Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

1ШИЩИ1 Знакомьтесь: хлебороб­ ская династия из совхоза «Барятинский» Данковско- го района. Коммунист Алек­ сей Николаевич Золотарев — опытный комбайнер. Его профессию унаследовали и сыновья, комсомольцы Сер­ гей и Владимир. Все трое отлично трудятся на нынеш­ ней страде. Фото В. СИНЕВА. ТОВАРЫ ДЛЯ ВСЕХ По итогам минувшего полу­ годия коллектив завода «Цент- ролит» занял первое место в областном и городском смотрах за увеличение выпуска и рас­ ширение ассортимента непро­ довольственных товаров куль­ турно-бытового назначения. В настоящее время здесь выпускают изделия около двадцати наименований, четыре из них — утятница, сковорода, школьная струбцина, приспо­ собление для автомобиля — экспонируются на ВДНХ СССР как образцы новых то­ варов. На недавно прошедшей межреспубликанской оптовой ярмарке была представлена разнообразная продукция цен- тролитовцев. Наряду с тради­ ционными гантелями и утят­ ницами выставлен был обра­ зец алюминиевой кастрюли на два литра — это новая. про­ дукция. Налаживаются связи с авто­ мобильными предприятиями, которые порекомендовали ос­ воить выпуск фильтров мас- ляяой очистки, поршневых ко­ лец, на которые испытывается острый дефицит. План по выпуску изделий постоянно увеличивается, что говорит об увеличении спроса. Вот почему расширяются про­ изводственные площади. При­ обретены современные маши­ ны литья под давлением, ли­ ния гальванопокрытия, другие агрегаты и механизмы. . В. ИВАНОВ. •ТОЧКА ЗРЕНИЯ СОБКОРА НА СТАРОЙ МЕЛЬНИЦЕ — На всех колхозных собраниях, где довелось при­ сутствовать, люди задавали один и тот же вопрос: когда же начнет работать мельница? А однажды позвонил коллега из Добринки и о том же спрашивает. «Тебе-то зачем?» — удивился я . «Люди просят узнать», — отве­ чает. (Из беседы с заведующим сельскохозяйственным от­ делом Усманского райкома КПСС В. А. Стрельнико­ вым). ...И придушенный дина­ миком. голос объявит оста­ новку: «Мельница». Уверен, если даже ее и не станет, если даже и умрет когда-ни­ будь эта старая мельница под ножом бульдозера, все равно водитель автобуса бу­ дет предупреждать в этом месте пассажиров: мельница. Такова благодарная людская память. Когда-то ее сладил пред­ приимчивый помещик и сра­ зу «уважать себя заставил»: деньги за помол со всех драл безбожно. Позже к мельнице проявила интерес Советская власть — ее ре­ конструировали, обустроили. Последний раз серьезно за­ нимались мельницей в 1958-м. Год этот безвестный стро­ итель изобразил в крас­ ке на белом кирпиче — буд­ то знал, что станет он в ее биографии последним из счастливых. А директор Усманского хлебозавода (на балансе ко­ торого до недавнего време­ ни стояла мельница) И. В. Суровикин пододвигает ко мне справку, из которой следует, что это подразделе­ ние заводу — что телеге пятое колесо. Ясно, Ива­ ну Васильевичу, как челове­ ку деловому, мельница не нужна, ее же историю он, может быть, и сам охотно расскажет детям. Но на производстве лучше мыслить категориями экономически­ ми. Завод работает на госу­ дарственной муке, ее постав­ ки всегда гарантированы, и он имеет хоть небольшую, а прибыль. Мельница же, кро­ ме нервотрепки (частые по­ ломки оборудования, гаран­ тированные неприятности от всех, кто блюдет технику безопасности), приносила убытки, в среднем но 15 тысяч рублей в год. В общем, интерес к мель­ нице, если таковой и был, давно пропал и у директора завода, и у его начальства из областного управления хле­ бопекарной и макаронной промышленности, которое, собственно, и дало команду сначала закрыть «старушку», а затем и списать. Но раз­ говоры о мельнице я слы­ шал и в райкоме, и в рай­ исполкоме, и на автостанции, где старики перед посадкой в автобус на все лады кос­ терили «мудрецов», «которым лишь бы сбагрить с себя обузу»... Вместе с Иваном Василь­ евичем мы долго подбираем ключи к замкам, что едва пробиваются из паутины на дверях. Спасибо Зое Пав­ ловне Курдюковой, это она, проработавшая здесь 28 лет, пришла нам на выручку. Она и повела нас по темным, неуютным, но сохранившим запах муки, хлеба, помеще­ ниям, причем постоянно пре­ дупреждала: «Осторожно, тут можно провалиться...» Обходя опасное место, мы оглядывались: действитель­ но, можно. Не надо быть спе­ циалистом, чтобы, глядя на потолок, на стены и под но­ ги, сделать заключение: дел по реставрации мельничного хозяйства много. Впрочем, есть и расчеты. «Расходы на восстановление помеще­ ний склада, капремонт зда­ ния, текущий ремонт обору­ дования маслоцеха —- 20 тысяч рублей. С учетом по­ гашения ссуды в течение че­ тырех лет годовые затраты составят 26,2 тысячи руб­ лей». Это — из справки, подготовленной директором завода для райисполкома. На словах Иван Васильевич прибавил: «Этой суммы хва­ тит только на то, чтобы кое- как подлатать и запустить в работу». Но «кое-как» не на­ до, кое-как занимались мель­ ницей с того самого 1958-го. Пытались закрыть ее и раньше, но всякий раз от­ крывали — нужна была. А минувшей зимой, когда на­ веки развесили по дверям замки, рухнула крыша на сырьевом складе, доказав, что закрывать ее,надо было. Как говорится, от греха по­ дальше. Ну вот закрыли, а даль­ ше что? И вообще: нужна мельница или не нужна рай­ ону? Разумеется, социоло­ гических исследований на сей счет не проводилось. Однако известно, что в Ус- мань с зерном цриезжали люди с Добровского, Хле- венского, Лев-Толстовского и других районов области. Мололи здесь муку и кре­ стьяне воронежских дере­ вень. Услугами мельницы пользовались усманские кол­ хозы имени Калинина, «1 Мая», «Россия», «Прогресс» и другие. К слову, тот же «Прогресс» продает сегодня гречку на традиционных усманских базарах по цене 2 рубля 50 копеек за гсило- грамм. И берут нарасхват (а где вы видели в магазине сей продукт?), хоть цена и «кусается». Еще бы ей не кусаться, ведь колхоз возит теперь обрушивать зерно аж на Украину! Приспосаблива­ ются, кто как может. Б колхозе имени Ленина пост­ роена своя маслобойня. А в «России» семидесятилетний Михаил Иосифович Власов сам построил... ветряную мельницу. Не от скуки — от нужды. Но ведь имеется, так сказать, и альтернативный вариант. Бот данные «жиз­ недеятельности» мельницы за 1985 год, последний год ее существования. Перера­ ботано ржи — 118,5 тонны, фуража — 67,7, пшеницы — 15,4, проса — 31,6, гречихи — 89,7, подсолнечника — 53,7 тонны. Общая сумма выручки за год —- 4.983 рубля. Не густо. Но в рай- плане мне сказали, что год 1985-й вовсе не характер­ ный, не «типичный», ибо из­ вестен был недородом. А в райисполкоме напомнили, что система натуральной оп­ латы на селе только-только начинает устанавливаться, и что крестьянин будет теперь иметь в достатке зерна раз­ ных культур. Куда ему с ним, если не на мельницу? В самом деле, как быть с такой вот перспективой, ведь урожайность зерновых год от года растет и натуроплата за сверхплановое производ­ ство может достигать теперь 25 процентов. Ушло время, когда на мельнице, случа­ лось, дежурил работник ОБХСС. И вот «шлагбаум» поднят, а везти-то заработан­ ное трудом своим зерно и некуда. Кстати, в РАПО подсчитали, что уже в ны­ нешнем году колхозы и сов­ хозы района смогут выдать сельчанам 11 тысяч тонн зерна на заработанный рубль. Из них -— 3 тысячи тонн пшеницы и 500 тонн ржи. Подобные расчеты мо­ гут сегодня представить и другие районы области, где возникают те же проблемы с переработкой «частного» зерна. Однако' управление .хлебо­ пекарной и макаронной про­ мышленности на усманской мельнице давно поставило крест, считая возрождение мельничного промысла спло­ шной кустарщиной и нас­ мешкой над научно-техниче­ ским прогрессом. Но что предлагается взамен? А ни­ чего. В управлении совету­ ют обратиться в другое уп­ равление — хлебопродук­ тов: там, дескать, есть свои мельницы, там и проблему решать. Однако В. С. Грибанов, начальник этого управления, был более сдержан. С част­ ником, сказал он, государст­ венные предприятия (мель­ ницы, маслобойни) не кон­ тачат, технология не позво­ ляет мелочиться. Не держит управление в числе своих клиентов и колхозы, совхо­ зы. Да и мощности четырех оставшихся «в живых» мель­ ниц на такую перспективу не рассчитаны. Намечается строительство еще одной. Нужны, стало быть, мель­ ницы! Но вопрос пока оста­ ется открытым: где может смолоть и обрушить зерно крестьянин? 3. П. Курдюкова вспоми­ нает: Молодость моя прошла на мельнице и зрелые годы тоже. Теперь работаю на хлебозаводе, а не могу при­ выкнуть. Хоть и трудно приходилось, а все равно на душе праздник был. Осенью комбайнеры мешками муку увозили, флягами •— масло подсолнечное. Жены их квас ржаной затевали. И все веселыми с мельницы уезжали... А. КОСЯКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». ОТ РЕДАКЦИИ. На днях к нам в кабинет явилась чи­ тательница с двумя ведрами чистой крупной гречки: вот, мол, вырастила на приуса­ дебном участке, а что де­ лать с ней, не знаю. В окру­ ге — ни одной крупорушки. Не ехать же с двумя ведра­ ми в Воронеж. Так что. проблема дейст­ вительно, назрела. Соответ­ ствующим ведомствам, хо­ зяйствам надо позаботиться о том, чтобы земледельцы области, получив зерно в ка­ честве натуроплаты, могли с пользой и эффективно им распорядиться.. НА АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ ТРИ УРОНА В ПТУ ПРОЕКТНЫЕ МОЩНОСТИ НЕ ПРЕДЕЛ Среди лидеров социалисти­ ческого соревнования новоли­ пецких металлургов достойное место занимает трудовой кол­ лектив пятого листопрокатно­ го, самого молодого цеха пред-, приятия. Мерьше года прошло, как вступил в строй действу­ ющих этот уникальный про­ мышленный комплекс холодной прокатки динамных сталей, но добились здесь уж е многого. Успешно идет освоение проек­ тной мощности первой очере­ ди комплекса. Уже в июле с прокатного конвейера было снято более 26,5 тысячи тонн высококачественного стально­ го листа,' что почти на 20 про­ центов превысило самые нап­ ряженные проектные норма­ тивы. — С первых ж е дней рабо­ ты доброй традицией у нас стало перевыполнение уста­ новленных заданий, — гово­ рит и. о. начальника цеха Владимир Егорович Кадакин. — На сверхплановом счету листо- прокатчиков с момента пуска уж е 30 тысяч тонн добротно­ го металла, обладающего осо­ быми электротехническими свойствами. Заметим еще, что пуск це­ ха позволил значительно сок­ ратить закупки динамного про­ ката, импортируемого до пос­ леднего времени из-за рубежа в значительных объемах. А с освоением второй очереди ЛПЦ-5, которая будет сдана в эксплуатацию в конце нынеш­ него года, новолипецкие ме­ таллурги смогут уж е полно- ностью обеспечивать специа­ льным стальным листом всю отечественную электротехни­ ческую промышленность. И еще одна примечательная подробность: уж е в апреле, также задолго до планового срока, новый цех вышел в чи­ сло рентабельных подразделе­ ний комбината. Его взнос в трудовую копилку предприя­ тия составляет сегодня около 3.5 миллиона рублей фверхпла- .новой прибыли. Весомо заявили о себе в со­ циалистическом соревновании яоволипчан и лучшие цеховые бригады вальцовщиков. Его признанными лидерами на ударной вахте в честь 70-летия Великого Октября стали про­ катчики ЛПЦ-5, возглавляемые Михаилом Степановичем Золо­ гаревым и Василием Алексан­ дровичем Зайцевым. На лице­ вых счетах этих передовых коллективов уж е более чем по 9 тысяч тонн сверхпланового металла. Производственное за­ дание с начала года выполня­ ется ими соответственно на 111.5 и на 107,5 процента. Причем бригада М. С. Золо­ тарева произвела только за последний месяц 1 168 тонн сверхпланового проката, до­ бившись рекордной с момента пуска производительности тру да. «Проектные мощности — не предел» — таков рабочий д е­ виз новолипчан. И. ФЕДОРОВА. В сравнении со многими училищами области лебе­ дянское № 31, пожалуй, кое в чем проигрывает: теснова­ ты корпуса, не очень бога­ ты мастерские, нельзя по- настоящему заняться опытни­ чеством на учебном поле... В нынешнем году получили здесь новый «Дон-1500». Реблта с мастерами с утра до вечера работали, до пос­ леднего винтика его изучи­ ли. И, конечно, довольны: подержали руль комбайна- исполина! Но за такой техникой уход нужен осо­ бый, а училище .к этому опять-таки не совсем готово. Словом, преподаватели, сам директор ПТУ В. Ф. Ушаков не замедлят перечис­ лить свои проблемы и труд­ ности. Да, это училище — не современный комплекс, проектировавшийся с уче­ том перспектив роста. В этих «старых стенах», чтобы поспевать за временем, при­ ходится постоянно искать варианты, проявлять сме­ калку, хозяйскую хватку. Короче, забот хватает, во всяком случае, их не мень­ ше, чем в других училищах. Но вот что интересно: имен­ но сюда, в лебедянское СПТУ-31, все чаще в послед­ ние годы приезжают гости — участники областных и даже республиканских се­ минаров работников проф­ техобразования. Чем же это объяснить? Расчет на поиск — Мы на приоритет не претендуем, — сказал заме­ ститель директора В. А. Ло­ гунов. — Учились у других... И в самом деле: гонцов из Лебедяни хорошо помнят и в липецком СПТУ-20, и в елецком тринадцатом. Они с блокнотом в руках ходили по кабинетам, мастерским, лабораториям, сидели на уроках. А вернувшись, на педсоветах взвешивали все ■ «за» и «против» каких-либо новшеств. Но вот что получалось: когда товарищи из упомяну­ тых училищ приезжали в Лебедянь, то диву давались, как развили, усовершенст­ вовали здесь их опыт. И в свою очередь доставали бло­ кноты. Вот кабинет автомобилей, где хозяин — преподаватель С. П. Шпатов. Все говорят: второго такого в области нет. И дело не только в оби­ лии учебно-наглядного ма­ териала, сделанного своими руками ярко, красочно, со вкусом. Все .в этом классе «работает», стимулируя у ребят потребность узнавать, пробовать самим, испыты­ вать себя. Есть тут настоящий го­ род со знакомыми лебедян­ скими улицами, домами, до­ рогами, огоньками светофо­ ров. Садись за руль машины, то есть за учебный пульт, и — вперед! Но — без нару­ шений. Ошибки автоматиче­ ски лишают тебя водитель­ ских прав. Можно использо­ вать на уроке кинокадры, воспроизводящие сложные дорожные ситуации. Недав­ но появилась электроника. Словом, здорово! А о пользе и говорить нечего: сюда да­ же работники ГАИ на уче­ бу приезжают. Кабинет по подготовке будущих комбайнеров — де­ тище преподавателя В. П. Рязанова. В нем установлен работающий корпус СК-4 в натуре. Всюду — говоря­ щие светящиеся схемы, дей­ ствующие узлы. Как сказал Владимир Павлович: «Ма­ шину надо изучать руками». Да, здесь все подчинено главному: учить наглядно, предметно. В автомобиль­ ной лаборатории оборудова­ ны рабочие места по раз­ борке двигателей, тут отра­ батывается умение быстро находить и устранять тех­ нические неполадки. Всяче­ ски поощряется интерес к изобретательству: училище— обязательный участник об­ ластных выставок. Привыч­ ная картина в мастерских •— увлеченно работающие вместе, и не обязательно в урочное время, мастер и его питомцы: реставрируют ста­ рые детали, что-то реконст­ руируют... Общими силами, построи­ ли автодром,. Особая гор-* дость — крытый зерновой ток. Оборудовали гаражи, склад для семян, на очереди — строительство других нужных помещений. Меня водили по училищу, показывая то недавно пост­ роенное общежитие, то от­ лично оборудованный стади­ он с набором разнообразных спортивных снарядов. И по­ степенно развеивалось пер­ вое впечатление «старых стен», несовременность ко­ торых так старательно под­ черкивали педагоги. Поду­ малось: разве мало приме­ ров, когда в новых, «с иго­ лочки» корпусах ПТУ — за­ пустение и неуют! А здесь ко всему приложили руки мастеровые, неравнодушные люди,' вдохнув в эти «старые стены» новую жизнь. Кстати; в ПТУ нет недо­ статка в мастерах произ­ водственного обучения. Где- то их находят с, трудом, а здесь растят сами. Валерий Косинов учился когда-то шоферскому делу у ‘настав­ ника В. П. Гончарова. Пос­ ле училища отслужил в ар­ мии, поработал на заводе. Затем, окончив индустриаль­ но-педагогический техникум, вернулся сюда уже масте­ ром. Такой путь прошли многие. Текучести кадров в ПТУ тоже нет. Четверть ве­ ка или немногим меньше грудятся здесь заслужен­ ный мастер профтехобразо­ вания РСФСР А. В. Плеш­ ков, П. А. Молчанов, А. М. Тюрин и другие. Все масте­ ра — с педагогической под­ готовкой, все преподаватели — с высшим образованием. Ка к воспитать хозяина? Как в .училище воспиты­ вать у ребят чувство хозяи­ на? Разговорами да призы­ вами мало чего добьешься. И здесь педагоги училища опираются на убедительный пример, конкретность дела. Во дворе ПТУ — какие- то таблички. Оказывается, он поделен на участки. Идет соревнование групп: у кого территория чище, зеленее, красивее. Летом и осенью двор благоухает цветами. Образцовая чистота и в об­ щежитии, и в учебных кор­ пусах. В показателях сорев­ нования необычные графы — готовность к урокам, со­ стояние закрепленной техни­ ки и оборудования, участие в работе кружков. Предсе­ датель профкома А. В. Крут- ских пояснил, что контроли­ рует это учком. За призо­ вое место идет упорная борьба. Победители сорев­ нования получают награды: ежегодные туристические по­ ездки по стране •— в Моск­ ву, Ленинград, другие горо­ да-герои. Директор ПТУ В. Ф. Уша­ ков, как мне показалось, с удовлетворением рассказы­ вал, как бурно, демократич- ным путем переизбрали на недавнем общем собрании секретаря комитета комсо­ мола с формулировкой «не­ достаточно инициативен». Сменили и весь профком ‘учащихся. — Не надо ребят заорга- низовывать, пусть планиру­ ют свою жизнь сами... План ребята вскоре при­ несли. Иные предложения заставили администрацию задуматься. Создать новые спортсекции, провести день «дублера», организовать дискуссионный клуб —■ все это по силам. Но вот новая идея — организовать бюро добрых услуг Для горожан. Конечно, нужное, полезное дело. Да и деньги можно заработать для ПТУ, для се­ бя. Многие ребята учатся по направлениям хозяйств, а стипендии — разные, так что приработок не помешает. Тем более могут ребята уже немало: ведь без пяти ми­ нут электромонтеры, авто­ слесари, сантехники, механи­ ки... Вот только надо помочь «пробить» это начинание, если действительно хотим растить хозяев... Стоит вспомнить, сколько споров было в педколлекти­ ве, когда • вводили бригад­ ный метод работы учащих­ ся на своем поле. А ведь оправдала себя ставка на трех «китов»: самоконтроль, самоанализ, самооценку. Бригадиры (их тоже избира­ ют демократичным' путем) учатся составлять задания, подсчитывать производи­ тельность труда, оценивают качество сделанного, поощ­ ряют лучших. Знают буду­ щие механизаторы дену хо­ рошим семенам, удобрениям, берегут их... На учебном- поле они ос­ ваивают технологию возде­ лывания всех культур, при­ меняемую в районе. И уро­ жай получают неплохой. Прошлым летом учхоз при­ нес прибыль. И в нынешнем итог обещает быть не хуже. С этой весны за училищем закреплены базовые хозяй­ ства: совхоз «Покрово-Ка­ зацкий» — по растениевод­ ству, совхоз «15 лет Октяб­ ря» — по животноводству. Впервые решили создать сне. циальную бригаду во ‘главе с мастером — помогать хо­ зяйствам района в уборке урожая. Еще одна возмож­ ность проявить самостоятель­ ность. — Посоветовал бы ты по­ ступить в училище своему товарищу? На этот вопрос мне отве­ чали многие нынешние вы­ пускники. Он заставил их как бы подытожить: а что же приобрели они за годы уче­ бы, чему научились? Ступеньки роста Одни пришли сюда без осо­ бых сомнений, другие честно признались, что были коле­ бания в выборе профессии, даже трения с родителями, но сейчас они понимают: это потому, что не представляли, сколько дает училище для жизни. Не зря прошли годы в ПТУ, например, у Алексея Чуркина, вместе с большой группой ребят из совхоза «Слава» приобретшего в ПТУ, можно сказать, сразу несколько профессий — тра­ кторист-машинист широкого пр'офиля с квалификацией слесаря-ремонтника, механи­ ка-водителя тяжелых тяга­ чей. С такой квалификацией он всюду нужен. Во время обучения получал хорошую стипендию. В училище Алексей, мо­ жет, неожиданно для себя, почувствовал вкус общест­ венной работы —У .два года был комсоргом группы. И, как отметила секретарь парторганизации ПТУ А. М. Дьячкова — активным. Здесь же Алеша стал серь­ езно заниматься спортом, ув­ лекся тяжелой атлетикой, участвовал в соревнованиях- ■— Теперь я никакого тру­ да не боюсь, — сказал Ни­ колай Гончаров из совхоза «Лебедянский». — Мы уж<&' и трактора ремонтировали, и на уборке свеклы работали., ПТУ пробудило у, него интерес к знаниям: в шко­ ле столько не читал, сколь­ ко здесь. Да и комсомоль­ ское поручение обязывало— был политинформатором. На ПТУ решил не останавли­ ваться, думает поступить в Задонский техникум механи­ зации и электрификации се­ льского хозяйства. По душе профессия, хими­ ка-лаборанта Наташе Царе­ вой из села Верхне-Брусла- ново, Гале Крикуш из села Слободка, Лене Салиховой из совхоза «Агроном». Все выпускники отметили: здесь научились они инте­ ресно проводить свое свобод­ ное время. Способности ху­ дожника обнаружились у Са­ ши Сапронова из Села Воло- тово, теперь это увлечение тон ни за что не бросит. Все девочки научились вязать, шить, вкусно готовить в клу­ бе «Хозяюшка», созданном при общежитии. - * Редко в каком другом училище так разнообразна клубная жизнь: есть духо­ вой, эстрадный оркестры, агитбригада, ансамбль «Ло­ жкари», хор, множество кру­ жков по интересам. Где на­ шли столько руководителей? Решили на педсовете: -ничего не навязывать^ мастерам и преподавателям. Пусть каж­ дый занимается с ребятами тем, что любит сам. В. А. Косинов учит ребят фотогра­ фировать, С. В. Косюга тре­ нирует футбольную команду, А. Ф. Маликов занимается с тяжелоатлетами. ; -Т Знакомство с жизнью учи­ лища убеждает: здесь сло­ жился педагогический кол­ лектив, хорошо осознавший свою роль в перестройке профтехшколы. Нерешенные проблемы есть и будут, но работники ПТУ не ждут, по­ ка кто-то их решит, не ссы­ лаются на отсутствие тех или иных условий учебы, труда, быта. Они — действуют... В пору набора, в канун нового учебного года, прин­ ципиально встал вопрос об отношении к нуждам учили­ ща РАПО. Разве это нормально, что в ПТУ охотнее идут выпуск­ ники городских школ, чем сельских? Главный долг училища —; готовить кадры для хозяйств, принимать на учебу ребят только по их направлениям. Но далеко не все руководители колхозов и совхозов уделяют этому внимание. Если совхозы «Слава», «Покрово-Казац­ кий», колхоз «Рассвет» еже­ годно посылают своих выпу­ скников в училище, то мно­ гие другие не. утруждают се­ бя лишними хлопотами. А ведь в совхозе имени Мичу­ рина, колхозах «Красное знамя», «Дружба», «Путь к коммунизму» потребность в рабочих кадрах остра. В свою очередь РАПО делает поче­ му-то больше ставку на под­ готовку специалистов на кра­ ткосрочных курсах. Но ведь это всего, лишь система пере­ подготовки. А кто же будет думать о качестве знаний, механизаторов, которым, мо?. жет быть, завтра предстоит сесть за руль начиненного электроникой «Дона-1500?» Стоило бы Лебедянскому райисполкому разобраться повнимательнее, почему столь неодинаково отношение хозяйств к училищу, верна ли кадровая политика РАНО? Ведь заинтересованность в делах СIIТУ, внимание к нему — эхо заинтересован­ ность в завтрашнем дне на­ ших сел, Л. ДУБИНА. « МИЛЛИОН ТЕРЗАНИЙ» «ПЗ» выступило. Что сделано? Под таким заголовком в «Ле­ нинском знамени» № 50 была опубликована критическая корреспонденция, в которой шла речь о неудовлетвори­ тельном использовании элек­ тронно-вычислительной техни­ ки в липецком отделении «Гипростанок». Редакция получила ответ директора отделения В. К. Бу­ такова и секретаря парторга­ низации В. И. Видякина. Они сообщают, что в настоящее время вычислительный ком­ плекс АРМ-2,01 находится в работоспособном состоянии, обеспечен программами для расчетов отопительных и вен- галяциониых систем, частично строительных конструкций. От­ деление занимается комплек­ тованием штатов сектора, и с четвертого квартала 1987 г. комплекс будет функциониро­ вать. --------------- НЕТРУДОВЫМ ДО ХО ДАМ - ЗАС ЛО Н !------------- ------- М АХИН А ТОРЫ З А Р УЛ ЕМ Летом автобусы на всех при­ городных маршрутах отходят от станций битком набитые. На трассах отчаянно «голосу­ ют» неудачники, которым не досталось места. А если заг­ лянуть в ведомости, то в пе­ ревозках царит арктический хо­ лод. Никто никуда не едет, и по сему кассовый план выпол­ нить невозможно... ~ Заинтересовавшись таким па­ радоксом, работники отдела БХСС УВД Липецкого облис­ полкома провели рейды на пригородных маршрутах. В первом ж е проверенном авто­ бусе, следовавшем рейсом «Желтые Пески — Липецк», водитель ПАТП-3 В. С. Пона- рин вез без билетов 12 пасса­ жиров. В критический момент он судорожно оторвал 12 би­ летов, пытаясь передать их в салон, однако, запоздал. В дру­ гом автобусе, на маршруте «Плеханове — Липецк», тоже оказались пассажиры безби­ летники, которым водитель С. Е. Пеньков пытался, почуяв опасность, выдать восемь би­ летов по 25 копеек. Надо отдать должное систе­ ме оповещения, разработан­ ной махинаторами на колесах. Здесь и световые сигналы друг другу, Предупреждающие о проверке на линии, и вырази­ тельные жесты руками. И си­ стема эта срабатывает. Доста­ точно только проверить один автобус, как все водители на линии будут тут ж е оповеще­ ны о контроле. Так что стано­ вится понятно,- почему низка эффективность стационарных контрольных постов. Ведь, как правило, контролеры находят­ ся на одних и тех ж е точ­ ках маршрута, подъезжая к ко­ торым водители уже «обиле- чивают» пассажиров по мини­ мальной стоимости, и поэтому выявить финансовые наруше­ ния очень трудно. Для этого необходимо знать, на какой остановке садились в автобус люди, чтобы затем сравнить стоимость их билетов с тари­ фами. И вот здесь пассажиры очень часто начинают выго­ раживать водителей, сообщают неверные данные о месте своей посадки, пытаются противо­ действовать проверке, не ж е­ лая понимать, что похищенные водителями у автойредприятий суммы •— это недополученные новые «Икарусы» ■и «ЛиАЗы», которых так не хватает горо­ ду и области. Каких только финансовых нарушений не зафиксировали сотрудники ОБХСС в ходе про­ веденных совместно с контро- лерами-ревизорами объедине­ ния «Липецкавтотранс» рей­ дов! Здесь и безбилетный про­ воз пассажиров, и выдача би­ летов не на полную тарифную стоимость, и повторное исполь­ зование ранее реализованных билетов, и незаподнение на конечных остановках ведомо­ стей, и многое другое. У водителя С. В. Усанова на маршруте «Кривец — Липецк» были обнаружены неучтен­ ные билеты. А водитель А. Ф. Комаров из автоколон­ ны № 1415 на неисправном ав­ тобусе с пробитым радиатором перевозил 15 человек, при этом ни у одного пассажира не бы­ ло билета! Интересная метаморфоза происходит с этими «короля­ ми» пригородных маршрутов, когда они трясущимися рука­ ми в момент проверки начина­ ют отрывать билеты или, за­ пинаясь, придумывают различ­ ные отговорки. Жалко смот­ реть на них, разменявших ра­ бочую совесть на левый рубль. За полгода контрольно ре- визионный отдел «Липецкав- тотраиса» направил в Г1АТП-1, ПАТП-3 и автоколонну № 1415 более 250 актов на выявлен­ ные у водителей автобусов фи­ нансово - транспортные нару- ;шеиия. Какие же меры прини­ мают дисциплинарные комис­ сии этих автохозяйств к хапу­ гам за рулем? Анализ их ра­ боты позволил сделать вывод, что в основном они ограничи­ ваются объявлением выгово­ ров, предупреждений, замеча­ ний, переводом на другую ли­ нию, разбором, а в некоторых Случаях чуть ли не дружеской беседой. Особым либерализмом отличается комиссия ПАТП-1 во главе с начальником Ю. Г. Соколовым. Здесь лишь шестая часть нарушителей наказывается рублем —• ли­ шением месячной премии не более чем на 25 пооцентов. Пора бы администрации и общественности автохозяйств перейти от уговоров и настав­ лений к эффективным мето­ дам борьбы с нарушителями^ финансовой дисциплины и, прежде всего, материальным. Надо сделать так, чтобы води­ телям экономически было не­ выгодно заниматься перево­ зом безбилетников. Все задержанные в ходе рей­ дов нарушители финансовой дисциплины понесут строгое наказание. 'Пусть это послу­ жит уроком всем любителям легкой наживы за рулем. Е. НАЗАРОВ, оперуполномоченный ОБХСС УВД Липецкого облисполкома; \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz