Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
1ШИЩИ1 Знакомьтесь: хлебороб ская династия из совхоза «Барятинский» Данковско- го района. Коммунист Алек сей Николаевич Золотарев — опытный комбайнер. Его профессию унаследовали и сыновья, комсомольцы Сер гей и Владимир. Все трое отлично трудятся на нынеш ней страде. Фото В. СИНЕВА. ТОВАРЫ ДЛЯ ВСЕХ По итогам минувшего полу годия коллектив завода «Цент- ролит» занял первое место в областном и городском смотрах за увеличение выпуска и рас ширение ассортимента непро довольственных товаров куль турно-бытового назначения. В настоящее время здесь выпускают изделия около двадцати наименований, четыре из них — утятница, сковорода, школьная струбцина, приспо собление для автомобиля — экспонируются на ВДНХ СССР как образцы новых то варов. На недавно прошедшей межреспубликанской оптовой ярмарке была представлена разнообразная продукция цен- тролитовцев. Наряду с тради ционными гантелями и утят ницами выставлен был обра зец алюминиевой кастрюли на два литра — это новая. про дукция. Налаживаются связи с авто мобильными предприятиями, которые порекомендовали ос воить выпуск фильтров мас- ляяой очистки, поршневых ко лец, на которые испытывается острый дефицит. План по выпуску изделий постоянно увеличивается, что говорит об увеличении спроса. Вот почему расширяются про изводственные площади. При обретены современные маши ны литья под давлением, ли ния гальванопокрытия, другие агрегаты и механизмы. . В. ИВАНОВ. •ТОЧКА ЗРЕНИЯ СОБКОРА НА СТАРОЙ МЕЛЬНИЦЕ — На всех колхозных собраниях, где довелось при сутствовать, люди задавали один и тот же вопрос: когда же начнет работать мельница? А однажды позвонил коллега из Добринки и о том же спрашивает. «Тебе-то зачем?» — удивился я . «Люди просят узнать», — отве чает. (Из беседы с заведующим сельскохозяйственным от делом Усманского райкома КПСС В. А. Стрельнико вым). ...И придушенный дина миком. голос объявит оста новку: «Мельница». Уверен, если даже ее и не станет, если даже и умрет когда-ни будь эта старая мельница под ножом бульдозера, все равно водитель автобуса бу дет предупреждать в этом месте пассажиров: мельница. Такова благодарная людская память. Когда-то ее сладил пред приимчивый помещик и сра зу «уважать себя заставил»: деньги за помол со всех драл безбожно. Позже к мельнице проявила интерес Советская власть — ее ре конструировали, обустроили. Последний раз серьезно за нимались мельницей в 1958-м. Год этот безвестный стро итель изобразил в крас ке на белом кирпиче — буд то знал, что станет он в ее биографии последним из счастливых. А директор Усманского хлебозавода (на балансе ко торого до недавнего време ни стояла мельница) И. В. Суровикин пододвигает ко мне справку, из которой следует, что это подразделе ние заводу — что телеге пятое колесо. Ясно, Ива ну Васильевичу, как челове ку деловому, мельница не нужна, ее же историю он, может быть, и сам охотно расскажет детям. Но на производстве лучше мыслить категориями экономически ми. Завод работает на госу дарственной муке, ее постав ки всегда гарантированы, и он имеет хоть небольшую, а прибыль. Мельница же, кро ме нервотрепки (частые по ломки оборудования, гаран тированные неприятности от всех, кто блюдет технику безопасности), приносила убытки, в среднем но 15 тысяч рублей в год. В общем, интерес к мель нице, если таковой и был, давно пропал и у директора завода, и у его начальства из областного управления хле бопекарной и макаронной промышленности, которое, собственно, и дало команду сначала закрыть «старушку», а затем и списать. Но раз говоры о мельнице я слы шал и в райкоме, и в рай исполкоме, и на автостанции, где старики перед посадкой в автобус на все лады кос терили «мудрецов», «которым лишь бы сбагрить с себя обузу»... Вместе с Иваном Василь евичем мы долго подбираем ключи к замкам, что едва пробиваются из паутины на дверях. Спасибо Зое Пав ловне Курдюковой, это она, проработавшая здесь 28 лет, пришла нам на выручку. Она и повела нас по темным, неуютным, но сохранившим запах муки, хлеба, помеще ниям, причем постоянно пре дупреждала: «Осторожно, тут можно провалиться...» Обходя опасное место, мы оглядывались: действитель но, можно. Не надо быть спе циалистом, чтобы, глядя на потолок, на стены и под но ги, сделать заключение: дел по реставрации мельничного хозяйства много. Впрочем, есть и расчеты. «Расходы на восстановление помеще ний склада, капремонт зда ния, текущий ремонт обору дования маслоцеха —- 20 тысяч рублей. С учетом по гашения ссуды в течение че тырех лет годовые затраты составят 26,2 тысячи руб лей». Это — из справки, подготовленной директором завода для райисполкома. На словах Иван Васильевич прибавил: «Этой суммы хва тит только на то, чтобы кое- как подлатать и запустить в работу». Но «кое-как» не на до, кое-как занимались мель ницей с того самого 1958-го. Пытались закрыть ее и раньше, но всякий раз от крывали — нужна была. А минувшей зимой, когда на веки развесили по дверям замки, рухнула крыша на сырьевом складе, доказав, что закрывать ее,надо было. Как говорится, от греха по дальше. Ну вот закрыли, а даль ше что? И вообще: нужна мельница или не нужна рай ону? Разумеется, социоло гических исследований на сей счет не проводилось. Однако известно, что в Ус- мань с зерном цриезжали люди с Добровского, Хле- венского, Лев-Толстовского и других районов области. Мололи здесь муку и кре стьяне воронежских дере вень. Услугами мельницы пользовались усманские кол хозы имени Калинина, «1 Мая», «Россия», «Прогресс» и другие. К слову, тот же «Прогресс» продает сегодня гречку на традиционных усманских базарах по цене 2 рубля 50 копеек за гсило- грамм. И берут нарасхват (а где вы видели в магазине сей продукт?), хоть цена и «кусается». Еще бы ей не кусаться, ведь колхоз возит теперь обрушивать зерно аж на Украину! Приспосаблива ются, кто как может. Б колхозе имени Ленина пост роена своя маслобойня. А в «России» семидесятилетний Михаил Иосифович Власов сам построил... ветряную мельницу. Не от скуки — от нужды. Но ведь имеется, так сказать, и альтернативный вариант. Бот данные «жиз недеятельности» мельницы за 1985 год, последний год ее существования. Перера ботано ржи — 118,5 тонны, фуража — 67,7, пшеницы — 15,4, проса — 31,6, гречихи — 89,7, подсолнечника — 53,7 тонны. Общая сумма выручки за год —- 4.983 рубля. Не густо. Но в рай- плане мне сказали, что год 1985-й вовсе не характер ный, не «типичный», ибо из вестен был недородом. А в райисполкоме напомнили, что система натуральной оп латы на селе только-только начинает устанавливаться, и что крестьянин будет теперь иметь в достатке зерна раз ных культур. Куда ему с ним, если не на мельницу? В самом деле, как быть с такой вот перспективой, ведь урожайность зерновых год от года растет и натуроплата за сверхплановое производ ство может достигать теперь 25 процентов. Ушло время, когда на мельнице, случа лось, дежурил работник ОБХСС. И вот «шлагбаум» поднят, а везти-то заработан ное трудом своим зерно и некуда. Кстати, в РАПО подсчитали, что уже в ны нешнем году колхозы и сов хозы района смогут выдать сельчанам 11 тысяч тонн зерна на заработанный рубль. Из них -— 3 тысячи тонн пшеницы и 500 тонн ржи. Подобные расчеты мо гут сегодня представить и другие районы области, где возникают те же проблемы с переработкой «частного» зерна. Однако' управление .хлебо пекарной и макаронной про мышленности на усманской мельнице давно поставило крест, считая возрождение мельничного промысла спло шной кустарщиной и нас мешкой над научно-техниче ским прогрессом. Но что предлагается взамен? А ни чего. В управлении совету ют обратиться в другое уп равление — хлебопродук тов: там, дескать, есть свои мельницы, там и проблему решать. Однако В. С. Грибанов, начальник этого управления, был более сдержан. С част ником, сказал он, государст венные предприятия (мель ницы, маслобойни) не кон тачат, технология не позво ляет мелочиться. Не держит управление в числе своих клиентов и колхозы, совхо зы. Да и мощности четырех оставшихся «в живых» мель ниц на такую перспективу не рассчитаны. Намечается строительство еще одной. Нужны, стало быть, мель ницы! Но вопрос пока оста ется открытым: где может смолоть и обрушить зерно крестьянин? 3. П. Курдюкова вспоми нает: Молодость моя прошла на мельнице и зрелые годы тоже. Теперь работаю на хлебозаводе, а не могу при выкнуть. Хоть и трудно приходилось, а все равно на душе праздник был. Осенью комбайнеры мешками муку увозили, флягами •— масло подсолнечное. Жены их квас ржаной затевали. И все веселыми с мельницы уезжали... А. КОСЯКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». ОТ РЕДАКЦИИ. На днях к нам в кабинет явилась чи тательница с двумя ведрами чистой крупной гречки: вот, мол, вырастила на приуса дебном участке, а что де лать с ней, не знаю. В окру ге — ни одной крупорушки. Не ехать же с двумя ведра ми в Воронеж. Так что. проблема дейст вительно, назрела. Соответ ствующим ведомствам, хо зяйствам надо позаботиться о том, чтобы земледельцы области, получив зерно в ка честве натуроплаты, могли с пользой и эффективно им распорядиться.. НА АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ ТРИ УРОНА В ПТУ ПРОЕКТНЫЕ МОЩНОСТИ НЕ ПРЕДЕЛ Среди лидеров социалисти ческого соревнования новоли пецких металлургов достойное место занимает трудовой кол лектив пятого листопрокатно го, самого молодого цеха пред-, приятия. Мерьше года прошло, как вступил в строй действу ющих этот уникальный про мышленный комплекс холодной прокатки динамных сталей, но добились здесь уж е многого. Успешно идет освоение проек тной мощности первой очере ди комплекса. Уже в июле с прокатного конвейера было снято более 26,5 тысячи тонн высококачественного стально го листа,' что почти на 20 про центов превысило самые нап ряженные проектные норма тивы. — С первых ж е дней рабо ты доброй традицией у нас стало перевыполнение уста новленных заданий, — гово рит и. о. начальника цеха Владимир Егорович Кадакин. — На сверхплановом счету листо- прокатчиков с момента пуска уж е 30 тысяч тонн добротно го металла, обладающего осо быми электротехническими свойствами. Заметим еще, что пуск це ха позволил значительно сок ратить закупки динамного про ката, импортируемого до пос леднего времени из-за рубежа в значительных объемах. А с освоением второй очереди ЛПЦ-5, которая будет сдана в эксплуатацию в конце нынеш него года, новолипецкие ме таллурги смогут уж е полно- ностью обеспечивать специа льным стальным листом всю отечественную электротехни ческую промышленность. И еще одна примечательная подробность: уж е в апреле, также задолго до планового срока, новый цех вышел в чи сло рентабельных подразделе ний комбината. Его взнос в трудовую копилку предприя тия составляет сегодня около 3.5 миллиона рублей фверхпла- .новой прибыли. Весомо заявили о себе в со циалистическом соревновании яоволипчан и лучшие цеховые бригады вальцовщиков. Его признанными лидерами на ударной вахте в честь 70-летия Великого Октября стали про катчики ЛПЦ-5, возглавляемые Михаилом Степановичем Золо гаревым и Василием Алексан дровичем Зайцевым. На лице вых счетах этих передовых коллективов уж е более чем по 9 тысяч тонн сверхпланового металла. Производственное за дание с начала года выполня ется ими соответственно на 111.5 и на 107,5 процента. Причем бригада М. С. Золо тарева произвела только за последний месяц 1 168 тонн сверхпланового проката, до бившись рекордной с момента пуска производительности тру да. «Проектные мощности — не предел» — таков рабочий д е виз новолипчан. И. ФЕДОРОВА. В сравнении со многими училищами области лебе дянское № 31, пожалуй, кое в чем проигрывает: теснова ты корпуса, не очень бога ты мастерские, нельзя по- настоящему заняться опытни чеством на учебном поле... В нынешнем году получили здесь новый «Дон-1500». Реблта с мастерами с утра до вечера работали, до пос леднего винтика его изучи ли. И, конечно, довольны: подержали руль комбайна- исполина! Но за такой техникой уход нужен осо бый, а училище .к этому опять-таки не совсем готово. Словом, преподаватели, сам директор ПТУ В. Ф. Ушаков не замедлят перечис лить свои проблемы и труд ности. Да, это училище — не современный комплекс, проектировавшийся с уче том перспектив роста. В этих «старых стенах», чтобы поспевать за временем, при ходится постоянно искать варианты, проявлять сме калку, хозяйскую хватку. Короче, забот хватает, во всяком случае, их не мень ше, чем в других училищах. Но вот что интересно: имен но сюда, в лебедянское СПТУ-31, все чаще в послед ние годы приезжают гости — участники областных и даже республиканских се минаров работников проф техобразования. Чем же это объяснить? Расчет на поиск — Мы на приоритет не претендуем, — сказал заме ститель директора В. А. Ло гунов. — Учились у других... И в самом деле: гонцов из Лебедяни хорошо помнят и в липецком СПТУ-20, и в елецком тринадцатом. Они с блокнотом в руках ходили по кабинетам, мастерским, лабораториям, сидели на уроках. А вернувшись, на педсоветах взвешивали все ■ «за» и «против» каких-либо новшеств. Но вот что получалось: когда товарищи из упомяну тых училищ приезжали в Лебедянь, то диву давались, как развили, усовершенст вовали здесь их опыт. И в свою очередь доставали бло кноты. Вот кабинет автомобилей, где хозяин — преподаватель С. П. Шпатов. Все говорят: второго такого в области нет. И дело не только в оби лии учебно-наглядного ма териала, сделанного своими руками ярко, красочно, со вкусом. Все .в этом классе «работает», стимулируя у ребят потребность узнавать, пробовать самим, испыты вать себя. Есть тут настоящий го род со знакомыми лебедян скими улицами, домами, до рогами, огоньками светофо ров. Садись за руль машины, то есть за учебный пульт, и — вперед! Но — без нару шений. Ошибки автоматиче ски лишают тебя водитель ских прав. Можно использо вать на уроке кинокадры, воспроизводящие сложные дорожные ситуации. Недав но появилась электроника. Словом, здорово! А о пользе и говорить нечего: сюда да же работники ГАИ на уче бу приезжают. Кабинет по подготовке будущих комбайнеров — де тище преподавателя В. П. Рязанова. В нем установлен работающий корпус СК-4 в натуре. Всюду — говоря щие светящиеся схемы, дей ствующие узлы. Как сказал Владимир Павлович: «Ма шину надо изучать руками». Да, здесь все подчинено главному: учить наглядно, предметно. В автомобиль ной лаборатории оборудова ны рабочие места по раз борке двигателей, тут отра батывается умение быстро находить и устранять тех нические неполадки. Всяче ски поощряется интерес к изобретательству: училище— обязательный участник об ластных выставок. Привыч ная картина в мастерских •— увлеченно работающие вместе, и не обязательно в урочное время, мастер и его питомцы: реставрируют ста рые детали, что-то реконст руируют... Общими силами, построи ли автодром,. Особая гор-* дость — крытый зерновой ток. Оборудовали гаражи, склад для семян, на очереди — строительство других нужных помещений. Меня водили по училищу, показывая то недавно пост роенное общежитие, то от лично оборудованный стади он с набором разнообразных спортивных снарядов. И по степенно развеивалось пер вое впечатление «старых стен», несовременность ко торых так старательно под черкивали педагоги. Поду малось: разве мало приме ров, когда в новых, «с иго лочки» корпусах ПТУ — за пустение и неуют! А здесь ко всему приложили руки мастеровые, неравнодушные люди,' вдохнув в эти «старые стены» новую жизнь. Кстати; в ПТУ нет недо статка в мастерах произ водственного обучения. Где- то их находят с, трудом, а здесь растят сами. Валерий Косинов учился когда-то шоферскому делу у ‘настав ника В. П. Гончарова. Пос ле училища отслужил в ар мии, поработал на заводе. Затем, окончив индустриаль но-педагогический техникум, вернулся сюда уже масте ром. Такой путь прошли многие. Текучести кадров в ПТУ тоже нет. Четверть ве ка или немногим меньше грудятся здесь заслужен ный мастер профтехобразо вания РСФСР А. В. Плеш ков, П. А. Молчанов, А. М. Тюрин и другие. Все масте ра — с педагогической под готовкой, все преподаватели — с высшим образованием. Ка к воспитать хозяина? Как в .училище воспиты вать у ребят чувство хозяи на? Разговорами да призы вами мало чего добьешься. И здесь педагоги училища опираются на убедительный пример, конкретность дела. Во дворе ПТУ — какие- то таблички. Оказывается, он поделен на участки. Идет соревнование групп: у кого территория чище, зеленее, красивее. Летом и осенью двор благоухает цветами. Образцовая чистота и в об щежитии, и в учебных кор пусах. В показателях сорев нования необычные графы — готовность к урокам, со стояние закрепленной техни ки и оборудования, участие в работе кружков. Предсе датель профкома А. В. Крут- ских пояснил, что контроли рует это учком. За призо вое место идет упорная борьба. Победители сорев нования получают награды: ежегодные туристические по ездки по стране •— в Моск ву, Ленинград, другие горо да-герои. Директор ПТУ В. Ф. Уша ков, как мне показалось, с удовлетворением рассказы вал, как бурно, демократич- ным путем переизбрали на недавнем общем собрании секретаря комитета комсо мола с формулировкой «не достаточно инициативен». Сменили и весь профком ‘учащихся. — Не надо ребят заорга- низовывать, пусть планиру ют свою жизнь сами... План ребята вскоре при несли. Иные предложения заставили администрацию задуматься. Создать новые спортсекции, провести день «дублера», организовать дискуссионный клуб —■ все это по силам. Но вот новая идея — организовать бюро добрых услуг Для горожан. Конечно, нужное, полезное дело. Да и деньги можно заработать для ПТУ, для се бя. Многие ребята учатся по направлениям хозяйств, а стипендии — разные, так что приработок не помешает. Тем более могут ребята уже немало: ведь без пяти ми нут электромонтеры, авто слесари, сантехники, механи ки... Вот только надо помочь «пробить» это начинание, если действительно хотим растить хозяев... Стоит вспомнить, сколько споров было в педколлекти ве, когда • вводили бригад ный метод работы учащих ся на своем поле. А ведь оправдала себя ставка на трех «китов»: самоконтроль, самоанализ, самооценку. Бригадиры (их тоже избира ют демократичным' путем) учатся составлять задания, подсчитывать производи тельность труда, оценивают качество сделанного, поощ ряют лучших. Знают буду щие механизаторы дену хо рошим семенам, удобрениям, берегут их... На учебном- поле они ос ваивают технологию возде лывания всех культур, при меняемую в районе. И уро жай получают неплохой. Прошлым летом учхоз при нес прибыль. И в нынешнем итог обещает быть не хуже. С этой весны за училищем закреплены базовые хозяй ства: совхоз «Покрово-Ка зацкий» — по растениевод ству, совхоз «15 лет Октяб ря» — по животноводству. Впервые решили создать сне. циальную бригаду во ‘главе с мастером — помогать хо зяйствам района в уборке урожая. Еще одна возмож ность проявить самостоятель ность. — Посоветовал бы ты по ступить в училище своему товарищу? На этот вопрос мне отве чали многие нынешние вы пускники. Он заставил их как бы подытожить: а что же приобрели они за годы уче бы, чему научились? Ступеньки роста Одни пришли сюда без осо бых сомнений, другие честно признались, что были коле бания в выборе профессии, даже трения с родителями, но сейчас они понимают: это потому, что не представляли, сколько дает училище для жизни. Не зря прошли годы в ПТУ, например, у Алексея Чуркина, вместе с большой группой ребят из совхоза «Слава» приобретшего в ПТУ, можно сказать, сразу несколько профессий — тра кторист-машинист широкого пр'офиля с квалификацией слесаря-ремонтника, механи ка-водителя тяжелых тяга чей. С такой квалификацией он всюду нужен. Во время обучения получал хорошую стипендию. В училище Алексей, мо жет, неожиданно для себя, почувствовал вкус общест венной работы —У .два года был комсоргом группы. И, как отметила секретарь парторганизации ПТУ А. М. Дьячкова — активным. Здесь же Алеша стал серь езно заниматься спортом, ув лекся тяжелой атлетикой, участвовал в соревнованиях- ■— Теперь я никакого тру да не боюсь, — сказал Ни колай Гончаров из совхоза «Лебедянский». — Мы уж<&' и трактора ремонтировали, и на уборке свеклы работали., ПТУ пробудило у, него интерес к знаниям: в шко ле столько не читал, сколь ко здесь. Да и комсомоль ское поручение обязывало— был политинформатором. На ПТУ решил не останавли ваться, думает поступить в Задонский техникум механи зации и электрификации се льского хозяйства. По душе профессия, хими ка-лаборанта Наташе Царе вой из села Верхне-Брусла- ново, Гале Крикуш из села Слободка, Лене Салиховой из совхоза «Агроном». Все выпускники отметили: здесь научились они инте ресно проводить свое свобод ное время. Способности ху дожника обнаружились у Са ши Сапронова из Села Воло- тово, теперь это увлечение тон ни за что не бросит. Все девочки научились вязать, шить, вкусно готовить в клу бе «Хозяюшка», созданном при общежитии. - * Редко в каком другом училище так разнообразна клубная жизнь: есть духо вой, эстрадный оркестры, агитбригада, ансамбль «Ло жкари», хор, множество кру жков по интересам. Где на шли столько руководителей? Решили на педсовете: -ничего не навязывать^ мастерам и преподавателям. Пусть каж дый занимается с ребятами тем, что любит сам. В. А. Косинов учит ребят фотогра фировать, С. В. Косюга тре нирует футбольную команду, А. Ф. Маликов занимается с тяжелоатлетами. ; -Т Знакомство с жизнью учи лища убеждает: здесь сло жился педагогический кол лектив, хорошо осознавший свою роль в перестройке профтехшколы. Нерешенные проблемы есть и будут, но работники ПТУ не ждут, по ка кто-то их решит, не ссы лаются на отсутствие тех или иных условий учебы, труда, быта. Они — действуют... В пору набора, в канун нового учебного года, прин ципиально встал вопрос об отношении к нуждам учили ща РАПО. Разве это нормально, что в ПТУ охотнее идут выпуск ники городских школ, чем сельских? Главный долг училища —; готовить кадры для хозяйств, принимать на учебу ребят только по их направлениям. Но далеко не все руководители колхозов и совхозов уделяют этому внимание. Если совхозы «Слава», «Покрово-Казац кий», колхоз «Рассвет» еже годно посылают своих выпу скников в училище, то мно гие другие не. утруждают се бя лишними хлопотами. А ведь в совхозе имени Мичу рина, колхозах «Красное знамя», «Дружба», «Путь к коммунизму» потребность в рабочих кадрах остра. В свою очередь РАПО делает поче му-то больше ставку на под готовку специалистов на кра ткосрочных курсах. Но ведь это всего, лишь система пере подготовки. А кто же будет думать о качестве знаний, механизаторов, которым, мо?. жет быть, завтра предстоит сесть за руль начиненного электроникой «Дона-1500?» Стоило бы Лебедянскому райисполкому разобраться повнимательнее, почему столь неодинаково отношение хозяйств к училищу, верна ли кадровая политика РАНО? Ведь заинтересованность в делах СIIТУ, внимание к нему — эхо заинтересован ность в завтрашнем дне на ших сел, Л. ДУБИНА. « МИЛЛИОН ТЕРЗАНИЙ» «ПЗ» выступило. Что сделано? Под таким заголовком в «Ле нинском знамени» № 50 была опубликована критическая корреспонденция, в которой шла речь о неудовлетвори тельном использовании элек тронно-вычислительной техни ки в липецком отделении «Гипростанок». Редакция получила ответ директора отделения В. К. Бу такова и секретаря парторга низации В. И. Видякина. Они сообщают, что в настоящее время вычислительный ком плекс АРМ-2,01 находится в работоспособном состоянии, обеспечен программами для расчетов отопительных и вен- галяциониых систем, частично строительных конструкций. От деление занимается комплек тованием штатов сектора, и с четвертого квартала 1987 г. комплекс будет функциониро вать. --------------- НЕТРУДОВЫМ ДО ХО ДАМ - ЗАС ЛО Н !------------- ------- М АХИН А ТОРЫ З А Р УЛ ЕМ Летом автобусы на всех при городных маршрутах отходят от станций битком набитые. На трассах отчаянно «голосу ют» неудачники, которым не досталось места. А если заг лянуть в ведомости, то в пе ревозках царит арктический хо лод. Никто никуда не едет, и по сему кассовый план выпол нить невозможно... ~ Заинтересовавшись таким па радоксом, работники отдела БХСС УВД Липецкого облис полкома провели рейды на пригородных маршрутах. В первом ж е проверенном авто бусе, следовавшем рейсом «Желтые Пески — Липецк», водитель ПАТП-3 В. С. Пона- рин вез без билетов 12 пасса жиров. В критический момент он судорожно оторвал 12 би летов, пытаясь передать их в салон, однако, запоздал. В дру гом автобусе, на маршруте «Плеханове — Липецк», тоже оказались пассажиры безби летники, которым водитель С. Е. Пеньков пытался, почуяв опасность, выдать восемь би летов по 25 копеек. Надо отдать должное систе ме оповещения, разработан ной махинаторами на колесах. Здесь и световые сигналы друг другу, Предупреждающие о проверке на линии, и вырази тельные жесты руками. И си стема эта срабатывает. Доста точно только проверить один автобус, как все водители на линии будут тут ж е оповеще ны о контроле. Так что стано вится понятно,- почему низка эффективность стационарных контрольных постов. Ведь, как правило, контролеры находят ся на одних и тех ж е точ ках маршрута, подъезжая к ко торым водители уже «обиле- чивают» пассажиров по мини мальной стоимости, и поэтому выявить финансовые наруше ния очень трудно. Для этого необходимо знать, на какой остановке садились в автобус люди, чтобы затем сравнить стоимость их билетов с тари фами. И вот здесь пассажиры очень часто начинают выго раживать водителей, сообщают неверные данные о месте своей посадки, пытаются противо действовать проверке, не ж е лая понимать, что похищенные водителями у автойредприятий суммы •— это недополученные новые «Икарусы» ■и «ЛиАЗы», которых так не хватает горо ду и области. Каких только финансовых нарушений не зафиксировали сотрудники ОБХСС в ходе про веденных совместно с контро- лерами-ревизорами объедине ния «Липецкавтотранс» рей дов! Здесь и безбилетный про воз пассажиров, и выдача би летов не на полную тарифную стоимость, и повторное исполь зование ранее реализованных билетов, и незаподнение на конечных остановках ведомо стей, и многое другое. У водителя С. В. Усанова на маршруте «Кривец — Липецк» были обнаружены неучтен ные билеты. А водитель А. Ф. Комаров из автоколон ны № 1415 на неисправном ав тобусе с пробитым радиатором перевозил 15 человек, при этом ни у одного пассажира не бы ло билета! Интересная метаморфоза происходит с этими «короля ми» пригородных маршрутов, когда они трясущимися рука ми в момент проверки начина ют отрывать билеты или, за пинаясь, придумывают различ ные отговорки. Жалко смот реть на них, разменявших ра бочую совесть на левый рубль. За полгода контрольно ре- визионный отдел «Липецкав- тотраиса» направил в Г1АТП-1, ПАТП-3 и автоколонну № 1415 более 250 актов на выявлен ные у водителей автобусов фи нансово - транспортные нару- ;шеиия. Какие же меры прини мают дисциплинарные комис сии этих автохозяйств к хапу гам за рулем? Анализ их ра боты позволил сделать вывод, что в основном они ограничи ваются объявлением выгово ров, предупреждений, замеча ний, переводом на другую ли нию, разбором, а в некоторых Случаях чуть ли не дружеской беседой. Особым либерализмом отличается комиссия ПАТП-1 во главе с начальником Ю. Г. Соколовым. Здесь лишь шестая часть нарушителей наказывается рублем —• ли шением месячной премии не более чем на 25 пооцентов. Пора бы администрации и общественности автохозяйств перейти от уговоров и настав лений к эффективным мето дам борьбы с нарушителями^ финансовой дисциплины и, прежде всего, материальным. Надо сделать так, чтобы води телям экономически было не выгодно заниматься перево зом безбилетников. Все задержанные в ходе рей дов нарушители финансовой дисциплины понесут строгое наказание. 'Пусть это послу жит уроком всем любителям легкой наживы за рулем. Е. НАЗАРОВ, оперуполномоченный ОБХСС УВД Липецкого облисполкома; \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz