Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1987 г. (г. Липецк)

НА АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ УРОК ПРАВДЫ Интервью с директором липецкой средней школы № 12 Н. А. Сушковой «Готовы ли к творчеству?». (№ 172 от 26 июля с. г.) — начало разговора о том, что необходимо сделать, чтобы школьная реформа не «буксовала». Педагог А. Бережанский сегодня делится своими мыс­ лями об улучшении преподавания истории в школе, ставя во главу угла личность самого учителя. Наше общество переживает период перестройки. Новое входит и в систему общего и специального образования. В печати справедливо отме­ чается, что историки—пред­ ставители академической и вузовской науки, а также пре­ подаватели учебных заведе­ ний разных уровней пока еще плетутся в хвосте собы­ тий. Догматизм, начетничест­ во, неспособность обобщать реальные факты жизни, ви­ деть ее во всем разнообразии проявлений — вот что тяже­ лее всего преодолевается пе­ дагогами. А между тем, каза­ лось бы, кому, как не им, обществоведам, следовало бы занять передовые позиции. Ведь им приходится разъяс­ н я т ь политику партии, высту­ п а я перед студенческой, уче­ нической или школьной-ч ау­ диторией. Сегодня очень важно на­ учить учащегося или школь­ ника аналитически мыслить, обдумывать исторические со­ бытия, сопоставлять, делать верные соответствующие вы­ воды. Чтобы воспитать эти качества, преподавателю при подготовке к занятиям мало думать только об одной ме­ тодике, как это нередко де­ лалось раньше. Надо серьез­ но, углубленно изучать сам предмет, который преподаешь. Но как ни странно, в пра­ ктике учителей содержание Небного материала отошло за последнее время на второй план. Главным считается уде­ ржать внимание учащихся на уроке, и для этого прибе­ гают к любым средствам: ис­ пользуют художественную ли­ тературу, технические сред­ ства. так называемый «раз­ даточный материал», «опере­ жающие задания». Методика обучения приобрела самодав- леющее значение, считается, что она способна вывести преподавателя чуть ли не из любых трудностей. А между тем урок истории должен отличаться от любо­ го другого урока знанием исторических фактов, доку­ ментальностью и высшей сте­ пени объективностью. Исто­ рическое знание не заменят ни выдающееся художествен­ ное произведение, ни талант­ ливый кинофильм, оно долж­ но базироваться на докумен­ тальных источниках. Недавно мне довелось при­ сутствовать на уроке по исто­ рии в одном из техникумов. Что касается методики, урок соответствовал всем канонам: объяснение педагога, работа с учебником, опережающие задания. Преподаватель го­ ворила о разрушениях, при­ чиненных нашей стране вой­ ной с фашистской Германией, о жертвах, понесенных на­ родом. Рассказ был эмоцио­ нально. усилен — на уроке звучала песня «День Победы», Затем педагог пред­ ложила ребятам по учебникам выяснить основные задачи че- тщэтого, послевоенного пя- ткГлетнего плана развития на­ родного хозяйства СССР. Че­ рез десять минут — опрос. Ответы, разумеется, были од­ носложны. Затем преподава­ тель продолжила объяснение темы. Речь шла об итогах пя­ тилетки. Приводились при­ меры самоотверженного тру­ да стахановцев послевоенной Ь поры: Г. Борткевича, П. Бы­ кова и других. Фамилии, ци- мисс — заключение Брестс­ кого мира. Изложение же материала в учебнике исто­ рии создает впечатление, что борьба большевистской пар­ тии, советского правительст­ ва за выход из империалисти­ ческой войны шла не с им­ периализмом германским, ан­ глийским или французским а почти исключительно со фры, от которых у учащихся своими сочленами по партии вряд ли оставалось цельное и ппавительетвлу впечатление о послевоенном периоде, его основных проб­ лемах. А ведь это-то как раз и было главным —показать ребятам, что пришлось пре­ одолевать с+ране. Тем более сегодня, с «высоты» прошед­ шего времени, мы лучше ви­ дим трудности той пятилетки: да. это самоотверженный труд советского народа, но и низ­ кие заготовительные цены на сельхозпродукцию, слишком «легкие» трудодни, техниче­ ское отставание ряда отрас­ лей народного хозяйства... Почему этого не должны знать ребята? Ведь правда истории—не в однобоком ее показе, а в целостном пред­ ставлении. После урока я прямо спро­ сил у преподавателя об этом. —А этого в учебнике нет, — ответила она. Я просмотрел самое после­ днее издание учебника по ис­ тории СССР для десятого класса под редакцией члена- корреспондента АН СССР Ю. С. Кукушкина. Действи­ тельно, этого не было. А ведь еще в изданиях учебни­ ков конца 60-х годов даже был раздел: «Трудное поло­ жение в сельском хозяйстве». О несовершенстве нынеш­ них учебников написано и сказано немало. Но Ведь на то и преподаватель в классе, чтобы нести свет истины, а не слепо повторять учебник. Учитель должен думать, про­ являть творчество. Не тут-то было! Как ему обойти ту массу преград, которая состо­ ит из всякого рода требова­ ний (например, чтобы урок помимо образовательной имел еще воспитательную и разви­ вающую цели) до деталей расписанной программы, раз­ личных указаний и, наконец, десятилетиями складывавших­ ся в школьном преподавании истории оценочных стереоти­ пов. Ведь при несоблюдении их преподавателя могут об­ винить, чего доброго, и в идеологическом уклоне! Даже таким известным пе­ дагогам. как Е., Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амо- нашвили,. нелегко было отой­ ти от шаблона, но заметьте, никто из них не историк, На таких предметах, как литера­ тура. которую ведет Ильин, помогает личностное отноше­ ние преподавателя к изучае- . мому материалу. В истории, как известно, личностное, то есть свое собственное, разу­ меется, обоснованное отно­ шение преподавателя к тем или иным историческим явле­ ниям и событиям отсутству­ ет. В свое время известный советский историк М. Н. Пот кровский говорил, что исто­ рия — это политика, пере­ вернутая в прошлое. К сожа­ лению, многие наши уроки истории являют собой про­ шлое, превращенное в поли­ тику в худшем смысле этого слова. Сколько подлинного драматизма пережила наша страна, когда, совершив пер­ вую в истории победоносную социалистическую револю­ цию, ей пришлось во внеш­ ней ’ политике столкнуться с необходимостью впервые пой­ ти с германским империализ­ мом на величайший компро­ Или другой пример. Поче­ му можно исторически прав­ диво показать позиции В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева по вопросу о мирном развитии революции и отношении к ло­ зунгу «Вся власть Советам!» в художественном произведе­ нии — повести Э. Г. Казаке­ вича «Синяя тетрадь», и в то же время продолжать быть далеким от правды в истори­ ческих работах и учебниках по и с т о р и и ? Подобных при­ меров можно привести нема­ ло. Не удивительно, что такое изложение истории формиру­ ет неверное превставление. Оно мешает видеть внутрен­ ние противоречия и труднос­ ти, связанные с преодолени­ ем голода и разрухи, восста­ новлением народного хозяй­ ства, установлением социали­ стической дисциплины тру­ да, определением пути и во­ зможных вариантов строи­ тельства социализма в нашей стране. Что дают такие уроки ис­ тории — хорошо известно. У сколько -нибудь думающих учащихся они вызывают без­ различие и апатию. Разве случайно, когда на вопросы ленинградской газеты, обра­ щенные К школьникам: о ком бы вы хотели подробней уз­ нать. во-первых, из деятелей литературы и искусства, и, во-вторых, из видны.у рево­ люционеров, в первом слу­ чае последовал ответ: о М. Боярском и А. Пугачевой, а во втором: ни о ком. («Со­ ветская культура», 2 мая 1987 г.) Вот вам и «воспита­ тельная» цель урока! Я далек от мысли, что ка­ кие-либо конкретные рекоме ндации по поводу того, как избавиться от этого печаль­ ного явления, могут дать бы­ стрые результаты. Несомнен­ но. однако, что пока истори­ ческая наука, учебники по|| истории не ответят на поста­ вленные жизнью вопросы: ожидать перемен в препода­ вании истории, а еще в боль­ шей степени — в отношении к ней со стороны учащихся |) вряд ли возможно. Второе, что не менее важ­ но — это уберечь преподава­ теля от густой паутины ука­ заний и рекомендаций, еде-1 лать его свободным от обяза­ тельного следования им, пре­ жде всего в методике обуче­ ния, и предоставить ему бо­ льше времени на изучение] документальных источников и материалов. Методика прело- давания должна быть направ­ лена на то, чтобы избавить урок истории от назидатель­ ного морализирования и пре' вратить в урок правды, вос­ питывающий у молодого по­ коления ответственное отно­ шение к судьбам своей стра­ ны, к ее настоящему и буду­ щему. Вот те минимальные пред­ посылки, которые, как мне кажется, необходимы Для существенного улучшения преподавания истории и дру­ гих общественных дисциплин, для повышения их статуса среди остальных предметов в общем и специальном сред­ нем образовании- А. БЕРЕЖАНСКИИ, преподаватель. КОНТАКТЫ ПОЧВА ДЛЯ ДОВЕРИЯ Недавно город Надым, в Тюменской области посетила группа канадских бизнесме­ нов. Это — не первый визит в Западную Сибирь предста­ вителей зарубежных деловых кругов. С качала семидесятых годов они принимают учас­ тие в строительных и техно­ логических проектах, связан­ ных с освоением здесь запа­ сов природного газа. В час­ тности, западные бизнесмены принимали участие в строи­ тельстве газопровода Сибирь — Западная Европа. Вице-президент одной из ведущих канадских компаний по распределению и транспо­ ртировке сырой нефти «Ин- терпровиншл пайплайн лими­ тен» Уильям Пирс сказал в беседе с корреспондентом АПН: —Мы приехали сюда, что­ бы ознакомиться с практи­ кой строительства газопрово­ дов. Конкретнее —с методом автоматической сварки труб. В этом деле Советский Союз преуспел. Мы хотим оценить возможности использования в Канаде советского технологи­ ческого опыта. Очень впечатляет произво­ дительность установки авто­ матической сварки, которую мы увидели в действии. .Со­ ветский Союз имеет приори­ тет в этой области. Отсюда и наш интерес. . Я считаю что нам 'надо расширять торговлю и эко­ номическое сотрудничество. От сотрудничества выигры­ вают обе стороны, оно не мо­ жет быть улицей с односто­ ронним движением. Международное сотрудни­ чество имеет не только дело­ вую сторону, — сказал Уильям Пирс, — Важны че­ ловеческие контакты, нам надо лучше знать друг дру­ га. Это создает почву для доверия и в конечном счете служит сохранению мира. Пе­ ремены, происходящие в СССР, способны послужить расширению деловых связей между нашими странами. О. ВАХРУШЕВ. (АПН). ИНФОРМАЦИЯ СКРЫВАЮТ ПРАВДУ ОБ АВАРИЯХ САН-ФРАНЦИСКО, 10 авгу­ ста. Корр. ТАСС Юрий Алгу- нов передаёт: хозяева концер­ на «Дженерал электрик» скры­ вают факты Грубых наруше­ ний техники безопасности и аварий на принадлежащих ему атомных электростанциях. На­ зывая это «тревожным обстоя­ тельством» , телекомпания Эн- би-си отмечает, что подобная практика на 37 АЭС электри­ ческого гиганта США сущест­ вует почти два десятилетия. Сведения о неполадках на реакторах «Дженерал элек­ трик» начали распространять­ ся еще в начале 70-х годов, однако в большинстве своем они носили форму слухов, ко­ торые немедленно опроверга­ лись руководством концерна. Тем не мецее в 1974 году под давлением общественности, обеспокоенной угрозой серьез­ ного радиоактивного зараже­ ния в случае крупной аварии на АЭС, правление директо­ ров концерна назначило спе­ циальную комиссию по изуче­ нию возникающих проблем. Через год .она подготовила объемистый документ, кото­ рый по имени ее председателя назвали «Докладом Рида». Систематическое несоблюде­ ние требований безопасности, отсутствие дисциплины на ра­ бочих местах, грубые техноло­ гические просчеты, дефекты строительства, конструктив­ ные ошибки в типовых проек­ тах АЭС — таков далеко не полный перечень проблем в атомном хозяйстве «Дженерал электрик», представленный ав­ торами исследования. В руко­ водстве концерна «Доклад Ри­ да» вызвал панику. «Нам не избежать проблем, если с до­ кументом ознакомятся клиен­ ты», — писал в докладной за­ писке один из высокопостав­ ленных чиновников «Джене­ рал электрик». Доклад попы­ тались положить под сукно. И не безуспешно. Скандал с новой силой раз­ горелся недавно, после того как в Цинциннати было воз­ буждено судебное дело про­ тив «Дженерал электрик». В иске указывалось, что по вине концерна местная атомная электростанция превратилась в источник постоянной угрозы жизни и здоровью жителей близлежащих районов. В ин­ тервью Эн-би-си несколько бывших сотрудников АЭС рас­ сказали, что на станции, пост­ роенной по типовому проекту, неоднократно имели место слу­ чаи выброса в атмосферу ра­ диоактивного газа с превыше­ нием всех допустимых норм, обнаруживались крупные тре­ щины в трубопроводах систе­ мы охлаждения реактора. В попытке предотвратить разоблачения хозяева «Дже- иерал электрик» утверждают, что все проблемы и недостат­ ки, отмеченные когда-то комис­ сией Рида, давно устранены, «Однако, — отметила Эн-би- си, — осведомленные лица доказывают обратное, заявляя, что концерн счел это слишком дорогим удовольствием». ТЕРРОР В ВОСТОЧНОМ ИЕРУСАЛИМЕ АММАН, 10 августа. (ТАСС). Израиль осуществляет политику иудаизации восточ­ ной (арабской) части Иеруса­ лима, незаконно аннексирован­ ной сионистским государст­ вом в 1967 году. Об этом го­ ворится в исследовании, прове­ денном издающимся в Лондо­ не журналом «Мидл ист интер- нэшнл». Иудаизация восточной части города предусматривает в пер­ вую очередь вытеснение отту­ да палестинцев и заселение евреями кварталов, где арабы проживали в течение многих поколений. Для достижения своих планов • сионисты не гнушаются никакими средст­ вами. Главное из них — сис­ тематический террор и насилие по отношению к палестинцам. В повседневной практике, го­ ворится в исследовании, сио­ нисты создают для них невы­ носимые условия жизни. По словам коренных жителей этого района Иерусалима, ев­ рейские поселенцы бросают в окна принадлежащих палес­ тинцам домов зажигательные бомбы, повреждают подведен^ ные к> зданиям коммуникации. Повседневной практикой ста­ ло оскорбление национальных и религиозных чувств палес­ тинцев. Так, по данным ж ур­ нала, за 20 лет оккупации. Во­ сточного Иерусалима израиль­ ские экстремисты свыше 100 раз совершали нападения на расположенную в этой части города знаменитую мечеть Аль-Акса — одну из главных святынь Ислама. Среди участ­ ников бесчинств были военно­ служащие, раввины и спрово­ цированные ими на выступле­ ния хулиганствующие элемен­ ты. При этом, как указывает «Мидл ист интернэшнл», дей­ ствия погромщиков остаются практически безнаказанными. НАМЕРЕНИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ БОНН, 10 августа. Корр. ТАСС Вячеслав Бондарев пе­ редает: социал-демократы ФРГ заявили о намерении еще до окончания летних парламент­ ских каникул созвать чрезвы­ чайное заседание бундестага, чтобы обсудить позицию пра­ вительства по проблеме ракет «Першинг-1А». Тем самым СДГ1Г собирается заставить официальный Бонн отказаться от искусственного создания препятствий на пути к разору­ жению и освобождению Евро­ пы от ракет средней дально­ сти и оперативно-тактических ракет. Как указывается в распро­ страненном здесь бюллетене фракции С.ДПГ- в бундестаге, своим упорным нежеланием отказаться от ракет «Пер­ шинг-1А» правительство ФРГ блокирует советско-американ­ ские переговоры в Женеве. Н а ф е с т и в а л е и с к у с с т в ЭДИНБУРГ, 10 августа. Корр. ТАСС Николай Пахомов пере­ дает: в этом древнем шотланд­ ском городе открылся 41-й Международный фестиваль ис­ кусств. С большим воодушевлением: встречено приветствие Генера­ льного секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, адресованное организаторам, участникам и зрителям фестиваля. Широкое участие СССР в Эдинбургском фестивале в этом году — «од­ на из самых главных его от­ личительных черт», отмечает газета «Таймс». Выступления известных исполнителей, худо­ жественных коллективов, дея­ телей культуры из СССР пос­ вящены 70-летию Советского государства. С огромным интересом здесь ожидают выступлений Ленин­ градского Большого драматиче­ ского театра им. М. Горького, оркестра Большого Театра Со­ юза ССР, квартета им. Д. Шо­ стаковича, певицы И. Архипо­ вой, мастеров национального ис­ кусства из Узбекистана, Тби­ лисского театра марионеток, фольклорного ансамбля из Ар­ хангельска «Сиверко» В дни работы фестиваля от­ крыты выставки прикладного искусства народов Средней Азии и Кавказа, выставки-про- дажи работ молодых советских художников, выставка миниа­ тюр мастеров палеха. Пройдут вечера поэзии Е. Евтушенко. О т к рытие археологов КАИР, 10 августа. (ТАСС). Крупного успеха добилась экс­ педиция египетских археологов, работающая в окрестностях го­ рода Сохаг. Ее участники рас­ чистили каменную кладку пло­ щадью около 2 тысяч квадрат­ ных метров, которая оказалась центральным залом храма, по­ строенного фараоном Ргмзесом II, сообщает агентство МЕНА. НАЙДЕНА УНИКАЛЬНАЯ З В У К О З А П И С Ь МШкр История этой записи такова. 22 июля 1908 года Томас Ал- ва Эдисон, знаменитый амери­ канский изобретатель, созда­ тель фонографа, обратился к Льву Толстому с просьбой сде­ лать для него несколько запи­ сей на английском и француз­ ском языках. «...Желательно, чтобы вы об­ ратились к народам всего ми­ ра, — писал Эдисон, — выс­ казав какую-либо идею, кото­ рая могла бы помочь челове­ честву продвинуться вперед в моральном и социальном от- шении. Мои фонограммы спространяются теперь во всех цивилизованных странах, а в США их уж е около мил­ лиона. Ваша слава всемирна, и я уверен, что Ваше обращение будет выслушано с жадным вниманием миллионами лю­ дей. которые не с м о г у т не на­ ходиться под впечатлением глубины и искренности ваших слов, а слова эти благодаря та­ кому «посреднику» будут со­ хранены навечно...» После некоторых колебаний Толстой ответил согласием. 23 декабря 1908 г. домашний врач Толстого Д. Маковицкий за­ писал: «Приехали от Эдисона двое англичан с хорошим фо­ нографом записать и потом воспроизвести голос Льва Николаевича». 24 декабря: «Лев Николае­ вич... сегодня, прежде, чем ска­ зать в фонограф, упражнялся, особенно в английском тексте». Толстой готовился к записи очень тщательно, волновался, долго обдумывал, что именно стоит записать, обращаясь, как это предполагал Эдисон, к. миллионам слушателей «во всех цивилизованных странах мира». На следующий день Толс­ той прочитал в фонограф по- английски свою «Притчу о до­ бром человеке» (в английском переводе она получила назва­ ние «Гостиница») и разные от­ рывки их своих философских трактатов. Долгие годы считалось, что эта звукозапись погибла в по­ жаре 1914 года, погубившем все хранилища эдисоновского центра (когда среди других бесценных записей погибла и единственная фонограмма го­ лоса Марка Твена). И вот теперь выяснилось, что звукозапись голоса Льва Толстого, вероятно, единствен­ ная, которая уцелела от пожа­ ра 1914 года. Открытию этому содействовали известная аме­ риканская писательница Бел Кауфман, сотрудник Нью- Йоркской публичной библиоте­ ки Эдвард Казинец и храните­ льница Музея Эдисона Мэри Б. Боулинг. В письме в Государственный литературный музей в Моск­ ве архивист. Мэри Б. Боулинг писала, в частности: «...В прошлом уж е не раз поднимался вопрос о том, что ж е стало с валиками, которые Толстой записал для Эдисона, в особенности с двумя запися­ ми на английском языке... Предпринятые поиски помог­ ли обнаружить массы связан­ ной с этим корреспонденции и документации, но не сами ва­ лики. Предполагается, .что они погибли во время большого по­ жара... Тем не менее в ответ на Ва­ ше письмо мы снова предпри­ няли тщательное исследование некоторых наших непомечен­ ных валиков. Я счастлива со­ общить Вам, что мы обнару. жили валик с записью Толсто­ го на английском языке «Го­ стиница». Притча для детей. Валик с записью Толстого сохранился благодаря тому, что менеджер студии Уолтер Миллер держал его у себя до­ ма. Пока мы предполагаем, что в огне пожара 1914 года по­ гиб сделанный тогда ж е валик с записью «Лицемерие обще­ ства» (так в лаборатории Эди­ сона был назван отрывок из трактата «Царство Божие внут­ ри вас»).,. Однако, — продол­ жает Мэои Б. Боулинг, — ес­ ли он обнаружится, я тут же дам Вам знать». Гении, подобные Льву Тол­ стому, обладают способностью говорить с людьми сквозь го­ ды. Удивительно современно звучит сегодня записанный по­ чти 80 лет назад голос Льва Толстого, призывающего в сво­ их притчах и трактатах к ми­ ру. справедливости и ненаси­ лию. Глубоко символично и то, что возрожденную запись Тол­ стого «Гостиница» привезла на его родину американская пи­ сательница Бел Кауфман, и она прозвучала, как и мечтал великий писатель, на весь мир в Москве на форуме «За безъ­ ядерный мир, за выживание че­ ловечества». Л ШИЛОВ, старший научный сотрудник Государственного литера­ турного музея в Москве. (АПН). ФРГ. Хаттинген... Название этого небольшо­ го рурского города символизирует сейчас под­ линную человеческую трагедию. 23 сентября текущего года по распоряжению хозяев кон­ церна «Тнссен» должна погаснуть местная домна «Хенрих-схютте». Для 4500 сталеваров, которые составляют почти все взрослое на­ селение Хаттингена, это означает потерю ра­ боты. В условиях Рура, где самый высокий в западногерманском государстве уровень без­ работицы, им будет очень нелегко найти сред­ ства для существования своих семей. По стра­ не в целом армия «лишних людей» уж е в те­ чение длительного времени насчитывает око­ ло двух миллионов человек. Металлургическая промышленность ФРГ переживает хроничес­ кий кризис. Однако власти не принимают эф­ фективных мер в целях оказания финансовой помощи выбрасываемым на улицу тружени­ кам и создания новых рабочих мест. НА СНИМКЕ: хаттингенцы, охваченные тре­ вогой за свое будущее, не намерены сдавать­ ся без боя; население готовится к решающим схваткам за спасение родного города от та­ бели, к упорной борьбе против произвола пред­ принимателей. (Фотохроника ТАСС). ТРЕБОВАНИЕ ПУШТУНСКИХ ПЛЕМЕН КАБУЛ, 10 августа. (ТАСС). С призывом усилить борьбу за сохранение традиционных прав пуштунов района Куррам об­ ратились к соплеменникам свя­ щеннослужители племени Ту­ ри. Собравшись на джиргу (совет), они заявили, что толь­ ко вооруженное сопротивление может заставить пакистанские власти и афганские экстреми­ стские банды прекратить аг­ рессию против населения Кур- рама. В этом районе северо-запад­ ной пограничной провинции Пакистана прошли также джир­ ги отдельных пуштунских кла­ нов и жителей ряда населен­ ных пунктов. В частности, на форумах племен даупарзай и мелихейль были приняты об­ ращения к пакистанским влас­ тям с требованиями незамед­ лительно положить конец про­ тивоправным действиям ар­ мейских подразделений и аф­ ганских бандитов, осуществля­ ющих репрессивные акции против мирного населения Куррама. Эскалация боевых действий в приграничных районах Па­ кистана отвечает интересам американского империализма, заявил в интервью агентству Бахтар находящийся в настоя­ щее время в ДРА председа­ тель совета улемов племени моманд Маулави Хабибулла. Беспрецедентный рост напря­ женности и насилия в Курра- ме, вызванный агрессией Исла­ мабада, является шагом в сто­ рону превращения этого райо­ на в основную базу войны про­ тив Афганистана. РАСПРАВА С БОРЦАМИ ЗА МИР НЬЮ-ЙОРК, 10 августа. (ТАСС). «Нет» — ядерным ис­ пытаниям!», «Взрыв атомной бомбы в Нагасаки должен стать последним в истории человечества!» — скандирова­ ли сотни манифестантов. у ядерного полигона в штате Невада в воскресенье. 217 уча­ стников антивоенной демонст­ рации, приуроченной к 42-й годовщине атомной бомбарди­ ровки Нагасаки, арестованы полицией и агентами ФБР. Жестоко расправилась поли­ ция и с демонстрантами у атомного военного предприятия близ города Боулдер (штат Ко­ лорадо), где сторонники мира легли на дорогу, заблокировав доступ на завод. Они требова­ ли закрыть предприятие, на котором производятся плуто­ ниевые взрыватели для ядер­ ного оружия. г > Л —' ЕГОДНЯ среда, 17 июня. Какое число будет в следующую среду?» Если вы так же, как совсем недавно и я, станете искать в этом вопросе скрытый подвох, не стоит трудиться. Ответ имен­ но таков, каким он и должен быть. Следующая среда, ес­ тественно, 24 июня. Между тем каждый пятый из четырех ты­ сяч пятнадцатилетних подрост­ ков — выпускников средних школ Лондона — не смог удовлетворительно ответить на этот и другие вопросы, слож­ нейший из которых звучал так: «Сколько секунд в четверти минуты?» Вопросник был пред­ ложен лондонским региональ. ным экзаменационным советом в качестве типового для вы­ пускного экзамена по устно­ му счету. Вопросы зачитыва­ лись медленно, на обдумыва­ ние каждого давалась почти минута, и тем не менее ре­ зультаты оказались далеко не блестящими. Это. могло восприниматься как курьезы, если бы не от­ ражало глубокого кризиса всей системы школьного образова­ ния в Англии. Еще совсем не­ давно Британия гордилась как одним из своих впечатляющих достижений разветвленной и эффективной сетью бесплатных государственных школ. На их фоне существование при­ вилегированных частных учеб­ ных заведений с высокой пла­ той за обучение не выгляде­ ло вопиюще антидемократич­ ным. Дети из рядовых семей могли получить достаточно ос­ новательное среднее образова­ ние в государственных школах. Сегодня ж е подавляющее большинство англичан уверены, что высокий уровень обучения сохранился только в платных учебных заведениях. В частные школы перешли соблазненные более высокой заработной пла­ той наиболее квалифицирован, ные преподаватели. Только ча- стные школы смогли устоять против сокращения расходов правительства на образование. В их распоряжении всегда ос­ тается наиболее простое сред­ ство — повышение платы, взи­ маемой с родителей. Удивительно ли, что малы­ намерено. Если у родителей нет денег, чтобы платить за обучение детей, — это их про­ блема. Значит, либо дети не получат хорошего образования, либо родители изыщут возмож­ ности заработать им на учебу. У выпускников частных школ во много раз более высокие шансы попасть в хороший кол­ ледж или престижный универ­ лишь детям из семей, составля­ ющих незнауительнрш про­ цент населения страны. Поэтому оппозиционные пар­ тии настаивают на пересмотре бюджета народного образова­ ния, выделении дополнитель­ ных ассигнований местным властям на содержание нахо­ дящихся в их ведении школ. Прогрессивная печать посто­ ______ ,____ ИХ Ш КАЛА ЦЕННОСТЕЙ ------------------ ЭКОНОМИЯНА ШКОЛЕ ши-первоклассники одной из лондонских частных школ щел­ кали как орехи те же самые задачи на устный счет, кото­ рые ставили в тупик велико­ возрастных старшеклассников государственных учебных за­ ведений? Проблема школьного образо­ вания была в числе наиболее острых в ходе политической кампании накануне прошедших недавно всеобщих парламент­ ских выборов. Правящую кон­ сервативную партию справед­ ливо критиковали за то, что она привносит неустойчивую стихию рыночной экономики в сферу образования, то есть в одну из важнейших областей общественной жизни, которая не должна быть подвластна никакой конъюнктуре. В упро. щенном виде философия сов­ ременного <<тэтчеоизмт» в об­ разовании, по с у т и , сводится к следующему. Школы, у кото­ рых не хватает средств, дол­ жны либо закрываться, как за. крываются обанкротившиеся фирмы, либо начинать взимать плату за обучение. Содержать их за свой счет государство не ситет, что, в свою очередь, служит пропуском для перво­ очередного получения рабоче­ го места — огромная привиле­ гия в стране с массовой без­ работицей снеди молодежи. По­ этому английская статистика отмечает в последнее время резкий рост числа домашних хозяек, стпемяшихся найти лю­ бой заработок с единственной целью — заплатить за место в частной школе для своего ре­ бенка. Многим родителям при­ ходится идти на настоящие жертвы. Они трудятся на д в у х работах или сверхурочно на основной, недосыпают, отказы­ вают себе в каждой мелочи. Усилиями родителей число детей, обучающихся в частных школах, в последнее время не­ сколько возросло, несмотря на заметный рост платы за обуче­ ние. Это дает Маргарет Тэт­ чер основания утверждать, что политика ее кабинета в обла­ сти образования была правиль­ ной. Однако неоспоримым ос­ тается тот факт, что частные школы — это по-поежнему элитарные, привилегированные учебные заведения, доступные янно привлекает внимание об­ щественности к проблеме не­ хватки учебников. Невероятно, но в стране, хде книжные ма­ газины буквально завалены бульварными романами ебтен наименований, тротуары загро­ мождены кипами бесплатных рекламных листовок, брошюр, проспектов, школьникам не хватает самых необходимых учебных пособий и учебников. Сельским школам приходится особенно тяжко. За восемь лет правления консерваторов го­ сударство практически пере­ стало выделять для них сред­ ства, полагая, что расходы на содержание учебных заведений, где число учеников невелико, —- это распыление ресурсов. Около 800 сельских школ се. годня закрыты, а их питомцы вынуждены совершать ежеднев­ ные поездки в соседние горо­ да. Англичане, чьи заработки не позволяют помещать детей в частные учебные заведения, са­ мостоятельно ищут возможно­ сти дать им приличное обра­ зование. Интересный пример изобретательности родителей— новая школа в маленьком по­ селке Хартленд, где всего 27 детей школьного возраста. Не добившись помощи от местных властей, родители взялись за дело сами. Они отремонтирова­ ли здание заброшенной церкви и нашли по соседству двух безработных учителей, которые согласились преподавать за грошевую плату. Чтобы суще­ ствовать без помощи государ­ ства, школе приходится взи-- мать с семей учеников плату. Ею могут служить дрова для отопления классов зимой, или краска для периодического об­ новления фасада, или старые книги для школьной библиоте­ ки, или, наконец, уборка школь­ ных помещений. Энтузиасты из Хартленда до­ вольны своим начинанием. Од­ нако и им ясно, что их путь— мера чрезвычайная. Проблему сельских школ, как и школь­ ного образования в целого спо­ собно решить только государ­ ство. Собирается ли онр за­ няться ею? В период предвы­ борной кампании было дано много обещаний. Но вот стра­ сти улеглись, и только что объявлено, что расходы консер- . вативного правительства на нужды образования в следую­ щем финансовом году сокра­ тятся, как ожидается, еще на 130 миллионов фунтов стерлин­ гов. Примечательна и такая деталь. После победы на вы­ борах Маргарет Тэтчер основа, тельно перетряхнула состав го­ сударственного аппарата, у д а / лив в отставку тех из высоко­ поставленных правительствен­ ных чиновников, которые, по ее мнению, плохо справились со своими обязанностями. Ми­ нистр образования и науки Кен­ нет Бейкер свой пост сохра­ нил. И. МОНИЧЕВ, . корр. АПН. Лпнлоп.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz