Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
Про е кт ЦК К П СС и Совета Министров СССР ОСНОВНЫЕ НАПРАВ ЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЙКИ*ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР . . В ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ И НА ПЕРИОД ДО 2 0 0 0 ГОДА Намеченный XXVII съездом КПСС курс на ускорение соци ально-экономического развития страны предусматривает реа лизацию крупных социальных программ. Делом первостепен ной важности партия и госу дарство считают охрану и ук репление здоровья советских людей, увеличение продолжи тельности их жизни и творче ской активности, кардинальное повышение качества медицин ской помощи. Здоровье — благо и счастье для каждого человека и необ ходимое условие роста произ водительности труда, экономи ческой мощи Страны, благосо стояния народа. Забота Комму нистической партии и Совет ского государства о здоровье каждого гражданина отвечает принципам гуманизма и соци альной справедливости, служит целям процветания социалисти ческого общества сегодня, зак ладывает фундамент его эко номического и социального благополучия в будущем. Беликая Октябрьская социа листическая революция поло жила начало осуществлению коренных политических, эко номических и социальных пре образований, отвечающих са мым насущным и сокровенным чаяниям советского народа. Впервые в истории государство взяло на себя ответственность за здоровье населения, гаранти ровало законодательное, орга низационное и материальное обеспечение всех экономиче ских, социальных и медицин ских мер по охране здоровья народа. Б СССР создана подлинно об щенародная система здравоох ранения, однованная на ленин ских принципах бесплатности и общедоступности медицин ской помощи, профилактики, единства науки и практики, ак тивного участия общественно сти в оздоровительных меро приятиях. На всех этапах раз вития нашего общества эта система надежно обеспечивала охрану здоровья населения и санитарное благополучие стра ны. ) За 70 лет Советской власти в результате последовательно го осуществлений планов соци; алистического( строительства, проведения крупномасштабных государственных мер профи лактики заболеваний, улучше ния условий труда и быта, развития здравоохранения и медицинской науки достигну то кардинальное улучшение состояния здоровья населения. Более чем в 3 раза снизилась общая и в И раз — детская смертность, вдвое увеличилась средняя продолжительность жизни, ликвидированы многие опасные инфекционные забо левания. Постоянно снижается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, инвалидности среди трудящихся. К неоспоримым завоеваниям социализма следует отнести и стойкую тенденцию к социаль ной однородности обществен ного здоровья. Улучшение по казателей физического разви тия, снижение смертности, увеличение продолжительно сти творческой жизни характер ны для различных групп насе ления, для всех наций и на родностей Советского Союза. Многие народы, обреченные до Великой Октябрьской социали стической революции на вы мирание, достигли ныне высо ких показателей уровня здо ровья. Советское здравоохранение превратилось в крупную от расль социальной сферы. Пост роены и оснащены десятки ты сяч поликлиник, больниц, стан ций скорой и неотложной 'ме дицинской помощи, детских уч реждений, сотни научно-ис следовательских институтов и учебных заведений. Созданы система охраны материнства и детства, санитарно-эпидемио логическая служба, широкая сеть санаториев и домов от дыха. В отрасли работают 1,3 миллиона врачей и 3,3 милли она средних медицинских ра ботников. В корне изменились уровень и характер медицин ской помощи. Рост научного, кадрового и материально-тех нического потенциала позволя ет обеспечивать население не только общеврачебной, но и специализированными видами медицинской помощи. Впечатляющие достижения советского здравоохранения получили всеобщее признание. Его принципы, система орга низации первичной медико-са нитарной помощи рекомендо ваны Всемирной организацией здравоохранения как образец для создания национальных служб. Достигнутые успехи свиде тельствуют об огромных преи муществах и возможностях со циалистического общества в решении проблем охраны здо ровья населения. Однако, как показывает объективный ана лиз. эти возможности использу ются не в полной мере. В 70-е и начале 80-х годов в деятельно сти органов и учреждений здравоохранения стали прояв ляться и нарастать негативные тенденции. Снижение темпов экономического роста в стране, ослабление внимания к вопро сам охраны’ здоровья привели к уменьшению доли расходов на здравоохранение в государ ственном бюджете, замедлению процессов обновления его ма териально-технической базы, освоения новых лекарств и ме тодов лечения. Недостатки в организации и ослабление кон троля за работой медицинских учреждений, снижение требо вательности, просчеты в здра воохранении стали причиной серьезных ошибок в определе нии основных направлений д е ятельности отрасли, пропорций развития отдельных служб. Сложившийся порядок оценки деятельности учреждений здра воохранения не ориентирован на повышение качества меди цинской помощи населению. Среди работников здравоох ранения получили распростра нение такие явления, как бю рократизм, взяточничество, черствость, бездушие, грубость, безответс гвенное отношение к выполнению профессионально го долга. Нравственные и эти ческие деформации распрост ранились на прием в высшие медицинские учебные заведе ния, оценку результатов обуче ния и работы, продвижение по службе. Существовавшая си стема оплаты труда не стиму лировала стремления к овладе нию знаниями и навыками, повышению квалификации, улучшению качества работы. Ослаблено внимание к про филактической работе — веду щему направлению в охране здоровья населения СССР. Ми нистерства и ведомства, мест ные Советы народных депута тов не осуществляют в долж ном объеме меры по охране от загрязнений водоемов, ат мосферного воздуха, почвы, по созданию безопасных условий труда на производстве. В ряде регионов страны население не обеспечивается доброкачест венной питьевой водой, в неко торых городах концентрация загрязняющих веществ в воз душном бассейне в несколько раз превышает установленные нормативы. Санитарно-эпидеми ологическая служба проявляет бездеятельность и пассивность в решении экологических проб лем, не использует для этс/го предоставленные ей широкйе полномочия. Низка эффектив ность санитарного надзора за соблюдением санитарно-гигие нических норм и правил на предприятиях, в учреждениях и организациях. В течение многих лет не уде лялось Необходимого внимания работе по формированию здо рового образа жизни. Более двух третей населения не вов лечено в систематические заня тия физической культурой и спортом, до 30 процентов име ет избыточный вес, около 70 млн. человек курят. Широкое распространение имеют пьян ство и алкоголизм, увеличива ется число лиц, употребляю щих наркотики. В стране раз вернулась решительная и н е примиримая борьба с этими чуждыми социалистической мо рали явлениями. Однако ведет ся она не везде с должной на стойчивостью и последова тельностью. Уровень и качество медицин ской помощи не в полной ме ре отвечают возросшим пот ребностям советских людей Медленно внедряются в прак тику передовой опыт, новые, более эффективные методы выявления заболеваний и их лечения. Не обеспечена пре емственность в работе стацио нарных и внебольничных уч реждений. В ряде поликлиник не налажен прием в удобное для населения время, допуска ются необоснованные отказы в госпитализаций, несвоевремен ная доставка в лечебное учреж дение больных, нуждающихся в экстренной помощи, неэф фективное использование ко ечного фонда и лечебно-диаг ностического оборудования, длительные сроки обследова ния в больницах. Особую тревогу вызывает состояние работы по охране здоровья матери и ребенка. Родильные дома, детские по ликлиники и стационары, ж ен ские консультации из-за неу довлетворительной материаль но-технической базы, слабой теоретической и практической подготовки кадров не обеспе чивают современного уровня профилактики, диагностики и лечения. Во многих учрежде ниях родовспоможения, отделе ниях и палатах для выхажива ния недоношенных детей и ле чения новорожденных не соб людаются санитарно-гигиениче ские условия. Серьезного укрепления тре бует материально-техническая база здравоохранения. Многие больницы, родильные дома, поликлиники и амбулатории размещены в приспособленных и даже аварийных помещениях, нуждаются в капитальном ре монте или реконструкции, не имеют центрального отопле ния, водопровода, канализации, горячей воды. Действующие ти повые проекты лечебно-про филактических учреждений не предусматривают использова ния в полном объеме совре менных медицинских техноло гий. Из года в год не осваи ваются средства, выделяемые на сооружение объектов здра воохранения. Потребности лечебно-профи лактических учреждений и на селения в медицинской техни ке, лекарствах, перевязочных и дезинфекционных средствах, предметах ухода за больными удовлетворяются не полностью. Большинство выпускаемых отечественной промышлен ностью приборов и аппаратов по своим характеристикам ус тупает лучшим зарубежным образцам. Не в полной мере использу ется крупный потенциал оте чественной медицинской нау ки. Существующая система планирования и координации исследований не учитывает социальные заказы, приоритет ные направления практики, приводит к дублированию, рас пылению сил и средств. Низка эффективность фундаменталь ных и прикладных раоог, толь ко 5 процентов из них патен- тоспосооаы. Методологический и научно-технический уровень работы многих институтов не соответствует достижениям мировой науки, треть отечест венных разработок повторяет зарубежные. Нетерпимо м ед' ленно осуществляется внедре ние научных достижений. Ост ро стоит проблема подготовки молодой научной смены. Академия медицинских наук СССР не объединяет и слаоо направляет научные дилы, не предъявляет должной требова тельности к качеству и значи мости • исследований. В боль шом долгу перед практикой вузовская наука, в которой за нята почти половина научных медицинских кадров высшей квалификации. Эти и другие недостатки оказали негативное влияние на состояние здоровья населения. В стране ухудшилась динами ка демографических процес сов, высока детская смерт ность и смертность мужчин трудоспособного возраста, дли тельное время не увеличива лась средняя продолжитель ность жизни, практически не снижается уровень заболевае мости сердечно-сосудистыми и онколошческими 'болезнями. Народное хозяйство несет боль шие потери из-за утфатьг трудо способности рабочими, служа щими и колхозниками вследст вие болезней и травам, а также ухода за больнымй детьми. Ежедневно по этим причинам на работу не выходит около 4 млн. человек, ежегодные выплаты пособий по временной нетрудоспособности превыша ют 7 млрд, рублей. Состояние охраны и укреп ления здоровья народа вызы вает обоснованные нарекания трудящихся, серьезную озабо ченность Центрального Коми тета КПСС и Советского пра вительства. Недостатки в дея тельности органов и учрежде ний здравоохранения наносят значительный ущерб осуще ствлению социальной полити ки партии, упрочению социа листического образа жизни, ускорению развития общества в целом. ЦК КПСС и Совет Минист ров СССР выдгигают задачу коренным образом перестроить здравоохранение, устранить недостатки, Обеспечить эф фективное использование име ющегося потенциала, резко повысить качество медицин ской помощи. Необходимо до биться такого положения, что бы деятельность всех звеньев отрасли, каждого медицинско го работника отвечала совре менным требованиям. Пол ностью и повсеместно удовлет ворить потребности населения в лекарственных препаратах И предметах ухода за больными. С этой целью в соответствии с Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 го да осуществить систему мер по усилению профилактики болезней, поэтапному введению диспансеризаций всего населе ния, совершенствованию про фессионального мастерства ме дицинских кадров, повышению качества и культуры работы лечебно - профилактических учреждений. ЦК компартий союзных рес публик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров союзных и автономных рес публик, местным Советам на родных депутатов, руководите лям министерств, ведомств и предприятий, общественным организациям усилить внима ние к нуждам здравоохранения, решению вопросов охраны ок ружающей среды, улучшению условий труда и быта населе ния, обеспечить безусловное выполнение планов по укреп лению материально-техниче ской базы медицинских учреж дений, активно участвовать в работе по формированию у граждан здорового образа жиз ни, укомплектованию, закреп лению и идейно-нравственно му воспитанию медицинских кадров. Для привлечения широкой общественности к делу охраны здоровья населения, активной пропаганде здорового образа жизни, управлению и перест ройке народного здравоохране ния, расширению информации о достижениях СССР в этой области поддержать инициати ву трудящихся о создании Со ветского фонда здоровья, фор мируемого за счет доброволь ных взносов трудовых коллек тивов, общественных организа ций, творческих союзов и от дельных граждан. Подъем советского здраво охранения на качественно но вый уровень — дело общена родное, государственное. Ре шение поставленных задач тре бует творческого подхода к совершенствованию охраны и укреплению здоровья населе ния со стороны всех медицин ских работников, партийных, советских и профсоюзных ор ганов, комсомольских органи заций. I. Повысить эффективность профилактики- генеральной линии советского здравоохранения На всех этапах советского здравоохранения Профилакти ка оыла и остается его осно вополагающим принципом, иде ологией охраны здоровья наро да. Она по сути своей пред ставляет не узковедомствен ный раздел деятельности ор ганов и учреждении здравоох ранения, а комплекс мероприя тии, направленных на повыше ние материального’ и культур ного уровня жизни народа, ох рану окружающей среды, улуч шение условий труда, быта и отдыха советских людей, а также устойчивости человече ского организма к воздейст вию неолагоприятных для здо ровья факторов и устранение причин и условий, способству ющих их возникновению. В успехах советского здра воохранения роль профилакти ки несомненна. Вместе с тем Министерство здравоохранения СССВ, ВЦСПС, министерства и ведомства, местные Советы на родных депутатов возможно сти профилактического нап равления используют еще не достаточно. профилактика но сит во многом декларативный характер и не предусматрива ет осуществления широких ^оздоровительных мер. Рассматривая осуществление масштабных природоохранных мероприятий как ооязательное условие массовой профилакти ческой работы, надлежит обе спечить приоритет мерам, свя занным с выводом из районов жилои застройки предприятий, являющихся источником заг рязнения окружающей среды, внедрением безотходной и ма лоотходной технологии, усо вершенствованием технологи ческих процессов, исключаю щих вредные выбросы. Не до пускать эксплуатации предпри ятий без организации санитар но-защитных зон. Повсемест но обеспечить население доб рокачественной питьевой водой, принять безотлагательные ме ры по нормализации состояния воздушного бассейна в регио нах его загрязнения. Ввести бо лее строгие экономические санкции к предприятиям, на носящим ущеро здоровью че ловека и окружающей среде. В осуществлении природо охранных мероприятий долж на быть существенно повыше на роль Министерства здраво охранения СССР. Оно ооязано возглавить борьбу с загрязне нием окружающей среды и нарушениями экологического равновесия, рассматривать эту работу как одно из первосте пенных направлений профилак тической деятельности. Орга нам Государственного санитар ного надзора надлежит более решительно использовать име ющиеся правовые рычаги в ин тересах строгого соблюдения законодательства по санитар ной охране почвы, водоемов и воздушного бассейна. Iювысить действенность са нитарного надзора за соОлюде- нием на предприятиях, в уч реждениях и организациях са нитарно-гигиенических и про тивоэпидемических правил и норм. В этих целях ужесточить контроль за выполнением от раслевых и территориальных программ «Здоровое», направ ленных на снижение производ ственного травматизма и про фессиональной заоолеваемос- ти, сокращение доли ручного труда и раоочих мест с неОла- гонриятными для здоровья про изводственными факторами, ос- вооождение женщин от раро- ты на физически тяжелых участках, а также на улучше ние техники безопасности и условий отдыха трудящихся. Считать необходимым коди фицировать в едином акте пра вила и порядок соблюдения са- нитарно - гигиенических норм, действующих на всей террито рии страны и обязательных для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц д граждан СССР. Органам прокуратуры и с а -, нитарного надзора принимать исчерпывающие меры по вы явленным фактам нарушений санцтарно - гигиенических и противоэпидемических правил и норм, активнее применять правовые средства в целях -на дежной охраны здоровья и жиз ни советских людей, привлекая виновных в установленном по рядке к материальной, дисцип линарной, административной или уголовной ответственности. Ужесточить надзор и требова тельность на всех этапах изго товления продуктов питания, особенно тщательно контроли ровать применение минераль ных удобрений, пестицидов и других химических средств с тем, чтобы исключить возмож ность их отрицательного влия ния на здоровье человека, Усилить контроль за процес сами переработки, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов. Не допус кать производства пищевых продуктов с нарушениями тре бований технологии и не отве чающих санитарно гигиениче ским нормативам. Привести Го сударственные стандарты СССР на продукцию пищевой про мышленности и сельского хо зяйства в соответствие с науч но обоснованными гигиениче скими требованиями. Особое внимание обратить на соблю дение санитарно - гигиениче ских правил на предприятиях общественного питания, чтобы исключить любую возможность массовых заболеваний, вызван ных употреблением в пищу не доброкачественных продуктов. Принимая во внимание зна чение для здоровья населения сбалансированного, полноцен ного питания, последовательно осуществлять меры по улучше нию качества и рационально му использованию . продуктов питания. Предусмотреть вклю чение в Государственные стан дарты СССР показателей, ха рактеризующих пищевую и биологическую ценность пище вых продуктов. Увеличить про изводство продуктов повышен ной биологической ценности, с пониженным содержанием жи вотного жира, сахара, пова ренной соли, а {также выпуск растительных жиров, диети ческих; витаминизированных и белковых продуктов. К 1991 году полностью удовлетворить потребности детей раннего воз раста в жидких пастообразных молочных изделиях, детских консервах, сухих адаптирован ных молочных смесях. Наряду с этим следует ак тивно проводить санитарно просветительную работу по по вышению культуры питания с тем, чтобы количество и кало рийность пищевого рациона соответствовали энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. В основе профилактической деятельности должно быть формирование здорового обра за жизни каждого человека и всего общества. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общенародно му достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Это предполагает искоренение вред ных привычек, воспитание ку льтуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематичес кие занятия физкультурой и спортом, повышение общей са нитарной культуры и гигиени ческих знаний, гармоничное развитие личности. Целенаправленная работа в этом направлении должна на чинаться с детства. Иеооходи- мо повысить роль и ответст венность семьи за сохранение и укрепление здоровья реоен- ка, улучшить ооучение роди телем правилам гигиенического воспитания и ухода за детьми. Принять меры к широкому вне дрению в практику рабо 1 Ы до школьных учреждении совре менных методов закаливания и всестороннего развития детей. Министерству просвещения Спей, Государственному ко митету СССР по профессиона льно -, техническому ооразова- нию совместно с Министерст вом здравоохранения СССР разработать программу гигиени ческого воспитания подраста ющего поколения, активно до- оиваться создания условий для формирования у молодежи здо рового оораза жизни, осущ ест влять осязательное проведение оздорови тельных мероп риятий в школах, профессионально- технических училищах, пио-, нерских лагерях и санаториях- профилакториях для родителей с детьми, организовать для ос- лаоленяых и часто болеющих детей специальные дошкольные учреждения санаторного типа. оаоога о здоровье нынешнего и будущих поколений требу ет решительной ’ активизации оорьоы с пьянством и алкого лизмом, наркоманией и куре нием, создания для этих це лей эффективных лекарствен ных средств. Необходимо уси лить наступательность санитар ной пропаганды, убедительно и доходчиво разъяснять насе лению вред употребления спиртных напитков, наркоти ческих веществ. Разработать в 1988 году программу по прео долению курения, предусмот рев в ней широкий комплекс медицинских, правовых, орга низационных и воспитательных мер. Разработать и внедрить в 1989 году единую программу физического воспитания насе ления, определив научно обос нованные нормы и требования к физической подготовке и двигательной активности раз личных социально - демогра фических групп. В двенадцатой тринадцатой пятилетках ввести в общеобра зовательных школах, профтех училищах, высших и средних специальных учебных/ заведе ниях дополнительные учебные занятия по физическому вос питанию •с тем, чтобы с уче том внеучебных занятий объ ем двигательной нагрузки уча щихся и студентов составлял не менее 6-—8 часов в неделю. Расширить сеть спортивных се кций при предприятиях, учреж дениях и организациях, созда вать по месту жительства хоз расчетные объединения «Физ культура и здоровье». Повы сить эффективность использо вания спортивно - оздоровите льных сооружений. Создавать за счет средств профсоюзов и • трудовых коллективов (с их согласия) центры здоровья, в том числе и на хозрасчетной основе, с широким использова нием методов физических тренировок, психологической коррекции, рефлексотерапии и других методов восстановитель ного лечения. Коренным образом перест роить работу и улучшить вза имодействие органов здравоох ранения и физической культу ры по совершенствованию фи зического развития населения. Важнейшей задачей профи лактической деятельности в современных условиях явля ется активная пропаганда са нитарно - гигиенических зна ний. Средствам массовой ин формации совместно с органа ми здравоохранения увеличить число телевизионных и радио передач, газетных и журналь ных публикаций по вопросам гигиенического воспитания и санитарного просвещения на селения, обратив особое вни мание на доходчивость и убе дительность публикуемых ма териалов. Шире освещать опыт работы по проведению профи лактических и оздоровительных мероприятий. Министерству здравоохране ния СССР, Советам Министров союзных республик осуществ лять меры по значительному снижению инфекционных бо лезней, в первую очередь грип па и других острых респира торных заболеваний, на долю которых приходится около по ловины всех случаев времен ной нетрудоспособности, а эко номический ущерб составляет около 3,5 млрд, рублей в год. С этой целью разработать эф фективные средства профилак тики и лечения, широко ис пользовать общегигиенические и закаливающие процедуры, особенно среди детей, улуч шить организацию прививоч ного дела. Снизить заболевае мость кишечными инфекциями и вирусным гепатитом за счет предупреждения микробного и вирусного загрязнения питьевой воды и пищевых продуктов. В современной стратегии про филактической деятельноеги ва жное место принадлежит еж е годной диспансеризации всего населения. Осуществление этой грандиозной по своим мас штабам и социальной значимо сти программы явится каче ственно новым этапом в раз витии советского здравоохра нения, когда государство во зьмет на себя заботу о здоро вье каждого гражданина в наи высшей ее форме — активном, динамичном наблюдении на протяжении всей его жизни. Главная цель диспансериза ции — создать единую систе му, обеспечивающую оценку и динамический контроль за состоянием здоровья советско го человека и общества в це лом. Опираясь на достижения научно. - технического прогрес са, диспансерная система дол жна занять активную позицию обеспечивающую нанесение «опережающего удара» по все му, что может стать причиной возникновения и развития за болеваний. Введение диспансеризации осуществить в два этапа; до 19 у 1 года наряду с хроничес кими больными диспансерным наблюдением повсеместно ох ватить детей и подростков, уча щуюся молодежь, беременных женщин, ветеранов войны, ра бочих и служащих отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а к 1995 году — все население страны. Министерству здравоохране ния СССР, советам Министров союзных республик, ВЦСПС, местным органам здравоохране ния ооеспечить широкую разъ яснительяую работу среди на селения о целях и задачах все общей диспансеризации, акти визировать участие в Ней ши рокой медицинской обществен ности. Считать долгом каждого гражданина СССР прохожде ние диспансеризации и актив ное участие в проводимых про филактических и оздоровитель ных мероприятиях,- _ _____ II. Повышение качества медицинской помощи населению— главная задача здравоохранения Главной задачей органов и учреждений здравоохранения является своевременное, пол ное и повсеместное удовлетво рение населения высококаче ственной медицинской помо щью. С этой целью осущест вить коренную перестройку и интенсификацию деятельнос ти органов и учреждений здра воохранения с активным ис пользованием прогрессивных форм организации работы, но вых технологий, современных методов и средств профилакти ки, диагностики и лечения. Обеспечить при этом решитель ный поворот от экстенсивного подхода в развитии здравоох ранения к качественной оцен ке его деятельности. Предусмотреть ускоренное развитие сети и существенное укрепление материально-тех нической базы амбулаторно поликлинических учреждений — основного звена системы здравоохранения, осуществля ющего постоянное динамиче-. ское наблюдение за здоровы ми и больными, обеспечиваю щего проведение широкого комплекса профилактических, лечебно - диагностических и оздоровительных мероприятий. Для обеспечения полного и своевременного проведения ди агностики среди взрослого и детского населения на догос питальном этапе организовать в каждой республике, области, крае сеть диагностических центров, сосредоточив в них сложное и высокоэффек тивное современное оборудо вание и медицинскую техни ку — компьютерные томогра фы, аппараты для ультразвуко вых и радиоизотопных, рент геноконтрастных и других ме тодов исследования, а также кадры наиболее квалифициро ванных специалистов. Для да льнейшего развития и совер шенствования поликлиничес кой консультативно - диагно стической службы шире ис пользовать потенциал учеб ных; заведений, научно-иссле довательских институтов, мно гопрофильных больниц. Используя эффективные ме тоды диагностики с примене нием современного медицинс кого оборудования и лекарст венных средств, увеличить чи сло лиц, лечение которых осу ществляется в поликлиниках и на дому. Перестроить работу диспансеров, обеспечить пре емственность в их работе с амбулаторно - поликлинически ми учреждениями. Продолжить практику организации при по ликлиниках отделений актив ного лечения и стационаров на дому с бесплатным медикамен тозным обеспечением. Значительно активизировать работу поликлиник по оздоров лению населения и профилак тике заболеваний, повысить их роль в медико-социальной реа билитации больных, завершив к 1990 году организацию во всех поликлиниках отделений (кабинетов) профилактики и восстановительного лечения. Обеспечить доступность вне- больничной помощи трудящим ся в их свободное от работы время с учетом режима рабо ты предприятий и организаций производственных отраслей. Повысить роль и престиж участкового врача — основно го специалиста, осуществляю щего комплекс лечебно-профи лактических и оздоровительных мер, систематическое наблю дение за состоянием здоровья населения. Изменить систему подготовки участковых врачей, ориентируясь на подготовку врача общей практики. Созда вать все необходимые условия для его плодотворной деяте льности. Руководителям амбулаторно поликлинических учреждений учитывать предложения обс луживаемого населения при формировании контингентов территориальных врачебных участков. Обеспечить посте пенный переход к оказанию медицинской помощи по прин ципу «семейного врача». С целью расширения воз можностей удовлетворения по требности населения в отдель ных видах медицинской помо щи в двенадцатой-тринадцатой пятилетках организовать в ка ждом областном, краевом, рес публиканском центрах хозрас четные поликлиники, в том числе стоматологические и фи зиотерапевтические, а также косметологические лечебницы" и оздоровительные комплексы. Основным направлением улуч шения стационарной помощи населению считать развитие се ти современных многопрофи льных больниц и специализи рованных центров. Необходи мо интенсифицировать лечебно диагностический процесс в стационаре, максимально ис пользуя высококвалифициро ванные кадры, сложное меди цинское оборудование и эф фективные лекарственные сред ства. Активно внедрять этап- ность в организации стационар- 1 ной помощи, развивать сеть отделений (палат) анестезио логии, реанимации и интенсив ной терапии. Увеличить число больниц и отделений для вос становительного лечения, раз вернуть сеть стационаров для дневного пребывания больных, хозрасчетных пансионатов для лиц, нуждающихся в постоян ном уходе. Развивать реабилитационное направление санаторно-курорт ной помощи, создать во всех ре гионах санатории и отделения для долечивания ,больных, пе- А ренесших острый инфаркт мяо- ^ карда, мозговой инсульт, опе рации на сердце и магистраль ных сосудах, с последствиями тяжелых травм и др. Повысить эффективность санаторно-ку рортного лечения и отдыха. На ряду -с дальнейшим расширены-. ем сети здравниц развивать сеть специализированных са наториев для больных с забо леваниями органов кровообра щения, пищеварения, дыхания, нервной системы, максималь но приближать санаторную по мощь к месту постоянногожи тельства населения путем раз вития местных курортов, преж- де всего в регионах интенсив ного экономического развития. Улучшить уход за больны ми путем широкого примене ния бригадных форм организа ции и оплаты труда медицинс кого персонала, расширений зон обслуживания, совмещения про фессий, внедрения средств ма лой механизации. Привлекать к этой работе студентов медин ститутов и учащихся средних медицинских учебных заведе ний, общеобразовательных школ, активистов Обществ Кра сного Креста и Красного По лумесяца. Для обеспечения ухо да за больными использовать также возможности, предус мотренные Законом СССР об индивидуальной труДовой дея тельности. Расширить практи ку заключения договоров с предприятиями коммунально бытового обслуживания по уборке и содержанию поме щений, а также по оказанию других видов услуг. Обеспе чить во всех лечебно-профи лактических учреждениях стро гое соблюдение санитарно-ги гиенического режима. В целях оперативного обес печения безотказной» экстрен ной помощи завершить орга низацию системы скорой и не отложной медицинской помо щи с учетом догоспитального, Я госпитального этапов. Обеспе чить ее специализированным транспортом и средствами свя зи, оснастить современной тех никой, необходимыми реакти вами и медикаментами, продол жить организацию специали зированных бригад скорой ме дицинской помощи. В республиканских, краевых и областных центрах, в горо дах с численностью населения свыше 1 млн. человек созда вать объединения «Скорая ме дицинская помощь», включаю щие станции скорой и неот ложной помощи, санитарную авиацию и больницы скорой медицинской помощи для взро слых и детей. Приоритетным направлени ем развития советского здраво охранения является всемерное совершенствование охраны ма теринства и детства. Необходи мо коренным образом перест роить работу амбулаторно по ликлинических учреждений для женщин и детей, родильных домов и детских стационаров, повысить уровень их профилак тической деятельности, уси лить пропаганду здорового ©б-- раза жизни. Для обеспечения профилактики заболеваний и повышения уровня здоровья подрастающего поколения со вершенствовать систему ме дицинской помощи женщинам и детям на основе организации единых акушерско - терапев- тическо - педиатрических уча-, стков. К 1995 году обеспечить всех нуждающихся детей различны ми видами санаторно-курортно го лечения, увеличить сеть санаторных пионерских лаге- I рей, шире использовать сана тории-профилактории промыш ленных и сельскохозяйственных предприятий для оздоровления беременных работниц и детей. В целях предупреждения: преждевременных родов, сни жения заболеваемости и смерт ности новорожденных детей организовать при многопрофи льных стационарах в столицах5* союзных республик, краевых, областных центрах и городах специализированные отделе ния (палаты) для беременных женщин с заболеваниями серд ца, легких, почек, эндокринной системы. Продолжить развитие- сети специализированных ро дильных домов и отделений для женщин с патологией бе ременности. Шире использовать детские стационары для про ведения диагностики и лечения заболеваний у матерей, госпи тализированных по уходу за больными детьми. (Продолжение на 3-н стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz