аем в сложный и ответственный учебный год — год Всесоюзн ого съ езд а учи телей . Хоч ется вери ть, что он будет годом обн овлени я бу квал ьн о для каждого и з нас. От всей души ж ел аю коллегам успехов в их н елегком труд е, творч еского горения, взаи моп он и ма ния, зд ор овья , счастья! Н. ПОТЕМКИНА, завуч липецкой средней школы № 17, отличник просвещения СССР . ПОДСПОРЬЕ ШКОЛЕ В к р уж к ах «Ум елы е р у к и », сольных мастерски х буду? ботать ори ги н альные д е вообрабаты вающи е стан- серийное п рои звод ство торы х н ач ато в Л ен и н град ом стан кострои тел ьн ом ъедин ении имени Д . М, Свер д л ова. Эта техн и ка по мож ет ребя там освои ть про фессии плотников, столя ров, к расн од еревщи ков. Сп еци а л и сты фи рмы снабдили но вин ку осн асткой , к оторая м е хан и зи рует техн ологи чески е проц ессы , устр ан я ет пыль при работе с деревян ными заготовками . Чтобы увели чи ть вып уск станков для уроков труд а, прои зводственни ки провели модерни зацию сборочного це ха, устан ови ли эффекти вный ин струмен т, и спы тательны е стенды. ТАСС. Сегодня — особый день — День знаний, начало занятий в школах, техникумах и вузах страны, отмечаемый в нашей стра не как всенародный праздник. Эти радостные ребята при шли сегодня в школу, чтобы продолжить путешествие в ув лекательную и прекрасную Страну знаний вместе со своими наставниками-учителями. Фото А. ЩУРОВА. РАННЯЯ ЗЯБЬ -ОСНОВА УРОЖАЯ НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ По оперативным данным на 31 августа, в области вспаха но 228,1 тысячи гектаров зя би, или 21 процент плана. Суточная прибавка составила 19,1 тысячи гектаров. Наи более отстают в подготовке почвы под урожай -88 Станов- лянский, Задонский и Тер- бунский районы. Цифры в сводке показы вают про цент выполнения районами плана по вспашке зяби и паров. Усманский 36 Краснянский 30 Добринский 27 Добровский 27 Измалковский 23 . .Грязинский 22 11аплы ганский 21 Воловский 20 Хлевенский 20 . Долгоруковский 19 Лев -Толстовский 19 Лебедянский 19 Липецкий 19 Данковский 15 Елецкий 15 Терб.уиский 14 Задонский 14 . Становлянский 19 По-прежнему в большинстве районов темпы взмета зяби ос таются низкими. И хотя уборка хлебов завершается, механи за торы и техника высвобождают ся, минувшие сутки прибавили в областную «копилку» на 500 гектаров меньше, чем, к при меру, в пятницу. Основные при чины кроются в том, что в сло жной ситуации специалисты проявили беспечность и неуме ние организовать весь ком плекс полевых работ. Вот ха рактерный пример. На прошлой неделе суточная прибавка по Измалковскому району од нажды составила всего двести гектаров, после чего состоялся жёсткий разговор в райкоме партии с участием специалис тов АПК. В прошедшие выход ные суточный темп составил уже тысячу гектаров, а в За донском районе 1,5 тысячи по сле соответствующей проверки из обкома партии и облагропро- ма. Вывод — надо полнее ис пользовать резервы, резко по высить темпы и качество взме та зяби. СТАРОЙ ПРИВЫЧКЕ Задон ском районе н еоргани зованно вед ется осенняя п ахота Когда мы приехали в район, стоял теплый солнечный день. Природа, словно спохватившись, сменяла гнев на малость. Но надолго ли? И сегодня как ни когда важно использовать к аж дый погожий час, чтобы уско рить темпы работ и наверстать упущенное. Но на деле этого не видно. Как же оценивают ситуацию в Задонском райаг- ропроме? — Из-за дождей у нас за держалась уборка, —- сетует Петр Михайлович Луценко, за меститель председателя РАПО по растениеводству. —- Но ос талось уже не так много. К первому сентября должны за кончить жатву, и тогда меха низаторы с комбайнов переся дут на тракторы. У нас в рай оне 488 пахотных тракторов. Таким мощным отрядом при хорошей организация труда к десятому октября мы вспашем всю зябь. Десятого октября. Поздно вато, дё и погода может вне сти поправки в эти расчеты. Пойдут дожди, и снова поя вится повод сослаться на н еб лагоприятные • погодные усло вия. Не лучше ли не отклады вать на завтра то, что можно сделать сегодня? Так поступа ют, например, в Усмапенсом районе, где вспахано зяби в пять раз больше, при тех же самых дождях. Значит, все д е ло в организации работ. В конце минувшей недели ни одно из задонских хозяйств не выполняло дневную норму, а в некоторых была сделана лишь десятая часть ее. Разве можно такими темпами наверстать упущенное? Например, в колхозе «Тихий Дон» вспахано всего три про цента от плана на август — чуть больше, чем нужно де лать ежедневно. И ссылка на дожди здесь звучит более чем странно: уже неделю стоит сухая погода. Есть в районе хозяйства, где сумели найти резервы, чтобы выполнять весь комплекс ра бот. Когда мы встретились с директором совхоза «Хмели - нецкий» Владимиром Василье вичем Беснерстых, он деловито и четко рассказал о том, что сделано для ускорения подъе ма зяби: — Сейчас у нас пашут И тракторов, два из которых энергонасыщенные. Вчера мы подняли 110 гектаров. В бли жайшие дни на помощь при дут еще девять тракторов, и тогда дневную прибавку до ведем до 224 гектаров. В совхозе есть все условия, чтобы справиться с этим за данием. Здесь издан приказ, который запрещает отвлекать технику и людей с пахоты иа другие работы. Тракторный от ряд работает в две смены, по стоянно дежурит радиофици рованная летуЧка. На поле мы встретились с трактористами В. Ф, Федоси ным и И. А. Ковыршиным. На обоих ДТ-75 красовались крас ные флажки лидеров соревно вания. — Пахота тяжелая: земля сухая, 4— Сказал Николай Ан дреевич, — но мы все-таки вытягиваем по 6,5 гектара при норме 4. Доведены ли условия оплаты и соцсоревнования до тракто ристов? Оказалось, что у к аж дого имеется памятка по опла те. За качественную пахоту до плачивается 40 процентов, плюс за перевыполнение нормы —рубль за гектар. — Материальный стимул есть, — сказал Николай Ан дреевич, — ' поэтому мы заин тересованы пахать и качествен но, и производительно. Но далеко не везде так ор ганизовано дело. По соседству с «Хмелинецким» расположился совхоз «Восход». Здесь совсем другая картина. Вспахано все го 50 гектаров, в то время как только дневная норма состав ляет на 10 гектаров больше. Поразительно, но главный агроном совхоза на вопрос. как идет взмет зяби, ответил спокойно: — Мы вообще не пашем. Аргументировал свои слова Виктор Григорьевич весьма про сто: все механизаторы сейчас заняты на уборке, закончим, мол, с* зерновыми и начнем п а хать. За сутки И тракторов будут поднимать по 130 гекта ров,^, и к концу сентября все сделаем. Не забыл Виктор Григорье вич традиционно посетовать на превратности погоды, расска зал, что в хозяйстве много уз ких мест. Проблем, действи тельно, много, но разве эт<* снимает ответственность техно лога полей за основной агро прием? Ведь зн ает 'ж е он: ущерб от неподнягой зяби воз местить ничем нельзя. Можно было найти возможности, ма неврируя техникой и людски ми ресурсами, хотя бы не сколько тракторов поставить на пахоту. — Нам невыгодно, если на пахоте будут работать 2—3 трактора, — сказал главный инженер. Вот такой аргумент. Много нельзя, мало невыгодно, лучше вообще не пахать. Сия странная логика бесхозяйственности идет от старого, от того времени, когда все грехи свои списыва ли на погоду. Времена те дав но минули, а привычка оста лась. * * * ОТ РЕДАКЦИИ : когда вер стался номер, из облагропро- ма поступило сообщение, что за минувший день, 80 авгу ста, в Задонском районе вспа хано 1,5 тысячи гектаров зя би. Достигнут тот рубеж, ко торый надб закрепить и пре взойти в дальнейшем. Это будет надежной гарантией весомого урожая третьего го да пятилетки. И. СИЗОВ, спец. корр. «Ленинского знамени». НА УРОЖАЙ ТРУДИЛИСЬ ВСЕ Хлеборобы Становлянеко- го района выполнили план продажи зерн а. В закрома государства засыпано 88 ,5 тысячи тонн хлеба. Наиболь ший вклад в общий успех внесли земледельцы колхо зов «Роди н а», имени XXII съезд а КПСС, «Ленинский путь», совхоза «Становлян- ский» и племзавода «Паль- на-Михайловский». Поставка хлеба государст ву продолжается. Становлянские земледель цы засыпали в полном объе ме семена со страховым фон дом, обеспечили скот фу ражным зерном, увеличили его продажу населению. О том, как убирали трудный, но щедрый хлеб, мы попро сили рассказать председате ля РАПО Г. И. Огурцова. — Геннадий Иванович, чем запомнилась нынешняя ж атва? — Ж атва легкой не бы ва ет. И нынешний хлеб поле водам рай он а пришлось по- н астоящему вы страд ать. Каждый помнит, как осен ью прошлого года зак л ады вал ась осн ова нын ешн его урож ая , почти 20 ты сяч гектаров ози мых было посеяно по ин тенсивной технологии . Но суровая зи м а и затя ж н ая весн а нанесли ущерб: на 10 ты ся ч ах гек таров озимые пришлось п ересевать. Тогда было решен о р азмести ть на Э’#их п лощадях ячмен ь и вы р ащи вать его по и н тен си в ной технологии . Эта такти ка оп равд ал а себя: сей час в средн ем по рай он у урожай почти на п ять цен тн еров вы ше, чем в преды д ущем го ду. В кол хозах «Л енин ский п у ть», имени Ленин а, име ни Ж д ан ова и в совхозе «М о сковски й » соби рают более 30 цен тн еров зерн а с гек та ра. Р оста урожай н ости доби ли сь полеводы совхоза «Ста- н овлян ски й », кол хозов «П а мять И л ьи ч а», имени Ки ро ва, имени Л ермон това, име ни Мичурина, имени Свер д л о ва и «Р о сси я ». — Что нового вы могли бы отметить в организации страды? — У н ас на урожай р а ботали буквальн о все. Б ол ь шую помощь ок азал и зем л е дельц ам коллекти вы ремон т но-технического предпри я ти я, агропромхимии , сн абж е нческой службы , П рои зошла реорган и заци я работы всей си стемы РАПО . Бы л а уси лен а вед ущ ая роль хозя й ст венных орган ов, коммуни с ты взял и под свой кон троль ход страды . Это ск азал ось н а орган и зованн ости и ответст венности людей за судьбу урож ая . Среди п равофлан го вы х ж атвы нужно отмети ть механ и заторов Н. И. Почи- таева и И. Ф. Мешкова и з к ол хоза имени Ки рова, зве но коммун и ста М. Г. Во р обьева и з « Пальна-Михай- л овск ого», д оби вши хся н аи лучши х п оказател ей н а косо вице хлебов ца свал . М асте рами вы соки х н амолотов за рекомен довали себя комбай н еры к ол хоза имени Ленин а А. А. Л аухи н и М. В. Багла ев. Они на комбайн ах «Д он » выдали из бун керов почти по 8 ты сяч цен тн еров зерн а. Столько Же на личном сч ету и у комбайн ера к ол хрза «Л е нинский п у ть» В. Е. Вы став- кина. — Несколько слов об уро ках страды.:. — Ж атва вы яви л а и серь езны е наши и зъяны . Многие хозяй ственни ки созд ал и ви димость того, что до конца освоили ин тенсивную техн о логию,' но на самом деле д а же не подступили к ней. Р е зер вов для роста ур ож ая в район е еще н емало. И д ля того, чтобы при вести их в дей стви е, сей час надо в ком плексе вести полевые работы . Беседу вел В. РОЖНОВ. . А С Р О К И У Х О Д Я Т В некоторых хозяйствах Грязинского района медленно сеют озимые Такова уж специфика труда земледельца:' завершая уборку урожая одного года, он должен тут же закладывать надежную основу следующего. На полях совхоза «Плеха новский» заканчивался обмо лот зерновых, а часть меха низаторов уже готовила пло щади под озимые. В числе тех, кто вел эту работу, был и опытнейший тракторист хо зяйства И. В. Ивашов, который на своем гусеничном тракторе с особым старанием дисковал участок поля, где ему пред стояло сеять рожь. За день несколько раз сюда приезжал главный агроном хозяйства Н. И. Моисеев, внимательно проверял качество, и торопил: — побыстрее заканчивайте, пора сеять... К вечеру массив в сто с лишним гектаров хорошо вы ровняли, было решено утром выводить на поле посевной агрегат. Начинать эту ответст венную работу доверили И. В. Ивашову и коллективу воз главляемого им трехсеялочно- го агрегата. С утра шофер М. К. Чуносов подвп3 к агре гату семена, помог засыпать их в сеялки. Работа началась. Однако после обеда небо потемнело, пошел дождь, на неделю, как и по всей окру ге. Пришлось остановиться и ждать хотя бы временного прояснения. — Погодные условия ослож нили своевременное проведе ние сева озимых, — заметил директор совхоза В. Н. Мер кулов. — Но наши механиза торы и полеводы использовали буквально каждый погожий час. План сева ржи земледель цы уже выполнили, семена легли в почву в срок. Сейчас два агрегата И. В. Ивашова и Н. И. Попова ведут сев ози мой пшеницы. На всей пло щади почти в четыреста гек таров она будет выращивать ся по интенсивной технологии. К сожалению, далеко не во всех грязинских хозяйствах сев озимых ведется организо ванно и четко. В совхозе «Бутырский», к примеру, по годные условия были не хуже' и не лучше, чем у соседей, а вот с севом ржи и пшеницы здесь явно опоздали. Между тем, в этом хозяйстве под ози мые отведена довольно боль шая площадь — 700 гектаров. Но к 24 августа механизаторы' «Бутырского» только развер нули работы по подготовке одного из массивов под рожь. Почему не сделали этого рань ше? Встретившийся на току главный агроном хозяйства Н. И. Шевцов вразумительного ответа на этот вопрос так и не дал. По словам механи за торов, главный технолог зн а чительную часть рабочего дня занят рещением мелких теку-, щих вопросов и как следует не руководит отраслью. В ча стности, с подготовкой полей под озимые в совхозе опозда ли потому, что Шевцов загодя не позаботился о переброске на этот массив культиваторов, дисковых лущильников и бо рон. Вот и пришлось технику перебрасывать на дальнее по ле сейчас, терять погожие сол нечные дни. Стоит ли удивлять ся тому, что совхоз упустил сроки сева озимых. В этой связи трудно понять позицию руководства и специ алистов агрономической служ бы Грязинского РАПО, кото рые отлично осведомлены о явно медленных' темпах сева озимых и в «Бутырском», и во многих других хозяйствах, а меры для наверстывания от ставания не принимают. Г. КОЛЕНЧУК, соб. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz