Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)
НА АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ УРОК ПРАВДЫ Интервью с директором липецкой средней школы № 12 Н. А. Сушковой «Готовы ли к творчеству?». (№ 172 от 26 июля с. г.) — начало разговора о том, что необходимо сделать, чтобы школьная реформа не «буксовала». Педагог А. Бережанский сегодня делится своими мыс лями об улучшении преподавания истории в школе, ставя во главу угла личность самого учителя. Наше общество переживает период перестройки. Новое входит и в систему общего и специального образования. В печати справедливо отме чается, что историки—пред ставители академической и вузовской науки, а также пре подаватели учебных заведе ний разных уровней пока еще плетутся в хвосте собы тий. Догматизм, начетничест во, неспособность обобщать реальные факты жизни, ви деть ее во всем разнообразии проявлений — вот что тяже лее всего преодолевается пе дагогами. А между тем, каза лось бы, кому, как не им, обществоведам, следовало бы занять передовые позиции. Ведь им приходится разъяс н я т ь политику партии, высту п а я перед студенческой, уче нической или школьной-ч ау диторией. Сегодня очень важно на учить учащегося или школь ника аналитически мыслить, обдумывать исторические со бытия, сопоставлять, делать верные соответствующие вы воды. Чтобы воспитать эти качества, преподавателю при подготовке к занятиям мало думать только об одной ме тодике, как это нередко де лалось раньше. Надо серьез но, углубленно изучать сам предмет, который преподаешь. Но как ни странно, в пра ктике учителей содержание Небного материала отошло за последнее время на второй план. Главным считается уде ржать внимание учащихся на уроке, и для этого прибе гают к любым средствам: ис пользуют художественную ли тературу, технические сред ства. так называемый «раз даточный материал», «опере жающие задания». Методика обучения приобрела самодав- леющее значение, считается, что она способна вывести преподавателя чуть ли не из любых трудностей. А между тем урок истории должен отличаться от любо го другого урока знанием исторических фактов, доку ментальностью и высшей сте пени объективностью. Исто рическое знание не заменят ни выдающееся художествен ное произведение, ни талант ливый кинофильм, оно долж но базироваться на докумен тальных источниках. Недавно мне довелось при сутствовать на уроке по исто рии в одном из техникумов. Что касается методики, урок соответствовал всем канонам: объяснение педагога, работа с учебником, опережающие задания. Преподаватель го ворила о разрушениях, при чиненных нашей стране вой ной с фашистской Германией, о жертвах, понесенных на родом. Рассказ был эмоцио нально. усилен — на уроке звучала песня «День Победы», Затем педагог пред ложила ребятам по учебникам выяснить основные задачи че- тщэтого, послевоенного пя- ткГлетнего плана развития на родного хозяйства СССР. Че рез десять минут — опрос. Ответы, разумеется, были од носложны. Затем преподава тель продолжила объяснение темы. Речь шла об итогах пя тилетки. Приводились при меры самоотверженного тру да стахановцев послевоенной Ь поры: Г. Борткевича, П. Бы кова и других. Фамилии, ци- мисс — заключение Брестс кого мира. Изложение же материала в учебнике исто рии создает впечатление, что борьба большевистской пар тии, советского правительст ва за выход из империалисти ческой войны шла не с им периализмом германским, ан глийским или французским а почти исключительно со фры, от которых у учащихся своими сочленами по партии вряд ли оставалось цельное и ппавительетвлу впечатление о послевоенном периоде, его основных проб лемах. А ведь это-то как раз и было главным —показать ребятам, что пришлось пре одолевать с+ране. Тем более сегодня, с «высоты» прошед шего времени, мы лучше ви дим трудности той пятилетки: да. это самоотверженный труд советского народа, но и низ кие заготовительные цены на сельхозпродукцию, слишком «легкие» трудодни, техниче ское отставание ряда отрас лей народного хозяйства... Почему этого не должны знать ребята? Ведь правда истории—не в однобоком ее показе, а в целостном пред ставлении. После урока я прямо спро сил у преподавателя об этом. —А этого в учебнике нет, — ответила она. Я просмотрел самое после днее издание учебника по ис тории СССР для десятого класса под редакцией члена- корреспондента АН СССР Ю. С. Кукушкина. Действи тельно, этого не было. А ведь еще в изданиях учебни ков конца 60-х годов даже был раздел: «Трудное поло жение в сельском хозяйстве». О несовершенстве нынеш них учебников написано и сказано немало. Но Ведь на то и преподаватель в классе, чтобы нести свет истины, а не слепо повторять учебник. Учитель должен думать, про являть творчество. Не тут-то было! Как ему обойти ту массу преград, которая состо ит из всякого рода требова ний (например, чтобы урок помимо образовательной имел еще воспитательную и разви вающую цели) до деталей расписанной программы, раз личных указаний и, наконец, десятилетиями складывавших ся в школьном преподавании истории оценочных стереоти пов. Ведь при несоблюдении их преподавателя могут об винить, чего доброго, и в идеологическом уклоне! Даже таким известным пе дагогам. как Е., Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амо- нашвили,. нелегко было отой ти от шаблона, но заметьте, никто из них не историк, На таких предметах, как литера тура. которую ведет Ильин, помогает личностное отноше ние преподавателя к изучае- . мому материалу. В истории, как известно, личностное, то есть свое собственное, разу меется, обоснованное отно шение преподавателя к тем или иным историческим явле ниям и событиям отсутству ет. В свое время известный советский историк М. Н. Пот кровский говорил, что исто рия — это политика, пере вернутая в прошлое. К сожа лению, многие наши уроки истории являют собой про шлое, превращенное в поли тику в худшем смысле этого слова. Сколько подлинного драматизма пережила наша страна, когда, совершив пер вую в истории победоносную социалистическую револю цию, ей пришлось во внеш ней ’ политике столкнуться с необходимостью впервые пой ти с германским империализ мом на величайший компро Или другой пример. Поче му можно исторически прав диво показать позиции В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева по вопросу о мирном развитии революции и отношении к ло зунгу «Вся власть Советам!» в художественном произведе нии — повести Э. Г. Казаке вича «Синяя тетрадь», и в то же время продолжать быть далеким от правды в истори ческих работах и учебниках по и с т о р и и ? Подобных при меров можно привести нема ло. Не удивительно, что такое изложение истории формиру ет неверное превставление. Оно мешает видеть внутрен ние противоречия и труднос ти, связанные с преодолени ем голода и разрухи, восста новлением народного хозяй ства, установлением социали стической дисциплины тру да, определением пути и во зможных вариантов строи тельства социализма в нашей стране. Что дают такие уроки ис тории — хорошо известно. У сколько -нибудь думающих учащихся они вызывают без различие и апатию. Разве случайно, когда на вопросы ленинградской газеты, обра щенные К школьникам: о ком бы вы хотели подробней уз нать. во-первых, из деятелей литературы и искусства, и, во-вторых, из видны.у рево люционеров, в первом слу чае последовал ответ: о М. Боярском и А. Пугачевой, а во втором: ни о ком. («Со ветская культура», 2 мая 1987 г.) Вот вам и «воспита тельная» цель урока! Я далек от мысли, что ка кие-либо конкретные рекоме ндации по поводу того, как избавиться от этого печаль ного явления, могут дать бы стрые результаты. Несомнен но. однако, что пока истори ческая наука, учебники по|| истории не ответят на поста вленные жизнью вопросы: ожидать перемен в препода вании истории, а еще в боль шей степени — в отношении к ней со стороны учащихся |) вряд ли возможно. Второе, что не менее важ но — это уберечь преподава теля от густой паутины ука заний и рекомендаций, еде-1 лать его свободным от обяза тельного следования им, пре жде всего в методике обуче ния, и предоставить ему бо льше времени на изучение] документальных источников и материалов. Методика прело- давания должна быть направ лена на то, чтобы избавить урок истории от назидатель ного морализирования и пре' вратить в урок правды, вос питывающий у молодого по коления ответственное отно шение к судьбам своей стра ны, к ее настоящему и буду щему. Вот те минимальные пред посылки, которые, как мне кажется, необходимы Для существенного улучшения преподавания истории и дру гих общественных дисциплин, для повышения их статуса среди остальных предметов в общем и специальном сред нем образовании- А. БЕРЕЖАНСКИИ, преподаватель. КОНТАКТЫ ПОЧВА ДЛЯ ДОВЕРИЯ Недавно город Надым, в Тюменской области посетила группа канадских бизнесме нов. Это — не первый визит в Западную Сибирь предста вителей зарубежных деловых кругов. С качала семидесятых годов они принимают учас тие в строительных и техно логических проектах, связан ных с освоением здесь запа сов природного газа. В час тности, западные бизнесмены принимали участие в строи тельстве газопровода Сибирь — Западная Европа. Вице-президент одной из ведущих канадских компаний по распределению и транспо ртировке сырой нефти «Ин- терпровиншл пайплайн лими тен» Уильям Пирс сказал в беседе с корреспондентом АПН: —Мы приехали сюда, что бы ознакомиться с практи кой строительства газопрово дов. Конкретнее —с методом автоматической сварки труб. В этом деле Советский Союз преуспел. Мы хотим оценить возможности использования в Канаде советского технологи ческого опыта. Очень впечатляет произво дительность установки авто матической сварки, которую мы увидели в действии. .Со ветский Союз имеет приори тет в этой области. Отсюда и наш интерес. . Я считаю что нам 'надо расширять торговлю и эко номическое сотрудничество. От сотрудничества выигры вают обе стороны, оно не мо жет быть улицей с односто ронним движением. Международное сотрудни чество имеет не только дело вую сторону, — сказал Уильям Пирс, — Важны че ловеческие контакты, нам надо лучше знать друг дру га. Это создает почву для доверия и в конечном счете служит сохранению мира. Пе ремены, происходящие в СССР, способны послужить расширению деловых связей между нашими странами. О. ВАХРУШЕВ. (АПН). ИНФОРМАЦИЯ СКРЫВАЮТ ПРАВДУ ОБ АВАРИЯХ САН-ФРАНЦИСКО, 10 авгу ста. Корр. ТАСС Юрий Алгу- нов передаёт: хозяева концер на «Дженерал электрик» скры вают факты Грубых наруше ний техники безопасности и аварий на принадлежащих ему атомных электростанциях. На зывая это «тревожным обстоя тельством» , телекомпания Эн- би-си отмечает, что подобная практика на 37 АЭС электри ческого гиганта США сущест вует почти два десятилетия. Сведения о неполадках на реакторах «Дженерал элек трик» начали распространять ся еще в начале 70-х годов, однако в большинстве своем они носили форму слухов, ко торые немедленно опроверга лись руководством концерна. Тем не мецее в 1974 году под давлением общественности, обеспокоенной угрозой серьез ного радиоактивного зараже ния в случае крупной аварии на АЭС, правление директо ров концерна назначило спе циальную комиссию по изуче нию возникающих проблем. Через год .она подготовила объемистый документ, кото рый по имени ее председателя назвали «Докладом Рида». Систематическое несоблюде ние требований безопасности, отсутствие дисциплины на ра бочих местах, грубые техноло гические просчеты, дефекты строительства, конструктив ные ошибки в типовых проек тах АЭС — таков далеко не полный перечень проблем в атомном хозяйстве «Дженерал электрик», представленный ав торами исследования. В руко водстве концерна «Доклад Ри да» вызвал панику. «Нам не избежать проблем, если с до кументом ознакомятся клиен ты», — писал в докладной за писке один из высокопостав ленных чиновников «Джене рал электрик». Доклад попы тались положить под сукно. И не безуспешно. Скандал с новой силой раз горелся недавно, после того как в Цинциннати было воз буждено судебное дело про тив «Дженерал электрик». В иске указывалось, что по вине концерна местная атомная электростанция превратилась в источник постоянной угрозы жизни и здоровью жителей близлежащих районов. В ин тервью Эн-би-си несколько бывших сотрудников АЭС рас сказали, что на станции, пост роенной по типовому проекту, неоднократно имели место слу чаи выброса в атмосферу ра диоактивного газа с превыше нием всех допустимых норм, обнаруживались крупные тре щины в трубопроводах систе мы охлаждения реактора. В попытке предотвратить разоблачения хозяева «Дже- иерал электрик» утверждают, что все проблемы и недостат ки, отмеченные когда-то комис сией Рида, давно устранены, «Однако, — отметила Эн-би- си, — осведомленные лица доказывают обратное, заявляя, что концерн счел это слишком дорогим удовольствием». ТЕРРОР В ВОСТОЧНОМ ИЕРУСАЛИМЕ АММАН, 10 августа. (ТАСС). Израиль осуществляет политику иудаизации восточ ной (арабской) части Иеруса лима, незаконно аннексирован ной сионистским государст вом в 1967 году. Об этом го ворится в исследовании, прове денном издающимся в Лондо не журналом «Мидл ист интер- нэшнл». Иудаизация восточной части города предусматривает в пер вую очередь вытеснение отту да палестинцев и заселение евреями кварталов, где арабы проживали в течение многих поколений. Для достижения своих планов • сионисты не гнушаются никакими средст вами. Главное из них — сис тематический террор и насилие по отношению к палестинцам. В повседневной практике, го ворится в исследовании, сио нисты создают для них невы носимые условия жизни. По словам коренных жителей этого района Иерусалима, ев рейские поселенцы бросают в окна принадлежащих палес тинцам домов зажигательные бомбы, повреждают подведен^ ные к> зданиям коммуникации. Повседневной практикой ста ло оскорбление национальных и религиозных чувств палес тинцев. Так, по данным ж ур нала, за 20 лет оккупации. Во сточного Иерусалима израиль ские экстремисты свыше 100 раз совершали нападения на расположенную в этой части города знаменитую мечеть Аль-Акса — одну из главных святынь Ислама. Среди участ ников бесчинств были военно служащие, раввины и спрово цированные ими на выступле ния хулиганствующие элемен ты. При этом, как указывает «Мидл ист интернэшнл», дей ствия погромщиков остаются практически безнаказанными. НАМЕРЕНИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ БОНН, 10 августа. Корр. ТАСС Вячеслав Бондарев пе редает: социал-демократы ФРГ заявили о намерении еще до окончания летних парламент ских каникул созвать чрезвы чайное заседание бундестага, чтобы обсудить позицию пра вительства по проблеме ракет «Першинг-1А». Тем самым СДГ1Г собирается заставить официальный Бонн отказаться от искусственного создания препятствий на пути к разору жению и освобождению Евро пы от ракет средней дально сти и оперативно-тактических ракет. Как указывается в распро страненном здесь бюллетене фракции С.ДПГ- в бундестаге, своим упорным нежеланием отказаться от ракет «Пер шинг-1А» правительство ФРГ блокирует советско-американ ские переговоры в Женеве. Н а ф е с т и в а л е и с к у с с т в ЭДИНБУРГ, 10 августа. Корр. ТАСС Николай Пахомов пере дает: в этом древнем шотланд ском городе открылся 41-й Международный фестиваль ис кусств. С большим воодушевлением: встречено приветствие Генера льного секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, адресованное организаторам, участникам и зрителям фестиваля. Широкое участие СССР в Эдинбургском фестивале в этом году — «од на из самых главных его от личительных черт», отмечает газета «Таймс». Выступления известных исполнителей, худо жественных коллективов, дея телей культуры из СССР пос вящены 70-летию Советского государства. С огромным интересом здесь ожидают выступлений Ленин градского Большого драматиче ского театра им. М. Горького, оркестра Большого Театра Со юза ССР, квартета им. Д. Шо стаковича, певицы И. Архипо вой, мастеров национального ис кусства из Узбекистана, Тби лисского театра марионеток, фольклорного ансамбля из Ар хангельска «Сиверко» В дни работы фестиваля от крыты выставки прикладного искусства народов Средней Азии и Кавказа, выставки-про- дажи работ молодых советских художников, выставка миниа тюр мастеров палеха. Пройдут вечера поэзии Е. Евтушенко. О т к рытие археологов КАИР, 10 августа. (ТАСС). Крупного успеха добилась экс педиция египетских археологов, работающая в окрестностях го рода Сохаг. Ее участники рас чистили каменную кладку пло щадью около 2 тысяч квадрат ных метров, которая оказалась центральным залом храма, по строенного фараоном Ргмзесом II, сообщает агентство МЕНА. НАЙДЕНА УНИКАЛЬНАЯ З В У К О З А П И С Ь МШкр История этой записи такова. 22 июля 1908 года Томас Ал- ва Эдисон, знаменитый амери канский изобретатель, созда тель фонографа, обратился к Льву Толстому с просьбой сде лать для него несколько запи сей на английском и француз ском языках. «...Желательно, чтобы вы об ратились к народам всего ми ра, — писал Эдисон, — выс казав какую-либо идею, кото рая могла бы помочь челове честву продвинуться вперед в моральном и социальном от- шении. Мои фонограммы спространяются теперь во всех цивилизованных странах, а в США их уж е около мил лиона. Ваша слава всемирна, и я уверен, что Ваше обращение будет выслушано с жадным вниманием миллионами лю дей. которые не с м о г у т не на ходиться под впечатлением глубины и искренности ваших слов, а слова эти благодаря та кому «посреднику» будут со хранены навечно...» После некоторых колебаний Толстой ответил согласием. 23 декабря 1908 г. домашний врач Толстого Д. Маковицкий за писал: «Приехали от Эдисона двое англичан с хорошим фо нографом записать и потом воспроизвести голос Льва Николаевича». 24 декабря: «Лев Николае вич... сегодня, прежде, чем ска зать в фонограф, упражнялся, особенно в английском тексте». Толстой готовился к записи очень тщательно, волновался, долго обдумывал, что именно стоит записать, обращаясь, как это предполагал Эдисон, к. миллионам слушателей «во всех цивилизованных странах мира». На следующий день Толс той прочитал в фонограф по- английски свою «Притчу о до бром человеке» (в английском переводе она получила назва ние «Гостиница») и разные от рывки их своих философских трактатов. Долгие годы считалось, что эта звукозапись погибла в по жаре 1914 года, погубившем все хранилища эдисоновского центра (когда среди других бесценных записей погибла и единственная фонограмма го лоса Марка Твена). И вот теперь выяснилось, что звукозапись голоса Льва Толстого, вероятно, единствен ная, которая уцелела от пожа ра 1914 года. Открытию этому содействовали известная аме риканская писательница Бел Кауфман, сотрудник Нью- Йоркской публичной библиоте ки Эдвард Казинец и храните льница Музея Эдисона Мэри Б. Боулинг. В письме в Государственный литературный музей в Моск ве архивист. Мэри Б. Боулинг писала, в частности: «...В прошлом уж е не раз поднимался вопрос о том, что ж е стало с валиками, которые Толстой записал для Эдисона, в особенности с двумя запися ми на английском языке... Предпринятые поиски помог ли обнаружить массы связан ной с этим корреспонденции и документации, но не сами ва лики. Предполагается, .что они погибли во время большого по жара... Тем не менее в ответ на Ва ше письмо мы снова предпри няли тщательное исследование некоторых наших непомечен ных валиков. Я счастлива со общить Вам, что мы обнару. жили валик с записью Толсто го на английском языке «Го стиница». Притча для детей. Валик с записью Толстого сохранился благодаря тому, что менеджер студии Уолтер Миллер держал его у себя до ма. Пока мы предполагаем, что в огне пожара 1914 года по гиб сделанный тогда ж е валик с записью «Лицемерие обще ства» (так в лаборатории Эди сона был назван отрывок из трактата «Царство Божие внут ри вас»).,. Однако, — продол жает Мэои Б. Боулинг, — ес ли он обнаружится, я тут же дам Вам знать». Гении, подобные Льву Тол стому, обладают способностью говорить с людьми сквозь го ды. Удивительно современно звучит сегодня записанный по чти 80 лет назад голос Льва Толстого, призывающего в сво их притчах и трактатах к ми ру. справедливости и ненаси лию. Глубоко символично и то, что возрожденную запись Тол стого «Гостиница» привезла на его родину американская пи сательница Бел Кауфман, и она прозвучала, как и мечтал великий писатель, на весь мир в Москве на форуме «За безъ ядерный мир, за выживание че ловечества». Л ШИЛОВ, старший научный сотрудник Государственного литера турного музея в Москве. (АПН). ФРГ. Хаттинген... Название этого небольшо го рурского города символизирует сейчас под линную человеческую трагедию. 23 сентября текущего года по распоряжению хозяев кон церна «Тнссен» должна погаснуть местная домна «Хенрих-схютте». Для 4500 сталеваров, которые составляют почти все взрослое на селение Хаттингена, это означает потерю ра боты. В условиях Рура, где самый высокий в западногерманском государстве уровень без работицы, им будет очень нелегко найти сред ства для существования своих семей. По стра не в целом армия «лишних людей» уж е в те чение длительного времени насчитывает око ло двух миллионов человек. Металлургическая промышленность ФРГ переживает хроничес кий кризис. Однако власти не принимают эф фективных мер в целях оказания финансовой помощи выбрасываемым на улицу тружени кам и создания новых рабочих мест. НА СНИМКЕ: хаттингенцы, охваченные тре вогой за свое будущее, не намерены сдавать ся без боя; население готовится к решающим схваткам за спасение родного города от та бели, к упорной борьбе против произвола пред принимателей. (Фотохроника ТАСС). ТРЕБОВАНИЕ ПУШТУНСКИХ ПЛЕМЕН КАБУЛ, 10 августа. (ТАСС). С призывом усилить борьбу за сохранение традиционных прав пуштунов района Куррам об ратились к соплеменникам свя щеннослужители племени Ту ри. Собравшись на джиргу (совет), они заявили, что толь ко вооруженное сопротивление может заставить пакистанские власти и афганские экстреми стские банды прекратить аг рессию против населения Кур- рама. В этом районе северо-запад ной пограничной провинции Пакистана прошли также джир ги отдельных пуштунских кла нов и жителей ряда населен ных пунктов. В частности, на форумах племен даупарзай и мелихейль были приняты об ращения к пакистанским влас тям с требованиями незамед лительно положить конец про тивоправным действиям ар мейских подразделений и аф ганских бандитов, осуществля ющих репрессивные акции против мирного населения Куррама. Эскалация боевых действий в приграничных районах Па кистана отвечает интересам американского империализма, заявил в интервью агентству Бахтар находящийся в настоя щее время в ДРА председа тель совета улемов племени моманд Маулави Хабибулла. Беспрецедентный рост напря женности и насилия в Курра- ме, вызванный агрессией Исла мабада, является шагом в сто рону превращения этого райо на в основную базу войны про тив Афганистана. РАСПРАВА С БОРЦАМИ ЗА МИР НЬЮ-ЙОРК, 10 августа. (ТАСС). «Нет» — ядерным ис пытаниям!», «Взрыв атомной бомбы в Нагасаки должен стать последним в истории человечества!» — скандирова ли сотни манифестантов. у ядерного полигона в штате Невада в воскресенье. 217 уча стников антивоенной демонст рации, приуроченной к 42-й годовщине атомной бомбарди ровки Нагасаки, арестованы полицией и агентами ФБР. Жестоко расправилась поли ция и с демонстрантами у атомного военного предприятия близ города Боулдер (штат Ко лорадо), где сторонники мира легли на дорогу, заблокировав доступ на завод. Они требова ли закрыть предприятие, на котором производятся плуто ниевые взрыватели для ядер ного оружия. г > Л —' ЕГОДНЯ среда, 17 июня. Какое число будет в следующую среду?» Если вы так же, как совсем недавно и я, станете искать в этом вопросе скрытый подвох, не стоит трудиться. Ответ имен но таков, каким он и должен быть. Следующая среда, ес тественно, 24 июня. Между тем каждый пятый из четырех ты сяч пятнадцатилетних подрост ков — выпускников средних школ Лондона — не смог удовлетворительно ответить на этот и другие вопросы, слож нейший из которых звучал так: «Сколько секунд в четверти минуты?» Вопросник был пред ложен лондонским региональ. ным экзаменационным советом в качестве типового для вы пускного экзамена по устно му счету. Вопросы зачитыва лись медленно, на обдумыва ние каждого давалась почти минута, и тем не менее ре зультаты оказались далеко не блестящими. Это. могло восприниматься как курьезы, если бы не от ражало глубокого кризиса всей системы школьного образова ния в Англии. Еще совсем не давно Британия гордилась как одним из своих впечатляющих достижений разветвленной и эффективной сетью бесплатных государственных школ. На их фоне существование при вилегированных частных учеб ных заведений с высокой пла той за обучение не выгляде ло вопиюще антидемократич ным. Дети из рядовых семей могли получить достаточно ос новательное среднее образова ние в государственных школах. Сегодня ж е подавляющее большинство англичан уверены, что высокий уровень обучения сохранился только в платных учебных заведениях. В частные школы перешли соблазненные более высокой заработной пла той наиболее квалифицирован, ные преподаватели. Только ча- стные школы смогли устоять против сокращения расходов правительства на образование. В их распоряжении всегда ос тается наиболее простое сред ство — повышение платы, взи маемой с родителей. Удивительно ли, что малы намерено. Если у родителей нет денег, чтобы платить за обучение детей, — это их про блема. Значит, либо дети не получат хорошего образования, либо родители изыщут возмож ности заработать им на учебу. У выпускников частных школ во много раз более высокие шансы попасть в хороший кол ледж или престижный универ лишь детям из семей, составля ющих незнауительнрш про цент населения страны. Поэтому оппозиционные пар тии настаивают на пересмотре бюджета народного образова ния, выделении дополнитель ных ассигнований местным властям на содержание нахо дящихся в их ведении школ. Прогрессивная печать посто ______ ,____ ИХ Ш КАЛА ЦЕННОСТЕЙ ------------------ ЭКОНОМИЯНА ШКОЛЕ ши-первоклассники одной из лондонских частных школ щел кали как орехи те же самые задачи на устный счет, кото рые ставили в тупик велико возрастных старшеклассников государственных учебных за ведений? Проблема школьного образо вания была в числе наиболее острых в ходе политической кампании накануне прошедших недавно всеобщих парламент ских выборов. Правящую кон сервативную партию справед ливо критиковали за то, что она привносит неустойчивую стихию рыночной экономики в сферу образования, то есть в одну из важнейших областей общественной жизни, которая не должна быть подвластна никакой конъюнктуре. В упро. щенном виде философия сов ременного <<тэтчеоизмт» в об разовании, по с у т и , сводится к следующему. Школы, у кото рых не хватает средств, дол жны либо закрываться, как за. крываются обанкротившиеся фирмы, либо начинать взимать плату за обучение. Содержать их за свой счет государство не ситет, что, в свою очередь, служит пропуском для перво очередного получения рабоче го места — огромная привиле гия в стране с массовой без работицей снеди молодежи. По этому английская статистика отмечает в последнее время резкий рост числа домашних хозяек, стпемяшихся найти лю бой заработок с единственной целью — заплатить за место в частной школе для своего ре бенка. Многим родителям при ходится идти на настоящие жертвы. Они трудятся на д в у х работах или сверхурочно на основной, недосыпают, отказы вают себе в каждой мелочи. Усилиями родителей число детей, обучающихся в частных школах, в последнее время не сколько возросло, несмотря на заметный рост платы за обуче ние. Это дает Маргарет Тэт чер основания утверждать, что политика ее кабинета в обла сти образования была правиль ной. Однако неоспоримым ос тается тот факт, что частные школы — это по-поежнему элитарные, привилегированные учебные заведения, доступные янно привлекает внимание об щественности к проблеме не хватки учебников. Невероятно, но в стране, хде книжные ма газины буквально завалены бульварными романами ебтен наименований, тротуары загро мождены кипами бесплатных рекламных листовок, брошюр, проспектов, школьникам не хватает самых необходимых учебных пособий и учебников. Сельским школам приходится особенно тяжко. За восемь лет правления консерваторов го сударство практически пере стало выделять для них сред ства, полагая, что расходы на содержание учебных заведений, где число учеников невелико, —- это распыление ресурсов. Около 800 сельских школ се. годня закрыты, а их питомцы вынуждены совершать ежеднев ные поездки в соседние горо да. Англичане, чьи заработки не позволяют помещать детей в частные учебные заведения, са мостоятельно ищут возможно сти дать им приличное обра зование. Интересный пример изобретательности родителей— новая школа в маленьком по селке Хартленд, где всего 27 детей школьного возраста. Не добившись помощи от местных властей, родители взялись за дело сами. Они отремонтирова ли здание заброшенной церкви и нашли по соседству двух безработных учителей, которые согласились преподавать за грошевую плату. Чтобы суще ствовать без помощи государ ства, школе приходится взи-- мать с семей учеников плату. Ею могут служить дрова для отопления классов зимой, или краска для периодического об новления фасада, или старые книги для школьной библиоте ки, или, наконец, уборка школь ных помещений. Энтузиасты из Хартленда до вольны своим начинанием. Од нако и им ясно, что их путь— мера чрезвычайная. Проблему сельских школ, как и школь ного образования в целого спо собно решить только государ ство. Собирается ли онр за няться ею? В период предвы борной кампании было дано много обещаний. Но вот стра сти улеглись, и только что объявлено, что расходы консер- . вативного правительства на нужды образования в следую щем финансовом году сокра тятся, как ожидается, еще на 130 миллионов фунтов стерлин гов. Примечательна и такая деталь. После победы на вы борах Маргарет Тэтчер основа, тельно перетряхнула состав го сударственного аппарата, у д а / лив в отставку тех из высоко поставленных правительствен ных чиновников, которые, по ее мнению, плохо справились со своими обязанностями. Ми нистр образования и науки Кен нет Бейкер свой пост сохра нил. И. МОНИЧЕВ, . корр. АПН. Лпнлоп.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz