Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ «КРУГЛЫ Й стол» «лз» ОТ Ш ЕФСТВА -К СОТРУДНИЧЕСТВУ В эти дни в области проходят педсоветы учителей, пре­ подавателей ПТУ, начались августовские педагогические конференции. * Проблемы обучения и воспитания подрастающего по­ коления в равной степени волнуют как педагогов, так и тех, кто призван во всем помогать школе — трудовые коллективы, общественные организации базовых предпри­ ятий. В канун августовской конференции учителей Октябрь­ ского района Липецка редакция «Ленинского знамени» приняла участие в «круглом столе», организованном по инициативе парткома производственного объединения «Ли­ пецкий тракторный завод» совместно с роно. Он был по- И У Ж Н О рей завоДа Для детей и ро- в у т п и дителей. Регулярно прово­ дятся встречи специалистов предприятия с учащимися в дни каникул. Словом, первые шаги ре­ ализации реформы сделаны. Однако разговор за «круглым столом» высветил и недостат­ ки в совместной деятельно­ сти школ и базового пред­ приятия. священ вопросам совершенствования связей педагогиче­ ских коллективов школ жилого массива тракторостроите­ лей и базового предприятия. В «круглом столе» участвовали генеральный директор ПО «Липецкий тракторный завод» Н. Г. Загорский, на­ чальники цехов, служб и отделов, представители партко­ ма, профкома, комсомольские активисты, директора и се­ кретари партийных организаций школ №№ 10, 25 31,34, 39. 62, СПТУ-23, а также заместитель заведующего обл- оно В. Н. Меркулова, заведующая Октябрьским роно Г. Д. Макшанцева. На заседании «круглого стола» выступила секретарь об-, кома КПСС Р. Е. Злобина. ш система связей Давние традиции совмест­ ной работы с педколлектива­ ми школ имеют тракторост­ роители, отметил в своем вы­ ступлении Н. Г. Загорский, генеральный директор объе­ динения. Обобщая накопленный опыт, можно сказать: эти тра­ диции помогают подшефным в укреплении учебно-ма­ териальной базы, профориен­ тационной и воспитательной работе с учащимися. Эта по­ мощь стала более конкоетной в связи с реформой. Только за последние два года на предприятии развернута под­ готовка старшеклассников по пяти профессиям., для чего непосредственно в цехах ор­ ганизованы десятки рабочих мест. Существенно помогли учителям в освоении нового предмета информатики и вы­ числительной техники работ­ ники отдела АСУП. Они из­ готовили для школ действу­ ющие макеты микрокальку­ ляторов. сейчас работают над созданием дисплейных клас­ сов на заводе, в СПТУ-23. Обогатились формы и со­ вместной , воспитательной ра­ боты ученических и произ­ водственных коллективов. Тракторостроители стали инициаторами нового празд­ ника — дня открытых две- ПО ПРИГЛАШЕНИЮ ФОНДА САМАНТЫ НЬЮ-ЙОРК, 25 августа. Корр. ТАСС Александр Пахо­ мов передает: цвёты ложатся к памятнику Саманте Смит. Их поинесли сюда 10 советских школьников, совершаючтих по­ ездку по США по пшгглаше- нию Фонда Саманты Смит. Памятник «маленькому пос­ лу мира» стоит на главной площади Огасты — столицы ее подного штата Мэн. Саманта. устремлена вперед, выпуская из протянутых рук голубя. На лице девочки застыла радост­ ная улыбка. Такой она навсег­ да останется в памяти миллио­ нов американцев и ее друзей в Советском Союзе, который Саманта посетила четыое года назад. Из этой поездки она привезла правду о советских людях. Мы не можем стать друзьями, говорила американ­ ская школьница, если не узна­ ем друг друга, не избавимся от враждебных стереотипов. Ей не довелось прожить дол­ гую жизнь. Ровно два года на­ зад она трагически погибла в авиакатастрофе. Дело Саманты продолжила ее мать Джейн Смит, создав­ шая Фонд Саманты Смит, гла­ вная цель которого — органи­ зация встреч советских и аме­ риканских детей. В прошлом году 20 одноклассников Са­ манты побывали в СССР. Сей­ час почти с двухнедельным турне в США находится группа советских юных посланцев мира. • «Я рада, — сказала у памят­ ника своей дочери Джейн Смит, — что советские дети приеха­ ли в наш штат, что у них есть возможность пообщаться с аме­ риканскими детьми». Советские школьники прове­ дут эту неделю вместе со сво­ ими сверстниками в летнем лагере Элфоод на берегу озера близ городка Юнион. К ТО М ЕШ АЕТ РЕШ ИТЬ НАМ ИБ ИЙСК УЮ . ПРОБ Л ЕМ У НЬЮ-ЙОРК, 25 августа. (ТАСС). Колониальная полити­ ка ЮАР и сотрудничество За­ пада с расистским режимом— основные причины того, что Намибия до сих пор не обре­ ла независимость, заявил заме­ ститель постоянного наблюда­ теля Народной организации го-Западной Африки (СВАПО) при ООН Пиус Ашике. В интервью кори. ТАСС Сергею Байбакову по случаю отмечаемого 26 августа Дня Намибии он подчеркнул, что проводимая администрацией США политика «конструктив­ ного сотрудничества» с ЮАР находится в прямом противо­ речии с усилиями междуна­ родного сообщества предоста­ вить свободу намибийскому народу. Политика «конструктивного сотрудничества» Вашингтона с Преторией представляет собой не что иное, как одобрение зверств, которые расисты про­ должают совершать против на­ родов юга Африки, сказал П. Ашике. Существует явная взаимосвязь между курсом ЮАР на создание препятствий на пути к предоставлению не­ зависимости Намибии и поли­ тическими и экономическими интересами США на юге Аф­ рики. V-1, ф о н. М. КЛИМОВА, секретарь парторганизации сш. № 10: ■— Слушала своих коллег и, признаться, немного зави­ довала. Нет, и нас шефы не забывают: помогли оборудо­ вать кабинет информатики, не отказывают в ремонте. Но дело в том, что сама жизнь опережает наши усилия, и надо это учитывать. Тот же кабинет информатики для нас уже маловат, ^остро нужны микрокалькуляторы в разре­ зе... Наша школа — старейшая в поселке, скоро отметит свое 50-летие. Конечно, хочется и нам иметь такие же усло­ вия, Жак. скажем, в ^25-й школе. Там шефы станкоин­ струментального завода обо­ рудовали комнату отдыха для учителей, скоро сдадут комнату эмоциональной раз­ грузки с тренажерами. Это ведь совсем не мелочь в на­ шей напряженной школьной жизни. Мы говорим: труд детей должен быть действительно общественно полезным. Но пока не все старшеклассни­ ки по-настоящему заняты на рабочих местах в цехах, их труд плохо продуман и ор­ ганизован. Приятное исклю­ чение составляют девочки, с удовольствием работающие копировщицами... Н. Г. ВЛАСОВ, главный металлург завода: — Надо учитывать, что труд ребят должен отвечать трем требованиям: быть ин­ тересным и полезным, поси­ льным и безопасным. В ли­ тейные цеха школьников не пошлешь. Мы пошли по дру­ гому пути: отладили техно­ логию производства нехит­ рых, но крайне н у ж н ы х про­ изводству деталей в мастер­ ской школы № 09. Заклю­ чили договор, работу ребят оплачиваем. Р. И. ФИЛАТОВА, директор сш. № 39: — Спасибо за эту помощь. Ребятам нравится трудить­ ся, но у нас есть и просьба к шефам: металл нам поста­ вляют плохо, не выделяют транспорт. К тому же рабо­ чих мест в мастерской мало­ вато. Мы хотели помогать, например, в упаковке проду­ кции цеху консервации. Об­ ратились к руководству цеха, но услышали: «Да ну вас,' что ваши малыши могут!» А они могут, и немало, а гла­ вное — рвутся к труду. Эту охоту нельзя у них отбивать, здесь и есть ростки тр 5 гдо- любия. В. П. ВАРВАРИНА, директор сш. № 31: — И мы предлагали свои услуги одному из цехов по выпуску предметов ширпот­ реба. Настроили ребят, про­ шли технику безопасности, но в цех нас так почему-то и не пустили... Н. А. КИБИРЕВ, директор СПТУ-23: — Не все намеченные планы осуществлены шефа­ ми и у нас. Скоро первое сентября, а в училище не за­ вершен ремонт. ПТУ готовитоя к реконст­ рукции. В связи с этим во­ зникают трудности работы наших мастерских, ранее об­ служивавших и школьников. Мы увеличили в этом учеб­ ном году число групп стано­ чников, выполняя прямой заказ предприятия. Но надо позаботиться, чтобы не по­ страдало качество их подго­ товки. Мы просим заводчан помочь нам направить в училище в качестве масте­ ров высококвалифицирован­ ных рабочих. Р а з г о в о р , как видим, обнажил основной не­ достаток во взаимо­ связях базового предприятия со школами. О нем, на наш взгляд, точнее всех сказал заместитель генерального ди­ ректора ПО ЛТЗ В. А. ПЛА­ КСИН: — Почему возникают та­ кого рода неувязки? Я вижу причину в отсутствии отла­ женной системы отношений школа — завод. К примеру, о том, что требуется той или иной школе в ремонте, реко­ нструкции, строительстве, оборудовании и т. д., мы должны знать заранее. Уже в этом году надо думать, ка­ кой объем работы предстоит выполнить в следующем. То­ гда у нас и не будет никаких ЧП или срочных оабот, для которых в данный момент нет нужных материалов. Пре­ дстоит продумать формы та­ кой системы, четко контроли­ ровать ее выполнение. Не только эпизодические встречи Не просто шефствц — со­ трудничество. Эти слова час­ то звучали за «круглым сто­ лом», когда речь шла о со­ держании профориентацион­ ной, воспитательной работы с учащимися. Конечно, глав­ ное условие воспитания доб­ росовестных, трудолюбивых будущих рабочих — отлично организованный труд на са­ мом современном — это под­ черкивалось особо—оборудо­ вании. Скоро войдут в уче­ бные программы и дисплей­ ные классы, прибавится в школьных мастерских новых станков. Все просьбы, пред­ ложения записали в свои де­ ловые блокноты специалисты завода и лично генеральный директор. Но постепенно разговор затронул и другие аспекты взаимоотношений. Г. М. ПИШУЛИН, начальник тракторного цеха № 3: — Нас беспокоит то, что отдача профориентационной работы с учащимися незна­ чительна. Шесть лет мы ше­ фствуем над школой № 31, а за эти годы к нам пришло совсем немного ее выпуск­ ников. Значит, в чем-то не­ дорабатываем. Подчас вмес­ то живого, откровенного раз­ говора с ребятами отделыва­ емся формальными «меро­ приятиями». Вот, к примеру, направляем мы в школу во­ жатую. Дело хорошее, но ведь эта. девчушка сама без году неделя на заводе, пло­ хо знает его родословную, а тем ботее — его завтрашний день. Что она может расска­ зать ребятам, чем их увлечь? А ведь они сегодня очень<и очень любознательный и мыс­ лящий народ, их . общими словами не убедишь, хотят дойти до сути: что такое госприемка. в чем заключа­ ется перестройка для трак­ торного завода и т. д. В. В. ГРИГОРЬЕВ, заместитель начальника сталелитейного цеха: — Еще преобладает, к со­ жалению, такая точка зре­ ния, что трудовое обучение и воспитание — это одни лишь трудовые умения и на­ выки. Но это неправильно. Надо думать и над тем, как сформировать сознание бу­ дущего рабочего. А для это­ го нужно больше и глубже вводить ребят в производст­ венную, общественную жизнь. Помню, раньше, когда у нас была подшефная школа №30, и в цехе, и в школе были оформлены специальные уго­ лки. Мы знали, как учатся ребята, они — как трудимся мы, чем живем, кем гордим­ ся. А теперь этого почему-то нет. Надо чаще встречаться с ребятами руководителям цехов, служб, отделов, чтобы они на живых, реальных фа­ ктах заводской жизни виде­ ли, учились понимать суть происходящих в нашей эко­ номике перемен. В. И. БОЧАРОВ, секретарь заводского комитета ВЛКСМ. — У нас еще очень сла­ бые контакты между комсо­ молом цехов и школ, учили­ ща. Часто они заформали- зованы. Вместо того, чтобы общаться непосредственно с активистами школы, комсо­ мольские работники предпо­ читают разговаривать только с организаторами внеклас­ сной и внешкольной работы. Может, дело в том, что мо­ лодые рабочие просто не го-, товы вести живой диалог с самими подростками, не хва­ тает им педагогических навы­ ков? Так надо их учить это­ му. Вот сейчас мы формиру­ ем новые педотряды, надеем­ ся, что педагоги нам помогут в учебе комсомольского ак­ тива. Серьезно беспокоят еще случаи правонарушений. Все лето мы дежури­ ли на танцевальных вече­ рах и знаем: на такие вече­ ра, несмотря на позднее вре­ мя, приходят подростки до 14—16 лет, многие девочки курят. Я счита;о: надо решительно бороться за оздоровление атмосферы всех молодежных вечеров, не взи­ рать пассивно на происходя­ щее. А если бы в этой борь­ бе объединить усилия комсо­ мола школ и завода, право­ нарушений не было бы вооб­ ще. Ведь мы знаем по име­ нам всех, чье поведение нас беспокоит, вызывает трево­ гу... Г. Д. МАКШАНЦЕВА, заведующая Октябрьским роно: — Контакты комсомола школ и завода лучше всего строить на конкретном деле. Есть предложение: на базе, детсада № 13 оборудовать классы шестилеток, но зда­ ние надо капитально отремо­ нтировать. Может, молодежь, комсомол помогут в этом? 3. М. ГРОЗДОВА, директор средней школы № 62: — Мы последнее время забыли некоторые хорошие формы совместной воспита­ тельной работы. Когда-то и в пионеры, и в комсомол принимали школьников на за-, воде. Такие минуты не забы­ ваются, оставляют глубокий след в сердцах ребят. А. Д. ДВУРЕЧЕНСКИИ, секретарь парткома станкоииструментального завода: — Для сближения учени­ ческого и производственного коллективов нужны не эпи­ зодические встречи, а каждо­ дневная работа. Участники «круглого стола» внесли немало кочкпет- иых предложений по совершенствованию связей ПО и школ: ввести специальный пункт, оценивающий эти свя­ зи, в условия социалистического соревнования цехов; со­ здать учебный класс, учебный цех на производстве, а в перспективе подумать и об открытии межшкольного учеб­ ного комбината; улучшить обеспечение учителей путевка­ ми в заводской профилакторий, дома отдыха, санатории; предусмотреть выделение жилья для учителей школ по­ селка. Эти и другие предложения войдут в специальное решение, которое примет дирекция объединения вместе с парткомом и профкомом. «Круглый стол» показал, что тракторостроители хоро­ шо понимают свою ответственность перед коллективами школ, готовящими им будущую рабочую смену. Откро­ венный, доброжелательный и конкретный разговор, безус­ ловно, послужит новым импульсом в реализации школь­ ной реформы. Материалы «круглого стола» подготовила Л. ДУБИНА. Центральная Америка: ИНФОРМАЦИЯ выход из КРИЗИСА Афганистан сегодня СВЕТ ЗНАНИЙ В августе этого года руководители пяти центрально- американских государств: Гватемалы, Гондураса, Коста- Рики, Никарагуа и Сальвадора, собравшиеся на перегово­ ры в Эскипулас (Гватемала), подписали договор о мирном решении конфликта в этом регионе. Он получил название «Декларация об установлении поочного н стабильного ми­ ра в Центральной Америке». В связи с этим АПН пред­ лагает читателям свой комментарий. Главная ценность подпи­ санного в Гватемале Согла­ шения о мире в том, что най­ дено латиноамериканское ре­ шение кризисной ситуации в регионе, за что всегда высту­ пала наша страна. Этот путь избран государствами, вовле­ ченными в конфликт, самос­ тоятельно, без нажима извне. СССР не только с полным пониманием относится к це­ лям, поставленным в доку­ менте, но и самым решите­ льным образом поддерживает политический метод разре­ шения о с т р о й конфликтной ситуации. В прошлом, да и в настоящем подобные колли­ зии на Западе решались не­ редко при помощи силы. Од­ нако история показывает, что такой силовой метод ве­ сьма ограничен и эффектив­ ность его в наше время все больше и больше ставится под сомнение. Гватемальская декларация, вне всякого сомнения, —бо­ льшой шаг вперед. Тем не менее мы должны понимать, что дверь, ведущая к норма­ лизации обстановки в этой «чувствительной» зоне, толь­ ко приоткрылась и сложно со всей уверенностью сказать, как будут развиваться собы­ тия дальше. Многое будет зависеть сейчас от последо­ вательности всех участни­ ков гватемальской встречи в осуществлении достигнутых договоренностей, от Контадо- ры и Группы поддержки. Многое, безусловно, зависит от позиции Соединенных Штатов. Хотя надежды на то. что там возобладает реа­ лизм, весьма призрачны. На словах Вашингтон весьма одобрительно отзывается о центральноамерик а н с к о й встрече в верхах и о приня­ том на ней плане мирного урегулирования, но, похоже, что это делается больше, как говорится, на публику. Это показало и последнее телеоб­ ращение Рейгана к нации и выдвинутый президентом в канун встречи в Гватемале «план мира» для Централь­ ной Америки. О его целях Белым домом было заявлено открыто. Во-первых, США потребовали, чтобы в Ника­ рагуа не было советских и кубинских военных баз. Спрашивается, есть ли там такие базы? Нет! И планов их создания ни в Москве, ни в Гаване не существует! Во- вторых, Белый дом призыва­ ет: Никарагуа не должна быть «базой для подрывных действий» пттотив соседних государств. Говорится это так, будто Никарагуа сама не является объектом агрес­ сии! И, наконец, Вашингтон требует от Манагуа «обеспе­ чить права человека», что на деле' означает призыв к изменению строя в сандини- стской республике. Но разве нарушения прав никарагуан­ ского народа — не результат необъявленной войны, кото­ рую ведут Соединенные Шта­ ты? Становится понятным, почему Белый дом ответил категорическим отказом на предложение президента Никарагуа Даниэля Ор­ теги начать прямые пере­ говоры без каких бы то ни было предварительных усло­ вий. Весь этот план был ну­ жен нынешней администра­ ции для того, чтобы дура­ чить общественное мнение и развязать себе руки для вы­ колачивания из конгресса но­ вых ассигнований на оказа­ ние помощи «контрас». Дефицит нового политиче­ ского мышления — застаре­ лая американская болезнь. Но сегодня от нее нездоро­ вится и международным от­ ношениям. Вместо того, что­ бы способствовать реализа­ ции плана мира в Централь­ ной Америке, Вашингтон продолжает нагнетать напря­ женность в регионе. В Заявлении Советского правительства отмечается, что СССР будет способство­ вать усилиям по претворению’ гватемальского решения в жизнь. Что здесь конкретно имеется в виду? Мы живем в тесно взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где не происходит ни одного серьезного международно­ го события, которое не затрагивало бы в той или иной степени интересы дру­ гих государств. СССР наме­ рен развивать с центрально- американскими странами эко­ номические, политические от­ ношения и готов играть са­ мую активную роль в содей­ ствии решению самых жгу­ чих проблем, стояших се­ годня перед ними. Мы гото­ вы также оказывать поддер­ жку различным дипломати­ ческим инициативам этого региона, направленным на скорейшее урегулирование кризиса, на международных форумах, в рамках ООН. Та­ кой же поддержки вправе ожидать страны региона и от Соединенных Штатов, тем более что Вашингтон непо­ средственно замешан в кон­ фликте. Прошло совсем немного времени с момента подписа­ ния в гватемальской столи­ це документа о путях уста­ новления п р о ч н о г о мира в Центральной Америке. Пер­ вый, очень важный шаг сделан. Думаю, что при всех сложностях, которые еще возникнут на пути этого про­ цесса, он перспективен, по­ скольку в основе его лежат общие интересы прекраще­ ния вооруженной конфронта­ ции в регионе. Соглашение, к которому пришли прези­ денты, убедительно показы­ вает, что политическими ме­ тодами можно решать любые международные конфликтные ситуации, даже такие слож­ ные, как центральноамерика­ нский региональный конф­ ликт. ’ Н. ШИШЛИН. (АПН). В пустыне Сахара Алжир. Великая пустыня Сахара — бесконечное про­ странство — оказывается во­ все не бесплодной. Во мно­ жестве мест близость к по­ верхности подпочвенных вод позволяет собирать урожаи плодов и злаков. В Алжире выращивают около 50 сортов финиковых пальм из 96 на­ считывающихся в мире. Правительство АНДР де­ лает серьезную ставку на освоение пустыни, горных и степных зон. Государство в первую очередь помогает тем феллахам, которые бе­ рутся осваивать Сахару, пре­ доставляет льготные креди­ ты, освобождает на первые годы от выплаты налогов, продает в рассрочку сельско­ хозяйственную технику. На снимке: стоянка кочев­ ников в Сахаре. Фото АДН—ТАСС. Ш , Афганистан сегодня ■— это одновременно и страна, народ которой с большими усилиями освобождается от пут вековой отсталости, выбрав для себя развитие по пути равноправия и справедливости, и в то ж е время страна, против которой вот уж е 9 лет ведется необъ­ явленная война. Одним из пер­ вых решений новой власти ста­ ло постановление о ликвида­ ции неграмотности. Именно против него развернули ож ес­ точенную борьбу реакционные силы, которые хотели бы видеть народ Афганистана таким ж е темным и отсталым, каким он был много веков назад. И до сих пор первой жертвой, пер­ вым объектом нападения душ­ манов становятся местный учи­ тель или здание школы. Но не­ смотря на все жестокости этих изуверов XX века, несмотря на нехватку самого элементарного школьного инвентаря, народное образование ДРА все уверен­ нее шагает в будущее, Большую безвозмездную по­ мощь в становлении и укреп­ лении системы просвещения Афганистана оказывают совет­ ские преподаватели. Их можно увидеть и. в средних школах, и в профтехучилищах, и в вы­ сших учебных заведениях страны. Главная задача совет­ ских .учителей — скорейшая подготовка афганских нацио­ нальных кадров для самостоя­ тельного преподавания различ­ ных предметов как в школах, так и в вузах. В 1987 году впервые в Афга­ нистане открыта эксперимента- _ льная школа «Дружба», с пре-’ подаванием ряда предметов на русском языке. И хотя русский язык преподается сейчас еще в 16 школах Кабула, эта школа быстро становится центром его изучения, а количество за­ явлений на поступление в эту школу уж е намного превышает ее возможности. Приходится, только удивляться, как быстро афганские дети усваивают рус. ские слова и выражения, как внимательно слушают они пре­ подавателя. Кабульский политехнический институт — центр подготовки национальных кадров практиче­ ски для всех отраслей народ­ ного хозяйства. Этот вуз был построен Советским Союзом а передан в дар Афганистану. Большинство афганских препо­ давателей этого института учи­ лось в советских вузах. За короткое время советские педагоги подготовили большую часть 22000 отряда учителей для начальных и средних школ. В. АНДРЕЕВ. (АПН). « в ш и «.■'Я*; * ■ • ■.-А '■ V','л- Щ 'УАу/Л-л.'''" - - - ОБВИНЕНИЯ В АДРЕС БЕЛОГО ДОМА НЬЮ-ЙОРК, 25 августа. (ТАСС). Специальный прокурор по расследованию «ирангей- та» Лоуренс Уолш планирует* в октябре—ноябре текущего го­ да предъявить обвинения в уголовных преступлениях клю­ чевым участникам этой асЬеоы Белого дома. Как стало извест­ но жчиналу «Ньюсуик», такие обвинения грозят, в частности, бывшему помощнику президен­ та по национальной безопасно­ сти 'адмиралу Джону Пойндек­ стеру и его подчиненному в совете национальной безо­ пасности Оливеру Норту. Как человек, отвечающий за проведение внешней политики Соединенных Штатов, прези­ дент Рейган несет всю вину за противозаконную операцию «Иран-контрас», говорится в заявлении, принятом на состо­ явшемся в Вашингтоне заседа­ нии исполкома крупнейшего профсоюзного объединения США АФТ—КПП. Американский народ, отмеча­ ется в документе, до сих пор не знает и, возможно, так и не узнает до конца, насколько президент Рейган был инфор­ мирован о том, что творилось у него под боком. Однако, не­ смотря на это, можно сделать определенные выводы. Один из них состоит в том, что Рейган нанес серьезный ущерб поло­ жению Соединенных Штатов на международной арене, по­ дорвал доверие к ним союзни­ ков, ослабил ветг американско­ го народа в институты прези­ дентской власти и правитель­ ства, подчеркивается в заявле­ нии. ТАК ДЕЙСТВУЮТ РАСИСТЫ ХАРАРЕ, 25 августа. (ТАСС), стать информатором полиции. Протесты студенчества, заме­ шательство в правящих кругах, сенсационные заголовки в пе­ чати — такую реакцию выз­ вало в ЮАР признание студен­ та кейптаунского университе­ та Дэниела Преториуса. На пресс-конференции в Кейп­ тауне он сообщил, что не­ сколько лет назад по «полити­ ческой наивности» согласился Войдя в доверие к активистам антирасистской борьбы, Д. Пре- ториус передавал охранке све­ дения о составе и деятельнос­ ти прогрессивных молодежных организаций. За это ему вы­ плачивали ежемесячно. около 660 рандов. Методы, к которым прибега­ ет государство в попытках по­ дорвать демократическое дви­ жение, поистине отвратитель­ ны, сказал ректор Кейптаун­ ского университета Стюарт Саундерс, комментируя само­ разоблачение полицейского агента. Он заявил о намере­ нии подать протест министру законности и порядка Адриаа- ну флоку по поводу раскры­ тых Преториусом фактов. СТАВКА НА КОНТРАС ВАШИНГТОН, 25 августа. (ТАСС). Президент Рейган за­ писал на пленку обращение к контрас, которое было переда­ но нелегальной радиостанцией сомосовцев, созданной на день­ ги ЦРУ. В этом беспрецедент­ ном выступлении глава Белого дома вновь подтвердил намере­ ние США продолжать оказы­ вать поддержку бандам конт­ рас. Утверждая на словах, будто США поддерживают усилия по установлению мира и ста­ бильности в Центральной Аме­ рике и, в частности, мирные договоренности пяти президен­ тов центральноамериканских стран, президент США в то же время поставил прекращение американской помощи контрас в зависимость от проведения угодных Вашингтону «глубоких политических и социальных из­ менений» в жизни Никарагуа. Он дал понять, что США и впредь будут делать ставку на эскалацию агрессии против Ни­ карагуа ПРОДОЛЖАЮТСЯ БОИ БАГДАД, 25 августа. (ТАСС). Вертолеты иракских ВВС со­ вершили за сутки 30 боевых вылетов, нанося удары по иранским позициям и районам сосредоточения войск. Про­ тивник понес значительные потери в живой силе и техни­ ке, говорится в сводке главного военного командования. Подразделения иракских войск атаковали передний край иранской обороны восточнее Майсана. Десятки иранских солдат' убиты и ранены, унич­ тожено несколько единиц бое­ вой техники. На других участ­ ках фронта имели место артил­ лерийские перестрелки. Наи­ более интенсивный характер они носили в районе «к восто­ ку от реки Тигр», и на север­ ном направлении. Иранская дальнобойная ар­ тиллерия подвергла массиро­ ванному обстрелу Басру и ряд экономических объектов в ее окрестностях. 12 человек уби­ ты, 47 получили тяжелые ра­ нения. Иранская артиллерия обстреляла также несколько населенных пунктов в районе Кал’ ат-Диза. Имеются жерт­ вы. НИКОСИЯ, 25 августа, (ТАСС). В результате атаки иранских войск на южном участке фронта и артиллерий­ ского обстрела укрепленных позиций противника в районе Меймак уничтожено несколь­ ко танков, военных автомашин и артиллерийских орудий, раз­ рушено 15 блиндажей, сообща­ ет агентство ИРНА. Иранская артиллерия подвергла обстре­ лу ряд индустриальных объ­ ектов в провинции Басра, в том числе электростанцию, • алюминиевый завод и бумаж­ ную фабрику. Объектам нане­ сен значительный ущерб. Арт­ обстрелу подвергся также рас­ положенный в южной части Ирака город Амара. Боевые корабли иранских ВМС задержали в Ормузском проливе и подвергли досмотру торговое судно и танкер, пере­ дает агентство ИРНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz